Гто как основа физического воспитания населения россии: Что такое комплекс ГТО? | Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики
Комплекс ГТО – основа физического воспитания населения страны
Комплекс ГТО – основа физического воспитания населения страны | ВФСК ГТОНовости ГТОвсе новости
Комплекс ГТО – основа физического воспитания населения страны
30 апреля 2019
Вадим Эрлих является одним из самых спортивных руководителей образовательных организаций региона: директор института спорта, туризма и сервиса ЮУрГУ, доктор биологических наук, профессор кафедры «Теория и методика физической культуры и спорта», отличник физической культуры и спорта Российской Федерации, обладатель медали Петра Лесгафта и золотого знака отличия комплекса ГТО.
Отличная физическая подготовка, регулярные тренировки в тренажерном зале и бассейне, научный интерес по теме «Интегральная реактивность организма бегунов в условиях применения технологий повышения спортивной результативности» побудили В. В. Эрлиха создать площадку ГТО на базе ЮУрГУ и организовать масштабный спортивный праздник для всех жителей Челябинска.
«Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» вновь стал общегосударственной задачей благодаря инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина. Комплекс ГТО – основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации. Это полностью перекликается с миссией нашего института. Поэтому, в декабре 2018 года на базе ЮУрГУ мы открыли Центр по оценке выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Университет был включен в федеральный реестр центров тестирования.
Коллектив института работает над проектом «Взаимосвязь результатов выполнения комплекса ГТО и уровня здоровья школьников и студентов». Данная тема стала основой проектного обучения студентов направлений подготовки «Физическая культура», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» и «Педагогическое образование».
«Для учащихся школ и студентов ссузов, планирующих получать высшее образование, золотой знак отличия ГТО имеет большое практическое значение, так как его обладатели получают дополнительные баллы к сумме ЕГЭ и могут повысить личный рейтинг при поступлении во все вузы страны. ЮУрГУ предоставляет максимально возможные – 10 баллов,» – отмечает Вадим Эрлих.
В 2018 году Институт спорта, туризма и сервиса совместно с Дирекцией спортивно-массовых мероприятий и Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», основал праздник «ЮУрГУ – спортивный вуз!». В этом году праздник состоится 17 мая и будет посвящен 85-летию Челябинской области. Все желающие смогут выполнить комплекс ГТО, поучаствовать в розыгрыше призов и получить консультацию по поступлению в ЮУрГУ.
МУ ДО «Центр дополнительного образования детей №9». ВФСК ГТО
- Главная
- Прием на 2022-2023 учебный год
- Новости и события
- Актированный день
- Сведения об образовательной организации
- ПФДО
- Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
- О центре
- Муниципальное задание
- Противодействие коррупции
- Комплексная безопасность
- Охрана труда
- ВФСК ГТО
- Оздоровление и отдых
- Родителям
- Учащимся
- Фотогалерея
- Наши достижения
- Методические материалы
- Контакты
- НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
- Интернет-приёмная
- Сведения о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах и об использовании при реализации указанных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Сердце отдаю детям
- О численности обучающихся
Главная
Комплекс ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО).
www.gto.ru — сайт для граждан Российской Федерации, желающих стать участником физкультурно-спортивного комплекса ГТО («Готов к труду и обороне»).
Пользователем оформляется регистрация. Затем он получает уникальный ID (идентификационный номер), состоящий 11 цифр, ознакамливается со спортивными нормативами (в соответствии со своей возрастной группой) в личном кабинете на официальном сайте. А затем выбирает подходящий центр тестирования и резервирует дату и время явки для сдачи норм ГТО. Участники, сумевшие выполнить комплекс, получают знаки отличия соответствующие трём уровням («Золото», «Серебро», «Бронза»).
Нормативно-правовая документация
- Указ Президента Российской Федерации от 24. 03.2014 № 172 О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе Готов к труду и обороне (ГТО).pdf (153 КБ)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 540 Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе Готов к труду и обороне.pdf (415 КБ)
- Приказ Министерство сопрта Российской Федерации № 575 от 8 июля 2014 г. .pdf (931 КБ)
- Распоряжение Главы Республики Коми от 31.07.2014 № 209-р Об утверждении Плана мероприятий по поэтапному внедрению ВФСК ГТО в Республике Коми.pdf (8 044 КБ)
- Приказ Минспорта России от 28. 01.2016 N 54.docx (17 КБ)
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 19.06.2017 №542 Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Готов к труду и обороне (ГТО).pdf (630 КБ)
- Порядок организации и проведения тестирования по выполнению нормативов ВФСК ГТО.pdf (542 КБ)
- Приказ УО АМО ГО С об утверждении палана пропагандистских акций.pdf (327 КБ)
- Приказ о внедрении ГТО в МОО.pdf (259 КБ)
Приказы по реализации ВФСК «ГТО» в МУ ДО «ЦДОД № 9»
Методическая документация
- Методические рекомендации по выполнению видов испытаний (тестов), входящих во Всероссийский.
- график работы центров тестирования на январь по ГТО.zip (62 КБ)
- Конкурс А ты готов стать значкистом ГТО.zip (3 175 КБ)
- Новые нормативы ГТО с 2018 года.zip (1 962 КБ)
Версия для печати
НаверхКонцепция ГТО: разработка и реализация в СССР в конце 1920-х – начале 1930-х годов
Аннотация
Уровень жизни в 21 ст веке повышает требования к физической подготовленности человека, что приводит к острой необходимости разработки новых программ и регламентов физического воспитания.
В 1930-е годы правительство СССР представило комплекс ГТО («Готов к труду и обороне»). В выполнении норм этого комплекса были задействованы миллионы трудящихся. Хотя бренд ГТО довольно популярен, информации об аспектах его разработки и реализации в СССР мало. Исследование этих аспектов позволило выявить как положительные, так и отрицательные моменты, которые могут быть актуальны для аналогичного процесса популяризации ГТО в настоящее время. повысить обороноспособность страны. Эта милитаризация общественного сознания соответствовала дискурсу внешней угрозы, что имело чрезвычайное значение в мобилизованных технологиях большевиков. В рамках проекта по созданию модели «нового человека» одной из ключевых идей комплекса была общефизическая подготовленность советского человека. Внедрение комплекса ГТО вылилось в логическую систему физической подготовки трудящихся, однако в условиях экономического спада и обедневшего советского общества в XIX в.В 20-30-е годы этот процесс стал уязвимым и требовал немедленного решения возникающих проблем.Ключевые слова: комплекс ГТОвоенная подготовкафизкультурасоветская историяспорт
Введение
Массовый спорт и физическая культура позволяют решать проблемы общества, такие как: оздоровление населения, увеличение продолжительности жизни, повышение пенсионного возраста, профилактика асоциального поведения. В СССР существовала специальная программа физической подготовки «Готов к труду и обороне» (аббревиатура ГТО) для всех граждан. Основной целью этой программы было привлечение большего количества людей к регулярным физическим нагрузкам. Статистически проект ГТО был признан успешным, но распад СССР привел к его прекращению в 1991.
В целях оздоровления современной молодежи в современной России возродили систему ГТО, но в новом формате с соответствующими стандартами физической подготовки. Концепция GTO имеет долгую историю, однако, несмотря на всеобщую популярность, бренд GTO остается малоизвестным с точки зрения его разработки и реализации в Советском Союзе.
Постановка проблемы
В советское время был разработан ряд методических указаний по сдаче испытаний ГТО. Методические рекомендации часто дополнялись историческим обзором, но отдельных исследований по становлению комплекса ГТО в СССР было мало (ГТО в рамках физкультурной подготовки, 1956; Новый комплекс ГТО: руководство для любителей физической культуры, 1955). Несмотря на это, исследователи сосредоточили внимание на историческом развитии системы ГТО в рамках всеобщей истории физического воспитания и спорта. Г. С. Деметра отмечал, что приоритетные задачи советской науки о физическом воспитании и спорте определялись ростом числа обладателей нагрудного знака ГТО (Деметра, 2005). Отмечено, что комплекс ГТО способствовал вовлечению советских людей в физкультурно-массовое движение и приобщению их к регулярным занятиям спортом, что также приводило к всестороннему физическому развитию (Столбов, 19).83; Столбов и Чудинов, 1962; Мильштейн, 1967; Стариков, 1955; Трушков, Незвецкий, 1981).
В последнее время с восстановлением комплекса ГТО в России резко возросло количество публикаций, посвященных этой тематике. Однако в большинстве публикаций представлены случайные исторические сведения, освещающие лишь отдельные события развития комплекса ГТО, а затем конкретизирующие вопросы новой системы ГТО (Полякова, Ярушин, 2015; Стороженко, 2016).
Среди современных исследований на эту тему стоит отметить статью К.Е. Лукичева, где автор рассмотрел эволюцию ГТО с 1918 г., подчеркнув недостатки, послужившие причиной внедрения принципиально нового комплекса в 1939 г. (Лукичев, 2015). Енченко выявил основные этапы эволюции ГТО, показав ее влияние на рост числа людей, занимающихся физкультурой и спортом, рост количества спортивных сооружений. Опираясь на исторический опыт, автор затрагивает проблемы, которые необходимо решить для обеспечения эффективности комплекса ГТО сегодня (Енченко, 2014).
В настоящее время можно найти книги, учебные пособия, статьи по истории ГТО (Истягина–Елисеева, 2015; Салахиев, 2015). Как правило, авторы приходят к выводу, что создание комплекса ГТО было логичным и своевременным (Буркова, Гейл, 2016).
Большое внимание взаимосвязи спорта и политики в СССР уделяется в западной гуманитаристике (Петров, 2014; Дарт, 2015; Дихтер, 2017; Райдер, 2016). С. Грант анализирует административные конфликты и конфликты интересов между структурами и государственными органами, отвечающими за управление спортивной системой, а также возникающие союзы и подразделения (Грант, 2010; 2011; 2014). Некоторые исследователи рассматривают ГТО в контексте культурных аспектов истории спорта 19 века.20-х-1930-х годов и на идее «нового советского человека» (Гоффманн, 2011; Сироткина, 2017).
Исследовательские вопросы
В статье рассмотрен начальный период становления ГТО, разработка стандартов ГТО. С самого начала перед советскими организациями, курировавшими спорт и физическое воспитание (Всесоюзный совет физической культуры СССР, комсомол, профсоюзы и др.), стояла проблема нецелесообразности установленных параметров ГТО. Это было вызвано прежде всего отсутствием в СССР субсидирования массового спорта, производством спортивных товаров (весь спортивный инвентарь ввозился из-за границы), отсутствием соответствующей спортивной культуры. В прежние времена большинство граждан СССР, особенно в сельской местности, считали спорт излишним развлечением. На наш взгляд, именно активная реклама помогла правительству сломать стереотипы и сделать массовый спорт частью досуга советских людей.
Цель исследования
Объединяющим фактором для всей системы физического воспитания и спорта в СССР был военный фактор. Дискурс внешних угроз имел большое значение в большевистской мобилизационной технике. Идея возможного конфликта с «империалистами» обусловила общую милитаризацию советского общества и использование милитаризованных методов управления. Кроме того, в тяжелых социально-экономических условиях 1920-1930-х годов милитаризация общественного сознания и создание атмосферы «осажденной крепости» были действенным инструментом подавления сопротивления «радикальным событиям», реализуемым во внутренней политике. Время интенсивного развития социализма предъявляет повышенные требования к здоровью рабочих, характеризуя рабочих как «слаженные человеческие машины» («Физическая культура и спорт», 19).31).
Методы исследования
Методологически спортивные исследования полидисциплинарны, ориентированы на антропологов, медиков, социологов, историков и др. Исследования взаимосвязаны с различными сферами и формами политической, экономической, социальной, культурной жизни советского общества 1930-х годов.
Настоящее исследование основано на методологических проблемах новой социальной истории, изучающей систему иерархически взаимосвязанных социальных позиций и набор ролевых требований, предъявляемых обществом к людям, занимающим эти позиции.
Находки
Идеи милитаризации физкультуры и спорта были представлены в предложениях по приведению физической активности в СССР в соответствие с потребностями обороны страны. Эти предложения были разработаны в сентябре 1930 г. комиссией, назначенной президиумом Всесоюзного совета физической культуры СССР, под руководством С.С. Каменева. Необходимость подготовки рабочих для обороны страны объяснялась с позиций «осажденной крепости»: «успехи строительства социализма… вызывают яростное сопротивление всех остатков буржуазных классов в городе и кулачества (зажиточных крестьян) в деревне внутри пролетарского государства. и усиливает их стремление к ликвидации Советского Союза… борьба против Советского государства сплотила все контрреволюционные силы вне и внутри страны… под руководством французского империализма и их Генерального штаба эти силы планируют интервенцию против первого в мире пролетарского государства» (Предложение инициатив по приспособлению физкультурного движения к нуждам обороны страны, 1930, с. 23). В частности, предложения подразумевали введение в наиболее массовые виды спорта некоторых прикладных воинских элементов, т.е. комплекс морских видов спорта необходимо было дополнить такими упражнениями, как плавание в полной одежде с оружием; фехтование приходилось дополнять колющими манекенами и раздуванием их рукоятью шпаги, рубящими ударами; катание на лыжах должно было быть обеспечено беговыми марафонами, лыжными гонками по различной местности, перевозкой тяжелых предметов (пулеметов) на специальных тележках; легкую атлетику пришлось дополнить противогазным бегом, барьерным бегом с естественными и искусственными препятствиями. Было целесообразно военизировать работу и структуру клубов физической культуры, т.е. во время тренировок или соревнований капитан команды становился лидером всего подразделения и брал на себя ответственность за дисциплину, работоспособность и моральный дух подразделения, что делало команду равной воинской части. Всем лицам, занимающимся физкультурной деятельностью, было рекомендовано поступление на курсы военной подготовки Общества содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР (Внесение инициатив по приспособлению физкультурного движения к нуждам обороны страны). , 1930, с. 24). Под эгидой этого оборонного общества власти организовали стрельбища, тиры, аэроклубы и военно-спортивные клубы, в которых осуществлялась подготовка по различным специальностям (радист, телеграфист, парашютист). Общество явилось одним из краеугольных камней в реализации планов повышения обороноспособности СССР. Вскоре после своего образования в июне 1927 г. Президиум Центрального совета Общества содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР принял постановление о военном обучении трудящихся; основными формами этой подготовки предполагались клуб военных знаний и умений, стрелковые клубы и авиационно-химические отряды (Исянгулов, 2009). , п. 57). Все произошло на фоне возникшего обострения внешнеполитической обстановки, когда в мае 1927 г. Великобритания разорвала дипломатические отношения с СССР, что привело к последующей «военной угрозе».
Массово-спортивное движение в СССР воплотилось в знаке ГТО («Готов к труду и обороне»), который являлся наградой за общефизические достижения, определяемые выполнением специальных физических заданий ГТО (бег на разные дистанции, длительные прыжок, метание ручной гранаты, плавание вольным стилем, лыжная гонка по трассе 3 км и 10 км, подтягивания, приседания, пауэрлифтинг, гребля 1 км, велогонка 10 км по шоссе и велогонке по пересеченной местности, военные знания и навыки) . Примечательно, что возможность быть награжденным знаком ГТО зависела не только от силы, ловкости и выносливости, но и определялась целым рядом социальных и политических обстоятельств. Таким образом, физические нагрузки были запрещены для так называемых «депривантов» (людей, чье право голоса было отозвано). Кроме того, обязательным было не только провести 10 минут в противогазе и оказать первую помощь, но и быть «высокопоставленным в производстве или в социальной работе» (Предложение инициатив по приспособлению физкультурного движения к потребностям обороны страны, 1930, с. 24).
В марте 1931 г. правительство приняло положение «О знаке ГТО» с некоторыми исправлениями. Например, утверждалось, что «умение ездить на велосипеде можно заменить умением управлять трактором, автомобилем, велосипедом и т. д.». (Иванов, 1932, с. 17). Эта коррекция объяснялась тем, что велосипед был непозволительной роскошью и отсутствовал в продаже в то время (Госархив РФ (Протокол заседания Президиума ВСНФ, 19).31, с. 5). Те, у кого был велосипед, не хотели делить его для задач ГТО даже с друзьями. Решением проблемы были тракторы: по нормативам разрешалось сдавать экзамены по вождению трактора или автомобиля, а не по езде на велосипеде (Протокол заседания Президиума ВСНФ, 1931 г., стр. 15). 06 августа 1931 г. Президиум Верховного Совета физической культуры СССР разрешил местным Советам физической культуры выдавать знак ГТО без велосипедных испытаний при отсутствии велосипедов (Иванов, 19).32, с. 20).
Высший совет физической культуры СССР составлял плановые отчеты об охвате нормативов ГТО, тогда как социалистические автономные республики, краевые или местные Советы физической культуры должны были быть по-военному точными в предоставлении сведений о тех, кто участвовал в испытаниях ГТО и кто сдал их. На все подчиненные структуры (цехи, производственные бригады, колхозные отделы) возлагались специальные плановые задания.
Ключом к реализации концепции ГТО была общефизическая подготовленность, что соответствовало созданию модели «нового человека» в рамках масштабного социального проекта построения «нового мира» в XIX в.20-е-1930-е годы. В связи с этим совершенствование физических способностей человека не должно было быть узкоспециализированным, ограничиваться только одним видом спорта: «Советский спортсмен должен быть впереди других не только в одном виде спорта, но должен обладать комплексом практических навыков, необходимых для его / ее труд и оборона государства» («Физкультура и спорт», 20 января 1931 г. ). Поэтому ранний советский дискурс четко разграничивал «буржуазный» спорт и «советскую» физическую культуру, показывая обиду на отдельные спортивные достижения в конкретных видах спорта.
В первый же год своего внедрения концепция ГТО попала в заголовки главного спортивного журнала «Физкультура и спорт», сообщив о невыполнении запланированных показателей испытаний ГТО и о количестве людей, прошедших их. Утверждалось, что в течение 3,5 месяцев с момента принятия положения от 11 марта 1931 года, утвержденного Президиумом Всесоюзного совета физической культуры СССР, ни одна из физкультурно-воспитательных организаций не предприняла попытки его реализации. Подчеркнуто, что эту халатность надо было квалифицировать как грубую ультраправую оппортунистическую практику отдельных руководящих физкультурно-тренировочных организаций, не желавших глубоко реформировать свою работу, и тем самым нарушавших массовость физкультурно-массовой работы» («Физкультура и спорт», 1931).
Московский областной совет физической культуры обвиняется в трехмесячной задержке создания штаба, ответственного за массовое тестирование ГТО и получение значка ГТО; оно «не удосужилось распространить методические указания головного аппарата Всесоюзного Совета физической культуры СССР о порядке проведения испытаний нагрудных знаков ГТО; а методические указания не рассылались даже по Москве в правительственные учреждения и физкультурно-культурные организации» («Физкультура и спорт», 10, 19 марта). 31). Подобные документы, поступившие в государственные учреждения и физкультурно-просветительские организации, громоздились на столах чиновников и долго не могли быть реализованы. В связи с этим в периодических изданиях публиковались очерки с саркастическими броскими фразами: «Фантастическая запись. Бумага преодолела дистанцию в 1 км за семь дней» (Физкультура и спорт, 1931).
Критике подверглось даже недостаточное продвижение концепции значка ГТО и испытаний ГТО. На вопрос «какие меры вы предприняли, чтобы привлечь больше участников?» Начальник лыжной станции сказал: «Я повесил брошюры на двери и ворота завода №24. Наметила контрольные дистанции… Но одна я больше не могу» (Физкультура и спорт, 1931).
Для продвижения концепции ГТО были задействованы даже курорты. Прибыв на курорт во время медосмотра, отдыхающие получили специальный билет с доступом к тестам ГТО. Позже на комплексе ГТО был опрошен отдыхающий с дальнейшими занятиями видами спорта, выбранными для тестирования ГТО ( Стенограмма заседания Президиума Высшего совета физической культуры , 1931, с. 27). Однако было признано нецелесообразным организовывать тестирование ГТО в санаторно-курортных учреждениях. Это может привести к чрезмерной нагрузке с последующим снижением релаксационного эффекта (Физкультура и спорт, 19).31).
Отмечено, что даже там, где испытания ГТО проводились вовремя, работа была организована неправильно. Например, «В Ленинграде в лыжные задачи ГТО входили только лыжи, а не лыжи, необходимые для службы в Красной Армии» («Физкультура и спорт», 1931). В испытательном офисе не предлагали ни чая, ни закусок; люди стояли в строю весь день до ночи» (Знак физкультурника «Готов к труду и обороне»: положения и указания по присвоению нормативов, 1932 г., стр. 9).
Проблемы возникли даже с необходимым оборудованием для испытаний ГТО. Отсутствие секундомеров не позволило организовать испытание: «С одним секундомером на стадионе, где 30 человек бегут 1,5 тысячи метров. Я удивляюсь, как можно одним секундомером измерить результат 30 человек» (Станограмма заседания Президиума ВСНФ; 1931; с. 38).
Очевидно, система ГТО была недооценена локально, но, с другой стороны, на массовость влияли некоторые ощутимые препятствия. Так, на заседании Президиума Всесоюзного Совета физической культуры СССР 06.08.1931, посвященной перестройке физкультурной работы, представитель Совета физической культуры из Харькова на вопрос об ограничениях при сдаче ГТО ответил: «Во-первых, нет воды. Наша река, которая находилась в 12 км, высохла в середине лета, поэтому нам пришлось перенести учебные курсы в Харьков и организовать там испытания ГТО» (Стенограмма заседания Президиума Высшего Совета по физической культуре , 1931, стр. 5).
Кроме того, под пристальным вниманием находились недостаточное оснащение и ненадлежащее состояние водозаборных станций. Например. в Нижнем Новгороде на станции «Металлист» берег реки был слишком крутым и диким, «он был завален мусором, консервными банками, дохлыми кошками и т. д.». (Отчет председателя Нижневолжского районного совета физической культуры, 1932, с. 50).
ТестированиеГТО включало в себя протоколирование, где отмечалось только пройдено/не пройдено без точных результатов (Иванов, 1932, с. 20). Это тоже считалось неприемлемым (Протокол заседания Президиума ВСНФ, 1931, стр. 30).
Результат проверки ГТО, в том числе выполнение плана с достижением контрольных показателей, признан неудовлетворительным как «качественно, так и количественно» (Нагрудный знак «Готов к труду и обороне»: положения и рекомендации по допуску к нормативам, 1932, стр. 91-92). В Российской Федерации средний показатель составил 38 % (наименьшие результаты были в Якутской АССР, Бурят-Монгольской АССР, Дальневосточном регионе, Карельской АССР, Ивановской области). Местные организации обвинили в фальсификации цифр и обелении. Однако контрольные показатели количества участников, прошедших ГТО, были вполне удовлетворительными: по СССР этот показатель составил 88,5%, по Российской Федерации – 104%. Констатировано, что в первую очередь в вузах, армии, спорткомплексе «Динамо» выполнены запланированные требования.
28 декабря 1931 года Пленум Всесоюзного Совета физической культуры СССР вновь подтвердил, что одной из первоочередных задач физкультурного движения является выполнение специальных физических упражнений для получения знака ГТО на два миллиона человек. спортсменов к чемпионату мира (1933). Отмечено, что задача сложная, но решаемая, если все грамотно организовать (Нагрудный знак «Готов к труду и обороне»: положения и рекомендации по выполнению нормативов, 1932, с. 6).
Заключение
Введение концепции ГТО стало логичным становлением официальной системы советского физического воспитания, однако препятствием в реализации масштабной программы по воспитанию миллионов «новых людей», готовых к труду и обороне, были неблагоприятные экономические условия . Военная обстановка, «враждебное окружение» первой в мире социалистической страны сделали концепцию ГТО уязвимой перед экономическим спадом первой пятилетки и общей нищетой советского общества между 19 и 19 вв.20-х и 1930-х годов.
Благодарности
Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-09-00728 А «Массовый спорт в СССР в 1920–1930-е гг.: рекрутинг, повседневные практики, механизмы социального контроля»).
Ссылки
- Буркова, А. М., и Гейл В. В. (2016). Историко-генетический анализ внедрения комплекса «Готов к труду и обороне» в XX веке. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета. [на рус.].
- Дарт, Дж. (2015). Представления о спорте в революционной социалистической прессе Великобритании, 1988–2012 гг. Международный обзор социологии спорта, 50(8), 993-1015. дои: 10.1177/10126497352.
- Деметра, Г. С. (2005). Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения. Москва: Советский спорт. [на рус.].
- Дихтер, HL (2017). «Мы позволили нашим решениям определяться политическими соображениями»: ранняя холодная война в Международной федерации лыжного спорта. Спорт в истории, 37(3), 290-308. дои: 10.1080/17460263.2017.1358658.
- Докладная записка председателя Нижневолжского краевого совета физической культуры. (1932). Государственный архив Российской Федерации. Ф. 7576. Оп. 9. Д. 20. [на рус.].
- Енченко И.В. (2014). Эволюция комплекса «Готов к труду и обороне». Наука и спорт: современные тенденции, 4(5), 45-51. [на рус.].
- Физкультура и спорт. (1931). Москва: ФиС. [на рус.].
- Грант, С. (2010). Коллективное движение рук и ног. Организация массовой физической культуры в Советской России 1920-х гг. Революционная Россия. 23(1), 93-113. дои: 10.1080/09546545.2010.483802.
- Грант, С. (2011). Политика и организация физической культуры в СССР в 1920-е гг. Славянское и восточноевропейское обозрение, 89(3), 494-515.
- Грант, С. (2014). Большевики, революция и физическая культура. Международный журнал истории спорта, 31(7), 724-734. дои: 10.1080/09523367.2014.
6. - ГТО в коллективе физической культуры. (1956). Москва: Физкультура и спорт. [на рус.].
- Хоффманн, Д.Л. (2011). Воспитание масс: современная государственная практика и советский социализм, 1914-1939 гг. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
- Итягина-Елисеева, Е. А. (2015) История ГТО. Москва: Государственный музей спорта. [на рус.].
- Исянгулов С. Н. (2009 г.). «Военная тревога» 1927 г. и проблема военного обучения населения в системе Осоавиахима (на примере Башкирской АССР). Башкирская АССР). Вестник Челябинского государственного университета, 10(191), 57-60. [на рус.].
- Иванов С. (1932). О знаке «Готов к труду и обороне»: сборник руководящих материалов. Саратов: Нижневолжское краевое издательство. [на рус.].
- Лукичев К.Е. (2015). Исторический опыт внедрения механизмов государственного управления на этапе становления в России физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Вестник спортивной науки, 4, 53-60. [на рус.].
- Мильштейн О. А. (1967). Физическая культура и спорт на службе охраны и укрепления здоровья советского народа в период строительства и победы социализма (1917–1937 гг) [Физическая культура и спорт на службе охраны и укрепления здоровья советских людей в период строительства и победы социализма. (1917–1937)]. Москва: Физкультура и спорт. [на рус.].
- Новый комплекс ГТО: в помощь пропагандисту физкультуры. (1955). Москва: Физкультура и спорт. [на рус.].
- Петров, П. (2014). Национальные стили борьбы в Советском Союзе и постсоветских государствах: Политические и социокультурные аспекты их развития и использования. Международный журнал истории спорта, 31 (4), 405-422. дои: 10.1080/09523367.2013.869215.
- Полякова В.Е., Ярушин С.А. (2015). Правовое регулирование комплекса «Готов к труду и обороне»: история и современность. В сб.: Ярушин С.А., Иванова В.Д. (ред.), Актуальные вопросы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и активного отдыха в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с. 141-141). 147). Челябинск: Челябинский государственный университет. [на рус.].
- Предложения о мероприятиях по приближению физкультурного движения к нуждам обороны страны (1930). Физкультактивист, 23, 23-25. [на рус.].
- Райдер, TC (2016). Игры холодной войны: пропаганда, Олимпийские игры и внешняя политика США. Урбана: Университет Иллинойса Press.
- Салахиев, Р. Р. (ред.) (2015). История и возрождение физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Казань: КФУ. [на рус.].
- Сироткина И. (2017). Национальные модели физического воспитания и сокольская гимнастика в России. Российское социологическое обозрение, 16(2), 320-339. [на рус.]. дои: 10.17323/1728-192X-2017-2-320-339.
- Стариков В. А. (1955). Комплекс ГТО [Комплекс ГТО]. Москва: Физкультура и спорт. [на рус.].
- Стенограмма заседания Президиума Высшего совета физической культуры. Стенограмма заседания Президиума Высшего совета физической культуры. (1931). Государственный архив Российской Федерации. Ф. 7576. Оп. 1. Д. 71. [на рус.].
- Столбов В.В., Чудинов И.Г. (1962). История физической культуры. «История физической культуры: учеб. пособие». Москва: Физкультура и спорт. [на рус.].
- Столбов В.В. (1983). История физической культуры и спорта. Москва: Физкультура и спорт. [на рус.].
- Стороженко И.И. (2016). Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» снова шагает по стране. Вестник Российской военно-медицинской академии, 2, 233-236. [на рус.].
- Трушков В. и Незвецкий Р. (1981). Комсомол и спорт. Москва: Молодая гвардия. [на рус.].
- Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). [Всесоюзный физкультурно-оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО)] (1972). Москва: Физкультура и спорт. [на рус.].
- Знак физкультурника «Готов к труду и обороне»: положения и инструкции по сдаче нормы. (1932). Москва – Ленинград: Физкультура и туризм. [на рус.].
Информация об авторских правах
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
Об этой статье
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО: инновации муниципального управления
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО: инновации муниципального управления
ˑ:
Доцент Е.В. Хромина 1, 2
1 Тюменский государственный университет, г. Тюмень
2 Управление спорта и молодежной политики администрации г. Тюмени, г. Тюмень
спортизация, тесты прогресса, инфраструктура, коммуникация, маркетинг, продвижение.
Фон. За последние 4 года Тюменская область занимает лидирующие позиции по массовым региональным физкультурно-оздоровительным и спортивным проектам и акциям, в том числе по поэтапной реконструкции Комплекса ГТО – по данным за период с 2014 по 2017 год плюс три квартала 2018 года. Следует отметить, что на город Тюмень приходится около половины населения области. Успехи области и города в сфере физической культуры и спорта во многом обусловлены настойчивой работой, проводимой с 2013 года Департаментом физической культуры, спорта и дополнительного образования Правительства Тюменской области и Департаментом спорта и молодежной политики Правительства Тюменской области во взаимодействии с Тюменский государственный университет – направлен на разработку и обоснование теоретических и практических основ современных инноваций в сфере физического воспитания и спорта, а также отработку механизмов практической реализации системных инновационных физкультурно-спортивных проектов [10].
Цель исследования состояла в том, чтобы разработать прочную теоретическую и практическую основу для восстановления комплекса ГТО и эффективных методов управления, основанных на муниципальных инновациях в сфере физического воспитания и спорта.
Результаты и обсуждение. Проект комплексной реконструкции ГТО в г. Тюмени реализован на следующих положениях:
1. Системные инновации , под которыми подразумеваются взаимосвязанные локальные пионерские проекты с синергетическим многосторонним эффектом и множественными долгосрочными преимуществами [4]. Муниципальный пул инновационных проектов формируется с 2012-13 гг. на основе разработок ведущих отечественных и зарубежных ученых, в том числе В.К. Бальсевич,Л.И. Лубышева,В.Н. Платонов,В.И. Лях,Е.А. Ямбург,В.И. Загвязинский,И.И. Сулейманов, Л.А. Семенов и др.; плюс местные тюменские исследователи: В.Н. Потапов, В.Н. Зуев, В.Г. Хромин, Е.А. Короткова, И.В. Манжелей, П.Г. Смирнов, С.В. Иванова и др.
Муниципальный пул инновационных проектов, опробованных на экспериментальных площадках по всей Тюмени, включает следующие инициативы: сервисные кластеры физической культуры и спорта, формируемые на основе государственно-частного партнерства; факультативные форматы физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг для местных сообществ; проекты управления качеством в детско-юношеском спорте; интеграция общей и углубленной систем физического воспитания и спорта; коммуникативные маркетинговые технологии в сфере физического воспитания и спорта и др. [10].
2. Сеть межведомственного сотрудничества , что означает эффективное сотрудничество различных соответствующих агентств для разработки и внедрения стандартов тестирования, политики и практики тестирования в местных системах образования, компаниях, организациях физического воспитания и спорта (как муниципальных, так и частных). , промышленные операторы, неправительственные организации, спортивные федерации, органы управления сектором PES и системой здравоохранения и т. д.
3. Интеграция спортивной инфраструктуры каждой собственности , что можно интерпретировать как политику кластеризации спортивной инфраструктуры, направленную на эффективную мобилизацию и управление местными спортивными сооружениями за счет рационального планирования школьных уроков физкультуры, внеклассных тренировок, оздоровительных мероприятий в возрастных группах, повышения доступности и доступности местных фитнес-центров. и др.
4. Проект по продвижению Комплекса ГТО под руководством местных СМИ рассматривается как неотъемлемая часть коммуникационного маркетинга муниципальной физкультурно-спортивной отрасли с применением наиболее эффективных моделей и инструментов маркетинговых коммуникаций – реализуется в основном на некоммерческой основе, поскольку компании-партнеры извлекают косвенную выгоду из рекламных кампаний. Особую роль в наборе инструментов продвижения физической культуры и спорта играют технологии КМ-маркетинга и интернет-продвижения: 10 активных групп в сети «ВКонтакте» плюс целевые группы в «Одноклассниках», Facebook, Twitter, Instagram и т.д. спортивные услуги рекламируются с помощью разнообразных аудио-видео-средств, афиш, промо-акций и механизмов событийного маркетинга; и видеоэкраны по всему центру города и в 20 торговых центрах. Кампания по популяризации физкультуры и спорта поддерживается анализами успеваемости, опросами, тестами, пресс-сюжетами, заголовками Яндекса, BTL-акциями партнеров, совместными акциями и многими другими механизмами.
Комплексное управление проектами по восстановлению ГТО и инициативы по реализации могут быть в целом классифицированы в (1) тренинги для тестов; и (2) тесты как таковые . Подготовка к тестам была облегчена следующими положениями и механизмами:
- Политика и практика кластеризации инфраструктуры физкультурно-спортивных услуг, при этом объекты физкультуры и спорта разумно объединены и управляются, включая открытые спортивные площадки и сооружения для физкультуры и спорта в местных парковых зонах – обследованы, классифицированы и оборудованы в соответствии с требованиями коммунального физкультурного цели улучшения образования и спорта. Политика кластеризации физкультурно-спортивной инфраструктуры позволяет эффективно планировать работу спортивных сооружений и баз отдыха в каждом муниципальном районе и в разрезе районов – с каждой спортивной школой/спортивным залом вуза и другим крытым сооружением, открытой спортивной площадкой, обустроенной парковой зоной. и фитнес-центр эффективно и действенно мобилизованы для коммунальных благ. Концепция кластеризации дает средства для повышения качества и доступности услуг физического воспитания и спорта для каждой возрастной группы, а также повышения мобилизации и эффективности работы местной инфраструктуры физического воспитания и спорта для удовлетворения общественного спроса на услуги физического воспитания и спорта, что не может быть эффективно удовлетворены другими моделями обслуживания.
- Интеграция общего и углубленного физического воспитания и спортивного воспитания рассматривается как ключевое условие эффективной подготовки школьников к комплексным испытаниям ГТО. Именно интеграция позволила предложить интенсивную технологию физкультурно-спортивной службы для тюменских школ [9] и реализовать разнообразные инновационные физкультурно-спортивные проекты для повышения мотивации детей к школьной физкультурно-спортивной службе. и спорта, физически активизировать школьное население, повысить показатели физической подготовленности и здоровья и, как следствие, успешно подготовить детей к сдаче комплексных испытаний ГТО.
Муниципалитет реализовал следующие проекты: (1) Учет интересов Физическое воспитание = для 9–11 классов Проект , предлагающий факультативные виды спорта (n = 21) на уроках физкультуры (с большей частью назначенное время) по 2 часа 2 раза в неделю. Проект реализован в 13 школах, по новым данным физкультурно-спортивной службы занято 4 544 школьника; (2) Спорт для общеобразовательной школы проект для 1-8 классов [9] с факультативными видами спорта (n=17) на уроках физкультуры в классе и в формате внеклассных занятий, в проекте задействовано 20 школ и учреждений дополнительного образования; и (3) Специальные спортивные классы Проект , который предлагает специальные факультативные спортивные услуги для сильнейших спортсменов старших классов (занимающихся дзюдо, самбо, танцами, хоккеем, волейболом, гандболом, футболом и т. д.). В настоящее время в проекте участвуют 32 класса школ.
Правительство Тюмени также реализует с 2001 года Академический Физическое воспитание Спортизация Проект направлен на поощрение мотивации студентов к занятиям академической физической культурой за счет факультативных спортивных дисциплин, практикуемых большую часть времени, отведенного на занятия академической физической культурой [1, 5]. Таким образом, в услуге преобладают специфические спортивные занятия для улучшения физической подготовки студентов. Проект активно реализуется в учебных заведениях и профессионально-технических учебных заведениях города, уделяя особое внимание подготовке к экзаменам Комплекса ГТО.
- Инициативы по расширению тренировочных услуг и повышению интереса населения к массовому спорту, привычным оздоровительным практикам и подготовке к комплексным испытаниям ГТО с эффективной адаптацией физкультурно-оздоровительных услуг к местным коммунальным нуждам. В последние годы тюменское правительство уделяет все большее внимание инициативам (в том числе в форматах государственно-частного партнерства) по расширению спектра и качества коммунальных оздоровительно-спортивных услуг [2, 7, 10]. Ключевые преимущества инициатив можно резюмировать следующим образом: (1) спортивные группы, подготовленные спортивными инструкторами, выросли с 8 000 человек в 2012 г. до 26 000 человек в 2018 г. при тех же бюджетных ассигнованиях; (2) расширена инфраструктура физкультурно-спортивных услуг за счет включения нескольких корпоративных спортивных сооружений/тренажёрных залов/открытых спортивных площадок/обустроенных парковых спортивных зон, общее количество спортивных объектов в 2018 году составило 175; (3) ассортимент коммунальных физкультурно-спортивных услуг расширился с 8-10 в 2012 г. до 43 в 2018 г.; (3) Проект «Инклюзивный доступный спорт» реализуется партнерскими фитнес-центрами и спортивными клубами г. Тюмени по предоставлению специальных бесплатных услуг по физической культуре и спорту пенсионерам и льготным детям за счет партнеров.
- Модульные специальные занятия по Комплексным испытаниям ГТО в следующих двух форматах: (1) Модульные физкультурно-спортивные занятия по физической подготовке для детей 4-12 лет; и (2) занятия физической культурой и спортом в местных фитнес-центрах по договорам государственно-частного партнерства. Всего правительство Тюмени предлагает 25 модульных программ тренировок при поддержке 22 спортивных организаций, в которых в настоящее время обслуживается 1000 школьников. Договоры государственно-частного партнерства с фитнес-центрами позволяют реализовывать модульные тренировочные проекты в профильных учреждениях дополнительного образования с акцентом на коллективные тренировки по тестам Комплекса ГТО как в фитнес-центрах-партнерах, так и в спортивных школах, специализирующихся на тесте Комплекса ГТО по конкретному виду спорта. дисциплины – включая, например, стрельбу, метание, основы самообороны, походы и т. д.
- Комплекс ГТО может быть успешно реализован только на основе обоснованных теоретических и практических положений, а системные инновации подкреплены соответствующими практическими инструкциями по конкретизации планов реализации с уделением особого внимания современным технологиям физического воспитания, применимым в дошкольной/школьной/коммунальной физкультуре. образовательные и спортивные услуги и специальные услуги для спортсменов-школьников и других возрастных групп, чтобы облегчить их подготовку к тестам Комплекса ГТО.
- Тренировки Комплекса ГТО должны сопровождаться тестами физического прогресса [6] . В 2013-2016 годах Правительство Тюмени спонсировало проведение независимыми экспертами школьного спортивного/дошкольного/школьного физкультурно-физкультурного обследования, в рамках которого было протестировано 10,4 тыс. спортсменов, 2,6 тыс. дошкольников и 670 школьников. Тесты послужили основой для пересмотра соответствующих программ спортивного мастерства / дошкольного / школьного физического воспитания и спортивных услуг. В настоящее время обязательные тесты физического развития ежегодно проводятся всеми учебными заведениями города. Следует отметить, что во многих дошкольных учреждениях, муниципальных спортивных школах и детско-юношеских тренировочных центрах внедрена компьютеризированная система тестирования физической подготовленности (с использованием версии программы 1С), полностью совместимая с системой тестирования «Комплекс ГТО».
Система тестирования физической подготовленности, применяемая при подготовке к комплексным испытаниям ГТО, включает: (1) центры и станции тестирования физического развития; (2) календари испытаний; (3) Системы обучения и мероприятия; (4) спортивные праздники, соревнования и игры; (5) Ежемесячные отчеты и анализ данных испытаний; (6) современная ИТ-поддержка тестов; и (7) общественные рекламные кампании для мотивации местных сообществ к тестированию.
В Тюменской системе физкультуры и спорта отмечаются хорошие успехи в создании центров и станций проверки физического развития и подготовке судей-испытателей ГТО. Так, на 2018 год в городе создано 138 испытательных центров и станций (против 15 в 2016 году) и подготовлено 736 судей-испытателей ГТО (против 76 в 2016 году). Следует отметить, что 16 партнерских фитнес-центров создали свои испытательные станции, на которых прошли обучение и сертификацию судей ГТО 56 фитнес-инструкторов.
Заключение . Исследование демонстрирует ход проекта по восстановлению муниципального Комплекса ГТО, которому способствуют новые политики и практики прогресса, технологии и положения – для обеспечения того, чтобы Комплекс ГТО реализовывался на наиболее эффективной основе с участием соответствующих муниципальных проектов развития сектора физического воспитания и спорта, направленных удовлетворить потребности населения в инфраструктуре физкультурно-спортивных услуг и мотивировать местные сообщества на испытания Комплекса ГТО.
Ссылки
- Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты. Теория и практика физ. культуры, 2003, № 1, с. 5, стр. 19-22.
- Иванова П.В., Манжелей И.В. Организация физкультурно-спортивной работы по месту проживания на муниципальном уровне. Теория и практика физ. культуры, 2013, № 1, с. 2, стр. 42-47.
- Калиева Е.А., Хромин Е.В., Короткова Е.А. Организация и развитие PR-деятельности в системе муниципального управления города Тюмени (на примере отрасли спорта и молодежной политики). Учебное пособие. Тюмень: Печатник, 2017. С. 56-67.
- Короткова Е.А. Управление инновациями в образовании. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2010, № 1, с. 1, стр. 2-4.
- Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании. Методическое пособие. Тюмень: ТГУ, 2010. 144 с.
- Семенов Л.А. Мониторинг и проблемы физического воспитания детей и подростков. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2014, № 1, с. 2, стр. 49-52.
- Смирнов П.Г., Хромин В.Г. Организация физкультурно-досуговой деятельности по месту проживания населения. Методическое пособие. Тюмень: Вектор Книга, 2003.
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации. 7 августа 2009 г. нет. 1101-р [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/196059.
- Хромин В.Г. Интеграция основного и дополнительного физкультурного образования школьников. Тюмень: ТГУ, 2000. 174 с.
- Хромин Е.В., Короткова Е.А., Степанов А.Е. О стратегии системных инноваций в формировании здоровья подрастающего поколения. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2013, № 1, с. 4, стр. 2-5.
Автор, ответственный за переписку: [email protected]
Реферат
В исследовании проанализированы инновации в муниципальной системе управления физкультурой и спортом, направленные на успех реализации проекта комплексной реконструкции ГТО в Тюмени. В исследовании проанализированы ключевые политики, механизмы и положения управления массовыми физкультурно-спортивными инициативами, способствующие восстановлению Комплекса ГТО в системе дошкольного, школьного, профессионального и повышения квалификации, детско-юношеского спорта и массовой физкультуры. Особое внимание уделяется следующим механизмам и положениям массовых физкультурно-спортивных инициатив, способствующих процессу восстановления Комплекса ГТО: государственно-частная политика кластеризации физкультурно-спортивных услуг; факультативные форматы физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг для местных сообществ; интеграция систем общего и углубленного физического воспитания и спортивного образования; модульные конструкции комплексных испытаний ГТО; теоретически обоснованные индивидуальные программы и практические инструменты реализации; и тесты физического прогресса.