Педагогика учебники – .
Книги и учебники по педагогике
Образовательно-воспитательная деятельность представляет собой очень сложную работу, и любой педагог, претендующий на звание специалиста и профессионала, просто обязан выискивать все возможные пути повышения своей квалификации, знаний, навыков и умений в представленной области.
На настоящий момент можно найти немало способов осуществить эту задачу. Во-первых, с развитием сети Интернет у человека появилась возможность находить любую интересующую его информацию на тематических сайтах и форумах. Во-вторых, сама образовательная система развивается вместе с другими сферами человеческой жизнедеятельности, а это значит, что сегодня у каждого человека, в том числе и педагога, есть возможность посещать всевозможные курсы, тренинги и мастер-классы. Однако, как и раньше, наиболее востребованными и популярными источниками информации на тему педагогики и дидактики, являющейся одним из её главных разделов, являются именно книги, не важно, электронные они или печатные. По данной причине мы и решили посвятить отдельный раздел нашего курса по педагогике книгам и учебникам.
Ниже мы предлагаем вашему вниманию краткий обзор одних из самых лучших книг и учебников по педагогике и дидактике, по достоинству оценённых и признанных множеством педагогов. Педагогика и дидактика в этих книгах рассматриваются со всех сторон и во всех подробностях, иначе говоря, речь в них идёт на тему предмета и задач педагогики, методов педагогических исследований, общих закономерностей развития, целей воспитания и образования, педагогических инноваций, принципов, правил и закономерностей обучения, профессиональной деятельности и личности педагога и многих других важных и интересных вещей.
Рассмотренные работы не только должны быть изучены людьми, чья деятельность связана с педагогикой, но и вполне могут стать их настольными книгами, к которым всегда можно обратиться в поисках ответов на теле или иные вопросы.
Педагогика. Подласый И. П.
В книге рассматриваются общие педагогические вопросы и проблемы образовательно-воспитательной деятельности. При составлении материала учтены современные научные достижения и огромный педагогический опыт. Принципы и закономерности организации процесса педагогической деятельности, а также её методы, формы и задачи рассматриваются с основой на концепцию единства воспитания и обучения. Материал подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения. Книга будет полезна специалистам, бакалаврам и магистрам, которые проходят обучение по педагогическим специальностям разных направлений.Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.
Педагогика. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.
Работа раскрывает аксиологические и антропологические основы педагогической науки, теоретические и практические основы образовательно-воспитательной деятельности, организационно-деятельностные законы становления базовой культуры учащихся. Также рассматриваются педагогические технологии, вопросы конструирования и осуществления педагогической работы, педагогического взаимодействия, управления образовательными системами и т.д. Книга предназначена для учителей и руководителей систем образования.
Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.
Психология и педагогика. Радугин А. А.
Информация, представленная в книге, основывается на материалах современной и зарубежной педагогической литературы. Раскрываются общие основы психологии и педагогики, цели, задачи и этапы образовательно-воспитательной деятельности, особенности личности, формы освоения действительности, связь психологии и педагогики. Книга соответствует Государственным требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы. Рассчитана работа на студентов ВУЗов всех специальностей и людей, желающих самостоятельно овладеть психолого-педагогической подготовкой.
Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.
Социальная педагогика. Мудрик А. В.
Книга интересна тем, что процесс воспитания рассматривается в ней в рамках темы социализации. Объясняются различные факторы, воздействующие на развитие детей, подростков и юношества. Рассматриваются различные системы воспитания, такие как локальные, муниципальные, региональные, государственные. Во всех подробностях обсуждается содержание и особенности семейного, коррекционного и религиозного воспитательных процессов. Объясняются методы социального воспитания в образовательных учреждениях.
Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.
Дошкольная педагогика. Козлова С. А.
Книга раскрывает базовые вопросы дошкольной педагогики в контексте современных отечественных и зарубежных психопедагогических исследований. Работа составлена таким образом, что предполагает преемственность профессионального образования в высших учебных заведениях. Содержание соответствует государственным образовательным стандартам. Помимо прочего, книга включает в себя набор практических творческих заданий и педагогических задач для проверки усвоения материала и дополнительную информацию для всех, кто интересуется темой педагогики.
Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.
Учебник педагогики. Вайндорф-Сысоева М. Е., Крившенко Л. П.
В учебнике раскрываются проблемы дидактики, общепедагогические проблемы, проблемы управления образовательными системами, проблемы коррекционной и социальной педагогики и рассматривается теория воспитания, основанная на современных научных достижениях. Учебник соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Российской Федерации. Работа рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.
Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.
Книги и учебники по педагогике и дидактике, о которых мы вам рассказали, это лишь небольшая часть того количества литературы на данную тему, которое можно сегодня найти в книжных магазинах и на интернет-сайтах. Процесс познания любой дисциплины, тем более педагогики, может продолжаться бесконечно, однако сформировать базу можно, изучив рассмотренные выше работы. Поэтому начните именно с них, но не оставляйте без внимания и другие источники, ведь ваша главная задача – это стать профессионалом в своей области и повысить эффективность педагогической деятельности.
Желаем вам успехов!
4brain.ru
Читать книгу Педагогика
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений
Рецензенты:
доктор педагогических наук, действительный член РАО, профессор Г.Н. Волков;
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор А. В. Мудрик
РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1. Возникновение и становление педагогической профессии
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом — образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.
Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы «питать». Не без основания сегодня слова «воспитывать» и «вскармливать» нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее…».[1] В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.
С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки: «Он создал нас, он воспитал наш пламень… Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена».[2]
Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя.
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» — обращается к нему ученик. «Обогати ее», отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» — спрашивает ученик. «Обучи ее!» — восклицает учитель.
Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами «урок», «класс», «каникулы», «обучение» и т. д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.
Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.[3]
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Все — для других, ничего — для себя».
Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский — отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения».[4]
Поиски российски
www.bookol.ru
Книги по педагогике для студентов
Работа с учебником
Как правило, накануне экзаменов по педагогике, оказывается, что ни одно учебное пособие еще не прочитано, а материал не усвоен. Студенту приходиться за несколько дней освоить информацию, выдаваемую преподавателем за несколько месяцев. Правильно выбранный и прочитанный учебник поможет получить и систематизировать все знания к экзамену.
Даже при быстром чтении, вчитываясь, запоминание происходит автоматически. Желательно, читать учебник по главам, не пропуская их. Тогда материал будет усваиваться структурно и системно. Следует останавливаться в конце главы для анализа прочитанного.
Если вы читая, не понимаете о чем читаете, то остановитесь на проблемном месте и медленно перечитайте и проанализируйте написанное. Для лучшего запоминания следует подчеркивать или выделять нужный отрывок.
Усвоение прочитанного материала лучше проходит в тихой обстановке.
Если имеется возможность совместить теорию и практику, то обязательно надо применить все прочитанное в жизни.
Выбор между учебником и конспектом необходимо делать в пользу первого. Так как неполная информация по предмету в конспекте, запомниться не на все $100\%$.
Выбрать правильно учебное пособие по педагогике поможет список, представленный ниже.
Список книг по педагогике
- «Коррекционная педагогика, основы специальной психологии» А.В.Пилипенко
- «Педагогика — конспект лекций» Петрова О., Е.Шарохина;
- «История западного образования» Джеймс Боуэн;
- «Педагогическая психология: хрестоматия»
- «Возрастная и педагогическая психология — хрестоматия» Виктор Зацепин;
- «Психология и педагогика в курсе лекций» В.Г.Крысько;
- «Психология и педагогика, вопросы и ответы, структурные схемы» В.Г.Крысько;
- «Психология индивидуальности» Трофимова И.А.;
- «Психология и педагогика» Н.С.Дашина;
- «История образования в России» Наталья Гуркина;
- «Психология, педагогика мышления» Д.Дьюи;
- «Сравнительная педагогика: пособие для студентов» А.Джуринский;
- «Педагогика и психология в высшей школе: пособие учебное» под редакцией М.В.Буланова-Топоркова;
- «Педагогические технологии» Кукушин В.;
- «Педагогическая психология» Клюева Наталья;
- «Методология учебной деятельности» Новиков;
- «Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов педагогических вузов» И.Подласый;
- «Основы общей дидактики» Борис Голуб;
- «Основы педагогики — интеграция урочных, внеурочных занятий школьников» В.Казаренков;
- «Преподавание, воспитание в высшей школе — методология, цели, содержание и творчество. Учебное пособие для студентов ВУЗов» Юрий Фокин;
- «Педагогическая антропология» Борис Бим-Бад;
- «Материнская школа» Ян Коменский;
- «Педагогика» Бордовская Н., А.Реан;
- «Современные образовательные технологии» Г.Селевко;
- «Введение в педагогическую деятельность» Роботова А.С.;
- «Социальная педагогика» Мудрик А.В.;
- «Педагогика: учебник для бакалавров» Л П.Крившенко;
- «Педагогика» Г.М.Коджаспирова;
- «Этнопедагогика» И.М.Яковенко;
- «Основы педагогики — введение в прикладную философию» С.И.Гессен;
- «Основы профессионального педагогического общения» Александр Лобанов;
- «Педагогика» Олег Ефремов;
- «Методология психолого-педагогического исследования и методы» В.И.Загвязинский;
- «Педагогика школы — новый стандарт» В.В.Воронов;
- «Педагогика — краткий курс лекций» Вайндорф-Сысоева М.Е.;
- «Теория развивающего обучения» В.В.Давыдов;
- «Личностный, компетентностный подходы в образовании» А.А.Вербицкий
spravochnick.ru
Коллектив авторовПедагогика. Учебник для вузов
Рецензенты:
Радионова Н. Ф., доктор педагогических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
Чекалева Н. В., доктор педагогических наук, профессор Омского государственного педагогического университета;
Светенко Т. В., доктор педагогических наук, профессор Псковской лингвистической гимназии.
Авторы учебника:
Бахмутский А. Е., Вершинина Н. А., Глубокова Е. Н., Даутова О. Б., Кондракова И. Э., Лабунская Н. А., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П.
Заведующая редакцией М. Трофимова
Руководитель проекта Т. Шапошникова
Ведущий редактор Е. Власова
Литературный редактор А. Ганчурин
© ООО Издательство «Питер», 2014
* * *
Если педагогика намеревается помочь человеку выйти за рамки его природных способностей, она должна снабдить его соответствующими инструментами, которые для этого созданы людьми.
Дж. Брунер
Уважаемые преподаватели и студенты!
Все вузовские учебники ориентированы на помощь студенту в его профессиональном становлении. Этой же цели служит и предлагаемый вашему вниманию учебник «Педагогика», написанный в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование». В чем особенности этого учебника?
Первая особенность – в направленности на развитие профессиональной компетентности студента. Авторы учебника понимают профессиональную компетентность как способность решать типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. «Способность» в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение. «Способен» – следовательно, «умеет делать». Содержание понятия «компетентность» шире не только знаний, умений или навыков, но и даже их суммы. Кроме когнитивной (что?) и операционной (как делать?) составляющих понятие компетентности содержит мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?) и социальные (с кем?) элементы. В исследованиях РГПУ им. А. И. Герцена профессиональная компетентность рассматривается как совокупность ключевых, базовых и специальных компетенций.
Ключевые — компетенции, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире. Ключевые компетенции приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации (в том числе на иностранном языке), социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.
Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.). Для профессиональной педагогической деятельности базовыми являются компетенции, необходимые для построения профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества.
Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетенций в области конкретной сферы профессиональной деятельности.
Базовые и ключевые компетенции всегда проявляются в контексте предметной области (специальной компетенции). Разумеется, все три вида компетенций взаимосвязаны и развиваются одновременно, формируя индивидуальное своеобразие профессиональной компетентности конкретной личности. Ключевые, базовые и специальные компетенции, пронизывая друг друга, проявляются в процессе решения профессиональных задач разного уровня сложности, что предполагает овладение разнообразными ресурсами. В Федеральном государственном образовательном стандарте по направлениям образования для обозначения компетенций как результата профессиональной подготовки студента используются другие термины: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые соответствуют ключевым, базовым и специальным, выделенным в концепции РГПУ им. А. И. Герцена.
Вторая особенность состоит в структурировании материала учебника. Авторы стремились представить в учебнике педагогическое знание, необходимое для решения типовой профессиональной задачи, в различных контекстах анализа современного образования. Для этого необходимо было отразить в учебнике общепризнанное, доказанное научное знание и в то же время включить материалы, отражающие сложность и инновационность современных поисков, которые характеризуют современную педагогическую науку и практику. Такое сочетание определялось мировоззрением авторов, тем пониманием педагогики, которое характерно для ленинградской научной школы, сложившейся на кафедре педагогики Герценовского университета. Основная черта этой школы, определяющая подготовку будущего педагога, заключается в ее ориентации на развитии личности студента путем создания условий для развития ценностных приоритетов, активности и самостоятельности, интереса к педагогической науке и практике; в понимании образования как единства воспитания и обучения как ведущего фактора развития личности; в стремлении «выращивать» новое педагогическое знание и опыт в совместной деятельности науки и практики.
Третья особенность заключается в стремлении авторов учебника расширить пространство профессиональной коммуникации преподавателей и студентов. Концентрация содержания учебника вокруг фундаментальных категорий и основных задач современной профессиональной деятельности педагога позволяет в процессе обучения дополнять изучаемый материал результатами исследований конкретных научных школ, учитывать традиции вуза, проводить обсуждения различных аспектов педагогической действительности в соответствии с интересами преподавателей и студентов. Авторы учебника стремились не столько транслировать готовые знания («консервы», по выражению Андрея Александровича Вербицкого, или «диетический корм» в категориях Пауло Фрейре (Freire, 1985)), сколько стимулировать возникновение вопросов, на которые студент не может ответить без изучения соответствующих источников (книг, журналов, статистики) или собственного исследования. Когда эти источники найдены и освоены, студент продолжает свое совершенствование в качестве ученика, сталкиваясь с новыми важными практическими проблемами, которые вновь отсылают его к иным источникам и исследованию. Поэтому выполнение заданий, предлагаемых в каждом разделе учебника, ориентировано на то, что студенты будут учиться не только у преподавателя, но и в процессе анализа реально возникающих проблем, участвуя в их исследовании и обсуждении полученных решений; работать с различными базами информации для выбора и принятия решений в контексте реальных ситуаций; учиться мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения.
Авторы учебника не стремились вложить в него все накопленное в педагогике знание, руководствуясь мудрой мыслью Анатоля Франса: «Не пытайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая большому количеству вещей. Разбудите любопытство людей. Этого достаточно для раскрытия сознания. Не перегружайте его, просто поднесите искру. Если там имеется хороший горючий материал, то он загорится». Иными словами, предлагаемый учебник, в отличие от предыдущих, не фиксирует фундаментальное ядро научного педагогического знания как основы профессиональной подготовки будущего учителя, а ориентирован на самостоятельную целенаправленную работу студента по построению собственного фундамента современной профессиональной педагогической деятельности, используя ресурсы имеющегося информационного поля педагогического знания – классических трудов, учебников, современных исследований.
Использование учебника в процессе изучения дисциплины «Педагогика» может быть различным: выступать как дополнительный источник при работе с другими учебниками педагогики и лекциями преподавателя, как источник дискуссионных проблем, требующих обсуждения, как навигатор в процессе самостоятельной работы.
Предлагаемый учебник написан авторами в логике разработанной коллективом преподавателей кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена учебной программы дисциплины «Педагогика» для студентов бакалавриата, состоящей из следующих курсов: «История педагогической мысли и образования», «Педагогика школы», «Решение профессиональных задач». Для курса истории педагогической мысли и образования уже создан учебник коллективом авторов – преподавателей кафедры под руководством действительного члена РАО, доктора педагогических наук, профессора З. И. Васильевой. Для изучения вопросов введения в педагогическую деятельность создано одноименное учебное пособие под руководством профессора кафедры педагогики А. С. Роботовой. Предлагаемый учебник является следующей учебной книгой, необходимой для изучения дисциплины «Педагогика».
Как и все преподаватели педагогики, авторы учебника стремились содействовать развитию интереса студентов к педагогической деятельности, готовности к исследованию педагогических проблем, воспитанию гордости за свою профессию. И по сей день остаются актуальными слова Константина Дмитриевича Ушинского о том, что дело учителя, скромное по наружности, – одно из величайших дел в истории.
Коллектив авторов учебника:
Бахмутский А. Е., доктор педагогических наук, профессор;
Вершинина Н. А., доктор педагогических наук, доцент;
Глубокова Е. Н., кандидат педагогических наук, доцент;
Даутова О. Б., доктор педагогических наук, доцент;
Кондракова И. Э., кандидат педагогических наук, доцент;
Лабунская Н. А., кандидат педагогических наук, доцент;
Писарева С. А., доктор педагогических наук, профессор;
Пискунова Е. В., доктор педагогических наук, профессор;
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО.
Благодарности
Авторы учебника выражают глубокую признательность руководству Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена за стимулирование коллектива кафедры к написанию учебника по педагогике в соответствии с разработанной в университете концепцией уровневой подготовки нового поколения педагогов, постоянную поддержку и помощь в разработке научно-методических материалов и учебно-методического комплекса по дисциплине «Педагогика».
Авторы учебника приносят глубокую благодарность всем преподавателям кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, в постоянном сотрудничестве с которыми рождались идеи будущего учебника.
Особую признательность авторы выражают кафедральным экспертам докторам педагогических наук, профессорам Елене Владимировне Титовой, Инессе Сергеевне Батраковой, Елене Сергеевне Заир-Бек, Алевтине Сергеевне Роботовой и коллегам, материалы которых были использованы при создании учебника – докторам педагогических наук, профессорам Ольге Владимировне Акуловой, Раисе Умяровне Богдановой, доктору педагогических наук Ольге Николаевне Крыловой, кандидатам педагогических наук, доцентам Татьяне Константиновне Александровой, Ирине Вячеславовне Гладкой, Ирине Юрьевне Гутник.
Появление учебника было бы невозможно без помощи студентов и магистрантов Герценовского университета, которые участвовали в апробации учебника, отмечая удачные находки и непростительные ошибки, вносили свои предложения и искренне были заинтересованы в подготовке современного учебника по педагогике. Авторы благодарят студентов 2-го курса факультета философии человека (2010–2011 учебный год), ставших первыми читателями этой книги, а также выпускников бакалавриата – магистрантов 1-го курса кафедры педагогики (2010–2011 учебный год), в работе с которыми были апробированы многие задания этого учебника.
Слова искренней признательности за профессиональную помощь и поддержку авторы адресуют внешнему эксперту учебника – члену-корреспонденту Российской академии образования, доктору педагогических наук, профессору Александру Андреевичу Орлову и рецензентам – докторам педагогических наук, профессорам Нине Федоровне Радионовой, Надежде Викторовне Чекалевой, Татьяне Владимировне Светенко.
Авторы надеются, что у преподавателей и студентов, которые познакомятся с предлагаемым учебником, появится желание участвовать в совместной работе по созданию новых современных образовательных ресурсов.
Приглашаем к сотрудничеству!
Наш адрес:
191186 Санкт-Петербург
Наб. р. Мойки, 48
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,
Корп. 11, ауд. 32
Кафедра педагогики
E-mail: [email protected]
Сайт: http://www.kpinfo.org /
Тел. 8 (812) 312-16-87
Раздел 1. Подготовка современного педагога: интеграция науки и образования
Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та… из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком.
И. Кант
Введение в раздел
2010-й был объявлен Годом учителя. Несомненно, уже само по себе это является важным социально значимым событием, инициирует новые поиски путей развития образования, подготовки современного учителя. В Год учителя (как всегда, и 1 сентября, и в День учителя) прозвучали слова «Учитель, перед именем твоим…». Но были и другие – нелицеприятные, уничижительные, резкие. Парадокс заключается в том, что при повсеместном признании значимости роли Учителя в современном обществе нет ни одной страны в мире, которая была бы удовлетворена качеством подготовки своих учителей. Подготовка учителей «считается самым “слабым” звеном системы подготовки кадров, но при этом к учителю предъявляются такие требования, которым удовлетворить может только святой. Представитель массовой профессии описывается как олицетворение всех добродетелей сразу. Такого учителя взять негде, а в массовом сознании эти штампы из поколения в поколение только укореняются!»
Сегодня проблема подготовки учителя нового поколения становится особенно актуальной в связи с тем, что в обществе складывается новый технологический уклад.
Надеемся, вам будет интересно узнать, что…
Известно пять технологических укладов:
1785–1835 гг. – первый технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды, развитии капиталистической формы производства.
1830–1890 гг. – второй технологический уклад, который характеризуется ускоренным развитием транспорта (строительство железных дорог, паровое судоходство), возникновением механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.
1880–1940 гг. – третий технологический уклад, который базировался на использовании в промышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии и развития химической промышленности.
1930–1990 гг. – сформировался четвертый технологический уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики, в основном базирующейся на использовании нефти, нефтепродуктов и газа, средств связи, новых синтетических материалов.
1985–2035 гг. – пятый технологический уклад, который опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т. п.
Существует представление о шестом технологическом укладе, развивающемся в XXI в., основными составляющими которого являются биотехнологии (проектирование живого, новое природопользование), нанотехнологии (робототехника, новая медицина), гуманитарные технологии (вложения в человека, проектирование будущего и управление им), технологии сборки и уничтожения социальных субъектов.
Каждый технологический уклад привнес свой виток в развитие образования. Какими должны быть школа и образование в новом инновационном веке? Каковы общественные ожидания от школьного образования? Каким должен быть современный учитель, который введет растущего человека в общество экономики знаний? Эти и другие вопросы, связанные с новой ролью учителя сегодня, все чаще встают перед исследователями – разработчиками стратегических направлений развития образования. И все чаще они приходят к выводу, что для достижения целей инновационного развития страны начинать надо с самого начала – с качественного школьного образования.
Результаты международного исследования PISA свидетельствуют о том, что ни один другой фактор, ни объем средств, вкладываемых в образование, ни размер страны, ни показатели равенства образовательных возможностей не дали такой жесткой корреляции с результатами учащихся, как качество преподавательских кадров.
По материалам исследований
На основании исследований лучших мировых систем школьного образования М. Барбер и М. Муршед сделали следующие выводы: «Стабильное качество преподавания – самый важный фактор, влекущий за собой повышение качества достижений, но оно отсутствует в большинстве систем. Проведенное в США исследование показало, что если двум 8-летним ученикам средних способностей дать очень разных учителей: одного – высокой, а другого – низкой квалификации, то результаты их обучения разойдутся за три года на 50 с лишним процентных пунктов. Эффект от снижения числа учеников в классе с 23 до 15 значительно ниже, результативность среднего ученика в этом случае может повыситься на 8 процентных пунктов. Разрыв в результатах обучения между учащимися, которым три раза подряд повезло с учителями, и теми, кому трижды кряду не повезло, составил 49 процентных пунктов. Другими словами, учащиеся, у которых были хорошие учителя по какому-либо предмету, существенно улучшают свои показатели по этой дисциплине; учащиеся в классах высококвалифицированных учителей прогрессировали в три раза быстрее, чем дети, которые попали к учителям низкой квалификации».
Источник: Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах // Вопросы образования. 2008. № 3.С. 1–54.
Результаты длительных эмпирических исследований «эффективной школы», проводившиеся главным образом в США, Канаде и Великобритании, свидетельствуют о том, что ключевым условием и «золотым ресурсом» развития школы является изменение профессионального сознания учителей, самопонимания ими своих задач. При этом философия изменений должна опираться на определенный этический фундамент: учительская этика подразумевает стремление учителя быть посредником позитивных изменений в учениках, постоянно совершенствовать свое мастерство, работать над установлением доброжелательных отношений с детьми. Философия изменений и высокая этика, согласно М. Фуллану, – два столпа самосознания учителя.
Требования к современному учителю
Анализируя возможное будущее, академик Н. Н. Моисеев писал: «Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Создавать их будет учитель <…> тот, кто создает систему формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего накопленного следующим поколениям, и всех людей, которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за их будущность и будущность своего народа, а в нынешних условиях – и будущность планетарной цивилизации. Вот почему учитель <…> превращается в центральную фигуру общества, центральный персонаж разворачивающейся человеческой драмы».
Конкретизация цели, содержания и результата профессиональной деятельности современного учителя зависят от многих социокультурных факторов. Особенности современного мира – неопределенность будущего, динамичное изменение жизни, появление новых технологий и средств связи, множественность культуры, отсутствие канонов в культуре, искусстве и поведении, утверждение нового культурного типа личности, содержательное преображение Знания, социальные проблемы и изменения ситуации на рынке труда, развитие информационных технологий – определяют те факторы, которые воздействуют на порождение новых педагогических теорий и образовательных инициатив. Ввиду этого изменяется и сам язык описания педагогической деятельности, который отражает новые характерные особенности целей, содержания, методов и результатов образования.
Надеемся, вам будет интересно узнать, что…
Термин «компетенция», согласно словарю Webster, появился еще в 1596 г. Однако период его употребления в теории и практике образования сравнительно небольшой. В научно-практическое употребление термин вошел из американской лингвистики Н. Хомского.
Теории образования, ориентированного на развитие компетенций (competence-based education – CBE), также формировались начиная с 70-х гг. XX в. В это же время были разработаны и принципиально новые модели профессиональной деятельности, поскольку стало очевидным, что предметные знания и навыки не охватывают полный диапазон результатов образования, необходимых для успешной профессиональной деятельности, политического, социального и экономического развития. Предметные знания фиксируют представления об эффективной профессиональной работе в настоящий момент, не учитывая, что в ближайшем будущем представления о профессионализме могут изменяться; неизменными более длительное время остаются критичность мышления, способность к обучению, готовность человека к системным изменениям в своей профессиональной области. Эти качества выпускников университетов как условия успешности в работе отмечают и работодатели.
В современной отечественной литературе употребляют два термина, обозначающие английское слово competence, – «компетенция» и «компетентность». В английском языке это один термин, а в русском – два. Какой же перевод является более точным, правильным в употреблении? Не углубляясь в филологические детали поставленного вопроса, попробуем ответить на него языком современных научных педагогических исследований. В современных научных исследованиях компетентность обозначается как способность личности осуществлять сложные культуросообразные виды действий. Данное понимание опирается на определение Дж. Равена: компетентность – это специальная способность, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.
Понятие «компетенция» означает круг вопросов, в котором то или иное лицо (компетентное) обладает познаниями и опытом. Компетенция рассматривается в качестве основы (базы) для дальнейшего формирования и развития компетентности.
Обобщая результаты отечественных и зарубежных исследований, можно перечислить основные требования, которым должен отвечать современный учитель:
• способность распознавать, «видеть» многообразие учащихся и сложности учебного процесса;
• способность реагировать на различные потребности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику;
• способность улучшать среду обучения, создавать благоприятный климат;
• способность понимать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т. д.), в которых проходит обучение;
• способность к генерации новых идей, предвидению новых нужд и потребностей образования;
• способность быть ответственным за качество своей деятельности.
Список можно продолжить, но в этом случае он займет большую часть раздела. Упомянем лишь, что, составляя такой список и принимая в расчет достижения лучших мировых практик, нельзя забывать и отечественные традиции подготовки учителя. В России учитель всегда был больше, чем попросту носитель определенных должностных обязанностей и определенных трудовых функций. Он воспринимался в обществе как Друг, Помощник, Наставник. Можно ли в перечень квалификационных требований «вписать» поступок Януша Корчака, или ежедневную работу Василия Александровича Сухомлинского, «сердце которого было отдано детям», или работу с детьми в блокадном Ленинграде нашего знаменитого Викниксора из республики ШКИД – Виктора Николаевича Сороки-Росинского?
В клятве учителя, принятой на Европейском форуме за свободу в образовании, который прошел в Санкт-Петербурге в мае 1997 г., есть такие слова:
• клянусь уважать личность ребенка;
• клянусь не сломать, но укрепить его волю;
• клянусь открыть ему путь к познанию мира, каков он есть, клянусь, что не оставлю его в этом познании без надежды;
• клянусь, что буду учить его служению истине и терпимости к заблуждению;
• клянусь, что покажу ему, как обрести счастье в малом, и постараюсь вложить в его душу стремление к лучшему…
1. История педагогики и образования: Учебное пособие для студ. вузов / Под науч. ред. З. И. Васильевой. – М.: ИЦ «Академия», 2009.2. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студ. вузов / Под ред. А. С. Роботовой. – М.: ИЦ «Академия», 2008.3. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. – М., 2000.4. Фуллан М. Новое понимание реформ образования. – М., Просвещение, 2006.5. Моисеев Н. Н. Время определять национальные цели. – М., 1997. Т. 3. С. 172–173.fictionbook.ru
сластенин-педагогика-учебник
УДК 371.4(075.8) ББК 74.03я73 С 47
ISBN 5-7695-0878-7
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
Рецензенты: доктор педагогических наук, действительный член РАО, профессор Г.Н. Волков; доктор педагогических наук, член-корреспондентРАО, профессор А. В. Мудрик
Учебное издание Сластенин Виталий Александрович Исаев Илья Федорович
Шиянов Евгений Николаевич
В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационнодеятельнсстные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы — лауреаты премии Правительства РФ в области образования.
Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии
§1. Возникновение и становление педагогической профессии
§2. Особенности педагогической профессии
§3. Перспективы развития педагогической профессии
§4. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога
§1. Сущность педагогической деятельности
§2. Основные виды педагогической деятельности
§3. Структура педагогической деятельности
§4. Учитель как субъект педагогической деятельности
§5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Глава 3. Профессионально-педагогическаякультура учителя
§1. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогическойкультуры
§2. Аксиологический компонент профессионально-педагогическойкультуры
§3. Технологический компонент профессионально-педагогическойкультуры
§4. Личностно-творческийкомпонентпрофессионально-педагогическойкультуры
Глава 4. Профессиональное становление и развитие педагога
§1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности
§2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования
§3. Профессиональное самовоспитание учителя
§4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей
Раздел II. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке
§1. Общее представление о педагогике как науке
§2. Объект, предмет и функции педагогики
§3. Образование как социальный феномен
§4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
§5. Связь педагогики с другими науками и ее структура
Глава 6. Методология и методы педагогических исследований
§1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
§2. Общенаучный уровень методологии педагогики
§3. Конкретно-методологическиепринципы педагогических исследований
§4. Организация педагогического исследования
§5. Система методов и методика педагогического исследования
Глава 7. Аксиологические основы педагогики
§1. Обоснование гуманистической методологии педагогики
§2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация
§3. Образование как общечеловеческая ценность
Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности
§1. Развитие личности как педагогическая проблема
§2. Сущность социализации и ее стадии
§3. Воспитание и формирование личности
§4. Роль обучения в развитии личности
§5. Факторы социализации и формирования личности
§6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
Глава 9. Целостный педагогический процесс
§1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
§2. Педагогическая система и ее виды
§3. Общая характеристика системы образования
§4. Сущность педагогического процесса
§5. Педагогический процесс как целостное явление
§6. Логика и условия построения целостного педагогического процесса
Раздел III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
Глава 10. Обучение в целостном педагогическом процессе
§1. Обучение как способ организации педагогического процесса
§2. Функции обучения
§3. Методологические основы обучения
§4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
§5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
§6. Виды обучения и их характеристика
Глава 11. Закономерности и принципы обучения
§1. Закономерности обучения
§2. Принципы обучения
Глава 12. Современные дидактические концепции
§1. Характеристики основных концепций развивающего обучения
§2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающегообучения
Глава 13. Содержание образования как основа базовой культуры личности
§1. Сущность содержания образования и его исторический характер
§2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования
§3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования
§4. Государственный образовательный стандарт и его функции
§5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
§6. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12летней общеобразовательной школы
Глава 14. Формы и методы обучения
§1. Организационные формы и системы обучения
§2. Виды современных организационных форм обучения
§3. Методы обучения
§4. Дидактические средства
§5. Контроль в процессе обучения
Раздел IV. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
Глава 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе
§1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
§2. Цели и задачи гуманистического воспитания
§3. Личность в концепции гуманистического воспитания
§4. Закономерности и принципы гуманистического воспитания
Глава 16. Воспитание базовой культуры личности
§1. Философско-мировоззренческаяподготовка школьников
§2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
§3. Формирование основ нравственной культуры личности
§4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
§5. Формирование эстетической культуры учащихся
§6. Воспитание физической культуры личности
Глава 17. Общие методы воспитания
§1. Сущность методов воспитания и их классификация
§2. Методы формирования сознания личности
§3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
§4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
§5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
§6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
Глава 18. Коллектив как объект и субъект воспитания
§1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности
§2. Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике
§3. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива
§4. Этапы и уровни развития детского коллектива
§5. Основные условия развития детского коллектива
Глава 19. Воспитательные системы
§1. Структура и этапы развития воспитательной системы
§2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы
§3. Классный руководитель в воспитательной системе школы
§4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы
Раздел V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Глава 20. Педагогические технологии и мастерство учителя
§1. Сущность педагогической технологии
§2. Структура педагогического мастерства
§3. Сущность и специфика педагогической задачи
§4. Типы педагогических задач и их характеристика
§5. Этапы решения педагогической задачи
§6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
Глава 21. Технология конструирования педагогического процесса
§1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
§2. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза
§3. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
§4. Планирование работы классного руководителя
§5. Планирование в деятельности учителя-предметника
Глава 22. Технология осуществления педагогического процесса
§1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
§2. Структура организаторской деятельности и ее особенности
§3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
§4. Учебно-познавательнаядеятельность и технология ее организации
§5. Ценностно-ориентационнаядеятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности
§6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников
§7. Технология организации коллективной творческой деятельности
Глава 23. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений
§1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя
§2. Понятие о технологии педагогического общения § 3. Этапы решения коммуникативной задачи
§4. Стадии педагогического общения и технология их реализации
§5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика
§6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений
Раздел VI. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Глава 24. Сущность и основные принципы управления образовательными системами
§1. Государственно-общественнаясистема управления образованием
§2. Общие принципы управления образовательными системами
§3. Школа как педагогическая система и объект научного управления
Глава 25. Основные функции внутришкольного управления
§1. Управленческая культура руководителя школы
§2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
§3. Целеполагание и планирование как функция управления школой
§4. Функция организации в управлении школой
§5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении
Глава 26. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами
§1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности
§2. Педагогический коллектив школы
§3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
§4. Психолого-педагогическиеосновы установления контактов с семьей школьника
§5. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
Глава 27. Инновационные процессы в образовании. Развитие профессиональнопедагогической культуры учителей
§1. Инновационная направленность педагогической деятельности
§2. Формы развития профессионально-педагогическойкультуры учителей и их аттестация
РАЗДЕЛ I
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
§ 1. Возникновение и становление педагогической профессии
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом — образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.
Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы «питать». Не без основания сегодня слова «воспитывать» и «вскармливать» нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо,принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не
забывайте, а чего не умеете, этому учитесь… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее…» [1]. В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников,передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.
1 См.: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVIIвв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. — М., 1985. — С. 167.
С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки: «Он создал нас, он воспитал наш пламень… Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена» [2].
2 Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л., 1977. — Т. 2. — С. 351.
Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя.
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» — обращается к нему ученик. «Обогати ее», — отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» — спрашивает ученик. «Обучи ее!» — восклицает учитель.
Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманистЯн Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами «урок», «класс», «каникулы», «обучение» и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.
Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества [1].
1 См.: Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1995. — С. 248-284.
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Все — для других, ничего — для себя».
Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский — отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения» [1].
1 Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. — М., 1951. — Т. 2. — С. 32.
Поиски российских теоретиков и практиков 20-хгг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в30-егг.командно-административныеметоды управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А. С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей»[2].
2 Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. — М., 1958. — Т. V. — С. 178.
§ 2. Особенности педагогической профессии
Своеобразие педагогической профессии. Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек-человек»заключается в том, что она относится как к классу
преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа «человек-человек»также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либообласти (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.
Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям, в частности В. А. Кан-Калику,выявить и описать наиболее часто встречающиеся «барьеры» общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако если начинающие учителя испытывают психологические «барьеры» по неопытности, то учителя со стажем — по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные контакты с детьми, без эмоционального богатства которых невозможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.
Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности.
С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.
В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. «В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям» [1]. В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя.
1 Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956. — С. 237.
Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. «Если учитель имеет только любовь к делу, — писал Толстой, — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель» [2].
2 Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. — М., 1956. — С. 362.
Л.Н.Толстой считал свободу ребенка ведущим принципом обучения и воспитания. По его мнению, школа может быть подлинно гуманной только тогда, когда учителя не будут рассматривать ее как «дисциплинированную роту солдат, которой нынче командует один, завтра другой поручик». Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему принуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике.
В 50-60-егг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес Василий Александрович Сухомлинский — директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. «Век математики — хорошее крылатое выражение, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека» [1].
1 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. — М., 1981. — Т. 3. — С.
123-124.
Воспитание во имя счастья ребенка — таков гуманистический смысл педагогических трудов В. А. Сухомлинского, а его практическая деятельность — убедительное доказательство тому, что без веры в возможности ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.
studfiles.net
Учебники — Педагогика
Учебники — Педагогика
000 Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей (Бадмаева Н.Ц.) — 2004 год
001 МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ХВАСТУНОВА Е. П.) — 2015 ГОД
002 Детский церебральный паралич (Шипицына Л.М., Мамайчук И.И.) — 2001 год
002 Обучение моторным навыкам детей с ДЦП (Зиглинда Мартин) — 2015 год
002 Детский церебральный паралич: Медицинская коррекция и психолого-педагогическое сопровождение (В.В. Осокин) — 2010 год
003 Основы дефектологии (В.А.Лапшин, Б.П.Пузанов) — 1991 год
004 Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии (Кисилёва В.А.) — 2007 год
004 Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.) — 1999 год
004 Коррекция заикания у детей (Т.Г.Визель)
005 Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие (Степанова О.А.) — 2003 год
005 Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция (Микляева А.В., Румянцева П.В.) — 2004 год
008 Музыкальное воспитание дошкольников (Радынова О.П., Катинене А.И.) — 1998 год
009 Как общаться с ребенком (Ю. Гиппенрейтер)
010 Конспекты занятий во второй младшей группы детского сада (Волчкова А.А.) — 2004 год
011 Психокоррекционная и развивающая работа с детьми (И.В. Дубровина)
012 Это вам, родители (Книга вторая, о воспитании детей) — А.О. Пинт
013 Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание,
014 Как помочь малышу со сложным нарушением развития (Т.А. Басилова, Н.А.
015 Между нами мужчинами (о воспитании подростков) — Андрей Тарасов
017 Причины замкнутости ребёнка
026 Обучение выразительному чтению младших школьников (Горбушина Л.А.) — 1981
027 ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА: Курс лекций (О.С. Гребенюк) — 1996 год
030 Психология развития (Ермолаева М.В.)
035 Одноминутный учитель (Джонсон С, Джонсон К.) — 2002 год
040 Введение в педагогическую деятельность (Резниченко М.Г.) — 2003 год
041 Тренинг самостоятельности у детей (Г. Сартан)
045 Психолого-педагогические проблемы личности (Белоусова З.И.)
047 Педагогическая психология воспитания. (Лишин Олег Всеволодович) — 1997
048 Педагогическая психология (Зимняя И.А.)
050 Тематическое планирование и конспекты уроков по столярному делу в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. 9 класс (Д.А. Скури) — 2010 год
051 Использование социальных сетей в образовании (Лямин А.В.) — 2015 год
055 Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «Детство». Вторая младшая группа (Гладышева Н.) — 2013 год
056 Приказы и постановления по дошкольным учреждениям
057 ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО. Средняя группа — 2015 год
zinref.ru
Педагогика
Учебник для студентов педагогических учебных заведений
Под редакцией заслуженного деятеля науки рф, член-корреспондента рао, доктора педагогических наук, профессора Павла Ивановича Пидкасистого
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (опд.Ф.02 — Педагогика)
Учебник подготовлен в соответствии с государственным стандартом базового педагогического образования и формирования у будущих учителей педагогического профессионализма, В него включены материалы не только школьной, но и вузовской дидактики, что расширяет возможности свободы выбора студентами вариантов формирования профессионализма на разных уровнях педагогической самоподготовки. При изложении концепций, теорий различных авторов допускается широкий спектр плюралистических подходов к их восприятию и пониманию. При раскрытии проблем обучения и воспитания используются идеи наук, сопредельных с педагогикой, а также передовой педагогический опыт.
Учебник рассчитан на студентов педагогических вузов и колледжей, аспирантов, учителей и руководителей школ.
Авторский коллектив:
Гл. 1-4. Краевский В.В.
Гл. 10. Меняев А.Ф.
Гл. 5-9, 11-12. Пидкасистый П.И. (5.1,5.2 — в соавторстве с Краевским В.В.).
Гл. 13. Полонский В.М.
Гл. 14. Пидкасистый П.И., Полонский В.М.
Гл. 15-21. Щуркова Н.Е.
Содержание
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
Глава 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ
Глава 3. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Глава 4. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
РАЗДЕЛ II. ДИДАКТИКА
Глава 5. ДИДАКТИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
Глава 6. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА
Глава 7. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Глава 8. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Глава 9. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Глава 10. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Глава 11. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ
Глава 12. УРОК — ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Глава 13. ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Глава 14. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Глава 15. ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Глава 16. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
Глава 17. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Глава 18. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Глава 19. ОБЩИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
Глава 20. СРЕДСТВА И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Глава 21. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
1.1. Объект и предмет педагогической науки
Что значит — педагогика?
Слово «педагогика» имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика — это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность. В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика, рископедагогика, педагогика отождествления и т.д.
Однако такая двусмысленность в трактовке термина мешает ясному пониманию и научному изложению. Непреложное правило для такого изложения гласит: основные понятия, утверждения должны быть явно и ясно определены. Для того чтобы не уклоняться в сторону при объяснении сложных педагогических проблем, примем однозначную трактовку: педагогика означает «педагогическая наука», и только в этом смысле будем употреблять это слово.
studfiles.net