Жуковский светлана 9 класс урок – Методическая разработка по литературе (9 класс) на тему: Конспект урока литературы в 9 классе на тему «В.А.Жуковский ”Светлана”. Романтические особенности баллады».
Методическая разработка по литературе (9 класс) на тему: Конспект урока литературы в 9 классе на тему «В.А.Жуковский ”Светлана”. Романтические особенности баллады».
Конспект урока литературы в 9 классе “В.А.Жуковский ”Светлана”(1813).Романтические особенности баллады”.
Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение баллады, беседа по вопросам, прослушивание аудио (см. приложение).
Оборудование: презентация Power Point.
Ход урока.
1.Приветствие.
Эпиграф к уроку:
“Его стихов
пленительная сладость
Пройдёт веков
Завистливую даль…”
А.С.Пушкин. (1 слайд)
2.Проверка домашнего задания – биографии В.А,Жуковского. (2 слайд)
— С какими произведениями В.А.Жуковского мы уже знакомы? Каковы их общие черты? Особенности романтизма.(3 слайд).
— Сравним элегию “Море” (домашнее задание) и балладу “Светлана”. (4 слайд).
— Попробуйте догадаться, какие строки принадлежат перу В.А.Жуковского? (5 слайд).
Для этого еще раз вспомните характерные особенности его письма.
Баллада “Светлана”.
— Итак, с чего начинается баллада? (7 слайд).
— На Руси среди незамужних девушек были очень популярны гадания в ночь перед Рождеством * с 18 на 19 января. (Прослушивание аудио, см. приложение)
Светлана прибегает к самому страшному из гаданий – у зеркала (т.к. зеркало, по фольклорным поверьям, считалось границей между нашим и потусторонним мирами). Как вы думаете, почему она прибегает к такому страшному гаданию?
“Год промчался – вести нет;
Он ко мне не пишет,
Ах! А им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит.”
— Светлана находится в разлуке с любимым, её любовь и вера подвергаются испытаниям. Любовь в балладе дана в ореоле фантастического и таинственного, она тесно связана с темой искушения. Основным состоянием героини является страх и ужас, но Светлана демонстрирует неизменность веры.
— Расскажите, что случилось со Светланой после того, как она села к зеркалу? На какие части можно разделить балладу? (8 слайд).
— Вы, наверное, заметили, как эта баллада наполнена звуками, цветами, которые только нагнетают обстановку, усиливают страх, ужас. Составим таблицу “Цветопись и звукопись в балладе”. 9- 10 слайды.
Цвета | Звуки | Чувства Светланы |
Белый плат (платок) Тускло светит луна Сумрак Белая пелена Свеча Темно Пыхнул огонёк Тускнеет Чёрный Блестят Бледен Мрачнее Голубочек белый Черный цвет против белого!!! (Добро против зла) | Мёртвое молчание С треском пыхнул огонек Крикнул жалобно сверчок Кто-то стукнул Стучит Скрыпит Страшное молчание Зскрежетал Неприятные звуки, которые нагнетают обстановку | Напряженная атмосфера, угнетающая, страшная “Занялся от страха дух” |
Все эти средства выразительности характерны для романтизма, создают ореол таинственности, мистики: тьма и свет, холод, страшные звуки стирают границу между реальностью и потусторонним миром.
— Подчеркните слова-символы, характеризующие жизнь и смерть (11 слайд).
Чем же закончится это опасное для человека обращение к потусторонним, враждебным силам?
12 слайд. Какова же главная героиня этой страшной баллады? Симпатична ли она вам. Выпишите цитаты из текста, характеризующие её.
— Почему всё-таки все оканчивается хорошо?
13 слайд. Выделите в этом произведении черты романтизма.
— Рефлексия.
Что вам сегодня понравилось/что – нет? Все ли было вам понятно? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
14 слайд. Домашнее задание.
Приложение.
Ссылка на аудио — (http://melody24.net/search/%D0%9D%D0%B5%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B1%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%93%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%282+%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B0%29).
nsportal.ru
Урок литературы в 9 классе. В.А.Жуковский «Светлана»
Произведение: Баллада «Светлана» В.А. Жуковский.
Вид: урок усвоения нового материала.
Тип урока: урок с использованием активных форм работы.
Класс: 9-Б
Тема урока: Художественные особенности баллады В.Жуковского «Светлана».
Эпиграф:
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
А.С.Пушкин.
Цели урока:
Обучающая: осуществление первоначального представления о личности Жуковского, о жанре баллады; ознакомление с содержанием и художественными особенностями баллады «Светлана», выявление национального колорита произведения.
Развивающая: умение анализировать прочитанное, прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся;
Воспитывающая: воспитание уважения к традициям своего народа, интереса к творчеству и личности писателя. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое.
Оборудование: ПК, презентации к сообщениям о жизни и судьбе поэта, истории создания баллады «Светлана», о святочных гаданиях, оформление доски, портрет В.А.Жуковского, картина К.П.Брюллова «Гадающая Светлана».
Ход урока
1. Оргмомент.
II. Экспресс-опрос (проверка д/з). Знание романтизма как литературного направления. Романтизму присуще?..
Внимание авторов к «внутренней, задушевной жизни человека… таинственной почве души и сердца» (В. Г. Белинский).
Присутствие субъективной авторской оценки, выражающей в большинстве случаев настроения людей, родственных ему своим мировоззрением.
-
Романтический герой – яркая, исключительная личность. Он страдает от несоответствия окружающего мира и идеального представления о нем.
Будничная повседневность не влечет писателей-романтиков, поэтому действие часто переносится в прошлое или в некие экзотические страны.
Интерес к фольклору и национальной истории.
Романтический герой идеален: он красив физически и духовно, способен на самопожертвование во благо других.
Представление необычных характеров в исключительных обстоятельствах, где проявляются страсти, неукротимая мощь и свобода героя.
Интерес к человеческой индивидуальности, бессознательному, интуитивному.
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим встречу с В.А. Жуковским. Вы уже знаете, что это поэт, переводчик, литературный критик, основоположник романтизма в России.
Откройте свои тетради и запишите тему урока, эпиграф.
Попробуем определить цель нашего урока.
3. Знакомство с биографией В.А.Жуковского. Наше знакомство начинается с биографии Жуковского. (Сообщение учащегося, показ презентации № 1).
Учитель: Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эти слова, к которым мы вернёмся позже. Жуковский начал свое поэтическое поприще балладами. Этот род поэзии им начат, создан и утвержден на Руси; современники Жуковского смотрели на него преимущественно как на автора баллад… Под балладою тогда понимали краткий рассказ о любви, большею частью несчастной; могилу, крест, приведение, ночь, луну, а иногда домовых и ведьм считали принадлежностью этого рода поэзии.
«Светлана», оригинальная баллада Жуковского, была признана его шедевром, так что критики и словесники того времени титуловали Жуковского певцом Светланы». (В.Г.Белинский)
Нам с вами придется доказать, что поэзия Жуковского – это поэзия подлинно русская. Мы определим, насколько она пропитана любовью к бескрайним долинам и шумящим лесам России, насколько она окружена тайной.
4. История создания баллады «Светлана».
Над этой балладой Жуковский работал 4 года – с 1808 по 1812 год. Баллада «Светлана» представляет собой обработку сюжета баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». Ранее Жуковский уже обращался к этому сюжету, создав в 1808 году балладу «Людмила».
5. Исследователи (учащийся) о балладе «Людмила».
Поэтом было создано и переведено около 40 баллад, среди которых особое место отведено теме любви. Свои баллады поэт писал на народные, переводные и придуманные им самим сюжеты. Жуковский обращался к сюжетам И.В.Гёте, Ф.Шиллера, В.Скотта.
Прежде чем мы обратимся к сюжету нашей баллады, давайте познакомимся с определением понятия. А что же такое баллада?
Баллада – это хоровое пение в средневековой западной поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай: многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями.
6. Анализ баллады «Светлана». Почему автор начинает балладу с описания крещенского гадания? В крестьянском быту Святки – самый большой праздник. Они длятся почти месяц: с Николина дня (19 дек.) до крещенья (19 января), когда крестьяне, покончив со всеми работами, предаются отдыху.
Сообщение о святочных гаданиях. (Презентация № 2)
7. Физкультминутка.
Интересно узнать своё будущее, хотя сегодня и не святки, но мы с вами тоже сейчас погадаем, помечтаем и отдохнём. Сядьте удобней, расслабьтесь, закройте глаза руками. Загадайте желание, и оно обязательно сбудется.
8. Анализ баллады.
Выявим жанровые особенности баллады:
1) Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.
— Назовите героев.
— Расположите события по порядку.
Девушки гадают в крещенский вечер.
Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.
Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.
Светлане является её жених и увозит её венчаться.
Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.
В избе Светлана видит своего жениха в гробу.
Светлана пробуждается от страшного сна, и друг возвращается к ней.
2) Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.
— Найдите диалог героини и её подруг во время гадания. Что мы узнаём из ответа Светланы?
3) Реальное сочетается с фантастическим.
— Какие элементы в сюжете реальные?
— Что относится к фантастическому?
4) Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.
— Как сам автор оценивает смысл рассказанного?
5) Баллада имеет композицию.
— Обратим внимание на оригинальность композиции этого произведения.
Завязка: гадание.
Кульминация: встреча с мертвецом.
Развязка: пробуждение, встреча с возлюбленным.
6) Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов.
— Поработаем с текстом и приведём примеры выразительных средств (1 вариант)
— Приведите примеры народных оборотов речи, слов и выражений (2 вариант)
— «Светлана» — одно из первых русских произведений, где «русский дух, где Русью пахнет».
Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу «Светлана» – это птицы.
Ворон | Голубь | Петух |
В народе: Предсказывает плохое, страшное, ужасное. Вестник несчастья, смерти. | В народе: Символ счастья, любви, нежности, защиты, мира; символ благословления Господа. | В народе: Отсчитывает время, символ рассвета, глашатай Солнца, певец, заступник. |
В балладе: Чёрный вран, Это происходит во сне Светланы, то есть велика вероятность, что «печаль» уйдёт вместе со сном, таким образом, пророчество становится не таким страшным. | В балладе: …в тишине Лёгкое журчанье: Лёгкие он крылы;… Это происходит тоже во сне, но как противовес ворону, голубок силён равноценно силе веры в Бога. А Светлана, как бы ни было ей страшно, верит в свою защиту Господом. Ни на минуту не выпускает своего креста из рук, молится, сидит в уголке под святыми. И чем больше страх, тем сильнее её вера и тем больше защита голубка (Бога). | В балладе: …шумным В этот момент Светлана просыпается, петух шумно пробудил Светлану как раз «на границе» зла и добра. Таким образом, мы понимаем, что чаша весов склоняется в сторону добра, потому что «наяву» не случилось ничего плохого, а то, что случилось во сне — «нейтрализуется» присутствием голубя. |
— Что же спасает Светлану?
ВЫВОД. Вера Светланы в Бога спасла её от трагического конца, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, а Светлана — героиня русской баллады.
— Что же мы видим русское, национальное в балладе?
В чём смысл баллады?
— В какую часть баллады отнесено всё мрачное и фантастическое?
Обратите внимание на оригинальность композиции этого произведения. Что интересного вы заметили в построении баллады?
Каким образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию — счастливым завершением, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад — надеждой на радостную, полную любви жизнь?
Какой же смысл в балладе Жуковского?
Что нового и интересного вы для себя узнали сегодня?
9. Домашнее задание:
1) Выписать из баллады все оценочные слова, которые относятся к героине. На основе их дать устную характеристику Светланы.
2) Баллада написана почти 200 лет назад. Поэтому в ней есть архаизмы и церковнославянизмы. Найдите эти слова и дайте объяснение значениям непонятных слов.
3) Отрывок наизусть (по выбору).
10. Итог урока.
— Заканчивая нашу сегодняшнюю встречу, мне хочется обратиться к эпиграфу. Как вы понимаете смысл этих слов?
— Что вам понравилось?
— А как бы вы оценили свою работу?
— А сейчас мне бы хотелось поблагодарить вас за урок, за активную работу, мне понравились сообщения, ваши ответы. Урок окончен.
Спасибо!
multiurok.ru
Конспект урока литературы в 9 классе В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»
Конспект
урока литературы
в 9 классе
В.А.Жуковский.
Баллада «Светлана»
Учитель русского языка и литературы
Мадаева А.Ш.
Тема: В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»
Цели урока: рассмотреть понятия “вера” и “верность” с нравственной точки зрения; формировать систему нравственных ценностей; вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания; развивать умение грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения.
Эпиграфы к уроку:
Верность — заповедь любви, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Тельман)
С верой нет ничего невозможного. (Пословица)
Ход урока
1. Орг. момент
2. Проверка домашнего задания.
— Опрос учащихся
— Индивид.раб.со слабымиуч-ся(карт)
3. Изучение новой темы
1) Слово учителя
Работая над переводами баллад, В. А, Жуковский задумался над тем, чтобы самому написать балладу.
Вопросы к классу
1. Что такое баллада?
2. На какие группы делятся баллады? Приведите примеры названий ранее изученных баллад.
3. В чём состоит отличие народной баллады от литературной?
(При повторении можно использовать схему,которую учащиеся заполняют после каждого ответа на поставленный вопрос. )
БАЛЛАДА — лирическое стихотворное повествование, основанное на предании. Баллада — это народная песня, в которой раскрывается какая-либо история, как правило любовного содержания.
Народная баллада – баллада, созданная народом.
Литературная баллада – баллада, написанная определённым автором.
За 25 лет (1808 — 1833 гг. ) Жуковский создал 39 баллад. Основная проблематика их — вопросы человеческого поведения и выбора между добром и злом. Источник добра и зла — всегда сама душа человеческая и управляющие ею таинственные, необъяснимые логически потусторонние силы.
Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви: «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа» и другие. Главнее здесь для поэта — успокоить, наставить на путь истинный влюбленного человека, потерпевшего трагедию в любви. Жуковский требует обуздания эгоистических желаний и страстей. Поэта привлекало все таинственное, скрытое обычно от человеческих глаз, потустороннее, ставящее человека перед проблемой личной ответственности за содеянное. Перед выбором между добром и злом.
Над балладой “Светлана” Жуковский работал четыре года — с 1808 по 1812год. Она посвящена его племяннице Александре Александровне Воейковой (в девичестве — Протасовой) и была её свадебным подарком.
2) Работа над эпиграфами урока.
Обратимся к эпиграфам урока. Как вы понимаете эти высказывания?
Верность — стойкость и неизменность в чувствах.
Вера — убеждённость, глубокая уверенность в чём-нибудь.
3) Работа над текстом
У русского народа существовал такой обычай как гадание в Святочную неделю т. е неделю после Рождества, отмечаемого 7 января, и в Крещенье /19 января/.
Святки — волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется,все мечтают о счастливом замужестве и любви. Ну конечно, кому же не интересно заранее узнать о том, какой она будет эта любовь?
— Чтение учителем начала баллады/наизусть/
4) Беседа с классом
Светлана прибегает к самому страшному из гаданий — гаданию у зеркала, т. к зеркало -способ связи с потусторонним миром.
Любовь в балладе дана в ареоле фантастического и таинственного, она тесно связана с темой искушения, испытания веры. Основным состоянием героини является страх и ужас, но Светлана демонстрирует неизменность веры
Расскажите, что произошло со Светланой после того, как она села перед зеркалом?
В балладе преобладает два цвета. Назовите их /белый и чёрный/.
Белый цвет побеждает страшную темноту ночи. От строфы к строфе переходит образ снега. Он подкрепляется образами белого платка, белой скатерти, белоснежного голубка. Белый цвет ассоциируется с именем героини Светлана — “светлая”.
Гиперболический ряд — усиление признака от меньшего к большему и наоборот.
Печаль —> Страх —> Горе
Как вы думаете, какой момент в данном произведении является кульминационным?/пробуждение Светланы/
Найдите его в тексте.
Почему все страшные события отнесены в сон?
Итак, основой сюжета в балладе является мистический сон главной героини. Именно в этом заключена особенность антитезы — противопоставление добрых сил злым, сна — действительности.
Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он еще должен бороться за своё счастье, сохраняя при этом веру в себя и близких.
Жуковский отступил от сюжета баллады: с главной героиней не случилось никакого несчастья, так как она смогла сохранить верность любимому человеку, за что ей была воздана награда: её жених вернулся целым и невредимым.
В заключительной части баллады найдите слова, с которыми автор обращается к своей героине/ “моя краса”, “моя Светлана”/
О чём они свидетельствуют?
5) Лексическая работа.
Ребята, в балладе нам встретилось много устаревших слов: хижинка, избушка, светлица, обитель. Что объединяет эти слова? /их значение — жилище/
очи, перси, уста – Запишите опред.
4. Рефлексия
Жуковский отступил от привычного сюжета баллады, потому что его героиня смогла сохранить верность любимому человеку, продемонстрировав при этом стойкость веры.
5. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок
infourok.ru
План-конспект урока по литературе (9 класс) по теме: В.А.Жуковский «Светлана». Нравственный мир героини баллады.
Тема: В.А.Жуковский «Светлана» Нравственный мир героини баллады
Цели:образовательные: познакомить учащихся с творчеством Жуковского, рассмотреть народность и поэтичность баллады «Светлана», способствовать постижению своеобразия художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, неудовлетворённость действительностью, элегическая грусть, мечтательность, устремлённость к идеальному;
-развивающие: развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета;
-воспитательные: воспитывать любовь к произведениям русских классиков.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта.
Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию и отчество получил от крестного отца, бедного дворянина А. Г. Жуковского. Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1802 году напечатал элегию «Сельское кладбище», которая принесла ему широкую известность. Современник Жуковского Ф.Ф. Вигель откликнулся на элегию словами: «Как можно так трогательно, всею душою грустить и потом от всего сердца смеяться?». В качестве ополченца участвовал в Отечественной войне 1812 года, которая повлияла на мировоззрение поэта. В этом же году Жуковский становится знаменит благодаря стихотворению «Певец во стане русских воинов». Жуковский является одним из основателей и активным участником литературного общества «Арзамас». В 1841 году уехал в Германию. Умер 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене.
Личность В.А. Жуковского служила для современников своего рода нравственным эталоном; гуманность и бескорыстие поэта проявилось в выкупе из крепостной неволи украинского поэта Тараса Шевченко, в освобождении собственных крестьян, в учреждении стипендий и пособий для начинающих художников. Жуковский заступался за сосланных на каторгу декабристов, просил о помиловании А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Жуковский осуждал произвол и насилие, считал, что крепостное право несовместимо с элементарными нравственными принципами. Он стремился облегчить участь осужденных декабристов, неоднократно выступал в защиту А.С. Пушкина, содействовал освобождению от крепостной зависимости Т.Г.Шевченко, принимал живое участие в судьбах Е.А.Баратынского, А.В.Кольцова, А.И.Герцена.
Жуковский отдавал предпочтение двум литературным жанрам: баллада и элегия. Элегическая лирика Жуковского сосредоточивается вокруг двух основных тем-погибшей дружбы и разрушенной любви. В основе интимной лирики поэта лежит его чувство к горячо любимой племяннице Маше Протасовой, которой посвящены элегии «Песня», «Воспоминание», «К ней». Основной жанровый признак баллады — сюжетное повествование. Но сюжет баллады существенно отличается от сюжета в произведениях других жанров: напряжённость повествования, его недосказанность, фрагментарность, драматическая насыщенность, условность временных и пространственных координат происходящего, решающее значение подтекста: лирического, философского или социально психологического.
Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями: ярким необычным сюжетом, в основной части содержит диалог, соединяются повествовательное начало и эмоциональность.
Разочарованный балладой «Людмила», опираясь на сюжет бюргеровской «Леноры», Жуковский задумал в 1808 году (закончил в 1812 году), опубликовал в 1813 году самую радостную балладу, которую назвал «Светлана».
3.Чтение и анализ баллады
-Скажите, пожалуйста, с чем связал автор свою балладу?
(баллада связана с русскими обычаями, с фольклорной традицией. Поэт изображает нам гадание девушек в крещенский вечерок. Перед нами открывается зимняя Русь со своими обычаями и традициями.)
-Какой вам представляется главная героиня – Светлана?
Это облик милой русской девушки, которая грустна, ведь ее жених где-то далеко. Она немного пуглива, когда гадает. Но она какая-то светлая и чистая.)
-Современники называли Жуковского «певцом Светланы». Считается, что это первый в отечественной поэзии художественно убедительный образ русской девушки. Каковы черты русской женщины в образе Светланы? (верность , покорность, поэтичность, кротость)
Какие средства создания образа главной героини использует Жуковский? (имя, сон, бытовые детали).
— Но что же происходит в балладе дальше? (Светлана засыпает, и ей снится сон. Милый сердцу везет её венчаться в церковь.)
-Писатели часто прибегают к описанию сна героя как к приёму художественного предварения. Каковы признаки сна Светланы? (не является вещим, занимает большую часть пространства произведения, сон является кульминацией произведения, несчастье страшного сна противопоставлено счастью пробужденья).
— Какие образы олицетворяют зло во сне Светланы? (чёрный гроб, «чёрный вран», метель и вьюга, мертвец в хижине).
-Какой цвет преобладает в балладе? (белый).
— С помощью чего создаётся эффект белизны? (имени героини, искрящегося под луной снега, огонька свечи, зажженной Светланой, света из распахнутых дверей церкви).
-Какой пейзаж выбрал автор, чтобы показать нам необычность происходящего! (Пейзаж усугубляет фантастичояность действия. «Тускло светится луна», «сумрак тумана», «пусто все вокруг», «черный вран», «гроб».)
— Пейзажные зарисовки баллады тесно связанны с психологическим состоянием героини. Какие душевные переживания девушки-невесты раскрывают картины природы, изображённые в произведении? (глухую тревогу, напряжённое ожидание опасности, обострённость чувств Светланы).
-Зачем такой страшный сон показывает нам автор? Ведь мы говорили о том, что это самая радостная баллада. (Жуковский формулирует главную идею баллады словами: «Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье…».Что вы можете на это сказать? Может быть, автор хотел нам сказать, что жизнь на земле кратковременна, а настоящее и вечное – в загробном мире.)
-Важную роль играет в балладе диалог. Кому жалуется Светлана на свою горькую участь? (подружкам).
— В кульминационный момент сюжета автор создаёт ситуацию спасения героини волшебным помощником. Кто избавляет Светлану от жениха мертвеца? (белоснежный голубок).
-Какие приёмы народного сказочного повествования использует поэт в балладе? (фольклорный зачин, изображение черт русского национального быта, описание обычаев и обрядов, включение
полного текста обработанной гадальной песни, постоянные эпитеты).
— Для чего вводит Жуковский фрагмент песенки «Идёт кузнец из кузницы…»? (намёк на счастливую развязку).
— Какие реалии природного мира представлены в балладе? (поле, дорога, небо, луна).
— Каким размером написана баллада? (чередованием четырёхстопного и трёхстопного хорея).
4. Подведение итогов.
Сегодня мы окунулись в Россию девятнадцатого века. Благодаря произведениям Василия Андреевича Жуковского, мы ощущаем душевное благородство, патриотизм, торжество справедливости и любви. Имя его живет и будет жить долго благодаря произведениям словесной живописи, природе и культуре, красоте и музыке его слова. Не зря А.С. Пушкин сказал пророческие слова: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль».
5.Домашнее задание: выучить наизусть начало баллады.
nsportal.ru
Урок литературы в 9 классе по балладе В.А.Жуковского «Светлана»
В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»
Обучение анализу лирического стихотворения.
Цель урока: углубить представления о балладе, расширить читательский интерес учащихся
Задачи урока:
Познакомить учащихся с некоторыми биографическими данными В.А.Жуковского
Познакомиться поближе с балладой В.А.Жуковского «Светлана»
Выявить характерные признаки жанра на примере изучаемой баллады
Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
Провести словарную работу над терминами баллада, композиция, романтизм
Способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей у учащихся
Методические приемы: перевёрнутый класс.
Ход урока:
Организационный момент урока
— Сегодня урок мне хотелось бы начать с вопроса. Кому посвящены слова А.С. Пушкина: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль»? (В.А.Жуковскому)
— Оправдалось ли предположение А.С.Пушкина? (Да, и в 21 веке произведения Жуковского вызывают у читателей интерес)
Сообщение темы урока
Сегодня на уроке будут проверены ваши знания, полученные самостоятельно по теме: В.А.Жуковский. Жизнь и судьба. Баллада «Светлана»
2. Повторение изученного. Подготовка к восприятию нового.
Проверка индивидуальных домашних заданий
Рассказ о жизни и судьбе В. А.Жуковского (Чаукеров Д.)
— Вспомните, основоположником какого направления в литературе был В.А.Жуковский? (романтизм)
Рассказ об истории создания баллады (Мизамбеков А) «Баллада «Светлана» посвящена племяннице В.А.Жуковского Александре Андреевне Воейковой, урожденной Протасовой, и преподнесена автором в качестве свадебного подарка)
3. Сообщение темы и целей урока.
— Дома вы самостоятельно знакомились с текстом баллады В.А. Жуковского «Светлана» и просмотрели видеоурок. И сегодня на уроке вы должны поделиться знаниями, полученными в результате самостоятельной работы.
Тест по тексту баллады и просмотренному дома видеоуроку. (проходят онлайн желающие по очереди на оценку)
https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-ballade-zhukovskogo-svetlana
Я вас просила, чтобы вы, просматривая видеоурок, обратили внимание на определение жанра баллады. Назовите её характерные признаки. (Стихотворное произведение, основанное на каком-либо предании, имеющее фантастический сюжет и неожиданную концовку)
Исследовательская работа.
— Давайте сейчас, работая в группах, докажем, что «Светлана» — это действительно баллада.
Задание первой группе – расставить по порядку события, происходящие в балладе. (работают самостоятельно за ноутбуком)
— На каком предании основана баллада?
(на немецких народных легендах о мертвом женихе, забирающем к себе тоскующую невесту)
Задание второй группе – Определить, что в балладе является экспозицией? Завязкой? Развитием действия? Кульминацией? Развязкой? (работают с учителем)
— В тексте:
Экспозиция — действие происходит в избе в крещенский вечерок. Здесь собрались девушки и гадают на своего суженого.
Завязка – Светлана грустит, она рассказывает подружкам о своей печали, оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха.
Развитие действия – жених везет ее венчаться. Они едет по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, где она опять видит гроб…
Кульминация – мертвец в гробу – ее жених.
Развязка – Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым.
Задание третьей группе
– Найти в тексте подтверждение, что в «Светлане» присутствует фантастический сюжет и неожиданная концовка. (В ночь перед Крещеньем девушки погружены в гаданья. Светлана грустит из-за длительной разлуки с женихом, в полночь гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет узнать. Как скоро он к ней вернется. В состоянии полудремы ей кажется, что жених приезжает и увозит ее с собой. Затем они идут по заснеженной степи, у церкви героиня замечает, что там идет отпевание. Затем они приезжают в уединенную хижину, в которой она видит гроб, из которого поднимается мертвец – ее жених. Неожиданно «белый голубочек» защищает Светлану от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и как бы отменяются в своей действительности пробуждением героини. В яви жених здоров и невредим, баллада оканчивается счастливо.)
Задание четвёртой группе. Ответить на вопросы по ходу урока.
Сколько баллад создал В.А.Жуковский?
Сколько лет создавалась «Светлана»?
Какая баллада была взята за основу?
Кому посвятил Василий Андреевич своё произведение?
Почему во время гаданий Светлана «молчалива и грустна»?
В кого превращается её жених в балладе?
Кто является Спасителем Светланы?
Как заканчивается баллада?
— Мы с вами рассмотрели черты, свойственные вообще жанру баллады. А как вы думаете, что отличает балладу Жуковского от европейских баллад.
В балладе «Светлана» торжествуют народные начала, носителем которых выступает Светлана. Жуковский воплотил в ней характер русской девушки, открытой любви, верной народно-религиозным идеалам и радующейся счастью жить.
— Найдите народные начала в произведении Жуковского. Чем занимались в зимнее время девушки на Руси?
— Какой обряд именно русского народа, присутствует в тексте баллады (обряд гадания)
Индивидуальные задания: рассказ о гаданиях, существующих на Руси.
— В чем состоит непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил? Кто спасает Светлану от мертвеца, заставляя её пробудиться от сна? (Непредвиденное вмешательство «белого голубка» спасает девушку от мертвеца. Стоит голубке обнять ее крылами, как она просыпается и возвращается к исходной реальности.)
— Символом чего является голубь? (В народе — символ счастья, любви, нежности, защиты, символ благословения господа?
— А какие еще птицы встречаются в балладе? (Петух и ворон)
— Что обозначают эти символы? (Петух – некий часовой, заступник, ворон – предсказывает плохое, страшное)
— Еще один символ – цвет. Какие цвета встречаются в балладе? Что они символизируют?
(белый – печаль, чистота; чёрный – злые силы; алый – надежда, любовь)
5. Подведение итогов
— Можно ли утверждать, что Светлана – образец национального характера русской девушки? Почему?
— В.Г.Белинский, отмечая роль поэта в истории литературы, сказал: «Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии..»
Согласны ли вы с этим утверждением? (Творчество Жуковского сблизило европейский романтизм с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию жанра баллады на русской почве)
6. Домашнее задание — Выучить отрывок из баллады
7. Выставление оценок, подведение итогов.
infourok.ru
Урок литературы в 9 классе. В.А.Жуковский ,баллада «Светлана»
Урок литературы в 9 классе. В.А.Жуковский ,баллада «Светлана»
Тема . В.А.Жуковский ,баллада «Светлана»
Цель урока: углубить представления романтизме, о балладе, расширить читательский интерес учащихся.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
2. Дать некоторые сведения из биографии В.А.Жуковского
3. Работать над понятиями классицизм, сентиментализм, романтизм, баллада, композиция,народность.
4. Способствовать развитию речи, мыслительных способностей у учащихся
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа стихотворного текста.
Оборудование: проектор
Ход урока.
Звучит романс на стихи М.Лермонтова( Белеет парус одинокий, муз. М.Казанкиной )-2мин.40с
–Этот романс на стихи «Парус» романтического направления раскрывает тему нашего урока.
I. Слово учителя. Вторая половина 18 века и первая половина 19 века – важнейший этап в формировании русской культуры. Литература, музыка, театр, живопись, скульптура, архитектура развивались в условиях новых эстетических взглядов и тесного взаимодействия видов искусств друг с другом.
Русская литература этого времени вбирала в себя все самое лучшее и своеобразно проходила пору ученичества, повторяя путь европейских литератур.
А) И в середине 18 века основным направлением в искусстве становится классицизм.
Петергоф, парковый ансамбль (картинка 1)-строгая, торжественная гармония и красота.
Б) В последние десятилетия 18 века в России постепенно складывается новое литературное направление – сентиментализм. Портрет М.И.Лопухиной(картинка 2),
проявление чувств, гармония с природой, разнообразные переживания.
В) В начале 19 века утвердилось новое направление – романтизм. Живописное полотно И.Айвазовского «Закат» (картинка 3). Стремление оторваться от будничной жизни проявляется в исключительных обстоятельствах.
–А в русской литературе романтизм начинается с Жуковского.
Выступление подготовленных учеников о Жуковском ( основные сведения биографии, творчества)
– Излюбленными жанрами у Жуковского становятся элегии и баллады, которые принесли ему настоящую славу. О них Пушкин писал ( на доске)
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
А.Пушкин
II.Работа над балладой.
– Обратимся к балладе «Светлана».(Чтение записи на доске). Баллада – лиро-эрическое произведение с острым ,напряженным ,большей частью фантастическим сюжетом, с открытой эмоциональной окраской изображения.
1) Прослушивание начала баллады (Ютуб,видео – Баллада Жуковского «Светлана» А.А.Воейковой ,2мин.46 сек.-проектор)
2) Выразительное чтение отрывков баллады по учебнику и работа над текстом.
– А как дальше развивались события? (Проверка домашнего задания – пересказ содержания)
Как по времени события происходят (быстро).Все овеяно таинственностью, неизвестность рождает страх).
Учитель. Построение, т.е. композиция баллады служит раскрытию идеи автора. Определяем составные части композиции баллады. Что здесь является экспозицией? Завязкой? Кульминацией?
III. Народность творчества Жуковского, (новаторство в литературе начала 19 века) ,т.е. проявление интереса к отечественной истории и национальному характеру.
– Какие бытовые зарисовки жизни русских описал поэт? (Обычай гадать в Крещение)
– Почему девушки решили погадать в это время? (Считалось, что в это время предсказания сбываются)
– Какое детали описания жизни русской деревни мы находим?(Широкий двор,ворота тесовые,кони , сани, снежная зима)
– Какие особенности характера русской девушки нарисованы? (Милая, кроткая Светлана,с желанием узнать неизвестное, верная своему избраннику, с глубокой верой в бога, с надеждой на спасение).
IV. Итог .
– Можем ли мы сказать, что « Светлана»- произведение романтического направления?
– Считаете ли вы, что такой композицией баллады автор достигает цели показать самобытность русских людей, красоту родной природы?
V.Д/з : вопросы стр.140,№ 4,5.
VI.Заключение.
Говоря о «балладнике» Жуковском, как его окрестили современники, невозможно не говорить о его стихотворениях. Лирика Жуковского необычайно музыкальна. Не случайно на многие стихи Жуковского 1806 – 1836 годов написаны романсы композиторами Алябьевым, Чайковским, Глазуновым. Мне также хочется закончить урок романсом, уже на стихи Жуковского.(Романс «Воспоминание», исполняет Арина Ли, композитор Алябьев).
Картинка 1. Петергоф, парковый ансамбль
Картинка 2. Портрет М.И.Лопухиной
Картинка 3. И.Айвазовского «Закат»
infourok.ru
Баллада В.А. Жуковского «Светлана» как романтическое произведение
На этом уроке пойдёт речь о творчестве замечательного русского поэта Василия Андреевича Жуковского, о жанре баллады в его творчестве и, прежде всего, о балладе «Светлана» – самой знаменитой его балладе.
Жанр баллады родился в России в 1808 году. В девятом номере журнала «Вестник Европы» за этот год было напечатано стихотворение под названием «Людмила». Это было первое произведение в жанре баллады уже прославившегося к тому времени своими элегиями, такими как «Вечер» или «Сельское кладбище», Василия Андреевича Жуковского (рис. 1).
Рис. 1. В.А. Жуковский (Источник)
Русские читатели встретили новое произведение восторженно. Белинский (рис. 2) впоследствии отмечал:
«Тогдашнее общество бессознательно почувствовало в этой балладе новый дух творчества, новый дух поэзии. И общество не ошиблось».
Рис. 2. В.Г. Белинский (Источник)
Жанр литературной баллады Жанр литературной баллады был сравнительно новым, появившимся только в XVIII веке. До этого баллада была исключительно фольклорным жанром. XVIII столетие – это период увлечения устным народным творчеством, в котором поэты и исследователи пытаются угадать, понять национальный характер. Это приводит к тому, что произведения устного народного творчества активно собираются и издаются. С самого начала литературная баллада ориентировалась на фольклор. Поэты насыщали балладу необыкновенно выразительными эмоциональными приёмами. Всё это сулило балладе большое будущее, и, действительно, возникнув в XVIII веке, баллада прочно укрепилась среди литературных жанров и благополучно существует до нашего времени. Баллада обладает краткостью и необыкновенной выразительностью, эмоциональной насыщенностью. В фольклорной балладе рассказывалось о страшных вещах: убийствах, кровосмешениях, предательствах. В ней появлялись призраки, ожившие мертвецы и даже сам дьявол. Таким образом, баллада – это лиро-эпический жанр, в котором от лирики – эмоции и страсти; а от эпоса – повествование, сюжет. Сюжет баллады содержит:
Часто баллада начинается с пейзажного вступления и может иметь пейзажную концовку. Но это необязательно. Есть баллады исторические – например, «Песнь о вещем Олеге» Пушкина или «Бородино» Лермонтова (рис. 3), которые по сути тоже баллады, потому что в них рассказывается об историческом событии и присутствует диалог. Рис. 3. М.Ю. Лермонтов (Источник) Диалог является характерным признаком баллады как жанра. Иногда это может быть монолог, но всё равно подразумевается безмолвный собеседник. Могут быть баллады фантастические, например «Лесной царь» Гёте (рис. 4), которого мы тоже знаем благодаря переводу Жуковского. Рис. 4. Иоганн Вольфганг Гёте (Источник) Внешне баллада похожа на небольшую поэму. Но существуют определённые отличия баллады от поэмы:
Благодаря таким своим возможностям (соединению лирики с эпосом) баллада стала одним из ведущих жанров книжной поэзии. |
«Людмила» Жуковского была переводом на русский язык баллады знаменитого немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера (рис. 5) «Ленора».
Рис. 5. Готфрид Август Бюргер (Источник)
Эта баллада является литературной обработкой мистического сюжета о том, как к девушке является мёртвый жених. Русская читающая публика XVIII века была воспитана на просветительской литературе, а в Просвещении существовал культ разума, то есть исключалось всё мистическое, необъяснимое. Всяческий иррационализм просто изгонялся из литературы. Поэтому можно представить себе, с каким замиранием сердец читали новое произведение Жуковского (особенно барышни), какое воздействие на них оказывали такие, например, строки:
«Вот уж солнце за горами;
Вот усыпала звездами
Ночь спокойный свод небес;
Мрачен дол, и мрачен лес.
Вот и месяц величавый
Встал над тихою дубравой:
То из облака блеснёт,
То за облако зайдёт;
С гор простёрты длинны тени;
И лесов дремучих сени,
И зерцало зыбких вод,
И небес далёкий свод
В светлый сумрак облечённы…
Спят пригорки отдалённы,
Бор заснул, долина спит…
Чу!.. полночный час звучит.
Потряслись дубов вершины;
Вот повеял от долины
Перелётный ветерок…
Скачет по полю ездок:
Борзый конь и ржёт и пышет.
Вдруг… идут… (Людмила слышит)
На чугунное крыльцо…
Тихо брякнуло кольцо… <…>
«Светит месяц, дол сребрится;
Мёртвый с девицею мчится <…>
«Чу! в лесу потрясся лист.
Чу! в глуши раздался свист.
Чёрный ворон встрепенулся;
Вздрогнул конь и отшатнулся;
Вспыхнул в поле огонёк».
«Близко ль, милый?» — «Путь далёк». <…>
Что же чудится Людмиле?..
К свежей конь примчась могиле
Бух в неё и с седоком.
Вдруг — глухой подземный гром;
Страшно доски затрещали;
Кости в кости застучали;
Пыль взвилася; обруч хлоп;
Тихо, тихо вскрылся гроб…
Что же, что в очах Людмилы?..
Ах, невеста, где твой милый?
Где венчальный твой венец?
Дом твой — гроб; жених — мертвец. <…>
«Кончен путь: ко мне, Людмила;
Нам постель — темна могила;
Завес — саван гробовой;
Сладко спать в земле сырой».
Что ж Людмила?.. Каменеет,
Меркнут очи, кровь хладеет,
Пала мёртвая на прах.
Стон и вопли в облаках;
Визг и скрежет под землёю;
Вдруг усопшие толпою
Потянулись из могил;
Тихий, страшный хор завыл:
«Смертных ропот безрассуден;
Царь всевышний правосуден;
Твой услышал стон творец;
Час твой бил, настал конец».
Так была наказана героиня баллады «Людмила» за то, что осмелилась роптать на божественный произвол.
«Светлана» была всего лишь третьей балладой, написанной Василием Андреевичем Жуковским. До неё он написал уже упомянутую «Людмилу» и балладу «Кассандра», которая являлась переводом произведения великого немецкого поэта Шиллера (рис. 6), и речь в ней шла о событиях античной истории.
Рис. 6. Иоганн Фридрих Шиллер (Источник)
«Светлана», безусловно, самая знаменитая баллада Жуковского, которой была суждена грядущая слава в веках.
Хотя в основе сюжета баллады «Светлана» лежит всё та же история о том, как к девушке является мёртвый жених, эта баллада приобрела совершенно неповторимый, неподражаемый окрас. Она была абсолютно оригинальной по характеру решения этой коллизии.
Работа над «Светланой» продолжалась на протяжении четырёх лет (с 1808 по 1812 гг.).
Изменился не только сюжет, но и имя героини, что не случайно и очень важно. Дело в том, что в православных святцах нет имени Светлана. Вместе с тем Жуковский хочет придать новой своей балладе русский колорит, а в имени Светлана отчётливо слышен тот же корень, что и в слове светлый. И этот необыкновенный свет, это сияние, которое исходит от баллады и от её героини, очень ощущались читателями того времени и ощущаются сейчас.
Кроме того, выбор имени Светлана мог быть связан и с характером прототипа героини этой баллады – Александры Андреевны Протасовой-Воейковой.
Прототип Светланы Баллада «Светлана» была напечатана, как и баллада «Людмила», в журнале «Вестник Европы», в номерах первом и втором за 1813 год. Эта баллада имела посвящение Александре Андреевне Протасовой (рис. 7). Рис. 7. Александра Андреевна Протасова (Источник) Александра Протасова была племянницей Василия Жуковского, дочерью его единокровной сестры Екатерины Афанасьевны Протасовой. Все знавшие Сашу Протасову отзывались о ней как о человеке необыкновенного обаяния и привлекательности. Такой она была с самого детства, и повзрослевшей Сашей восхищались знаменитые русские поэты: Николай Михайлович Языков (рис. 8), Иван Иванович Козлов, Евгений Абрамович Баратынский. Они посвящали ей стихи. Рис. 8. Н.М. Языков (Источник) Николай Языков даже любил Александру Протасову. Он писал: «Она меня очаровала, Я в ней нашёл все красоты, Все совершенства идеала Моей возвышенной мечты».
Такие же восхищённые строки об Александре Протасовой оставил и великий поэт Евгений Баратынский (рис. 9): «Очарованье красоты В тебе на страшно нам: Не будишь нас, как солнце, ты К мятежным суетам; От дольней жизни, как луна, Манишь за край земной, И при тебе душа полна Священной тишиной». Рис. 9. Е.А. Баратынский (Источник) Однако в жизни Александра Андреевна Протасова оказалась человеком несчастным. В возрасте восемнадцати лет она вышла замуж за известного литератора Александра Фёдоровича Воейкова (рис. 10), который оказался домашним тираном. Рис. 10. А.Ф. Воейков (Источник) Эти обстоятельства свели Александру в могилу. Она скончалась в возрасте 34-х лет о чахотки. Но осталась навсегда увековеченной в пленительном образе Светланы Василия Андреевича Жуковского. |
Помимо имени героини, важным мотивом, создающим национальный колорит баллады «Светлана», стало и приурочивание событий, происходящих в балладе, к совершенно определённому времени – крещенским святкам. Прочитайте зачин баллады:
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны».
Вместе с этим зачином в балладу входил целый мир русской национальной жизни, обычаев, традиций, нравов. Вспомните описание святочных гаданий в пушкинском романе «Евгений Онегин» (рис. 11).
interneturok.ru