cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока понятие о видах искусства – Конспект урока «Виды искусства» — Урок

Конспект урока «Виды искусства» — Урок

Конспект урока

«Виды искусства»

Цель урока: познакомить с разновидностями видов искусства.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с основными видами искусства;

  • Показать различия и основные особенности каждого вида искусства.

Материалы и оборудование:

Для педагога: репродукции картин художников, словарь терминов, компьютер, классическая музыка в инструментальной обработке.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте. Ребята, у меня к вам такой вопрос: Что мы имеем в виду, когда говорим «искусство»?

(Ответы учащихся)

Рисую ромашку на доску.

В одном лепестке пишу – живопись, в другом – скульптура, и т.д. архитектура, графика, ДПИ, музыка, литература, кино, балет, эстрада фотография (художественная) дизайн и др.- это всё – искусство

.

Слайды показываю каждого искусства

Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданный сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством

Мы с вами приоткрыли лишь первую страничку огромной книги под названием «История искусств» и познакомились с тремя древнейшими искусствами:

Искусством изображения Искусством звука Искусством слова.

Мы придумали и изобразили как может выглядеть храм (дом) искусств

А сегодня мы будем говорить об искусствах, которые называют пластические, пространственные, визуальные, видимые, изящные… Они

воспринимаются зрением,

существуют в пространстве,

не изменяются во времени…

говорят на своём языке…(пояснить)

Это все — изобразительные искусства.

Ещё когда наши предки обитали в пещерах, одевались в звериные шкуры, а пищу добывали охотой, уже тогда они стремились украсить свою жизнь. Пусть грубо и неумело, но ведь их этому никто не учил! Уже тогда, во времена первобытных художников появились все виды изобразительного искусства.

Скульптура — когда высекали из камня и лепили фигурки из глины

Живопись — когда украшали скалы росписями

Графика — когда на стенах пещер рисовали сажей или углем

Декоративное искусство — когда вырезали узоры по камню и кости, изготавливали и

расписывали глиняные сосуды, составляли бусы из разноцветных камушков

Через много тысяч лет рядом с художниками появились искусствоведы, т.е. люди ведающие (знающие) искусство. Вот они, чтобы было удобнее изучать виды и дали им названия и нашли у каждого из них свои отличительные особенности, о которых мы и поговорим:

Страна пластических искусств имеет свой особый язык. Каждый вид искусства говорит с нами, говорит на своем языке:

Живопись – цветом на плоскости

Графика – линией и пятном на плоскости

Скульптура – на языке объёмов и форм,

Архитектура – конструкции и пространства,

ДПИ – и объёма, и цвета, и линий, и пространства…

2. Живопись.

Помнишь, как в поисках пищи Буратино сунул свой нос в котелок и проткнул в нём дырку — и котелок и очаг были нарисованы на куске старого холста. С каким видом искусства познакомился Буратино? (с живописью)

Живопись — само слово означает «писать жизнь». Ведь живописцы изображают предметы «как в жизни». Живописью называют и само произведение искусства, выполненное красками. Живопись — один из наиболее ярких и распространенных видов изобразительного искусства, передающий мир с помощью цвета, красок. Живопись делят на: станковую и монументальную

Название “станковая” произошло от подставки — станка, мольберта, на котором художник пишет картину в своей мастерской. Основой для такой картины была сначала доска, позднее холст (в России уживаются и то и другое: на досках — иконы, на холстах — картины). Картины можно собирать – коллекционировать.

Монументальная — (больших размеров) большие картины — украшающие здания изнутри или снаружи Это фреска (в переводе с итальянского «свежий» по сырой штукатурке — на века Андрей Рублёв, Феофан Грек) Мозаика — живопись не красками, а цветными квадратиками особого стекла -смальты или камешков. Связываются цементным раствором. Витраж — картина, состоящая из кусков прозрачного цветного стекла, скреплённого свинцовыми перемычками (название от латинского слова «витрум» — стекло). Украшали окна.

Примеры произведений живописи слайды

3. Графика.

Учитель: Помните песенку: Точка, точка, запятая — Вышла рожица кривая Палка, палка, огуречик. Получился человечек.

Такого же человечка рисовал на стене пещеры углем и самый первый художник на свете. Рисовал, не подозревая о том, что открывает новый вид искусства.

Ученик Графика — искусство в первую очередь рисунка. Её название происходит от греческого “графо” — пишу, черчу, рисую. Именно этот вид искусства был наиболее древним. График использует сочетание черного и белого, (белая — бумага, черный — карандаш, уголь, другой сухой материал)

Линия и сочетание черных и белых пятен — язык графики. Она может быть и цветной — например работы пастелью (цв. мелками) По назначению делят на:

станковая

книжная

промышленная

монументальная

рисунки

Оформление книг

Упаковки, этикетки,

Плакаты, вывески,

 

(иллюстрации,

эмблемы, дензнаки,

афиши, рекламы.

 

буквицы, орнаменты,

и др.

 

 

шрифты, миниатюры)

 

 

По технике исполнения:

Уникальная, рукотворная — выполняется художником в одном экземпляре.

Печатная или эстамп — оттиск на бумаге с печатной формы, выполненной автором.

Гравюра — эстамп, изображение на котором вырезано, выграверавено

Ксилография — с вырезанного на дереве

Линография — с процарапанного на линолеуме

Литография — с процарапанного на камне

Офорт — с протравленного кислотой на металле

7 век — лубок.

Примеры произведений графики слайды

4. Скульптура. Какое же удовольствие лепить! Видеть как пластилиновая или глиняная масса превращается в колобка, змею, рожицу, цветы, зверюшек, фрукты и т. д. Многие взрослые художники делают примерно то же самое, что и дети, вот только материала у них побольше и лепят они получше. Эти художники называются скульпторами, а их произведения — скульптурами. Среди скульптур чаще всего нам встречаются статуи (фигуры, стоящих людей или животных) а дома украшают полки маленькие скульптуры — статуэтки.

Самые первые скульптуры первобытные мастера лепили из глины, выдалбливали из камня, вырезали из дерева или из кости. Они были очень примитивными, т. к. не было ни удобных инструментов, ни удобных материалов, таких как мрамор, воск, гипс, металлы и сплавы.

Способ работы, когда скульптор высекает или вырезает свое произведение из твердого материала и удаляет лишнее — называется ваянием. Под умелыми руками мастера мертвая толща чудесно оживает. Первыми это чудо совершили древнегреческие скульпторы. Они придавали камню бархатистость кожи, локоны волос, лёгкая одежда, собранная в складки. Недаром родилась легенда о Пигмалионе

Другой способ работы — лепка (пластика). Лепят из мягкого материала — он послушен. Но не прочен. Вы сами знаете, как быстро ломаются пластилиновые фигуры. Чтобы надолго сохранить лепные работы скульпторы придумали отливку. При её помощи произведение переводится в твердый материал — металл или гипс и при этом очертания становятся лёгкими и мягкими.

Есть три основных вида скульптуры

Монументальная — больших размеров (монумент) Станковая — не превышает изображаемый предмет.

Малых форм — мелкая пластика — маленького размера — из стекла, фарфора, камня, бронзы, мрамора, дерева, керамики, металла и др. Её место — на столе, шкафу, подоконнике.

Круглая и рельеф

Для работы используются стеки (палочка с лопаткой на конце) По камню — молотки, зубила, ножи, стамески

Примеры произведений скульптуры слайды

5. Архитектура. С ней мы сталкиваемся повсюду, само её название от греческого «архитек» — строитель, говорит, что это искусство создания для людей удобной и красивой среды обитания. Куда мы ни посмотрим, наш взгляд радуют здания и улицы, площади и парки, города и посёлки. И чем бы мы ни занимались — учебой, спортом, танцами и пр. для этого должны иметься хорошие сооружения.

Есть три вида архитектуры:

а) объёмные — в которые можно войти (церковные и гражданские).

б) ландшафтная (от нем. ланд — земля ) — бульвары, скверы, парки.

в) градостроительство — новых городов и реконструкция старых.

Примеры произведений архитектуры слайды

6. ДПИ. Люди всегда стремились украшать вещи и окружать себя красивыми вещами Название ДПИ — от французского декор – украшение. В России много мест, где люди с давних пор занимались каким-то прикладным искусством. Секреты народного мастерства передавались умельцами из поколения в поколение.

— Глина.

Из неё делают керамику (обожженную посуду), а из остатков игрушки детям, которые лепили и раскрашивали везде по-своему:

Тульские (из села Филимонова)

Дымковские (за рекой Вяткой)

резьба по дереву — Богородск, Семеново, Городец и др.

И многие другие:

Красочные шали из Павловского Посада

Кружева тонкие и ажурные из Вологды, Торжка, Ростова…

Жостовские подносы, расцветающие волшебными букетами…

Хрусталь и уральские самоцветы, фарфор и чеканка, ковроткачество и металлическое кружево-филигрань … И многое-многое другое, о чем вам еще только предстоит узнать …

Примеры произведений ДПИ слайды

7. Итак, вы научились отличать друг от друга разные виды искусства. Это несложно, нужно лишь найти ответы на 2 вопроса: чем сделано и на чем?

(если красками на стене — монументальная живопись, красками на холсте — станковая живопись, карандашом на бумаге — графика и т. д.)

8. Подведение итогов.

Мы с вами сказали, что страна пластических искусств имеет свой особый язык.

Каждый вид искусства говорит с нами, говорит на своем языке:

Живопись – ?

(цветом на плоскости)

Графика – ?

(линией и пятном на плоскости)

Скульптура – ?

(на языке объёмов и форм)

Архитектура – ?

(конструкции и пространства)

ДПИ – ?

(и объёма, и цвета, и линий, и пространства)…

gigabaza.ru

Разработка урока «Понятие о видах искусства. Классификации видов искусства» с применением интерактивной доски

ГБОУ средняя школа №235 с углубленным изучением

предметов художественно-эстетического цикла им. Д.Д. Шостаковича

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

________________________

Разработка урока

с применением интерактивной доски

«Понятие о видах искусства. Классификации видов искусства»

Методическая разработка по предмету «Искусство»

(по программе Г.И. Даниловой)

учитель Самойлова Марина Николаевна

ГБОУ СОШ №235 им.Д.Д.Шостаковича

Санкт – Петербург

2014

Урок № 2

Общая тема года: Виды искусства

Тема раздела: Художественные представления о мире

Тема урока: Понятие о видах искусства. Классификации видов искусства.

Для 8 класса

Образовательные цели и задачи:

  • изучение видов искусства;

  • формирование и развитие понятий о различных видах искусства и их понимании в различные времена;

  • осознание роли и места искусства в жизни человека;

  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

  • постижение системы структурирования видов искусств в зависимости от применяемых к системе критериев;

  • интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи:

  • развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, заинтересованного в активном диалоге с произведением искусства;

  • развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной и групповой практической деятельности;

  • создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения учащихся на темы искусства.

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Скриншот

1

  1. Объявление темы урока

  1. Совместно с учителем формулировка целей и задач урока

2

Определение понятия «виды искусства»

Обсуждение понимания терминологии

3

  1. Предлагает заполнить таблицу

  2. Сонаправление и контроль обсуждения

  3. Открывание ячеек

  4. Обсуждение ошибок

  1. Обсуждение и заполнение таблицы.

  2. Работа пером или маркером на интерактивной доске.

  3. Обсуждение и внесение поправок

  4. Проверка себя

4

  1. Предлагает заполнить таблицу

  2. Сонаправление и контроль обсуждения

  3. Открывание ячеек

  4. Обсуждение ошибок

* На графах с наименованием разделов имеется ссылка к уточнению термина

  1. Обсуждение и заполнение таблицы.

  2. Работа пером или маркером на интерактивной доске.

  3. Обсуждение и внесение поправок

  4. Проверка себя

5

  1. Предлагает просмотреть видео

  2. Обсуждает выбор учащимися видов искусства

  3. Выводит правильные ответы или предлагает сделать это учащимся

  1. Просматривают видео

  2. Перечисляют виды искусства

  3. Проверяют себя

6

  1. Объясняет задание

  2. Ведет обсуждение цитат, выбранных группами учащихся, выслушивает их обоснования

  3. Показывает несколько принятых определений термина «искусство»

! Внимание!

Данное задание может являться объяснением домашнего задания

Работа в группах

  1. Прочитывают цитаты

  2. Отмечают на интерактивной доске выбранные цитаты

  3. Обосновывают свой выбор

  4. Дают собственный вариант определения понятию «искусство»

  5. Дают оценку полноте определения, составленного другими группами и своей

7

Блиц – игра на сопоставление вида искусства и предложенного изображения

  1. Объясняет правила блиц – игры

  2. Следит за их выполнением

  3. Подводит итоги игры

  1. Уточняют правила

  2. Участвуют в игре

8

Тестовые задания

  1. Объясняет цель теста и его правила

  2. Подведение итогов

  1. Выполняет тест

  2. Взаимопроверка

9

Тестовые задания

    1. Объясняет цель теста и его правила

    2. Подведение итогов

1. Выполняет тест

2. Взаимопроверка

10

Тестовые задания

1. Объясняет цель теста и его правила

2. Подведение итогов

1. Выполняет тест

2. Взаимопроверка

11

Задание

  1. Объяснение задания

  2. Проведение проверки выполнения задания

  3. Подведение итогов задания и урока

  1. Выполнение задания

  2. Проверка задания

infourok.ru

Конспект урока по предмету «Беседы об искусстве» на тему «Что такое искусство?».

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств № 2 г. Сургута

Конспект занятия

по предмету «Беседы об искусстве

«Что такое искусство?»

Автор- составитель:

Щербакова Елена Владимировна,

Преподаватель отделения

изобразительного искусства

Сургут

Конспект урока

«Что такое искусство?»

Тема урока: Что такое искусство?

Цель урока (для учителя): ознакомление с понятием «искусство» и его видами.

Задачи урока:

Образовательные:

  • В течение урока учащиеся должны усвоить понятие искусства, названия видов искусств и их «язык» выражения (система изобразительно-выразительных средств, с помощью которых создаётся художественный образ в каждом виде искусства).

  • Уметь: определять их принадлежность к тому или иному виду искусства

Развивающие:

Воспитательная:

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научить определять пространственные, временные и синтетические виды искусства;

  • объяснять, в чем состоит видов искусства и их средств выражения.

  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Метапредметные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

Личностные:

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Методы и приемы: беседа, рассказ, просмотр слайдов, составление таблицы.

Понятия, формируемые на уроке: искусство, виды искусства и их классификация.

Оборудование урока для учителя: презентация Power Point с фотографиями, компьютер со звуковыми колонками, указка и карточки для заполнения ментальной карты ученикам.

Список музыкальных произведений.

  • В.А. Моцарт «Колыбельная для малышей»

  • А. Вивальди «Времена года. Зима»

  • Rock n`Roll Racing «Born to be Wild»

Оборудование урока для учащихся: тетради, ручка, простой карандаш и клей.

Оформление классной доски: заставка из слайд презентации с надписью «Что такое искусство?». (слайд 1)

Организационный момент.

Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний, приветствие детей. Учитель проверяет готовность класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей. Ученики занимают свои места. Эмоционально положительный настрой на урок, мотивация на рабочий ритм. Приветствуют учителя.

Ход урока.

Вводное слово педагога: Сегодня у нас первый урок по предмету «Беседы об искусстве». Вам предстоит узнать много нового или возможно пополнить уже имеющиеся у вас знания в области искусства. Надеюсь, что наши с вами занятия будут проходить легко и непринуждённо и они смогу заинтересовать и увлечь вас в бурный водоворот интересных событий и знаний об искусстве. Хотелось чтобы вы не просто пребывали на уроке «Беседы об искусстве», но чтобы вы всегда шли сюда с желанием узнать что- то новое. Мы будем пополнять ваши знания от урока к уроку при помощи изучения памятников искусства, используя необходимую литературу по истории искусства, фильмы, репродукции произведений искусства или даже будем обращаться к реальным произведениям искусства. Изучая искусство вы сами того не подозревая станете замечать вокруг себя много прекрасных вещей и научитесь оценивать их не как простой любитель, а разбирающийся в этом человек, подходящий к этому со знанием дела. Мы будем с вами много размышлять. Ведь размышлять в искусстве нам зрителям и творцам необходимо. Потому что сами произведения искусства оказываются размышлениями авторов- будь- то художников, скульпторов, музыкантов, хореографов, писателей или режиссёров.

Выяснение темы урока.

Преподаватель: Что мы имеем в виду, когда говорим «искусство»?

Ученики: 1)живопись, скульптура, архитектура, ДПИ, музыка, литература, кино, балет, фотография (художественная) и др.- это всё – искусство.

2)искусство- это всё то, что создал человек своими руками, фантазией и то, что радует наш взгляд, слух.

Знакомство с понятием «искусство».

П.: Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность создавать прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира, заложена в человеке самой природой. Поэтому искусство не устаревает: созданный сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством. Если найти понятие искусство в словаре, то там написано: это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Это может быть классическая музыка, литературные произведения, памятники скульптуры, архитектуры, танец и многое другое. Но только язык и средства выражения у них отличны друг от друга.

Само искусство принято делить на виды: пространственные (пластические)— к ним относятся скульптура, архитектура, изобразительное искусство, ДПИ, фотография, графика; временные (динамические)- музыка, литература; пространственно- временные (синтетические)- кино, театр, цирк.

Знакомство с понятием «средства выражения различных видов искусства».

П.: Что такое язык и средства выражения в различных видах искусства? Как вы это понимаете?

У.: Это то, с помощью чего создаётся тот или иной шедевр, произведение.

П.: То есть те средства, которые использует хореограф, музыкант, художник и т.д. Как вы думаете, какие средства выражения используют, например, в танце, музыке, живописи?

У.: 1)в танце- движение,

2) в музыке- звук,

3) в живописи- цвет.

Знакомство с временным (динамическим) видом искусства – музыка).

П.: Давайте рассмотрим искусство музыки. Оно рассчитано на слуховое восприятие и отличается прямым и особо активным действием на чувства людей. Например, если мы включим с вами произведение классической музыки австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756— 1791 гг.) «Колыбельные для детей». Какие эмоции вызовет у вас его произведение?

Включается произведение В.А.Моцарта «Колыбельные для малышей».

У.: Нам не захочется бегать, прыгать и скакать. Наше эмоциональное состояние будет находиться в уравновешенном состоянии и спокойствии.

П.: А если мы включим какую-нибудь ритмичную музыку. Например, рок. Включается Rock n`Roll Racing «Born to be Wild».

Эта музыка вызовет у нас совершенно другие эмоции.

У.: Нам захочется двигаться, танцевать, веселиться.

П.: Что является главным выразительным средством в музыке?

У.: Это звук.

П.: Кроме звука выразительными средствами в музыке являются мелодия, гармония (приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков), ритм (структура музыкального сочинения образующаяся последовательностью длительных- звуков и пауз), композиция. В отличие от всех видов изобразительного и литературного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира. Её можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным «языком», не требующим перевода. При помощи музыки можно передать даже состояние природы.

Слайд 2 и включается произведение А. Вивальди «Времена года. Зима».

Знакомство с пространственным (пластическим) видом искусства- живопись.

П.: Так же искусство можно понимать как образное обдумывание действительности творцом; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе. Яркие тому примеры различные виды изобразительного искусства: скульптура, графика, живопись, декоративно- прикладное искусство. А какие вы можете назвать средства выражения в живописи?

Слайд 3,4 с живописными произведениями Шишкина

У.:1)цвет;

2)рисунок;

3) композиция.

Знакомство с пространственным (динамическим)видом искусства- литература.

П.: Если мы с вами начнём дальше искать в словаре что такое искусство, то увидим, искусство— это творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Что является средством выражения в литературе?

Слайд 5

Знакомство с пространственно- зрелищным (синтетическим) видом искусства- танец.

П.: Танец это искусство? Какие средства выражения у него? Танец- это ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец одно из древнейших видов искусства: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Например, почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.

Слайд 6

У.: Средства выражения в танце- движения под музыку.

Знакомство с пространственным видом искусства- фотография.

П.: Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера – обскура- это простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов).

Слайд 7

Знакомство с пространственно-временными (синтетическими) видами искусства- театр, кино.

П.: Какой вид искусства можно считать синтетическим, то есть объединяющим в себе другие виды искусства- литературу, музыку, хореографию, изобразительное искусство и т.д?

Слайды 8,9

У.:1)театр;

2)кино

3)цирк

Составление схемы.

П.: А теперь на основе пройденного материала я предлагаю вам составить схему видов искусства для того, чтобы систематизировать полученные знания. Эта схема пригодится вам в дальнейшем изучении предмета «Беседы об искусстве».

Ребятам включается слайд с ключевым словом в схеме «искусство» и предлагается им заполнить пробелы при помощи заготовленных карточек учителем с названиями видов искусства и их средств выражения.

Слайд 10

Закрепление знаний об изученном материале.

П.: Ребята, о чём мы сегодня беседовали с вами?

У.: Мы узнали о том, что такое « искусство».

П.: Какие виды искусства мы отнесём к пространственным (пластическим) и временным (динамическим)?

У.: Пространственные это- скульптура, графика, живопись и т.д.

Временные- это музыка и литература.

П.: Что такое средство выражение в искусстве?

У.: Это те средства при помощи, которых создаётся то или иное произведение. Например, в живописи- цвет, рисунок, композиция; в музыке- звук, ритм; в танце- движение.

П.: Какие виды искусства мы отнесём к синтетическим или пространственно- временным (зрелищным) видам искусства? Почему их так называют?

У.: Например, театр. Он включает в себя литературу, изобразительное искусство, хореографию, музыку. Поэтому его относят к синтетическими видам искусства так, как он включает в себя разные виды искусства.

П.: Молодцы ребята. Вы хорошо усвоили тему сегодняшнего урока. Спасибо за урок. До свидания.

У.: Спасибо. До свидания.

infourok.ru

Методическая разработка на тему: Методическая разработка урока. Искусство. Виды искусства.

                                                      План  урока

 

Предмет:  Обществознание

Преподаватель: Дей А.Я.        

Группа:  АТ-14-401. Специальность СПО Архитектура

Тема:   Искусство. Виды искусства

Цель: способствовать формированию глубокого уважения к культуре прошлого и настоящего, общечеловеческим ценностям, воплощенным в искусстве.

Задачи:

Образовательная: раскрыть и осмыслить содержание понятия «искусство», познакомиться с его видами, функциями, особенностями

Развивающая: помочь обучающимся в осознании непреходящей ценности духовных открытий, выраженных в разных видах искусства;

Развивать общие компетенции:  ОК1; ОК4, ОК5; ОК6.

Воспитательная: уважительно относиться к представителям разных культур, быть готовым к диалогу культур, вносить собственный вклад в сохранение культурного наследия России.

Тип урока: урок введения нового знания

Методы: словесные (беседа), наглядный (демонстрация репродукций, просмотр видео ряда), практический (самостоятельная работа, заполнение таблицы), частично — поисковый

Основные понятия и термины: искусство, предмет искусства, виды искусств, жанры искусства, функции  искусства, анималист, маринист, гравюра, граффити.

Оснащение урока:  фотографии произведений изобразительного искусства (портрет, тематические картины, графика, архитектурное здание, произведения декоративно – прикладного искусства и др.),    репродукция картины В. Перова «Тройка», графические и живописные работы студентов филиала техникума.

     

План урока:

  1. Организационно – мотивационный этап — (5 мин)
  2. Этап актуализации знаний — (5 мин)
  3. Введение нового знания  —  (15 мин)
  4. Первичное закрепление. Выполнение упражнений  —  (5 мин)
  5. Самостоятельная работа (практическая)   — (7 мин)
  6. Подведение итогов урока, саморефлексия, оценивание —  (5 мин)
  7. Объяснение  домашнее задание — (3 мин)

Ход урока

  1. Организационно – мотивационный этап (отметка присутствующих, мотивация – просмотр фотографий, картин).

Посмотрите на картины  (фотографии) на классной доске, отражающие разные виды искусства. «О чем мы будем говорить на уроке?» Попробуем определить  тему урока. На Классной  доске записывается  тема «Искусство, его виды и формы». Какие задачи – действия мы должны выполнить , чтобы, познакомиться с искусством? (Постановка целей и задач с позиций компетентностного подхода, с позиций обучающихся). Цели озвучены.

  1. Актуализация опорных знаний
  1. Кратко охарактеризуйте духовную сферу общественной жизни.
  2. Что можно отнести к духовной сфере общественной жизни?
  3. Что такое культура?
  4. Что означает термин «культура»?
  5. Перечислите виды культур.
  6. Культура как «вторая природа». Что  понимается под «второй природой»?
  1. Введение нового знания.

Преподаватель: 

  Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах, посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей как художественное познание.

Искусство зародилось еще в античную эпоху, однако в этот период оно еще не считалось каким-то особым видом деятельности. Древние греки называли «искусством» и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т.п.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

        графика

                          живопись                          

Виды изобразительного искусства:                                            скульптура

                                                             архитектура

        декоративно – прикладное

        искусство

Жанры изобразительного искусства:

  • пейзаж
  • портрет
  • натюрморт
  • тематическая картина, Тематическая картина также делится на жанры:  анималистический, батальный, бытовой, исторический,   маринистический.

Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных  отношений, которые окружают индивидов.        (слайд 6)

Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) — вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная. (слайды 7 – 9)

2. Живопись — вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета. (слайды 10 – 16)

Произведение, создаваемое художником-живописцем называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жанром. В живописи различают следующие жанры:

а)        портрет – жанр, который посвящен изображению человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности;

б)        натюрморт — жанр, который посвящен изображению окружающих человека вещей;

в) пейзаж — жанр, который посвящен изображению естественной или преобразованной человеком природы;

  • анималистический  жанр — жанр,  который посвящен изображению животных;
  • батальный жанр – посвящен изображению, битв, сражений, баталий;
  • бытовой жанр – жанр посвящен изображению повседневной жизни людей;
  • исторический жанр – жанр, посвященный изображению исторических событий и  деятелей.
  • Маринистический жанр (или марина)  – посвящен изображению моря,

       Живопись. Пожалуй, это один из самых распространённых видов искусства. Самые первые произведения живописи относятся к глубокой древности, они обнаружены на стенах пещер древних людей.

   Очень древней считается и монументальная живопись, которая развивалась в форме мозаики и фрески (живопись по сырой штукатурке). Живопись это произведение выполненное в цвете масляными, акварельными и ли другими красками.

От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но её произведения, как правило, выполняются на бумаге.

Различают станковую, книжную, журнальную,  газетную графику.  Жанры графики в основном повторяют  жанры живописи. В известной мере специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).

       Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объект и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптура подразделяют на круглую (голова, бюст, торс, статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение па камне.

Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом, называют низкий  рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф — это высокий рельеф, который, возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.

Различают также скульптуру станковую, декоративную и  монументальную. Станковая — это небольшая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная — скульптура средних, а монументальная — больших и огромных размеров.

     Декоративно-прикладное искусство — вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей.  К декоративно-прикладному искусству относят произведения, выполняемые из самых разных материалов (традиционно из дерева,  глины, камня, стекла  и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей.

Первичное закрепление. Самостоятельное выполнение упражнений:  студентам предлагается выполнить мини-исследовательскую работу. Задание: определить, какие  виды и жанры искусств представлены  на фотографиях, записать в тетрадь.

Продолжение темы

Функции искусства:

  1. Литература — вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.

Первые литературные произведения — легенды, былины, мифы — появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором. (слайд 19)

  1. Музыка — вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной. (слайд 20)
  2. Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. (слайд 21)
  3. Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных. (слайд 22)
  4. Балет — вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. (слайд 23)
  5. Кино — вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. (слайд 24)
  6. Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера. (слайд 25)
  7. Фотоискусство — искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности. (слайд 26)

Решаем главную задачу, предлагаю ребятам самим выделить функции искусства. В результате разговора определяем:

Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций. (слайд 27-29)

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

  • Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении гармонии духа, утраченной человеком в реальной действительности.
  • Художественно-концептуальная функция — выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.
  • Функция предвосхищения  характеризует способность искусства предвосхищать будущее.
  • Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.
  • Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играла ведущую роль в общей системе функций искусства.
  • Эстетическая функция — это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и  потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.
  • Познавательно-эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Особенности искусства:

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным.

Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем, не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и  способны, став символами своего общества,  оказывать серьезное влияние на общественное сознание

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения  окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке —  звук, в  скульптуре — объемно- пространственные формы и т.д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел,  допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым,  например,  в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук,  с  другими формами  познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Самостоятельная работа (практическая). Обучающиеся работают со словарем, выписывают из учебника в свои словарики новые термины и их значение. 

Затем предлагается прочитать информацию о создании картины Василия Перова «Тройка», кратко записать в тетради историю создания картины.  

Подведение итогов, саморефлексия.

Обучающиеся записывают вывод  о месте искусства в системе общественного сознания и мировой культуре.

Вывод: Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия.  Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям. 

Выставление оценок.

Домашнее задание: Творческое задание составить рассказ и презентацию о стилях античного искусства: романский стиль, готика, барокко, рококо, ампир, классицизм на примере различных видов искусства.

   Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866г

История  создания картины 

         Картина «Тройка» Василия Перова — одна из самых драматичных, печальных и эмоциональных картин русской живописи. Это не просто произведение искусства, это суровое свидетельство истории, правдиво рассказывающее о жизни народа. Смотреть на нее грустно, немного страшно, дети вызывают жалость, сострадание. Она была написана в 1866 году и посвящена нелегкому детскому труду. Другое название картины — «Ученики мастеровые везут воду».  Кто же позировал художнику?  

        Двух детей он написал скоро с соседских ребятишек, но никак не мог найти натуру для третьего. И вот однажды на Страстной неделе он встретил богомольцев – женщину с сыном, шедших в храм у Тверской заставы. Мальчик идеально подходил для его картины. Перов стал упрашивать их зайти в мастерскую. Вначале мама отказывалась, говоря, что у них считается будто человек, с которого нарисовали портрет, недолго проживет, но потом все, же уступила.

      Прошло четыре года. Однажды в дом к Василию Григорьевичу постучала женщина – та самая, но сильно постаревшая. Недавно ее Васенька умер. Несчастная мать не обвиняла художника, но он чувствовал, что она считает его виноватым. Развернув платочек с накопленными ею деньгами, женщина попросила продать тот рисунок. «Картина не у меня, она в галерее Третьякова. Пойдемте, я вас отведу». Сына она признала сразу: «Как живой, вот и зубик его сломанный», бросилась на колени и начала молиться. Перов и Третьяков оставили ее, а когда вернулись, мама все стояла на коленях, а вместе с ней рыдали смотрители галереи. Перов пообещал, что перерисует и вышлет ей портрет сына.    

       Он сдержал слово. Она написала, что поставила рисунок в Святом углу.

       Известно, что Перов изначально хотел подчеркнуть в героях признаки уродства и крайнего истощения, тем самым, вызвать у зрителей чувство жалости к детям низших сословий, чей удел был холод, голод и непосильный труд. Об этом свидетельствуют его этюды и зарисовки к картине. Позже художник отказался от своего замысла и придал детским лицам выражение миловидности и безысходности, что сделало их образы одухотворенными.

Приложение.

Раздаточный материал для  выполнения упражнения  по определению видов и жанров искусства.

  1.                 2.  

3.        4.

  1.           6. 

7.                               8.  

 

9.                      

nsportal.ru

Тема урока: Понятие об изобразительном искусстве.

Класс______________

Урок № 2

Дата_______________

Тема урока: Понятие об изобразительном искусстве.

Тип урока: Комбинированный урок. Изложение нового материала с практической работой

Методы работы: рассказ, объяснение,

Формы работы: компьютерное обеспечение-презентация по теме, метод наглядности.

Цель:

— познакомить с видами и жанрами изобразительного искусства.

Задачи:

— научить владеть кистью без предварительного наброска;

— развивать наблюдательность и внимательность к природе, ее цветовому разнообразию;

— воспитывать интерес и любовь к искусству.

Оборудование для преподавателя:

— карточки с названиями видов искусства;

— викторина по видам искусства;

— компьютер, мультимедийный проектор – презентация

для учащихся – краски гуашь, баночка для воды, салфетки, кисти, альбом.

Зрительный ряд: репродукции картин пейзажей И.И.Шишкина «Осень», И.И.Левитана «Золотая осень», У. Волков «Осенний пейзаж», Остроухов «Золотая осень»  

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Осень».

I.  Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Работа с художественными терминами.

III. Самостоятельная работа

IV. Итог урока

Ход урока:

I.  Организационный момент.

Цель нашего сегодняшнего занятия: знакомство с живописью как видом изобразительного искусства. Наше занятие пройдет в форме путешествия.

—  Как вы думаете, одинаковыми ли красками написаны эти картины?        (показ ученических работ). Акварель, гуашь, масло, акрил.

— Как вы думаете, какой вид искусства здесь представлен? Молодцы, правильно.

II. Изучение нового материала.

— Ребята,  какие виды изобразительного искусства вы знаете?

( в презентации появляются  слова: «архитектура», «скульптура», «живопись», «графика», «декоративно-прикладное искусство»).

— Правильно. А теперь, дайте определение каждому из видов одним словом.

(архитектура – здания, искусство строить; скульптура – памятники; живопись – картины; графика – рисунок с четкими линиями, печатное искусство на предметах быта; декоративно-прикладное искусство – предметы художественного промысла, созданные в единичном экземпляре вручную).

— Для того чтобы каждый из вас еще раз закрепил знание видов искусства, вам предлагается викторина. В ней надо определить  название вида искусства.

— Хорошо, что вы умеете ориентироваться в таких сложных понятиях. Но иногда мы не замечаем, что ежедневно сталкиваемся с огромным количеством слов, связанных именно с изобразительным искусством. Такие понятия нас окружают повсеместно. Надо только умело ими пользоваться. Предлагаю вам, ребята, доказать это на примере. В процессе выполнения следующего задания, вы должны давать ответы, используя одно слово.

Кроссворд.

Это слово образовано от латинского слова «производство», «произведение». Эта картина, рисунок полученные печатным путем. Такое изображение можно встретить на открытках, плакатах, календарях, в специальных художественных альбомах. Это все равно, что маленькая картина, которая приходит в ваш дом из музея (репродукция).

В переводе с латинского это слово означает «украшать». Иными словами – это украшение какого-нибудь предмета, сооружения (декор)

Там хранятся, изучаются, реставрируются и выставляются на всеобщее обозрение произведения искусства: картины, скульптуры, старинная драгоценная мебель и посуда (музей).

Это рисунок из линий, геометрических фигур, цветов, птиц, животных и т.д. Ими украшают предметы и вещи. Они бывают морозные на стекле или полосатые  на морских камешках (узор).

Произведение живописи. Для нее художники используют бумагу, холст, картон и даже доски (картина).

Слово произошло от французского «отливать в форму», «формировать». Обычно это изготовленные из гипса или воска фрукты и овощи. По цвету и форме их легко спутать и настоящими (муляж).

— Мы разгадали все задания, а теперь давайте прочтем слово в вертикальном столбце, выделенное цветом. Правильно – это слово «пейзаж».

Сообщение темы урока.

— Действительно, сегодня мы снова обратимся к жанрам живописи. Давайте, перечислим всежанры живописи.

(пейзаж, портрет, натюрморт).

— Что изображает натюрморт?  (мертвую натуру, т. е. предметы обихода,       сорванные плоды, и т.д.).

— Что изображает портрет?        (человека).

— Что изображает пейзаж?         (живую природу).

Физкультмиинутка

— Для  проверки этих знаний небольшая разминка. Если на экране появляется пейзаж, то мыхлопаем, если натюрморт —  молчим, если портрет – встаем. Всем понятно?

     (презентация картин различных по жанрам).

— Молодцы!  И поиграли хорошо, и размялись перед ответственным заданием. Давайте еще раз обратимся к работам величайших пейзажистов.

(просмотр пейзажей И.И.Шишкина, И.И.Левитана).

— Вы, наверное, обратили внимание на то, что картины величайших художников, представленных вам на обозрение, не имеют ни одного белого пятна. Это говорит о мастерстве художника, о его наблюдениях за живой природой и способностью как можно правдивее отразить увиденное им в природе.

Самостоятельная работа учащихся.

— Ну а теперь мы с вами попробуем создать собственный пейзаж. Приготовьте, пожалуйста, ваши альбомы, краски подготовьте к работе, кисти выложите перед собой. Для успешной работы все готово. Включим творческий экран, который поможет вам в процессе работы.  Наша работа будет представлять из себя —  пейзаж. Пейзаж Осенний.

Можно изобразить пейзаж родного края. Обратить внимание на краски осени. Теплые цвета. Красный, желтый, и все оттенки. Нейтральный цвет – зеленый. Небо голубое. Облака.

Ход работы:

— Смочить лист водой в средней и нижней части

— Деление листа на 2 основные части: небо, земля, трава.

— Промывка каждой части определенным цветом.

— Прорисовывание частей деревьев и цветов после просушки.

— Просушивание наиболее сырых частей рисунка.

Итог урока.

— Просмотр работ. Показ лучших работ.

— Ребята, на какой жанр живописи была направлена сегодняшняя работа на уроке? (пейзаж)

— Что изображает пейзаж? (живую природу)

— Каких российских художников пейзажистов вы запомнили? ( И.И Шишкин, И.И.Левитан).

Д/З. Повторить тему виды и жанры изобразительного искусства

infourok.ru

Конспект урока «Виды и жанры изобразительного искусства»

«Виды и жанры изобразительного искусства»

            Изобразительное искусство – пространственное, не растянуто во времени. Оно требует двух- или трехмерного пространства. Хотя в наше время благодаря техническим возможностям появился вид искусства, включающий временное пространство (видеоарт).

Изобразительное искусство отражает действительность с помощью зрительных образов:

  • многообразие окружающего мира;
  • мысли и чувства человека.

Это способ познания окружающего и себя самого. Для этого художник использует обобщение и воображение.

         Сегодня мы поговорим о теме: “Виды и жанры изобразительного искусства”.

Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна, в музеях рассматриваем статуи, слушаем музыку, читаем литературу, удивляемся красоте старинных построек, следим за театральным выступлением артистов, смотрим кинофильмы. И это разные явления называются одним словом — искусство. Искусство – это творчество в целом.

Искусство (от старославянского слова искоусити) – это художественное творчество в целом. Когда говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому-то общему для них признаку. Основными видами искусства является: архитектура,  живопись,  графика, прикладное искусство, литература, музыка,  кино,  танец, фотография,  театр и т.д.

_______________________________________________________________

  • Какие виды изобразительного искусства вы знаете? (Ответ: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство)

Сегодня наша задача закрепить знания  о видах изобразительного искусства.

  •  Основными видами являются:
  • Краткая характеристика видов изобразительного искусства
  • Живопись (работа, выполненная в цвете, красками, на плоскости)
  • Графика (работа, выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)
  • Скульптура (работа, выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки)
  • Архитектура (искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)
  • Декоративно-прикладное искусство (искусство украшать)

До XIX века тремя главными видами считались:

  • Архитектура (зодчество)
  • Скульптура (высекание)
  • Живопись (писать живо)

Затем появился еще один вид искусства

  • Графика (рисунок)
  • И совсем новое в искусстве:
  • Театрально-декорационное искусство
  • Дизайн

Более полное понятие о видах изобразительного искусства. Живопись, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. 

 (темпера, масляные краски, акрил, гуашь, …).

Графика (греч. graphikë, от gráphô — пишу, рисую, черчу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.  Рисунки выполняются карандашом, тушью, сепией, сангиной…
          Графика делится на станковую, книжную и прикладную.
На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь и пастель.Первые произведения графики – наскальные росписи первобытного искусства.
В Древней Греции графическое искусство было на высочайшем уровне – вазопись.

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. 

Материалы: кость, камень, дерево, глина, металл, воск…

Скульптура – один из самых древних видов искусства. Первые скульптурные произведения являлись идолами, оберегами, изображали древних богов. Различаются круглая скульптура (осматриваемая с разных сторон) и рельеф (высокий, средний, низкий, контррельеф). Скульптура делится на виды: станковую и монументальную (памятники, монументы) и монументально — декоративную (архитектурное убранство).

Архитектура (лат. architectura, от греч. architéktôn — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и другие сооружения  для жизни и деятельности людей, а также их комплексы.

Слово «архитектура» произошло от греческого «Архус» – главный, высший;
«Тектонико» — строительство. Требует трехмерного пространства. Имеет еще и внутреннее пространство – интерьер.

Декоративно-прикладное искусство: В каждом доме живут и служат нам различные предметы. И если их коснулась рука художника, ювелира или народного умельца, то они становятся произведением декоративно – прикладного искусства. Термин появился в 18 в. от французского слова «декор» — украшение везде. Прикладное означает то, к чему приложено умение художника, создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту.  Художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). 

Дизайн

Начиная с первобытного периода можно проследить развитие этого вида искусства.

Театрально — декорационное искусство

Этот вид искусства включает в себя создание декорации, бутафории, костюмов, грима.

________________________________________________________________

  • Какие жанры изобразительного искусства вы знаете? (Ответ: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, бытовой, батальный, сказочно-былинный, исторический

Жанры изобразительного искусства.

Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами. Термин «жанр» произошел от французского – вид, род. Первые самостоятельные жанры появились в Нидерландах в 16 веке.

К жанрам изобразительного искусства относятся:

1.Натюрморт – изображение предметов: цветов, дичи, утвари.  Термин «натюрморт» произошел от французского слова, буквально означающего «мертвая природа». Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и так далее). Натюрморты рассказывают нам не только о вещах, но и об их владельцах, об их жизни, быте и привычках.

2.Портрет – изображение человека  в скульптуре, живописи и графике. Портреты, написанные художниками, доносят до нас образы людей прошедших эпох.

 Пейзаж –  картина, в которой природа стала её главным содержанием. Термин «пейзаж» (paysage) пришел из французского языка, что в переводе означает «природа». Как самостоятельный жанр пейзаж возник в Голландии. Пейзажная живопись разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, в других тонко передано состояние. Еще есть фантастические пейзажи.

  • Какие виды пейзажа вы знаете? (Морской, деревенский, архитектурный, городской, по временам года)
  • Марина (морской) 
  • Исторический
  • Мифологический, религиозный
  • Батальный
  • Бытовой
  • Сказочно-былинный
  • Анималистический
  • Деревенский
  • Архитектурный
  • Городской
  • По временам года

Марина

Марина – это произведения искусства, на которых изображено море. Художник, который пишет море, называется маринистом.

Исторический жанр

Исторический жанр – это произведения искусства, в которых отражены реальные исторические персонажи или события.

Мифологический жанр

Мифологический жанр – это произведения искусства, в которых отражены мифологические сюжеты.

Батальный жанр

Батальный жанр – это произведения искусства, в которых отражены военные эпизоды. Художник, который пишет на батальные темы, называется баталистом.

Бытовой жанр

Бытовой жанр – это картины, на которых отражены эпизоды из повседневной жизни людей.

Сказочно-былинный – изображение сказочных героев 

Анималистический жанр – это произведения искусства, на которых изображены животные.

Деревенский – изображение сельского вида

Архитектурный – в картине преобладают архитектурные элементы

Городской – типичные городские сооружения и постройки

Индустриальный – изображение промышленной индустрии, заводы, цеха и т.д.

По временам года – осень, весна, зима, лето. Передача состояния дня, время суток, погоды.

Интерьер -изображение внутреннего убранства архитектурного сооружения.

_______________________________________________________________

Вот мы и познакомились с видами и жанрами изобразительного искусства. Для закрепления материала ответим на вопросы:

1.Какие виды были одни из первых? (Ответ: живопись, скульптура, архитектура)

2.Что такое живопись? ( Ответ: работа, выполненная в цвете, красками, на плоскости)

3.Что такое графика? ( Ответ: работа, выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)

4.Что такое скульптура? ( Ответ работа, выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки)

5.Что такое декоративно-прикладное искусство? ( Ответ: искусство украшать)

6.Что такое архитектура? (Ответ: искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)

7.Что такое жанр изобразительного искусства? (Ответ: вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами)

Задание на дом: Подготовить сообщение об одном из видов изобразительного искусства.

.

nsportal.ru

Конспект по теме «Искусство»

Тема: Искусство – это жизнь…

Увидивший прекрасное — соучастник его создания.

                                                 Боуви

Искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие.
                                       Бертольт Брехт

«Через красивое — к человечному…»

В. Сухомлинский

«Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на Земле».

                                                                            Б.Брехт

Цели:

  • формирование знаний о различных видах искусства и их взаимосвязи.

  • воспитание эстетического восприятия мира

Тип урока: интерактивный

Оборудование: презентация, опорный конспект

Подготовка к уроку

  1. Подготовка презентации

  2. Подготовка опорных конспектов:

Образец:

Тема:_______________________________

Искусство – это________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Искусство — это реальность или фантазия? (ответить на вопрос, аргументируя свой ответ)

  1. Студенты получают домашнее задание:

Подготовить информацию по следующим критериям:

  • Определение

  • Краткая история, особенности

  • Примеры (фото в презентации)

  • Известные представители

Выделены и распределены следующие темы:

Ход урока:

Группа делится на подгруппы по три человека, у каждой группы есть домашнее задание, которое они озвучивают для всех и по ходу урока заполняем опорные конспекты

Искусство — это реальность или фантазия?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобраться в ряде понятий, с которыми сегодня мы с вами будем знакомиться. Прежде чем мы начнем рассматривать само понятие «искусство» и его формы и виды. Давайте попробуем для себя определить, чем же является искусство для нас.

Игра- ассоциации.

Каждый называет по одной ассоциации с данным термином ( искусство)

Итак, давайте подведем некий итог, дадим определение термину.

Определение запишем в опорный конспект

( на слайде)

Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Какие виды искусства вы знаете? (слушаем ответы)

У нас много групп, которые и познакомят нас с различными видами искусства

Студенты рассказывают о своем определенном виде искусства, демонстрируя выполнение домашнего задания.

  1. Кино

Кино отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синемато́граф  и кинематогра́фия. Название заимствовано у одноимённого аппарата, изобретённого братьями Люмьер, и положившего начало коммерческому использованию технологии. Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке.

Первое кино было черно-белым. Впервые цветное кино появилось в 1890е годы (раскрашивалось вручную)

Британская технология «Кинемаколор» изобретённая в 1906 году, была первой в мире системой цветного кинематографа, имевшая коммерческий успех. Но, по сравнению с фильмами, раскрашенными вручную, она имела недостаток: все цвета создавались путём смешивания не трёх, а только двух основных цветов: красно-оранжевого и сине-зелёного. В этой системе в 1908 году был снят «Визит к морю» первый цветной фильм, показанный в кинотеатрах, в 1910 году — первый цветной игровой фильм «Шахматист» ,в 1911 году — первый цветной полнометражный документальный фильм «Торжественный приём в Дели»

Известные режиссеры и актеры ХХ века ( презентация)

Известные фильмы

  1. Театр — искусство изображения драматических произведений на сцене

Это зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств —литературы, музыки, хореографии, вокала,  изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актер.Родовое понятие «театр» включает в себя различные его виды:

Драматический, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы и др.

Во все времена театр представлял собой искусство коллективное; в современном театре в создании  спектакля, помимо актёров и режиссера (дирижера, балетмейстера), участвуют художник-сценограф, композитор, хореограф, а также бутафоры,  костюмеры,  гримеры, рабочие сцены, осветители.

Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, — с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны. В нашей стране множество различных театров

Известные режиссеры и актеры ХХ века (презентация). Известные спектакли.

  1. ЖИВОПИСЬ

Живопись — плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

монументальнуюфреска (от итал. Fresco) — живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта — цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.

станковую (от слова «станок») — полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами:

Портрет — основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

Пейзаж — воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

Натюрморт — изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

Исторический жанр — рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

Бытовой жанр — отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

Иконопись (в переводе с греческого «молитвенный образ») — основная цель направить человека на путь преображения.

Анимализм — изображение животного, как главного героя художественного произведения.

В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства — Мультимедийное искусство.

Известные художники России и мира ( презентация). Известные картины

  1. АРХИТЕКТУРА

Архитектура — монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.

Архитектура связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции — объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность .

Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

Известные архитектурные конструкции мира и России, известные архитекторы (презентация)

  1. СКУЛЬПТУРА

Скульптура — пространственно — изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная — используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

— памятники,

— монументы,

— мемориалы.

Станковая — рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная — используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

Известные скульптуры мира и России, известные скульпторы (презентация)

  1. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Декоративно-прикладное искусство — вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ — декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно — прикладного искусства являются народно-художественные промыслы — форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных промыслов — утверждение единства природного и человеческого мира.

Основными народными промыслами России являются:

— Резьба по дереву — Богородская, Абрамцево-кудринская;

— Роспись по дереву — Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

— Декорирование изделий из бересты — тиснение по бересте, роспись;

— Художественная обработка камня — обработка камня твердой и мягкой породы;

— Резьба по кости — Холмогорская, Тобольская, Хотьковская

— Миниатюрная живопись на папье-маше — Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Холуйская миниатюра

— Художественная обработка металла — Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

— Народная керамика — Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

— Кружевоплетение — Вологодское кружево, Михайловское кружево,

— Роспись по ткани — Павловские платки и шали

— Вышивка — Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

(Презентация)

  1. музыка

Музыка — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки — культовая. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется:

— на роды и виды — театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;

— на жанры — песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.

Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, — такова природа музыкального образа.

Известные музыканты мира и России (презентация)

  1. Цирк

Цирк вид зрелищного искусства, по законам которого строится  развлекательное представление. Также цирком называется и само специальное здание для проведения этих представлений.

Основой циркового искусства считается демонстрация необычного и смешного; характерной принадлежностью современного цирка является демонстрация фокусов,  пантомимы,  клоунады, реприза, исключительных способностей, часто связанных с риском (физическая сила, акробатика, эквилибристика), дрессированных животных. Цирковая  труппа может постоянно базироваться в городе и иметь определённое здание, но как и ранее большую роль играет  бродячий цирк.

Известные цирки и циркачи (презентация)

  1. ФОТОИСКУССТВО.

Фотография — искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.

Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера — обскура).

Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобразительный образ документального значения.

Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью, запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности.

Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.

Подводим итог. Культура играет особую роль в совершенствовании личности, в формировании её индивидуальной картины мира, так как в ней собран весь эмоционально-нравственный и оценочный опыт Человечества.

Сегодня были представлены основные виды искусства, но многие мы не назвали, возвращаясь к началу урока, обратимся к вопросу «Искусство — это реальность или фантазия?», завершая нашу работу, предлагаю вам подумать и ответить на него, учитывая то, с чем вы сегодня познакомились.

Спасибо за работу.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *