cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Географические открытия лазарев: Русской экспедицией открыта Антарктида | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

Русской экспедицией открыта Антарктида | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

16 (28) января 1820 г. первой русской антарктической экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мирный» под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева была открыта Антарктида.

Гипотеза о существовании Южной земли была выдвинута ещё географами древнего мира и поддерживалась учёными средних веков. Начиная с XVI в. её поиски вели португальцы Б. Диаш, Ф. Магеллан, голландец А. Тасман, англичанин Д. Кук. После неудачных попыток найти Южный материк Кук заявил: «…я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы».

4 (16) июля 1819 г. экспедиция в составе 2 шлюпов под командованием капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена вышла из Кронштадта в Рио-де-Жанейро. Экипажи были укомплектованы военными моряками-добровольцами. Шлюпом «Восток» командовал Беллинсгаузен, шлюпом «Мирный» – лейтенант Лазарев. Целью экспедиции были открытия «в возможной близости Антарктического полюса». Мореплавателям предписывалось исследовать Южную Георгию и Землю Сандвича (ныне Южные Сандвичевы острова, открытые некогда Куком) и «продолжать свои изыскания до отдалённой широты, какой только можно достигнуть», употребляя «всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколь можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли».

В антарктических водах «Восток» и «Мирный» произвели гидрографическую опись юго-западных берегов о. Южная Георгия. Были открыты мысы, заливы и группа островов, названные именами участников экспедиции: остров Анненкова, остров Завадовского, остров Лескова, остров Торсона. Плавание было чрезвычайно трудным и опасным. Небольшие парусные деревянные суда были вынуждены маневрировать вблизи льдов и айсбергов, зачастую в тумане. Следуя курсом на юг, русские мореплаватели 16 (28) января в районе 69°21′ – 69°29′ южной широты и 2°14′ – 2°35′ западной долготы открыли шестой материк Земли.

Экспедиция Беллинсгаузена – Лазарева справедливо считается одной из самых важных и трудных антарктических экспедиций. Ею было пройдено в общей сложности 4 тыс. 972 мили — путь, в два с четвертью раза превышающий длину экватора. Плавание продолжалось 751 сутки, из них шлюпы находились на ходу 527 дней, причем 122 дня южнее 60-й параллели и 100 дней во льдах. Помимо географических открытий (материк Антарктида и 29 островов), экспедицией была сделана масса интересных и ценных астрономических, океанографических, синоптических и этнографических наблюдений.

 

Лит.: Ларионов А. Открывшие Антарктиду // Моделист-Конструктор. 1968. № 4; Открытие Антарктиды: Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев [Электронный ресурс] // Россия в красках. 2004-2015. URL: http://ricolor.org/history/eng/expedition/antarctida/.

 

См. также в Президентской библиотеке:

В Антарктиде открыта первая советская научная станция «Мирный» // День в истории. 13 февраля 1956 г.

В Ленинграде был открыт первый в мире музей Арктики // День в истории. 8 января 1937 г.;

Беллинсгаузен Ф. Ф. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 годов, совершённые на шлюпах Восток и Мирном под начальством капитана Беллинсгаузена, командира Шлюпа Востока. Шлюпом Мирным начальствовал лейтенант Лазарев. СПб., 1831. Ч. 1;

Беллинсгаузен Ф. Ф. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 годов, совершённые на шлюпах Восток и Мирном под начальством капитана Беллинсгаузена, командира Шлюпа Востока. Шлюпом Мирным начальствовал лейтенант Лазарев. СПб., 1831. Ч. 2;

Митинг в честь русских капитанов Михайло Лазарева и Фаддея Беллинсгаузена на флотилии «Слава», 1951 г. : [фрагменты кинохроники / реж. монтажа Т. И. Дьяконова]. СПб., 2010;

Тарапыгин Ф. А. Известные русские военные деятели: краткое их жизнеописание. СПб., 1911.

Лазарев М. П. | Они открывали Землю!

(1877-1851)

Адмирал Михаил Петрович Лазарев, знаменитый мореплаватель, выдающийся русский флотоводец и создатель передовой морской школы, вместе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном открывший Антарктиду, родился 14 ноября 1788 г. во Владимирской губернии. В возрасте 12 лет он был отдан в Морской корпус, незадолго до этого переведенный из Кронштадта в Петербург. Одновременно с ним в корпусе учились его старший брат Андрей и младший Алексей. В 1803 г. М. П. Лазарев был произведен в гардемарины. Ввиду отсутствия в то время возможности посылать гардемаринов в дальние заокеанские плавания на боевых кораблях, М. П. Лазарев в числе наиболее способных выпускников корпуса был в 1804 г. командирован на суда английского флота для практического изучения военно-морского дела. В английской флоте М. П. Лазарев пробыл пять лет, непрерывно находясь в плавании а Вест-Индии и на Атлантическом океане, и участвовал в боевых действиях против французов; имеются сведения, что он побывал также в Ост-Индии и Китае.

Вернувшись в 1808 г. в Россию, он был произведен в первый офицерский чин мичмана. Во время заграничных плаваний М. П. Лазарев приобрел большой практический и боевой опыт.

С 1808 по 1813 г. М. П. Лазарев плавал на различных кораблях Балтийского флота, участвовал в Отечественной войне 1812 г. В 1811 г. он был произведен в лейтенанты. К этому времени М. П. Лазарев заметно выделялся среди окружающих его офицеров и заслужил репутацию опытного моряка. Ввиду этого, когда Российско-Американская компания, осуществлявшая в то время обширную программу по экономическому освоению русских владений в северной части Тихого океана (Аляска и Алеутские острова), обратилась к Морскому министерству с просьбой назначить опытного офицера для командования в кругосветном плавании новым кораблем «Суворов», выбор пал на М. П. Лазарева. «Суворов» имел назначение доставить различные грузы на Аляску, а оттуда вывезти пушнину. М. П. Лазарев, давно мечтавший о дальних плаваниях, охотно принял это предложение.

Плавание «Суворова» было третьим по счету среди многих десятков русских кругосветных путешествий (после знаменитых походов Крузенштерна и Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева» в 1803-1806 гг. и В. М. Головнина на шлюпе «Диана» в 1807-1809 гг.). Поход «Суворова» протекал к тому же в военное время. Отсюда видно, какая большая ответственность лежала на совсем еще юном 25-летнем командире корабля, впервые занимавшем такую должность. Плавание осложнялось еще тем, что «Суворов» не был военным кораблем и даже частично был укомплектован вольнонаемным, мало дисциплинированным личным составом.

Однако М. П. Лазарев сумел превратить плаванье, рассчитанное лишь на перевозку грузов, почти в научную экспедицию. Выйдя из Кронштадта 21 ноября 1813 г. и обогнув мыс Доброй Надежды, он в Тихом океане сделал важное географическое открытие: 10 октября 1814 г. он открыл группу из пяти ранее неизвестных островов, которая была им названа по имени своего корабля – группой Суворова. 30 ноября «Суворов» пришел в Ситку (Ново-Архангельск). Отсюда весной 1815 г. «Суворов» ходил за пушными промыслами в Берингово море к островам Прибылова. Летом того же года между М. П. Лазаревым и главным правителем русских поселений на северо-западных берегах Америки А.

А. Барановым произошли крупные разногласия из-за того, что последний хотел незаконно возложить на командира корабля «Суворов» непредусмотренные поручения. Когда же Баранов приказал невооруженному кораблю стать под обстрел береговых укреплений, М. П. Лазарев решил уходить из Ситки и, в одну ночь подготовив свой корабль к походу, несмотря на стрельбу батареи, вышел 4 августа 1815 г. из гавани и направился в обратный путь на Родину вокруг мыса Горн. 6 августа 1816 г. М. П. Лазарев прибыл в Кронштадт, благополучно совершав длинный переход. Это плавание ярко выявило решительность и энергию M. П. Лазарева, отличное знание им морского дела, уменье обращаться с подчиненными и заслуживать их безусловное доверие. После возвращения М. П. Лазарев представил компании свой отчет, рассмотрение которого показало, что он был прав. В 1817-1819 гг. М. П. Лазарев вновь плавал на военных кораблях Балтийского флота, пользуясь всеобщим уважением. Вот как расценивался в то время М. П. Лазарев его современниками: «Все отдавали полную справедливость отличным знаниям лейтенанта Лазарева по морской части; он считался одним из первых офицеров в нашем флоте, и был действительно таков, обладая в высокой степени всеми нужными для этого качествами».

Когда в 1819 г. Морское министерство подбирало личный состав на корабли первой русской антарктической экспедиции, то вполне естественно, что выбор пал на М. П. Лазарева. Он был назначен командиром шлюпа «Мирный». Выбор этот оказался чрезвычайно удачным. Уже в подготовительный период М. П. Лазарев с большим искусством принял ряд мер, в результате которых бывший транспорт «Ладога», предназначенный при постройке для использования в Балтийском море, превратился в шлюп «Мирный», выдержавший трудное длительное плавание во льдах лучше, чем более значительный по размерам шлюп «Восток». Благодаря распорядительности М. П. Лазарева «Мирный» был снабжен второй обшивкой, дополнительными креплениями корпуса, новым рангоутом и парусами и дубовым рулем вместо соснового; кроме того, по указаниям командира, на «Мирном» были произведены внутренние переделки. Гребные суда для обоих шлюпов были построены по чертежам, избранным М. П. Лазаревым. Начальник экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузен высоко оценивал своего ближайшего помощника и сотоварища.

В своих донесениях и в описаниях путешествия он неоднократно подчеркивал исключительное искусство М. П. Лазарева в управлении под парусами, что давало возможность тихоходному шлюпу «Мирный» все время следовать совместно с более быстроходным шлюпом «Восток». В это плавание М. П. Лазарев ярко проявил и отличные качества командира и воспитателя молодых офицеров, об этом образно повествует мичман Н. И. Новосильский, плававший на шлюпе «Мирный», которому командир пришел на помощь при сложном маневрировании среди плавающих льдов: «Каждая секунда приближала нас к страшно мелькавшей из-за тумана ледяной громаде… В эту самую минуту вошел на палубу М. П. Лазарев. В одно мгновение я объяснил начальнику, в чем дело, и спрашивал приказания. Постойте, сказал он хладнокровно. Как теперь смотрю на Михаила Петровича: он осуществлял тогда в полной мере идеал морского офицера, обладавшего всеми совершенствами. С полной самоуверенностью, быстро взглянул он вперед и взор его казалось прорезывал туман и пасмурность.
.. Спускайтесь! сказал он спокойно».

К участию в экспедиции М. П. Лазарев относился с чрезвычайной ответственностью и прилагал все усилия к тому, чтобы высоко поднять авторитет своей Родины и завоевать ей славу.

Представляя М. П. Лазарева к награждению, Ф. Ф. Беллинсгаузен писал морскому министру: «Во все время плавания нашего, при беспрерывных туманах, мрачности и снеге, среди льдов, шлюп «Мирный» всегда держался в соединении, чему по сие время примеру не было, чтобы суда, плавающие столь долговременно при подобных погодах, не разлучались, и потому поставляю долгом представить вам об таковом неусыпном бдении лейтенанта Лазарева». Один из островов Архипелага Россиян Беллинсгаузен назвал именем Лазарева.

Во время плавания М. П. Лазарев принимал деятельное участие в научной работе экспедиции: он лично занимался астрономическими наблюдениями, измерял высоту горных вершин, производил океанографические наблюдения, причем его измерения имеют исключительную точность (так, например, измеренная им секстантом высота горы Эгмонт на Новой Зеландии отличается от современных измерений, произведенных более совершенными методами, менее чем на 9 м). М. П. Лазарев в течение месяца (с 16 марта по 15 апреля 1820 г.), когда из района Антарктики оба шлюпа направлялись раздельно к Сиднею, шел совершенно самостоятельно, причем, несмотря на тихоходность своего корабля и полное отсутствие всякой связи между двумя шлюпами, пришел в этот порт лишь на 6 дней позже начальника экспедиции.

По возвращении из экспедиции М. П. Лазарев был произведен, минуя очередной чин, в капитаны 2-го ранга.

Недолго М. П. Лазарев, однако, высидел на берегу: уже через год, в 1822 г., мы видим его снова на палубе корабля – теперь уже в должности начальника кругосветной экспедиции и командира фрегата «Крейсер»; вторым кораблем в составе экспедиции был шлюп «Ладога», которым командовал его брат Андрей Петрович Лазарев.

М. П. Лазарев был одним из очень немногих русских офицеров, совершивших три кругосветных плавания, и единственным, трижды обогнувшим земной шар в должности командира корабля. Цель экспедиции состояла в доставке различных грузов на Камчатку и в русские колонии в Северной Америке, а фрегату «Крейсер» надлежало сменить станционера в Ситке (Ново-Архангельске). Экспедиция вышла из Кронштадта 30 августа 1822 г. и направилась по маршруту: Рио-де-Жанейро (с кратковременным заходом в Копенгаген, Портсмут и на остров Тенериф)– мыс Доброй Надежды – Тасмания – остров Таити; далее путь обоих кораблей разделился; «Крейсер» пошел в Ситку (Ново-Архангельск), а «Ладога» – в Петропавловск-Камчатский. 20 ноября 1823 г. оба корабля соединились в Ситке, после чего направились к берегам Калифорнии. В Сан-Франциско вновь произошло разделение экспедиции: шлюп «Ладога» направился обратно в Россию, а фрегат «Крейсер» пробыл в качестве станционера в Ситке еще до 28 октября 1824 г., когда он был сменен шлюпом «Предприятие» под командою О. Е. Коцебу, и направился в обратный путь. 5 сентября 1825 г., через три года после отправления, фрегат «Крейсер» вернулся в Кронштадт в таком блестящем порядке, что на него все смотрели как на недосягаемый образец. На «Крейсере» зародилась дружба двух выдающихся моряков Лазарева и Нахимова, который был тогда в чине мичмана. Здесь на «Крейсере» наметились новые приемы воспитания личного состава, было положено начало знаменитой «лазаревской школе», давшей русскому военному флоту целую плеяду блестящих моряков и боевых командиров.

На «Крейсере» с М. П. Лазаревым пошли в кругосветное плавание и бывшие спутники его по антарктической экспедиции на шлюпе «Мирный» лейтенанты М. Д. Анненков и И. А. Куприянов, причем первый из них позднее последовал за М. П. Лазаревым и на корабль «Азов», Как и обычно в своих плаваниях. М. П. Лазарев много внимания уделял на «Крейсере» гидрографическим вопросам, уточнял на карте местоположение островов, мысов и других приметных пунктов, а также положение береговом линии. М. П. Лазарев поставил на своем корабле систематические гидрометеорологические наблюдения, которые выполнялись под его руководством офицерами фрегата «Крейсер» и которые были выполнены настолько хорошо, что спустя 60 лет в 1882 г. Русское морское министерство отдало распоряжение их издать (Метеорологические наблюдения, производившиеся во время кругосветного плавания фрегата «Крейсер», под командой капитана 2-го ранга Лазарева 1-го в 1822-1823-1824-1825 гг. СПб. 1882).

Этим третьим кругосветным путешествием завершаются его дальние плавания. После возвращения из плавания М. П. Лазарев был произведен в капитаны 1-го ранга.

Географические его заслуги за все три кругосветных плавания получили впоследствии высокую оценку Русского географического общества, избравшего М. П. Лазарева своим почетным членом в 1851 г., первым среди русских моряков.

Имя М. П. Лазарева наравне с именем Ф. Ф. Беллинсгаузена упоминается в меморандуме советского правительства от 7 июня 1950 г. по вопросу о режиме в Антарктике, в котором подчеркивается приоритет русских мореплавателей в открытии этой шестой части света.

После возвращения из третьего кругосветного плавания М. П. Лазарев был назначен командиром лучшего и новейшего линейного корабля «Азов», строившегося в Архангельске по новым методам знаменитым русским корабельным инженером Курочкиным. На «Азове» он совершает переход из Архангельска в Кронштадт, а еще через год, в 1827 г. направляется в составе эскадры контр-адмирала Гейдена к берегам Греции. Здесь М. П. Лазарев в качестве командира «Азова» и одновременно начальника Штаба эскадры особенно отличился храбростью, распорядительностью и умелым маневрированием в Наваринском сражении, в котором основную тяжесть выдержала русская эскадра, сражавшаяся против турецкого флота вместе с английской и французская эскадрами. Во все время боя под жестоким огнем противника, сражаясь одновременно с пятью турецкими кораблями, Гейден и М. П. Лазарев спокойно прогуливались по шканцам «Азова», отдавая нужные распоряжения. За боевые заслуги М. П. Лазарев был произведен в контр-адмиралы.

На «Азове» с М. П. Лазаревым плавали лучшие представители его морской школы – будущие прославленные адмиралы Нахимов, Корнилов и Истомин. Впервые в истории русского флота кораблю М. П. Лазарева было присвоено высшее боевое отличие – кормовой Георгиевский флаг. В письме к своему другу, будущему знаменитому гидрографу М. Ф. Рейнеке, написанному сразу же после Наваринского боя, старший офицер корабля «Азов», будущий прославленный флотоводец П. С. Нахимов характеризует своего командира и учителя следующим восторженным отзывом: «Надобно на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня недостанет слов описать все его похвальные дела, и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана».

С 1828 по 1829 г. М. П. Лазарев имел свой флаг на том же корабле «Азов» и, продолжая состоять начальником штаба Средиземноморской эскадры, крейсировал в Эгейское море и участвовал в блокаде Дарданелл, что представляло в зимнее время значительные трудности. В конце 1829 г. М. П. Лазарев впервые был назначен командующим эскадрой и получил сложное поручение: привести к 1 мая 1830 г. эту эскадру из Средиземного моря в Балтийское, избегая заходов в иностранные порты. Это поручение было им блестяще выполнено, несмотря на наличие в этот сезон льдов в Финском заливе.

В течение 1830-1832 гг. М. П. Лазарев командовал отрядами судов в Балтийском море и в Ботническом заливе, участвовал в различных комитетах и комиссиях, занимавшихся вопросами преобразования флота, в том числе и выработкой нового положения о Черноморском флоте.

Вся последующая деятельность М. П. Лазарева посвящена работе по дальнейшему развитию на основе традиции великих русских флотоводцев Ушакова и Сенявина русского военно-морского искусства, делу воспитания личного состава и организаторской и административной деятельности широкого государственного масштаба по укреплению обороноспособности своей Родины на черноморских ее рубежах.

В этот период русское правительство принуждено было обратить особое внимание на повышение боеспособности русского Черноморского флота, которому надлежало быть в постоянной боевой готовности для отражения англо-французских сил в случае их прорыва в Черное море и содействовать русской армии в борьбе против турецких войск на Балканах, а также для поддержки русских войск на Кавказе. Для реорганизации Черноморского флота М. П. Лазарев в 1832 г. переводится на Черноморский флот, сначала на должность начальника штаба, а уже в 1833 г. производится в вице-адмиралы, назначается исправляющим должность главного командира Черноморского флота и портов, а также Николаевского и Севастопольского военного губернатора. В 1834 г, он утверждается в перечисленных должностях. В 1843 г. М. П. Лазарев был произведен в адмиралы.

Здесь на южных рубежах нашей Родины широко развернулась энергичная деятельность М. П. Лазарева как флотоводца, воспитателя личного состава, строителя флота, портов и крепостей. Девятнадцать лет стоял он во главе Черноморского флота и привел его в блестящее состояние.

За это время в Николаеве было расширено адмиралтейство был составлен грандиозный проект развития адмиралтейства в Севастополе и начато его выполнение (законченное после смерти M. П. Лазарева). Адмиралтейство было названо его именем. Как обычно М. П. Лазарев много занимался и географическими вопросами: по его поручению молодые офицеры – будущие выдающиеся адмиралы Бутаков в Шестаков составили первую русскую лоцию Черного мора, а в Николаеве было организовано составление, гравирование и печатание прекрасных морских карт Черного, Эгейского а Средиземного марей, образовавших целый атлас.

Этот период в истории Черноморского флота принято называть «лазаревской эпохой». Опираясь на лучших офицеров своей школы М. П. Лазарев подготовил Черноморский театр, корабельный и личный состав к Крымской войне 1853-1855 гг.

Флот при нем находился в постоянных плаваниях в различных условиях погоды, систематически ежегодно тренировался в маневрировании и стрельбах и по своей боевой подготовке превзошел флоты иностранных государств.

М. П. Лазарев в Николаеве и Севастополе много потрудился также над тем, чтобы создать культурные условия жизни офицеров и матросов. Любимым его детищем была Севастопольская морская библиотека. Среди его ближайших учеников и продолжателей лучших боевых традиций русского флота мы видим имена Нахимова, Корнилова, Истомина, Бутакова, Попова.

В начале 1851 г. М. П. Лазарев тяжело заболел и был для излечения болезни отправлен за границу. 23 апреля 1851 г. он скончался в Вене. Похоронен он в Севастополе. В честь М. П. Лазарева в его любимом Севастополе был поставлен памятник (по проекту известного скульптора Н. С. Пименова), возвышавшийся над созданным им «Лазаревским адмиралтейством».

 

Список литературы

  1. Шведе Е. Е. Михаил Петрович Лазарев / Е. Е. Шведе // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва : Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 432-438.

Возможны ли новые географические открытия в 21 веке?

В мае 2020 года Правительством России установлен новый профессиональный праздник — День географа, который будет отмечаться ежегодно 18 августа. Именно в этот день в 1845 году император Николай I подписал указ об учреждении Русского географического общества. . За 175 лет, прошедших с того дня, русские географы сделали немало открытий, внесших значительный вклад в изучение европейской части России, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Кавказа, полярных стран и других территорий. Имена русских исследователей, таких как Иван Крузенштерн, возглавивший первую русскую кругосветную экспедицию, Николай Миклухо-Маклай — первый исследовавший Новую Гвинею и другие острова Тихого океана, Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев, открывшие самый южный материк – Антарктида, хорошо известны во всем мире. На карте практически не осталось белых пятен, так как поверхность Земли прекрасно видна из космоса. Возможны ли новые географические открытия в 21 век? Какие задачи стоят сегодня перед российскими географами? На эти и многие другие вопросы ответили в ходе онлайн-конференции директор Института географии РАН Ольга Соломина и научный руководитель института, почетный президент РГО академик Владимир Котляков.

Ольга Соломина отметила, что в наше время определение географии как таковой непростая задача, так как в распоряжении ученых теперь есть новейшие достижения в области химии, физики и математики. Следовательно, само понятие «географическое открытие» приобрело совершенно новое измерение, поскольку вместо традиционного визуального описания оно теперь пытается объяснить явление в целом и как совокупность законов, управляющих каждым компонентом природы в отдельности. . Современная наука изучает весь спектр вопросов: изменение климата, исчезновение редких видов растений и животных, миграция людей и т. д.

«Одним из основных направлений географии является изучение проблемы глобального потепления и анализ моделей климата, которые математики помогают нам создавать с помощью сложных расчетов», — пояснила Соломина.

Современная география является высокотехнологичной областью науки и практики, поскольку не только констатирует факты, но и исследует закономерности пространственной организации природных и социальных систем.

« Все, что сейчас существует на поверхности Земли, а также в атмосфере и под землей, изучается современными географами» добавила Ольга Соломина.

Прежде всего, географическая наука использует сложнейшие математические модели и расчеты для изучения влияния природных и антропогенных факторов на окружающую среду и приспособления экосистем к этим изменениям. Во-вторых, исследует пространственную организацию общества, чтобы выяснить, почему одни регионы и страны развиваются успешнее других, а также факторы, определяющие сдвиги в размещении сферы обслуживания, промышленности и сельского хозяйства в городах.

Российские специалисты тесно сотрудничают со своими коллегами за рубежом, в том числе в Казахстане, Украине и других постсоветских государствах, а также Германии, Дании и Китае.

В День географа просто нельзя не вспомнить о величайшем открытии русских мореплавателей — Антарктиде. Два столетия назад экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыла самый южный материк нашей планеты, а 2020 год был объявлен в России Годом Антарктиды. Материковая часть Антарктиды всегда вызывала большой интерес у российских и зарубежных исследователей: на заре 20 9В 0004-м -м веке в Антарктиде начали работать британские, норвежские и австралийские исследователи, а с середины прошлого века континент стал изучаться на промышленной основе.

Владимир Котляков вспоминал, что в 1956-1957 годах Советский Союз создал в Антарктике две научные станции «Мирный» и «Восток», названные в честь легендарных шлюпов, впервые прибывших туда за 200 лет до этого. В 1958 г. в Антарктиде работало пять советских станций, а в разгар деятельности Советской антарктической экспедиции на материке там круглогодично работало уже восемь таких станций. Наряду с антарктической программой США советская антарктическая экспедиция была одним из крупнейших исследовательских проектов, когда-либо проводившихся в Антарктиде.

«Антарктида — это не просто гигантский «ледяной пирог» площадью 14,2 миллиона квадратных километров (больше Европы). Это чрезвычайно важное географическое явление. Как известно, погодные изменения сильно зависят от полярных регионов – Арктики и Антарктики. Сегодня Южный полюс является ключевой областью изучения , которое поможет нам понять, какой климат у нас будет в будущем», — сказал Котляков.

Антарктида — место одного из величайших открытий этого века — подледникового озера Восток. Ученые предсказали его существование еще в середине -го 20-го -го века. Одним из главных авторов этого открытия был советский географ Андрей Капица, сын лауреата Нобелевской премии по физике Петра Капицы и брат известного ведущего популярной и многолетней научной телепередачи Сергея Капицы. Позднее полярники обнаружили в Антарктиде целую группу подледниковых озер. Озеро Восток, самое большое из них, лежит под четырехкилометровой ледяной шапкой.

Озеро оставалось закрытым миллионы лет, и его эволюция пошла по другому пути. Зимой 2012 года российским полярникам удалось пробурить скважину (на все работы ушло более 20 лет) и получить первые пробы чистейшей озерной воды. Ученые считают, что подледниковое озеро может содержать самые необычные микроорганизмы. Если микробы смогут выжить в экстремальных условиях озера Восток, это значительно повысит шансы найти какую-то живность в подледниковых океанах спутников Сатурна и Юпитера.

«Это озеро совершенно необыкновенное. Сегодня мы предполагаем, что в нем есть жизнь, потому что вулкан полон микроорганизмов. Но если окажется, что органика там отсутствует, это будет настоящая научная сенсация», — отметил Котляков.

Что еще открыли в 21 веке?

В 2010 году группа океанологов США обследовала дно Тихого океана и провела детальное изучение рельефа Марианской впадины. Они установили, что траншею пересекают не менее 9 человек.0003 четыре горных хребта высотой до 2500 метров. Ученые составили самую подробную на сегодняшний день карту рельефа впадины и определили ее максимальную глубину в 10 994 метра. Изучая дно океана, можно понять, как образовалась наша планета и что сейчас происходит глубоко под ее поверхностью.

Спустя три года ученые из Канады, Великобритании и Италии обнаружили гигантское ущелье, пролегающее под ледяным щитом Гренландии — Большой каньон Гренландии . Он простирается на 750 километров — почти в два раза больше, чем знаменитый Гранд-Каньон в Северной Америке, и является самым длинным. Прямо сейчас специалисты изучают историю образования этого хребта и составляют карты распространения лавовых потоков, чтобы лучше понять аналогичные процессы, происходящие на Земле и других планетах.

В том же году геофизики США обнаружили Массив Таму — потухший подводный щитовой вулкан в северо-западной части Тихого океана. Ученые определили, что залежи лавы на Шацкой возвышенности (чуть восточнее Японии), принадлежат одному гигантскому щитовому вулкану. Ранее предполагалось, что здесь могли накладываться потоки лавы из нескольких разных источников, но ученые установили, что все они исходили из одного центра, что делает массив Таму самым большим из известных вулканов на Земле, по размерам сравнимым с горой Олимп на Марсе.

Эпоха географических открытий еще не закончилась: природа постоянно меняется и всегда появляется что-то новое. Владимир Котляков считает, что в России стоит искать еще неизведанные места на Алтае и Кавказе, а также в тайге, где еще предстоит найти малоизученные пещеры и озера.

 

подробнее в нашем Telegram-канале https://t.me/The_International_Affairs

Михаил Лазарев | Lyncean Group Сан-Диего

Питер Лобнер

Во время своего второго путешествия в 1773 году британский капитан Джеймс Кук стал первым, кто пересёк Южный полярный круг, но тяжёлый морской лёд повернул его назад, так и не увидев побережья Антарктиды. Потребовалось 47 лет, прежде чем российская экспедиция под руководством эстонца Фабьена фон Беллинсгаузена увидела побережье Антарктиды. Как руководителю экспедиции Беллинсгаузену обычно приписывают открытие Антарктиды 28 января 1820 года. Всего два дня спустя, 30 января 1820 года, британская экспедиция на Южные Шетландские острова под руководством ирландского лейтенанта Эдварда Брансфилда обнаружила оконечность Антарктиды. Антарктический полуостров. Некоторые приписывают Брансфилду открытие Антарктиды. В этом посте мы рассмотрим путешествия этих трех первопроходцев-исследователей Антарктики.


Карта Антарктиды и Южного океана, показывающая топографию Антарктиды (синими линиями), научно-исследовательские станции США и Великобритании (красным шрифтом), свободные ото льда скальные районы (коричневым цветом), шельфовые ледники ( серым цветом) и названия основных водоемов океана (синим шрифтом в верхнем регистре). Источник: адаптировано из проекта LIMA (Мозаика изображений Антарктиды Landsat) через Википедию

Капитан Джеймс Кук – первое пересечение Южного полярного круга,  17 января 1773  

Отправляясь в свое второе путешествие из Англии в июле 1772 года, капитан Джеймс Кук (1728-1779) и его команда на корабле Его Величества Резолюция совершили кругосветное плавание, путешествуя как можно дальше на юг, чтобы определить, действительно ли существует большой южный континент. Маршрут, пройденный во время этого путешествия, показан на следующей карте.

Маршрут второго путешествия Джеймса Кука. Источник: Джон Платек из Википедии

17 января 1773 года Кук совершил первое зарегистрированное пересечение Южного полярного круга, о чем он сообщил в своем журнале:

«Примерно в четверть одиннадцатого мы пересекли Южный полярный круг, потому что в полдень мы находились в четырех с половиной милях к югу от него и, несомненно, являемся первым и единственным кораблем, когда-либо пересекавшим эту линию. ».

Кук трижды пересек Южный полярный круг во время своего второго путешествия. Последний переход 30 января 1773 года должен был стать самым южным проникновением в антарктические воды, достигнув 71 ° 10 ‘ю.ш., 106 ° 54’ западной долготы. Корабль был вынужден вернуться из-за сплошного морского льда. Кук во время своего второго путешествия находился примерно в 240 км (150 миль) от материковой части Антарктики.

Самый южный подход Кука к Антарктиде (желтая булавка слева). Источник: Google Earth

Фабьен фон Беллинсгаузен – Первое наблюдение Антарктиды, 28 января 1820 г.

один для плавания дальше на юг, чем второе путешествие капитана Джеймса Кука 45 лет назад. Южнополярную экспедицию возглавил выдающийся картограф Фабьен Готлиб Беньямин фон Беллинсгаузен, родившийся в 1778 году на Сааремаа, самом большом острове современной Эстонской Республики. Это должно было стать известным как экспедиция Беллинсгаузена.

Экспедиция состояла из двух кораблей: 985-тонного флагманского шлюпа Беллинсгаузена Восток и 530-тонного вспомогательного шлюпа Мирный под командованием Михаила Лазарева (заместитель Беллинсгаузена). Экспонат в Эстонском морском музее в Таллинне сообщил: «Наибольшая часть (колоссальные 65,8 тонны) запасов пищи в экспедиции Беллинсгаузена состояла из пшеничного и ржаного печенья. Кроме того, привезли 28 тонн соленого мяса и 20,5 тонн сушеного гороха. В портах экипаж также приобретал крупы и свежие продукты». В антарктических водах айсберги удовлетворяли бы их потребности в пресной воде.

4 июня 1819 года экспедиция вышла из русской военно-морской базы в Кронштадте, недалеко от побережья Санкт-Петербурга. Семь месяцев спустя экспедиция пересекла Южный полярный круг 26 января 1820 года.

Экспедиция Беллинсгаузена считается первой, достигшей Антарктиды 28 января 1820 года, когда два корабля приблизились на расстояние 20 миль (32 км) от Антарктики. побережья, на 69°21’28” южной широты, 2°14’50” западной долготы, в районе, который сейчас известен как Берег Принцессы Марты в Восточной Антарктиде. Беллинсгаузен сообщил об обнаружении шельфового ледника, который сегодня известен как шельфовый ледник Фимбул.

Место первого наблюдения Беллинсгаузеном Антарктиды 28 января 1820 
(желтая булавка вверху справа). Источник:  Google Earth

Беллинсгаузен не утверждал, что открыл Антарктиду, но его описания того, что он видел, очень хорошо согласуются с тем, как, как теперь известно, выглядит Берег Принцессы Марты. На основании этого наблюдения и координат, указанных в его бортовом журнале, Беллинсгаузену обычно приписывают (например, британскому полярному историку А. Г. Э. Джонсу) открытие Антарктического континента.

Во время своего последующего кругосветного плавания вокруг Антарктиды Беллинсгаузен и Лазарев стали первыми исследователями, которые увидели и официально открыли несколько частей антарктического континента. 22 февраля 1820 года Восток и Мирный пострадали от сильнейшего шторма во время путешествия и были вынуждены плыть на север, прибыв в Сидней, Австралия, в апреле. После нескольких месяцев исследования южной части Тихого океана, а затем, узнав об обнаружении Антарктиды британцами (Эдвард Брансфилд и Уильям Смит), 11 ноября 1820 года экспедиция Беллинсгаузена отплыла из Сиднея, чтобы продолжить исследование Антарктики. 24 декабря 1820 года два корабля снова оказались к югу от Южного полярного круга. В этой части путешествия Беллинсгаузен открыл и назвал остров Петра I и берег Александра, ныне известный как остров Александра, вдоль западного побережья Антарктического полуострова.

Кругосветный маршрут экспедиции Беллинсгаузена показан на следующей карте. Беллинсгаузен стал вторым после Кука исследователем, совершившим кругосветное плавание вокруг Антарктиды.

Маршрутная карта экспедиции Беллинсгаузена в Антарктиду: 1819-21.
Источник: Бурришон из Википедии

Экспедиция Беллинсгаузена вернулась в Кронштадт 4 августа 1821 года, завершив плавание, которое длилось два года и 21 день и преодолело около 50 000 миль (80 467 км). По возвращении Беллинсгаузен был произведен в адмиралы, а Лазарев — в капитан-лейтенанты. Его путевой отчет был опубликован только десять лет спустя.

В рамках Международного геофизического года (МГГ) в середине 1950-х годов Советский Союз создал свои первые две антарктические базы, которые получили названия Мирный (создана 13 февраля 1956 года) и Восток (создана 6 декабря 1957 года). , в честь кораблей экспедиции Беллинсгаузена.

Эстонская марка 2003 года, посвященная открытию Антарктиды Беллинсгаузеном
года. Источник: eBay

. Экспедиция Беллинсгаузена была отмечена эстонской маркой 2003 года, на которой изображен портрет Беллинсгаузена и рисунок его флагмана  Восток над картой, показывающей маршрут его антарктической экспедиции.

Эдвард Брансфилд – Наблюдение за Антарктидой, 30 января 1820 года

В феврале 1819 года владелец британского торгового судна Уильям Смит на борту своего судна The Williams плыл из Буэнос-Айреса, Аргентина, в Вальпараисо, Чили. Чтобы поймать господствующие ветры, он отплыл необычно далеко к югу от мыса Горн и 19 февраля 1819 года увидел ранее неизвестные острова в Южном океане. Чтобы подтвердить его наблюдение и нанести на карту острова, официальные лица Королевского флота в Вальпаризо зафрахтовали его корабль и поручили капитану парусного спорта лейтенанту Эдварду Брансфилду из Баллинакурры, Ирландия (недалеко от Корка), сопровождать Смита в экспедиции обратно на острова. как Южные Шетландские острова. Во время этой экспедиции Брансфилд высадился на острове Кинг-Джордж и официально вступил во владение от имени короля Георга III.

30 января 1820 года Брансфилд увидел полуостров Тринити, самую северную оконечность Антарктического полуострова. Его наблюдение было сделано примерно на 63°50’ южной широты и 60°30’ западной долготы.

Место, где Брансфилд впервые увидел Антарктиду (желтая булавка, вверху в центре) 30 января 1820 года.  Источник:  Google Earth

северо-восточном направлении, где он обнаружил различные точки на острове Элефант и острове Кларенс, которые он официально претендовал на британскую корону. В своем журнале Брансфилд сделал запись о двух «высоких горах, покрытых снегом», одна из которых впоследствии была названа горой Брансфилд в его честь. Пролив Брансфилд между Южными Шетландскими островами и Антарктическим полуостровом также был назван в его честь в 1822 году исследователем Антарктики Джеймсом Уэдделлом.

След Брансфилда в Антарктике. Источник: отредактированная версия Джима Уилсона, http://rememberingedwardbransfield.ie/voyage-of-discovery/

. После того, как Брансфилд увидел его, оконечность Антарктического полуострова была известна под разными названиями: Земля Тринити, Земля Палмера, Земля Грэма и Земля. Луи-Филиппа. Прайм-Хед — самая северная точка этого полуострова.

Экспедиционные карты Брансфилда были переданы Адмиралтейству и в настоящее время находятся в распоряжении Гидрографического отдела Великобритании в Тонтоне, Сомерсет.

В 2000 году историческое достижение Брансфилда было признано, когда Королевская почта выпустила марку в его честь. Поскольку изображения мужчины не сохранилось, на марке было изображено британское исследовательское судно RRS Bransfield .

Памятная марка Королевской почты 2000 г.
Источник: Commonwealth Stamps Opinion

В ознаменование -й годовщины открытия Антарктиды Эдвардом Брансфилдом (а некоторые говорят, что он открыл Антарктиду) в январе в Баллинакурре, Ирландия, будет установлен мемориал работы скульптора Мэтта Томпсона. 2020.

Мемориал Эдварда Брансфилда, работа в процессе.
Источник: фото Тони Уилана, Afloat.ie научная экспедиция из Кронштадта, Россия, на Антарктический полуостров командой из 12 человек на борту 24-метровой 95-тонной парусной яхты эстонской регистрации S/Y  Адмирал Беллинсгаузен .

S/Y  Адмирал Беллинсгаузен.
Источник: maritimetraffic.com

Запланированный маршрут, включающий около 50 остановок и приблизительно повторяющий маршрут Беллинсгаузена в Южный океан и обратно, показан на следующей карте. Во время рейса экипаж возьмет образцы пыльцы, воды и микропластика для исследователей Тартуского университета Эстонии. Экспедиция включает в себя продукты эстонского происхождения в максимально возможной степени и, вероятно, лучший выбор продуктов, чем на Беллинсгаузене 1819 года.- 1821 рейс.

Карта маршрута Антарктики 200. Источник: Международная морская спасательная федерация

14 июля 2019 года судно вышло из Таллиннского порта и направилось к своему первому порту захода на историческую российскую военно-морскую островную базу в Кронштадте, которая была отправной точкой экспедиции Беллинсгаузена.

Вы можете следить за текущим положением на S/Y Admiral Bellingham по следующей ссылке:

https://www. marinetraffic.com/en/ais/details/ships/shipid:5929279

3 января 2020 года корабль был пришвартован в Ушуайе, Аргентина, в рамках подготовки к переходу через пролив Дрейка в Антарктиду. Планируется, что корабль достигнет Антарктиды как раз к празднованию -й годовщины открытия Беллинсгаузена 28 января 2020 года.

Об этом путешествии будет снят документальный телевизионный фильм. Для получения дополнительной информации об экспедиции «Антарктика 200» посетите следующий веб-сайт:

https://www.international-maritime-rescue.org/news/the-estonian-maritime-expedition-to-celebrate-the-discovery-of- Антарктида-200 лет назад

Наилучшие пожелания экипажу S/Y Admiral Bellingshausen безопасного и успешного плавания.

Составная карта ранних экспедиций в антарктических водах

На следующей карте хорошо показаны маршруты первых исследователей Антарктики, ни один из которых не сошел на берег.

Источник: Antarctic Logistics

Первые высадки в Антарктиде

Неподтвержденная первая высадка в заливе Хьюз на северо-западном побережье Антарктического полуострова, возможно, была совершена 7 февраля 1821 года капитаном Джоном Дэвисом и членами экипажа из американский морской котик Cecilia , плававший в районе Южных Шетландских островов в поисках тюленей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *