cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Древнерусская семья: ее традиции и ценности — NovaInfo 111

Патриархальные устои в семейных отношениях Древней Руси IX-XIII

Для брачно-семейных отношений Древней Руси 9-13 веков характерным является становление патриархальных отношений в семье. Патриархальная семья — это форма моногамной единобрачной семьи главой, которой является старейший мужчина.

Содержание

  • 1 Дохристианская эпоха
  • 2 Семья после принятия христианства
    • 2.1 Ведение хозяйства
    • 2.2 Развод
  • 3 Патриархат тогда и теперь
  • 4 Плюсы и минусы патриархального устоя семьи
  • 5 Почему патриархат уходит в прошлое

Дохристианская эпоха

На первом этапе становления русской государственности, на первом месте у славян стояло удовлетворение сексуального инстинкта, взаимопомощи при ведении хозяйства, продолжение рода и дальнейшее обеспечении семьи питанием и предметами быта. До принятия христианства в обществе можно было встретить как полигамные, так и моногамные семьи, причём именно первая разновидность преобладала, особенно среди богатых слоёв населения. Так у князя Игоря кроме жены Ольги были и другие «жёны», а у Владимира Великого кроме 300 наложниц было 5 жён, союз с которым был заключён по языческому обряду. Причём у славян в отличие от мусульман, где есть ограничение в числе жён – не более 4- могло быть и более.

В моногамной семье существовали жёсткие патриархальные отношения, женщина оставалась выгодным товаром, которую можно было обменять, продать или подарить, причём касалось это не только дочери или сестры, но и жены. Интересным является тот факт, что у славян было принято брать в жены вдову умершего брата, что также приводил к полигамии.

Семья после принятия христианства

Принятие единой религии внесло свои коррективы и в брачно-семейные отношения, христианство кардинально меняло представление славян о браке и семье и её роли в жизни человека.

Браки в большинстве случаев заключались по договорённости родителей новобрачных, что во много определялось из-за юного брачного возраста – для девушек 12 лет, для мужчин 14 лет, однако в то же время если имелось сильное принуждение жениха или невесты к браку, приведшее к попытке самоубийства то родители отвечали за это перед митрополитом.

Патриархальные устои семьи предусматривали не только права отца на своих детей, но и обязанности перед ними – он должен был обеспечить будущее своим детям, если дочери не выданы замуж, то они платили штраф митрополиту, и после смерти родителей поступали на иждивение старших братьев.

Патриархальная семья предполагала огромную ответственность супруга друг перед другом. Так если один из них заболевал, другой был обязан ухаживать за ним до самой смерти. Но в то же время муж имел право наказывать свою жену, в том числе и физически, более того это был его долг – воспитывать жену. Наказать женщину мог только её муж или отец, ни сельская община ни князь не имели право наказывать женщин, так как они считались собственностью мужа. Единственное исключение – церковь, которая могла вмешиваться в семейные отношения в вопросах заключения и расторжения брака.

Ведение хозяйства

Патриархат древнерусской семьи во многом был обусловлен тем, что мужчина являлся основным источником благосостояния семьи. Женщине отводилось роль помощницы в ведении хозяйства и продолжении рода – регулирования деторождения в то время не существовало.

Всё имущество имеющее у семьи считалось собственностью мужа, жена не получала никаких прав на совместно нажитое имущество. Единственное что оставалось в её собственности это полученное нею приданое – одежда, предметы быта, в том случае если муж умирал, а женщина выходила замуж вновь, то приданое она забирала с собой. Наследовали приданое только её дети.

Своей земли простые крестьянки в условиях патриархата не имели в отличии от привилегированных сословий – так у княгинь в собственности могли быть целые города.

Развод

Патриархальная зависимость женщин прослеживается даже в вопросах развода. Так церковный развод допускался при измене жены, а вот если изменял муж, то на него накладывалась временная епитимия, но о разводе разговор даже не шёл. Кроме того муж мог оставить жену если узнал о её общении с другими мужчинами вне дома без его разрешения.

Интересным является тот факт, если жена уходила к другому мужчине, то новый муж должен был заплатить штраф митрополиту.

Патриархат тогда и теперь

Патриархальны семьи не ушли в прошлое и в 21 веке, они видоизменились и сохраняются в наши дни.

В сравнительной таблице, представленной ниже, можно увидеть кардинальные изменения, которые произошли с патриархальной семьёй за 800 лет. Несмотря на то, что и в 21 веке в некоторых семьях остаются патриархальные устои положение женщины претерпело кардинальные изменения.

Сравнение древнерусской и современной семьи:

 

Древнерусская семья

Современная семья

Глава семьи

Старший мужчина в семье

Муж

Место жительство

Мужчина приводит жену в свой дом, где авторитет – старейший мужчина рода

Семья может жить как в доме жены, так и мужа

Совместное проживание поколений

В одном доме жило 3 и более поколений семьи

Как правило, не более 2 поколений

Финансовое обеспечение

Мужчина, он и управляет финансами

Мужчина и женщина, как в равных, так и неравных долях, управляет финансами мужчина

Воспитание детей

Женщина

Женщина

Взросление детей

Сыновья приводят жён домой, дочери уходят в дом мужа

Женатые и замужние дети могут жить как с родителями, так и отдельно

Меры воздействия

Полный авторитет старейшего мужчины, включая возможность применения физического и психологического насилия над любым членом семьи

Мужчина и женщина имеют равные права, физические наказания могут преследоваться по закону

Положение женщины

Отсутствие права голоса и подчинённое положение. Строгая иерархия среди женщин – бабушка-мать-сестры-старшие невестки-младшие невестки.

Женщина обладает теми же правами что и мужчина

Физические наказания

Наказывать жену физически — норма

Физические наказания преследуются по закону

Решение финансовых и других вопросов

Все решения принимает мужчина

Последнее слово за мужчиной, но женщина принимает активную роль в обсуждение всех вопросов

Имущество

Все принадлежит мужчине кроме приданого жены. Наследование только по мужской линии

Имущество, нажитое в браке, принадлежит обоим супругам в равных долях, нажитое до брака каждому лично

Развод

Только по инициативе мужчины, в случае измены жены, измена мужа поводом не является

Инициатива может, исходит от обоих супругов

Главное отличие современной семьи, пускай даже с патриархальным уклоном от древнеславянской это равноправие мужчины и женщины перед законом, в случае возникновения внутрисемейных проблем решить их можно в судебном порядке.

Плюсы и минусы патриархального устоя семьи

Как это не странно строгие устои древнеславянского патриархата во много несут положительное влияние для семьи. Так плюсами являются:

  • муж обязан обеспечивать свою семью,
  • супруги не могут оставить друг друга в случае болезни одного из них,
  • детям прививается почёт и уважение к старшему поколению,
  • забота о старшем поколении (дедушки и бабашки).

Однако не стоит забывать и о большом количестве минусов таких семей:

  • полное подчинение жены, детей мужу и отцу,
  • отсутствие юридических прав у женщин,
  • применение безнаказанного физического и психологического насилия по отношению, как к жене, так и к детям,
  • женщина не имеет финансовых и имущественных прав,
  • женщина не может получить развод.
  • дети, обычно заключают брак по воле родителей.

Несмотря на все минусы патриархальных семей, стоит заметить, что современные семьи с подобным укладом очень крепкие и даже в наше время разводы в них крайне редкие.

Почему патриархат уходит в прошлое

В современном обществе патриархальных семей остаётся всё меньше и меньше. Причин этого множество, но главная из них это то, что женщины уравнены с мужчинами в правах. Всё чаще и чаще женщины добиваются успехов в политике, хорошо зарабатывают, не нуждаются в финансовой поддержке мужчины. В отличие от древних славян, когда женщина не могла самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, и была полностью зависима от мужа или отца, современная женщина не нуждается в опеке и может прожить и обеспечить себя самостоятельно.

Кроме того всё чаще молодые семьи стремятся уйти от опеки родителей и жить самостоятельно, а значит авторитет отца-патриарха теряется или носит умеренно-совещательный характер. К тому же, если в патриархальных семьях древности за образование детей полностью отвечала мать, и чаще всего кроме религиозных знаний других они не имели, то теперь дети, обучаясь в детских садах и школах уже в раннем возрасте стремятся к независимости и не хотят жить под началом своих родителей после достижения совершеннолетия.

Современные общественные, государственные и экономические преобразования привели к тому, что патриархальные устои в семьях уходят в прошлое. Патриархально-феодальная семья славян сохранялась длительное время её принципы во много оставались в нашем обществе до начала 20 века, однако после изменения политического и религиозного строя в стране семья также претерпела изменение. В наш бурный 21 век возвращение к патриархальным устоям семьи становится невозможным.

Древнерусская Гардарика. Южноуральская семья создаёт «село из прошлого» | Люди | Общество

«Почему-то когда к нам едут люди, все думают, что мы из лука на медведей охотимся и между собой по-старославянски разговариваем, — Кирилл Ребянский ловко рубит дрова топором с непривычно длинной рукояткой. — Или что, как дикие, полностью отказались от всех благ цивилизации. Это не так: зачем отказываться от хорошего? Смысл древнерусского поселения — не опуститься в каменный век, а возродить русскую культуру».

Всё построено без гвоздей и своими руками

Поселение, названное создателями Гардарика (скандинавское название Древнерусского государства, известного викингам в средние века, — прим. автора) раскинулось на десяти гектарах заброшенных яблоневых садов. Идейный вдохновитель исторического музея под открытым небом, плотник Александр Белоусов, историей увлекался всегда. Когда на предприятии, где он работал, раздавали земли на пустыре, взял десять гектаров. Что там будет, не думал, потому и находился заброшенный сад недалеко от трассы в запустении ещё несколько лет.

Дрова рубить умеет каждый поселенец. Фото: АиФ / Надежда Уварова

К истории, особенно Руси, тяготели с детства и оба его сына, Станислав и Павел. Собравшись с силами и мыслями, Белоусовы и их друг, историк Кирилл Ребянский, взялись за дело.

Женщины тоже носят старорусские наряды. Фото: АиФ / Надежда Уварова

«Здесь почти всё своими руками сделано, — Кирилл в древнерусской рубахе с вышивкой следует в деревянную избу.

Чтобы войти, низко наклоняет голову: дверные проёмы высокими не бывали никогда. В избе тепло, даже жарко — от пылающих дров в печи. Окно непривычное, состоящее из четырёх небольших округлых прорезей. — Почти специалистов не привлекали. Друзья приезжали, поработали, помогли, не без этого».

Избы строятся, как положено, без гвоздей. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Изба, по словам Ребянского, типична для 9-11 веков. Никаких излишеств — лавки, на которых отдыхали мужики после работы, посередине обеденный стол. На полках под потолком — посуда, из которой ели.

«Всё древние славяне продумали до мелочей, — говорит Ребянский. — Есть жилище типа землянки, оно недалеко здесь, тоже реконструировали, там два этажа нар, то есть жить может целая небольшая семья. Строить стараемся без единого гвоздя, как издревле на Руси делалось, по уму. Но опять же, если это необходимо, не отказываемся совсем от современных методик».

Внутри в избах всё предельно просто. Здесь только ели и спали в древности, объясняют поселенцы, потому никакие излишества не предусматривались. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Единственное, что в избе современное, — печь. В 9-11 веках избы топили «по-чёрному», объясняет Ребянский, а с таким отоплением жить очень сложно.

Чуть поодаль, огороженные деревянной изгородью, стоят колья, на которые навешаны щиты. Это, выражаясь современным языком, тир. Раньше на подобном средневековом стрельбище могли тренироваться воины в стрельбе из лука или молодецких забавах.

Древнерусский «тир». Фото: АиФ / Надежда Уварова

Хитрость от мышей и крыс

Недалеко от избы, буквально в нескольких метрах, расположился деревянный домик сродни тому, что в сказках Бабе Яге принадлежал. Эта избушка на курьих ножках называется лабаз. В таких деревянный сооружениях на Руси хранились домашние припасы, начиная от собранного урожая и заканчивая тем, что хотелось спрятать от мышей и излишней влаги на земле.

Лабаз. Издавна в таких домиках на ножках хранились крупы и заготовки на зиму. Фото: АиФ / Надежда Уварова

«Вот эти ножки у лабаза не зря резные, — Кирилл не перестаёт восхищаться сноровкой и находчивостью наших далёких предков. — У мыши и крысы не хватит ума обежать стороной вот эту выемку, вырубку глубокую на ножке, — Ребянский показывает, как дерево сначала сужается, а потом резко расширяется, — мышь, ударившись головой, убегает. Всё, урожай сохранён. Хоть у нас и живёт кот, который отвадил грызунов, всё же лишним это не будет».

Сарай для хранения инвентаря. Фото: АиФ / Надежда Уварова

В полуземлянке рядом с лабазом может жить целая семья. Постройка сделана из брёвен, — именно так и строили десять веков назад. Здесь несколько раз ночевали и сами создатели Гардарики. Даже зимой не холодно, хотя спали прямо на деревянных нарах, набросав на них тряпки. Но это — небольшие избы. Уже готов сруб главной мечты Белоусовых — дружинного дома. Сруб 8 на 9 метров, засыпанный ослепительно белым мартовским снегом, станет частью крепости, или детинца. Будет тут и своя смотровая площадка. В таких огромных домах жили воины, охранявшие мирных жителей, живущих в соседних селениях, от набегов варваров.

На входе в поселение гостей встречает древнерусский воин. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Гости из всех волостей

В Гардарике сегодня экскурсия. Школьники, чтобы попасть на поселение, топают ножками с километр пешком: никакой автобус от трассы вглубь садов не проедет. Зато здесь их научат разводить костёр, не используя спичек, пилить и рубить дрова двурукой пилой, чтобы не порезаться, играть в древнерусские игры.

Приехавших на экскурсию школьников научат и разводить огонь без спичек, и пилить дрова, не порезавшись. Фото: АиФ / Надежда Уварова

«Вчера к нам приезжали китайские туристы, — говорит Ребянский. — Я их водил, объяснял, что это — реконструкция Древней Руси. Многие, кто приезжает, спрашивают, а где у вас тут медведи? Почему не ходят по дорогам? Где вы моетесь? Хотя баня вот она, перед глазами. Видимо, хочется видеть то, что видишь».

Это не чайник, а умывальник. В Древней Руси такие использовались в тёплое время года, умываться могут сразу двое. Из каждого носика чайника при раскачивании идёт вода. Фото: АиФ / Надежда Уварова

А медведь здесь действительно есть. Правда, ненастоящий. Иногда им наряжается единственный постоянно живущий в поселении смотритель. Когда несколько месяцев назад Белоусовы объявили «кастинг» на должность сторожа, откликнулись человек пятьдесят. Антон Павлов из Екатеринбурга написал первым, уволился с работы и приехал сюда, чтобы жить. Вдали от людской суеты и современного мегаполиса.

«К нам постоянно приезжают экскурсии, — разжигая костёр, говорит Павел Белоусов. — Сейчас будем варить старинный сбитень, напиток с мёдом. На Руси его только мужчинам доверяли готовить, таков обычай. Приезжают местные, иностранцы, дети, взрослые. Мы не ставим себе задачу «окунуть» их в прошлое, а мечтаем возродить интерес к истории, традициям Руси, быту. Музей — это не пыльные скучные экспонаты, которые потрогал руками и забыл. Нужно именно вжиться в историю».

Здесь деревянные дома у всех — и у животных, и у людей. Фото: АиФ / Надежда Уварова

В планах у Белоусовых — строительство конюшни, наковальни и детской площадки.

Основатели музея не сомневаются, что смогут приобщить к истории ещё больше интересующихся. Для этого, говорят, не жалко ни трёх лет жизни, ни труда при любой погоде под открытым небом, ни жизни вдали от обычных людей.

Смотрите также:

  • «Старушки в речку падали». Пенсионер Соколов спас деревню, построив мост →
  • «Дешевле жить, чем помирать». В гостях у жительницы заброшенной деревни →
  • Слёзы и пряники. Как живёт российское село? →

В течение 40 лет эта российская семья была отрезана от всех человеческих контактов, не подозревая о Второй мировой войне | История

Сибирская тайга в Абаканском районе. Шесть членов семьи Лыковых прожили в этой отдаленной глуши более 40 лет — совершенно изолированно и более чем в 150 милях от ближайшего человеческого поселения. Викисклад

Сибирское лето длится недолго. Снег держится до мая, а холодная погода возвращается в сентябре, замораживая тайгу, превращая ее в натюрморт, устрашающий своим запустением: бесконечные мили разрозненных сосновых и березовых лесов, усеянных спящими медведями и голодными волками; горы с крутыми склонами; реки с бурной водой, струящиеся потоками по долинам; сто тысяч ледяных болот.

Этот лес — последний и величайший из пустынь Земли. Он простирается от самой дальней оконечности арктических регионов России на юг до Монголии и на восток от Урала до Тихого океана: пять миллионов квадратных миль небытия, с населением, не считая горстки городов, которое составляет всего несколько тысяч человек. .

Однако, когда наступают теплые дни, тайга расцветает, и на несколько коротких месяцев она может казаться почти гостеприимной. Именно тогда человек может яснее всего заглянуть в этот скрытый мир — не с суши, ибо тайга может поглотить целые армии исследователей, а с воздуха. Сибирь является источником большей части нефти и минеральных ресурсов России, и с годами даже самые отдаленные ее районы были наводнены нефтеразведчиками и геодезистами, направлявшимися в глухие лагеря, где ведется работа по извлечению богатств.

Карп Лыков и его дочь Агафья в одежде, подаренной советскими геологами вскоре после того, как их семья была заново открыта.

Так это было на далеком юге леса летом 1978 года. Вертолет, посланный в поисках безопасного места для посадки группы геологов, скользил по опушке леса примерно в сотне миль от монгольской границы, когда упал в густой лесистая долина безымянного притока Абакана, бурлящая лента воды, несущаяся по опасной местности. Стены долины были узкими, местами почти вертикальными, а тощие сосны и березы, качавшиеся в нисходящем потоке винтов, стояли так густо, что не было никакой возможности найти место, где можно было бы приземлиться. Но, пристально вглядываясь в лобовое стекло в поисках места посадки, летчик увидел то, чего там быть не должно. Это была поляна на высоте 6000 футов над склоном горы, зажатая между соснами и лиственницами и изрытая чем-то вроде длинных темных борозд. Сбитый с толку экипаж вертолета сделал несколько пролетов, прежде чем с неохотой пришел к выводу, что это свидетельство человеческого жилья — сад, который, судя по размеру и форме поляны, должен был существовать там долгое время.

Это было поразительное открытие. Гора находилась более чем в 150 милях от ближайшего поселения, в месте, которое никогда не исследовалось. У советских властей не было записей о ком-либо, проживающем в этом районе.

Лыковы жили в этой собственноручно построенной бревенчатой ​​избе, освещенной единственным окном «размером с карман рюкзака» и отапливаемой дымящейся дровяной печкой.

Четырем ученым, посланным в округ на разведку железной руды, сообщили о наблюдении летчиков, и это их озадачило и обеспокоило. «Менее опасно, — отмечает об этой части тайги писатель Василий Песков, — на дикого зверя наткнуться, чем на чужого», и вместо того, чтобы ждать на своей временной базе, в 10 верстах, ученые решили провести расследование. Во главе с геологом по имени Галина Письменская они «выбрали хороший день и положили подарки в наши рюкзаки для наших будущих друзей» — хотя, на всякий случай, вспоминает она, «я проверила пистолет, который висел у меня на боку».

Когда злоумышленники карабкались в гору, направляясь к месту, указанному их пилотами, они стали натыкаться на следы человеческой деятельности: неровная тропа, посох, бревно, перекинутое через ручей, и, наконец, небольшой сарай, заполненный берестяные емкости из-под нарезанного сушеного картофеля. Потом, сказала Письменская,

у ручья было жилище. Почерневшая от времени и дождя изба была со всех сторон завалена таежным хламом — корой, жердями, досками. Если бы не окно размером с карман моего рюкзака, трудно было бы поверить, что там живут люди. Но они это сделали, не сомневайтесь. … Наш приезд был замечен, как мы могли видеть.

Низкая дверь скрипнула, и прямо из сказки на свет божий появилась фигура очень старого человека. Босиком. В залатанной и перелатанной рубашке из мешковины. На нем были брюки из того же материала, тоже с заплатками, и борода нечесана. Его волосы были растрепаны. Он выглядел испуганным и был очень внимателен. … Нам нужно было что-то сказать, поэтому я начал: «Здравствуй, дедушка! Мы пришли в гости!»

Старик ответил не сразу. … Наконец мы услышали тихий, неуверенный голос: «Ну, раз уж ты зашел так далеко, можешь войти».


Зрелище, представшее геологам, когда они вошли в хижину, напоминало средневековье. Построенное на скорую руку из любых подручных материалов, жилище представляло собой не более чем нору — «низкую, почерневшую от копоти бревенчатую конуру, холодную, как погреб», с полом из картофельной кожуры и скорлупы кедровых орешков. . Оглядевшись в тусклом свете, посетители увидели, что он состоит из единственной комнаты. Он был тесным, затхлым и неописуемо грязным, подпертым провисшими балками — и, что удивительно, домом для семьи из пяти человек:

Тишина вдруг была нарушена рыданиями и причитаниями. Только тогда мы увидели силуэты двух женщин. Один был в истерике, молился: «Это за наши грехи, наши грехи». Другой, держась за столб… медленно опустился на пол. Свет из маленького окошка падал на ее широко распахнутые, испуганные глаза, и мы поняли, что должны убраться оттуда как можно быстрее.

Агафья Лыкова (слева) с сестрой Натальей.

Под предводительством Письменской ученые поспешно выскочили из барака и отступили на место в нескольких метрах, где достали провизию и принялись за еду. Примерно через полчаса дверь каюты со скрипом отворилась, и вышли старик с двумя дочерьми уже не истеричными, а хотя и явно напуганными, но «откровенно любопытными». Три странные фигуры осторожно приблизились и сели со своими посетителями, отвергая все, что им предлагали — варенье, чай, хлеб — с бормотанием: «Нам это не позволено!» Когда Писменская спросила: «Вы когда-нибудь ели хлеб?» старик ответил: «У меня есть. Но нет. Они никогда его не видели». По крайней мере, он был внятным. Дочери говорили на языке, искаженном жизнью в изоляции. «Когда сестры разговаривали друг с другом, это звучало как медленное, размытое воркование».

Постепенно, в течение нескольких посещений, выяснилась полная история семьи. Старика звали Карп Лыков, и он был старообрядцем — членом фундаменталистской русской православной секты, поклонявшейся в стиле, неизменном с 17 века. Гонения на старообрядцев были со времен Петра Великого, и Лыков говорил об этом так, как будто это было только вчера; для него Петр был личным врагом и «антихристом в человеческом обличии» — он настаивал на том, что это было убедительно доказано кампанией царя , направленной на модернизацию России путем насильственного «отсечения христианам бород». Но эта многовековая ненависть смешалась с недавними обидами; Карп был склонен тут же жаловаться на купца, который отказался подарить 26 пудов  картошки староверам где-то около 1900 года.

С приходом к власти большевиков-атеистов положение семьи Лыковых стало только хуже. При советской власти изолированные старообрядческие общины, бежавшие в Сибирь, спасаясь от преследований, стали все дальше отдаляться от цивилизации. Во время чисток 1930-х годов, когда само христианство подвергалось нападкам, коммунистический патруль застрелил брата Лыкова на окраине их села, когда Лыков стоял на коленях, работая рядом с ним. В ответ он подхватил свою семью и бросился в лес.

Попытки Петра Великого модернизировать Россию начала 18 века нашли свое отражение в кампании по прекращению ношения бороды. Волосы на лице облагались налогом, а неплательщиков в обязательном порядке брили — анафема Карпу Лыкову и старообрядцам.

Это было в 1936 году, и Лыковых тогда было всего четверо — Карп; его жена Акулина; сын по имени Савин, 9 лет, и Наталья, дочь, которой было всего 2 года. Взяв свои вещи и немного семян, они ушли все глубже в тайгу, строя себе ряд грубых жилищ, пока, наконец, не принесли в этом пустынном месте. В дикой природе родились еще двое детей — Дмитрий в 19 лет.40 и Агафье в 1943 году, и ни один из младших детей Лыковых никогда не видел человека, который не был бы членом их семьи. Все, что Агафья и Дмитрий знали о внешнем мире, они узнали исключительно из рассказов своих родителей. По словам российского журналиста Василия Пескова, главным развлечением семьи было «рассказывать каждому свои сны».

Дети Лыковых знали, что существуют места, называемые городами, где люди живут, теснясь в высоких зданиях. Они слышали, что есть и другие страны, кроме России. Но такие понятия были для них не более чем абстракциями. Их единственным предметом чтения были молитвенники и древняя семейная Библия. Акулина использовала Евангелия, чтобы научить своих детей читать и писать, используя заостренные березовые палочки, смоченные в соке жимолости, в качестве пера и чернил. Когда Агафье показали изображение лошади, она узнала ее по библейским рассказам своей матери. — Смотри, папа, — воскликнула она. «Конь!»

Но если изоляцию семьи было трудно осознать, то неприкрытую суровость их жизни — нет. Добираться до усадьбы Лыковых пешком было удивительно тяжело, даже на лодке по Абакану. В свой первый визит к Лыковым Песков, назначивший себя главным летописцем семьи, отметил, что «мы прошли 250 километров, не увидев ни одного человеческого жилища!»

Изоляция сделала выживание в пустыне почти невозможным. Зависимые исключительно от собственных ресурсов, Лыковы изо всех сил пытались заменить то немногое, что они привезли с собой в тайгу. Вместо обуви они делали галоши из бересты. Одежду латали и латали, пока она не разваливалась, а затем заменяли тканью из конопли, выращенной из семян.

Лыковы везли с собой в тайгу грубую прялку и, что невероятно, детали ткацкого станка — перетаскивание их с места на место по мере их постепенного ухода в глубь глуши должно было потребовать многих долгих и трудных переходов — но они не было технологии замены металла. Пара чайников исправно служила им много лет, но когда ржавчина, наконец, победила их, единственная замена, которую они смогли сделать, была сделана из бересты. Поскольку их нельзя было поместить в огонь, готовить стало гораздо труднее. К тому времени, когда Лыковых обнаружили, их основным продуктом питания были картофельные котлеты, смешанные с молотой рожью и семенами конопли.

В чем-то, поясняет Песков, в тайге действительно было изобилие: «Возле дома протекал чистый холодный ручей. Насаждения из лиственницы, ели, сосны и березы давали все, что можно было взять… Черника и малина были под рукой, дрова тоже, а кедровые орешки падали прямо на крышу».

А Лыковы постоянно жили на грани голода. Только в конце 1950-х годов, когда Дмитрий достиг зрелости, они впервые отловили животных ради мяса и шкур. Не имея ружей и даже луков, они могли охотиться, только роя капканы или преследуя добычу по горам, пока животные не падали от изнеможения. Дмитрий развил удивительную выносливость и мог зимой охотиться босиком, иногда возвращаясь в хижину через несколько дней, переночевав под открытым небом в 40-градусный мороз, с молодым лосем на плечах. Однако чаще всего мяса не было, и их рацион постепенно становился все более однообразным. Дикие звери уничтожили их урожай моркови, и Агафья вспомнила конец 19 века.50-е годы как «голодные годы». «Мы ели лист рябины», — сказала она,

.

корни, трава, грибы, картофельная ботва и кора. Мы все время были голодны. Каждый год мы собирались на совет, чтобы решить, все ли съесть или оставить на семена.

Голод был постоянной опасностью в этих обстоятельствах, и в 1961 году в июне выпал снег. Сильный мороз убил все, что росло в их саду, и к весне семья была вынуждена есть обувь и кору. Акулина предпочла накормить своих детей и в том же году умерла от голода. Остальных членов семьи спасло то, что они считали чудом: единственное зернышко ржи проросло на горошине. Лыковы обнесли охотничье хозяйство забором и день и ночь охраняли его от мышей и белок. Во время уборки одиночный колос давал 18 зерен, из которых они кропотливо восстанавливали урожай ржи.

Дмитрий (слева) и Савин сибирским летом.

Познакомившись с семьей Лыковых, советские геологи поняли, что недооценили их способности и интеллект. У каждого члена семьи была особая личность; Старый Карп обычно был в восторге от последних нововведений, привезенных учеными из своего лагеря, и, хотя он упорно отказывался верить, что нога человека ступила на Луну, быстро приспособился к идее спутников. Лыковы заметили их еще в 1950-х годов, когда «звезды стали быстро ходить по небу», и сам Карп придумал теорию, объясняющую это: «Люди что-то придумали и посылают огни, очень похожие на звезды».

«Больше всего его поразил, — записал Песков, — прозрачный целлофановый пакет. «Господи, что они выдумали — стекло, да оно комкается!» И Карп угрюмо держался за свой статус главы семьи, хотя ему было далеко за 80. Его старший сын, Савин, справился с этим, провозгласив себя непреклонным арбитром семьи в вопросах религии. «Он был сильным в вере, но суровым человеком», — сказал о нем его собственный отец, и Карп, кажется, беспокоился о том, что будет с его семьей после его смерти, если Савин возьмет на себя управление. Конечно, старший сын не встретил бы особого сопротивления со стороны Натальи, которая всегда изо всех сил пыталась заменить свою мать в качестве кухарки, швеи и няни.

Двое младших детей, напротив, были более открытыми для перемен и инноваций. «Фанатизма в Агафье не было особо заметно», — сказал Песков и со временем понял, что младшая из Лыковых обладает чувством иронии и может подшучивать над собой. Необычная речь Агафьи — у нее был певучий голос и простые слова растягивались в многосложные — убеждала некоторых посетителей в ее тугодумии; на самом деле она была заметно умна и взяла на себя трудную задачу в семье, не имевшей календарей, следить за временем. Она также не думала о тяжелой работе, копая вручную новый погреб поздней осенью и работая при лунном свете, когда солнце садилось. На вопрос изумленного Пескова, не страшно ли ей оставаться одной в глуши с наступлением темноты, она ответила: «Что здесь может меня обидеть?»

Российская пресс-фотография Карпа Лыкова (второй слева) с Дмитрием и Агафьей в сопровождении советского геолога.

Но из всех Лыковых любимчиком геологов был Дмитрий, непревзойденный турист, знающий все таежные настроения. Он был самым любопытным и, возможно, самым дальновидным членом семьи. Это он построил семейную печь и все берестяные ведра, в которых они хранили продукты. Кроме того, Дмитрий целыми днями рубил и строгал каждое бревно, срубленное Лыковыми. Возможно, неудивительно, что он также больше всех восхищался технологиями ученых. Когда отношения улучшились до такой степени, что Лыковых удалось убедить посетить советский лагерь ниже по течению, он провел много счастливых часов на маленькой лесопилке, поражаясь тому, как легко циркулярная пила и токарные станки могут обрабатывать дерево. «Нетрудно догадаться», — написал Песков. «Бревно, которое Дмитрий строгал день-два, на глазах превращалось в красавцев, ровные доски. Дмитрий потрогал доски ладонью и сказал: «Хорошо!»

Карп Лыков вел долгую и безнадежную борьбу с самим собой, чтобы сдержать всю эту современность. Когда они впервые познакомились с геологами, семья приняла только один подарок — соль. (Жить без него в течение четырех десятилетий, по словам Карпа, было «настоящей пыткой».) Однако со временем они начали принимать больше. Они приветствовали помощь своего близкого друга среди геологов — бурильщика по имени Ерофей Седов, который проводил большую часть своего свободного времени, помогая им сажать и собирать урожай. Они взяли ножи, вилки, ручки, зерно и, в конце концов, даже ручку, бумагу и электрический фонарик. Большинство этих нововведений признавались лишь неохотно, но грех телевидения, с которым они столкнулись в лагере геологов,

оказался для них неотразимым. … Во время своих редких появлений они неизменно садились и смотрели. Карп сидел прямо перед экраном. Агафья смотрела, высунув голову из-за двери. Она старалась тотчас отмолить свой проступок — шепотом, крестясь. … После этого старик помолился усердно и одним махом.

Усадьба Лыковых, вид с советского самолета-разведчика, 1980 год.

Пожалуй, самым печальным аспектом странной истории Лыковых была скорость, с которой семья пришла в упадок после того, как они восстановили связь с внешним миром. Осенью 1981, трое из четверых детей последовали за матерью в могилу с разницей в несколько дней. По словам Пескова, их смерть не стала, как можно было бы ожидать, результатом воздействия болезней, к которым у них не было иммунитета. И Савин, и Наталья страдали от почечной недостаточности, скорее всего, из-за жесткой диеты. Но Дмитрий умер от пневмонии, которая могла начаться как инфекция, которую он подхватил от своих новых друзей.

Его смерть потрясла геологов, которые отчаянно пытались его спасти. Они предложили вызвать вертолет и эвакуировать его в больницу. Но Дмитрий в крайнем случае не отказался бы ни от своей семьи, ни от религии, которую исповедовал всю свою жизнь. «Нам это не позволено», — прошептал он перед смертью. «Человек живет тем, что даст Бог».

Могилы Лыковых. Сегодня из семьи из шести человек в живых осталась только Агафья, живущая одна в тайге.

Когда все трое Лыковых были похоронены, геологи пытались уговорить Карпа и Агафью уйти из леса и вернуться к родственникам, пережившим гонения чисточных лет и оставшимся жить в тех же старых деревнях. Но ни один из выживших не хотел об этом слышать. Они перестроили свою старую хижину, но остались недалеко от своего старого дома.

Карп Лыков умер во сне 16 февраля 1988 года, через 27 лет после своей жены Акулины. Агафья похоронила его на горных склонах с помощью геологов, затем повернулась и направилась обратно к себе домой. Господь усмотрит, и она останется, сказала она, как она и сделала. Четверть века спустя, ей самой уже за семьдесят, эта дитя тайги живет одна, высоко над Абаканом.

Она не уйдет. Но мы должны оставить ее, увиденную глазами Ерофея в день похорон ее отца:

Я оглянулся, чтобы помахать Агафье. Она стояла у излома реки, как статуя. Она не плакала. Она кивнула: «Давай, давай». Мы прошли еще километр, и я оглянулся. Она все еще стояла там.

Источники

Анон. «Как жить предметно в наше время». Странники , 20 февраля 2009 г., дата обращения 2 августа 2011 г .; Георг Б. Михелс. В войне с церковью: религиозное инакомыслие в России семнадцатого века. Стэнфорд: издательство Стэнфордского университета, 1995; Изабель Колгейт. Пеликан в пустыне: отшельники, одиночки и отшельники . Нью-Йорк: HarperCollins, 2002; «От тайги до Кремля: дары отшельника Медведеву», rt.com, 24 февраля 2010 г., по состоянию на 2 августа 2011 г.; Г. Крамор, «В таежном тупике». Сувениград, б-й, дата обращения 5 августа 2011 г.; Ирина Паерт. Староверы , Религиозное инакомыслие и гендер в России, 1760-1850 гг. Манчестер: МУП, 2003 ; В асилы Пескова . Затерянные в тайге: пятидесятилетняя борьба одной русской семьи за выживание и религиозную свободу в сибирской глуши.  Нью-Йорк: Doubleday, 1992.

Документальный фильм о Лыковых (на русском языке), в котором кое-что показано об изоляции и условиях жизни семьи, можно посмотреть здесь.

Затерянные в тайге

Русский журналист приводит навязчивый рассказ о Лыковых, семье старообрядцев или членов фундаменталистской секты, которые в 1932 году отправились жить в глубины сибирской тайги и прожили более пятидесяти лет. лет вдали от современного мира.

Рекомендуемые видео

Русская семья, которая отрезала себя от цивилизации более 40 лет

В 1978 году четыре геолога занимались съемкой потенциальной железной руды с вертолета, зависшего над богатыми полезными ископаемыми, но совершенно непригодными для жизни таежными лесами на юге Сибири, когда пилот заметил внизу что-то необычное: сад, безошибочно рукотворный. Это было в 150 милях от ближайшего следа человечества и в тысячах футов вверх по склону горы, где выживание было не просто сомнительным — оно считалось невозможным.

Но сад был там, а значит, там должны быть и люди. Геологи решили приземлиться неподалеку и отправиться на место. Они приготовились с подношениями еды к тому, что, как они надеялись, будет мирным собранием. По крайней мере, один принес пистолет на случай альтернативы.

Когда команда пробралась туда, они обнаружили небольшое жилище. «Почерневшая от времени и дождей изба была со всех сторон завалена таежным хламом — корой, жердями, досками», — вспоминала позднее геолог Галина Письменская. «Если бы не окно размером с карман моего рюкзака, трудно было бы поверить, что там жили люди».

Затем появилась фигура: мужчина с растрепанной бородой в импровизированной одежде. «Здравствуй, дедушка, — сказала Письменская. «Мы пришли в гости!»

После неловкой паузы он сказал: «Ну, раз уж ты так далеко зашел, можешь войти».

Мужчину звали Карп Лыков, и у него было что рассказать: он и его семья жили в полной изоляции от мира на отдаленном сибирском склоне более 40 лет.

СТАРООБРЯДНИКИ В БЕГАХ

В середине XVII века Русская Православная Церковь внесла изменения в свои богослужебные обряды, чтобы привести их в большее соответствие с греческими обычаями. Большинство членов приняли изменения, но группа, известная как старообрядцы, отказалась ассимилироваться. Хотя отрыв от церкви из-за таких споров, как количество пальцев, используемых при крестном знамении, может показаться тривиальным, старообрядцы считали изменения кощунственными, принятыми централизованной церковью, которую они не поддерживали. Они были настолько привержены своим традиционным обычаям, что многие предпочли бы самосожжение, чем следовать новым обычаям.

Этот раскол привел к тюремному заключению, пыткам и даже казням старообрядцев Русской Православной Церковью; преследования и ссылки продолжались веками. Многие бежали из страны; те, кто остался, столкнулись с усилением угрозы с приходом атеистического коммунистического режима в 20 веке.

Положение Лыковых достигло критической точки в 1936 году, когда большевистский патруль убил брата Карпа. Поскольку их статус старообрядца находился под угрозой больше, чем когда-либо, Карп перевез свою жену Акулину и двоих детей — 9годовалого сына Савина и двухлетнюю дочь Наталью — в уединение на островной глуши Сибири.

Именно там, в холодном лесу, семья обосновалась. Они построили однокомнатную хижину из любых материалов, которые смогли найти. У них не было ни электричества, ни водопровода, и они выживали за счет картофеля, орехов, ржи, ягод и всего, что давала земля. Их обувь была сделана из коры, а когда их существующую одежду больше нельзя было залатать или залатать, они сделали замену из конопли.

Несмотря на тяжелую ситуацию, семья успела вырасти: в 1940 году родился сын Дмитрий, а в 1943 году родилась дочь Агафья. , и хотя они мало знали о внешнем мире, Карп рассказывал им истории о русских городах и жизни за избой, но это было через призму старообрядца. Это означало рассказы о современном безбожном и грешном обществе, населенном людьми, которых нужно «бояться и избегать».

Обыденные в цивилизации аспекты жизни были ужасной борьбой для семьи, а суровая сибирская погода нанесла ущерб импровизированному запасу продуктов питания Лыковых. Во время одного особенно бесплодного периода Акулина часто отказывалась от собственной еды, чтобы желудки ее детей были еще немного наполнены. Она умерла от голода в 1961 году.

СЕМЬЯ ВНЕ ВРЕМЕНИ

К тому времени, когда геологи связались с семьей, Лыковы уже около 40 лет жили вдали от мира. Вторая мировая война прошла без их ведома, и Smithsonian сообщил, что Карп не поверил, что мы приземлились на Луну, хотя у него было ощущение, что мы по крайней мере добрались до космоса, судя по наблюдавшимся им полосам спутников. «Люди что-то придумали и посылают огни, очень похожие на звезды», — сказал он.

Семья оставалась в неведении относительно большей части прогресса 20-го века, и они очень интересовались новыми технологиями, которые им показывали. Дмитрий, в частности, был поражен циркулярной пилой, которая могла за считанные секунды выполнить то, на что у него уходили часы или дни. Карп, с другой стороны, казался более взволнованным даром геологов в виде соли, без которой семейный патриарх назвал «настоящей пыткой»9. 0003

Со временем у Лыковых появилась та же слабость, что и у многих из нас: телевидение. Василий Песков, российский журналист, который вел семейную хронику, заметил, что у Лыковых будет внутренняя борьба из-за светящегося ящика перед ними. Они были одновременно восхищены и охвачены чувством вины, когда смотрели его, встречаясь с исследователями на протяжении многих лет.

«Во время своих редких появлений они неизменно садились и смотрели», — написал Песков (через Smithsonian ). «[Карп] сидел прямо перед экраном. Агафья смотрела, высунув голову из-за двери. Она постаралась немедленно отмолить свой проступок, — шепча, крестясь, — и опять высунула голову. После этого старик помолился усердно и одним махом».

Подобно притче со слишком удобной моралью, контакт семьи Лыковых с цивилизованным миром обернулся трагедией. Савин, Наталья и Дмитрий умерли в 1981 году: Савин и Наталья от почечной недостаточности, а Дмитрий от пневмонии. В то время как большинство источников возлагают вину за почечную недостаточность на грубую диету семьи, смерть Дмитрия, возможно, была вызвана его контактом с новыми людьми с незнакомыми микробами, с которыми его иммунная система просто не могла бороться. Его предлагали доставить на вертолете в госпиталь для лечения, но убеждения семьи не позволили. «Человек живет на то, что даст Бог», — сказал он перед смертью9.0003

ОДИНОКИЙ ЛЫКОВ

После смерти Карпа в 1988 году Агафья остается последней из Лыковых. Она все еще находится в изоляции, хотя гораздо больше принимает помощь извне, чем ее семья на протяжении десятилетий. Ее история вдохновила людей приносить ей еду, старообрядческие газеты и другие припасы, чтобы обеспечить ее здоровье и безопасность. В последние годы она даже совершала поездки в цивилизацию — всего несколько — для лечения и посещения родственников.

Но Агафья еще не построена для мира вне того, что она знает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *