Диагностика воспитанности младших школьников: 3 методики диагностики уровня воспитанности младших школьников. | Методическая разработка:
3 методики диагностики уровня воспитанности младших школьников. | Методическая разработка:
3 методики диагностики уровня воспитанности младших школьников.
Диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой
Диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
- Отношение к обществу, патриотизм
- Отношение к умственному труду
- Отношение к физическому труду
- Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)
- Саморегуляция личности (самодисциплина)
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов)характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Основные отношения. Показатели воспитанности | Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) |
Отношение к обществу | |
1. Патриотизм | |
1. Отношение к родной природе | 3 — любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; |
2. Гордость за свою страну | 3 — интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; |
3. Служение своими силами | 3 — находит дела на службу малому Отечеству и организует других; |
4. Забота о своей школе | 3 — участвует в делах класса и привлекает к этому других |
Отношение к умственному труду | |
2. Любознательность | |
5. Познавательная активность | 3 — сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; |
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | 3 — стремится учиться как можно лучше, помогает другим; |
7. Саморазвитие | 3 — есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; |
8. Организованность в учении | 3 — работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; |
Отношение к физическому труду | |
3. Трудолюбие | |
9. Инициативность и творчество в труде | 3 — находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; |
10. Самостоятельность | 3 — хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; |
11. Бережное отношение к результатам труда | 3 — бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; |
12. Осознание значимости труда | 3 — осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; |
Отношение к людям | |
4. Доброта и отзывчивость | |
13. Уважительное отношение к старшим | 3 — уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; |
14. Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 — отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; |
15. Милосердие | 3 — сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; |
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 — честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других |
Отношение к себе | |
5. Самодисциплина | |
17. Самообладание и сила воли | 3 — проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; |
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | 3 — добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; |
19. Организованность и пунктуальность | 3 — своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; |
20. Требовательность к себе | 3 — требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; |
Уровень воспитанности учащихся по методике Н.П. Капустина (1 — 4 классы)
Я оцениваю себя | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки | |
— мне интересно учиться — я люблю читать — мне интересно находить ответы на непонятные вопросы — я всегда выполняю домашнее задание — я стремлюсь получать хорошие отметки | |||
— я старателен в учебе — я внимателен — я самостоятелен — я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью — мне нравится самообслуживание в школе и дома | |||
— я берегу землю — я берегу растения — я берегу животных — я берегу природу | |||
— я выполняю правила для учащихся — я выполняю правила внутришкольной жизни — я добр в отношениях с людьми — я участвую в делах класса и школы — я справедлив в отношениях с людьми | |||
— я аккуратен и опрятен — я соблюдаю культуру поведения — я забочусь о здоровье — я умею правильно распределять время учебы и отдыха — у меня нет вредных привычек |
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 — 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса
№ п/п | Фамилия, имя ученика | Любознательность | Прилежание | Отношение к природе | Я и школа | Прекрасное в моей жизни | Средний балл | Уровень воспитанности | |||||||
сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | ||
В классе ________ учащихся
______ имеют высокий уровень воспитанности
______ имеют хороший уровень воспитанности
______ имеют средний уровень воспитанности
______ имеют низкий уровень воспитанности
Схема экспертной оценки уровня воспитанности
Методика Н. П. Капустиной
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:
1. Любознательность
2. Трудолюбие
3. Бережное отношение к природе
4. Отношение к школе
5. Красивое в жизни школьника
6. Отношение к себе
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.
Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень
4.4-4 – хороший уровень
3.9-2.9 – средний уровень
2.8-2 – низкий уровень
1 шкала. Любознательность
5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.
4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.
3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.
2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.
1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.
4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.
3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.
2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.
1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.
3 шкала. Бережное отношение к учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.
1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к школе
5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.
4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.
2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5 шкала. Красивое в жизни школы
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.
3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, не сдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.
Методика «Сделаем вместе» Р. Р. Калинина
Методика предназначена для оценки уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстниками.
Проведение исследования
Для проведения методики необходимы геометрическая мозаика и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур.
В исследовании участвуют два ребенка одного возраста. В пару не рекомендуется брать двух друзей. Лучше, если это будут дети малознакомые друг с другом, не поддерживающие постоянных отношений между собой. Взрослый говорит им: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в мозаику. Из нее можно составлять разные узоры. Давайте, мы по этой картинке сложим узор.
«Попробуйте!».
Детям предлагается картинка-образец. Они осваивают игру. После того, как взрослый видит, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, предлагает им следующую картинку: «А теперь я каждому дам фигурки, и вы вместе составите вот этот рисунок».
Акцент делается на слове «вместе». Детям дается ровно столько фигурок, сколько их необходимо для составления предъявленной картинки; фигурки делятся между детьми поровну.
Для проведения исследования обычно достаточно двух-трех картинок (не считая тренировочной картинки-образца).
Во время выполнения задания детьми задача взрослого лишь фиксировать в протоколе поведение детей.
Обработка данных
При анализе протоколов выделяют признаки, которые объединяют в 4 комплексных параметра (симптомокомплекса):
1. Отрицательная нравственная направленность личности:
- Забирает (берет) фигурки партнера (от 0 до 2 баллов в зависимости от степени выраженности данного признака).
- На забирание у себя фигурок реагирует негативно (от 0 до 2 баллов).
- Пытается регулировать поведение партнера, оценивая его действия (реплики типа: «Давай, делай!», «Ты что, совсем?») (от 0 до 2 баллов).
- Использует в речи личные местоимения типа «я», «мне» (0 – 1 балл).
- Не понимает слова «вместе», стремясь выполнить задание, используя только свои фигурки (0 – 2 балла).
- Работает один (0 – 1 балл).
2. Положительная нравственная направленность личности:
- Помогает партнеру, советует (0 – 2 балла).
- Отдает свои фигурки, передвигает их на центральную часть стола или ближе к партнеру, работает на стороне партнера (0 – 2 балла).
- Использует в речи личные местоимения множественного числа типа «нас», «мы» (0 – 1 балл).
- Сразу понимает слово «вместе» и пытается наладить сотрудничество (0 – 2 балл).
- Работает вместе с партером (0 – 1 балл).
3.Общительность, контактность ребенка:
- Речь, обращенная к партнеру (1 балл начисляется за каждую реплику, но не более 5 баллов).
- Речь, обращенная к взрослому (1 балл начисляется за каждую реплику, но не более 5 баллов).
- Реагирует действием на советы партнера (0 – 2 балла).
4. Заинтересованность в предложенной деятельности:
- Строит сам или вместе с партнером, то есть активно выполняет задание (0 – 2 балла).
- Следит за работой партнера (0 – 2 балла).
Баллы суммируются по каждому симптомокомплексу.
Диагностика нравственной воспитанности младших школьников
ДИАГНОСТИКА НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Для обучающихся 1 класса
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
Отношение к обществу, патриотизм
Отношение к умственному труду
Отношение к физическому труду
Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)
Саморегуляция личности (самодисциплина)
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).
Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции. Отношение к обществу
1. Патриотизм
1. Отношение к родной природе
3 — любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 — любит и бережет природу;
1 — участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 — природу не ценит и не бережет.
2. Гордость за свою страну
3 — интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 — интересуется историческим прошлым;
1 — знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 — не интересуется историческим прошлым.
3. Служение своими силами
3 — находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 — находит дела на службу малому Отечеству;
1 — участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 — не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству
4. Отношение к умственному труду
2. Любознательность
5. Познавательная активность
3 — сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 — сам много читает;
1 — читает при побуждении взрослых, учителей
0 — читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности
3 — стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 — стремится учиться как можно лучше
1 — учиться при наличии контроля;
0 — плохо учится даже при наличии контроля
7. Саморазвитие
3 — есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 — есть любимое полезное увлечение;
1 — нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 — во внеурочной деятельности не участвует. Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие
9. Инициативность и творчество в труде
3 — находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 — находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 — участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 — в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.
10. Самостоятельность
3 — хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 — сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 — трудится при наличии контроля;
0 — участия в труде не принимает
11. Бережное отношение к результатам труда
3 — бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 — бережет личное и общественное имущество;
1 — требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 — небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. 4. Доброта и отзывчивость
13. Уважительное отношение к старшим
3 — уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 — уважает старших;
1 — к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 — не уважает старших, допускает грубость.
14. Дружелюбное отношение к сверстникам
3 — отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 — отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 — проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 — груб и эгоистичен
15. Милосердие
3 — сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 — сочувствует и помогает слабым, больным;
1 — помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 — неотзывчив, иногда жесток
16. Отношение к себе
5. Самодисциплина
17. Самообладание и сила воли
3 — проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 — развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 — силой волей не обладает и не стремится ее развивать.
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения
3 — добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 — добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 — нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 — нормы и правила не соблюдает
19. Организованность и пунктуальность
3 — своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 — своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 — при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 — начатые дела не выполняет
20. Требовательность к себе
3 — требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 — требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 — не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 — к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.
Диагностика нравственной активности для детей 9-11 лет
Разработана сотрудниками лаборатории воспитания Гос НИИ семьи и воспитания РАО
Методика № 1: Диагностика нравственной самооценки
Инструкция: Внимательно прочитайте выказывания. Если вы с ними согласны(они про вас) оцените ответ в 4-е балла
если вы больше согласны, чем не согласны – 3-и балла
если не совсем согласны – 2-а балла
если совсем не согласны – 1 балл
Текст:
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
Мне важно помочь однокласснику, если он попал в беду
Я считаю, что можно быть не сдержанным со взрослыми, если они не правы
Я считаю, что нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить любому человеку
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать в обществе
Я думаю, что можно выругаться, если мне сделали несправедливое замечание
Если кого – то в классе дразнят, я тоже его дразню
Мне приятно доставлять людям радость
Я всегда прощаю людям их отрицательные поступки
Я думаю, людям нужно прощать людям любые, даже дурные поступки
Обработка результатов:
Номера 3,4,6,7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 1 балл прибавляется 4 единицы
Ответу, оцененному в 2 балла прибавляется 3 единицы
Ответу, оцененному в 3 балла прибавляется 2 единицы
Ответу, оцененному в 4 балла прибавляется 1 единица
В остальных ответах баллы остаются прежними
Интерпретация результатов:
34-40 баллов – высокий уровень нравственной самооценки
24-33 балла – средний уровень нравственной самооценки
16-23 балла — уровень нравственной самооценки ниже – среднего
10-15 баллов — уровень нравственной самооценки очень низкий
Методика №2: Диагностика этики поведения
Инструкция:
Учитель объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Текст:
Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…
Если кто-то надо мной смеется, то я…
Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
Когда меня постоянно перебивают, то я…
Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция:
«Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть» Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
Быть человеком, которого любят
Иметь много денег
Иметь самый современный компьютер
Иметь верного друга
Мне важно здоровье родителей
Иметь возможность многими командовать
Иметь много слуг и ими распоряжаться
Иметь доброе сердце
Уметь сочувствовать и помогать другим людям
Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов — высокий уровень.
4-е, 3-и — средний уровень.
2-а — ниже среднего уровня.
0-1 — низкий уровень.
Методика № 4: Диагностика нравственной мотивации
Инструкция:
«Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один»
Вопросы:
Если кто-то плачет, то я.
Пытаюсь ему помочь.
Думаю о том, что могло произойти.
Не обращаю внимания.
Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Отвечу, что не могу ему помочь.
Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
Я не обращу внимания.
Скажу, что он размазня.
Объясню, что нет ничего страшного.
Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Обижусь в ответ.
Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
4 бала — высокий уровень
2, 3 бала — средний уровень
0, 1 бал — низкий уровень
VII. Планируемые результаты воспитания и развития учащихся начальной школы
Каждое из основных направлений воспитания и развития младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
|
|
|
|
|
|
|
|
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания, развития и социализации младших школьников.
Развитие детей школьного возраста: Медицинская энциклопедия MedlinePlus
URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/002017.htm
Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.
Развитие ребенка школьного возраста описывает ожидаемые физические, эмоциональные и умственные способности детей в возрасте от 6 до 12 лет.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Дети школьного возраста чаще всего обладают плавной и сильной моторикой. Однако их координация (особенно глаз-рука), выносливость, равновесие и физические способности различаются.
Навыки мелкой моторики также могут сильно различаться. Эти навыки могут повлиять на способность ребенка аккуратно писать, правильно одеваться и выполнять определенные обязанности по дому, например, заправлять кровати или мыть посуду.
У детей этого возраста будут большие различия в росте, весе и телосложении. Важно помнить, что генетический фон, а также питание и физические упражнения могут повлиять на рост ребенка.
Чувство образа тела начинает развиваться примерно в 6 лет. Сидячий образ жизни у детей школьного возраста связан с риском ожирения и сердечных заболеваний у взрослых. Дети этой возрастной группы должны получать 1 час физической активности в день.
Также может быть большая разница в возрасте, в котором у детей начинают развиваться вторичные половые признаки. Для девочек вторичные половые признаки включают:
- Развитие груди
- Рост волос в области подмышек и на лобке
Для мальчиков они включают:
- Рост волос в подмышечных впадинах, груди и на лобке
ШКОЛА
К 5 годам большинство детей готовы начать обучение в школе. Первые несколько лет основное внимание уделяется изучению основ.
В третьем классе фокус становится более сложным. Чтение становится больше связано с содержанием, чем с идентификацией букв и слов.
Умение концентрировать внимание важно для успеха как в школе, так и дома. 6-летний ребенок должен быть в состоянии сосредоточиться на задаче не менее 15 минут. К 9 годам ребенок должен быть в состоянии концентрировать внимание в течение примерно часа.
Ребенку важно научиться справляться с неудачами или разочарованиями, не теряя при этом самоуважения. Есть много причин неуспеваемости в школе, в том числе:
- Неспособность к обучению, например, неспособность читать
- Стрессовые факторы, такие как издевательства
- Проблемы психического здоровья, такие как тревога или депрессия
Если вы подозреваете что-либо из этого у своего ребенка, поговорите с учителем вашего ребенка или поставщиком медицинских услуг .
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА
Дети младшего школьного возраста должны уметь использовать простые, но полные предложения, содержащие в среднем от 5 до 7 слов. По мере прохождения ребенком начальной школы грамматика и произношение становятся нормальными.
Задержка речи может быть вызвана проблемами со слухом или интеллектом. Кроме того, дети, которые не могут хорошо выражать свои мысли, могут быть более склонны к агрессивному поведению или вспышкам гнева.
В норме 6-летний ребенок может выполнить серию из 3 команд подряд. К 10 годам большинство детей могут выполнить 5 команд подряд. Дети, у которых есть проблема в этой области, могут попытаться скрыть ее за счет пересудов или клоунады. Они редко просят о помощи, потому что боятся дразниться.
ПОВЕДЕНИЕ
Частые физические жалобы (такие как боль в горле, боли в животе, боли в руках или ногах) могут быть просто связаны с повышенным вниманием ребенка к телу. Хотя для таких жалоб часто нет никаких физических доказательств, жалобы должны быть расследованы, чтобы исключить возможные проблемы со здоровьем. Это также убедит ребенка в том, что родитель беспокоится об его благополучии.
Принятие сверстников становится более важным в школьном возрасте. Дети могут принимать участие в определенном поведении, чтобы быть частью «группы». Разговор об этом поведении с вашим ребенком позволит ребенку почувствовать себя принятым в группе, не выходя за рамки семейных стандартов поведения.
Дружба в этом возрасте, как правило, завязывается в основном с представителями одного пола. На самом деле дети младшего школьного возраста часто говорят о представителях противоположного пола как о «странных» или «ужасных». Дети становятся менее негативными по отношению к противоположному полу по мере приближения к подростковому возрасту.
Ложь, жульничество и воровство — все это примеры поведения, которое дети школьного возраста могут «примерить», когда они учатся преодолевать ожидания и правила, наложенные на них семьей, друзьями, школой и обществом. Родители должны разбираться с таким поведением наедине со своим ребенком (чтобы друзья ребенка не дразнили его). Родители должны проявлять прощение и наказывать в соответствии с поведением.
Ребенку важно научиться справляться с неудачами или разочарованиями, не теряя при этом самоуважения.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Безопасность важна для детей школьного возраста.
- Дети школьного возраста очень активны. Им нужна физическая активность и одобрение сверстников, и они хотят попробовать более смелое и авантюрное поведение.
- Детей следует обучать занятиям спортом в подходящих, безопасных, контролируемых местах, с надлежащим оборудованием и правилами. Велосипеды, скейтборды, роликовые коньки и другие виды спортивного инвентаря должны подходить ребенку. Их следует использовать только при соблюдении правил дорожного движения и пешеходов, а также при использовании защитного оборудования, такого как наколенники, локти и запястья, или скобы, а также шлемы. Спортивное снаряжение нельзя использовать ночью или в экстремальных погодных условиях.
- Уроки плавания и безопасности на воде могут помочь предотвратить утопление.
- Инструкции по технике безопасности при обращении со спичками, зажигалками, барбекю, печами и открытым огнем могут предотвратить серьезные ожоги.
- Использование ремней безопасности является наиболее важным способом предотвращения серьезной травмы или смерти в результате дорожно-транспортного происшествия.
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Если физическое развитие вашего ребенка не соответствует норме, поговорите со своим врачом.
- Если вам кажется, что языковые навыки отстают, запросите оценку речи и языка.
- Поддерживайте тесную связь с учителями, другими работниками школы и родителями друзей вашего ребенка, чтобы быть в курсе возможных проблем.
- Поощряйте детей открыто выражать свои мысли и говорить о проблемах, не опасаясь наказания.
- Поощряя детей участвовать в разнообразных социальных и физических мероприятиях, будьте осторожны, чтобы не перераспределять свободное время. Свободная игра или простое тихое время важны, чтобы ребенок не всегда чувствовал, что его подталкивают к действию.
- Сегодня дети через средства массовой информации и своих сверстников сталкиваются со многими проблемами, связанными с насилием, сексуальностью и злоупотреблением психоактивными веществами. Открыто обсудите эти вопросы со своими детьми, чтобы поделиться опасениями или исправить неправильные представления. Возможно, вам придется установить ограничения, чтобы гарантировать, что дети будут подвергаться определенным проблемам только тогда, когда они будут готовы.
- Поощряйте детей к участию в созидательных мероприятиях, таких как спорт, клубы, искусство, музыка и разведка. Малоподвижный образ жизни в этом возрасте увеличивает риск ожирения на протяжении всей жизни. Однако важно не переусердствовать с ребенком. Постарайтесь найти баланс между семейным временем, работой в школе, свободной игрой и структурированной деятельностью.
- Дети школьного возраста должны участвовать в семейных делах, таких как накрытие на стол и уборка.
- Ограничьте экранное время (телевидение и другие средства массовой информации) до 2 часов в день.
Здоровый ребенок — от 6 до 12 лет
- Развитие ребенка школьного возраста
Веб-сайт Американской академии педиатрии. Рекомендации по профилактике детского здоровья. www.aap.org/en-us/Documents/periodicity_schedule.pdf. Обновлено в марте 2020 г. По состоянию на 14 января 2021 г.
Финкельштейн Л.Х., Фейгельман С. Среднее детство. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds. Учебник Нельсона по педиатрии . 21-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020: глава 25.
Маркданте К.Дж., Клигман Р.М. Нормальное развитие. В: Маркданте К.Дж., Клигман Р.М., ред.
Обновлено: Нил К. Канеширо, доктор медицинских наук, магистр здравоохранения, клинический профессор педиатрии Медицинской школы Вашингтонского университета, Сиэтл, Вашингтон. Также рассмотрены Дэвидом Зивом, доктором медицины, MHA, медицинским директором, Брендой Конауэй, редакционным директором, и A.D.A.M. Редакция.
При поступлении в школу детям младшего возраста чаще ставят диагноз СДВГ, говорится в исследовании — Harvard Gazette
Может ли день рождения ребенка подвергнуть его или ее риску ошибочного диагноза СДВГ? Ответ, по-видимому, положительный, по крайней мере среди детей, родившихся в августе, которые идут в школу в штатах, где зачисление прекращается в день рождения 1 сентября, согласно новому исследованию, проведенному исследователями Гарвардской медицинской школы.
Результаты, опубликованные 28 ноября в Медицинском журнале Новой Англии, показывают, что дети, родившиеся в августе в этих штатах, на 30 процентов чаще получают диагноз СДВГ по сравнению с их сверстниками чуть старше, обучающимися в том же классе.
Количество диагнозов СДВГ среди детей резко возросло за последние 20 лет. Только в 2016 году более 5 процентов детей в США активно лечились лекарствами от СДВГ. Эксперты считают, что рост обусловлен комбинацией факторов, включая более широкое признание расстройства, реальный рост заболеваемости и, в некоторых случаях, неправильную диагностику.
Результаты нового исследования подчеркивают мнение о том, что, по крайней мере, у части учащихся начальной школы диагноз может быть фактором более раннего поступления в школу, заявила исследовательская группа.
«Наши результаты указывают на возможность того, что большое количество детей гипердиагностируется и лечится от СДВГ, потому что они оказываются относительно незрелыми по сравнению со своими старшими одноклассниками в первые годы начальной школы», — сказал ведущий автор исследования Тимоти Лейтон, доцент.
В большинстве штатов установлены произвольные ограничения по дате рождения, которые определяют, в какой класс будет помещен ребенок и когда он сможет пойти в школу. В штатах с отсечкой 1 сентября ребенок, родившийся 31 августа, будет почти на целый год младше в первый день в школе, чем его одноклассник, родившийся 1 сентября. В этом возрасте, отметил Лейтон, младший ребенок может иметь труднее сидеть на месте и концентрироваться в течение длительного времени в классе. По словам Лейтона, это дополнительное беспокойство может привести к направлению к врачу, после чего следует диагностика и лечение СДВГ.
Например, исследователи сказали, что то, что может быть нормальным поведением шумного 6-летнего ребенка, может показаться ненормальным по сравнению с поведением его более старших сверстников в том же классе.
Эта динамика может быть особенно характерна для детей младшего возраста, учитывая, что разница в возрасте в 11 или 12 месяцев может привести к значительным различиям в поведении, добавили исследователи.
«По мере того, как дети становятся старше, небольшие различия в возрасте выравниваются и исчезают со временем, но с точки зрения поведения разница между 6-летним и 7-летним ребенком может быть весьма заметной», — сказал старший автор исследования Анупам Джена. , адъюнкт-профессор политики здравоохранения Гарвардской медицинской школы Рут Л. Ньюхаус и врач-терапевт Массачусетской больницы общего профиля. «Нормальное поведение может показаться аномальным по отношению к группе сверстников ребенка».
Используя записи из большой базы данных страховых компаний, исследователи сравнили разницу в диагнозе СДВГ по месяцам рождения — август и сентябрь — среди более чем 407 000 детей начальной школы, родившихся между 2007 и 2009 годами, за которыми наблюдали до конца 2015 года.
Анализ показал, что в штатах, которые используют 1 сентября в качестве даты окончания приема в школу, дети, родившиеся в августе, имели на 30 процентов больше шансов на диагноз СДВГ, чем дети, родившиеся в сентябре. Таких различий не наблюдалось между детьми, родившимися в августе и сентябре в штатах с датами отсечения, отличными от 1 сентября9.0003
Например, 85 из 10 000 учащихся, родившихся в августе, были диагностированы или лечились от СДВГ, по сравнению с 64 учащимися из 10 000 родившихся в сентябре. Когда исследователи рассматривали только лечение СДВГ, разница также была большой — 53 из 10 000 учащихся, родившихся в августе, получали лекарства от СДВГ по сравнению с 40 из 10 000 учащихся, родившихся в сентябре.
Джена указала на похожее явление, описанное Малкольмом Гладуэллом в книге «Выбросы». Согласно исследованию, процитированному в книге Гладуэлла, канадские профессиональные хоккеисты гораздо чаще рождаются в начале года. Канадские молодежные хоккейные лиги используют 1 января в качестве предельной даты для возрастных групп. В первые годы становления юношеского хоккея игроки, рожденные в первые несколько месяцев года, были старше и более зрелыми, и, следовательно, с большей вероятностью попадали в элитные лиги, с лучшими тренерами, больше времени на льду и более талантливой когортой. товарищей по команде. С годами это кумулятивное преимущество дало относительно старшим игрокам преимущество над более молодыми соперниками.
Точно так же Йена отметила, что в рабочем документе Национального бюро экономических исследований за 2017 год говорится, что дети, рожденные сразу после окончания срока поступления в школу, как правило, в долгосрочной перспективе имеют более высокие образовательные показатели, чем их относительно более молодые сверстники, родившиеся позже в том же году.
«Во всех этих сценариях сроки и возраст оказывают сильное влияние на исход», — сказала Йена.
Исследования показали большие различия в диагностике и лечении СДВГ в разных регионах США. Показатели диагностики и лечения СДВГ также резко возросли за последние 20 лет. Авторы отмечают, что только в 2016 году более 5 процентов всех детей в США принимали лекарства от СДВГ. Все эти факторы вызвали опасения по поводу гипердиагностики СДВГ и чрезмерного лечения.
Причины роста заболеваемости СДВГ сложны и многофакторны, сказала Йена. Он добавил, что произвольные крайние даты, вероятно, являются лишь одной из многих переменных, определяющих это явление. В последние годы во многих штатах были приняты меры, которые возлагают на школы ответственность за выявление СДВГ и стимулируют педагогов направлять любого ребенка с симптомами, указывающими на СДВГ, на медицинское обследование. «Диагноз этого состояния связан не только с симптомами, он связан с контекст, — сказала Йена. «Относительный возраст детей в классе, законы и правила и другие обстоятельства складываются вместе».
Важно учитывать все эти факторы, прежде чем ставить диагноз и назначать лечение, сказала Йена.
«Следует принимать во внимание возраст ребенка по сравнению с его или ее сверстниками в том же классе и тщательно изучать причины направления».
Дополнительные соавторы включают исследователей из Департамента политики в области здравоохранения, Национального бюро экономических исследований и Департамента политики и управления в области здравоохранения, а также Гарвардского университета Т.