cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

4 класс суффиксы – Проект по русскому языку «Суффиксы частей речи» (4 класс)

Проект по русскому языку «Суффиксы частей речи» (4 класс)

Введение

Цель: Выяснить, влияет ли умение разбирать слова по составу на грамотность.

Задачи:

  1. Собрать информацию о суффиксе как морфеме.

  2. Выявить значение суффиксов имён существительных.

  3. Тренироваться в морфемном разборе слов.

  4. Создать информационный продукт.

Я выдвинула гипотезу: Чтобы уметь делать морфемный разбор слова, надо научиться грамотно писать суффиксы, выучить наизусть.

Методы исследований:

1. Наблюдение.

2. Индукция и дедукция.

3. Анализ и синтез информации.

4. Аналогия.

Моя работа актуальна, потому что данный проект будет полезен и интересен учащимся, преподавателям начальных классов и учителям русского языка средней школы. Многие учащиеся не умеют правильно находить суффиксы в словах, а я хочу помочь в запоминании суффиксов и правильном разборе слов.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся научатся правильно находить суффиксы в словах разных частей речи, именно в именах существительных, именах прилагательных, глаголах.

Я решила, что информационным продуктом будет напечатание суффиксов в алфавитном порядке на компьютере по темам: «Суффиксы имён существительных», «Суффиксы имён прилагательных», «Суффиксы глаголов», распечатанные на листе А4.

Этапы работы:

1 этап: Подготовительный: выбор темы, уточнение названия и сбор информации.

2 этап: Практический: анализ материалов и изготовление продукта.

3 этап: Обобщающий: подготовка устного выступления, презентации и защита проекта.

Основная часть

Глава 1. Суффикс как морфема

Морфемику в школе мы изучаем, чтобы узнать, в какой части слова находится орфограмма, ведь от этого зависит способ проверки. Очень трудно проверять суффиксы, легче запомнить их написание.

Морфемика (от греческого – «форма») – раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.

Среди морфем выделяются: приставки, корни, суффиксы, окончания, основа, интерфиксы (соединительные гласные).

Я начала свою работу с того, что собрала информацию – узнала от учительницы и в учебнике, что такое суффикс и какие бывают.

А что могут рассказать суффиксы о слове, я узнала с помощью дедукции и индукции.

Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём, от общих положений к частным выводам.

Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.

Из школьной программы я знаю, что суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов.

Суффиксы, служащие для образования новых слов, называются словообразовательными.

Таких суффиксов большинство. Например, суффиксы –оват-, -ин-, -тель-, и др. Суффиксы, служащие для образования форм слов, называются формообразующими. С помощью формообразующих суффиксов образуются некоторые глагольные формы. Например, суффикс –л- образует форму прошедшего времени (например: читал). С помощью формообразующих суффиксов образуются формы сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий (например: новее, ярче, новейший, высочайший).

По суффиксам можно определить часть речи. Например: с помощью суффиксов: -тель-, -ник-, -ик, -чик, -арь образуем слова: писатель, учитель; лесник, ученик; мостик, столбик; фонарь, сухарь – это существительные мужского рода, единственного числа.

С помощью суффиксов: -ск-, -н-, -чив-, -лив-, -ическ- образуем слова: сельский, каменный, доверчивый, дождливый, акробатическ

ий – это имена прилагательные.

С помощью суффиксов: -а-, -и-, -е-, -у-: слышать, клеить, смотреть, гнуть – это глаголы.

С помощью суффиксов: -о, -е: хорошо, вместе – наречия.

Тут я использовала метод дедукции, так как был вначале дан общий вывод.

Вывод: Я научилась различать суффиксы разных частей речи, анализировать их и выделять.

Глава 2. Суффиксы имён существительных и их значения.

Суффиксы имён существительных имеют несколько значений.

Значение суффикса

Виды суффиксов

Примеры

«уменьшительность»

«уменьшительность-ласкательность»

-к-, -ик-, -чик-, -ок- (-ек-),

-очк-

-онк-/ -енк-,

-оньк-/ -еньк-, -ишк-

Речка, домик, стаканчик, бережок, замочек, розочка, мальчонка, избёнка, берёзонька, доченька, зайчишка

«лицо по роду деятельности, занятий»

-тель-, -чик-, (-щик-),

-арь-, -ёрь-, -ик- (-ник-),

-ок-, -ак-, -ир-, -ист-

Учитель, лётчик, часовщик, библиотекарь, шахтёр, грибник, дворник, игрок, рыбак, командир, связист

«лицо (или животное) женского пола»

-к-, -их-, -иц-, -есс-, -ш-

Артистка, ткачиха, слониха, певица, львица, поэтесса, кассирша

«детёныш»

-онок- (-ёнок-), -ят-

Волчонок, тигрёнок, утята

«увеличительность»

-ин-, –ищ-

Домина, домище

«конкретный предмет»

-к-, -ок-, -ик-, -ниц-,

-тель-, -чик-

Землянка, подарок, грузовик, хлебница, измельчитель, счётчик

«предметность/ действие»

-к-, -б-, -ени-, -ни-, -н-,

-ок-

Спешка, дружба, деление, знание, возня, прыжок

«предметность/ признак»

-ость-, -изн-, -от-, -ев-,

-иц-, -ств-

Смелость, белизна, чистота, синева, безвкусица, упрямство

Глава 3. Моё исследование

Провела следующее исследование: искала суффиксы имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Для этого я разобрала слова по составу (морфемный разбор) вышеуказанные части речи и выписала их суффиксы. Тут я использовала метод анализа. После этого я выписала суффиксы в алфавитном порядке (а это синтез информации), затем напечатала на компьютере. Когда закончила работу над суффиксами имён существительных, приступила к разбору слов имен прилагательных и глаголов. Тут я использовала метод аналогии.

Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.

Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.

Аналогия – сходство между явлениями, предметами, понятиями

(выполнить действия также).

Я изучила последовательность разбора существительных по составу.

Морфемный разбор:

1. Выделить окончание.

2. Указать основу.

3. Найти корень, для этого нужно подобрать однокоренные слова.

4. Выделить, если есть, приставки, суффиксы.

Аналогично выполнила разбор по составу имён прилагательных и глаголов.

Слово разобрать на части

Помогает нам отчасти

Схема точная разбора,

Повторяем её скоро.

Окончание отбросим,

На основу взгляд мы бросим,

Корень выделим легко,

Суффикс где–то позади,

А пятёрка – впереди.

Вывод: Вместе с учащимися 4 класса разобрали слова, распределили все разобранные слова по частям речи: суффиксы имён существительных, суффиксы имён прилагательных, суффиксы глаголов. Потом в алфавитном порядке я выписала суффиксы и набрала на компьютере.

Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что мне очень понравилось работать над этой темой.

Думаю, что я решила проблему своего проекта, так как достигла цели.

Во – первых, я собрала информацию про суффикс. Во – вторых, тренировалась в разборе слов по составу. Всего разобрала имён существительных 62 слов, имён прилагательных и глаголов по 51 слов. Помогали разбирать слова по составу учащиеся 4 класса. Были затруднения в разборе слов, именно в нахождении суффиксов, но к нам всегда на помощь приходила наша учительница. Потом суффиксы выписала в алфавитном порядке и набрала на компьютере.

Работа над проектом показала мне, что данная тема очень важна, и надо помочь всем правильно находить суффиксы, чтобы верно разбирать слова по составу, чтобы грамотно писать. Хочу с учащимися поделиться своим информационным продуктом (раздаю карточки с суффиксами в алфавитном порядке по трём частям речи).

Список используемой литературы

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. – 3-е, перераб. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 176 с.:

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса общеобразовательной школы. – 5-е, перераб. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.- 144 с.

  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы. – 4-е, перераб. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. — 240 с.

  4. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. 2-4 классы.- М.: ВАКО, 2014.- 368 с.- (Мастерская учителя).

  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл. – корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой – 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.– 750с.

Приложения

Приложение №1. Слова для морфемного разбора.

Имена существительные:

Времена, перевязь, травинка, тропинка, гнездышко, позолота, ловец, замазка, глоток, подарок, денёк, пятнашки, игрушка, качка, козлёнок, конина, котёнок, детёныш, вздох, дочурка, свинина, свисток, силач, синева, ходули, подсказка, скворушка, снежинка, дровишки, жарища, желток, лесник, кровинка, ледник, ловушка, овчина, парник, плясун, перина, низина, новизна, носишко, ночник, выпечка, соринка, известняк, бабушка, бодрость, чистота, переписчик, воробышек, гнёздышко, земляк, малинник, волюшка, выдумщик, спутница, колокольчик, парочка, поварёшка, семечко, братец.

Имена прилагательные:

Дождливый, длинный, далёкий, давний, горный, глазной, игривый, зеркальный, зелёный, дроздовый, еловый, красивый, крикливый, летучий, мировая, плечистый, пчелиный, робкий, садовый, хитрый, сосновый, глазастый, бородатый, кудрявый, миленький, плохонький, красивый, братский, болотистый, вязкий, ленивый, солёный, мороженый, плачевный, душевный, высокий, доходчивый, драчливый, комариный, орлиный, весеннее, зимнего, крайнюю, разрезная, ученое, сушеный, бродячий, горючий, ползучий, рассыпчатый, бревенчатый.

Глаголы:

Белить, голодать, угощает, обедают, завязать, обезвредить, солить, подлечить, влетел, поглядим, вбежать, оковать, изрезать, заползти, прихлопывают, взлетает, взбегают, сговориться, ослышаться, озеленить, обвязывают, накипело, насахарить, наигрывает, излучает, залепить, отгородить, насвистывать, отужинаю, добудиться, доверять, извиняет, подбодрить, опериться, припекает, выпарить, выпрямить, вырезать, гадаю, засоряешь, устареть, связываю, угостить, угадываем, вдохнуть, зеваю, искоренить, преградить, повизгиваешь, стукнуть, шагнуть.

Приложение №2. Суффиксы по частям речи в алфавитном порядке.

Суффиксы имён существительных

-ав-

-ач-

-енк-

-ишк-

-онок-

-щик-

-авец-

-ашк-

-еныш-

-ищ-

-от-

-ын-

-авиц-

-ев-

-ер-

-к-

-очк-

-ышк-

-ак-

-ек-

-изн-

-н-

-ун-

-юшк-

-ан-

-ени-

-или-

-ник-

-ур-

-як-

-арь-

-ец-

-ин-

-ниц-

-ушк-

-ян-

-ат-

-ечк-

-ист-

-овк-

-ух-

-ячк-

-ачк-

-ешк-

-иц-

-ок-

-чик-

-яшк-

Суффиксы имён прилагательных

-ан-

-ев-

-еньк-

-к-

-оват-

-ск-

-чив-

-аст-

-ек-

-ив-

-лив-

-овн-

-ст-

-юч-

-ат-

-ен-

-ин-

-н-

-ок-

-уч-

-ян-

-ач-

-енн-

-ист-

-ов-

оньк-

-чат-

-яч-

Суффиксы глаголов

-а-

-вов-

-ева-

-и-

-ича-

-о-

-у-

-ыва-

-ва-

-е-

-ене-

-ива-

-ну-

-ова-

-ы-

-я-

infourok.ru

Консультация (4 класс) на тему: Суффиксы в различных частях речи

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

ГЛАГОЛОВ

-ашк-,

-ишк-,

-ышк-,

-ушк-,

-юшк-

старикашка, голо-сишко, крылышко,

травушка, волюшка

-ал-

(-ел-)

лежалый, загорелый, устарелый

-а- (-я)

завтракать, козырять

-ек,

-ик,

-ок,

-чик

замочек, ключик, снежок, графинчик

-ан-

(-ян-)

кожаный, глиняный, деревянный, земляной

-а-, -ка-

охать, хихикать, мяукать

-ец-,

-иц-

морозец, книжица

-аст-

(-ат-)

волосатый, рогатый, скуластый

-е-

стареть, звереть, темнеть, богатеть, хорошеть

-ечк-,

-ичк-,

-очк-

сестричка, утречко, звездочка

-ев-

(-ов-)

грушевый, садовый

-и-

Рыбачить, боро-нить, сверлить, морозить, румя-нить, веселить, хитрить

-ин-

домина

-еват-

(-оват-)

мужиковатый, молодцеватый, беловатый

-нича-

попрошайничать, обезьянничать, садовничать

-ищ-

голосище

-енн-

(-онн-)

клюквенный, утренний, медленный, влюбленный

-ну-

слепнуть, ахнуть, цокнуть

-к-

головка, ночка

-енск-

(-инск-)

кубинский, пензенский

-ова-, -ева-, -ива-, -ыва-, -ствова-

торговать, безмолвствовать, навьючивать, подглядывать

-ушек,

-ышек

воробушек, колышек

-еньк-

(-оньк-)

лёгонький, голубенький

-ся (-сь)

мыться, одеваться кататься, биться, выспаться

-ак (-як)

моряк, рыбак

-ехоньк- -оханьк-

смирнехонький, горькоханький

-ене- (-ени-)

леденеть, леденить

-ан (-ян)

Грубиян, интриган

-ешеньк- -ошеньк-

скорешенький, легошенький

-л – суффикс прошедшего времени

смотреть – смотрел

-анин

(-янин)

горожанин, селянин

-ив-

ленивый, лживый, красивый, игривый

-и, -ите —

пиши – пишите

-ач

силач, усач, трубач

-ий

охотничий

-евич,

-евн-,

-ович,

-овн-,

-ич,

-иничн-,

-ичн-

Петрович, Петровна, Сергеевич, Сергеевна, Фомич, Ильинична, Никитична

-ильн-

трясильный)

-ет-(-от-)

быстрота, доброта, нищета, грохот, топот

-ин-

гусиный, дядин

-еств-

(-ств-)

братство, начальство, юношество, землячество

ин+ск

Ольгин – ольгинский, сестрин – сестринский

-есть

(-ость)

свежесть, бледность, смелость, жалость

-ист-

серебристый, ветвистый, отрывистый

-ец

мудрец, глупец, испанец

-ит-

(-овит-)

именитый, ядовитый, сердитый

-изм

романтизм, героизм

-к-

ломкий, топкий, липкий

-изн

белизна, желтизна, новизна

-л-

гнилой, умелый, светлый

-ик

-ник

химик, чайник, задачник, справочник, ельник, малинник

-лив-

молчаливый, счастливый

-ин

осетрина, баранина, горошина, глубина, царапина

-н-

(-шн-)

весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный

-ист

связист, баянист

-ск-

голландский

-иц-

(-ниц-)

сахарница, больница, волчица, львица, лиственница писательница

-тельн-

наблюдательный, желательный, плавательный, подготовительный

-их-

зайчиха, слониха

-уч-

-юч-,

-яч-

певучий, вонючий, висячий

-к-

спортсменка, терка, перегородка, записка, вспышка, попытка

-чат-

узорчатый, дымчатый, репчатый

-л-

зубрила, громила, мыло, быль

-чив-

находчивый, сговорчивый,

-лк-

сеялка, грелка, копилка, гадалка

ян+ист

маслянистый

-льн-

гладильня, купальня, спальня

-льник-

холодильник, умывальник

-льщик

-льщиц

бурильщик, точильщик

-тель

-итель

учитель, двигатель,  глушитель

-ун

бегун, крикун, грызун, скакун

-чик

-щик,

-чиц-

бетонщик, переводчик, жестянщик, буфетчик, погрузчик,

буксировщик

nsportal.ru

Глагольные суффиксы 4 класс ПНШ

Тема: Глагольные суффиксы.

Цель:

-Закреплять написания глагольных суффиксов в разных формах ;

Задачи:

— обобщить полученные ранее знания;

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, жетоны 3 цветов для самооценки работы на уроке.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Записать число, классная работа.

  1. Мотивация к учебной д — ти.

-Послушайте стихотворение и скажите, с какой частью речи мы сегодня будем работать.

Что без меня предметы?

         Лишь названья.

            А я приду –

            Всё в действие придет.

            Летит ракета.

           Люди строят зданья.

            Цветут сады.

            И хлеб в полях растёт.

— Как  вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке? (О глаголе)

3.Актуализация знаний.

— Соберём уже известную информацию о глаголе.

1. Глаголы изменяются по ….. (временам)

2. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. -ть-, -ти-, -чь-

3. На какую форму глагола указывает суффикс -л-?  (на форму глаголов прошедшего времени) 

4. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, — и-, -ы-, -о-, -е, -ну-, -ова-)

4.Работа по теме урока.

Откройте учебник на с.97 и прочитайте тему нашего урока

Глагольные суффиксы.

4.Постановка проблемного вопроса.

— Прочитайте задание к упр.100

-В каждой группе записаны разные формы одного и того же слова или родственные слова? (формы слова)

-Докажите.

Игр а ть – игр а л а – игр а й те

-Назови формы слов в 1-й группе (н.ф., п.в., пов . ф.)

-В какой форме стоят все глаголы в 1-м столбике? (н.ф.)

-Что общего в форме слов 2-го столбика? (Суффикс – Л п.в.)

-А чем различаются эти формы?(суффиксами)

-что общего в словах 3 – го столбика? (пов. Ф.)

-А в чем различие? (суффикс –И , — Й)

-Что помогло тебе сразу ответить на все вопросы? (знание глагольных суффиксов)

Назовите суффиксы, выделенные в словах каждого столбика, и дай им характеристику. (1 – Т Ь, — ЧЬ,- ТИ н.ф., 2 — Л пр.в.,3 – И,- Й пов. н.)

Запиши каждый глагол в формах настоящего времени ед.ч. 1-го и 2-го лица.

Игра ть – игр а ю, игр а ешь

Крич а ть – крич у, крич ишь

Бере чь – берег у, береж ешь

Нес ти – нес у, нес ешь

-Можешь теперь объяснить, почему выделенные жирным шрифтом суффиксы не входят в основу слов? (потому что они образуют формы одного и того же слова)

Поставьте цель нашего урока (написание глагольных суффиксов).

5.Физминутка для глаз.

В нашем классе любят шутки,
Посмеёмся полминутки.
Ты налево посмотри и соседу подмигни,
Ты направо посмотри и соседке подмигни.
Досчитай до десяти, ровно столько раз моргни.
Посмотри на потолок, а потом на свой носок.
Закрываем все глаза, 
Отдохнуть ведь им пора.
Помечтали, позевали
И опять работать стали.

6.Первичное закрепление.

С.98, упр.101

-Прочитайте задание.

-Запишите слова в столбик. Над ними укажите часть речи. От основ данных слов письменно образуйте глаголы. Выделите глагольные суффиксы.

Красный красн зима зим

Красн +Е +ТЬ = краснеть зим + ОВ + АТЬ = зимовать

1 вариант — синий, ночь

2 вариант – алый, смех

3 вариант – белый, корм

Коллективная проверка

7.Закрепление.

С 98, упр. 102

-Прочитайте задание.

-Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

-Выпишите глаголы в повелительной форме столбиком:

Выручайте – выруча Е ТЕ

Берите – бер Е ТЕ

Ловите – лов И ТЕ

-Разберите все глаголы по составу и поставьте ударение.

-Назовите те формы глагола, которые пишутся одинаково, а произносятся по разному (ловите – ловите)

-Какой вывод вы можете сделать по теме нашего урока?

(глагольные суффиксы – а,-я,-и,-ы,-о,-е называются формообразующими и в основу слова не входят)

Самостоятельная работа.

Фамилия

Дата

Правильно пиши безуд./суффикс у гл. пр.вр. Запиши н.ф. глагола

Пр. в. глагола

Н.ф.

Стро . л

Обид. л

Увид .л

Поглад . л

Выгляд . л

Проверка.Вывод.

8.Рефлексия.

— Чему научились на уроке? (я научился….)

-Что удалось? (мне понравилось…)

— На что надо обратить внимание? (

— Как вы оцениваете свою работу?

Зеленый — работал слаженно, помогал другим, хочу знать больше.

Синий — я старался, но получилось не все, я могу лучше.

Красный — пока испытываю трудности, буду стараться.

9.Дом.зад. № 103, с.98.

I.Орфографическая минутка.

 Запись слов  на доске.

Играла,кричал,берегли,несла.

– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.

2. Актуализация опорных знаний.

– Что общего у всех этих слов? ( все глаголы пр.в.)

-Докажите.(обозначают действие, которое уже произошло, имеют суффикс – Л)

-Разберите эти слова по составу.

-Поставьте ударение.

-В какой части слова находится безударный гласный?( в суффиксе).

-Образуйте от глаголов неопределенную форму.

Играла – играть,кричал-кричать,берегли-беречь,несла-нести.

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: у глаголов пр. в. перед суффиксом –Л пишется тот же суффикс,что и перед –Ь в неопр.ф.

3.Работа по теме урока. 3.Работа по теме урока.

-Прочитайте задание к упр.100

-В каждой группе записаны разные формы одного и того же слова или родственные слова?(формы слова)

-Докажите.

-Назови формы слов в 1-й группе (н.ф., п.в., пов .ф.)

-В какой форме стоят все глаголы в 1-м столбике?(н.ф.)

-Что общего в форме слов 2-го столбика?(Суффикс – Л п.в.)

-А чем различаются эти формы?(суффиксами)

-что общего в словах 3 – го столбика?(пов. Ф.)

-А в чем различие?(суффикс –И , — Й)

-Что помогло тебе сразу ответить на все вопросы?

-Назовите суффиксы, выделенные в словах каждого столбика, и дай им характеристику.

-Запиши каждый глагол в формах настоящего времени ед.ч. 1-го и 2-го лица.

Играть – играю, играешь

Кричать – кричу, кричишь

Беречь – берегу, бережешь

Нести – несу, несешь

-Можешь теперь объяснить, почему выделенные жирным шрифтом суффиксы не входят в основу слов?

-Прочитайте задание к упр.100

-В каждой группе записаны разные формы одного и того же слова или родственные слова?(формы слова)

-Докажите.

-Назови формы слов в 1-й группе (н.ф., п.в., пов .ф.)

-В какой форме стоят все глаголы в 1-м столбике?(н.ф.)

-Что общего в форме слов 2-го столбика?(Суффикс – Л п.в.)

-А чем различаются эти формы?(суффиксами)

-что общего в словах 3 – го столбика?(пов. Ф.)

-А в чем различие?(суффикс –И , — Й)

-Что помогло тебе сразу ответить на все вопросы?

-Назовите суффиксы, выделенные в словах каждого столбика, и дай им характеристику.

-Запиши каждый глагол в формах настоящего времени ед.ч. 1-го и 2-го лица.

Играть – играю, играешь

Кричать – кричу, кричишь

Беречь – берегу, бережешь

Нести – несу, несешь

-Можешь теперь объяснить, почему выделенные жирным шрифтом суффиксы не входят в основу слов?

– Как вы это определили? (По вопросу)

– Какая морфемная особенность почти у всех глаголов в прошедшем  времени? (Суффикс )

– У какого глагола нет этого признака? (Пас, вёз)

– Образуйте инфинитив от глаголов: пасвез. Что заметили? ( )

 

– Сделайте вывод.

В ы в о д: у глаголов в неопределенной форме с суффиксом -ти  в прошедшем времени в мужском роде отсутствует суффикс -л-.

– На какие группы вы бы разделили эти глаголы? (В н.ф. на –ть, -ти)

Ученик.

Этот хитренький глагол

Себе время изобрел.

«Ухожу», — кричит сегодня.

«А вчера, — кричал,- ушел».

«Завтра, — скажет, — я уйду!»

Позавидуйте ему!

—  Сегодня мы продолжим разговор о глаголе,  узнаем о нём много нового.

 По частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании. 

— Соберём уже известную информацию о глаголе.

1. Глаголы изменяются по ….. (временам)

2. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)

3. На какую форму глагола указывает суффикс -л-?  (на форму глаголов прошедшего времени) 

4. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, — и-, -ы-, -о-, -е, -ну-, -ова-) 

1. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени перед формообразующим суффиксом?

2. Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова?

— Попробуйте дать на них ответ прямо сейчас? Почему возникли затруднения? (Имеющихся знаний недостаточно)

 Вернёмся к этим вопросам в конце урока и снова попробуем дать на них ответ.

                                      II.                       Минутка чистописания.

На доске:            Ш  Ц  Ж

                          Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.

— Назовите буквы, записанные в минутке чистописания. Что в них общего?  (Заглавные, обозначают твёрдые согласные звуки).

— Какая буква лишняя и почему? (   Буква «Ц», так как она обозначает непарный звук. )

(Написание букв.)

— Работа с пословицей.

Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Спишите. Подчеркните глаголы, определите их морфологические признаки. (Время, лицо, число)  (Будущее время, 2 лицо, единственное число)

III.            Актуализация знаний. Постановка целей урока. Подготовка к восприятию нового материала.

  1. с.98, упр.101

-Спишите слова в столбик. Над ними укажите части речи.

Красный – краснеть

Зима – зимовать

Синий – синеть

Ночь – ночевать

Алый – алеть

Смех – смешить

Корм – кормить

Белый – белеть

-Выдели глагольные суффиксы.

Физминутка.

  — Какой глагол лишний, почему?  («Найдёшь» – глагол с ударным окончанием, а у двух других окончания безударные)

— Измените глаголы с безударными окончаниями в инфинитив.

Запись:  угадать, потерять.

 — Разберите по составу.

 Таблица

угадать – угадал

потерять — потерял

. Что заметили интересного?  (Основа та же, только суффикс – -ть- поменялся на суффикс -л-). В каком времени стоят эти глаголы? Допишите глаголы в прошедшем времени к соответствующим инфинитивам.

—   Определим более точно  тему урока. 

  (Тема урока) Вывод учеников

— Сегодня на уроке мы подробно поговорим о глаголах в прошедшем времени, научимся писать и проверять написание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени, а ещё узнаем о том, что суффиксы могут служить не только для образования новых слов.

IV.            «Открытие» нового знания.

— Проверим вашу догадку.

 Основа инфинитива и глагола в прошедшем времени одна и та же, выделите её.

-Сверим наш вывод с правилом.

Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Прошедшее время образуется от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания –и во множественном числе. Чаще всего основы в неопределённой форме и в прошедшем времени совпадают.

ТАБЛИЦА.

— Создайте таблицу – опору по правилу «Образование глаголов прошедшего времени».

(ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ ОПОРУ)

ХОДИТЬ – ТЬ + Л = ХОДИЛ

  Рассмотрим  таблицу стр. 71 упр.41

Что изменяется при подстановке  суффиксов?  (Форма слова). 

— Назовите, как называются суффиксы, которые служат для образования слов ( словообразующие) и как те, которые служат для образования формы (формообразующие).

 — Какие из них, по – вашему, будут включаться в основу, а какие нет? 

Вывод

В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме  (посеять – посеял)

Физминутка.

Мы в ладоши хлопаем. Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ногами топаем. Топ, топ, топ.

Вертим головой.

Руки в боки, руки вниз

И тихонечко садись.

  Работа со словами.

На доске.

Мысл_л, куш_л, закле_л.

— Вставьте пропущенные буквы в данных словах.

—  Они вызывают при написании сомнение?  (Безударные, стоят в слабой позиции)

Вывод

В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме  (посеять – посеял)

   V.            Первичное закрепление изученного.

Работа по группам  

— Вставьте пропущенные суффиксы, напишите инфинитив, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами. 

       1 группа.                         2 группа.                     3 группа.

пола_ла — …                     увид_л — ….                 брос_ли — …

выдерж_л — …                высуш_ла — …             вытерп_ла — …

выглад_ли — …               замяук_ли — …            советов_л — …

плак_ло — …                    сып_ло — …                  готов_ло — … 

Взаимопроверка.  Оценивание работы учащимися.  

VI.            Самостоятельная работа.

Стр.74 упр. 46

Взаимопроверка

  Какой формообразующий суффикс выделили? А  словообразующие?

  Итог урока.

— А теперь снова обратимся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока и дадим на них ответ.

        1. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени перед формообразующим суффиксом?

2. Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова?     

— Оцените усвоение вами материала, изученного на уроке, по рисунку. (Рассказ друг другу)

VII.                             Домашнее задание:  выучить правило стр.71, упр.47 стр.74,  написать фразеологические обороты.

 

 

 

 

 

 

 

infourok.ru

Суффиксы русского языка

СуффиксыЗначениеПример

-к-

-ик-

-ек-

-ок-

-ёк-

-еньк-

-оньк-

-ечк-

-очк-

-ушк-

-юшк-

-ышк-

 

 

 

Придают

словам

уменьшительный

или

ласкательный

оттенок

тетрадьтетрадка

коткотик

носокносочек

берегбережок

собольсоболёк

добрыйдобренький

лёгкийлёгонький

ТаняТанечка

сумкасумочка

зимазимушка

долядолюшка

зернозёрнышко

 

-ник-

-чик-

-щик-

-тель-

 

Образуют слова,

называющие

лиц мужского

пола

 

грибгрибник

летатьлётчик

каменькаменщик

читатьчитатель

 

-ниц-

-к-

Образуют слова,

называющие лиц

женского пола

 

проводитьпроводница

пианистпианистка

 

-ист-

-ск-

-ов-

(-ев-)

-н-

 

 

Образуют

прилагательные

 

 

бархатбархатистый

соседсоседский

мехмеховой

грушагрушевый

молокомолочный

 

-и-

-е-

-ова-

(-ева-)

 

 

Образуют

глаголы

 

рыбакрыбачить

красныйкраснеть

тоскатосковать

горегоревать

 

-ть-

-ти-

-чь-

 

Суффиксы

неопределённой

формы глагола

 

говорить

нести

стричь

 

-л-

Образует

прошедшее

время глагола

 

говорюговорил

 

-ся-

(-сь-)

Образуют глаголы

с возвратным

значением

 

купатькупаться

купаюсь

 

 

Суффиксы, участвующие в словообразовании имён существительных.

 

 


Поделиться публикацией:

goldrussian.ru

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: технологическая карта к уроку русского языка в 4 классе «Суффикс»

Урок русского языка по теме «Суффикс. Роль суффикса в слове»

Цель: уточнить знания учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов. Находить и обозначать в слове суффикс по алгоритму

Задачи:

познакомить с ролью суффикса в слове;

развитие внимания, памяти;

воспитание  доброго, ласкового отношения к окружающим.

Тип урока: объяснение нового материала.

   

Ход урока

1. Орг. момент:

Девиз: «Если не лениться- можно многого добиться».

2. Пятиминутка  чистописания:

 — Откройте тетради, положите с наклоном, запишите число и «Классная работа».

Ии

3. Словарная работа- Отгадайте загадку:

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом? (Кормушка)

— Зачем нужны кормушки?

— Что страшнее для птиц зимой: голод или холод?

— Посмотрите на кормушку (изображение кормушки на доске)

Дятел, синица, сорока, ворона, воробей, снегирь(Доска закрывается и дети пишут по памяти)

Взаимопроверка

Назовите лишнее слово (в каком слове звуков меньше, чем букв)или все слова словарные , а в слове снегирь проверяемая гласная.

— Составьте и запишите предложение с одним из этих слов. (Ворона сидела и каркала.)

Посмотрите, что птицы нам принесли в клювиках.( СУФФИКС)

4. Работа над темой урока

— Я знаю, что вы с ним уже знакомы Давайте вспомним все , что мы знаем о суффиксе? ЧАСТЬ СЛОВА СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ  СЛОВ

В СЛОВЕ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ

-Какие же задачи мы поставим на этом уроке? (вспомнить что такое суффикс, где находится, роль в слове).

— Для того чтобы начать работу над темой урока, давайте вспомним части слова, которые изучили на предыдущих уроках

4.1. Графический диктант .(Один ученик на доске.)

— Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие значки.

Изменяемая часть слова – это…

Неизменяемая часть слова – это…

Разделительный Ъ знак пишется после…

В слове переходы – ход – является…, а ы – это…

(Проверка с доской:)

Физминутка для глаз

Для нашего гостя СУФФИКСА мы проведём небольшую экскурсию по нашему городку.

Осматривая наш городок, мы с вами будем находить друзей суффиксу.  

-Давайте  отправимся на нашу речку. Какая река протекает в нашем городке?

РЕКА

РЕЧЕНЬКА

РЕЧУШКА

РЕЧНАЯ

 

Возможно, здесь мы найдём новых друзей.

Запишите слова и разберите (работают в тетрадях).

Выделите в нём суффикс.  Какой суффикс нашли? (Рассматриваются два ответа сильного и слабого ученика).

Почему у нас получились разные ответы?    (мы не умеем выделять суффикс)

4.2 Составление алгоритма.

-Какая же задача стоит перед нами? (научиться выделять суффикс)

Что мы должны с вами составить? (мы должны составить алгоритм). (По ходу составления алгоритма, я буду  выставлять его на доске).

С чего же мы начнём?

Давайте вспомним из каких двух частей состоит любое слово? (изменяемой части и неизменяемой).

В какую часть входит суффикс? (неизменяемую).

А неизменяемая часть это что? (основа).

Так что же мы должны найти вначале?

А чтобы найти основу, что мы должны найти? (окончание).

Давайте найдём.  

Итак,  какой же первый шаг алгоритма? (найти изменяемую часть – окончание)

Что будем делать дальше? (найдём основу)

Как найти основу? (основа – это слово без окончания)

Выделите основу.

Какой второй шаг? (найти неизменяемую часть — основу)

Теперь как нам найти суффикс? (подобрать однокоренные слова, через которые мы сможем объяснить, самое короткое.     Однокоренное слово –река)

Какой третий шаг?      (подобрать однокоренное слово)

Запишите.

Какой следующий шаг?        (найти ту часть, которая добавилась, выделить значком.).

И какой же будет последний шаг? (выделить значком)

Алгоритм:

  1. Найти изменяемую часть (окончание)
  2. Найти неизменяемую часть (основу)
  3. Подобрать однокоренное слово, через которое мы можем объяснить это слово.
  4. Определить какая часть добавилась.
  5. Выделить её значком         .

Молодцы! Мы составили алгоритм. Какой суффикс нашли? (суффикс ЕНЬК).

Запишите его.

Теперь по алгоритму будем искать суффиксы дальше.

4.3 Коллективный разбор слова    РЕЧУШКА.

Какой суффикс нашли? (суффикс УШК)

Какое значение этого суффикса?

4.4.Самостоятельный разбор слова РЕЧНАЯ.  1 ученик за закрытой доской.

Проверка с комментированием.

Какой суффикс нашли? (суффикс Н). Запишите. Какое значение этого суффикса? (ласкательное) Подберите слова с этим суффиксом.

Практическая часть урока: (начало формирования умений)

4.5 Работа в группах Игра «Побудь волшебником» Сейчас мы познакомимся с различными суффиксами и выясним, какими они могут делать слова.

решите вместе: какую роль сыграл суффикс?

1 группа будет превращать слова в названия маленьких предметов

2 группа -…..в огромные предметы

3 группа-…в ласковые слова

Вывод:  по группам (Все эти суффиксы, имеют уменьшительно-ласкательное  значение и т.д)

—  Используете ли вы в речи такие суффиксы?

— Назовите своего соседа ласковым именем.

Физминутка

— Я назову животное, а вы назовёте их детёнышей  — хором

  1. Работа с учебником.

– Давайте поищем друзей нашему гостю в учебнике.

Упр.194 стр.154

— Прочитайте текст. К какому жанру относится это произведение? (Стих-е)

— В какое время происходят события? Почему? (Докажите строчками из стих-я)

— Найдите слова, с помощью которых автор выразил отношение мальчика к щенку?

ПЕСИК, ЛАПКА, НОСИК

— Какие это чувства? (Доброта, любовь, сочувствие)

— Какие суффиксы помогли передать отношение мальчика к щенку?

— ИК, -ЕК, -К

— Какое значение придают эти суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное)

— Какие еще суффиксы играют такую же роль? (-ЕЧК,- ОЧК, -ЕНЬК)

Разберите эти слова по сотаву.

— Чем будете пользоваться?

6.Подведение итогов -Какой части слова был посвящён сегодняшний урок?

Молодцы. Ребята, посмотрите сколько суффиксов мы с вами сегодня нашли

-Какая морфема служит для образования новых слов?

О какой новой роли суффикса мы сегодня говорили? Суффиксы

— учат видеть характер слов

— помогают ярче выразить эмоции

-точнее передают смысл высказывания

Назовите уменьшительно-ласкательные суффиксы. (УШК, ЕНЬК, ОЧК, ИЧК, ИК…)

Суффиксы, которые помогают назвать детёнышей животных? (ОНОК, ЁНОК)

Суффикс, который всё увеличивает?   (ИЩ….)

Мы нашли ему много новых друзей. Но их поиск вы продолжите и на последующих уроках.

Вы не забыли, что нужно делать, чтобы найти суффиксы?Расскажите.

7.ТЕСТ (самооценка)

8.Рефлексия.

— я вспомнил

— я узнал

— я научился

Вы большие молодцы. И суффикс очень благодарен вам за помощь.

А я вам за вашу работу поставлю оценки, когда проверю ваши тесты.

 9.Определение домашнего задания

 Упражнение №196.

— Посмотрите на картинку и скажите, слова с каким корнем вы должны придумать? (кот)

— При помощи какой части слова вы будете образовывать новые слова? (при помощи суффиксов)А дома вы поищите суффиксы в упражнениях 196. Откройте дневники,  и запишите  упражнения.

Спасибо за урок! Урок окончен!  

Дополнительный материал:

Сейчас послушайте рассказ про ещё одного суффикса. Догадайтесь, о каком же суффиксе идёт речь.

Ласковый и добрый

Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были колокола, зайцы, огурцы и многие другие слова. Но вот появился суффикс. Он был такой ласковый и добрый, что все слова к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых. У этого суффикса была ещё одна важная особенность: он умел уменьшать слова. Например, вместо мощного колокола получался чудно звенящий … .

Запишите, какое слово получилось от слова колокол?(колокольчик). Какой суффикс вы отыскали? Запишите ещё 2 слова с этим суффиксом.

nsportal.ru

Урок по русскому языку в 4 классе . Правописание приставок и суффиксов.

ГБОУ гимназия №1048

Конспект открытого урока по теме:

Правописание приставок и суффиксов

4 класс

Подготовила :

учитель начальных классов

Сальникова В.В.

2015-2016 уч. год

Правописание приставок и суффиксов

Цель: актуализировать знания о правописании предлогов со словами и написании приставок в словах, развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах.

Ход урока:

  1. Орг. Момент:

— проверка готовности к уроку

  1. Словарная работа:

Вчера , на одном из этапов урока, мы говорили о правописании удвоенных согласных в словах. Повторим еще раз слова с удвоенными согласными, правописание которых нужно запомнить.

АЛЛЕЯ, ОДИННАДЦАТЬ, МЕТАЛЛ, ПАССАЖИР, РАССТОЯНИЕ,

АППЕТИТ, АККУРАТНО, КИЛОГРАММ, МЕДЛЕННО

( Ученик у доски)

Подчеркните удвоенную согласную.

  1. Самоопределение деятельности.

Постановка задач урока.

Прочитайте слова. На какие две группы можно их разделить ?

П..бежал, замоч..к, по..скочил, пр..гулка,

ключ..к, дружоч..к.

( слова с орфограммой в суффиксе, и в приставке),

— разделите слова на группы и запишите их

( Ученик у доски)

— какие орфограммы в приставках вы знайте?

( Безударная гласная , правописание некоторых приставок мы запоминали)

— какие орфограммы в суффиксах вы знайте?

(Правописание суффикса — ек ( ик), — окок )

— Сформулируйте тему урока:

Правописание гласных в суффиксах и приставках.

Сформулируем задачи урока.

На уроке мы должны:

  • Вспомнить орфограммы в суффиксах и приставках

  • Научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм

  1. Работа по теме урока:

Работа по учебнику.

Приставки

Упр.100.

— Рассмотрите таблицу. Какие части слова представлены в каждой группе?

( Приставки, корни, суффиксы)

— Вспомните, что нужно знать о правописании приставок и суффиксов.

( Приставки пишутся слитно с корнями слов)

— Как различить приставки и предлоги?

(Приставки пишутся слитно с корнем слова, а предлоги пишутся со словами раздельно)

Приставки бывают изменяемые и неизменяемые.

— Что вы знай те о правописании гласных и согласных в приставках типа

по-, до-, за-, про-, под-, от-….. ?

— Это неизменяемые приставки. Они пишутся всегда одинаково, их правописание надо запомнить.

— Используя данные части слова, составьте возможные слова. Выделите в этих словах значимые части слова.

( снежок, белок , беленький, побелка, маленький, белка, подснежник, слоник…..)

-Какую еще значимую часть слова использовали? ( окончание)

Предлог и приставка ( карточка)

Рассмотрите цепочки слов:

(от) резной, (от) грузка, (от) радный

(про) сушка, ( про) книгу, (про)школу

(за) окном, (за) садом, (за) ехал

— Найдите лишние слова. Объясните свой выбор. ( приставка — предлог)

(Ответы: отгрузка, просушка, заехал.)

— Для чего нужны приставки в словах?

— Для чего нужны предлоги в речи?

-Выпишите слова с приставками, обозначьте приставку в словах.

Суффиксы

-ик -ек -ок — онок

— Перед вами с суффиксами. Вспомните , вызывают ли затруднения правописание этих суффиксов в словах.

Как проверить правильное написание этих суффиксов?

Рассмотрим таблицу в учебнике стр. 62.

— Как определить, какой суффикс надо писать в слове: -ик или — ек?

( Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс — ек, а если не выпадает – суффикс – ик)

— В именах существительных можно встретить суффиксы: – ок и -онок. Чаще всего эти суффиксы пишутся после шипящих ( медвежонок, галчонок, мышонок, дружок). Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется -о-?

(- Чтобы правильно написать суффикс в слове, поставим ударение. Под ударением пишется -о-.)

Упр. 103.

Прочитайте.

ДРУГ – ДРУЖОК — ДРУЖОЧЕК

-Как образовалось слово ДРУЖОЧЕК? ( от слова дружок с помощью суффикса – ек)

-Почему в этом слове пишется -ек? ( Потому что при изменении слова гласный суффикса выпадает: дружочек – дружочка)

-А как образовалось слово ДРУЖОК ? (от слова друг с помощью суффикса – ок)

— Почему в суффиксе надо писать -О-? ( Буква – о- пишется в суффиксе существительных после шипящих под ударением)

УСТНОЕ объясните правописание следующих слов:

НОЖ – НОЖИК – НОЖИЧЕК

ПЕТУХ – ПЕТУШОК – ПЕТУШОЧЕК

КОВШ – КОВШЕК – КОВШЕЧЕК

  1. Рефлексия:

Обобщим полученные знания . Я предлагаю выполнить небольшой тест.

Тестовая работа:

  1. Приставка – часть слова, которая стоит :

А. перед корнем В. после окончания

Б. после корня Г. После суффикса

  1. Не существует приставки:

А. с- В. з-

Б. в- Г. О-

  1. Укажите случай раздельного написания:

А. (про) студа В. (про) осень

Б. (про) мах Г. (про) дрог

  1. Укажите слово с приставкой с-:

А. (с,з) делка В.( с,з) десь

Б. (с,з) дание Г. (с,з) дание

  1. Суффиксы служат для:

А. связи слов в предложении

Б. Изменения формы слова

В. образования новых однокоренных слов

  1. Укажите слово с суффиксом — ик:

А. ключ…к В. замоч…к

Б. кармаш…к Г. дружоч…к

  1. Подведение итогов урока.

Вспомним, какие задачи мы поставили перед уроком.

  • Вспомнить орфограммы в суффиксах и приставках

  • Научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм

— Оцените свою работу на уроке.

6. Итоги урока:

— Правописание каких значимых частей слова мы повторили?

— Что нужно помнить о правописании приставок? Суффиксов?

— Какое задание вам понравилось?

7. Домашняя работа:

— Записываем в дневники домашнее задание.

Повторить правила правописания суффиксов и приставок.

Упр. 104, с. 63.

Фамилия_________________________________________

Тестовая работа:

  1. Приставка – часть слова, которая стоит :

А. перед корнем В. после окончания

Б. после корня Г. После суффикса

  1. Не существует приставки:

А. с- В. з-

Б. в- Г. О-

  1. Укажите случай раздельного написания:

А. (про) студа В. (про) осень

Б. (про) мах Г. (про) дрог

  1. Укажите слово с приставкой с-:

А. (с,з) делка В.( с,з) десь

Б. (с,з) дание Г. (с,з) дание

  1. Суффиксы служат для:

А. связи слов в предложении

Б. Изменения формы слова

В. образования новых однокоренных слов

  1. Укажите слово с суффиксом — ик:

А. ключ…к В. замоч…к

Б. кармаш…к Г. дружоч…к

infourok.ru

Глагольные суффиксы — 2 урок 4 класс

Тема урока: «Глагольные суффиксы».

Цели урока: закрепить раннее полученные знания написания глагольных суффиксов в разных формах.

Планируемые результаты

  • предметные: уметь правильно определять суффиксы в глаголах, уметь обобщать и закреплять полученные знания, проявлять интерес к учению, уметь формулировать и высказывать свою точку зрения.

  • метапредметные: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения; принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимают оценку учителя.

  • личностные: положительная мотивация к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Оборудование: учебник русского языка (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, 4кл., 3 часть), презентация задания для работы в группе.

Ход урока

  1. Орг. момент .

-Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится. Опустите ладошки.

-Что подарили вы своему соседу?

( Сердечко своё, частичку сердца, удачу, радость, поддержку).

-Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки и мне.

  1. Работа в тетради. Запишем дату. 21 февраля. Классная работа.

  2. Минута красивого письма.

ть ти чь

и й л

Что спряталось в строчке?

(глагольные суффиксы)

— Какие это глагольные суффиксы?

  1. Словарная работа.

1. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной о?

а) …втобус, в…сток, б…гаж;

б) в…кзал, д…рога, к…стёр;

в) м…роз, …ллея, ур…жай.

2. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной а?

а) тр…мвай, п…ртрет, м…лина;

б) к…стрюля, …птека, кв…ртира;

в) к…пуста, к…рабль, ст…лица.

3. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной и?

а) д…ректор, ул…ца, сев…р;

б) п…нал, б…лет, уч…ник;

в) уж…н, р…сунок, с…рень.

Проверяем

1. б) вокзал, дорога, костер;

2. б) кастрюля, аптека, квартира;

3. в) ужин, рисунок, сирень.

Запишем эти слова под диктовку, выделим орфограммы.

V. Стадия осмысления.

1.Работа с текстом.

Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите в группе:

«+» — это я знаю;

«!» — информация, которую нужно доработать;

1. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действия предметов.

2. Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.

3.Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются.

4. Спряжение глаголов определяем по ударным личным окончаниям.

5.Глагольные суффиксы: ть, ти,чь,л,и,й, а, я, ы, о, е в основу слова не входят.

— Какую тему нам нужно доработать?

Какую цель вы поставите перед собой?

2. Решение проблемного вопроса.

Для решения нашей проблемы поработаем в группе.

Спишите текст, поставив глаголы в скобках в нужную форму – в форму прошедшего времени, выделите глагольный суффикс, суффикс глагола прошедшего времени и основу слова.

(Реветь) буря.

Дож…(шуметь).

Во мрак… молнии (летать).

Беспрерывно гром (греметь).

И ветры в дебрях( бушевать)

Отвечает та группа, которая закончит первой.

— Проверьте, правильно ли вы выполнили это упражнение по эталону на доске.

— Итак, сохраняется ли глагольный суффикс в формах прошедшего времени?

— Какой вывод вы можете сделать?

Вывод: Глагольные суффиксы – ть, ти, чь, л, и, й, а, я, ы, о, е в основу слова не входят.

VI. Физминутка.

VII. Первичное закрепление.

Работа в паре.

Спишите текст, поставив глаголы в скобках в нужную форму – в форму повелительного наклонения, выделите суффикс повелительного наклонения и основу слова.

(Держать) голову в холоде, а ноги в тепле.

(Отдать) спорту время, а взамен получи здоровье.

Болен – (лечить), а здоров – (беречь).

— Какой вывод вы можете сделать?

Вывод: Глагольные суффиксы – ть, ти, чь, л, и, й, а, я, ы, о, е в основу слова не входят.

VIII. Закрепление.

  1. Упражнение №104, стр.100.

(Взаимопроверка)

2. Дифференцированная работа.

(Задание для слабоуспевающих детей)

Вставь пропущенный суффикс в глаголе прошедшего времени.

Трогать

Трог…л

Гореть

Гор…л

Видеть

Вид…л

Лаять

Ла…л

Сеять

Се…л

Бурчать

Бурч..л

Пыхтеть

Пыхт…л

IX. Итог урока.

Ребята, а теперь давайте подведём итоги нашего урока.

— Над какой темой мы сегодня работали?

— Что нужно знать, чтобы правильно разобрать глагол по составу?

(Глагольные суффиксы – ть, ти, чь, л, и, й, а, я, ы, о, е в основу слова не входят.)

— Какое настроение у вас?

Оцените своё состояние:

Красный карандаш “Я – молодец, справился с заданиями хорошо”

Синий карандаш “Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился”

Жёлтый карандаш “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся.”

У меня тоже хорошее настроение, потому что вы сегодня очень хорошо работали и порадовали своими знаниями. Спасибо, вам. Каждому на память о нашем уроке я вручаю сердечко, чтобы оно согревало вас.

На обратной стороне сердечка написано домашнее задание. Перепишите его в дневник.

X. Домашнее задание.

1-ая группа — стр. 100, упр. 105.

2-ая группа- Придумать три предложения с глаголами повелительного наклонения и разберите глаголы по составу.

3- я группа- Тетрадь №2, упр. ___.

Вставь пропущенный суффикс в глаголе прошедшего времени.

Трогать

Трог…л

Гореть

Гор…л

Видеть

Вид…л

Лаять

Ла…л

Сеять

Се…л

Бурчать

Бурч..л

Пыхтеть

Пыхт…л

Вставь пропущенный суффикс в глаголе прошедшего времени.

Трогать

Трог…л

Гореть

Гор…л

Видеть

Вид…л

Лаять

Ла…л

Сеять

Се…л

Бурчать

Бурч..л

Пыхтеть

Пыхт…л

Вставь пропущенный суффикс в глаголе прошедшего времени.

Трогать

Трог…л

Гореть

Гор…л

Видеть

Вид…л

Лаять

Ла…л

Сеять

Се…л

Бурчать

Бурч..л

Пыхтеть

Пыхт…л

Вставь пропущенный суффикс в глаголе прошедшего времени.

Трогать

Трог…л

Гореть

Гор…л

Видеть

Вид…л

Лаять

Ла…л

Сеять

Се…л

Бурчать

Бурч..л

Пыхтеть

Пыхт…л

Вставь пропущенный суффикс в глаголе прошедшего времени.

Трогать

Трог…л

Гореть

Гор…л

Видеть

Вид…л

Лаять

Ла…л

Сеять

Се…л

Бурчать

Бурч..л

Пыхтеть

Пыхт…л

Отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите в группе:

«+» — это я знаю;

«!» — информация, которую нужно доработать;

1. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действия предметов.

2. Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.

3.Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются.

4. Спряжение глаголов определяем по ударным личным окончаниям.

5.Глагольные суффиксы: ть, ти,чь,л,и,й, а, я, ы, о, е в основу слова не входят.

Отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите в группе:

«+» — это я знаю;

«!» — информация, которую нужно доработать;

1. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действия предметов.

2. Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.

3.Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются.

4. Спряжение глаголов определяем по ударным личным окончаниям.

5.Глагольные суффиксы: ть, ти,чь,л,и,й, а, я, ы, о, е в основу слова не входят.

Отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите в группе:

«+» — это я знаю;

«!» — информация, которую нужно доработать;

1. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действия предметов.

2. Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.

3.Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются.

4. Спряжение глаголов определяем по ударным личным окончаниям.

5.Глагольные суффиксы: ть, ти,чь,л,и,й, а, я, ы, о, е в основу слова не входят.

Отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите в группе:

«+» — это я знаю;

«!» — информация, которую нужно доработать;

1. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действия предметов.

2. Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.

3.Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются.

4. Спряжение глаголов определяем по ударным личным окончаниям.

5.Глагольные суффиксы: ть, ти,чь,л,и,й, а, я, ы, о, е в основу слова не входят.

Отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите в группе:

«+» — это я знаю;

«!» — информация, которую нужно доработать;

1. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действия предметов.

2. Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.

3.Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются.

4. Спряжение глаголов определяем по ударным личным окончаниям.

5.Глагольные суффиксы: ть, ти,чь,л,и,й, а, я, ы, о, е в основу слова не входят.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *