Размножение и развитие организмов 9 класс презентация – Презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему: размножение организмов
Презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему: размножение организмов
Слайд 1
Размножение и развитие организмов Бесполое размножениеСлайд 2
Задачи урока: Охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития организмов; Расширить и углубить знания о размножении на примере бесполого размножения; Охарактеризовать способы бесполого размножения и его практическое значение. 05.11.2012 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка
Слайд 3
Размножение Свойство, присущее всем живым организмам, воспроизводить себе подобных 05.11.2012 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка
Слайд 4
Характеристика бесполого размножения Участвует одна родительская особь; Гаметы не образуются- начало – одна или несколько соматических клеток; Дети являются точной генетической копией родителей; Основной способ деления – митоз, мейоз отсутствует. 05.11.2012 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка
Слайд 5
Заполните таблицу: Бесполое размножение Способ размножения Особенность размножения Примеры организмов 05.11.2012 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка
Слайд 6
Развитие из одной клетки Бинарное деление – деление клетки надвое Шизогония (множественное деление) – из одной клетки – много Неравномерное деление – «почкование» Спорообразование 05.11.2012 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка
Слайд 7
Бинарное деление Тело родительской клетки делится митозом на 2 части, каждая из которых дает начало новым полноценным организмам Прокариоты, одноклеточные эукариоты 05.11.2012 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка
Слайд 8
Деление амебы 05.11.2012 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка
Слайд 9
Шизогония Тело исходной клетки делится митотически на несколько частей, каждая из которых становится новой клеткой Одноклеточные эукариоты (жгутиковые, споровики) 05.11.2012 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка
Слайд 10
Неравномерное деление Почкование Одноклеточные эукариоты (дрожжи) 05.11.2012 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка
Слайд 11
Спорообразование С помощью спор (гаплоидные клетки с защитной оболочкой) Низшие грибы, водоросли, споровые растения 05.11.2012 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка
Слайд 12
Размножение спорами Спорангии папоротника Хвощ полевой Весенние побеги 05.11.2012
Слайд 13
Развитие из группы клеток Вегетативное размножение Упорядоченное деление Неупорядоченное деление Почкование Фрагментация Полиэмбриония 05.11.2012 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка
Слайд 14
Вегетативное размножение Одна из форм бесполого размножения, заключающаяся в образовании нового организма из части материнского Размножение частями тела (черенки (стеблевые, корневые, листовые), видоизмененные побеги (корневище, клубни, луковицы), почки) Характерно для высших растений 05.11.2012 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка
Слайд 15
05.11.2012
Слайд 16
05.11.2012
Слайд 17
05.11.2012
Слайд 18
05.11.2012
Слайд 19
Преимущества вегетативного размножения Растения, появившиеся путем вегетативного размножения, обычно развиваются значительно быстрее, чем особи появившиеся из семян т.е. половым путем. Они раньше могут перейти к плодоношению, значительно быстрее захватить им площадь, быстрее расселиться на большей территории. Позволяет сохранить неизменными свойства вида. 05.11.2012 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка
Слайд 20
Упорядоченное деление 05.11.2012 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка
Слайд 21
Почкование 05.11.2012 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка
Слайд 22
Фрагментация 05.11.2012 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка В основе фрагментации лежит регенерация
Слайд 23
Полиэмбриония В эмбриональном развитии Млекопитающие (у человека при образовании однояйцевых близнецов) 05.11.2012 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка
Слайд 24
Закрепление: Почему размножение считается важнейшим и необходимым атрибутом живого? Каковы основные формы размножения? Почему при бесполом размножении дочерние организмы копируют родительские? Какие процессы обеспечивают преемственность поколений при бесполом размножении? Каким образом можно создать любое количество генетически тождественных копий какой-либо ценной особи животного? 05.11.2012 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка
Слайд 25
Домашнее задание § 6.1 Выполнить задания на с.198-199 05.11.2012 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка
nsportal.ru
Презентация к уроку биологии «Виды размножения»,9 класс
Виды размножения живых организмов
Тема: «Клетка», биология, 10 класс
Словарь
Размножение — это способность живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивая непрерывность и преемственность жизни в ряду поколений.
10/28/16
Значение размножения
- Воспроизведение себе подобных;
- Увеличение численности вида;
- Передача наследственной информации из поколения в поколение.
Способы размножения организмов
Размножение
половое
бесполое
+
+
2
1
митоз
мейоз
=
=
дитя
дитя
родитель
родитель
Способы бесполого размножения
Бесполое
размножение
Вегетативное
Почкование
размножение
Размножение
Деление
Спорообразование
Шизогония
клетки
Участками
тела
Формы бесполого размножения
1. Дробление
кишечная палочка
Организмы: бактерии и сине-зелёные водоросли
Бинарное деление
Это деление, при котором образуются две равноценные дочерние клетки
Формы бесполого размножения
2. Бинарное деление
амёба
Организмы: одноклеточные эукариоты (растения, животные, грибы)
Множественное деление, или шизогония .
Шизогония (от греч. schizo — разделяю, расщепляю и …гония) – это форма бесполого размножения, когда материнская клетка распадается на большое количество более или менее одинаковых дочерних клеток (малярийный плазмодий). Организм становится многоядерным и распадается на множество (соответственно количеству ядер) одноядерных клеток — мерозоитов.
3. Множественное деление = шизогония
Формы бесполого размножения
малярийный плазмодий
Организмы : тип споровики
Спорообразование (споруляция)
- С помощью спор (гаплоидные клетки с защитной оболочкой). Споры могут длительное время находиться в состоянии покоя.
- В таком виде они способны пережидать холод, жару, высыхание, избыток влаги.
10/28/16
Формы бесполого размножения
4. Спорообразование (споруляция)
папоротник
грибные споры
моховик
трубочки на шляпке гриба
Организмы: грибы
Организмы: споровые растения (водоросли, мохообразные, папоротникообразные )
Почкование
Новая особь образуется в виде выроста (почки) на теле родителя, а затем отделяется от него, превращаясь в самостоятельный организм.
Формы бесполого размножения
5. Почкование
гриб дрожжи
гидра пресноводная
Организмы: тип кишечнополостные
Вегетативное размножение
- Одна из форм бесполого размножения, заключающаяся в образовании нового организма из части материнского
- Размножение частями тела (черенки (стеблевые, корневые, листовые), видоизмененные побеги (корневище, клубни, луковицы), почки)
- Характерно для высших растений, примером может служить почкование у губок и кишечнополостных
10/28/16
10/28/16
Фрагментация
Это разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых развивается в новую особь.
В основе фрагментации лежит свойство регенерации.
Формы бесполого размножения
6. Фрагментация
дождевой червь
спирогира
Организмы: тип кольчатые черви
Организмы: нитчатые зелёные водоросли
Формы бесполого размножения
8. Полиэмбриония
зигота
поделившаяся зигота
эмбрионы в одном плодном яйце
однояйцевые близнецы
Организмы : тип хордовые
Клонирование
Это искусственный способ бесполого размножения. В естественных условиях не встречается.
Клон – генетически идентичное потомство, полученное от одной особи в результате того или иного способа бесполого размножения .
Формы бесполого размножения
9. Клонирование
овца Долли и ее создатель
профессор Иэн Уилмут, 1997 год
Все организмы
Половое размножение
гермафродитизм
раздельнополость
партеногенез неотения
ящерицы
дафнии
тля
ящерицы
пчёлы
моллюски
плоские черви
гуппи
львы
лебеди
жуки-носороги
Аксолотль – личинка тигровой амбистомы
Гермафродитизм
Это наиболее примитивная форма размножения, характерная для многих низших животных.
Гермафродитизм делает возможным самооплодотворение,
.
Формы гермафродитизма
- Истинный гермафродитизм — половые продукты созревают у одной особи одновременно, и способны к самооплодотворению (бычий цепень).
- Гермафродитизм, когда половые продукты созревают в разное время, чаще особи оплодотворяют друг друга, т.е. в один период жизни 1 особь – самка, а в другой период – самец (дождевые черви, устрицы).
- Гермафродиты, у которых с возрастом меняется пол ( рыбы — попугаи живут в коралловых рифов в начале жизни они все – самки, во 2 половине жизни – самцы)
Партеногенез
Партеногенез (от греч. parthenos — девственница и …генез) (девственное размножение), форма полового размножения, развитие яйцеклетки без оплодотворения. Свойствен многим беспозвоночным животным (дафнии, коловратки, тли, пчелы и др.) и многим семенным и споровым растениям. Дочерний организм – точная копия материнского. Партеногенез может быть естественным и искусственным (можно воздействовать на неоплодотворенные яйцеклетки кислотой, встряхиванием, уколом тонкой иглы, изменением концентрации солей в воде – лягушки, морские звезды, шелкопряд).
Формы партеногенеза
- Гиногенез (от греч. gyne — женщина и …генез), способ развития яйцеклетки и образования зародыша, при котором после проникновения в нее сперматозоида их ядра не сливаются и в развитии участвует только ядро яйцеклетки (серебристый карась, некоторые тритоны).
- Андрогенез (от греч. aner, род. п. andros — мужчина и …генез), «мужской партеногенез », развитие яйца (после проникновения в него сперматозоида) только с мужским ядром. Наблюдается обычно в случае гибели женского ядра до оплодотворения (тутовый шелкопряд)
- Педогенез (от греч. pais, род. п. paidos — дитя и …генез) (детское размножение), форма партеногенеза, при которой неоплодотворенные яйцеклетки, дающие начало новому поколению, развиваются еще в теле личинок. Известны у ряда беспозвоночных (некоторых мух, морских ракообразных).
Собственно половое
Собственно половое размножение – форма размножения раздельнополых организмов.
Формы собственно полового размножения
Оогамия – слияние яйцеклетки и сперматозоида (многоклеточные животные, некоторые грибы, водоросли, высшие растения)
Гетерогамия – слияние двух подвижных клеток со жгутиками различных размеров (хитридиевые грибы, водоросли )
Изогамия – слияние двухподвижных, одинаковых по величине гамет
Стадии полового размножени я
Половое размножение характерно для подавляющего большинства живых существ. Оно складывается из 4 основных процессов:
1. Гаметогенез — образование половых клеток (гамет).
2. Оплодотворение — слияние гамет и образование зиготы.
3. Эмбриогенез — дробление зиготы и формирование зародыша.
4.Постэмбриональный период — рост и развитие организма в послезародышевый период.
Особенности полового и бесполого размножения
Бесполое размножение
Половое размножение
Принимает участие только одна особь
Принимают участие две особи
Дочерние организмы являются точными копиями материнского организма
Дочерний организм получает комбинацию генов, принадлежащих обоим родителям, и не является их точной копией
Гаметы не образуются.
Образуются гаметы с одинарным (гаплоидным) набором хромосом, ядра которых сливаются (оплодотворение) образуется зигота, которая несет хромосомы обоих родителей.
Встречается у микроорганизмов, грибов, растений и некоторых беспозвоночных животных.
Характерно для большинства растений и животных.
Приводит к быстрому увеличению числа особей.
Происходит медленнее, но особи лучше приспосабливаются к изменению условий среды.
kopilkaurokov.ru
Презентация «Индивидуальное развитие организмов» (9 класс)
Тема:
Цель урока: расширить знания учащихся о процессе
оплодотворения, закономерностях и этапах
зародышевого развития, способах послезародышевого
развития.
Работа с терминами.
- Гаметогенез
- Овогенез
- Сперматогенез
- Половое размножение
- Вегетативное размножение
- Партеногенез
- Стробиляция или фрагментация.
Изучение нового материала.
Онтогенез – индивидуальное развитие живого организма с момента зарождения до смерти.
Онтогенез делится на 2 периода:
- Эмбриогенез – развитие эмбриона с момента образования зиготы до рождения
- Постэмбриогенез – развитие после рождения и до смерти, т. е после эмбриональной стадии.
Развитие организма с момента оплодотворения
до рождения или выхода из зародышевых
оболочек.
Этапы:
- Дробление зиготы.
2.Образование бластулы.
3.Гаструляция.
4.Нейрула.
Эмбриогенез
зигота
– клетка, образовавшаяся в результате оплодотворения
– комочек бластомеров на начальных стадиях дробления
морула
бластула
– многоклеточный однослойный зародыш
гаструла
– двухслойный, затем трехслойный зародыш
— зародыш с комплексом осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка.
нейрула
гистогенез
органогенез
дроблением
бластомерами
В процессе дробления количество клеток
быстро растет, они становятся мельче и
мельче и образуют сферу, внутри
которой возникает полость – бластоцель .
С этого момента зародыш называется
Бластулой (однослойный зародыш) .
Каким способом делятся бластомеры и какой набор хромосом
содержится в их ядрах?
этап
гаструляция
эктодермой
эктодермой.
эктодерма
энтодерма
первичный рот
вторичная полость
тела
У каких животных на этом этапе заканчивается эмбриональное развитие?
Гаструла
мезодерма
нейрулой
гистогенез
органогенез
Что изображено под цифрами 2 и 3 ?
Нейрула .
Органогенез
Зародышевые листки
- Эктодерма – наружный
- Мезодерма – средний
- Энтодерма — внутренний
Схема развития зародышевых листков
Характеристика зародышевых листков
Зародышевые листки
Стадии закладки
Эктодерма
Образование тканей и органов
Бластула
Энтодерма
Гаструла
Мезодерма
Нейрула
производные кожи :
железы (сальные, потовые, молочные), волосы, ногти, рога и копыта у животных.
нервная система и
органы чувств
эктодерма
покровы у животных
эпидермис кожи
эмаль зубов
энтодерма
все железы, кроме кожных
печень
поджелудочная
железа
дыхательная система
органы пищеварения
кровеносная система
мускулатура
мезодерма
выделительная система
половая система
скелет
Характеристика зародышевых листков
Зародышевые листки
Стадии закладки
Эктодерма
Образование тканей и органов
Бластула
Энтодерма
Ткани нервной системы, наружные покровы, потовые и сальные железы, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов чувств
Гаструла
Мезодерма
Эпителиальные ткани, железы желудочно-кишечного тракта, печень и поджелудочная железа
Нейрула
Соединительная ткань, скелетная мускулатура, органы выделения, кровеносные сосуды, гладкая мускулатура кишечника, дыхательный и моче-половых путей, сердце, жвс
Развитие организма с момента рождения или
выхода из зародышевых оболочек до смерти.
может быть
прямое
непрямое
Прямое постэмбриональное развитие:
Из яйцевых оболочек или из тела матери выходит организм небольших размеров, но с уже заложенными всеми основными органами, свойственными взрослому животному.
Назовите примеры животных с прямым постэмбриональным развитием.
млекопитающие
птицы
рептилии
Непрямое постэмбриональное развитие:
Из яйца выходит личинка, обычно устроенная проще взрослого животного, со специальными личиночными органами, во взрослом состоянии отсутствующими. Со временем органы личинки заменяются органами, свойственными взрослым особям. Личинка превращается во взрослое животное.
Как называется развитие с превращением?
Для каких животных оно характерно?
амфибии
рыбы
насекомые
ракообразные
моллюски
черви
Наиболее ярко развитие с метаморфозом
представлено у насекомых.
Развитие с полным превращением:
яйцо
личинка
куколка
имаго
Назовите
какие стадии
в своем
развитии
проходит
бабочка?
Для каких насекомых характерен такой тип развития?
Развитие с неполным превращением:
Глядя на рисунок определите, какие стадии развития проходят
насекомые с неполным превращением? Какая стадия отсутствует?
яйцо
личинка
имаго
Для каких насекомых характерно развитие с неполным превращением?
Размножение с метаморфозом
Задание: определить тип постэмбриогенеза
Индивидуальное развитие организма изучает эмбриология
(от греч. « embryonic » — зародыш)
Краткая историческая справка
Академик Российской Академии
Карл Максимович Бэр
(1792 -1876)
основатель современной эмбриологии
.
Все многоклеточные организмы развиваются из оплодотворенной яйцеклетки. Развитие зародышей у животных, относящихся к одному типу, во многом сходно. Эти факты подтверждают справедливость
сформулированного К.Бэром закона зародышевого сходства:
«Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа».
Карл Бэр
Между индивидуальным развитием организмов и их историческим развитием существует глубокая связь, которая нашла свое отражение в биогенетическом законе , сформулированном двумя немецкими
учеными Ф.Мюллером и Э.Геккелем в XIX веке:
онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится.
Фриц Мюллер
Эрнст Геккель
Влияние факторов среды на зародыш
С первых часов своего развития каждый эмбрион крайне чувствителен к неблагоприятному воздействию факторов среды
Факторы среды обитания
Биотические
Абиотические
Влажность, температура, давление, радиация, химические вещества.
Вирусы, бактерии, грибы, животные, растения
Воздействие радиации
Изменение наследственного аппарата под воздействием различных мутагенов
Рекомендации учащимся по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства:
- Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки ;
- Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края;
- Не употреблять алкогольные напитки;
- Не курить;
- Не принимать наркотические средства;
- Полноценно питаться;
- Заниматься спортом
Видеофильм «Онтогенез»
Домашнее задание
kopilkaurokov.ru
Презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему: размножение
Слайд 1
Размножение и развитие организмов Бесполое размножениеСлайд 2
Задачи урока: Охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития организмов; Расширить и углубить знания о размножении на примере бесполого размножения; Охарактеризовать способы бесполого размножения и его практическое значение. 22.09.2017
Слайд 3
Размножение Свойство, присущее всем живым организмам, воспроизводить себе подобных 22.09.2017
Слайд 4
Характеристика бесполого размножения Участвует одна родительская особь; Гаметы не образуются- начало – одна или несколько соматических клеток; Дети являются точной генетической копией родителей; Основной способ деления – митоз, мейоз отсутствует. 22.09.2017 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка
Слайд 5
Заполните таблицу: Бесполое размножение Способ размножения Особенность размножения Примеры организмов 22.09.2017
Слайд 6
Развитие из одной клетки Бинарное деление – деление клетки надвое Шизогония (множественное деление) – из одной клетки – много Неравномерное деление – «почкование» Спорообразование 22.09.2017
Слайд 7
Бинарное деление Тело родительской клетки делится митозом на 2 части, каждая из которых дает начало новым полноценным организмам Прокариоты, одноклеточные эукариоты 22.09.2017 МОУ «СОШ № 2» город Чернушка
Слайд 8
Деление амебы 22.09.2017
Слайд 9
Шизогония Тело исходной клетки делится митотически на несколько частей, каждая из которых становится новой клеткой Одноклеточные эукариоты (жгутиковые, споровики) 22.09.2017 а
Слайд 10
Неравномерное деление Почкование Одноклеточные эукариоты (дрожжи) 22.09.2017
Слайд 11
Спорообразование С помощью спор (гаплоидные клетки с защитной оболочкой) Низшие грибы, водоросли, споровые растения 22.09.2017
Слайд 12
Размножение спорами Спорангии папоротника Хвощ полевой Весенние побеги 22.09.2017
Слайд 13
Развитие из группы клеток Вегетативное размножение Упорядоченное деление Неупорядоченное деление Почкование Фрагментация Полиэмбриония 22.09.2017
Слайд 14
Вегетативное размножение Одна из форм бесполого размножения, заключающаяся в образовании нового организма из части материнского Размножение частями тела (черенки (стеблевые, корневые, листовые), видоизмененные побеги (корневище, клубни, луковицы), почки) Характерно для высших растений 22.09.2017
Слайд 15
22.09.2017
Слайд 16
22.09.2017
Слайд 17
22.09.2017
Слайд 18
22.09.2017
Слайд 19
Преимущества вегетативного размножения Растения, появившиеся путем вегетативного размножения, обычно развиваются значительно быстрее, чем особи появившиеся из семян т.е. половым путем. Они раньше могут перейти к плодоношению, значительно быстрее захватить им площадь, быстрее расселиться на большей территории. Позволяет сохранить неизменными свойства вида. 22.09.2017
Слайд 20
Упорядоченное деление 22.09.2017 МОУ «СОШ № 2» город Чернуша
Слайд 21
Почкование 22.09.2017
Слайд 22
Фрагментация 22.09.2017 В основе фрагментации лежит регенерация
Слайд 23
Полиэмбриония В эмбриональном развитии Млекопитающие (у человека при образовании однояйцевых близнецов) 22.09.2017
Слайд 24
Закрепление: Почему размножение считается важнейшим и необходимым атрибутом живого? Каковы основные формы размножения? Почему при бесполом размножении дочерние организмы копируют родительские? Какие процессы обеспечивают преемственность поколений при бесполом размножении? Каким образом можно создать любое количество генетически тождественных копий какой-либо ценной особи животного? 22.09.2017
Слайд 25
Домашнее задание § 6.1 Выполнить задания на с.198-199 22.09.2017
nsportal.ru
Конспект урока в 9 классе на тему: «Размножение и развитие организмов»
Поурочное планирование. Биология – 9 класс
Тема: Организм
Урок № 4
Тема урока: Размножение и развитие организмов.
Цель: Изучить основные формы размножения живых организмов.
Образовательные задачи: расширить и систематизировать знания об основных формах и способах размножения организмов.
Развивающие задачи: способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, анализа литературы, сравнения, продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, работа в группах).
Воспитательные задачи: формирование умений применять полученные знания на практике (выявлять пути использования знаний о размножении и индивидуальном развитии в народном хозяйстве, здравоохранении), проводить экологическое воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности популяций,
Планируемый результат (для учащихся):
Личностные: сформировать гражданскую позицию бережного отношения к живым организмам, а так же готовность к самообразованию.
Предметные: Познакомиться с многообразием способов размножения; выявить причины различий.
Метапредметные: осознание высокой ценности жизни и целесообразности сохранения биоразнообразия. Защита итогового учебно- исследовательского проекта.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний (ОНЗ).
Основная технология- технология проблемного диалога.
Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, работа с текстами учебника и дополнительной литературой, практическая работа с живыми объектами.
Оборудование: живые экземпляры комнатных растений (размножающихся вегетативным способом), таблица «Типы размножения», мультимедийная презентация.
Ход урока:
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
Об этом процессе говорят: «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время».
Как вы думаете, о каком процессе идёт речь? (Ответы разные.)
— Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству. Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других.
Запись в тетради: число, тема урока.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.
— Что такое размножение?
Размножение – это воспроизведение себе подобных. Благодаря этому свойству, жизнь на нашей планете существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.
— Что лежит в основе размножения организмов? (деление клеток)
Уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов.
Проблемный вопрос.
— Для чего в жизни, практике необходимо знать, как происходит размножение организмов.
Учащиеся высказывают собственное мнение.
Учитель предлагает учащимся составить план последующих действий для изучения типов размножения организмов.
— Какие формы размножения свойственные живым организмам вам известны?
— (Половое и бесполое)
Выявление места и причины затруднения.
Выявляется причина затруднения.
Учитель в сотрудничестве с учащимися определяют пошаговый алгоритм изучения способов размножения организмов.
Учитель:- По каким признакам различаются способы размножения?
Учащиеся выдвигают идеи об отличительных особенностях бесполого и полового размножения.
Работа в группах:
— В группе обсуждаются различные варианты заполнения таблицы, предложенные учащимися для выполнения мини- проекта.
— Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
— Решение исходной задачи.
Заполнение таблицы с использованием различных источников информации.
(Форма таблицы прилагается, возможны другие варианты, предложенные учащимися в группах или индивидуальные версии).
(Организация самостоятельной работы в группах, изучение текста, выделение главного, запись и оформление в тетради.)
Бесполое размножение широко распространено в природе, наиболее распространено оно у одноклеточных, но часто встречается и у многоклеточных. Для бесполого размножения характерны следующие особенности:
При бесполом размножении принимает участие только одна особь;
Осуществляется без участия половых клеток;
В основе размножения лежит митоз;
Дочерние организмы возникающий из материнского, являются точной его копией. Потомки идентичны и являются точными генетическими копиями материнской особями.
Преимущество – быстрое увеличение численности.
Недостаток? Не обеспечивает выживания в измененной, непостоянной среде.
Половое размножение – это развитие новой особи, как правило из зиготы, образующейся от слияния женских и мужских половых клеток, то есть в результате оплодотворения. Характерными особенностями полового размножения являются:
В размножении принимают участие, как правило, 2 особи.
Происходит с образованием гамет.
Преимущество: потомки генетически отличаются друг от друга и от родителей.
Слияние гамет ведет к обогащению наследственного материала потомков и лучшей приспособленности к условиям среды.
Недостаток: риск остаться без потомства.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учащиеся по группам фронтально отвечают на вопросы учителя.
Школьники из каждой группы выделяют и называют с проговариванием главный отличительный признак разных типов размножения.
Таблица «Типы размножения живых организмов».
Вопросы
Типы размножения
Бесполое
Половое
1. Число особей, участвующих в размножении.
1
2
2. Какие типы клеток участвуют в размножении.
Соматические (клетки тела)
Гаметы (половые клетки)
3. Какой процесс лежит в основе размножения.
Митоз
Мейоз
4. Особенности дочерних организмов.
Потомки генетически сходны с материнской особью.
Потомки генетически отличаются друг от друга и родителей
5. Преимущества.
Быстрое увеличение численности.
Обогащение наследственного материала потомков и лучшая приспособленность к условиям среды.
6. Недостаток
Не обеспечивает выживания в измененной, непостоянной среде.
Риск остаться без потомства.
Большая затрата энергии, медленное воспроизводство.
7. Способы размножения.
1. Деление клетки.
2. Спорообразование.
3. Вегетативное размножение.
4. Почкование.
5. Фрагментация тела.
1. Оплодотворение гамет и образование зиготы.
2. Коньюгация.
3.Партеногенез.
8. У каких организмов?
1. Бактерии, одноклеточные животные.
2. Грибы, мхи, папоротники.
3. У цветковых растений.
4. Гидры, дрожжи
5. Плоские, кольчатые черви.
1. Растения, животные, человек.
2. Инфузории.
3. Пчелы, муравьи.
Работа в группах:
1 вариант- характеристика бесполого размножения по плану.
2 вариант- характеристика полового размножения.
3 вариант — Способы размножения.
Обсуждение: в чем плюсы и минусы бесполого размножения. Обобщить ответы учащихся (при бесполом размножении в процесс принимает участие одна особь, и потомки получаются одинаковые с одним набором генов). Почему половое размножение считается более прогрессивным (в результате полового размножения особи несут наследственные признаки от двух родителей и в результате оказываются более жизнестойкие и лучше приспособленные.)
-У многих видов существует чередование разных форм размножения (полового и бесполого) что позволяет им оптимально решать задачу воспроизведения себе подобных в разных условиях обитания.
Вегетативное размножение. Характерно для многих групп растений. Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур (луковица, клубень, отводки, отростки, деление куста). Герань, традесканция, бегония, узумбарская фиалка, сансевьера, аспидистра, луковичное растение.
Вегетативное размножение широко распространено среди растений. Мы часто видим заросли папоротника, ивы, ландыша, крапивы и других растений. Новые особи образуются из надземных или подземных частей материнского организма. Подобным образом размножаются и многие культурные растения. Способов вегетативного размножения много, с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь, и, надеюсь, в будущем будете использовать их у себя в огороде, в саду, или дома.
7. Самостоятельная работа
Задание по группам: По тексту учебника и рисункам ответить на вопросы:
( каждой группе раздается карточка с заданием).
«Вегетативное размножение растений».
Способы вегетативного размножения:
Примеры растений
1.Видоизмененными подземными побегами
а)корневищами (папоротники
б) луковицами (лук, лилии, чеснок, тюльпан, нарцисс)
в) клубнями (картофель, тапинамбур)
2. Черенками:
а)стеблевыми (традесканция, смородина, ива, крыжовник)
б) листовыми (фиалка)
в)корневыми (рео)
3. Отводками (хлорофитум)
4. Корневыми отпрысками (пырей)
5. Видоизмененными надземными побегами – усами (земляника, клубника)
— При любой форме бесполого размножения потомки являются точной копией материнского организма и часто называются клонами.
Включение в систему знаний повторения.
Проблемно- диалоговое общение.
Учитель задает вопросы для обсуждения (фронтальный опрос)
Фронтальный опрос.
— В результате какого процесса образуются гаметы? (мейоза)
— Какой набор хромосом имеют гаметы?
— Как называется процесс слияния гамет? (оплодотворение)
— Какой набор хромосом имеет зигота? (2п)
— Что развивается из зиготы?
— Как называются организмы у которых женская особь образует яйцеклетки, а мужская – сперматозоиды? (раздельнополые).
— Как называются организмы, у которых одна особь может производить и женские и мужские гаметы? (гермафродиты)
— Приведите примеры.
— Почему в природе возникло это явление? Какое это имеет значение? (приспособление к сидячему, малоподвижному или паразитическому образу жизни)
Гермафродитизм – явление, при котором одна и та же особь способна производить и мужские и женские клетки. Гермафродитизм считается самой примитивной формой полового размножения и свойственен многим примитивным организмам. Он представляет собой приспособление к сидячему, малоподвижному образу жизни. Одно из преимуществ гермафродитизма состоит в том, что он делает возможным самооплодотворение, что весьма существенно для некоторых внутренних паразитов, таких как солитер, ведущих одиночное существование. Однако у большинства гермафродитных видов в оплодотворении участвуют гаметы, происходящие от разных особей, у которых имеются многочисленные приспособления, препятствующие самооплодотворению. Примерами гермафродитных организмов являются: бычий цепень, дождевой червь, многие брюхоногие моллюски, некоторые рыбы и ящерицы.
— Что такое партеногенез?
— Для каких организмов характерен?
Каково его значение?
Партеногенез– это развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки, девственное размножение. Такой тип размножения распространен среди насекомых – тли, пчелы; ракообразных; простейших иногда встречается у некоторых рептилий. При этом появляются особи только одного пола.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель обращается к учащимся с вопросами:
— что знали о способах размножения до урока?
— что узнали на уроке?
— что еще можно узнать по данной теме? (клонирование, клеточная инженерия, коньюгация и т.д.)
Оценка достижения цели урока.
Учащиеся определяют: какие источники информации больше повысили продуктивность урока?
Оценка индивидуальных достижений учащихся на уроке учителем и партнерами в группе.
Дифференцированное домашнее задание.
Минимум: проработать текст параграфа ответить на вопросы №
Максимум (по выбору, по желанию): создать творческий учебный проект по теме «Вегетативное размножение комнатного растения» (возможно приложение рисунков, фото, гербарного материала, создание презентации и т.д.
Выполнение проекта возможно в ходе занятий внеурочной деятельности под руководством учителя- консультанта.
Продукт урока.
Таблица «Типы размножения живых организмов».
Вопросы
Типы размножения
Бесполое
Половое
1. Число особей, участвующих в размножении.
1
2
2. Какие типы клеток участвуют в размножении.
Соматические (клетки тела)
Гаметы (половые клетки)
3. Какой процесс лежит в основе размножения.
Митоз
Мейоз
4. Особенности дочерних организмов.
Потомки генетически сходны с материнской особью.
Потомки генетически отличаются друг от друга и родителей
5. Преимущества.
Быстрое увеличение численности.
Обогащение наследственного материала потомков и лучшая приспособленность к условиям среды.
6. Недостаток
Не обеспечивает выживания в измененной, непостоянной среде.
Риск остаться без потомства.
Большая затрата энергии, медленное воспроизводство.
7. Способы размножения.
1. Деление клетки.
2. Спорообразование.
3. Вегетативное размножение.
4. Почкование.
5. Фрагментация тела.
1. Оплодотворение гамет и образование зиготы.
2. Коньюгация.
3.Партеногенез.
8. У каких организмов?
1. Бактерии, одноклеточные животные.
2. Грибы, мхи, папоротники.
3. У цветковых растений.
4. Гидры, дрожжи
5. Плоские, кольчатые черви.
1. Растения, животные, человек.
2. Инфузории.
3. Пчелы, муравьи.
infourok.ru
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Индивидуальное развитие организмов – онтогенез
Урок: Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез
Цель: сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша.
Задачи
Формирование общеобразовательных компетенций:
• усвоение понятий онтогенез, зародыш, эктодерма, энтодерма, мезодерма, бластула, гаструла, органогенез,
• развитие навыков самообразования, умения работать с текстом, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи
Формирование коммуникативных компетенций:
• развивать умение работать в группе,
• формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих,
• развивать умение донести до окружающих свои проекты и предложения,
Формирование личностно-ориентированных компетенций:
• способствовать пониманию необходимости здорового образа жизни,
• способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, таблица «Индивидуальное развитие организмов»
Ход урока.
I. Организационный момент:
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний. Активизация познавательной деятельности учащихся. Фронтальная беседа по вопросам:
1) Как вы думаете, почему половое размножение получило большее распространение в природе в сравнении с бесполым размножением?
2) Почему потомство при половом размножении отличается большим разнообразием?
3) Что такое оплодотворение и каков его результат?
4) Какой набор хромосом имеет зигота?
5) Как вы считаете, что будет темой для изучения на сегодняшнем уроке. Слайд 3
Идёт обсуждение темы. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
III. Изучение нового материала:
1) Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника §3.4
2) В тетрадях записывают:
Понятие об онтогенезе. Слайд 7
3) Исторические сведения.
Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.
4) Индивидуальное развитие одноклеточных организмов.
5) Индивидуальное развитие многоклеточных организмов.
Слайд 10-19
6) Эмбриональный период.
Записывают основные понятия
1. Зигота – первая … клетка будущего организма
2. Бластула – имеет … слоя: … ….
3. Гаструла – имеет … слоя: …. …. …
4. Нейрула – имеет …. форму. Развиваются зачатки … …
5. Органогенез – процесс закладки органов будущего организма.
Зародышевый листок Какие органы и системы органов образуются.
Эктодерма
Энтодерма
Мезодерма
7) Воздействие факторов окружающей среды на развитие зародыша.
Изучение влияния факторов среды на развитие зародыша человека. Каждая группа получает задание по составлению мини проекта «Защитим своё будущее и будущее детей»
1) Влияние алкоголя на развитие плода человека (заслушивается доклад)
Не следует представлять себе дело так, что алкогольные дефекты всегда настолько очевидны, что по внешнему виду ребёнка можно сразу определить, есть оно или нет. Например, микроцефалия — недоразвитие коры головного мозга — может проявляться в самой различной степени: от весьма умеренного отклонения от нормы до полного отсутствия коры полушарий головного мозга.
Приведу результат одного из многочисленных медицинских исследований влияния алкоголя на развитие человека на разных стадиях.
Американские исследователи проводили наблюдение за протеканием беременности у 130 женщин и последующим развитием рождённых детей. Тринадцать из них, т.е. 10 % от всей группы, были пьющими, остальные не употребляли спиртные изделия. В остальном условия протекания беременности были одинаковыми (правильное питание, режим движения, врачебное наблюдение).
Оказалось, что развитие всех детей, рождённых женщинами, употребляющими спиртные изделия, существенно отклонялись от нормального. Все они имели меньший рост и вес при рождении, более слабое развитие конечностей, они медленнее росли, отставали в двигательной активности, имели более или менее выраженные дефекты развития типа алкогольного синдрома плода.
Пьющие матери и повзрослевшие дочери некогда пьющих матерей значительно чаще рожают недоношенных младенцев, в их потомстве значительно чаще встречаются такие недуги, как детский церебральный паралич и рассеянный склероз, очень плохо поддающиеся лечению средствами нынешней традиционной медицины.
Тщательные сравнительные наблюдения последующих лет не позволили установить ни одного случая рождения вполне нормального ребёнка женщиной, систематически употребляющей алкоголь.
Вывод: если хотите здоровья своим будущим детям — не пейте. Слишком велик риск непредвиденных осложнений.
Однако мужчинам тоже нельзя пить. Вот наблюдения опытного врача — педиатра, В.А. Дульнева, изучавшего 64 ребёнка, родившихся от отцов, в течение 4-5 лет систематически употреблявших спиртные изделия. В результат наблюдений были обнаружены признаки умственной отсталости у всех без исключения детей, даже у тех, которые хорошо развивались физически.
Французские врачи, анализируя развитие детей, отцы которых различное время воздерживались от употребления спиртных изделий, пришли к довольно-таки оптимистичному выводу, что для производства полноценного потомства мужчина должен не пить в течение 1-2 лет (это касается и женщин).
Помните: ВЫПИВАЯ, ВЫ РАЗРУШАЕТЕ ТО, ЧТО ВАМ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ — здоровье СВОИХ детей
Слайд 23
2) Влияние никотина на развитие плода человека (заслушивается доклад)
Курение беременной женщины вызывает: спазм маточных сосудов с замедлением маточно-плацентарного кровотока, продолжающийся 20-30 минут после одной выкуренной сигареты; подавление дыхательных движений плода; появление в крови плода никотина и других токсических веществ, что приводит к задержке роста, массы тела и рождению ребенка с ее дефицитом; отмечается развитие легочной патологии, как у новорожденного, так и у детей более старшего возраста; увеличивается риск перинатальной смертности и синдрома внезапной смерти в неонатальном периоде — довольно загадочного явления, когда ребенок в возрасте до года вдруг, без видимых причин, умирает.
Пороки развития, вызываемые курением.
Уже в конце 60-х — начале 70-х годов медики обратили внимание на то, что некоторые черепно-лицевые аномалии встречаются как будто несколько чаще у детей, родившихся у женщин, куривших во время беременности. Более точные статистические наблюдения подтвердили достоверность этого предположения: действительно, «волчья пасть», то есть расщепление твердого нёба, и «заячья губа», то есть расщепление верхней губы, у новорожденных, матери которых курили в период беременности, встречается чаще.
Каков механизм возникновения уродств под влиянием табачного дыма, пока точно неизвестно, специальных работ по данному вопросу немного: все-таки и частота, и выраженность этой аномалии не так значительны, как, скажем, при алкогольном синдроме. Но тот факт, что курение во время беременности способствует рождению детей с черепно-лицевыми аномалиями, сомнению уже не подлежит.
Статистический анализ продолжительности жизни курящих и некурящих людей позволил выяснить, что каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на пять-шесть минут. Но никто не знает, на сколько сокращается от каждой сигареты, выкуренной беременной женщиной, жизнь будущего ребенка. Таких данных просто еще не может быть — 50—70 лет назад курящих женщин встречалось очень мало. Но сейчас, как ни печально, база для таких подсчетов уже создается.
А вот психических отклонений у потомства долго ждать не приходится — последствия никотинового воздействия на эмбрион и на плод проявляются быстро. И если ребенок плохо засыпает, часто капризничает, излишне возбуждается, то это не обязательно от плохого воспитания. Пусть мать спросит себя, не поддавалась ли она соблазну хоть изредка выкурить сигарету (или выпить бокал вина) в течение девяти месяцев.
Но не будем закрывать глаза и на то, что потребность, вызванная этой привычкой, требует постоянного удовлетворения для того, чтобы испытать удовольствие или избежать дискомфорта, а, главное, тот относительно небольшой стимулирующий или депрессивный эффект на центральную нервную систему (курильщики ведь тянутся к сигарете и когда хотят взбодриться, и когда хотят успокоиться) не идет ни в какое сравнение с тем колоссальным вредом, который наносят три тысячи химических соединений, содержащихся в табачном дыме. Самое же существенное — табак, как и алкоголь, принося сомнительное удовольствие родителям, губят их детей.
Слайд 25
Влияние наркотиков на развитие беременности
Длительное употребление наркотиков приводит к негативным изменениям в физическом и психическом здоровье людей. Наркоманы страдают расстройствами пищеварения, происходит поражение и разрушение печени, активно отмирают клетки головного мозга, нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы и т.д. При употреблении наркотиков происходит значительное снижение выработки половых гормонов (уменьшается способность к зачатию). И хотя половое влечение при наркомании прогрессивно снижается, около 25% наркоманов имеют детей. Которые страдают различными тяжелыми недугами и патологиями, вызванными приемом наркотиков их родителями. Некоторые наркотические вещества провоцируют негативные изменения еще в хромосомах половых клеток, приводя к разрывам хромосом. Хромосомные аномалии всегда приводят к неблагоприятным последствиям для потомства. Большинство зародышей с такими нарушениями в развитии погибают, но у живых формируются серьезные пороки развития — уродства. Случаи смертности новорождённых детей у женщин принимающих наркотики достигает 80%.
Токсическое действие наркотиков на плод может быть непосредственным (через повреждение его клеточных структур) и косвенным (через нарушение образования гормонов, изменение слизистой оболочки матки). Наркотические вещества обладают малой молекулярной массой и легко проникают через плаценту. Так как печень плода не достаточно развита наркотики медленно обезвреживаются и долго циркулируют в его организме принося непоправимые разрушения в системах и органах развивающегося организма.
Если женщина во время беременности принимает наркотики, то вместе с ней наркотик принимает и ребенок. У матери наркоманки, ребенок тоже становится наркоманом, и после родов у таких детей зачастую наблюдаются симптомы так называемой «ломки», которые возникают при отказе от приема наркотиков и проявляются в виде сильной раздражительности и нервного возбуждения).
Прием наркотиков в период беременности приводит к таким осложнениям, как: резко возрастает риск рождения мертвого плода, выкидыша, происходит понижение веса новорожденного, задержка умственного развития, преждевременные роды, а также, может развится синдром внезапной смерти ребенка (риск синдрома внезапной смерти при принятии во время беременности опия повышается в двадцать раз.) Некоторые наркотики (опий и кокаин), принося не только непосредственный вред в развитие ребенка, но и косвенный, они приводят к сужению кровеносных сосудов плаценты, тем самым ограничивая снабжение плода кислородом (подобно никотину, вызывают кислородное голодание плода). Воздействуя на мозг ребенка, кокаин приводит к его повышенной раздражительности. Марихуана, употребление которой во время беременности считалось безопасным для ребенка, оказывает такое же влияние на развитие плода, как и другие наркотики.
Беременность накладывает на женщину большую ответственность. Теперь ей нужно беспокоиться не только о состоянии своего здоровья, но и о здоровье своего будущего ребёнка. В эмбриональный период, когда ребенок особенно уязвим, употребление наркотиков оказать непоправимое негативное влияние не только на психику, но и на все последующее развитие организма
8) Постэмбриональный период.
Развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти называют постэмбриональным периодом.
У разных организмов он имеет различную продолжительность: от нескольких часов (у бактерий) до 5000 лет (у секвойи).
IV. Закрепление изученного слайд 27
V. Домашнее задание лайд 29
nsportal.ru
Презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему: Формы размножения организмов
Слайд 1
Формы размножения организмов Учитель биологии МОУ «СОШ № 17»» Котлас Малишевская С.В.Слайд 2
Размножение — свойство организмов воспроизводить себе подобных. Благодаря размножению обеспечивается непрерывность и преемственность жизни: виды и жизнь как таковая сохраняются во времени.
Слайд 3
Размножение бесполое половое +
Слайд 4
Формы бесполого размножения
Слайд 5
Формы бесполого размножения Деление. Наиболее древняя и самая простая форма бесполого размножения. Размножение путем деления клетки характерно для одноклеточных организмов. Различают два основных способа деления – бинарное деление — деление , при котором образуются две равноценные дочерние клетки;
Слайд 9
Формы бесполого размножения Споруляция Папоротник
Слайд 14
Формы бесполого размножения Фрагментация спирогира
Слайд 16
Формы бесполого размножения Вегетативное размножение отводками
Слайд 17
Формы бесполого размножения Вегетативное размножение черенками
Слайд 18
Формы бесполого размножения черенками
Слайд 19
Формы бесполого размножения усами
Слайд 21
Формы бесполого размножения корневищами
Слайд 22
Формы бесполого размножения луковицами
Слайд 24
Формы бесполого размножения Полиэмбриония
Слайд 25
Чанг и Энг Банкеры
Слайд 26
Особенности бесполого размножения В размножении принимает участие только одна особь; Осуществляется без участия половых клеток; В основе размножения обычно лежит митоз, при этом потомки идентичны и являются точными генетическими копиями материнской особи. Образование новых организмов может происходить с помощью мейоза – образование спор высших растений.
Слайд 27
Половое размножение Не всегда при половом размножении происходит образование и слияние гамет, но слияние генетического материала происходит обязательно.
Слайд 28
Половое размножение Изогамия; Гетерогамия; Оогамия; Конъюгация и соматогамия; Хологамия – слияние одноклеточных организмов (встречается у одноклеточных водорослей)
Слайд 29
Изогамия при котором сливаются две одинаковые морфологически и по величине гаметы
Слайд 30
Гетерогамия слияние двух подвижных клеток со жгутиками различных размеров. Хитридиевые грибы, водоросли.
Слайд 31
Оогамия
Слайд 33
Половое размножение Для полового размножения характерны следующие особенности: В размножении принимает участие обычно две особи — мужская и женская; Обычно осуществляется с помощью специализированных клеток — гамет; В жизненном цикле обязательно присутствует мейоз; Потомки генетически отличны друг от друга и от родительских особей.
Слайд 34
Половое размножение раздельнополость львы гермафродитизм партеногенез моллюски ящерицы
nsportal.ru