cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Форма учебного занятия – 404

Содержание

Формы и типы занятий в дополнительном образовании

Прежде чем приступить к анализу форм занятий в дополнительном образовании, следует прояснить, что конкретно отличает его от основного. Если процесс фундаментального опорного обучения направлен на приобретение ребенком определенного комплекса знаний, то дополнительное призвано решать задачи воспитания и развития его личности. ДО в меньшей степени формализовано, его рамки значительно шире. Этими различиями и продиктованы особенности форм.

В формате дополнительного образования ребенок самостоятельно выбирает наиболее интересный для него вид занятий. Педагог-наставник не только предлагает учащемуся освоить определенный комплекс знаний и навыков, но и способствует более гармоничному формированию его личности.

Создавая на занятиях атмосферу творческого партнерства, преподаватель оказывает на детскую аудиторию серьезное субъективное влияние. Это требует от наставника полного профессионального и морального соответствия возложенной на него миссии.

Каким критериям должно соответствовать дополнительное образование

Образовательный процесс должен:

  • иметь ярко выраженный развивающий характер и основываться на выявлении природных способностей и интересов ребенка;
  • включать разнообразные формы и типы;
  • опираться на существующие сертифицированные программы образования;
  • использовать развивающие методики в работе с детьми;
  • принимать во внимание потребности общества;
  • учитывать региональные и национальные традиции.

Для преподавателя, работающего в области дополнительного образования, недостаточно владеть знанием предмета – он должен также обладать практическими навыками в педагогической психологии.

Какие существуют формы занятий

Уроки могут быть организованы по привычным и нетрадиционным моделям.

К классическим видам относятся:

  • лекции
    — изложение преподавателем предметной информации;
  • семинары и коллоквиумы — заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;
  • дискуссии — постановка спорных вопросов с целью отработки умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
  • конференции — совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
  • экскурсии, научные экспедиции — поездки с ознакомительными и информационными задачами;
  • туристические походы — выработка спортивных и познавательных навыков, оздоровление;
  • обучающие игры — моделирование различных жизненных обстоятельств с дидактической целью.

К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести:

  • презентацию — публичное представление определенной темы или предмета;
  • защиту проекта
    — обоснование проделанной работы;
  • круглый стол — неформальное обсуждение выбранной тематики;
  • мозговую атаку — коллективное решение нестандартных задач;
  • ролевые игры — предложение стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.

Нестандартные формы предполагают множество интересных вариантов занятий — все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Можно организовать День добрых дел, интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки.

Какие существуют типы занятий

В настоящее время в дополнительном образовании принята следующая классификация занятий:

  • комбинированные — изложение материала, проверка домашнего задания и изученного, закрепление полученных знаний;
  • подача нового материала;
  • повторение и усвоение пройденного — контрольные и проверочные работы, анализ полученных результатов;
  • закрепление знаний, умений и навыков — постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
  • применение полученных знаний и навыков — прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.

Преподаватель должен умело применять психологические методики, которые помогут ему ориентироваться в потребностях, желаниях и интересах детского коллектива. Для этого педагог может использовать анкетирование, психологические тесты, учебное моделирование различных жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры.

План-конспект занятия

Составление плана-конспекта занятия — обязательное требование. Без тщательной разработки процесса обучения нельзя достичь желаемого результата. В плане-конспекте педагог должен отразить следующие важные моменты:

  • цели и задачи занятия;
  • методы и приемы работы с детьми;
  • задания, вопросы, наглядные пособия, которые будут использованы;
  • структура занятия;
  • список необходимой литературы, дополнительные обучающие материалы;
  • ожидаемые трудности и способы их преодоления;
  • проверка эффективности занятия и анализ его результатов.

edunews.ru

Формы организации учебного занятия

Акция

Аукцион

Бенефис

Беседа

Вернисаж

Встреча с интересными людьми

Выставка

Галерея

Гостиная

Диспут

Защита проектов

Игра

Концерт

КВН

Конкурс

Конференция

«Круглый стол»

Круиз

Лабораторное занятие

Лекция

Мастер – класс

«Мозговой штурм»

Наблюдение

Олимпиада

Открытое занятие

Посиделки

Поход

Праздник

Практическое занятие

Представление

Презентация

Рейд

Ринг

Салон

Семинар

Соревнование

Спектакль

Студия

Творческая мастерская

Тренинг

Турнир

Фабрика

Фестиваль

Чемпионат

Шоу

Экзамен

Экскурсия

Экспедиция

Эксперимент

Эстафета

Ярмарка

Для реализации программы внеурочной деятельности должны быть подобраны педагогические средства, формы, методы и технологии коллективной и индивидуальной деятельности детей.

Организация коллективной работы может осуществляться на уровне учреждения, класса, образовательных объединений (кружков, клубов, мастерских, секций и т.д.), а также временно действующих объединений (советов дела, творческих объединений и т.д.): досуговые формы — праздники кружковцев, фестивали, сквозные досуговые и игровые программы (КВН, викторины, конкурсы и др.), технологии организации коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов), технологии коллективного взаимообучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко, А.С. Соколов) и др.

Во внеурочной деятельности, основанной на свободе выбора ребенка, особое место занимает организация индивидуальной работы. Анализ практики позволил выявить следующие новые варианты технологий индивидуальной работы с детьми: технологии адаптивного обучения (

А.С. Границкая), технологии полного усвоения (Б.Блум, М. В.Кларин, Дж.Кэрролл), технологии разноуровневого обучения (3.И. Калмыкова), технологии исследовательского обучения (Дж. Брунер, Дж. Дьюи) и другие. К индивидуальным технологиям можно отнести технологию построения индивидуального образовательного маршрута, предполагающую совместную деятельность ребенка и педагога по разработке в рамках образовательного пространства индивидуального содержания, способов и методов его освоения.

Большое место во внеурочной деятельности занимают педагогические технологии интеграции общего и дополнительного образования. Сущностным, отличающим технологии интеграции от других педагогических технологий является то, что их применение приводит систему к новому состоянию, придает ей новые характеристики. Под технологией интеграции мы понимаем совокупность упорядоченных методов, приемов, форм и средств совместной педагогической деятельности, в которой в результате взаимодействия ее субъектов рождаются новое содержание и способы деятельности, имеющие характеристики, не свойственные отдельным сферам образования и приводящие к целостности системы, обеспечивающей благоприятные условия для развития ее субъектов.

49

Выделяют технологии внутренней и внешней интеграции. Внутренняя интеграция осуществляется между объединениями внутри образовательного учреждения, решающими разные задачи внеурочной деятельности. Среди таких технологий можно выделить те, которые носят комплексный характер (творческий отчет, общественный смотр знаний и др.), проектные технологии (подготовка и защита творческих проектов, в том числе с компьютерной презентацией), дискуссионные технологии (дебаты, «защита – нападение» и др.), игровые технологии, среди которых деловые и ролевые игры, предметные технологии

(например, изготовление поделок, наглядных пособий, подготовка иллюстраций к литературным произведениям, «издание» рукописных сборников и др.). Технологиями внешней интеграции являются организация и проведение совместно с другими учреждениями интегрированных мероприятий (праздников, фестивалей и др.), интегрированных дел (коллективных творческих, общественно полезных и др.), интегрированных игр (краеведческого, интеллектуального и других направлений), деятельность детских общественных организаций.

Результатом данного этапа будет подбор (или разработка) форм и технологий организации деятельности по программе.

Шаг 5 – разработка системы обеспечения реализации программы

Система обеспечения включает в себя методическое, информационное, материально-техническое и другие условия реализации программы. Методическое обеспечение предполагает разработку дидактических материалов, конспектов учебных занятий, диагностических материалов и др., формирование методических фондов программы, ведение картотеки и др. Материально-техническое обеспечение предполагает разработку перечня необходимого оборудования, например, компьютерной техники, исследовательских методик и другого оборудования; создание программного обеспечения обработки компьютерного банка информации и т.д. Информационное обеспечение предполагает подбор необходимых для реализации программы источников информации — литературных, средств массовой информации, интернет-источников. В некоторых случаях необходимо разрабатывать нормативное обеспечение – норм деятельности и документов, ее регламентирующих: договоров, положений о разных формах организации деятельности, определение санитарно-гигиенических норм, норм педагогической нагрузки и загруженности детей и других нормативов организации педагогического процесса и т.д.

Шаг 6 – разработка системы отслеживания результатов внеурочной деятельности

Отслеживание результата – это видение того, насколько идет продвижение к целям, процесс систематического снятия показателей, система наблюдения и изучения деятельности по определенным критериям. Отслеживание результата не имеет смысла, если его не соотносить с целями деятельности и (или) запросами потребителей. Цель является не просто центральным понятием в педагогике, центральным объектом отслеживания Отслеживание соответствия целей запросам потребителей, а содержания, форм организации и обеспечения деятельности – целям, поможет педагогу понять причины, по которым произошло отклонение результата от намеченной цели. Таким образом, организация процесса отслеживания результата деятельности необходима для того, чтобы своевременно заметить отклонения от намеченной цели, внести коррективы в содержание, методы работы для устранения этих отклонений.

Для отслеживания реализации цели в ожидаемых результатах необходимо определить критерии и показатели.

Можно выделить две группы критериев оценки эффективности внеурочной деятельности:

  1. — критерии соответствия достижимых результатов установленным целям деятельности;

  2. — критерии соответствия процесса реализации программы объективным требованиям к его содержанию, организации и результатам.

Сегодня очевидно, что реализация целей будет зависеть от многих факторов. Педагогу важно знать, как влияет организация процесса внеурочной деятельности на достижимость результата. Рассматривая этот процесс как систему, можно выделить, по крайней мере, четыре ее компонента – цели, содержание, организация, результат. Отсюда мы видим: чтобы пройти от цели к результату, нужно обеспечить необходимое и адекватное цели содержание, формы и условия организации деятельности.

Мы признаем трудность отслеживания результатов внеурочной деятельности. Никому еще не удалось измерить уровень духовного развития личности или уровень воспитанности ребенка. Однако существует большое количество показателей, о которых мы знаем и по которым можем судить и о воспитанности, и о духовности, и о других качествах развития личности ребенка – уровень знаний, манера поведения, круг интересов и другие показатели. Наверное, и не надо стремиться объять необъятное. В каждом виде деятельности есть возможности для развития отдельных свойств личности, которые будут определенным вкладом в формирование интегративного качества. При этом важно, чтобы педагоги отслеживали то, что они реально предприняли для достижения ожидаемого результата: как сформулировали цель, отобрали содержание, формы и методы ее реализации, технологии отслеживания результата.

Внеурочная деятельность может быть достаточно полно описана набором определенных показателей, которые условно можно разделить на 3 группы50.

1 группа – количественные показатели, к которым можно отнести охват детей, сохранность контингента, движение выпускников, достижения детей и педагогов, продолжительность обучения, а также количественные показатели ресурсного обеспечения (финансового, кадрового, хозяйственного) и другие показатели.

2 группа – показатели, характеризующие соответствие деятельности стандартам или заявленным программам. К ним можно отнести следующие: соответствие результатов требованиям ФГОС общего образования и основной образовательной программе, выполнение нормативов нагрузки, выполнение санитарных норм и правил и др.

3 группа – качественные показатели, к которым можно отнести, например, удовлетворенность детей и родителей условиями обучения и т.д.

Для отслеживания результатов внеурочной деятельности могут использоваться технологии на основе общенаучных методов исследования и специфических методов педагогической диагностики. Нужно отметить, что личность ребенка развивается не по частям, а целостно, поэтому для отслеживания результатов его развития в процессе внеурочной деятельности лучше применять комплексные технологии.

Можно выдвинуть определенные требования к выбору технологий отслеживания внеурочной деятельности:

  • рассмотрение образовательного процесса как целостной системы, системообразующим фактором которой является цель, заявленная в программе внеурочной деятельности;

  • определение сторон образовательного процесса и его результатов, подлежащих отслеживанию; эти стороны, скорее всего, будут определяться задачами педагогической деятельности;

  • определение количественных и качественных характеристик результатов внеурочной деятельности.

При отслеживании результатов внеурочной деятельности могут применяться общенаучные методы исследованиянаблюдение, устный и письменный опрос, эксперимент, тестирование, изучение документов. Существуют традиционные методы отслеживания результатов дополнительного образования, которые можно применить при отслеживании результатов внеурочной деятельности: выставка, зачет, конкурс творческих работ, творческий отчет, творческая книжка обучающегося, портфолио и др.51. Опыт разработки критериев, показателей и методик отслеживания результатов внеурочной деятельности представлен в табл. 45 и 46.

Таблица 45

studfiles.net

Тема I. 13. Формы организации обучения. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе.

План:

  1. Понятие о формах обучения и формах организации обучения. Общие (индивидуальная, индивидуально-групповая, коллективная, фронтальная) и конкретные (урок и внеурочные) формы организации обучения.

  2. Урок – основная форма организации учебного процесса.

  3. Типология и структура уроков.

  4. Современные требования к уроку.

Глоссарий:

  1. Форма обучения (forma [лат.] – наружный вид, внешние очертания) – дидактическая категория, которая отражает внешнюю сторону организации учебного процесса, внешний признак учебного процесса по количественному составу учащихся (индивидуальная, индивидуально-групповая, коллективная, фронтальная).

  1. Организационная форма обучения – дидактическая категория, в которой находят отражение внешние стороны обучения, связанные не только с количественным составом обучающихся, но и с местом и временем обучения (класс, мастерская, учебный кабинет, студия и т.д.; 45 минут, первая или вторая смена и т.д.), а также с порядком осуществления обучения (расписание учебных занятий).

  1. Урок – основная коллективная форма организации обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки, твердо установленной расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом (И.Ф.Харламов).

  1. Урок – это дидактическая конструкция, в которой в единстве и взаимосвязи представлены цель и результат, организационная форма и содержание, субъект и объект общения, личностные и профессиональные качества учителя, его мастерство и творчество, процесс и методическое обеспечение, предназначенные для реализации целей и задач обучения, развития и воспитания.

  1. Нестандартный урок форма организации обучения, которая как урок не относится ни к одной из известных классификаций, ей присуща большая вариативность структуры, основана на творчестве и импровизации, на активном взаимодействии учителя и учеников при их увлеченности совместной творческой деятельностью. Цели нестандартного урока – развитие интереса к учению, творческих способностей учащихся.

  1. Факультатив (от лат. fakultatis – возможный, необязательный, предоставляемый на выбор) – организационная форма обучения, используемая с целью углубления и расширения знаний, развития способностей и интересов учащихся, проведения планомерной профориентационной работы.

  1. Экскурсия – форма организации обучения, при которой ученики воспринимают и усваивают учебный материал, выходя непосредственно к месту нахождения изучаемых предметов, явлений, процессов (к объектам природы, историческим памятникам, в музеи, на заводы, фермы и т.д.).

  1. Дополнительные занятия и консультации – формы организации обучения, которые проводятся с группой учащихся или индивидуально с одним учеником с целью восполнения пробелов в знаниях; выработки умений и навыков, освоение которых не произошло по какой-то причине на уроке; удовлетворения повышенного интереса школьников к изучению какого-то отдельного вопроса или предмета в целом.

  1. Домашняя учебная работа школьников – форма организации обучения, сущность которой состоит в самостоятельном, без помощи и руководства учителя, выполнении учебных заданий по повторению и углублению учебного материала, изученного на уроках, по применению усвоенных знаний на практике, совершенствованию учебных умений и навыков.

  1. Внеклассная учебная работа (кружки, клубы по предметнонаучным интересам, олимпиады, предметные вечера, другие предметные КТД и т.д.) – формы организации обучения, основной целью которых является развитие интереса школьников к изучаемому предмету, творческих способностей, наклонностей учащихся.

13.1. Понятие о формах обучения и формах организации обучения. Общие (индивидуальная, индивидуально0групповая, коллективная, фронтальная) и конкретные (урок и внеурочные) формы организации обучения. Организованное обучение осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. Внутренняя, процессуальная сторона обучения представлена его целями, содержанием, методами обучающей и учебной работы. Внешняя сторона учебно-воспитательного процесса отражается в определенных формах. Латинское слово «forma» дословно означает «наружный вид», «внешнее очертание». Следовательно, форма обучения как дидактическая категория отражает внешнюю сторону организации учебного процесса.

В современной дидактике различают понятия «форма обучения» и «форма организации обучения». В первом понятии (форма обучения) находит отражение как внешний признак учебного процесса количественный состав учащихся. Существуют три формы обучения:

  1. Индивидуальная (сущность индивидуального обучения заключается в том, что учитель проводит обучающую работу с отдельным учеником по изучению какого-то отдельного вопроса, учитывая индивидуальность его восприятия и усвоения изучаемого материала).

  2. Индивидуально-групповая (учитель занимается с группой детей, объединенных по определенным индивидуальным критериям: по уровню учебной подготовки, по степени обучаемости, по способностям, интересам и т.д.).

  3. Коллективная (занятия проводятся одновременно со всем классным коллективом, по одному и тому же учебному материалу, с использованием фронтальных методов работы. Учебный материал усваивается в результате коллективных усилий, общего для всего класса «мозгового штурма»).

Все три формы обучения могут использоваться в рамках одной организационной формы обучения. Таким образом, форма обучения по отношению к организационной его форме является частным понятием, носит подчиненный характер. Учитель должен стремиться к оптимальному использованию форм обучения в рамках определенной организационной формы, зная недостатки и преимущества всех трех форм обучения.

Так, индивидуальная форма обучения обеспечивает прочность усвоения учащимися знаний, выработки на их основе умений и навыков, так как в ходе индивидуальной работы учитываются особенности познавательных процессов конкретного школьника, уровни его обученности по конкретным темам, способности к усвоению того или иного предмета, темы, вопроса и т.д. Однако использование данной формы обучения предполагает большие затраты времени, что в условиях массового обучения не всегда предоставляется возможным.

Индивидуально-групповая форма обучения, сохраняя достоинства индивидуальной и сокращая затраты времени на ее использование, является достаточно трудоемкой по своей организации для учителя. Ее осуществление требует большой подготовительной работы, диагностики критериев деления учащихся на группы, разработки методического обеспечения для каждой из выделенных групп и т.д.

При использовании коллективных форм обучения в значительной мере сокращаются затраты времени, но страдает качество усвоения ЗУН(ов) учащимися, особенно теми, кто требует в силу своих индивидуальных особенностей большего внимания со стороны педагога, помощи в процессе учения.

В связи со всем вышесказанным оптимальное использование форм обучения в рамках различных организационных его форм представляется как умелое сочетание индивидуальной, индивидуально-групповой и коллективной обучающей работы со школьниками.

Что же представляет собой с точки зрения теории обучения организационная форма обучения? Под организационной формой обучения понимают внешние очертания учебного процесса, связанные не только с количеством обучающихся (обычно это класс, состоящий примерно из 15 – 35 учащихся), но и со временем и местом обучения (например, классная комната в школе, кабинет химии или физики, мастерская, изостудия и т.д.; первая или вторая смена в работе школы; внеурочные занятия, вечерняя смена и т.д.), а также с порядком осуществления обучения (имеется в виду расписание учебных занятий). К организационным формам обучения относятся:

  • урок как основная в современной школе коллективная организационная форма обучения;

  • так называемые другие (альтернативные) организационные формы обучения, достаточно широко применяющиеся в учебном процессе, однако являющиеся вспомогательными по отношению к уроку (разнообразные учебные экскурсии, факультативы и практикумы, дополнительные занятия с различными дидактическими целями, внеклассная учебная работа – предметные кружки, олимпиады, предметные вечера и т.д.; домашняя учебная работа учащихся, репетиторство).

Будучи внешней стороной организации учебного процесса, формы обучения и организационные формы обучения органически связаны со своей внутренней, содержательно-процессуальной стороной. Разделять форму и содержание процесса обучения (как и других жизненно важных для людей процессов, явлений, предметов) можно только теоретически. На практике внешние очертания и внутренняя сторона обучения тесно связаны, переплетены друг с другом. С этой точки зрения одна и та же форма обучения или организационная форма обучения может иметь различные модификации и структуру в зависимости от целей и задач учебной работы, ее методов. Например, экскурсия может проводиться с целью изучения нового материала, либо с целью закрепления изученного на уроке, с целью связать изученный на теоретическом уровне учебный материал с жизнью, практикой. Естественно, что экскурсии будут иметь различный внешний вид, в их ходе будут применяться разные методы обучения. Поэтому без глубокого осмысления образовательно-воспитательных целей и задач, методов обучающей и учебной работы нельзя рассматривать и выбор форм, организационных форм обучения.

Индивидуальное обучение сложилось еще в первобытном обществе как передача жизненного опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему преемнику, занимаясь с ним индивидуально. По мере развития научного знания в связи со становлением и развитием земледелия, скотоводства, мореплавания, строительства и осознания потребности в образовании большего количества людей система индивидуальной учебной работы трансформировалась в индивидуально-групповую. Учитель по-прежнему обучал индивидуально, но уже не одного человека, а группу (она могла быть достаточно большой, состоять из 10 – 15 человек). Изложив материал одному, он давал ему самостоятельное задание и переходил ко второму, третьему и т.д. Закончив работу с последним, он снова возвращался к первому, проверял выполненное задание и снова излагал новую информацию. Так продолжалось до тех пор, пока обучаемый не осваивал науку, ремесло или искусство. Содержание обучения, его цели были строго индивидуализированы, поэтому в учебных группах были дети разных возрастов, разной степени подготовленности. Системы обучения в смысле его организации не существовало: не были строго определены, как сейчас, время и место обучения, его порядок.

Когда в средние века в связи с увеличением количества обучающихся стали подбирать в учебные группы детей примерно одного возраста и появилась необходимость систематизированного содержания обучения (обучать уже нужно было не просто тому, что знал сам учитель, а чтению, письму, арифметике как основам образования), возникла необходимость более совершенной организации обучения по форме. Свое законченное решение такая организация нашла в коллективной обучающей работе – в классно-урочной системе. Мы уже знаем из первых лекций о развитии педагогики как науки, что одним из первых научную разработку этой системы осуществил Я.А. Коменский. В своем труде «Великая дидактика» (1657) он разработал классно-урочную систему, которая используется в настоящее время в более совершенном виде.

И.Ф. Харламов в своих учебниках по педагогике подчеркивает, что предпосылкой для возникновения классно-урочной системы стало развитие производства, наук, повышение роли духовной жизни человека в обществе, что и обусловило необходимость массового обучения [33].

Интересен и примечателен для нас тот исторический факт, что незадолго до появления «Великой дидактики» и разработанных в ней основ классно-урочной системы она (еще пока как практический опыт, а не теоретическое обоснование) была впервые применена в так называемых братских школах, которые находились на территориях современной Беларуси и Украины. В этих школах для организации учебной работы учащиеся распределялись в группы (классы) по возрастам и с примерно одинаковым уровнем подготовки. Занятия проводились одновременно с целой группой учеников по одному и тому же материалу. Дети приходили в школу в одно и то же время. Это был осенне-зимний период, когда меньше было хозяйственных забот у земледельцев, а братские школы были предназначены, прежде всего, для обучения детей крестьян, носили демократический характер. В школах уже было определенное расписание занятий по времени и по порядку изучения учебного материала. Так возникли первые ростки классно-урочной системы. Ее формирование повлекло за собой возникновение в педагогике, в частности, в дидактике, таких понятий, как учебный год, учебная четверть, учебный день, каникулы (kanikul [лат.] – созвездие Пса, когда солнце находилось в этом созвездии, дети могли отдыхать от учебы). Как уже было отмечено, научное обоснование классно-урочной системы получило свое развитие в трудах Я.А. Коменского, большой вклад в ее развитие внес К.Д. Ушинский.

Великий русский педагог глубоко научно доказал преимущества организационной формы обучения и создал стройную теорию урока (разработал его организационное строение, типологию уроков). По К.Д. Ушинскому, в каждом уроке можно выделить три части, последовательно связанные друг с другом:

  1. Сознательный переход от пройденного к новому, целеполагание работы на уроке, настройка учащихся на интенсивную учебную работу (это как бы дверь в урок).

  2. Вторая часть урока, как писал К.Д. Ушинский, направлена на разрешение основной задачи и является центральной определяющей частью урока.

  3. Третья часть направлена на подытоживание проделанной учебной работы и на закрепление знаний, умений и навыков [29].

Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной вот уже более трехсот лет. Но поиски более совершенного оформления организации процесса обучения велись и ведутся по сей день. Решаются проблемы количественного охвата обучающихся (как качественно обучать как можно большее количество людей) и управления учебно-воспитательным процессом.

В Англии в конце CIC века оформилась белл-ланкастерская система обучения (от имен священника А. Белла и учителя Дж. Ланкастера, которые впервые ее применили в Англии и Индии). По-иному эту организационную форму обучения называли взаимообучением. Учитель, находясь в одном большом помещении с более чем с 600 учащимися разных возрастов и уровня подготовленности, учил старших и более способных и, следовательно, более успевающих учащихся, а те уже занимались с младшими и с теми, кто нуждался в помощи. Такая организационная форма обучения была вызвана к жизни в связи с тем, что возникла необходимость разрешить противоречие между потребностью в обучении элементарным знаниям рабочих и материальными затратами на это обучение. Говорить о высоком качестве учебного процесса в рамках белл-ланкастерской системы достаточно сложно, однако отдельные ее идеи интересны и применимы в организации обучения.

В 20-е годы прошлого столетия появилась такая форма организации обучения, как далтон-план (по имени американского города Далтон, штат Массачусетс), разработанная учительницей Еленой Паркхерст. Далтон-план отменял традиционные занятия в школе, учащиеся получали письменные задания (индивидуальные планы) и после консультации учителя выполняли их самостоятельно. Опыт показал, что большинство учащихся не в состоянии работать без помощи учителя. Далтон-план не получил широко распространения, хотя сегодня в связи с акцентом на индивидуализацию и дифференциацию обучения в нашей республике в отдельных школах пытаются использовать эту систему или ее элементы, иногда выдавая такую работу за новаторство в области разработки инновационных технологий обучения.

В 30-х годах CC века на основании неудавшегося далтон-плана была разработана бригадно-лабораторная форма организации обучения. Она практически вытеснила урок с его жесткой структурой. На общем занятии класса планировалась учебная, практическая работа звеньев (бригад) учащихся и индивидуальная работа каждого ученика в звене. Учитель на таких занятиях объяснял сложные вопросы изучаемой темы, подводил итоги работы бригады (звеньев). На итоговых конференциях бригадир от имени звена отчитывался о проделанной работе, о выполненных заданиях, которые, как правило, выполнялись только самыми активными и успевающими школьниками, а остальные только присутствовали при этом. Отметки выставлялись одинаковые всем членам бригады.

Для бригадно-лабораторной формы организации занятий были характерны умаление роли учителя в процессе обучения, переоценка учебных возможностей учащихся и метода самостоятельной учебной работы, что приводило к снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях и несформированности у школьников общеучебных умений и навыков.

Эти же недостатки отмечались и в других организационных формах обучения, разрабатываемых в Западной Европе и США, не получивших широкого распространения (батавская система избирательного обучения в США; маннгеймская система там же; метод проективного обучения и т.д.).

В итоге данного краткого обзора все же отметим, что отдельные элементы нетрадиционных организационных систем обучения получили свое признание в современной школе, продвинули вперед развитие теории организационных форм обучения. Однако наиболее устойчивой и широко распространенной в школьной практике оказалась все же классно-урочная система обучения. Но и она не является единственной формой организации обучения, так как в учебном процессе школы необходимо решать многообразные задачи. Это многообразие требует использования различных организационных форм обучающей работы учителя и учебной – школьника, поэтому в современной школе существуют так называемые другие формы организации обучения, внеурочные, призванные решать те учебно-воспитательные задачи, которые не в полной мере или вовсе не решаются на уроке. Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, то есть в рамках классно-урочной системы (экскурсии, дополнительные занятия и консультации, домашняя учебная работа, учебные конференции), другие являются по отношению к уроку вспомогательными организационными формами. Это факультативы и внеклассная работа по предмету (предметные кружки; клубы по предметным, научным интересам; предметные олимпиады и вечера, предметные недели и т.д.). Вспомогательные организационные формы обучения направлены на удовлетворение многосторонних потребностей и интересов детей в соответствии с их способностями и склонностями.

Рассмотрим внеурочные организационные формы обучения, которые развивались в рамках классно-урочной системы, или так называемые дополнительные формы организации обучения (экскурсия, дополнительные занятия и консультации, домашняя учебная работа школьников).

Достаточно часто в процессе обучения используются экскурсии. Экскурсия – это такая форма организации обучения, при которой ученики воспринимают и усваивают знания, выходя непосредственно к месту нахождения изучаемых предметов, явлений, процессов (к объектам природы, к историческим памятникам, в музеи, на заводы, фермы и т.д.).

Как и урок, экскурсия предполагает особую организацию взаимодействия педагога с учащимися, в ее рамках могут использоваться разнообразные методы обучения (рассказ, беседа, лекция, демонстрация и др.).

Образовательно-воспитательное значение экскурсии состоит в том, что она служит накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта обучающихся, способствует связи теории с практикой, обучения с жизнью.

studfiles.net

Современные формы занятий в дополнительном образовании

Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль. Именно от выбранной методики зависит конечный результат. Ежегодно появляются новые техники преподавания. Это неслучайно, ведь со временем общество меняется. Именно поэтому каждый педагог должен регулярно совершенствовать свой метод преподавания и изучать новые техники. Только в таком случае обучение пойдет ученикам на пользу. С некоторыми его особенностями вы можете ознакомиться в нашей статье.

Дополнительное образование и его формы. Общая информация

Формы дополнительного образования представляют собой специально организованную деятельность педагогов и учеников. Она направлена на изучение, воспитание и развитие личностных качеств. Процесс обучения в школе или университете существенно отличается от дополнительного образования. Оно имеет менее форматизированный характер и не имеет рамок.

Как правило, ребенок сам выбирает интересный для себя вид деятельности. Выбранные педагогом формы занятий в дополнительном образовании детей играют немаловажную роль, ведь именно от них зависит интерес ребенка к тому или иному увлечению. Преподаватель выступает в качестве не только главного источника знаний, но и помощника в становлении личности ученика.

Известный педагог и новатор В. Ф. Шаталов утверждал, что учитель должен создать такую атмосферу в аудитории или классе, при которой невозможно не усвоить полученный материал. Он также создал формы учебных занятий в дополнительном образовании, которые практикуют многие преподаватели. Выполняя функцию консультанта, учитель оказывает на учеников сильное личностное влияние. Именно поэтому требуется, чтобы преподаватель был самостоятельной и многогранной личностью.

Формы занятий в дополнительном образовании должны соответствовать следующим требованиям:

  • Иметь развивающий характер, а точнее, быть направленными на развитие у учеников природных задатков и интересов.
  • Быть разнообразными по содержанию и характеру проведения.
  • Основываться на различных дополнительных методиках. Однако до их практикования они должны пройти психолого-педагогическую экспертизу. Это необходимо для того, чтобы выяснить, не навредит ли новая методика физическому и психологическому здоровью учащихся.
  • Основываться на развивающих методиках.

Преподаватель дополнительного образования должен знать не только свою предметную область, но и обладать психолого-педагогическими знаниями. Для того чтобы занятие было обучающим, педагог должен тщательно к нему подготовиться и заранее все спланировать. Педагог имеет право самостоятельно подобрать формы, приемы организации занятий дополнительного образования. План проведения урока предполагает следующие этапы:

  • изучение нового материала;
  • закрепление полученных знаний;
  • практическую часть;
  • контроль знаний и умений.

Структура дополнительного занятия. Ошибки допущенные в начале урока

Все формы организации учебного занятия в дополнительном образовании имеют общую структуру. Урок представляет собой модель деятельности педагога и детей. Занятие любого типа содержит в себе последовательность следующих этапов:

  • организация начала урока, постановка задач, а также сообщение плана и темы занятия;
  • проверка знаний, полученных на предыдущем уроке;
  • ознакомление с новой темой.

Неопытные педагоги нередко совершают ошибки на первом этапе занятия. Одна из них — несовпадение установок. В таком случае педагог тщательно готовится к своему уроку, изучает формы проведения занятий в дополнительном образовании, но придя в аудиторию, обнаруживает, что ученики относятся к нему без интереса и разговаривают между собой. Преподаватель начинает нервничать и становится раздраженным. Ученики теряют интерес к занятию.

Еще одна распространенная ошибка неопытных педагогов — отсутствие контакта. В данном случае преподаватель действует автономно, а именно делает записи в документах, перебирает тетради и монотонно объясняет материал, вместо того, чтобы найти язык с учениками и использовать эффективные формы проведения занятий в дополнительном образовании.

Еще одна часто встречаемая ошибка — негативная установка. В данном случае педагог общается с детьми на повышенных тонах или, наоборот, лебезит перед ними.

Педагог должен тщательно готовиться к предстоящим урокам. Тема и сложность материала подбирается в зависимости от возраста учеников, а также их знаний и умений. Методы преподавания должны быть эффективными и разнообразными.

Традиционные формы организации учебного процесса

На протяжении многих лет преподаватели используют традиционные формы занятий в дополнительном образовании. Классификация данных методов представлена в нашей статье.

К первой традиционной форме относится лекция. Устное изложение той или иной темы развивает творческую мыслительную деятельность учеников. Нередко урок также проводят в виде семинара. Такая форма занятий является групповой. На уроке ученики обсуждают заранее подготовленные доклады или рефераты. Такие традиционные формы организации занятий в дополнительном образовании развивают аналитическое мышление, демонстрируют результат самостоятельной работы и совершенствуют навыки публичных выступлений.

Нередко для изучения того или иного материала педагоги отправляются с учениками на экскурсии. Такой метод изучения информации заключается в групповой поездке или походе. Его целью является осмотр той или иной достопримечательности. Благодаря данному методу и наглядному представлению обогащается чувственное восприятие.

Нетрадиционные методы

Не каждый начинающий преподаватель знает, какие бывают формы занятий в дополнительном образовании. Однако эта информация невероятно важна. Именно от выбранной формы преподавания зависит конечный результат. Стоит отметить, что методика обучения напрямую связана с взаимоотношением ученика и учителя. Как правило, преподаватели, которые интересно преподносят материал и нестандартно проводят урок, вызывают у обучающихся уважение. Они с удовольствием посещают их занятия и с легкостью усваивают новую информацию.

Нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании детей чаще всего используют молодые преподаватели. Нередко применяется метод социодрамы. Он характеризуется ролевой игрой, предопределенной позицией главных героев. Ситуация выбора, от которой зависит ход событий и социально-психологические отношения позволяет ученику осознать свое место в структуре общественных отношений.

Чаепитие — это метод, который также входит в нетрадиционные формы проведения занятий в дополнительном образовании. Он является невероятно важным в том случае, если необходимо наладить взаимоотношения в коллективе и сплотить его. Чаепитие создает особую психологическую атмосферу. Благодаря данному методу можно раскрепостить необщительных детей.

Метод под названием «Крепкий орешек» позволяет наладить доверительные отношения в коллективе. Его целью является решение трудных жизненных вопросов коллективно.

Метод защиты проекта также как и вышеперечисленные является достаточно важным, с его помощью ребенок развивает способность проецировать изменения действительности для улучшения жизни.

Чаще всего нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании основываются на играх, конкурсах, тренингах и ролевых играх. Считается, что такие методы преподавания являются более эффективными. Благодаря им дети с легкостью усваивают материал и с удовольствием посещают занятия.

Разновидности форм занятий в дополнительном образовании

Существуют различные направленности и формы занятий в дополнительном образовании. Перечень основных форм дополнительного обучения вы можете найти в нашей статье. Вы можете также ознакомиться с общей информацией о них.

  1. Кружок — это одна из направленностей форм дополнительного образования. Он может быть как творческим, так и предметным. В кружке дети объединяются по интересам и знаниям. Благодаря этому можно развить их творческие способности. Занятия в кружке преподаватель проводит по специально разработанному плану. При необходимости он может вносить в него свои коррективы. К каждому ребенку преподаватель находит индивидуальный подход. Главной целью таких занятий является обучение, совершенствование навыков и умений в определенной области и тематическое разнообразие.
  2. Ансамбль — это творческий коллектив, который исполняет общие музыкально-хореографические постановки. Целью таких занятий является развитие личности через эстетическое образование.
  3. Студия — это группа людей, которых объединяют общие интересы, поставленные задачи и деятельность. Основной целью является развитие творческих способностей и талантов, а также углубленное изучение определенной сферы деятельности.
  4. Школа — это еще одна направленность формы занятий в дополнительном образовании. Это учебная программа, которая объединяет между собой несколько взаимосвязанных дисциплин или же направлена на изучение одного конкретного предмета. К особенностям школы можно отнести: комплексный подход, наличие определенной концепции, поэтапный характер обучения, строгий контроль знаний и сертификат о пройденном обучении.
  5. Театр — творческая группа, главной целью которого является воссоздание художественного действия на сцене и реализация творческого потенциала. К особенностям таких занятий можно отнести: разнообразие уроков, изучение театрального искусства, нестандартный план занятий и частую художественную практику.
  6. Одна из наиболее распространенных форм занятий дополнительного образования — факультатив. Его можно охарактеризовать как вспомогательный процесс основного обучения. Факультатив направлен на удовлетворение интересов ребенка, исследовательскую деятельность, выявление творческих способностей учеников, углубленное изучение того или иного языка, а также развитие креативного мышления и подготовку некоторых обучающихся к олимпиадам и конкурсам. Существуют как общеобразовательные (на базе школе) факультативы, так и частные.
  7. Школьные факультативы не повторяют материал пройденный в общеобразовательном учреждении. На них ученики получают дополнительный и более глубокий материал. Там также присутствуют формы контроля на занятиях в дополнительном образовании. Преподаватель может проверить как дополнительный, так и основной материал. Однако процесс контроля носит обучающий характер, а не оценивающий. Для того чтобы заинтересовать учеников на факультативе, преподаватель должен подготовить интересные и разнообразные темы, а также использовать нестандартный метод образования.
  8. Занятия с репетитором — это особая форма обучения, которая отличается от общеобразовательных методов тем, что ученик будет обеспечен частным преподавателем и индивидуальной системой изучения предмета, которая подходит именно ему. Однако такие занятия проходят только на платной основе. К особенностям можно отнести частную форму проведения, регулярное повторение пройденного материала и изучение нового, возможность выбора дистанционного, группового или индивидуального изучения. Как правило, репетиторство выбирают тогда, когда необходимо устранить пробелы в знаниях.
  9. Центр творчества и развития — это учебное учреждение, деятельность которого нацелена на дополнительное образование детей. Главная цель такой формы обучения — развитие физического и творческого потенциала. Такие занятия могут посещать дети, возраст которых достиг полутора лет. В центрах творчества и развития сочетаются самые разнообразные направления и виды деятельности. Старшеклассники могут пройти там профильную подготовку. К особенностям можно отнести установленный режим проведения уроков, практические занятия и проведение праздников вместе с родителями.
  10. Клуб — творческое объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга. К особенностям можно отнести наличие детского самоуправления, а также символов и атрибутов. В клубе также присутствует свой устав и традиции.

В нашей статье перечислены различные формы занятий в дополнительном образовании. Классификация их позволит выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Мастер-класс — одна из наиболее эффективных форм дополнительного образования

Благодаря дополнительному образованию можно развить в человеке абсолютно любого возраста разностороннюю личность. Мастер-класс — это одна из наиболее эффективных форм обучения. Он характеризуется интерактивным занятием, во время которого весь новый материал осваивается на практике. Руководители обмениваются опытом со слушателями. Обычно их проводят с целью повышения квалификации, переподготовки специалистов или как самостоятельные курсы обучения. Мастер-класс может быть посвящен самым разнообразным темам. Во время его проведения ученики не являются пассивными слушателями. Они активно участвуют в обсуждениях, предлагают свои темы для анализа и решения проблем.

На сегодняшний день существует три вида мастер-классов:

  • производственные;
  • учебно-образовательные;
  • учебно-профессиональные.

К основным задачам мастер-классов можно отнести общение, целью которого является усовершенствование навыков, самореализацию, обмен опытом и стимулирование роста творческого потенциала.

Структура мастер-класса включает в себя следующие этапы:

  • вступительная часть;
  • демонстрация опыта;
  • анализ наиболее важных моментов;
  • заключение.

Формы контроля на занятиях в дополнительном образовании, а именно на мастер-классах отличаются тем, что ученику понадобится предоставить выполненную практическую работу. Благодаря ей преподаватель выяснит, как обучающийся усвоил полученный материал.

К преимуществам мастер-классов можно отнести следующие факторы:

  • передача опыта от специалиста к ученику;
  • интерактивная форма проведения;
  • возможность ознакомления с авторской методикой.

К отрицательным качествам мастер-классов можно отнести следующие факторы:

  • мастер-класс не является ведущей формой обучения;
  • участник должен иметь подготовительную базу по теме.

Вебинар — эффективный метод дополнительного образования

В последнее время особую популярность имеют вебинары. Это связано с тем, что компьютерные технологии уже проникли в сферу дополнительного образования. Вебинар — это разновидность онлайн-занятий. Его проводит лектор, который специализируется на той или иной теме, в режиме реального времени. Вебинары пользуются популярностью не случайно, ведь ученикам не нужно ехать на занятия. Им необходимо всего лишь зайти на определенный сайт в указанное время и день. Чаще всего для того, чтобы стать участником вебинара требуется установить специальное приложение на свой компьютер. Однако посещение наиболее востребованных занятий необходимо оплатить. К преимуществам вебинара можно отнести следующие факторы:

  • интерактивное обучение;
  • существенная экономия времени и денег;
  • эффективность обучения;
  • динамичность подачи учебных материалов.

Вебинары имеют и недостатки. К ним можно отнести следующие факторы:

  • обязательное наличие компьютера и интернета;
  • обучение будет полезно только тем, кто настроен на результат.

Вебинар дистанционно объединяет людей, которые работают в абсолютно разных сферах. Он занимает особое место среди иных форм обучения.

Дистанционное репетиторство

Развитие интернет-технологий оказало влияние на все сферы жизнедеятельности. Теперь одна из форм дополнительного образования, а именно репетиторство, может проходить дистанционно. Для этого используют видеосвязь. Обычно дистанционные репетиторы — это молодые специалисты. Педагоги с многолетним опытом чаще всего не доверяют новым технологиям. Для того чтобы воспользоваться услугами преподавателя в сети, необходимо уметь использовать компьютер и интернет. Известно, что удержать внимание слушателя на расстоянии сложнее, чем при реальной встрече. Именно поэтому дистанционный репетитор должен идеально знать свой предмет, а также вести свои уроки на высоком эмоциональном уровне.

Посещать онлайн-занятия могут ученики абсолютно любого возраста. Благодаря этому можно усовершенствовать имеющиеся знания, а также изучить что-то новое.

Заключительная часть урока дополнительного образования

Важную роль при проведении урока дополнительного образования играет не только его вступительная часть, но и заключение. От него зависит желание ученика повторить материал дома.

Существуют следующие формы подведения итогов занятия в дополнительном образовании:
  • опрос;
  • контрольная работа;
  • зачет;
  • открытое занятие;
  • концерт;
  • выставка;
  • олимпиада;
  • эссе и другие.

Подводим итоги

На сегодняшний день почти каждый получает дополнительное образование. Существует множество его форм. Все они существенно отличаются друг от друга. С развитием интернет-технологий дополнительное образование перешло на новый уровень. Теперь получить новые знания от преподавателя можно не выходя из дома. Многим такое изменение нравится, однако есть и те, которым оно не пришлось по душе. Благодаря дополнительному образованию можно существенно расширить свой кругозор. Нередко такое обучение также выбирают специалисты, которые желают повысить свою квалификацию.

fb.ru

Виды и формы учебных занятий

Рабочая программа преподавателя общеобразовательных и спецдисциплин должна быть оформлена и утверждена председателем цикловой комиссии и замдиректора по учебно-методической работе до начала учебных занятий. Это  «карта плавания» по морю учебного процесса, а преподаватель – капитан и штурман в одном лице…

Критерии оформления рабочей программы преподавателя по ФГОС СПО третьего поколения достаточно жесткие.
Количество часов, отводимое на изучение той или иной дисциплины в соответствии с учебным планом образовательного учреждения,  делится на аудиторные часы и часы, отведенные на самостоятельную работу обучающихся (подготовку поурочного домашнего задания, докладов, презентаций и других творческих работ).

Такое деление принято в европейских школьных стандартах (Болонская система, Туринская система) для достижения двух основных целей:
1. индивидуализации учебного процесса в соответствии с уровнем способностей, уровнем сформированности общих и профессиональных компетенций учащихся;
2. разгрузки аудиторного процесса (постоянное увеличение объема информации по каждой из школьных дисциплин не дает возможности уложить весь материал в отведенные часы).

В свою очередь аудиторные часы разделены на четыре  основные группы:  теоретические (лекционные) уроки, лабораторные занятия, практические работы, промежуточную аттестацию по учебной дисциплине. Большее количество часов, выделенных на лабораторно-практические занятия, имеет целью  организовать учебный процесс так, чтобы ясно была видна связь изучаемого материала с практикой, его востребованность в конкретных ситуациях, междисциплинарные, межкурсовые и иные связи, объединяющие школьные знания в единую картину мира. Формы промежуточной аттестации — контроля знаний и умений, уровня овладения общими компетенциями — предусмотрены в виде письменной контрольной работы, зачета, а так же дифференцированного зачета (вопросы и задания различного уровня сложности по группам учащихся), экзамена по предмету.

Лабораторной работой является урок, на котором учащиеся либо сами, либо с помощью преподавателя убеждаются в наличии химических, биологических, физических закономерностей, действующих в природе, или изучают и сравнивают первоисточники на уроках гуманитарного цикла. Лабораторная работа требует наличия определенного оборудования, оснащения кабинета всем необходимым для проведения урока. Лабораторное занятие – это, прежде всего, лаборатория узнавания нового в виде непосредственных манипуляций с предметами, приборами, веществами, текстами. Методические рекомендации к проведению лабораторного занятия вы найдете в статье «Методические указания к лабораторно-практическим занятиям». В обязательном порядке при подведении итогов урока заполняется тетрадь с лабораторной работой, где фиксируются основные действия и полученные результаты, формулируются научно-обоснованные  выводы. По общему правилу, рекомендуемому Учебно-методическим центром, урок-лабораторная работа – это два  академических часа в рабочей программе.

Практическое занятие имеет методической целью закрепление первичных знаний, формирование умений через выполнение заданий по образцу. Например, решение задач по математике, физике, химии, биологии, выполнение письменных упражнений и аудирование на уроках иностранного языка. Составление схем, таблиц, диаграмм, описания по картине, изучение и оформление карт на уроках гуманитарных дисциплин. Выполнение упражнений, заданий на уроках физической культуры, рисования, труда.
К практическим занятиям также можно отнести уроки нетрадиционного вида: викторины, ролевые игры, круглые столы, семинары и др. Они требуют предварительной подготовки и учащихся и учителя.

Теоретическое занятие может представлять собой обычный комбинированный урок, урок изучения нового материала в виде лекции, беседы, сопровождаемым видео-аудио-фото материалом, урок обобщающего повторения и т.п. На уроке изучения теоретического материала допустимо до 30% учебного времени отвести вместо устного опроса на письменную работу для повторения, закрепления пройденного и установления связи с новой темой. Это может быть небольшой тест из 5-10 вопросов по вариантам, до 5 открытых вопросов по фактическому материалу или один сложный вопрос (например, о причинах, или сути, или результатах какого-либо события, явления, когда учащиеся должны раскрыть проблему, дать целостное описание какому-либо явлению с использованием научных терминов и понятий). Время письменной работы – не более 15 минут (из них 10 минут сама работа, 5 минут  — на  организацию внимания, чтение задания, сбор готовых работ, ответы на текущие вопросы). 100%

Формы самостоятельной работы обучающихся педагог выбирает сам, исходя из общей подготовки класса/учебной группы, уровня знаний и умений учащихся. Желательно дифференцировать задания (индивидуально либо по группам). Объем самостоятельной работы должен быть просчитан учителем — сколько примерно времени потратит средний ученик на выполнение задания, перегрузка (как и недогрузка) не должна присутствовать. Количество часов, отводимых на самостоятельную работу, прописывается преподавателем в рабочей программе по дисциплине, равномерное распределение нагрузки систематизирует учебную деятельность, делает учебный процесс прогнозируемым и эффективным. Поэтому необходимо выполнять свой план: рабочую программу и календарно-тематическое планирование.

Самостоятельная работа обучающихся должна носить в большей степени творческий характер и быть оформлена письменно или на электронном носителе, такая работа даст возможность оценить ее результат: поставить отметку в журнал, скорректировать результат, организовать работу учащихся на уроке. Индивидуальная  самостоятельная работа может (и должна) быть предложена в первую очередь сильным учащимся и ученикам, отстающим от основной части класса. Индивидуальная траектория обучения в условиях классно-урочной системы дело архисложное, требует артистизма педагога, огромной заинтересованности преподавателя в успехах учеников, постоянного методического поиска форм заданий, мониторинга реальных и потенциальных возможностей своих подопечных.

Только системное применение принципов Туринского и Болонского процессов в области среднего профессионального образования в России принесет результат, т.е. создаст конкурентоспособного на рынке труда специалиста среднего звена с развитым чувством новаторства, умеющим объективно оценивать обстановку, принимать грамотные и эффективные решения на современном производстве и получать высокую зарплату с учетом разноплановости знаний, сформирвоанности профессиональных и общих компетенций работника.

profmetodist.ru

Формы организации учебных занятий

ФИО преподавателя___________________________________________________

Дата посещения_______________________________________________________

Цель посещения______________________________________________________

Классические типы

Нетрадиционные типы

Вводный урок

Урок фантазирования

Тренировочный урок

Урок – соревнований

Контрольный урок

Урок открытых мыслей

Урок закрепления знаний, умений и навыков

Урок – турнир

Урок самостоятельной работы

Урок – диспут

Урок ТСО

Урок – зачёт

Урок практической работы

Урок творчества

Комбинированный урок

Урок — спектакль

Повторительно – обобщающий урок

Урок – конкурс

Урок – конференция

Интегрированный урок

Урок – игра

Урок — сказка

Урок – КВН

Урок – путешествие

Аукцион знаний

Волшебный концерт

Показатели деятельности преподавателя

Баллы

  1. Организаторская

  1. Выполнение намеченного плана урока

  1. Формулирование темы и цели урока в контексте учебной дисциплины, будущей профессии

  1. Эффективность и целесообразность использования наглядности и ТСО, современной оргтехники.

  1. Уровень педагогического и методического мастерства, чередование и смена форм деятельности (фронтальные, парные, групповые, индивидуальные)

  1. Реализация основных психологических и гигиенических требований, эстетическое обеспечение урока и состояние аудитории

  1. Качество речи педагога (темп, дикция, образность, эмоциональность, выразительность, правильность)

  1. Уровень оформления документации к уроку (журнал, конспекты, план урока)

  1. Педагогическая культура, такт, внешний вид педагога

  1. Соблюдение правил охраны труда и безопасности жизнедеятельности

  1. Способы педагогического воздействия при нарушениях дисциплины:

          1. Обучающая

          1. Реализация принципа научности и достоверности изложения материала

          1. Проблемность изложения информации, использование карточек, перфокарт, современной оргтехники

          1. Проявление профессионально важных качеств педагога (знание предмета, эрудиция, использование дополнительных источников информации, образность изложения, учёт индивидуальных особенностей учащихся и т. д.)

          1. Формирование и развитие у учащихся умений рациональной организации учебного труда, умение вовлечь в работу пассивных учащихся.

          1. Творческий подход к изложению, допустимый уровень субъективности, эмоциональность объяснения

          1. Чёткий инструктаж при самостоятельной работе

          1. Осуществление принципа связи теории с будущей профессией

          1. Оптимальный объём учебного материала, объяснение с привлечением аналогий и примеров

          1. Наличие эффективной обратной связи с учащимися

          1. Рациональное использование времени урока

          1. Воспитательная

          1. Нравственная и мировоззренческая направленность урока

          1. Работа над культурой речи учащихся

          1. Влияние урока на интеллектуальное развитие учащихся

          1. Эффективность использования принципа связи обучения с жизненными ситуациями

          1. Создание условий для самореализации учащихся (дружелюбная манера опроса, корректность общения в форме диалога и полилога, толерантность и доверие во взаимодействии, поощрение учащихся за конкретную работу и т. д.)

          1. Создание ситуации успеха («педагогическое внушение», «скрытая инструкция», «высокая оценка детали» и т. д.)

          1. Качество управления деятельностью, учащимися, стиль взаимодействия с учащимися

          1. Использование воспитательных возможностей отметки и оценки (не только правильно воспроизвести, но и проявить самостоятельность, оригинальность, творческий подход к выполнению заданий)

          1. Создание воспитывающей среды на уроке (оформление интерьера кабинета, эстетический вид учебной мебели и дидактического материала, психологический микроклимат учебной группы, уровень самоуправления на уроке и т. д.)

          1. Рефлексия и анализ урока (что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить, о чём задумались?)

          Показатели деятельности учащихся

          Баллы

          1. Уровень познавательной активности (эрудированность, сообразительность, использование дополнительной литературы)

          1. Наличие интереса к уроку

          1. Степень самостоятельности, инициативы и индивидуальности учащихся

          1. Реализация ситуации успеха («снятие страха», «персональная исключительность», «авансирование» и т. д.)

          1. Профессиональный этикет будущего специалиста (манера поведения, культура речи, знание основ делового общения и т. д.

          1. Развитие навыков работы « в команде»

          1. Уровень духовно – нравственного потенциала личности учащегося (суждения, внутренние установки, ценностные ориентации, организованность, дисциплинированность)

          1. Возможность реализации творческих способностей

          1. Использование учащимися речевых оборотов: « Я полагаю, что…», «Мне кажется, что…», «По моему мнению…», «Я думаю…» и т. д.)

          1. Внешний вид учащихся

          studfiles.net

          Формы организации учебных занятий в начальных классах.

          ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
          (УРОК И ЕГО ТИПЫ)

          Типы уроков

          Целевое назначение

          Результативность обучения

          Урок первичного предъявления новых
          знаний или УУД

          Первичное усвоение новых предметных ЗУНов, универсальных

          учебных действий (УУД)

          Воспроизведение своими словами правил, понятий,

          алгоритмов, выполнение

          действий по образцу, алгоритму

          Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями

          Применение

          усваиваемых знаний

          или способов учебных

          действий в условиях

          решения учебных

          задач (заданий)

          Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов

          и правил при решении учебных задач

          Урок применения предметных
          ЗУНов и УУД

          Применение предметных ЗУНов и УУД в условиях решения учебных задач повышенной сложности

          Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной

          сложности отдельными

          учениками или коллективом класса

          Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий

          Систематизация предметных ЗУНов

          или УУД

          (решение практических задач)

          Умение сформулировать

          обобщенный вывод, уровень

          сформированности УУД, обеспечивающих умение учиться (работа в парах, использование источников

          информации и др. )

          Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД

          Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД

          Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

          Контрольный урок

          Проверка

          предметных ЗУНов, умений решать практические задачи, сформированности УУД

          Проверка

          предметных ЗУНов, умений решать практические задачи, сформированности УУД

          Коррекционный урок

          Индивидуальная работа над допущенными ошибками

          Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

          Комбинированный урок

          Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

          Запланированный результат

          Учебная экскурсия; учебный поход

          Непосредственное (в отличие от опосредованного) изучение явлений окружаю­щего мира

          Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов

          Урок решения практических задач

          Практическая направленность изучения теоретических положений

          Использование средств математики в целях изучения окружающего мира

          Лабораторный практикум с использованием простейшего оборудования

          Проведение опытов и экспериментов с целью проверки выдвинутой гипотезы

          Умение использовать лабораторное оборудование; самостоятельное открытие свойств веществ, закономерностей явлений

          и т. д.

          Урок в библиотеке, компьютерном классе, музее, школьном кабинете (химии, физики, биологии, истории, литературы, лингафонном)

          Использование средств новых технологий при решении учебных задач

          Ярко выраженное желание научиться пользоваться дополнительными источниками информации или сформированное умение пользоваться дополнительными информационными источниками

          Заседание клуба

          Формирование умения учебного сотрудничества (умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат)

          Уровень самостоятельности отдельных школьников и классного коллектива при проведении учебного занятия или его фрагмента

          Урок любого типа с целевым назначением — усвоение школьниками способов самоконтроля и самооценки

          Обучение способам контроля и самооценки деятельности

          Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

          infourok.ru

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *