cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Советы психолога по адаптации первоклассников: Советы психолога «Адаптация первоклассников»

Содержание

Советы психолога. Как помочь ребенку адаптироваться к школе? | ОБЩЕСТВО

Примерное время чтения: 7 минут

4939

Как подготовить малышей к учебе, приучить их к новой обстановке, ответственности и жизни в коллективе, «АиФ-Новосибирск» рассказала детский и семейный психолог Екатерина Рахметова. / Александр Витвицкий / АиФ

Стартовал новый учебный год — особенно напряженный для первоклассников и их родителей. Как подготовить малышей к учебе, приучить их к новой обстановке, ответственности и жизни в коллективе, «АиФ-Новосибирск» рассказала детский и семейный психолог Екатерина Рахметова. 

Как правильно психологически подготовить первоклассника к новому образу жизни?

Обычно у первоклассника уже есть опыт нахождения в социальном коллективе вне семьи – это может быть детский сад, спортивные секции, развивающие кружки. Школа будет следующей ступенькой, и подготовкой к ней может служить рассказ родителей, совместный просмотр и обсуждение фильмов и мультфильмов на школьную тему, игра со взрослыми или сверстниками «в школу». Игра хороша тем, что будущий школьник может попробовать разные стратегии поведения, выработать для себя какой-то план, скорректировать свои ожидания.

Чего нужно избегать родителям при таких совместных занятиях:

  • Излишней тревожности. Если вы, напряженно вглядываясь в глаза первокласснику, будете говорить, что урок длится 40 минут и все это время надо сидеть (а про себя думать: «А ты у меня такой непоседа!»), то ребенок считает ваше состояние как небезопасное, и будет сам тревожиться по поводу школы. В таком случае адаптация будет затруднена, много энергии уйдет в страхи.
  • Нотаций, запугивания. «Надо хорошо учиться! Надо слушаться учителя! Будешь плохо учиться, пойдешь работать дворником!» Бедный ребенок еще не видел школы, а уже начинает ее не только бояться, но и ненавидеть.
  • Негативного настроя. «Ну вот, скоро школа, кончилась твоя и моя свободная жизнь!» Надо ли говорить, что поймет из этого ребенок?

Помочь ребенку адаптироваться можно рассказами о своем школьном опыте, сделав акцент на том, что этап важный и интересный, звание школьника почетное, ребенок точно справится и вы всегда готовы помочь.

Важно родителям уяснить простую истину – школа нужна, что ребенок получил знания и навыки. Не стоит драматизировать, относиться к школе, как к Голгофе или Небесному суду, месту, где он должен доказать свое право на уважение и прочее.

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе, завести друзей, если он от природы очень стеснительный?

Все дети разные. А друзья и хорошие оценки бывают не только у самых бойких.


Родитель может помочь тем, что не будет особенно тревожиться на эту тему, а, зная такую особенность своего ребенка, не будет на него давить.


Хорошо бывать вместе на мероприятиях, где много других детей – это могут быть праздники, соревнования, мастер-классы. Важно давать ребенку поддержку и выбор: «Тут классно и весело. Мы можем постоять у стенки и посмотреть, но если ты захочешь и будешь готов, в любой момент ты можешь принять участие в том, что происходит.»

Если ребенок стесняется первое время, а потом идет на контакт и получает удовольствие от общения, можете устроить детскую вечеринку на вашей территории – это придаст уверенности малышу, он будет чувствовать себя в безопасности и не станет тратить силы на адаптацию к новому месту, сможет легче контактировать с другими.

Также о такой особенности ребенка можно сообщить педагогу, попросить первое время учитывать это при общении на уроках. Как правило, учителя идут навстречу пожеланиям родителей, так как заинтересованы в успешности учебного процесса.

Что делать, если в классе у ребенка возникают конфликты?

  • Если ребенок по приходе из школы жалуется на одноклассника, что тот отвлекал его во время урока или не давал поиграть в свой телефон на перемене, то будет достаточно простого разговора — с целью научить, как можно справляться с такими ситуациями.
  • Если ребенок стал замкнутым, его одежда и/или содержимое рюкзака грязные и порванные, если вы увидели синяк (и это было не один раз), то это повод наведаться в школу и составить разговор с педагогом. Конечно, предварительно обсудив произошедшее с ребенком. Важно пресечь ситуацию травли, когда один или несколько учеников выбирают жертву и начинают планомерно издеваться над ней. Ребенок один не справится, травля – симптом коллектива и возникает при попустительстве взрослых.
  • Если ребенок служит источником конфликтов в коллективе или с педагогами, то это повод обратить внимание на то, что же такое с ним происходит. Зачастую младшеклассник не в силах сообщить о своих проблемах напрямую, он сигналит плохим, протестным и конфликтным поведением. Если самим выяснить и устранить причину не удалось, стоит обратиться к психологу. 
  • Если у ребенка конфликт с педагогом, то опять же, вмешательство родителей необходимо – понять причину и попытаться договориться с обеими сторонами. В особо тяжелых случаях эффективнее перевести ребенка в другой класс, к другому учителю – в ситуации конфликта и недоброжелательного отношения со стороны педагога процесс обучения успешным не будет.

Как правильно настроить ребенка на прилежную учебу?

Обучение происходит в точке интереса. Ребенок должен быть спокоен, исключена ситуация стресса. Что это означает? Изначально любой ребенок хочет быть успешным, он хочет нравиться значимому взрослому (будь то родитель или учитель). Если ребенку рассказать о том, что от него ожидают, и он способен это дать, то он будет стараться соответствовать.

Сложности начинаются от нереалистичных ожиданий: семилетний ребенок не способен все свои силы направлять в учебное русло – по природе своей он старается познать этот мир, адаптироваться к нему, что вовсе не ограничивается уроками и домашними заданиями. Плюс – все дети разные. Неудача в школе — не повод вешать на ребенка ярлык неуспешности, на ваши с ним отношения не должны влиять оценки и отзывы учителей.

Самая худшая ситуация, когда ребенок оказывается между двух огней – с одной стороны пилит школа, с другой – родители. Ребенок замыкается и уходит в протест, из этой ситуации очень тяжело будет выйти. Не пережмите с воспитанием в угоду учебному процессу – это и неэффективно, и ведет к ухудшению отношений с ребенком.

Теплые, доверительные отношения с родителем, похвала за успехи (кому-то ради тройки надо трудиться изо всех сил, если эти старания не отметить, мотивация падает) создает правильную атмосферу для прилежной учебы.

Как приучить ребенка к дисциплине — рано вставать, собирать портфель, слушать учителя, выполнять домашние задания?

До школы понаблюдайте за своим ребенком – насколько ему удается в разных играх соблюдать правила, как он реагирует на ситуацию проигрыша, сколько времени он может уделять одному занятию, как реагирует на ваши просьбы и запреты. И, в соответствии с увиденным, корректируйте свои ожидания по поводу школьной дисциплины.

Важно понять, что именно трудно дается ребенку. Кому-то поможет визуальная таблица с перечнем дел, кому-то — занятия по будильнику, кому-то занятия с нейропсихологом (особенно дислектикам, дисграфикам и детям с СДВГ). И абсолютно всем будут полезны подбадривания, вера, похвала, готовность помочь, да и просто обнять – со стороны родителей.

Как родителям соблюсти баланс между учебой и отдыхом, как не перегрузить первоклассника?

Важный вопрос. В норме адаптация занимает 2-3 месяца, хорошо бы на это время не планировать никаких других дополнительных занятий для ребенка. Дать возможность отдыхать и играть после школы, в первом классе домашних заданий быть не должно. Если к ноябрю-декабрю первоклассник научился сидеть на уроках, рано вставать каждое буднее утро, если сохраняет бодрость и хорошее настроение большую часть дня, то можно думать о дополнительных занятиях (спортивных секциях, кружках). Не забывайте о том, что у каждого ребенка должно быть свободное время безо всяких занятий – не менее часа в будний день, в выходные – больше.

психологияшколы

Следующий материал

Новости smi2.ru

Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе | Методическая разработка (1 класс) на тему:

 Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе

     Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим  возможностям первоклассников.

      Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребёнка в школе. Необходимо помнить, что такие качества детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны  особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

     Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».

     Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.

      Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится.   Необходимо особо обратить внимание на это положение, так как для первоклассников  важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.

      Для развития самостоятельности и активности детей  важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.

         Очень важно и актуально включать игру в учебный процесс, а не запрещать  и не исключать её из жизни первоклассника. Ролевые игры и игры с правилами, также как и учебная деятельность, дают результаты, развивают самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке. Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических. Ролевые игры важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения.

Рекомендации:

  1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.:
  • обеспечить своевременную смену видов деятельности;
  • не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
  • отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.
  1. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
  2. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.
  3. Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
  4. Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.
  5. Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально — психологического климата.
  6. Знание психологических особенностей детей 6-го года жизни (включая изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) — залог наиболее эффективного взаимодействия с учащимися.
  7. Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок.
  8. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
  9. Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.
  10. Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.
  11. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.
  12. Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.

       Помните, первоклассник — маленький человек в зоне перехода, весь устремленный в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых.

Как адаптировать свои стратегии преподавания к потребностям учащихся

Автор: Kathleen Bulloch

Учителей часто просят изменить инструкции, чтобы приспособить их к потребностям учащихся с особыми потребностями. На самом деле, все учащиеся получат пользу от следующих передовых методов обучения. В следующей статье раскрывается тайна адаптации материалов и стратегий для областей учебной программы.

Если ученику трудно учиться на слух, попробуйте…

Перед уроком:

  • Предварительное обучение сложной лексике и понятиям
  • Укажите цель, указав причину прослушивания
  • Обучайте умственной деятельности, связанной с слушанием — мысленным конспектированием, вопросами, повторением
  • Предоставить учебные пособия/рабочие листы
  • Предоставить сценарий фильма
  • Предоставление конспектов лекций

Во время урока:

  • Визуализировать через доску или накладные
  • Используйте флеш-карты
  • Попросите ученика закрыть глаза и попытаться визуализировать информацию
  • Попросите учащихся делать заметки и использовать цветные маркеры, чтобы выделить
  • Научите использовать акронимы, чтобы помочь визуализировать списки (Рой Г. Бив для цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго, фиолетовый)
  • Давать объяснения небольшими отдельными шагами
  • Давать письменные и устные указания
  • Попросите ученика повторить указания
  • Давая указания классу, оставляйте паузу между каждым шагом, чтобы учащийся мог выполнить процесс в уме
  • Сократить требуемое время прослушивания
  • Давать письменные и манипулятивные задания
  • Будьте лаконичны в словесной информации: «Джейн, пожалуйста, садитесь». вместо «Джейн, пожалуйста, сядьте на стул».

Если учащемуся трудно выразить себя устно, попробуйте…

  • Принять альтернативную форму обмена информацией, например следующую:
    • Письменный отчет
    • Художественное творчество
    • Экспонат или витрина
    • Диаграмма, график или таблица
    • Фоторепортаж
    • Карта
    • Обзор фильмов
    • Шарада или пантомима
    • Демонстрация
    • Записанный отчет
  • Задавать вопросы, требующие кратких ответов
  • Предоставьте подсказку, например, начните предложение для учащегося или покажите подсказку в виде изображения
  • Укажите правила обсуждения в классе (например, поднятие руки)
  • Начисление баллов за устные выступления и индивидуальную подготовку учащегося
  • Научите ученика задавать вопросы в классе
  • В частности, обучать выражению тела и языка
  • Подождите, пока учащиеся ответят — не звоните первому учащемуся, поднявшему руку
  • Сначала задавайте вопросы на информационном уровне — сообщайте факты и запрашивайте факты в ответ; затем попросите учащегося постепенно вступить в разговор, выступая в небольших группах, а затем в больших группах
  • .

Если учащемуся трудно читать письменные материалы, попробуйте…

  • Найти текст, написанный на более низком уровне
  • Предоставить выделенный материал
  • Переписать текст ученика
  • Запишите текст ученика на пленку
  • Разрешить однокласснику или родителю читать текст вслух учащемуся
  • Сократить количество требуемых показаний
  • Поиск такого же контента на другом носителе (фильме, диафильме, кассете)
  • Предложите ученику альтернативные методы участия в работе группы, такие как ролевая игра или инсценировка (устное чтение необязательно)
  • Дать дополнительное время для чтения
  • Пропустить или сократить требуемое значение
  • Замените одностраничные резюме или учебные пособия, которые определяют ключевые идеи и термины, в качестве задания по чтению
  • Мотивируйте ученика, заинтересуйте его
  • Задавайте вопросы до того, как учащийся прочитает выборку (включая номера страниц и абзацев)
  • Разместите основные идеи текста на каталожных карточках, которые можно легко организовать в виде папки и разделить по главам; предварительная лексика
  • Типовой материал для облегчения чтения
  • Используйте больший тип
  • Будьте более конкретными, используя картинки и манипуляции
  • Уменьшить количество новых идей
  • Предоставление опыта до и после чтения в качестве отправной точки для новых концепций
  • Укажите цель и свяжите ее с предыдущим опытом
  • Помогите учащемуся визуализировать прочитанное

Если ученику трудно писать разборчиво, попробуйте…

  • Использовать формат, требующий небольшого количества записей
    • Множественный выбор
    • Запрограммированный материал
    • Верно/ложно
    • Соответствующий
  • Используйте манипуляции, такие как буквы из игры Scrabble™ или написание букв на маленьких керамических плитках
  • Уменьшить или опустить назначения, требующие копирования
  • Поощряйте совместное ведение заметок
  • Разрешить использование магнитофона, пишущей машинки или компьютера
  • Обучайте письму напрямую
    • Начертание букв или письмена на глине
    • Вербальные штрихи на магнитофоне
    • Используйте маркер для пробелов между словами
    • Приклейте алфавит к парте ученика
    • Предоставить буквенную карточку размером с бумажник
    • Проведение курсов графического анализа или каллиграфии в качестве мотиватора
  • Используйте миллиметровую бумагу, чтобы проставлять пробелы между буквами и цифрами в математике
  • Использование рукописи или разлинованной бумаги в качестве метода мотивации (обсудите с классом преимущества удобочитаемости)

Если учащийся испытывает трудности с письменным выражением своих мыслей, попробуйте…

  • Принятие альтернативных форм отчетов:
    • Устные отчеты
    • Отчет, записанный на ленту
    • Запись интервью
    • Коллаж, карикатура или другое искусство
    • Карты
    • Диорама, 3D материалы, витрины
    • Фоторепортаж
    • Панельная дискуссия
    • Имитационные дебаты
    • Просмотр фильмов и презентация соответствующего 9 классу0014
  • Попросите ученика продиктовать работу кому-то другому (старшему ученику, помощнику или другу), а затем скопировать ее самому
  • Разрешить больше времени
  • Сократить письменное задание (подготовить план или конспект)
  • Предоставьте образец того, как должна выглядеть готовая работа, чтобы помочь ему систематизировать части задания
  • Обеспечьте практику, используя:
    • Начало истории
    • Открытые истории
    • Устные ответы (попробуйте несколько устных орфографических тестов)

Если у учащегося проблемы с правописанием, то попробуйте…

  • Продиктуйте произведение, а затем попросите учащегося повторить его (проговаривание по порядку может устранить ошибки пропущенных слогов)
  • Избегайте традиционных списков правописания (определяйте списки исходя из социальных потребностей и потребностей школы)
  • Использование мнемонических приемов («А — первая заглавная буква», «У Капитолия есть купол»)
  • Учите короткие, простые слова в контексте:
    • Снова и снова
    • Сразу!
    • На счет
  • Предложите учащимся сделать карточки и выделить трудные места в слове
  • Проведите орфографический тест на уровень распознавания (попросите учащегося обвести правильное слово из трех или четырех вариантов)
  • Учить слова по образцам правописания (обучать словам «торт», «выпекать», «брать» и т. д. за один урок)
  • Используйте Language Master для тренировки
  • Избегайте наказания за орфографические ошибки
  • Подвешивайте слова к потолку во время занятий или размещайте их на доске или стене в качестве постоянных визуальных подсказок
  • Обеспечьте тактильную/кинестетическую помощь при написании (буквы наждачной бумаги для обводки или коробка, наполненная солью или хлопьями для письма)

Кэтлин Л. Буллох была логопедом отдела образования округа Риверсайд в Риверсайде, Калифорния. Части этой статьи были адаптированы из книги «Тайна модификации: творческие решения», опубликованной Центром образовательных услуг. Образовательный оазис является торговой маркой educationoasis.com.

Перепечатка

По любым запросам на перепечатку обращайтесь к указанному автору или издателю.

Похожие темы

Дифференцированное обучение

Специальное образование

Трудные читатели

Новые и популярные

Преобразование речи и речи в печать: отображение ранней грамотности

100 детских авторов и иллюстраторов, которых должен знать каждый

Новая модель обучения слов0003

7 отличных способов поощрения письма вашего ребенка

Скрининг, диагностика и мониторинг прогресса беглости речи: подробности

Фонематические упражнения для дошкольников или начальных классов

Наши блоги о грамотности

Совместное чтение в эпоху структурированной грамотности

Детские и образовательные СМИ

Знакомьтесь, Али Каманда и Хорхе Редмонд, авторы книги Black Boy, Black Boy: Celebrating the Power of You

Get Widget |

 Подписаться

Как помочь первокласснику подготовиться и адаптироваться к школе

Поступление в школу — один из самых важных и сложных периодов в жизни ребенка. Переход из детского сада в школу может быть эмоционально сложной ситуацией в связи со всеми изменениями в жизни, в том числе с повышенным психоэмоциональным напряжением. Даже дети с эмоциональной зрелостью иногда испытывают трудности с адаптацией к школьной жизни. Родители и учителя могут сыграть важную роль в облегчении переходного процесса, помогая первоклассникам должным образом подготовиться к школе.

Адаптация к школе

Адаптация к школе включает в себя акклиматизацию ребенка к новым условиям и школьным правилам.

Школа – новое социальное учреждение для ребенка, где все по-другому, в том числе:

  • новые образовательные мероприятия, такие как обучение чтению и первое знакомство с математикой
  • новое расписание дня,
  • новых сред: классы, столовые и т. д.
  • новых учителей с разным стилем общения,
  • новых одноклассников: ребенок познакомится с новыми людьми и сформирует новые отношения.

Адаптация к школе может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, но в среднем процесс адаптации занимает ~2 месяца. За это время первоклассник усваивает множество правил и социальных норм, связанных с поведением на уроках, выполнением заданий, общением с учителями и одноклассниками.

Критерии успешной адаптации к школе

Оценка адекватной подготовки и адаптации первоклассника к школе включает субъективные и объективные критерии. Объективно можно рассматривать продуктивность и успешность ребенка в учебной деятельности, вовлеченность ребенка в школьную жизнь, его социальный статус среди одноклассников (дружба, микрогруппы, лидерские позиции) как меру успешной адаптации. К субъективным критериям оценки адаптации к школе относятся эмоциональное здоровье ребенка, активность ребенка в школе, его физиологическое состояние и удовлетворенность учебой.

Итак, основными показателями успешной школьной адаптации ребенка являются:

  • положительное отношение ребенка к школе,
  • принятие школьных правил и положений,
  • академическая мотивация,
  • хорошее эмоциональное состояние ребенка и общее положительное эмоциональное состояние,
  • адекватное поведение на уроках и в свободное время
  • Трудности адаптации к школе

С первых дней обучения в школе первоклассник сталкивается с рядом проблем, которые связаны с личностью учителя, одноклассниками, новым режимом дня, строгими школьными правилами и т. д.

Во время адаптации к школе ребенок может чувствовать разочарование или обиду. Все эти проблемы также могут проявляться по-разному: неуспеваемость в школе, снижение мотивации к учебе, нежелание ходить в школу, негативизм, лень, рассеянность и т. д.

Трудности адаптации к школе

С первых дней в школе первоклассник может столкнуться с рядом проблем, связанных с личностью учителя, одноклассниками, новым режимом дня, строгими школьными правилами и т. д.

Во время адаптации к школе ребенок может чувствовать разочарование или обиду. Все эти проблемы также могут проявляться по-разному: неуспеваемость в школе, снижение мотивации к учебе, нежелание ходить в школу, негативизм, лень, рассеянность и т. д.

Как учителя могут помочь первоклассникам адаптироваться к школе

Это Учителю важно помнить, что ребенок является новичком в школьной системе и основными задачами для ребенка на этом этапе являются адаптация, развитие новых навыков, учебная деятельность, общение с другими детьми и взрослыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *