cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Капитанская дочка урок литературы в 8 классе: Урок литературы в 8 классе по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему:

«Капитанская дочка» А. С. Пушкина как реалистический роман. Уроки литературы в 8 классе


Урок 12. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический роман

Урок 13. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя

Урок 14. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа

Урок 15. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: женские образы в романе

Урок 16. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения

Урок 17. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры романа

Урок 18. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Урок развития речи 2

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
КАК РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН
УРОК 12

Основное содержание урока
История создания романа. Его сюжет и герои. Начальные представления об историзме художественной литературы, о романе, о реализме. Фрагменты романа в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.


Устный рассказ об истории создания романа. Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Толкование эпиграфов к главам романа. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия историзм, реализм, роман.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. История создания романа

Рассказ учителя об истории создания романа «Капитанская дочка» (см. страницу «Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»»).
В сопоставлении «Капитанской дочки» с романом «Ложный Пётр III» поможет статья Л. А. Степанова «К истории создания “Капитанской дочки”» .

II. Сюжет и герои «Капитанской дочки»

Вступительная беседа:

— Перескажите кратко сюжет романа. Какие события составляют основные элементы сюжета романа: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку?

— Кто главные герои романа? Почему роман так называется?

— Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Подведём итоги».

По образцу заполните таблицу «Структура романа “Капитанская дочка”»:

ТАБЛИЦА
«Структура романа “Капитанская дочка”»

Номер главы

Название главы

Эпиграф

Герои

I

Сержант гвардии

— Был бы гвардии он завтра ж капитан.
— Того не надобно; пусть в армии послужит.
— Изрядно сказано! Пускай его потужит…
…………………………………………
Да кто его отец?
Княжнин

Андрей Петрович Гринёв, Авдотья Васильевна, Савельич, Бопре, Пётр Андреевич Гринёв, Иван Иванович Зурин

II

Вожатый

         

         

III

Крепость

         

         

IV

Поединок

         

         

V

Любовь

         

         

VI

Пугачёвщина

         

         

VII

Приступ

         

         

VIII

Незваный гость

         

         

IX

Разлука

         

         

X

Осада города

         

         

XI

Мятежная слобода

         

         

XII

Сирота

         

         

XIII

Арест

         

         

XIV

Суд

         

         

Заполнение таблицы может быть продолжено дома и на последующих уроках.

— Часть какой пословицы Пушкин берёт эпиграфом к роману?

— Как вы понимаете этот эпиграф?

Групповая работа:

Группа 1.

Перескажите кратко историю Петра Гринёва до его отъезда в армию.

Прокомментируйте слова и выражения: Семёновский полк, паче всякого чаяния, каналья.

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава I).

Прокомментируйте эпиграф к главе I.

Какие средства комического использует Пушкин, рассказывая о родителях Гринёва и о его детстве?

*Докажите, что начало романа близко жанру семейной хроники.

Группа 2.
Перескажите близко к тексту эпизод пребывания Петруши Гринёва в Симбирске.

Какие чувства борются в душе Гринёва после проигрыша Зурину?

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава I).

Фрагменты романа в актёрском исполнении

Группа 3.
Прочитайте выразительно и прокомментируйте эпиграф к главе «Вожатый».

Почему глава начинается народной песней?

Как характеризует Гринёва разговор с Савельичем?

Каков характер Савельича?

Прочитайте по ролям фрагмент главы II со слов «Я приближался к месту моего назначения» до слов «…убаюканный пением бури и качкою тихой езды».

Какие факты указывают на неопытность Гринёва?

Какие приметы бурана знал ямщик?

Что изумило Гринёва в поведении вожатого?

*Как в этих деталях отразилось пушкинское отношение к народу?

*Какое символическое значение имеет описание бурана?

В чём аллегорический смысл сна Петруши Гринёва?

Группа 4.
Как выглядел вожатый?

Почему Петруше «наружность его показалась замечательна»?

*Какие черты исторического романа появляются в главе II?

Каков иносказательный смысл пословиц, которыми изъясняются вожатый и хозяин трактира?

Что поражает автора в народной речи?

Прочитайте по ролям фрагмент главы II со слов «Проснувшись поутру довольно поздно…» до слов «…позабыл о вчерашней вьюге, своём вожатом и заячьем тулупе».

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава II).

Как характеризует Гринёва его подарок вожатому?

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава II).

Практическая работа.
Составление плана анализа эпизода «Первая встреча Гринёва с Пугачёвым».
Изучите примерный план анализа эпизода литературного произведения:

Примерный план
анализа эпизода литературного произведения

Эпизод (греч. Epeisodion) — привходящий

I. Самостоятельный структурный элемент, законченное целое

1. Речевой строй эпизода:

Диалог

Повествование

Описание

Основной конфликт диалога

События и их динамика

Что и как описано (пейзаж, портрет, интерьер)

Речевые характеристики

Герои, их поступки

Чьими глазами дано описание

Особенности авторских ремарок

Взаимосвязь героев и событий; причинно-следственные связи

Способы описания состояния

Подтекст

Художественное время и пространство

Роль художественных деталей

2. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде

3. Эмоциональный пафос эпизода

4. Мастерство писателя, особенности писательского стиля

II. Часть произведения, звено в общей цепи событий

1. Место эпизода в развитии сюжета и композиции

2. Герои эпизода в системе образов произведения

3. Отражение в эпизоде особенностей жанра, авторского творческого метода, литературного направления

4. Связь темы, проблемы и конфликта эпизода с темой, проблематикой и конфликтом всего произведения

5. Выражение в эпизоде авторской позиции, мировоззрения и идейно-эстетических взглядов писателя

6. Значение эпизода для раскрытия идейного смысла произведения

III. Место эпизода в контексте творчества писателя, в русской и мировой литературе и культуре

Определите границы эпизода «Первая встреча Гринёва с Пугачёвым».

Выберите из примерного плана анализа эпизода литературного произведения пункты, актуальные для анализа данного эпизода.

Составьте свой план анализа эпизода и кратко расскажите об эпизоде как самостоятельном структурном элементе.

III. Начальные представления об историзме художественной литературы, о романе, о реализме

Работа со «Словарём литературоведческих терминов».

Дайте определение понятий:

ИСТОРИЗМ — способность художественной литературы точно воссоздавать облик, колорит, дух ушедшей исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях.
И. придает произведению характер правдивого исторического свидетельства.

РОМАН (от франц. roman) — жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни.
Характерные свойства Р.: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия.

РЕАЛИЗМ (от позднелат. — вещественный, действительный) — ведущее литературное направление XIX-XX веков, один из главных художественно-творческих принципов литературы и искусства, ориентированный на адекватное воспроизведение окружающей действительности, общества в целом и человеческой личности в ее различных проявлениях по отношению к действительности и обществу.

Заполните примерами таблицы (по группам):

Т а б л и ц а  1.   Черты историзма в романе «Капитанская дочка»

ТАБЛИЦА
Черты историзма в романе «Капитанская дочка»

Черты историзма

Примеры

1. Воссоздание облика, колорита, духа исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях

         

2. Способность автора отобразить самобытность эпохи, показать своеобразие облика и характеров персонажей

         

3. Изображение событий прошлого, исторических деятелей, историко-бытовых, батальных сцен

         

Т а б л и ц а  2.  Черты романа в «Капитанской дочке»

ТАБЛИЦА
Черты романа в «Капитанской дочке»

Черты романа

Примеры

1. Эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определённый период времени (или в течение целой человеческой жизни)

         

2. Многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц

         

3. Наличие системы равнозначных персонажей

         

4. Охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем

         

5. Значительная временная протяжённость действия

         

Т а б л и ц а  3.  *Черты реализма в романе «Капитанская дочка»

ТАБЛИЦА
Черты реализма в романе «Капитанская дочка»

Черты реализма

Примеры

1. Изображение жизни в соответствии с объективной реальностью; правдивое воссоздание «типических характеров в типических обстоятельствах»

         

2. Не только описание фактов, событий, людей и вещей, но и показ закономерностей, действующих в жизни, взаимоотношений человека и среды, героя и времени

         

3. Отбор писателем точных черт реальной действительности и обогащение читателя знанием жизни

         

4. Отбор и оценка явлений жизни, умение представить их как характерные, типические с учётом мировоззрения писателя, способности уловить движение эпохи

         

5. Историзм мышления (видение исторической перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего), социальный анализ (изображение явлений в их социальной обусловленности), социальная типизация (изображение людей, в индивидуальных чертах и поведении которых воплощены черты людей данной эпохи, социальной среды, национальности)

         

Т а б л и ц а  4.   Пётр Гринёв как реалистический герой

ТАБЛИЦА
Пётр Гринёв как реалистический герой романа «Капитанская дочка»

Черты реалистического героя

Примеры

1. Изображение глубин души героя, исследование обстоятельств жизни, мотивации и причин его поступков

         

2. Показ взаимодействия героя со средой, влияния эпохи, общественных условий на его нрав и духовный мир

         

3. Обусловленность поступков как социально-историческими обстоятельствами, так и психологией, нравственным выбором героя

         

4. Исследование способности героя противостоять обстоятельствам, проявляя свободу воли

         

5. Обобщённый тип человеческой индивидуальности, характерной для определённой общественной среды

         

6. Показ героя в развитии; наличие у него прошлого, настоящего и будущего; изменение характера героя под влиянием обстоятельств

         

7. Отсутствие одной, преобладающей черты характера, наличие разных, порой противоречивых черт личности

         

Заполнение таблиц может быть продолжено дома и на следующих уроках.

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Какие реалистические принципы изображения жизни и человека отразились в главах I—II романа «Капитанская дочка»?

Почему роман «Капитанская дочка» можно назвать реалистическим историческим романом?

Домашнее задание

Завершить заполнение таблиц (по выбору учителя).

Выбрать из романа ключевые эпизоды, связанные с историей Петра Гринёва (главы III, IV, V, VIII, X, XI).

Подготовить их пересказ и историко-культурное комментирование.

Письменно проанализировать эпизод «Первая встреча Гринёва с Пугачёвым»
или ответить на вопрос «Какую роль в композиции романа играют пушкинские эпиграфы?» (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Выполнить (по выбору учителя) задания из раздела «Поразмышляем над языком романа А. С. Пушкина “Капитанская дочка”» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим»).

Следующий урок: А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя >>>

Урок литературы в 8 классе по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок литературы
в 8 классе
по произведению
А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
Оборудование:
1. Литература 8 класс ч.1. Учебникхрестоматия.
2. Мультимедийный проектор.
3. Кадры из фильма по роману «Капитанская
дочка».
4. Аудиозапись калмыцкой сказки.
5. Иллюстрации
к эпизодам романа.
I этап. Организационный.
1. Приветствие учителя и учеников.
2. Проверка готовности класса к уроку (на
столах: тексты романа А.С.Пушкина
«Капитанская дочка», рабочие тетради).
3. Создание на уроке атмосферы общения.
II этап урока
Восстановите порядок событий:
1. П.Гринев в гостях у Пугачева в доме
коменданта.
2. Встреча с вожатым.
3. Совместная поездка Гринева и Пугачева.
4. «Мы расстались дружески».
5. Взятие пугачевцами крепости.
6. Прощание Гринева и Пугачева перед
отъездом Петра в Оренбург.
7. Пугачев и Гринев в Белогорской крепости.
8. Встреча Пугачева и Гринева «во дворце»
9. «Последняя встреча».
По тексту: 2,5,1,6,8,3,7,4,9
Эпизоды по тексту:
1. Встреча с вожатым.
2. Взятие пугачевцами крепости.
3. П.Гринев в гостях у Пугачева в доме
коменданта.
4. Прощание Гринева и Пугачева перед отъездом
Петра в Оренбург.
5. Встреча Пугачева и Гринева «во дворце».
6. Совместная поездка Гринева и Пугачева.
7. Пугачев и Гринев в Белогорской крепости.
8. «Мы расстались дружески».
9. «Последняя встреча».
Учащиеся восстанавливают порядок событий и в рамках
одного – двух предложений высказывают основную
мысль каждого эпизода.
(на работу – 7 минут)
?? – О каком герое мы сегодня будем говорить?
Учитель: ребята, мы сегодня не просто будем
раскрывать образ Пугачева в романе, а попытаемся
определить, какие средства использует автор для
создания характеристики персонажа.
Тема урока:
Средства создания образа
Емельяна Пугачева в романе
А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
Сформулируем цели:
1. Раскрыть образ Пугачева в романе.
2. Определить средства создания образа.
3. Обобщить полученный материал.
На определение темы и целей урока – 2 минуты
Цели, которые учитель ставит для работы на
уроке:
1. Показать противоречивость характера
Пугачева.
2. Развивать умение школьников видеть и
оценивать смысл художественных деталей,
портретных зарисовок, диалогов, поступков
героев.
3. Воспитание милосердия, честности.
III этап урока
Словарная работа (учащиеся называют, какие средства
создания образа героя они знают, объясняют — 3 минуты)
Средства создания образа персонажа:
Художественная деталь – это внешность
героя, детали одежды, обстановка, в которой
он находится, мимика, жесты, эмоции.
Портрет
Речь (диалог, монолог)
Поступки героя
Отношение героя к окружающим
Отношение окружающих к герою
IV этап урока
Работа в малых группах (в парах)
Каждой группе даются эпизоды, заявленные в
начале урока.
Задание: найти в тексте средства, используемые
автором для создания образа Пугачева.
Прокомментировать материал.
(На работу с текстом — 3 минуты)
(Учащимися роман прочитан полностью,
домашним заданием было пересмотреть текст и
отобрать материал, касающийся Пугачева)
Далее учащиеся называют средства и делают
выводы (На работу – 18 минут).
Встреча с вожатым
Цитаты из текста
«…воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что
шевелится. Должно быть, или волк или
человек»
Средство
Портрет
«Сметливость его и тонкость чутья»
«Черная борода и два сверкающие глаза»
«Наружность его показалась мне замечательна:
он был лет сорока, росту среднего, худощав и
широкоплеч. В черной бороде его
показывалась проседь; живые большие глаза
так и бегали. Лицо его имело выражение
довольно приятное, но плутовское»
«Спасибо, ваше благородие! Награди вас
господь за вашу добродетель. Век не забуду
ваших милостей»
Отношение героя
к окружающим
Цитаты из текста
Средство
«В огород летал конопли клевал; швырнула
Речь героя
бабушка камушком — да мимо. Ну, а что ваши?»
«Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки,
будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять)
заткни топор за спину: лесничий ходит»
Учащиеся
Учитель
Перед нами простой
человек, вызывает
симпатию. Своеобразная
речь героя говорит о том,
что он из народа.
Художественные средства помогают
увидеть нам природные качества
человека, еще «не играющего роль».
Поражает его сметливость, какая-то
загадочная сила. Автор несколько раз
обращает наше внимание на глаза
вожатого, «сверкающие и живые».
Взятие Пугачевым крепости
Цитаты из текста
«Между ими на белом коне ехал человек в
красном кафтане, с обнаженной саблею в
руке…»
«Он махал саблею и, казалось, с жаром их
уговаривал…»
«Пугачев сидел в креслах на крыльце
комендантского дома. На нем был красный
казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая
соболья шапка с золотыми кистями была
надвинута на его сверкающие глаза»
Средство
Поступки
Портрет
Мимика
«Пугачев грозно взглянул…»
«Мрачно нахмурился»
Сказал с усмешкой: «Его благородие знать
одурел от радости. Подымите его!»
«Унять старую ведьму!»
Речь
Учащиеся
Данные средства
показывают нам Емельяна
Пугачева смелым,
мужественным.
С одной стороны,
жестокий и беспощадный,
с другой, дарует жизнь
Гриневу.
Учитель
Действительно, в одном человеке
уживаются совершенно
противоположные качества:
жестокость и беспощадность,
милосердие и благодарность.
Пугачев жестоко расправляется с
теми, кого он считает угнетателями
крестьян.
Все это позволяет нам сделать
вывод о противоречивости натуры
Пугачева.
Учитель: сейчас я предлагаю вам просмотреть кадр из
фильма, который относится к главе «Приступ», и
выявить несоответствие с текстом романа.
Ученики: нарушен порядок повествования: убийство
Василисы Егоровны.
П.Гринев в гостях у Пугачева в доме коменданта
Цитаты из текста
«А, ваше благородие!» — сказал Пугачев, увидя
меня. — «Добро пожаловать; честь и место,
милости просим»
Средство
Отношение к
другим
«Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на
стол и подпирая черную бороду своим широким Портрет
кулаком. Черты лица его, правильные и
довольно приятные, не изъявляли ничего
свирепого. Он часто обращался к человеку лет
пятидесяти, называя его то графом, то
Тимофеичем, а иногда величая его дядюшкою»
«Ну, братцы», — сказал Пугачев — «затянем-ка
на сон грядущий мою любимую песенку.
Народная песня
«Пугачев смотрел на меня пристально, изредка
прищуривая левый глаз с удивительным
выражением плутовства и насмешливости.
Наконец он засмеялся, и с такою непритворной
веселостию…»
Портрет
Цитаты из текста
«Обещаешься ли служить мне с усердием?»
Средство
Речь
«Чему ты усмехаешься? — спросил он меня
нахмурясь. — „Или ты не веришь, что я великий
государь? Отвечай прямо“.
«Моя искренность поразила Пугачева. „Так и
быть“ — сказал он, ударя меня по плечу. —
„Казнить так казнить, миловать так миловать»
Отношение к
другим
Учитель: А мы верим, что Пугачев – царь? Докажите
свою точку зрения.
Учащиеся:
Не умеет читать
Простонародная лексика
Просторечия
Внешний вид: шапка набекрень
Учащиеся
Учитель
Художественные средства
опять показывают нам
простого человека,
который смеется, поет
песни, прост в общении с
товарищами.
Перед нами не глава крестьянского
восстания, не царь – а человек.
Человек прямой и открытый, он
уважает прямых и мужественных
людей.
Пугачев «наступает» на
собственную гордыню и самолюбие и
с пониманием относится к Гриневу.
Прощание Гринева и Пугачева
перед отъездом Петра в Оренбург
Цитаты из текста
Средство
«Пугачев остановился на крыльце и со всеми
поздоровался. Один из старшин подал ему
мешок с медными деньгами, и он стал их метать
пригоршнями»
Отношение к
другим
«Ступай сей же час в Оренбург и объяви от меня
губернатору и всем генералам, чтоб ожидали
меня к себе через неделю. Присоветуй им
встретить меня с детской любовию и
послушанием; не то не избежать им лютой
казни. Счастливый путь, ваше благородие!»
Речь
«Ваше благородие! Отец наш вам жалует
Поступки
лошадь и шубу с своего плеча…да еще… полтину
денег…»
Учащиеся
В речи Пугачева слышится
и угроза, и насмешка.
Проявляет великодушие
по отношению к Гриневу.
Встреча Пугачева и Гринева «во дворце»
Цитаты из текста
Средство
«Пугачев сидел под образами, в красном
кафтане, в высокой шапке, и важно подбочась»
Портрет
«Пугачев узнал меня с первого взгляду.
Поддельная важность его вдруг исчезла»
Отношение к
другим
«Глаза у Пугачева засверкали. «Кто из моих
людей смеет обижать сироту?» — закричал
он. — «Будь он семи пядень во лбу, а от суда
моего не уйдет. Говори: кто виноватый?»
Речь, интонация
«Пугачев заметил мое смущение. «Ась, ваше
благородие?» — сказал он мне подмигивая»
Отношение к
герою
«Твоя невеста!» — закричал Пугачев. — «Что ж
ты прежде не сказал? Да мы тебя женим, и на
свадьбе твоей попируем!»
Речь
«Мы с его благородием старые приятели…»
Учащиеся
Внимательный, радуется,
смеется, называет Гринева
приятелем – проявляет участие
к людям.
Учитель
Действительно, речь героя, ее
интонация, мимика,
проницательный взгляд – все
это говорит, что ничто не
ускользнет от взора Пугачева.
Совместная поездка Гринева и Пугачева
Цитаты из текста
«О чем, ваше благородие, изволил задуматься?»
«Страшно тебе?»
Средство
Речь героя,
диалог
Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как
говорит обо мне ваша братья»
«С Федор Федоровичем? А как же нет? С вашими
енаралами ведь я же управляюсь; а они его
бивали. Доселе оружие мое было счастливо. Дай
срок, то ли еще будет, как пойду на Москву»
«Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало.
Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно
держать ухо востро; при первой неудаче они
свою шею выкупят моею головою»
Калмыцкая сказка
Аллегория
Учащиеся
В речи Пугачева мы слышим
хвастовство, самоуверенность.
Одинок.
Учитель
Диалог раскрывает внутренний
мир героя: он понимает свою
обреченность, но готов идти до
конца.
Учитель: Ребята, я предлагаю прослушать
аудиозапись текста сказки и ответить на вопросы:
1. Как вы понимаете ее смысл?
2. С кем сравнивает себя Пугачев и почему?
Ученики: Рассказывая об орле и вороне, Пугачев
подразумевает людей. Себя сравнивает с орлом –
птицей вольной и свободной. По его мнению, лучше
прожить короткую, но яркую событиями жизнь, чем
долгую, но скучную и незаметную.
Пугачев и Гринев в Белогорской крепости
Цитаты из текста
«Скажи, братец, какую девушку держишь ты у
себя под караулом? Покажи-ка мне ее»
«Веди ж меня к ней»
«Отворяй! »
«И ты смел меня обманывать!»
«Пугачев устремил на меня огненные свои
глаза.»
«…лицо его мрачилось»
«И то правда» — сказал смеясь Пугачев. — «Мои
пьяницы не пощадили бы бедную девушку.
Хорошо сделала кумушка-попадья, что
обманула их.»
«…суровая душа Пугачева была тронута»
Средство
Речь героя,
интонация,
мимика, взгляд
Учащиеся
Учитель
Основная деталь – это речь
Казалось бы, Пугачев говорит
героя. Через речь автор
спокойно, но слово его твердое,
показывает все эмоции, которые весомое, от которого «мурашки
переживает Пугачев в данной
бегут по коже».
сцене.
Он сердится, негодует, но
понимает, что Гринев прав.
Обманув Пугачева, он спасает
жизнь Маше Мироновой.
«Мы расстались дружески»
Цитаты из текста
Средство
«Мы расстались дружески. Пугачев, увидя в
Действие, жесты,
толпе Акулину Памфиловну, погрозил пальцем и речь героя
мигнул значительно; потом сел в кибитку, велел
ехать в Берду, и когда лошади тронулись, то он
еще раз высунулся из кибитки и закричал мне:
«Прощай, ваше благородие! Авось увидимся
когда-нибудь»
Учащиеся
Цепочка действий показывает нам, что Пугачев
суетится, торопится, хочет попрощаться с
Гриневым, но что-то его удерживает. И все-таки,
когда уже лошади тронулись, он прощается с ним.
Мы видим явную симпатию двух героев романа
друг к другу.
Последняя встреча
Цитаты из текста
«…он присутствовал при казни Пугачева,
который узнал его в толпе и кивнул ему
головою, которая через минуту, мертвая и
окровавленная, показана была народу»
Учитель
Происходит последний
молчаливый диалог между
героями произведения. В нем и
боль, и скорбь, и молчаливое
прощение…
Средство
Жесты
V этап урока. Подведем итог: (3 минуты)
?? -Какие средства изображения героя, использовал
А.С.Пушкин в романе? Как они помогли нам раскрыть
образ Емельяна Пугачева?
Учащиеся
Учитель
Автор использует
такие средства, как
портрет, речь героя,
его диалоги с
действующими
лицами, а также его
поступки.
Все эти средства
помогли нам
представить
противоречивую
фигуру Пугачева.
Пугачев – историческая личность, но
А.С.Пушкин придает данному персонажу
вымышленные черты, и перед нами
предстает, с одной стороны, простой человек
со своими благородными поступками, с
другой — талантливый, самобытный
предводитель народа, удалой и безгранично
смелый, хотя и не лишенный противоречий.
Особенность Пушкина как писателя – в
точности и краткости описаний, в умении
немногими словами передать не только
внешний облик героя, но и глубину его
внутреннего мира, его переживания и
стремления.
VI этап урока
Рефлексия
Составляем синквейн:
(3-4 минуты)
Пугачев
Жестокий, милосердный
Убивал, миловал, понимал
Характер Емельяна Пугачева противоречивый
Народный заступник
Пугачев
Пугачев
Строгий, мудрый
Искренний, жестокий.
Казнил, миловал, прощал
Убивал, жалел, руководил.
Противоречивая натура героя.
Простой человек,
Заступник.
желающий власти
Противоречивый.
Пугачев
Пугачев
Благородный, вежливый.
Злой, благородный.
Убивал, нападал, обманывал. Убивал, миловал, помогал.
Мужчина лет сорока,
Пугачев казнил
с бородой.
помещиков и дворян.
Защитник народа.
Злодей.
Домашнее задание:
Пишем сочинение по роману А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
Темы сочинений обговорены заранее.

Капитанская дочка Вопросы и ответы

by WittyChimp Team

Привет всем!! В этой статье будут представлены вопросы и ответы «Капитанская дочка».

Это стихотворение написано Джеймсом Томасом Филдсом. В моих предыдущих сообщениях я поделился вопросами и ответами Марсианские хроники, Blackwood House и Неумолимая обезьяна , поэтому вы также можете проверить эти сообщения.

Слово Галактика
  • Blast – a strong gust of wind
  • Stoutest – bravest
  • Shuddered – shook with fear
  • Staggered – walked unsteadily
  • Shattered – ruined
  • Maiden – молодая девушка
  • Радость – радость
  • Громкость – вибрация
Вопрос 1: Выберите правильный вариант:
а) Это было ________ на море.

и. полночь
ii. полдень
iii. утро
iv. вечер

(б) Слышен рев моря________.

я. насилие
ii. голодный
iii. дикий
iv. сердитый

(c) Волны, казалось, разговаривали с_______.

я. капитан
ii. звездочки
iii. смерть
iv. луна

(d) Капитан пошатнулся вниз по _______.

и. колода
ii. салон
iii. мост
iv. лестница

Вопрос 2: Напишите Верно или Неверно:

(а) Все на корабле спали – Неверно
(б) На море не было страшной бури 09 – 90
(в) Все испугались и молились Богу – Правда
(г) Шторм прошел, и корабль достиг гавани – Правда

Вопрос 3: Почему никто на корабле не смел спать?

Ответ: Никто не смел спать, потому что боялся бури.

Вопрос 4: Прочитайте эти строки и ответьте на вопросы.

«Мы пропали!»

а) Кто сказал эти слова?

Ответ: Эти слова сказал капитан.

(б) Почему говорящий так сказал?

Ответ: Капитан сказал это, потому что корабль попал в шторм на море.

(c) Имеет ли здесь другое значение слова «потерянный»?

Ответ: Слово «потерянные» относится к предупреждению об их близком конце.

Вопрос 5: Какой приказ можно было услышать в трубе?

Ответ: В трубе был слышен приказ: «Срежьте мачту».

Вопрос 6: Почему море называют «голодным»?

Ответ: Море называли голодным, потому что казалось, что оно поглотит или съест всех.

Вопрос 7: Почему рука капитана была «ледяной»?

Ответ: Рука капитана была ледяной из-за холода, а также он был напуган.

Вопрос 8: Что всем напомнила маленькая девочка?

Ответ: Маленькая девочка напомнила всем, что есть Бог на земле и есть Бог на океане, и поэтому они будут в безопасности.

Вопрос 9: Прочитайте эти строки и ответьте на вопросы.

«Разве Бог на океане не такой же, как и на суше?

(а) Кто сказал эти строки и кому?

Ответ: Капитанская дочка сказала это капитану.

(б) Что заставило говорящего произнести эти строки?

Ответ: Дочь капитана увидела, что моряки были полны отчаяния и потеряли всякую надежду из-за шторма на море. Вот почему она сказала эти слова.

(c) Как эти линии повлияли на всех?

Ответ: Эти строки вселили надежду и оптимизм в моряков, и утром корабль смог благополучно бросить якорь в гавани.

Вопрос 10: Опишите в нескольких предложениях характер капитанской дочери.

Ответ: Капитанская дочка полна веры. Она оптимистична и полна надежд, добра и сострадательна, и поэтому способна дать силы и надежду морякам своими мудрыми словами.

Итак, это были вопросы и ответы капитанской дочки.

Капитанская дочка — Глава II


Предыдущая глава Следующая глава

Глава II — Путеводитель

Мои размышления во время путешествия были не очень приятными. Мой проигрыш, по стоимости денег в то время, имел немаловажное значение. Я не мог не признаться про себя, что поведение мое на симбирском трактире было очень глупо, и я чувствовал себя виноватым в присутствии Савельича». Все это мучило меня. Старик сидел в мрачном молчании на сиденье экипажа, отвернув от меня лицо и то и дело вздыхая. Я хотел во что бы то ни стало примириться с ним, но не знал, как начать. Наконец я сказал ему:

«Ну, ну, Савельич, так и будет, будем дружить. Я был виноват; я сам вижу, что был неправ. Я вчера очень глупо поступил и обидел вас напрасно. Обещаю, что я будем поступать благоразумнее на будущее и прислушаемся к твоему совету. Ну, не сердись, а станем опять друзьями».

— Ах, батюшка, Петр Андреич, — ответил он с глубоким вздохом, — я на себя зол, я один виноват. Как же я мог оставить вас одного на постоялом дворе! (1) Но так и случилось: пошел я к своей сплетнице, и случилось с ней несчастье. какая беда! Как я смогу смотреть в лицо своим господину и госпоже? Что они скажут, когда узнают, что их ребенок пьяница и игрок?

Чтобы утешить бедного Савельича, я дал ему слово, что никогда больше не трачу ни копейки[2] без его согласия. Он постепенно успокоился, хотя изредка все еще бормотал, покачивая головой: «Сто рублей!

Я приближался к месту назначения. Со всех сторон от меня простиралась унылая равнина, пересеченная холмами и оврагами. Все было засыпано снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или, вернее сказать, по колее, проложенной крестьянскими санями. и сказал:

«Милорд, вы не прикажете повернуть назад?»

«Почему?»

«Погода не очень благоприятная: ветер начинает усиливаться, смотрите, как он гонит свежевыпавший снег. »

«Какое это имеет значение?»

«А ты видишь это там?»

И возница указал кнутом на восток.

«Ничего не вижу, кроме белой степи и ясного неба.»

«Вот там, вдалеке: это облако.»

Я действительно заметил на краю горизонта белое облако, которое я принял сначала за далекий холм. Водитель объяснил мне, что это небольшое облачко предвещает метель.

Я слышал о метелях в этой части страны и знал, что в сугробы часто закапывают целые составы фургонов. Савельич был того же мнения, что и шофер, и советовал вернуться. Но ветер показался мне не очень сильным: я надеялся успеть доехать до следующей станции заблаговременно и приказал ехать быстрее.

Кучер погнал лошадей галопом, но все еще продолжал смотреть на восток. Лошади вступили в свою работу с волей. Тем временем ветер постепенно усиливался. Маленькое облачко превратилось в большую белую туманную массу, которая тяжело поднялась и постепенно начала расползаться по всему небу. Начал падать мелкий снег, который вдруг сменился крупными тяжелыми хлопьями. Ветер ревел; на нас обрушилась снежная буря. В одно мгновение темное небо смешалось с морем снега; все исчезло.

«Ну, милорд, — воскликнул ямщик, — это беда, это настоящая метель!»

Я выглянул из кибитки; все было бурей и тьмой. Ветер дул с такой ужасающей силой, что казалось, он был наделен жизнью. Мы с Савельичем были засыпаны снегом: лошади шли шагом вперед и вскоре остановились.

«Почему бы тебе не продолжить?» Я нетерпеливо окликнул водителя.

«Но куда мне ехать?» — ответил он, спрыгивая со своего места. «Я не имею ни малейшего понятия, где мы; дороги нет, и кругом темно».

Я начал его ругать. Савельич принял свою сторону.

«Вы должны были последовать его совету,» сказал он сердито. — Ты бы вернулся на постоялый двор, мог бы попить чаю и мог бы поспать там до утра, буря к тому времени улеглась бы, и тогда бы ты мог отправиться в путь. И к чему такая спешка? «Все было бы хорошо, если бы мы шли на свадьбу!»

Савельевич был прав. Но что было делать? Снег все еще продолжал падать. Вокруг кибитки начал образовываться нанос. Лошади стояли с поникшими головами, и то и дело вздрагивание сотрясало их корпуса. Кучер все ходил вокруг них и, не в силах ничего другого делать, занялся поправкой ремней. – проворчал Савельич. Я огляделся во все стороны, надеясь обнаружить какой-нибудь признак дома или дороги, но ничего не мог различить, кроме беспорядочно кружащихся сугробов. Вдруг я увидел что-то черное.

«Здравствуйте! водитель,» я крикнул; «посмотрите! что это за черный предмет вон там?»

Водитель внимательно посмотрел в указанном направлении.

«Бог знает, милорд,» сказал он, садясь на свое место снова; «Это не сани и не дерево, и кажется, что оно движется. Это должен быть или человек, или волк».

Я приказал ему ехать к неизвестному объекту, который постепенно приближался к нам. Минуты через две мы подошли к нему и обнаружили, что это мужчина.

«Привет! мой хороший человек,» крикнул ему водитель; «Скажи, ты знаешь, где дорога?»

«Дорога здесь, я стою на твердом пути», — ответил путник. «Но что из этого?»

«Слушай, мужик,» сказал я ему; «Вы знаете эту страну? Можете ли вы провести меня туда, где я могу получить ночлег?»

«Я очень хорошо знаю страну,» ответил крестьянин. — Слава богу, я ее перешел и перешел во всех направлениях. Но вы видите, какая сейчас погода: очень легко было бы сбиться с дороги. Лучше бы вам остаться здесь и подождать; пройдёт ветер, и небо прояснится, тогда мы сможем найти дорогу с помощью звёзд».

Его хладнокровие ободрило меня. Я уже решил отдаться воле Божией и переночевать в степи, как вдруг мужик сел на сиденье нашей повозки и сказал вознице:

«Слава богу, недалеко есть дом повернуть направо и идти прямо».

«Почему я должен идти направо?» — недовольным тоном спросил водитель. «Где ты видишь дорогу? Я не хозяин этих лошадей, чтобы безжалостно бить кнутом».

Мне показалось, что водитель прав.

«По правде говоря,» сказал я, «почему вы думаете, что есть дом недалеко?»

«Потому что ветер дует с той стороны, — ответил путник, — и я чувствую запах дыма; это признак того, что поблизости есть деревня».

Его проницательность и тонкий нюх поразили меня. Я приказал водителю ехать дальше. Лошади тяжело двигались по глубокому снегу. Кибитка продвигалась очень медленно, то взбираясь на вершину хребта, то опускаясь в глубокую лощину, то перекатываясь то в одну сторону, то в другую. Это было очень похоже на пребывание на корабле в бушующем море. Савельич вздыхал и охал и беспрестанно толкал меня. Я откинул покрывало кибитки, завернулся в плащ и заснул, убаюканный музыкой бури и качаемый движением экипажа.

Мне приснился сон, который я никогда не забуду и в котором я до сих пор вижу что-то пророческое, если сравнивать его со странными событиями моей жизни. Читатель извинит меня за упоминание этого вопроса, ибо он, вероятно, знает по опыту, что человек от природы склонен к суевериям, несмотря на большое презрение к ним.

Я был в том состоянии ума, когда реальность и воображение смешивались в смутных ощущениях, сопровождающих первую стадию сонливости. Мне казалось, что буря все еще продолжается и что мы все еще бредем по снежной глуши. .. Вдруг я увидал ворота, и мы вошли во двор нашего особняка. Первой моей мыслью был страх, что отец рассердится на меня за мое невольное возвращение в отчий кров и расценит это как акт преднамеренного неповиновения. С чувством беспокойства я выскочил из кибитки и увидел, что моя мать спускается по ступенькам мне навстречу с выражением глубокой скорби на лице.

«Тише!» она сказала мне; «Ваш отец находится на грани смерти, и хочет проститься с вами «.

Охваченный благоговением, я последовал за ней в спальню. Я огляделся; комната была тускло освещена, и вокруг кровати стояло несколько человек с опечаленными лицами. Я подошел очень осторожно; моя мать подняла занавеску и сказала:

«Андрей Петрович, Петруша приехал; он вернулся, потому что узнал о вашей болезни; благословите его».

Я опустился на колени и уставился в лицо больного. Но что же я увидел?.. Вместо отца я увидел лежащего в постели чернобородого мужика, который смотрел на меня с выражением веселья на лице. Сильно сбитый с толку, я повернулся к матери и сказал ей:

«Что все это значит? Это не мой отец. Почему я должен просить благословения у этого мужика?»

— Все равно, Петруша, — отвечала матушка, — все равно, Петруша. «Он твой отчим, поцелуй ему руку и позволь благословить тебя». Я бы не согласился на это. Тогда крестьянин вскочил с постели, схватил топор, висевший у него за спиной, и стал махать им во все стороны. Я хотел убежать, но не мог; комната стала заполняться трупами; Я спотыкался о них, и мои ноги постоянно скользили в лужах крови. Страшный мужик позвал меня нежным голосом, говоря:

«Не бойся, приди и получи мое благословение.» Ужас и сомнение овладели мной… В эту минуту я проснулся; лошади остановились. Савельич взял меня за руку и сказал:

«Выходите, батюшка, мы приехали».

«Где мы?» — спросил я, протирая глаза.

«В убежище. Бог пришел к нам на помощь и провел нас прямо к забору дома. Выходите как можно скорее, милорд, и согрейтесь. »

Я вышел из кибитки. Буря все еще бушевала, хотя и с меньшей силой, чем вначале. Было так темно, как будто мы были полностью слепы. Хозяин встретил нас у дверей, держа фонарь под полой пальто, и провел меня в комнату, маленькую, но довольно чистую. Он был освещен сосновым факелом. На стене висела длинная винтовка и высокая казачья шапка.

Хозяин, яицкий казак по происхождению, был крестьянин лет шестидесяти, еще здоровый и крепкий. Савельич внес чайный сундучок и попросил огня, чтобы приготовить чай, в котором я, казалось, нуждался в эту минуту больше, чем когда-либо в моей жизни. Хозяин поспешил заняться делом.

«Где проводник?» — сказал я Савелььичу.

— Вот, ваше превосходительство, — ответил голос сверху.

Я взглянул на чердак и увидел черную бороду и два блестящих глаза.

«Ну, друг, тебе холодно?»

«Как же мне быть иначе, как не холодно в одной тонкой тунике! У меня была шуба, но зачем мне скрывать свою вину? — Я вчера заложила ее у коньяка; холод вроде не был таким сильным . »

В этот момент вошел хозяин с дымящейся чайной урной; Я предложил нашему гиду чашку чая; крестьянин спустился с чердака. Внешний вид его показался мне несколько примечательным. Ему было около сорока лет, среднего роста, худощавый и широкоплечий. В его черной бороде начали проступать седины; его большие, живые черные глаза беспрестанно бегали. В лице его было что-то довольно приятное, хотя в нем можно было уловить и выражение мстительности. Его волосы были подстрижены вокруг головы. Он был одет в рваную тунику и татарские штаны. Я дал ему чашку чая; он попробовал это, и сделал перекошенное лицо.

«Ваше сиятельство, — сказал он, — извольте заказать мне рюмку вина, нам, казакам, чай не пить».

Я охотно выполнил его просьбу. Хозяин принес из шкафа квадратную бутылку и стакан, подошел к нему и, заглянув ему в лицо, сказал:

«О, ты опять в наших краях! Откуда ты взялся?»

Мой проводник многозначительно подмигнул и ответил:

«Летал в огороде, клевал коноплю; старуха бросила камень, но он не попал в цель. А как — у тебя?»

«Как дела у нас?» — ответил помещик, продолжая аллегорический разговор, — стали звенеть к вечерне, но попа не разрешила: папа в гостях, а черти в глебе.

«Придержи язык, дядя,» ответил мой вездеход; «когда будет дождь, будут грибы; а когда будут грибы, будет и корзина; а теперь» (и тут он опять подмигнул) «положи топор за спину; егерь ходит. Ваше превосходительство, Я пью за твое здоровье!»

С этими словами он взял стакан, перекрестился и одним глотком выпил спиртное; потом, поклонившись мне, вернулся на чердак.

Тогда я ничего не мог понять в этом воровском жаргоне, но потом понял, что речь идет о яицком войске, только что приведенном в покорность после восстания 1772 года. Савельич слушал с видом великого недовольство. Он очень подозрительно взглянул сначала на хозяина, потом на проводника. Постоялый двор, или умет, как его называли в тех краях, располагался посреди степи, вдали от всякого жилья и селения, и имел очень вид пристанища для воров. Но помочь было некому. Мы не могли думать о продолжении нашего путешествия. Беспокойство Савелььича доставило мне очень большое удовольствие. Тем временем я сделал все необходимое, чтобы с комфортом провести ночь, а затем растянулся на скамейке. Савельич решил воспользоваться печкой; наш хозяин лег на пол. Вскоре все в доме захрапели, и я заснул крепким, как могильный.

Проснувшись на следующее утро в несколько поздний час, я понял, что гроза закончилась. Солнце сияло. Снег ослепительной пеленой лежал над бескрайней степью. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, причем сумма, которую с нас потребовали, была так весьма умеренна, что даже Савельич не стал спорить и стал торговаться об уплате, как обычно; к тому же подозрения вчерашнего вечера совершенно улетучились из его головы. Я позвал нашего проводника, поблагодарил его за оказанную нам помощь и велел Савелььичу дать ему полтинника на коньяк.

Савельич нахмурился.

«Полтинник на коньяк?» сказал он; — Отчего же? За то, что вы изволили привести его с собой в этот трактир? С вашего позволения, милорд, но у нас не так уж много полтинников лишних. очень скоро придется морить себя голодом».

Я не мог спорить с Савельичем. Согласно моему собственному обещанию, распоряжение моими деньгами должно было быть предоставлено исключительно на его усмотрение. Но мне было довольно досадно, что я не могу выразить свою благодарность человеку, который если и не спас меня от верной гибели, то, по крайней мере, избавил меня от очень неприятного положения.

— Ну, — сказал я холодно, — если вы не дадите ему полтинника, дайте ему что-нибудь из моего гардероба; он слишком тонко одет. Дайте ему мою заячью шубку.

«Именем неба, батюшка Петр Андреич!» — сказал Савельич, — зачем ему свою шубку? Пес ее пропьет в первом кабаке, куда придет.

— Не твое дело, старик, — сказал мой коляска, — пропью я ее или нет. Его превосходительство изволит дать мне шинель со своих плеч; это ваш долг как слуги повиноваться, а не спорить».

«Бога не боишься, разбойник!» — сказал Савельич сердито. — Вы видите, что ребенок еще не достиг благоразумного возраста, а между тем вы только рады воспользоваться его добродушием и ограбить его. Что вам надобно с плащом моего господина? растяни его на своих проклятых плечах».

«Умоляю вас, не выставляйте напоказ свое остроумие», — сказал я своему опекуну. «Немедленно принесите сюда плащ!»

«Милостивый Господь!» — простонал Савельич, — шубка почти новенькая! Ежели бы она кому-нибудь была достойна, то другое дело, а дать ее оборванному пьянице!

Тем не менее, накидку принесли. Крестьянин тут же принялся примерять его. И действительно, одежда, из которой я выросла и которая была мне тесновата, была ему слишком мала. Но он ухитрился как-то надеть его, хотя и не без того, чтобы не разорвать швы. Савельич чуть не застонал, когда услыхал, что швы разошлись. Коляска очень довольна моим подарком. Он провел меня в кибитку и сказал с низким поклоном:

«Большое спасибо, ваше превосходительство! Пусть Бог вознаградит вас за вашу добродетель. Я никогда не забуду вашей доброты.»

Он пошел своей дорогой, а я опять пустился в путь, не обращая никакого внимания на Савелььича, и скоро совсем забыл о вчерашней буре, о проводнике и о своей шубе.

Приехав в Оренбург, я сразу представился генералу. Это был высокий мужчина, но несколько сгорбленный с возрастом. Его длинные волосы были идеально белыми. Его старый выцветший мундир напоминал воина времен императрицы Анны, а говорил он с сильным немецким акцентом.

Я дал ему письмо от отца. Услышав имя, он быстро взглянул на меня.

«Майн Готт!» — сказал он, — кажется, не так давно Андрей Петрович был в вашем возрасте, а теперь какой славный молодец у него сын! Ах! пора, пора!

Он открыл письмо и начал читать его вполголоса, делая над ним свои наблюдения по ходу чтения.

«Уважаемый господин Иван Карлович, я надеюсь, что ваше превосходительство… К чему вся эта церемония? Тьфу! Не совестно ли ему? Конечно, дисциплина превыше всего, но разве так можно писать старому товарищ? — «Ваше превосходительство не забыл» — Гм! — «и — когда — с покойным фельдмаршалом Мюном — в походе — еще и Каролину» — Ха, брат! к делу. — Посылаю вам моего молодого надежды. — Гм! — «Подержи его ежовыми рукавицами». — Что такое ежовые рукавицы? Это, должно быть, русская пословица. — повторил он, обращаясь ко мне.

— Это значит, — ответил я, выглядя настолько невинным, насколько это было возможно, — обращаться с человеком по-доброму, не быть слишком суровым и позволять ему как можно больше свободы.

«Гм! Я понимаю — «И не давайте ему лишней свободы». — Нет, очевидно, что «ежовые варежки» не это означают. — «В приложении вы найдете его паспорт». — Где же он тогда? — Ах, вот оно. — «Запишите его в Семеновский полк». — Хорошо, хорошо, все будет сделано. — «Позвольте без церемоний обнять вас, как старого товарища и друга». — Ах! наконец-то до него дошло. — «И так далее, и так далее». будь офицером в полку, а чтобы не терять времени, отправляйся завтра же в крепость Белогорск, где ты будешь под командованием капитана Миронова, человека доброго и честного, там ты научишься настоящей службе, и научите, что такое настоящая дисциплина. Оренбург вам не место, вам там нечего делать, развлечения вредны для молодого человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *