Артикуляционная гимнастика для малышей в картинках: Артикуляционная гимнастика для детей в картинках. Блог Лого-Эксперт
Картинки с описанием артикуляционной гимнастики на разные группы звуков
Картинки для проведения артикуляционной гимнастики
на разные группы звуков
Составитель:
учитель-логопед
Сысоева Е.П.
Переславль-Залесский,2018
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Как правило, упражнять ребёнка не обходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а так же в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.
При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:
- Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
- На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
Рекомендации: Упражнения из одного комплекса могут повторяться в другом комплексе. Так же статичные упражнения могут проводиться с другими похожими упражнениями (Пример: «Парус» — «Горка», «Заборчик» — «Трубочка»).
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
ЗАБОРЧИК | ТРУБОЧКА |
ЗАБОРЧИК — |
ТРУБОЧКА
|
ЛОПАТОЧКА | ИГОЛОЧКА |
ЛОПАТОЧКА — |
ИГОЛОЧКА |
ЧАСИКИ | КАЧЕЛИ | ПОЧИСТИ ЗУБКИ | |
ЧАШЕЧКА | ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ | КИСКА СЕРДИТСЯ | |
ИНДЮК | ЛОШАДКА | МАЛЯР | |
ГРИБОК |
ГАРМОШКА | ДЯТЕЛ |
Комплекс артикуляционной гимнастики для автоматизации свистящих звуков
ЗАБОРЧИК | БЛИНЧИК |
ОСТУДИМ —
|
БЛИНЧИК |
ПОЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ | НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК | ГОРКА | |
ИГОЛОЧКА | ПОДУЙ НА СНЕЖИНКУ | ФУТБОЛ | |
ЗМЕЙКА |
|
|
Комплекс артикуляционной гимнастики для автоматизации шипящих звуков
ТРУБОЧКА | ФУТБОЛ | ГРИБОК |
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ | ЧАШЕЧКА | ЛОШАДКА |
ПАРУС | ЛОПАТОЧКА | НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК |
|
|
Комплекс артикуляционной гимнастики для автоматизации сонорных звуков
ЗАБОРЧИК — |
ТРУБОЧКА
|
ГАРМОШКА | КАЧЕЛИ |
ИНДЮК | ЛОШАДКА | МАЛЯР | |
БАРАБАН | КОМАР |
КОНФЕТА | |
|
|
Описание артикуляционной гимнастики для постановки определённых групп звуков.
«Заборчик» (развитие мышц губ, при произнесении звука)
Описание: Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. В слух (про себя) говорить: «И». Удерживать так под счет от 5 до 10 секунд.
«Трубочка» (развитие мышц губ при произнесении звука)
Описание: Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10 секунд. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
«Заборчик – Трубочка» (развитие подвижности губ).
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
«Лопаточка»
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот.
«Иголочка»
Описание: Приоткрыть рот, слегка высунуть язык изо рта. Сделать его узким («как иголочка»), удерживать в таком положении под счёт до 5-10.
«Лопатка – Иголочка»
Описание: Поочерёдное выполнение упражнений «Лопаточка» и «Иголочка» (8 – 10 раз). По указанию взрослого («Лопаточка» — «Иголочка» — «Лопаточка» — «Иголочка» — … и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение.
«Часики»
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. На счёт «раз – два» переводить язык из одного угла рта в другой. Методические указания. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Темп выполнения не должен быть быстрым.
«Качели» (отработка умения быстро менять положение языка необходимое при соединении согласных с гласными).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5 так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
«Почисти зубки»
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» сначала нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Выполнять 5 – 6 раз.
«Чашечка» (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя», приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.
«Вкусное варенье»
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
«Киска сердится» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесения свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).
Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы (с внутренней стороны). На счёт «раз» — выгнуть язык горкой («как киска выгибает спинку, когда сердится»), упираясь в нижние зубы. На счёт «два» — вернуться в исходное положение. Выполнять 6 – 8 раз.
«Индюк»
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп выполнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл» («как индюк болбочет»). Выполнять 6 – 8 раз.
«Лошадка»
Описание: Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается. Выполнять 10 – 20 раз.
«Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).
Описание: Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Выполнять 8 – 10 раз.
«Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
«Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
«Дятел»
Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка поставить на бугорки за верхними зубами. Ударять кончиком языка по бугоркам («как дятел стучит по дереву»), при этом будет слышатся звук, близкий к звуку «д». Сначала упражнение выполнять медленно, постепенно убыстряя темп.
«Блинчик» (развитие мышц языка)
Описание: Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.
«Остудим блинчик» (развитие направленной воздушной струи).
Описание: Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.
«Почистим нижние зубки»
Описание: Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево — вправо, нижняя челюсть не двигается (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
«Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).
Описание: Упр. «Блинчик», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10 секунд.
«Горка» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесения свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.
«Подуй на снежинку» (развитие направленной воздушной струи).
Описание: Улыбнутся. Рот приоткрыть. Широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Дуть на бумажную снежинку (или кусочек ваты), произнося звук Ф.
«Футбол» (развитие направленной воздушной струи).
Описание: Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.
«Змейка»
Описание: Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.
«Парус» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх)
Описание: Открыть рот, поднять кончик языка за верхние зубы. Держать в таком положении 5 – 10 секунд.
«Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко, поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).
«Комар»
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).
«Конфета»
Описание: Губы сомкнуты. Напряженным языком упираться то в одну щёку, то в другую.
Список литературы
1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб, 2001. – 64с.
2. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.
3. Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения. – М., 2005. – 120 с.
4. Куликовская Т.А. Артикуляционная азбука. – М., 2004.
5. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.
6. Светлова И. Домашний логопед. – М., 2004.
7. Комарова Л.А. Альбом дошкольника.
Артикуляционная гимнастика для детей: как развить дикцию малыша — Parents.ru
Развлечения
- Фото
- Getty Images
учитель-логопед, автор комплексной образовательной программы для детей с речевыми нарушениями
Артикуляционная гимнастика — это специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек, нижней челюсти. Условно все упражнения можно разделить на три группы: одни помогают улучшить подвижность и согласовать работу органов речи, другие — увеличить силу их движений и третьи — «приучить» язык, губы и нижнюю челюсть к определенному положению, которое они должны занять для правильного произношения того или иного звука.
Как заниматься?
Чтобы занятия принесли пользу, надо проводить их по определенным правилам:
артикуляционную гимнастику надо делать ежедневно;
лучше всего заниматься артикуляционной гимнастикой 2 раза в день по 5-7 минут, чтобы ребенок не устал и не утратил интерес;
превращать занятия в увлекательную игру;
за одно занятие проделывать не больше 5 упражнений, из них новыми могут быть только одно-два;
выполнять упражнения на счет, чтобы выработать четкость их исполнения;
делать упражнения надо перед большим или ручным зеркалом: ребенок должен контролировать правильность выполнения того или иного движения. Сначала упражнение делает взрослый, потом это движение повторяет карапуз. Взрослый при этом стоит или перед зеркалом рядом с ребенком (в этом случае малыш наблюдает за ним, глядя в зеркало), или лицом к малышу.
Одна из главных условий занятий гимнастикой — не заставляйте ребенка ею заниматься. Сделайте так, чтобы ему стало интересно. Идеальный вариант для этого — проводить занятия в игровой форме.
Картотека артикуляционной гимнастики может помочь родителям сориентироваться и понять, как выполнять то или иное движение языком, какое положение при этом должны занять губы и нижняя челюсть. Такие картинки легко можно найти в Интернете, есть еще картотека артикуляционной гимнастики в детском саду. И хотя она предназначена для логопедов, ее можно использовать и для домашних занятий.
Консультация специалиста
Родители могут самостоятельно заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой, но это не отменяет консультации логопеда. Как правило, к 4 годам уже понятно, какие звуки малыш произносит неправильно. К пяти годам, возможно, эти звуки «встанут на место». Но в любом случае в 1,5-2 года карапуза надо обязательно показать логопеду. Только специалист может оценить, соответствует ли возрасту развитие речи у малыша. Исправлять недостатки тоже надо вместе со специалистом. Логопед подберет для ребенка упражнения артикуляционной гимнастики в зависимости от речевых проблем, расскажет и наглядно покажет, как правильно их делать.
Артикуляционная гимнастика в картинках станет в этом деле хорошим помощником.
Упражнения артикуляционной гимнастики в детском саду малыши тоже делают, так как практически в каждом детском дошкольном учреждении работает логопед, и в 5 лет он начинает детям «ставить» звуки, то есть исправлять недостатки звукопроизношения. Но без домашних занятий вам все равно не обойтись.
Что собой представляет артикуляционная гимнастика? Картотека, конечно, позволит увидеть все упражнения, причем в правильном исполнении, но и подробное их описание не помешает.
Артикуляционная гимнастика для детей 4 лет
Заниматься артикуляционной гимнастикой можно даже с грудным ребенком. Это будут простейшие движения: улыбка, высовывание язычка, надувание щечек и т.д. Детям 4 лет артикуляционная гимнастика уже помогает подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению определенных звуков. Учтите, что в этом возрасте подобные занятия — большая и сложная работа. Если вы превратите их в увлекательную игру, ребенок даже не заметит, как пролетит время и с охотой выполнит все ваши указания.
Попросите ребенка изобразить сытого хомячка, у которого полный рот зернышек: для этого надо набрать полный рот воздуха, надуть обе щеки и удерживать их в таком положении 3-5 секунд. После чего можно попросить малыша надувать щечки поочередно.
А вот хомячок оголодал и сильно похудел. Что с ним случилось? Правильно — щеки втянулись внутрь. Если у ребенка не получится с первого раза изобразить оголодавшего зверька, помогите ему руками.
А как лопается шарик? Чтобы получился звук лопнувшего шарика, надо плотно закрыть губы, зубы должны быть разомкнуты, надуть щеки и… хлопнуть по ним кулачками. Воздух выйдет с силой и шумом.
Давай рассмотрим на картинке, какой широкий язычок высунула собачка. Покажи такой же широкий язычок. Расслаблять язык.
Можно потренировать улыбку, но не простую, а особую:
Попросите малыша улыбнуться — растянуть в улыбке губы и удерживать такое положение 5-10 секунд.
Попросите ребенка улыбнуться так, чтобы были видны зубы. При этом верхние зубы должны стоять на нижних и их перекрывать. Если не получается, предложите передним зубами погрызть «морковку», как зайчик, и улыбнуться так, чтобы все зубы были видны. Удерживать такое положение надо 5-10 секунд.
Полезным будет и упражнение «Трубочка». Для этого предложите ребенку вытянуть губы вперед и изобразить хобот у слона или поцелуй.
И, наконец, пусть малыш изобразит губами бублик. Для этого надо сомкнуть зубы, а губы округлить и чуть вытянуть вперед., при этом должны быть видны верхние и нижние резцы.
Развить подвижность губ поможет и чередование описанных упражнений. Сначала каждая поза на 3-5 секунд фиксируется, постепенно темп переключения с одного упражнения на другое увеличивается.
Можно также потренироваться дуть в воду через трубочку или пить через трубочку, удерживая губами карандаш, постараться нарисовать в воздухе или на бумаге круг или квадрат.
- Фото
- Getty Images
Артикуляционная гимнастика для детей 5 лет
5-летним детям артикуляционная гимнастика поможет исправить недостатки в произношении звуков и выработает у них хорошую дикцию. С возрастом упражнения усложняются, повторять их надо уже 6-8 раз, увеличивается и темп гимнастики. При этом движения должны быть плавными.
В 5 лет можно предложить ребенку:
Завернуть язык наверх, словно он сворачивает блин, и прижать его верхними зубами;
Приоткрыть рот и побарабанить языком по верхним зубам;
Беззвучно, протяжно, на выдохе произносить гласные звуки;
Произнести на одном выдохе слитно и протяжно сразу несколько гласных звуков;
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;
С запрокинутой головой изобразить, как надо полоскать горло;
Надувать щеки, зажав при этом нос;
Надувать воздушные шарики и спасательные круги, пускать мыльные пузыри.
Больше полезных материалов о правильном детском развитии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Светлана Любошиц
Логопедическая гимнастика для развития речи. Артикуляционная гимнастика для детей: логопедическая гимнастика
Рубрика: Логопедическая гимнастика
За качество нашей речи отвечают органы, участвующие в звукопроизношении. При наличии отклонения в их развитии или работе налицо дефекты речи. Помогут исправить ситуацию специальные упражнения. Гимнастика в работе логопеда важнее.
Мы учимся произношению звуков в младенчестве, когда пытаемся повторить их мимику и жесты вслед за родителями. Речь представляет собой сложное сочетание движений артикуляционных органов. По мере того, как мы осваиваем эти комбинации, мы осваиваем звуки.
Бывает, что на нашем пути встречаются проблемы, мешающие своевременному и правильному формированию речи: снижение мышечного тонуса языка, неправильный прикус, короткая подъязычная связка, напряженные или плохо сомкнутые губы, мягкое небо, увеличенные аденоиды.
Иногда причины неправильного произношения и задержки речевого развития связаны с невнимательностью родителей, которые не помогли ребенку вовремя освоить звуки. Если у вашего ребенка проблемы с произношением звуков, вам необходимо срочно обратиться к специалисту и начать заниматься с логопедом для развития речи ребенка.
Не стоит ждать школьного возраста, начинайте учить малыша, пока он еще маленький, играет язычком и показывает смешные рожицы. Для тренировок можно использовать самые разные материалы и оборудование. Например, упражнения для языка или для пальцев в картинках.
Виды логопедической гимнастики:
- — улучшает подвижность и кровоснабжение органов артикуляции. Упражнение полезно для укрепления мышц лица, языка, губ. Этот вид гимнастики развивает правильное положение и движение артикуляционных органов и формирует правильное произношение.
- Дыхательный — необходим для регулирования силы, направления и продолжительности воздушного потока.
- Голос — направлен на работу с голосом (тембр, высота тона, сила).
- — развивает мелкую моторику рук. Не секрет, что речевой центр и центр, отвечающий за моторику, расположены в мозгу рядом. Поэтому, развивая пальцы, мы стимулируем развитие речи.
- Зрительный — необходим для профилактики нарушений зрения, ведь современные дети дают глазам отдых только во время сна.
Специалисты советуют использовать все эти виды гимнастики на занятиях в сочетании с логопедическим массажем, чтобы быстрее добиться результата. Для детей подбирается индивидуальный курс обучения в зависимости от характера речевой патологии.
Все родители хотят, чтобы их дети не только в совершенстве владели навыками связной речи, но и четко и красиво произносили звуки, делали правильные логические паузы, следовали интонации.
Однако грамотная и красивая речь не появится у малыша, который начнет говорить сам по себе. Именно поэтому логопедические занятия необходимы для детей раннего возраста, их следует проводить начиная с полутора-двух лет.
Что включает в себя логопедическая гимнастика? Это упражнения, направленные на тренировку подвижности органов артикуляции, правильную работу языкового аппарата (язык, губы, гортань) в процессе произношения звуков речи.
Артикуляционные упражнения
Эти занятия улучшают подвижность языка и губ ребенка, способствуют правильному произношению звукосочетаний и слов. Гимнастика для языка обязательна, так как язык самый подвижный из звукопроизводящих органов. Наиболее подвижны кончик языка, его верхняя и боковые части. Качество произносимых ребенком звуков зависит от уровня свободной подвижности этих частей.
Языковая гимнастика доставит детям наибольшее удовольствие, если демонстрируемым заданиям давать забавные образные названия, а сами упражнения сопровождать подробными родительскими комментариями.
Упражнения могут быть динамическими, когда язык или губы совершают какие-то движения, или статическими, когда органы фиксируются в определенном положении. Динамический необходимо повторить 5-7 раз.
«Домик»
Ребенок сидит с закрытым ртом. Объясните ему, что его рот — это маленький домик с закрытой дверью. «Тук-тук!» — кто-то постучал в дом. Стукнем пальчиком по щеке малыша. Двери (рот) открываются широко. «Пока-пока!» — гость прощается, и рот закрывается.
«Вкусняшка»
Попросите ребенка представить, что он ест что-то вкусное, например, любимую конфету. При этом он должен приоткрыть рот и облизать языком сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Повторите эти упражнения несколько раз.
«Окно»
Необходимо, чтобы малыш широко открывал рот и произносил на выдохе букву «О». Рот должен оставаться открытым в течение 5 секунд.
«Плечо»
«Мыльные пузыри»
Делаем вдох, закрываем рот и надуваем щеки. Затем малыш должен слегка постучать себя пальчиками по надутым щекам и выдохнуть, имитируя звук «пф-ф-ф».
«Удивленная обезьяна»
Покажите ребенку его губы. Затем пригласите его на раз, два, три, широко растяните их в улыбке, как это делают маленькие обезьянки. Тогда обезьяна, увидев что-то, удивляется — тогда малыш должен, округлив губки, громко сказать «Ой-ой-ой».
«Галоп в прыжке»
В этом упражнении язык как бы «подпрыгивает», высовываясь изо рта. Кончик языка поочередно тянется к носу и к подбородку. Упражнение повторяется несколько раз.
«Прятки»
Широко открывая рот, ребенок засовывает кончик языка за нижние зубы, тем самым «прятав» его. Следующее движение – язык «нашел». Кончик языка приподнимается, охватывая верхние зубы.
«Мы чистим зубы»
Все дети знают, что для чистки зубов нужна зубная щетка… Предложите им попробовать почистить зубы языком. Как это сделать? Ребенок должен открыть рот, чтобы провести кончиком языка сначала по нижним зубам и деснам, затем по верхним.
«Обезьяна-хулиган»
Эти упражнения содержат элементы мимической гимнастики, ими можно дополнить артикуляционную разминку для детей. Все дети любят корчить рожицы, показывать язык и дразнить, поэтому с удовольствием выполняют эти задания.
Обезьяна улыбается — Широко улыбаясь, дети прикладывают раскрытые ладони к ушам и качают головой из стороны в сторону.
Обезьянка дразнит — сохраняя прежнее положение ладошек, ребенок время от времени быстро высовывает и прячет кончик языка.
Обезьяна украла мандарин — малыши набирают в рот воздух и перекатывают его из одной щеки в другую, имитируя таким образом «украденную» утку-мандаринку.
Логопедические змейки
Данный вид работы над произношением позволяет хорошо отработать постановку звуков «л», «с», «ш», «з», «ц». Вырежьте контур змеи из плотного картона, нарисуйте ей глаза и язык.
Выберите картинки из детского лото (можно также использовать детские журналы или газеты), на которых изображены предметы, содержащие нужную букву.
Например, отрабатывается произношение буквы «С». Выберите изображения тех предметов, которые начинаются или заканчиваются на букву «С» или содержат эту букву в середине слова.
Этими словами могут быть:
сумка, стакан, сова, самолет, ананас, пистолет, солдат, собака и т.д.
Поместите карточки с изображенными предметами на тело змеи. В целом на змейку нужно положить около 15 карт. Затем, приговаривая «змея ползет, извивается, пытаясь произнести звук «С», предложить назвать разложенные на змейке предметы, не останавливаясь и не делая длинных бороздок между словами.
Во время выполнения этого упражнения необходимо следить за чистотой и качеством произношения нужного звука. Названия необходимых предметов ребенок должен произносить быстро, но в то же время четко, не допускать образования «каши» во рту.
Регулярное произношение слов, содержащих нужную букву (при условии постепенного увеличения скорости произношения), отлично подходит для постановки сложных звуков.
Тренировка произношения согласных: мягкие и твердые звуки
Большое значение имеет правильное произношение дошкольником твердых и мягких согласных. Дело в том, что при произнесении мягкого согласного звука язык больше поднимается к нёбу, а проход, через который проходит воздух, сужается. Согласный звук считается мягким, если за ним следуют гласные «э», «е», «ю», «я», «и» или мягкий знак «б».
Необходимо следить за тем, чтобы в процессе речи ребенок различал произношение мягких и твердых согласных; для тренировки этого навыка можно использовать скороговорки и стихи.
Кот Тимка закатил мяч в угол.
Прыгай-прыгай под забор, прямо в тень!
Топор в пень — это дзен!
Опять пятеро ребят нашли у конопли пять опят.
Попросите ребенка повторять скороговорки сначала медленно, затем немного быстрее. Проанализируйте вместе, какие согласные в них встречаются чаще? Как они звучат? Соберите логопедическую змею, используя слова для определенного согласного звука, который находится в мягком положении в слове.
Например, слова, в состав которых входит звук (С’):
сельдь, седло, василек, беседка, сито, лисичка, наседка, сердце, пятачок.
Развиваем речевой слух
Развитый речевой слух – залог хорошего восприятия ребенком произнесенных вслух текстов. Именно этот навык позволит ему делать меньше ошибок в школьных диктантах, позволит лучше усваивать речь учителя на уроке.
«Веселая семейка»
Расскажите детям о веселой семейке маленьких лягушек, живущих на болоте.
Папа-лягушка был самый большой и самый зеленый и каркал так: ква-а-ква-а-ква-а. Мать-лягушка была меньше и поэтому квакала тонко и не так громко, вот так: ква-ква, ква-ква. А их лягушонок-сынок был очень резвый и любил петь такие песенки: ква-ква, ква-ква-ква!
Затем попросите детей угадать, кто каркает? Взрослый изображает кваканье представителей лягушачьего семейства – мамы, лягушки и папы лягушек, а дети отгадывают. Если они растеряны и не могут сразу догадаться, попросите их не торопиться и снова внимательно послушайте, как квакает лягушачье семейство. В то же время маленькие игроки в игре должны попытаться исправить различия.
В конце игры попросите детей квакать самостоятельно, точно повторяя манеру кваканья членов семьи лягушек.
Развитие слухового внимания
Домик — Том — Комочек
Для этого упражнения вам понадобится картинка на зимнюю тему, на ней должен быть изображен домик, засыпанный снегом, и маленький мальчик, который лепит снеговика.
Покажите ребенку, что изображено на картинке, объясните: «Это дом, это мальчик Том, лепящий снежок». Попросите его показать вам, где Том, а где дом и кто. Затем, указывая пальцем на нужные картинки, быстро назовите «дом», «ком», «Томь».
Через некоторое время ребенок должен самостоятельно называть нужные слова, указывая на картинки и не путаясь. Постепенно увеличивайте скорость, с которой он произносит нужные слова, следите за тем, чтобы слова правильно называли предметы.
Делаем с удовольствием
Какие бы занятия по развитию речи вы ни делали с детьми, старайтесь, чтобы они получали от их выполнения только положительные эмоции. Дошкольники не способны в полной мере осознать необходимость логопедических занятий и пользу, которую они приносят. Поэтому не настаивайте, если видите, что ребенок устал или у него нет настроения. И обязательно отмечайте маленькие «победы» в освоении сложных для него звуков, стимулируйте его стремление добиться успеха в этом непростом деле.
Педагог, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена
Передача на тему: Нужен ли Вам логопед. Артикуляционная гимнастика для детей:
5 9 057 0
У вашего ребенка проблемы с произношением различных звуков? В этой статье вы найдете полезные советы и упражнения, которые помогут вашему ребенку говорить правильно.
Вам потребуется:
Причины неправильного произношения
- Одним из самых распространенных является неправильный подход родителей к общению с ребенком . .. Если папа и мама, бабушки и дедушки повторяют за ребенком его детские слова, сюсюкают с ним, то общение остается за ребенком уровень. Он то не видит пример правильной речи. Он не знает правильных слов… Общайтесь четко, исправьте неправильное произношение и не используйте в своей речи искаженные слова.
- Следующая причина нарушения в строении речевого аппарата ребенка :
а) короткая связка под языком, затрудняющая движения;
б) слишком большой или маленький размер языка, что мешает хорошей дикции;
в) нарушения строения челюсти и дефекты строения зубов;
г) слишком толстые или тонкие губы, затрудняющие артикуляцию губных звуков. - Также одной из причин является нарушение восприятия малышом звуков … Такие нарушения приводят к тому, что ребенок не распознает отдельные звуки и поэтому не может их правильно воспроизводить.
Делаем расслабляющий массаж лица
Чтобы расслабить мышцы лица и снять напряжение, сделайте легкий массаж лица. Не забывайте, что ребенку будет интереснее, когда все будет выглядеть как увлекательная игра.
Занимаемся артикуляционной гимнастикой
Гимнастику необходимо делать с первенцем перед зеркалом, чтобы он видел все свои и ваши движения. С ее помощью дошкольник сможет научиться управлять движениями языка, губ, челюсти. Вот несколько примеров упражнений:
- Надуваем щеки, как мячик;
- Представьте, что язык — это кисть. А рот — это квартира, где надо сделать ремонт, настежь открыть двери и окна (рот и зубы). Красим кистью все части квартиры (небо, зубы, щеки, губы;
- Вытягиваем язык, стараясь дотянуться до носа и бороды;
- Растягиваем рот в улыбке и задерживаем на несколько секунд;
- Делаем это губами, как рыба, беззвучно ударяя ими друг о друга.
Учимся произносить букву «р»
Наибольшие проблемы возникают с произношением Р. Вот примеры упражнений для улучшения произношения этого звука.
- Делаем губы в улыбку. Засовываем язык за верхние зубы и стучим по бугоркам (альвеолам), выполняя упражнение «барабан». Через несколько секунд этого упражнения попросите ребенка сильно подуть на кончик языка, не прекращая постукивания языком за зубами, чтобы получился звук «дрррр».
- Далее учимся произносить звук «р» ватной палочкой или пальчиком ребенка. Одновременно с выполнением упражнения «барабан» поднимите язык ребенка ватной или специальной логопедической палочкой к верхнему небу, совершая вибрирующие движения вверх-вниз. Таким образом, кусочно назовите звук «р».
- Попросите ребенка постучать языком, как лошадь. Для этого нужно широко улыбнуться, приклеить язык к верхнему небу, а затем резко его оторвать.
Правильно произносить звук «л»
Очень часто дети заменяют «р» на «л», произнося «либа» вместо «рыба». Но бывают и курьезы с неправильной формулировкой звука «л», когда малыш говорит «водка» вместо «лодочка». Как научить правильно говорить «л».
- Попросите слегка прикусить кончик языка между передними зубами и подуть на него. Следите за тем, чтобы воздух проходил по боковым краям языка, а не был направлен к его центру. Это можно сделать с помощью перышка. Далее стучим кончиком языка между передними зубами, стараясь произнести звук «л».
- Детям очень часто бывает трудно произнести звук «л» отдельно. Для этого попросите ребенка прикусить язык и произнести сначала склад «ла-ла-ла-ла», заканчивая долгим «л-л-л».
Обучение произношению «с» и «з»
Менее распространенное, но все же распространенное, когда ребенок не выговаривает звуки «с», «з», «с». Положение языка при свистящих звуках похоже на шипение. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам, только кончик языка должен быть уже и касаться основания передних зубов.
- Для хорошего произношения звука «с» выполните с ребенком упражнение «рельсы». Кончиком языка следует проводить по основанию зубов слева направо, произнося звук «с». Рот в улыбке. Также поиграйте в спящую красавицу, при этом постоянно говоря «тсс». Следите за правильным положением языка во рту.
- Чтобы научиться произносить букву «з», нужно всего лишь выполнять упражнения на звук «с» для повышения голоса. Поднесите ручку ребенка к горлу и дайте ему почувствовать, как меняется положение мышц при произнесении звуков «с» и «з».
Произносим букву «ч»
Забавно слышать, когда ребенок просит у вас цай вместо чая, как будто он из Китая. Но долго смеяться не придется, ведь исправить произношение этого звука очень легко.
эффективные упражнения и упражнения для детей раннего возраста
Привычка говорить правильно формируется в раннем детстве. Ребенок, которого научили четко и красиво говорить, не будет испытывать проблем ни в детском саду, ни в школе, ни во взрослой жизни.
К сожалению, не все дети в возрасте. В 3-4 года дикция хорошая, но это поправимо. Логопед и домашние упражнения могут помочь родителям улучшить артикуляцию. О том, как сделать артикуляционную гимнастику для детей раннего дошкольного возраста, мы расскажем в этом материале.
О методике
Комплекс артикуляционных упражнений — это зарядка для укрепления мышц речевого аппарата. Если они слабые, то у малыша будут проблемы с произношением. По мере укрепления губ, голосовых связок, щек и шеи, а также язычка ребенку легче произносить различные звуки и их сочетания. И постепенно правильное произношение становится привычным.
Гимнастика имеет лечебно-профилактическое назначение, т. е. помогает исправить неправильный речевой навык, а также может предотвратить дефекты речи.
В ходе занятий улучшается кровообращение речевых мышц, снижается повышенный мышечный тонус, что не позволяет малышу беспрепятственно издавать определенные звуки. В ходе выполнения статических упражнений ребенок учится устанавливать правильное положение голосового аппарата, а динамические задания помогут в освоении произношения.
Кому показаны и противопоказаны занятия?
Такая речевая гимнастика, безусловно, полезна всем малышам. В возрасте 2-3 лет формируются основные речевые навыки, а затем, увы, формируются и дефекты речи. Целесообразно начинать занятия с трехлетнего возраста, а если ребенок относится к категории первоклассников, то с 2,5 лет.
После трех лет становятся очевидными некоторые отклонения и аномалии в произношении звуков. Итак, в этом возрасте ярко проявляется заикание. Многие дети из-за слабости мышц речевого аппарата в этом возрасте «прожевывают» половину алфавита, из-за чего трудно понять, что именно говорит ребенок. Заикание и дизартрия.
Гимнастические артикуляционные упражнения помогут в налаживании дикции, силы голоса, произношения, увеличат скорость речи, улучшат разборчивость речи.
Однако существуют ситуации и состояния, при которых заниматься этим видом гимнастики временно или совсем не стоит.
Противопоказаниями являются врожденные пороки сердца, если гимнастика сочетается с респираторными, психическими расстройствами, при которых ребенок не понимает «вводных» и не ориентируется в том, что от него хотят.
Больные зубы или стоматит также являются временным противопоказанием. Раны, воспаления языка, нёба, внутренней поверхности щек, боли в горле в самом разгаре — все это состояния, при которых артикуляционная гимнастика не рекомендуется.
Общие требования
Если вы решили заниматься этим видом гимнастики с малышом, помните, что начинать нужно с простых заданий и постепенно переходить к более сложным.
Самыми простыми и доступными для начинающих считаются статические упражнения, при которых речевые мышцы необходимо удерживать в заданном положении. С динамическими упражнениями не тороплюсь. В возрасте 2-4 лет эти упражнения еще считаются достаточно сложными, но по мере совершенствования статической группы можно добавлять динамические задания.
Важно проводить занятия в игровой форме, иначе зарядка быстро утомит малыша и он откажется от выполнения заданий.
Нужна систематичность — гимнастикой нужно заниматься ежедневно в течение достаточно длительного времени. В день можно проводить 3-4 занятия по 5 минут. Эти «пятиминутки» не дадут ребенку устать и быть интересными.
В каждое задание старайтесь включать 2-3 упражнения, не больше. Обязательно повторяйте ранее изученные задания и приемы, и только одно задание во время занятия выбирайте новое, еще не знакомое.
Гимнастика выполняется в положении сидя. Шея и руки ребенка должны научиться расслабляться. Лучше всего проводить занятия перед зеркалом. В нем ребенок может увидеть себя, свои губы и мимику во время произношения, а также сопоставить их со своей мимикой и расположением губ и языка.
Полезными будут распечатанные или нарисованные карточки с картинками, иллюстрирующими некоторые упражнения. Например, для упражнения «Ежик» нужно иметь картинку с ярким и красочным забавным ежиком. Это позволит ребенку лучше визуализировать задачу.
Не обижайте малыша, не критикуйте, не ругайте его, если что-то не получается.
Обида и горе только усилят мышечные зажимы, подорвут веру в собственные силы, он начнет отказываться от работы. Голос мамы должен быть мягким и тихим, не требовательным.
Рекомендуемые упражнения
Для конкретного ребенка может быть назначен индивидуальный комплекс. , но среди основных заданий для детей указанного возраста можно отметить следующие:
- «Файф». Попросите ребенка вытянуть губку с соломинкой вперед и удерживать ее как можно дольше. При усложнении упражнения можно попросить ребенка произвести что-то вроде «ду-дууууу».
- «Завтрак котенка». Покажите малышу фотографию котенка, который пьет молоко из миски. Попросите ребенка открыть рот и продемонстрируйте, как кошки лакируют молоко. Усложните задачу, попросив шире открыть рот, одновременно улыбаясь и поглаживая, когда вы «слизываете» язык с небом.
- «Ёжик». Это активное упражнение. Покажите малышу карточку с ёжиком и прочитайте стихотворение: «Похож на мячик, милый, добрый, симпатичный ёжик». Ребенок вдыхает в начале стиха, а в конце куплета необходимо активно выдыхать и на выдохе как можно громче произносить «пых-пых»
- «Гол». Мама читает: «Открываем ворота, всех в гости зовем! «. Задача малыша — широко открыть рот, задержать его в таком состоянии на 5-7 секунд и плавно закрыть.
- «Воздушные шары». Попросите ребенка надуть щеки, как воздушные шары. Задача – удержать их в таком положении как можно дольше, а затем резко хлопнуть ладонями по щекам, сдуть «шарики».
- «Часы». Мама показывает карточку, на которой изображены часы с маятником. Он читает: «Молча часы идут, пять минут, семь минут» (с этими словами ребенок высовывает язык и пытается описать круг кончиком в воздухе, как по часовой стрелке). Мама продолжает: «Ну, маятник — кит, тик-так, тик-так! «(Ребенок после круговых движений кончиком языка переходит в движение кончиком языка вправо и влево, как маятник).
«Щенок и змея». Попросите ребенка показать, как дышит щенок в летний день — язык у него вялый, широкий и раскинутый по нижней губе. А потом попросить показать, как это делает змея – язык становится подвижным и «острым».
Если есть дефекты в некоторых звуках, добавьте упражнения для улучшения произношения именно этих «проблемных» звуков:
- «Зоопарк». Покажите карточку с тигром и спросите у малыша, как рычит тигр — «Рр-р». Покажите картинки тех животных, названия которых имеют трудный для малыша звук и попросите озвучить название и показать, как «разговаривает» зверь: к произнесению звука «Р» — тигренок, барсук, рыбка, жираф, потренировать звук «Л» — лев, лайка, лиса, дельфин, лань, олень, лемур, на «Ш» и «Ж» — жук, шмель, жираф, жеребенок, шакал, на «С» — собака, сова, слон, лиса, суслик.
«Читёровки». Вы можете использовать различные стихи. Главное требование – повторение «проблемного» звука. При нечетком произношении «Р», например, можно придумать что-то вроде: «Ра-ра-ру, ра-ра-ру, прогуляйтесь вокруг двор, ру-ру-ру, ру-ру-ру уже иди домой!». Подобные чистоговорки можно сочинить самостоятельно на любой звук, который не очень хорошо выговаривает ребенок.