Элективный курс по русскому языку 8 класс 34 часа трудные случаи пунктуации – Рабочая программа Трудные случаи орфографии и пунктуации 8 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы пунктуации» в 8 классе
М
02 — 04
униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
РассмотренА и одобрена на заседании НМО учителей русского языка и литературы Руководитель НМО /Волгина Т.В./ « » _______________ 2014 г. | Утверждена руководителем образовательного учреждения Директор МБОУ «Лицей №1» /Туленин Н.Н./ « » _______________2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Трудные вопросы пунктуации»
в 8 классе Б
Составитель: учитель русского языка и литературы
2014/2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» в 8 классе Б МБОУ «Лицей №1» разработана в соответствии с федеральным «Законом об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 109 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 г., примерных программ по учебным предметам для общеобразовательных учреждений, учебного плана Лицея, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям в организации обучения в общеобразовательных организациях».
Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися разной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, орфографии и, конечно же, пунктуации. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков пунктуационной «зоркости».
Известно, что усвоение школьниками программного материла по русскому языку в 8 классе вызывает наибольшие трудности. Школьникам трудна пунктуация вставных конструкций, обособленных членов простого предложения, сложного (особенно сложного бессоюзного), предложений с прямой речью и т.д. Программа элективного курса «Трудные вопросы о пунктуации» призвана решить проблему постоянно возникающей необходимости возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков.
Программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» актуальна для учащихся, так как формирование о пунктуационной зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Цель изучения элективного курса «Трудные вопросы пунктуации»:
обобщить и углубить полученные ранее знания по пунктуации;
совершенствовать пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Задачи организации учебной деятельности:
овладение основными нормами русского литературного языка;
создание прочной базы пунктуационных навыков;
формирование языковой и лингвистической компетенций;
совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
развитие коммуникативных навыков;
развитие ассоциативного мышления учащихся.
Основные учебные цели:
углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся, планомерное формирование опыта организации исследовательской деятельности по русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета:
Владение пунктуационной грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, так как умение пишущим расставлять знаки препинания в своих текстах свидетельствует об осознанности их порождения. Школа призвана научить детей свободному пользованию знаками препинания в своих письменных высказываниях.
Конечная цель обучения детей пунктуации в школе – сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего – адекватно с пишущим понимать написанное.
Данный элективный курс предлагает решить проблему пунктуационной грамотности через систему таких мыслительных операций, как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.
Общий объём часов на изучение данного курса,
предусмотренный учебным планом:
Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Данная рабочая программа предназначена для реализации в 8 классе Б, т.к. качество знаний учащихся данного класса крайне низок и требует систематической работы по формированию пунктуационной зоркости.
Элективный курс «Трудные вопросы пунктуации» является дополнением к основному курсу русского языка в 8 классе и призван восполнить пробелы в знаниях учащихся с целью формирования у восьмиклассников пунктуационных навыков.
Место элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» в базисном учебном (образовательном) плане:
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает реализацию элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии» в объеме 34 ч. в 8 классе.
Межпредметные связи в ходе изучения элективного курса
«Трудные вопросы пунктуации»:
русский язык и литература, 2. русский язык и история
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:
В результате изучения элективного курса «Трудные вопросы пунктуации»
учащиеся должны
знать:
определения основных изученных языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры в устной и письменной речи;
пунктуационные нормы постановки знаков препинания, которые регулируются пунктуационными правилами;
уметь:
применять теоретические знания на практике;
работать с тестами по русскому языку;
владеть пунктуационными нормами;
владеть способами действий при применении изученных правил;
исправлять пунктуационные ошибки;
осознавать значимость правильной письменной речи.
.Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др.
Тематическое планирование уроков
элективного курса «Трудные вопросы орфографии» в 8 классе Б
МБОУ «Лицей №1»
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | Из них | ||
Теоретическая часть | Практическая часть | Контрольные работы | |||
1 | Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания | 3 | 1 | 2 | — |
2 | Знаки препинания в конце предложения | 2 | 1 | 1 | — |
3 | Знаки препинания внутри простого предложения | 14 | 4 | 9 | 1 |
4 | Знаки препинания между частями сложного предложения | 8 | 1 | 6 | 1 |
5 | Знаки препинания при передаче чужой речи | 4 | 1 | 2 | 1 |
6 | Знаки препинания в связном тексте | 2 | 2 | — | — |
7 | Заключение | 1 | 1 | — | — |
ИТОГО | 34 | 11 | 20 | 3 |
Содержание учебной дисциплины
№ п/п | Раздел программы | Содержание дисциплины, основные понятия | Знания и умения учащихся | Виды самостоятельной работы |
1 | Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания | Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. | Учащиеся должны знать основное назначение пунктуации, основные функции пунктуационных знаков Учащиеся должны уметь правильно определять разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. | Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков. |
2 | Знаки препинания в конце предложения | Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение её на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности. Потребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге. | Учащиеся должны знать основные признаки предложения, Учащиеся должны уметь правильно выбирать знаки препинания на границе предложения с учётом его особенностей по цели высказывания и эмоциональной окрашенности; исправлять пунктуационные ошибки. | Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков. |
3 | Знаки препинания внутри простого предложения | Система правил данного раздела пунктуации. Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений. Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления. Однородные и неоднородные определения, их различие на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения ( контекста). Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи. Пунктуационное выделение междометий. | Учащиеся должны знать систему правил постановки знаков препинания внутри простого предложения. Учащиеся должны уметь правильно расставлять знаки препинания внутри простого предложения; исправлять пунктуационные ошибки. | Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков. |
4 | Знаки препинания между частями сложного предложения | Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. Знаки препинания между частями сложных предложений. | Учащиеся должны знать грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений, виды сложных предложений. Учащиеся должны уметь правильно расставлять знаки препинания между частями сложного предложения; исправлять пунктуационные ошибки. | Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков. |
5 | Знаки препинания при передаче чужой речи. | Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат. | Учащиеся должны знать, что такое прямая и косвенная речь. Учащиеся должны уметь правильно оформлять на письме прямую речь и диалог, владеть разными способами оформления на письме цитат; исправлять пунктуационные ошибки. | Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков. |
6 | Знаки препинания в связном тексте | Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста. | Учащиеся должны знать, что такое связный текст как совокупность предложений.. Учащиеся должны уметь правильно оформлять на письме связный текст как совокупность предложений; исправлять пунктуационные ошибки. | Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков. |
7 | Заключение | Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. | Учащиеся должны знать изученное в8классе. Учащиеся должны уметь правильно применять пунктуационные правила; исправлять пунктуационные ошибки. | Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков. |
Календарно-тематическое планирование
программного материала элективного курса
по русскому языку в 8 классе
«Трудные вопросы пунктуации»
Программа элективного курса и тематическое планирование составлены учителем русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Печказовой С.П.
Всего уроков Теоретическая часть Практическая часть Контрольных работ | 34 11 20 3 | Учитель Печказова С.П. |
№ п/п | Раздел программы | Тип урока | Количество часов | Из них | Дата проведения | ||||
теоретическая часть | практическая часть | контрольная работа | планируемая | фактическая | |||||
I | Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания | 3 | 1 | 2 | — | ||||
1 | 1.1 | Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации. | Систематизация знаний | 1 | |||||
2 | 1.2 | Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. | Систематизация знаний | 1 | |||||
3 | 1.3 | Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки, знаки завершения. | Систематизация знаний | 1 | |||||
II | Знаки препинания в конце предложения | 2 | 1 | 1 | — | ||||
4 | 2.1 | Предложение и его основные признаки. Границы предложения, отражение её на письме. | Систематизация знаний | 1 | |||||
5 | 2.2 | Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности. | Систематизация знаний | 1 | |||||
III | Знаки препинания внутри простого предложения | 14 | 4 | 9 | 1 | ||||
6 | 3.1 | Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационные особенности подобных предложений. | Систематизация знаний | 1 | |||||
7 | 3.2 | Знаки препинания между однородными членами предложения. | Систематизация знаний | 1 | |||||
8 | 3.3 | Однородные члены, не соединённые союзами. | Систематизация знаний | 1 | |||||
9 | 3.4 | Однородные члены, соединённые союзами. | Систематизация знаний | 1 | |||||
10 | 3.5 | Однородные и неоднородные определения. | Систематизация знаний | 1 | |||||
11 | 3.6 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. | Систематизация знаний | 1 | |||||
12 | 3.7 | Обособленные определения. | Систематизация знаний | 1 | |||||
13 | 3.8 | Обособленные дополнения | Систематизация знаний | 1 | |||||
14 | 3.9 | Обособленные приложения. | Систематизация знаний | 1 | |||||
15 | 3.10 | Обособленные обстоятельства. | Систематизация знаний | 1 | |||||
16 | 3.11 | Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. | Систематизация знаний | 1 | |||||
17 | 3.12 | Знаки препинания в предложениях с обращениями. | Систематизация знаний | 1 | |||||
18 | 3.13 | Знаки препинания в предложениях с междометиями. Пунктуационное выделение междометий. | Систематизация знаний | 1 | |||||
19 | 3.14 | Контрольная работа по теме: «Знаки препинания внутри простого предложения». | Контрольная работа | 1 | |||||
IV | Знаки препинания между частями сложного предложения | 8 | 1 | 6 | 1 | ||||
20 | 4.1 | Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. | Систематизация знаний | 1 | |||||
21 | 4.2 | Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. | Систематизация знаний | 1 | |||||
22 | 4.3 | Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. | Систематизация знаний | 1 | |||||
23 | 4.4 | Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения. | Систематизация знаний | 1 | |||||
24 | 4.5 | Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения. | Систематизация знаний | 1 | |||||
25 | 4.6 | Знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения. | Систематизация знаний | 1 | |||||
26 | 4.7 | Знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения. | Систематизация знаний | 1 | |||||
27 | 4.8 | Контрольная работа по теме: «Знаки препинания между частями сложного предложения». | Контрольная работа | 1 | |||||
V | Знаки препинания при передаче чужой речи | 4 | 2 | 1 | 1 | ||||
28 | 5.1 | Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямо йречи. | Систематизация знаний | 1 | |||||
29 | 5.2 | Диалог. Оформление на письме диалога. | Систематизация знаний | 1 | |||||
30 | 5.3 | Цитата. Разные способы оформления на письме цитат. | Систематизация знаний | 1 | |||||
31 | 5.4 | Контрольная работа по теме: «Знаки при передаче чужой речи». | Контрольная работа | 1 | |||||
VI | Знаки препинания в связном тексте | 2 | 2 | — | — | ||||
32 | 6.1 | Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью и общей стилистической направленностью | Систематизация знаний | 1 | |||||
33 | 6.2 | Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста. | Систематизация знаний | 1 | |||||
VII | Заключение | 1 | 1 | — | — | ||||
34 | 7.1 | Как решать трудные вопросы пунктуации. | Систематизация знаний | 1 |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета:
Школьный курс по русскому языку в таблицах и схемах (набор таблиц).
CD-ROM Готовимся к ЕГЭ. – М.: Просвещение-МЕДИА, 2005 г.
CD-ROM Справочные материалы по русскому языку. – М.: Новый диск, 2007 г.
Презентации учителя.
Список литературы:
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001 г.
Богданова Г.А. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009 г.
Валгина В.С. Трудности современной пунктуации. – М : Просвещение, 2011 г.
Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
Макарова Б.А. Абсолютная пунктуационная грамотность. – М.: Астрель, 2012 г.
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык» – М.: Просвещение, 2012 г.
Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 7 класс. – М.: Айрис-пресс, 2012 г.
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. М.: Просвещение. 2012 г.
Штоль А.А. Русский язык в таблицах для школьников и абитуриентов. – М.: Тригон, 2012 г.
Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998 г.
Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
kopilkaurokov.ru
Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе «Трудные случаи русской орфографии»
МКОУ «Тенистовская средняя общеобразовательная школа»
Элективный курс по русскому языку для учащихся 8 класса
«Трудные вопросы орфографии»
Учитель русского языка и литературы
Максименко Елена Викторовна
Тенистое
2016/2017
Пояснительная записка
Подготовка выпускника школы в области правописания является важнейшим компонентом общего среднего образования. Программа элективного курса ориентирована на учащихся 8 класса с различным уровнем развития письменной речи. Программа элективного курса составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 8 класса.
Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными в неуклонном совершенствовании орфографической подготовки, обогащении речи, овладении системой языка, его богатством.
Данный курс рассчитан на 34 часа, имеет прежде всего практическую направленность, то есть предназначается не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. Материал разделен по принципу доступности: от простейшего к сложному. Погруппный способ подачи орфограмм обеспечивает преемственность в обучении, создает благоприятные условия для системного восприятия изучаемого материала.
Цель элективного курса:
-формирование навыков правописания;
-речевое, языковое развитие;
-повышение интеллектуального уровня.
Задачи:
— систематизировать, укрепить, развить и расширить орфографические знания;
привить представление о жизненной важности соблюдения норм правописания в письменной речи;
дать учащимся обобщающий способ действия, сформировать определенное (в согласии с наукой) «направление мышления», синтезирующее частные случаи проявления действующей закономерности;
устранить причины ошибок, а количество ошибок свести к уровню положительных результатов.
Методы и приемы
С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования, перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли причастия в словосочетании; о правиле написания Н, НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов, и т.д.). Учить учащихся давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.
Формы проведения занятий
Лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра, тестирование.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.
Виды контроля
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам). Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга (по балльной системе).
Актуальность
Программа элективного курса актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Тематическое планирование
часов
Содержание занятия
1.
Введение. Основные принципы русской орфографии
1
2.
Фонетический принцип
1
3-4.
Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа
2
5-6.
Правописание безударных гласных в корне слова
2
1) Проверяемые ударением
2) Непроверяемые ударением
3) Чередующиеся гласные в корне слова
7-8.
Трудные темы орфографии. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ
Контрольный словарный диктант
2
1) Основные значения приставок пре-при
2) Употребление приставок пре-при с одним и тем же корнем
3) Слова-исключения
4) Иностранные слова с формантом пре/при
9-10.
Правописание О-Ё-Е после шипящих
2
1) О-Ё-Е в корне
2) О-Ё-Е в суффиксах и окончаниях
3) Слова с чередующейся гласной в корнях жог/жег
11.
И-Ы после Ц
1
1) И-Ы в корне
2) И-Ы в окончаниях и в суффиксах притяжательных прилагательных
12-13.
Правописание сложных слов
2
1) Соединительные гласные О-Е
2) Сложносокращенные слова
3) Дефис в сложных прилагательных и наречиях
14.
Разделительные Ъ и Ь. Тест
1
1) Ь для обозначения мягкости
2) Ъ и Ь в корне и после приставок
3) Слова-исключения
15-16.
Склонение количественных числительных
2
1) Склонение количественных числительных
2) Склонение дробных и собирательных числительных
17.
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений
1
1) Неопределенные местоимения
2) НЕ-НИ в местоимениях
3) Указательные местоимения.
4) Местоимения НЕКТО, НЕЧТО .
18.
Контрольное тестирование
1
Проверка знаний и умений учащихся.
19-20.
Правописание личных окончаний глаголов. Тест.
2
1) Морфологические признаки глагола
2) 1и 2 спряжение глаголов.
3) Суффиксы и окончания глаголов в изъявительном и повелительном наклонении.
4) Ь в инфинитиве, во 2 лице, в повелительном наклонении.
21.
Правописание суффиксов причастий
1
1) Действительные и страдательные причастия настоящего времени.
22-24.
Правописание Н и НН в разных частях речи
3
1) В прилагательных
2) В причастиях и отглагольных прилагательных
3) В наречиях
4) Слова-исключения
25-27.
Правописание частицы НЕ со всеми частями речи
3
1) НЕ с существительными, прилагательными, наречиями
2) НЕ с глаголом и глагольными формами.
3) Примечание.
28.
Частицы НЕ и НИ
1
29-30.
Правописание наречий. Тест
2
1) Алгоритм формально-логических показателей правописания наречий, наречных сочетаний и сочетание предлога с существительным.
2) Наречия и омонимичные сочетания слов
3) Наречия и краткие прилагательные с предлогами
4) Наречия и местоимения с предлогами
31.
Служебные части речи и междометия
1
1) Правописание через дефис частиц
2) Правописание производных предлогов
3) Правописание союзов
32.
Сочинение-рассуждение. Зачет (письменный)
1
Развитие речи учащихся.
33.
Классификация ошибок
1
1) Речевые ошибки и недочеты.
2) Грамматические ошибки.
3) Логические ошибки.
34.
Итоговое занятие. Зачет (тест)
1
Литература:
1.В.Ф.Иванова «Трудные вопросы орфографии» Москва «Просвещение», 2000.
2.М.М.Разумовская «Методика обучения орфографии в школе» Москва «Просвещение», 2005.
3.Д.Э.Розенталь «Справочник по правописанию и литературной правке» Москва «Просвещение», 2008.
4.А.Н.Тихонов «Морфемно-орфографический словарь» Москва «Просвещение», 2002.
infourok.ru
Рабочая программа элективного курса по русскому языку (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №11 им. К.А. Тренёва»
муниципального образования городской округ Симферополь
Республики Крым
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________
«__»______________2014г
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Гимназия №11 им. К.А. Тренёва»
__________
Пр. № _____ от
«____» __________ 2014г
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку для учащихся 8-Б, В классов «Практикум по орфографии и пунктуации»
Рассмотрено и принято
на заседании кафедры учителей
русского языка и литературы
гимназии №11 им. К.А. Тренёва
Протокол №___ от ________
Руководитель кафедры
________________
Симферополь-2014
Раздел I. Статус документа
Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 8 класса, составлена на основании Федерального закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Государственного образовательного стандарта, «Программы практикума по русскому языку (орфография и пунктуация)», автор-составитель Т.Я. Фролова (утверждена Ученым Советом КРИППО. Протокол № 5 от 04.09.2014 г.). Программа рассчитана на 17 часов для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений.
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также
специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Орфографический и пунктуационный материал изучается на обобщенной основе. Основанием для обобщения служит общий опознавательный признак орфограмм и пунктограмм, место орфограммы в слове (правописание морфем), орфограмма-пробел, орфограмма-дефис и т. д.
В целях интенсификации перемежается последовательность изучения орфографических и пунктуационных тем. Такой подход обеспечивает повышение эффективности усвоения материала, даст возможность закреплять орфографические темы при повторении пунктуации и пунктуационные при повторении орфографии.
Раздел II. Структура программы
Программа включает в себя несколько разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно — тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание рабочей программы реализуется через уроки — лекции, уроки — практикумы, уроки обобщения, уроки контроля.
Раздел III. Цель обучения:
обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,
закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих задач:
формирование представления о русском языке как целостной структуре, овладение основными приемами самоконтроля и самоанализа;
развитие и совершенствование информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к осознанному выбору профиля обучения, познавательного интереса к родному языку;
углубление знаний о языке как развивающейся системе, языковой норме;
овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности;
применение полученных знаний и умений в собственной практической деятельности;
совершенствование логического мышления, аналитических навыков.
Раздел IV. Содержание элективного курса
Орфография
Гласные и согласные в корне слова. Гласные в корне слова. Безударные о, а, е, и, я, проверяемые ударением. Употребление в качестве проверочного слова свободного корня (корень, соответствующий слову). Согласные в корне слова. Непроизносимые согласные.
Написание устойчивых буквосочетаний. Сочетания нч, нщ, чк, чн, шч, жч, стч, зч, здч.
Написание слов с шипящим на конце. Написание существительных женского рода единственного числа, существительных мужского рода, множественного числа, кратких прилагательных, наречий, глаголов 2-го лица единственного числа, глаголов неопределённой формы, глаголов повелительного наклонения с шипящим на конце слова.
Написание о, ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях разных частей речи. Употребление букв о, ё после ж, ш, ч, щ в корне слова, в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий, глаголов, причастий для передачи на письме ударных слогов.
Написание и, ы после ц.
Написание не с разными частями речи. Написание не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями, причастиями, отглагольными прилагательными и наречиями на -о, -е. Не в составе союзов. Написание не с краткими причастиями, краткими отглагольными прилагательным. Скрытое противопоставление.
Одна и две буквы н в суффиксах различных частей речи. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных (-н-, -енн-, -онн-, -ин-, -ан- (-ян-). Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах кратких причастий, кратких отглагольных прилагательных и наречий на —о, -е.
Правописание не и ни с отрицательными, неопределёнными местоимениями и наречиями. Разграничение отрицательных местоимений и созвучных форм слов в устойчивых словосочетаниях (не кто иной как, ничто иное … не и т.п.).
Разграничение не и ни в предложении. Употребление усилительной частицы ни в предложении. Соединительный союз ни – ни. Ни в сложноподчинённом предложении при союзных словах кто ни, что ни, куда ни и т. п.
Правописание корней с чередованием. Написание о в слабой позиции в корнях гор-, клон-, твор-; написание а в слабой позиции в корнях зар-, плав-; чередование о, а в корне рос-, раст-, ращ-; чередование о, а в корне кас(а)- – кос(н)-, -лаг(а)- – -лож-, скак- – скоч-; буквы е, и в корнях с чередованием (бер- – бир(а), …). Смыслоразличительное значение чередования корней равн- – — ровн-, мак- – мок-.
Правописание сложных слов. Правописание сложных существительных. Соединительные гласные о и е. Сложные существительные без соединительных гласных. Написание сложных и составных числительных.
Правописание приставок. Правописание приставок, не изменяющихся на письме. Приставки на з/с. Приставки пре— и при—
Орфограммы на стыке приставки и корня. Разделительный твёрдый знак. Гласные ы, и после приставок.
Правописание суффиксов. Суффиксы имен существительных (суффиксы —чик и -щик, —ик и -ек; -ец и -иц; -ичк- и — ечк-, -енк-,-инк-, -еньк-, -ичк-, -тель, и др). Суффиксы имен прилагательных (-ив-,
-чив; -оват, -еват, -ев, -еват, -евит; -н-, -енн-, -онн-, -ин-, -ан- (-ян-). Суффиксы глаголов. Гласные на конце наречий.
Правописание окончаний существительных, прилагательных. Склонение имен существительных. Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание окончаний имен существительных. е, и в окончаниях имён существительных единственного числа.
Склонение имен прилагательных. Окончания имен прилагательных.
Правописание личных окончаний глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. —ете, -ите на конце глаголов. Окончания разноспрягаемых глаголов. Проверка окончаний глаголов с приставкой обес— (обез-).
Правописание суффиксов причастий. Написание гласных в суффиксах —ущ(ий) –-ющ(ий), -ащ(ий), -ящ(ий),-ем(ый), -им(ый) причастий. Написание гласных перед суффиксом -вш(ий) причастий, перед суффиксом —в деепричастий; перед суффиксом —л глаголов прошедшего времени. Написание гласных перед н-нн в причастиях.
Дефисное написание слов разных частей речи. Правописание сложных прилагательных (прилагательные, образованные от слитно пишущихся сложных существительных; сложные прилагательные, выражающие подчинительные отношения; сложные прилагательные со слитным написанием, употребляемые в роли терминов; прилагательные, образованные от сложных существительных с дефисным написанием; сложные прилагательные, выражающие сочинительные отношения; сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки; сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов; сложные прилагательные, образованные от географических и административных имен собственных).
Написание слов с пол-, полу-. Написание через дефис приложений. Написание через дефис наречий. Дефисное написание повторяющихся слов.
Отличие наречий от созвучных форм слов. Отличие наречий от созвучных форм слов. Отличие наречий с приставками под-, за-, на-, в-, с-, без- (бес-), по-, из- (ис-), до-, к- от созвучных форм слов с предлогами под, за, на, в, с, без, по, из, до, к. Слитное написание наречий. Дефисное написание наречий. Раздельное написание наречных сочетаний.
Правописание производных предлогов. Отличие производных предлогов от созвучных форм слов. Правописание производных предлогов несмотря на, вследствие, навстречу, вроде, насчет, ввиду, вместо, в течение, в продолжение, в заключение.
Правописание союзов. Отличие союзов от созвучных форм слов. Отличие союзов чтобы, тоже, также, зато и выступающих в роли союзов наречий поэтому, потому, оттого от соотносимых форм слов: что бы, то же, так же, за то, от того, по тому, по этому. Правописание составных союзов
Правописание частиц. Правописание частиц через дефис.
Употребление прописных букв. Собственные имена лиц: артикли, предлоги, частицы при нерусских фамилиях и именах; собственные имена, состоящие из двух частей; собственные имена в роли нарицательных; названия из области религии и мифологии. Географические и административные территориальные названия. Астрономические названия. Названия исторических эпох и событий. Названия календарных периодов, торжеств и названия, связанные с религией. Названия органов власти, учреждений, организаций, обществ, партий.
Названия документов, памятников, предметов и произведений искусства. Наименование должностей, званий, титулов, названия орденов и медалей, наград. Названия литературных произведений и органов печати.
Пунктуация
Запятая и точка с запятой между однородными членами предложения и частями сложного предложения, связанными интонацией перечисления.
Запятая между однородными членами предложения и частями сложного предложения, связанными с помощью сочинительных союзов. Однородные члены предложения и части сложного предложения, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены предложения и части сложного предложения, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены предложения, соединенные парными союзами.
Однородные и неоднородные определения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Выделение на письме придаточной части сложного предложения. Запятая при сложных подчинительных союзах. Запятая и точка с запятой в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Обособление дополнений, присоединяемых производными предлогами со значением включения/исключения (кроме, помимо и т. п.). Знаки препинания при обособленных дополнениях.
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
Обособленные определения. Обособление определений, выраженных причастным оборотом.
Обособленные приложения.
Уточняющие члены предложения. Уточняющие обстоятельства. Уточняющие определения. Пояснительные члены предложения. Присоединительные члены предложения. Конструкции со словами даже, особенно, например, в частности и др.
Синтаксические конструкции, соединённые союзом и. Пунктуация в разноструктурных единицах с союзом и. Однородные члены предложения, соединённые союзом и. Части сложного предложения, соединённые союзом и. Части сложного предложения, соединённые союзом и, с общим второстепенным членом предложения. Знаки препинания при сочетании союзов. Однородные члены предложения, соединённые повторяющимся союзом и.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложениями. Вводные слова и словосочетания. Вводные предложения. Обращения. Междометия. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.
Знаки препинания при различных способах передачи на письме чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире при приложении. Интонационное тире. Соединительное тире.
Конструкции с союзом как. Сравнительный оборот в составе сказуемого и обстоятельства. Запятая при оборотах с союзом как. Запятая при оборотах с союзами будто, словно, точно и др. Цельные по смыслу выражения. Обособленные и необособленные приложения, присоединяемые союзом как, будто, словно, точно.
Раздел V. Учебно-тематическое планирование.
№ п/п
Тема
Дата
8-Б
8-В
1.
Написание ь после шипящих. Союзы и производные предлоги как опознавательный признак пунктограммы. Написание о-ё после шипящих.
2.
Деепричастный оборот. Написание не со словами. Написание и-ы после ц.
3.
Причастный оборот. Н-НН в полных прилагательных и причастиях. Отрицательные местоимения и наречия.
4.
Различение не и ни в предложении. Обособленные определения и приложения. Корни с чередованием.
5.
Правописание приставок. Вводные слова, словосочетания, предложения. Орфограммы на стыке приставки и корня.
6.
Конструкции с союзом и. Междометия. Слова-предложения да и нет. Обращения. Правописание суффиксов.
7.
Прямая речь. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
8.
Тире в простом предложении. Правописание окончаний.
9.
Двоеточие в сложных предложениях. Правописание сложных слов.
10.
Отличие созвучных форм слов. Конструкции с союзом как.
11.
Отличие созвучных форм слов.
12.
Точка с запятой.
13.
Отработка практических умений и навыков.
Диктант.
14.
Отработка практических умений и навыков.
Работа над ошибками
15.
Творческая работа.
16.
Семинарское занятие.
17.
Повторение.
Литература:
Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. – М: Рольф, 1996. – 368 с.
Лекант П.А. Справочник школьника по русскому языку. П.А.Лекант, Н.Б.Самсонов. – М.: ООО «Издательство » Мир и Образование», 2002. – 352 с.
Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. – М.: Бизнес-информ, 1998. 272 с.
Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: Пособие для учителя. 2-е изд. – М.: ООО»Торгово-издательский дом «Русское слово—РС». 2001. – 126 с.
Федоренко Л.П., Локтарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение, 1979. 208 с.
Фролова Т.Я. Грамотность за 12 занятий: Русский язык. – Симферополь: Феникс, 2013. 64 с.
Т. Я. Фролова. Русский язык. Практикум. – Симферополь: 2012. 144 с.
infourok.ru
Элективный курс по русскому языку «Трудные случаи орфографии»(8 класс)
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО Заместитель директора Директор
Председатель ГБОУ Школа № ___ ГБОУ Школа №___
______________ _______________ __________________ _________________
« »_____________ « »______________ « »___________
Рабочая программа
по факультативному курсу «Трудные случаи орфографии».
Рабочая программа составлена на основе авторской программы:
М. М. Разумовская «Методика обучения орфографии в школе» Москва «Просвещение», 2005.
Реализует программу Дёмина Т.В.
2016-2017 учебный год.
Раздел 1. Пояснительная записка
Подготовка выпускника школы в области правописания является важнейшим компонентом общего среднего образования. Программа элективного курса ориентирована на учащихся 8 класса с различным уровнем развития письменной речи. Программа элективного курса составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 8 класса.
Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными в неуклонном совершенствовании орфографической подготовки, обогащении речи, овладении системой языка, его богатством.
Данный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю), имеет прежде всего практическую направленность, то есть предназначается не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. Материал разделен по принципу доступности: от простейшего к сложному. Погруппный способ подачи орфограмм обеспечивает преемственность в обучении, создает благоприятные условия для системного восприятия изучаемого материала.
Цель элективного курса:
-формирование навыков правописания;
-речевое, языковое развитие;
-повышение интеллектуального уровня.
Задачи:
— систематизировать, укрепить, развить и расширить орфографические знания;
привить представление о жизненной важности соблюдения норм правописания в письменной речи;
дать учащимся обобщающий способ действия, сформировать определенное (в согласии с наукой) «направление мышления», синтезирующее частные случаи проявления действующей закономерности;
устранить причины ошибок, а количество ошибок свести к уровню положительных результатов.
Раздел 2. Методы и приемы
С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования, перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли причастия в словосочетании; о правиле написания Н, НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов, и т.д.). Учить учащихся давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.
Раздел 3. Формы проведения занятий
Лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра, тестирование.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.
Раздел 4. Виды контроля
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам). Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга (по балльной системе).
Раздел 5. Актуальность
Программа элективного курса актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Календарно-тематическое планирование
№ | Программа курса | Кол-во часов | Содержание занятия |
1. | Введение. Основные принципы русской орфографии | 1 |
|
2. | Фонетический принцип | 1 |
|
3-4. | Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа | 2 |
|
5-6. | Правописание безударных гласных в корне слова | 2 | 1) Проверяемые ударением 2) Непроверяемые ударением 3) Чередующиеся гласные в корне слова |
7-8. | Трудные темы орфографии. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ Контрольный словарный диктант | 2 | 1) Основные значения приставок пре-при 2) Употребление приставок пре-при с одним и тем же корнем 3) Слова-исключения 4) Иностранные слова с формантом пре/при |
9-10. | Правописание О-Ё-Е после шипящих | 2 | 1) О-Ё-Е в корне 2) О-Ё-Е в суффиксах и окончаниях 3) Слова с чередующейся гласной в корнях жог/жег |
11. | И-Ы после Ц | 1 | 1) И-Ы в корне 2) И-Ы в окончаниях и в суффиксах притяжательных прилагательных |
12-13. | Правописание сложных слов | 2 | 1) Соединительные гласные О-Е 2) Сложносокращенные слова 3) Дефис в сложных прилагательных и наречиях |
14. | Разделительные Ъ и Ь. Тест | 1 | 1) Ь для обозначения мягкости 2) Ъ и Ь в корне и после приставок 3) Слова-исключения |
15-16. | Склонение количественных числительных | 2 | 1) Склонение количественных числительных 2) Склонение дробных и собирательных числительных |
17. | Правописание неопределенных и отрицательных местоимений | 1 | 1) Неопределенные местоимения 2) НЕ-НИ в местоимениях 3) Указательные местоимения. 4) Местоимения НЕКТО, НЕЧТО . |
18. | Контрольное тестирование | 1 | Проверка знаний и умений учащихся. |
19-20. | Правописание личных окончаний глаголов. Тест. | 2 | 1) Морфологические признаки глагола 2) 1и 2 спряжение глаголов. 3) Суффиксы и окончания глаголов в изъявительном и повелительном наклонении. 4) Ь в инфинитиве, во 2 лице, в повелительном наклонении. |
21. | Правописание суффиксов причастий | 1 | 1) Действительные и страдательные причастия настоящего времени. |
22-24. | Правописание Н и НН в разных частях речи | 3 | 1) В прилагательных 2) В причастиях и отглагольных прилагательных 3) В наречиях 4) Слова-исключения |
25-27. | Правописание частицы НЕ со всеми частями речи | 3 | 1) НЕ с существительными, прилагательными, наречиями 2) НЕ с глаголом и глагольными формами. 3) Примечание. |
28. | Частицы НЕ и НИ | 1 |
|
29-30. | Правописание наречий. Тест | 2 | 1) Алгоритм формально-логических показателей правописания наречий, наречных сочетаний и сочетание предлога с существительным. 2) Наречия и омонимичные сочетания слов |
3) Наречия и краткие прилагательные с предлогами 4) Наречия и местоимения с предлогами | |||
31. | Служебные части речи и междометия | 1 | 1) Правописание через дефис частиц 2) Правописание производных предлогов 3) Правописание союзов |
32-33. | Сочинение-рассуждение. Зачет (письменный) | 2 | Развитие речи учащихся. |
34. | Классификация ошибок | 1 | 1) Речевые ошибки и недочеты. 2) Грамматические ошибки. 3) Логические ошибки. |
35. | Итоговое занятие. Зачет (тест) | 1 |
|
Литература:
1.В.Ф.Иванова «Трудные вопросы орфографии» Москва «Просвещение», 2000.
2.М.М.Разумовская «Методика обучения орфографии в школе» Москва «Просвещение», 2005.
3.Д.Э.Розенталь «Справочник по правописанию и литературной правке» Москва «Просвещение», 2008.
4.А.Н.Тихонов «Морфемно-орфографический словарь» Москва «Просвещение», 2002.
multiurok.ru
Элективный курс «Трудные случаи орфографии и пунктуации».
Программа элективного курса по русскому языку
«Трудные случаи орфографии и пунктуации»
10 класс (34 часа)
Пояснительная записка
Изучение языка, особенно грамматики и синтаксиса, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико-синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала. Единый государственный экзамен по русскому языку – одна из сложных проверок учащихся на знание не только школьного курса по предмету. В предлагаемых на экзамене тестах имеются задания повышенной сложности. Именно на них необходимо обратить внимание в процессе работы. Данный курс поможет учащимся восполнить пробелы в знаниях по определённой теме и подготовит психологически к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Курс имеет практическую направленность. Он рассчитан на углубление и систематизацию знаний учащихся по орфографии и пунктуации. В этом разделе повторяются только самые сложные темы. Но несмотря на это, на каждом занятии, независимо от темы, ведётся комплексная работа по орфографии, пунктуации и развитию речи. При изучении курса реализуются межпредметные связи (русский язык – литература).
Данный курс рассчитан для учащихся 10 классов. Программа рассчитана на 34 часа.
Цели:
Систематизировать знания в области русского языка, полученные учащимися в 5-9 классах.
Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путём практических занятий.
Расширить познания учащихся по определённым темам, изученным ранее.
Задачи:
1) Научить самостоятельно систематизировать материал, выделять главное.
2) Развить умения применять теоретические знания на практике.
3) Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.
Помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Сформировать умения применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:
1) Орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы ( диктанты, изложения,сочинения).
2) Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.
3) Применять полученные теоретические знания на практике.
Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями её реализации.
Методическое обеспечение.
Занятия построены в виде уроков-практикумов. Последнее занятие – итоговое тестирование, которое оценивается по пятибалльной системе.
Содержание программы.
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Правописание О-Ё после шипящих.
НЕ и НИ с разными частями речи.
Правописание приставок.
Правописание суффиксов прилагательных и причастий.
Правописание суффиксов глаголов.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Правописание суффиксов действительных причастий.
Правописание суффиксов страдательных причастий.
10) Омонимия частей речи.
11) Правописание производных союзов и омонимичных сочетаний.
12) Правописание производных предлогов и омонимичных сочетаний.
13) Правописание суффиксов наречий О, А.
14) Двойные согласные в корне, суффиксе и на стыке морфем.
15) Употребление Ь для обозначения мягкости и грамматических форм.
16) Разделительные Ь и Ъ.
17) Правописание сложных существительных и прилагательных.
18) Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.
19) Тире между подлежащим и сказуемым.
20) Знаки препинания при однородных членах предложения.
21) Обособленные согласованные определения.
22) Знаки препинания при приложении.
23) Обособленные обстоятельства.
24) Уточняющие, пояснительные члены предложения.
25) Сравнительный оборот.
26) Вводные слова и предложения.
27) Обращения, междометия.
28) Пунктуация в сложносочинённом предложении.
29) Пунктуация в сложноподчинённом предложении.
30) Пунктуация при составных подчинительных союзах.
31) Запятая между двумя союзами.
32) Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
33) Способы передачи чужой речи.
34) Итоговое тестирование.
Список литературы.
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1993
Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации.- М., 1995.
Траник Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания.- М., 1998.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии.- М., 1991.
Львова С.И. Там, где кончается слово… — М., 1991.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии.- М., 1982.
Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М., 1982.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М., 1994.
Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твоё имя». – М., 1962.
10)Шанский Н.М., Боброва Т.А. снова в мире слова. – М., 2001.
11) Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». – Р.-на-Д., 1998.
Тематическое планирование.
№ | Название тем курса | Количество часов |
1. | Правописание чередующихся гласных в корне слова | 1 |
2. | Правописание О-Ё после шипящих. | 1 |
3. | НЕ и НИ с разными частями речи. | 1 |
4. | Правописание приставок. | 1 |
5. | Правописание суффиксов прилагательных и причастий. | 1 |
6. | Правописание суффиксов глаголов. | 1 |
7. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 |
8. | Правописание суффиксов действительных причастий. | 1 |
9. | Правописание суффиксов страдательных причастий. | 1 |
10. | Омонимия частей речи. | 1 |
11. 12. | Правописание производных союзов и омонимичных сочетаний. Правописание производных предлогов и омонимичных сочетаний. | 1 1 |
13. | Правописание суффиксов наречий О, А. | 1 |
14. | Двойные согласные в корне, суффиксе и на стыке морфем. | 1 |
15. | Употребление Ь для обозначения мягкости и грамматических форм. | 1 |
16. | Разделительные Ь и Ъ. | 1 |
17. | Правописание сложных существительных и прилагательных. | 1 |
18. | Слитное, раздельное, дефисное написание наречий. | 1 |
19. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
20. | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 |
21. | Обособленные согласованные определения. | 1 |
22. | Знаки препинания при приложении. | 1 |
23. | Обособленные обстоятельства. | 1 |
24. | Уточняющие, пояснительные члены предложения. | 1 |
25. | Сравнительный оборот. | 1 |
26. | Вводные слова и предложения. | 1 |
27. | Обращения, междометия. | 1 |
28. | Пунктуация в сложносочинённом предложении (ССП). | 1 |
29. | Пунктуация в сложноподчинённом предложении (СПП). | 1 |
30. | Пунктуация при составных подчинительных союзах. | 1 |
31. | Запятая между двумя союзами. | 1 |
32. | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 |
33. | Способы передачи чужой речи. | 1 |
34. | Итоговое тестирование. | 1 |
multiurok.ru
Элективный курс «Трудные случаи орфографии и пунктуации».
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Трудные случаи орфографии и пунктуации».»
Программа элективного курса по русскому языку
«Трудные случаи орфографии и пунктуации»
10 класс (34 часа)
Пояснительная записка
Изучение языка, особенно грамматики и синтаксиса, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико-синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала. Единый государственный экзамен по русскому языку – одна из сложных проверок учащихся на знание не только школьного курса по предмету. В предлагаемых на экзамене тестах имеются задания повышенной сложности. Именно на них необходимо обратить внимание в процессе работы. Данный курс поможет учащимся восполнить пробелы в знаниях по определённой теме и подготовит психологически к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Курс имеет практическую направленность. Он рассчитан на углубление и систематизацию знаний учащихся по орфографии и пунктуации. В этом разделе повторяются только самые сложные темы. Но несмотря на это, на каждом занятии, независимо от темы, ведётся комплексная работа по орфографии, пунктуации и развитию речи. При изучении курса реализуются межпредметные связи (русский язык – литература).
Данный курс рассчитан для учащихся 10 классов. Программа рассчитана на 34 часа.
Цели:
Систематизировать знания в области русского языка, полученные учащимися в 5-9 классах.
Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путём практических занятий.
Расширить познания учащихся по определённым темам, изученным ранее.
Задачи:
1) Научить самостоятельно систематизировать материал, выделять главное.
2) Развить умения применять теоретические знания на практике.
3) Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.
Помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Сформировать умения применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:
1) Орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы ( диктанты, изложения,сочинения).
2) Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.
3) Применять полученные теоретические знания на практике.
Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями её реализации.
Методическое обеспечение.
Занятия построены в виде уроков-практикумов. Последнее занятие – итоговое тестирование, которое оценивается по пятибалльной системе.
multiurok.ru
Программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи русской орфографии»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Наратайская основная общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
для 8 – 9 классов
«ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ
РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ»
Составитель:
учитель русского языка
и литературы высшей
квалификационной категории
Гайдар Леонид Сергеевич
2012г.
Программа:
1. Правописание гласных в корне слова. 3 часа
2. Правописание согласных в корне слова 2 часа
3. Правописание гласных после шипящих и Ц 2 часа
4. Правописание приставок 3 часа
5. Правописание суффиксов 5 часов
6. Н и НН в разных частях речи 2 часа
7. Правописание окончаний разных частей речи 2 часа
8. Правописание Ь и Ъ 2 часа
9. Правописание числительных 1 час
10. Правописание сложных слов 3 часа
11. Правописание частиц 3 часа
12. Правописание наречий 3 часа
13.Правописание предлогов 1 час
14. Правописание союзов 1 час
15. Лингвистический вечер «Секреты русской орфографии». 1 час
Пояснительная записка
Повышение уровня обученности и образованности по русскому языку, выпуск из основной и средней школы грамотного выпускника – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой.
Орфографическая грамотность прививается с первых дней пребывания ученика в школе. В системе эта работа ведется с начальной школы по седьмой класс включительно, когда изучаются такие разделы лингвистики, как «Фонетика», «Состав слова», «Словообразование», «Морфология». В 8-9 классах, когда изучаются «Синтаксис» и «Пунктуация», работа по орфографии носит повторительно-обобщающий характер. Малое количество учебных часов (8 класс – 3 часа, 9 класс – 2 часа) не позволяет расширять и углублять знания учащихся по орфографии. А такое углубление и расширение необходимо, потому что учащихся надо основательно готовить к итоговой аттестации по русскому языку за основную школу, подготовить их к дальнейшему обучению в профильных классах.
Выпускник основной школы должен уметь пользоваться справочной литературой, словарем, знать множество исключений из правил, составлять алгоритм и опорные схемы по орфографическому материалу и уметь ими пользоваться, а также владеть умением, корректировать не только свои орфографические ошибки, но и чужие, знать лингвистическую природу орфографической ошибки, уметь работать по принципу саморепетирорства. В решении всего этого и поможет программа спецкурса «Трудные случаи орфографии» для 8,9 классов.
Программа рассчитана на 34 часа, спецкурс можно вести как в 8 классе, так и в 9 классе.
В ходе работы по программе данного спецкурса должны быть реализированы следующие цели и задачи:
— углубление знаний по орфографии;
— знакомство учащихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые не рассматриваются на уроках;
— систематизация имеющихся знаний, новых сведений, обобщение их форме таблиц, опорных схем;
— повышение интереса к изучению русского языка;
— подготовка к итоговой аттестации по русскому языку за основную школу.
Занятия по данной программе должны носить развивающий характер, поэтому приемлемы следующие формы и методы работы по усвоению орфографического материала и выработки орфографической зоркости:
— работа по опорным таблицам и алгоритмам;
— словарно-орфографическая работа;
— морфологический, словообразовательный и орфографический разборы;
— этимологический анализ слова;
— различные виды диктантов;
— работа с текстом;
— тестирование.
В конце изучения программы спецкурса учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
— знать все нормы правописания;
— уметь классифицировать ошибки, объяснять их;
— графически обозначать орфограммы и объяснять их;
— уметь пользоваться справочниками по орфографии и орфографическими словарями.
Изучение орфографии в разрезе данного спецкурса восполнит недостатки в орфографической грамотности и повысит ответственность учащихся за конечный результат обучения в гимназии.
№ п/п | Тема | Цели и задачи | Формы работы |
1. | 2. | 3. | 4. |
1. 1.1. 1.2. 1.3. | Трудные случаи правописания гласных в корне слова: а) проверяемых ударением б) не проверяемых ударением в) чередующихся гласных | Углубить знания по теме; выработать прочный навык написания данных орфограмм. | Словарно – орфографическая работа, работа по опорным таблицам, анализ текста, составление диктанта. |
2. 2.1. 2.2. | Трудные случаи правописания согласной в корне слова: а) непроизносимые согласные и непроверяемые согласные; б) двойные согласные. | Углубить знания по теме, показать трудные случаи правописания двойных согласных и непроизносимых, не проверяемых на письме. | Словарно-орфографическая работа, распределительные диктанты, тесты. |
3. 3.1. 3.2. | Правописание гласных после шипящих и Ц: а) гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончание; б) гласные И-Ы после Ц. | Обратить особое внимание на случаи правописания О и Ё после шипящих в суффиксах причастий и отглагольных частей речи, углубить знания по теме; уточнить все исключения по теме. | Морфемный разбор, составление таблицы «О и Е после шипящих», словарно-орфографическая работа, творческий диктант, выборочно- распределительные упражнения |
4. 4.1. 4.2. 4.3. | Правописание приставок: а) на –З и –С и Ы-И после русских приставок, оканчивающихся на согласную б) при- и пре- в) написание некоторых слов иноязычного происхождения. | Углубление знаний учащихся по темам; научить различать смысловые значения приставок при- и пре- в словах, близких по звучанию, но разных по значению; обратить внимание на написание иноязычных слов типа: престиж, привилегия, президент. | Работа по опорным таблицам; выборочно-распределительные упражнения, этимологический разбор; сочинения на лингвистическую тему. |
5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. | Правописание суффиксов: а) существительных; б) прилагательных; в) глаголов; г) причастий; д) наречий. | Расширить представление о суффиксах существительных, углубить знания о суффиксах прилагательных, глаголов, причастий, выработать прочный навык их написания. | Словарно -орфографические работы, словообразовательный и морфологический разбор, выборочно-распределительные, предупредительные диктанты; анализ текста. |
6. 6.1. 6.2. | Н и НН в различных частях речи: а) в отыменных частях речи: в прилагательных, наречиях, существительных, на стыке морфем. б) в отглагольных частях речи. | Углубить знания по теме, уточнить все исключения по теме; выработать навык правильного написания орфограмм. | Работа с алгоритмом, выборочно- распределительные, объяснительные, проверочные диктанты, работа с текстом, сочинение на лингвистическую тему |
7. 7.1. 7.2. | Трудные случаи. Правописание окончаний разных частей речи: а) падежных окончаний существительных, прилагательных; б) безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени. | Углубить знания по теме, систематизировать знания учащихся о правописании окончаний различных частей речи. | Работа с опорными схемами, с алгоритмом, творческие диктанты, работа с текстом, сочинение по опорным словам. |
8. 8.1. 8.2. | Правописание Ь и Ъ: а) разделительные Ь и Ъ; б) Ь после шипящих. | Уточнить все случаи правописания Ь и Ъ, углубить знания по теме, особое внимание обратить на правописание иностранных слов. | Работа с опорными схемами, орфографический разбор, выборочно-распределительные упражнения. |
9. | Трудные случаи правописания числительных | Расширить знания о правописании всех разрядов, в частности всех составленных количественных и сложных количественных. | Работа с таблицами, диктанты с творческими заданиями, работа с сигнальными карточками. |
10. 10.1 10.2. 10.3. | Правописание сложных слов: а) существительных; б) прилагательных; в) правописание слов с пол- и полу-. | Уточнить все случаи правописания существительных и прилагательных, образованных способом сложения, выработать прочный навык написания слов через дефис. | Осложненное списывание, выборочно-распределительные диктанты, словообразовательный и морфемный разбор. |
11. 11.1. 11.2. 11.3. | Правописание частиц: а) слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи; б) написание частиц БЫ, ЖЕ, ЛИ, ТО, КАКОЕ и т.д.; в) различение частиц НЕ и НИ. Правописание НИ. | Углубить знания по теме, обобщить имеющиеся знания, выработать навык различения НЕ – частицы, НЕ – приставки. | Составление опорной таблицы, работа с алгоритмами, тесты. |
12. 12.1. 12.2. 12.3. | Правописание наречий: а) слитное написание; б) раздельное написание; в) дефисное написание. | Углубить знания по теме, выяснить все исключения; выработать навык правильного написания наречий. | Составление таблиц, проверочные, предупредительные диктанты, тесты. |
13. | Правописание предлогов. | Углубить знания по теме, уточнить все случаи правописания производимых предлогов. | Осложненное списывание, тестирование, творческие диктанты. |
14. | Правописание союзов. | Углубить знания по теме; научить различению союзов и сочетаний местоимения или наречия с предлогом или частицей. | Осложненное списывание, тестирование, творческие диктанты. |
15. | Лингвистический вечер «Секреты русской орфографии» | Подвести итоги занятиям, к дальнейшему изучения русского языка. |
Литература:
1. Розентоль Д.Э. Справочник по русскому правописанию. М. «Просвещение», 2000 г.
2. Иванова Е.В., А.Н. Иванов. Русский язык без зубрежки. М. 1999 г.
3. Лебедев Н.В.Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М. «Просвещение», 1991 г.
4. Руссова Н.Ю. Как стать грамотным. Нижний Новгород, 1994 г.
5. Грекова А.А. Особенности обучения учащихся русскому языку. Тольятти, 1994 г.
(Учебное пособие по специальному практическому курсу повышения грамотности).
6. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М. «Просвещение», 1982 г
7. Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка 8 класс. М. «Просвещение», 1992 г.
8. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов. М. «Просвещение», 1983 г.
9. Рейнке И.Н. Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации. Ленинград, 1971 г.
videouroki.net