cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Русский язык 9 класс сложное предложение – О сложном предложении — урок. Русский язык, 9 класс.

Сложное предложение 9 класс — русский язык, уроки

Тема: СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Цели: научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении; совершенствовать умения определять способы и средства связи в сложных предложениях.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа у доски.

Задание. Записать предложения, определить, какое из них простое, а какое сложное, подчеркнуть грамматические основы.

Приветливо шепчутся сосны,

Березы шумят у дороги.

И мы на земле плодоносной

Живем без нужды и тревоги.

            Я. Купала

III. Сообщение темы урока. Слово учителя.

Сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, которая имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Простые предложения в составе сложного могут быть связаны с помощью союзов (сочинительных и подчинительных), союзных слов (местоимений и местоименных наречий) или бессоюзным способом, то есть только с помощью интонации. В связи с этим сложные предложения делятся на две группы: союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

Сложные предложения, как и все предложения, служат для общения людей, выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию и обладают обязательными признаками предложения – наличием грамматической основы и интонации конца. Это сближает сложные предложения с простыми, например:

 

1. Небо снова все покрылось тучами,      посыпался дождь.

(М. Горький.)

2. Покраснела рябинапосинела вода(С. Есенин.)

3. Он [Пушкин] для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.

4. Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше. (И. Бунин.)

5. Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Толстой.)

Задание классу. Запишите предложения и ответьте устно на следующие вопросы:

– Какие предложения называются сложными?

– На какие группы делятся сложные предложения?

– На какие группы делятся сложные союзные предложения?

– Какие средства связи характерны для разновидностей сложных предложений?

– Какое средство связи является общим для всех разновидностей?

IV. Самостоятельная работа с учебным пособием.

Задание. Прочитать материал § 7, 8, 9, 10 и ответить на вопросы:

– Что в материале параграфов было для вас совершенно новым?

–  Что показалось трудным?

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 7–10, упр. 46, 47.

 

kopilkaurokov.ru

Основные виды сложных предложений. Видеоурок. Русский язык 9 Класс

Оказывается, простые предложения не такие уж простые, а сложные не такие сложные, если хорошо знать, что это такое. Почему невозможно пользоваться только простыми предложениями или объединять все их в сложные? Что такое союзные и бессоюзные предложения? Как отличить простое предложение от сложного, а союзное от бессоюзного? Обо всем этом вы узнаете на уроке и сможете ответить на заданные вопросы. Если вы выполните все упражнения и задания, вы будете чувствовать себя увереннее.

Тема: Сложное предложение

Урок: Основные виды сложных предложений

Сложное предложение  отличается от простого количеством грамматических основ. В простом предложении одна грамматическая основа,  в сложном — две и более. Но два простых предложения – это не то же, что сложное, состоящее из этих же простых. Между простыми предложениями в сложном возникает смысловая и интонационная  связь. В сложном предложении информации больше, чем в  двух простых.

Сложные предложения по наличию / отсутствию союзов делятся на союзные и бессоюзные (соединяются только при помощи интонации).  Союзные предложения делятся на сложносочиненные (с сочинительными союзами) и сложноподчиненные предложения (с подчинительными союзами и союзными словами). Есть и другие  признаки, по которым различают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. О них вы узнаете на других уроках. 

Виды предложений

Признак

Союзные

Бессоюзные (БСП)

По наличию или отсутствию союзов

Сложносочиненные (ССП)

 

По тому, какими средствами связи (сочинительными союзами, подчинительными союзами и союзными словами) соединены части

Сложноподчиненные (СПП)

 

С разными видами связи  (союзной и бессоюзной)

 

Домашнее задание

Вопросы

1.      Какие предложения называются простыми?

2.      Какие предложения называются сложными?

3.      На какие две группы делятся сложные предложения?

4.      По каким признакам  различают сложносочиненные  (ССП) и сложноподчиненные (СПП) предложения?

Упражнение 1.  Найти грамматические основы в предложениях.

1) Странный старичок говорил очень протяжно, и звук его голоса изумил меня. 2) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А. Пушкин.). 3) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой (А. Сурков.) 4) Дом, в котором я провел детство,  сейчас уже снесен. 5) Сестра занималась с репетитором, поэтому  все экзамены  сдала на отлично. 6) Самовар вскипел, мать внесла его в комнату.

Упражнение 2. Расставьте знаки препинания. Сочинительные союзы подчеркните одной чертой, а подчинительные – двумя.

1) Ему было весело а мне очень грустно. 2) Когда  ему было весело мне было очень грустно.3) Ветер тек широкой, ровной волной  но иногда он точно прыгал через что-то невидимое  и  рождая сильный порыв  развевал волосы женщин в фантастические гривы  вздымавшиеся вокруг их голов. (М. Горький.). 4) Мысль о скорой  разлуке  со  мною  так поразила матушку что она уронила ложку в кастрюльку  и слезы потекли по ее лицу.  (А. Пушкин.). 6) Накануне батюшка объявил  что намерен писать со  мною к будущему моему начальнику  и  потребовал  пера  и бумаги. (А. Пушкин.).

Упражнение 3.  Из простых предложений составьте сложные так, чтобы получились ССП, СПП, БСП.

1) Наступила осень. Улетели птицы.  2) Было уже десять часов вечера. Над садом светила полная луна. 3) Высоко в небе сияло солнце. Горы зноем дышали в небо.

Упражнение 4.  Найдите в тексте предложения, соединенные бессоюзной связью.

По типу речи  рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена. Рецензия похожа на отзыв и эссе, но отличается от них как по содержанию, так и по форме.

Более жесткие требования предъявляются и к  форме рецензии: в отличие от отзыва и эссе, она пишется по определенному плану, в ней  обычно используется книжная, часто научная речь,  сдержанная по тону, лишенная особой экспрессии.

(Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.)

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. (Источник).

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари… (Источник).

 

Литература

Русский  язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант  контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы Т.В. Северян.

interneturok.ru

План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Урок русского языка в 9 классе «Виды сложных предложений»

Урок: русский язык

Класс: 9

Тема: Виды сложных предложений. Подготовка к ОГЭ  

Цели: — углубить, систематизировать полученные ранее учащимися сведения о сложном предложении;

— ввести новые понятия о видах сложных предложений; ознакомить со средствами связи простых предложений в составе сложного;

-научить различать виды сложных предложений;

— обогащать речь  учащихся.

Оборудование: слайды,  словари (Толковый словарь Ожегова, Орфоэпический словарь, Орфографический словарь), учебник, сборник подготовка к ОГЭ (под  редакцией Н.А.Сениной), раздаточный материал (тесты)

Ход урока

  1. Организационный момент.

        Нацеливание: сегодня мы рассмотрим виды сложных предложений, научимся их различать, ознакомимся со средствами связи простых предложений в составе сложного. Открываем учебники, тетради. Записываем число, тему.

  1. Орфоэпическая минутка.

срЕдства, жалюзИ, позвонИшь, тОрты, баловАть.

  1. Синтаксическая минутка.

Записать предложение под диктовку. Выделить грамматическую основу. Перестроить предложение, чтобы получилось сложное.

Ветер не давал снежинкам опуститься на землю и заставлял их плясать под свою музыку.

Ветер не давал снежинкам опуститься на землю, и они  плясали  под его музыку.

  1. Орфографическая минутка.

Инициатива, колорит, гигант, гигантский, колоссальный, асфальт, режиссёр, оператор, комментарий, активный, мозаика, оптимист, пессимист, результат, традиция, президент. (самопроверка) СЛАЙД

Какие слова вам не понятны?

5.        Изучение нового материала.

—  Сколько грамматических основ в сложном предложении? (2 и более)

— Таким образом, что такое сложные предложения? (Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких предложений)

— Какие виды сложных предложений вы знаете? (ССП, СПП, БСП)

— Какие предложения называются сложносочиненными? (Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются сочинительными союзами. Например, … . Сочинительные союзы …

— Какие предложения называются сложноподчиненными?

( Сложноподчиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами)

1) союзное слово выполняет функцию члена предложения; союз членом предложения не является;

2) союз можно опустить и преобразовать сложноподчиненное предложение в сложное бессоюзное; союзные слова опускать нельзя;

3) на союз не падает логическое ударение; на союзное слово ударение может падать;

4) придаточное предложение с союзным словом можно трансформировать в вопросительное предложение;

5) союзы заменяются союзами, союзные слова – союзными словами.

— Какие предложения называются бессоюзными сложными предложениями? ( Сложные предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными)

СЛАЙД

6. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

7. Подготовка к ОГЭ.

Тематические тесты (№8 – выписать грамматическую основу;

№11 –указать количество грамматических основ;  №12 –расставить знаки препинания.

  1. Подведение итогов урока

Вопрос:

— Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Узнали, что сложные предложения бывают трех видов)

— Чему вы научились на уроке? (Научились различать виды сложных предложений, составлять схемы этих предложений)

— Что такое СП?

— Как отличить его от ПП?

9.  Домашнее задание

Выучить сочинительные и подчинительные союзы.

Составить 3 ССП с союзом И, 3 СПП.

  1.  Оценивание.

nsportal.ru

План-конспект урока русского языка (9 класс) по теме: Урок русского языка в 9 классе «Сложное предложение»

Урок в 9-м классе на тему  «Сложное предложение»

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока: систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся по

теме «Сложное предложение».

Задачи урока:

образовательные: проконтролировать степень усвоения основных знаний,

умений и навыков по теме «Сложное предложение»;

углубить теоретические знания в ходе практического решения вопросов;

воспитательные: развивать самостоятельность в использовании сведений

теоретического характера;

осуществлять нравственное воспитание учащихся;

развивающие: активизировать познавательный интерес к предмету;

развивать умения и навыки анализа языковых единиц.

Ход урока

Работа над словом у человека не прекращается никогда.

И.И. Срезневский

1.   Сообщение темы урока и его целей.

Сегодня  у  нас  повторительно-обобщающий  урок  по  теме  «Сложное

предложение».

Цель урока — закрепить и привести в систему наши знания по данной теме.

(На столах у учащихся справочные материалы, лист рабочей тетради, карточки с заданиями, тестовые задания).

2.  В    начале    урока    повторим    теоретические    сведения    о    сложном предложении, изученные на предыдущих уроках.

1)  Что изучает синтаксис?

2)  Назовите виды сложных предложений.

3)  На карточке №1 прочитайте предложения и найдите четвертое лишнее, объясните, почему.

Первая группа.

(Лишнее предложение — 2, оно БСП, остальные ССП).

 Вторая группа.

(Лишнее предложение — 4, оно ССП, остальные СПП).

Третья группа.

(Лишнее предложение — 3, оно СПП, остальные БСП).

 4} Разгадайте кроссворд «Виды придаточных в СПП».

—  Какие еще виды придаточных обстоятельственных вам известны? На какие вопросы они отвечают?

(Образа действия — как? каким образом? Условия — при каком условии?)

5) Объясните знаки препинания в БСП. ( Учитель показывает карточки со схемами).

—  Хорошо! Молодцы!   Теоретические сведения вы усвоили неплохо. Это вам поможет в дальнейшей работе.

Закрепление материала.

1)  Схематический диктант.

— Определите тип сложного предложения, составьте его схему, определите вид придаточного, укажите средства связи. (Карточка №2).

-Ребята, вы обратили внимание, что все прочитанные предложения взяты из произведений одного автора? Не подскажете, кого?

2)  А сейчас приступаем к словарной работе.

— Откройте учебники на странице 112. Прочитайте слова в рамочке. систематически

регулярно

планомерно

—    Определите    лексическое    значение    данных    слов.    (Определяют самостоятельно).

— Правильно. Молодцы!

—  В толковом словаре Ожегова дается такое определение слов. (Учитель читает).

— Какой вывод мы можем сделать? (Слова-синонимы).

— Произведите морфемный разбор этих слов. К какой части речи они относятся? Что мы знаем о наречии? (Неизменяемая часть речи, значит, нет окончаний).

—  Составьте с данными словами предложения: 1 вариант — ССП, 2 — СПП,

3 — БСП.

— Прочитайте свои предложения.

— А сейчас выполним синтаксический разбор одного из предложений.

—   Обратите   внимание   на   синтаксическую   роль   наречия.   (Является обстоятельством).

3)  Одно из слов-синонимов встретится нам в упражнении 249.

— Читаем задание к упражнению.

— Выразительно прочитайте текст.

— К какому типу речи он относится? Докажите. (Рассуждение).

— Какая    главная    мысль    доказывается    в    этом    тексте?    (Нужно систематически воспитывать в себе храбрость).

4. Работу   с   текстом   упражнения   вы   продолжите   самостоятельно,  выполняя тестовые задания, подобные тем, какие вы будете решать на экзамене. За каждый правильный ответ получаете один балл.

5. Самопроверка тестовых заданий.  (Учитель  показывает  правильные ответы). Учащийся проверяет и выставляет оценку.

6. Подведем итоги урока.

— Сегодня мы с вами повторили виды сложных предложений.

Кроме того, вы показали, что умеете употреблять такие предложения в своих работах.

—  С какими заданиями вы справились успешно? Какие задания вызвали затруднение?

Повторение темы «Сложное предложение» мы продолжим на следующем

уроке.

Оценки за урок: ….

8. Домашнее задание.

—  Напишите небольшую творческую работу, ответив на вопрос «Что для вас значит храбрость?» Постарайтесь употребить в ней некоторые виды сложных предложений.

—  Хочется, чтобы вы, ребята, осознали, что русский язык — это не толь свод правил правописания, а величайшее наше сокровище, которым и вы можете научиться владеть.

(Учитель читает стихотворение  В. Солоухина «Слово»).

«Виды придаточных сложноподчиненного предложения»

(Кроссворд).

1. Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.

2. Это придаточное относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?).

3. Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.

4. Отвечают на вопросы где? когда? по какой причине? при каком условии?

5. Придаточные, которые отвечают на вопросы где? куда?

6. Эти придаточные присоединяются союзными словами едва, когда, с тех  пор как…                                                                                      

7. Придаточные, которые отвечают на вопрос в какой степени?

8. Придаточные, которые присоединяются союзами словно, будто, точно.

9. Отвечают на вопрос с какой целью?

10. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

I1. Присоединяются союзом так что.

12. Присоединяются союзами потому что, оттого что, благодаря тому

что… (отвечают на вопросы почему?)

Какие еще виды придаточных вы знаете? На какие вопросы они отвечают?

КАРТОЧКА №1.

1)   Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

2)   Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь.

3)   Становилось жарко, и я поспешил домой.

4)   Ураган прошел, однако связи с городом еще не было.

1)   Я тот, кого никто не любит.

2)   Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.

3)   Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.

4) Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны густо чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.

1)   Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно.

2)   Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро.

3)   Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

4)   Печален я: со мною друга нет.

КАРТОЧКА №2.

1) По синим волнам океана,

    Лишь звезды блеснут в небесах,

    Корабль одинокий несется,

    Несется на всех парусах.

2)  Поверь: ничтожество есть благо в здешнем свете.

3)  Поцелуями прежде считал

     Я счастливую жизнь свою,

     Но теперь я от счастья устал,

     Но теперь никого не люблю.

4)   Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

       Оно вам не поможет вновь,

       И вы не смоете всей вашей черной кровью

       Поэта праведную кровь.

5)   Так жизнь скучна, когда боренья нет.

6)   Ты знал ли дикий край под знойными лучами,

       Где рощи и луга поблекшие цветут,

       Где хитрость и беспечность злобе дань несут,

       Где сердце жителей волнуемо страстями и где являются порой

       Умы и хладные, и твердые, как камень?

Лист рабочей тетради по русскому языку

ученика 9 класса

Тема «Сложное предложение»

Цель: систематизировать, закрепить и углубить знания по данной теме.

I.   Повторение теоретических сведений о сложном предложении.

1) Что изучает синтаксис?________________________________________

2)Назовите виды сложных предложений___________________________________________________

3)  На карточке № 1 прочитайте предложения и найдите четвертое лишнее, объясните, почему.

1  группа__________________________________

2 группа__________________________________

3 группа__________________________________

4)   Разгадайте  кроссворд  «Виды  придаточных в  сложноподчиненном  предложении». Запишите, какие еще виды придаточных обстоятельственных вам известны? На какие вопросы они отвечают?________________________

5) Объясните знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (устно).

II. Закрепление материала.

1) Схематический диктант.

Определите   тип    сложного    предложения,    составьте    его    схему,    определите    вид придаточного, укажите средства связи. (Карточка № 2).

1) ________________________________

2) ________________________________

3) ________________________________

4) ________________________________

5) ________________________________

6) ________________________________

6) Словарная работа.

1) Прочитайте слова в рамочке на странице 112. Определите лексическое значение данных слов (устно).

2) Произведите морфемный разбор этих слов систематически, регулярно, планомерно.

3)  Составьте с данными словами предложения: 1 вариант — сложносочиненное, 2 вариант — сложноподчиненное, 3 вариант — бессоюзное сложное предложение (устно).

4)Выполните синтаксический разбор предложения

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Работа с учебником.

1) Читаем задание к упражнению 249.

2) Выразительно прочитайте текст (I и II части).

3) Какая главная мысль доказывается в этом тексте?

4) К какому типу речи относится текст?

5) Выполни тестовые задания 1—4.

1)________

2)________

3)________

4)________

III. Домашнее задание.

Напишите небольшую творческую работу, ответив на вопрос «Что для вас значит храбрость», постарайтесь употребить в ней некоторые виды сложных предложений.

IV. Итоги урока. Что сегодня на уроке повторили? С какими заданиями справились успешно? Какие вызвали затруднения?

Выполните задания 1-4

1.   В каком из перечисленных предложений текста содержится мысль?

1) Храбрость — понятие очень сложное.

2) В храбрости большую роль играет самовнушение.

3)  … храбрость — нечто   особенное, присущее только отдельным, необыкновенным людям.

4)  Стать храбрым может каждый. Нужно … систематически воспитывать себя в таком духе…

2. Какая характеристика соответствует данному тексту?

1) художественный стиль речи, рассуждение

2) художественный стиль речи, повествование с элементами описания

3) публицистический стиль, рассуждение

4) разговорный стиль, описание

5. Какое значение имеет слово поступок в прочитанном тексте?

1) совершенное кем-нибудь действие

2) решительное, активное действие

3) пример для подражания

4) движение вперед

4. Какая характеристика предложения 2-го из п. I является верной:

1) сложноподчиненное предложение с придаточным причины  

2) сложносочиненное предложение

3) простое предложение, осложненное обособленным определением

4)    сложное    предложение    с   разными    видами    связи:    6eccoюзной и подчинительной.

Ольга Софронова,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Солнечная СОШ №1»

nsportal.ru

Сложное предложение. 9-й класс

Разделы: Русский язык


Тема высказываний: «Весна».

Цели урока: Систематизировать знания учащихся по теме «Сложное предложение», совершенствовать синтаксические навыки, анализировать сложные предложения разных типов, совершенствовать орфографические навыки.

Ход урока.

I. Словарный диктант.

  • Учащиеся записывают слова, объясняя правописание слов.

Преамбула, прерогатива, префектура, менеджер, конфронтация, коллега, дивиденды, дирижёр, абонемент, баррикада, канонада, инцидент, интеллигенция, мажор, баллотироваться, приоритет, валидол, панорама, дефицит, ветеран, вентиляция, наваждение, винегрет, вентиляция, оккупация.

II. Актуализация знаний учащихся по теме «Сложное предложение».

Повторение теоретических сведений.

III. Закрепление практических навыков.

1) Пунктуационный анализ предложений.

  • Учащиеся устно объясняют расстановку знаков препинания в предложениях, записанных на доске или спроецированных на экран.

Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, который так прекрасен, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью.

Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением. Главное предложение стоит в начале предложения, первое придаточное изъяснительное, второе- определительное, третье- обстоятельственное степени.

И весной, когда шумят по оврагам полые воды, летят над головой косяки журавлей, цветут яблони, зеленеют на полях всходы.

Сложное предложение с разными видами связи. Первое предложение является главным по отношению ко второму предложению. Второе предложение придаточное обстоятельственное времени, третье и четвёртое предложения бессоюзные.

Солнце припекало уже по-весеннему, и петухи, то и дело перелетавшие через сосну, поваленную бурей, при блеске солнца казались изумрудными.

Сложносочинённое предложение. Второе предложение осложнено причастными оборотами, которые стоят после главных слов (петухи, сосну) и выделяются запятыми.

2) Комментированное письмо.

  • Списать, вставить пропущенные орфограммы, знаки препинания. Составить схемы предложений, определить вид сложного предложения. (У каждого учащегося есть распечатанные задания).

1. Вечер тёплый, и такая тишина, что ждёшь чего-то напряжённо: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. 2.Кто хочет, чтобы в саду у него поселился скворец, пусть скорее готовит ему квартиру. 3. Звуки весны слышны совсем ясно на утренних зорях, пока город ещё не проснулся и грохота на улицах нет. 4. У кого глаза хорошие, приглядевшись, замечают под самыми облаками стаи больших белых птиц с длинными прямыми шеями. 5. Зелёные жители поля почувствовали, что талая вода пробирается к их корешкам, — и очень этому рада. 6. У нас великий праздник: после долгой-долгой-долгой зимы в первый раз показалось солнце! 7. Светлой, приветной весной даже пустыню не назовёшь мёртвой: столько в ней всякой жизни!

3) Цифровой диктант.

  • Обозначить цифрами предложения:
    Сложноподчинённое с придаточным определительным цифрой 1
    Сложноподчинённое с придаточным цели – 2
    Бессоюзное сложное предложение – 3
    Простое предложение – 4

1. Великое переселение птиц на Родину идёт в строгом порядке. 2. В этом году птицы летят к нам теми же воздушными дорогами и в том же порядке, в каком летели их предки тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч лет подряд. 3. Внезапные холода сковывают воды, — птицы умирают от голода и стужи. 4. Множество хищников собирается в это время на Великий морской путь, чтобы поживиться богатой и лёгкой добычей. 5. Ничто не может остановить густые толпы крылатых странников; через туманы и все препятствия они летят на родину, к своим гнёздам.

Ответ: 4 1 3 2 3

4) Творческие задания.

  • Из двух простых предложений составить одно сложное, определить его вид.

1. Солнце обогнуло крышу и заглянуло на сосульку. Поток из ледника сбежал по сосульке, стал падать золотыми каплями вниз.

Когда солнце, обогнув крышу, заглянуло на сосульку, поток из ледника сбежал по сосульке, стал падать золотыми каплями вниз. Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным времени.

2.Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё веселей. Мне хотелось всё больше быть на улице.

Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё веселей, так что мне хотелось всё больше быть на улице. Сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным следствия.

Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё веселей, и мне хотелось всё больше быть на улице. Сложносочинённое предложение.

  • Выделенные второстепенные члены предложения замените придаточным предложением.

1. Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. (Н.В.Гоголь)

Весна, которую долго задерживал холод, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду.

2. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. (А.И.Куприн)

В густой буйной траве там и сям дрожат бриллианты крупной росы, которые переливаются и вспыхивают разноцветными огнями.

3. Тихо дышит лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна. Как только лес почует приближение весны, он начинает тихо дышать и пробуждаться ото сна.

  • Прибавьте придаточное ко второй части ССП.

1. Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. (А.И.Куприн)

Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт, который так долго ждали все.

  • Составьте предложения, соответствующие характеристикам.

1. Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое.

Снег быстро начал таять, и везде показалась вода. (С.Т.Аксаков)

2. Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное.

Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. (А.И.Куприн)

3. Повествовательное, невосклицательное, сложное, с союзной сочинительной и подчинительной связью.

Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. (А.И.Куприн)

5) Тренировочные упражнения.

  • Каждому учащемуся дан текст с заданиями.

Весна.

(1) На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины.(2) По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. (3) Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами.

(4) Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припёке стонали куры.(5) В саду из разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся белыми и жёлтыми звёздочками. (6) С каждым днём прибывало птиц в саду.(7) Забегали между стволами чёрные дрозды — ловкачи ходить пешком…

(8) Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьём, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, — пересмешничали, фальшивили ужасно.

(9) И вот в воскресенье, в солнечное утро, в ещё не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила она всех, кто жил в саду, начиная от червяков…

(10) Весь сад слушал молча кукушку. (11) Божьи коровки, птицы, всегда всем удивлённые лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньке балкона, — все загадали судьбу.(12) Кукушка куковала, и ещё веселее засвистал весь сад, зашумел листьями…

(13) Медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга.(14) Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенён мокрой листвой.(15) Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы… (16) До того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья…

(По А.Н.Толстому)

  1. Найдите бессоюзные сложные предложения и укажите их номера.
    Ответ: 1, 4, 5, 14
  2. Среди предложений № 4-№9 найдите сложное предложение, в котором используется и бессоюзная, и союзная связь. Напишите номер этого предложения.
    Ответ: 9
  3. Среди предложений последнего абзаца найдите бессоюзное сложное предложение, в состав которого входит односоставное предложение. Напишите номер этого предложения.
    Ответ: 14
  4. Как вы объясните постановку двоеточия в предложении № 9:
        • Обобщающее слово стоит при однородных членах предложения
        • Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую
        • Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения
        • Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на быструю смену событий
    Ответ: 2
  1. Среди предложений № 6-№ 9 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным видом связи. Первое придаточное времени, второе — определительное.
    Ответ: 8

IV. Итог урока.

V. Разноуровневое домашнее задание.

  • уровень. Подберите как можно больше эпитетов к слову весна. Составьте 5 СП, определите вид СП.
  • уровень. Выпишите из художественной литературы пять сложных предложений с разными видами связи, составьте их схемы, произведите синтаксический разбор одного предложения (на выбор)
  • уровень. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу с использованием сложных синтаксических конструкций.

Живительный дождик.

Солнце на восходе показалось и мягко закрылось, пошёл дождь, такой тёплый и живительный для растения, как нам любовь…

Приложение 1

13.06.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Дидактический материал по русскому языку в 9 классе по теме «сложное предложение»

Дидактический материал по русскому языку .

Тема: «Сложное предложение».

Класс: 9.

Виды материала.

I. Комплексный анализ текста.

1).Прочитайте текст. Сформулируйте его основную мысль.

2). Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Уже в (не) з…пам…тные времена среди жителей Древней Греции пр…выше всего ц…нились в разговоре краткость и ясность. Само слово лак…низм произошло от названия области Древней Греции – Лаконики жители которой сп…ртанцы отл…чались суровыми нравами а так(же) краткостью и точностью речи. С…хранилось пр…дание о том как одна сп…ртанка пров…жая сына в бой сказала ему Со щитом или на щите. Это знач..ло в…звращайся с победой или вовсе не в..звращайся живым. Пот..рять щит в бою считалось позором а тело погибшего воина пр..носили на щите.

Извес(?)ны уд…тельные л…конизм выр…зительность речи меткость русских п…словиц и п…говорок.

Ч(?)рызвачайно высоко ц…нили краткость речи выдающиеся русские писптали. Краткость сестра талагта г…в…рил з..мечательный русский ст…лист А.П.Чехов.

Овладение и(с,сс)ку(с,СС)твом из…ясняться кратко и выразительно что(бы) как писал Н.А. Некрасов словом было тесно а мыслям пр…сторно, — задача (не)лёгкая но при ж…лании вполне осущ…ствимая. Прежде всего надо научит(?)ся и…бегать эл…ментарных ошибок мног…словия. (Н)пример в прел…жении На гор…зонте по…вились л…д…ные айсберги слово л…д…ные соверше(н,нн)о лишнее ведь айсберги и есть пл…вучие горы.

3).Укажите значение выделенных слов, подберите к ним синонимы.

4).Дайте определение слов пословица и поговорка. Чем они различаются? Приведите примеры пословиц и поговорок.

5). Найдите предложения с прямой речью. Расскажите о правилах постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

6).Произведите синтаксический разбор сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, постройте схемы.

II. Работа по развитию речи.

А кругом было так хорошо над головой шумели вершины высоких сосен пахло свежей смолой где-то беззаботно и весело переговаривались две птички рассеянный солнечный свет падал сверху широкими полосами переливавшейся золотой пыли.

1).Запишите предложения, подчеркните грамматические основы, вставляя пропущенные знаки препинания.

2).Начертите схему предложения. Определите его вид. Объясните, почему после первого простого в составе предложения стоит двоеточие.

3).Найдите односоставные предложения в составе сложного, определите их вид.

4).Выпишите из текста все возможные словосочетания. Распределите их по видам.

5).Назовите языковые средства, с помощью которых автор передает впечатление об окружающем мире.

6).Какова тема данного описания? Составьте свое описание с помощью сложного бессоюзного предложения. Для этого используйте данное начало

«А кругом было так хорошо…» и придумайте свою тему, например: «Луговые цветы», «Вечер на реке», «Утро в городском парке», «На огороде» и другие.

III. Мини-диктант.

Прохладное осеннее утро. Солнце ещё не вышло из-за деревьев и золотило только вершины леса, кое-где пробиваясь между стволами и на поляны, покрытые голубой дымкой тумана. Листья переливаются сотнями цветов от ярко-красного, через все степени зеленого, до грязно-желтого, признака гниения и смерти. Впрочем, таких было немного: в лесу преобладал дуб, величаво сохранивший почти всю летнюю окраску. Небо было безоблачное, ясное. День обещал быть чудесным.

1).Мини-диктант. Запишите отрывок из рассказа писателя середины XIX века А. Осиповича «История». Какова его тема?

2).Найдите сложное предложение и выполните его синтаксический и пунктуационный разбор.

3).Найдите односоставное простое предложение. Определите его види роль в тексте.

4).Подчеркните сказуемые и укажите их вид. Какими частями речи выражены составные сказуемые?

5).Покажите графически, чем осложнены простые предложения.

IV.Игровое задание. Кроссворды

1).Мыслительная способность, умственное начало у человека.

л

л

2).Человек, принадлежащий к интеллигенции.

л

л

3).Художник, иллюстрирующий книги.

л

л

4).Декоративное освещение зданий, улиц по случаю какого-нибудь торжества.

л

л

5).Порожденный иллюзией, несбыточный.

л

л

V.Тестовые задания.

БСП 1 вариант

1. Какое утверждение является неверным?

  1. В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией.

  2. Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений.

  3. Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

2. Из данных простых предложений составьте 3 сложных, используя различные средства связи.

Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовёт и манит.

3. Допишите, образуя БСП.

  1. Нас охватило чувство страха… (причина).

  2. Я давно написал другу письмо… (противопоставление).

  3. Раздался удар грома… (быстрая смена событий).

4. Перестройте сложные союзные предложения в БСП. Запишите их, расставляя знаки препинания.

  1. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

  2. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

5. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги…, чтобы получились предложения следующих типов:

  1. простое с однородными членами (без союзов)

  2. БСП, между частями которого надо поставить запятую

  3. БСП, между частями которого точка с запятой.

6. Какова роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана?.

  1. разделяет подлежащее и сказуемое

  2. обозначает пропуск члена предложения

  3. разделяет части БСП

  4. отделяет приложение.

7. Укажите, почему стоит тире в БСП Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

  1. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

  2. Предложения рисуют быструю смену событий.

  3. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.

8. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке.

  1. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

  2. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

  3. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим мы и не видели бы огня.

10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены)

1. Несмотря на тёплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

2. Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

3 .До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

4 . Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

5 Дрозд ранняя перелётная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля.

Заполните таблицу.

Виды предложений

Номер предложения

Простые

Сложносочинённые

Сложноподчинённые

Сложные бессоюзные

БСП 2 вариант

1. Какое утверждение является неверным?

  1. Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений.

  2. В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.

  3. Между частями БСП ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.

2. Из данных простых предложений составьте 3 сложных, используя различные средства связи.

Ночью ударил первый морозец с ветерком. После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.

3. Допишите, образуя БСП.

  1. Мы хорошо отдохнули… (вывод или результат)

  2. Я взглянул на небо… (следствие)

  3. Здесь нельзя проехать… (причина).

4. Перестройте сложные союзные предложения в БСП. Запишите их, расставляя знаки препинания.

  1. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

  2. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад

5. Продолжите предложение Юноша говорил мало, чтобы получились предложения следующих типов:

А. простое с однородными членами (без союзов)

В. БСП, между частями которого надо поставить запятую

С. БСП, между частями которого точка с запятой.

6. Какова роль тире в предложении Ребята – их было четверо – держались в стороне?

  1. разделяет подлежащее и сказуемое

  2. обозначает пропуск члена предложения

  3. разделяет части сложного бессоюзного предложения

  4. выделяет вводное предложение.

7. Укажите, почему стоит тире в БСП Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

В. Предложения рисуют быструю смену событий.

С. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.

8. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим мы и не видели бы огня.

10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены)

  1. Не спится няня здесь так душно.

  2. Поля и луга обращённые росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезали во мгле ночи звёзды острым своим блеском отражались в реке.

  3. Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.

  4. Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.

  5. Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

Заполните таблицу.

Виды предложений

Номер предложения

Простые

Сложносочинённые

Сложноподчинённые

Сложные бессоюзные

VI. Составление таблицы «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

1). Составить таблицу «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

VII. Словарный диктант с грамматическим заданием.

Летопись, летописец, россияне и иноземцы, оригинальные суждения, притягательная сила, художественная ценность, облик города, колоритный быт, разнообразные типы, обитатели столицы, прихорашивается к праздникам, принимает гостей.

1). Составьте из данных слов и словосочетаний (по выбору) многочленное сложное предложение.

VIII. Синтаксический разбор предложения.

Рядом ёлочка растёт: пурпуровые шишечки в тёмной хвое огоньками горят.

1). Выполните синтаксический разбор предложения.

2). Объясните постановку двоеточия. Придумайте свой пример на тему природы, требующий такого же знака препинания между частями сложного предложения.

3). Поберите к словам цветёт, горят однокоренные слова. Укажите наиболее продуктивные способы образования новых слов.

IX. Задания, связанные с подготовкой к экзамену.

Беличья память.

Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег и мох, достала там спрятанные с осени два орешка, тут же их съела – я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, оставила на снегу скорлупку и через несколько метров сделала третью полазку.

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.

Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как бы не удивиться беличьей памяти и смекалке!

1). Прочитай текст. Какова его тема?

2). Охарактеризуйте интонационные особенности текста.

3). Произведите синтаксический анализ текста, последовательно характеризуя каждое предложение.

4). Начертите схемы сложных предложений.

5). Объясните смысловые отношения тех простых предложений, которые соединены в сложные бессоюзной сложной связью и разделены двоеточиями или тире.

6). Придумайте, какую роль в тексте играют вопросительные восклицательные предложения.

7). Найдите вводное слово и определите его значение.

8). Перескажите текст, стараясь сохранить его синтаксические и стилистические особенности.

X. Контрольный диктант по теме «Сложное предложение».

Я все шел и собирался уже было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной.

Я быстро отдернул занесенную ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак ночи, увидел далеко под собой огромную равнину. Широкая река огибала её уходящим то меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её теченье. Холм, на котором я находился, спускался вдруг почти отвесным обрывом; его громадные очертания отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты, и прямо подо мною, в углу, образованном тем обрывом и равниной, возле речки, которая в этом месте стояла неподвижным, темным зеркалом, под самой кручью холма, красным пламенем горели и дымились друг подле друга два огонька. Вокруг них копошились люди, колебались тени, иногда ярко освещалась передняя половина маленькой кудрявой головы…

Я узнал, наконец, куда я зашел. Этот луг славился в нашем околотке под названием Бежина луга… Но вернуться домой не было никакой возможности, особенно в ночную пору; ноги подкашивались подо мной от усталости. Я решился подойти к огонькам и, в обществе тех людей, которых я принял за гуртовщиков, дождаться зари.

infourok.ru

Разработка урока «Сложное предложение», русский язык, 9 класс

Открытый урок в 9 классе. Тема: «Сложное предложение»

Цель: дать общее представление о признаках разграничения сложных и простых предложений

Задачи: -закрепить умение отличать простые предложения от сложных, ставить знаки препинания в сложных предложениях

-формировать умение читать и анализировать текст, составлять схемы сложных предложений, пересказывать лингвистический текст.

Ход урока

1.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Я прошу вас не волноваться, работать внимательно, быстро, продуктивно.

Тема урока — сложное предложение. Сегодня мы поупражняемся в умении отличать простое предложение от сложного, строить схемы сложных предложений, познакомимся с видами СП, в качестве подготовки к ОГЭ поработаем с анализом текста.

2.Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были подготовить сообщение на лингвистическую тему и выполнить упр. 43. К сообщению мы обратимся в ходе урока, а упражнение 43 проверьте друг у друга сами, по ключу на слайде. Взаимопроверка. (ключ в презентации)

Докажите, что это сложные предложения.

Какие слова имеют устаревшую форму?Что придают они речи? (Архаизмы, и в особенности старославянизмы, пополнившие пассивный состав лексики, придают речи возвышенное, торжественное звучание: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей! (П.))

3.Изучение нового материала.

1. Беседа по схемам.

-Определите, схемы каких предложений вы построили? (Простого и сложных.)

ОГЭ – 2018. Задание 12

Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях

Примеры заданий:

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала. Ответ: 235

  • Синтаксический анализ сложного предложения.

  • Пунктуационный анализ сложного предложения.

  • Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.

  • Сложные предложения с разными видами связи между частями.

2.Работа у доски.

Ребята, сегодня отмечается Европейский день языков, и я, конечно, не могла пройти мимо этой даты. Стихотворение Н.Банко «Родной язык»

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой – это честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда, индус,

О языке своём.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, —

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уж тридцать восемь лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат

На русском языке!

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке!

Законы Менделеев дал

На русском языке!

«За Родину!» — народ кричал

На русском языке!

Сравним три предложения

Трава всегда зеленее по другую сторону забора. (Английская пословица).

  • Хорошо там, где нас нет. (Русская пословица)

  • Где год да хода, и даље ћеш се вратити кући Куда ни ходи, все равно домой вернешься. (Сербская пословица)

Чем различаются эти предложения?

Найдите грамматические основы.

Обладают ли простые предложения в составе сложного интонационной законченностью?(простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, а связываются по смыслу и особенностям произношения в одно целое)

Какие предложения называются сложными?

Прочитайте, какое определение сложного предложения дали вы в своих сообщениях, в учебнике на стр.24.

С помощью Ваших сообщений и материалов параграфа 7 составим таблицу «Простые и сложные предложения»

7.Работа с текстом.(на экране)

_________________________________

(1)Начиная с 2001 года, 26 сентября в мире отмечают Европейский день языков. (2)Праздник устроен с целью поддержания языкового разнообразия, так как это способствует развитию изучения и преподавания языков. (3)Стоит отметить, что в наши дни появляется все больше людей, которые могут разговаривать, как минимум, на одном иностранном языке.

(4)Феномен2 владения иностранными языками уже давно изучается. (5)Почему некоторые люди легко изучают языки, а другие не могут? (6)Естественно, в первую очередь важен талант, как и в любой другой сфере.(7) А вот с другой стороны, в 18-19 веках было очень модно блеснуть знаниями и сказать некоторые слова на французском, латыни или немецком.

(8)В европейских институтах используются официально равноправно многие языки, и все решения, которые принимают официальные органы Евросоюза, переводятся на официальные языки. (9)На мероприятиях высшего уровня предпринимаются меры по осуществлению перевода речи докладчиков.

(10)Сохранение и развитие языков очень важно. К празднику приурочены разнообразные мероприятия: проводятся акции, конференции, лекции и семинары

Выполните задания (в парах), ответы запишите в тетрадь.

  1. Озаглавьте текст.

  2. Определите его тему и основную мысль.

  3. Определите стиль и тип речи.

  4. Объясните знаки препинания в третьем и восьмом предложениях.

  5. Составьте схему второго предложения.

  6. Укажите номера простых осложнённых предложений.

6.Тренировочные упражнения

Чтобы убедиться в том, что вы хорошо усвоили материал урока, проверим свои знания с помощью небольшого теста.

  1. Сколько грамматических основ в сложном предложении?

А) одна       Б) две    В) две и более

  1. Как связаны между собой части в сложном предложении?

А) по смыслу и синтаксически

Б) образуют смысловое, грамматическое и интонационное единство

  1. Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?

А) Да, каждая часть — это отдельное самостоятельное предложение

Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением

4.В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую всложносочинённом предложении.

Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки,(1) начертанные ровно линии,(2) взяла пузырек с тушью, (3) аккуратненько вылила ее на весь проект, (4) и краска залила чертёж. 

  1. Могут ли сложные предложения быть восклицательными?

А) да     Б)нет

5 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал!

4 правильных ответа – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал.

3 и менее – необходимо выполнить дополнительное задание в домашней работе.

Ответы:

  1. В

  2. Б

  3. Б

  4. 4

  5. А

7.Минутка подготовки к  ГИА.

Запишем предложения.

«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому -то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», — писал  А. Куприн.

На ГИА вам предстоит писать сжатое изложение. Один из приемов сжатия текста – это конструирование из нескольких простых предложений одного сложного. Для этого важно выделить в этих предложениях главную мысль (она заключена в основе), опустить то, что несет добавочную информацию и грамотно оформить сложное предложение.  Попробуйте высказывание Куприна оформить как косвенную речь. Кому трудно, можете воспользоваться схемой:

 [     ], что(             ,        ), поэтому(     ).

Заслушивание возможных вариантов.

Один из возможных вариантов:

Куприн писал, что язык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.

8.(если время останется)Схемы каких предложений вы видите?

[ ],но [ ].

[ ],[ ].

[ ],( ).

Составьте предложения к этим схемам.

9.Подведение итогов, домашнее задание

Выписать из повести «Бедная Лиза» 4 сложных предложения, выделить в них грамматическую основу.

Или

Выполнить упражнение 44 из учебника (обозначить орфограммы и пунктограммы)

Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом. Будем беречь, любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.

1 Предикативная часть сложного предложения  — часть сложного предложения, являющаяся по форме простым предложением и вместе с такой же другой частью

2 ФЕНОМЕН (от греч. — являющееся), филос. понятие, означающее 1) явление, постигаемое в чувств. опыте; 2) объект чувств. созерцания, в отличие от его сущностей основы — ноумена (как предмета интеллектуального созерцания).

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *