Когда появились сказки: Как появились сказки в нашей жизни
От Серого Волка до наших дней. Краткая история русской народной сказки
Баба-яга, гуси-лебеди, медведь на липовой ноге — русские народные сказки об этих героях передаются из уст в уста уже много веков. Раньше этот жанр, который сейчас считают исключительно «робячим» (детским), был совершенно другим. «Мел» и онлайн-энциклопедия сказок «ЧИТАЛКИН» попробовали разобраться в истории русской народной сказки. Оказалось, в ней немало сюрпризов.
От байки к сказке
Иллюстрация Ивана БилибинаСамо слово «сказка» в привычном современному человеку значении стали использовать сравнительно недавно. В одной из воеводских грамот XVII века зафиксировано употребление этого термина: в ней призывается осуждать людей, которые «сказки сказывают небывалые». До этого слово «сказка» обычно обозначало документ юридического характера (например, ревизские сказки содержали поименные списки населения). А разного рода устные рассказы, к которым относятся и сказки, назывались «байками» или «баснями» (от «баять» — говорить, сказывать).
Но есть версия, что слова «сказка», «байка», «баснь» в качестве обозначения произведений одного жанра были известны людям с древнейших времён. Первое употребляли больше в разговорной речи, два других — в книжной. В сказочных текстах это легко заметить по устойчивым формулировкам: «ни в сказке сказать, ни пером описать», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Сейчас в это трудно поверить, но изначально церковь не одобряла сказки. Они были настолько популярны в народе, что богослужители видели в этом грех
Среди первых сказочников были скоморохи — в их обязанности входило веселить народ. Некоторые цари (например, Иван Грозный, Василий Шуйский, Алексей Михайлович и другие) держали у себя при дворе людей, которые исполняли сказки, когда царь отходил ко сну.
Позднее почти у каждого зажиточного помещика или дворянина обязательно был специальный человек, знающий и рассказывающий сказки. Этот факт, кстати, заметен и в популярных сказочных текстах. Например, в сказке о двух ворах, которые украли шубу и не могли её поделить. Один из них пробирается ночью к спящему барину и, заменив сидящего в комнате сказочника, рассказывает о произошедшем в форме сказки, а сонный барин определяет, кому должна достаться шуба.
Чем отличались мужские и женские сказки
Иллюстрация Ивана БилибинаДолгое время жанр сказки был популярен только среди мужчин. Во многом это было связано с их работой: мужские промыслы (рыболовный, охотничий, лесозаготовительный и другие) непременно сопровождались исполнением сказок во время как работы, так и отдыха.
Многие представители других мужских профессий (солдаты, мельники, сапожники, ямщики, пастухи, плотники, печники, торговцы) тоже сочиняли и рассказывали сказки. Распространялись она быстро и просто, ведь из-за своей работы рассказчики много передвигались по стране. Мужчины рассказывали как «долгие» сказки о чудесных приключениях различных героев, так и короткие юмористические истории, иногда с эротическим содержанием.
Как это ни удивительно, женщины рассказывали сказки гораздо реже, чем мужчины. Обычно это происходило во время бесёдных посиделок, где девушки рукодельничали. Иногда это было связано и с профессиями женщин: например, няни читали сказки, чтобы развлечь или научить чему-то ребенка.
Три типа сказок: о животных, волшебные и бытовые
Иллюстрация Ивана БилибинаСказка обычно «сказывается», а это предполагает, что у неё обязательно должен быть читатель и слушатель. При этом сказками можно называть абсолютно разные по форме, содержанию, композиции и объему произведения. Самое главное, что объединяет все сказки — они повествуют о чем-то выдуманном, нереальном.
До сих пор не существует единой классификации сказок. Чаще всего выделяют три основные группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки. В сказках о животных действующими лицами, как можно догадаться из названия, становятся звери, птицы, рыбы, иногда растения и предметы. Эти тексты комичны, так как все герои в них напоминают людей.
Волшебным сказкам в русской фольклорной традиции отводят более значительное место. Они отличаются своеобразным композиционным строением, приключенческим характером сюжетов, особым набором персонажей и чудесных предметов-помощников.
В бытовых сказках речь идёт об обычных людях. Их герои — глупцы и лентяи, воры, разбойники, хитрецы
В сказках хорошо отражаются представления древнего человека о мире. Например, вера в то, что всё в природе наделено жизненной силой. Именно поэтому животные, растения и предметы в них одушевляются: они говорят и часто ведут себя, как люди. В сказках человек может вступать в брак с животным, иметь с ним детей, менять человеческий облик на звериный, и наоборот. Например, младший царевич женится на лягушке, которая, сбрасывая шкурку, превращается в красавицу; выпивший воды братец становится козленком; Иван — медвежье ушко оказывается сыном медведя и похищенной им девушки.
Почему народные сказки чаще всего жестокие
Иллюстрация Ивана БилибинаФантастические образы, путешествия героев в иной мир, связаны с важным для архаического общества обрядом перехода из одной возрастной категории в другую, называемым инициация (посвящение). Обряд заключался в том, что экзаменуемых изолировали в какой-либо лесной хижине и заставляли проходить разные, иногда очень жестокие испытания, писал знаменитый фольклорист Владимир Пропп.
Инициация предполагала символическую временную смерть и возрождение в новом качестве. Тексты, которые теперь считаются сказками, когда-то сопровождали эти обряды инициации. Со временем они были утрачены, а соответствующие «ужасные» рассказы остались. Поэтому в сказках героев часто могут проглотить или разрубить на части. Они также оказываются в мире мёртвых и добывают там диковинные вещи. Царевича, который получил жар-птицу, убивают братья, а оживляет его верный помощник — серый волк. Ведьма велит мужу отрубить руки своей сестре и выгнать из дома («Безручка»), попавшие в избушку к Бабе-яге мальчики, поменявшись одеждой с ее дочерьми, чудом спасаются: по ошибке она съедает своих детей.
Одни и те же сказочные сюжеты встречаются у разных народов. Отличаются они своими художественными особенностями и специфическими национальными чертами.
Главными героями бытовых и волшебных сказок народов Севера и Сибири часто бывают оленеводы и охотники, у жителей прибрежных территорий значительное место отводится морю и рыболовству. Еще бóльшая разница чувствуется в сказках о животных: в одних текстах фигурируют лоси, тюлени, олени, росомахи, в других — лисы, медведи, волки, зайцы. Конечно, много общего можно найти и в сказках соседствующих народов.
Когда сказки стали записывать и читать детям
Иллюстрация Ивана БилибинаПервые сборники русских сказок появились в конце XVIII века. Тексты в них сильно изменены и больше напоминают замысловатые повести. До сих пор наиболее полным собранием русских народных сказок считается сборник, выпущенный А. Н. Афанасьевым в середине XIX века. В то время сказки звучали повсюду, но сведений о самих сказочниках в книге почти нет. А вот в начале XX века интерес к жанру заметно вырос — тогда их стали целенаправленно записывать в разных регионах.
Сказочные тексты из репертуара нянь и бабушек начали публиковать в хрестоматиях и учебниках, начиная со второй половины XIX века. Именно они считаются детскими. Среди таких изданий с многотысячным тиражом была учебная книга «Родное слово», подготовленная К. Д. Ушинским в 1864 году для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Именно в ней впервые опубликовали сказки, которые сегодня мы считаем народными. Многие из них построены по кумулятивной структуре — на повторении однотипных эпизодов. Самые известные примеры — «Теремок», «Колобок», «Репка», «Золотое яичко». Эти сказки издаются в небольших детских книжках и сегодня.
Появились сборники, посвященные сказочной традиции определенной территории или творчеству отдельного, наиболее талантливого, исполнителя сказок. Начиная со второй половины ХХ века сказки исполняли в основном женщины, и ориентированы они были только на детскую аудиторию.
Русские народные сказки в большинстве случаев первое чтение для ребёнка. Сегодня это уже не только печатные произведения, но в том числе и книги-игрушки, аудиосказки. Наконец, есть видео — мультфильмы, основанные на сказках, и ролики, в которых произведения читают известные актёры и ведущие.
«ЧИТАЛКИН» — это уникальная видеобиблиотека, созданная Фондом «Маленькое кино» при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть». Здесь вы найдёте классические и современные произведения, которые читают актёры, авторы, музыканты, а также сами дети и их родители. Вся литература рекомендована педагогами и психологами и помогает привить ребёнку вкус к чтению.
Баба-Яга и девы-птицы. Иван Билибин, 1902 год
Как появились сказки? Структура, жанры и классификация
Вы когда-нибудь задумывались о том, из чего состоит сказка? Или как получилось, что некоторые сказочные сюжеты повторяются у разных народов? Сегодня мы хотим рассказать вам о том, что такое сказка, чем занимается наука фольклористика и при чём тут анекдоты.
Сказка – это жанр фольклора. Чаще всего у сказок бывает героический, волшебный или бытовой сюжет, который характеризуется явной вымышленностью сюжета и отстустствием претензий на историчность.
Сказки бывают фольклорные и литературные. У первых не бывает конкретного автора и изначально они имеют устную форму. У вторых автор известен и в устной форме до публикации они не существуют.
Изучением сказок занимались и занимаются учёные-фольклористы. Одна из их основных задач – это классификация сказочных сюжетов и мотивов. Некоторые исследователи занимаются поиском похожих историй в фольклоре разных стран.
Например, они выяснили, что сказки о злой мачехе, её доброй падчерице и вредной родной дочери есть практически во всех странах. Или сказки о том, как хитрый лис дурачит других животных.
Кстати, это объясняется просто – в сказках чаще всего обыгрывается и дополняется волшебными элементами знакомые всем сюжеты и явления. А люди очень похожи друг на друга, где бы они ни жили 🙂
А ещё сказки похожи друг на друга не только сюжетом, но и своей структурой. Большинство из них состоит из:
• Зачина, в котором даётся краткое описание места действия, событий или состояния;
• Завязки сюжета;
• Событий по ходу движения к цели;
• Кульминации;
• Развязки;
• Концовки.
Например, разберём сказку «Золушка». Она начинается с краткого рассказа о том, что мама Золушки умерла, а отец женился во второй раз. Это зачин.
Дальше мы узнаём, как мачеха и сёстры мучают героиню работой, а ещё не разрешают поехать на бал – это завязка.
Появляется фея-крёстная, которая творит чудеса и помогает Золушке добраться до дворца. Это события по ходу движения к цели, в нашем случае – к балу.
Дальше следует побег Золушки с бала и то, как принц её ищет. Это кульминация сюжета.
В развязке принц находит свою избранницу, а в конце они женятся.
Если нам удалось вас заинтересовать миром сказок, советуем прочитать о них у выдающегося русского филолога Владимира Яковлевича Проппа. Он занимался всесторонним анализом русского и мирового фольклора, изучал поэтику и классификацию сказок. Особое внимание Пропп уделял происхождению сюжетов сказок и былин, их значению для наших предков.
Фольклор и действительность
В издание включены избранные статьи Проппа разных лет.
Исторические корни волшебной сказки
Из этой книги вы узнаете, какие прототипы у всех сказочных героев: от Иванушки-дурачка и Василисы Прекрасной до Бабы-яги, лешего и Кощея Бессмертного. А ещё то, как их действия связаны с древними обрядами и верованиями.
Русский героический эпос
Это фундаментальное исследование былин. Пропп анализирует их сюжет, поэтику и историческую базу. А ещё – своеобразный справочник по русскому эпосу, потому что автор изучил, например, всех богатырей, от Волха Всеславьевича до хорошо всем известных Ильи Муромца и Добрыни.
Морфология волшебной сказки
Пропп В.
Главный труд Проппа, который помогает понять строение волшебных сказок. Это важное исследование по фольклористике XX века, на его основе строятся практически все актуальные работы по русскому и мировому фольклору.
Происхождение сказок
26 февраля в Соединенных Штатах отмечается «День рассказа сказки». Хотя это неофициальный праздник, традиция устных историй, легенд и мифов существует уже тысячи лет. Многие из тех историй, которые рассказывают сегодня (часто в форме детских фильмов, книг или даже телешоу), возникли за столетия использования. В разных культурах часто есть похожие истории, которые они распространяли, часто включающие мораль или духовные верования региона.
Хотя братьям Гримм в значительной степени приписывают создание многих западных сказок, во многих случаях это не так. Проследив языки, в которых есть похожие истории, можно найти язык, идентифицированный как «последний общий предок» истории. С помощью этого процесса исследователи могут приблизительно определить дату, когда история впервые получила широкое распространение.
Однако некоторые сказки имеют более позднее происхождение. Они часто происходят из реальных событий, хотя в наше время они смягчены более ужасными или неудобными историческими элементами. Крысолов, например, считается реальным человеком из 1264 года в Гамлене, Германия. Дудочник избавил город от крыс, и после того, как старейшины отказали ему в обещанных деньгах, он увез детей из города. Точно так же большая часть сказки о Синей Бороде была основана на Жиле де Рэ и впервые написана Шарлем Перро, французом 17 века. Раис был героем войны и защитником Жанны д’Арк; однако после того, как он ушел из армии, он стал печально известным серийным убийцей детей.
Хотя мы часто думаем о сказках как о нежных сказках на ночь, которые убаюкивают детей, интересно взглянуть на их богатое, сложное и часто ужасающее происхождение. Есть что-то в этих историях, что позволяет им оставаться актуальными на протяжении сотен или даже тысяч лет.
Ресурсы:
BBC News. (2016). Исследователи утверждают, что сказкам тысячи лет. Получено с https://www.bbc.com/news/uk-35358487
Огден, В. (2017). Реальные истории за классическими сказками. Получено с https://www.huffpost.com/entry/fairy-tale-true-story_b_6102602
Шульц, Д. (2016). Некоторым сказкам может быть 6000 лет. Получено с https://www.sciencemag.org/news/2016/04/some-fairy-tales-may-be-6000-years-old
.Опубликовано 26 февраля 2020 г. Меган Макинтош
Поиск:
Категории
КатегорииВыбрать категориюавторское право (1)События (459)Интервью (26)Изобретения (2)Подкаст More Than Books (73)Вне библиотеки (105)Профессиональный рост (42)Рекомендации читателям (31)Исследования (60)Ресурсы (730)Обзоры (238)Услуги (115)Тестирование ( 12)Советы и рекомендации (41)Учебники (9)Репетиторство (2)Без категорий (5)Отпуск (15)овощи (1)Архив сайта
Архив сайта Выбрать месяц Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 1 1 2 Февраль 2021 Май 2021 Апрель 2020 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019Ноябрь 2019 г. Октябрь 2019 г. Сентябрь 2019 г. Август 2019 г., июль 2019 г., июнь 2019 г., май 2019 г. Апрель 2019 г. Март 2019 г. Февраль 2019 г. Январь 2019 г. Декабрь 2018 г. Ноябрь 2018 г. Октябрь 2018 г. Сентябрь 2018 г. Август 2018 г., июль 2018 г., июнь 2018 г., май 2018 апрель 2018 г. Март 2018 г. Февраль 2018 г. Январь 2018 г. Декабрь 2018 г. Ноябрь 2017 г. Октябрь 2017 г. Сентябрь 2017 г. Август 2017 г., июль 2017 г., июнь 2017 г., май 2017 г., апрель 2017 г. Март 2017 г., февраль 2017 г. Январь 2017 г. Декабрь 2016 г., ноябрь 2016 г., октябрь 2016 г., Сентябрь 2016 г., август 2016 г., июнь 2016 г., июнь 2016 г., май 2016 г., апрель 2016 г. Март 2016 г. Февраль 2016 г. 2016 г. Декабрь 2015 г. Ноябрь 2015 г. Октябрь 2015 г. Сентябрь 2015 г. август 2015 г., июль 2015 г., июнь 2015 г., май 2015 г., апрель 2015 г. Март 2015 г., февраль 2015 г., январь 2015 г., декабрь 2014 г., ноябрь 2014 г., октябрь 2014 г., сентябрь 2014 г. Август 2014 г., июль 2014 г., июнь 2014 г., май 2014 г. Апрель 2014 г.© Университет Белвью, 2022 | 1000 Гэлвин Роуд Юг | Белвью, Небраска 68005 | 402.293.2000 | 800.756.7920
Исследователи говорят, чтоFairy Tale Origins тысячи лет. По словам исследователей из университетов Дарема и Лиссабона, история таких сказок, как «Красавица и чудовище», насчитывает тысячи лет.
Используя методы, обычно используемые биологами, ученые изучили связи между историями со всего мира и обнаружили, что некоторые из них имеют доисторические корни.
Они обнаружили, что некоторые сказки старше самых ранних литературных записей, а одна относится к бронзовому веку.
Считалось, что истории восходят к 16 и 17 векам.
Антрополог Даремского университета доктор Джейми Техрани сказал, что Джек и бобовый стебель уходит корнями в группу историй, классифицированных как «Мальчик, который украл сокровища огров», и может быть прослежено до того момента, когда восточные и западные индоевропейские языки разделились более 5000 лет назад. .
Анализ показал, что Красавице и Чудовищу и Румпельштильцхену около 4000 лет.
А народная сказка под названием «Кузнец и Дьявол» о кузнеце, продавшем свою душу в договоре с Дьяволом, чтобы получить сверхъестественные способности, восходит к 6000 лет назад, к бронзовому веку.
Жили-были…
Кузнец заключает сделку со злобным сверхъестественным существом, таким как Дьявол, Смерть или джинн.
Кузнец обменивает свою душу на способность соединять любые материалы.
Затем он использует эту способность, чтобы прикрепить злодея к неподвижному объекту, например дереву, чтобы нарушить свою часть сделки.
Согласно исследованию, этот основной сюжет стабилен во всем индоевропейском мире, от Индии до Скандинавии.
Исследование показало, что эту историю можно проследить до протоиндоевропейского общества, когда, вероятно, существовала металлургия, и были археологические и генетические свидетельства массовой территориальной экспансии кочевых племен из понтийских степей (северные берега Черного моря). между 5000 и 6000 лет назад.
Однако Джон Линдоу, фольклорист из Калифорнийского университета в Беркли, подвергает сомнению эту теорию в Science News, говоря, что протоиндоевропейский словарь для работы с металлом был ограничен, а слова «кузнец», возможно, не существовало. .
Если это правда, это будет означать, что версия «Кузнец и дьявол», использованная в исследовании, возможно, не такая уж и старая, сказал он.
Доктор Техрани, который работал с фольклористом Сарой Грака Да Силва из Нового Лиссабонского университета, сказал: «Мы находим весьма примечательным, что эти истории сохранились, не будучи написанными». 0003
«Их рассказывали еще до того, как существовали английский, французский и итальянский языки. Вероятно, их рассказывали на вымершем индоевропейском языке.»
В 19 веке авторы братьев Гримм считали, что многие популяризируемые ими сказки, в том числе «Красная шапочка», «Золушка», «Гензель и Гретель» и «Белоснежка», уходят своими корнями в общую культурную историю, восходящую к зарождению индо- Европейская языковая семья.
Более поздние мыслители оспорили эту точку зрения, заявив, что некоторые истории были намного моложе и были переданы в устную традицию, поскольку впервые были записаны писателями 16-го и 17-го веков.
Д-р Джейми Техрани сказал: «Мы можем твердо стоять на стороне Вильгельма Гримма.
«Некоторые из этих историй восходят гораздо дальше, чем самые ранние литературные записи, и даже дальше, чем классическая мифология — появляются некоторые версии этих историй. в латинских и греческих текстах, но наши находки показывают, что они намного старше этого». 0003
«Инструментарий по биологии»
В исследовании, опубликованном в журнале Royal Society Open Science, использовались филогенетические методы для изучения взаимосвязей между историей населения и культурными явлениями, такими как языки, практика брака, политические институты, материальная культура. и музыка.
Он также использовал «дерево» индоевропейских языков, чтобы проследить происхождение общих сказок, чтобы увидеть, насколько далеко они могут уйти в прошлое.
Доктор Техрани объяснил: «Мы использовали набор инструментов, который мы позаимствовали из эволюционной биологии, называемый филогенетическими сравнительными методами. Это позволяет вам реконструировать прошлое в отсутствие вещественных доказательств.
используя информацию, которая была сохранена с помощью механизма наследования, так что в этом смысле они воплощают свою собственную историю.
«Сравнивая народные сказки, которые мы находим в разных культурах, и зная кое-что об исторических отношениях между этими культурами, мы можем делать выводы об историях, которые рассказывали бы их общие предки», — сказал он в программе «Сегодня» на BBC Radio 4.