Доклад о загадках: как создавались, авторы известных загадок, собиратели загадок.
как создавались, авторы известных загадок, собиратели загадок.
Публикации раздела Традиции
Загадка — особый жанр народного творчества. С давних пор она была отражением народной мудрости, которой делились с людьми всех возрастов. Загадка учила думать логически, развивала воображение и помогала лучше понимать окружающий мир. «Культура.РФ» вспомнила самых известных собирателей русских загадок, которые кропотливо создавали этот увлекательный фольклорный мир.
Первая печатная подборка народных загадок Михаила Чулкова
Анатолий Сорокин. Радуга (фрагмент). Из цикла «Русские загадки». 2-я половина ХХ. Узловский художественно-краеведческий музей, Узловая, Тульская область
Изначально загадки передавались из уст в уста. Интерес к русскому фольклору появился вместе с распространением просветительских идей в середине XVIII века. Просветители обратились к русской истории, изучению национальных особенностей и народных обычаев. Появился даже жанр литературной загадки, распространенный в Европе уже в предыдущем столетии. Его развивали Алексей Дубровский, Александр Сумароков, Михаил Херасков, Ипполит Богданович. Итогом такого увлечения фольклором стала печатная публикация первых народных загадок. Ее вдохновителем и создателем был Михаил Чулков.
Разночинец по происхождению, он сумел подняться от «солдатского сына» до дворянина в Сенате, послужив и лакеем, и даже придворным актером. Михаил Чулков был талантливым литератором, в заслугу которому часто ставят сближение русской литературы с народным творчеством: Чулков напечатал несколько изданий «Славянских сказок», выпустил четырехтомный сборник русских народных песен, занимался воссозданием пантеона славянской мифологии. Наконец, именно он был автором первого романа в русской литературе — «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины».
«Древние русские простонародные загадки» вышли в первом номере одного из издаваемых им журналов, «Парнасский щепетильник», в 1770 году. В журнале было приведено 15 загадок без отгадок, и это было первой подборкой этой занимательной части русского фольклора. Позднее эти загадки практически не перепечатывались, поэтому они в своем роде уникальны.
Родится от воды, растет от огня, и от воды умирает. (Соль)
Мать толста, дочь красна, сын хоробер, а не видно его. (Печь, огонь, дым)
Поутру на четырех, в полдень на двух, а к вечеру на трех. (Человек)
Боярыня, княгиня, весь мир надарила, а сама нагая ходит. (Игла)
И швец, и жнец, и в дуду игрец. Василий Лёвшин
Анатолий Сорокин. Петух (фрагмент). Из цикла «Русские загадки». 2-я половина ХХ. Узловский художественно-краеведческий музей, Узловая, Тульская область
В примечаниях к тексту «Евгения Онегина» Александр Пушкин оставил небольшую ремарку: «Лёвшин, автор многих сочинений по части хозяйственной». Сложно угадать в этой подписи имя известного собирателя русского народного творчества Василия Лёвшина. Впрочем, знаменит он был не только как фольклорист: его двенадцатитомный труд по ведению домашнего хозяйства «Всеобщее и полное домоводство…» был весьма популярным руководством среди помещиков. Лёвшин — яркий представитель русского Просвещения. Он долгое время работал совместно с журналистом Николаем Новиковым, написал и перевел с итальянского, французского и немецкого языков свыше ста произведений, был одним из первых утопистов в русской литературе и автором небольшой повести «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве», в котором описал путешествие на Луну. Наконец, литератор создал первую в России поваренную книгу «Русская поварня», которая в 2016 году отметила свое двухсотлетие.
Не менее значимым стал его труд в качестве собирателя русского фольклора. Его работа «Русские сказки» открыла российскому читателю богатырские образы Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Чурилы Пленковича. А началом деятельности Лёвшина была книга «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени» 1773 года — сборник со 110 загадками. Они были посвящены разным темам: от явлений природы до человека и его повседневной жизни. Автор не всегда дословно воспроизводил народный говор, но старался приблизить к простой речи современный ему язык. Также Лёвшин включил в сборник загадки о предметах, известных читателю того времени, — о румянах, часах, шляпах.
По произволению моему показываю я мою голову без убора и волос. Кто полное мое лицо видит, то зрит и все тело, которое я являю по частям. Никогда на месте не стою, но ни разу не шагаю. (Месяц/луна)
Со времени моего рождения должна я беспрестанно бежать: все живущие приходят ко мне во множестве: тело мое есть без членов, и хотя рук у меня нет, но никакая сила против меня не устоит. (Вода)
Меня на свете нет сладчае горчае, приятнее и мучительнее. Чрез мое пробуждение смертные населяют землю, а без меня не могут они быть. (Любовь)
Природа меня поместила между двух явных светил. Вишу над ямкою, в кою никогда упасть не могу. Никакая красота без меня не совершенна и сами владельцы мои покои выметают. (Нос)
В числе зверей и скотов поставить меня не можно, хотя я и четвероногой. Рук я не имею, бываю без головы, и хотя с места на место перехожу, но ноги тела моего не носят. Впрочем, нет ни одного собрания, где я бы не занимал первого места. (Стул)
Читайте также:
- Как играть в бирюльки
- Спи, младенец мой прекрасный, былбылым, йолдыз*
- Илья Муромец: Богатырь силы и духа
Начало научного собирания загадок. Иван Сахаров
Анатолий Сорокин. Солнце (фрагмент). Из цикла «Русские загадки». 2-я половина ХХ. Узловский художественно-краеведческий музей, Узловая, Тульская область
Работа Василия Лёвшина стала очень популярна в светском обществе. В модных салонах часто упражнялись в смекалке, разгадывая загадки «для невинного разделения праздного времени». Любовь читателей к ребусам привела к появлению целой серии книг, вобравших в себя загадки как иностранного, так и русского происхождения: «Увеселительные загадки со нравоучительными ответами, состоящие в стихах», «Сто и одна загадка», «Детский гостинец, или 499 загадок с ответами в стихах и прозе».
Зачатки собирательства в современном понимании появились во второй четверти XIX века, с возникновением движения славянофилов после Отечественной войны 1812 года. Самобытный исторический путь России многие деятели культуры связывали с народными традициями и фольклором.
«Напрасно думали, что только одни записи летописцев могут служить основанием для истории Русского народа. Разве наши песни, наши сказки, наши былины, наши поверья были выражением других народов? И будто Русский так может думать? Нет! Он знает, что все это было в его родной стороне, что все это высказывалось нашими предками, и обо всем этом забывают говорить в историях Русского народа».
Руководствуясь такими мыслями, выпускник медицинского факультета Московского университета Иван Сахаров решил совместить профессию лекаря и этнографа. Наиболее известным трудом собирателя стал трехтомник «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» (1836–1841). Под «семейной жизнью» автор понимал народный быт, поэтому в его сказания вошли как русские народные песни, «праздники», славяно-русская мифология, игры, присловья, «свадьбы», так и русское народное чернокнижие, связанное с суевериями и чародейством. Наблюдал за народным бытом Сахаров в Тульской, Калужской, Рязанской и Московской губерниях.
Загадки были напечатаны в первом томе «Сказаний…». Изначально они находились в составе пословиц русского народа, поскольку многие пословицы сохраняли элемент скрытого смысла и со временем становились загадками. Заслуга Сахарова в том, что он поместил загадки в отдельный раздел, выделив их как жанр.
Около прорубки
Стоят белые голубки. (Зубы)
Старик метет по горнице,
Метлы летят по околице. (Паутина)
Сам наг,
Рубашка в пазушке;
Сам бел,
Детки красны. (Свеча)
Идет ни мужик, ни баба,
Несет ни сгибень, ни пирог. (Книга)
Кругло, мало,
Всякому мило. (Деньги)
Стоят вилы,
На вилах бочка,
На бочке кивало,
На кивале зевало,
На зевале мигало,
На мигале остров,
На острове возы ходят. (Человек)
Угасшая звезда собирательства Ивана Худякова
Анатолий Сорокин. Гнездо (фрагмент). Из цикла «Русские загадки». 2-я половина ХХ. Узловский художественно-краеведческий музей, Узловая, Тульская область
Дело Ивана Сахарова продолжил Иван Худяков. Он издал свою первую книгу «Сборник великорусских народных исторических песен» в 18 лет, но уже в 34 года бесславно погиб, сосланный в Сибирь за поддержку революционного движения 1860–70-х годов.
В 1861 году Худяков предпринял попытку напечатать все известные на тот момент народные загадки. Автор разбирал архивы Русского географического общества, проводил систематизацию накопленных загадок, собирал данные в «разных местах Великой России». В итоге он выпустил сборник «Великорусские загадки», который представлял собой практически научную работу. В издании загадки (около семисот) вместе с отгадками были размещены по алфавиту — а также в нем присутствовали иностранные аналоги загадок (немецкие, литовские, малорусские).
Когда я молод был,
Светло светил,
Под старость стал,
Меркнуть стал. (Месяц)
Не княжеской породы,
А ходит с короной,
Не ратный ездок,
А с ремнем на ноге,
Не сторожем стоит,
А всех равно будит. (Петух)
Утка крякня
Берег звякня,
Детки бегут,
По свечке несут. (Церковь)
Исследователь народной души Владимир Даль
Анатолий Сорокин. Сова (фрагмент). Из цикла «Русские загадки». 2-я половина ХХ. Узловский художественно-краеведческий музей, Узловая, Тульская область
Имя Владимира Даля знакомо многим в связи с Толковым словарем живого великорусского языка, который на долгое время стал основным изданием такого рода в России. Над его созданием Даль трудился более пятидесяти лет — но в это же время он активно собирал русский фольклор.
Философию русского народа, отраженную в фольклоре, Даль изучал во время Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, польской кампании 1830–1831 годов, службы в Оренбурге и Нижнем Новгороде. Свыше тысячи загадок, собранных Далем, было опубликовано в 1862 году в сборнике «Пословицы русского народа». Однако автор не последовал примеру Сахарова и Худякова и не выделил загадки в отдельную главу. Владимир Даль придумал другой способ изложения. Он разделил собранные данные по предметному принципу.
«В этом сборнике, который не есть катехизис нравственности, ниже наказ обычаям и общежитию, именно должны сойтись народная премудрость с народною глупостию, ум с пошлостию, добро со злом, истина с ложью; человек должен явиться здесь таким, каков он вообще, на всем земном шаре, и каков он, в частности, в нашем народе; что худо, того бегай; что добро, тому следуй; но не прячь, не скрывай ни добра, ни худа, а покажи, что есть», — записал Даль в напутствии к изданию.
Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)
Два кольца, два конца, а посередке — гвоздик. (Ножницы)
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
Четыре брата бегут, друг друга не нагонят. (Колеса)
Черненька собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)
Новое начало. Дмитрий Садовников
Анатолий Сорокин. Улитка (фрагмент). Из цикла «Русские загадки». 2-я половина ХХ. Узловский художественно-краеведческий музей, Узловая, Тульская область
Именитый фольклорист Дмитрий Садовников сумел собрать и опубликовать три с половиной тысячи загадок. В историю русской культуры Садовников вошел еще и как поэт: именно он — автор текста песни «Из-за острова на стержень», которую часто исполнял Федор Шаляпин.
«Одно лето, проведенное в деревне, навело меня на мысль собрать народные загадки, бывшие в таком забросе и почти неизвестные публике», — записал Садовников в предисловии к изданию. Книга «Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач» вышла спустя четырнадцать лет после труда Даля. В отличие от предшественника, Садовников разграничил загадки и пословицы, дав конкретное определение: «В первых [загадках] отразились взгляды народа на природу и окружающую обстановку; в последних — вся житейская мудрость и нравственная личность простолюдина. В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся полный простор для творческой фантазии народа; в пословице — для его здравого смысла и критики». Кроме того, он разбил загадки на смысловые группы. В собрание Садовникова, помимо собственных материалов, вошли и загадки Сахарова, и Ивана Снегирева, и Худякова, и Даля. Так он обобщил и приумножил дело сохранения народной загадки.
Много соседей
Рядом век живут,
А никогда не видятся? (Окно)
Выше лошади, ниже собаки. (Седло)
Зимой и летом одним цветом. (Сосна)
Еду, еду — следу нет;
Режу, режу — крови нет;
Рублю, рублю — щепок нет. (Вода)
Кто сидит сорок недель в тюрьме, оттуль навеки выпустят? (Младенец)
Вечером — водой,
Ночью — водой,
А днем — на небеса. (Роса)
Не куст, а листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Автор: Татьяна Григорьева
Теги:
Старинные загадкиФольклорПубликации раздела Традиции
История старинных загадок.
Как с помощью упражнений для ума древний человек постигал мирПубликации раздела Традиции
Аудиоверсия: История старинных загадок
Сегодня загадки ассоциируются прежде всего с детским фольклором, но так было не всегда. Возникли они еще в те времена, когда древний человек постигал мир. Читайте, как люди описывали небесные светила и природные явления, части тел и предметы быта, животных и сельскохозяйственные культуры.
Тайное знание о силах природы
Марк Шагал. Молодожены с двумя букетами (фрагмент). 1980. Частное собрание
Борис Кустодиев. Деревенский праздник (фрагмент). 1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Филипп Малявин. Сельская жизнь (фрагмент). Не позднее 1940. Частное собрание
Загадки относятся к малым жанрам фольклора. Этнограф XIX века Дмитрий Садовников писал, что их история восходит к глубокой древности: «…к тому времени, когда человек глядел на природу как на что-то живое, когда явления ее были для него подавляющей, страшной тайной». Образы в них отражали и объясняли мир природы. Позднее загадки стали загадывать в особенные важные моменты: во время свадьбы, похорон или когда готовились к сбору урожая. По поверьям правильный ответ помогал исполнить заветное желание или защищал от опасности. Если же угадать не получалось, могло последовать наказание, и весьма жестокое — вплоть до казни. Это отражалось в фольклоре: в сказках сложными задачками испытывали героя.
Со временем загадки теряли свое особое значение. Их стали загадывать для развлечения и развития смекалки. Считалось, что знаток обладал тайным знанием. Обычно на вечерних посиделках гости постарше постепенно учили молодых разгадывать. Часто это превращалось в соревнование или испытание: загадки загадывали кому-то одному, и другие вне очереди отвечать не могли. Если отгадать не удавалось, с человека брали шуточные штрафы: заставляли целовать кого-то из присутствующих или лаять, как собака. Могли обмазать дегтем и осыпать перьями, а затем под общий смех отправляли умываться.
В свадебном обряде загадки становились особой формой общения будущих супругов. Загадывала всегда сторона невесты, а жених мог занять место рядом с ней только после того, как дружка отгадает загадки. Если нет — сторона жениха платила деньги.
Обычно загадывали конкретный предмет, например стол или топор, иногда действие — пахоту, строительство. И совсем редко абстрактные понятия: время, ложь, молодость, правду. В основе загадок, как правило, лежало описание: «Был шар бел. Ветер подул, и шар улетел (одуванчик)». Большая их часть образована с помощью старинных метафор или ассоциаций, которые не всегда понятны современному человеку. Также загадки могли строиться на сопоставлении предметов: «Тонко деревцо животы качает (колосья)». Или на иносказании:
Летит птица тонка,
Перья красны да желты,
По конец ея — человечья смерть.
Темы загадок отражали повседневную жизнь человека и его знания о мире. Дмитрий Садовников выделил такие: земля и небо, тепло и свет, жилище и внутреннее убранство, пища и питье, люди и строение их тела.
Мир небесный и животный
Михаил Ларионов. Рыбы при заходящем солнце (фрагмент). 1904. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Юон. Весенний солнечный день (фрагмент). 1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Николай Богданов-Бельский. Пастушка (фрагмент). 1939. Частное собрание
В загадках часто использовались образы, связанные с небесными светилами: солнце на восходе и закате, месяц и звезды. Собиратель фольклора Александр Афанасьев писал: «…смелые вопросы, заданные пытливым умом человека о могучих силах природы, выразились именно в этой форме». Исследователи предполагают, что загадки о светилах и явлениях природы — самые древние, в них обнаруживаются атрибуты охотничьего и пастушьего быта.
Небо в загадках представало бескрайним пространством, которое сравнивали с шубой или шатром и упоминали как фон для светил. В текстах говорилось, что свет излучают не только солнце и другие звезды, но и месяц. Светила сравнивали с серебром и золотом, с белыми пуговицами. Особо в загадках отмечалось, что луна и солнце никогда не бывают на небе вместе: «Золот хозяин — на поле; серебрян пастух — с поля».
Загадывали снег, метель, сковавший реку лед. Снег в фольклорных текстах сравнивают с шубой, укрывшей землю: «Шуба бела весь свет одела». А еще — с алмазами:
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бываю;
Я от матери рожден,
Сам ее рождаю.
Бытовали загадки о рыбах, зверях, птицах, много загадок сохранилось о назойливых комарах. Насекомое представляли ужасным зверем, который живет на болотах и мучает человека и все живое.
В мае месяце, четвертой тысячи
Проявился не рак, не рыба,
Не зверь, не птица, не человек:
Нос долог, голос тонок,
Летит — кричит, сядет — молчит;
Цари его боятся, короли страшатся;
Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
Из загадок о домашних животных большинство связаны с коровой, главной кормилицей крестьянской семьи.
Четыре четырки,
Две растопырки,
Одно махальце,
Два глядельца.
Чиста, да не вода,
Клейка, да не смола,
Бела, да не снег,
Сладка, да не мед;
От рогатого берут
И живулькам дают.
Читайте также:
- Как появился человек: легенды разных народов
- Тест: загадки народов России
- Как славяне представляли сотворение мира
Дом, печь и щели в окнах: загадки о жилище и его убранстве
Илья Машков. Хлебы (фрагмент). 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Марк Шагал. Лавка (фрагмент). 1911. Частное собрание
Давид Бурлюк. Женщина в красном (фрагмент). Начало XX века. Частное собрание
Сегодня старинные загадки рассказывают об устройстве русской избы, в которой все было продумано до мелочей. Существовали загадки практически про каждый бытовой предмет и мельчайшие подробности домашней обстановки — печку, печную трубу, скрип двери и даже щели в окнах.
Зимой все жрет,
А летом спит,
Тело тепло,
А крови нет;
Сесть на него сядешь,
А с места тебя не свезет.
Маленький мальчик всем под ноги смотрит.
Загадывали, как правило, самые обыденные предметы: горшок, чугунок, кадку, самовар, нож, чашку и ложку. Обычно точно описывали форму предметов, цвет, материал и звуки, которые они издают. В загадке про глиняный горшок прослеживается способ изготовления и вся история его «жизни»:
Спородила меня,
Гора каменная,
Крестила река огненная;
Возили на торг продавать;
Покупала меня барыня добрая,
Ударила меня золотым перстнем;
Рассыпались мои кости бедные,
Во гроб не положены;
На них люди не глядят,
И собаки не едят.
В сборниках народных загадок часто встречаются загадки про самовар, они были известны в разных районах страны:
Никогда не ест.
А только пьет;
А как зашумит —
Всех приманит.
Крестьяне придумывали загадки не только про жилище, но и про двор и огород. По ним можно было понять, что ели в будни и в праздничные дни. Были распространены загадки о яйце и муке, тесте и пирогах, соли и молоке.
Возьму пыльно,
Сделаю жидко;
Брошу в пламень —
Будет как камень.
Режут меня,
Вяжут меня,
Бьют нещадно,
Колесуют меня;
Пройду огонь и воду,
И конец мой —
Нож и зубы.
Существовали загадки практически про все культуры, которые выращивали крестьяне. Про овощи, похожие по строению, например репу и редьку, могла использоваться одна загадка. «Красна, да не девка, хвостовата, да не мышь» — это и свекла, и морковь.
Били меня, били,
Колотили, колотили,
Клочьями рвали,
По полю валяли,
Под ключ запирали,
На стол сажали.
Человек и труд
Наталия Гончарова. Жнецы (фрагмент). 1911. Частное собрание
Филипп Малявин. Вспашка на закате (фрагмент). Начало XX века. Частное собрание
Казимир Малевич. Уборка ржи (фрагмент). 1912. Городской музей Стеделейк, Амстердам, Нидерланды
Одна из самых известных загадок о человеке, знакомая многим народам, звучит так: «Утром — на четырех ногах, в полдень — на двух, вечером — на трех». Это три возраста: младенчество, молодость, старость. На Руси она встречалась в разных вариантах. Другая загадка описывала пребывание в утробе и первый год жизни:
Сорок недель сидел я в темнице,
Шесть недель — в больнице,
Двадцать недель меня вязали,
Да год на виселице держали.
Человек внимательнее всего наблюдал самого себя, многие загадки описывают внешность и разные части тела: зубы и язык, руки и пальцы. Глаза часто называли яблочками, братцами или озерами, загадка «Что острее меча?» показывала отношение в народе к взгляду человека. Язык сравнивали с мокрой доской, которая лежит на море или болоте, но не плесневеет: «Колода среди болота, не трухнет, не гниет».
Отразился в фольклоре и крестьянский труд. Существовали загадки о сохе, серпе, пиле. Топор на протяжении столетий был главным инструментом строителей, поэтому загадки о нем были особенно популярны. За яркий блеск его называли «зеркалом за поясом».
Сутуленький,
Маленький,
Горбатенький
По полю свищет,
А домой прибежит —
Всю зиму пролежит.
Когда в обиход входили новые предметы и понятия, появлялись новые загадки, а фольклорные тексты об устаревших предметах забывались. Однако мотивы древних загадок сохранились в других формах фольклора: былинах, песнях, колядках и сказках.
Автор: Маргарита Ковынева
Теги:
Публикации раздела ТрадицииТрадиции
Написание лучшего тайного отчета
Часто люди забывают, что работа с тайным покупателем связана с бумажной работой. На самом деле, для компаний тайных покупателей и компаний, которые их нанимают, это самый важный элемент. Работа с документами позволяет компаниям-покупателям оценить все аспекты обслуживания, начиная с того момента, когда вы входите в дверь, и до момента, когда вы проверяете товар на кассе. Таким образом, предприятия могут улучшить общее качество обслуживания клиентов.
Как тайный покупатель, после того, как вы завершите свою работу, написание отчета станет вашей последней задачей. Однако вы можете быть удивлены тем, как может различаться длина отчетов о секретных покупках. Некоторые из них короткие, а некоторые могут быть обширными. Компании не ожидают, что все их покупатели будут иметь профессиональный опыт написания отчетов, но у них есть стандарты написания отчетов. Когда дело доходит до тайных покупок, отработка навыков ясного и лаконичного письма пойдет на пользу всем участникам. Кроме того, чем больше вы зарекомендовали себя как серьезный тайный покупатель, тем больше обязанностей вы можете на себя возложить. Вот несколько способов написать подробный и четкий отчет:
Детали, детали, детали
Когда вы являетесь тайным покупателем, часть вашей работы заключается в том, чтобы быть предельно внимательным к своему окружению. При осмотре магазина очень важно обращать внимание на детали. Затем вы должны записать эти детали в свой отчет. Постарайтесь быть как можно более конкретным, включая имена сотрудников и их физические характеристики. Не забудьте установить сцену и быть ясным. Если вы делаете покупки в продуктовом магазине и замечаете нечистоплотность, обязательно отметьте, где именно и какой беспорядок был. Или, если официантка в вашем ресторане не обслуживает вас вовремя, постарайтесь быть максимально откровенным. Однако будьте осторожны и не добавляйте ненужных деталей в свой текст. Вместо этого давайте комментарии, которые добавляют полезную информацию или объясняют ответы «да» или «нет». Вот несколько примеров бесполезных и полезных комментариев:
Бесполезные комментарии:
- Я зашел в магазин и начал делать покупки.
- Я просмотрел молочный отдел.
- Я задал сотруднику вопрос.
Полезные комментарии:
- Сотрудник ответил на мой вопрос с добротой и готовностью помочь.
- В седьмом проходе нужно было убрать беспорядок.
- Я бы рекомендовал этот продуктовый магазин другим.
Практикуйте хорошие приемы письма
Несмотря на то, что может быть трудно предоставить вашей компании текст, в котором нет абсолютно никаких грамматических ошибок, важно, чтобы ваш отчет был четким. Если вы пишете на компьютере, проверка орфографии должна выявить большинство ваших ошибок. Однако, если вы пишете от руки, не забудьте тщательно проверить текст перед тем, как отправить его в свою компанию тайных покупателей.
Пишите в последовательном порядке
Лучший совет для краткого отчета — писать в порядке того, когда что-то произошло. Это лучший способ для бизнеса оценить обслуживание клиентов со всех сторон. Начните, когда вы входите в дверь, и закончите проверкой на кассе, оплатой счета и т. д. Объединение деталей в последовательном порядке даст наиболее точный отчет о вашем общем опыте.
Как составить хороший отчет о тайном покупателе
Возможно, наиболее важной частью любой работы с тайным покупателем является отчет, который в конце вы представляете клиенту. За этот отчет вам будут платить. Клиент хочет знать, что произошло, пока вы были на задании, и ваш отчет — единственное, что расскажет ему то, что он хочет знать. Написание точного отчета — это, вероятно, самое важное, что вы должны сделать как тайный покупатель, но помимо точности есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы улучшить отчеты, которые вы пишете.
Продолжайте тему
Клиент заботится только о той работе, за которую вам платят. Если вы отклоняетесь в своем отчете от работы, для которой вас наняли, и пишете о других вещах, части отчета, не относящиеся к теме, бесполезны для клиента. Хороший способ оставаться в теме — спросить себя, почему то, что вы написали, важно. Если вы не можете придумать причину, по которой клиент хотел бы знать информацию, которую вы записали, то, вероятно, вам не нужно было ее писать. Все в вашем отчете должно иметь отношение к работе, которую вы сделали.
Правильно назовите имена сотрудников и продуктов
Мало что может разочаровать больше, чем запутать вещи или людей. При написании отчета убедитесь, что вы правильно назвали имена сотрудников, с которыми разговаривали. Это может быть сложно, но часто требуется получить имена людей, с которыми вы взаимодействовали. То же самое касается продуктов. Знание названий продуктов и людей, с которыми вы взаимодействовали, облегчит написание отчета. Обратите внимание на правописание. Если вы не знаете, как правильно написать имя, узнайте или, по крайней мере, оставайтесь последовательным. Не пишите «Сара» один раз, а затем абзацем позже напишите «Сара». Подобные ошибки могут запутать клиента, и отчет может стать непригодным для использования.
Покажи, а не рассказывай
Вы, наверное, слышали это от учителя английского языка. Вы хотите показать что-то в своем письме, а не рассказывать о нем. Вместо того, чтобы говорить «Сара ужасный кассир», напишите: «Сара ни разу не улыбнулась во время всей нашей сделки. Она выругалась на кассе, когда она не сразу открылась, и дала мне не ту сдачу». Эти детали дают клиенту лучшее представление о том, почему Сара не является хорошим кассиром.
Придерживайтесь требований клиентов
При приеме на работу вам будут выданы требования к отчету. Эти требования могут быть какими угодно, но чаще всего они касаются таких вещей, как количество слов или символов или должен ли отчет быть кратким или чем-то более обширным и подробным. Что бы клиент ни сказал, что хочет, убедитесь, что вы отразили это в отчете.
Никаких неважных деталей
Поскольку тайные покупатели внимательны к деталям, они многое замечают. Однако не все, что вы видите, должно быть в отчете. Если вас наняли для посещения магазина в торговом центре, чтобы совершить покупку в конкретном магазине одежды, в отчете, вероятно, не нужно указывать, что парковка торгового центра была переполнена. Человек, читающий отчет, вероятно, не заботится о парковке торгового центра. Избегая ненужных подробностей в своем отчете, вы предоставите человеку, читающему отчет, именно то, что ему нужно.
Пишите полными и четкими предложениями
Фрагменты предложений, сокращения и другие странности должны быть исключены из вашего отчета. Пишите полными и четкими предложениями, желательно краткими предложениями. Длинные предложения могут вызвать проблемы, когда дело доходит до ясности, и если есть что-то, что вы хотели бы видеть в отчете тайного покупателя, так это ясность.