Практическая работа по химии 9 класс решение экспериментальных задач 1 – Урок «Решение экспериментальных задач» 9 класс
Урок «Решение экспериментальных задач» 9 класс
Урок по химии для 9 класса « Практическая работа № 3.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»
Девиз урока: Химии никоим образом научиться невозможно,
не видав самой практики и не принимаясь
за химические операции.
М.В.Ломоносов
Цель : : проверить знания учащихся полученные при изучении темы «Подгруппа кислорода» и закрепить их практически с помощью опытов; продолжить формировать умения и навыки работать с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдая технику безопасности
Задачи:
Образовательные: составлять уравнения химических реакций; повторить правила по ОТ при проведении практической работы и инструкции по ТБ при работе с кислотами, щелочами, лабораторной посудой
Развивающие: развивать познавательный интерес к химии; создать условия для изучения и определения веществ с помощью осуществимых реакций; формировать умение наблюдать, выполнять химические реакции; развивать умение логично мыслить и делать выводы
Воспитательные: формировать умение работать в парах; развивать чувство товарищества и взаимопомощи; воспитывать толерантные отношения в классе
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки, набор реактивов: серная кислота, соляная кислота, гидроксид натрия, лакмус, хлорид бария, нитрат серебра.
Тип урока: урок закрепление знаний, практическая работа
Формы работы: индивидуальная, парная
Структура урока
1.Организационный этап. Приветствие учащихся. Сообщение темы. Постановка цели урока. Домашним заданием было: подготовиться к практической работе (продумать цель, вещества и их формулы, ход выполнения работы уравнения и выводы). На уроке в тетради записываем число, практическая работа, тема работы, цель, оборудование, реактивы.
Цель для всей работы определяем вместе с учащимися: практически решить задачи по теме «Подгруппа кислорода», соблюдая технику безопасности и оформить работу…
На столе находится оборудование для практической работы. Один из учащихся перечисляет, называет его, остальные записывают в тетрадь.
Напоминание о правилах по ТБ при использовании кислот, щелочей, обращение с лабораторной посудой. Учащиеся делают запись в тетради: с правилами по ТБ ознакомлен
Далее учащиеся вычерчивают в тетради таблицу такого плана:
2.Проверка теоретического материала. Ответы на тест. Проверка. Самооценка.
Тест
1)Кислород проявляет положительную степень окисления: а) SO3 б) OF2 в) H2O
2)Бинарные соединения серы с металлами: а) сульфаты б) сульфиды в) сульфиты
3)В техническом хлориде натрия содержится примесь сульфата натрия. Обнаружить эту примесь можно с помощью раствора:
а) соляной кислоты б) серной кислоты в) хлорида бария
4)В качестве сырья для получения серной кислоты в промышленности используют:
а) серу б) сероводород в) пирит
5)Окраска индикатора лакмуса в кислоте: ) синяя б) красная в) желтая
2. Выполнение работы.
Познакомиться с инструкцией проведения эксперимента.
Экспериментальная задача 1. Провести реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Написать уравнения реакции.
Экспериментальная задача 2. Даны три номерные пробирки с растворами. Определить в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Прежде, чем приступить к выполнению задач, учитель предоставляет слово учащимся для определения цели к каждому опыту, просит одного из учащихся назвать какие вещества будут использованы в работе, остальные записывают в тетрадь.
Далее выслушивается выполнение работы учащимися, с дополнением и уточнением с учетом ТБ. По желанию предоставляется возможность выполнения первой задачи под наблюдением учителя.
Рассказывается выполнение работы задачи 2 и затем учащиеся выполняют.
Экспериментальная задача 3. (дополнительно) Доказать, что поваренная соль содержит примеси сульфата натрия.
3. Закрепление.
По окончании работы учащиеся оформляют отчет о проделанной работе, заполняют таблицу:
Экспериментальная задача 1. Провести реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Написать уравнения реакции.Раствор H2SO4, находящийся в пробирке, делим на 2 части, т.е. отливаем в другую пробирку. В одну пробирку добавляем лакмус
Во вторую пробирку приливаем раствор BaCl2
раствор стал красным, значит среда кислая. Кислая среда определяется наличием ионов H+.
H2SO4 + BaCl2 → BaSO4↓ + 2HCl
2 H+ + SО42- + Ba 2+ + 2Cl— → BaSO4↓ + 2H+ + 2Cl—
Ba2+ + SO4 2- → BaSO4↓
выпадает белый осадок, значит там присутствуют сульфат-ионы.
H2SO4 состоит из ионов H+, т.к. при действии лакмуса раствор красный, это говорит о наличии H+; и из сульфат-ионов, т.к. BaCl2 является качественным реактивом на сульфат-ионы.
Экспериментальная задача 2. Даны три номерные пробирки с растворами. Определить в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Берем пробы из 3х пронумерованных пробирок, т.е. отливаем небольшое количество реактива в чистые пробирки. В эти пробы добавляем лакмус. Допустим это пробирка под № 3. Оставляем ее, т.е. мы ее определили. От оставшихся 2х пробирок вновь берем пробы и в эти пробы добавляем AgNO 3
К оставшейся пробирке №2 приливаем BaCl2
В 2х пробирках раствор красный, в третьей – синий, значит там, где синий раствор – это щелочь, т.е. NaOH.
наблюдаем, что в I (допустим) пробирке выпал белый творожистый осадок, значит там находится HCl.
HCl + AgNO3 → AgCl↓ + HNO3
белый
Н+ + Cl— + Ag+ + NO—3 → AgCl↓ + Н+ + NO—3
Ag+ + Cl— → AgCl↓
выпадает белый осадок, значит там серная кислота.
H2SO4 + BaCl2 → BaSo4↓ + 2HCl
2 H+ + SО42- + Ba 2+ + 2Cl—
Ba2+ + SO4 2- → BaSO4↓
В I пробирке HCl, т.к. при действии AgNO3 выпадает белый творожистый осадок,
во II — H2SO4, т.к. при действии BaCl2 выпал белый осадок, в III пробирке – NaOH, т.к. при добавлении лакмуса раствор стал синим
Экспериментальная задача 3. (дополнительно) Доказать, что поваренная соль содержит примеси сульфата натрия.
Растворяем соль в воде и приливаем BaCl2
выпадает белый осадок, значит там серная кислота.
H2SO4 + BaCl2 → BaSo4↓ + 2HCl
2 H+ + SО42- + Ba 2+ + 2Cl— → BaSO4↓ + 2H+ + 2Cl—
Ba2+ + SO4 2- → BaSO4↓
нет изменений, значит соль не содержит примеси
Поваренная соль
содержит ( не содержит примеси сульфата натрия)
4. Рефлексия.
Работа может быть оценена с учетом подготовки к практической работе, знание ТБ, выполнения опытов и оформления отчета о работе.
Шкала критериев для оценки индивидуальных отчетных заданий:
Знание теоретического материала 1
Знание и владение техникой безопасности при выполнении лабораторных опытов 0,5
Умение применять знания в конкретной практической ситуации 0,5
Оценка собственных действий пребывания в различных ролях (исполнителя, комментатора, контролера) по ходу практической работы 0,5
Умение аргументировать свою позицию относительно различных элементов проводимого эксперимента 0,5
Умение записывать наблюдаемые явления, проводимые химические реакции, оформлять выводы 2
Итого 5
5.Домашнее задание.
Повторить § 20, 21; выполнить тесты стр.78, изучить схему 6 стр.77
6.Подведение итогов.
Учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу на уроке и закончите фразу:
На уроке я работал(а) ____________(хорошо, удовлетворительно, плохо).
Сдать тетрадь на проверку.
« Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства. »Протагор
« Час работы научит больше, чем день объяснения. » Жан-Жак Руссо
« Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика. »Людвиг Фейербах
Выполнение экспериментальных задач
Экспериментальная задача 1. Провести реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Написать уравнения реакции.
Раствор H2SO4, находящийся в пробирке, делим на 2 части, т.е. отливаем в другую пробирку.
В одну пробирку добавляем лакмус
Во вторую пробирку приливаем раствор BaCl2
Наблюдаем:
раствор стал ———-, значит среда кислая. Кислая среда определяется наличием ионов H +.
H2SO4 + BaCl2 → ? + ?
выпадает ————— осадок, значит там присутствуют сульфат-ионы.
Экспериментальная задача 2. Даны три номерные пробирки с растворами. Определить в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Берем пробы из 3х пронумерованных пробирок
т.е. отливаем небольшое количество реактива в чистые пробирки.
В эти пробы добавляем лакмус.
Допустим это пробирка под № 3. Оставляем ее, т.е. мы ее определили. От оставшихся 2х пробирок вновь берем пробы и в эти пробы добавляем AgNO3
К оставшейся пробирке №2 приливаем BaCl2
Наблюдаем:
В 2х пробирках раствор ————, в третьей – ————, значит там, где синий раствор – это ———— .
наблюдаем, что в I (допустим) пробирке выпал белый творожистый осадок, значит там находится HCl.
HCl + AgNO3 = ?+?
выпадает ———— осадок, значит там серная кислота.
H2SO4 + BaCl2 → ?+?
Выводы: Я распознал растворы предложенных веществ на основе знаний о качественных реактивах. Качественным реактивом на серную кислоту и ее соли является …………………, выпадает …………………………… Качественным реактивом на соляную кислоту и ее соли является……………….., выпадает……………………………
Шкала критериев для оценки индивидуальных отчетных заданий:
Знание теоретического материала 1
Знание и владение техникой безопасности при выполнении лабораторных опытов 0,5
Умение применять знания в конкретной практической ситуации 0,5
Оценка собственных действий пребывания в различных ролях (исполнителя, комментатора, контролера) по ходу практической работы 0,5
Умение аргументировать свою позицию относительно различных элементов проводимого эксперимента 0,5
Умение записывать наблюдаемые явления, проводимые химические реакции, оформлять выводы 2
Итого 5
Тест
1)Кислород проявляет положительную степень окисления: а) SO3 б) OF2 в) H2O
2)Бинарные соединения серы с металлами: а) сульфаты б) сульфиды в) сульфиты
3)В техническом хлориде натрия содержится примесь сульфата натрия. Обнаружить эту примесь можно с помощью раствора:
а) соляной кислоты б) серной кислоты в) хлорида бария
4)В качестве сырья для получения серной кислоты в промышленности используют:
а) серу б) сероводород в) пирит
5) Окраска индикатора лакмуса в кислоте: ) синяя б) красная в) желтая
Ответы: по 0,2 балла за правильный ответ
б
б
в
а, в
б
infourok.ru
§50. Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме ,,Металлы”. (стр. 177). Задание №1
§39. Характеристика металлов. (стр. 138-141):
Лабораторный опыт:
39-pod;Подумай, ответь, выполни:
1; 2; 3; 4; 5; 6;Тестовые задания:
1; 2; 3;§40. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. (стр. 142-143):
Подумай, ответь, выполни:
1; 2; 3;§41. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов. (стр. 144-148):
Лабораторный опыт:
1;Подумай, ответь, выполни:
1; 2; 3;§42. Сплавы. (стр. 149-150):
Подумай, ответь, выполни:
1; 2; 3;§43. Щелочные металлы. (стр. 151-155):
Подумай, ответь, выполни:
1; 2; 3; 4; 5; 6;Тестовые задания:
1; 2; 3;§44. Магний. Щелочноземельные металлы. (стр. 156-158):
Подумай, ответь, выполни:
1; 2; 3; 4; 5;Тестовые задания:
1; 2; 3;§45. Важнейшие соединения кальция. Жесткость воды. (стр. 159-163):
Лабораторный опыт:
1;Подумай, ответь, выполни:
1; 2; 3; 4; 5;Тестовые задания:
1; 2; 3;Интернет задание:
1;§46. Алюминий. (стр. 164-167):
Тестовые задания:
1; 2; 3; 4;§47. Важнейшие соединения алюминия. (стр. 168-170):
Лабораторный опыт:
1;Подумай, ответь, выполни:
1; 2; 3; 4; 5;§48. Железо. (стр. 171-173):
Подумай, ответь, выполни:
1; 2; 3; 4;Тестовые задания:
1; 2; 3;§49. Соединения железа. (стр. 174-176):
Лабораторный опыт:
1;Подумай, ответь, выполни:
1; 2; 3; 4;Тестовые задания:
1; 2; 3;§50. Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме ,,Металлы”. (стр. 177):
gdzplus.me
Практическая работа № 1 стр. 22 Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциации»
1) Действия: К кусочку цинка добавляем 1 мл концентрированной серной кислоты. Наблюдения: Выделяется осадок желтого цвета. Уравнения реакции:Выводы: Концентрированная серная кислота проявляет окислительные свойства, поэтому при взаимодействии с металлами водород в свободном состоянии не выделяется. 2) а) Действия: К раствору хлорида магния добавляем р-р
Наблюдения: Образуется белый осадок.
Выводы: Реакция обмена идет до конца, т.к. происходит связывание ионов
и
в нерастворимое основание. б) Действия: К раствору хлорида магния добавляем раствор
Наблюдения: Изменений нет. Уравнения реакции:
— реакция не происходит. Выводы: Реакция не идет, связывания ионов не происходит. в) Действия: К раствору хлорида магния добавляем р-р
Наблюдения: Выпадает белый осадок. Уравнения реакции:
Выводы: Реакция сопровождается связыванием ионов
и
поэтому идет до конца. г) Действия: К раствору хлорида магния добавляем р-р
Наблюдения: Изменений нет. Уравнения реакции:
Выводы: Реакция не идет, т.к. связывания ионов не происходит. д) Действия: К раствору хлорида магния добавляем раствор
Наблюдения: Образуется белый осадок. Уравнения реакции:
Выводы: Реакция сопровождается связыванием ионов
поэтому идет до конца. е) Действия: К раствору хлорида магния добавляем раствор
Наблюдения: Образуется белый осадок. Уравнения реакции:
Выводы: Реакция сопровождается связыванием ионов
3) а) Действия: Даны растворы
Наблюдения: Выделяется газ без запаха. Уравнения реакции:
Выводы: Реакция идет до конца, т.к. происходит связывание ионов
и
образуется малодиссоциирующее вещество. б) Действия: Даны растворы
Наблюдения: Выделяется газ с неприятным запахом. Уравнения реакции:
Выводы: В реакции происходит связывание ионов, поэтому реакция идет до конца и сопровождается выделением газа. в) Действия: Даны растворы
Наблюдения: Изменений нет. Уравнения реакции:
— реакция не происходит. Выводы: Связывания ионов не происходит. г) Действия: Даны растворы
Наблюдения: Выделяется газ с резким запахом. Уравнения реакции:
Выводы: Ионы
и
связываются с образованием газа и малодиссоциирующего вещества, поэтому реакция идет до конца. д) Действия: Даны растворы
Наблюдения: Изменений нет. Уравнения реакции:
и
— реакция не происходит. Выводы: Реакция не идет, т.к. связывания ионов не происходит. 4) Осуществить реакцию: а) Действия: Используем
Наблюдения: Образуется белый осадок. Уравнения реакции:
Выводы: Реакция сопровождается образованием осадка, поэтому идет до конца. б) Действия: Используем
Наблюдения: Выделяется газ с резким запахом. Уравнения реакции:
Выводы: Реакция сопровождается образованием газа и малодиссоциирующего вещества, поэтому реакция идет до конца. в) Действия: Используем раствор любой щелочи и любой кислоты, например,
Наблюдения: Выделяется тепло.
Выводы: В результате реакции образуется малодиссоциирующее вещество, поэтому реакция идет до конца. г) Действия: Можно использовать алюминий и одну из кислот:
Наблюдения: Выделяется газ без запаха. Уравнения реакции:
Выводы: В результате реакции происходит окисление атомов алюминия ионами водорода. д) Действия: Можно использовать одну из растворимых солей меди
и металл, активней меди
Наблюдения: На железных стружках появляется медный налет, раствор постепенно желтеет. Уравнения реакции:
Выводы: Входе реакции происходит восстановление ионов меди атомами железа. е) Действия: Можно использовать кислоту
и металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода. Наблюдения: Выделяется газ без запаха. Уравнения реакции:
Выводы: Происходит восстановление ионов
атомами цинка. 5) Проводим реакции: а) Действия: Проводим реакции между сероводородной и хлорной водой. Наблюдения: При смешивании сероводородной и хлорной воды их характерный запах исчезает. Уравнения реакции:
Выводы: В результате данной реакции хлор проявляет окислительные свойства, а сероводород, за счет серы в низшей степени окисления, восстановительные. б) Действия: Проводим реакции между раствором иодида калия и хлорной водой. Наблюдения: Появляется коричневое окрашивание раствора. Уравнения реакции:
Выводы: В данной реакции хлор также проявляет окислительные свойства и окисляет ионы йода. в) Действия: Проводим реакции между соляной кислотой и
Наблюдения: Выделяется газ без цвета и запаха. Уравнения реакции:
Выводы: Ионы водорода окисляют атомы алюминия. г) Действия: Проводим реакции между концентрированной серной кислотой и медью при нагревании. Наблюдения: Выделяется газ с резким запахом, раствор приобретает синюю окраску. Уравнения реакции:
Выводы: Концентрированная серная кислота проявляет окислительные свойства за счет кислотного остатка. 6) Необходимые вещества можно получить, например, так: а) Действия: К хлориду железа (III) добавляем гидроксид натрия. Наблюдения: Образуется осадок бурого цвета. Уравнения реакции:
Выводы: В результате связывания ионов
и
образуется гидроксид железа (III). б) Действия: К сульфату меди (II) добавляем сульфид натрия. Наблюдения: Образуется осадок черного цвета. Уравнения реакции:
Выводы: В результате связывания ионов
и
образуется
в) Действия: К сульфату натрия приливаем
нагреваем. Наблюдения: Выделяется газ с резким запахом. Уравнения реакции:
Выводы: В рез-те связывания ионов
образуется сернистая кислота, которая затем разлагается на оксид серы (IV) и воду. г) Действия: К хлориду магния добавляем карбонат натрия. Наблюдения: Образуется белый осадок. Уравнения реакции:
Выводы: В результате связывания ионов
образовалась нерастворимая соль — карбонат магния. д) Действия: К раствору нитрата свинца (II) добавляем цинк. Наблюдения: На цинке появляется черный налет. Уравнения реакции:
Выводы: Атомы цинка восстанавливают ионы свинца, в результате чего свинец выделяется в свободном состоянии.
5terka.com
Технологическая карта урока химии в 9 классе (Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»»
Технологическая карта урока химии
Учитель: Марыгина Елена Александровна, г. Новокузнецк.
9 класс
Учебник: Рудзитис, Г. Е. Химия. Неорганическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. чреждений Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.
Тема: Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»»»
Цель:
Закрепить на практике знания по темам «Гидролиз», «ОВР», «Реакции ионного обмена».
Совершенствовать умения составлять химические уравнения в молекулярной и ионной форме, составлять окислительно – восстановительные реакции методом электронного баланса, составлять уравнения гидролиза.
Объяснять результаты проводимых опытов.
Уметь применять теоретические знания в решении экспериментальных задач.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД: определить последовательность действий для получения результата, делать необходимые выводы по наблюдениям во время проведения опытов, закрепить теоретические знания на практике.
Познавательные УУД: научиться проводить химический эксперимент, используя теоретические знания, знать определения понятий «Гидролиз солей», «ОВР», «Реакции ионного обмена».
Коммуникативные УУД: уметь работать в группах, уметь представить результаты своих опытов.
Личностные УУД: осознание своей роли каждым участником группы, осознание своей роли в группе для достижения общей цели.
Практическая работа проводится по группам (7 групп по 4 человека).
Оборудование: Таблица «Техника безопасности», реактивы, пробирки.
Технология проведения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Задания для достижения запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Мотивация к учебной деятельности
Сообщает о том, что урок – практикум, просит поделиться на группы.
Делятся на группы по 4-5 человек.
Разделиться на группы по 4-5 человек.
Л
Формулирование темы урока, постановка цели
Называет тему практической работы. Предлагает сформулировать цель практической работы
Записывают тему в тетрадях.
Формулируют цель.
Готовятся к проведению практической работы
Умение формулировать и ставить цель практической работы.
Р
Проведение практической работы
Анекдот: Учитель химии был доставлен в больницу и после оказания помощи помещен в палату.
— Автомобильная катастрофа? — интересуется сосед.
— Нет, опечатка в учебнике химии.
Предлагает ученикам вспомнить правила по технике безопасности.
По ходу корректирует ответы учащихся, дополняет.
Предлагает вспомнить: что называют окислительно – восстановительными реакциями, гидролизом, условия протекания реакций обмена до конца.
Раздаёт карточки с заданием (по группам) – приложение 1, даёт каждой группе инструкцию по выполнению задания.
Ученики вспоминают правила техники безопасности, предлагают свои варианты ответов.
Дают ответы на вопросы учителя о реакциях обмена, гидролиза и ОВР.
Ученики работают в группе. Приступают к выполнению практического задания. Делают соответствующие записи в тетради: уравнения реакции, наблюдения, выводы.
Приложение 1
Умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе;
наблюдение самостоятельно проводимых опытов, химических реакций;
описание самостоятельно проведенных экспериментов, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
умение делать выводы и умозаключения из наблюдений.
Р, П, К,Л
Контроль и самопроверка знаний
Предлагает представить результаты первого и второго задания. Опрашивает фронтально. Контролирует выполнение опыта № 3 в каждой группе.
Один ученик от команды рассказывает порядок выполнения опыта 1 и свои наблюдения.
Один ученик от команды пишет на доске общую схему электронного баланса.
Ученики проверяют правильность написания наблюдений и выводов в своих тетрадях.
Умение делать выводы и умозаключения из наблюдений.
Р, Л, К
Рефлексия
Подводит итог урока. Предлагает ответить на вопрос: что было самым трудным при выполнении практической работы.
Отвечают на вопрос
Умение делать выводы, анализ своей работы, проводить рефлексию.
Р, Л
Информация о домашнем задании
Задает домашнее задание, инструктирует учащихся о его выполнении.
Заключительное слово учителя.
Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы по его выполнению.
Подготовить интересную информацию о сере и ее соединениях в виде сообщений на 3 минуты. Это может быть исторические факты, применение серы и ее соединений в хозяйственной деятельности человека, история открытия и т.д.
Л
Приложение 1
Практическая работа 1.
Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.
Вариант 1.
Ход работы:
Задание 1.
В пробирку налейте немного сульфата магния и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы цинка и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и хлорид железа (III)
нитрат серебра и хлорид алюминия
карбонат калия и соляная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Выводы.
Практическая работа 1.
Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.
Вариант 2.
Ход работы:
Задание 1.
В пробирку налейте немного хлорида алюминия и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы цинка и прилейте немного серной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и хлорид алюминия
нитрат серебра и хлорид бария
карбонат кальция и серная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Выводы.
Практическая работа 1.
Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.
Вариант 3.
Ход работы:
Задание 1.
В пробирку налейте немного карбоната калия и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы алюминия и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и сульфат магния
хлорид меди (II) и гидроксид калия
карбонат кальция и соляная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Выводы.
Практическая работа 1.
Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.
Вариант 4.
Ход работы:
Задание 1.
В пробирку налейте немного сульфата цинка и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы алюминия и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и сульфат меди (II)
хлорид бария и карбонат калия
карбонат калия и соляная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Выводы.
Практическая работа 1.
Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.
Вариант 5.
Ход работы:
Задание 1.
В пробирку налейте немного карбоната калия и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы алюминия и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и сульфат магния
хлорид бария и карбонат калия
карбонат кальция и соляная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Выводы.
Практическая работа 1.
Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.
Вариант 6.
Ход работы:
Задание 1.
В пробирку налейте немного сульфата цинка и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы алюминия и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и сульфат меди (II)
сульфат натрия и хлорид бария
карбонат калия и соляная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Выводы.
Практическая работа 1.
Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.
Вариант 7.
Ход работы:
Задание 1.
В пробирку налейте немного сульфата цинка и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы цинка и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и хлорид железа (III)
нитрат серебра и хлорид бария
карбонат калия и соляная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Выводы.
infourok.ru
§22. Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме кислород и сера. (стр. 79). Задание №1
§39. Характеристика металлов. (стр. 138-141):
Лабораторный опыт:
39-pod;Подумай, ответь, выполни:
1; 2; 3; 4; 5; 6;Тестовые задания:
1; 2; 3;§40. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. (стр. 142-143):
Подумай, ответь, выполни:
1; 2; 3;§41. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов. (стр. 144-148):
Лабораторный опыт:
1;Подумай, ответь, выполни:
1; 2; 3;§42. Сплавы. (стр. 149-150):
Подумай, ответь, выполни:
1; 2; 3;§43. Щелочные металлы. (стр. 151-155):
Подумай, ответь, выполни:
1; 2; 3; 4; 5; 6;Тестовые задания:
1; 2; 3;§44. Магний. Щелочноземельные металлы. (стр. 156-158):
Подумай, ответь, выполни:
1; 2; 3; 4; 5;Тестовые задания:
1; 2; 3;§45. Важнейшие соединения кальция. Жесткость воды. (стр. 159-163):
Лабораторный опыт:
1;Подумай, ответь, выполни:
1; 2; 3; 4; 5;Тестовые задания:
1; 2; 3;Интернет задание:
1;§46. Алюминий. (стр. 164-167):
Тестовые задания:
1; 2; 3; 4;§47. Важнейшие соединения алюминия. (стр. 168-170):
Лабораторный опыт:
1;Подумай, ответь, выполни:
1; 2; 3; 4; 5;§48. Железо. (стр. 171-173):
Подумай, ответь, выполни:
1; 2; 3; 4;Тестовые задания:
1; 2; 3;§49. Соединения железа. (стр. 174-176):
Лабораторный опыт:
1;Подумай, ответь, выполни:
1; 2; 3; 4;Тестовые задания:
1; 2; 3;§50. Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме ,,Металлы”. (стр. 177):
gdzplus.me
ГДЗ по химии 9 класс Рудзитис, Фельдман, §50. Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме ,,Металлы” 2
Выбери свой КЛАСС
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Человек и мир
- Музыка
- Окружающий мир
- Информатика
- Литература
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Немецкий язык
- Литература
- Человек и мир
- Музыка
- Окружающий мир
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Немецкий язык
- Литература
- Музыка
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Немецкий язык
- Литература
- Музыка
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 5 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Немецкий язык
- Литература
- Человек и мир
- Природоведение
- Музыка
- Технология
- Физика
- Биология
- Ис
lineika.xyz
9 класс Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
1 опыт
Взаимодействие кислот с металлами
Активные металлы вытесняют водород из кислот.
Возьмем для испытаний цинк Zn и медь Cu.
Добавим соляную кислоту в пробирку с цинком –
начинается реакция с выделением водорода.
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ↑. Цинк восстанавливает
водород из кислот, в ряду напряжений он
расположен левее водорода.
Li, К, Ca, Na, Mg, Al, Mn, Zn, Fe, Co, Ni, Sn,
Pb, H2, Cu, Hg, Ag, Au
Медь не реагирует с кислотой: в ряду напряжений медь — правее водорода. Активный цинк реагирует с кислотой, неактивная медь – не реагирует с соляной кислотой.
Оборудование: пробирки, держатель для пробирок.
Техника безопасности: Следует соблюдать правила работы с горючими газами и правила работы с кислотами.
2 опыт
Реакции ионного обмена, идущие с выделением газа
Проведем реакцию ионного обмена карбоната натрия Na2CO3 с соляной кислотой HCl. Часто реакции ионного обмена с участием карбонатов происходят с выделением газа и поэтому необратимы. Приготовим два стакана: один с раствором карбоната натрия, другой — с сухим карбонатом натрия. Добавим раствор соляной кислоты.
Na2CO3 + 2HCl = CO2 ↑ + H2O + 2NaCl
В обоих стаканах бурно выделяется углекислый газ – происходит необратимая реакция ионного обмена.
Оборудование: химические стаканы, шпатель.
Техника безопасности. Следует соблюдать правила работы с растворами кислот. Избегать попадания кислот на кожу и слизистые оболочки.
Опыт 3
Реакция нейтрализации
Кислота и щелочь в растворе обмениваются ионами и взаимно нейтрализуют друг друга. В стакане раствор щелочи — гидроксида натрия. Индикатор фенолфталеин поможет следить за ходом реакции – добавим его к раствору гидроксида натрия. В щелочной среде фенолфталеин малиновый. Приливаем разбавленную соляную кислоту. Фенолфталеин обесцветился — среда стала нейтральной. Кислота содержат катионы водорода, а щелочь – гидроксид-ионы, которые объединяются в нейтральную малодиссоциированную молекулу воды.
NaOH + HCl = NaCl + H2O
В стакане образовался водный раствор поваренной соли — реакция нейтрализации завершилась.
Оборудование: химический стакан.
Техника безопасности. Следует соблюдать правила работы с растворами кислот и щелочей. Избегать попадания кислот и щелочей на кожу и слизистые оболочки.
Задание №2. Подтвердите качественный состав веществ:
1) Соляная кислота.
Соляная кислота диссоциирует на ионы: НCl → H+ + Cl—
Качественная реакция на катион водорода — лакмус. Образуется красное окрашивание.
Качественная реакция на хлорид-анион — взаимодействие с нитратом серебра, образуется белый творожистый осадок.
НCl + AgNO3 → НNO3 + AgCl↓
Ag+ + Cl —→ AgCl ↓
2) Сульфат меди (II).
Сульфат меди (II) диссоциирует на ионы: CuSO4 → Cu2+ + SO42-
Качественная реакция на сульфат ион — взаимодействие с хлоридом бария. Образуется белый осадок сульфата бария:
CuSO4 + BaCl2 → CuCl2 + BaSO4↓
Ba2+ + SO42-→ BaSO4↓
Качественная реакция на катион меди Cu2+ — взаимодействие с раствором гидроксида натрия. Образуется голубой студенистый осадк гидроксида меди (II):
CuSO4+ 2NaOH → Na2SO4 + Cu(OH)2↓
Cu2+ + 2OH— → Cu(OH)2↓
Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.
infourok.ru