cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Эйдетика для детей дошкольного возраста: основные правила, методы упражнения. Блог Лого-Эксперт

Содержание

основные правила, методы упражнения. Блог Лого-Эксперт

Блог Лого-Эксперт

логопеду начинающему логопеду

Содержание:

  • Эйдетика — что это?
  • Польза эйдетики
  • Основные методы:
  1. Зрительная отрисовка
  2. Мыслительная отрисовка
  • Мнемотехника
  1. Цепная реакция
  2. Аквовербальная техника
  • Правила Эйдетики
  • Заключение

Для того чтобы стать успешным, современному человеку необходимо запоминать очень большие объемы информации. Поэтому крайне важно развивать свою память с раннего возраста, используя для этого все возможные методы. Одним из таких методов является эйдетика, о специфике которой мы сегодня и поговорим.

Дети зачастую воспринимают и запоминают какую-либо информацию через мир образов. В первые 5-7 лет правое полушарие, которое отвечает за воображение, развивается у ребенка быстрее, чем левое, ответственное за аналитическое и логическое мышление. По этой причине яркие образы очень важны в жизни детей, они хорошо запоминают с их помощью необходимую им информацию.

Если воспользоваться этой возможностью и постоянно включать в занятия с ребенком игры на создание образов, то такой прием запоминания станет для него чем-то обыденным, а образы в голове будут возникать без напряжения. Использование приемов эйдетики позволяет поддерживать то, что дано ребенку природой, но при этом важно понимать, что если мы чем-то не пользуемся, то мы достаточно быстро это утрачиваем. Эйдетика направлена на развитие всех видов памяти в единстве с творческим мышлением и воображением.

Название «эйдетика» (или эйдетизм) произошло от греческого слова «эйдос» — образ. Первые подробные описания этой методики принадлежат сербскому ученому Виктору Урбанчичу. Считается, что это он открыл феномен особой памяти через зрительные образы, что позволяет спустя время воссоздавать увиденное до мельчайших нюансов. Но говорить о том, что это новая методика, не совсем корректно, потому что еще в Древней Греции задумывались о том, как можно развить свою память.

Простейшие упражнения были описаны даже в античных манускриптах, поэтому можно считать, что именно с этого периода пошло развитие эйдетики.

После работ Виктора Урбанчича, этим направлением занялся Эрик Йенш и его марбурская школа психологии. В нашей стране теорией и практикой занимались А.Р. Лурия, Л.С. Выготский и другие умы того времени.

Сегодня это направление тесно связано с деятельностью И.Ю. Матюгина, который в своих трудах обосновал основные принципы этой методики, описал используемые инструменты и используемые техники.

Эйдетика – это специальная методика для развития памяти, воображения и мышления с помощью использования ярких образов. Она позволяет запоминать и быстро воспроизводить мельчайшие детали.

Эйдетизм среди обывателей известен как фотографическая память. Большинство ученых сходятся во мнении, что она заложена природой в каждом ребенке и развита сама по себе. К сожалению, если не развивать эти навыки, то со временем они утрачиваются, поэтому крайне важно использовать инструменты эйдетики для дошкольников.

Использование эйдетики позволяет развить память и внимание – это основное, что дает применение данной методики. Но это не единственное преимущество этого метода, который также оказывает следующие положительные действия:

  • улучшение концентрации внимания;
  • развитие образной памяти;
  • развитие воображения у детей;
  • регулярные занятия позволяют ребенку запоминать больше информации, чем при обычных способах, когда ребенку просто предлагается какая-то информация, которую нужно выучить;
  • помогает запоминать труднопроизносимые термины, формулы и многозначные числа;
  • это хорошая база для дальнейшего изучения иностранных языков;
  • повышение работоспособности;
  • развитие образного и ассоциативного мышления.

Эйдетика для детей стала все чаще использоваться в детских садах и школах. Это объясняется тем, что маленькие дети очень быстро теряют интерес к занятиям, их сложно организовать, чтобы они сидели и изучали что-то. А вот использование ярких наглядных образов делает занятия интересными для них, поэтому они лучше запоминают информацию.

Но эйдетика может использоваться не только в дошкольном или школьном возрасте. Эйдетические методы практикуются в старших классах, в студенческом возрасте, когда необходимо запомнить большой объем информации перед экзаменом. Это лишний раз подчеркивает ее эффективность.

Упражнения по эйдетике для детей дошкольного возраста включают в себя целый комплекс занятий, направленных на развитие памяти, запоминание точной информации и т.д. Ниже мы рассмотрим основные из них.

Эта методика используется для запоминания буквенных и цифровых обозначений. Детям раздаются листы с объемными контурами изучаемой цифры. Их задача заключается в том, чтобы увидеть в ней изображение какой-то вещи, животного и т.д. К примеру, ноль похож на зеркало, а двойка – на лебедя. Таких примеров очень много, поэтому дети достаточно быстро втягиваются в такую игру. В дальнейшем они будут мысленно вспоминать этот образ и называть то, что требует преподаватель.

Данная методика используется для запоминания объемных стихотворений. Ее суть заключается в том, чтобы максимально погрузить ребенка в атмосферу того, что происходит в стихе. Для такого погружения используются различные способы: включение каких-то характерных шумов (шелест травы, шум прибоя), показ слайдов с соответствующими картинками и т.д.

Мнемотехника – это специальные методики запоминания определенных видов информации. Основным принципом этого метода является замена абстрактных объектов понятиями, которые имеют визуальное, аудиальное или другое чувственное представление, связывание объектов с уже имеющийся информацией для упрощения ее запоминания.

Суть ее заключается в следующем:

  • информацию кодируют в определенный образ;
  • далее запоминают эту связь и последовательность;
  • мысленно повторяют информацию, чтобы мозг соединил ее с образом и сформировал логическую цепочку.

Одним из ярких примеров мнемотехники является подсказка для тех, кому сложно выучить названия и порядок падежей: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленки» (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

Суть его заключается в том, что можно связать между собой логическими цепочками даже самые отдаленные друг от друга предметы.

К примеру, подбирается 10-15 совершенно разных слов (пуговица, автомобиль, рис и т.д.). Задание заключается в том, чтобы создать из них рассказ или просто логическую цепочку. При этом чем нелогичнее будет эта цепочка, тем ярче будут образы, поэтому ребенок лучше запомнит их и, как следствие этого, в его памяти отложатся несколько новых слов.

Учебный материал зашифровывается в стихотворения, песни, различные аббревиатуры и т.д. Плюс этого метода в его наглядности, при этом упражнение интересно и познавательно.

Вот несколько примеров:

«Чтоб запомнить дни недели,

Дятел лбом стучал по ели

И бубнил себе под нос:

Пон-втор-сред-чет-пят-суб-вос!»

«В океаньем полном списке:

Атлантический, Индийский,

Тихий и нам вверенный

Ледовитый Северный».

При использовании эйдетических методов важно придерживаться нескольких правил:

Каждое упражнение – это комплекс задач, которые выполняются с помощью игрушек, картинок, кубиков, тактильных карточек и других приспособлений.

  • Ребенку даются задачи в разных формах: в виде схем, моделей, письменных или устных инструкций.
  • Задачи должны даваться ребенку от простого к сложному, т.е. важна последовательность.
  • Большинство упражнений не ограничивается предложенными образами, т.е. дети могут проявлять фантазию, высказывать свои ассоциации и т.д.
  • Все упражнения должны проводиться в непринужденной обстановке, любое принуждение категорически запрещено.

Эйдетика строит работу с детьми на основании целого ряда ассоциаций: свободных, цветовых, тактильных, вкусовых, звуковых, графических, обонятельных, предметных, а также ассоциаций, связанных с геометрическими фигурами. Приведем несколько примеров.

Свободные ассоциации

Педагог спрашивает: «У меня есть кошка. О чем вы подумали?». Далее дети говорят то, что возникает у них в голове при слове «кошка». 

Пример:

«Я подумал про молоко, потому что кошки очень любят его».

Цветовые ассоциации

Детям показываются карточки с нарисованными пятнами разных цветов (но не цветные изображения явлений и предметов). Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы выбрать среди картинок разных предметов то, что у него ассоциируется с заданным цветом. К примеру, педагог показывает синий цвет и спрашивает: «Вот синий цвет. О чем вы подумали?». 

Пример:

«Я подумал о море, потому что оно синего цвета».

Упражнения на другие виды ассоциаций проводятся примерно по такой же схеме, только используется разный инструментарий: тактильные картинки, аудиозаписи различных шумов и т.д. Основной вопрос, который задает воспитатель: «О чем вы подумали?».

Эйдетика – это очень эффективная методика для развития памяти, внимания, абстрактного мышления и воображения. Игровая составляющая упражнений сохраняет интерес у детей, поэтому занятия проводятся очень продуктивно.

Приемы эйдетики можно использовать и в зрелом возрасте, поэтому эта методика по-настоящему универсальна.

Заместитель директора «Логопед-Профи» по научной работе, практикующий логопед высшей категории, учитель-дефектолог, член Ассоциации логопатологов.

Нравится

логопеду начинающему логопеду

Связанные статьи

  • Автоматизация звука З в словах, слогах и предложениях
  • Как лечить заикание: методики лечения
  • Психомоторика: оценка, причины задержки и методы коррекции развития
  • Общее недоразвитие речи ОНР у детей: уровни, коррекция
  • Постановка звука Ш

И получите чемоданчик логопеда в подарок
в первом же письме! 🎁

Упражнения эйдетики для детей

УПРАЖНЕНИЯ ЭЙДЕТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Эйдетика — новое направление в современной детской психологии, специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Она активно применяется для обучения малышей младшего школьного возраста, даже нравится им, так как использует в качестве основы простые игры. Получается, что вместо скучной зубрёжки информация усваивается через ассоциации.

Все родители могут использовать полезные, развивающие упражнения эйдетики для детей от 4 до 10 лет. Это поможет подготовить их к школе, облегчить привыкание к учебному процессу и усвоение предметов самой различной направленности.

Самое простое упражнение

Очень полезна эйдетика для детей дошкольного возраста: упражнения для них лёгкие, но очень эффективно развивают ассоциативную память. Предлагаем вам одно из самых простых, которое подойдёт даже для трёхлетнего малыша.

Перед прогулкой попросите его перечислить ту одежду, которая ему понадобится для этого мероприятия. Причём называть её он должен в той последовательности, в которой будет надевать. Ещё один нюанс для данного упражнения: всё это нужно сказать, не видя этих вещей, т. е. малыш их должен будет воспроизвести самостоятельно. Это и есть развивающий момент в занятии для укрепления памяти.

Творческое задание

Эйдетика для детей хороша ещё и тем, что помогает развить фантазию, направить её в нужное русло. Если вовремя не заострить на этом внимание, ребёнок может сначала — сочинять нелепые и зачастую очень глупые истории, а там и до самого настоящего вранья недалеко. Чтобы избежать такого неприятного момента, можно использовать следующее творческое упражнение эйдетики.

Самостоятельно придумываете 10–12 слов (любых), проговариваете их малышу. Он должен их не только запомнить, но ещё и сочинить с ними рассказ. Во-первых, это развивает его речь. Во-вторых, тренирует память (слова в его вымышленном рассказе должны идти строго в той последовательности, в какой вы их назвали). В-третьих, такое упражнение поможет найти буйной фантазии полезное направление. Вы сами удивитесь, какой талант может проявить ваше чадо, выполняя это задание.

Визуальная память

Существует очень интересная игра с карточками для развития визуальной памяти, которая просто необходима в процессе обучения в школе. Отберите яркие картинки птиц, людей, животных, домов, игрушек. Ребёнок должен вытащить из целой пачки 10 карточек и составить рассказ с предметами и живыми существами, которые на них изображены. Задание похоже на предыдущее, но тем не менее существенно отличается от него с точки зрения эйдетики. Предыдущее развивает образную, а данное — визуальную память.

Как запомнить цифры

Упражнения эйдетики помогают малышам быстро и легко выучить цифры. Строятся они на основе образов и ассоциаций, которые числа вызывают в их сознании. Он мысленно должен связать каждую цифру с каким-то определённым образом, придумать, на что она может быть похожа, с каким цветом и звуком она у него ассоциируется. В дальнейшем, когда малыш будет вспоминать ту или иную цифру, у него в голове будут возникать образы, которые он сам же и придумал, что поможет воспроизводить их очень быстро и легко.

Как учить стихи

Очень часто детям бывает трудно запоминать стихи. Чтобы этот процесс не превратился в настоящее мучение и для родителей, и для самого ребёнка, некоторые упражнения эйдетики помогают преодолеть и эту трудность.

Они предлагают запоминать не сами слова, а те образы, с которыми они ассоциируются у ребёнка. Это называется у психологов «визуальная составляющая стиха». Строфы совместно с ребёнком родители должны превратить в маленький фильм. В нём каждое совершаемое действие будет в мыслях ассоциироваться с конкретным словом из стихотворения. В данном деле очень важно запомнить последовательность «кадров», т. е. слов.

Игра в ассоциации

В эту игру любят играть многие взрослые, даже не подозревая, что для детей она может стать прекрасным упражнением эйдетики. Ведь она очень хорошо развивает память. Вы называете любое слово и просите ребёнка назвать другое, с которыми оно у него ассоциируется. Дети очень любят подобные развивающие игры.

Полезные советы

Во время подобных упражнений родители должны устраивать малышу так называемые отвлекающие манёвры. Они позволяют ему не только отдохнуть, но и попутно продолжить тренировку памяти. Причём сделать это можно с помощью элементарной смены положения тела. Мало кто знает, что такой простой приём способствует большей концентрации внимания. Ребёнок может пересесть на другое место, походить по комнате, потянуться, сделать пару несложных физических упражнений. Кроме этого, можно быстро переключить внимание малыша на что-то другое, отвлечь его. Это позволит ему сосредоточиться, а также тренирует внимательность.

Так что если ваше чадо страдает плохой памятью, медленно читает, не может усвоить программный материал, не торопитесь зачислять его в бездарности, ругать и насильно засаживать за уроки. Наберитесь терпения и начните с ним заниматься эйдетикой. Увлекательные, интересные, очень полезные упражнения этой уникальной методики позволят развить образную память ребёнка, что повлечёт за собой успехи в обучении и лучшее усвоение предметов. Помогите своему малышу открыть для себя увлекательный мир знаний не «из-под палки», а посредством собственных желаний и умений.

Информация подготовлена педагогом-психологом Шадриной Т.Е.

по материалам Интернет-ресурсов

Эйдетические образы и точность припоминания у детей дошкольного возраста.

  • . title={Эйдетические образы и точность припоминания у детей дошкольного возраста.}, автор={Патриция Энн Пейн}, journal={Журнал психологии}, год = {1980}, объем = {105}, страницы = {253-258} }
    • P. Paine
    • Опубликовано 1 июля 1980 г.
    • Психология, биология
    • The Journal of Psychology

    Резюме Эйдетические образы были обнаружены у 20% из 50 детей дошкольного возраста с помощью модифицированной версии метода Габера. Ss с эйдетическими образами показали значительно более точное воспоминание изображений-стимулов, тем самым подтверждая важность эйдетических образов как ранней мнемонической системы.

    Просмотр через Publisher

    Изменения в развитии вербальных и образных мнемонических техник для последовательного припоминания

    • Мишель Рупайпер
    • Психология

    • 1999

    . ……………………………….. …………..

    Насколько хорошо мы знаем наш собственный сознательный опыт? Случай визуальных образов

    • Эрик Швитцгебель
    • Психология

    • 2001

    Философы склонны считать, что мы отлично знаем наш текущий сознательный опыт или «феноменологию». Я утверждаю, что наше знание одного аспекта нашего опыта, опыта…

    Ошибки памяти-прогноза и их последствия при шизофрении

    • М. Краус, Р. Киф, Р. Кришнан
    • Психология, медицина

      Обзор нейропсихологии

    • 2009
    В этой работе проводится обзор литературы, в которой предполагается, что система предсказания на основе памяти занимает центральное место в человеческом восприятии, мышлении и действии, и выдвигает идею о том, что многие симптомы шизофрении являются результатом сбоя этой системы.

    Резюме документов в этом Приложении

    • Сэмюэл Л. Лонг
    • Информатика

    • 1982

    Распространенность эйдетических образов в зависимости от возраста.

    • Э.Ф. Гирей, В.М. Альткин, Г.М. 6 Как и ожидалось, в самых младших возрастных группах наблюдалась самая высокая частота эйдетических образов. 7, частота не менялась систематически, что указывает на правдоподобие теории, которая отводит эйдетическим образам роль в раннем когнитивном развитии ребенка.

      Зрительные образы у детей с травмами головного мозга

      • J. S. Symmes
      • Психология, медицина

        Перцептивные и двигательные навыки

      • 1971
      У детей с длинными стабильными остаточными изображениями средний IQ был значительно выше, чем у детей с короткими остаточными изображениями. , способность к фиксации и обучению задачам контролируется, а также возможное объяснение несоответствия IQ с точки зрения того, как более длительное время для обработки визуального ввода в кратковременную память может быть функциональным для детей с низким интеллектом.

      Эйдетические образы: I. Частота

      Эйдетические образы, определяемые как визуальные образы, сохраняющиеся после стимуляции, относительно точные в деталях, положительно окрашенные и поддающиеся сканированию, были измерены почти у всех детей в…

      Попытка объективно оценивать эйдетические образы

      • K. Gummerman, C. R. Gray, J. M. Wilson
      • Психология

      • 1972

      Частота встречаемости людей, обладающих эйдетическими образами, определялась для нормальных взрослых , нормальные школьники, семейные отсталые и умственно отсталые раненые умственно отсталые (всего N = 270). Три метода…

      Изучение эйдетических образов среди отсталых

      Самым поразительным открытием этого исследования был тот факт, что почти все (от 89% до 100%) эйдетиков принадлежали к группе с травмами головного мозга и более тесно коррелировали с первичными показателями ЭИ. чем точность сообщаемых деталей.

      Загадочный эйдетический образ: ответ Грею и Гаммерману

      Представлены доказательства, опровергающие аргумент Грея и Гаммермана (1975) и поддерживающие теорию эйдетических образов как качественно отдельного феномена, играющего существенную роль в раннем развитии и предшественник культового хранилища.

      Частота эйдетических образов у ​​детей с гидроцефалией

      Данные выборки из 75 умственно отсталых детей подтвердили гипотезы и интерпретируются как поддерживающие теорию, согласно которой определенные структурные нарушения в зрительной системе могут задерживать развитие нервной системы и приводить к сохранению эйдетических образы.

      Возраст, хранение значков и обработка визуальной информации.

      Эйдетические образы ибо

      • Л. Дуб
      • Образование

      • 1964

      Эйдетические образы определяются как визуальные образы, «сохраняющиеся после стимуляции, относительно точные в деталях, положительно окрашенные и поддающиеся сканированию» (Haber and Haber, 1964). На основе…

      КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭИДЕТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

      • Х. Тисдейл
      • Психология

      • 1934

      Резюме. UNE ETUDE Quantitative DES IMAGES DITES «EIDETIC». Le but de cette enquete fut d’inventer un systeme pour classer les sujets «eidetic» de facon a defer l’etendue de l’aptitude…

      Как определить, есть ли у вашего ребенка фотографическая память, согласно науке

      Когда я был в детском саду Я понял, что учился не так, как другие дети. Моя врожденная гиперактивность не позволяла мне спокойно выполнять свою работу, поскольку я постоянно боролся с неспособностью начать проект или задачу. Но я мог запоминать факты, сказанные вслух, и запоминать, как они происходили и в каком порядке, не делая этого сознательно. Это заставило многих людей задаться вопросом, есть ли у меня какой-то уровень фотографической памяти. С ’90s наука многое узнала о воспоминании и о том, как определить, обладает ли ваш ребенок фотографической памятью.

      Увы, фотографических воспоминаний не существует в той мере, в какой это было сенсацией в таких фильмах, как « Человек дождя» 1988 года . Гипотеза фотографической памяти, согласно исследователям памяти Synap, заключается в том, что человеку может быть представлен некоторый материал, и после короткого воздействия этого материала этот человек сможет вспомнить его подобие в совершенстве без помощи других или с помощью каких-либо средств. когнитивного маневра, как пневмоническое устройство. Существует мало свидетельств того, что это когда-либо могло произойти, за исключением одной женщины по имени Элизабет, которую когда-то изучал Чарльз Стромейер III в XIX веке.70-х годов, и для которой доказательства в лучшем случае весьма отрывочны, потому что она вышла замуж за исследователя в конце исследования.

      Однако существуют и другие типы явлений, похожие на фотографическую память, которые обладают невероятной способностью вспоминать информацию. Согласно данным Cognitive, Conative and Behavioral Neurology, наиболее часто упоминаемым типом экстраординарной памяти является «эйдетическая память» или способность живо вспоминать образы, увидев их лишь на мгновение. Дети более склонны к проявлению признаков этого синдрома памяти, чем взрослые. Согласно исследованию, невозможно определить, есть ли у вашего ребенка фотографическая память, но можете ли вы определить, есть ли у вашего ребенка другой синдром памяти?

      В моем случае, до моего первого курса общей психологии в колледже я не знал, что моя память была чем-то особенным. Я знал, что это было по-другому, и что я интуитивно воспринимал вещи не так, как другие, но я не понимал ни степени своих способностей, ни уровня своих отличий. Именно на этом занятии мне предложат серию тестов, в ходе которых определят, что у меня эйдетическая память и две отдельные формы синестезии — еще один тип синдрома памяти. В моем случае я могу не только вспомнить то, что я вижу, но и каталогизировать, когда я это видел, где я был и где это находится по отношению к другим воспоминаниям, которые у меня есть. Если то, что я вижу, имеет звуковой элемент, например звуковую дорожку или серию гудков, я буду помнить, как эти звуки ощущаются, и это усиливает каждое воспоминание.

      Моя мама не помнит, когда она впервые поняла, что у меня такая хорошая память, но по сей день будет звонить мне случайно посреди дня, чтобы спросить о том, что произошло, или о какой-то передаче, которую мы смотрели 25 лет назад. Согласно исследованию, опубликованному в журнале The Lancet, такая неосведомленность вполне нормальна. Потому что, хотя память, безусловно, полезна для тестов, требующих только припоминания, она не помогает вашему ребенку изучать или интерпретировать данные, а просто вспоминать их. Конечно, я могу запомнить сотни разрядов числа Пи (что я и сделал для дополнительной оценки в восьмом классе), но я не могу использовать эти числа для решения математической задачи, потому что у меня плохо с математикой.

      В журнале European Neurology сообщается, что единственный способ по-настоящему определить память — это тестирование, в противном случае вы просто наблюдаете, что у вашего ребенка память феноменальная или выше среднего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *