Индивидуальность и личность эссе – Я как личность, я как индивидуальность — сочинение
Индивид, личность, индивидуальность — сочинение
ЭССЕ
по дисциплине обществознание
на тему: «Индивид, личность, индивидуальность»
2014 г.
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г. Асмолов)
Я считаю, что природа наделяет человека не только биологическими качествами (внешней сходностью с родителями, цветом волос и глаз, телосложением и т. п.), но и часто индивидуальными чертами и «вкладывает» в каждого задатки способностей, которые позже человек или развивает, или не использует их. Индивид – единичное существо; он отличается своеобразной, уникальной, то есть неповторяемой, психологией.1 В каждом человек есть что-то особенное, того, что нет у других людей. Самая главная задача человека, на мой взгляд, это понять, что ему дано от природы, что является врожденным и что надо приобрести и совершенствовать в плане обретения красоты живого человеческого организма.
Понятие личность это – совокупность социальных качеств человека, которые он выражает в разных сферах жизнедеятельности2. Человек не может уйти от этапов личностного становления, живя в социуме, он развивается на протяжении всей своей жизни. На мой взгляд, почти каждый человек хочет и стремится познать окружающий мир, выразить себя профессионально, добиваясь успехов в работе, проходя жизненные испытания, проверки на прочность характера и душевные испытания. Я согласна с тем, что автор цитаты пишет, что «личностью становятся». Действительно, ведь все мы живем среди людей, общаемся, работаем или учимся, контактируем с окружающей средой, тем самым становясь личностью, расширяя свой кругозор и мировоззрение. Но самое главное, что личностью становятся лишь в процессе социализации, то есть при общении, живя в социуме, познавая себя и других людей.
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринуждённость его деятельности3. В каждом человеке есть индивидуальность, очень часто она и помогает ему стать личностью, найти свое место в жизни. Я считаю, что индивидуальность нужно и проявлять, и отстаивать. Каждый человек – индивидуальность, каждый ведет себя по своему, «по-особенному». Самые яркие и харизматичные в течение жизни становятся лидерами, своеобразными «маяками» для других. Другие же могут проявлять её постепенно, в учебе, спорте, или на работе. Не стоит забывать о том, что на каждого человека влияют разные факторы социальной среды: воспитание, сверстники, отношения в семье, на работе или в школе и т.д. Все то, что закладывает в детстве, в течение жизни развивается и совершенствуется и должно быть использовано во благо других людей. Именно благотворительность, умение сострадать другим людям развивает в людях такие понятия как добро, милосердие и человечность.
Личностные качества человека изменяются и оттачиваются всю жизнь и могут входить в противоречия с прошлым. Как это было в жизни А.Д. Сахарова, создавшего первую атомную бомбу в СССР, а потом отказавшегося прислуживать и соглашаться с политикой руководителей и коммунистического режима власти в нашей стране4. Академик Сахаров был выдающей личностью, он обладал лидерскими качествами, развивался интеллектуально и духовно, имел свою позицию и взгляды на происходящее. На самом деле, в эпоху СССР не каждый смог бы отказаться прислуживать руководству, потому что все понимали, что этот поступок может повлечь за собой ссылку и даже расстрел. Только сильные, храбрые личности не шли на поводу остальных, отстаивали свою точку мнения, не страшась последствий. Каждый человек с разной скоростью и разными путями проходит этапы личностного становления, приобретает социальную и духовно-нравственную зрелость.
Таким образом, можно сделать вывод: автор прав в своем высказывании. Отстаивая свою индивидуальность, занимаясь благотворительностью, делая добро людям, Родине, т.е. формируя социально-значимые качества, человек-индивид становится личностью. Конечно, есть и другие точки зрения на личность, индивидуальность. Это только мое видение проблемы. Много можно рассуждать на эту тему, всегда найдутся разные мнения, точки зрения, ведь не зря говорят «сколько людей – столько и мнений». Поэтому можно сказать, что ребенок рожден индивидом и индивидуальностью, а личностью становится.
Литература:
- К. Юнг. Словарь терминов. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vocabulary.ru/
- Леонтьев А.Н. «Деятельность, сознание, личность» – Москва, 1975.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. – 2000.
- Сахаров Андрей Дмитриевич. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/
1 К.Юнг. Словарь терминов. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vocabulary.ru/
2 Леонтьев А.Н. «Деятельность, сознание, личность» — Москва, 1975.
3 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. – 2000.
4 Сахаров Андрей Дмитриевич. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/
yaneuch.ru
Эссе «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают»: проблема и смысл
Школа – прекрасное время в жизни каждого ребенка и подростка, который взрослеет и развиваается. Конечно, оно осложняется выполнением различных заданий, одним из которых является написание сочинений и эссе. Данные работы чаще всего встречаются в выпускных классах (9-ом и 11-ом). Поскольку многие ученики выбирают для сдачи ГИА или ЕГЭ обществознание, то подготовиться к эссе по этому предмету нужно обязательно.
Потому сейчас в центре нашего внимания одна из главных тем по обществознанию: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Чтобы справиться с написанием работы, необходимо тщательно изучить теоретическую часть вопроса, быть подкованным по всем понятиям и обладать умением аргументировать свои мысли. Давайте попробуем справиться с поставленной задачей.
Основные пункты, которые надо знать
Для начала вы должны знать главные критерии, по которым будет раскрыта тема. Эссе обязано содержать следующие пункты:
- Раскрытие смысла высказывания.
- Теоретическое обоснование.
- Использование аргументов.
- Вывод.
Систематизируя свое сочинение под эти 4 пункта, вы добьетесь высоких баллов за вашу работу.
Проблематика и смысл
Прежде всего вчитаемся в тему «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Проблема данной тематики — вот что нам необходимо выявить.
«Основной проблемой данной темы является развитие человека и его становление в обществе».
Также вы можете выразить данную мысль другими словами или же добавить что-то еще, однако выраженная проблема должна быть приближена к примеру. Самое главное, чтобы при работе с данной темой вы сами полностью понимали ее смысл.
Следующая наша задача — раскрытием смысла и теоретическое обоснование слов Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
Основные понятия
Для того чтобы справиться с поставленной задачей, необходимо апеллировать обществоведческими понятиями, заданными в теме:
- Индивидуальность.
- Личность.
- Индивид.
Они и будут включены в само раскрытие смысла темы и должны быть гармонично вписаны, а не отдельными подпунктами.
В работе нет строгих ограничений по структуре, но вы должны понимать, что хаотично разбросанные части сочинения не помогут максимально раскрыть тему. Потому вы должны помнить, что каждая предыдущая часть должна быть логически связана с последующей.
Раскрытие смысла и теоретическое обоснование
Как говорил психолог Асмолов: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». В чем разность этих понятий? Прежде всего, индивид – любой человек, который отличается от других существ более высоким развитием. Отсюда делаем вывод, что уже с рождения мы являемся индивидами. Это понятие свойственно каждому человеку.
С личностью же все иначе. Личность – это совокупность моральных, нравственных, умственных и социальных качеств, которые человек развивает в себе с процессом взросления.
Индивидуальность же – высшая степень развития человека. Индивидуальностью можно назвать того, кто обладает множеством различных личностных качеств, человека, отличающегося от общей массы людей характером, уникальностью и интересами.
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Смысл этого высказывания в том, что все мы индивиды. Пока мы взрослеем, мы становимся личностями. А вот чтобы стать индивидуальностью, необходимо постараться и доказать то, что ты обладаешь своим характером, мнением и интересами и способен их отстоять».
Аргументирование
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» — сочинение, для которого не так просто подобрать аргументы. Но давайте попробуем.
«Почему каждый из нас является индивидом? Все просто – обратите внимание на новорожденного ребенка. Да, все детки имеют различную внешность и даже некоторые привычки и повадки, однако в остальном они все одинаковы. Малыши еще не умеют строить длинные логические цепочки, пока не способны выражать своим мысли словами – они лишь находятся на стадии развития. Другое дело – личность. Личностью становятся в абсолютно разном возрасте.
К примеру, юный Дмитрий Донской уже в 11 лет отправился в Золотую Орду за ярлыком, и в этом возрасте начинал свою борьбу за звание князь Всея Руси. Действительно, уже к 11 годам мальчик обладал множеством личностных качеств».
Таким же образом вы можете продолжать рассуждать дальше по теме «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Эссе может содержать аргументы из истории, литературы, СМИ или личной жизни.
«Для того чтобы быть индивидуальным, необходимо это доказать. Примером индивидуальности может послужить великий художник Винсент Ван Гог, картины которого по сегодняшний день восхищают и завораживают, отбрасывая все сомнения в индивидуальности этой личности».
В своем эссе вы можете приводить и отрицательные примеры, если они вам более известны.
«Не каждый человек может стать личностью и индивидуальностью. В наши дни до сих пор существует множество преступников, которых нельзя назвать личностями, ведь у многих из них искажены моральные ценности и принципы. А человека без этих норм личностью назвать нельзя».
Не зная конкретных примеров, вы можете самостоятельно придумать их, приводя конкретные случаи.
Заключение
После того как вы соблюли все критерии по теме, смысл может считаться полностью раскрытым. Ученику остается подвести итог собственному эссе, сделать вывод и высказать вои мысли.
«Я считаю высказывание «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» верным. Я не раз за свою недолгую жизнь встречал людей, которые доказали свою индивидуальность и являются настоящим примером для подрастающего поколения».
Также вы можете изложить иную точку зрения: «Я считаю высказывание Асмолова не до конца верным. Да, все мы рождаемся индивидами, но каждый из нас уже обладает личностными качествами, потенциалом и способностями, а значит, и индивидуальностью».
Вывод
Таким образом, вы сможете полностью раскрыть проблемы и смысл своей работы по теме «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Эссе должно содержать примерно 150 слов – этого достаточно, чтобы изложить все необходимые мысли и аргументы, также вы можете приводить больше примеров, но не стоит превышать рамки в 350 слов. Если все сделаете правильно, вы получите высокий балл за свою работу.
fb.ru
Я как индивид, личность, индивидуальность
Уважаемые посетители!
Данная запись была создана более трёх лет назад, поэтому фотографии в записи могут быть недоступны.
На прошлой неделе по педагогике нам было задано написать сочинение на тему “Я как индивид, личность, индивидуальность”. Я негодовал: “Как можно на 5 курсе задавать писать сочинение?!”. Но деваться некуда, неделя почти прошла а эссе все нет. Пришлось писать и по многочисленным просьбам публикую написанное эссе.
Получив задание написать эссе негодованию не было предела – писать сочинения на 5 курсе математического факультета это смешно. Но деваться некуда, поэтому охарактеризовать себя со стороны трех разных терминов все же придется. Как мне кажется, описать себя объективно не в состоянии ни один человек, поэтому любое сочинение получится несколько преукрашенной характеристикой, нежели это есть на самом деле.
У каждого человека, как у индивида есть определённые психофизиологические свойства, которые являются фундаментом для развития более сложных структур, таких как личность и индивидуальность. Что касается меня, на развитие личности во мне имеются определённые предпосылки. В моем роду есть математики, строители, учителя, люди с неплохими менеджерскими данными. Это на базе генетического кода не могло не сказаться на формировании личности. Холерический темперамент, как считают психологи, тоже закладывается от рождения, играет не малую роль в формировании характера, который в свою очередь влияет на все стороны жизни человека.
По мнению психологов, личность имеет комплекс устойчивых компонент: темперамент, характер, способности, мотивация. При этом, учитывая, что темперамент закладывается по больше части от рождения, то остальные три компонента формируются. Мой темперамент со временем становится менее угловатым и более спокойным. В частности сглаживание темперамента происходит из-за развития определённых черт характера, таких как сдержанность, уравновешенность, хладнокровие. При этом темперамент определил и определенные негативные черты, например, вспыльчивость, склонность принимать решения по первому впечатлению и ряд других. Что касается способностей, то, очевидно, раз я обучаюсь и, как я считаю, успешно обучаюсь на математическом факультете, то у меня имеются определённые математические и логические способности. Мне кажется, что они являются генетически предопределёнными, но при этом правильно развитыми в детстве. Знакомые говорят, что у меня есть некоторые ораторские способности. Это в частности видно по тому, что я никогда не откажусь выступить публично или подискутировать почти на любую тему, но со стороны, конечно же, виднее. Безусловно, для формирования определённых черт характера нужна мотивация. Не хотелось бы вдаваться в подробности определения мотивации, единственное, что я хочу сказать – у меня есть определенные жизненные цели, известные лишь узкому кругу людей, которые и определяют мою мотивацию.
Индивидуальность – это иерархическая организация психологических свойств человека, т.е. фактически это единство психологических свойств и личности человека, их гармоничность. При этом в узком смысле слово индивидуальность трактуется как своеобразие вышеуказанных свойств. Поэтому, как мне кажется, у каждого человека все черты характера, психики являются уникальными и неповторимыми и все эти черты гармонично дополняют друг друга. Поэтому уникальность и взаимодоплонение и составляют индивидуальность человека. У каждого она формируется чертами индивида и личности.
В заключении хотелось бы сказать, что разобранные выше три категории являются достаточно сложными и многоликими, поэтому в кратком эссе хорошо их раскрыть невозможно, но я постарался остановиться на самых значимых для меня моментах. И значимость этих моментов лично для меня уже может стать характеристикой моей личности, которая естественно до сих пор развивается и моей индивидуальности.
(С) Анатолий Кораблёв
155 группа, математический факультет.
Вот такое эссе. Сразу предупреждаю – я не люблю и просто не умею писать под заказ. Если есть настроение и желание, тогда слова льются рекой, сейчас этого нет, поэтому сам свое “произведение” оцениваю на слабую тройку.
blog.akorablev.ru
Напишите сочинение «Я — индивид, индивидуальность, личность». На завтра нужно! Помогите пожалуйста!
Напишите сочинение «Я — индивид, индивидуальность, личность». На завтра нужно! Помогите пожалуйста!
Ответы:
можно начать так я индивид потому что я сделал (какойто поступок например перевел бабушку через дорогу) блогородный поступок. и продолжить: а какой то человек тоже индивид он тоже что то сделал( знаменитый)
Индивид, индивидуальность, личность. Человек – сложно организованное, многомерное и разностороннее существо. Как и все живые существа, он имеет определенную телесную организацию, данную ему от природы. По своему телесному строению он во многом похож на высших приматов. В то же время он представляет собой высший биологический вид, характеризующийся особыми, присущими только ему, телесными качествами. Факт принадлежности этого существа к данному виду закреплен в понятии «Индивид». Индивидом может быть и младенец, и взрослый, и дикарь, и высокоразвитый человек. Главное отличие человека заключается не во внешней телесной организации, а в его внутренней духовной сущности. Человек – одухотворенное существо, наделенное многообразными психическими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать окружающий мир и самого себя, строить свое поведение среди людей, создавать необходимые для его жизни предметы, изменять условия своего существования, совершенствовать свои физические и духовные качества. Это новое качество, возникшее у человека в процессе жизни в обществе, дающее ему возможность активно действовать, проявлять самостоятельность и творчество, отвечать за свои действия и поступки, закреплено в понятии «личность». Таким образом, личностью может являться только одухотворенный человек, член общества, обладающий многообразными психическими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать и совершенствовать окружающий мир и самого себя. Духовность пронизывает все существо человека: и тело, и душу. Душа представляет собой совокупность всех психических явлений, присущих человеку, одухотворенных познавательной деятельностью, направленной на постижение сущности внешнего мира и внутреннего бытия человека. Внутренний мир человека – это его субъективный мир. Субъективность является основной формой существования внутреннего, духовного мира человека. Этот мир представлен человеку в виде разума, чувств, побуждений, волевых свойств, способностей, характера и темперамента. Субъективный духовный мир каждого человека является уникальным и неповторимым. Личность всегда индивидуальна и своеобразна. Индивидуальность личности заключается в своеобразном сочетании психических свойств и качеств, отличающих ее от других людей. Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.
cwetochki.ru
Эссе на тему: «Человек — это личность»
Человек — это личность. Как часто мы слышим подобное утверждение из уст не только молодых людей, но и каждого, кто ценит свободу. А вот момент, с которого определяется «личность», начинает отсчет с момента рождения или формируется в процессе воспитания? Сегодня об этом спорят все, кому не лень — от психологов до педагогов.
Человек появляется на свет, и первый его крик — это уже сигнал миру о принятии новой личности. В дальнейшем, на протяжении многих лет, будет происходить только «шлифовка» тех качеств, которые даны ему от природы. Что получиться в результате — зависит от совокупности факторов.
Что влияет на формирование индивидуальности? В первую очередь — социум. Известно, что окружение, в котором растет ребенок, способно давать как негативный, так и позитивный пример. И на основе этого у человека с маленьких лет формируется свое отношение к принятию или отрицанию определенных ситуаций и обстоятельств. Известны случаи, когда в неблагополучных семьях вырастали гении и чрезвычайно положительные индивидуумы. Негативный опыт на формировании личности сыграл положительную роль: анализируя и приспосабливаясь к обстоятельствам, человек делал свои выводы и формировал характер.
Немаловажную функцию в воспитании личностных качеств играют интересы. Искусство, спорт, путешествия, книги способны открывать просторы и влиять на мироощущение. Слабые становятся сильными; у мнительных — появляется решительность; эмоционально скупые — начинают проявлять сострадание.
Кого можно считать личностью? Человека, способного жить в гармонии с собой и миром; у которого хватает мудрости постигать сложную философию бытия; кто не боится быть собой при любых обстоятельствах, и не забывает, что личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другой личности. Родиться личностью — дано каждому. А вот развить и сохранить индивидуальность — это постоянная работа по самоусовершенствованию.
xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Сочинение эссе «человеком рождаются — личностью становятся»…
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». А.Г. Асмолов Выбранное мною высказывание связано с проблемой природы человека, различных сторон, характеристик человеческого существа, природы человека. Люди задумывались издревле, кто мы, какие мы, чем отличаемся и чем похожи. Поиск ответов на эти вопросы и заключает в себе человеческая сущность. Современный российский психолог А.Г. Асмолов утверждает: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Другими словами, его позицию можно сформулировать так: каждый человек от рождения – индивид, далее в процессе развития он становится личностью, а такую характеристику, как индивидуальность ему приходится защищать и доказывать обществу. Я согласна с позицией А.Г. Асмолова и также полагаю, что при единстве этих характеристик в каждом человеке, они развиваются по-разному, появляются на разных этапах жизни, имеют свои особенности. Для обоснования моей точки зрения предлагаю рассмотреть теоретические аргументы. По мнению современных ученых-обществоведов, природу человека составляет единство социальных и биологических качеств, которое проявляется в единстве таких характеристик, как индивид, личность и индивидуальность. Каждая из характеристик отражает определенную часть человеческой сущности. Каждый человек – от рождения индивид. Под индивидом понимается совокупность его генетически обусловленных, биологических и врожденных качеств. Индивид – с одной стороны единичный, а с другой типичный представитель вида Homo Sapiens. Личностью становятся в процессе социализации (процессе освоения умений, знаний и опыта в жизни общества, становление его членом), развития, вхождения в мир социальных связей и взаимодействий. То есть, можно определить личность как совокупность социально значимых и социально обусловленных качеств человека. Другими словами, личностью мы можем назвать только социально зрелого человека. Под индивидуальностью в психологии и обществознании понимается неповторимость качеств человека, причем, как биологических (цвет и разрез глаз, цвет кожи), так и приобретенных в процессе жизни, социальных (определенные умения и навыки, таланты). То есть, индивидуальность – совокупность уникальных, неповторимых качеств, присущих каждому человеку. Общество стремится к унификации, а индивидуальность, наоборот, требует самовыражения, протестует против унификации. Однако, в своих рвениях и протестах любая индивидуальность должна считаться с остальным миром. Помимо теоретических обоснований можно привести и конкретные фактические примеры. Например, Эрих Фромм писал в одной из своих работ о том, что член примитивного, первобытного общества, естественно являющийся индивидом и в каком-то смысле личностью, не имеет чувства индивидуальности. То есть, для примитивного общества преобладающим является чувство идентичности, которое можно выразить формулой «я это мы». Иными словами, обязанность каждого считающего себя развитым человека отстаивать свою индивидуальность. Рассмотри проблему на примере исторической личности. Наполеон Бонапарт, не отличавшийся никогда выдающимися физическими качествами, бывший от рождения далеко не самым прекрасным представителем человеческого рода, стал ярчайшей исторической личностью. А одной из основных целей он считал как раз отстаивание индивидуальности. Другим примером можно считать одного из самых известных в мире композиторов – Людвига ван Бетховена. Родился он в обыкновенной австрийской семье, ничем не отличался от своих сверстников. С детства его пытались обучить музыке, но сначала он не подавал надежд. Но все же, ему удалось развить свои музыкальные задатки в настоящий талант. Вместе с тем, у него была и своя яркая социальная и политическая позиция, так, например, он отказался посвятить свою Третью симфонию Наполеону. И, конечно же, было бы просто глупо отрицать, что ему не удалось отстоять свою индивидуальность. Также можно привести пример из личного опыта. Мои сверстники сейчас как раз находятся в том возрасте, когда формируется личность, когда человек становится полноценным членом общества. Именно в этом возрасте к человеку и приходит яркое понимание того, что человеку просто необходимо развиваться. Также, как яркая особенность именно этого возрастного периода просматривается несомненная потребность отстоять свою индивидуальность и показать всему миру, чего ты стоишь. Таким образом, проанализировав теоретическую сторону вопроса и приведя аргументы из разных областей жизни, мы можем прийти к выводу, что, действительно, наделенный от рождения лишь базовым набором биологических качеств и задатков способностей, человек развивается, становясь личностью. И только после этого уже можно вести речь о необходимости отстаивать свою индивидуальность, доказывать обществу свою неповторимость и незаменимость.
Оцени ответ
shkolniku.com
Индивидуальность человека — сочинение
Все люди
в чем-то похожи друг на друга. Однако
никто не является обезличенным «человеком
вообще». Каждый несет в себе что-то,
что делает его уникальным, исключительным.
Индивидуальность человека формируется
под влиянием трех групп факторов.
Все люди в чем-то похожи друг на друга.
И это позволяет говорить о человеке вообще,
рассуждать о его чертах, особенностях
поведения и т.п. Однако ни один конкретный
человек не является обезличенным «человеком
вообще». Каждый несет в себе что-то, что
делает его уникальным, исключительным,
т.е. человеком, обладающим индивидуальностью.
Именно такой человек входит в организацию,
именно такой человек выполняет определенную
работу и играет определенную роль в организации,
именно таким человеком нужно управлять,
помогая ему раскрыть и задействовать
свой потенциал в решении задач организации,
создавая необходимые условия для его
успешной работы, взаимодействия с организационным
окружением и решения собственных жизненных
проблем.
Индивидуальность человека складывается
из трех начал. Во-первых, каждый человек
в чем-то сходен со всеми остальными. Во-вторых,
каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми
другими индивидами. И наконец, в-третьих,
каждый человек в чем-то не похож ни на
кого. В зависимости от того, как сочетаются
эти начала, формируется индивидуальность
каждого конкретного человека. При этом,
как бы ни строилось это сочетание, нужно
всегда помнить, что человек всегда одновременно
имеет общее с остальными и не похож на
остальных.
Каждый человек обладает устойчивым набором
черт и характеристик, определяющих его
действия и поведение. Данные черты проявляют
себя в достаточно длительном промежутке
времени, благодаря чему можно зафиксировать
и почувствовать индивидуальность человека.
Конкретный человек фиксируется окружением
по его индивидуальности, так как индивидуальность
человека обладает определенной устойчивостью,
люди узнают друг друга и сохраняют определенное
отношение друг к другу. В то же время следует
отметить, что под влиянием опыта, общения
с другими людьми, воспитания и образования
происходит изменение индивидуальности
человека, иногда очень существенное.
Индивидуальность человека формируется
под влиянием трех групп факторов. Первую
группу составляют наследственность и
физиологические особенности человека.
Наследственность сохраняет и передает
внешние черты человека. Но не только.
Исследования, проводимые с близнецами,
показывают, что наследственность может
нести в себе и передачу некоторых поведенческих
черт. Физиология человека говорит о том,
что в людях очень много общего, определяющего
их поведение. В частности, одинаковым
для всех является общий синдром адаптации,
отражающий физиологическую реакцию на
раздражение.
Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность
человека, составляют факторы, проистекающие
из окружения человека. В общем виде влияние
этих факторов можно рассматривать как
влияние окружения на формирование индивидуальности.
Во-первых, сильное влияние на индивидуальность
человека оказывает культура, в которой
он формируется. Человек получает от общества
нормы поведения, усваивает под влиянием
культуры определенные ценности и верования.
Во-вторых, индивидуальность человека
сильно определяется семьей, в которой
он воспитывался. В семье дети усваивают
определенные поведенческие стереотипы,
вырабатываются их жизненные установки,
отношение к труду, людям, своим обязанностям
и т.п. В-третьих, на индивидуальность человека
оказывает сильное влияние принадлежность
к определенным группам и организациям.
У человека вырабатываются определенная
идентификация, задающая для него некий
тип индивида, с которым он себя олицетворяет,
а также устойчивые формы поведения и,
в частности, реакции на воздействие со
стороны окружения. В-четвертых, формирование
индивидуальности происходит под влиянием
жизненного опыта, отдельных обстоятельств,
случайных событий и т.п. Иногда именно
эта группа факторов может приводить к
существенному изменению индивидуальности
человека.
Третью группу факторов, влияющих на формирование
индивидуальности человека, составляют
черты и особенности характера человека,
его индивидуальность. То есть в данном
случае ситуация с формированием индивидуальности
выглядит следующим образом: индивидуальность
оказывает влияние на свое собственное
формирование и развитие. Связано это
с тем, что человек играет активную роль
в собственном развитии и не является
только исключительно продуктом наследственности
и окружения.
При всей глубине индивидуальности человека
и ее разнообразии можно выделить некоторые
направления ее характеристики, по которым
может быть описана индивидуальность.
Бывают люди, предпочитающие держаться
на расстоянии от других, и это заметно
сказывается на их поведении в коллективе.
Люди с авторитарным характером считают,
что должны быть порядок и различие в статусе
и положении людей, стремятся к установлению
иерархии отношений и использованию силовых
методов в принятии решений и управлении,
с готовностью признают власть и высоко
ценят консервативные ценности. Любовь
и вера в людей как индивидуальная черта
характера оказывают сильное влияние
на взаимодействие человека с окружающими.
Особенно это проявляется в готовности
участвовать в групповых мероприятиях,
способствовать развитию контактов, взаимодействий
и взаимоподдержки.
Чувствительность к другим людям проявляется
в способности людей сочувствовать другим,
принимать близко к сердцу их проблемы,
в умении поставить себя на место другого
и т.п. Люди, обладающие такими чертами
индивидуальности, хорошо воспринимаются
в коллективе и стремятся к общению с людьми.
Стабильность в поведении человека играет
большую роль в установлении его взаимоотношений
с окружением. Если человек стабилен, ответствен
и в целом предсказуем, то окружение воспринимает
его положительно. Если же он постоянно
неуравновешен, капризен и склонен делать
непредсказуемые шаги, то коллектив негативно
реагирует на такого человека.
Самооценка, т.е. то, как люди смотрят на
свое поведение, возможности, способности,
внешность и т.п., оказывает сильное влияние
на поведение человека. Люди с более высокой
самооценкой обычно добиваются большего
в жизни, так как они ставят перед собой
более высокие цели и стремятся решать
более сложные задачи. В то же время люди
с низкой самооценкой очень часто ставят
себя в зависимое положение и легко подчиняются
людям с более высокой самооценкой.
Восприятие риска является важной поведенческой
характеристикой, наглядно отражающей
индивидуальность человека. Люди, склонные
к риску, меньше времени затрачивают на
принятие решений и готовы принимать решения
с меньшим количеством информации. При
этом результат решения отнюдь не обязательно
хуже, чем у тех, кто скрупулезно готовит
решение и собирает всю необходимую информацию.
Догматизм обычно является чертой характера
индивидов с ограниченным взглядом. Догматики
видят окружение как сосредоточение угроз,
ссылаются на авторитеты как на абсолюты
и воспринимают людей по тому, как они
относятся к догмам и абсолютным авторитетам.
Обычно догматиками бывают люди, обладающие
авторитарными чертами характера. Догматики
не склонны к поиску большого объема информации,
достаточно быстры в принятии решения,
но при этом демонстрируют очень высокий
уровень уверенности в аккуратности и
правильности принятых решений. Отмечено,
что догматики предпочитают работать
в хорошо структурированных группах независимо
от того, какую позицию они занимают в
группе. Отмечено также, что догматики
плохо осознают то, как они проводят свое
время при выполнении работы, и то, что
они слабо справляются с управленческой
работой.
Комплексность осознания явлений как
характеристика индивидуальности человека
отражает его способность разлагать познаваемое
явление на части и интегрировать, синтезировать
общие представления или заключения об
осознаваемом явлении. Люди с высокой
комплексностью осознания проявляют большие
способности к обработке информации, рассматривают
большее количество альтернатив и принимают
более комплексные решения, чем люди с
низкой комплексностью осознания. Отмечено,
что руководители с высокой комплексностью
осознания в ситуациях с большим разнообразием
среды лучше справляются со своими обязанностями,
что этот тип руководителей более склонен
к широким контактам с людьми, чем руководители
с низким уровнем комплексности осознания,
а также то, что данные руководители стремятся
к использованию разнообразных ресурсов
при решении задач.
Сфера контроля отражает то, как индивид
смотрит на источник факторов, определяющих
его действия. Если человек считает, что
его поведение зависит от него самого,
то в этом случае для него характерно наличие
внутренней сферы контроля (интроверты).
Если же он считает, что все зависит от
случая, внешних обстоятельств, действий
других людей, то считается, что он имеет
внешнюю сферу контроля (экстраверты).
Интроверты лучше контролируют свои действия,
более ориентированы на достижение результатов,
более активны, более удовлетворены своей
работой. Им нравится неформальный стиль
управления, они любят воздействовать
на других, но не любят воздействовать
на себя, любят занимать руководящие позиции.
Экстраверты же, наоборот, предпочитают
формальные структуры, предпочитают работать
под директивным руководством. Если же
они занимают руководящие позиции, то
широко используют методы силового воздействия.
Существует большое количество тестов
и других инструментов, позволяющих определить
характеристики индивидуальности человека.
В современном менеджменте данным вопросам
и данному виду Деятельности уделяется
огромное внимание. И связано это в первую
очередь с тем, что успех организации напрямую
зависит от того, насколько успешно она
может задействовать весь имеющийся у
нее в распоряжении человеческий потенциал.
Необходимость изучения индивидуальности
человека вызывается также и тем, что обычно
делается множество неверных заключений
о людях, об их характеристиках, их индивидуальности.
Связано это с тем, что люди при познании
других опираются на стереотипы, предубеждения,
необоснованные обобщения. Делая неверные
выводы об индивидуальности людей, мы
создаем основу для вредных конфликтов,
скандалов, сплетен, трудностей в общении
и взаимодействии людей. Это все наносит
ущерб отдельным людям и организации в
целом.
Факт необходимости тщательного и регулярного
изучения индивидуальных характеристик
членов организации не вызывает сомнения.
Однако, признавая значимость и полезность
этого вида управленческой деятельности,
необходимо помнить и о том, что индивидуальность
поведения человека зависит не только
от его персональных черт, но и от ситуации,
в которой осуществляются его действия.
Поэтому изучение человека всегда должно
вестись в совокупности с изучением ситуации.
Наконец, при изучении индивидуальности
человека необходимо принимать во внимание
его возраст. Человек проходит в своей
жизни различные стадии, которым соответствует
разное состояние его индивидуальности.
Поэтому, делая выводы о характере человека,
его персоналии, необходимо исходить из
того, что его поведение очень сильно определяется
тем, в какой возрастной стадии он находится.
Только учет всех этих факторов в совокупности
может дать ключ к пониманию индивидуальности
человека, а следовательно, к управлению
человеком.
freepapers.ru