Урок 9 класс фонетика графика орфография – Урок в 9 классе по теме «Фонетика. Графика. Орфография»
Учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме: Урок русского языка в 9 классе. Тема урока: «Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Графика» (продолжение темы).
Урок русского языка в 9 классе (по программе М.М. Разумовской).
Тема урока: «Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Графика»
(продолжение темы).
Цели урока: обобщить сведения по фонетике и графике, орфоэпии.
Задачи урока.
Воспитательные задачи:
- воспитание интереса и уважения к русскому языку;
- воспитание чувства ответственности за свою работу.
Образовательная задача:
- закрепление навыков фонетического и орфоэпического разбора.
Развивающие задачи:
- развитие связной речи учащихся;
- совершенствование навыков работы с орфоэпическим словарём;
- развитие умения быстро реагировать на поставленные перед учеником задачи за короткое время при выполнении тестовых заданий.
Оборудование и материалы: учебник, рабочие тетради, письменные принадлежности, классная доска, карточки с тестовыми заданиями, раздаточный материал для анализа текста.
Ход урока.
- Организационный момент.
Приветственное слово учителя.
Постановка целей перед учениками.
2. Проверка домашнего задания. (Актуализация знаний, повторение пройденного).
Упражнение 13. Используя данные тезисы, расскажите об особенностях произношения русских гласных и согласных звуков. Приведите примеры на каждый тезис.
1). Гласные звуки под ударением произносятся отчётливо, хорошо различаются.
2). В безударном положении не все гласные различаются. Звуки [и], [ы], [у] – различаются; звуки [э], [а], [о] произносятся ослаблено, неотчётливо.
3). Звонкие согласные на конце слова и перед глухими оглушаются.
4). Глухие согласные перед звонкими озвончаются.
5). Согласные перед е в словах иноязычного происхождения в одних случаях произносятся мягко, в других – твёрдо, а нередко и твёрдо, и мягко.
(Учащиеся рассказывают об особенностях произношения русских гласных и согласных звуков, приводя примеры на каждый тезис).
3. Обобщение и закрепление материала.
1. На доске написан текст. Задание: прочитайте выразительно отрывок из стихотворения И. Бунина, какую картину вы представляете, какие средства использует автор?
Спят поляны луговые, спит безмолвно тёмный лес,
Только звёзды золотые смотрят ласково с небес,
Только скоро сад зелёный зашумит своей листвой,
Зажурчит ручей студеный серебристою струёй.
Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя:
1). Сколько раз в первой строчке встречается звук [а]?
2). Сколько звуков [о] во второй строчке? Сколько букв? Какой вывод следует сделать?
3). В каких словах количество звуков больше, чем букв?
Задание: выпишите эти слова и с помощью транскрипции покажите это несовпадение. (Задание выполняется на доске и в тетрадях).
Вопрос учащимся: чем объясняется это несовпадение?
2. Задание: выполните орфоэпический и фонетический разбор слова поляны. (Разбор на доске и в тетрадях с объяснением).
3. На доске написаны слова.
Свекла, квартал, шофер, магазин, процент, каталог, инструмент цемент, обеспечение, щавель оптовый, кухонный, красивее, иконопись, досуг, мельком, повторит, повторим, повторят, средства, столяр, облегчить, газопровод, изобретение, поняла, понял, собрала, баловать, балую, ремень, ходатайство, начать, начали, диалог, звонит.
Задание: расставьте ударение в данных словах, проверяя себя по орфоэпическому словарю.
(Самостоятельная работа учащихся). Проверка задания.
4. Учащимся предлагается выполнить небольшой тест с целью отработки навыков выполнения тестовых заданий.
- В каком слове происходит оглушение согласного звука?
- последний
- подгонка
- ракушка
- смазка
- В каком слове (словах) звуков больше, чем букв?
- семья
- проезд
- повесть
- есть
- В каком слове произносится гласный [а]?
- прямой
- пряник
- пояс
- тучами
- В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
- звОним
- Оптовый
- нАчал
- цЕмент
- В каком слове ударение на втором слоге?
- поняла
- начать
- свекла
- магазин
После выполнения теста задания проверяются и обсуждаются.
5. Анализ текста.
Учащимся раздаётся текст.
____________________________
Русский язык пр..нёс нам из д..лёких времён редкий подарок – «Слово о полку Игореве» его ст..пную ширь и гореч.. трепет синих зарниц звоны м..чей.
Этот язык украшал сказками и песнями тяж..лую долю простого русского человека. Он был главным и праз..ничным ласковым и разящим. Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев томительно звучал в ст..хах Пушкина гудел, как колокол на башн.. вечевой, у Лермонтова р..совал гр..мадные полотна русской жизни у Толстого Герцена Тургенева Достоевского Чехова был гром..подобен в устах Маяковского прост и строг в р..здумьях Горького колдовскими напевами зв..нел в строфах Блока.
Нужны, конечно, целые книги, что(бы) рас..казать о всём велик..лепии красоте неслыханной щедрости нашего действительно в..лшебного языка.
- Выразительное чтение текста вслух одним из учащихся.
- Задания по тексту.
1). Беседа с учащимися по тексту.
- Назовите ваши впечатления о тексте.
- Озаглавьте текст. (Обсуждение и выбор наиболее удачных заглавий).
- Определите основную мысль текста.
- Определите стиль текста (докажите).
- Определите тип речи (докажите).
- Определите способ связи между следующими предложениями: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4.
2). Расставьте недостающие знаки препинания при однородных членах предложения. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
(Учащиеся выполняют задание с последующей взаимопроверкой).
3). Выпишите из текста в тетрадь слова, в которых происходит оглушение согласных в середине слова. (Задание проверяется).
Сделайте фонетическую запись выписанных в тетрадь слов. (Задание выполняется на доске и в тетрадях).
4). Произведите на листах с текстом фонетический разбор одного из слов, выписанных в предыдущем задании.
(После выполнения работы подписанные листы с текстом и заданием сдаются учителю для последующей проверки).
6.Подведение итогов урока. Объявление учащимся оценок за урок.
7.Информация о домашнем задании.
Упражнение 17. (Комментарий учителя к выполнению домашнего задания).
nsportal.ru
«Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Повторение и систематизация изученного»
Урок в 9 классе. Тема: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Повторение и систематизация изученного»
ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать знания по фонетике орфоэпии графике орфографии.
Воспитательная: воспитание уважения и интереса к родному языку.
Образовательная: систематизация знаний по разделам фонетики.
Орфографическая: знакомство с творчеством выдающихся лингвистов.
Развивательная: развитие связной речи, совершенствование навыков работы с орфоэпическим словарём.
ФОРМЫ РАБОТЫ: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды: устная, письменная
Межпредметные связи: русский язык, литература, информатика.
Внутрипредметные связи: фонетика, орфоэпия, орфография, графика, синтаксис.
Метапредметные связи: совершенствование навыков письма, говорения, анализа(лингвистического, литературного)
Обучающиеся должны уметь: соблюдать языковые нормы, проводить различные виды анализов, оценивать написанное и сказанное с точки зрения нормативности.
ХОД УРОКА
Сегодня мы повторим и обобщим полученные знания по разделам языкознания. «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография». Попытаемся глубже понять связь между такими важнейшими разделами языкознания, как фонетика и орфография, еще раз закрепим нормы правописания, ударения и произношения. Повторим тот материал, который будет полезен при подготовке к ОГЭ.
Итак, 1- Повторим основные теоретические понятия, которые будут нам нужны на этом уроке.
Что изучает фонетика? Раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка (звуки, ударения, интонация).
Орфоэпия – раздел фонетики, описывающий совокупность норм литературного произношения.
Графика – начертание букв, знаков.
Орфография – раздел лингвистики, изучающий правописание слова, правильность написания.
Термин, проект, поэзия, иксы, баловать, звонишь, соришь, включишь, красивее, свёкла, торты, апостроф, углубленный, шарфы, банты, каталог, эксперт.
Существует ли норма ударения (дополнительный вопрос)
Словарь орфоэпический лежит.
Итак, мы немного вспомнили нормы ударения и произносительные нормы, а сейчас обратимся к связям фонетики и орфографии. Было дано опережающее д/з, которое заключалось в том, что нужно было установить фонетических явлений языка и орфографии, потому что многие правила написания слов зависят от его звукового состава.
Лена представляет вам свою работу, а ваша задача – составить свою таблицу из 8 столбцов, которые могут выглядеть следующим образом.
Работа с таблицей.
А сейчас попытайтесь применить полученные знания на практике. Прочитайте стихотворение нашего земляка И. Бунина «Вечер» (читаю). О чем стих? Какое впечатление остается у вас после прочтения? Как достигает этого поэт? (рисует множество предметов, подчиненных одному замыслу, парцеллирует конструкции; особый синтаксис, а так же звуковой состав)?
Как научиться рисовать звуками – ассонанс, аллитерация. Чего здесь больше? – ассонанса. Почему? – Счастье не может быть второпях.
(Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм.)
Зачем нужны прозаизмы в стихотворениях Бунина?
ДОПОЛНИТЕ таблицы: примечание из стихотворений.
Как нам помогут основные фонетические явления совершенствовать орфографическую зоркость?
Затранскрибируйте 1 ряд 1 предложение
2 ряд мы мало видим
3 ряд 2 последних предложения
Правила графики определяют написание слов в соответствии с их произношением: стол, день…
Правила орфографии используются в том случае, когда произношение не может дать полной картины о написанном слове, морфемы, фонемы, следовательно, нужно использовать проверку или использовать словарь (запоминать), следовательно, орфограмма.
Какими правилами мы чаще всего пользуемся в русском языке? (орфографическими)
Д/З. 2 презентации: 1) Правописание О-Ё (Е) после шипящих и ц.
2) Правописание разделительного Ъ и Ь знаков.
Упр. 289 (сформулировать правила написания мягкого знака для смягчения согласных.
infourok.ru
«Фонетика. Графика. Орфоэпия. Повторение» ( 9 класс)
Урок русского языка для учащихся 9 класса
на тему:
«Повторение. Фонетика. Графика. Орфоэпия».
Цели:
Обобщить знания по теме: «Фонетика».
Углубить понятие о соотношении фонетики и орфографии.
3.Совершенствовать орфоэпические навыки.
4.Закрепить навыки фонетического разбора.
5. Вести подготовку к итоговой аттестации.
Учебные материалы: Презентация, карточки, тест, текст, словарь
План урока:
Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами обобщим имеющиеся знания о фонетике, графике, орфоэпии; систематизируем представления об основных фонетических процессах и звуковых значениях букв, совершенствуем навыки фонетического разбора слова. В конце урока подведем итог нашей работы, поработав с тестом на оценку. (Запись числа и темы урока – Слайд)
Эпиграфом к уроку возьмем слова Н. В. Гоголя:
« Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш». Слова Гоголя не записываем, вернемся к ним через некоторое время.
Фронтальный опрос на повторение и обобщение теоретического материала по теме «Фонетика», сопровождающийся презентацией.
Что называется фонетикой
(после ответа учеников показываю определение на слайде)
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.
Что называется орфоэпией? (слайд)
Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий правильное произношение звуков, слов.
Что изучает графика?(слайд)
Графика устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, изучает соотношения между буквами и звуками.
Учитель: Сколько букв в русском алфавите?
Ученики: 33
На какие 2 большие группы делятся все звуки?
Ученики: Согласные и гласные.
Перечислите звуки гласные. (слайд)
[а] , [о] , [э], [и] , [ы], [у].
6. Перечислите некоторые согласные звуки.
7. Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая каких-либо преград. Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает какие-либо преграды. Согласные состоят из одного шума или шума и голоса.
Мы знаем, что большинство согласных звуков образуют пары по твердости и мягкости, по звонкости и глухости. (слайд)
Согласные звуки
твердые мягкие звонкие глухие
Назовите согласные звуки, которые бывают только твердые, только мягкие, только звонкие, только глухие.(слайд продолжается)
[ж] [ш] [ ц] [ч] [й] [щ] [й] [р] [л] [м] [н] [х] [ц] [ч] [щ]
9. Какие буквы имеют два звука?
Ученики: Е Ё Ю Я
10.Когда буква Е, Ё, Ю, Я дают 2 звука? (слайд)
Е Ё Ю Я дают два звука:
1. В начале слова ЯМА — [ йа]ма
2. После разделительных Ъ и Ь ВЬЮГА – в[йу]га
3. После гласных АРМИЯ – арми[йа]
Итак: Мы повторили изученные правила по теме урока, а теперь мы закрепим эти знания в практических упражнениях.
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.
Предлагаются задания на карточках двум ученикам – они работают на доске.
Задание: Выпишите слова
1 ученик: в которых буквы Е Ё Ю Я обозначают 1 звук
2 ученик: в которых буквы Е Ё Ю Я обозначают 2 звука
Слова: Петли, полет, скамья, язык, ругаться, льет, любить, влево, длинная, слушают, весь, молодая.
Весь класс работает над заданием на слайде: Написание какого слова расходится с произношением?
Жизнь, счастье, мир, победа, школа, праздник, радость, салют.
Запишите выделенные слова в столбик, укажите количество букв и звуков в выделенных словах. Проверьте со слайда.
Жизнь – 5 букв, 4 звука
Счастье – 7 букв, 6 звуков
Праздник – 8 букв, 7 звуков
Радость – 7 букв, 6 звуков
Салют – 5 букв, 5 звуков
Проверка задания ребят, которые работают у доски.
Итак: Мы видим, что написание слова часто не совпадает с его произношением. Чтобы правильно написать слово, необходимо знать соответствующие орфографические правила, но оговаривать изученные правила написания орфограмм мы будем на следующих уроках.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Энергизатор: «Группа А» (Упражнение для снятия напряжения, снятия усталости)
Учитель: Ребята, давайте вспомним, что такое ударение и какой характер оно имеет в русском языке.
Ученик: Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. (слайд) Русское ударение свободное, разноместное. Подвижное. Например: Лист- листа, возможны два варианта постановки ударения: По средАм- по срЕдам.
Учитель: А теперь я предлагаю следующее задание(слайд):
Поставьте ударение в словах, сгруппировав их по следующему принципу:
1 вариант: с ударением на первом слоге.
2 вариант: с ударением на последнем слоге.
3 вариант: с двумя равнозначными вариантами.
Слова на слайде: Вертит, облегчить, на двери, силос, звонишь, компас, каталог, ржаветь, средства, жалюзи, кулинария, кремы, диспансер, колледж, начал, щавель, по средам, памятуя, столяр, свекла, дефис, творог, движимый, досуг, понял, заняла.
Проверка со слайда:
1 вариант: вЕртит, сИлос, кОмпас, срЕдства, крЕмы, нАчал, пАмятуя, свЁкла, двИжимый, пОнял.
2 вариант: облегчИть, звонИшь, каталОг, жалюзИ, диспансЕр, щавЕль, столЯр, дефИс, досУг, занялА.
3 вариант: на дверИ, на двЕри, ржАветь, ржавЕть, кулинАрия, кулинарИя, коллЕдж, кОлледж, по срЕдам, по средАм, твОрог, творОг.
Учитель: Ребята, к какому источнику знаний мы должны обратиться, если мы затрудняемся поставить ударение в слове?
(Слайд с фотографией Ушакова и текстом) – читает ученик
Дмитрий Николаевич Ушаков (1873 – 1942) – русский лингвист. Работал в области диалектологии, орфографии, орфоэпии, был главным редактором «Толкового словаря». Является автором «Орфографического словаря», которым и сегодня пользуются школьники.
IV. Учитель: Ребята, давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Подумайте, какова основная мысль высказывания Н.В Гоголя. Приведите аргументы, подтверждающие высказанную автором мысль.
Ученик: У каждого поэта свой стих, свой особенный стиль, можно сказать свой особенный звон. Нас порой заставляет содрогнуться суровый стих Державина, пленяют слух читателя удивительные, чарующие строки Пушкина, полны боли, негодования многие стихи М.Ю Лермонтова. Все они, точно разнозвонные колокола разнесли благозвучие по русской земле.
Учитель: На слайде вы видите стихотворение А.Т. Твардовского (поэт, писатель, публицист 20 века – 2 1 июня ему исполняется 100 лет со дня рождения) Прочитайте его и пронаблюдайте, каковы особенности стиля стихотворения Твардовского.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
А. Т. Твардовский
Ученик: В этом стихотворении мы слышим призыв помнить о страшных годах войны. Первая строчка звучит торжественно, а во второй мы слышим печаль, разочарование, боль от того, что война принесла горе многим людям. Третья строчка – просьба к людям не забывать о войне.
Учитель: Ребята, а какой звук чаще всего повторяется в строчках этого стихотворения?
Ученики: [ о]
Учитель: А знаете ли вы, что прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих гласных звуков, называется АССОНАНСОМ? ( на доску вывешивается определение АССОНАНС –если дети не знают этого определения)
Ассонанс – это один из видов выразительного средства фонетики – звукописи.
Задание: Сделаем фонетический разбор слова война 1 ученик у доски
Вой – на
В-[в] – согл., зв., тв.,парн.
О-[а]-глас., безуд.
Й-[й]- согл., зв., мяг.. непар.
Н-[н]- согл., зв., тв., непар.
А-[а]- гл., удар.
_____________
5 букв, 5 звуков
Итак: Мы повторили правило фонетического разбора слова.
Учитель: Выбор стихотворения Твардовского неслучайный – в мае 2010 года вся наша страна отмечает 65-летие Дня Победы в ВОВ.
Запишите домашнее задание в тетрадь:
Упр. 284 –списать, расставить знаки препинания, сделать фонетический разбор 2 слов.
Кто хочет получить оценку дополнительно, то сделайте тест по фонетике подобный тому, который мы будем делать сейчас.
V. ТЕСТ ( на слайде и карточках)
1. В каком ряду слов расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?
А. рать, юг, мир Б. тест, люди, баян
В. слёт, еда, время Г. счет, кровь, друг
2. В каком слове все согласные звуки звонкие?
А. царевна Б. лавка В.везде Г. герб
3. В каком слове произносится звук [о]?
А. зажёг Б. подарок В. шоколад Г. дрова
4. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?
А. дешева Б. принят В. без вести Г. цыган
5. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные?
А. дефицит, дирижер, деликатесы;
Б. дешифровать, детектив, декольте;
В. делегировать, детализировать, демократизация;
Ответы: 1. А 2. В 3. А 4. Б 5. В
Взаимопроверка. Ответы на слайде. Выставление оценок.
Итог урока.
Учитель: Какие понятия мы сегодня повторили? Какие практические навыки развивали или приобрели? К словам каких русских писателей обращались? Что особенно запомнилось на уроке?
А теперь для каждого сюрприз и подарок –таблица с теоретическим материалом по разделу «Фонетика» — Пусть эта таблица будет первой страницей вашей папки «Подготовка к экзамену».
www.metod-kopilka.ru
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Фонетический анализ слова
Запишите высказывание К.Паустовского. Вставьте буквы и знаки препинания.
Слова то ш…лестят как трава то б…рмочут как родники то пер…свистываются как птицы то п…званивают как первый лед.
Проверяем
Слова то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то, перезваниваются, как первый лед.
В название какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон?
Что изучает фонетика?
Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий.
При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.
Сколько гласных звуков в русском языке?
Гласные делятся на….
Ударные Безударные
Сколько согласных звуков в русском языке?
Согласные звуки делятся на…
Глухие Звонкие
Какие буквы называют йотированными?
Потренируемся
Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?
Вол – вёл, плоты – плоды,
супы – зубы, лук – люк,
мол – мель
Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов.
Лён, лей, люк, ток, шёл, шей
Фонетические процессы
В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами.
Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.
1. Оглушение звонких парных на конце слова : Род [ рот ], флаг [ флак ]. 2 . Оглушение звонких парных перед глухими : Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву ]. 3. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]: Косьба [каз`ба], к дереву [ гд`эр`иву ].
4. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения. НАПРИМЕР, в слове легкий вместо звуков [гк` ] произносим сочетание [ хк` ], что облегчает произношение слова.
5. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:
снт – [ сн ]: устный – у[ сн ]ый; здн – [ зн ]: поздний – по[ зн]ий; лнц – [ нц ]: солнце – со[ нц ]е; рдц – [ рц ]: сердце – се[ рц ]е.
Задание. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах?
Забасто в ка, с даться, о т дома, любо в ь, ч то, ука з ка, чес т ный, сч астливый, ря б ь, моро з , ра сч ет, к берегу.
Орфоэпия
— наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения , их обоснованием и установлением.
Произношение сочетаний ЧН, ЧТ
В современном языке слова с сочетанием ЧН можно разделить на три группы:
1. те, в который чт произносится как [шн]: конечно, скучно, яичница, двоечник, прачечная, девичник , а также женские отчества на –чна: Ильинична, Кузьминична и др.
2. те, в который чн произносится как [ч’н]: точно, удачный, маскировочный и др.
3. те, в которых оба варианта считаются нормативными: подсвечник, булочная, горничная, порядочный и др.
Упражнение. Прочитайте данные слова обращая внимание на произношение ЧН .
Потому что, Кузьминична, табачный, молочный, нечто, булочная, девичник, очечник, нарочно, яичница, шуточный, троечник, Фоминична, подсолнечник, бесконечный, двоечник, скучно, конечный.
Произношение согласных перед Е в заимствованных словах
Сравните:
- Тень, дерево, песок, месяц, век, мелочь, академия, бассейн.
- Бизнес, Шопен, безе, мате, латте, рейтинг.
Ударение
План фонетического разбора
1 Орфографическая запись слова.
2 Деление слова на слоги и место ударения.
3 Фонетическая транскрипция слова.
4 Характеристика всех звуков по порядку:
- а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен; б) гласный: ударный – безударный.
- а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен; б) гласный: ударный – безударный.
- а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;
- б) гласный: ударный – безударный.
5 Количество звуков и букв.
Сделайте фонетический анализ слов
Сеять, настроение, образ, вправо, низкий, скучный, ёжиться.
Домашнее задание
- Фонетический разбор слов:
- сеять, яичница, ложь.
- сеять, яичница, ложь.
- Выписать все формы указанных глаголов прошедшего времени (м.р, ж.р., ср. р.) и расставить в них ударение:
- Начать, брать, сеять, класть, винить.
- Начать, брать, сеять, класть, винить.
multiurok.ru
Конспект урока русского языка с презентацией по теме «Фонетика, орфоэпия, графика.Связь фонетики с графикой и орфоэпией» (9 класс)
Урок русского языка в 9 классе. 9.11.2017
Тема урока: Фонетика, орфоэпия, графика. Связь фонетики с графикой и орфографией.
Цель деятельности учителя: | Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу; развивать мышление учащихся; формировать у них умение анализировать свои учебные действия, выделять главное |
Тип урока | Урок систематизации ЗУН |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора и йотированные звуки; уметь производить фонетический разбор слов. Метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать её достижение; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения | Наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная. |
План урока:
Постановка учебной задачи. Организационный момент.
Эпиграфом к уроку возьмем слова Н. В. Гоголя:
« Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш».
(Ученик читает)
— О чем говорит писатель?
(Ученик: Гоголь говорит о необыкновенности русского языка, о том, что в русском языке много разнообразных звуков)
— В каком разделе русского языка изучаются звуки речи?
(Ученик: Звуки речи изучаются в фонетике)
— С какими другими разделами связана фонетика?
(Ученик: Фонетика связана с графикой и орфоэпией)
— Тема нашего сегодняшнего урока: Повторение темы «Фонетика. Графика. Орфоэпия».
Откройте тетради, запишите тему.
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
(Ученик: Цель нашего урока – повторить пройденное по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».)
(Ученик:Цель нашего урока – узнать, хорошо ли мы знаем фонетику.)
— Правильно, ребята, цели сегодняшнего урока : повторить, обобщить и систематизировать сведения, полученные в 5-8 классах в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.
Фронтальный опрос на повторение и обобщение теоретического материала по теме «Фонетика», сопровождающийся презентацией.
Что называется фонетикой (после ответа учеников показываю определение на слайде)
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.
Что называется орфоэпией? (слайд)
Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий правильное произношение звуков, слов.
Что изучает графика?(слайд)
Графика устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, изучает соотношения между буквами и звуками.
Учитель: Сколько букв в русском алфавите?
Ученики: 33
На какие 2 большие группы делятся все звуки?
Ученики: Согласные и гласные.
Перечислите звуки гласные. (слайд)
[а] , [о] , [э], [и] , [ы], [у].
6. Перечислите некоторые согласные звуки.
7. Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая каких-либо преград. Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает какие-либо преграды. Согласные состоят из одного шума или шума и голоса.
Мы знаем, что большинство согласных звуков образуют пары по твердости и мягкости, по звонкости и глухости. (слайд)
Согласные звуки
твердые мягкие звонкие глухие
Назовите согласные звуки, которые бывают только твердые, только мягкие, только звонкие, только глухие.(слайд продолжается)
[ж] [ш] [ ц] [ч] [й] [щ] [й] [р] [л] [м] [н] [х] [ц] [ч] [щ]
9. Какие буквы имеют два звука?
Ученики: Е Ё Ю Я
10.Когда буква Е, Ё, Ю, Я дают 2 звука? (слайд)
Е Ё Ю Я дают два звука:
1. В начале слова ЯМА — [ йа]ма
2. После разделительных Ъ и Ь ВЬЮГА – в[йу]га
3. После гласных АРМИЯ – арми[йа]
Итак: Мы повторили изученные правила по теме урока, а теперь мы закрепим эти знания в практических упражнениях.
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.
Предлагаются задания на карточках двум ученикам – они работают на доске.
Задание: Выпишите слова
1 ученик: в которых буквы Е Ё Ю Я обозначают 1 звук
2 ученик: в которых буквы Е Ё Ю Я обозначают 2 звука
Слова: Петли, полет, скамья, язык, ругаться, льет, любить, влево, длинная, слушают, весь, молодая.
Весь класс работает над заданием на слайде: Написание какого слова расходится с произношением?
Жизнь, счастье, мир, победа, школа, праздник, радость, салют.
Запишите выделенные слова в столбик, укажите количество букв и звуков в выделенных словах. Проверьте со слайда.
Жизнь – 5 букв, 4 звука
Счастье – 7 букв, 6 звуков
Победа – 6 букв, 6 звуков
Праздник – 8 букв, 7 звуков
Радость – 7 букв, 6 звуков
Салют – 5 букв, 5 звуков
Проверка задания ребят, которые работают у доски.
Итак: Мы видим, что написание слова часто не совпадает с его произношением. Чтобы правильно написать слово, необходимо знать соответствующие орфографические правила, но оговаривать изученные правила написания орфограмм мы будем на следующих уроках.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Сколько звуков в слове
Приседайте столько раз, сколько звуков в слове … (осень)
Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово. (Открыть запись слова на доске.)
Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж. (Слово записано на доске.)
Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, что такое ударение и какой характер оно имеет в русском языке.
Ученик: Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. (слайд) Русское ударение свободное, разноместное. Подвижное. Например: Лист- листа, возможны два варианта постановки ударения: По средАм- по срЕдам.
Учитель: А теперь я предлагаю следующее задание (слайд):
Поставьте ударение в словах, сгруппировав их по следующему принципу:
1 вариант: с ударением на первом слоге.
2 вариант: с ударением на последнем слоге.
3 вариант: с двумя равнозначными вариантами.
Слова на слайде: Вертит, облегчить, на двери, силос, звонишь, компас, каталог, ржаветь, средства, жалюзи, кулинария, кремы, диспансер, колледж, начал, щавель, по средам, памятуя, столяр, свекла, дефис, творог, движимый, досуг, понял, заняла.
Проверка со слайда:
1 вариант: вЕртит, сИлос, кОмпас, срЕдства, крЕмы, нАчал, пАмятуя, свЁкла, двИжимый, пОнял.
2 вариант: облегчИть, звонИшь, каталОг, жалюзИ, диспансЕр, щавЕль, столЯр, дефИс, досУг, занялА.
3 вариант: на дверИ, на двЕри, ржАветь, ржавЕть, кулинАрия, кулинарИя, коллЕдж, кОлледж, по срЕдам, по средАм, твОрог, творОг.
Учитель: Ребята, к какому источнику знаний мы должны обратиться, если мы затрудняемся поставить ударение в слове? Напомню, в случае затруднения при постановке ударения в словах, необходимо обратиться к Орфографическому словарю, например автора Д.Н. Ушакова. Показываю словарь. А теперь откроем лингвистическую страничку.
(Слайд с фотографией Ушакова и текстом) – читает ученик
Дмитрий Николаевич Ушаков (1873 – 1942) – русский лингвист. Работал в области диалектологии, орфографии, орфоэпии, был главным редактором «Толкового словаря». Является автором «Орфографического словаря», которым и сегодня пользуются школьники.
IV. Учитель: Ребята, давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Подумайте, какова основная мысль высказывания Н.В Гоголя. Приведите аргументы, подтверждающие высказанную автором мысль.
Ученик: У каждого поэта свой стих, свой особенный стиль, можно сказать свой особенный звон. Нас порой заставляет содрогнуться суровый стих Державина, пленяют слух читателя удивительные, чарующие строки Пушкина, полны боли, негодования многие стихи М.Ю. Лермонтова. Все они, точно разнозвонные колокола разнесли благозвучие по русской земле.
Учитель: На слайде вы видите стихотворение Н.С.Овсянникова «Красный лист», которое вошло в сборник «Избранное». Прочитайте его и пронаблюдайте, каковы особенности этого стихотворения.
Я как лес опустошенный,
как осенний лес —
Желтый лист и лист зеленый
кроет красный лист.
Пляшут падшие из падших
в призрачном кругу,
Опускаются на пашни,
в поле, на лугу.
Ветер бродит невидимкой,
голым сквозняком.
Паутина к паутинке —
это я о ком?
О тебе ли, о судьбе ли,
или о себе?
Скоро белые метели
запоют везде.
Скоро ветлы и березки
в чистоте зимы
Спрячут старые обноски
и уснут, как мы.
Учитель: Ребята, а какой гласный звук чаще всего повторяется в строчках этого стихотворения?
Ученики: [и]
Учитель: А знаете ли вы, что прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих гласных звуков, называется АССОНАНСОМ? ( на доску вывешивается определение АССОНАНС )
Ассонанс – это один из видов выразительного средства фонетики – звукописи.
Задание: Сделаем фонетический разбор слова красный 1 ученик у доски
Крас-ный
к-[к] – согл., глух., тв.,
р-[р]- согл., зв., тв., сонорн.
а-[а]- глас., ударн.
с-[с]- согл., глух., тв.
н-[н]- согл., зв., тв., сонорн.
Ы-[ы]- глас., безуд.
й-[й]- согл., зв., мягк., сонорн.
__________
7 букв, 7 звуков
Итак: Мы повторили правило фонетического разбора слова.
Запишите домашнее задание:
Упр. 76 (задания1-9), сделать фонетический разбор 2 слов (на выбор).
Кто хочет получить оценку дополнительно, то сделайте тест по фонетике подобный тому, который мы будем делать сейчас.
V. ТЕСТ ( на слайде и карточках)
1. В каком ряду слов расположены слова, в которых совпадает количество звуков?
А. рать, юг, мир Б. тест, люди, баян
В. слёт, еда, время Г. счет, кровь, друг
2. В каком слове все согласные звуки звонкие?
А. царевна Б. лавка В.везде Г. герб
3. В каком слове произносится звук [о]?
А. зажёг Б. подарок В. шоколад Г. дрова
4. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?
А. дешева Б. принят В. без вести Г. цыган
5. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные?
А. дефицит, дирижер, деликатесы;
Б. дешифровать, детектив, декольте;
В. делегировать, детализировать, демократизация;
Ответы: 1. А 2. В 3. А 4. Б 5. В
Взаимопроверка. Ответы на слайде. Выставление оценок.
Итог урока.
Учитель: Какие понятия мы сегодня повторили?
Какие практические навыки развивали или приобрели?
К словам каких русских писателей обращались?
Что особенно запомнилось на уроке?
multiurok.ru
Урок в 9 классе. Тема: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Повторение и систематизация изученного»
Урок в 9 классе. Тема: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Повторение и систематизация изученного»ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать знания по фонетике орфоэпии графике орфографии.
Воспитательная: воспитание уважения и интереса к родному языку.
Образовательная: систематизация знаний по разделам фонетики.
Орфографическая: знакомство с творчеством выдающихся лингвистов.
Развивательная: развитие связной речи, совершенствование навыков работы с орфоэпическим словарём.
ФОРМЫ РАБОТЫ: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды: устная, письменная
Межпредметные связи: русский язык, литература, информатика.
Внутрипредметные связи: фонетика, орфоэпия, орфография, графика, синтаксис.
Метапредметные связи: совершенствование навыков письма, говорения, анализа(лингвистического, литературного)
Обучающиеся должны уметь: соблюдать языковые нормы, проводить различные виды анализов, оценивать написанное и сказанное с точки зрения нормативности.
ХОД УРОКА
Сегодня мы повторим и обобщим полученные знания по разделам языкознания. «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография». Попытаемся глубже понять связь между такими важнейшими разделами языкознания, как фонетика и орфография, еще раз закрепим нормы правописания, ударения и произношения. Повторим тот материал, который будет полезен при подготовке к ОГЭ.
Итак, 1- Повторим основные теоретические понятия, которые будут нам нужны на этом уроке.
Что изучает фонетика? Раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка (звуки, ударения, интонация).
Орфоэпия – раздел фонетики, описывающий совокупность норм литературного произношения.
Графика – начертание букв, знаков.
Орфография – раздел лингвистики, изучающий правописание слова, правильность написания.
Термин, проект, поэзия, иксы, баловать, звонишь, соришь, включишь, красивее, свёкла, торты, апостроф, углубленный, шарфы, банты, каталог, эксперт.
Существует ли норма ударения (дополнительный вопрос)
Словарь орфоэпический лежит.
Итак, мы немного вспомнили нормы ударения и произносительные нормы, а сейчас обратимся к связям фонетики и орфографии. Было дано опережающее д/з, которое заключалось в том, что нужно было установить фонетических явлений языка и орфографии, потому что многие правила написания слов зависят от его звукового состава.
Лена представляет вам свою работу, а ваша задача – составить свою таблицу из 8 столбцов, которые могут выглядеть следующим образом.
Работа с таблицей.
А сейчас попытайтесь применить полученные знания на практике. Прочитайте стихотворение нашего земляка И. Бунина «Вечер» (читаю). О чем стих? Какое впечатление остается у вас после прочтения? Как достигает этого поэт? (рисует множество предметов, подчиненных одному замыслу, парцеллирует конструкции; особый синтаксис, а так же звуковой состав)?
Как научиться рисовать звуками – ассонанс, аллитерация. Чего здесь больше? – ассонанса. Почему? – Счастье не может быть второпях.
(Я снова жизни полн — таков мой ор
weburok.com
Фонетика. Орфоэпия. Ударение. Орфоэпические и орфографические словари. Графика. Оформление звуков на письме соответственно законам русской графики
III. Актуализация знаний
Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки. Задание:
По методу «ДЖИГСО» изучают новый материал.
Фонетика –раздел науки о языке, в котором изучаются особенности звуков речи. Фонетика исследует звуковую сторону языка.
Графика – учение о совокупности знаков, с помощью которых устная речь передается на письме. Основными средствами графики являются буквы. К графическим знакам относятся также знак ударения, дефис (черточка), знаки препинания и др.
Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором изучаются правила произношения. Правила произношения – это орфоэпические нормы, которые определяют произношение звуков и место ударения в слове.
Звуки речи – звуки, из которых состоят слова. Это наименьшие единицы языка. Нужно различать звуковой и буквенный состав слов.
Русский язык благозвучен. Что это значит? Считается, что благозвучие предполагает сочетания звуков, удобные для произношения и приятные для слуха. Еще древнегреческий философ Аристотель говорил: «…Написание должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо, что одно и то же».
Представление о благозвучии опирается на фонетические особенности языка. Для русского языка это связано с тем, что ему не свойственно нагромождение согласных и скопление гласных звуков. Хотя гласных только 6, а согласных в 6 разбольше, их активность в речи почти одинакова: гласных в речевом потоке примерно 42 %. Согласные звуки достаточно равномерно перемежаются гласными, чем достигается гармоническая соразмерность русской речи.
Благозвучие русской речи обусловлено и особенностями русского ударения. Ударение у нас разноместное, подвижное. Благодаря этому интонационный рисунок становится многообразным.
Языковые шутки
Дайте ответы на языковые шуточные вопросы,
· Что стоит посреди школы?
· Чего нет в дельфина, но есть в кита, акулы, краба?
· Чего нет в яблони, вишни, черешни, груши?
· Чем заканчивается лето и начинается осень?
· Что стоит посреди огорода? А посреди леса?
· Чего нет ни в дыне, но есть в арбузе, тыкве?
· Чем отличается шитья от жизни? А лиман от лимона?
Работа в группах
Названия городов запишите в алфавитном порядке. Приходилось ли вам посещать эти города? Что вам известно о городах Казахстана? Постройте диалог об этом.
Алматы, Аксу,Тараз, Астана, Талодыкурган, Иссык,Карату,Караганды, Темиртау, Жанатас, Кокшетау, Повладар, Костанай
Исследования-анализ
Запишите слова в фонетической транскрипции. Объясните их произношение и написание. В каждой строке найдите самое длинное и самое короткое слово. Выясните лексическое значение подчеркнутых слов, составьте с ними предложения. Со словами первой строки постройте связное высказывание.
Весна, веселый, левада, лиман, улица; голубь, кукушка, себе, тебе, кожух, подушка; сказать, испечь, спрятать, из дома, из середины, сшить; легкий, влажный, понять, дегтя, когти; завалинка, вокзал, просьба, молотьба, следовательно.
Исследования-сопоставление
Прочитайте предложение. Что их объединяет? Найдите в каждом слова, в которых количество букв и звуков неодинакова. Свой ответ обоснуйте.
1. Наша личность — это сад, а наша воля — его садовник (В. Шекспир). 2. У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности (В. Гюго). 3. Красота человека — в красоте характера. 4. Весна хорошая цветами, человек характером. 5. Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу. 6. Мужество — не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество — в том, чтобы владеть собой и быть справедливым (Саади). 7. Каждый — кузнец своей судьбы (Аппий).
Творческое конструирование
intolimp.org