Упрямец во всем илья матвеевич оставался упрямцем и в учении – :
Вопрос: Расставьте запятые и объясните. Спасибо. 1) Стоят и те трое хмурые все. 2) И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег, милый для меня. (Объяснение ) 3) Упрямец во всем Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении. 4) Как старый артиллерист я презираю этот вид холодного оружия. 5) Студент этот, по имени Михалевич, искренне любил Лаврецкого. ( Только объяснение ) 6) Сегодня я и мой друг, Сережа, уезжаем на юг. ( Объяснение )
Расставьте запятые и объясните. Спасибо. 1) Стоят и те трое хмурые все. 2) И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег, милый для меня. (Объяснение ) 3) Упрямец во всем Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении. 4) Как старый артиллерист я презираю этот вид холодного оружия. 5) Студент этот, по имени Михалевич, искренне любил Лаврецкого. ( Только объяснение ) 6) Сегодня я и мой друг, Сережа, уезжаем на юг. ( Объяснение )
Ответы:
1) Стоят и те трое (обособленное определение, стоит после опрределяемого слова поэтому не выделяется ) хмурые,(однородные ) веселые. 2) И навестим поля пустые,(однородные) леса,(согласованное неодиночное обособленное определение, стоит после определяемого слова*) недавно столь густые,(*) и берег,(согласованное неодиночное обособленное определение) милый для меня. 3. Упрямец во всем,(обособленное развитое нарицательное приложение, стоящее перед собственным ) Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении. 4) Как старый артиллерист (ничего не ставится, потому что союз как имеет значение «в качестве»)я презираю этот вид холодного оружия. 5.)Студент этот, (Запомни: развитое приложение с сочетанием слов «по имени» , «по фамилии» обособляется)по имени Михалевич, искренне любил Лаврецкого. 6.) Сегодня я и мой друг, Сережа, уезжаем на юг. (Постановка неверная(если это не авторский знак) .Приложение не обособляется, потому что это имя собственное, которое стоит после нарицательного.
cwetochki.ru
Ответы@Mail.Ru: Вопросы по русскому.
1. Обособление, интонационное и смысловое выделение какого-либо члена предложения (вместе с зависимыми от него словами) , придающее ему синтаксическую самостоятельность. Интонационное выделение выражается в повышении голоса перед обособленным членом, использовании пауз, фразового ударения, часто меняется порядок слов. Семантико-стилистическая функция Обособление состоит в уточнении высказываемой мысли, дополнительной характеристике лица или предмета. Обособление часто вносит в предложение экспрессивную окраску. На письме обособленные члены предложения обычно выделяются запятыми или, реже, тире: «Прямо против кордона, на том берегу, было пусто» (Л. Н. Толстой) . 2. Обособление согласованных определений 1.Обособляются согласованные распространенные определения, стоящие после определяемого слова: Науки, чуждые музыке, были постылы мне (А. Пушкин) ; Пожар, разносимый ветром, быстро распространялся (Л. Толстой) . Как мы видим из второго примера, согласованное распространенное определение часто бывает выражено причастным оборотом, т. е. обособление причастных оборотов является частным случаем обособления согласованных распространенных определений. 2.Обособляются два и более одиночных согласованных определений, стоящих после определяемого слова: На крыльце стоял Акерман, выбритый и сухой.. . (К. Паустовский) . Обособление считается обязательным лишь в том случае, если перед определяемым словом стоит еще одно определение: Была самая ранняя весна, сухая и серая (К. Паустовский) . 3. Условия обособления приложений А) Определяемое слово – местоимение Любое приложение при личном местоимении обособляется: Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (Пушкин) ; Вот оно, объяснение (Л. Толстой) . Б) Определяемое слово – имя существительное 1. Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого слова: Сергей Никанорыч, буфетчик, налил пять стаканов чаю (Чехов) . Перед именем собственным приложение обособляется только в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение. Такое приложение можно заменить придаточным предложением с союзами так как, хотя и др. Например: 1. Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении (Кочетов) . – Так как Илья Матвеевич был упрямцем во всём, он оставался упрямцем и в учении. 4.Обособление дополнений (при особом смысловом выделении) • конструкции с предлогами КРОМЕ, ВМЕСТО, ПОМИМО, СВЕРХ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ИСКЛЮЧАЯ, НАРЯДУ С и др. со значением включения, исключения, замещения Тут, кроме небольшого столика с зеркалом, табурета и тряпья, развешанного по углам, не было никакой мебели, и, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек. ОБОСОБЛЯЕТСЯ ВСЕГДА • оборот КРОМЕ ТОГО в значении вводного Бакланов, кроме того, очень смелый и сильный человек. НЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ • оборот с предлогом ВМЕСТО со значением «взамен» , «за» Вместо шубы надел пальто.
Ставится запятая | |
Условие | Пример |
1. Распространенное или нераспространенное приложение относится к нарицательному существительному и (чаще) стоит после него | Пришла мать, женщина средних лет. Выступал писатель, он же режиссёр фильма. Ухаживала за мной одна девушка, полька. |
2. Распространенное или нераспространенное приложение относится к имени собственному и стоит после него | Это Петров, инженер |
3. Стоит перед определяемым словом и имеет обстоятельственный оттенок | Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении. |
4. Относится к личному местоимению | Вот оно, объяснение. |
5. Присоединяется союзом как (с дополнительным значением причинности) или словами по имени, по фамилии, родом и др., союз как можно опустить | Илюше, как мальчику резвому, так и хочется броситься и проделать всё самому. |
2. Ставится тире | |
1. Распространенное приложение, стоит после определяемого слова в конце предложения, перед ним можно вставить а именно | В углу светилось желтое пятно — огонь в окне квартиры… Рядом помещалась каморка — хранилище каталогов. |
2. Распространённое или одиночное приложение стоит в середине или в конце предложения и служит для внесения ясности (разъяснения) или подчёркивается его самостоятельность. | Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе расшиблась весенним дождём обо всех… Мне очень нравится аромат цветков этого дерева — липы. |
3. Выделяется с двух сторон, если носит пояснительный характер. | Смотритель ночлежки — отставной солдат — шёл рядом |
Дефис при одиночном приложении | |
Ставится | Не ставится |
3. Если сочетание двух нарицательных существительных представляет собой сложный научный термин (вторая часть его не служит самостоятельным видовым понятием), название специальности и т. п.: ястреб-тетеревятник, жук-олень, рак-богомол, мышь-полёвка, заяц-русак, врач-терапевт, мастер-краснодеревщик
|
|
nsportal.ru
Читать онлайн «Журбины» автора Кочетов Всеволод — RuLit
Занятия пошли совсем не так, как представляла себе Зина, пошли для нее трудно. Взялись, например, за физику; Илья Матвеевич почти ничего не знал о газах, мало знал об электричестве, надо было проходить с ним все сначала. Зато его познаниям в механике мог позавидовать любой выпускник института. Взялись за математику. Илья Матвеевич уверенно производил сложнейшие тригонометрические построения, но такими приемами, по таким формулам, о которых и слыхом не слыхивали в институте. Это были приемы и формулы практиков. Они имели сходство с народной медициной, с народными способами предсказывать погоду, основанными на многовековом опыте.
Если бы Зина вздумала изобразить познания Ильи Матвеевича графически, на бумаге получилась бы причудливая кривая с резкими взлетами острых пиков и с глубочайшими провалами до нулевой линии. Ей, Зине, предстояло заполнить эти провалы, выровнять кривую. Она работала с Ильей Матвеевичем, проявляя небывалое для нее терпение. Она даже прочла несколько брошюр по педагогике. Но напрасно: то, что годилось для ребят, к Илье Матвеевичу никак не подходило. Его не надо было ни заставлять, ни подгонять, ему надо было просто объяснять. Кажется, дело нехитрое? Но вот нехитрое, а поди справься с ним. Объясняешь одно — твердит: не понимаю. Начинаешь объяснять другое, ничуть не менее сложное, — скажет: чего жвачку-то жевать, время тратить, без объяснений ясно, не солома в голове. Еще и обижается.
Трудно было Зине, очень трудно, и все-таки она ни разу не пожалела о том, что взялась заниматься с Ильей Матвеевичем. Слишком наглядны были результаты этих занятий. Упрямец во всем, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении. Неторопливо, без скачков, но с удивительной основательностью он накапливал знания; он как бы строил прочное здание, пригонял камень к камню плотно, без всяких зазоров, и, только уложив один ряд, принимался за другой. «Так он и корабли строит, — думала, следя за ним, Зина. — С тщательностью часовщика».
Илья Матвеевич занимался с Зиной весь май. Он приходил к ней в понедельник и четверг. Дома говорил, что идет на курсы мастеров, в баню или на рыбалку. Когда говорил: в баню — приносил к Зине веник и чемоданчик; когда на рыбалку — удочки и жестянку с червями. Агафья Карповна удивлялась, почему он так долго моется; получалось, конечно, слишком долго, потому что после урока Илья Матвеевич и в самом деле шел в баню: надо же белье переменить и голову показать влажную. «На полке залежался, — отвечал он бодро. — Пар хорош!» — «Так залежишься — не дай бог, не встанешь, — сетовала Агафья Карповна. — Не молоденький — сердце трепать». Удивлялись в семье и тому, что рыба вдруг перестала клевать. Куда бы ни шел Илья Матвеевич — на Ладу, на Веряжку, — возвращался с пустыми руками или приносил десяток ершей: покупал их на мосту у мальчишек. Хитрил всячески, не хотел, чтобы знали, куда он ходит.
Однажды Илья Матвеевич пропустил занятие. В четверг было партийное собрание, закончили поздно, в одиннадцатом часу. Пришел Илья Матвеевич к Зине в пятницу — авось да свободна она. Не хотелось терять дорогое время: в субботу не уйдешь из дому — с гостями сиди, в воскресенье — и подавно закрутишься. До понедельника, значит, ждать? Долго. Пришел он с удочками. Зина была дома, но почему-то сильно покраснела, открыв ему дверь. «Уж не на кавалера ли наскочил? — подумал Илья Матвеевич, когда увидел, как она смущена. — Вот оказия!» Он потоптался в прихожей, заглянул в комнату. Ну и штука! За столом сидел Алексей. Куда нашел дорогу, — ну и ходок.
Внимательно посмотрели друг на друга; Алексей что-то смахнул со стола себе на колени, спросил:
— Батя?
— Ага, я, — Илья Матвеевич вошел в комнату. — Ты что тут?
— Так просто.
— Просто? Ну вот, получается, оба мы просто. Мне с Зинаидой Павловной об информации потолковать надо. Под столом-то что прячешь?
Зина не знала, как ей быть, расстроилась. Вдруг Илья Матвеевич поссорится с Алексеем? Что тогда? Ужас!
— Под столом? — ответил Алексей. — Под столом книжка. Вот она! — Он бросил на стол учебник физики.
Илья Матвеевич увидел свой учебник, недовольно посмотрел на Зину. Неужели выдала секрет? И кому? Алешке. Разболтает теперь.
— Зачем взял? — спросил он.
— Посмотреть. А что — нельзя?
— Почему нельзя? Моя, что ли? Смотри.
— Батя, — сказал Алексей с улыбкой. — А книжка-то ведь как раз твоя. — Он раскрыл учебник, на титульном листе стояла подпись: «И. Журбин».
Илья Матвеевич пробурчал что-то невнятное.
— Батя, — снова проговорил Алексей, — не напускай туману.
— Какого еще туману?
— Вообще.
— Вот дам тебе сейчас «вообще» по затылку!
— Ну дай, не жалко, дай! Только не напускай туману. Я же тебя каждый понедельник и четверг из окошка вижу, как идешь к Зинаиде Павловне. С веником сегодня или с удочками?
Озадаченный Илья Матвеевич с силой дернул за бровь, поморщился.
— С удочками, — ответил он, и в глазах у него сверкнули веселые огоньки. — А ты с чем ходишь?
— Ни с чем. Мне прятаться не надо. Перебежал из подъезда в подъезд — и тут. На урок, значит, пришел, батя? Может, мне уйти?
Илья Матвеевич не мог не оценить поведения сына по достоинству: знал, паршивец, но молчал, не проболтался.
— Сиди, — сказал он, — вместе уйдем. Начнем, что ли, Зинаида Павловна?
— А ты что, батя, проходишь?
— Поучись вместе со мной — узнаешь. Польза будет.
Зина обрадовалась: все обошлось, скандала не получилось. Журбины не поссорились.
Пока Зина и Илья Матвеевич занимались, Алексей сидел и слушал. Когда занятие было закончено, он сказал:
— А я тебя, батя, обогнал!
— То есть как?
— Ну, дальше, дальше прошел по учебникам.
— Докуда же, братец?
Отец принялся экзаменовать сына, сын отвечал отцу тем же. «А ну, реши эту!» — говорил один, указывая на номер задачи. Другой решал и тоже требовал: «А ты реши-ка попробуй эту!» Придирались друг к другу, как ни один учитель не придирается к своему ученику.
— Где же ты учишься? — спросил Илья Матвеевич.
— В вечерней школе, в десятом классе. Как учился Антон. Ходил бы и ты туда, а? Зинаиде-то Павловне, наверно, трудно. Со мной было занималась, с тобой теперь. Учебно-курсовой комбинат!
Зина горячо запротестовала, она сказала, что такие разговоры ее обижают.
Пора было уходить. В передней, увидев удочки, Алексей рассмеялся:
— Чудак-рыбак, батя!
— Понесешь их. До дому проводишь.
Попрощались с Зиной, ушли. По дороге Илья Матвеевич спросил:
— А ты что? Так учишься, для интересу, или со значением?
— Со значением. Хочу на заочное в вуз поступить.
— Правильно, правильно соображаешь. Куда подашь-то?
— Куда же иначе? Где и Антон учился. Я узнал: у них заочное есть.
— Подавай, подавай! Если трудно будет, можешь и работу бросить.
— Нет, батя, работу я не брошу. Я без работы не проживу.
— То есть как не проживешь? Отец прокормит, полагаю.
— Не про кормежку говорю. Знаешь, сказано: труд — естественная потребность человека.
— Знаю. Еще один к тебе вопросик, Алексей. Ты, того-этого, не амуры ли крутишь с Зинаидой Павловной? Не серчай, по-отцовски спрашиваю.
— Выдумал, батя!
— Ничего не выдумал. Девушка она симпатичная, достойная, дай бог каждому такую невесту.
— Сказать тебе, батя, правду? Только чтобы дальше не пошло?
— Отцу условия?
— Дело-то серьезное, вот и условия. Понимаешь, батя, наблюдаю второй месяц… и только одно от нее слышу: Виктор Ильич да Виктор Ильич…
— Болтай больше! — Илья Матвеевич даже остановился на тропинке среди кустов. — Как же это? А он что?
— Он? Он ничего. Сам по себе.
— Плохо, Алешка! Крепко плохо. Женатый человек.
— Да какой он женатый! Жена сбежала.
— Какой ни есть, а женатый. Ты ее отговори. Беда ей будет. Одни огорчения.
www.rulit.me
Ответы@Mail.Ru: Помогите написать сочинение-рассуждение на тему: «Обособление определений»
гугл в помощь!
Среди определений особую группу составляют п р и л о ж е н и я — о п р е д е л е н и я, выраженные именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Определяя предмет, приложения могут обозначать его качества, свойства, видовой признак, указывать на национальность, род деятельности. К приложениям относятся имена, фамилии, клички, а также географические названия, названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений, выступающие в роли определения. Приложения обособляются: если относятся к личному местоимению, если распространённые приложения стоят после определяемого существительного, если приложение относится к имени собственному и стоит после него, если приложение имеет добавочное обстоятельственное значение. Пример: Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем в учении. (В. Кочетов) . Обособление приложений связано с произносительной стороной речи, оно опирается на живую выразительную речь. Часто они произносятся как бы вскользь, но иногда им придаётся особо значение тогда возможен знак тире. Пример: Мы — первопроходцы в космосе — гордимся достижениями нашей науки и техники.
touch.otvet.mail.ru
ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ | Разработки уроков, презентации, планирование, конспекты занятий
Поскольку ранее учащиеся познакомились с условиями обособления определений, можно предложить им на этом уроке самим вывести условия обособления приложений, проанализировав следующие предложения (в процессе коллективной работы составляется таблица).
Примеры Условия обособления
1. Тут и меня, старика, не забыли (Г. Осоргин)
2. Нас провожали хозяин и его сестры, две молодые девушки (А. Грин)
3. На мостике появился лейтенант Михеев, помощник командира катера
4. Как человек осторожный, Иван Федорович внимательно осмотрелся вокруг (А. Фадеев)
После заполнения таблицы предлагаем учащимся познакомиться с § 33 и обобщить теоретические сведения, касающиеся обособления приложений. Отработать навыки определения и обособления приложений можно на материале упражнений 268, 269, 270. Кроме того, целесообразно организовать пунктуационный практикум по вариантам.
Карточка 1
1. Мы натуралисты хорошо знаем владеющий миром природы закон борьбы за жизнь (И. Соколов-Микитов). 2. Он был настоящий хозяин этот строгий цыган Валько (А. Фадеев). 3. Удивленный неестественным цветом пены я приказал спустить шлюпку и отправился к пенной полосе (К. Паустовский). 4. Месяц всадник усталый уронил повода (С. Есенин). 5. Виктор Быстров молодой инженер сослуживец Николая Николаевича и его приятель встретил их необычайной новостью (А. Фадеев). 6. Упрямец во всем Илья Матвеевич оставался упрямцем в учении (В. Кочетов). 7. Он как человек незаурядного дарования быстро выделился среди товарищей (А. Фадеев).
Карточка 2
1. Для земледельцев и нас бывалых охотников звуки земли драгоценны (И. Соколов-Микитов). 2. Они устало улыбались нам молодым и крепким ребятам (А. Андреев). 3. Рядовой солдат он исходил ногами всю донецкую степь (А. Фадеев). 4. Охотнику истинному любителю северной природы полюбится дремучая река Чуна (И. Соколов-Микитов). 5. «Повесть о настоящем человеке» книга известного писателя Б. Полевого посвящена подвигу Алексея Маресьева. 6. Осторожный зверек белка редко резвится на поляне (И. Соколов-Микитов). 7. Антон как старый опытный рыболов предложил Олегу свои услуги (И. Тургенев).
Особого внимания заслуживает вопрос обособления приложений с союзом как. Для совершенствования умений и навыков можно предложить следующий дидактический материал.
Обособляется Не обособляется
1. Как поэт нового времени, Батюшков не мог не заплатить дани романтизму (В. Белинский) 1. Полученный ответ рассматривается как согласие
2. Как старый артиллерист, я презираю этот вид холодного оружия (М. Шолохов) 2. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (К. Федин)
3. Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все (И. Гончаров) 3. Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених (А. Пушкин)
4. Как опытный следопыт, Александр без труда прочитал недлинные страницы лесной драмы (В. Песков) 4. Мое незнание языка и молчание было истолковано как молчание дипломатическое (В. Маяковский)
1. Расскажите о своем друге, используя в речи обособленные приложения. Рассказ запишите. Объясните постановку знаков препинания.
2. Прочитайте предложения и сравните их интонацию.
1. В такие вечера приятнее всего было читать длинные и трогательные романы Ч. Диккенса, английского писателя. — В такие вечера приятнее всего было читать длинные и трогательные романы английского писателя Ч. Диккенса. 2. По ночам часто плакал во сне Фунтик — маленькая рыжая такса. — По ночам часто плакала во сне маленькая рыжая такса.
3. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
Объясните условия обособления.
1. За весной красой природы лето знойное пройдет (А. Пушкин). 2. Ветер нарушитель тишины шумит скользя во мраке вдоль стены (М. Лермонтов). 3. Ко мне подошел развалистой походкой радист Павел рослый голубоглазый парень (Г. Федосеев). 4. Отступник света друг природы покинул он родной предел (М. Лермонтов). 5. Мне любимому внуку редкому гостю разрешалось бывать в дедовой комнате. 6. Там в старые годы сатиры смелый властелин блистал Фонвизин друг свободы (А. Пушкин). 7. Пьер как законный сын получил все (Л. Толстой). 8. Известно что корень валерианы используется как лекарство.
4. Творческий диктант. Восстановите авторский текст, заменив
Второе предложение приложением к существительному из
Первого предложения.
1. В небольшой комнате, освещенной дневным светом, в кресле сидит Петр І. Петр — император России. 2. Перед ним стоит его сын. Его сын — царевич Алексей. 3. Н. Ге сумел в своей картине передать правоту Петра. Петр — человек, для которого интересы государства выше отцовских чувств (По Э. Кузнецовой).
www.testsoch.com