Презентация оды ломоносова 9 класс – Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…..»
Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…..»
Слайд 1
(1711 – 1765) МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВСлайд 2
«Ода на день восшествия…» Почему Х VIII век считается веком просвещения в России ? На этом уроке вы познакомитесь с произведением гениального человека — М.В. Ломоносова, великого ученого, общественного деятеля и поэта-реформатора. Узнаете о теории «трех штилей» , разработанной поэтом, познакомитесь с жанром оды, занимающим большое место в его творчестве, и прочитаете одну из них — «Оду на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».
Слайд 3
Жизнь и творчество М.В.Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения. Всем известны разносторонние дарования этого человека, его многочисленные открытия, широта его деятельности (исследования в области химии и физики, навигации и мореплавания, астрономии, истории, права, филологии).
Слайд 4
В 1757 году Ломоносов пишет предисловие к собранию своих сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трех штилей» . Деление стилей на «высокий», «средний» и «низкий» существовало в поэтике, начиная с античности. Суть исследований Ломоносова заключалась в том, что была показана зависимость стиля речи от количества в ней церковно-славянских слов. Теория «трех штилей»
Слайд 5
Анализ оды Оду можно назвать «типичной» для Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, состоит из 3 частей: в первой поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; вторая часть — самая большая — посвящена собственно прославлению Елизаветы; а в третьей Ломоносов просит императрицу о помощи. Это традиционная одическая композиция, восходящая еще к античному гимну.
Слайд 6
Заключение На этом уроке вы узнали: что М.В.Ломоносов был гениальным русским ученым, писателем и поэтом; о жанре оды и правилах, по которым она строилась; о «теории трех стилей», которая позволяет отнести художественное произведение к низкому, среднему или высокому стилю.
Слайд 7
Тест 1. Творчество Ломоносова относится к… а) классицизму б) сентиментализму в) романтизму 2. В Москве М.В.Ломоносов поступил в… а) в Духовную семинарию б) Славяно-греко-латинскую Академию в) Навигационную школу
Слайд 8
3. Для обучения горному делу Ломоносова отправляют в… а) Кембриджский университет б) Итонский университет в) Марбургский университет 4. В России Ломоносов служил в… а) Академии Наук б) Академии Искусств в) Военной Академии
nsportal.ru
Презентация к уроку литературы (9 класс) по теме: Презентация к уроку литературы в 9 классе по теме «М.В.Ломоносов»
Слайд 1
Михаил Васильевич Ломоносов Материалы к уроку литературы в 9 классе. Автор: Смурова Т.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «Пайская основная общеобразовательная школа №8»Слайд 2
Михаил Васильевич Ломоносов ( 1711-1765 гг.)
Слайд 3
Биография М. В. Ломоносова Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. Сын государственного крестьянина, Ломоносов вырос в условиях северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской Руси.
Слайд 4
В 19 лет тайком от отца М.В.Ломоносов отправляется из деревни Холмогоры в Москву и поступает в Славяно – греко – латинскую академию и становится одним из лучших учеников. Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву»
Слайд 5
В 1736 году Михаила Васильевича посылают в Германию для изучения горного дела. Вернувшись в Россию, он становится академиком, профессором химии .
Слайд 6
Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, — и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след.
Слайд 7
Открытия Ломоносова Организовал первую в России химическую лабораторию./Химия/ Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества /физика/ Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли. Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири. Автор трудов по русской истории. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).
Слайд 8
22 года работал он в Академии наук, выступал с крупными работами по химии и физике, геологии и географии, изучал астрономию, разработал основы металлургии, организовал производство и изготовление мозаики, составлял географические карты
Слайд 9
Мозаичная картина Ломоносова Ломоносов показывает Екатерине II мозаичную мастерскую.
Слайд 10
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
Слайд 11
Занимаясь лингвистикой, он разработал первую научную грамматику русского языка- «Российскую грамматику».
Слайд 12
Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.
Слайд 13
Теория трех стилей Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на «три рода речений». Теория «трех штилей» имела демократический характер: она ограничила употребление старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному. Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
Слайд 14
изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды) . Высокий стиль
Слайд 15
изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения) Средний стиль
Слайд 16
— допускал изображение обыденной жизни с использованием живой разговорной речи (комедии, басни, сатирические стихотворения) Низкий стиль
Слайд 17
Краткое руководство к красноречию (1748 г.) — первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) — первый опыт русской стилистики — является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.
Слайд 18
Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире Ломоносова. « Стихотворство — моя утеха…»,- писал он в «Российской грамматике». Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром. 1747
Слайд 19
Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. Реформа стихосложения
Слайд 20
В итоге Ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.
Слайд 21
До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.
Слайд 22
Лице своё скрывает день… _ _ _ _ _ _ ямб (ударение на 2ой слог ). Буря мглою небо кроет… _ _ _ _ _ _ хорей (ударение на 1ый слог ). Двусложные размеры стиха
Слайд 23
Ночною темнотою покрылись небеса _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ -) дактиль _ _ _ -) анапест _ _ _ -) амфибрахий _ _ _ Трёхсложные размеры стиха
Слайд 24
Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.
Слайд 25
Дом-музей Ломоносова
Слайд 26
Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры.
Слайд 27
Могила М.В.Ломоносова
Слайд 28
Награды имени Ломоносова Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
Слайд 29
Город Ломоносов , расположенный на южном берегу Финского залива, в 44 километрах от Санкт-Петербурга, широко известен своими дворцами и парками, которые вошли в сокровищницу мирового искусства как выдающиеся архитектурные памятники России XVIII века Государственный музей-заповедник г. Ломоносов. Дворцово-парковый ансамбль Ломоносова — ценнейший уникальный памятник русской культуры и искусства 18-го века
Слайд 30
Использованные ресурсы http :// az.lib.ru /l/ lomonosow_m_w /.photo2.jpg –слайд 20, фото Ломоносова http :// tol-nabat.org.ua / uploads / posts /2011-01/1294857345_lomonsv-1.jpg — слайд 21 http :// colonization.com.ua / images / content / history / astronomy_old / lomonosov.jpg -слайд 8 http :// class-fizika.narod.ru / phys /15.jpg — слайд 5 http ://img1.liveinternet.ru/ images / attach /c/0//51/799/51799947_Lomonosov_2.jpg — слайд 6 http :// www.edu.severodvinsk.ru / after_school / obl_www /2009/4/ picture / content / laboratory.gif — слайд 8 http :// museum-old.lomic.ru / img /zal3_img1.jpg — картина Кислякова, слайд 4 http :// ekislova.ru / wp-content / uploads /2009/11/gram1.jpg — Российская грамматика, слайд 11 http :// hotel-lomonosov.ru / assets / images / Exterior /photo2.jpg — Московский университет http :// m-necropol.narod.ru /lomonosov1.jpg — слайд 27 http :// www.hrono.info / img / rgd / lomonosov_ovech.jpg — Ломоносов-учёный, слайд 7 http :// hvbooks.ru / images / shots / f_msu_smart_br / lomonosov_max.jpg — слайд 24 http :// www.ui.ua / UploadFiles /File_76193637Co.jpg — слайд 9 http :// www.vmireinteresnogo.com / Content / ArticleImages /864/2.jpg?9857750938293741305 — слайд 3
Слайд 31
http :// www.spbfoto.spb.ru / foto / data / media /1/ oranien.jpg — слайд30 http ://img0.liveinternet.ru/ images / attach /b/2/24/557/24557809_dom_lomonosova.jpg — дом Ломоносова, слайд 3 http://znaniya-sila.narod.ru/people/Lomonosov-and-Ekaterina2.jpg — слайд 9 http :// clasicizm.com / content / r_lomonosov / foto /4.jpg- слайд 12 http ://www.mr7.ru/ netcat_files /825/620/oranienbaum_580.jpg — Ораниенбаум, слайд 29 http ://school-history.my1.ru/ _nw /6/99539792.png — слайд 10 http :// upload.wikimedia.org / wikipedia / commons / thumb /2/2f/ Lomonosov_SGLAcademy.jpg /220px-Lomonosov_SGLAcademy.jpg — слайд 4 http :// pglomonosov.org / images /Lomonosov%20collage.jpg – слайд 26 http :// www.lomonosovo.ru / images /main4.jpg — слайд1 http :// nobelru.narod.ru / Lomonosov /Lomonosov3.jpg — слайд 1 http :// zasluga.ru / catalog_photos /lomonosov1.jpg — слайд 28 http://rithelp.ru/wp-content/uploads/2011/04/lomonosov_krasnorechie1.jpg- слайд 17 http://www.bochkavpechatleniy.com/data/photo/23142/lomonosovpamtnik-moskva-mgu.jpg — памятник, слайд 27 http://www.museum.ru/img.asp?5150 – дом-музей Ломоносова, слайд 25 http://www.lib.cap.ru/images/n_book91.jpg — слайд 18, обложка книги http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000004/pic/st000_44.jpg -слайд 13 http://www.imyanauki.ru/files/2681/photo_200x145.jpg — автограф, слайд 2 http://www.ng.ru/images/2007-12-18/272-10-1.jpg — илл. к басне, слайд 16 http://rekomenda.ru/upload/shop_1/5/6/7/item_567/shop_items_catalog_image567.jpg — сонеты, слайд 15 http://novosti-plus.ru/wp-content/uploads/wpid-b83081aefb98bbc2e5f3.jpg — комедия, слайд16
nsportal.ru
Презентация на тему «История создания оды»
Презентация на тему: История создания одыСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747 года»
№ слайда 2 Описание слайда:История создания одыБольшая часть торжественных од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол того или иного монарха, отмечавшихся ежегодно: Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елисавете Петровне, Петру III, Екатерине II. Чтение од составляло часть праздничного церемониала, поэтому правительство их заказывало.Написана в 1747 г. Отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. В этот же год Елизавета Петровна утвердила новый устав и штаты Академии наук, вдвое увеличив количество средств на ее нужды.Ломоносов возлагал на данный устав большие надежды в деле распространения просвещения в России.
Жанр одыПобедно-патриотическиеТоржественные (похвальные)ФилософскиеДуховныеАнакреонтические
№ слайда 9 Описание слайда:В соответствии с требованиями классицизма ода отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей. «Ода на день восшествия…» состоит из 24 десятистишных строф с повторяющейся рифмовкой.
№ слайда 10 Описание слайда:1 – 2 строфы – зачин с традиционным обращением к тишине и прославлением красоты и величия мироздания и самой императрицы: Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна!
№ слайда 11 Описание слайда:3 – 6 строфы – прославление деяний императрицы Елисаветы Петровны: Когда на трон она вступила, Как вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец…
№ слайда 12 Описание слайда:В 7 – 11 строфах поэт восхищением вспоминает Петра I – царя-реформатора, идеал русского монарха, о кончине которого скорбит автор оды, сожалея и о смерти его супруги Екатерины I: Послал в Россию Человека,Каков неслыхан был от века.Сквозь все препятства он вознесГлаву, победами венчанну,Россию, грубостью попранну,С собой возвысил до небес.
Начиная с 12 строфы поэт вновь возвращается к восхвалению «Великой Петровой дщери», уже более подробно останавливаясь на ее заслугах. При этом он описывает богатство, красоту и необъятность просторов ее державы. Призывает к освоению еще неразработанных природных богатств и развитию в связи с этим науки: Воззри на горы превысоки,Воззри в поля свои широки,Где Волга, Днепр, где Обь течет;Богатство, в оных потаенно,Наукой будет откровенно,Что щедростью твоей цветет.
№ слайда 14 Описание слайда:22 – 23 строфы – знаменитое обращение к соотечественникам, которых Ломоносов убеждает в пользе занятий наукой: Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
№ слайда 15 Описание слайда:Последняя, 24 строфа – заключительное прославление императрицы и благословение ее мудрого , миролюбивого царствования: Тебе, о милости источник, О ангел мирных наших лет! Всевышний на того помощник, Кто гордостью своей дерзнет, Завидя нашему покою, Против тебя восстать войною; Тебя зиждитель сохранит Во всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит.
№ слайда 16 Описание слайда:Тематика и проблематика одыПоэт говорит о том, что, по его мнению, должно способствовать развитию и процветанию Отечества.О важности миролюбивой политики императрицы.О необходимости развития просвещения и науки, которые, с его точки зрения, будут способствовать развитию и процветанию государства.
Художественное своеобразие Художественные особенности произведения определяются его жанром и идейно-тематическим содержанием. Оно полностью соответствует одическому канону, который составляют устойчивый метр и устойчивая строфика. Ода написана четырехстопным ямбом, состоит из десятистишных строф с определенной системой рифмовки: аБаБввГддГ.
№ слайда 18 Описание слайда:Торжественность стиля достигается употреблением в оде славянизмов:класы – колосья,зиждитель – Бог,дщерь – дочь,воззри – посмотри;образов, почерпнутых из античной мифологии:Минерва – богиня мудрости,Марс – бог войны,Нептун – бог моря,Борей – северный ветер;
№ слайда 19 Описание слайда:Обилие риторических вопросов, восклицаний и и обращений:«Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет…»«Но ах, жестокая судьбина!»«Какая светлость окружает в толикой горести Парнас?»
№ слайда 20 Описание слайда:Часто Ломоносов использует характерные сравнения, метафоры, олицетворения:«Там тьмою островов посеян, реке подобен океан»;«Твои щедроты ободряют наш дух и к бегу устремляют,Как в понт пловца способный ветр…»;«Вы, наглы вихри, не дерзайте реветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена».
№ слайда 21 Описание слайда:4 — Радостна премена… — дворцовый переворот, приведший Елизавету на трон.7 — Послал в Россию Человека… — Петра I.9 — Тогда божественны науки… — речь идет об основанной Петром I Академии наук, открытой уже после его смерти в 1725 году.10 — Завистливым отторжен роком… — Петр I умер в 1725 году.11 — Екатерина I (1684-1727) — жена Петра I, российская императрица.
№ слайда 22 Описание слайда:«С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим» В.Г.Белинский
№ слайда 24 Описание слайда:Ода показала богатейшие возможности русского поэтического языка и тем самым способствовала дальнейшему развитию русской литературы.Идеи, заложенные в оде, оказали существенное влияние на творчество Державина, Пушкина и др. русских писателей. Мысли Ломоносова о значении науки остаются актуальными по сей день. Они отражают позицию современного общества и человека и могут служить эмблемой нашего времени, когда наука получила небывалое доселе развитие.
№ слайда 25 Описание слайда:Московский Государственный университет, престиж которого признан во всем мире, носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.
№ слайда 26 Описание слайда:Когда и в связи с чем написана ода? Каким стихотворным размером она написана?Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?Какова главная, ведущая тема оды?Каким стилем написана ода?Какие приемы, характерные для классической оды, встречаются в этом произведении?
ppt4web.ru
«М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Жанр оды». 9-й класс
Презентации к уроку
Загрузить презентацию (10,9 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Загрузить презентацию (19,2 МБ)
Цель урока:
- познакомить учащихся с фактами биографии Ломоносова;
- обобщить и углубить знания о филологической деятельности М.В.Ломоносова,
- показать Ломоносова как реформатора русского языка, стихосложения, системы жанров.
- развивать умения выразительного чтения одической поэзии,
- формировать активную гражданскую позицию учащихся;
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с учебником, просмотр презентаций..
1. Орг. момент. Определение целей урока. Запись эпиграфа к уроку.
С Ломоносова начинается наша литература. Он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим. (В.Г. Белинский)
2. Вступительное слово учителя.
Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей.
3. Биография Ломоносова. Просмотр презентации о биографии М. В. Ломоносова. (Презентация 1)
Слайд № 2
М. В. Ломоносов родился 8 ноября 1711 г., в селе Денисовке, Архангельской губернии, Холмогорского уезда, в крестьянской семье.
Слайд № 3
В зимние месяцы, когда отцовские суда стояли на приколе и работы было меньше, Ломоносов учился читать и писать. Первыми учителями его были сосед Иван Шубной и дьячок приходской церкви С. Н. Сабельников.
Слайд № 4
В 19 лет тайком от отца М.В.Ломоносов отправляется из деревни Холмогоры в Москву
Слайд № 6
В Москве в 1731 г. он поступает учиться в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за дворянского сына, поскольку крепостных в академию не принимали. Ломоносов становится одним из лучших учеников.
Слайд № 7
В 1735 г. он был послан в Петербург в академический университет
Слайд № 8
В 1736 г. трое студентов, в том числе и Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии.
Слайд № 9
За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Вольфа, и около года в Фрейберге, у Геннеля.
Слайд № 10
X. Вольф был доволен успехами Ломоносова, выделяя его из других студентов. В 1738 г. он сообщал в Петербург: “У г. Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова между ними, при хорошем прилежании он мог бы и научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться”.
Слайд № 11
В 1740 Ломоносов, обладая пылким темпераментом, поссорился с наставником и ушел из Фрейберга без дозволения Академии.
По дороге из Марбурга в Голландию был насильно завербован в прусские солдаты, но бежал из крепости Везеля.
Слайд № 12
В июне 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию и вскоре назначен был в академию адъюнктом химии.
В 1745 г. он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке;
в 1746 г. — о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук.
Слайд № 13
С 1748 г. Ломоносов работал в учреждённой по его инициативе Химической лаборатории академии; химическими исследованиями он занимался также в домашней лаборатории.
Слайд № 15
В 1753 г., Ломоносову, при помощи Шувалова, удается устроить фабрику мозаики.
В «Письме о пользе Стекла» он, обращаясь к Шувалову, пишет:
- Неправо о вещах те думают, Шувалов,
- Которые Стекло чтут ниже Минералов,
- Приманчивым лучом блистающих в глаза.
- Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
Слайд № 17
Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную (4,8х6,44 м) мозаику “Полтавская баталия” (1762-1764).
Слайд № 18
В это же время учёный организует домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, работает над созданием «ночезрительной трубы».
Слайд № 19
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, “открытый для всех лиц, способных к наукам”, а не только для дворян.
Слайд № 20
Ученые люди, — доказывает Ломоносов, — нужны «для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом».
Слайд № 21
Весной 1765 Ломоносов простудился. Умер 15 апреля 1765. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина, «чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своем о науках и художествах в отечестве» («Санкт-Петербургские Ведомости», 1764). Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Слайд № 22
“Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник”, — так говорил о нём А. С. Пушкин
Ломоносов как реформатора русского языка, стихосложения, системы жанров.
4. Слово учителя.
Ломоносов бел не только талантливым физиком, химиком, астрономом и художником. Велика его роль в реформировании русского языка. Просмотр презентации 2. (Презентация 2)
Слайд № 1
Михаил Васильевич Ломоносов сыграл важную роль в укреплении и распространении русского языка в период XVIII века. Он создатель русской оды, автор поэм, поэтических посланий, научной грамматики русского языка.
Слайд № 2
«С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом… он был её Петром Великим», писал о нём В. Г Белинский.
Слайд № 3
Первым сочинением Ломоносова о языке было написанное в 1738 году в Германии «Письмо о правилах российского стихотворства. В нём он пишет: «Российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить».
Слайд № 4
Страстно желая изменить отношение к русскому языку не только иностранцев, но и русских, он создаёт первую на русском языке “Российскую грамматику”, в которой впервые представляет научную систему русского языка.
Слайд № 5
Подчёркивая огромное значение грамматики, он писал: “Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики”.
Слайд № 6
Что же он сделал?
1) Ломоносов отделял звуки от букв. «Первые действительно голосу сопрягаются, и по справедливости гласными называются. Второго рода прилично согласными именованы.»
Слайд № 7
2) Создал классификацию частей речи.
Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому
Слайд № 8
Посему слово человеческое имеет осмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей; 2) местоимение для сокращения именований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; б) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междуметие для краткого изъявления движений духа.
Слайд № 9
Ломоносов выделил основные знаки препинания:
- запятая ,
- вопросительный знак ?
- точка.
- удивительный !
- две точки :
- единительный —
- точка с запятою ;
- вместительный ( )
Слайд № 10
В 1742 году Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук, большое внимание уделяя риторике – науке хорошо говорить.
В «Кратком руководстве к красноречию…» 1748 года учёный пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем самым приклонять других к своему об оной мнением”.
Слайд № 11
В этой же работе он высказал идеи о стилях русского языка. Позднее в сочинении «О пользе книг церковных в российском языке» 1758 года Ломоносов создает получившую широкую известность теорию «трех штилей» русского языка
Слайд № 12
До Ломоносова русский литературный язык отличала беспорядочная смесь самых различных языковых элементов.
Слайд № 13
Все слова, какими может располагать русский язык, Ломоносов делит на три основных группы. К первому он относит слова, общие для языка церковных книг и для простого русского языка
Ко второму относятся в основном общеупотребительные слова и лишь некоторые слова церковных книг
Наконец, третий разряд составляют только слова общеупотребительные.
Слайд № 14
Высоким стилем «составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях»
Как просто написан знаменитый отрывок из “Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 г.”:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут:
Слайд № 15
Средним стилем писать «все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово», также стихотворные дружеские письма, элегии.
Слайд № 16
Низким же стилем пишутся комедии, увеселительные эпиграммы, песни, басни. В этом стиле можно употреблять и просторечные слова, но не вульгарные.
Слайд № 17
Теория «трех штилей» имела демократический характер:
- она ограничила употребление старославянских слов,
- приблизила литературный язык к разговорному.
- художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
Слайд № 18
Ломоносов рассматривал свою стилистическую теорию также как средство борьбы со злоупотреблением иностранными словами.
Ломоносов говорит: «Таким старательным и осторожным употреблением … отвратятся дикие и странные слова нелепости, входящие к нам из чужих языков….»
Слайд № 19
Великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться. Он говорил, что иностранные слова нужно переводить на русский язык, а если это невозможно, то стараться придавать форму, близкую русскому языку.
Слайд № 20
“В геометрии должно сказать: этот угол прямой, а не прям”.
Ломоносов предложил
- вместо “бергверк” говорить рудник,
- вместо “дак” – кровля,
- “перпендикулы” – маятник.
Слайд № 21
Ему принадлежат и такие нововведения, как “упругость тел”, “земная ось”, “удельный вес”, “преломление лучей”, “магнитная стрелка”, “опыт”, “наблюдение”.
Слайд № 22
Обладая прекрасным фонетическим чутьем, Ломоносов удачно переделал “оризонт” на горизонт, “квадратуум” на квадрат, “ваторпас” на ватерпас и т. д.
В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины.
Слайд № 23
Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе. Поэтическое наследие Ломоносова включает в себя торжественные и философские оды-размышления
Слайд № 24
Как поэт Ломоносов воспевал то, над чем работал как ученый. Вот так он описывал солнце, очень ясно представляя себе, что оно похоже на расплавленный океан, в котором огненные вихри налетают друг нa друга, словно они борются один с другим…
Там огненные валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков,
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят
Слайд № 25
Ломоносов удивительно тонко передает живое дыхание, безграничность мира, его тайную невидимую связь с каждой клеточкой земного бытия:
Лицо свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь,
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Ломоносов – великий сын земли русской, сделал всё, чтобы прославить её в веках.
Слайд № 26
“Карл Пятый, римский император, говаривал, что
ишпанским языком с богом, французским с друзьями,
немецким с неприятелем, итальянским с женским
полом говорить прилично. Но если бы он
российскому языку был искусен, то конечно к тому
присовокупил бы, что им со всеми оными говорить
пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие
ишпанского, живость французского, крепость
немецкого, нежность итальянского, сверх того
богатство и сильную в изображениях краткость
греческого и латинского языка”.
Михайло Васильевич Ломоносов
5. Работа с учебником. Чтение с. 42-49. Составление таблицы (работа с учебником), представление “штилей”. Запись, пользуясь словарём определения оды.
Штиль | Лексика | Жанры |
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий |
6. Работа с “Одой на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года.
“Ода написана после того, Елисавета Петровна утвердила новый устав Академии Наук. С этим уставом Ломоносов связывал надежды на успешное развитие наук в России.
— Какова ведущая тема оды “На день восшествия…”? Как с ней связаны другие, свободно развивающиеся темы?
— Попробуйте охарактеризовать образ императрицы, созданный в оде.
— Какое отношение выразил Ломоносов к Петру? Какие художественные приёмы, свойственные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя?
— Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения использует он, чтобы воссоздать образ Родины?
— Что, по мнению автора, необходимо для процветания и благоденствия Родины?
Вывод: Мечтая о преобразовании жиз
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
презентация по литературе 9 класс Ломоносов — Ода на день восшествия
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, ноября 25 дня, 1747 года» План урока:Реализация домашнего задания. Повторение сведений о М. В. Ломоносове, о жанре одыАнализ «Оды на день восшествия…»3. Домашнее задание Реализация домашнего задания. Повторение сведений о М. В. Ломоносове:Что вам известно о жизни и творчестве М. В. Ломоносова?Какие произведения М. В. Ломоносова вам известны?Какие строчки из его произведений помните наизусть, какие из них используете как крылатые?Расскажите о реформаторской деятельности М. В. Ломоносова в области русского языка и литературы:Силлабо-тоническое стихосложение;Жанрово – стилевая реформа.Повторение сведений о жанре оды.Дайте определение понятия «ода»; Расскажите об истории жанра. В ОДЕ ПОЭТ БЕСКОРЫСТЕН: ОН НЕ НИЧТОЖНЫМ СОБЫТИЯМ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РАДУЕТСЯ, НЕ ОБ НИХ СЕТУЕТ, ОН ВЕЩАЕТ ПРАВДУ И СУД ПРОМЫСЛА, ТОРЖЕСТВУЕТ О ВЕЛИЧИИ РОДИМОГО КРАЯ, МЕЖУЕТ ПЕРУНЫ В СОПОСТАТОВ, БЛАЖИТ ПРАВЕДНИКА, КЛЯНЕТ ИЗВЕРГИВ. К. КЮХЕЛЬБЕКЕР Заря багряною рукоюОт утренних спокойных водВыводит с солнцем за собоюТвоей державы новый год.Благословенное началоТебе, богиня, воссияло.И наших искренность сердецПред троном вышнего пылает,Да счастием твоим венчаетЕго средину и конец. Анализ «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, ноября 25 дня, 1747 года» Когда и в связи с чем написана? Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды?Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов? Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которой строится лирическое повествование? Как она отразилась в композиции оды? Как с ней связаны другие, казалось бы независимо развивающиеся темы, которые вы выделили в своих планах? Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»?Что вы можете сказать о центральной части оды?Давайте сравним портрет императрицы с ее описанием в оде.Каким стилем написана ода?Какие приемы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в этом произведении?Сделайте вывод, насколько форма соответствует содержанию.Составим план оды. Домашнее заданиеПрочитать статью учебника о Г. Р. ДержавинеВыразительно прочитать стихотворения «Властителям и судиям», «Памятник» Ода (от греч. — песнь) – жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого- либо лица или события. «Штили» Высокий Средний Низкий Героические поэмыОды Сатиры Научные сочиненияСтихотворные послания к друзьям КомедииПесниБасниЭпиграммы Силлабо-тонич
univerfiles.com
Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: Презентация к уроку литературы в 9 классе
Слайд 1
Оды М. В. Ломоносова ОДА – (от греч. ПЕСНЬ) — жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события.Слайд 2
Из истории жанра Жанр возник в античности, сначала представляя собой песнь с широким лирическим содержанием. В русской теории классицизма ода осознаётся как жанр героической, гражданской лирики с обязательным «высоким» содержанием и торжественным «возвышенным» стилем выражения.
Слайд 3
М. Ломоносов написал 20 больших по объёму од. Они положили начало ангажированной поэзии, поэзии заказной, поэзии государственного служения. Монархов воспевали, потому что они олицетворяли государство, героев – потому что они государству служили, географические просторы – потому что они свидетельствовали о могуществе государства, мир – потому что он способствовал процветанию государства.
Слайд 4
Идеалом М. Ломоносова была просвещённая монархия, идеология которой сложилась в Западной Европе в эпоху абсолютизма на рубеже 17-18 веков, а идеальным героем – Пётр I .
Слайд 5
Русская действительность середины 18 века резко противоречила идеологии Ломоносовских од; императрица Елизавета Петровна слишком не была похожа на своего отца. Но высокий пафос од на дни рождения, восшествия на престол, на победы русского оружия не слабел.
Слайд 6
Ломоносовская ода оказала мощное воздействие на движение поэзии. Она стал образцом для русских одописцев второй половины 18 века и даже начала 19 века. Потом на 100 лет её традиция прервалась, затем неожиданно воскресла в творчестве В. Маяковского конца 1910 – 1920 годов, когда после Октябрьской революции вновь настало время поэзии «социального заказа», потребовалось воспевание идеи государства как высшей меры всех вещей, просвещённого абсолютизма.
Слайд 7
Ода М. Ломоносова«На день восшествия…» «В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родного края, межует перуны в сопостатов , блажит праведника, клянет изверга.» В.К. Кюхельбекер
Слайд 8
Ода написана на день восшествия на престол Елизаветы Петровны. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения императрицы. Но эта ода была написана ещё по одному конкретному поводу: Российской академии наук был «дарован» Новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.
Слайд 9
Настроение и интонация оды – патриотический восторг, призыв. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. По мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли.
Слайд 10
Идейно-композиционный план оды Картины мирной жизни Восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?) Гимн Петру ( каково отношение поэта к Петру? Что ставится ему в заслугу?) Описание безграничных просторов и богатств России Обращение к молодёжи – овладевать науками
Слайд 11
Главная тема оды – Россия, её процветание. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины». Мир – основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды.
Слайд 12
Ода М. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величии…» Для Ломоносова природа – это одушевлённое проявление Божьего могущества. Тайны природы – это Божьи тайны, раскрыть которые до конца для человеческого ума невозможно. Авторское «я» -воплощение дерзостного порыва пытливо постичь созданное творцом.
Слайд 13
Своеобразие оды в том, что Ломоносов понимал одический жанр очень широко. Предметом оды становилось всё, что возжигало душу высоким пламенем. – воинская доблесть и победы русского оружия, мудрость и добродетели царей, загадочная красота природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла, величие Творца. Поэтому и возникли наряду с гражданскими и публицистическими религиозно-философские духовные оды.
nsportal.ru
Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: Урок литературы в 9 классе
Урок литературы в 9 классе
Тема урока: «Анализ стихотворения М. В. Ломоносова
«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае Великого северного сияния»»
Форма проведения: урок-исследование
Цели урока:
1. (Предметные) познакомить с творчеством М.В.Ломоносова как реформатора русского литературного языка и стиха, определить пафос стихотворения «Вечернее размышление о Божьем величии при случае северного сияния».
2.(Метапредметные) Выработать навыки анализа лирического текста, показать многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного смысла, развивать творческое мышление, внимание, совершенствовать навыки устной речи.
3.(Личностные) Воспитывать интерес к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества, гордость за Родину и достижения соотечественников. Воспитывать восхищение перед красотой родной природы и силой человеческого разума.
Методы и приемы: словесные (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративные (демонстрация), использование ИКТ (презентация), демонстрация слайдов.
Словарная работа: ода, метафорический язык, архаизмы, старославянизмы,
Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, физическая карта России, текст стихотворения «Вечернее размышление…».
Ход урока
В оде человек бескорыстен: он не ничтожным событиям
собственной жизни радуется не об их сетует,
он вещает правду и суд Промысла, торжествует
о величии родимого края, межует перуны в сопостатов блажит праведника, клянет изерга.
В. К. Кюхельбекер
I. Организационный этап
Приветствие, проверка отсутствующих, создание благоприятного настроя.
II. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе
Учитель
Сегодня мы вновь обращаемся к чрезвычайно богатому поэтическому творчеству Михаила Васильевича Ломоносова, русского поэта и выдающегося ученого
III. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Сообщение подготовленного ученика о деятельности М.В. Ломоносова как выдающегося ученого и поэта
Главные открытия Ломоносова М. В. касаются химии, физики и астрономии. Они на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых.
Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов , отличались высокой точностью. Однажды он проделал такой: взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда при этом не изменился. Так был открыт закон сохранения материи — один из основных законов природы.
Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой обычно связывают с именем Д. Бернулли. Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц — молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении — медленнее.
Он высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно указал на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. Он пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально. В эпоху господства корпускулярной теории света он открыто поддержал волновую теорию Гюйгенса и разработал оригинальную теорию цветов.
Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.
В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.
Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, — оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала.
Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.
Наука для ученого – это двигатель прогресса, катализатор развития промышленности и, следовательно, источник благосостояния нации.
Не оставил в стороне Ломоносов и филологическую науку. Его книга «Краткое руководство к риторики на пользу любителей красноречия» и трактат «Краткое руководство к красноречию» стали лучшими учебниками по теории красноречия для ученой молодежи XVIII века. Той же цели служили и такие филологические работы как «Российская грамматика» (1755) и «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1757).
Учитель
Ломоносов будет первым русским поэтом, который напишет стихи так, как пишут их до сих пор: на правильном чередовании ударных и неударных слогов. Одно из его стихотворений мы и прочитаем.
Но прежде я хочу обратить ваше внимание на две особенности этого произведения.
Одна из них касается содержания стихотворения, т. е. предмета повествования, того, о чем идет речь в стихотворении. В чем она заключается?
Вспомним, что Ломоносов жил и творил в середине XVIII в. Этот век в европейской и российской истории характеризуется бурным развитием науки и техники, а также стремлением к просвещению населения. В обогащении человека знаниями и освобождении его от невежества виделось улучшение жизни людей. Ученые и писатели, занимавшие передовые позиции своей эпохи, считали, что через печатное слово, через просвещение проходит дорога к совершенствованию человеческого общества. Нетрудно догадаться, что и М. В. Ломоносов не мог оставаться в стороне от столь важного и благородного просветительского дела.
Поэтому пропаганда научных воззрений на устройство мира составляет тему и идейную направленность стихотворения. И это одна из отличительных его особенностей.
Другой особенностью стихотворения является наличие в нем слов старославянского языка. Что это такое — старославянский язык?
В середине IX в., т. е. двенадцать столетий тому назад, братья Кирилл и Мефодий, проповедники православного христианства, создали славянскую азбуку и сделали переводы священных книг с греческого языка на один из славянских языков. Язык этих первых славянских книг мы теперь называем старославянским.
Так как в те далекие времена славянские языки мало отличались друг от друга и язык кирилло-мефодиевских переводов был понятен всем славянским народам, во многих славянских странах книги продолжали писать не на живом разговорном языке своего народа, а на языке кирилло-мефодиевских переводов. Так было и на Руси.
В стране существовало два языка: живой разговорный, т. е. собственно русский, и литературный, книжный. Разговорный язык со временем изменялся, а книжный оставался прежним и становился все менее и менее понятным. К XVIII в. назрела острая необходимость сблизить эти языки. Ломоносов видел решение проблемы в замене старославянских слов литературного языка словами из живого разговорного языка, но в некоторых случаях считал необходимым оставить и старославянские слова — там, где они придают речи определенную стилевую окраску, а точнее сказать, делают речь торжественной, возвышенной, и в тех случаях, когда нет соответствующих слов в разговорном языке. В этом заключается суть реформы русского языка, которую осуществил Ломоносов.
Одно из отличий старославянского языка от русского мы с вами хорошо знаем: русским полногласным словам голос, холод, сторона и так далее соответствуют неполногласные старославянские. Голос на старославянском как будет? — (Глас.) Холод — ? (Хлад.) Сторона — ? (Страна.) Порох — ? (Прах.) Старославянское слово прах и древнерусское порох имели значение «пыль».
Старославянский язык оказал благотворное влияние на развитие русского языка: он значительно обогатил словарный запас нашего языка. Например, мы говорим: холод — и прохлада, холодный — и охлажденный, холодеет — и охладить.
— Какие из этих слов вы отнесете к исконно русскими и какие заимствованы из старославянского? (Полногласные формы холод, холодный, холодеет являются исконно русскими словами, а неполногласные прохлада, охлаждение, охладить имеют старославянское происхождение.)
Напомню, что язык первых славянских книг был хорошо понятен в древности всем славянским народам. Многое в этом языке мы можем понять без объяснения и теперь.
Посмотрите на первую запись на доске. (Лице свое скрывает…)
Этими словами начинается стихотворение М. В. Ломоносова, послушайте его первую строчку:
Лице свое скрывает день…
— Стиховая строчка закончилась, делаем паузу в чтении. Догадался ли кто-нибудь из вас, как понимать: день скрывает свое лицо?
Послушайте следующую строчку:
Поля покрыла мрачна ночь…
— Теперь, несомненно, прояснился смысл предыдущей фразы, — не правда ли?
-Как вы понимаете фразу «поля покрыла какая ночь?» (Мрачна ночь.)
— Как видите, прилагательное мрачная употреблено без конечного гласного «я», т. е. имеет неполное окончание, употреблено в усеченной форме. Если усеченное прилагательное заменить прилагательным полной формы, то фраза лишится стихотворного ритма, — послушайте: поля покрыла мрачная ночь. В стихотворении Ломоносова мы встретим немало прилагательных в усеченной форме.
-А скажите, от какого существительного образовано прилагательное мрачный? (Мрак) Слово мрак старославянское, имеет значение «темнота, тьма, темень». Теперь как надо понимать выражение мрачная ночь? (Темная ночь.) Послушайте четыре строчки стихотворения:
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
— Сначала темень покрыла… что? (Поля.)
— Затем добралась до вершин… чего? (Гор.)
— А как понимать «лучи от нас склонились прочъ»? (Солнце опустилось за горизонт, его лучей мы уже не видим, они «склонились прочъ от нас». ‘.
Обратите внимание на следующее. Мы вместе с автором стихотворения наблюдаем наступление ночи не в городе, а на природе: поля, горы, закатывается за горизонт солнце, и над нами… что? (Небо.) В современном городе ночного неба не увидишь, мешают фонари, дома.
— А наблюдали ли вы ночное не6о в зимнюю морозную ночь?
— Чем поражает оно наше воображение? (Мы видим бесчисленное множество звезд, и перед нами как бы открывается Вселенная, бескрайняя и таинственная.)
Это потрясающее впечатление при виде усыпанного звездами неба Ломоносов передает такими словами:
Открылась бездна звезд полна
— Скажите, можно ли что-либо добавить к столь зримой картине звездного неба, созданной словами? Казалось бы, добавить нечего. Но поэт находит чем дополнить сказанное, чтобы точнее передать читателю свое изумление увиденным:
Звездам числа нет, бездне дна.
Послушайте еще раз и постарайтесь увидеть, как через изображение звездного неба проглядывает восторженное чувство очарованного человека:
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
— Теперь откройте учебники с текстом стихотворения. Послушайте стихотворение. (Начало работы над стихотворением – его прослушивание. Без этого всякий разговор не только бесполезен, но попросту вреден: мы готовим читателей, умеющих наслаждаться, сопереживать, думать.)
Вечернее размышление о Божием Величестве при случае Великого северного сияния
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне, —
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
Уста премудрых нам гласят:
«Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков;
Для общей славы божества
Там равна сила естества».
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак Являет естества устав!
Вам путь известен всех планет, —
Скажите, что нас так мятет?
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.
Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?*
1743
IV. Этап первичной проверки понимания изученного.
— Найдите и назовите слова, значения которых вам непонятно. Как вы думаете, почему значения этих слов вам не ясны? (устаревшие слова, вышедшие из активного употребления).
Поразмышляем над прочитанным
— Стихотворение отделено от нашего времени более чем двумя столетиями и за это время в его тексте родились архаизмы времени – языковые факты, которые в ту далёкую эпоху устаревшими ещё не были.Поэтому ,чтобы понять стихотворение ,поработаем над словом.
— Обратимся к последней строке первой строфы . Чему нет дна? (Бездне.)
— Давайте подумаем, как образовано слово бездна. (От осуществительного дно и предлога без.) Бездна в буквальном смысле означает… что? («Без дна».) Заметьте, какое изящное выражение мысли о бескрайности мира: нет бездне дна!
— А чему числа нет? (Звездам.) По-русски звёздам. В современном русском языке определенных случаях происходит замена звука [э] звуком [‘о]: звезда — но звёзды, звёздам. Языки древнерусский и старославянский такой замены не знали: звезда — звезды, звездам.
— Прочтем целиком первую строфу, следите за мною по своим листкам.
В последней строке попробуем заменить старославянское звездам русским словом звёздам. Как прозвучит эта строка? Стихотворная фраза «звездам числа нет, бездне дна» превратилась в прозаическую
— Посмотрим, нарушится или не нарушится стиховой ритм первой строки, если старославянское выражение лице свое заменить русским лицо своё. (Стих сохранился.)
— А теперь давайте подумаем, почему русскому варианту «лицо своё скрывает день» Ломоносов предпочел старославянский «лице свое скрывает день»?
— Подумайте, можно ли фразу лице свое скрывает день прочитать в быстром темпе, весело, или она требует неторопливого, ровного, плавного произнесения? Спокойное, размеренное произнесение слов придает речи оттенок величавости, возвышенности. Такое ровное, мерное чтение первой строки определяет характер чтения всей строфы. И только такое неторопливое, как бы задумчивое чтение соответствует душевному настрою человека, охваченного восторженным чувством при созерцании открывшейся перед ним Вселенной.
— Скажите, какие мысли охватывают нас при наблюдении звездного неба? (Мысли о своей незначительности в бескрайнем мире, размышления о своем месте в нем.) — Как эти мысли и чувства передает Ломоносов, мы увидим, прочитав следующую строфу. Вспомним только, что означает старославянское прах! (Пыль.)
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне, —
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
— Мысльми — древняя форма существительного. А как мы скажем теперь? (Мыслями.)
Обратим также внимание на слова углублён, утомлён. В современном русском языке в суффиксах этих причастий происходит чередование звуков [э] и [о]: углублена — углублён, утомлена — утомлён. В древнерусском и старославянском языках, как вы уже знаете, такого чередования нет. Поэтому, чтобы придать речи возвышенный стиль, надо произнести эти причастия… как? (Углублен, утомлен.)
Один из учеников читает всю строфу. (Учитель следит за правильной расстановкой логических ударений
Взор повествователя прикован к звездному небу. Ведь перед ним Вселенная, скрывающая в себе величайшие тайны мироздания. Ах, как хочется проникнуть в них пытливому человеческому разуму! Голова кругом идет от нахлынувших мыслей.
— О чем они, эти мысли? О чем думает поэт и ученый? Это мы узнаем, прочитав следующую строфу.
В ней мы встретим выражение «множество светов» в значении «множество миров». В каком значении употреблено здесь существительное свет! (Мир, Вселенная.) Я читаю, вы следите за мною по своим листкам.
Уста премудрых нам гласят:
«Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков;
Для общей славы божества
Там равна сила естества».
— Последние две строчки требуют пояснения. Слово естество в данном случае является синонимом слова природа. Сила естества — как иначе можно сказать? (Сила природы.) Там равна сила естества — там такая же сила природы, т. е. такая же степь, высота ее совершенства, как и у природы, окружающей нас. И все это, конечно, возвышает славу Бога, Творца Вселенной. Обратите внимание на четвертую строчку Круг веков — т. е. «ход времени». Народы там и круг веков — там народы и их многовековая история. — Обратимся к заглавию стихотворения.
— Скажите, что побудило поэта к размышлению о Божьем величии? (Северное сияние)
— Чтобы продолжить чтение стихотворения мы должны хорошо представлять себе картину северных сияний.
— Используя Физическую карту России, покажите, где на территории Российской Федерации можно наблюдать северное сияние? (Кольский полуостров, Мурманск, Архангельск и т.д.)
— Вы видели когда-нибудь полярное сияние? Как современная наука объясняет северное сияние?
— На фотографиях это явление природы выглядит очень красиво. (Просмотр фотографий северного (полярного) сияния на сайтах Интернета, или специально подготовленную Презентацию к уроку)
— Продолжим чтение. Что в стихотворении обозначают синонимы естество, натура?( Природа.)
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
— Откуда встает заря? (С полночных стран.)
— Какое слово в русском языке соответствует старославянскому неполногласному слову страна? (Сторона.)
— От какого существительного образовано прилагательное полночный? (Полночь.) Полночная страна — это сторона, в которой солнце находится… когда? (Когда у нас полночь.) Ночью мы не видим солнца, потому что оно находится в полночной стране, т. е. в северной стороне, на севере.
Утренняя заря не может вставать на северной стороне неба; мы знаем, что солнце всходит на востоке, а не на севере. Так где ж, природа, твой закон, если заря вдруг поднимается с полночных стран, с севера?! Это же противоестественно, «незаконно»!
— Догадываетесь, какое природное явление Ломоносов называет зарею? (Северное сияние)
— Читаем следующие две строчки.
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
— К какому существительному относится усеченное прилагательное льдисты? (Моря.) Огнь — древнерусская форма… какого с л ов а? (Огонь.)
Солнце ставит свой трон, чтобы «царствовать», управлять природным явлением. Это первое предположение о причине северных сияний.
— Следующее предположение… какое? (Не льдисты ль мещут огнь моря?) В основе этого предположения лежит, очевидно, тот факт, что сияния наблюдаются на севере, над льдистыми морями.
Читаем следующие две строчки. Се значит «вот».
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
— Хладный — старославянское слово. Как скажем по-русски? (Холодный.)
Приступаем к чтению следующей строфы. Предварительно поясню несколько слов.
Естество — это слово мы уже встречали, что оно означает? (Природа.) Существительное устав родственно глаголам уставить, установить и имеет значение «правило», «закон». Так, например, свод армейских правил и законов и теперь называется уставом, точнее, воинским уставом. Зрак — старославянское слово, переводится как «взгляд, взор, зрение». Глагол мятет в наше время не употребляется, но сохранились родственные ему слова смятение, мятущийся. Смятение означает «душевное волнение, растерянность». При чтении стихотворения глагол следует произносить так: мя[т’эт], чтобы сохранить рифму.
— Я читаю строфу, вы следите за мной тексту.
О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав!
Вам путь известен всех планет, —
Скажите, что нас так мятет?
— Скажите, к какому существительному относится прилагательное малый? (Знак.) Следовательно, эту фразу надо понимать так: «О вы, которым малый знак вещи показывает закон природы». На одном интересном факте проясню смысл сказанного
Сохранилось предание, будто бы Ньютон открыл закон всемирного тяготения, наблюдая падение яблока с яблони. Рассуждал он, вероятно, так. Если яблоко летит к земле, значит планета Земля притягивает к себе это яблоко. Но и яблоко в таком случае должно притягивать к себе планету Земля, так как оба они являются материальными телами и должны быть равны перед законом. Ньютон в малом знаке вещи — в падении яблока — своим быстрым зраком усмотрел устав природы, проник в книгу вечных прав.
Следующую строфу читает один из учеников, остальные следят по своим листкам.
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
— Какое лексическое значение имеет глагол зыблет? Родственными словами ему являются существительное зыбь, прилагательное зыбкий. Зыбь означает «легкое волнение на поверхности воды», зыбкий — «находящийся в состоянии зыби, колеблющийся». Как надо понимать глагол зыблет! («Колеблет, приводит в постоянное движение».)
— В следующей строке мы встречаем устаревшее слово тверд.ь Назовите однокоренное прилагательное к этому слову. (Твердый.) Устаревшее слово твердь означает «твердое основание». В выражении земная твердь оно означает «суша», в выражении небесная твердь означает «небо». Напомню, лучи северного сияния стремятся ввысь. Скажите, в каком значении — «суша» или «небо» здесь употреблено слово твердь? (Небо.)
— Вернемся к первой строчке. К какому существительному относится прилагательное ясный? (Луч.) Если в предложении поменять местами слова ясный и ночью, т. е. расставить слова синтаксически правильно, звучание стиха не нарушится. Проверим это. Прочитаем первую строчку, поменяв местами слова ясный и ночью…
— Почему же Ломоносов нарушает обычный порядок слов? При «неправильном» порядке слов возникает необходимость четко отделять едва заметной паузой слово от слова. При таком чтении каждое слово выделяется, повышается его смысловая весомость. Характер же читательского исполнения первой строки сохраняется и далее, до конца строфы.
В следующей строфе М. В. Ломоносов высказывает предположения о причине северного сияния:
Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.
Согласно старинным учениям, все мировое пространство заполнено особой средой — эфиром. Греческим же словом зефир называют легкий ветерок. Море успокоилось, и волны стали «гладкими», потому что перестал дуть зефир. Такие волны «бьют в эфир» и вызывают его свечение.
Приступаем к чтению последней строфы стихотворения.
Окрест — значит «вокруг, кругом, около». Отсюда и существительное окрестность.
Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
С вопросами, от которых «мысльми утомлен», ученый и поэт снова обращается к тем премудрым, «которых быстрый зрак пронзает в книгу вечных прав». Он спрашивает: что малейших дале звезд?
— Подумайте и догадайтесь, какие звезды кажутся нам малейшими, т. е. самыми слабыми? (Слабыми кажутся нам наиболее удаленные звезды.)
Ломоносов спрашивает, а скорее всего, сам ищет ответ на вопросы: что малейших дале звезд? коль пространен свет?
Выражение коль пространен понятно? Подберите родственное слово прилагательному пространен. (Пространство.)
Сомнений полон ответ о природе северных сияний, хотя они возникают «окрест ближних мест» и доступны наблюдению. Так можно ли знать о том, что дале малейших звезд, можно ли сказать, коль пространен свет?
Несведом тварей вам конец?
— Непонятно? Сейчас помогу проникнуть в смысл сказанного.
Существительное тварь означало ранее любое живое существо и не имело бранного значения. Теперь о выражении несведом конец. Вам, конечно, знакомо слово сведущий? Сведущий, знающий — слова-синонимы. Раньше в русском языке было и слово сведомый. Слова сведущий и сведомый составляют пару, подобно современным ведущий — ведомый, несущий — несомый, знающий — знаемый. Сведущий — тот, кто знает; сведомый — то, что известно, что знаемо. В прошлом прилагательные и причастия нередко употреблялись в краткой форме: сведущий — сведущ (например: каждый сведущ в своем деле), сведомый — сведом (например: дело это не всякому сведомо). Выражение несведом конец означает «конец неизвестен» , а фразу несведом тварей вам конец следует понимать так: разнообразие живых существ настолько велико, что нет этому разнообразию конца.
Прочитаем последнюю строчку стихотворения
Скажите ж, коль велик творец?
— Обратимся к заголовку стихотворения. Стихотворение Ломоносова — это размышление… о чем? (О Божием Величестве.) Мы сказали бы теперь «о Божьем величии»
Слова величество, величие — старославянские. Они имеют общий корень с прилагательным великий, в краткой форме — велик. Однокоренные слова величество и велик в данном случае близки по смыслу и заключают стихотворение в рамку. В заголовке указывается цель повествования (о Божием Величестве), в заключительной фразе содержится главный вывод из сказанного (коль (как) велик Творец). Этот вывод дается в форме риторического вопроса, т. е. такого вопроса, который не требует ответа, потому что ответ заключен в самом вопросе:
Скажите ж, коль велик творец?
V. Этап систематизации и обобщения изученного
— А теперь еще раз прослушайте стихотворение М. В. Ломоносова.
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что ещё хотели бы узнать?
— Над чем вы задумались, уходя с урока?
VI. Этап информации о домашнем задании
1. Подготовить выразительное чтение и анализ стихотворения «Вечернее размышление…».
2. Особое задание (выполняется по желанию обучающихся): напишите мини-сочинение-рассуждение на темы: «Роль риторических вопросов в стихотворении «Вечернее размышление…» или «Какова роль наук в развитии общества? (Цитаты из «Оды на день восшествия на…»
Урок окончен. Спасибо!
nsportal.ru