cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект иван андреевич крылов – Краткая биография Крылова творчество баснописца Ивана Андреевича – самое главное и важное для детей

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Иван Андреевич Крылов. Басни

МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»

Конспект урока по литературному чтению

«Жизнь и творчество И.А.Крылова»

Провела

учитель начальных классов

 Степанова Наталья Анатольевна

2017 год

Цель урока: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова;
  • Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность), находить мораль в произведении;
  • Формировать творческие способности детей: читать по ролям, инсценировать басню (навык выразительного и осознанного чтения),

Развивающие:

  • Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и
  • организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
  • Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
  • Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала.
  • Развитие речи, эмоций, логического мышления учащихся.

Воспитательные:

  • Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной
  • познавательной деятельности.
  • Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
  • Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
  • Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: выставка книг И.А.Крылова, маска для инсценирования басни, ЦОР — презентация к уроку.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Наших гостей поприветствует ….

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

2. Речевая разминка.

Осип орёт, Архип не отстаёт.

Кто кого переорёт?

Осип охрип. Архип осип.

Разбор текста:

— почему слова Осип и Архип написаны с заглавной буквой? (русские старинные имена)

— как вы понимаете понятия: охрип и осип? (потеряли голос)

-можно ли их назвать синонимами? (какое по значимости сильнее?)

-Определите литературный  жанр текста (скороговорка)

Прочитайте скороговорку

медленно,

с ускорением,

в быстром темпе,

хитрым, льстивым голосом

с огорчением

— Как вы думаете, что высмеивает народ этой скороговоркой? (неумение слушать друг друга)

— Как вы считаете, хорошо это или плохо, и почему? ( не услышишь мнение собеседника, не можем его понять, что приводит к ссоре)

— В каком литературном жанре мы можем встретить приём, когда высмеиваются плохие поступки, недостатки людей? (басня). Я помогу вам в этом. Отгадайте ребус( БАСНЯ)

— Как вы думаете , какая у нас с вами сегодня тема урока, о чем мы будем говорить?. (Басня)  Кого из  автора басен вы знаете?

 Сформулируйте тему урока: И.А.Крылов. Басни.

цель : познакомить с автобиографией Крылова,

— Давайте вспомним, что такое басня? Для этого предлагаю вам ответить на вопросы теста

Выберите правильный ответ

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни-это:

А) животные

Б) богатыри

В) дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

4.Особенности басни:

А) троекратные повторы

Б) волшебство

Г) мораль, сатира, диалог ( что такое МОРАЛЬ?- краткое нравоучительное заключение. )

— Прочитайте что вы выбрали. — Молодцы с заданием справились хорошо! А теперь соединим всё воедино и дадим определение – что такое басня.

Басня (по С. И. Ожегову) – краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

Мы определились, что такое басня, а теперь послушайте небольшой рассказ о баснописце И.А.Крылове, который приготовили несколько ребят нашего класса. (рассказ учеников с презентацией)

Откроем учебник на стр 30 и прочитаем , что нам расскажут авторы учебника о Крылове, может мы найдём в тексте то, о чём ребята нам не рассказали.(чтение текста)

— А теперь прочитайте ещё раз этот текст и составьте по нему, а также сообщение  одноклассников вопросы, записывая их в рабочую тетрадь. Даю на это 3 мин (проверка вопросов и ответов)

_ Ребята, а вы знаете, что первым баснописцем был Эзоп. Он жил в др.  Греции около 3.000 лет тому назад. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, которые обладали властью, поэтому он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзоп в том, что он показывает пороки человека.

— Перед вами лежит текст с басней Эзопа. Я предлагаю вам прочитать название («Муравей и цикада») (чтение басни хорошо читающим учеником)

-На какую басню похожа? ( «Стрекоза и муравей»)

— Кто может вспомнить басню «Стрекоза и Муравей»? ( чтение басни)

 — Иван Крылов заимствовал у Эзопа сюжеты басен и писал свои. Только у Крылова басни в стихах, а у Эзопа в прозе, в виде рассказа.

Закончить наш урок хочется стихотворением Вяземского

Забавой он людей исправил,
 Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
 Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Продолжите строчки:

Сегодня на уроке я узнал….

Мне понравилось……

Я хотел бы себя похвалить за…..

Приложение

И.А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье бедного армейского офицера, в городе Москва. Ранние годы писателя прошли в разъездах, грамоте учился дома, используя  большую библиотеку книг своего отца.

 А позже, семья Крыловых  переехала в город Тверь и   Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми  богатого помещика Львова.

Когда Ивану Крылову было 10 лет, его отец умер. Семья лишилась последних средств  к  существованию. Одиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд — канцеляристом. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма.

Позже, в 1783 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет.. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но если прочитать это имя справа налево, сразу все станет ясно.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками , которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были  басни. . Познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях

Более 200 басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт создал всеми любимых персонажей басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив (демонстрирует на доске фотографию), а рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен.

Муравей и цикада.

Нёс муравей сушить за свой порог зёрна, которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко и спросила, что не умереть, корму.

— Но чем же занималась ты, скажи, летом?

— Я, не ленясь, всё лето напролёт пела.

Расхохотался муравей и хлеб спрятал:

— Ты летом пела, так зимой в стужу пляши.

Муравей и цикада.

Нёс муравей сушить за свой порог зёрна, которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко и спросила корму, чтобы не умереть с голоду.

— Но чем же занималась ты, скажи, летом?

— Я, не ленясь, всё лето напролёт пела.

Расхохотался муравей и хлеб спрятал:

— Ты летом пела, так зимой в стужу пляши.

Выберите правильный ответ

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни-это:

А) животные

Б) богатыри

В) дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

4.Особенности басни:

А) троекратные повторы Г) мораль, сатира, диалог

Б) волшебство

Выберите правильный ответ

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни-это:

А) животные

Б) богатыри

В) дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

4.Особенности басни:

А) троекратные повторы             Г) мораль, сатира, диалог

Б) волшебство

Басня Стрекоза и муравей читать

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

А, так ты…

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

nsportal.ru

И. А. Крылов. Краткая биография. Басни

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был бедным армейским капитаном, получившим чин только после тринадцати лет службы. Он служил в Яицком городке, отважно защищал его от войск Пугачёва, за что имя Андрея Крылова была внесено в «пугачёвские списки» на повешение. Каким-то образом всё обошлось.

После отставки отца семья поселилась в Твери.

Сам отец грамоты был невеликой – «наукам не учился», но читать очень любил. Эту же страсть к чтению передал он сыну. После смерти отца Ивану достался большой сундук с книгами. Больше оставлять было нечего: жили бедно.

Воспитывала сына мать, Мария Алексеевна, – женщина простая, «без всякого образования, но умная от природы», как вспоминал о ней сам Крылов. После смерти мужа вдова с двумя детьми стала хлопотать о пенсии. Письма «на высочайшее имя» остались без ответа.

Она вынуждена была служить в богатых домах, читала Псалтырь по покойникам, но заработков было слишком мало для того, чтобы содержать двоих сыновей.

Десятилетним мальчиком Иван поступил на службу. Он был «подканцеляристом» - переписывал бумаги. Начальствовал над ним тупой и жестокий человек. Самым тяжёлым для Ивана было то, что ему запрещалось читать.

Вообще образования как такового Крылов не получил. Бедность не давала возможности учиться. Учился урывками, у чужих людей, где приходилось. Например, по соседству с Крыловыми жили богатые Львовы. Мать оказывала хозяйке дома различные услуги, а Ивану разрешалось учиться вместе с хозяйскими детьми у их гувернёров. Таким образом он выучил французский язык.

Но

Крылов учился сам. Так, он самостоятельно выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипкеСкрипка — 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера 16-18 веков брешианской (Гаспаро да Сало, Дж. Маджини,) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. С 18 века один из главных сольных инструментов., выучил теориюТеория (от греческого theoria — рассмотрение, исследование) — система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения., разбирался в математике
Математика
(греческое mathematike, от mathema — наука) — наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения. До начала 17 века математика — преимущественно наука о числах, скалярных величинах и сравнительно простых геометрических фигурах; изучаемые ею величины (длины, площади, объемы и пр.) рассматриваются как постоянные.
К этому периоду относится возникновение арифметики, геометрии, позднее — алгебры и тригонометрии и некоторых частных приемов математического анализа. Областью применения математики являлись: счет, торговля, землемерные работы, астрономия, отчасти архитектура..

Здоровьем молодой человек был не обделён. Его хватало не только на самообразование, но и на кулачные бои, которыми он увлекался. А так как физически он был очень силен, то часто выходил победителем даже над взрослыми мужиками.

Семья перебирается в Петербург. Крылов служит в канцелярии Казённой палаты.

Но гораздо больше службы его интересует литература и театры.

Крылов много пишет для театра. Либретто для опер «Бешеная семья», «Кофейница», «Клеопатра» и других, комедия «Сочинитель в прихожей».

Молодой драматург скоро становится известным в театральных и литературных кругах. Пьесы его остры, сатиричны. За одну из них, в которой он осмеял известного драматурга Якова Борисовича Княжнина и его супругу, дочь писателя Александра Петровича Сумарокова, Крылов был по жалобе Княжнина лишён возможности продолжать театральные постановки.

Будучи «отлучён» от театра, Крылов начинает заниматься журналистикой. В 1789 в типографии Ивана Герасимовича Рахманинова он начал издание сатирического журнала «Почта духов». В фантастической переписке гномов с волшебником Маликульмульком в сатирическом виде представало русское общество времён Екатерины II. Журнал быстро закрыли.

Крылов с группой влиятельных друзей основал книгоиздательскую компанию, и один за другим мир увидели два журнала «Зритель», и «Санкт-Петербургский Меркурий». Их сатира отличалась куда меньшей остротой, но вскоре и эти журналы были закрыты. Есть свидетельства, что с Крыловым беседовала сама императрица.

Иван Андреевич поступает на службу к генералу Сергею Фёдоровичу Голицыну на должность личного секретаря.

Уже при правлении императора Александра I

Крылов служит правителем дел канцелярии князя Голицына. В этот период был написан цикл стихотворений, некоторые из них даже появились в печати:

Снесись на вихрях, мщений царь!

Воссядь на громах — тучах черных,

Судить строптивых и упорных;

Ступи на выи непокорных

И в гордых молнией ударь.

В 1805 г. Крылов был в Москве и показал Ивану Ивановичу Дмитриеву

свой перевод с французского языка двух басен Лафонтена: «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста».

Дмитриев, прочитав их, сказал Крылову: «Это истинный ваш род; наконец, вы нашли его». В то время Крылову было 36 лет.

Но не сразу Крылов решил посвятить себя басням. Он пишет три пьесы: «Модная лавка», «Урок дочкам», в которых высмеивает преклонение русской знати перед всем иностранным, особенно французским, и «Илья Богатырь, волшебная опера». Эти пьесы были высоко оценены,

Крылова ставили в один ряд с известными драматургами. Пьесы исполнялись даже во дворце у императрицы Александры Фёдоровны.

Вообще Крылов был обласкан императорской семьёй. Неоднократно его приглашали к обеду. Большой любитель вкусно поесть, Крылов не отказывался ни от одного блюда. Однажды кто-то тихонько ему шепнул: «Иван Андреевич, откажись хоть от чего-нибудь: дай её величеству тебя попотчевать (то есть, поупрашивать, угощая)». Крылов ответил: «А ну как не попотчует?» и продолжал обед в своей манере.

К Крылову приходит признание. Он поступает на службу, но уже не заработка ради, а на почётную должность помощника библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку.

Он постоянно повышается в чинах и в должности. В декабре 1811 года он избран членом Российской Академии, в январе 1823 года получил от неё золотую медаль за литературные заслуги. При преобразовании Российской Академии в отделение русского языка и словесности академии наук в 1841 году

Крылов был утверждён ординарным академиком.

Император Николай I согласился на преобразования с условием, «чтобы Крылов был первым академиком».

Скончался Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 года. Похоронен 13 ноября 1844 года на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

В день похорон друзья и знакомые Крылова вместе с приглашением получили по экземпляру изданных им басен, на заглавном листе которых под траурною каймою было напечатано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию». Отдавая дань уважения великому писателю, второй человек в государстве – граф Орлов лично нёс его гроб вместе с простыми студентами до погребальной повозки.

А теперь поговорим о главном наследии Ивана Андреевича – о его баснях.

Всего Крыловым было написано 236 басен. Уже при жизни Крылова вышло девять сборников.  Первые басни в основном были переводами басен Эзопа и Лафонтена. На них поэт «набивал руку», оттачивал мастерство, потому что очень скоро он начал писать оригинальные басни. Из 18 басен 1811 г. заимствованных только 3.

Крылов был человеком ленивым, больше всего любил поесть и поспать. Но басни свои он отделывал тщательно, выправляя и выглаживая первоначальные наброски с величайшим старанием. Он стремился к возможной краткости, особенно в конце басни, убирал из басен все книжные обороты и неопределённые выражения, заменял их народными, и в то же время вполне точными. Он достиг своей цели: по силе выражения, по красоте формы басни

Крылова — верх совершенства.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Невежи судят точно так:

В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

Басни его — не сухая нравоучительная аллегория, а живое, истинное «зрелище жития человеческого». Крылов был не нравоучителем, а ярким сатириком, и притом не таким, который казнит насмешкой недостатки современного ему общества. Он – сатирик-пессимист, плохо верящий в возможность исправить людей какими бы то ни было мерами. Крылов стремился лишь к уменьшению количества лжи и зла.

А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить.

Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

В своих баснях Крылов безжалостно высмеивает человеческие пороки: глупость, жадность, лицемерие, лесть, хвастливость, лень и многие другие. Басни Крылова давно разобраны на цитаты, строки из них стали крылатыми выражениями:

— а Васька слушает, да ест;

— кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку;

— страшнее кошки зверя нет;

— а вы, друзья, как ни садитесь – всё в музыканты не годитесь;

— избави Бог и нас от этаких судей;

— слона-то я и не приметил.

Во время Отечественной войны 1812 года многие басни Крылова посвящены военным событиям. В басне «Обоз»

высмеивается непонимание императором Александром («конь молодой») и его приближенными тактики мудрого «старого коня» Кутузова:

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

Басня «Кот и повар» сатирически показывает тщетные попытки только общественным осуждением остановить захватнические походы Наполеона. Повар вычитывает кота, но ничего не предпринимает для того, чтобы наказать его. Поэтому-то Васька совершенно его не боится:

Тут ритор мой, дав волю слов теченью,

Не находил конца нравоученью.

Но что ж? Пока его он пел,

Кот Васька всё жаркое съел.

Закончив работу над басней «Волк на псарне», баснописец отослал её в войска фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Кутузову. Кутузов читал басню вслух перед войсками. Когда полководец дошёл до слов «Ты сер, а я, приятель, сед» он снял шапку и наклонил голову, показывая свои седые волосы. Басня посвящалась попытке Наполеона заключить с Россией выгодный для него мир.

Многие басни Крылова носят общественно-политическую направленность: «Волк и ягнёнок», «Мор зверей», «Квартет».

В басне «Волк и Ягнёнок» он изображает Ягненка робеющим перед важным сановником — Волком, и вся речь Ягненка, подобострастная и боязливая, передаёт его характер:

«Когда светлейший Волк позволит.

Осмелюсь я донесть: Что ниже по ручью

От светлости его шагов я на сто пью…»

В басне «Квартет» пародируется государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента, возглавляемые «Проказницей мартышкой, Ослом, Козлом и косолапым мишкой».

Проказница-Мартышка,

Осёл, КозёлКоза (домашняя коза, Capra hircus) — жвачное млекопитающее семейства полорогих, рода настоящих горных козлов. Домашняя коза произошла от диких козлов, прежде всего от безоарового козла, а также от винторогого и вымершего альпийского горного козла (Capra ibex).
Самцы весят до 60-65 кг, матки — около 40 кг. Плодовитость 1-2, иногда до 5 козлят. Удои до 550 кг молока в год, настриг шерсти до 6 кг, начес пуха до 0,5 кг. Количество пород коз сравнительно невелико.
Наиболее известны породы ангорских, кашмирских пуховых коз, швейцарских молочных коз. Мелкие камерунские козы хорошо лазают по деревьям и кормятся их пладами и листьями.

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альтаАльт (итал. alto, букв. — высокий) — струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства, больше скрипки., две скрипкиСкрипка — 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера 16-18 веков брешианской (Гаспаро да Сало, Дж. Маджини,) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. С 18 века один из главных сольных инструментов.

И сели на лужок под липки —

Пленять своим искусствомИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

О чрезмерном «умствовании» говорят басни «Ларчик», «Огородник и Философ».

Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

Ларчик оказывается без всякого секрета и просто открывается.

Механик пуще рвётся.

Потел, потел; но наконец устал,

От Ларчика отстал

И, как открыть его, никак не догадался;

 А Ларчик просто открывался.

А огурцы требуют не философствования, а труда и заботы о них.
У Огородника взошло все и поспело:
Он с прибылью, и в шляпе дело;
А Философ –
Без огурцов.

В баснях «Щука и Кот», «Лебедь, Щука и Рак» высмеиваются те, кто берётся за дело, в котором ничего не смыслит или же никак не может или не хочет согласовать своих усилий в общем деле.

«А воз и ныне там», «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» — эти ставшие крылатыми выражения ярко и метко выражают отношение к подобным явлениям.

Крылов часто использовал в своих баснях народные пословицы и поговорки, которые не только не портили басню, но весьма естественно вплетались в неё:

Запели молодцы: кто в лес кто по дрова

И у кого что силы стало.

В ушах у гостя затрещало.

 

Не попусту в народе говорится:

Не плюй в колодезь, пригодится

Воды напиться.

 

Да полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? –

Стал Щуке Васька говорить. –

Смотри, кума, чтобы не осрамиться:

Недаром говорится,

Что дело мастера боится.

Зачастую автор в басне использует разговорную речь. «Лебедь, Рак да Щука», взявшись за дело, «из кожи лезут вон», вот «Механик пуще рвётся», чтобы открыть Ларец, вот лягушка, захотевшая сравняться с Волом, вначале стала «топорщиться, пыхтеть», а затем «С натуги лопнула и — околела». Бедняк, увидев Смерть, «оторопел». Моська появляется «отколе ни возьмись».

Метким острословом Крылов был не только в своих баснях. И в жизни этот человек умел быстро ответить на шутку, замечание. Однажды он гулял в парке. Несколько молодых людей, желая высмеять его чрезмерную полноту, довольно громко говорили между собой: «Видно, скоро дождь пойдёт: смотрите, какая туча приближается». Крылов тут же ответил: «Недаром и лягушки расквакались».

Крылова любили. Первым писателем, которому в России возведён памятник по подписке, был Иван Андреевич.

Памятник «Дедушке Крылову» установлен в Летнем саду в Петербурге.
На постаменте изображены герои басен, которых создал великий писатель.

Иван Андреевич Крылов писал стихи и пьесы, о которых мало кто знает, а названия их помнят разве что специалисты. Басни же сделали его имя бессмертным.

Крылов был зеркалом, в которое гляделись со страхом узнать себя его современники. И будут глядеться – с теми же чувствами – ещё многие поколения читателей.

videouroki.net

План-конспект занятия по литературе на тему: Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова

Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова

Цель: сформировать представление о личности И. А. Крылова; расширить знания о басне как жанре литературного чтения.

Задачи:

  1.Образовательная: обобщать  знания об изученных  баснях И.А. Крылова; углубить нравственное воздействие басен на детей; совершенствовать  умение определять произведение по строчкам;

  2. Развивающая: развивать и обогащать речь, художественный вкус воспитанников; развивать творческий потенциал и логическое мышление детей; расширять кругозор, развивать познавательный интерес к изучению литературы; развивать артистические способности детей;

  3. Воспитательная: воспитывать у детей эстетические, морально-нравственные  качества, формировать;  воспитывать интерес и любовь к литературному чтению и к художественной литературе в целом.

Оборудование: портрет автора, книги с баснями, иллюстрации к басням, карточки со строками из басен, кроссворд на ватмане, костюмы для инсценирования басни,  DVD-плейер с видеофильмом о жизни Крылова.

Ход занятия:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М.Исаковский

Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о творчестве замечательного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.

Личность И. А. Крылова до сих пор недостаточно известна, не очень много дошло до нас сведений об этой широкой, необычайно своеобразной, неординарной личности баснописца, образованнейшего человека, автора ряда пьес.

Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофильм о жизни И. А. Крылова, после чего мы продолжим нашу беседу. (Показ видеофильма)

Чинов я пышных не искал;

И счастья в том не полагал,

Чтоб в низком важничать народе, —

В прихожих ползать не ходил.

Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе, —

Чин человека; — в нем лишь быть

Я ставил должностью, забавой;

Его достойно сохранить

Считал одной неложной славой…

Народная мудрость передалась нам через басни  Ивана Андреевича Крылова. А что же означает само понятие «Басня»? (Ответы детей)

Басня – это короткий занимательный, поучительный рассказ в стихах или прозе, в котором заключён скрытый смысл (аллегория). В баснях обычно действуют не люди, а звери, но ведут они себя по-человечески: спорят, ссорятся, мирятся. Традицию отождествления людей с животными  Крылов заимствовал у своих предшественников. Оказывается, басни писали ещё в глубокой древности и родоначальником басенного жанра считается древнегреческий поэт и мудрец Эзоп.

А что же нам известно об Эзопе? (Дети рассказывают об Эзопе.)

«Эзоп — один из первых баснописцев. Число рассказанных им басен велико, их около пятисот. Рассказывают, что Эзоп был фригийским рабом, но для работы не был годен. Был он некрасивым, пузатым, на спине его был горб. Такое чудовище, что и смотреть на него было страшно. Его бросали в тюрьмы, издевались над ним, ругали его, но все-таки снова звали, просили рассказать новые истории, радовались его новым басням.

     Мы расскажем вам басню, она немного похожа на басню Крылова, которую все мы знаем. Сравните ее с басней Крылова. В чем сходство, в чем разница?

Рассказывает ребёнок:

      Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: „Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать“.

Какую черту характера людей высмеивает автор? (Лицемерие, лесть, глупость.)

С баснями Ивана Андреевича Крылова вы хорошо знакомы по урокам чтения и нашим воспитательским часам. И перед тем как продолжить наше занятие, я предлагаю вам небольшую разминку:

Когда я буду называть басню, вы поднимаете руки вверх, когда говорю название сказки – приседаете, а когда название песни – кружитесь вокруг себя. Итак…

«Квартет»; «В лесу родилась ёлочка»; «Свинья под дубом»; «Репка»; «Чунга-чанга»; «Три белых коня»; «Морозко»; «Кот и повар»; «Волк и журавль»; «Теремок»; «Кабы не было зимы»; «Антошка»; «Маша и медведь»; «Чиж и голубь»; «Дюймовочка», «Тришкин кафтан».

Я подготовила для вас такие интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова, с названиями и отрывками из них! Но пока готовилась к занятию, какой- то озорник всё перемешал у меня на столе. Я даже теперь не могу разобраться, где какие басни. Поможете мне?

Я буду показывать иллюстрации к басням, а карточки с названиями басен и отрывками из них я раздам вам. А вы определите, к какой басне они относятся.

Названия басен на карточках

1.«Лебедь, Щука и Рак»,

2. «Квартет»,

3. « Стрекоза и Муравей»,

4.«Мартышка и очки»,

5.«Свинья под дубом»,

6.«Чиж и голубь»,

7.«Лисица и виноград»,

8.«Волк и ягнёнок»,

9.«Зеркало и обезьяна»,

10.«Осёл и соловей»,

11.«Петух и жемчужное зерно»,

12.«Демьянова уха»

13.«Кот и повар».

Карточки со строчками из басен:

1. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

(«Лебедь, Щука и Рак»)

2. А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

(«Квартет»)

3. Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

(«Стрекоза и Муравей»)

4. Как не полезна вещь, — цены не зная ей,

Невежда про неё свой толк всё к худу клонит.

(«Мартышка и очки»)

5.Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти жёлуди на мне растут.

(«Свинья под дубом»)

6.Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.

И дело! Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.

(«Чиж и Голубь»)

7.А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко.

(«Лисица и виноград»)

8.У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

(«Волк и ягнёнок»)

9.Мартышка, в зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой.

(«Зеркало и обезьяна»)

10. Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул – и полетел за тридевять земель.

(«Осёл и соловей»)

11.А я бы, право, был гораздо боле рад

Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,

Да сытно.

(«Петух и жемчужное зерно»)

У нас осталось несколько рисунков, к которым мы не нашли карточки со строками из басен. Но я думаю, вы догадались какие это басни. (Ответы детей)

Одну иллюстрацию мы с вами сейчас инсценируем. Итак, басня «Демьянова уха». (Инсценировка)

«Соседушка, мой свет!

Пожалуйста, покушай».—

«Соседушка, я сыт по горло».— «Нужды нет,

Еще тарелочку; послушай:

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —

«Я три тарелки съел».— «И, полно, что за счеты:

Лишь стало бы охоты,—

А то во здравье: ешь до дна!

Что за уха! Да как жирна:

Как будто янтарем подернулась она.

Потешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»

Так потчевал сосед-Демьян соседа-Фоку

И не давал ему ни отдыху, ни сроку;

А с Фоки уж давно катился градом пот.

Однако же еще тарелку он берет:

Сбирается с последней силой

И — очищает всю. «Вот друга я люблю!»

Вскричал Демьян: «зато уж чванных не терплю.

Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!»

Тут бедный Фока мой,

Как ни любил уху, но от беды такой,

Схватя в охапку

Кушак и шапку,

Скорей без памяти домой —

И с той поры к Демьяну ни ногой.

———————————————

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:

Но если помолчать во время не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь:

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Ребята, давайте разберём с вами эту басню вместе.

Чтобы осмыслить басню, надо понять характеры действующих лиц, их отношения, их стремления и цели в конкретной ситуации.

Что мы узнали о Демьяне из басни? (Ответы)

-Гостеприимный, но назойливый, надоедливый, навязчивый Демьян старается заставить Фоку съесть как можно больше. Посмотрим, как уговаривает Демьян Фоку съесть еще «ушицы». Здесь и ласковое обращение к «соседушке»: «мой свет», «миленький дружочек» — называет его Демьян, — и уменьшительно-ласкательные суффиксы в его речи; он расхваливает уху, заставляет жену кланяться; хвалит Фоку, когда тот съедает четвертую тарелку. Для чего он заставляет Фоку столько есть? Может, потому, что хочет показать себя хлебосольным хозяином? А может быть, и потому, что сам очень любит уху, радуется, что она удалась, и хочет искренне доставить удовольствие «соседушке» — и не замечает, как теряет чувство меры.

А каким мы представляем себе Фоку? (Ответы)

Живот Фоки раздут. Он весь в поту. Отдувается, вздыхает, снимает кушак. Он любезен, терпелив, уступчив. Хочет отказаться от ухи и при этом не обидеть Демьяна. У него всего две реплики, и не случайно: от сытости он и говорить не может. Автор явно сочувствует персонажу: «бедный Фока мой!».

Навязчивость, докучливость Демьяна, как показывает баснописец, привели к обратным результатам. Вместо удовольствия Фока испытывает страдания. Назойливое гостеприимство кончилось разрывом дружеских отношений.

Рассказанной историей автор предупреждает, что чрезмерное навязывание чего-то неприятно и просто вредно. Этот обобщающий смысл басни становится ясным из морали, где содержится наставление писателю — любителю всем докучать чтением своих произведений.

А теперь, ребята, я предлагаю вам разгадать кроссворд по басням И. А. Крылова. (Кроссворд на доске)

Отвечаем на вопросы кроссворда поднятием руки.

  1. У кого к зиме  под листом «был готов и стол и дом»? (Муравей)
  2. Кого по улицам водили, как будто на показ? (Слон)
  3. Кому Осёл  посоветовал поучиться петь у Петуха? (Соловей)
  4. Кто «кажется, из кожи рвётся, да только всё вперёд не подаётся»? (Белка)
  5. Кто смеялся «вперёд чужой беде»? (Голубь)
  6. Кто, воспользовавшись своей силой, обвинил более слабого и съел его? (Волк)
  7. Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись»? (Рак)
  8. Мастерица говорить лестные речи, чтобы добиться своего. (Лисица)
  9. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)

Разгадав кроссворд, у нас появилось ключевое слово – АЛЛЕГОРИЯ.

Аллегория – это иносказание. В баснях Крылова  мы постоянно видим, что под видом животных автор изображает определённых людей и разоблачает их пороки: лень, зависть, жадность, невежествое, глупость и т.д.

Аллегорию ещё называют  по имени её «изобретателя», Эзопа — эзоповым языком.

Давайте ещё раз посмотрим на наш кроссворд  и постараемся определить по строкам из басен, по которым составлен кроссворд, что высмеивал, осуждал Иван Андреевич Крылов.

1.«Стрекоза и муравей»

«Как под каждым ей листком был готов и стол и дом».

Высмеиваются легкомыслие, беспечность (надо думать о завтрашнем дне).

2.«Слон и Моська»

«Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона!».

Высмеивается хитрость.

Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она  хитрая, понимает, что не представляет для Слона никакой опасности, что великан не опасен — он даже не замечает ее, и он не будет с ней сражаться.

3.«Осёл и Соловей»

«А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

В образе осла осуждаются невежество, глупость, недоброжелательная, непрофессиональная критика; ложный  авторитет.

4.«Белка»

«Он кажется, из кожи рвётся,

Да только всё вперёд не подаётся,

Как белка в колесе»

Высмеивается бесполезная суета, никчемные хлопоты.

5. «Чиж и Голубь»

«Вперед чужой беде не смейся, Голубок!»

Высмеивается неразумность, высокомерие, глупость.

Мораль: — Не смейся над чужой бедой – сам можешь попасть в неё.

6.«Волк и Ягнёнок»

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

В образе Волка осуждаются циничность, жестокость, властность, наглость, нахальство, лицемерие.

Ягненок олицетворяет беззащитность, Волк — силу. Мораль выплывающая отсюда: справедливая защита не имеет силы для тех, кто намеревается делать несправедливость.

7.«Лебедь, Рак и Щука»

Высмеивается неумение работать сообща,

«Да только воз и ныне там»

Иногда с помощью этих слов характеризуют состояние дел человека, который не способен завершить начатое. Басня помогает понять: прежде чем взяться за какое-то дело, нужно хорошо взвесить и свои возможности, и возможности своих сообщников. Иначе выйдет из того дела «только мука».

Дело не двигается, стоит на месте

8.«Ворона и Лисица»

«Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица»

Высмеивается лесть, глупость, лицемерие.

Басня осуждает подхалимство и тех, кто верит любым словам, чтобы только они были приятными.

9.«Зеркало и Обезьяна» —

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

Высмеивается глупость.

Сначала обрати внимание на себя, а уж потом суди о других.

Сегодня мы с вами вспомнили творчество великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Какие моменты его биографии вам показались наиболее интересными, запомнились чем-то? (Ответы)

Чему учат нас басни Крылова? (Ответы)

— Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела..

Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь…

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Все знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

Приложение 1.

Биография И. А. Крылова

Родился Иван Андреевич Крылов 13 февраля 1769 года в семье военного капитана Андрея Прохоровича

Крылова. Детство маленького Вани прошло на Урале, в Оренбургской области. Несмотря на

то, что отец его был армейским офицером, семья жила в бедности. Из-за этого Иван Крылов не мог

регулярно учиться. Но у него была большая тяга к учёбе. Крылов много читал, самостоятельно изучал

литературу, математику, итальянский и французский языки и другие науки.

Когда Ване было всего 10 лет, умер его отец. В пенсии Крыловым было отказано, поэтому ещё подростком Иван Андреевич вынужден был поступить на службу. В конце 1782 года 13-и летний Крылов поехал в Петербург с матерью, которой удалось определить его на службу в Петербургскую казенную палату помощником младшего чиновника. Что же он там делает? Переписывает документы, разносит пакеты, чинит гусиные перья и потихоньку читает книги, за что грубый начальник не раз бьет его.

В 14 лет Иван Андреевич написал свою первую комическую оперу под названием «Кофейница»,

в которой высмеял нравы провинциальных помещиков.

В 1789 году Крыловым было основан журнал «ПОЧТА ДУХОВ», где он печатал свои произведения,

(среди них комедии «Бешеная семья», «Проказники», «Модная лавка» и др.). В произведениях  Иваном

Андреевичем высмеивались злоупотребления государственных чиновников, дворянские нравы, их

увлечение иностранщиной.

В 1812г. Иван Андреевич Крылов становится библиотекарем в только что открывшейся Публичной

библиотеке, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841г. Крылов не только оказался хорошим

собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению

библиографических указателей и славянорусского словаря. Работая в Императорской публичной

библиотеке в Санкт Петербурге, Крылов неоднократно получал увеличивавшуюся пенсию, был избран

членом Российской Академии (16 декабря 1811г.), награжден золотой медалью за литературные заслуги

и получил много других наград и почестей. Но настоящую славу принесли Крылову его БАСНИ. Басни

впервые появились в печати в 1809 году, когда Крылову было уже 40 лет.

Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер в 1844 г., на 76 году. По его завещанию друзья и знакомые получили экземпляры нового издания басен. В 1855 г. скульптором Клодтом был воздвигнут памятник Крылову в Летнем саду в Петербурге. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив, читает книгу. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

«Дедушкой Крыловым» назвал русский народ знаменитого баснописца, выразив этим своё уважение и

любовь к нему. Почему же народ высоко чтит память о Иване Андреевиче Крылове? Почему около

памятника «дедушки Крылова» всегда цветы?

Все творчество баснописца прочно и глубоко связано с жизнью народа, служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны его мышления.

Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Мы хорошо понимаем, что Крылов в своих баснях, в образах животных, высмеивает и разоблачает человеческие пороки: лень, зависть, жадность, лицемерие, невежество, глупость…

Басни Крылова знают не только у нас России. Они переведены более, чем на 50 языков мира. Их любят

и читают во многих странах. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился

необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство

Крылова.

 Приложение 2.

Кроссворд.

 у  

р

а

в

е

й

л

о

н

о

л

о

в

е

й

е

л

к

а

о

л

у

б

ь

о

л

к

а

к

и

с

и

ц

а

б

е

з

ь

я

н

а

nsportal.ru

Биография Крылова кратко: самое главное

В данной статье мы расскажем кратко о биографии известного русского писателя Ивана Андреевича Крылова, который известен нынешнему поколению прежде всего своими баснями.

Иван Андреевич Крылов (1769-1844 гг.) – известный русский писатель, баснописец и журналист.

Родился Иван 13 февраля 1769 года в Москве, в семье отставного офицера. Хорошего образования в детстве он не получил, лишь сам изучал литературу и математику, а также языке – французский и итальянский. Работал в казенной палате чиновником низкого ранга.

Юный чиновник решил попробовать себя в драматургии. Затем в 1789 году происходит первая публикация автора – его сатирические послания, которые обличали злоупотребления тогдашних чиновников. И Крылов знал об этом не понаслышке.

В 23 года Крылов вышел в отставку и купил типографию, где начал издавать сатирический журнал «Зритель». Иван Андреевич продолжил заниматься политическое сатирой, но не очень долго – его творчество не оценила Екатерина II. Крылов уехал из Петербурга и жил некоторое время в Москве и Риге.

В 1805 году Иван Андреевич перевёл на русский язык две басни Лафонтена и просто влюбился в этот жанр. Лишь в 36 лет Крылов понял, что басни – это его призвание. Его драматургические произведения «Модная лавка», «Урок дочкам», «Пирог» стали довольно успешными, но до конца своих дней он предпочёл заниматься именно баснями.

В 1809 году вышел первый сборник басен, автором которых стал сам Крылов. И это был уже не просто успех, а настоящая слава. С 1812 по 1841 год Иван Крылов работал помощником библиотекаре и продолжал работу над баснями. Умер он в Петербурге 21 ноября 1844 года.

Из наиболее известных басен Крылова можно назвать: «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и Моська», «Мартышка и очки», «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица». Если Вы уже подзабыли или ещё не читали басни Крылова, то советуем Вам освежить свою память или познакомиться с его творчеством – это интересно и актуально по сей день.

Также на нашем сайте Вы можете прочитать статью «Что такое басня?»

Похожие статьи

infoogle.ru

«ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ. БАСНЯ. ИСТОРИЯ ЖАНРА»

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ.
БАСНЯ. ИСТОРИЯ ЖАНРА.

Цель:

Повторить сведения о басне, полученные на предыдущем уроке.

Познакомиться с представителями жанра басни.

Развивать навык выразительного чтения по ролям.

ХОД УРОКА:

  1. Проверка домашнего задания.

1слайд

Разбор следующих понятий и терминов:

— Что такое басня?

— Как называют человека, который пишет басни?

— С помощью каких средств художественной выразительности создаются басни?

— Что такое мораль?

— Как звали первого баснописца?

— Самый известный русский баснописец.

— Кто из наших соотечественников писал басни?

2. Работа по теме урока.

2-7 слайд(информация о жанре басни и её компонентах)

Обсуждение представленной на слайдах информации, записи в тетрадь.

8-17(представители жанра басни. Обсуждение творчества баснописцев в общем и Крылова в частности. Выборочная запись в тетрадь)

Несколько слов о молодости Крылова(сообщение ученика, подготовленное заранее).

Пример сообщения о Крылове:

И.А.Крылов родился в Москве, в семье военного. Но жила семья в Твери. Детство мальчика было нелёгким. Воспитывался дома, был обучен грамоте, четырём правилам арифметики и молитвам. Подростком начал работать в канцелярии. Он страстно любил читать, но начальник, застав его за книгою, иногда бил его по голове и плечам и жаловался отцу, за что тот тоже его наказывал. Продолжая служить, Крылов овладел французским и итальянским языками, а также научился играть на скрипке.

В 1778 году ( Крылову было 9 лет) умер отец, семья осталась без средств к существованию. Будущему писателю пришлось идти в услужение, а платой за работу была учёба. Крылов занимается самообразованием. Много читает. Постепенно становится начитанным человеком. Выработал в себе ценные качества – самостоятельность, практичность.

Первое произведение.

Первым произведением Крылова была басня Лафонтена, которую он перевёл на русский язык с французского. Ему было 11 лет.

— какие выводы можно сделать о личности молодого писателя, анализируя данную информацию?(ответы учеников, обсуждение)
О жизни и творчестве писателя

За свою жизнь Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений. Но известным он стал как баснописец. Он выпустил 9 книг, в которых было напечатано более 200 басен.

Последний слайд.

Памятник Крылову в Летнем саду.

Рефлексия

Давайте вспомним, что такое аллегория? (пороки людей маскируются за образами животных)

Басня «Волк и ягнёнок»

Волк – злой человек

Ягнёнок – беззащитный человек

Давайте познакомимся с этой басней.

Беседа:

  1. Какая картина рисуется в начале басни? (солнечный летний день, журчание ручья, маленький беззащитный ягнёнок подходит к ручью)

  2. Какая строчка говорит о том, что солнечный день будет омрачён какой-то трагедией? (И надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк)

  3. Почему волк стал придумывать причины, по которым ягнёнок был виноват? В чём он его обвинял? Оправданы ли его обвинения?

  4. Как бы охарактеризовали волка? А ягнёнка?

  5. Найдите и прочитайте мораль басни. Как вы её понимаете? Чему учит басня?

  6. Встречались ли вы с такими случаями в жизни?

Чтение басни по ролям.

Итоги урока.

Домашнее задание:

Выучить наизусть любую басню Крылова.

infourok.ru

Иван Андреевич Крылов — биография, творчество, краткое содержание

Иван Андреевич Крылов — известный поэт и публицист, родился 2 февраля 1769 года в Москве. У Ивана Крылова не было возможности получить хорошее образование, а от отца он получил только много книг и большую любовь к ним. Обеспеченные соседи мальчика разрешили ему присутствовать при уроках французского языка, которые проводились для их детей. Так Иван Андреевич Крылов сносно выучил французский.

Мальчик очень рано стал работать, а также узнал, как это жить в нищете. Когда умер папа Ивана, то его взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Денег хватало только на еду, поэтому жить было очень сложно. Через 5 лет мама будущего баснописца, берет с собой детей и отправляется в Санкт-Петербург добиваться своей пенсии, а также для подготовления старшего сына к работе. Так Иван Крылов начал работать приказным служителем в казённой палате.

Молодой Крылов очень много читал, чтобы получить должное самообразование. Также известно, что в юные годы он самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15 лет юноша сам написал маленькую комическую оперу под названием «Кофейница». Это можно назвать первым дебютом в литературе поэта. Из-за бедности, Иван Крылов хорошо был знаком с бытом и нравами обычных людей, поэтому такой опыт в будущем стал очень полезным.

Творчество

После переезда в Санкт-Петербург Иван Андреевич посетил новый открывшийся театр. Там он познакомился со многими артистами и с этих пор жил увлечениями этого святилища искусства. Крылов слишком сильно любил литературную деятельность, поэтому в 18-летнем возрасте он ушел в отставку с казённой службы.

Литературная деятельность поначалу была не очень удачной. Вскоре баснописец написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Но данное произведение было посредственным, но молодой литератор не стал останавливаться.

Через некоторое время поэт создал несколько комедий: «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и много других. В этот раз был заметен рост мастерства Крылова, но большинство читателей и критиков были недовольны.

Первые басни Ивана Андреевича были напечатаны без подписки. В 1788 году их можно было увидеть в журнале «Утренние часы». Три творения, называвшиеся «Новопожалованный осёл», «Судьба игроков», «Стыдливый игрок» были практически не замечены критиками и читателями. В них было много едкости, сарказма, но не умения.

В 1789 году баснописец издает журнал «Почта духов» вместе с Рахманиным. Но издание не получает желаемый успех и больше не выпускается. Крылов на этом не останавливается.

Журнал «Почта духов»

Спустя 3 года он создает еще один журнал под названием «Зритель». Затем еще через 1 год выходит журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях Иван Андреевич Крылов публиковал некоторые свои произведения.

В 1805 году Крылов перевел две басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». В 1809 году первое издание Ивана Крылова получает огромную популярность, оно состояло из 23 произведений. Так баснописец стает очень популярным и публика с нетерпением ждет его новых творений.

В 1810 году он вступает помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку, в которой будет работать до 1841 года.

В 1825 году в Париже граф Григорий Орлов напечатал Басни И. А. Крылова в двух томах на французском, русском и итальянском языках. Данная книга была первым зарубежным изданием басен.

За всю свою жизнь писатель создал более 200 басен. Крылов жил достаточно долго, он был очень умным и добрым человеком. Свои произведения он создавал не только для высокообразованной интеллигенции, но и для простых людей. Умер баснописец 21 ноября 1844 года. Многие думали, что Крылов умер от заворота кишок, а на самом деле причиной смерти стало двустороннее воспаление лёгких.

Басни
  • Алкид
  • Апеллес и ослёнок
  • Безбожники
  • Бритвы
  • Булыжник и Алмаз
  • Волк и Кот
  • Стрекоза и Муравей
  • Демьянова уха
  • Листы и корни
  • Богач и Поэт
  • Ворона и Лисица
  • Вельможа
  • Свинья под Дубом
  • Бедный богач
  • Лебедь, Рак и Щука
  • Мартышка и Очки
  • Василек
  • Хозяин и Мыши
  • Волк и Ягнёнок
  • Рыбья пляска
  • Квартет
  • Разборчивая невеста
Иван Андреевич Крылов — видео

pristor.ru

План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: Иван Андреевич Крылов.

Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

Цель работы школьной мастерской – написать сочинение на тему: «Каким человеком и писателем я представляю себе И.А. Крылова?»

* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.

I.Задания для создания диалоговой ситуации:

1.Ответьте на вопросы:

  • Когда, в какой семье родился И.А. Крылов?
  • В чем проявилась одаренность будущего баснописца?
  • В каком возрасте И.А. Крылов написал свою первую басню?
  • Как будущий писатель работал над собой?
  • В каких сферах творческой деятельности проявил себя?
  • Что принесло ему прижизненную славу и популярность?

2.Прочитайте высказывание В.Г.Белинского О И.А.Крылове и ответьте на вопросы:

К.П. Брюллов. Портрет И.А. Крылова

 «Личность Крылова вся отразилась в его баснях…Человек, живой по натуре, умный,  знавший людей, – Крылов тем не менее искренно был беспечен, ленив и спокоен до равнодушия. Он все допускал, всему позволял быть, но сам ни подо что не подделывался и в образе жизни своей был оригинален до странности…Любо было смотреть на эту седую голову, на это простодушное, без всяких притязаний величавое лицо: точно, бывало, видишь перед собою древнего мудреца…Хорош был этот старик-младенец, говорил ли он или молчал: в речи его было столько спокойствия, а в молчании так много говорило спокойное лицо его».(В.Г. Белинский)

  • Как вы думаете, какую черту характера баснописца – леность, простодушие или ум, живость натуры – подчеркнул в своей картине художник К.П. Брюллов? Докажите свою точку зрения.
  • Почему В.Г. Белинский назвал И.А. Крылова «стариком-младенцем»?
  • О чем говорит спокойное лицо баснописца?

II. Задания для создания эвристической ситуации:

1.Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о произведениях И.А.Крылова:

«Множество стихов Крылова обратилось в пословицы и поговорки, которыми часто можно окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами». (В.Г. Белинский)

2.Выпишите из басен И.А. Крылова слова, ставшие пословицами и поговорками.

3.Подберите к рассказам подходящую пословицу из басен И.А. Крылова.

1) Учитель географии вызвал к доске Костю и попросил рассказать о населении США. Костя, неплохой ученик, переминался с ноги на ногу у карты, но так ничего и не произнес. «Садись, плохо!» – сказал учитель. В классе все удивились, почему Костя не ответил. Один говорит: «У него книги не было». Другой говорит: «Материал очень трудный, легко ли – целая Америка!» Третий говорит: «У него температура, он болен». А сосед спрашивает: «Костя, почему ты не смог ответить?». «Да не выучил, на катке был», – ответил Костя.

2) Идут по коридору два мальчика – Саша из 5 «А» и Витя из 5 «Б». Оба они были участниками редколлегии и выпустили к Новому году стенгазеты. Подошли к Петиной – буквы кривые, рисунки неаккуратные, а Витя хвалит друга: «Хороша газета!» Потом Витя показал свою работу: на стенгазете пятна разлитой краски и поздравления сухие, казенные. А друг хвалит: «Здорово получилось!»

3) На уроке математики Вова списывал у соседа задачу. Учитель заметил это и стал стыдить нерадивого ученика, а тот дождался, когда учитель отвернулся, и продолжал списывать.

Справка. «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку». «А Васька слушает да ест». «А ларчик просто открывался».

III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:

  • Из какой басни И.А. Крылова эти пословицы?

– Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.

– Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.

– Слона-то я и не приметил.

– А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

– Ай, Моська, знать она сильна,

Что лает на слона.

– У сильного всегда бессильный виноват.

– А воз и ныне там.

– Демьянова уха.

– А ларчик просто открывался.

– Сильнее кошки зверя нет.

– А Васька слушает да ест.

– Беда, коль пироги начнет печи сапожник.

IV.Заданиядля создания ситуации критики и воплощения:

Индивидуальное выполнение в составе группы:

1.Прочитайте высказывание В.А.Жуковского и Ж.Н. Критаровой об И.А.Крылове и ответьте на вопросы:

 «Мы позволяем себе утверждать, что Крылов может быть причислен к переводчикам искусным и потому точно заслуживает имя стихотворца оригинального. Слог басен его легок, чист и всегда приятен». (В.А. Жуковский)

«Крылов в басенном творчестве, безусловно, опирался на опыт всей предшествующей литературы от Эзопа и Лафонтена до своих предшественников в России. Однако ему удалось создать совершенно оригинальные, истинно русские басни. Это дало право Пушкину назвать Крылова “представителем духа народа”». (Ж.Н. Критарова)

  • Почему И.А.Крылова назвали стихотворцем оригинальным»?
  • За что Пушкин назвал И.А. Крылова «представителем духа народа»?

2.Сравните басню Эзопа и басню И.А. Крылова.

Эзоп «Лисица и виноград»

И.А. Крылов «Лисица и виноград»

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!».

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

Голодная кума Лиса залезла в сад,

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

  • Согласны ли вы с тем, что, опираясь на опыт предшественников, И.А. Крылов создал «совершенно оригинальные басни»?

3.Прочитайте высказывание М.Е.Лобанова о стиле баснописца И.А.Крылова и ответьте на вопросы:

«Иван Андреевич любил делать первые накидки своих басен на лоскутках, с которых переписывал на листочки, поправлял и снова переписывал… На одну из его басен есть у меня три экземпляра: самый первый, разумеется, более перемаран: следующие, постепенно, один чище другого. В каждом из них есть изменения; в печатных изданиях нахожу новые улучшения; следовательно, труд был вторым его гением: ум был изобретателем, а труд усовершителем… “Я до тех пор читал мои новые стихи, – говорил мне Иван Андреевич, – пока некоторые из них мне не причитаются, т. е. перестанут нравиться; тогда их поправляю или вовсе переменяю”». (М.Е. Лобанов)

  • Как работал над своими баснями И.А. Крылов?
  • Как вы понимаете выражение «ум его был изобретателем, а труд усовершителем…»?

4.Прочитайте высказывание М.Е.Лобанова о главных мотивах басен И.А.крылова и ответьте на вопросы:

«Особенно острую критику в баснях И.А. Крылова вызывает невежество». (М.Е. Лобанов)

  • Какие пороки общества и человека предает осмеянию И.А. Крылов?
  • Как вы понимаете значение слова «невежество»?

5.Назовите басни И.А. Крылова, где главной темой является критика невежества.

6. Прочитайте высказывание Т.П.Буслаковой о композиции басни и ответьте на вопросы:

«Композиция басни дает возможность сочетать комизм сказочной сценки с серьезным, обличительным тоном заключительного морального вывода.

“Свинья под Дубом” – одна из тех редких басен Крылова, в которых сказочный сюжет не имеет комического смысла. Свинья – откровенно отрицательный образ. В моральном выводе, завершающем басню, вековой Дуб ассоциируется с науками и ученьем, которые “бранит” невежда».

(Т. П. Буслакова)

  • Чем басня «Свинья под Дубом» отличается от других басен Крылова?
  • Какие чувства вызывает у вас образ Свиньи: улыбку или резкое неприятие?
  • Случайно ли, на ваш взгляд, баснописец ассоциирует невежество со свиньей, а науки и ученье – с дубом?
  • Как вы понимаете мораль басни? Приведите примеры из жизни, характеризующие этот случай.

Коллективное выполнение задачи:

1.Прочитайте высказывание И.И.Срезневского о смысле басни «Волк на псарне» и ответьте на влопросы:

 «Басня “Волк на псарне” представляет собой сказочную сценку, политический смысл которой восстанавливается из конкретных исторических событий». (И.И. Срезневский)

  • Какие исторические события отражены в басне «Волк на псарне»?
  • Согласны ли вы с тем, что басня представляет собой сказочную сценку? Докажите свою точку зрения.

2.Прочитайте другое высказывание И.И.Срезневского – о герое басни «Волк и ягненок» и ответьте на вопросы:

«Сквозной персонаж, олицетворяющий у Крылова, так же как в русских сказках, злую силу, оказывается перед теми, кто способен на драку с ним. Зло сильно перед слабым ягненком (басня “Волк и ягненок”), а на псарном дворе Волк превращается из забияки в хитреца. Он пускается в переговоры, давая волчью клятву быть верным “общему ладу”».

 (И.И. Срезневский)

  • Почему на псарном дворе Волк превращается из забияки в хитреца?
  • Как вы думаете, можно ли верить волчьей клятве? Почему?

3.Докажите, что образы И.А. Крылова перекликаются с фольклорными.

4.Прочитайте высказывание И.И.Срезневского о смысле басни и ответьте на вопросы:

«На вопрос, возможно ли примирение между добром и злом, в басне отвечает ловчий. В этом образе воплощена вековая народная мудрость: зло должно быть наказано…»

 (И.И. Срезневский)

  • Найдите в басне характеристику ловчего.
  • Кто является прототипом этого персонажа?
  • В каких словах ловчего воплощена «вековая народная мудрость»?

5.Критик В.Г. Белинский писал: «Басни И.А. Крылова – не просто басни: это повесть, композиция, юмористический очерк, злая сатира».

  • Согласны ли вы с В.Г. Белинским в том, что в баснях И.А. Крылова можно найти и искусное повествование, и юмористическую зарисовку, и злую сатиру? Докажите свой ответ примерами.

6. Пользуясь словарем литературоведческих терминов, выясните, чем отличаются юмор и сатира.

7.Ответьте на вопросы викторины«Герои басен И.А. Крылова: о ком идет речь?»:

  • Она «наелась желудей досыта, до отвала».
  • Он «виноват уж тем», что кому-то «хочется кушать».
  • Она хотела сжечь море.
  • Он вернулся из путешествия «с разбитой головою, с попорченным крылом, с повихнутой ногою».
  • Он обещал стать охранником овечьих стад.
  • Она «без души лето целое все пела».
  • Она решила заняться не своим ремеслом, пошла ловить мышей и была за это жестоко наказана.
  • Она попала «в большие забияки».
  • Он «обжора и злодей», по словам его хозяина.
  • Она пыталась руководить квартетом.
  • У него на локтях продрался кафтан.
  • Он в кунсткамере не приметил такую мелочь, как Слона.
  • Его «захлопнула злодейка-западня».
  • У нее есть 5–6 кривляк-кумушек.
  • Он достал из волчьей пасти кость и был назван за это неблагодарным.
  • Ее служба – ходить на задних лапах перед хозяевами.
  • Он решил «с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой».
  • Он кормил своими плодами неблагодарную свинью.
  • Он был перекормлен рыбным супом.
  • У него все вокруг только «мое».

8.Напишите сочинение на тему «Каким человеком и писателем я представляю себе И.А. Крылова?». Используйте в сочинении строки стихотворения П.А. Вяземского о И.А. Крылове «На радость полувековую…».

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят:

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *