Муниципальная олимпиада по русскому языку 9 класс с ответами – 500 Internal Server Error
Олимпиада по русскому языку с ответами. 9 класс
Олимпиада по русскому языку
9 класс
Время выполнения работы- 3часа
Вариант 1
Задание №1 (5баллов)
Из приведённого ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены.
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.
Задание№2 (10баллов)
Расставьте ударение в словах:
Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент.
Задание №3 (4балла)
Поспорили две ученицы:
— Глагол говорите изъявительного наклонения,- утверждала одна.
— Нет, повелительного наклонения,- не соглашалась вторая.
Каков правильный ответ.
Задание№4 (3балла)
Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.
Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.
Задание№5 (4балла)
Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения:
внушить, прихотливый.
Задание№6 (4балла)
Являются ли этимологически родственными слова
крыть- крыло- крыльцо- крыша ? Объясните.
Задание№7 (4балла)
Угадайте слово по толкованию его лексического значения:
а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;
б) краткий перерыв между действиями спектакля;
в)изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде;
г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.
Задание№8 (8баллов)
Объясните значение заимствованных слов: дюйм, куркума, курсив, реликвия, фетиш, купюра (не деньги), амбиция, гобой.
.
Задание№9 (4балла)
Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов: а) куда кривая выведет; б) растопить лёд; в) высунув язык, г) ни богу свечка ни чёрту кочерга.
Задание№10 (7баллов)
Определите, какими частями речи являются выделенные слова:
а) Об этом событии студенты узнали после.
б) Раз мы отправились на экскурсию.
в) После урока дети отправились на прогулку.
г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.
д) Мы голосуем за.
е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо
ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.
Задание№11 (2балла)
Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы). Объясните.
1.Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.
2.Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.
3.Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.
4.Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».
Задание №12 (6баллов)
Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобно, как пятое колесо!» Что это за буква? Какова её судьба в нашей письменности?
Задание №13(2балла)
В каком предложении неправильно названа грамматическая основа?
1.Всё в городе было ново и непривычно.
2.Главное сейчас — не сидеть сложа руки.
3.На минуту солнце закрыло большое облако.
4.Кто бы мог поверить в такие чудеса.
Задание№14.(10баллов)
Озаглавьте текст. Усложните предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра.
Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап…ли тёплые звёзды. В …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл…вах чу…твуя пр…бл…жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш…м воздухе (не,ни)слышно н…сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л…гушки.
Ключи к варианту 1
Ключ к №1.
Мчится, тройка, удалая, вдоль, дороге, столбовой, колокольчик, Валдая, гудит, дугой.
Ключ к №2.
Расставьте ударение в словах: балОванный, вероисповЕдование, воспринЯть, Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.
Ключ к №3.
Обе ученицы правы. Вне текста глагол «говорите» можно рассматривать как глагол изъявительного наклонения, 2лица, множественного числа, -ите- личное окончание глагола 2 спряжения- (вы говорите) и как глагол повелительного наклонения (говорите громче),где -и-суффикс повелительного наклонения, те- окончание 2лица множественного числа
Ключ к №4.
Ночь- ночка
-ночник
-ночной
-ночевать- ночёвка
-заночевать
-переночевать
Ключ к №5.
Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения:
Современный разбор————Историческое членениеВнуш-и-ть вн-уш-и-ть(этимологическое значение
«вложить в ухо»)
Прихот-лив-ый при-хот-лив-ый (корень тот же, что и в словах
при-хот-ь, хот-е-ть, похоть)
Ключ к №6.
Корень «кры» отчётливо проявляется в каждом из слов рассматриваемой группы. Все слова являются производными от древнего «крыти» с тем же значением, что и в современном слове «крыть». Слово «крыльцо» (древняя форма «крыльце») первоначально было уменьшительно-ласкательным образованием от крыла.
Ключ к №7.
А) авантюризм, б)антракт, в) гротеск, г) эпитет.
Ключ к №8.
Дюйм- английская мера длины; куркума- травянистое растение семейства имбирных; курсив- наклонный типографский шрифт, близкий к рукописному по начертанию; реликвия- свято хранимые как память о прошлом вещи; фетиш- предмет слепого поклонения; купюра- сокращение, изъятие текста; гобой- деревянный духовой музыкальный инструмент.
Ключ к №9.
А)так, как получится, случится;
б) устранить отчуждённость, отдалённость, недоверие между кем-либо;
в) очень быстро, стремительно или упорно делать что-либо;
г) ничем не выделяющийся, посредственный человек.
Ключ к №10.
а)наречие; б)наречие; в)предлог; г)союз; д)наречие; е)предлоги; ж)наречие.
Ключ к №11.
4.Название книги является несогласованным приложением, при употреблении словакнига название не склоняется.
Ключ к №12.
Разделительный твёрдый знак.
Ключ к №13.
Предложение 3 – облако закрыло.
Ключ к №14.
Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшись вдоволь, крепким сном спали лягушки.
2 вариант
Задание№1.(10баллов)
Расставьте ударение в словах: сливовый, петля, усугубить, поименный, обжитое, досуг, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, знамение, озвучение, медикаменты, задолго, еретик, анатом, донельзя, бармен, эксперт, перчить.
Задание№2 (2,5балла)
Определите, в каких словах пишется буква «э»:
а)д..т…ктор г)пиру…т(в танце) ж)трёх…тажный
б)про…кт д)фуж…р з)с…кономить
в)уд…гейцы е)ду…ль и) кар…
Задание№3(3,5баллов)
Разбейте слова на морфемы: таможенник, оправдательный, осетрина, баллотировать, подъездной, преуменьшать, царственность.
Задание№4 (2балла)
В каких случаях на месте пропуска произносится [ э ],а в каких [ о ]?
Голол…дица, оп…ка, аф…ра, безнад…жный, ман…вры.
Задание №5 (4балла)
Объясните значение данных выражений, попробуйте определить их происхождение.
Счастливые часов не наблюдают. Во всех ты, душенька, нарядах хороша!
Со щитом или на щите.
Перекуём мечи на орала.
Задание №6 (5баллов)
Есть ли родственная связь между словами мир и милый?
Задание №7 (10 баллов)
Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:
Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.
Задание №8 (10баллов)
« Да, так-с! Ужасные бестии эти азиаты…» (М.Ю.Лермонтов)
«…Он дамам к ручке не подходит;
Всё да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с». Таков был общий глас. (А.С.Пушкин)
«Василий-су! Отведай сего царского брашна!» (А.К.Толстой)
«Никита-ста! Царь-государь жалует тебя чашей со своего стола» (А.К.Толстой)
«С» «су» «ста» — эти «приговорки» называются «словоерсами»
Что они обозначают? Что обозначает слово «словоерс»?
Задание №9 (3балла)
Определите, какие среди данных слов являются именами существительными одушевлёнными: платье, жизнь, сын, мертвец, труп, народ, семья, душа, кукла, круп, щенок, толпа, урод, общество, отряд, утопленник, брат, гость.
Задание №10 (4балла)
Определите, какими членами предложения являются выделенные наречия.
1.На завтрак были поданы яйца вкрутую.
2.По мосту пришлось ехать шагом.
3.Туфли пришлись впору.
4. У Марфы все дочери уже замужем.
5.Дом слева оказался музеем.
6.Она попросила посетителя быть вежливым к продавцам.
7.Сверху и снизу бежала вода.
8.Его приезд весьма некстати.
Задание №11 (5баллов)
Восстановите стихотворную строфу по перепутанным строкам, в которых все слова даны в начальной форме, расставьте знаки препинания.
Много, я, час Прилечь, между, высокий, трава
Бежать, и, наконец, устав Прислушиваться, погоня, нет
Задание №12 (1балл)
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выбрав пьесу,
1)мы немедленно начали репетировать.
2)оказалось, что там слишком много ролей.
3)началось распределение ролей.
4)была назначена первая репетиция.
Задание №13 (5баллов)
Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля? Передайте в научном стиле любую другую русскую пословицу.
Информация, сохранённая на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента с лезвием и обухом.
Задание №14 (4балла)
Правильно ли выражена мысль в следующих предложениях? Найдите ошибки, напишите предложения в исправленном виде.
1.Благодаря ненастью транспорт в городе остановился.
2.Абитуриент рассказал свою автобиографию.
3.В декабре более чаще идёт снег.
4.Врач выписал Ирине порошок для головной боли.
Задание №15( 15баллов)
По данному началу создайте текст в публицистическом стиле. Обоснуйте мысль, содержащуюся в первом предложении.
Я уверен, что для полного овладения русским языком , для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из- под куста лещины.
Ключи к варианту 2
Ключ к №1
СлИвовый, пЕтля, усугубИть, поимённый, обжитОе, досУг, новорождённый, коклЮш, жалюзИ, тУфля, знАмение, озвУчение, медикамЕнты, задОлго, еретИк, анАтом, донЕльзя, бАрмен, экспЕрт, перчИть.
Ключ к №2
В,г,е,ж,з.
Ключ к №3
Таможен-н-ик, о-правд-а-тельн-ый, осетр-ин-а, баллот-иров-а-ть, подъ-езд-н-ой, пре- у- мень-ш-а-ть, цар-ств-енн-ость.
Ключ к №4
[ э ] – гололедица, опека, афера
[ о ] – безнадёжный, манёвр
Ключ к №5
1.Счастливые люди обычно не замечают течения времени. Литературный источник – А.С.Грибоедов «Горе от ума»
2.Снисходительность к женским слабостям, к стремлению нарядно одеться, украсить себя. Литературный источник – поэма И.Ф.Богдановича «Душенька»
3.Оказаться победителем, идти на риск, биться героически и погибнуть в бою. В Древней Греции павшего в бою воина выносили с поля боя на его щите .
4.Сменить войну на мир. «Орало» — соха
Ключ к №6
Слово ми-р образовано от слова ми-лый. Древний корень ми является корнем индоевропейского характера и первично имел значение « нежность, радость, удовольствие» (См. словарь Шанского Н.М.)
Ключ к№7
Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают.
Ключ к №8
«С» — всё, что язык сохранил от слова «государь». «Государь» превратился в «сударь»; «сударь»- в «су»; «су» в «с».
«Ста» — придавало обращению вежливость и почтительность и обозначало «пожалуй, старый» («пожалуй, награди меня такой милостью твоей») —
«Скушайте, пожалуй-ста»
Буква «С» в старославянской азбуке носила название «слово», сочетание из неё и «ера» в народе получило имя «словоер». «Словоерс» буквально значит: «эс да ер будет «с». (УспенскийЛ.В. «Слово о словах»)
Ключ к №9
Сын, урод, утопленник, брат, гость, щенок.
Ключ к №10
1-определение; 2-обстоятельство; 3-сказуемое; 4-сказуемое;
5-определение; 6-дополнение; 7-обстоятельство; 8-сказуемое.
Ключ к №11
Много я часов
Бежал и, наконец, устав,
Прилёг между высоких трав;
Прислушался: погони нет.
Ключ к №12 — ( 1).
Ключ к№13
Что написано пером, не вырубишь топором.
Ключ к №14
В данных предложениях допущены стилистические ошибки.
1.Из-за ненастья транспорт в городе остановился.
2.Абитуриент рассказал автобиографию.
3.В декабре чаще идёт снег.
4.Врач выписал Ирине порошок от головной боли.
infourok.ru
Олимпиада по русскому языку 9 класс, задания с ответами
На уроках русского языка в 9 классе изучаются сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, сложные предложения с разными видами связями. Отдельное внимание в программе для девятиклассников уделяется развитию речи, повторению орфографии.
Материалы этих тем используются при составлении заданий для проведения олимпиады по русскому языку. Сложность таких заданий может различаться от средней, до повышенной, а значит готовиться к олимпиаде нужно заранее.
Ниже вы найдете примеры олимпиадных заданий для 9 класса с правильными ответами. Использовав приведенные задания можно провести пробную олимпиаду на уроке или потренироваться самостоятельно во внеурочное время.
Скачайте задания, заполнив форму!
После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной
Тестовые задания
1. Если в предложении два и более придаточных разного типа присоединяется к одному главному, то это
А) Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.
Б) Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.
В) Сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением
Г) Предложение с разными типами связи.
Д) Бессоюзное предложение.
2. Схема предложения.
Когда она прошла мимо нас, от нее повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины.
А) [ ], ( )
Б) ( ), [ ], ( )
В) [ ], ( ), ( )
Г) [ ], ( ), ( ), ( ).
Д) ( ), [ ].
3. Количество пропущенных знаков препинания.
Мне тогда в голову не приходило что человек не растение что процветать ему долго нельзя.
А)2
Б)5
В)3
Г)4
Д)1
4. Косвенная речь – это
А) Чужая речь, переданная в измененной форме.
Б) Речь двух или нескольких людей.
В) Чужая речь, переданная дословно, без изменений.
Г) Чужая речь, переданная в форме сложносочиненного предложения.
Д) Чужая речь, переданная в форме бессоюзного сложного предложения.
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) Чего она мне нервы мотает?
Б) По дому плавали запахи и крики.
В) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник.
Г) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
6. Укажите ошибочное суждение.
А) В слове ЧУВСТВОВАЛ все согласные твёрдые.
Б) В слове ШЕСТНАДЦАТЬ звуков меньше, чем букв.
В) В слове ХЛЕБ последний звук [п].
Г) В слове ДЕТСТВЕ есть звук [ц].
7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
А) голодала
Б) заплесневеет
В) осложнения
Г) положили
8. Укажите слова, в которых пишется Ь:
А) вскач…
Б) настеж…
В) горюч…
Г) невтерпеж…
9. Укажите слова, которые пишутся через дефис:
А) (полу) ночник
Б) (древне)русский
В) (пол)арбуза
Г) (общественно)политический
10. В каком слове пишется Ъ?
А) помещич.и
Б) фел.етон
В) ин.екция
Г) в.юга
Открытые вопросы
Вопрос 1
Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.
Черпать, асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин, отвар.
Вопрос 2
В латинском языке есть слово valeo — «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?
Вопрос 3
Как вы понимаете фразу Столы в кабинете стояли покоем? Прокомментируйте свой ответ.
Вопрос 4
Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?
Так спросил у озорного
Кота Васи я:
– Что же значит это слово:
Ка-та-ва-си-я?
Кот весьма любезен был –
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спросил:
– Понятно?
Вопрос 5
Определите по фонетической транскрипции, какой из вариантов является произношением старомосковским, а какой – современным:
[шыгат’], [шагат’]; [падм’иг’иват’], [падм’иг’ават’], [мойус], [мойус’].
Творческие задания
Задание 1
Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.
Задание 2
Замените предложенные слова фразеологическими синонимами.
Много — ….
Обмануть — …
Задание 3
Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.
Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.
Задание 4
Озаглавьте текст. Усложните предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра.
Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап…ли тёплые звёзды. В …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл…вах чу…твуя пр…бл…жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш…м воздухе (не,ни)слышно н…сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л…гушки.
Задание 5
Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:
Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.
Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | В | Б | А | А | Б |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | А | Г | А, Б | В, Г | В |
Ответы на открытие вопросы
Ответ на вопрос 1: Асимметрия, пломбировать, мещанин, отвар.
Ответ на вопрос 2: валидол, инвалид, Валерий, валериана, валидный
Ответ на вопрос 3: Столы в кабинете стояли буквой П, которая раньше называлась покой.
Ответ на вопрос 4: Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов.
Ответ на вопрос 5:
Старомосковские: [шыгат’],[падм’иг’ават’],[мойус].
Современные: [шагат’]; [падм’иг’иват’]; [мойус’].
Ответы на творческие задания
Пример ответа на творческое задание №1:
Выражение отделять плевелы от пшеницы пришло в русский язык из Евангелия. В притче о пшенице и плевелах есть такие слова: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь, а пшеницу уберите в житницу мою». Эти слова и стали источником фразеологизма — отделять плевелы от пшеницы.
Современное значение — отделить плохое от хорошего, вредное от полезного (плевелы – сорная трава, скорее всего «куколь», которой можно отравиться). Первоначальное значение по Евангелию: «отделять дьявольское от божеского».
Пример ответа на творческое задание №2
Много. Тьма тьмущая, счёту нет, потерять счёт, девать некуда, как сельдей в бочке, яблоку негде упасть, хоть отбавляй и т. д.
Обмануть. Водить за нос, оставлять с носом, оставить ни с чем и т. д.
Пример ответа на творческое задание №3
Ночь- ночка
-ночник
-ночной
-ночевать- ночёвка
-заночевать
-переночевать
Пример ответа на творческое задание №4
Утро на ферме
Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшись вдоволь, крепким сном спали лягушки.
Пример ответа на творческое задание №5
Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают.
Скачайте задания, заполнив форму!
После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной
Другие классы
Обновлено: , автор: Валерия Токареваruolimpiada.ru
Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса с ответами
Всероссийская олимпиада по русскому языку
9 класс
Код участника ________________
Время выполнения работы –
Задание 1. Расставьте ударение в словах:
Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент. (по 1 б. за правильный ответ, максим. – 20 б.)
Задание 2. Определите, какими частями речи являются выделенные слова:
а) Об этом событии студенты узнали после.
б) Раз мы отправились на экскурсию.
в) После урока дети отправились на прогулку.
г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.
д) Мы голосуем за.
е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.
ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.
(по 1 б. за правильный ответ, максим. – 7 б.)
Задание 3. Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова ( с, сс ) у ( ж , жж ) е ( н , нн ) ы й.
(по 3 б. за каждый вариант, максим. – 9 б.)
Задание 4. Угадайте слово по толкованию его лексического значения:
а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;
б) краткий перерыв между действиями спектакля;
в) изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде;
г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.
(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 8 б.)
Задание 5. Объясните значение данных выражений, попробуйте определить их происхождение.
Счастливые часов не наблюдают.
Во всех ты, душенька, нарядах хороша!
Со щитом или на щите.
Перекуём мечи на орала.
(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 8 б.)
Задание 6. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля? Передайте в научном стиле любую другую русскую пословицу.
Информация, сохранённая на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента с лезвием и обухом. (7 баллов)
Задание 7. Сколько звуков [с] в предложении:
Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи?
Свой ответ аргументируйте.
(по 1,5 б. за правильный ответ, максим. – 3 б.)
Задание 8. Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:
Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.
(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 20 б.)
Задание 9. При создании литературных (чаще всего поэтических) произведений их авторы иногда обращаются к травестии – приему, основанному на гротескно-комическом «переиначивании» классических текстов. В современной литературе травестийный прием может реализоваться в виде имитации обратного перевода: редактор или переводчик переводит произведение иноязычного автора на свой язык, а затем вновь переводит на исходный.
Перед вами отрывок из русской народной сказки в таком «обратном переводе».
Что это за сказка? С какого языка она вновь переведена на русский язык?
Восстановите её исходный текст, стараясь отразить национальный (народный) колорит языка сказки.
Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:
— (Имя), организуй доставку воды с реки!
— Не в кайф!
Тогда герлфренды и говорят:
— Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.
— О? кей! – сказал (имя), спустился с камина, на котором обычно лежал часами, взял тару и направился организовывать доставку воды.
(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 6 б.)
Задание 10. Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.
1. На реках всеро(сс,с)ийских – о, вспомним как там мы сидели и удили! 2. (Не)широкая реч(..)ка с быстринками заводями с камышами и зар(..)слями водя(н,нн)ой лилии с наклонё(нн,н)ыми над водой деревьями. 3. И ра(сс,с)вет первый ра(сс,)веет когда на поверхности реки кури(т,ть)ся туман. 4. Лодка б(..)ртами ра(з,с)двинула камыш(..). 5. Л(..)ниво уходящая ноч(..). 6. Молчанье или то что называют молчаньем но что для нас, рыб(..)ловов звучит тихой пр(е,и)людией просыпающ(..)ся жизни. 7. Розовеющий восток и первый в(с,з)плеск на рек(..).
8. Река н(е,и)когда (не)спит – только зам(..)рает, только пр(и,е)тв(..)ряется спящей. 9. Струйка бежит (не)уста(н,нно) и морщи(т,ть)ся задев за попл..вок. 10. Синяя стр..коза та действительно спит, намокнув от р..сы; можно взять её за крылышки – она не пош..вели(т,ть)ся. 11. К жизни её во(з,с)враща..т только солнце; где оно пригрело там обсыхают и просыпаются синие стр..козы цветочками т..рчащие на пр(е,и)брежной травке. 12. И сразу стрелкой в воздух: и замрёт на месте, (не,ни) вверх, (не,ни) вниз, (не,ни) в сторону; н(е,и) чета (не)уклюжему самолёту.
(По М. Осоргину)
Максимально 12 баллов
Ответы.
9 класс
Задание 1. балОванный, вероисповЕдование, воспринЯть, Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.
(по 1 б. за правильный ответ, максим. – 20 б.)
Задание 2. а)наречие; б)наречие; в)предлог; г)союз; д)наречие; е)предлоги; ж)наречие. (по 1 б. за правильный ответ, максим. – 7 б.)
Задание 3. Выбор написания зависит от значения // происхождения и грамматических признаков слова, а именно:
— образованное от глагола совершенного вида сузить страдательное причастие
пишется как суженный;
— образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный;
— существительное, образованное путем перехода в разряд существительных отглагольного прилагательного, в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить, пишется как суженый.
(по 3 б. за каждый вариант, максим. – 9 б.)
Задание 4.
А) авантюризм, б) антракт, в) гротеск, г) эпитет.
(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 8 б.)
Задание 5. 1.Счастливые люди обычно не замечают течения времени. Литературный источник – А.С.Грибоедов «Горе от ума»
2.Снисходительность к женским слабостям, к стремлению нарядно одеться, украсить себя. Литературный источник – поэма И.Ф.Богдановича «Душенька»
3.Оказаться победителем, идти на риск, биться героически и погибнуть в бою. В Древней Греции павшего в бою воина выносили с поля боя на его щите .
4.Сменить войну на мир. «Орало» — соха
(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 8 б.)
Задание 6. Что написано пером, не вырубишь топором. (7 б.)
Задание 7. [С]коро мы [з] друзьями будем ра[ш ]ифровывать [с]тарые рукопи[с]и.
Звук [с ] повторяется в предложении два раза: в словах «скоро» и «старые».
Звук в предлоге с перед звонким д (с друзьями) обозначает звук [з]. В слове «расшифровывать» мы слышим долгий звук [ш ], который образовался в результате соединения звуков [с ] и [ш ], а в слове «рукописи» звук [с ] мягкий.
(по 1,5 б. за правильный ответ, максим. – 3 б.)
Задание 8. Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают.
(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 20 б.)
Задание 9.
Сказка «По щучьему велению».
Перевод с английского языка.
Возможный вариант: Один раз // однажды // как-то раз уехали братья на базар, а бабы // их жены // невестки давай посылать его:
— Сходи, Емеля , за водой.
А он им с печки:
— Неохота!
— Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
— Ну ладно.
Слез Емеля с печи, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.
(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 6 б.)
Задание 10.
1. На реках всероссийских – о, вспомним, как там мы сидели и удили!
2. Неширокая речка с быстринками, заводями, с камышами и зарослями водяной лилии, с наклонёнными над водой деревьями. 3. И рассвет – первый рассвет, когда на поверхности реки курится туман. 4. Лодка бортами раздвинула камыш. 5. Лениво уходящая ночь. 6. Молчанье или то, что называют молчаньем, но что для нас, рыболовов, звучит тихой прелюдией просыпающейся жизни. 7. Розовеющий восток – и первый всплеск на реке.
8. Река никогда не спит – только замирает, только притворяется спящей. 9. Струйка бежит неустанно и морщится, задев за поплавок. 10. Синяя стрекоза – та действительно спит, намокнув от росы; можно взять её за крылышки – она не пошевелится. 11. К жизни её возвращает только солнце; где оно пригрело – там обсыхают и просыпаются синие стрекозы, цветочками торчащие на прибрежной травке. 12. И сразу – стрелкой в воздух: и замрёт на месте, ни вверх, ни вниз, ни в сторону; не чета неуклюжему самолёту.
(По М. Осоргину)
За каждое предложение – 1 балл. /В случае либо орфографической, либо пунктуационной ошибки в одном предложении балл не засчитывать/.
Максимальное количество – 12 баллов.
Максимальное количество баллов за работу – 100
Вопрос | Максимальное количество баллов |
20 | |
7 | |
9 | |
8 | |
8 | |
7 | |
3 | |
20 | |
6 | |
12 | |
ИТОГО: | 100 |
multiurok.ru
Русский язык 9 класс, муниципальный этап (2 этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год
Содержание
- Задание 1. (9 баллов)
- Задание 2. (2 балла)
- Задание 3. (12 баллов)
- Задание 4. (2 балла)
- Задание 5. (4 балла)
- Задание 6. (7 баллов)
- Задание 7. (5 баллов)
- Задание 8. (6 баллов)
- Задание 9. (1 балл)
- Задание 10. (8 баллов)
Задание 1. (9 баллов)
Содержание ↑
Перед Вами текст в специальной записи. Определите, что это за запись и для чего она служит, чем она отличается от аналогичной по функции, но привычной Вам фонетической записи. Запишите текст в соответствии с нормами современной русской орфографии. (Первая фраза в орфографической записи выглядит так: Из вагона выскочили две девочки и повисли на шее у Вари.).
Модель ответа
Фонетическая транскрипция (1 балл) служит для записи речи в её непосредственном звучании (1 балл). От традиционной она отличается тем, что использует модифицированные символы латиницы (0,5 балла) и пунктуационные знаки (0,5 балла). За каждую из 4-х верно записанных строчек (допускаются единичные неточности) – по 1 баллу (в первой строчке осталось 1 слово, оно и оценивается). Если учащийся в ответе укажет, что это запись лингвистов Н.Н. Дурново и Д.Н. Ушакова – дополнительно 2 балла. Если вспомнит только одного – 1 балл.
Текст:
Из вагона выскочили две девочки и повисли на шее у Вари.
За ними показалась полная пожилая дама и высокий тощий господин с седыми бачками, потом два гимназиста, навьюченные багажом, за гимназистами гувернантка, за гувернанткой бабушка.
Всего 9 баллов: 4 за «перевод» и 3 за ответы на вопросы, 2 дополнительно за верное указание авторов транскрипции, 1 дополнительно, если будет верно указан один из авторов транскрипции.
Задание 2. (2 балла)
Содержание ↑
Прочитайте следующий отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Чаадаеву».
(1) Но дружбы нет со мной. Печальный, вижу я
(2) Лазурь чужих небес, полдневные края;
(3) Ни музы, ни труды, ни радости досуга –
(4) Ничто не заменит единственного друга.
Дайте толкование слова полдневные в строке 2, используя в качестве вспомогательной информации тот факт, что слово полдневный имеет в данном контексте такой же смысл, как украинское слово південний, составляющее вместе со словами північний, східний, західний компактную смысловую группу.
Модель ответа
Полдневный – южный.
Всего 2 балла.
Задание 3. (12 баллов)
Содержание ↑
Даны слова: попрошайка, прощёный, праща, вопрос, просо, выспрашивать, упрочить, простец, попрощаться, запрещать.
Найдите среди них те, которые восходят к одному и тому же корню, и распределите их по группам в соответствии с общим корнем. Укажите общий корень.
Модель ответа
прос-/прош-/ праш | прост- /прощ- | пращ- | прос- | проч- | прещ |
попрошайка, вопрос, выспрашивать | прощёный, простец, попрощаться | праща | просо | упрочить | запрещать |
- За каждую верно найденную группу – 1 балл. Если в группе хотя бы одно неверно указанное слово, группа не засчитывается. Итого 6 баллов.
- За каждый верно указанный орфографический вариант одного корня – 0,5 балла. Итого 4,5 балла.
Если учащийся ещё найдёт варианты любого корня, не указанные в модели ответа (например, прет- для запрещать), за каждый вариант – по 0,5 балла, но не более 1,5 баллов.
Всего 12 баллов.
Задание 4. (2 балла)
Содержание ↑
Даны предложения, в одном из которых зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующему в русском языке выражению.
Что вы хотите от Павла? Он в первый раз скворечник делал! Конечно, кривой да нескладный скворечник вышел – первая котлета россыпью.
Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, запишите его и дайте толкование его значения.
Модель ответа
В словах первая котлета россыпью зашифрован фразеологизм (ФЕ) первый блин комом (1 балл) – первый опыт в каком-либо деле часто оказывается неудачным (1 балл).
Всего 2 балла.
Задание 5. (4 балла)
Содержание ↑
Какая особенность обнаруживается в образовании слова искомый от глагола искать?
Модель ответа
Слово искомый образовано по модели страдательного причастия настоящего времени (1 балл), но, вопреки общему правилу образования таких причастий от основы настоящего времени глагола (1 балл), при соблюдении которого слово должно было выглядеть как ищемый/ищёмый (1 балл), не возникает чередование ск / щ (1 балл).
Всего 4 балла.
Задание 6. (7 баллов)
Содержание ↑
В русском языке есть такие переходные глаголы, от которых страдательные причастия настоящего времени нормативно не образуются, хотя теоретически они возможны. Как бы были образованы страдательные причастия настоящего времени от следующих переходных глаголов: толочь, мять, держать, лить? Напишите от каждого глагола форму страдательного причастия настоящего времени в начальной форме. Обоснуйте ответ.
Модель ответа
Толкомый (0,5 балла), мномый (0,5 балла), держимый (0,5 балла), льёмый (0,5 балла).
Данные причастия образуются от основы настоящего времени глагола (1 балл), которую надо узнавать, поставив глагол в 3-е лицо множественного числа (1 балл), чтобы увидеть основу без чередований (1 балл). Причастия будут иметь или суффикс -ом-/-ём-, если образуются от глаголов 1-го спряжения (1 балл), и суффикс -им-, если образуются от глаголов 2-го спряжения (1 балл).
Всего 7 баллов.
Задание 7. (5 баллов)
Содержание ↑
Прочитайте отрывок лингвистического текста.
˂….˃ не представляют собой устаревших билатеральных языковых единиц. Устаревшим в них является только звуковой комплекс слова. Старославянизмы, образующие по отношению к словам современного русского языка целую систему экспрессивно-стилистических синонимов (глад – русск. голод, хлад – русск. холод, младость – русск. молодость, град – русск. город, древо – русск. дерево), составляют в современном русском языке значительную по своему составу группу устаревшей лексики, являясь лексико-фонетическими ˂….˃.
Какой лингвистический термин пропущен в тексте?
Приведите примеры (не менее 2-х) старославянизмов, которые в сравнении с их восточнославянскими вариантами не являются устаревшими.
Модель ответа
Этот термин – «архаизм».
Враг – ворог, страна – сторона, власть – волость.
За верно указанный термин – 1 балл.
За каждый верно приведённый старославянизм (вместе с парой-русизмом) – по 2 балла.
Всего 5 баллов.
Задание 8. (6 баллов)
Содержание ↑
Используя свои знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный: фальцет – «ложный голос»). Объясните выбор проверочного слова.
паспОрт
патОка
Операция
Модель ответа
Паспорт – порт (этимологически оба слова восходят к латинскому portus – порт, гавань; passare – проходить, проезжать).
Патока – поток (исторически в этих словах общий корень – тек/ток).
Операция – опера (этимологически оба восходят к латинскому opus, operis – труд, дело).
За проверку и верное объяснение каждого слова – по 2 балла.
Всего 6 баллов.
Задание 9. (1 балл)
Содержание ↑
В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.
Пример: эфиоп Яро (орфоэпия)
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: я светлоботость.
Модель ответа
Обстоятельство.
Всего 1 балл.
Задание 10. (8 баллов)
Содержание ↑
Прочитайте фрагменты текстов и переведите их на современный русский язык. Дайте лексико-грамматический комментарий подчёркнутым словам (укажите лексическое значение слова в данном контексте; укажите, какой частью речи является слово, а также назовите особенности формы, в которой стоит слово).
- Коли де ты прямой царь, или воинъ, и ты де поиди самъ и возми своею главою (Азов), так же, как мы взяли, а не грозами и кровь свою так же пролей. «Азовская повесть» (XVII в.).
- В лѣто 6532. И бывши нощи, бысть тма, молонья, и громъ, и дождь… И бысть сѣча силна, яко посвѣтяше молонья, блещашеться оружье, и бѣ гроза велика и сѣча силна и страшна. «Повесть временных лет».
Модель ответа
1) Если ты настоящий царь или воин, тогда пойди сам и возьми своей головою (сам, самостоятельно, ценою своей жизни, возможны и другие похожие варианты истолкования данного образного выражения) Азов, как мы взяли, а не угрозами, и кровь свою также пролей.
– 2 балла. За каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, снимается 1 балл.
Грозами – угрозами (1 балл), имя существительное в форме мн. ч., твор. п. (1 балл).
2) Год 1024. Когда наступила ночь (или: ночью), была тьма, молния, гром и дождь…. И была битва ожесточённая (жестокая; возможен любой синоним к слову «сильная»; «битва сильная» – нельзя: нарушена лексическая сочетаемость), и когда сверкала молния, то блистало оружие, и была гроза великая и битва жестокая и страшная.
– 2 балла. За каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, снимается 1 балл.
Гроза – буря с громом и молнией (1 балл), имя существительное в форме ед. ч., им. п. (1 балл).
Всего 8 баллов.
Содержание ↑
Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 56.
olimpiadnye-zadanija.ru
Олимпиада по русскому языку 9 класс муниципальный этап с ответами
1.Из предложенных блюд в кафе вы выбрали суп из щавеля, салат из варёной свеклы с майонезом, тефтели, блинчики с творогом и сливовым вареньем. Расставьте в словах ударение, чтобы правильно их произнести, слово «майонез» запишите в транскрипции.
( 6 баллов)
2.В словаре В.Даля встречается ныне забытое слово колоземица. Каким заимствованным словом оно оказалось вытеснено в наши дни?
А) циклон;
Б) космос;
В) атмосфера;
Г) вьюга.
( 1 балл)
3.Какие из названий головных уборов русские по происхождению :
1. панама. 2. шапокляк. 3.цилиндр. 4. бейсболка. 5. сомбреро. 6. берет.
7. треуголка. 8. шапка. 9. ушанка.
А) 1,4,6,7,8,9.
Б) 1,6,7,8,9.
В) 6,7,8,9.
Г) 7,9.
7,9.
(2 балла)
4. Если в старославянском языке тукъ означает «удар» , а тукати –«ударять», то как будет называться изваяние , созданное этими «ударами»?
(2 балла)
5. В Древней Греции именем Гигиея звали богиню здоровья. Богиня изображалась в виде молодой женщины в тунике, с диадемой, а также со змеёй, которую она кормит из чаши. Какое слово дало всему миру это греческое имя?
( 2 балла)
6.Подберите эквиваленты к образным выражениям, заимствованным из греческой мифологии:
1. Буриданов осёл —
А) мудрец;
Б) человек в ситуации трудного выбора;
В) скряга;
Г) упрямец.
2. Сады Семирамиды —
А) нечто великолепное;
Б) мираж;
В) замок на песке;
Г) несбыточные мечты.
3.Танталовы муки —
А) неразделённой любви;
Б) одиночества;
В) вследствие невозможности достичь близкой цели;
Г) притворные . ( 3 балла)
7. Сходство слов по смыслу и звучанию часто приводит к орфографическим ошибкам. Какое из этих слов написано правильно?
А) нечайно;
Б) отчайно;
В черезвычайно;
Г) необычайно.
(1балл)
8.Найдите и исправьте ошибки в предложениях.
А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
Б) А эти молодые, красивые берёзы стоят на берегу, отражая тень в воде.
В) Имелись также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.
Г). Читая данный текст, у меня сложилось очень приятное впечатление о характере главного героя.
(4 балла)
9. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.
Болезненный, тяжёлый сон называют…
В освоении космоса у России есть неоспоримый…
Волокиту и дамского угодника в честь героя романа Ричардсона называют…
Восстановление прав и честного имени, а иногда лечение после тяжёлой болезни называют…
Человека, склонного к роскоши и праздности, называют…
Если вам не могут дать требуемое, то, скорее всего, предложат…
Исключительное право человека или организации — это…
Д…в… львация, с…б…рит, д…гр…дация, р…аб…л…тация, л…т…ргический, пр…оритет, л…в…лас, пр…р…гатива, м …л…нхолия, п…н…гирик, п…рл…мутр, ф…л…нтроп, экв…в…лент, эм…нс…пация.
(14 баллов : 1 балл за лексическое толкование, 1- за грамотность)
1. 10. Прочитайте текст:
Между нами был человек основательный — учитель математики. Он посмотрел на нас, строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно:
— Сейчас я возьму на себя честь объяснить Вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем всё это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от нее железной средой. Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, то есть так называемым маслом.
Полученная путем нагревания компактная тягуче-упругая смесь вводится через пищевод в организм человека, что в большом количестве вредно.
Учитель замолчал и окинул всех торжествующим взглядом. Итальянцы пошептались и спросили робко:
— А с какой целью вы все это делаете?
Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго:
— Чтобы весело было!
(Н.. Тэффи «Блины»)
Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ. На чём основан комический эффект данного отрывка? Передайте содержание текста в другом стиле, стараясь показать, что блины — это вкусное блюдо.
16 баллов: определение стиля -1 балл; аргументация — 2 балла; обоснование комического эффекта — 3 балла; творческая работа — 10 баллов)
Всего за работу 50 баллов
shkolnaya-olimpiada.ru
Задания олимпиады по русскому языку в 9 классе (с ответами)
ЗАДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 КЛАСС
Задание № 1. Определите количество твёрдых согласных в четверостишии, взятом из стихотворения Вадима Шефнера «Слово»:
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, —
Золотым эталоном их в сердце храни!
Твёрдых согласных звуков — ___________.
Ответ.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2. Названия каких птиц используются в перечисленных устойчивых сочетаниях? Запишите получившиеся фразеологизмы.
а) писать как … лапой;
б) как с … вода;
в) задать…;
г) пустить красного…;
д) как … на колу;
) газетная…;
ж) надулся, как…
з) … в павлиньих перьях.
Ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3. Разберите слова по составу. Какие слова состоят из приставки, корня, одного суффикса и окончания? Отметьте их номера.
Настигнем, 2) вычеркнутый, 3) прилепляя, 4) посадка, 5) заморгавший, 6) соловушка, 7) складывая, 8) вымытый, 9) вынес, 10) полюблю.
Ответ.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4. Отметьте номера предложений, в которых верно выделена грамматическая основа. Исправьте ошибки в грамматических основах.
1. Что-то слышится родное в грустной песне ямщика.
2. Этот стреляный воробей себя еще проявит.
3. Настало роковое послезавтра.
4. Я попросил выслушать меня внимательно.
5. Вся земля вокруг была изрыта снарядами и минами.
6. Хорошо бежать утром по росе.
7. Каждый из нас мечтал о победе.
8. Я вышел освежиться, потому что в комнате было душно.
9. Идти в снегу почти до колен было трудно.
Ответ.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 5. Определите тип предложения. Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения.
1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин).
2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин).
3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский).
4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский).
5) Что с тобой случилось?
6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов).
7) Не хотел бы оказаться на твоем месте.
8) По улицам слона водили, как видно, напоказ…(И. Крылов).
Ответ.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 6. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.
А. Полна коробочка.
Б. Полно, хватит горевать – слезами горю не поможешь.
В.Эта вещь устроена очень просто.
Г.Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.
Д. Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане.
Е.Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.
Ответ.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 7. Выберите правильную форму управления.
Импичмент (президент), командующий (фронт), плата (услуги), оплата (проезд), отзыв (автореферат), рецензия (программа), компетентный (вопрос), иммунитет (болезнь).
Ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 8. В «Словаре русского языка 11-17 вв.» есть словарная статья с заголовочным словом МАШТУКЪ. Составители словаря не смогли дать определения этому слову, поставив знак (?), однако привели цитату из памятника письменности, в котором употребляется это слово:
«И отъ него ко мне вѣдомости не бывало, да пошлю нарошно о буровах и о долотах … зъ ∙в̃∙маштукама» (1698 г.).
Переведите выделенный фрагмент текста на современный русский язык. Обоснуйте свой ответ.
Ответ.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 9. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.
Феликс Кузнецов, Софья Ковалевская, Сергей Ковалёв.
Ответ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 10. Переведите текст на современный русский литературный язык. Выполните задание к тексту.
И повѣлѣ Олѣгъ воемъ своим колеса изъдѣлати и въставити корабля на колеса. И бывшю покосну вѣтру, успяша парусы с поля, и идяше къ городу. Видѣвше же грѣцѣ, убояшася, и ркоша; выславше ко Ольгови: «Не погубляй город, имемься по дань, якоже хощеши». И устави Олегъ вои, и вынесоша ему брашна и вино, и не прия его — бѣ бо устроено съ отравою.
Задание к тексту: укажите значение слова грѣцѣ в третьем предложении текста.
Ответ.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 КЛАСС
Задание № 1. Определите количество твёрдых согласных в четверостишии, взятом из стихотворения Вадима Шефнера «Слово»:
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, —
Золотым эталоном их в сердце храни!
Твёрдых согласных звуков — ___________.
Ответ:
[но слова фс’эм славам в йазык’э у нас йэс’т’ // слава/ род’ина/ в’эрнас’т’/свабода и ч’эс’т’// пус’т’ разм’энай ман’этай н’и служат он’и/ залатым эталонам их в с’эрцэ хран’и//]
Твёрдых согласных звуков — 49.
Оценивание: за правильный ответ –5 баллов.
Итого: 5 баллов.
Задание № 2. Названия каких птиц используются в перечисленных устойчивых сочетаниях? Запишите получившиеся фразеологизмы.
а) писать как … лапой;
б) как с … вода;
в) задать…;
г) пустить красного…;
д) как … на колу;
) газетная…;
ж) надулся, как…
з) … в павлиньих перьях.
Ответ:
а) писать как курица лапой;
б) как с гуся вода;
в) задать дрозда;
г) пустить красного петуха;
д) как сорока на колу;
е) газетная утка;
ж) надулся, как индюк;
з) ворона в павлиньих перьях.
Оценка: за каждый правильно записанный фразеологизм — по 1 баллу.
Итого: 8 баллов.
Задание № 3. Разберите слова по составу. Какие слова состоят из приставки, корня, одного суффикса и окончания? Отметьте их номера.
Настигнем, 2) вычеркнутый, 3) прилепляя, 4) посадка, 5) заморгавший, 6) соловушка, 7) складывая, 8) вымытый, 9) вынес, 10) полюблю.
Ответ:
На-стиг-н-ем (4 морфемы)
Вы-черк-ну-т-ый (5 морфем)
При-лепл-я-я (4 морфемы)
По-сад-к-а (4 морфемы)
За-морг-а-вш-ий (5 морфем)
Солов-ушк-а (3 морфемы)
С-клад-ыва-я (4 морфемы)
Вы-мы-т-ый (4 морфемы)
Вы-нес-нулевой суффикс-нулевое окончание (4 морфемы)
По-любл-ю (3 морфемы)
Оценка: за каждое правильно разобранное слово – 1 балл
Итого: 10 баллов.
Задание № 4. Отметьте номера предложений, в которых верно выделена грамматическая основа. Исправьте ошибки в грамматических основах.
1. Что-то слышится родное в грустной песне ямщика.
2. Этот стреляный воробей себя еще проявит.
3. Настало роковое послезавтра.
4. Я попросил выслушать меня внимательно.
5. Вся земля вокруг была изрыта снарядами и минами.
6. Хорошо бежать утром по росе.
7. Каждый из нас мечтал о победе.
8. Я вышел освежиться, потому что в комнате было душно.
9. Идти в снегу почти до колен было трудно.
Ответ: 3, 5, 6
1. Что-то слышится родное в грустной песне ямщика.
2. Этот стреляный воробей себя еще проявит.
3. Настало роковое послезавтра.
4. Я попросил выслушать меня внимательно.
5. Вся земля вокруг была изрыта снарядами и минами.
6. Хорошо бежать утром по росе.
7. Каждый из нас мечтал о победе.
8. Я вышел освежиться, потому что в комнате было душно.
9. Идти в снегу почти до колен было трудно.
Оценка: за правильный вариант грамматической основы — 1 балл. За каждый правильный исправленный вариант – 1 балл. Каждая допущенная ошибка при определении — -1 балл.
Итого: 9 баллов.
Задание № 5. Определите тип предложения. Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения.
1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин).
2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин).
3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский).
4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский).
5) Что с тобой случилось?
6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов).
7) Не хотел бы оказаться на твоем месте.
8) По улицам слона водили, как видно, напоказ…(И. Крылов).
Ответ:
1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин) – односоставное, обобщенно-личное.
2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин) — односоставное, определенно-личное.
3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский) – двусоставное, полное.
4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский) – односоставное, безличное.
5) Что с тобой случилось? – двусоставное, полное.
6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов) — двусоставное, полное.
7) Не хотел бы оказаться на твоем месте. – двусоставное, неполное.
8) По улицам слона водили, как видно, напоказ…(И. Крылов) — односоставное, неопределенно-личное.
Односоставные предложения: 1, 2, 4, 8.
Оценка: за каждый правильный вариант ответа – 2 балла. Каждая допущенная ошибка при определении — -1 балл.
Итого: 8 баллов.
Задание № 6. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.
А. Полна коробочка.
Б. Полно, хватит горевать – слезами горю не поможешь.
В.Эта вещь устроена очень просто.
Г.Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.
Д. Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане.
Е.Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.
Ответ:
А. Полна коробочка. – Краткое прилагательное
Б. Полно, хватит горевать – слезами горю не поможешь. — Междометие
В.Эта вещь устроена очень просто. – Наречие
Г.Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности. — Частица
Д. Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане. – Слово категории состояния
Е.Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки. — Наречие
Оценивание: За каждый правильный ответ – 1 балл
Итого: 6 баллов
Задание № 7. Выберите правильную форму управления.
Импичмент (президент), командующий (фронт), плата (услуги), оплата (проезд), отзыв (автореферат), рецензия (программа), компетентный (вопрос), иммунитет (болезнь).
Ответ:
Импичмент (кому?) президенту;
командующий (чем?) фронтом;
плата (за что?) за услуги;
оплата (чего?) проезда;
отзыв (о чем?) об автореферате;
рецензия (на что?) на программу;
компетентный (в чем?) в вопросе;
иммунитет (к чему? против чего?) к болезни, против болезни.
Оценивание: за правильный ответ по 1 баллу. Каждая допущенная ошибка — -1 балл.
Итого: 9 баллов.
Задание № 8. В «Словаре русского языка 11-17 вв.» есть словарная статья с заголовочным словом МАШТУКЪ. Составители словаря не смогли дать определения этому слову, поставив знак (?), однако привели цитату из памятника письменности, в котором употребляется это слово:
«И отъ него ко мне вѣдомости не бывало, да пошлю нарошно о буровах и о долотах … зъ ∙в̃∙маштукама» (1698 г.).
Переведите выделенный фрагмент текста на современный русский язык. Обоснуйте свой ответ.
Ответ:
«И от него ко мне никакого известия не было, так пошлю специально [весточку] о буравах и долотах … с двумя штуками» (5 баллов).
Издатели словаря неверно прочитали древний текст, неправильно разделив его на слова. Буква ∙в̃∙ обозначала цифру 2 (1 балл), а —ма — это окончание двойственного числа Тв. п., также как и в словоформе штука-ма (1 балл); заметим, что написание предлога зъ отражает живое произношение писавшего, однако озвончение предлога съ возможно лишь перед согласным [д], тогда как озвончения [с] перед [в] в русском языке не было и нет; это также служит аргументом в пользу того, что первое слово в выделенном фрагменте – два (3 балла).
Оценивание: За правильное прочтение двема штукама — 5 баллов, за указание на значение буквы ∙в̃∙ — 1 балл, за определение формы штукама — 1 балл, за фонетический аргумент — 3 балла.
Итого: 10 баллов.
Задание № 9. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.
Феликс Кузнецов, Софья Ковалевская, Сергей Ковалёв.
Ответ: Эти люди практически однофамильцы. Их фамилия образована от глагола ковать – кую, но от разных его основ: ку+ю > ку+знь > ку+зн+ец > Кузнец+ов; ков+а+ть > ков+а+ль > Ковал+ев(ский).
Оценивание: за правильный ответ 3 балла.
Итого: 3 балла.
Задание № 10. Переведите текст на современный русский литературный язык. Выполните задание к тексту.
И повѣлѣ Олѣгъ воемъ своим колеса изъдѣлати и въставити корабля на колеса. И бывшю покосну вѣтру, успяша парусы с поля, и идяше къ городу. Видѣвше же грѣцѣ, убояшася, и ркоша; выславше ко Ольгови: «Не погубляй город, имемься по дань, якоже хощеши». И устави Олегъ вои, и вынесоша ему брашна и вино, и не прия его — бѣ бо устроено съ отравою.
Задание к тексту: укажите значение слова грѣцѣ в третьем предложении текста.
Ответ: И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено.
Грѣцѣ – греки.
Оценивание:
10 баллов за перевод+2 балла за определение слова.
Итого: 12 баллов.
infourok.ru
Олимпиада по русскому языку (9 класс)
Олимпиада по русскому языку
9 класс
Раскройте скобки, выбирая необходимую букву.
Аф(е,ё)ра, быти(е,ё), оп(е,ё)ка, ос(е,ё)длый, св(е,ё)кла.
Расставьте ударение в словах.
Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент.
3. Определите, в каких словах пишется буква «э»:
а)д..т…ктор г)пиру…т (в танце) ж)трёх…тажный
б)про…кт д)фуж…р з)с…кономить
в)ду…т е)ду…ль и) кар…
4. Разбейте слова на морфемы.
Таможенник, оправдательный, осетрина, баллотировать, подъездной, преуменьшать, царственность.
5. Произведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: внушить, прихотливый. Объясните разницу в морфемном составе.
6. Являются ли этимологически родственными слова:
крыть — крыло — крыльцо — крыша? Объясните.
7. Угадайте слово по толкованию его лексического значения:
а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;
б) краткий перерыв между действиями спектакля;
в) изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде;
г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.
8. Объясните значение заимствованных слов: дюйм, куркума, курсив, реликвия, фетиш, купюра (не деньги), амбиция, гобой.
9.Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов:
а) куда кривая выведет; б) растопить лёд; в) высунув язык, г) ни богу свечка ни чёрту кочерга.
10. Определите, какими частями речи являются выделенные слова:
а) Об этом событии студенты узнали после.
б) Раз мы отправились на экскурсию.
в) После урока дети отправились на прогулку.
г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.
д) Мы голосуем за.
е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.
ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.
11. В известном стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» имеются такие строки:
И внял я неба содроганье,
И горних ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье…
Что означает выделенное словосочетание? Прокомментируйте каждое из трёх его слов. В чём стилистическая особенность этих слов?
12. Внимательно прочитайте предложение из текста, размещенного в вагоне метро:
Эвакуация пассажиров из вагонов при возникновении загорания производится по команде машиниста, переданной по громкой связи через двери вагона.
Определите тип ошибки, запишите предложение в исправленном виде.
13. Прочитайте, как доктор технических наук, космонавт К. Феоктистов ответил на вопрос корреспондента «Что считаете счастьем?»
«Правильно избранную цель. Жизнь – это роскошный подарок природы, его нужно оправдать. Перед каждым человеком встаёт альтернатива: просто обеспечить своё существование или считать, что ты создан для чего-то большего. Естественный выход – стать на путь творчества, занять позицию самоутверждения. Один пишет своё имя на стене, другой – романы»
Как вы понимаете слова К. Феоктистова? Согласны ли вы с таким понятием счастья?
Ответьте на вопрос «Что такое счастье?» Сочинение должно быть аргументированным.
Олимпиада по русскому языку
9 класс
Ключи
За каждую допущенную орфографическую, пунктуационную, грамматическую или речевую ошибку снимается по 0,2 балла.
1.Афера, бытие, опека, оседлый, свёкла.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово. Всего 2,5 балла.
2. БалОванный, вероисповЕдование, воспринЯть, Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово. Всего 10,0 баллов.
3. В,г,е,ж,з (дуэт, пируэт, дуэль, трёхэтажный, сэкономить).
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово. Всего 2,5 балла.
4. Таможен-н-ик, о-правд-а-тельн-ый, осетр-ин-а, баллот-иров-а-ть, подъ-езд-н-ой, пре- у- мень-ш-а-ть, цар-ств-енн-ость.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово. Всего 3,5 балла.
5. Современный разбор————Историческое членение
Внуш-и-ть вн-уш-и-ть(этимологическое значение
«вложить в ухо»)
Прихот-лив-ый при-хот-лив-ый (корень тот же, что и в словах
при-хот-ь, хот-е-ть, похоть)
Оценка: по 0,5 балла за каждый разбор; по 0,5 балла за каждое объяснение. Всего 3,0 балла.
6. Корень «кры» отчётливо проявляется в каждом из слов рассматриваемой группы. Все слова являются производными от древнего «крыти» с тем же значением, что и в современном слове «крыть». Слово «крыльцо» (древняя форма «крыльце») первоначально было уменьшительно-ласкательным образованием от крыла.
Оценка: 2,0 балла за полный ответ.
7. А) авантюризм, б) антракт, в) гротеск, г) эпитет.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово. Всего 2 балла.
8. Дюйм — английская мера длины; куркума — травянистое растение семейства имбирных; курсив — наклонный типографский шрифт, близкий к рукописному по начертанию; реликвия — свято хранимые как память о прошлом вещи; фетиш — предмет слепого поклонения; купюра — сокращение, изъятие текста; гобой — деревянный духовой музыкальный инструмент.
Оценка: по 0,5 балла за каждое толкование. Всего 4,0 балла.
9. А) так, как получится, случится;
б) устранить отчуждённость, отдалённость, недоверие между кем-либо;
в) очень быстро, стремительно или упорно делать что-либо;
г) ничем не выделяющийся, посредственный человек.
Оценка: по 0,5 балла за каждое объяснение. Всего 2,0 балла.
10. А) наречие; б) наречие; в) предлог; г) союз; д) наречие; е) предлог;
ж) наречие.
Оценка: по 0,5 балла за каждый ответ. Всего 3,5 балла.
11. Дольний (от дол, ‘низ’) вообще означает ‘нижний’, но здесь его надо понимать как ‘земной’. Прозябание — ‘произрастание’. Словом лоза здесь обозначается молодой (гибкий) побег всякого растения.
Таким образом всё выражение буквально означает ‘произрастание земной поросли’: т. е. говорящий увидел и то, как содрогается небо, и как в его выси летают ангелы, равно как и то, как плавают в пучине морские обитатели и как растёт у самой земли трава.
Эти слова — церковнославянизмы, придающие стихотворению возвышенный стиль с ярко выраженным библейским колоритом. Это особенно актуально по той причине, что герой стихотворения (поэт) явно сравнивается с библейскими пророками.
Оценка: по 1,0 баллу за верное объяснение каждого из трёх слов; 2,0 балла за указание их стилистических особенностей. Всего 5,0 баллов.
12. Нарушен порядок слов, что привело к искажению содержания.
Эвакуация пассажиров из вагонов при возникновении загорания производится через двери вагона по команде машиниста, переданной по громкой связи.
Оценка: за указание типа ошибки – 2,0 балла; за запись предложения в исправленном виде – 3,0 балла. Всего 5,0 баллов.
13. До 20,0 баллов + 5, 0 баллов поощрительные (за оригинальность). Всего 25,0 баллов.
Максимальное количество баллов за выполнение всей работы – 70,0.
infourok.ru