cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Вектора задачи на вектора 9 класс – Геометрия, 9 класс: уроки, тесты, задания

Содержание

Геометрия, 9 класс: уроки, тесты, задания

  • Векторы

    1. Понятие вектора
    2. Сложение и вычитание векторов
    3. Умножение векторов на число
    4. Применение векторов к решению задач
  • Метод координат

    1. Координаты вектора
    2. Простейшие задачи в координатах
    3. Уравнение окружности. Уравнение прямой
  • Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

    1. Синус, косинус, тангенс угла
    2. Соотношения между сторонами и углами треугольника
    3. Скалярное произведение векторов
  • Длина окружности и площадь круга

    1. Правильные многоугольники
    2. Длина окружности и площадь круга
  • Движение

    1. Понятие движения. Симметрия
    2. Параллельный перенос и поворот
  • Начальные сведения о стереометрии

    1. Многогранники
    2. Тела и поверхности вращения
  • www.yaklass.ru

    Применение векторов к решению задач. Геометрия, 9 класс: уроки, тесты, задания.

    1. Выражение вектора в треугольнике (1)

    Сложность: лёгкое

    1
    2. Выражение вектора в параллелограмме (1)

    Сложность: лёгкое

    1
    3. Выражение вектора в треугольнике (2)

    Сложность: среднее

    1
    4. Выражение вектора в параллелограмме (2)

    Сложность: среднее

    1
    5. Вопросы о проекции вектора

    Сложность: среднее

    1
    6. Проекция вектора

    Сложность: среднее

    2
    7. Проекция вектора силы

    Сложность: среднее

    2
    8. Векторы в задаче на движение

    Сложность: сложное

    4

    www.yaklass.ru

    Координаты вектора. Видеоурок. Геометрия 9 Класс

    Вектором (от лат. vector – «переносчик») называется направленный отрезок, имеющий длину и определенное направление. Графически векторы изображаются в виде направленных отрезков прямой определенной длины (см. Рис. 1).

    Рис. 1. Вектор

    Вектор, начало которого есть точка , а конец – точка , обозначается  (см. Рис. 1). Также векторы обозначают одной маленькой буквой, например .

     

    Два вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых:  (см. Рис. 2).

    Рис. 2. Коллинеарные векторы

    Два коллинеарных вектора  и  называются сонаправленными векторами, если их направления совпадают:  (см. Рис. 2).

    Два коллинеарных вектора  и  называются противоположно направленнымивекторами, если их направления противоположны:  (см. Рис. 2).

    Векторы  и  называются равными, если они сонаправлены и их абсолютные величины равны (см. Рис. 3).

    , если:   1.

    2.

    Рис. 3. Равные векторы

    Произведение ненулевого вектора начисло – это вектор, коллинеарный данному (сонаправленный данному, если число положительное, имеющий противоположное направление, если число отрицательное), а его модуль равен модулю данного вектора, умноженному на модуль числа (см. Рис. 4).

    Рис. 4. Произведение вектора на число

     

     

     (см. Рис. 5)

    Рис. 5. Сложение векторов

    Даны два коллинеарных вектора  и  (см. Рис. 6), причем .

    Рис. 6. Коллинеарные векторы

     – это коэффициент пропорциональности (число), для нахождения этого числа необходимо:

    1. Если  и  – это сонаправленные векторы:

     

    2. Если  и  – это противоположно направленные векторы:

     

    На плоскости для задания произвольного вектора необходимы две координаты и пара неколлинеарных векторов.

    Теорема

    Любой вектор можно разложить по двум данным неколлинеарным векторам, причем коэффициенты разложения определяются единственным образом, то есть для любых неколлинеарных ,  и для любого  найдется единственная пара действительных чисел  таких, что .

    Доказательство теоремы

    Дано: ,  (см. Рис. 7)

    Доказать:

    1. ,

    2. равенство  верно для единственной пары чисел .

    Рис. 7. Иллюстрация к доказательству

    Доказательство

    1. Из точки проведем прямую (параллельно ), на пересечении с осью  получим точку  (см. Рис. 8). Вектор  будет равен:

    Рис. 8. Иллюстрация к доказательству

    Вектор  коллинеарен вектору , следовательно, найдется такое число , которое при умножении на вектор  даст нам вектор .

     

    Вектор  коллинеарен вектору , следовательно, найдется такое число , которое при умножении на вектор  даст нам вектор .

     

    Следовательно:

     

    То есть существует такая пара чисел , что: .

    2. Методом от противного докажем, что пара чисел  единственна.

    Имеем:  для

    Предположим, что существует другая пара чисел  такая, что . Вычтем из первого равенства второе:

     

     

    Пусть , то есть . Тогда:

     

    Получили, что векторы  и  коллинеарные: , а это противоречит условию (). Следовательно, .

    Аналогично доказывается, что . Таким образом:

     

    Что и требовалось доказать.

    Теорему можно сформулировать также следующим образом:

    Неколлинеарные векторы  и  образуют систему координат . Любой третий вектор  однозначно представляется в виде линейной комбинации векторов  и : .

    Пара действительных чисел  – это координаты вектора. То есть вектор  имеет координаты .

    В системе координат с координатными  и  построить заданный  с координатами .

    Решение

    Вектора  и  задают ось  и . Необходимо построить вектор :

     

    Эта запись означает:

     

    Рис. 9. Иллюстрация к задаче

    Отложим на оси  вектор  (см. Рис. 9). На оси  отложим вектор . Проведем из точки  прямую, параллельную оси , а из точки  – прямую, параллельную оси . На пересечении этих прямых будет находиться точка . Вектор  – это искомый вектор.

    Если задана система координат, то под координатами точки на плоскости подразумеваются координаты вектора, проведенного из начала координат в эту точку. Например, в задаче 1 точка  имеет координаты .

    Построить  с координатами .

    Решение

    Векторы  и  задают ось  и . Необходимо построить вектор :

     

    Эта запись означает:

     

    Рис. 10. Иллюстрация к задаче

    Отложим на оси  вектор  (см. Рис. 10). На оси  отложим вектор . Проведем из конца вектора  прямую, параллельную оси , а из конца вектора  – прямую, параллельную оси . На пересечении этих прямых будет находиться точка . Вектор  – это искомый вектор.

    Выписать координаты вектора.

    Дано:

     

    Решение

    Координатами вектора  являются числа .

    Ответ: .

    Найти недостающие координаты  и , если известно, что .

    interneturok.ru

    Векторы ( геометрия 9 класс)

    Просмотр содержимого документа
    «Векторы ( геометрия 9 класс)»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «средняя общеобразовательная школа №4»

    Презентации к урокам математики

    Заслуженный учитель РФ

    Кулиашвили Елена Николаевна

    Историческая справка

    • Термин вектор (от лат. Vector – “ несущий “) впервые появился в 1845 г. у ирландского математика Уильяма Гамильтона (1805 – 1865) в работах по построению числовых систем.

    Что такое вектор ?

    Понятие вектора возникает там, где приходится иметь дело с объектами, которые характеризуются величиной и направлением: например, скорость, сила, давление. Такие величины называются векторными величинами или векторами .

    скалярные

    векторные

    Сила, скорость, ускорение

    Время, путь,масса

    ВЕКТОР или направленный отрезок – отрезок, у которого указано, какая из его граничных точек считается началом, а какая — концом

    В

    А

    Конец вектора

    Начало вектора

    Вектор АВ

    • векторы обозначают двумя заглавными латинскими буквами со стрелкой над ними или одной строчной латинской буквой со стрелкой над ней
    • любая точка плоскости является нулевым вектором
    • длиной или модулем ненулевого вектора АВ называется длина отрезка АВ

    Длина вектора

    • Расстояние между началом и концом вектора называется длиной или модулем вектора. Длина вектора обозначается |а| или |АВ|.
    • Длина нулевого вектора считается равной нулю.

    A

    B

    |AB| = 6 |CD| = 5

    |a| = 5 |NN| = 0

    (каждая клетка на рисунке имеет сторону, равную единице измерения отрезков)

    C

    a

    D

    N

    g

    От любой точки можно отложить вектор равный данному , притом только один .

    f = g

    M

    B

    f

    • ненулевые векторы называются коллинеарными , если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых
    • коллинеарные векторы могут быть направлены одинаково и называются сонаправленными или противоположно направлены и называются противоположно направленными

    Коллинеарные векторы

    • Ненулевые векторы называются коллинеарными , если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых.
    • Нулевой вектор считается коллинеарным любому вектору.

    O

    b

    CD, KF, O, a, b – коллинеарные

    O, a – коллинеарные

    O, NP – коллинеарные

    NP, m – не коллинеарные

    N

    D

    a

    K

    P

    F

    C

    m

    a

    f

    f = a

    Векторы называются равными , если они сонаправлены и их длины равны .

    h

    n

    n = h

    Задача

    • Какие из векторов, изображенных на рисунке:
    • коллинеарны;
    • сонаправлены;
    • противоположно направлены;
    • имеют равные длины?

    Отложите эти векторы от одной точки.

    d

    c

    a

    b

    Задача

    • На рисунке изображена равнобедренная трапеция KLMN.

    а) Укажите сонаправленные, противоположно направленные, равные вектора.

    б) Укажите векторы, длины которых равны. Равны ли при этом сами векторы?

    L

    M

    K

    N

    Задачи

    • Даны вектор BC и точка D(1;-2). Отложите от точки D вектор, равный вектору BC.
    • Как должен быть расположен ненулевой вектор a относительно прямой k , чтобы нашлись лежащие на этой прямой векторы, равные a ? Сколько таких векторов найдется? Отметьте на чертеже три из них.
    • Векторы AB и DC равны. Докажите, что если точки A, B, C и D не лежат на одной прямой, то четырехугольник ABCD параллелограмм.
    • На рисунке изображен параллелограмм ABCD.Укажите векторы, длины которых равны. Равны ли при этом сами векторы?
    • В ромбе ABCD l AC l = 12см, l BD l = 16см. От вершины A отложен вектор AE, равный вектору BD. Найдите длину вектора EC.

    B

    C

    A

    D

    Для любых чисел k , l и любых векторов a , b справедливы равенства :

    Для любых чисел k , l и любых векторов a , b справедливы равенства :

    • (kl )a = k (la ) ( сочетательный закон )
    • (k+l) a = ka + la ( первый распределительный закон )
    • K ( a+b ) = ka + kb (второй распределительный закон ) .
    • (kl )a = k (la ) ( сочетательный закон )
    • (k+l) a = ka + la ( первый распределительный закон )
    • K ( a+b ) = ka + kb (второй распределительный закон ) .

    а

    multiurok.ru

    Задания по теме «Векторы», 9 класс

    1.Диагонали параллелограмма O. Найдите, если это возможно, такое число k, чтобы выполнялось равенство: а) = k = k

    1.Диагонали параллелограмма O. Найдите, если это возможно, такое число k, чтобы выполнялось равенство: а) = k = k

    2.Запишите разложение по координатным векторам и вектора {0; 3}.

    2.Запишите разложение по координатным векторам и вектора {0; 1}.

    3.Векторы и не коллинеарны. Найдите такое число (если это возможно), чтобы векторы и были коллинеарны: а) = 2 — , = + x

    б) = x — , = + x

    3.Векторы и не коллинеарны. Найдите такое число (если это возможно), чтобы векторы и были коллинеарны: а) = + , = — 2

    б) = 2+ , = x+

    4.Найдите числа x и y, удовлетворяющие условию: а) x + y = 5 — 2; б). x + y = -4.

    4.Найдите числа x и y, удовлетворяющие условию: а) -3 + y = x + 7; б). x + y =

    1.Диагонали параллелограмма O. Найдите, если это возможно, такое число k, чтобы выполнялось равенство: а) = k = k

    1.Диагонали параллелограмма O. Найдите, если это возможно, такое число k, чтобы выполнялось равенство: а) = k = k

    2.Запишите разложение по координатным векторам и вектора {0; 3}.

    2.Запишите разложение по координатным векторам и вектора {0; 1}.

    3.Векторы и не коллинеарны. Найдите такое число (если это возможно), чтобы векторы и были коллинеарны: а) = 2 — , = + x

    б) = x — , = + x

    3.Векторы и не коллинеарны. Найдите такое число (если это возможно), чтобы векторы и были коллинеарны: а) = + , = — 2

    б) = 2+ , = x+

    4.Найдите числа x и y, удовлетворяющие условию: а) x + y = 5 — 2; б). x + y = -4.

    4.Найдите числа x и y, удовлетворяющие условию: а) -3 + y = x + 7; б). x + y =

    1.Диагонали параллелограмма O. Найдите, если это возможно, такое число k, чтобы выполнялось равенство: а) = k = k

    1.Диагонали параллелограмма O. Найдите, если это возможно, такое число k, чтобы выполнялось равенство: а) = k = k

    2.Запишите разложение по координатным векторам и вектора {0; 3}.

    2.Запишите разложение по координатным векторам и вектора {0; 1}.

    3.Векторы и не коллинеарны. Найдите такое число (если это возможно), чтобы векторы и были коллинеарны: а) = 2 — , = + x

    б) = x — , = + x

    3.Векторы и не коллинеарны. Найдите такое число (если это возможно), чтобы векторы и были коллинеарны: а) = + , = — 2

    б) = 2+ , = x+

    4.Найдите числа x и y, удовлетворяющие условию: а) x + y = 5 — 2; б). x + y = -4.

    4.Найдите числа x и y, удовлетворяющие условию: а) -3 + y = x + 7; б). x + y =

    1.Диагонали параллелограмма O. Найдите, если это возможно, такое число k, чтобы выполнялось равенство: а) = k = k

    1.Диагонали параллелограмма O. Найдите, если это возможно, такое число k, чтобы выполнялось равенство: а) = k = k

    2.Запишите разложение по координатным векторам и вектора {0; 3}.

    2.Запишите разложение по координатным векторам и вектора {0; 1}.

    3.Векторы и не коллинеарны. Найдите такое число (если это возможно), чтобы векторы и были коллинеарны: а) = 2 — , = + x

    б) = x — , = + x

    3.Векторы и не коллинеарны. Найдите такое число (если это возможно), чтобы векторы и были коллинеарны: а) = + , = — 2

    б) = 2+ , = x+

    4.Найдите числа x и y, удовлетворяющие условию: а) x + y = 5 — 2; б). x + y = -4.

    4.Найдите числа x и y, удовлетворяющие условию: а) -3 + y = x + 7; б). x + y =

    infourok.ru

    Решение задач по теме раздела. Продолжение 2. Видеоурок. Геометрия 9 Класс

    Этот урок посвящен решению задач по теме раздела. На нем мы еще раз повторим теоретические знания, полученные нами ранее, вспомним важную теорему о разложении вектора по неколлинеарным векторам. После этого приступим к решению задач по теме раздела, используя упомянутую теорему.

    Тема: Соотношения между сторонами и углами треугольника. Раздел 3. Скалярное произведение векторов

    Урок: Решение задач по теме раздела. Продолжение 2

    Тема урока: «Решение задач по теме раздела. Продолжение 2». Здесь мы кратко повторим теорию и решим задачи на скалярное произведение векторов. В число задач включены доказательства некоторых известных теорем с помощью векторов.

    Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам  и .

    пара чисел x, y – единственна.

    и по правилу параллелограмма  

    Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам можно использовать в решении задач следующим образом:

    1. выбрать удобную пару неколлинеарных векторов  и ;

    2. выразить через них искомые (или иные промежуточные) векторы;

    3. использовать формулы и получить ответ.

    Основные формулы:

    Основные формулы в координатах.

     

    ;

    Задача 1. Доказать, что диагонали ромба перпендикулярны.

    Дано: ABCD – ромб.

    Доказать:

    Доказательство:

    Пусть

    тогда  

    Умножим скалярно эти равенства:

      и 

    Задача 2. В

    Найти длину медианы AM.

    Решение:

    1.      Пусть   , тогда

    2.      

    Ответ:

    Задача 3. Доказать, что в параллелограмме сумма квадратов диагоналей равна сумме квадратов всех его сторон.

    Дано: ABCD –­­ параллелограмм.

    Доказать:

    Доказательство:

    Пусть  , тогда

    Переходя к длинам отрезков

    Задача 4. Доказать перпендикулярность векторов:

    1.          и  ;

    2.         и  .

    Доказательство.

    1.          

    2.         

    Задача 5. При каком значении t перпендикулярны векторы:

    1.          и  ;

    2.          и 

    Решение.

    1.          

    Ответ: при

    2.          

    Ответ: при

    Задача 6. Дано:

    Доказать: ABCD – прямоугольник.

    Доказательство. Чтобы доказать, что ABCD – прямоугольник, нужно доказать, что ABCD – параллелограмм и  .

    1.       

    ABCD – параллелограмм;

    2.       ABCD – прямоугольник.

     

    Задача 7.

    Дано:

    Найти: Значение  x, при котором векторы    и    перпендикулярны.

    Решение:

    1.   

    2.    

         

    Ответ:

    Итак, мы повторили теорию и решили серию задач на скалярное произведение векторов. На следующем уроке мы рассмотрим правильные многоугольники.

     

    Список литературы

    1. Атанасян Л. С. и др. Геометрия 7–9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
    2. Фарков А. В. Тесты по геометрии: 9 класс. К учебнику Л. С. Атанасяна и др. – М.: Экзамен, 2010.
    3. Погорелов А. В. Геометрия. Уч. для 7–11 кл. общеобр. учрежд. – М.: Просвещение, 1995.

     

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. E-science.ru (Источник).
    2. Mathematics.ru (Источник).

     

    Домашнее задание

    1. Атанасян Л. С. и др. Геометрия 7–9 классы. №№1052, 1053, 1069.

     

    interneturok.ru

    Координаты вектора. Геометрия, 9 класс: уроки, тесты, задания.

    1. Координаты вектора

    Сложность: лёгкое

    3
    2. Сложение и вычитание векторов с координатами

    Сложность: лёгкое

    2
    3. Определение координат вектора по координатам его начала и конца

    Сложность: лёгкое

    6
    4. Координаты вектора

    Сложность: среднее

    3
    5. Математические операции с координатами векторов

    Сложность: среднее

    2
    6. Сумма, разность и произведение вектора на число

    Сложность: среднее

    3
    7. Равенство разложений по координатными векторами

    Сложность: среднее

    6
    8. Действия с векторами в координатной форме

    Сложность: среднее

    2
    9. Одинаково и противоположно направленные векторы

    Сложность: среднее

    2
    10. Разложение вектора по данным векторам

    Сложность: среднее

    2
    11. Разложение векторов по данным координатным векторам

    Сложность: сложное

    4,5
    12. Определение координат вектора по данным координатным векторам

    Сложность: сложное

    5

    www.yaklass.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *