Интерактивные формы и методы обучения – Интерактивные методы обучения
Статья «Интерактивные формы обучения»
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
В конце прошлого века мы обратились к проблеме развития мышления, считая важным формировать у ребенка умение выделять главное, анализировать и синтезировать, сравнивать, делать выводы и определять следствия. Пришли как к отдельным дидактическим приемам, так и к формам занятий: нестандартные уроки (семинары, конференции, дебаты, новеллы, путешествия) стали нормой в практике большинства учителей. Давно работаем в группах и парах, даем задания на выбор с его обоснованием.
Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.
Интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Методические разработки некоторых интерактивных форм обучения педагогов помогают увидеть общие подходы к интерактивному обучению и учащихся, и учителей и оказывают практическую помощь организаторам методической работы всех уровней в дальнейшей самостоятельной разработке и внедрении самых разнообразных форм методического обучения педагогов.
Вполне естественной была наша реакция на новое слово «интерактивный». Что это — новое наименование для хорошо забытого старого или нечто принципиально новое? В переводе с английского inter – взаимный, to act – действовать, т.е. действовать вместе, на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включенный в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии (режиме) беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо. Таким образом, интерактивное обучение – это диалоговое обучение.
В выступлении я предполагаю остановиться на вопросах:
в чем сущность интерактивного обучения?
какие интерактивные техники (упражнения) и формы учебных занятий предлагаются психологией и методикой?
как – принципиально – строится интерактивный урок?
с какими проблемами сталкивается учитель в интерактиве?
в чем преимущества интерактивных методов перед пассивными и активными?
В литературе нет терминологического единства: интерактив называют и технологией, и методом, и формой. Мы исходим из того, что интерактивное обучение –
Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Каждый свободен высказывать свое, наработанное личным опытом, соотносить со знанием товарищей, происходит взаимообогащение и коррекция собственной позиции (ненавязчивая, без ссор, упреков и обид, т.к. надо из правд каждого найти общую – истину): от взаимопонимания — через взаимодействие – к взаимообогащению.
Интерактивые формы нацелены на:
— стимулирование учебно-познавательной мотивации;
развитие самостоятельности и активности;
воспитание аналитического и критического мышления;
формирование коммуникативных навыков и
саморазвитие учащихся.
В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее.
Взаимосвязь
Характеристика методов обучения
Учитель
ПАССИВНЫЕ (Определенная познавательная активность ученика; низкий уровень активности ученика. При таком обучении преобладает внешняя мотивация, репродуктивный характер деятельности, отсутствует самостоятельность и творчество учащихся).
Учитель
Ученик Ученик
АКТИВНЫЕ (Обеспечивает высокую познавательную активность, самостоятельность и творчество ребенка, психосоциальный рост личности школьника).
Учитель
Ученик Ученик
ИНТЕРАКТИВНЫЕ (Постоянное активное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание; учитель и ученик
Таким образом, налицо признаки личностно- ориентированного подхода.
Как же осуществляется обучение в режиме интерактива? В психологии и методике разработаны специальные технологии (техники, упражнения, приемы), в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно:
«Мозговой штурм»,«Карусель»,«Два,четыре –вместе», «Мозаика», «Междусобойчик», «Совместный проект»Аквариум», «Синтез идей», «Микрофон», «Метод ПРЕСС», «Обучая – учусь», «Выбери позицию», «Живая линия», «Большой круг» и многие другие. Но все они создают атмосферу повышенного интереса, ситуацию диалога, в них возможен неправильный ответ, ученик оценивается по процессу деятельности и т.п.
Покажем некоторые интерактивные упражнения:
«Аквариум»
Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.
После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.
«Два, четыре – вместе»
Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.
«Микрофон»
Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
«Синтез идей»
Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.
Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.
«Мозговой штурм»
Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.
Метод « ПРЕСС»
Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично.
«Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:
– Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)
– Обоснование своей мысли («… Так как…»)
– Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)
– Обобщение, выводы («Итак…»).
«Обучая – учусь»
Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обговаривание и закрепление учебного материала.
«Выбери позицию»
Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.
«Карусель»
Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.
«Совместный проект»
Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.
Эти техники могут «работать » на разных этапах урока.
Этап урока
% врем.
Примерные методики
I. Мотивация
5%
Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.
«Мозговой штурм»
«Блицопрос»
«Микрофон»
II. Оглашение темы задач
5%
Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает.
Через эпиграф
Через слово
Через название
III. Получение необходимой информации
5%
Инструктаж учащихся для выполнения задания.
Мини-лекция
Ознакомление с раздаточным материалом
Презентация домашнего задания
IV. Интерактивное задание
60%
Практическое усвоение материала.
Стимуляция, Дебаты, Семинар, Работа в малых группах, «ПРЕСС», «Карусель», «Микрофон», «Защита проекта», «Аквариум»
V. Подведение итогов
25%
Обсуждение с целью закрепления материала.
«Большой круг»,
«ПРЕСС»,
«Неожиданное предложение»,
«Проект»,
«Творческое задание»
Как строится интерактивный урок?
Что является его принципиальными составляющими?
Примерная схема:
Мотивация – 2 минуты (5%)
Постановка задачи — 2 минуты (5%)
Исходная информация и инструктаж — 2 минуты (5%)
Практическое усвоение материала через интерактивное задание – 24 минуты (60%)
Подведение итогов, рефлексия – 10 минут (15%).
При внешней легкости от учителя требуется большая подготовительная работа и «мокрая спина» во время урока. Темп урока высокий, следовательно, учитель должен максимально четко сформулировать вопрос-импульс, ясно и точно обрисовать условия и перспективы деятельности учащихся, без лишних слов инструктировать учащихся, организовать диалог в группе, помочь распределить роли, обеспечить дидактическим и наглядно-раздаточным материалом, видеть всех и каждого в деятельности, вовремя прийти на помощь, проконсультировать, подсказать не подсказывая, направить на поиск рациональных путей обработки информации, обеспечить активное слушание в процессе социализации и, наконец, грамотно и глубоко отрефлексировать происходящее.
Итак, принципиальные линии интерактива:
— линия переживания опыта в диалоге;
— линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя).
Какое место занимает интерактивный урок в привычной типологии:
ознакомление с новым, закрепление, обобщение, контроль?
На мой взгляд, любой урок можно проводить в интерактивных формах, заложив в него диалоговую основу (само- и взаимопроверку, помощь – один ум хорошо, а вместе – лучше). Каждый учитель идет своим путем.
Можно продуктивно и интересно проверять домашнюю работу в парах-четверках; например, предложить пересказать домашнее задание своему товарищу. Известно, что проговаривание помогает обнаружить собственные ошибки и переводит из позиции: «знаю, но сказать не могу» в позицию «знаю – понимаю – говорю». Так проверка домашнего задания приобретает иную окраску.
Как же быть с уроками тренировочными, уроками отработки навыков? Мы понимаем, что для того, чтобы научиться писать, надо писать, чтобы научиться считать – надо считать. В основе механизма овладения речью лежит следование образцам, подражание, пересказ. Превращаем такой урок в практикум с парным (групповым) диалогом и обязательной рефлексией – повышается мотивация, и эффективность урока высока.
По сути в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.
Здесь ученик активен, самостоятелен, инициативен, креативен. Он в контакте с другими, формулирует и аргументирует позицию (мнение), социализирует свой опыт и знание, рефлексирует. Неожиданная, свежая форма, роль повышают мотивацию. Заметим, что большинство учащихся (77%) предпочитают работать в парах и группах.
Существуют ли какие-либо ограничения в применении интерактивных технологий (например, в зависимости от общего интеллектуального уровня класса)? Закон «Об образовании» дает право учителю самому отбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным дидактико-педагогическим принципам. Интерактивные формы, повышающие мотивацию и способствующие развитию интеллектуального потенциала каждого, и здесь вполне уместны. Может быть, внешне менее эффектной, яркой будет дискуссия, слабее аргументы в дебатах, и потребуется много сил и времени на промежуточную рефлексию, например, на поиск одного основания для деления. Но я уверена, что КПД такого урока будет высоким, ведь у каждого своя начальная ступенька — и сегодня он научился тому, что не давалось. Он не готовое чужое должен переварить, а сам добывал знание, сам создал продукт. Можно только удивляться стойкости традиционной системы. Она, конечно, обусловливалась тем, что у школы был иной соцзаказ, цели сосредоточивались на зунах. А ведь так проста параллель: можно сколько угодно показывать-рассказывать ребенку о том, как завязывать шнурки, но пока он этого не сделает сам, — не научится. Точна китайская притча:
«Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму».
Просто надо разумно и по-доброму организовать его деятельность. Кому? Учителю.
На мой взгляд, сложным для учителя является не столько овладение интерактивными приемами или отбор оптимальных путей, сколько организация диалога и рефлексии, а также оценивание ученика.
Диалог. Полилог. Как следует из опроса, дети часто испытывают дискомфорт от «неуслышанности», да и сами умеют слушать скорее на «4», чем на «5».
Острый дефицит времени. Помимо вербальных (словесных) средств психология общения предлагает некоторые невербальные условные сигналы (Смит Роз, США).
«Передаю слово»: замедление темпа речи, обращение прямого взгляда на партнера, кивок или жест в его сторону.
«Сохраняю слово» («Еще говорю»): ускорение темпа, усиление голоса, интонация с нажимом.
«Хочу сказать» (запрос на высказывание): поднятая рука, указательный палец, выпрямленная спина.
«Лучше помолчу» (отказ от высказывания): расслабленная поза, заинтересованное выражение лица «пусть говорит».
Разучивание этих сигналов не составляет труда и сохраняет время для содержания.
Рефлексия в системе интерактива – тоже диалог с учеником о способах действия – приобретает чрезвычайно важное значение: из опроса – только 41% могут дать оценку своему ответу, 53% — объяснить ход выполнения задания.
В методике описаны организационные формы рефлексии:
«Хочу спросить…»
«Для меня сегодняшний урок…»
Экспертно-наблюдательная комиссия
«Сообщи свое Я »
«Пантомима» (смайлики) самочувствия и пр.
Существуют типовые вопросы итоговой рефлексии:
Что понравилось /нет? Какие задания оказались трудными/легкими? Почему? Что тебе помешало справиться с заданием? Почему я предложила такую работу, а не иную — разгадай ход мысли? Почему работали в парах? Что тебе это дало? Чему ты научился? В чем разобрался? Чем бы хотели заниматься на следующем уроке? Какова, по логике, тема следующего урока? Что считаешь нужным сделать дома?
В результате школьники определяют следующие шаги в познании и ставят задачи перед собой для индивидуальной работы дома. Так учение органично становится неограниченным, а домашнее задание – способом самореализации и преодоления самого себя.
Но рефлексия ученика вытекает из непрерывного самоанализа учителя: что я делаю? Почему? Зачем? Каковы перспективы?
Чтобы действительно вести личность ребенка по траектории развития и справедливо оценивать достижения, надо детально диагностировать его познавательные процессы, его волевые качества, отслеживать движение, помогать – т.е. на учителе практически функция психолога. Насколько это реально? В технологии личностно-ориентированного образования разработаны разнообразные карты наблюдения, но вести их в одиночку учитель не в состоянии – трудоемко. Что же делать? Первое – активно слушать и слышать ученика, второе — беседовать с учеником (или учитель – ученик, или ученик – ученик): как он организовал свою работу? Как решал задачу? С чего начал? Как строил рассуждение? Какие действия выполнял, как выходил из тупика? Почему выбрал тот или иной путь?
Задача учителя – выяснить природу ошибки и подсказать путь, а не ответ. «Горизонт открывается идущему». Учитель транслирует не только знания, но и методы их получения. Этот диалог не исключает, разумеется, диагностики (анкетирования, опроса и т.д.), мониторинга и прогнозирования. Достаточно ли у учителя знаний и умений для работы в интерактивном режиме?
Мне кажется, что, не страшась нового, во-первых, надо разобраться в возрастных особенностях и познавательных процессах; во-вторых, чувствовать детей, подходить к ним с положительной гипотезой, искренним желанием научить ребенка — и верой в него; в-третьих, осознавать, что 40 минут урока неповторимы и для ребенка, и для тебя; в-четвертых, понимать, что только возраст, знания и опыт отличают тебя от детей, в твоем предмете и в мире так много непознанного и интересного — и у тебя есть возможность посмотреть на привычное по-новому и совершить открытие вместе с учеником. Наша работа, творческая по природе своей, не позволяет учителю оставаться с дипломным багажом.
Без сомнения, чтобы освоить новое, надо самому «пережить», погрузиться в атмосферу интерактива. Трудно и сложно, но нужно. При всех существующих трудностях, сложностях и проблемах, думается, перспективы образования связаны с интерактивными методами. В литературе описаны их преимущества:
Метод
Критерий
Пассивный
Активный
Интерактивный
1. Мотивация
Внешняя
(оценки, влияние родителей)
Внешняя и внутренняя
Внутренняя (интерес самого учащегося)
2. Роль учащегося
Пассивная, активность очень низкая
Высокая активность, отсутствие взаимодействия между членами ученического коллектива
Высокая активность, постоянное сотрудничество, развитие коммуникативности
3. Роль личности учителя
Учитель – источник знаний, особенности которого не раскрываются
Учитель-собеседник, личные качества + профессиональное мастерство учителя
Учитель – равноправный партнер, организатор, консультант познавательной деятельности
4. Степень усвоения материала
Невысокий
5-10%
Высокий
50%
Высокий
70-90%
5. Уровни познания
Знание, понимание, воспроизведение
Широкий спектр, дифференциация обучения
Знания, анализ, синтез, творческое применение информации
6. Контроль
Учитель контролирует объем информации, обратная связь, непостоянные результаты, результаты предсказуемы
Сотрудничество учителя с учеником, постоянная обратная связь, предусмотренные результаты
Контроль опосредованный, непрерывная рефлексия, понимание способов достижения цели, результаты работы менее предусмотрены
Бесспорно, весомый аргумент – степень усвоения материала- до 90% информации. Это замечательно, но мы подчеркнем иное: если мы запустим механизм познания, если ребенок будет получать удовольствие и от нового знания, и от общения, то со временем механизм будет отлаживаться и совершенствоваться, и, став взрослым, человек вслед за Пушкиным скажет: «В начале жизни школу помню я…» Школу, где не предметы проходил, а был, жил, изучал и постигал…
infourok.ru
Интерактивные методы обучения
Понятие и задачи интерактивного метода обучения
Определение 1
Интерактивный метод обучения – это метод, предполагающий взаимодействие между педагогом и учащимся в режиме диалога или беседы.
Суть интерактивных методов обучения состоит в том, что они ориентированы не только на широкое взаимодействие между педагогом и учащимися, но и на взаимодействие между самими учащимися. Особенность данных методов обучении заключается в том, что они предусматривают активное доминирование учащихся в процессе обучения, роль педагога сводится к направлению их деятельности на достижение поставленных целей занятия. Помимо этого педагог занимается разработкой плана занятия, чаще всего это интерактивные задания и упражнения, в процессе выполнения которых учащиеся изучают учебный материал.
Таким образом, можно сказать, что интерактивные методы обучения – это своего рода специальная форма организации познавательной деятельности, которая подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели обучения.
Замечание 1
Цель интерактивных методов обучения – создание максимально комфортных условий, при которых учащийся будет чувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность.
Созданные условия, средствами интерактивных методов обучения, положительно сказываются на продуктивности образовательного процесса, позволяют учащимся получать знания, умения и навыки в комфортных психологических условиях, а также создают базу для дальнейшего решения проблем по устройству после обучения.
Схема интерактивных методов обучения строится на схемах взаимодействия «педагог – учащиеся» и «учащийся – учащийся». Данные схемы подразумевают, что к процессу обучения привлекает не только педагог, но и сами учащиеся посредством взаимодействия друг на друга. Взаимодействие «учащийся – учащийся» способствует повышению учебной мотивации, проявлению инициативности в процессе обучения.
Основными задачами интерактивных методов обучения являются:
- Побуждение и повышение интереса учащихся к обучению.
- Повышение эффективности усвоения учебного материала.
- Предоставление учащимся возможности самостоятельного поиска учебной информации, путей и вариантов решения поставленной учебной и научной задачи. При постановке учебной задачи педагог может предусмотреть два варианта нахождения пути решения: первое – выбор из готовых ответов, второе – самостоятельное и обоснованное решение задачи.
- Установление взаимодействия между учащимися во время образовательного процесса, формирование навыков работы в коллективе (команде, группе и т.п.), уважения и терпимости к иной точке зрения, соблюдения права на свободу слова и уважение достоинства других участников образовательного процесса.
- Формирование у учащихся умения высказывать и отстаивать собственное мнение, аргументировать его.
- Формирование и развитие необходимых жизненных и профессиональных навыков.
- Формирование осознанной компетенции учащихся.
Использование интерактивных форм обучения значительно меняет роль педагога в образовательном процессе, он перестает быть центральной фигурой, а становится регулятором процесса. Задача педагога состоит в подготовке эффективных интерактивных учебных заданий, формулировании вопросов и тем для обсуждения с учащимися и между учащимися, осуществление консультаций, осуществление контроля по выполнению намеченного плана.
В процессе обучения педагог и учащиеся вступают в коммуникацию между собой, совместно осуществляют решение учебных задач и вопросов, преодолевают конфликты, находят общие точку соприкосновения, идут на компромиссы. Все это подразумевают интерактивные формы обучения.
Виды методов интерактивного обучения
Интерактивное обучение представлено следующими методами и приемами работы:
- Мозговой штурм – представлен потоком вопросов и ответов на них, либо предложений по конкретной теме. Анализ правильности или неправильности предложений и ответов осуществляется после проведения штурма. В анализе участвуют в основном учащиеся, педагог лишь корректирует и направляет.
- Сравнительные диаграммы, кластеры и пазлы. Суть данного метода заключается в том, что учащиеся занимаются поиском решения ключевых проблем по поставленной педагогом мини – теме.
- Интерактивное занятие с использованием ИКТ (аудио- и видеоматериалы). Педагогом подбираются, либо самостоятельно составляются тестовые задания в онлайн-режиме, осуществляется работа с электронными учебными программами, сайтами и т.д.
- Круглый стол, проводимый в форме дебатов или дискуссии – групповой вид метода, предполагающий коллективное обсуждение и поиск решения поставленной проблемы. Осуществляется путем высказывания идей, мнений, предположений и т.п.
- Деловые игры (имитационные, луночные, ролевые и т.п.). Один из наиболее популярных методов интерактивного обучения. Доступен для применения даже в начальных классах. В процессе игры учащиеся играют определенные роли, согласно поставленной ситуации.
- Аквариум – является одной из разновидностей деловой игры. По своему содержанию и проведению напоминает реалити-шоу. Суть состоит в том, что педагог задает определенную проблемную ситуацию, 2-3 участника ее обыгрывают, остальные наблюдают и анализируют. Анализу подвергаются не только действия, но и те варианты, которые были предложены для решения проблемы.
- Метод проектов. Данный метод предполагает самостоятельную подготовку проекта, по определенной теме, и его последующая защита перед другими учащимися.
- BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.
Замечание 2
Все интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься в готовом виде. Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
spravochnick.ru
Интерактивное обучение – современные методики получения знаний

Стандартная или пассивная модель обучения использовалась в учебных заведениях с давних пор. Самый простор пример данной методики – лекция. И хотя такой способ преподавания был и остается одним из самых распространенных, интерактивное обучение постепенно становится все актуальнее.
Что такое интерактивное обучение?
Методики образования в дошкольных учреждениях, школах, вузах делятся на две большие группы – пассивные и активные. Пассивная модель предусматривает передачу знаний от преподавателя ученику посредством лекции и изучения материала в учебнике. Проверка знаний осуществляется с помощью опроса, тестирования, контрольных и других проверочных работ. Главные недостатки пассивного метода:
- слабая обратная связь от учеников;
- низкая степень персонализации – ученики воспринимаются не отдельными личностями, а группой;
- отсутствие творческих заданий, требующих более сложной оценки.
Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность и творческие способности учащихся. Ученик в таком случае является активным участником процесса обучения, однако взаимодействует он в основном только с учителем. Актуальны активные методы для развития самостоятельности, самовоспитания, но они практически не учат работать в группе.
Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой. Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог повышает объем усвоенного учениками материала до 90 процентов.
Интерактивные средства обучения
Использование интерактивных методов обучения начиналось с обычных наглядных пособий, плакатов, карт, моделей и т.д. Сегодня современные технологии интерактивного обучения включают новейшее оборудование:
Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи:
- уход от презентационной подачи материала к интерактивному взаимодействию с включением моторики;
- экономия времени за счет отсутствия необходимости рисовать на доске схемы, формулы и диаграммы;
- повышение эффективности подачи изучаемого материала, т.к. интерактивные средства обучения задействуют различные сенсорные системы учащегося;
- легкость организации групповой работы или игр, полное вовлечение аудитории;
- установление более глубокого контакта между учениками и преподавателем, улучшение климата внутри коллектива.
Интерактивные приемы обучения

Интерактивные методы обучения – игры, дискуссии, инсценировки, тренинги, тренировки и т.д. – требуют от педагога применения особых приемов. Этих приемов существует множество, и на различных стадиях занятия зачастую используются разные методики:
- для включения в процесс используют «мозговой штурм», обсуждения, обыгрывания ситуации;
- во время основной части занятия используют кластеры, метод активного чтения, дискуссии, продвинутые лекции, деловые игры;
- для получения обратной связи необходимы такие приемы как «незаконченное предложение», эссе, сказка, мини-сочинение.
Психолого-педагогические условия интерактивного обучения
Задача образовательного учреждения для успешного обучения – предоставить условия для достижения индивидом максимального успеха. Психолого-педагогические условия для реализации интерактивного обучения включают:
- готовность обучаемых к данному виду обучения, наличие у них необходимых знаний и навыков;
- благоприятный психологический климат на занятиях, стремление помогать друг другу;
- поощрение инициативы;
- индивидуальный подход к каждому ученику;
- наличие всех необходимых средств обучения.
Классификация интерактивных методов обучения
Интерактивные технологии обучения делятся на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят тренировки и выполнения практических заданий. Групповые интерактивные методы делятся на 3 подгруппы:
- дискуссионные – обсуждения, дебаты, «мозговой штурм», «кейсы», анализ ситуаций, разработка проекта;
- игровые – деловые, сюжетно-ролевые, дидактические и другие игры, интервью, проигрывания ситуаций, инсценировка;
- тренинг-методы – психотехнические игры, все виды тренингов.
Интерактивные формы и методы обучения
Подбирая интерактивные формы обучения для проведения занятий, педагогу необходимо учесть соответствие метода:
- теме, целям и задачам обучения;
- особенностям группы, возрастным и интеллектуальным возможностям слушателей;
- временным рамкам занятия;
- опыту преподавателя;
- логике учебного процесса.
Интерактивное обучение в детском саду
Интерактивные технологии и методы обучения в дошкольном учреждении используются в основном игровые. Игра для дошкольника – основной вид деятельности и через нее ребенка можно научить всему, что необходимо в его возрасте. Лучше всего для детского сада подходят сюжетно-ролевые игры, во время которых дети активно взаимодействуют и эффективно учатся, т.к. пережитые впечатления запоминаются более ярко.
Интерактивные методы обучения в школе
В школе интерактивное обучение позволяет использовать практически весь спектр методик. Интерактивные методы обучения в начальной школе – это:
- сюжетно-ролевые и имитационные игры;
- инсценировки;
- игра в ассоциации и т.д.
Например, для учеников начальных классов хорошо подходит игра, смысл которой в том, чтобы научить чему-либо соседа по парте. Обучая одноклассника, ребенок учится использовать наглядные пособия и объяснять, а также сам гораздо глубже усваивает материал.
В средней и старшей школе к интерактивным методам обучения относятся технологии, направленные на развитие мышления и интеллекта (проектная деятельность, «мозговой штурм», дебаты), взаимодействие с социумом (инсценировки, проигрывания ситуаций). К примеру, со старшеклассниками уже вполне можно сыграть в ролевую игру «Аквариум», суть которой в том, что часть группы разыгрывает сложную ситуацию, а остальные – анализируют ее со стороны. Цель игры – совместно рассмотреть ситуацию со всех точек зрения, разработать алгоритмы ее решения и выбрать лучший.
womanadvice.ru
Активные и интерактивные методы обучения
Содержание
Активные методы обучения
Классификация активных методов обучения
Интерактивные методы обучения
Классификация интерактивных методов обучения
В связи с переходом общества на все большую информационность и креативность сменяются и образовательные ориентиры. Традиционные методы с чтением учебников, заучиванием и решением упражнений постепенно уходят в прошлое. Популярными и, казалось бы, приносящими гораздо больше пользы становятся интерактивные и активные методы обучения. Число учебных организаций, использующих их, все возрастает на фоне реформации образования.
Активные методы обучения
Активные методы обучения – это такие методы, которые основаны на принципах обратной связи и обучении в непосредственной деятельности для воспитания творческой, активной, коммуникабельной и волевой личности.
Данные методы применяются, начиная с дошкольного образования. Активные методы обучения в ДОУ включают в себя игровые моменты и проекты, направленные на заинтересованность, из которой должна возникнуть максимальная продуктивность образовательного процесса. Активные формы и методы обучения должны помогать в подготовке дошкольника к предстоящей школьной жизни, где они же продолжают использоваться в преобразованном виде. Помимо игр, школьный вариант включает и различные другие виды подготовки.
Классификация активных методов обучения
Имеются разнообразные классификации подобных методов. Мы рассмотрим только несколько из существующего огромного перечня. Наиболее интересная и подробная классификация была составлена Смолкиным А.М. Сперва он разделяет активные методы на имитационные и неимитационные. Эти названия говорят сами за себя. Имитационные предполагают воспроизведение какой-то ситуации, ее симуляции для того, чтобы познакомить с нею обучающихся. В основе их, как мы понимаем, лежит игровое начало. Исходя из этого имитационные методы подразделяются на игровые и неигровые.
К первым относится:
- деловая игра,
- имитация разнообразных педагогических ситуаций,
- выполнение педагогических задач,
- инсценировка различной деятельности.
Неигровые методы включаются в коллективной мыслительной деятельности и работе по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
К неимитационным видам активных методов относятся различного вида лекции:
- проблемная,
- поисковая,
- лекция с запланированными ошибками,
- «лекция вдвоем»,
- пресс-конференция,
- эвристическая беседа,
- лабораторные работы,
- учебные дискуссии,
- самостоятельная работа с литературой,
- семинар.
Тестирование тоже относят к активным методам обучения неимитационного подвида.
Иные же подразделения существующих методов обучения основаны на разделении по различным типам: например, по типу деятельности участников, который может являться совершенно непредсказуемым и оригинальным – все зависит от характера предмета и действия выбранного учителем (преподавателем).
Классифицируют также по численности участников.
Таким образом, выделяют методы:
- коллективные,
- индивидуальные,
- групповые,
- диадные,
- триадные и др.
В классификации по месту проведения выделяют следующие:
- аудиторные,
- внеаудиторные,
- выездные
- экскурсионные.
А в классификации по принципу использования техники выделяют методы с использованием ЭВМ и без использования таковых.
Наполнение же этих методов и непосредственную их реализацию можно выполнять по любому принципу и признаку – все зависит от креативности педагога и его свободной ориентированности в подаваемом материале. В выборе игровых методов, которые непосредственно используют как активные методы обучения дошкольников, педагог, как правило, совсем не ограничен. Разнообразные полезные и интересные игры для детей он может придумывать сам.
Но подобные методы применяются не только в сфере дошкольного, школьного или ВУЗовского образования, но используются и в подготовке работников на различных предприятиях или в разнообразных существующих организациях, где необходимо как можно теснее работать с существующим коллективом и с людьми вне его. Помогают в этом методы активного социально-психологического обучения, подразделяющиеся на дискуссионные (это и всем известный «мозговой штурм», и групповая работа по анализу ситуаций), игровые (дидактические, деловые, управленческие и другие игры) и социально-психологические тренинги, помогающие преодолеть личностные барьеры и комплексы, мешающие работе, карьерному и личностному росту, а также помогающие «влиться» в коллектив.
Исходя из всего вышеизложенного, можно с уверенностью заключить, что методы активного обучения применяются на протяжении всего длительного процесса становления успешной личности, адекватной требованиям информационного века.
Активные методы обучения
Интерактивные методы обучения
На базе активных методов обучения возникли новые – интерактивные методы обучения, которые в своей основе имеют очень много общего, но нацелены на все возрастающее взаимодействие между педагогом и учащимися, а также между самими учащимися.
Как в ситуации с активными методами, применяющимися повсеместно, как в дошкольном, так и в ВУЗовском образовании и в образовании на предприятиях и в различных организациях, так именно дела обстоят и с интерактивными. В основном, конечно, на сегодняшний день в большей мере применяются интерактивные методы обучения в школе, со школы же их применение и начинается.
Классификация интерактивных методов обучения
Классификация интерактивных методов обучения подразумевает несколько главных ее типов, в которые входит:
- метод проектов, который зиждется на научной составляющей деятельности, где обучающийся учится ставить задачи и искать ключи к их решению. В данном методе также учащийся вырабатывает навык видения и распознавания актуальной проблемы для проекта, приобретая тем самым полезный опыт в деятельности подобного рода, которая станет со временем гораздо серьезнее и более востребованной;
- кейс-метод. Он заключается в даче и последующем разборе учащимися какой-либо неоднозначной ситуации, для решения которой нужно привлечь весь существующий багаж приобретенных знаний и найти и усвоить что-то из нового. Причем материал к поиску решений поставленных задач данного метода может находиться в совершенно разных областях и сферах науки, СМИ и пр.;
- исследовательский метод, различающийся от предыдущих тем, что он целиком и полностью нацелен на научную сторону процесса изучения предмета или явления. В отличие от проекта он не настолько объемный, хотя в исследовании, принадлежащим этому методу необходимо также пошагово оформлять пути и способы изучения и результаты работы;
- дискуссии, состоящие, как правило, из полилога на проблемную тему и коллективного поиска путей ее решения. Этот метод помогает вырабатывать, помимо исследовательских, также навыки беседы и другие необходимые навыки.
Кроме данных подметодов, в интерактивные методы и формы обучения входит: «мозговой штурм», игровые методики, различные тренинги, ролевые и деловые игры и многое другое.
Безусловно, в использовании активных и интерактивных методов обучения существуют и недостатки, которые возникают или могут возникнуть в последующем у поколения, выросшем на данной системе образования. И заключаются эти недостатки в отказе от традиционных форм усвоения знаний, так как с помощью них всегда хорошо усваивается теория и азы различных ЗУНов. При этом неоспорим и тот факт, что подобные инновационные методы обучения имеют ряд преимуществ, действительно способствующих развитию личности. Впоследствии, может быть, станет возможным органичное слияние двух подходов к обучению: традиционного и инновационного, включающего два описанных выше метода. Пока же мы наблюдаем только вытеснение одного метода другими.
Интерактивные методы обучения: видеометод, кейсы, методы группового анализа
www.rastut-goda.ru
Интерактивные формы обучения как средство развития личности ребенка | Интерактивные формы и методы работы
Интерактивные формы обучения как средство развития личности ребенка
06.04.2013 8762 0Интерактивные формы обучения как средство развития личности ребенка
Следует признать, что сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения детей без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления ими знаний. Задача современного педагога — не преподносить знания детям, а более практичная и приземленная — создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Очевидно, что всякое умение не приходит к детям без помощи педагога. Сотрудничество педагога и ребенка предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую ребенку, которая в конечном итоге ведет к целеполаганию, автономизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления и развития. В процессе обучения наиболее качественное восприятие и усвоение материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов.
Методы группового взаимодействия принято называть интерактивными. В их основе лежит механизм интеракции (в переводе с английского означает «взаимодействие, воздействие»). Под интеракцией понимается непосредственная межличностная коммуникация. Наиболее важной особенностью интеракции является способность человека принимать и понимать роль другого; представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать собственные действия. Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия педагога и ребенка в форме игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение.
Содержанием интерактивного взаимодействия педагога и ребенка в образовательном процессе в условиях детского сада является программный материал.
Целью интерактивного обучения для современной предшколы, детского сада в условиях модернизации образования рассматривается общее развитие детей, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации. При этом общее развитие ребенка включает развитие личностных новообразований в его потребностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах.
Результатом такого общения является создание дидактических условий для переживания детьми ситуации успеха в процессе образовательной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер.
Предполагается, что сотрудничество, взаимодействие, активность педагога и детей за сравнительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие оперативных, универсальных умений, определяющих успешность той или иной деятельности ребенка. Иначе говоря, интерактивное обучение более эффективно, результативно, чем обучение в этом направлении каждого ребенка в отдельности. Что особенно важно, негативные личностные приобретения детей можно поправить, изменить в процессе интерактивного обучения, хотя и дети самостоятельно корректируют свои знания и умения их рационально использовать.
Содержание образовательного материала современных программ включает множество различных видов знаний, что во многом определяет сложность и противоречивость его понимания и усвоения детьми на разных этапах обучения. Уже по этой причине структурная и содержательная сложность образовательного материала — перспективная основа для творческого использования интерактивных методов обучения, определяющих успех и результативность в развитии и формировании личностных качеств детей. К интерактивным методам относят игры, мозговой штурм, обыгрывание ролей, игровое проектирование, анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций и другие. В процессе интерактивного общения в парах, группах, между группами у детей формируется знания, в том числе, и собственное мнение по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развиваются речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются, анализируются, конкретизируются и корректируются представления, понятия; устанавливаются логические связи, содействующие пониманию закономерностей и мировоззренческих идей и т.п. Систематическое применение педагогом интерактивных методов на занятиях создает благоприятные условия для формирования у детей учебной деятельности, что является особенно важным при переходе в начальную школу.
Критерии отбора интерактивных методов обучения:
• соответствие целям и задачам обучения и развития детей;
• соответствие дидактическим целям занятиям;
• соответствие содержанию темы занятия;
• соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям детей и уровню их обученности и воспитанности, особенностям группы в целом;
• соответствие временным рамкам обучения;
• соответствие профессионализму и опыту конкретного педагога;
• соответствие способу руководства образовательной деятельностью;
• соответствие логике образовательного процесса.
Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания образовательного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения детьми.
Стиль проведения интерактивных занятий.
Поскольку совместная деятельность — одно из условий формирования демократического, гражданского общества, то проектирование отношений между педагогом и детьми должно основываться на принципах доверия, доброжелательности, партнерства, взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки, терпимости, учета и уважения интересов, возможностей друг друга. Авторитарность, менторство в данном случае станут преградой на пути налаживания взаимопонимания и нацеленности на общий результат обучения. Основой деятельности педагога в условиях интерактивного обучения является личностно-ориентированный подход. Основные требования его соблюдения:
• гуманная педагогическая позиция;
• ценностное отношение к ребенку, его творчеству;
• создание на занятии культурно-информационной и предметно-развивающей среды;
• владение методикой и основами образовательных технологий;
• целенаправленное развитие индивидуальности детей.
В процессе организации, управления и контроля за развитием интерактивного общения между детьми педагог преимущественно использует косвенные приемы педагогической деятельности, предоставляя детям самостоятельность в выборе средств достижения цели, адекватных действий, педагога и детей.
Еще одной интерактивной формой обучения является игровое проектирование, которое основывается на методе проектов. Основой проектирования является развитие интеллектуальных умений и навыков, реализующих познавательную деятельность детей при условии обеспечения познавательной и социальной мотивации. В процессе проектной деятельности у детей формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление. Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой за определенный период времени. Проектная деятельность всегда направлена на решение конкретной проблемы, использование для этого различных методов и средств, интегрирование знаний и умений детей из разных предметных областей.
Для современного детского сада, предшколы особенно, наиболее характерны исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные, информационные проекты. Данный вид проектов классифицируется по преобладающему методу:
— исследовательские, основанные на исследовательском методе, развивающем познавательную активность;
— творческие, основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей детей.;
— в игровых проектах структура может изменяться до окончания проекта, участники берут на себя конкретные роли в соответствии с идеей и планом проекта. Результаты проекта могут либо планироваться в начале, либо проявляться к его завершению, поскольку представление о роли, взаимоотношениях персонажей могут меняться достаточно часто.;
— информационный проект основывается на методе сбора информации о каком-либо объекте, анализ и обобщение фактов, явлений и процессов с целью донесения ее до всех. Безусловно, в данном случае важна четкость структуры проектов.
По протяженности во времени проекты могут быть краткосрочными (1-2 занятия в рамках одного предмета или двух). В игровых проектах, носящих соревновательный характер, более приемлема бальная шкала оценивания достижений детей. В творческих проектах, где более сложно оценить деятельность обучаемых, оценка также необходима, как промежуточная, так и итоговая.
В процессе проектов педагог может:
а) открыто участвовать в проектировании, ненавязчиво направляя и организуя работу всех участников;
б) косвенно организуя, управляя и корректируя деятельность своих подопечных, педагог также считается участником проекта, о чем должны непосредственно знать дети.
Требования к организации проекта:
1. Проект разрабатывается по инициативе детей, но тема может быть предложена педагогом. Тема для всей группы может быть одна, но пути ее реализации в каждой группе будут разные. Возможно также одновременное выполнение детьми в группе разных проектов.
2. Проект следует сделать значимым для ближайшего и опосредованного окружения детей.
3. Проект педагогически значим, т.е. дети в процессе его осуществления приобретают новые знания, строят новые отношения, овладевают умениями и навыками. Проект реалистичен, имеет определенную практическую значимость, сориентирован на возможности детей. Предполагает широкое разнообразие тем.
4. Проект заранее спланирован, сконструирован совместными усилиями педагога и детей, в то же время, по мере его развертывания, допускается корректировка проекта.
Работу с мультимедийными программами также относят к интерактивным формам образовательной работы детей и педагога. Этот вид работы косвенным путем развивает конструктивное, алгоритмическое и творческое мышление, коммуникативные способности у детей, формирует их умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировки в информации. Как показал опыт, обучение детей с помощью мультимедиапрограмм повышает качество и эффективность усвоения знаний, развивает умения анализировать различную информацию. Это — эффективный стимул обучения детей.
Многофункциональность компьютера позволяет удовлетворить множество познавательных потребностей и доступность диалогового общения в интерактивном режиме. Использование мультимедийных программ такого рода создает благоприятные условия для педагога в решении проблем дифференциации, индивидуализации обучения в условиях гуманистического образования. Детям становятся одновременно доступны различные источники информации по теме занятия, целенаправленный отбор различного материала, что обеспечивает эффективность выполнения задачи, расширяет возможности качественного усвоения материала, общего развития детей.
Логика занятия с использованием мультимедийных средств предполагает:
• соответствие мультимедийных программ содержанию, цели занятия;
• взаимосвязь всех частей занятия;
• цельность;
• обоснованность приемов, методов, средств, ведущих к цели;
• динамику педагогического процесса, развития детей на пути к цели;
• результативность учебной деятельности детей на каждом этапе занятия.
Работа детей с материалами мультимедийного учебника будет способствовать:
• формированию у детей элементарного анализа и последующей логической оценки;
• пониманию сущности явлений в процессе анализа информации;
•различению рациональных и нерациональных способов деятельности;
• выделению главного в практической и самостоятельной работе;
• формированию умений простейшей аргументации, выраженной в словесной и письменной формах;
• развитию умений классификации учебного материала (группировка, сравнение, сопоставление, выделение отличий) и обобщения (делать умозаключения, выводы).
tak-to-ent.net
Интерактивные методы и формы обучения
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог, по мнению О. Бассис, должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие».
С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.
Таким образом, цель активного обучения — это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.
Чтобы конкретизировать разговор о целях, достигаемых в стратегии активного обучения, воспользуемся таксономией когнитивных (познавательных) целей Б. Блума, которая сейчас активно обсуждается в педагогическом сообществе. Если следовать разработанной Б. Блумом таксономии, то знания — это лишь первый, самый простой уровень этой иерархии. Далее идут еще пять уровней целей, причем первые три (знание, понимание, применение) являются целями низшего порядка, а следующие три (анализ, синтез, сравнение) — высшего порядка.
Систематизатор когнитивных установок, по Б. Блуму, может быть представлен следующим образом:
1. Знание: способность узнавать, воспроизводить специальную информацию, включая факты, принятую терминологию, критерии, методологические принципы и теории.
2. Понимание: способность буквально понимать значение любого сообщения.
3. Применение: умение брать и применять в новой ситуации принципы или процессы, ранее изучавшиеся, без указания на то со стороны. Например, применение социально-научных обобщений к отдельным социальным проблемам или применение естественнонаучных или математических принципов к практическим ситуациям.
4. Анализ: разделение материала на отдельные составляющие, устанавливая их отношения и понимая модель их организации. Например, узнавание несформулированных допущений, выявление причинно-следственных связей и распознавание форм и приемов в художественных работах.
5. Синтез: творческий процесс соединения частей или элементов в новое целое. Это — профессиональное написание эссе, предложение способов проверки гипотез и формулирование теорий, применимых к социальным ситуациям.
6. Оценивание: процесс выработки ценностных суждений об идеях, решениях, методах и т. д. Эти оценки могут быть количественные или качественные, но они должны быть основаны на использовании критериев или стандартов, например, включать оценивание подходящего способа лечения или оценивания результатов работы на основе стандартов в данной дисциплине).
И тогда методы, способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней целей. Рассмотрим в качестве примера задания, расположенные в конце любого параграфа учебника. В большинстве случаев для их выполнения достаточно простого воспроизведения его содержания. Задания, которые требуют от учащегося понимания и применения знаний (второй и третий уровень целей), как правило, отмечены каким-либо знаком и не всегда используются педагогом. [2, с. 134]
Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. Как следствие, педагоги, работающие в традиционной парадигме, часто используют методы интерактивного обучения для лучшего усвоения учащимися информации. В этом случае речь будет идти только об оптимизации традиционного образовательного процесса. Данная фиксация, является очень важной, потому что может позволить учителю определиться, в плоскости какой стратегии он работает.
Парадигмальный сдвиг в системе среднего профессионального образования, подразумевающий внедрение современных педагогических технологий, уже имеет место. Современное образование должно соответствовать реальным потребностям и международным стандартам.
Одним из эффективных методов активации процесса обучения считается метод проблемного изложения. При таком подходе лекция становится похожей на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс (выдвигаются первоначально несколько ключевых постулатов по теме лекции, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами учебного материала). Эта методика позволяет заинтересовать студента, вовлечь его в процесс обучения. Противоречия научного познания раскрываются посредством постановки проблемы. Учебная проблема и проблемная ситуация являются основными структурными компонентами проблемного обучения. Перед началом изучения определенной темы курса ставится перед студентами проблемный вопрос или дается проблемное задание. Стимулируя разрешение проблемы, преподаватель снимает противоречия между имеющимся ее пониманием и требуемыми от студента знаниями. Эффективность такого метода в том, что отдельные проблемы могут подниматься самими студентами. Главный успех данного метода в том, что преподаватель добивается от аудитории «самостоятельного решения» поставленной проблемы. Организация проблемного обучения представляется достаточно сложной, требует значительной подготовки лектора. Однако на начальном этапе использования этого метода его можно внедрять в структуру готовых ранее разработанных лекций, семинаров как дополнение. [8, с. 107]
Другим эффективным методом можно назвать метод кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций (УКС). Центральным понятием метода УКС является понятие ситуация, т.е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его. Метод УКС стал применяться еще в начале ХХ века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении этого приема обучения принадлежит Гарварду. Именно там были разработаны первые кейсовые ситуации для обучения студентов по бизнес-дисциплинам. Метод кейс-стади, если следовать определению разработчиков метода, это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, подготовленные обычно в письменной форме и составленные исходя из реальных фактов, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Кейсы составляют основу беседы аудитории под руководством преподавателя. Поэтому метод кейс-стади включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. [10, с. 59]
В целом метод УКС, как уверяют западные наши коллеги – преподаватели, позволяет:
® принимать верные решения в условиях неопределенности
® разрабатывать алгоритм принятия решения
® овладеть навыками исследования ситуации
® разрабатывать план действий
® применять полученные теоретические знания на практике
® учитывать точки зрения других специалистов.
Главное, этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач.
Разработана общая технология работы при использовании метода УКС.
1. До начала занятий преподаватель:
® подбирает кейс
® определяет
mirznanii.com
Интерактивные методы обучения.
Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка «interаct». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивное обучение — диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Цель интерактивного обучения — создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимо-обучении: учитель — ученик, ученик — ученик. При этом учитель и ученик — равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. Наиболее употребляемыми стали:
— При фронтальной форме работы следующие технологии: микрофон, «Мозговой штурм», «Незаконченное предложение»;
— При кооперативной форме работы: работа в парах («Лицом к лицу», «Один — вдвоем — все вместе»), работа в малых группах, аквариум;
— Интерактивные игры: «Ролевая игра», «Драматизация», «Упрощенное судебное слушание»;
— Технологии обучения в дискуссии: «Выбери позицию».
Исходя из вышесказанного, на практике необходимо использовать интерактивные формы в целом, или же взяв элементы, которые более целесообразны к определенному классу. Именно интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в котором теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что ученики ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся сотрудничеству.
Интерактивные технологии
1. Технология «Незаконченное предложение»
(Я благодарен своей Родине (семье, школе) потому …, желаю ей ….
2. Технология «Микрофон»
Задача: задать вопрос по своей теме для другой группы, но такой, который, сегодня еще не звучал.
Дети берут микрофон и спрашивают
Чаще используя те вопросы, которые слышали на предыдущих уроках.
Учитель задает вопрос — ученики отвечают.
3. Технология «Дерево решений»
Проблема «Признаки живого организма», решение-дыхание, питание, размножение, рождение, рост, смерть и т.д..
Проблема «Условия существования живого организма», решение — свет, тепло, воздух, вода, пища, земля и т.д..
4. Игра «Реклама на телеканале»
Работа в группах. Каждая группа выбирает карту, где указана тема рекламы.
Мы — пешеходы. Моя Родина. Моя семья. Моя школа.
5. Игра «Ключевой момент».
Тест-проверка знаний (тестирование)
6. Технология «Работа в группах»
Игра «Исследователи»:
исследуйте текст, посчитайте, сколько раз в нем встречается слово «калина» и т. п.
7. Технология «Мозговой штурм» — доказать, объяснить
Мозговой штурм-прекрасный метод для использования опыта учащихся с целью решения проблем и разработки идей. Мозговой штурм срабатывает лучше в группах по 5 -7 человек.
Основные пункты
Четко определите проблему или тему для мозгового штурма. Работайте в кругу.
Выберите лидера, который ведет обсуждение и поощряет появление новых идей. Он должен поощрять количество, а не качество идей.
Правила мозгового штурма:
1. Никакой критики!
2. Заимствования других идей является нормальным явлением.
3. Желаемое-большое количество идей.
4. Оценка приходит позже.
Чтобы усовершенствовать качество идей, предоставьте время детям, чтобы они написали свои идеи сначала индивидуально.
8. Упражнение «Бананы»
Упражнение помогает сломать стереотипы, производить работу левой полушарием мозга, логическим, рациональным мышлением. Используется как разминка.
(Надпись на доске: ШБИАСНТАЛНЕЫР)
Зачеркните в этой строке шесть букв таким образом, чтобы буквы, которые остаются (без изменения своей последовательности), составляли бы хорошо знакомое слово. (Бананы)
apruo.ru