cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Свержение монархии урок в 9 классе: Конспект к уроку «Свержение монархии» (9 класс)

Урок истории в 9 классе «Свержение монархии» | План-конспект урока (история, 9 класс) по теме:

Урок истории в 9 классе «Свержение монархии»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории

Учитель: Жирнов П.В.                  

Класс: 9                                                              

Тема: Свержение монархии

Цель урока: Продолжитьформировать историческое сознание и исторический стиль мышления школьников на основе глубокого осмысления и понимания причин, приведших к началу Февральской революции и свержению монархии.

Программное содержание: Революционные события 1917г.: от Февраля к Октябрю. Причины революции. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы.

Основные образовательные результаты:

По окончанию изучения темы ученик:

— объясняет причины и сущность событий Февраля 1917г.;

— анализирует различные версии и оценки событий Февраля 1917г.;

— высказывает и аргументирует свою оценку;

— объясняет значение понятий регентство, Учредительное собрание, двоевластие, Временное правительство.  

— умеет работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное;

— показывает по карте основные географические объекты;

Тип урока: комбинированный

Вид урока: традиционный

Технология обучения: объяснительно-иллюстративная

Мировоззренческая идея: Февральская революция – попытка осуществить буржуазно-либеральный путь развития страны.

Основные понятия: регентство, Учредительное собрание, двоевластие, Временное правительство.

Основные имена:М.В. Родзянко, Н.С. Чхеидзе, А.Ф. Керенский, Г.Е. Львов, П.Н. Милюков, Н.В. Рузский.

Основные даты: 2 марта 1917г.

План изучения нового материала:

1. Причины  революции.

2.Задачи революции.

3. Революционные события Февраля 1917г.  

4. Образование новых органов власти.

5. Отречение Николая II.

6. Двоевластие.

7. Итоги и значение революции.

Оборудование урока: м/м презентация, раздаточный дидактический материал

Оформление доски: тема урока, главный вопрос урока, основные понятия, даты.

Мизансцена урока: традиционная

Домашнее задание: прочитать §10; ответить на вопросы и выполнить задания в конце §10.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

На столах: учебник, тетрадь, атлас, письменные принадлежности

  1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1. Письменный опрос по карточкам № 1, 2, 3.

2. Беседа с классом

— Назовите причины Первой мировой войны.

— Какие военно-политические союзы образовались накануне войны?

— Назовите цели стран-участников Первой мировой войны.

— Что послужило поводом к войне?

— Назовите дату вступления России в Первую мировую войну.

— Расскажите о начале боевых действий и о планах Германии.

— каким было отношение общества к начавшейся первой мировой войне?

— Какова была роль Восточного фронта в военных действиях 1914-1916гг. ?

— Какие факторы обеспечили перевод экономики на военный лад?

— Как и почему изменились настроения в русском обществе и на фронте в 1916г.?

— Как вы понимаете значение термина продразверстка?

3 ученика, за партами

Фронтально

(применяется жетонная система)

III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с историей России 1917-1921гг.  Тема нашего урока – «Свержение монархии».
Наша сегодняшняя задача не просто ознакомиться с событиями Февраля 1917г.Мы должны понять, какие причины привели к революционным событиям Февраля 1917г.

Это одна из наиболее сложных и спорных тем в истории России XX века. Россия оказалась на перекрестке исторических дорог, и нужно было выбрать ту, которая вела не в тупик, а в “лучшее завтра”. Все мечтали о порядке, а волею судеб стали участниками грандиозных исторических катаклизмов. И первым испытанием для российского общества стала Февральская революция.

Домашнее задание: прочитать §10; ответить на вопросы и выполнить задания в конце §10.

Слайд 1

Запись темы урока в тетрадь

Запись в тетрадь домашнего задания

Слайд 2

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Причины  революции

Вопрос классу:

— Вспомним, что такое революция. И какая сложилась обстановка накануне революции.

Словарная работа:

Революция – коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя.

Образное повествование:

В начале 1917 г. всеобщее недовольство, вызванное усталостью от войны, ещё более усиливается.

Отмечается ухудшение материального положения народа, так как правительство установило низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, и это привело к её сокрытию крестьянами и нехватке продовольствия. В результате резко выросли цены на продовольствие, растёт спекуляция, началась инфляция.

Были отмечены постоянные перебои в поставках продовольствия в Москву и Петроград.

В армии недовольство тоже нарастало из-за бездарности высшего военного руководства и поражения на фронтах. Учащались случаи открытого неповиновения приказам офицеров, случаи братания с солдатами противника.

Армия слабо обеспечивалась оружием и продовольствием из-за дезорганизованности тыла. Шло революционизирование армии. Деревня осталась без мужей, братьев, сыновей, которые сражались на фронтах войны. Работать там было некому. Таким образом, падал жизненный уровень. Росло недовольство тяготами войны. Ряды недовольных пополняли буржуазия, интеллигенция, крестьяне, рабочие. Страна стояла на пороге революции.

Причины революции:

  1. Нерешенность аграрного вопроса. Крестьянство страдало от нищеты и малоземелья.
  2. Отсутствие рабочего законодательства. (установление 8 часового рабочего дня).
  3. Кризис самодержавия (ограничение власти царя Конституцией).
  4. Ожидание народом прекращения  Первой мировой войны. (армия устала воевать, боевой дух солдат упал, дезертирство в армии, поражение на фронтах, 80% экономики работало на войну, перебои в снабжении топлива и продовольствия).
  5. Экономическая разруха, обнищание и голод. (Цены на предметы первой необходимости выросли на 300%, а средняя зарплата рабочих- на 100%. Правительство ввело хлебную разверстку. На потребляющие деревни надвигался голод.)
  6. Русификаторская политика правительства к национальным меньшинствам (В 1912-1914 гг. не прекращались крупные волнения среди народов Средней Азии. В Польше и на Украине усилилось движение сторонников за выход из России. В мусульманских районах укрепилась протурецкая ориентация. Дело Бейлиса).

2. Задачи революции.

Вопрос классу:

— Исходя из причин революции, как вы думаете, какие задачи были поставлены перед Февральской революцией?

1) Решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения.

2) Урегулирование отношений между буржуазией и пролетариатом, улучшение положения рабочих.

3) Свержение самодержавия, установление республики.

4) Прекращение войны и заключение мира. Ликвидация экономической разрухи.

5) Расширение прав и свобод национальностей, проживающих на территории Российской империи, предоставление им прав на самоопределение вплоть до отделения.

Выводы:

Беседа с классом:

— Определите, исходя из задач революции ее характер(буржуазно-демократический).

— Как вы думаете, какие социальные группы российского общества были заинтересованы в решении задач революции? (буржуазия, рабочие, крестьяне, интеллигенция, часть армии).

3. Революционные события Февраля 1917г.  

Работа с учебником:

— Пользуясь текстом учебника, заполните хронологическую таблицу «События Февральской революции».

Дата

Событие

18.02

Рабочие Путиловского завода объявили забастовку. Требования повысить з/п. в ответ на это администрация объявила о закрытии производства. =>более 30 тыс. рабочих осталось без средств к существованию.

23.02

демонстрацию возглавили женщины. Требовали хлеба и возвращения мужчин с фронта.

25. 02

всеобщая политическая стачка

26.02

Николай II распускает Государственную Думу. Массовый переход солдат на сторону демонстрантов.

27.02

Восставшие солдатские полки вместе с рабочими захватили Арсенал, Петропавловскую крепость, из тюрем освобождены политические заключенные

1.03

образование Временного правительства

2.03

отречение НиколаяII в пользу своего брата Михаила

3. 03

отречение Михаила

Работа с историческим документом:

— В чем смысл предложений Родзянко?

— Какими аргументами он пытался убедить царя в необходимости действовать именно так, как он предлагает?

4. Образование новых органов власти.

Образное повествование:

Вечером, 27 февраля опьяненная свободой толпа собралась у Таврического дворца. Уже с утра здесь находились не подчинившиеся царскому указу депутаты Гос.Думы.

Для управления столицей и государством они создали Временный исполнительный комитет членов Гос. Думы.  Его главой стал Родзянко М.В.

В это же время было принято решение о создании Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.  

Председателем Исполнительного комитета Петроградского совета избрали Н.С. Чхеидзе. Его заместителями были А.Ф. Керенский, М.И. Скобелев.  

В ночь с 1 на 2 марта 1917г.  Временный исполнительный комитет членов Гос. Думы и Исполком Петроградского Совета договорились об образовании Временного правительства, которое состояло бы из либералов, но проводило в жизнь программу, одобренную Петроградским Советом. Его возглавил князь Г.Е.Львов.

Временным правительство называлось потому, что должно было действовать до созыва Всероссийского Учредительного собрания.

Нужно было решить вопрос о судьбе монарха и монархии.

5. Отречение Николая II.

Рассказ:

Находившийся в Ставке царь выехал в столицу. Но его поезд был остановлен. Т.к. поступило сообщение, что ближайшие ж/д узлы заняты восставшими войсками.  Царский поезд повернул в Псков, где находился штаб Северного фронта.

В ночь с 1 на 2 марта Родзянко передал главнокомандующему Северным фронтом генералу Рузскому телеграфное сообщение с просьбой убедить Николая 2 отречься от престола в пользу своего сына Алексея (13 лет), а регентом назначить брата – великого князя Михаила Александровича.

Вопрос классу:

— Кого называли регентом?

Словарная работа:

Регентство – временное правление одного или нескольких лиц в случае несовершеннолетия, болезни монарха или в силу других причин.

Рассказ:

Всем главнокомандующим фронтами и флотилиями были отправлены срочные телеграммы с просьбой высказать свое мнение по вопросу об отречении Николая.

Все согласились. Такая позиция высших армейских чинов потрясла Николая 2.

2 марта он подписал акт об отречении в пользу своего брата Михаила. На следующий день Михаил заявил, что судьбу монархии должно решить Учредительное собрание.

Словарная работа:

Учредительное собрание – парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти.

6. Двоевластие.

Образное повествование:

В стране тем временем сложилось двоевластие – одновременно существовали 2 органа власти: Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов.

Составление схемы: «Двоевластие».

Образное повествование:

    Временное правительство не располагало кокой-либо реальной властью, его распоряжения осуществлялись лишь на столько, на сколько допускал Петроградский Совет. Он располагал важнейшими элементами реальной власти: войска, железные дороги, почта, телеграф.

1 марта Петроградский совет издал Приказ №1:

— создавались выборные солдатские комитеты.

— оружие передавалось в их распоряжение.

— приказ уравнивал в правах солдат и офицеров

— отменял традиционные формы армейской дисциплины (обязательное отдание чести вне службы, обращение офицеров к солдатам на «ты»).

3 мартабыла опубликована Декларация Временного правительства.

Работа с документом:

— Какие изменения внесла декларация в политический строй России?

— Какие задачи стояли перед Учредительным собранием?

— Охарактеризуйте принципы избирательного права, названные в декларации.

Выводы:

Для политики временного правительства характерно принятие полумер по самым наболевшим вопросам:

  1. Национальный – Временное правительство выступало за сохранение единства Российского государствава на основе предоставления всем жителям страны равных гражданских прав и свобод. Польше – обещали в будущем предоставить независимость. Предоставлена автономия Финляндии, Украине, Белоруссии.
  2. Аграрный – решение вопроса о земле откладывалось до созыва Учредительного собрания. Советы эти решения поддержали. Широкомасштабный раздел земли, полагали они, приведет к дезорганизации фронта: крестьяне, одеты в солдатские шинели, не смирятся, что он пройдет без их участия.

В марте 1917 г. было издано постановление о государственной торговой монополии на хлеб в качестве меры борьбы с продовольственным кризисом. Весь хлеб у крестьян был взят на учет продовольственными органами.

  1. Военный – правительство, связанное обязательствами с Антантой, считало, что победа в войне повысила бы международный авторитет России. Война до победного конца.
  2. Рабочий – отклонен закон о введении 8-часового рабочего дня  (причина-продолжение войны).

7. Итоги и значение революции.

Обобщение:

Беседа с классом:

— Назовите итоги революции. (Свержение монархии; провозглашение республики, начало выборов во Всероссийское Учредительное собрание; Образование двоевластия).

— Каково значение революции?

  1. Победа февральской революции была победой всех слоев населения над самодержавием, рывком, передвинувшим Россию к передовыми странами в смысле провозглашения демократических и политических свобод.
  2. Велико и международное значение Февральской буржуазно-демократической революции — под её влиянием во многих воюющих странах усилилось стачечное движение пролетариата.

Отвечают на вопрос учителя.  

Запись определения в тетрадь

Слайд 3

Запись в тетрадь.

Слайд 4

Отвечают на вопрос учителя.

Запись в тетрадь.

Слайд 5, 6.

Отвечают на вопросы учителя.

С. 75-78.

Заполнение таблицы, запись новых сведений в тетрадь.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 12, 14

Слайд 15

Слайд 16

С. 75.

Фронтально

Построение схемы по ходу рассказа учителя. Запись в тетрадь.

Слайд 13

Слайд 17

Слайд 16

Запись определения в тетрадь.

Запись определения в тетрадь.

Запись определения в тетрадь.

Запись в тетрадь.

Слайд 18, 19

Слайд 15

С. 79

Фронтально

Слайд 20

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтально.

Слайд 21, 22

V. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Согласны ли вы,  с высказываем Н.А. Бердяева, свой ответ аргументируйте:

“Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников”.

Фронтально

Слайд 23

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Оценка и отметка учебно-познавательной деятельности учащихся.

На этом наш урок закончен. Спасибо за работу!

Приложение

КАРТОЧКА   1.

Какие из перечисленных ниже утверждений не соответствуют исторической действительности?

  1. В 1916г. в России произошло катастрофическое падение выпуска вооружений.
  2. В благодарность за оказанные в войне услуги Николай II ввел представителей крупной буржуазии в правительство.
  3. Осенью 1916г. в Москве и Петрограде ощущалась острая нехватка продовольствия.
  4. Кадеты и октябристы резко осудили правительство за начало военных действий против Германии.
  5. Лидер большевиков В.И. Ленин выдвинул лозунг поражения своего правительства в войне.
  6. Позицию Ленина по отношению к войне поддержал старейший русский марксист Г.В. Плеханов.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА 2.

Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы.

Из воспоминаний А.А. Брусилова.

        Наступление превзошло все ожидания. Фронт исполнил данную ему задачу – спасти Италию от разгрома и выхода ее из войны, а кроме того, облегчил положение французов и англичан на их фронте, заставил Румынию стать на нашу сторону и расстроить все планы и предложения австро-германцев на этот год.

        … Если бы у нас был настоящий верховный вождь и главнокомандующие действовали по его указу, то мои армии, не встречая достаточно сильного противодействия, настолько выдвинулись бы вперед и стратегическое положение врага было бы столь тяжелое, что даже без боя ему пришлось бы отходить к своим границам и ход войны принял бы совершенно другой оборот, а ее конец значительно бы ускорился.

  1. Какие причины побудили Николая II принять решение о спешном наступлении войск Юго-Западного фронта?
  2. Каковы были итоги этого наступления?
  3. Какие причины, по-мнению А.А. Брусилова, не позволили русской армии закрепить успех Юго-Западного фронта и добиться перелома в ходе войны?

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА 3.

Выберите правильный вариант ответа.

  1. Верховным главнокомандующим русской армии в начальный период Первой мировой войны был:

а) Николай II;

б) великий князь Николай Николаевич;

в) А.А. Брусилов.

  1. Решающее воздействие на неудачи русской армии в 1915г. оказали:

А) суровые погодные условия;

Б) нехватка снарядов;

В) наличие немецких шпионов при царском дворе.

        

  1. В 1915 г. Председатель IV Государственной думы М.В. Родзянко назвал «величайшей ошибкой» николаевского царствования:

А) создание Прогрессивного блока;

Б) арест военного министра В. А. Сухомлина;

В) принятие Николаем II обязанностей Верховного главнокомандующего.

  1. Какое обстоятельство стало решающим в быстрой перестройке русской экономики на военный лад:

А) объединение усилий государства и частного капитала;

Б) всеобщая трудовая мобилизация населения;

В) приток иностранных инвестиций.

  1. Каково было главное требование русской общественности в 1916г. :

А) отречение Николая II в пользу своего сына;

Б)  формирование правительства «народного доверия»;

В) устранение Г. Распутина.

Урок истории в 9 классе «Свержение монархии»

Урок истории в 9 классе «Свержение монархии».

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с причинами, задачами, характером, ходом и значением свержения монархии в России.

  2. Подвести учащихся к пониманию того, что февральская революция – попытка осуществить буржуазно- либеральный путь развития страны.

  3. Продолжить формирование умений устанавливать причинно- следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.

Ход урока:

Предсказание:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадёт;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жён

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мёртвых тел

Начнёт бродить среди печальных сёл,

Чтобы платком из хижин вызывать,

И станет глад сей бедный край терзать…..

1830г. М.Ю.Лермонтов.

Вопрос: Какое предсказание сделал поэт?.

Тема урока: «Свержение монархии».

Это одна из наиболее сложных и спорных тем в истории России XX века. Россия оказалась на перекрестке исторических дорог, и нужно было выбрать ту, которая вела не в тупик, а в «лучшее завтра». Все мечтали о порядке, а волею судеб стали участниками грандиозных исторических катаклизмов. И первым испытанием для российского общества стала Февральская революция.

«Февраль- пролог октября».

«Февраль- общенациональная катастрофа».

«Февральское безумие».

Памятка для разбора революции

I.Причины революции.

II.Задачи революции.

III.Характер революции (определяется по задачам).

IV.Движущие силы (классы).

V.Ход революции (краткая характеристика).

VI.Итоги революции.

VII.Значение революции.

I.Причины революции.

Вопрос: Вспомните итоги аграрной реформы.

О чём говорят факты?.

С лета 1907 г. по лето 1914г. в деревне состоялось более тысячи крестьянских выступлений, 40% из них- против помещиков, 25%- против столыпинской реформы.

«Важнейший очередной вопрос для нашей страны- вопрос земельный…»

Из Постановления Временного Правительства

В стране отсутствовали условия для свободного развития капитализма в сельском хозяйстве. В России сохранялись помещичьи латифундии, многоукладность. Господствующими оставались к 1917г. полукрепостнические производственные отношения в деревне.

Причины революции.

1.Аграрный вопрос не был решён. Крестьянство страдало от нищеты и малоземелья.

2.Несколько лет чиновники убеждали фабрикантов согласиться на 10- часовой рабочий день, страхование, профсоюзы, право рабочих на экономические стачки.

«Рабочие воображают, что они- хозяева предприятия, и, чтобы не разводить революции, им дают столько работы, сколько они хотят. Они дойдут скоро до того, что будут работать 6 часов….»

Ю.П.Гужон.

3.Отсутствие рабочего законодательства обостряло отношения между рабочими и владельцами предприятий.

О чём говорят эти высказывания:

«Министры- наёмные убийцы, проводящие белый террор по напущению Гришки Распутина».А.Ф.Керенский.

«Паралитики власти нехотя борются с эпилептиками революции»И.Г.Щегловитов.

«Милюков предъявил премьеру целый список обвинений, каждое из которых заканчивалось вопросом:Что это, глупость, или измена?»П. Н.Милюков.

4.Кризис самодержавия.

О чём говорят факты?

  • Армия устала воевать.

  • Боевой дух солдат упал.

  • Дезертирство в армии.

  • Поражение на фронтах.

  • 80% экономики работало на войну.

  • Перебои в снабжении топлива и продовольствия.

5.Ожидание народом прекращения Первой мировой войны.

6.Рост цен с августа 1914г. к августу 1917г. на продукты питания.

О чём говорят факты?

  • Цены на предметы первой необходимости выросли на 300%, а средняя зарплата рабочих- на 100%.

  • Золотое покрытие денег составляло 15%-инфляция.

  • Правительство ввело хлебную развёрстку.

  • На потребляющие деревни надвигался голод.

7.Экономическая разруха, обнищание и голод.

О чём говорят факты?

  • В 1912-1914гг. не прекращались крупные волнения среди народов Средней Азии.

  • В Польше и на Украине усилилось движение сторонников за выход из России.

  • В мусульманских районах укрепилась протурецкая ориентация.

  • Дело Бейлиса.

8.Русификаторская политика правительства к национальным меньшинствам.

II.Задачи революции. Определение задач революции.

III.Характер революции. Определите, исходя из задач революции её характер.

Буржуазно- демократический.

IV.Движущие силы (классы) революции.

Предположите, какие социальные группы российского общества были заинтересованы в решении задач революции?. ( Буржуазия, рабочие, крестьянство, солдаты).

VI. Ход революции.

По ходу урока заполняем таблицу «События февральской революции 1917 года».

После отъезда Николая II в Ставку в Могилёв, многие решения принимались оставшейся в Петрограде царицей, находившейся под влиянием Г.Е.Распутина. «Гришка» же, погрязший в оргиях и беспутстве, упивался собственным могуществом. При его участии сменили 40 губернаторов, 20 министров.

Императрица слала мужу письма, хотела видеть в нём «Ивана Грозного», а он подписывался в ответ: «Бедный старый, безвольный муженёк».

Из письма Александры Фёдоровны: «В Думе все дураки; в Ставке сплошные идиоты; в Синоде одни только животные; министры- мерзавцы;….Думу надо прихлопнуть; заставь их дрожать. Тебя должны бояться. Покажи, что ты хозяин….»

Ненависть сосредоточилась на Распутине и императрице- «немке». Великий князь Дмитрий Павлович, князь Ф.Ф.Юсупов, В.М.Пуришкевич вступили в сговор и 17 декабря 1916г. убили старца. Государыня с горя слегла, а царь, вернувшийся в столицу, вздохнул с облегчением.

«Моя смерть будет вашей смертью».

Великие князья, послы Антанты, М.В.Родзянко, донесения полиции вторили друг другу: население недовольно правительством и государём, положение страны катастрофическое, власти нет, зреет бунт.

«Настроение в столице носит исключительно тревожный характер….население открыто критикует все правительственные мероприятия….. предстоит борьба не с ничтожной кучкой членов думы, а со всей Россией….настоящее недовольство населения может явиться последним этапом на пути к началу беспощадных эксцессов самой ужасной из всех революций».

Из письма шефа жандармов Николаю II: «Особенно неспокойно было в Петрограде. Чашу терпения переполнили перебои в продовольственном снабжении. В некоторых районах люди стали громить лавки и магазины. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. В ответ на требования повысить заработную плату администрация объявила о закрытии производства».

Какие события положили начало февральской революции?.

23 февраля (8 марта по новому стилю) колонну демонстрантов возглавили женщины. Наспех сделанные лозунги- «Хлеба!»;»Мира!»- колыхались над толпой. До 100 тысяч человек вышло на улицы.

«Хулиганское движение, мальчишки и девчонки бегают и кричат, что у них нет хлеба,-просто для того, чтобы создать возбуждение,- и рабочие, которые мешают другим работать. Если бы погода была очень холодная, они все, вероятно, сидели бы по домам.»Императрица Александра Фёдоровна.

Командующий столичным военным округом С.С.Хабаров получил от царя телеграмму:»Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки».

Лозунги «Долой самодержавие!»; «Долой войну!».

Вопросы:

1.Какие лозунги выдвигали участники демонстраций?.

2.С какими задачами революции вы можете их связать?.

26 февраля восстала рота Павловского полка: «Рука против своих не поднимается!. Они же хлеба хотят!». Царь распускает Государственную думу.

Работа с учебником: Документ «Телеграмма Председателя Государственной думы М.В.Родзянко Николаю II 26 февраля 1917г.».Работа по вопросам к документу.

27 февраля 10 тысяч солдат петроградского гарнизона переходят на сторону народа. Восставшие захватили арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, двинулись к тюрьмам освобождать всех «пострадавших от царского режима».

Вечером 27 февраля толпа собралась у Таврического дворца. Уже с утра здесь находились не подчинявшиеся царскому указу депутаты. Для управления столицей и государством они создали Временный исполнительный комитет членов Государственной думы. Его главой стал М.В.Родзянко.

В то же время в других помещениях Таврического дворца заседали освобождённые из тюрьмы рабочие- активисты, члены социал- демократической партии. Было решено создать Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Председателем Исполнительного комитета избран Н.С.Чхеидзе. Большинство членов совета были меньшевиками и эсерами.

28 февраля пало адмиралтейство. Царские министры были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость.

В ночь с 1 на 2 марта 1917г. Временный исполнительный комитет членов Государственной думы и Исполком Петроградского Совета договорились об образовании Временного правительства, состоящего из либералов, но проводящего в жизнь программу, одобренную Петроградским Советом. Возглавил Временное правительство князь Г.Е.Львов до созыва Учредительного собрания. Министр иностранных дел – П.Н.Милюков, военный и морской министр- А.И.Гучков, министр юстиции- А.Ф.Керенский.

Учредительное собрание – парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти.

Всем главнокомандующим фронтами и флотиями была направлена телеграмма с просьбой спешно высказать своё мнение по вопросу об отречении Николая. Все сошлись в одном: отречение «в видах пользы Отечества». Николай отрёкся за себя и наследника в пользу брата Михаила.

Работа с учебником: Документ «Из Манифеста об отречении Николая II.». Работа с вопросами к документу.

3 марта Михаил отказался от престола. Династия Романовых пала. Царская семья была арестована и находилась в Царском селе, а в августе 1917г. была сослана в Тобольск.

В России сложилась своеобразная политическая ситуация. Одновременно существовали два органа власти- Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов. Эта ситуация называется двоевластием. 3 марта была опубликована декларация Временного правительства.

Работа с учебником: Документ «Из декларации Временного правительства».Работа с вопросвми к документу.

Своеобразие революции.

Двоевластие- система управления, сложившаяся в ходе Февральской революции 1917г., когда важнейшие государственные вопросы решались соперничавшими органами власти- Временным правительством и Советом.

В то же время правительство подчеркнуло, что Россия будет вести войну «до победного конца», и выполнять все взятые ею международные обязательства. Исходя из курса на продолжение войны, строилась и социально- экономическая политика Временного правительства. Оно считало возможным проведение лишь таких мер, которые не будут влиять на снижение обороноспособности страны. Именно поэтому был отклонён проект о введении 8- часового рабочего дня.

И Петроградскому Совету пришлось подписывать собственное соглашение с Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков о введении на предприятиях города 8- часового рабочего дня. Из этих же соображений Временное правительство отложило решение аграрного вопроса и проблемы национально- государственного устройства страны для созыва Учредительного собрания. Советы поддержали эти решения, считая, что широкомасштабный раздел земли приведёт к дезорганизации фронта, так как крестьяне, одетые в солдатские шинели, вряд ли смиряться с тем, что этот раздел будет проходить без их участия.

В марте 1917г. было издано постановление о государственной торговой монополии на хлеб, в качестве меры борьбы с продовольственным кризисом. Весь хлеб у крестьян был взят на учёт продовольственными органами.

23 апреля правительство узаконило возникшие на предприятиях фабрично- заводские комитеты осуществлявшие «рабочий контроль» над производством и распределением. Были созданы также Министерство труда, примирительные камеры, биржи труда.

VI. Итоги революции.

  • Ликвидация монархии.

  • Провозглашение республики, начало выборов во Всероссийское Учредительное собрание.

  • Образование двоевластия.

VII. Значение революции

  • Победа февральской революции была победой всех слоёв населения над самодержавием, рывком, передвинувшим Россию к передовым странам в смысле провозглашения демократических и политических свобод.

  • Велико и международное значение Февральской буржуазно- демократической революции- под её влиянием во многих воюющих странах усилилось стачечное движение пролетариата.

Вопрос:

Согласны ли вы с высказыванием Н.А.Бердяева?.Аргументируйте свой ответ.

«Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама её никто не защищал, она не имела сторонников».

Восстание Наполеона Образовательные ресурсы K12 Обучение, Люди и их среда, Мир, Планы уроков истории, Действия, Эксперименты, Помощь на дому

Аудио:

Свобода, Равенство, Братство

Это был лозунг французского Революция, в ходе которой люди свергли многовековую монархию в пользу народного правления.

Однако всего через несколько лет страной снова будет править тиран.

  • Как это произошло так быстро?

Справочник

Изображение из Викисклада является общественным достоянием.

Во время Французской революции Франция боролась с коалицией почти всех крупных европейских держав. В этом хаосе дебаты в Париже разрывали новое правительство на части.

Обратите внимание на то, что представляла собой Директория во время просмотра 2 ноября 1795 года: Директория создана во Франции from HistoryPod:

По мере того, как центральная власть в Париже начала раскалываться, военная мощь росла. Справочник был создан для распространения центральной власти среди нескольких лиц.

Эта тактика могла бы сработать, если бы не одно осложнение — Франция все еще находилась в состоянии войны.

К 1795 году антифранцузский союз распался, и единственными воюющими странами были Великобритания и Австрия. В течение многих лет сражаясь со всей Европой, французские граждане устали от войны и от необходимости жертвовать собой во имя независимости.

  • Почему Великобритания и Австрия были так полны решимости остановить независимость Франции?

Французская революция была первым случаем свержения европейского монарха народом. Это послужило массовым референдумом по идее абсолютной монархии.

Несмотря на то, что монархии по всему континенту предоставляли разную степень демократии, королевский класс зависел от сохранения статус-кво. Если бы эта революция распространилась по всему западному миру, все правящие семьи и аристократы, извлекавшие выгоду из своего положения, потеряли бы свою благосклонность и богатство.

Генерал Наполеон

В 1795 году Наполеон был назначен заместителем командующего в Париже. В качестве своего первого действия он подавил восстание роялистов, пытавшихся восстановить монархию.

Возвращение к монархии поддержали многие богатые аристократы, наживавшиеся на системе. Однако происходящий хаос также заставил многих крестьян жаждать стабильности, существовавшей при Людовике XVI.

Подавление этого восстания обеспечило Директорию новой исполнительной властью, а ее руководящий орган был в долгу перед Наполеоном. Поскольку генерал Наполеон продемонстрировал стратегические способности, Директория повысила его до командующего армией в Италии.

Директория поставила Наполеона командовать здесь, потому что Франция стремилась заключить сделку с Австрией в пользу Бельгии, которую она контролировала. Если бы северную Италию можно было захватить у Австрии, эту территорию можно было бы использовать для торговли с Бельгией. Это расширило бы французские границы, сохранив при этом чувство порядка.

Директория не хотела чрезмерно расширять французские границы и выставлять демократическое тело жаждущим войны. Они опасались, что захват слишком больших земель еще больше побудит европейские державы сформировать коалицию против них.

  • Так что же сделал Наполеон?

Наполеон захватил северную Италию и сразу отправился в Кампо-Формио для подписания мирного договора с Австрией.

Однако с Договором Кампо-Формио существовали две проблемы:

  1. Наполеон инициировал договор, не поговорив с Директорией. Он действовал независимо без их согласия или руководства.
  2. Наполеон не обменивал территории. Он взял северную Италию и потребовал Бельгию.

Этими двумя действиями Наполеон показал, что хотя он и сохранил существование Директории, но не уважал ее авторитет.

Как ни презирал исполнительный орган Директории генерала Наполеона, они ничего не могли с этим поделать. Париж все еще боролся с роялистскими фракциями, и единственной объединяющей фигурой в то время был Наполеон.

Руководители, возможно, не были популярны или даже известны не всем, но все французские граждане знали генерала Наполеона как человека, который восстанавливал французскую власть и гордость.

Бескровный переворот

Изображение Франсуа Бушо, полученное с Викисклада, является общественным достоянием.

К 1799 году Директория все еще боролась с трудностями. Многие считали, что у него недостаточно власти для эффективного управления.

В результате нескольких политиков убедили свергнуть Директорию в пользу сильного центрального правительства. Наполеон был участником этого переворота, но у него были еще более масштабные планы, чем у других участников.

Пока вы смотрите Бескровный переворот Наполеона | История , обратите внимание на то, как Наполеон использует свою генеральскую славу, чтобы получить желаемое:

Наполеон к 1799 году отнюдь не был Императором, но стал Первым Консулом Франции. Этот переворот внутри переворота стал кульминацией многолетнего хаоса, и многие во Франции считали, что наконец-то на горизонте появилась стабильность.

Перейти к Понял? Раздел , чтобы убедиться, что вы понимаете условия, которые привели к росту могущества Наполеона.

Правда о свержении Гавайского королевства

Правда о свержении Гавайского королевства | Kamehameha Schools

17 января 1893 года Гавайское королевство было незаконно свергнуто. Нажмите на ссылку ниже, чтобы прочитать отчет о событиях, приведших к свержению, о котором сообщили сотрудники KS Ho’okahua Cultural Vibrancy Group.

17 января 2017 г.

Предоставлено Надин Лагасо

Hoʻōla Lāhui – Возрождение гавайского народа – это культурный принцип школы Камехамеха, который дает возможность сотрудникам, хаумана и охана узнать и развить гавайскую идентичность , история и культура , и гавайский опыт. Молело ниже — одна из таких возможностей.

17 января 1893 года Гавайское королевство было незаконно свергнуто.

Следующее воспоминание, записанное Джоанной Уилкокс, говорит о всепоглощающей печали, которую испытало население после свержения и присоединения Гавайев к Соединенным Штатам Америки.

«Я родился гражданином Республики Гавайи в этом городе Гонолулу 18 февраля 1898 года. Шесть месяцев спустя, 12 августа 1898 года, Гавайи стали территорией Соединенных Штатов путем аннексии, при официальном полуденная церемония перед дворцом Иолани. Мои мать, отец и большинство гавайцев держались подальше от этой душераздирающей церемонии.

«Незадолго до перехода произошел интересный инцидент. Несколько членов Королевского гавайского оркестра были настолько встревожены и несчастны, что поспешно покинули сцену, бесстыдно плача, когда пришло время спустить флаг Гавайев. Сочувствующий немецкий капельмейстер капитан Анри Берже понимал их чувства и поэтому не пытался их остановить. Таким образом, только часть членов Королевского гавайского оркестра осталась исполнять национальный гимн «Hawaiʻi Ponoʻī», когда был спущен флаг Гавайев. Затем над дворцом Иолани были подняты «Звезды и полосы»; прозвучал салют из 21 орудия, а оркестр с американского военного корабля исполнил «Звездное знамя». Событие такого масштаба обычно требует торжественного празднования в ту ночь. Однако торжеств не было, так как было слишком много грусти, слишком много горечи и обиды царило в атмосфере, и власти боялись бунтов со стороны несчастных разочарованных гавайцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *