Дети группы риска и работа с ними – Работа с детьми «группы риска».
Тема 10. Дети группы риска и методы работы с ними.
Выявление детей «зоны риска» в классе, где я являюсь классным руководителем, проводилось мной на основе моих наблюдений, тестирования и анкетирования учащихся; на основе изучения психологических особенностей каждого ребёнка, его речи, памяти, логического мышления; на основе индивидуальных бесед с детьми, их родителями, учителями, психологом, социальным педагогом.
По итогам проведённой диагностики в классе, я выделила несколько основных групп детей, входящих в «зону риска»:
● одарённые дети,
● дети, имеющие проблемы со здоровьем,
● труднообучаемые,
● педагогически запущенные,
● социально запущенные.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими и очевидными достижениями в учёбе, спорте или искусстве.
Обычно об одарённых детях говорят тогда, когда они опережают в своём развитии сверстников. Они легко и прочно усваивают учебный материал, показывают успехи на олимпиадах и конкурсах, их поощряют подарками и премиями, упоминают во всех отчётах. С такими детьми работать легко и приятно.
Однако есть и другая крайность одарённости детей. Это дети, имеющие своё видение, своё отношение, свою оценку всему, что их окружает.
Такие дети обладают нешаблонным мышлением, поэтому в учёбе показывают средние и даже низкие результаты, проявляя непокорность и непослушание. С такими детьми работать очень трудно. От таких детей школа старается избавиться.
Такие дети растут, как дички, и если мы каждый раз будем подрезать корни творчества у нестандартно одарённых детей, не будем питать их соответствующими соками, поддерживать в их смутном мышлении, то вряд ли дождёмся от них вкусного и полезного плода.
Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждено тратить огромную часть своего свободного времени на лечение и профилактику хронических заболеваний в поликлиниках, больницах, санаториях. В связи с этим они пропускают много учебных занятий и поэтому отстают в усвоении учебного материала. Из-за отсутствия своевременной помощи таким детям, у них накапливаются пробелы в знаниях, они перестают понимать вопросов учителя и ответов других учеников, им становится неинтересно на уроке, в конечном счёте, у них появляется полное безразличие к учёбе.
Труднообучаемые дети — это дети с проблемами в развитии и обучении. Несмотря на усердный и кропотливый труд, они неуспешны в учёбе по всем или отдельным предметам. Неуспеваемость выражается в том, что ученик интеллектуально неразвит, а также имеет слабые навыки чтения, счёта, письма. Таким детям рекомендуется коррекционная помощь педагога-психолога, логопеда и учителя на всех ступенях обучения в школе.
Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети, с отклонениями в поведении. Отклонения появились в связи с педагогическими ошибками и непринятием своевременным мер по их исправлению.
Детям этой группы не была вовремя оказана психологическая и педагогическая помощь, помощь коррекционного и реабилитационного характера.
Термин «запущенный» в однокорневом контексте близок прилагательному «упущенный». Проблемы ребёнка не были вовремя замечены педагогами и родителями, были упущены и не получили адекватного разрешения.
Дети этой группы часто отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается в отличие от детей следующей группы, группы
социально запущенных детей – детей, которые испытывают трудности в общении из-за неразвитости социально-коммуникативных навыков. У них почти отсутствует способность ко всякому размышлению, направленному на анализ своих поступков, прошедших событий, своего внутреннего состояния. Им трудно приспособиться к принятым в обществе правилам и нормам поведения. Это самая сложная группа детей. Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. У таких детей искажены представления о моральных и этических нормах. Поведение их характеризуется несдержанностью, драчливостью, мелким воровством, употреблением спиртного, хулиганством, бродяжничеством, вымогательством и др., часто перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.
Обычно дети попадают в «зону риска» в результате неправильного семейного воспитания: плохие, порой враждебные, взаимоотношения в семьях; разводы родителей, манипулирование детьми, перебрасывание ребёнка из одной семейной ситуации в другую; ненадлежащие, порой невыносимые условия для проживания (в семьях ведётся аморальный образ жизни: зависимость от алкоголя, неразборчивость в выборе половых партнёров, пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т.п.). Поэтому при работе с ребёнком, находящимся в «зоне риска», в первую очередь следует обратить внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьёй такого ребёнка зачастую оказывается самым важным и эффективным средством для получения положительных результатов в работе с самим ребёнком.
Равнодушное отношение к детским проблемам, педагогическая невнимательность к «трудным» детям обрекают их на последовательный переход из «зоны риска» в «группу риска».
«Границей риска» для ребенка школьного возраста является отсутствие любви и заботы взрослых.
Любить и уважать «трудных» сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, так как в жизни они, как правило, обделены этими эмоциями.
Когда нет доверительных отношений между учителем и ребёнком в школе, когда педагог свою собственную профессиональную несостоятельность пытается спрятать за дежурный диагноз «неуспевающий ученик», вместо того, чтобы заинтересовать ребёнка, повысить его мотивацию к учёбе, то такой ребёнок может перейти «границу риска» и оказаться в «группе риска.
Чтобы предотвратить переход «трудных» детей из «зоны риска» в «группу риска», необходимо создать среди них атмосферу успеха: помочь учиться победно, обретать уверенность в своих силах и способностях, предоставить им возможность проявить себя с лучшей стороны.
Компенсируйте их недостатки выявлением положительных сторон; опирайтесь и делайте ставку на всё хорошее, что есть в этих детях; не скупитесь на поощрение и похвалу, верьте в них, и вы в скором времени почувствуете, как меняется каждый ребёнок, причём в лучшую сторону.
studfiles.net
Статья на тему: Дети «группы риска». Работа с детьми «группы риска» и их семьями.
Дети «группы риска». Работа с детьми «группы риска» и их семьями.
Дети «группы риска» это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. «Труду риска могут составлять учащиеся, особенности поведения которых значительно выходят за границы общепринятых норм и требований и представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающие его людьми, обществу в целом.
В «группу риска» входят следующие категории детей:
— Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клиникопатологической характеристики;
— Дети с проявлением социальной и психологопедалогической дезадаптации;
— Дети из «неблагополучных», асоциальных сетей;
— Дети, оставшиеся без попечения родителям в силу разных обстоятельствах;
— Дети из семей, нуждающихся в социальноэкономической и социальнопсихологической помощи.
Почему дети попадают в «группу риска» ? Какие факторы порождают ситуации жизненного неблагополучия? Прежде всего, это социальные факторы, которые проявляются во всеми многообразии взаимоотношений ребенка с социумом . Природные факторы, которые обусловливают внутреннюю и внешнюю среду развития ребенка.
Критерии, полагающие распознать детей из «группы риска»:
1. Неблагополучная семейная ситуация.
— нарушения структуры семей ( неполная, либо формально полная, где воспитанием ребенка запоминается только один из родителей) .
— низкий культурно – социальный уровень семьи.
— злоупотребление родителями алкоголем, наркотиками и т.д.
— малообеспеченные многодетные семьи.
— «Опекаемые» дети.
— напряженная обстановка внутри семей (частые ссоры, отрицание самооценки ребенка, конфликты).
— недостаточность педагогических знаний у родителей ( попустительское отношение к ребенку, безнакозательность и т.п.).
2. Проблемы в общении со сверстниками.
— отверженность ребенка коллективом.
— частые ссоры со сверстниками.
— участие неформальных объединениях, которые носят асоциальный характер.
3. Отставание в физическом и (или) умственном развитии; недостатки резкого ряда.
— наличие хронических заболеваний самотического и нервно – психологического характера.
— слабая успеваемость и т.д.
4. Нарушение в эмоциональной волевой сфере.
— Раздражительность, частые вспышки агрессии.
— Эмоциональная неуравновешенность, дерзость, озлобленность , трусость и т.д.
— вредительство мстительность, оскорбления.
— Вызывающие поведение и т.п.
5. Особенности полового созревания.
— ранняя половая жизнь.
— повышенная сексуальность и т.п.
6. Склонность к бродажничеству.
— побеги из дома.
— частые беспричинные пропуски занятий.
7. Употребление психоактивных веществ.
— токсикомания .
— склонность к алкоголизму , наркомании, в том числе к приемному лекарственных средств, содержащих психоактивные вещества .
8. Совершение действий корыстной ориентации.
— мелкие правонарушения.
— поступки, связанные со стремлением получить материальную выгоду ( мошенничество, спекуляция, воровство).
Следует помнить, что дети из «группы риска» это всё же дети, и им необходима помощь, в том числе и педагога, классного руководителя, куратора. Вот несколько ( рекомендаций по работе с детьми из «группы риска» и их семьями:
1. Ежедневно следить за посещаемостью занятий .
2. Завести дневник наблюдений.
3. Совместно с учителями – предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости.
4. Строго следить за выставлением оценок, чтобы их видели родители (опекуны).
5. Ставить в известность родителей о пропуске занятий в тот же день.
6. Ежедневно встречаться с подростками.
7. При необходимости приглашать родителей, вместе с детьми на совет профилактики.
8. Не подчеркивать поступки, воспитывать на положительных примерных.
9. Не использовать правоучений. В перевоспитании решающим является пример куратора, внимание к ребенку, усиление радоваться его успехами.
10. Предупредить возможность неправильных действий детей.
11. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, использование общественных поручений.
12. Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный ребенок».
13. Обучать и информировать детей о методах самовоспитаний.
14. Нормализация семейной обстановки, нейтрализующие вредного влияние родителей.
15. Индивидуальное шефство.
16. Привлечение родительской общественности.
17. Вовлечение подростков в кружки, секции, контроль посещения.
В работе с детьми «группы риска» и их семьями большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию гибкости подростка через взаимодействие с различными службами, где предусматривается меры по:
— устранению причин и условий неблагополучия.
— По оказанию конкретной помощи семьи.
— по обеспечении системы в работе и достижению эффективности в работе.
nsportal.ru
Дети группы риска
Дети «группы риска».
Работа с детьми «группы риска» и их семьями.
Дети социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности. Детей можно разделить на 2 группы:
- Малолетние (до 14 лет)
- Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет)
Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов:
- Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
- Конституция РФ от 12 декабря 1994 г.
- Закон РФ «Об образовании»
- Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ (в ред. От 21.07.2007 г.)
- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.)
Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чеголибо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти.
Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать
Дети «группы риска» это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей:
- Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клиникопатологической характеристики
- Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств
- Дети из «неблагополучных», асоциальных семей
- Дети из семей, нуждающихся в социальноэкономической и социальнопсихологической помощи и поддержки
- Дети с проявлением социальной и психологопедагогической дезадаптации
Группа факторов, порождающих ситуации жизненного неблагополучия
- Природные ( обусловливающие внутреннюю и внешнюю среду развития ребенка)
- Социальные (проявляются во всем многообразии взаимоотношений ребенка с социумом
Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей:
- Пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция)
- Устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов, сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими
- Отбывание одним из родителей срока тюремного заключения
- Алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.
Работа с детьми «группы риска»
Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными товарищами и приятелями. В работу социального работника, которую он проводит с детьми «группы риска» входит и его совместная деятельность с педагогами ребёнка – они могут дать ценную информацию о познавательной активности ребёнка, о его успехах в учебной деятельности. В деятельность социального работника с детьми «группы риска» обязательно должна входить работа с семьёй ребёнка.
Социальная работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.
Работа с детьми «группы риска» включает:
- социальнопедагогическую диагностику обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза»
- выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье
- изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность
Мероприятия по оказанию помощи семье подростка «группы риска» проводятся социальным педагогом или психологом в соответствии с нормами профессиональной этики.
Помимо запланированных мероприятий по оказанию помощи семье подростка «группы риска» могут возникнуть ситуации, когда семье требуется экстренная (внеплановая) помощь.
В рамках своей компетенции специалист может оказать такую помощь самостоятельно, при необходимости привлекает специалистов.
Стадии работы с детьмим «группы риска» и их семьями.
Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей.
Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.
При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.
I. Выявление.
1.1 Обнаружение семьи (или) подростка, находящегося в ТЖС
1.2 Сообщение о семье и подростке, находящихся в ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности
1.3 Учет семей и подростков, находящихся в ТЖС
II. Индивидуальная профилактическая работа.
2.1 Социальная адаптация
2.2 Социальная реабилитация
2.3 Мероприятия по защите прав
2.4 Оказание помощи семье
2.5 Организация обучения, отдыха, трудоустройство
III. Выявление обучающихся «группы риска»
Индикаторы неблагополучия обучающегося можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
- Учебная деятельность
- Взаимоотношения со сверстниками
- Взаимоотношения со взрослыми
- Проведение свободного времени
- Отношение к труду и профессиональная ориентация
- Поведение и поступки
Способы получения необходимой информации:
- Анализ журналов групп
- Опрос мнения преподавателей об обучающемся
- Анализ учета посещаемости занятий
- Анализ зафиксированных нарушений дисциплины
- Беседы с родителями обучающегося
- Социометрические исследования
- Наблюдения
- Беседы с обучающимся
- Запрос информации от психолога
- Запрос информации с предыдущего места учебы
Методы исследования:
- Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики
- Отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты обучающихся и прочая документация
- Метод наблюдения
- Анкетирование
- Интервью
- Тестирование
- Анализ документов
Стадии работы с семьей и подростком, находящимся в ТЖС:
- Обнаружение семьи и подростка
- Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью
- Изучение причин неблагополучия в семье
- Составление карты семьи
- Составление программы работы с семьей и подростком
- Реализация программы работы
- Текущие и контрольные посещения
- Привлечение специалистов для помощи в работе с семьей и подростком
- Снятие семьи с социальнопедагогического учета
На этапе сбора и обработки информации о семье используются диагностические методы:
- Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем
- Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации
- Опрос – устный и письменный (анкетирование)
- Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых
- Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления
- Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей, определение места в этом ряду каждого параметра
На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:
- Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
- Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих моральноэтических качеств
- Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
- Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида
- Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение
Методы социальнопсихологической помощи:
- Консультирование
- Тренинг
- Социальный патронаж
Взаимодействие с социумом и социальными службами по работе с семьями, находящимися в ТЖС:
В работе с неблагополучными семьями и подростками большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию личности подростка через взаимодействие с различными службами, где предусматриваются меры по:
- Устранению причин и условий неблагополучия
- По оказанию конкретной помощи семье
- По обеспечению системы в работе и достижению эффективности в работе
Работа с детьми «группы риска».
5psy.ru
Работа с детьми «группы риска»
Разделы: Классное руководство
Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям.
Группы критерий | Критерии, определяющие «группу риска» | Ф.И. ученика |
Медицинские | Имеют хронические заболевания внутренних органов | |
Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи | ||
Часто и длительно болеют | ||
Состоит на учете у психоневропотолога | ||
Перенесли сложные медицинские операции | ||
Перенесли стрессы | ||
Леворукие дети (левша) | ||
Другое | ||
Социальные | Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку | |
Живут в малообеспеченной семье | ||
В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые) | ||
Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса | ||
Самовольный уход из дома | ||
Другое | ||
Учебно-педагогические | Имеют стойкую неуспеваемость | |
Пропуски занятий без уважительных причин | ||
Пропускают отдельные предметы без уважительных причин | ||
Поведенческие | Нарушение поведения | |
Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями | ||
Повышенная тревожность | ||
Употребление наркотических веществ | ||
Табакокурение | ||
Токсикомания | ||
Гиперактивность | ||
Другое |
Данная проблема особенно актуальна именно с детьми 10 – 15 лет. Все участники воспитательного процесса должны уделять большое внимание здоровью подростков как физическому, так и душевному для своевременного выявления различных отклонений и их профилактики. В этом возрасте организм подростка более уязвим и повышается риск соматических заболеваний, в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В этом возрасте происходит расширение социальных отношений, которые дают новый социальный опыт. Одним из факторов, которой переводит учащегося в учащегося «группы риска» – это дисгармоничная семья. Жить постоянно в психологическом напряжении очень сложно. Ребенок становится замкнутым, подает успеваемость и качество обучения. В этот момент классный руководитель должен мобилизировать свои силы и помочь ребенку, для этого нужно привлечь дополнительных специалистов – социального педагога, психолога, инспектора. Вторым фактором можно назвать продолжительные заболевания и тяжелые травмы. Для помощи такому ребенку можно подключить одноклассников, которые помогли бы усвоить пропущенный материал. Третий фактор риска — неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками. Сегодня рыночные отношения приоритетным образованием рассматривает личностно-ориентированное образование, тогда и педагоги в своей работе должны опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Личностно-ориентированное воспитание, сущность которого состоит в преодолении противоречий между воспитанием «для всех» и воспитанием «для каждого» на основе поворота к личности, ее индивидуальному сознанию, жизненному опыту, индивидуальному творческому потенциала. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, нам будет легче работать с учащимися «группы риска». Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития (устранение главных причин, сопутствующих причин, помощь и поддержка одноклассников). Гиперактивных дети или дети с синдромом дефицита внимания невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Гиперактивность можно рассматривать как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у них значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. Гиперактивность влияет не только на успеваемость, но и на взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения. В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Рекомендации психолога и тесное взаимодействие со всеми участниками воспитательного процесса может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой. В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогнозов. Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью детей. (неврозы и невротические состояния). В последние годы школа отказалась от практики переучивания детей и они пишут удобной для них рукой. Вопрос о переучивание ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка. Одной из наиболее важных особенностей таких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: зрительно – моторной координации, точности пространственного восприятия, зрительной памяти, наглядно – образного мышления, способности к целостной переработке информации, моторики. При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога. В психологической литературе выделяются различные типы неправильного воспитания. Рассмотрим наиболее распространенные типы неправильного воспитания:
1. Неприятие. Это те семьи, где рождение ребенка было нежелательным, или в случае, если планировался мальчик, родилась девочка, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Или такие семьи, где о ребенке заботятся, но нет душевного контакта.
2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в неверной ориентации родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять эмоции, сдерживать свои желания. Отсюда может возникнуть агрессия или замкнутость.
3. Тревожно-мнительное воспитание, наблюдается в тех семьях, где ребенок единственный или очень болезненна тревога за ребенка. В таком случае ребенок несамостоятелен, обидчив, робок.
4. Эгоцентрический тип восприятия – ребенку, часто единственному, долгожданному навязывают представление о себе как идеальному ребенку. В результате ребенок не принимает во внимание интересы окружающих.
Основные направления работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей «группы риска», решение которых способствует получению позитивных результатов. Эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, и требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка. Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической деятельности становятся: помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка, помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления, привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий, изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий, индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций, пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей, организация летних трудовых смен для детей «группы риска».
Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу. Основными факторами, влияющими на эмоциональные нарушения, являются: природные особенности (тип темперамента), социальные факторы (тип семейного воспитания, отношение учителя, отношения окружающих. Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребенку. Родителям таких детей нужно рекомендовать соблюдение режима дня. Организация обучения и воспитания детей «группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Врач психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог. Классный руководитель в работе с детьми «группы риска» не должен пользоваться догадками, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством профилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей и успешной социализации.
6.03.2007
Поделиться страницей:urok.1sept.ru
Дети «группы риска». Работа с детьми «группы риска» и их семьями. Дети
Дети «группы риска». Работа с детьми «группы риска» и их семьями.
Дети социально-демографическая группа
населения в возрасте до 18 лет, имеющая
специфические потребности и интересы,
социально-психологические особенности.
Детей можно разделить на 2 группы:
Малолетние (до 14 лет)
Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет)
Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов:
Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
Конституция РФ от 12 декабря 1994 г.
Закон РФ «Об образовании»
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ (в ред. От 21.07.2007 г.)
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.)
Слово
«риск» означает возможность, большую
вероятность чего-либо, как правило,
негативного, нежелательного, что может
произойти или не произойти.
Поэтому,
когда говорят о детях «группы риска»,
подразумевается, что эти дети находятся
под воздействием некоторых нежелательных
факторов, которые могут сработать или
не сработать
Дети «группы риска» это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей:
Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики
Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств
Дети из «неблагополучных», асоциальных семей
Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержки
Дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации
Группа факторов, порождающих ситуации жизненного неблагополучия
Природные ( обусловливающие внутреннюю и внешнюю среду развития ребенка)
Социальные (проявляются во всем многообразии взаимоотношений ребенка с социумом
Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей:
Пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция)
Устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов, сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими
Отбывание одним из родителей срока тюремного заключения
Алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.
Работа с детьми «группы риска».
Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными товарищами и приятелями. В работу социального работника, которую он проводит с детьми «группы риска» входит и его совместная деятельность с педагогами ребёнка – они могут дать ценную информацию о познавательной активности ребёнка, о его успехах в учебной деятельности. В деятельность социального работника с детьми «группы риска» обязательно должна входить работа с семьёй ребёнка.
Социальная работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.
Работа с детьми «группы риска» включает:
Социально-педагогическую диагностику обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза»
выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье
изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность
Мероприятия
по оказанию помощи семье подростка
«группы риска» проводятся социальным
педагогом или психологом в соответствии
с нормами профессиональной этики.
Помимо запланированных мероприятий
по оказанию помощи семье подростка
«группы риска» могут возникнуть ситуации,
когда семье требуется экстренная
(внеплановая) помощь.
В рамках своей компетенции специалист может оказать такую помощь самостоятельно, при необходимости привлекает специалистов.
Стадии работы с детьми «группы риска» и их семьями.
Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей.
Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.
При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.
I. Выявление.
1.1
Обнаружение семьи (или) подростка,
находящегося в ТЖС
1.2 Сообщение о семье
и подростке, находящихся в ТЖС, в органы
системы профилактики безнадзорности
1.3
Учет семей и подростков, находящихся в
ТЖС
II.
Индивидуальная профилактическая
работа.
2.1
Социальная адаптация
2.2 Социальная
реабилитация
2.3 Мероприятия по защите
прав
2.4 Оказание помощи семье
2.5
Организация обучения, отдыха,
трудоустройство
III. Выявление обучающихся «группы риска»
Индикаторы неблагополучия обучающегося можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
Учебная деятельность
Взаимоотношения со сверстниками
Взаимоотношения со взрослыми
Проведение свободного времени
Отношение к труду и профессиональная ориентация
Поведение и поступки
Способы получения необходимой информации:
Анализ журналов групп
Опрос мнения преподавателей об обучающемся
Анализ учета посещаемости занятий
Анализ зафиксированных нарушений дисциплины
Беседы с родителями обучающегося
Социометрические исследования
Наблюдения
Беседы с обучающимся
Запрос информации от психолога
Запрос информации с предыдущего места учебы
Методы исследования:
Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики
Отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты обучающихся и прочая документация
Метод наблюдения
Анкетирование
Интервью
Тестирование
Анализ документов
Стадии работы с семьей и подростком, находящимся в ТЖС:
Обнаружение семьи и подростка
Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью
Изучение причин неблагополучия в семье
Составление карты семьи
Составление программы работы с семьей и подростком
Реализация программы работы
Текущие и контрольные посещения
Привлечение специалистов для помощи в работе с семьей и подростком
Снятие семьи с социально-педагогического учета
На этапе сбора и обработки информации о семье используются диагностические методы:
Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем
Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации
Опрос – устный и письменный (анкетирование)
Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых
Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления
Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей, определение места в этом ряду каждого параметра
На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:
Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств
Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида
Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение
Методы социально-психологической помощи:
Консультирование
Тренинг
Социальный патронаж
Взаимодействие с социумом и социальными службами по работе с семьями, находящимися в ТЖС:
В работе с неблагополучными семьями и подростками большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию личности подростка через взаимодействие с различными службами, где предусматриваются меры по:
Устранению причин и условий неблагополучия
По оказанию конкретной помощи семье
По обеспечению системы в работе и достижению эффективности в работе
gigabaza.ru
работа с детьми «группы риска»
Молоткова Е.В. педагог-психолог
Сельскохозяйственный колледж с.Катарколь
Бурабайского района
Работа с детьми «группы риска»
Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. «Группу риска» составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, общества, образовательного учреждения.
К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям.
Категории
Критерии, по которым определяются учащиеся «группы риска»
1. Медицинская
Имеют хронические заболевания внутренних органов. Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи, состоит на учете у психоневропатолога
2. Социальная
Живут в асоциальной семье. Живут в малообеспеченной или асоциальной семье; окружающие относятся пренебрежительно или агрессивно.
3. Учебно-педагогическая
Имеют стойкую неуспеваемость.
Прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины
4. Поведенческая
Имеют стойкие нарушения поведения.
Испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями. Подростки ,которые употребляют наркотические вещества.
Имеют повышенную тревожность
Для подростков «группы риска» характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. Выполнение некоторых рекомендаций поможет преодолеть названные проблемы.
Данная проблема особенно актуальна именно с детьми 10 – 15 лет. Все участники воспитательного процесса должны уделять большое внимание здоровью подростков как физическому, так и душевному для своевременного выявления различных отклонений и их профилактики. В этом возрасте организм подростка более уязвим и повышается риск соматических заболеваний, в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В этом возрасте происходит расширение социальных отношений, которые дают новый социальный опыт. Одним из факторов, которой переводит учащегося в учащегося «группы риска» – это дисгармоничная семья. Жить постоянно в психологическом напряжении очень сложно. Ребенок становится замкнутым, подает успеваемость и качество обучения. В этот момент классный руководитель должен мобилизировать свои силы и помочь ребенку, для этого нужно привлечь дополнительных специалистов – социального педагога, психолога, инспектора. Вторым фактором можно назвать продолжительные заболевания и тяжелые травмы. Для помощи такому ребенку можно подключить одноклассников, которые помогли бы усвоить пропущенный материал. Третий фактор риска — неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками. Сегодня рыночные отношения приоритетным образованием рассматривает личностно-ориентированное образование, тогда и педагоги в своей работе должны опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Личностно-ориентированное воспитание, сущность которого состоит в преодолении противоречий между воспитанием «для всех» и воспитанием «для каждого» на основе поворота к личности, ее индивидуальному сознанию, жизненному опыту, индивидуальному творческому потенциала. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, нам будет легче работать с учащимися «группы риска». Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития (устранение главных причин, сопутствующих причин, помощь и поддержка одноклассников). Гиперактивные дети или дети с синдромом дефицита внимания невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Гиперактивность можно рассматривать как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у них значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. Гиперактивность влияет не только на успеваемость, но и на взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения. В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Рекомендации психолога и тесное взаимодействие со всеми участниками воспитательного процесса может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой. В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогнозов. Одной из наиболее важных особенностей таких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Рассмотрим наиболее распространенные типы неправильного воспитания:
1. Неприятие. Это те семьи, где рождение ребенка было нежелательным, или в случае, если планировался мальчик, родилась девочка, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Или такие семьи, где о ребенке заботятся, но нет душевного контакта.
2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в неверной ориентации родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять эмоции, сдерживать свои желания. Отсюда может возникнуть агрессия или замкнутость.
3. Тревожно-мнительное воспитание, наблюдается в тех семьях, где ребенок единственный или очень болезненна тревога за ребенка. В таком случае ребенок несамостоятелен, обидчив, робок.
4. Эгоцентрический тип восприятия – ребенку, часто единственному, долгожданному навязывают представление о себе как идеальному ребенку. В результате ребенок не принимает во внимание интересы окружающих.
Группа риска» — это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания ребенка в группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства.
Работа с детьми «группы риска» включает в себя:
социально – педагогическую диагностику учащихся и их семей, постановка «социального диагноза»;
выявление всех проблемных детей, начиная с первого класса, изучение положения ребенка в семье;
изучение интересов и склонностей, способностей ученика, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность.
Основные направления работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей «группы риска», решение которых способствует получению позитивных результатов. Эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, и требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка. Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической деятельности становятся: помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка, помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления, привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий, изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий, индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций, пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей, организация летних трудовых смен для детей «группы риска».
Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу. Основными факторами, влияющими на эмоциональные нарушения, являются: природные особенности (тип темперамента), социальные факторы (тип семейного воспитания, отношение учителя, отношения окружающих. Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребенку. Организация обучения и воспитания детей «группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Врач психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог. Классный руководитель в работе с детьми «группы риска» не должен пользоваться догадками, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством профилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей и успешной социализации.
Алгоритм работы с детьми «группы риска»
1. Выделение детей группы риска. Его можно проводить методом «просвечивания», или социального анкетирования. Специалистом заполняется матрица по определенным параметрам на всех детей. Происходит это при интервьюировании учителей, родителей и др. Для удобства выделяются 4 основные группы критериев: социальные, медицинские, учебные, поведенческие. В результате определяются дети, которые имеют неблагоприятные показатели в совокупности. Они и составляют «группу риска».
2. Социальный педагог собирает сведения о взаимоотношениях таких детей в школе, классе, семье, ведя наблюдения на уроках, переменах, обследуя домашние условия.
3. Педагог-психолог проводит углубленную индивидуальную диагностику по параметрам личностного, интеллектуального развития.
4. Социальный педагог и педагог-психолог вместе ведут картотеку, занося в индивидуальную карту ребенка «группы риска» различные сведения социального, психологического характера. При необходимости организуется психолого-медико-педагогический консилиум для определения маршрута обучения и воспитания ребенка.
5. На основании полученных сведений строится коррекционно-развивающая работа.
Основа для этой работы
Развитие адекватного позитивного видения своих возможностей
Появление веры в духовный рост
Удовлетворение базовых потребностей в любви и самоуважении
Создание социально-психологической обстановки доверия
Формирование ценностных ориентаций не только у ребенка, но и у окружающих его взрослых
Тренинги личностного роста.
Психолого-педагогическая карта учета учащегося «группы риска»
(год оформления карты)___________
1.Ф.И.О.Студента______________________________________________________________
2.Курс________________________________________________________________________
3. Классный руководитель______________________________________________________________
4. Проблема и социальная сфера ее локализации:
_____________________________________________________________________________
5. Сведения о семье:
состав________________________________________________________________________
— материально-экономические условия_______________________________________________________________________
— особенности семейного воспитания____________________________________________________________________
6. Индивидуально-личностные особенности:
— развитие познавательной сферы________________________________________________________________________
— развитие эмоционально-волевой сферы_______________________________________________________________________
— тип нервной системы__________________________________________________________________
-темперамент__________________________________________________________________
— акцентуации характера по Шмишеку_____________________________________________________________________
-конфликтность_______________________________________________________________
-коммуникативность____________________________________________________________
-самооценка___________________________________________________________________
— суицидальные наклонности___________________________________________________________________
— уровень личностной и творческой активности____________________________________________________________________
7. Особенности поведения:
— соблюдение социальных норм_________________________________________________________________________
— наличие агрессии______________________________________________________________________
— наличие ситуативной тревожности ( по Кондашу или Спилберг, Ханин). _____________________________________________________________________________
-наличие личной тревожности _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
— особенности самооценки комплекса неполноценности______________________________________________________________
— наличие вредных привычек (указать)______________________________________________________________________
8. Особенности взаимоотношений:
— с членами семьи________________________________________________________________________
— с одноклассниками, сверстниками__________________________________________________________________
— классным руководителем________________________________________________________________
— наличие референтной группы, ее характеристика________________________________________________________________
9. Особенности учебной деятельности:
— учебная мотивация____________________________________________________________________
— успеваемость (укажите предметы, по которым не успевает)_____________________________________________________________________
— учебные предметы, вызывающие затруднения (укажите причины)_____________________________________________________________________
— посещаемость занятий, количество пропусков, причины непосещения__________________________________________________________________
Примечания:__________________________________________________________________
10. Профессиональная направленность _____________________________________________________________________________
11. Состоит ли на учете внутри колледжа (дата постановки на учет, причина)______________________________________________________________________
13.Состоял на учете внутри колледжа (дата снятия с учета) _____________________________________________________________________________
14. Состоит на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина) _____________________________________________________________________________
15. Состоял на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних (дата снятия с учета) _____________________________________________________________________________
16. Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина)______________________________________________________________________
17. Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних (дата, причина) _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
18
Эмоционально-поведенческая сфера
Курс
Трудные ситуации , актуальные проблемы вызывающие тревогу:
19Социально- психологическая сфера
Особенности экономической социализации:
№
Особенности экономической социализации
Курс
1
2
3
4
1
Не имеет карманных денег
2
Получает карманные деньги от родителей или опекунов
3
Попрошайничает
4
Выигрывает деньги
5
Вымогает деньги
6
Зарабатывает асоциальным способом
7
Зарабатывает социально приемлемым способом
Социокультурное влияние на личность в подростковом возрасте:
№
Социокультурные факторы
Курс
1
2
3
4
1
Высокая классическая культура
2
Национальная (народная культура)
3
Типичная молодежная субкультура
4
Субкультура профессиональной группы
5
Религиозная
6
Неопределенность культурных организаций
20. Проявление дезадаптации и девиантного поведения
Искаженное восприятие реальности ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21.Прогностическая интерпретация результатов исследования и рекомендации педагогам и родителям _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психолог___________________
Место Работы : ГККП «Сельскохозяйственный колледж с. Катарколь»
ФИО: Молоткова Екатерина Владимировна
Должность педагог психолог
Стаж :2,8 г
87163691249 Телефон колледжа
87163691247 Телефон колледжа
87011622358 личный сотовый
infourok.ru
Статья по теме: РАБОТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА.
РАБОТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА.
Цели: включение «трудного» воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к «трудным» детям, формирования у них объективной самооценки, обучения их методике самостимуляции положительного поведения.
Основными направлениями работы школы с «трудными» учащимися являются:
1. Выявление и изучение «трудных» детей.
2. Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми.
3. Организация помощи «трудным» детям.
«Трудные дети» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям.
Группы критерий | Критерии, определяющие «группу риска» |
Медицинские | Имеют хронические заболевания внутренних органов |
Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи | |
Часто и длительно болеют | |
Состоит на учете у психоневропотолога | |
Перенесли сложные медицинские операции | |
Перенесли стрессы | |
Леворукие дети (левша) | |
Другое | |
Социальные | Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку |
Живут в малообеспеченной семье | |
В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые) | |
Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса | |
Самовольный уход из дома | |
Другое | |
Учебно-педагогические | Имеют стойкую неуспеваемость |
Пропуски занятий без уважительных причин | |
ЗПР | |
Поведенческие | Нарушение поведения (асоциальное, девиантное, агрессивное поведение) |
Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями | |
Повышенная тревожность | |
Употребление наркотических веществ | |
Табакокурение | |
Токсикомания | |
Гиперактивность | |
Другое |
Задачи:
( в каждом конкретном случае ставятся разные,
в зависимости оттого, к какой группе относится «трудный ребёнок»)
1) Изучить интересы, склонности и способности ребёнка, выявление причин «трудности».
2) Установить статус ученика классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения.
3) Изучение семьи ученика, установление контакта, ознакомиться с положением ребенка в семье, выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
4) Установить: входят ли ученик в какие либо группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ребёнка.
5) Включение обучающегося во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
6) Привлечение специалистов для работы с ребёнком и родителями (психолог, логопед, социальный работник, дефектолог).
7) Коррекция педагогической запущенности ( методы: наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам и др.)
8) Индивидуальная работа с ребёнком и его семьёй (беседы, консультации, правильная ориентация родителей по проблеме, дополнительные занятия по предметам).
9) Профилактическая работа по различным направлениям.
10) Формировать учебную мотивацию.
11) Постоянное индивидуальное сопровождение «трудных» детей и их семей.
Педагогические технологии, используемые при работе с детьми группы риска: здоровьесберегающие технологии, реализация педагогики сотрудничества, проблемно- поисковый метод обучения, проектная деятельность, использование ИКТ, дифференцированное и личностно- ориентированное образование, разнообразные организационные формы обучения (индивидуальная, парная, групповая, коллективная, фронтальная)
Результат:
Отмечается положительная динамика в работе с «трудными» детьми:
- Обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте и в районной Комиссии по делам несовершеннолетних нет.
- Родители детей, с проблемами в учёбе и в поведении, идут на контакт, стараются изменить ситуацию.
- Все «трудные» дети социально активны (с удовольствием участвуют в классных и школьных мероприятиях) и положительно относятся к школе.
nsportal.ru