cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Фенологический календарь природы осень: подсезоны осени, календарь работ в саду

Фенологический календарь наблюдения за природой

hello_html_m5f667e6.png

Фенологический календарь наблюдения за природой

hello_html_m574e5505.jpg

hello_html_5ae901be.jpg

Фенологические наблюдения осенью

А. Найдите картинки или рисунки на осеннюю тематику, которые иллюстрируют жизнь живых организмов осенью (задания выполните на отдельных альбомных листах)

Б. Выполните наблюдения и заполните таблицу.

Сезонные явления в жизни организмов

В. Выполните наблюдения и найдите ответы на вопросы:

1. Какие растения цветут осенью?

2. Плоды и семена каких растений созревают в августе, сентябре?

3. Как изменяется окрас листьев деревьев, кустов и трав?

4. Какое значение имеет листопад в жизни растений?

5. Листья каких растений осенью желтеют, краснеют, остаются зелёными?

6. Как зимуют многолетние травы?

7. Какие деревья сбрасывают листву первыми, последними?

hello_html_7446462a.png

Фенологические наблюдения зимой

А. Найдите картинки или рисунки на зимнюю тематику, которые иллюстрируют жизнь живых организмов зимой (задания выполните на отдельных альбомных листах)

Б. Выполните наблюдения и заполните таблицу.

Сезонные явления в жизни организмов

В. Выполните наблюдения и найдите ответы на вопросы:

1. Происходит ли в состоянии зимнего покоя у растений дыхание? Транспортировка веществ? Рост?

2. Найдите в дополнительной литературе информацию и запишите, как зимуют животные: белка, ежи, летучие мыши, белый медведь, насекомые и пауки?

3. Какие известные тебе птицы зимуют в вашей местности?

А какие улетают в тёплые края?

hello_html_m5275b3c3.jpgФенологические наблюдения весной

А. Найдите картинки или рисунки на осеннюю тематику, которые иллюстрируют жизнь живых организмов весной (задания выполните на отдельных альбомных листах)

Б. Выполните наблюдения и заполните таблицу.

Сезонные явления в жизни организмов

В. Выполните наблюдения и найдите ответы на вопросы:

1. Какие раннецветущие растения вам известны?

2. Поставьте в воду веточку дерева в воду и наблюдайте: Какое растение?_____ Веточка поставлена в воду(дата)______ Почки набухли (дата)_____. Появился побег (дата)_____, распустились листья(дата) _____.

3. Когда вы заметили первых насекомых?______ каких?

4. Когда прилетели весной знакомые вам виды перелётных птиц?

ФЕНОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ | Дом, сад и огород

Наблюдение за сезонными изменениями фенологи производят на основе заметных природных явлений, например, зеленение берёзы, цветение черемухи, осенняя раскраска листьев — такие явления называются феноиндикаторами. Они характеризуют наступление той или иной фазы в сезонном развитии живой природы.

Для использования более формальных и универсальных показателей рассматривают величины среднесуточной температуры воздуха (существенно определяющие природные явления). Так, устойчивый переход к среднесуточной температуре выше нуля по Цельсию считают климатическим наступлением весны, выше 15 градусов — наступлением лета.

Рассматривая более узкие переходы показателей температуры, через 5 градусов Цельсия, в каждом сезоне выделяют более короткие периоды — фенологические фазы. Они имеют свой набор природных феноменов (явлений), позволяющих отличить одну фазу от другой.

Фазы по наиболее характерным явлениям имеют названия, закрепленные в народных календарях.

Сезоны в фенологии соответствуют временам года с той разницей, что начало и окончание сезона определяется из наблюдений за природой, а не календарём. В каждом сезоне выделяют более короткие периоды — фенологические фазы. Они имеют свой набор природных феноменов (явлений), позволяющих отличить одну фазу от другой.

Фенологические фазы

Весна

Весенний сезон состоит из четырёх подсезонов, каждый из который характеризуется собственными феноиндикаторами.

1-й подсезон (таяние снега), по Михаилу Пришвину — «весна света», — начинается с появления первых проталин в поле, а заканчивается с началом цветения ольхи серой и орешника-лещины. В течение этого подсезона прилетают грачи, чайки, скворцы и жаворонки. Начинается сокодвижение и набухание почек клёнов и берёз. Сходит и совсем исчезает снежный покров на полях, водоёмы начинают очищаться ото льда.

В этот же период заканчивается рыбалка по последнему льду и начинается ловля рыб по открытой воде. В течение этого подсезона некоторые виды рыб (щука, язь, елец, подуст, жерех, ёрш) готовятся и кое-где приступают к нересту. В некоторых местах уже неплохо ловятся плотва, язь и лещ.

2-й подсезон (оживление весны) — начинается с зацветания серой ольхи. Хороший индикатор начала этого подсезона для городских жителей — желтеющая на глинистых пустырях мать-и-мачеха. В Центральном районе, как правило, начало этих явлений приходится на 15—20 апреля.

Происходит окончательное освобождение водоёмов ото льда, подсыхает сверху почва, многие просёлочные дороги становятся проходимыми и доступными для транспорта, открывается путь рыболовам в самые малодоступные и глухие места.

В этом подсезоне прилетают журавли и вальдшнепы, вылетают шмели (комары-толкунцы, мухи и первые бабочки появляются раньше), уже порою раздаются «песни» лягушек. Оживляются дождевые черви. Заканчивают нерест щука и язь, продолжают ёрш и жерех и начинают окунь и лещ (старшие возрастные группы, самые крупные, так называемые «берёзовики»). Заканчивается период с облиствением берёзы и «пылением» вяза.

3-й подсезон (разгар весны) — начинается с момента, когда зазеленела берёза. В это время, в течение примерно двух декад, продолжается нарастание тепла. Всё жарче дни и теплее ночи. «Идёт, гудёт зелёный шум», как сказал поэт. Гуще зеленеют деревья и кустарники, цветёт черёмуха, зацветают фруктовые сады. Всё больше становится насекомых, прилетают певчие птицы, питающиеся ими.

На лугах, в лесах, в поле всё буйно зеленеет и цветёт: одуванчик, крыжовник, земляника, красная смородина, черника, купальница, ландыш, красный клевер… В прибрежных зарослях поют соловьи, а в лугах и поле можно уже услышать коростеля-дергача и перепела.

Это всё приметы: начинается жор щуки, ловятся лещ, частично успевший отнереститься, и голавль. В некоторых местах язи ещё заканчивают нерест, а продолжают его плотва и подуст. Кое-где начинает уже хорошо, но ещё периодически, нерегулярно, брать карась.

Завершается период зацветанием рябины и лиловой сирени, и эти же явления позволяют начать отсчёт времени последнего подсезона весны, длящегося, как и предыдущий, тоже около двух декад.

4-й подсезон (предлетье, «весна зелёной травы»)

— во время него обычно заканчивается цветение фруктовых садов, выколашиваются озимая рожь и луговые злаки, в сырых местах зацветает незабудка, а на суходолах — нивяник-поповник (называемый в просторечии ромашкой, «любит-не-любит»). Все эти явления совпадают по времени с вылетом стрекоз.

Лето

Летний сезон делится на три подсезона.

1-й подсезон (начало лета) начинается с зацветания шиповника. Этому сопутствуют и другие явления: цветение калины и чубушника в садах, цветение ржи, василька и льнянки в поле, на воде — кувшинки белой. Воздух прогревается и становится всё теплее, стоят самые длинные в году дни. К этому времени прогревается вода в больших водоёмах — озёрах и водохранилищах.

2-й подсезон (полное лето) — основной летний подсезон начинается с зацветания липы мелколистной (в Центральной России обычно между 5 и 15 июля, но в больших городах это происходит раньше, что обязательно следует учитывать). Попутными указателями могут служить созревание красной и чёрной смородины, садовой земляники (лесная опережает её, начиная краснеть вскоре после расцвета шиповника), а в лесу — черники. Стихают соловьи, умолкают кукушки (по народным приметам их слышно до Петрова дня), на выгонах и городских газонах голубеет цикорий и желтеет уже кое-где пижма. Появляется масса кузнечиков.

3-й подсезон (спад лета). В этом подсезоне в лесу начинает попадаться спелая брусника. Уже заметно удлинились ночи, на заре выпадают холодные росы. Постепенно начинает охлаждаться вода. В этот же период успевает подрасти отава (трава, срезанная во время сенокоса).

Осень

Осень на европейской территории страны длится чуть больше трёх месяцев, распадаясь условно на три подсезона.

1-й подсезон (начало осени) — начинается с появления первых жёлтых прядей в кронах берёз, лип и вязов, а заканчивается он тогда, когда число расцвеченных и зелёных листьев становится примерно равным, что чаще бывает в последней декаде сентября (но иногда, в тёплые и влажные осени, и в начале октября). В лесах появляются опёнки, а в воздухе — летающая паутина, тенетник. Продолжает охлаждаться вода, но в больших водоёмах это происходит неравномерно, начиная с верхнего слоя.

2-й подсезон (золотая осень). В течение него листва на деревьях всё сильнее желтеет и начинается интенсивное опадение листвы. Постепенно оголяются леса, в южные области улетают стаи перелётных птиц, даже грачи и скворцы, кочующие по окрайкам полей и обочинам дорог, готовятся к отлёту.

С окончанием листопада у берёзы, осины и вяза начинается и длится глубокая осень. Она продолжается до первого снега (не летящего в воздухе, а того, что хотя бы на день или ночь покроет землю). Становится всё холоднее, пролетают к югу последние стаи гусей, лебедей и уток. Быстро охлаждаются приземный воздух и вода, обитатели которых проявляют всё меньше активности.

3-й подсезон (предзимье). Последний осенний подсезон, являющийся одновременно переходом к зиме, за что и получил своё название. Этот подсезон начинается от первого снега и заканчивается с установлением санного пути и ледостава на водоёмах.

Зима

Этот сезон фенологи условно делят на три подсезона — первозимье, коренную зиму и перелом зимы. В это время растения находятся в глубоком покое, из всего многообразия пернатых остаются у нас лишь немногие, хорошо приспособленные к зимним тяготам и лишениям. Только не впадающие в спячку звери оживляют безмолвие зимнего леса. В целом сезон обычно длится с конца ноября до второй половины марта.

1-й подсезон (первозимье). В начале подсезона на водоёмах наконец-то устанавливается прочный ледовый покров «счастье рыбаков», открывающий начало подлёдной рыбалки. Заканчивается период в двадцатых числах декабря, в дни зимнего солнцестояния. Вначале интенсивный, перволедный клев становится все более капризным, и это не удивительно — толще ледовый панцирь на водоёмах, короче дни и все меньше в воде растворенного кислорода.

2-й подсезон (коренная зима). Этот подсезон длится до февраля, когда начинает «петь» песни большая синица.

3-й подсезон (перелом зимы). Он начинается с увеличением продолжительности светового дня. Настает «весна света», звенит капель, растут сосульки, днём солнце уже заметно греет.

Взаимосвязь природных явлений

Продолжительность фенологических сезонов и подсезонов зависит напрямую от географического положения местности и от ландшафта. Все фенологические фазы взаимосвязаны и наступают через определенные временные промежутки. Так, например, весеннее сокодвижение начинается раньше всего у остролистного клёна, а берёза (начало сокодвижения в ней, характеризующееся набуханием почек, является приметой для рыболовов, сигнализируя об активизации язя) отстает от него на две недели (средний срок — 8 апреля).

Огромное значение в сезонном развитии природных явлений имеет средняя суточная температура воздуха. Пока она не составит 5 градусов тепла, растения пребывают в вынужденном покое. И наоборот, как только повсеместно зацветет мать-и-мачеха и запылит серая ольха, становится очевидно, что температура приблизилась к этой отметке. Фенологи считают, что чем раньше зацветёт серая ольха (скажем, до 10 апреля при среднем сроке 16 апреля), тем более ранняя установится весна. Также следует учитывать, что большинство ранних вёсен бывают затяжными, с возвратом холодов. Кстати, хорошая весенняя примета — прилёт трясогузок. «Трясогузка прилетела — скоро лёд пойдёт», — это подмечено давно и весьма точно. Следом прилетают и чайки.

Одним из самых важных природных «индикаторов» весной становится озеленение берёз. По времени наступления этого явления фенологи судят об общем количестве тепла в периоде роста и развития растений. В этом присутствует чёткая взаимосвязь — чем раньше зазеленеет берёза, тем длиннее будет тёплая часть года.

Наконец, всё вокруг украшается золотистыми россыпями одуванчиков. Это означает, что средняя суточная температура переходит отметку 10 градусов. Для агрономов и фенологов это очень важная дата, по наступлению которой они судят, каким сложится предстоящий сельскохозяйственный сезон. По специальному уравнению регрессии, которое приводится в книге А. Стрижева, специалисты рассчитывают количество общего тепла в периоде активной вегетации растений.

Фазы развития различных растений наступают поочередно, через определенные сроки. Так, например, верно зафиксировав дату зацветания орешника (которое почти совпадает с появлением мать-и-мачехи и зацветанием серой ольхи), можно узнать, когда приблизительно наступят остальные фенофазы. Берёза, к примеру, распускает листья на восемнадцатый день после цветения орешника и за пять дней до начала цветения одуванчика (то есть перехода средней суточной температуры через отметку 10 градусов).

Следующая знаменательная фенофаза — цветение черемухи. Она тоже наступит в положенное время, а именно — на двадцать восьмой день после начала цветения орешника, или через 10 дней после того, как зазеленела берёза.

Существует и ещё одна зависимость: чем раньше цветёт черёмуха, тем теплее оказывается июль-сентябрь (вторая половина лета и начало осени). Примерно к 20 мая к цветущим вишням присоединяются яблони, а уже через два дня после них зацветает лиловая (обычная) сирень. В это же время в лесах зацветает дуб и появляется ландыш, а на лугах — красный клевер. Начинает плодоносить рябина.

Июнь начинает лето в календаре, а в живой природе лето начинают зацветающие шиповник и калина. Как только температура воздуха за сутки приблизится к 15 градусам, почти одновременно зацветут ромашки-нивяники, фиалки, луговые герани, василёк полевой, колокольчики. К этому времени в цветниках пышно распускаются розы.

Значение финологического календаря для садоводов и огородников

Для садоводов-огородников наблюдение за природой дает возможность вовремя и без потерь вырастить богатый урожай. Если понаблюдать за природой, то можно провести посевные работы в оптимальные сроки:

  • цветут серая ольха и мать-и-мачеха, распустились почки на березе и черной смородине — пора сеять редис, морковь, салат, репу, лук, свеклу;
  • распустились листья на березе — начинается посадка картофеля и заканчивается не позднее, чем зацветет черемуха;
  • зацветает вишня — можно сеять укроп;
  • зацветает калина — можно сажать кабачки, огурцы, тыквы, арбузы, дыни;
  • зацветает рябина — можно высаживать рассаду перцев и помидоров;
  • в начале цветения абрикосов — кукурузу, а когда абрикосы отцветут — свеклу;
  • прилетела кукушка — можно сажать; огурцы, тыквенные, бобовые;
  • зацвела осина — сейте морковь;
  • зацвела бузина — можно сажать капусту;
  • появились на дубе листья — можно сажать горох;
  • в период от начала цветения орешника до начала цветения черемухи — посадка и пересадка деревьев и кустарников

 

Все про розы Ежевика

Интересные книги

post

Вам также понравится…

post

Алыча «Тимирязевская»

Никогда не думала, что в подмосковье, с ее суровыми зимами, чередующимися с оттепелями, возможно вырастить алычу — дочь южного солнца. Но даже, если и выжила бы, вряд ли принесла вкусные плоды, так — мелкую кислятину, годящуюся только на компоты.

манчжурский орех

Манчжурский орех

Растет манчжурский орех, как несложно догадаться, только в двух местах — в Манчжурии и у меня на подмосковной даче. Хотя незлые языки и утверждают, что не такая это уж растительная редкость, и что даже в Москве ее завались на Патриарших прудах, и что мы свою купили в Ботаническом саду

ирга

О каждом дереве, кустике или цветочке можно рассказать что-то интересное и любопытное. Но вот ирга… Растет у нас два деревца ирги — ирга обыкновенная и ирга канадская. Растут тихо-мирно в углу нашего дачного участка, никого не трогают.

Фенологический календарь природы.

Периодические явления природы, обусловливаемые годовым ходом метеорологических элементов, называют сезонными явлениями. Закономерность развития сезонных явлений в природе изучает наука, называемая фенологией.

Фенология дает возможность определить точные сроки наступления того или иного времени года и даже отдельных периодов внутри каждого сезона для каждой конкретной местности. Критерий перехода от одного периода к другому – состояние растений: началось сокодвижение в бородавчатой березе – наступил предвесенний период, зацвела лиловая сирень – начался период весны, зацвела озимая рожь – наступило лето. Такие зафиксированные признаки называются фенологическими сигналами (феносигналами).

Наблюдения за периодическими изменениями в растительном и животном мире называют фенологическими. Фенологические наблюдения — одна из наиболее доступных форм массовой краеведческой работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы во многих уголках природы.

Сущность фенологических наблюдений состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления. Используя даты многолетних фенологических наблюдений, натуралисты составляют фенологические календари (календари природы). Наблюдая из года в год за одними и теми же объектами, и фиксируя одни и те же явления, ученые тщательно записывают сроки этих явлений, а потом выводят (вычисляют) средние сроки наблюдаемых явлений.

Организация фенологических наблюдений и изучение тесно связанных с ними народных примет – наиболее приемлемые для детского сада формы экологического образования дошкольников. Они основаны на самостоятельной исследовательской работе и всегда вызывают у детей большой интерес.

Работа по данному направлению довольно проста. Дети совместно с педагогом намечают ряд объектов на территории детского сада или в непосредственной близости от него и ведут за ними систематические наблюдения. Наиболее удобными для организации фенологических наблюдений являются растения. В какой-то момент дети увидят появление соответствующего феносигнала – наступление ожидаемого события. Полученные сигналы отмечаются устно или заносятся в дневник наблюдений, или календарь природы.

Календари природы — графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. В каждой местности, регионе существуют свои календари природы, единого календаря природы нет и быть не может.

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем — использование в учебном или в воспитательном процессе. При работе с календарем природы расширяется кругозор детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес. Работа с календарями природы абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Красочные картины природы в разное время года при умелом руководстве педагога становятся средством эстетического и нравственного воспитания: развивается чувство прекрасного, художественное восприятие действительности. Приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе.

Работа с календарем природы

В средней группе он должен быть несложным по представленному материалу, ярким. С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное.

Изменчивую погоду сезона также необходимо фиксировать. Это можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием «Какая сегодня погода?».

На плотном куске картона с укрепленной в центре подвижной стрелкой помещаются или вкладываются в прозрачные карманы для детских рисунков изображения различного, но типичного для определенного сезона состояния погоды. Если сделать картинки сменными, можно использовать календарь в течение всего года. Соединив игрушку-пособие с планшетом для детских рисунков, уже в средней группе можно создать уголок наблюдений за природой и погодой сезона. Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает умения наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.

В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях.  Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь.

Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (6–7) условных изображений погодных явлений. Например, осенние явления погоды могут быть представлены условными изображениями.

Ко второй половине года дети старшей группы владеют некоторыми первоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому воспитатель может внести в календарь условное изображение недели (полоска с клетками по числу дней недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированные наблюдения позволяют показать детям изменчивость погоды, динамичность явлений природы в относительно небольшой период времени, а также закрепить представления о днях недели.

В календарь природы в старшей группе, так же как и в средней, следует помещать наиболее интересные рисунки детей, отражающие их наблюдения за погодой, жизнью растений и животных, людей. Воспитателю следует побуждать детей к самостоятельным наблюдениям, выражать заинтересованность этой деятельностью, положительно ее оценивать, формировать потребность зарисовать увиденное, рассказать о нем, пользуясь своим рисунком. Возле календаря природы хорошо иметь все необходимое для рисования – бумагу, карандаши или краски.

Оформляют календари природы в старшей группе по-разному. Например, в начале года может быть использован календарь с незначительным усложнением по сравнению со средней группой. В нем сюжетные картинки с изображением различных сезонных явлений заменяются условными изображениями. Добавляются изображения новых состояний погоды.

Во второй половине года дети самостоятельно изображают условными значками наблюдаемые явления погоды и помещают их в соответствующую дням недели клетку

Так же как и в предыдущих группах, в подготовительной к школе группе ведется календарь природы. Он помещается в уголок природы.

Важной частью календаря в подготовительной к школе группе становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца. В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого условные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца.

Во второй половине года рекомендуется отмечать состояние погоды два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря делится по диагонали на две части: утро и вечер и погода отмечается после утренней прогулки и перед выходом на вечернюю прогулку.

Формы ведения календаря в подготовительной к школе группе могут быть различными. Можно использовать настенный календарь.

Формирование представлений о времени года может осуществляться с помощью календаря-ширмы, имеющего три графы: «Неделя», «Погода», «Живая природа». Первая графа включает четыре вертикальные полоски, обозначающие дни и недели месяца. Для того чтобы дети лучше ориентировались в днях недели, усвоили их порядок, можно ввести цветные изображения (например, понедельник — фиолетовый, вторник — синий, среда — голубой, четверг — зеленый, пятница — желтый, суббота — оранжевый и воскресенье — красный цвета).

Во второй графе («Погода») в течение одной недели (любой) ежедневно отмечается состояние погоды условными значками, понятными детям. Вместе с детьми воспитатель может выбрать такие значки и условиться о том, что они обозначают. В третьей графе помещаются детские рисунки, отражающие состояние растений, увиденных животных (птицы, насекомые, звери) на каком-либо определенном месте участка детского сада или ближайшего природного окружения. Это позволяет детям пронаблюдать, как изменяется в течение определенного времени года — весной, летом, осенью, зимой — одно и то же место, и сделать вывод о постепенности происходящих изменений, нарастании или уменьшении действия тех или иных факторов неживой природы, определяющих изменения живой природы в сезоне.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Времена года, фенологический календарь

Времена года, фенологический календарь

Когда в Оренбургскую область приходит весна?

Весна в Оренбургской области короткая, но в жизни природы это самое богатое событиями время. Ее наступление происходит быстро. В марте средние температуры еще отрицательны, а снежные бураны и метели также часты как в феврале. Март — еще зимний месяц. Первые проталины появляются в конце марта на ровных местах — в среднем по области 29 марта. На первых проталинах можно увидеть греющихся на солнышке после долгой зимы сурков и сусликов. Фенологическим началом весны является прилет 26—28 марта скворцов, а с 1 апреля в погожий солнечный денек можно услышать первую песню полевого жаворонка. Температурное начало весны определяется подъемом суточной температуры выше 0° С.

К 10 апреля снежный покров полностью сходит с полей, разливаются малые реки. Средние температуры быстро растут — в среднем на 5° С за декаду. В оврагах, на северных склонах сыртов и в зарослях кустарников таяние снега задерживается, образуются снежники, которые держатся до конца мая (рис. 37). Вместе со сходом снега с юга прилетают первые птицы — белая трясогузка, гуси. Вегетационный период начинается с появлением сока у березы и клена (10 апреля). С каждым днем становится все теплее, пролетают на север журавли. 23—30 апреля — время сева зерновых. С 27 апреля начинают зеленеть березовые рощи и зацветают тюльпаны. Луга покрываются желтыми россыпями лютиков. На каменистых склонах распускаются белые, желтые и розовые астрагалы, ирисы, появляется сон-трава, расцветает роскошный розовый бобовник.

Май обычно бывает теплым с частыми грозовыми дождями. Это — время массового цветения растений. С 4 мая на опушках леса начинает куковать кукушка, 9 мая незаметно зацветает черная смородина, а с 13 мая покрываются благоухающими розовыми и белыми цветками яблони, с 14 мая — сирень. Нарастание температуры часто нарушается кратковременными заморозками. Особенно часто наступление холодов случается во время цветения черемухи и появления листьев на дубах. Последние заморозки на севере области отмечаются 1—12 июня, на юге — 28 мая — 3 июня.

Вторая половина мая уже относится к предлетью — весеннему периоду с летним типом погоды. В это время года степь покрывается серебристыми переливами ковылей, буйно и нестройно цветет степное разнотравье. С 21 мая слышны крики перепелов.

Как изменяются оренбургские степи в течение лета?

С зацветанием шиповника (28 мая) и вылетом птенцов скворца (1 июня) устанавливается долгожданное фенологическое лето, продолжительное, жаркое и сухое. Среди летних месяцев по количеству часов солнечного сияния лидирует июль, в течение которого солнце сияет в среднем в течении 322 часов. Несмотря на максимум осадков в летний период, быстротечность ливней обеспечивает летним месяцам максимум часов солнечного сияния. Наименьшее количество часов солнечного сияния в декабре — 55. Всего за год в Оренбурге отмечается только 73 дня без солнца.

Температурной границей летнего сезона служит переход суточных температур через +10°С, а по-настоящему летние дни наступают, когда температура поднимается выше

Характерная черта оренбургского лета — неустойчивое увлажнение. Засухи и суховеи отмечаются в течение всего лета. В дождливое лето осадков выпадает вдвое больше нормы, а в засушливое — в 8—10 раз меньше нормы!

В начале лета — в июне — степь благоухает. На июнь приходится пик цветения ковыля, воздух напоен эфирным ароматом чабреца, подмаренника, лабазника и шалфея.

Если июнь самое красочное время года, то в июле степь начинает выгорать, на ее унылом фоне выделяются фиолетовые головки колючего чертополоха, синие шары не менее колючего мордовника. 2 июля созревает вишня, 6 июля — черная смородина, 6 июля зацветает картофель.

В августе степь приобретает желтоватый оттенок, и лишь редкие растения продолжают вегетировать. Такой облик степь сохраняет до середины осени.

Когда наступает в Оренбуржье осень?

Верный признак наступления осени — появление с 21 сентября осенней расцветки у березы. Температурную границу наступления осени определить сложно из-за большой разницы между дневными и ночными температурами. В конце сентября суточные колебания температуры достигают 20—25°С.

Начало осени — прекрасное время года в Оренбуржье. Особенно много солнечных дней с тихими погожими вечерами в сентябре. В середине сентября устанавливается «бабье лето» — период с устойчивыми температурами 20—25°С. В течение этого времени заморозки редки, наступает благодатная пора сбора урожая. Но уже к концу сентября ночные заморозки становятся обычным явлением. Первые осенние заморозки на севере области отмечаются 3—9 сентября, а с 13—17 сентября они устанавливаются на всей территории области. Самые ранние осенние заморозки отмечались 1 августа 1972 г. в Кувандыке. С полным листопадом березы (12 октября) вегетационный сезон у растений заканчивается. К этому же времени завершается массовый отлет птиц.

С 15—20 ноября устанавливается лед на озерах и малых реках. В это же время впервые появляется снег. Но продолжительные оттепели быстро сгоняют снежный покров. В отдельные годы снег появлялся в конце сентября — начале октября, а в Кувандыке отмечено появление первого снега даже 18 сентября. Устойчивый снежный покров образуется на всей территории области к 20—28 ноября, в гористых Тюльганском и Кувандыкском районах несколько раньше — 12—15 ноября. Таким образом, конец ноября с устойчивым снежным покровом относится уже к зиме.

Когда наступает зимний сезон?

Зима в оренбургских степях холодная и ветреная. Зимняя погода неустойчива. Тихие ясные дни с крепкими морозами могут сменяться длительными оттепелями с мокрым снегом или дождем. Продолжительные дожди и оттаивание снежного покрова иногда вызывают зимнее половодье, во время которого вода идет поверх льда. За зимний период количество дней с оттепелями на западе области достигает 14—15, а на востоке их число ограничивается 8—9 днями.

Таким образом, для климата нашей области характерна резкая выраженность сезонов года, которые значительно различаются по температурному режиму и количеству осадков. Фенологические наблюдения показывают, что переходные сезоны года — весна и осень — сильно сокращены, в то время как лето и зима длятся дольше календарных трех месяцев. Другая черта оренбургского климата заключается в чрезвычайной изменчивости метеоусловий как в течение суток и сезонов, так и в различные годы. Неуравновешенность климата накладывает отпечаток на природные условия области и в особенности на внутренние воды — реки и озера.

Проверьте свои знания

1. Объясните, почему весна и осень в области по времени короче лета и зимы (рис. 39)?

2. Объясните, почему самые последние заморозки на севере области отмечаются позже, чем на юге?

3. Почему важно знать фенологические признаки сезонов года?

4. Какие метеорологические явления наблюдаются в Вашей местности? Объясните причины их возникновения.

КАЛЕНДАРЬ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ РОССИИ

Наблюдение

Средняя дата

Установление сухих и умеренных морозов

1-2 неделя января

Падение температуры воздуха ниже -20° C.

3-4 неделя января

Сильные метели и вьюги

1-2 неделя февраля

Увеличение светового дня

3-4 неделя февраля

Прилёт грачей

12 марта

Появление почек у вербы

12марта

Начало таяния снежного покрова

16 марта

Весеннее равноденствие

20 марта

Прилёт жаворонков и скворцов

28 марта

Первый вылет бабочки-крапивницы

3 апреля

Прилёт белой трясогузки

4 апреля

Прилёт зяблика

5 апреля

Начало сокодвижения у березы

6 апреля

Первый вылет бабочки павлиний глаз

7 апреля

Последние заморозки (иней) на почве

9 апреля

Прилёт журавлей

11 апреля

Начало цветения мать-и-мачехи

13 апреля

Начало цветения ольхи, орешника

17 апреля

Начало цветения ивы

27 апреля

Начало цветения осины

29 апреля

Начало цветения вяза

30 апреля

Первые грозы

2 мая

Раскрываются почки у шиповника, яблони, клёна

5 мая

Первое жужжание майских жуков

6 мая

Начало цветения берёзы, тополя, клёна

7 мая

Распускаются почки у осины, вишни, груши

8 мая

Прилёт ласточек

9 мая

Заводит песню соловей

10 мая

Разворачиваются почки у дуба

11 мая

Разворачиваются почки у липы и сливы

12 мая

В небе появляются стрижи

14 мая

Начало цветения ясеня, анютиных глазок

15 мая

Начало цветения черёмухи

16 мая

Начало цветения яблони, вишни

18 мая

Начало цветения сирени

22 мая

Начало цветения незабудок

24 мая

Появление колоса у ржи

1 июня

Начало цветения тмина и боярышника

2 июня

Вылет птенцов скворца

2 июня

Начало цветения брусники

4 июня

Начало цветения шиповника

6 июня

Начало цветения ромашки

7 июня

Появление подберезовиков

7 июня

Начало цветения фиалки и тысячелистника

9 июня

Начало цветения малины

12 июня

Начало цветения калины

13 июня

Роение пчел

13 июня

Начало цветения озимой ржи

14 июня

Всходит молодой картофель

16 июня

Появление колосков у озимой пшеницы

17 июня

Начало цветения овсяницы

18 июня

Начало цветения иван-чая

20 июня

Летнее солнцестояние

21 июня

Созревание лесной земляники

26 июня

Последняя песня соловья

27 июня

Начало цветения цикория, короставника

28 июня

Начало цветения зверобоя

29 июня

Начало цветения лугового василька

30 июня

Созревание черники

1 июля

Начало сенокоса

2 июля

Начало цветения липы

7 июля

Последнее кукование кукушки

9 июля

Начало цветения лопуха

10 июля

Созревание черёмухи обыкновенной

12 июля

Созревание ржи

15 июля

Начало цветения пижмы

16 июля

Созревание лесной малины

17 июля

Созревание плодов орешника

20 июля

Начало цветения картофеля

23 июля

Жатва озимой ржи

28 июля

Начало цветения капусты

1 августа

Уборка пшеницы

4 август

Созревание брусники

5 августа

Начало пожелтения липы

6 августа

Уборка овса

9 августа

Отлёт стрижей

19 августа

Засев озимой ржи

20 августа

Созревание клюквы

25 августа

Первые ночные заморозки

27 августа

Засев озимой пшеницы

27 августа

Уборка картофеля с момента увядания ботвы

28 августа

Журавли собираются в стаи

29 августа

Отлёт ласточек

30 августа

Грачи собираются в стаи

3 сентября

Первые заморозки на почве

4 сентября

Последние грозы

12 сентября

Начало листопада у клёна

14 сентября

Начало листопада у орешника

15 сентября

Смена окраски листьев у рябины

18 сентября

Смена окраски листьев у липы и берёзы

19 сентября

Начало листопада у осины

19 сентября

Смена окраски листьев у клёна

20 сентября

Начало листопада у дуба

20 сентября

Смена окраски листьев у осины и яблони

21 сентября

Осеннее равноденствие

22 сентября

Окончание листопада у черёмухи и липы

24 сентября

Отлёт журавлей

27 сентября

Массовый листопад

1 неделя октября

Конец листопада

2 неделя октября

Появление тонкой наледи на лужах

3 неделя октября

Первое выпадение снега

4 неделя октября

Понижение температуры воздуха до 0° C

1-2 неделя ноября

Установление снежного покрова

3-4 неделя ноября

Обильные снежные осадки

1-2 неделя декабря

Зимнее солнцестояние

22 декабря

Календарь Природы

Календарь Природы

На этой странице будет вестись необычный календарь – календарь природы. Он познакомит читателей с интересной наукой – фенологией, здесь будет размещаться актуальная информация о смене времен года и об интересных природных явлениях и событиях, происходящих на заповедной территории. Заглядывайте в наш календарь, будет интересно!

Фенология — наука о закономерностях сезонного развития природных явлений. Фенологические наблюдения являются обязательными для всех заповедников России, основной их целью является установление дат фенологических сезонов и этапов.

Казалось бы, мы и так знаем, что зима всегда начинается 1 декабря, весна 1 марта, лето 1 июня, а осень 1 сентября. Но это лишь даты наступления календарных сезонов года. Календарь, принятый сейчас практически во всем мире, основан на том, что Земля обращается вокруг Солнца за 365 дней. Просто люди договорились, что годовой цикл начинается с 1 января, а времена года в хорошо известные нам даты. Оказывается, времена года могут быть не только календарными. Есть еще астрономические, начало которых связано с продолжительностью солнцестояния. Астрономическая весна начинается 22 марта, когда короткий зимний день, наконец, становится равным ночи. Эта дата называется весенним равноденствием. Начало астрономического лета наступает 22 июня, когда Солнце самое продолжительное время в году не уходит с небосклона. Астрономическая осень и зима тоже начинаются ежегодно в одни и те же сроки, определяемыми длительностью светового дня, 22 сентября (осеннее равноденствие) и 22 декабря (зимнее солнцестояние).

Как мы на бытовом уровне определяем, что весна пришла? Прежде всего, солнце греет уже как-то по-особенному, небо в ясные дни становится высоким и бездонным, оседает снег, обнажаются южные склоны холмов, бегут ручьи… Но разве это происходит в один и тот же день каждый год? 1 марта бывает по-зимнему холодно, лежат не тронутые весенним солнцем сугробы, а в северных широтах даже 23 марта весной еще и не пахнет. Весна может затаиться надолго, а может наступить бурно, намного раньше астрономического или даже календарного срока. Таяние снега происходит, когда отрицательные среднесуточные температуры устойчиво переваливают через отметку 0 градусов. Это сигнал для метеорологов, что наступила метеорологическая весна.

Метеорологи наступление сезонов связывают с переходом среднесуточных температур через определенные температурные рубежи. Например, метеорологическое лето начинается после того, как суточная температура становится выше 15 градусов. Осенью суточная температура тоже преодолевает 15-градусный барьер, но уже в сторону понижения. Началом метеорологической зимы становится день, когда суточные температуры устойчиво опускаются ниже 0. Весна и осень подразделяются еще на подсезоны при переходе суточных температур через 5 и 10 градусов Цельсия.

Фенологические сезоны тесно связаны с метеорологическими. В снежный период их границы совмещены. Но с наступлением весны они могут не совпадать. Начиная с этого сезона, за основу разделения развития природных явлений на периоды в фенологи принят не только температурный режим, а состояние некоторых видов растений и животных. Несомненно, что развитие объектов живой природы зависит от количества солнечного тепла, мерой которого обычно является температура. Но при слишком бурной весне или слишком активном похолодании осенью, когда температурные подсезоны порой длятся всего несколько дней, растения и животные не могут реагировать столь же стремительно, поэтому фенологические этапы весны или осени иногда более продолжительны, чем метеорологические. Определение фенологических сезонов осуществляется посредством наблюдения за состоянием характерных для рассматриваемой местности видов, называемых индикаторными. Наблюдения за этими видами проводится не постоянно, а только в момент наступления у них определенных состояний — фенологических фаз.

Например, еще лежит снег в лесу, а фаза «Начало цветения (пыления мужских цветков)» ольхи серой знаменует наступление этапа «Оживление весны». В это же время начинается прилет основной массы перелетных птиц: скворцов, жаворонков, трясогузок, дроздов, аистов, чибисов, журавлей. Из мест зимовки в приполярные районы тянутся стаи гусей. Вылетают из зимовочных убежищ первые весенние бабочки: крапивницы, лимонницы, оживляются трудолюбивые муравьи и пчелы. Проснулись зимовавшие в лесной подстилке бурые лягушки и жабы и потянулись к водоёмам, чтобы начать откладывать икру. Совокупность этих, связанных по времени явлений, называется фенологическим аккордом.

Наступление у черемухи фазы «зеленение», когда проклюнувшиеся из почек нежные молодые листочки начинают расправляться и все дерево как будто окутано нежно-зеленой дымкой, свидетельствует о начале этапа «Зелёной весны». Этому этапу свойственен аккорд из таких фенофаз, как начало и массовое цветение лесных первоцветов, зеленение берёзы и яблони садовой, прилёт ласточек. Поляны в лесу покрываются почти сплошным белым ковром цветущей ветреницы дубравной, зелёной дымкой одеваются уже не отдельные деревья, а все наши леса, преобладающей древесной породой которых является берёза.

Завершает весну этап «Предлетье», когда в садах буйствуют пышным цветом черёмуха и яблоня. В лесу опять преобладает белый цвет, но уже не из-за ветреницы, это цветут дубравная и ланцетолистная звездчатки, кислица, земляника. Птицы заняты высиживанием яиц, а у некоторых появились птенцы. Лес встречает нас несмолкаемым птичьим разноголосием, к этому радостному хору примешиваются нудные ноты зудящих комаров. Индикатором начала первого этапа лета, который так и называется «Перволетье», становится зацветание скромного лесного растения зеленчука жёлтого. На лугах раскрывает синие глазки вероника дубравная. Но преобладающим цветом луга становится жёлтый. В этот тон его раскрашивают цветущие одуванчики и лютики едкие. Такое явление, когда на больших площадях преобладает какой-то один цвет (кроме зелёного, естественно) называется аспектом. В садах в полном цвету красавица-сирень. В лесу наступает очередь цветения ландыша и купальницы европейской (еще эти прекрасные растения называются жарками). Завершается этот этап появлением ярких розовых цветов на кустах шиповника.

Затем лето плавно переходит в свою самую длительную и статичную стадию «Полного лета». Температуры воздуха и воды достигают максимальных значений. Заканчивается рост листьев. В растительных сообществах наступает пик цветения. В этой фазе находится подавляющее большинство луговых растений: иван-чай, марьянник дубравный (иван-да-марья), нивяник, колокольчик раскидистый, зверобой, василёк луговой, клеверы, тысячелистник, почти все злаки. Но аспектирует в первой половине полного лета купырь лесной. От его цветущих зонтиков луга становятся кипенно-белыми. В разгаре этого этапа появляются и зрелые плоды. Поспевает земляника, черника, морошка, смородина, малина. Зацветает липа, самое поздноцветущее дерево. Птенцы многих видов птиц покидают гнёзда.

Завершает лето период под названием «Спад лета». Приходит он исподволь. Казалось бы, лето ещё в полном разгаре, но в кронах берёз появляются первые жёлтые листья. С берёзой связана еще одна индикаторная фаза этого этапа, «Рассеивание семян». Её мелкие летучки покрывают лесные тропинки, приклеиваются к шляпкам грибов. Зацветают поздноцветущие растения: ястребинка зонтичная, сивец луговой, горечавка легочная, полынь, пижма. К концу этапа созревают плоды шиповника.

Окончанием фенологического года является осень. Этот сезон в свою очередь также делится на несколько фаз. Первый из них— это «Начало осени», время, когда в лесу появляются опята, а воздухе — тонкие нити паутинок. Далее, когда жёлтый цвет начинает преобладать в кронах лиственных деревьев, наступает следующая фенологическая фаза «Золотая осень», этот подсезон знаменуется интенсивным опадением листвы, постепенно оголяются леса, скворцы и грачи готовятся к отлёту. До первого снега, который хотя бы на ночь укроет землю, длится «Глубокая осень», когда воздух и вода становятся все более холодными и их обитатели проявляют всё меньше активности. Завершается осень фазой «Предзимье», которая является временем перехода к зиме. Сезон этот начинается от первого снега и длится до тех пор, пока снег окончательно не укроет землю, а на воде встанет лед. С наступлением зимы начинается новый фенологический год.

В «Календаре природы» мы познакомимся со всеми фенологическими сезонами и проследим за их наступлением на территории Полистовского заповедника.

Презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему: Фенологический календарь (зима, весна, лето)

Слайд 1

Фенологический календарь ( весна, лето) Ширяева Ольга Евгеньевна, Фёдорова Наталья Анатольевна учителя начальных классов ГБОУ школа № 212 Санкт — Петербурга

Слайд 3

Фенологические наблюдения.Весна 4 подсезона весны Снеготаяние продолжается от первых проталин в поле до зацветания ольхи. В эту пору разрушается, а затем и пропадает снеговой покров, начинают очищаться ото льда водоемы, у берез наблюдается сокодвижение. Прилетают грачи, чайки, утки-кряквы, скворцы и жаворонки. После зимнего оцепенения пробуждаются холодовыносливые насекомые: мухи, комары-толкуны, муравьи, бабочки (крапивница и крушинница), появляются пауки. Конец периода приходится на 20-ое мая. Начало оживления весны совпадает с зацветанием мать-и-мачехи, а конец — с облиственеем березы В этом периоде тепло еще неустойчиво, часты заморозки. Окончательно освобождаются ото льда водоемы, подсыхает почва. Кругом все больше оживающих растений: зазеленели озими, местами показалась травка. К концу периода зацветают осины и ранние ивы. Начинают вылетать шмели, урчит травяная лягушка, прилетают журавли, дрозды, вальдшнепы (вторая группа странствующих пернатых).

Слайд 4

Фенологические наблюдения.Весна Разгар весны — около 20 суток: от зеленения берез до зацветания рябины и лиловой сирени. Идёт облиствение деревьев и кустарников, покрываются цветами фруктовые сады, на полях начинается посевная. Прилетают насекомоядные пернатые. Заморозки редки. Зацветают одуванчик, земляника, крыжовник, красная смородина, черника, черемуха, ландыш,, отмечают первый крик иволги, коростеля. Предлетье — переход от весны к лету. Начала сезона — зацветание рябины и обыкновенной сирени, шиповника . В начале предлетья покрываются листьями деревья, заканчивается цветение фруктовых пород, Цветёт желтая кубышка и незабудка. Прибывают последние перелетные птицы, вылетают стрекозы, слепни. 17/III – прилёт первых грачей 25/III – начало гнездования у воробьёв и серых ворон 31/III – появление первых проталин 8/IV – начало сокодвижения берёзы 12/IV – начало цветения мать – и — мачехи 16/IV – вскрытие Невы 16/IV – пролёт гусей 29/IV – очищение Невы ото льда 7/V – первая гроза 11/V – зеленение берёзы 23/V – начало цветения черёмухи 27/V – начало цветения яблони

Слайд 5

Народный календарь.Весна Грач прилетел — через месяц снег сойдет. Гром ранней весной — перед холодом. Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно — лето будет сухое. Кукушка часто и сильно кукует по весне — верный указатель приближающегося тепла. В марте облака плывут высоко и быстро — к хорошей погоде. Чайка прилетела — скоро лед пройдет. Частые мартовские туманы — признак дождливого лета. В апреле мокро — грибное лето, гроза — к теплому лету и урожаю орехов. Коли лед и вода сходят вдруг — год будет легким, хорошим. Ясные ночи в апреле кончаются заморозками. Если начало мая теплое — в конце будут холода (и наоборот). Туманы в мае обещают плодородие, грозы — обилие, град — градобойное лето. За сырым маем — сухой июнь Весна красна цветами, а осень снопами. Март с водою, апрель с травою, а май с цветами. Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта. Весна да осень — на дню погод восемь. Где в апреле река, там в июле лужица. Апрель с водою — май с травою Весна красна цветами, а осень пирогами Весною сверху печет, а снизу морозит. Грач на горе — весна на дворе. В апреле земля преет, спеши пахать и сеять. Май холодный — год хлебородный. Увидел грача — весну встречай. Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени. В марте день с ночью меряется, равняется. В марте мороз скрипуч, да не жгуч. В марте-апреле зима спереди и сзади. Весенний дождь растит, осенний гноит. Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок. Весной – ведро воды, ложка грязи; осенью – ложка воды, ведро грязи. Весной что рекой прольет – капли не видать; осенью ситцем просеет – хоть ведром черпай.

Слайд 6

Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла … (ансев) Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад — Заглянул к нам месяц … (трам) Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель — В гости к нам пришел … (ьлерпа) Сад примерил белый цвет, Соловей поет сонет, В зелень наш оделся край — Нас теплом встречает… (йам) Гонит к морю ветерок Сто поломанных дорог. (доходел) Это что за хор? Чудеса! Побежали с гор Голоса… И такой крутой Был разбег, Что от песни той Таял снег! (иьчур) Загадки о весне

Слайд 7

Весна в литературе — Фет А. А Весенний дождь — Аким Я. Апрель. — Баратынский. Е. А. Весна, весна! Как воздух чист!.. — Барто А. Л. Весна идёт. — Бунин И. А. Крупный дождь в лесу зеленом… — Бунин И. После половодья. — Высоцкая О.Весна уборкой занялась — Глинка Ф.Н. Весна — Дрожжин С. А. Весеннее царство — Жуковский В. Приход весны — Карганова Е. Если снег повсюду тает — Кубилинскас К. Весна. — Ладонщиков Г. В апрельском лесу — Лунин В.. Весна — Маршак С. Я. Круглый год. Апрель Некрасов Н. А.. Зеленый шум Суриков И. Весна — Никитин И. С. Полюбуйся: весна наступает — Новицкая Г. Весна. — Орлов В. Март — Т Травнiкъ Времена года (март, апрель, май) — Тютчев Ф. И.. Весенняя гроза — Тютчев Ф. И. Весенние воды — Фет А. Это утро, радость эта… -.Александрова З.Салют весне -Чехов М. Теперь уж скоро *** — Соколов – Микитов И. На краю леса. — Соколов – Микитов И.Весна — красна — Соколов – Микитов И.Весна в лесу — Чехов А.П. Весной — Шим Э.Солнечная капля Весна в музыке Верижников Ю.Весенняя капель Вивальди Антонио «Времена года. Весна» Пьяццолла Астор «Весна » Чайковский Петр Ильич «Времена года. Весна»

Календарь природы: Голландская фенологическая сеть

Цель проекта

Календарь природы предназначен для:

  1. Отслеживать, анализировать, прогнозировать и сообщать время ежегодных повторяющихся событий жизненного цикла (фенологические события).
  2. Определите влияние изменений в времени на общество.
  3. Разработка и внедрение инструментов и методологий, которые позволяют обществу адаптироваться к изменениям во времени.
  4. Повышение осведомленности об изменениях климата и биоразнообразия.

Метод

«Календарь природы» — это научный проект гражданина, который означает, что широкой общественности предлагается принять участие в исследовании путем мониторинга фенологических событий, таких как начало цветения, разворачивание листьев, окраска листьев, падение листьев и первое появление мигрирующих. птицы, бабочки или стрекозы. Более 8000 волонтеров зарегистрированы в качестве наблюдателей. Кроме того, в исследовании участвуют сотни школьников в рамках программы GLOBE. Наблюдатели сообщают о своих фенологических наблюдениях через www.natuurkalender.nl или через бумажные формы. Наблюдения визуализируются через веб-сайт.

Воздействие изменения климата

Проект «Календарь природы» стартовал 4 февраля 2001 года и основан на исторических программах фенологического мониторинга в Нидерландах. Исторические наблюдения доступны с 1868 года. Исторические наблюдения являются хорошей ссылкой на текущую ситуацию. Анализ исторических и недавних наблюдений ясно показывает, что изменение во времени событий жизненного цикла в значительной степени объясняется изменением погодных переменных.Особенно температура, кажется, играет важную роль. На основании наблюдений мы заключаем, что продолжительность вегетационного периода в период с 2001 по 2010 год была в среднем почти на месяц больше, чем в период с 1940 по 1968 год. Эта разница в основном объясняется наблюдаемым нами повышением температуры.

Применение фенологии

Знание того, когда будут происходить события жизненного цикла, важно для многих секторов общества, включая здравоохранение, сельское хозяйство, рыболовство, туризм, природопользование, садоводство и лесное хозяйство.Время цветения растений, производящих пыльцу, определяет начало и продолжительность сезона поллиноза. Цветение фруктовых деревьев определяет риск повреждения от заморозков и борьбы с вредителями. Сроки созревания плодов определяют сроки готовности персонала для сбора урожая. «Календарь природы» в основном сосредоточен на темах, связанных со здоровьем, и разработал несколько инструментов, которые помогут обществу адаптироваться к изменениям во времени. Примерами могут служить Allergieradar.nl (Allergy Radar), Tekenradar.nl (Tick Radar) и Экспертный центр по гусенице Дуба (www.eikenprocessierups.info).

Основываясь на связи между переменными погоды и временем событий жизненного цикла, мы вместе с нашими партнерами разработали различные модели, с помощью которых мы можем прогнозировать время событий жизненного цикла. Примеры включают в себя цветение и распускание листьев растений, период полета бабочек и стрекоз, начало и продолжительность сезона пыльцы, миграцию жаб, первые яйца, откладываемые птицами, и уровень активности клещей.

Общение

Календарь природы активно информирует общество о результатах мониторинга, анализа и прогнозирования через свой веб-сайт Natuurkalender.NL, Twitter, презентации, рынки, образовательные программы и через средства массовой информации. С самого начала мы активно сотрудничаем с национальной радиопрограммой VAREGE VOGELS (Ранние пташки) VARA. Активное общение со СМИ привело к появлению сотен газетных статей и многочисленных радио- и телепрограмм. Активная работа очень важна для поддержания научной сети граждан. В 2008 году координаторы Nature’s Calendar запустили веб-сайт Naturetoday.com. Вместе с более чем 15 природоохранными организациями мы публикуем как минимум два природных доклада о текущих событиях в природе в Нидерландах.

Об осенних красках | Looduskalender

Кузов

В последнее время мы были избалованы удивительно красивыми днями и звездными ночами. Фенологическая осень началась примерно за десять дней до равноденствия — с окраски листьев на деревьях, сбора урожая зерновых и стаи перелетных птиц.

Осенняя окраска полога дерева, однако, сильно отличается от года к году. Мы спрашиваем эксперта: почему листья в один год краснее, чем в другие?

Физиолог растений Эви Паду из Тартуского университета: «Листья лиственных деревьев каждую осень теряют зеленый цвет и становятся разноцветными с желтыми, красными и фиолетовыми оттенками.С самолета над среднеширотными лесами очень хорошо видно, как зеленая листва медленно отступает как четко очерченная граница день за днем ​​на юг.

Осенние цвета листьев, а также фруктов и цветов, отличающиеся от зеленого, обусловлены двумя различными группами пигментов: каротиноидами в пластидах (от желтого до красного) и антоцианидинами, растворенными в клеточном соке (от светло-розового до интенсивного пурпурного) ,

Появление желтого цвета каротиноидов связано с исчезновением зеленого хлорофилла, который их маскирует.Перед падением листьев хлорофилл разлагается, чтобы не потерять азот, который присутствует в его составе. Каротиноиды содержат только углерод, водород и кислород — элементы, в которых нет недостатка, и которые могут остаться в падающих листьях.

Осенняя окраска листьев обусловлена ​​не только разложением маскирующего зеленого пигмента, но и увеличением содержания антоцианидинов.

Различия в интенсивности осенних цветов в разные годы обусловлены именно разным количеством антоцианидинов.В цепочке синтеза этих соединений принимают участие активированные светом ферменты; таким образом, больше антоцианидинов образуется, когда погода солнечная и теплая, но ночи прохладные. Из-за этого листья на южной стороне дерева более интенсивно окрашены.

Почему образование антоцианидинов необходимо, если листья все равно падают?

Считается, что благодаря своим антиоксидантным свойствам они обеспечивают защиту растений от ультрафиолетового излучения и радикалов, образующихся в процессе обмена веществ, что позволяет разлагать хлорофилл в осенних листьях.«

,
Хроник Природы Календарь, долгосрочная и масштабная мультитаксонская база данных по фенологии

Dataset Открытый доступ

Оваскайнен, Отсо; Мейке, Евгений; Ло, Кунг; Тихонов, Глеб; Дельгадо, Мария; Рослин, Томас; Гурари, Элиэзер; Абадонова, Марина; Абдураимов, Озодбек; Адрианова Ольга; Акимова Татьяна; Аккиев, Мужигит; Ананин, Александр; Андреева Елена; Андрийчук, Наталья; Антипин, Максим; Арзамасцев, Константин; Бабина, Светлана; Бабушкин, Мирослав; Бакин Олег; Васильская, Инна; Белова, Нина; Беляева, Наталья; Бешкарев Александр; Беспалова Татьяна; Бисикалова Евгения; Бобрецов Анатолий; Бобров Владимир; Бобровский, Вадим; Бочкарева, Елена; Богданов, Геннадий; Бондарчук, Светлана; Бухарова Евгения; Бутунина, Алена; Буйволов Юрий; Буйволова Анна; Быков Юрий; Чахирева Елена; Чащина Ольга; Черенкова, Надежда; Червова, Любова; Чистяков Сергей; Чухонцева, Светлана; Давыдов Евгений А; Демченко Виктор; Дядичева Елена; Добролюбов Александр; Достоевская, Людмила; Дровнина, Светлана; Дроздова, Зоя; Дубанаев, Акыналы; Дубровский, Юрий; Елсуков Сергей; Эпова, Лидия; Ермакова, Ольга С; Ермакова Ольга; Есенгельденова Александра; Есипов Александр; Евстигнеев, Олег; Федченко Ирина; Федотова, Виолетта; Филатова Татьяна; Гашев Сергей; Гаврилов, Анатолий; Гайдыш, Ирина; Головцов Дмитрий; Гончарова, Надежда; Горбунова Елена; Гордеева Татьяна; Грищенко, Виталий; Громыко, Людмила; Хохряков Владимир; Хританков Александр; Игнатенко Елена; Игошева, Светлана; Иванова, Улия; Иванова, Наталья; Калинкин Юрий; Кайгородова Евгения; Казанский Федор; Киселева, Дарья; Кнорре, Анастасия; Колпашиков, Леонид; Коробов Евгений; Королева Елена; Косенков, Геннадий; Коссенко Сергей; Котлугалямова, Эльвира; Козловский, Евгений; Кожешекин, Владимир; Козурак, Алла; Козырь Ирина; Краснопевцева Александра; Кругликов Сергей; Куберская, Ольга; Кудрявцев, Алексей; Кулебякина Елена; Кульша, Юлия; Куприянова Маргарита; Куракина, Ирина; Курбанбагамаев, Мурад; Кутенков, Анатолий; Кутенкова, Надежда; Куянцева, Надежда; Кузнецов Андрей; Ларин, Евгений; Лебедев Павел; Литвинов, Кирилл; Лужкова Наталья; Махмудов, Азизбек; Маковкина, Лидия; Мамонтов Виктор; Майорова Светлана; Мегалинская, Ирина; Мейдус, Артур; Минин Александр; Митрофанов Олег; Мотрук, Михаил; Мысленков Александр; Насонова, Нина; Немцева Наталья; Нестерова Ирина; Нездолий, Тамара; Новикова Татьяна; Паничева, Дарья; Павлов Алексей; Павлова, Клара; Петренко, Полина; Подольский Сергей; Поликарпова, Наталья; Полянская Татьяна; Поспелов Игорь; Поспелова Елена; Прохоров Илья; Прокошева Ирина; Пучнина, Людмила; Райская, Юлия; Романова Елена; Рожков Юрий; Рожкова Ольга; Руденко, Марина; Рыбникова Ирина; Рыкова Светлана; Сахневич, Мирослава; Самойлов Александр; Санько, Валерий; Сапельникова, Инна; Сазонов Сергей; Селюнина, Зоя; Шалаева, Ксения; Шашков Максим; Щербаков, Анатолий; Шевчик, Василий; Ширшова Наталья; Шубин Сергей; Шуйская, Елена; Сибгатуллин, Рустам; Сиккила, Наталья; Ситникова Елена; Сивков Андрей; Скороходова Светлана; Смирнова Елена; Соколова, Галина; Сопин, Владимир; Спасовский, Юрий; Степанов Сергей; Стрекаловская, Виолетта; Сухов Александр; Сулейманова, Гузалья; Султангареева, Лилия; Телеганова, Виктория; Теплов Виктор; Теплова Валентина; Тертица Татьяна; Тимошкин, Владислав; Тирский Дмитрий; Томилин, Алексей; Целищева, Людмила; Тургунов, Мирабдулла; Ван, Владимир; Варгот, Елена; Васин, Александр; Васина Александра; Веклюк, Анатолий; Ветчинникова, Лидия; Виноградов, Владислав; Володченков Николай; Волошина, Инна; Шоликов, Тура; Яблоновская-Грищенко, Евгения; Яковлев, Владимир; Яковлева, Марина; Янцер, Оксана; Захватов Андрей; Захаров, Валерий; Зеленецкий, Николай; Желтухин, Анатолий; Зубина Татьяна; Курхинен, Юрий

Мы представляем обширную, крупномасштабную, долгосрочную и мультитаксонскую базу данных по фенологическим и климатическим изменениям, включающую 506 186 дат наблюдения, полученных в 471 населенных пунктах Российской Федерации, Украины, Узбекистана, Беларуси и Кыргызстана.Данные охватывают период 1890-2018 гг., Причем 96% данных относятся к 1960 г. и далее. База данных богата растениями, птицами и климатическими явлениями, но также включает насекомых, земноводных, рептилий и грибов. База данных включает в себя несколько событий для каждого вида, такие как дни начала распускания листьев и опадения листьев для растений, а также дни для первых весенних и прошлых осенних явлений для птиц. Данные были получены с использованием стандартизированных методов постоянными сотрудниками национальных парков и заповедников (87% данных) и членами сети фенологических наблюдений (13% данных).База данных полезна для изучения того, как виды реагируют в своей фенологии на изменение климата. Крупномасштабный анализ пространственной изменчивости фенологических реакций может помочь лучше прогнозировать последствия реакции видов и сообществ на изменение климата.

Схема регистрации, реализованная в природных заповедниках, предлагает уникальные возможности для учета изменений на уровне сообщества в различных местных сообществах. Эти данные систематически собирались не в качестве независимых мер мониторинга, а с использованием общего и тщательно стандартизированного протокола, адаптированного для каждого местного сообщества.Таким образом, изменчивость в усилиях по наблюдению вызывает гораздо меньшее беспокойство, чем в большинстве других схем распределенного фенологического мониторинга между таксонами. Для проведения анализа таксономических групп более высокого уровня мы включили таксономические классификации видов в базу данных.

Сбор данных в общей базе данных был начат в контексте проекта «Связь изменения окружающей среды с изменением биоразнообразия: долгосрочные и крупномасштабные данные по биоразнообразию европейских бореальных лесов» (EBFB), финансируемого на 2011-2015 годы Академия Финляндии, и продолжил с помощью других источников финансирования ОО с 2016 года.Мы организовали серию проектных встреч, которые были необходимы для сбора, оцифровки и унификации данных. Эти встречи были организованы в Екатеринбурге (Россия) Институтом экологии растений и животных Уральского отделения РАН в 2011 г .; в Петрозаводске (Россия) Научно-исследовательским институтом леса, в Карельском научном центре РАН в 2013 г .; в Миассе (Россия) у Ильменского заповедника в 2014 году; в Красноярске (Россия) у Столбского заповедника в 2014 году; в г. Артыбаш (Россия) Алтайским заповедником в 2015 г .; в Листвянке, озеро Байкал (Россия) у Заповедного Прибайкальского заповедника в 2016 году; в Розточье (Украина) Министерством природных ресурсов Украины в 2016 году; в Пущино (Россия) у Приокско-Террасного заповедника в 2017 году, в Вышинино (Россия) у Кенозерского национального парка в 2018 году и в Санкт-Петербурге (Россия) у Ботанического института им. Комарова Российской академии наук в 2019 году.

Сбор данных в общей базе данных был начат в контексте проекта «Связь изменения окружающей среды с изменением биоразнообразия: долгосрочные и крупномасштабные данные по биоразнообразию европейских бореальных лесов» (EBFB), финансируемого на 2011-2015 годы Академия Финляндии, и продолжал с помощью других средств для ОО с 2016 года. Мы организовали серию проектных встреч, которые были необходимы для сбора данных, оцифровки и унификации. Эти встречи были организованы в Екатеринбурге (Россия) Институтом экологии растений и животных Уральского отделения РАН в 2011 г .; в Петрозаводске (Россия) Научно-исследовательским институтом леса, в Карельском научном центре РАН в 2013 г .; в Миассе (Россия) у Ильменского заповедника в 2014 году; в Красноярске (Россия) у Столбского заповедника в 2014 году; в г. Артыбаш (Россия) Алтайским заповедником в 2015 г .; в Листвянке, озеро Байкал (Россия) у Заповедного Прибайкальского заповедника в 2016 году; в Розточье (Украина) Министерством природных ресурсов Украины в 2016 году; в Пущино (Россия) у Приокско-Террасного заповедника в 2017 году, в Вышинино (Россия) у Кенозерского национального парка в 2018 году и в Санкт-Петербурге (Россия) у Ботанического института имени Комарова Российской академии наук в 2019 году.

Компиляция данных в общую базу данных была проведена координаторами базы данных (EM и CL) в Хельсинки (Финляндия). Те участники, которые уже хранили данные в цифровом формате, представили их в исходном формате, а те, которые имели данные только в бумажном формате, оцифровали их с помощью шаблонов на основе Excel, разработанных на совещаниях проекта. Представленные данные были обработаны координаторами базы данных в соответствии со следующими шагами:

  1. Данные были отформатированы таким образом, чтобы каждое наблюдение (фенологическая дата конкретного события в определенной местности и год) составляло одну строку в таблице данных (например,грамм. разворачивание таблиц, в качестве столбцов которых использовалось несколько лет). Названия фенологических событий были разделены на тип события (например, «первое появление») и название вида.
  2. Названия типов событий (первоначально предоставленные обычно на русском языке) были переведены на английский язык, а названия видов (обычно предоставляемые на русском языке) были идентифицированы для научных названий с использованием словарей, которые были частично разработаны и проверены на совещаниях проекта. Все научные названия периодически проверялись путем сопоставления их с таксономией магистрали Глобального информационного фонда по биоразнообразию (GBIF).
  3. Мы связали каждую запись данных со следующим набором информационных полей: (1) название проекта, т.е. исходная организация, (2) имя набора данных, (3) название населенного пункта, (4) уникальный идентификатор таксона, (5) научное название таксона и (6) тип события.
  4. Мы импортировали записи данных в основную базу данных (поддерживается как база данных EarthCape по адресу https://ecn.ecdb.io). При импорте таксономические имена, названия населенных пунктов и имена наборов данных сопоставлялись с уже существующими записями.

Существует не менее 200 национальных парков и заповедников, которые собирают данные «Книги хроник природы» (в Армении, Азербайджане, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Российской Федерации, Таджикистане, Туркменистане, Украине и Узбекистане). Из них текущая база данных охватывает данные 62 организаций, имеющих самый высокий охват в европейской части России. Сбор новых данных продолжается в большинстве парков. Таким образом, база данных не является полной, и мы стремимся поддерживать базу данных обновлениями, в зависимости от заинтересованности новых партнеров в присоединении, а также ресурсов и финансирования.Процедуры технической проверки, описанные ниже, также будут применяться к любой новой информации, включенной в базу данных.

Данные доступны в виде пакета данных (http://frictionlessdata.io/docs/data-package/#tabular-data) и будут обновляться новыми версиями по мере продолжения проекта.

,
исследователей UNH обнаружили замедление темпов земного стабилизированного календаря природы

ДУРХАМ, Н.Х.— Феноменология, которую иногда называют природным календарем, рассматривает сезонный жизненный цикл растений и животных и является одним из ведущих индикаторов изменения климата. Это соблюдение природных явлений, таких как первое образование почек и цветов весной и изменение цвета листьев осенью. По мнению исследователей из Университета Нью-Гемпшира, когда скорость земной температуры воздуха замедляется в течение значительного промежутка времени, то же может и фенология.

В исследовании, недавно опубликованном в журнале Nature Communications , исследователи сосредоточились на 15-летнем периоде в начале этого столетия, когда наблюдалось временное замедление роста температуры воздуха на Земле. Он продолжал расти, но медленнее, чем в годы до и после. Ученые обнаружили, что в течение этого периода фенология оставалась относительно постоянной из года в год, без заметного увеличения продолжительности вегетационных периодов.

«Это открытие стало для нас большим сюрпризом, потому что климат Земли меняется и влияет на продолжительность сезонов», — говорит Цзинфэн Сяо, профессор-исследователь в Центре исследований систем Земли UNH.«За прошедшие десятилетия мы пережили более продолжительные вегетационные периоды, когда весна наступала раньше, а осень наступала позже, но в северном полушарии ситуация не была с 1998 по 2012 год»

Фенология играет важную роль в регулировании фотосинтеза растений, транспирации и обмена энергией. Когда фенология стабилизируется, легче определить, когда начинать сад, когда осенняя листва пика и помогает жизненным циклам, таким как опыление, миграция и спаривание.

Исследователи изучили обмен углекислого газа между растениями и атмосферой на 56 участках, расположенных в лесах, пахотных землях, саваннах, кустарниках и лугах в северном полушарии.Они были первыми, кто сравнил эти результаты со спутниковыми снимками, на которых были указаны даты листьев (когда листья появляются весной) и старения (когда листья опадают, а растения отмирают или вступают в покой осенью), чтобы оценить продолжительность и сроки вегетационный период, который оставался примерно таким же в течение этого периода времени.

Более ранние листья и / или позднее старение могут означать более длительный вегетационный период, увеличение сельскохозяйственного производства и урожайности, а также увеличение количества углекислого газа, поглощаемого растениями из атмосферы.Однако это также может означать необходимость большего использования воды и может повлиять на сток воды и усугубить проблемы водного кризиса.

«Речь идет не только о растениях, многие люди также физически подвержены фенологическим тенденциям», — сказал Сяо. «Любой, кто страдает от сезонной аллергии, знает, что более ранняя весна или вегетация может означать более ранний сезон аллергии».

Фенологические изменения также затрудняют ученым оценку обмена углерода, воды и энергии Земли между атмосферой и поверхностью Земли, что может затем повлиять на прогнозы изменения климата.

Ученые признают, что изученный ими период времени, когда скорость земной температуры замедлилась, может показаться контрастным с другими исследованиями по глобальному потеплению, но они подчеркивают, что даже в течение этого периода температура Земли продолжала повышаться. Они указывают на то, что временные тренды, подобные этой, требуют очень длинных наборов данных — по крайней мере, десятилетия или дольше — для правильной оценки фенологических тенденций в целом.

###

Финансирование этого исследования было частично предоставлено Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

Университет Нью-Гемпшира вдохновляет на инновации и преобразует жизнь в нашем государстве, нации и мире. Более 16 000 студентов из всех 50 штатов и 71 страны участвуют в отмеченных наградами факультетах в ведущих программах в области бизнеса, инженерии, права, здравоохранения и социальных услуг, гуманитарных наук и наук в более чем 200 программах обучения. Являясь одним из самых высокопроизводительных исследовательских университетов в стране, UNH сотрудничает с НАСА, NOAA, NSF и NIH и ежегодно получает более 110 миллионов долларов в виде конкурентного внешнего финансирования для дальнейшего изучения и определения границ суши, моря и космоса.

Отказ от ответственности: AAAS и EurekAlert! не несем ответственности за точность выпусков новостей, публикуемых EurekAlert! предоставляя учреждения или для использования любой информации через систему EurekAlert.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *