Вектора задачи на вектора 9 класс – Геометрия, 9 класс: уроки, тесты, задания
Геометрия, 9 класс: уроки, тесты, задания
Векторы
-
Понятие вектора
-
Сложение и вычитание векторов
-
Умножение векторов на число
Применение векторов к решению задач
Метод координат
-
Координаты вектора
-
Простейшие задачи в координатах
-
Уравнение окружности. Уравнение прямой
Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
-
Синус, косинус, тангенс угла
-
Соотношения между сторонами и углами треугольника
-
Скалярное произведение векторов
Длина окружности и площадь круга
-
Правильные многоугольники
-
Длина окружности и площадь круга
Движение
-
Понятие движения. Симметрия
-
Параллельный перенос и поворот
Начальные сведения о стереометрии
-
Многогранники
-
Тела и поверхности вращения
www.yaklass.ru
1. | Выражение вектора в треугольнике (1) Сложность: лёгкое | 1 |
2. |
Выражение вектора в параллелограмме (1)
Сложность: лёгкое |
|
3. |
Выражение вектора в треугольнике (2)
Сложность: среднее |
1 |
4. |
Выражение вектора в параллелограмме (2)
Сложность: среднее |
1 |
5. |
Вопросы о проекции вектора
Сложность: среднее |
1 |
6. |
Проекция вектора
Сложность: среднее |
2 |
7. |
Проекция вектора силы
Сложность: среднее |
2 |
8. |
Векторы в задаче на движение
Сложность: сложное |
4 |
www.yaklass.ru
Координаты вектора. Видеоурок. Геометрия 9 Класс
Вектором (от лат. vector – «переносчик») называется направленный отрезок, имеющий длину и определенное направление. Графически векторы изображаются в виде направленных отрезков прямой определенной длины (см. Рис. 1).
Рис. 1. Вектор
Вектор, начало которого есть точка , а конец – точка , обозначается (см. Рис. 1). Также векторы обозначают одной маленькой буквой, например .
Два вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых: (см. Рис. 2).
Рис. 2. Коллинеарные векторы
Два коллинеарных вектора и называются сонаправленными векторами, если их направления совпадают: (см. Рис. 2).
Два коллинеарных вектора и называются противоположно направленнымивекторами, если их направления противоположны: (см. Рис. 2).
Векторы и называются равными, если они сонаправлены и их абсолютные величины равны (см. Рис. 3).
, если: 1.
2.
Рис. 3. Равные векторы
Произведение ненулевого вектора начисло – это вектор, коллинеарный данному (сонаправленный данному, если число положительное, имеющий противоположное направление, если число отрицательное), а его модуль равен модулю данного вектора, умноженному на модуль числа (см. Рис. 4).
Рис. 4. Произведение вектора на число
(см. Рис. 5)
Рис. 5. Сложение векторов
Даны два коллинеарных вектора и (см. Рис. 6), причем .
Рис. 6. Коллинеарные векторы
– это коэффициент пропорциональности (число), для нахождения этого числа необходимо:
1. Если и – это сонаправленные векторы:
2. Если и – это противоположно направленные векторы:
На плоскости для задания произвольного вектора необходимы две координаты и пара неколлинеарных векторов.
Теорема
Любой вектор можно разложить по двум данным неколлинеарным векторам, причем коэффициенты разложения определяются единственным образом, то есть для любых неколлинеарных , и для любого найдется единственная пара действительных чисел таких, что .
Доказательство теоремы
Дано: , (см. Рис. 7)
Доказать:
1. ,
2. равенство верно для единственной пары чисел .
Рис. 7. Иллюстрация к доказательству
Доказательство
1. Из точки проведем прямую (параллельно ), на пересечении с осью получим точку (см. Рис. 8). Вектор будет равен:
Рис. 8. Иллюстрация к доказательству
Вектор коллинеарен вектору , следовательно, найдется такое число , которое при умножении на вектор даст нам вектор .
Вектор коллинеарен вектору , следовательно, найдется такое число , которое при умножении на вектор даст нам вектор .
Следовательно:
То есть существует такая пара чисел , что: .
2. Методом от противного докажем, что пара чисел единственна.
Имеем: для
Предположим, что существует другая пара чисел такая, что . Вычтем из первого равенства второе:
Пусть , то есть . Тогда:
Получили, что векторы и коллинеарные: , а это противоречит условию (). Следовательно, .
Аналогично доказывается, что . Таким образом:
Что и требовалось доказать.
Теорему можно сформулировать также следующим образом:
Неколлинеарные векторы и образуют систему координат . Любой третий вектор однозначно представляется в виде линейной комбинации векторов и : .
Пара действительных чисел – это координаты вектора. То есть вектор имеет координаты .
В системе координат с координатными и построить заданный с координатами .
Решение
Вектора и задают ось и . Необходимо построить вектор :
Эта запись означает:
Рис. 9. Иллюстрация к задаче
Отложим на оси вектор (см. Рис. 9). На оси отложим вектор . Проведем из точки прямую, параллельную оси , а из точки – прямую, параллельную оси . На пересечении этих прямых будет находиться точка . Вектор – это искомый вектор.
Если задана система координат, то под координатами точки на плоскости подразумеваются координаты вектора, проведенного из начала координат в эту точку. Например, в задаче 1 точка имеет координаты .
Построить с координатами .
Решение
Векторы и задают ось и . Необходимо построить вектор :
Эта запись означает:
Рис. 10. Иллюстрация к задаче
Отложим на оси вектор (см. Рис. 10). На оси отложим вектор . Проведем из конца вектора прямую, параллельную оси , а из конца вектора – прямую, параллельную оси . На пересечении этих прямых будет находиться точка . Вектор – это искомый вектор.
Выписать координаты вектора.
Дано:
Решение
Координатами вектора являются числа .
Ответ: .
Найти недостающие координаты и , если известно, что .
interneturok.ru
Векторы ( геометрия 9 класс)
Просмотр содержимого документа
«Векторы ( геометрия 9 класс)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №4»
Презентации к урокам математики
Заслуженный учитель РФ
Кулиашвили Елена Николаевна
Историческая справка
- Термин вектор (от лат. Vector – “ несущий “) впервые появился в 1845 г. у ирландского математика Уильяма Гамильтона (1805 – 1865) в работах по построению числовых систем.
Что такое вектор ?
Понятие вектора возникает там, где приходится иметь дело с объектами, которые характеризуются величиной и направлением: например, скорость, сила, давление. Такие величины называются векторными величинами или векторами .
скалярные
векторные
Сила, скорость, ускорение
Время, путь,масса
ВЕКТОР или направленный отрезок – отрезок, у которого указано, какая из его граничных точек считается началом, а какая — концом
В
А
Конец вектора
Начало вектора
Вектор АВ
- векторы обозначают двумя заглавными латинскими буквами со стрелкой над ними или одной строчной латинской буквой со стрелкой над ней
- любая точка плоскости является нулевым вектором
- длиной или модулем ненулевого вектора АВ называется длина отрезка АВ
Длина вектора
- Расстояние между началом и концом вектора называется длиной или модулем вектора. Длина вектора обозначается |а| или |АВ|.
- Длина нулевого вектора считается равной нулю.
A
B
|AB| = 6 |CD| = 5
|a| = 5 |NN| = 0
(каждая клетка на рисунке имеет сторону, равную единице измерения отрезков)
C
a
D
N
g
От любой точки можно отложить вектор равный данному , притом только один .
f = g
M
B
f
- ненулевые векторы называются коллинеарными , если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых
- коллинеарные векторы могут быть направлены одинаково и называются сонаправленными или противоположно направлены и называются противоположно направленными
Коллинеарные векторы
- Ненулевые векторы называются коллинеарными , если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых.
- Нулевой вектор считается коллинеарным любому вектору.
O
b
CD, KF, O, a, b – коллинеарные
O, a – коллинеарные
O, NP – коллинеарные
NP, m – не коллинеарные
N
D
a
K
P
F
C
m
a
f
f = a
Векторы называются равными , если они сонаправлены и их длины равны .
h
n
n = h
Задача
- Какие из векторов, изображенных на рисунке:
- коллинеарны;
- сонаправлены;
- противоположно направлены;
- имеют равные длины?
Отложите эти векторы от одной точки.
d
c
a
b
Задача
- На рисунке изображена равнобедренная трапеция KLMN.
а) Укажите сонаправленные, противоположно направленные, равные вектора.
б) Укажите векторы, длины которых равны. Равны ли при этом сами векторы?
L
M
K
N
Задачи
- Даны вектор BC и точка D(1;-2). Отложите от точки D вектор, равный вектору BC.
- Как должен быть расположен ненулевой вектор a относительно прямой k , чтобы нашлись лежащие на этой прямой векторы, равные a ? Сколько таких векторов найдется? Отметьте на чертеже три из них.
- Векторы AB и DC равны. Докажите, что если точки A, B, C и D не лежат на одной прямой, то четырехугольник ABCD ― параллелограмм.
- На рисунке изображен параллелограмм ABCD.Укажите векторы, длины которых равны. Равны ли при этом сами векторы?
- В ромбе ABCD l AC l = 12см, l BD l = 16см. От вершины A отложен вектор AE, равный вектору BD. Найдите длину вектора EC.
B
C
A
D
Для любых чисел k , l и любых векторов a , b справедливы равенства :
Для любых чисел k , l и любых векторов a , b справедливы равенства :
- (kl )a = k (la ) ( сочетательный закон )
- (k+l) a = ka + la ( первый распределительный закон )
- K ( a+b ) = ka + kb (второй распределительный закон ) .
- (kl )a = k (la ) ( сочетательный закон )
- (k+l) a = ka + la ( первый распределительный закон )
- K ( a+b ) = ka + kb (второй распределительный закон ) .
а
2а
3а
multiurok.ru
1.Диагонали параллелограмма O. Найдите, если это возможно, такое число k, чтобы выполнялось равенство: а) = k = k | 1.Диагонали параллелограмма O. Найдите, если это возможно, такое число k, чтобы выполнялось равенство: а) = k = k |
2.Запишите разложение по координатным векторам и вектора {0; 3}. | 2.Запишите разложение по координатным векторам и вектора {0; 1}. |
3.Векторы и не коллинеарны. Найдите такое число (если это возможно), чтобы векторы и были коллинеарны: а) = 2 — , = + x б) = x — , = + x | 3.Векторы и не коллинеарны. Найдите такое число (если это возможно), чтобы векторы и были коллинеарны: а) = + , = — 2 б) = 2+ , = x+ |
4.Найдите числа x и y, удовлетворяющие условию: а) x + y = 5 — 2; б). x + y = -4. | 4.Найдите числа x и y, удовлетворяющие условию: а) -3 + y = x + 7; б). x + y = |
1.Диагонали параллелограмма O. Найдите, если это возможно, такое число k, чтобы выполнялось равенство: а) = k = k | 1.Диагонали параллелограмма O. Найдите, если это возможно, такое число k, чтобы выполнялось равенство: а) = k = k |
2.Запишите разложение по координатным векторам и вектора {0; 3}. | 2.Запишите разложение по координатным векторам и вектора {0; 1}. |
3.Векторы и не коллинеарны. Найдите такое число (если это возможно), чтобы векторы и были коллинеарны: а) = 2 — , = + x б) = x — , = + x | 3.Векторы и не коллинеарны. Найдите такое число (если это возможно), чтобы векторы и были коллинеарны: а) = + , = — 2 б) = 2+ , = x+ |
4.Найдите числа x и y, удовлетворяющие условию: а) x + y = 5 — 2; б). x + y = -4. | 4.Найдите числа x и y, удовлетворяющие условию: а) -3 + y = x + 7; б). x + y = |
1.Диагонали параллелограмма O. Найдите, если это возможно, такое число k, чтобы выполнялось равенство: а) = k = k | 1.Диагонали параллелограмма O. Найдите, если это возможно, такое число k, чтобы выполнялось равенство: а) = k = k |
2.Запишите разложение по координатным векторам и вектора {0; 3}. | 2.Запишите разложение по координатным векторам и вектора {0; 1}. |
3.Векторы и не коллинеарны. Найдите такое число (если это возможно), чтобы векторы и были коллинеарны: а) = 2 — , = + x б) = x — , = + x | 3.Векторы и не коллинеарны. Найдите такое число (если это возможно), чтобы векторы и были коллинеарны: а) = + , = — 2 б) = 2+ , = x+ |
4.Найдите числа x и y, удовлетворяющие условию: а) x + y = 5 — 2; б). x + y = -4. | 4.Найдите числа x и y, удовлетворяющие условию: а) -3 + y = x + 7; б). x + y = |
1.Диагонали параллелограмма O. Найдите, если это возможно, такое число k, чтобы выполнялось равенство: а) = k = k | 1.Диагонали параллелограмма O. Найдите, если это возможно, такое число k, чтобы выполнялось равенство: а) = k = k |
2.Запишите разложение по координатным векторам и вектора {0; 3}. | 2.Запишите разложение по координатным векторам и вектора {0; 1}. |
3.Векторы и не коллинеарны. Найдите такое число (если это возможно), чтобы векторы и были коллинеарны: а) = 2 — , = + x б) = x — , = + x | 3.Векторы и не коллинеарны. Найдите такое число (если это возможно), чтобы векторы и были коллинеарны: а) = + , = — 2 б) = 2+ , = x+ |
4.Найдите числа x и y, удовлетворяющие условию: а) x + y = 5 — 2; б). x + y = -4. | 4.Найдите числа x и y, удовлетворяющие условию: а) -3 + y = x + 7; б). x + y = |
infourok.ru
Решение задач по теме раздела. Продолжение 2. Видеоурок. Геометрия 9 Класс
Этот урок посвящен решению задач по теме раздела. На нем мы еще раз повторим теоретические знания, полученные нами ранее, вспомним важную теорему о разложении вектора по неколлинеарным векторам. После этого приступим к решению задач по теме раздела, используя упомянутую теорему.
Тема: Соотношения между сторонами и углами треугольника. Раздел 3. Скалярное произведение векторов
Урок: Решение задач по теме раздела. Продолжение 2
Тема урока: «Решение задач по теме раздела. Продолжение 2». Здесь мы кратко повторим теорию и решим задачи на скалярное произведение векторов. В число задач включены доказательства некоторых известных теорем с помощью векторов.
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам и .
пара чисел x, y – единственна.
и по правилу параллелограмма
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам можно использовать в решении задач следующим образом:
1. выбрать удобную пару неколлинеарных векторов и ;
2. выразить через них искомые (или иные промежуточные) векторы;
3. использовать формулы и получить ответ.
Основные формулы:
Основные формулы в координатах.
;
Задача 1. Доказать, что диагонали ромба перпендикулярны.
Дано: ABCD – ромб.
Доказать:
Доказательство:
Пусть
тогда
Умножим скалярно эти равенства:
и
Задача 2. В
Найти длину медианы AM.
Решение:
1. Пусть , тогда
2.
Ответ:
Задача 3. Доказать, что в параллелограмме сумма квадратов диагоналей равна сумме квадратов всех его сторон.
Дано: ABCD – параллелограмм.
Доказать:
Доказательство:
Пусть , тогда
Переходя к длинам отрезков
Задача 4. Доказать перпендикулярность векторов:
1. и ;
2. и .
Доказательство.
1.
2.
Задача 5. При каком значении t перпендикулярны векторы:
1. и ;
2. и
Решение.
1.
Ответ: при
2.
Ответ: при
Задача 6. Дано:
Доказать: ABCD – прямоугольник.
Доказательство. Чтобы доказать, что ABCD – прямоугольник, нужно доказать, что ABCD – параллелограмм и .
1.
ABCD – параллелограмм;
2. ABCD – прямоугольник.
Задача 7.
Дано:
Найти: Значение x, при котором векторы и перпендикулярны.
Решение:
1.
2.
Ответ:
Итак, мы повторили теорию и решили серию задач на скалярное произведение векторов. На следующем уроке мы рассмотрим правильные многоугольники.
Список литературы
- Атанасян Л. С. и др. Геометрия 7–9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
- Фарков А. В. Тесты по геометрии: 9 класс. К учебнику Л. С. Атанасяна и др. – М.: Экзамен, 2010.
- Погорелов А. В. Геометрия. Уч. для 7–11 кл. общеобр. учрежд. – М.: Просвещение, 1995.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- E-science.ru (Источник).
- Mathematics.ru (Источник).
Домашнее задание
- Атанасян Л. С. и др. Геометрия 7–9 классы. №№1052, 1053, 1069.
interneturok.ru
1. |
Координаты вектора
Сложность: лёгкое |
3 |
2. |
Сложение и вычитание векторов с координатами
Сложность: лёгкое |
2 |
3. |
Определение координат вектора по координатам его начала и конца
Сложность: лёгкое |
6 |
4. |
Координаты вектора
Сложность: среднее |
3 |
5. |
Математические операции с координатами векторов
Сложность: среднее |
2 |
6. |
Сумма, разность и произведение вектора на число
Сложность: среднее |
3 |
7. |
Равенство разложений по координатными векторами
Сложность: среднее |
6 |
8. |
Действия с векторами в координатной форме
Сложность: среднее |
2 |
9. |
Одинаково и противоположно направленные векторы
Сложность: среднее |
2 |
10. |
Разложение вектора по данным векторам
Сложность: среднее |
2 |
11. |
Разложение векторов по данным координатным векторам
Сложность: сложное |
4,5 |
12. |
Определение координат вектора по данным координатным векторам
Сложность: сложное |
5 |
www.yaklass.ru