cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Практическая работа по химии 9 класс решение экспериментальных задач 1 – Урок «Решение экспериментальных задач» 9 класс

Урок «Решение экспериментальных задач» 9 класс

Урок по химии для 9 класса « Практическая работа № 3.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Девиз урока: Химии никоим образом научиться невозможно,
не видав самой практики и не принимаясь
за химические операции.

М.В.Ломоносов

Цель : : проверить знания учащихся полученные при изучении темы «Подгруппа кислорода» и закрепить их практически с помощью опытов; продолжить формировать умения и навыки работать с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдая технику безопасности

Задачи:

Образовательные: составлять уравнения химических реакций; повторить правила по ОТ при проведении практической работы и инструкции по ТБ при работе с кислотами, щелочами, лабораторной посудой

Развивающие: развивать познавательный интерес к химии; создать условия для изучения и определения веществ с помощью осуществимых реакций; формировать умение наблюдать, выполнять химические реакции; развивать умение логично мыслить и делать выводы


Воспитательные: формировать умение работать в парах; развивать чувство товарищества и взаимопомощи; воспитывать толерантные отношения в классе

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок,  пробирки, набор реактивов: серная кислота, соляная кислота, гидроксид натрия, лакмус, хлорид бария, нитрат серебра.

Тип урока: урок закрепление знаний, практическая работа

Формы работы: индивидуальная, парная

Структура урока

1.Организационный этап. Приветствие учащихся. Сообщение темы. Постановка цели урока. Домашним заданием было: подготовиться к практической работе (продумать цель, вещества и их формулы, ход выполнения работы уравнения и выводы). На уроке в тетради записываем число, практическая работа, тема работы, цель, оборудование, реактивы.

Цель для всей работы определяем вместе с учащимися: практически решить задачи по теме «Подгруппа кислорода», соблюдая технику безопасности и оформить работу…

На столе находится оборудование для практической работы. Один из учащихся перечисляет, называет его, остальные записывают в тетрадь.

Напоминание о правилах по ТБ при использовании кислот, щелочей, обращение с лабораторной посудой. Учащиеся делают запись в тетради: с правилами по ТБ ознакомлен

Далее учащиеся вычерчивают в тетради таблицу такого плана:

2.Проверка теоретического материала. Ответы на тест. Проверка. Самооценка.

Тест

1)Кислород проявляет положительную степень окисления: а) SO3 б) OF2 в) H2O

2)Бинарные соединения серы с металлами: а) сульфаты б) сульфиды в) сульфиты

3)В техническом хлориде натрия содержится примесь сульфата натрия. Обнаружить эту примесь можно с помощью раствора:

а) соляной кислоты б) серной кислоты в) хлорида бария

4)В качестве сырья для получения серной кислоты в промышленности используют:

а) серу б) сероводород в) пирит

5)Окраска индикатора лакмуса в кислоте: ) синяя б) красная в) желтая

2. Выполнение работы.

Познакомиться с инструкцией проведения эксперимента.

Экспериментальная задача 1. Провести реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Написать уравнения реакции.

Экспериментальная задача 2. Даны три номерные пробирки с растворами. Определить в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Прежде, чем приступить к выполнению задач, учитель предоставляет слово учащимся для определения цели к каждому опыту, просит одного из учащихся назвать какие вещества будут использованы в работе, остальные записывают в тетрадь.

Далее выслушивается выполнение работы учащимися, с дополнением и уточнением с учетом ТБ. По желанию предоставляется возможность выполнения первой задачи под наблюдением учителя.

Рассказывается выполнение работы задачи 2 и затем учащиеся выполняют.

Экспериментальная задача 3. (дополнительно) Доказать, что поваренная соль содержит примеси сульфата натрия.

3. Закрепление.

По окончании работы учащиеся оформляют отчет о проделанной работе, заполняют таблицу:

Экспериментальная задача 1. Провести реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Написать уравнения реакции.

Раствор H2SO4, находящийся в пробирке, делим на 2 части, т.е. отливаем в другую пробирку. В одну пробирку добавляем лакмус

Во вторую пробирку приливаем раствор BaCl2

раствор стал красным, значит среда кислая. Кислая среда определяется наличием ионов H+.

H2SO+ BaCl→ BaSO4 + 2HCl

                                 белый

2 H+ SО42- + Ba 2+ + 2Cl— → BaSO4↓ + 2H+ + 2Cl

Ba2+ + SO4 2- → BaSO4

выпадает белый осадок, значит там присутствуют сульфат-ионы.

H2SOсостоит из ионов H+, т.к. при действии лакмуса раствор красный, это говорит о наличии H+; и из сульфат-ионов, т.к. BaCl2 является качественным реактивом на сульфат-ионы.

Экспериментальная задача 2. Даны три номерные пробирки с растворами. Определить в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Берем пробы из 3х пронумерованных пробирок, т.е. отливаем небольшое количество реактива в чистые пробирки. В эти пробы добавляем лакмус. Допустим это пробирка под № 3. Оставляем ее, т.е. мы ее определили. От оставшихся 2х пробирок вновь берем пробы и в эти пробы добавляем AgNO

3

К оставшейся пробирке №2 приливаем BaCl2 

В 2х пробирках раствор красный, в третьей – синий, значит там, где синий раствор – это щелочь, т.е. NaOH.

наблюдаем, что в I (допустим) пробирке выпал белый творожистый осадок, значит там находится HCl.

HCl + AgNO→ AgCl↓ + HNO3

                                             белый

Н+ Cl— + Ag+ NO3 → AgCl↓ + Н+ NO3

Ag+ + Cl → AgCl↓

выпадает белый осадок, значит там серная кислота.

H2SO4 + BaCl2 → BaSo4↓ + 2HCl

2 H+ SО42- + Ba 2+ + 2Cl— 

→ BaSO4↓ + 2H+ + 2Cl

Ba2+ + SO4 2- → BaSO4

В I пробирке HCl, т.к. при действии AgNO3 выпадает белый творожистый осадок,

во II — H2SO4, т.к. при действии BaClвыпал белый осадок, в III пробирке – NaOH, т.к. при добавлении лакмуса раствор стал синим

Экспериментальная задача 3. (дополнительно) Доказать, что поваренная соль содержит примеси сульфата натрия.

Растворяем соль в воде и приливаем BaCl2 

выпадает белый осадок, значит там серная кислота.

H2SO4 + BaCl2 → BaSo4↓ + 2HCl

2 H+ SО42- + Ba 2+ + 2Cl— → BaSO4↓ + 2H+ + 2Cl

Ba2+ + SO4 2- → BaSO4

нет изменений, значит соль не содержит примеси

Поваренная соль

содержит ( не содержит примеси сульфата натрия)

4. Рефлексия.

Работа может быть оценена с учетом подготовки к практической работе, знание ТБ, выполнения опытов и оформления отчета о работе.

Шкала критериев для оценки индивидуальных отчетных заданий:

Знание теоретического материала 1

Знание и владение техникой безопасности при выполнении лабораторных опытов 0,5

Умение применять знания в конкретной практической ситуации 0,5

Оценка собственных действий пребывания в различных ролях (исполнителя, комментатора, контролера) по ходу практической работы 0,5

Умение аргументировать свою позицию относительно различных элементов проводимого эксперимента 0,5

Умение записывать наблюдаемые явления, проводимые химические реакции, оформлять выводы 2

Итого 5

5.Домашнее задание.

Повторить § 20, 21; выполнить тесты стр.78, изучить схему 6 стр.77

6.Подведение итогов.

Учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу на уроке и закончите фразу: 
На уроке я работал(а) ____________(хорошо, удовлетворительно, плохо).
Сдать тетрадь на проверку. 

« Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства. »Протагор

« Час работы научит больше, чем день объяснения. » Жан-Жак Руссо

« Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика. »Людвиг Фейербах

Выполнение экспериментальных задач

Экспериментальная задача 1. Провести реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Написать уравнения реакции.

Раствор H2SO4, находящийся в пробирке, делим на 2 части, т.е. отливаем в другую пробирку.

В одну пробирку добавляем лакмус

Во вторую пробирку приливаем раствор BaCl2

Наблюдаем:

раствор стал ———-, значит среда кислая. Кислая среда определяется наличием ионов H

+.

H2SO4 + BaCl2 → ? + ?

выпадает ————— осадок, значит там присутствуют сульфат-ионы.

Экспериментальная задача 2. Даны три номерные пробирки с растворами. Определить в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Берем пробы из 3х пронумерованных пробирок

т.е. отливаем небольшое количество реактива в чистые пробирки.

В эти пробы добавляем лакмус.

Допустим это пробирка под № 3. Оставляем ее, т.е. мы ее определили. От оставшихся 2х пробирок вновь берем пробы и в эти пробы добавляем AgNO3

К оставшейся пробирке №2 приливаем BaCl2 

Наблюдаем:

В 2х пробирках раствор ————, в третьей – ————, значит там, где синий раствор – это ———— .

наблюдаем, что в I (допустим) пробирке выпал белый творожистый осадок, значит там находится HCl.

HCl + AgNO= ?+?

выпадает ———— осадок, значит там серная кислота.

H2SO4 + BaCl2 → ?+?

Выводы: Я распознал растворы предложенных веществ на основе знаний о качественных реактивах. Качественным реактивом на серную кислоту и ее соли является …………………, выпадает …………………………… Качественным реактивом на соляную кислоту и ее соли является……………….., выпадает……………………………

Шкала критериев для оценки индивидуальных отчетных заданий:

Знание теоретического материала 1

Знание и владение техникой безопасности при выполнении лабораторных опытов 0,5

Умение применять знания в конкретной практической ситуации 0,5

Оценка собственных действий пребывания в различных ролях (исполнителя, комментатора, контролера) по ходу практической работы 0,5

Умение аргументировать свою позицию относительно различных элементов проводимого эксперимента 0,5

Умение записывать наблюдаемые явления, проводимые химические реакции, оформлять выводы 2

Итого 5

Тест

1)Кислород проявляет положительную степень окисления: а) SO3 б) OF2 в) H2O

2)Бинарные соединения серы с металлами: а) сульфаты б) сульфиды в) сульфиты

3)В техническом хлориде натрия содержится примесь сульфата натрия. Обнаружить эту примесь можно с помощью раствора:

а) соляной кислоты б) серной кислоты в) хлорида бария

4)В качестве сырья для получения серной кислоты в промышленности используют:

а) серу б) сероводород в) пирит

5) Окраска индикатора лакмуса в кислоте: ) синяя б) красная в) желтая

Ответы: по 0,2 балла за правильный ответ

  1. б

  2. б

  3. в

  4. а, в

  5. б

infourok.ru

§50. Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме ,,Металлы”. (стр. 177). Задание №1

§39. Характеристика металлов. (стр. 138-141):

Лабораторный опыт:

39-pod;

Подумай, ответь, выполни:

1; 2; 3; 4; 5; 6;

Тестовые задания:

1; 2; 3;

§40. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. (стр. 142-143):

Подумай, ответь, выполни:

1; 2; 3;

§41. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов. (стр. 144-148):

Лабораторный опыт:

1;

Подумай, ответь, выполни:

1; 2; 3;

§42. Сплавы. (стр. 149-150):

Подумай, ответь, выполни:

1; 2; 3;

§43. Щелочные металлы. (стр. 151-155):

Подумай, ответь, выполни:

1; 2; 3; 4; 5; 6;

Тестовые задания:

1; 2; 3;

§44. Магний. Щелочноземельные металлы. (стр. 156-158):

Подумай, ответь, выполни:

1; 2; 3; 4; 5;

Тестовые задания:

1; 2; 3;

§45. Важнейшие соединения кальция. Жесткость воды. (стр. 159-163):

Лабораторный опыт:

1;

Подумай, ответь, выполни:

1; 2; 3; 4; 5;

Тестовые задания:

1; 2; 3;

Интернет задание:

1;

§46. Алюминий. (стр. 164-167):

Тестовые задания:

1; 2; 3; 4;

§47. Важнейшие соединения алюминия. (стр. 168-170):

Лабораторный опыт:

1;

Подумай, ответь, выполни:

1; 2; 3; 4; 5;

§48. Железо. (стр. 171-173):

Подумай, ответь, выполни:

1; 2; 3; 4;

Тестовые задания:

1; 2; 3;

§49. Соединения железа. (стр. 174-176):

Лабораторный опыт:

1;

Подумай, ответь, выполни:

1; 2; 3; 4;

Тестовые задания:

1; 2; 3;

§50. Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме ,,Металлы”. (стр. 177):

gdzplus.me

Практическая работа № 1 стр. 22 Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциации»

1) Действия: К кусочку цинка добавляем 1 мл концентрированной серной кислоты. Наблюдения: Выделяется осадок желтого цвета. Уравнения реакции:

Выводы: Концентрированная серная кислота проявляет окислительные свойства, поэтому при взаимодействии с металлами водород в свободном состоянии не выделяется. 2) а) Действия: К раствору хлорида магния добавляем р-р

Наблюдения: Образуется белый осадок.


Выводы: Реакция обмена идет до конца, т.к. происходит связывание ионов

и

в нерастворимое основание. б) Действия: К раствору хлорида магния добавляем раствор

Наблюдения: Изменений нет. Уравнения реакции:

— реакция не происходит. Выводы: Реакция не идет, связывания ионов не происходит. в) Действия: К раствору хлорида магния добавляем р-р

Наблюдения: Выпадает белый осадок. Уравнения реакции:


Выводы: Реакция сопровождается связыванием ионов

и

поэтому идет до конца. г) Действия: К раствору хлорида магния добавляем р-р

Наблюдения: Изменений нет. Уравнения реакции:

Выводы: Реакция не идет, т.к. связывания ионов не происходит. д) Действия: К раствору хлорида магния добавляем раствор

Наблюдения: Образуется белый осадок. Уравнения реакции:


Выводы: Реакция сопровождается связыванием ионов

поэтому идет до конца. е) Действия: К раствору хлорида магния добавляем раствор

Наблюдения: Образуется белый осадок. Уравнения реакции:


Выводы: Реакция сопровождается связыванием ионов

3) а) Действия: Даны растворы

Наблюдения: Выделяется газ без запаха. Уравнения реакции:


Выводы: Реакция идет до конца, т.к. происходит связывание ионов

и

образуется малодиссоциирующее вещество. б) Действия: Даны растворы

Наблюдения: Выделяется газ с неприятным запахом. Уравнения реакции:


Выводы: В реакции происходит связывание ионов, поэтому реакция идет до конца и сопровождается выделением газа. в) Действия: Даны растворы

Наблюдения: Изменений нет. Уравнения реакции:

— реакция не происходит. Выводы: Связывания ионов не происходит. г) Действия: Даны растворы

Наблюдения: Выделяется газ с резким запахом. Уравнения реакции:


Выводы: Ионы

и

связываются с образованием газа и малодиссоциирующего вещества, поэтому реакция идет до конца. д) Действия: Даны растворы


Наблюдения: Изменений нет. Уравнения реакции:

и

— реакция не происходит. Выводы: Реакция не идет, т.к. связывания ионов не происходит. 4) Осуществить реакцию: а) Действия: Используем

Наблюдения: Образуется белый осадок. Уравнения реакции:


Выводы: Реакция сопровождается образованием осадка, поэтому идет до конца. б) Действия: Используем

Наблюдения: Выделяется газ с резким запахом. Уравнения реакции:


Выводы: Реакция сопровождается образованием газа и малодиссоциирующего вещества, поэтому реакция идет до конца. в) Действия: Используем раствор любой щелочи и любой кислоты, например,

Наблюдения: Выделяется тепло.


Выводы: В результате реакции образуется малодиссоциирующее вещество, поэтому реакция идет до конца. г) Действия: Можно использовать алюминий и одну из кислот:

Наблюдения: Выделяется газ без запаха. Уравнения реакции:


Выводы: В результате реакции происходит окисление атомов алюминия ионами водорода. д) Действия: Можно использовать одну из растворимых солей меди

и металл, активней меди

Наблюдения: На железных стружках появляется медный налет, раствор постепенно желтеет. Уравнения реакции:

Выводы: Входе реакции происходит восстановление ионов меди атомами железа. е) Действия: Можно использовать кислоту

и металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода. Наблюдения: Выделяется газ без запаха. Уравнения реакции:

Выводы: Происходит восстановление ионов

атомами цинка. 5) Проводим реакции: а) Действия: Проводим реакции между сероводородной и хлорной водой. Наблюдения: При смешивании сероводородной и хлорной воды их характерный запах исчезает. Уравнения реакции:

Выводы: В результате данной реакции хлор проявляет окислительные свойства, а сероводород, за счет серы в низшей степени окисления, восстановительные. б) Действия: Проводим реакции между раствором иодида калия и хлорной водой. Наблюдения: Появляется коричневое окрашивание раствора. Уравнения реакции:

Выводы: В данной реакции хлор также проявляет окислительные свойства и окисляет ионы йода. в) Действия: Проводим реакции между соляной кислотой и

Наблюдения: Выделяется газ без цвета и запаха. Уравнения реакции:

Выводы: Ионы водорода окисляют атомы алюминия. г) Действия: Проводим реакции между концентрированной серной кислотой и медью при нагревании. Наблюдения: Выделяется газ с резким запахом, раствор приобретает синюю окраску. Уравнения реакции:

Выводы: Концентрированная серная кислота проявляет окислительные свойства за счет кислотного остатка. 6) Необходимые вещества можно получить, например, так: а) Действия: К хлориду железа (III) добавляем гидроксид натрия. Наблюдения: Образуется осадок бурого цвета. Уравнения реакции:


Выводы: В результате связывания ионов

и

образуется гидроксид железа (III). б) Действия: К сульфату меди (II) добавляем сульфид натрия. Наблюдения: Образуется осадок черного цвета. Уравнения реакции:


Выводы: В результате связывания ионов

и

образуется

в) Действия: К сульфату натрия приливаем

нагреваем. Наблюдения: Выделяется газ с резким запахом. Уравнения реакции:


Выводы: В рез-те связывания ионов

образуется сернистая кислота, которая затем разлагается на оксид серы (IV) и воду. г) Действия: К хлориду магния добавляем карбонат натрия. Наблюдения: Образуется белый осадок. Уравнения реакции:


Выводы: В результате связывания ионов

образовалась нерастворимая соль — карбонат магния. д) Действия: К раствору нитрата свинца (II) добавляем цинк. Наблюдения: На цинке появляется черный налет. Уравнения реакции:

Выводы: Атомы цинка восстанавливают ионы свинца, в результате чего свинец выделяется в свободном состоянии.

5terka.com

Технологическая карта урока химии в 9 классе (Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»»

Технологическая карта урока химии

Учитель: Марыгина Елена Александровна, г. Новокузнецк.

9 класс

Учебник: Рудзитис, Г. Е. Химия. Неорганическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. чреждений Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.

Тема: Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»»»

Цель:

  • Закрепить на практике знания по темам «Гидролиз», «ОВР», «Реакции ионного обмена». 

  • Совершенствовать умения составлять химические уравнения в молекулярной и ионной форме, составлять окислительно – восстановительные реакции методом электронного баланса, составлять уравнения гидролиза.

  • Объяснять результаты проводимых опытов.

  • Уметь применять теоретические знания в решении экспериментальных задач.

Планируемые результаты:

  • Регулятивные УУД: определить последовательность действий для получения результата, делать необходимые выводы по наблюдениям во время проведения опытов, закрепить теоретические знания на практике.

  • Познавательные УУД: научиться проводить химический эксперимент, используя теоретические знания, знать определения понятий «Гидролиз солей», «ОВР», «Реакции ионного обмена».

  • Коммуникативные УУД: уметь работать в группах, уметь представить результаты своих опытов.

  • Личностные УУД: осознание своей роли каждым участником группы, осознание своей роли в группе для достижения общей цели.

Практическая работа проводится по группам (7 групп по 4 человека).

Оборудование: Таблица «Техника безопасности», реактивы, пробирки.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для достижения запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Сообщает о том, что урок – практикум, просит поделиться на группы.

Делятся на группы по 4-5 человек.

Разделиться на группы по 4-5 человек.

Л

Формулирование темы урока, постановка цели

Называет тему практической работы. Предлагает  сформулировать цель практической работы

Записывают тему в тетрадях.

Формулируют цель.

Готовятся к проведению практической работы

Умение формулировать и ставить цель практической работы.

Р

Проведение практической работы

Анекдот: Учитель химии был доставлен в больницу и после оказания помощи помещен в палату.
— Автомобильная катастрофа? — интересуется сосед.
— Нет, опечатка в учебнике химии.

Предлагает ученикам вспомнить правила по технике безопасности.

По ходу корректирует ответы учащихся, дополняет.

Предлагает вспомнить: что называют окислительно – восстановительными реакциями, гидролизом, условия протекания реакций обмена до конца.

Раздаёт карточки с заданием (по группам) – приложение 1, даёт каждой группе инструкцию по выполнению задания. 

Ученики вспоминают правила техники безопасности, предлагают свои варианты ответов.

Дают ответы на вопросы учителя о реакциях обмена, гидролиза и ОВР.

Ученики работают в группе. Приступают к выполнению практического задания. Делают соответствующие записи в тетради: уравнения реакции, наблюдения, выводы.

Приложение 1

Умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе;

наблюдение самостоятельно проводимых опытов, химических реакций;

описание самостоятельно проведенных экспериментов, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

умение делать выводы и умозаключения из наблюдений.

Р, П, К,Л

Контроль и самопроверка знаний

Предлагает представить результаты первого и второго задания. Опрашивает фронтально. Контролирует выполнение опыта № 3 в каждой группе.

Один ученик от команды рассказывает порядок выполнения опыта 1 и свои наблюдения.

Один ученик от команды пишет на доске общую схему электронного баланса.

Ученики проверяют правильность написания наблюдений и выводов в своих тетрадях.

Умение делать выводы и умозаключения из наблюдений.

Р, Л, К

Рефлексия

Подводит итог урока. Предлагает ответить на вопрос: что было самым трудным при выполнении практической работы.

Отвечают на вопрос

Умение делать выводы, анализ своей работы, проводить рефлексию.

Р, Л

Информация о домашнем задании

Задает домашнее задание, инструктирует учащихся о его выполнении.

Заключительное слово учителя.

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы по его выполнению.

Подготовить интересную информацию о сере и ее соединениях в виде сообщений на 3 минуты. Это может быть исторические факты, применение серы и ее соединений в хозяйственной деятельности человека, история открытия и т.д.

Л

Приложение 1

Практическая работа 1.

Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».

Цель:

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.

Соблюдение правил техники безопасности.

Вариант 1.

Ход работы:

Задание 1.

В пробирку налейте немного сульфата магния и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.

Задание 2.

В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы цинка и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

Задание 3.

Проведите практически следующие реакции:

  1. гидроксид калия и хлорид железа (III)

  2. нитрат серебра и хлорид алюминия

  3. карбонат калия и соляная кислота

Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Выводы.

Практическая работа 1.

Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».

Цель:

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.

Соблюдение правил техники безопасности.

Вариант 2.

Ход работы:

Задание 1.

В пробирку налейте немного хлорида алюминия и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.

Задание 2.

В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы цинка и прилейте немного серной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

Задание 3.

Проведите практически следующие реакции:

  1. гидроксид калия и хлорид алюминия

  2. нитрат серебра и хлорид бария

  3. карбонат кальция и серная кислота

Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Выводы.

Практическая работа 1.

Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».

Цель:

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.

Соблюдение правил техники безопасности.

Вариант 3.

Ход работы:

Задание 1.

В пробирку налейте немного карбоната калия и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.

Задание 2.

В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы алюминия и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

Задание 3.

Проведите практически следующие реакции:

  1. гидроксид калия и сульфат магния

  2. хлорид меди (II) и гидроксид калия

  3. карбонат кальция и соляная кислота

Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Выводы.

Практическая работа 1.

Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».

Цель:

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.

Соблюдение правил техники безопасности.

Вариант 4.

Ход работы:

Задание 1.

В пробирку налейте немного сульфата цинка и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.

Задание 2.

В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы алюминия и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

Задание 3.

Проведите практически следующие реакции:

  1. гидроксид калия и сульфат меди (II)

  2. хлорид бария и карбонат калия

  3. карбонат калия и соляная кислота

Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Выводы.

Практическая работа 1.

Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».

Цель:

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.

Соблюдение правил техники безопасности.

Вариант 5.

Ход работы:

Задание 1.

В пробирку налейте немного карбоната калия и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.

Задание 2.

В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы алюминия и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

Задание 3.

Проведите практически следующие реакции:

  1. гидроксид калия и сульфат магния

  2. хлорид бария и карбонат калия

  3. карбонат кальция и соляная кислота

Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Выводы.

Практическая работа 1.

Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».

Цель:

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.

Соблюдение правил техники безопасности.

Вариант 6.

Ход работы:

Задание 1.

В пробирку налейте немного сульфата цинка и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.

Задание 2.

В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы алюминия и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

Задание 3.

Проведите практически следующие реакции:

  1. гидроксид калия и сульфат меди (II)

  2. сульфат натрия и хлорид бария

  3. карбонат калия и соляная кислота

Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Выводы.

Практическая работа 1.

Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».

Цель:

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.

Соблюдение правил техники безопасности.

Вариант 7.

Ход работы:

Задание 1.

В пробирку налейте немного сульфата цинка и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.

Задание 2.

В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы цинка и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

Задание 3.

Проведите практически следующие реакции:

  1. гидроксид калия и хлорид железа (III)

  2. нитрат серебра и хлорид бария

  3. карбонат калия и соляная кислота

Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Выводы.

infourok.ru

§22. Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме кислород и сера. (стр. 79). Задание №1

§39. Характеристика металлов. (стр. 138-141):

Лабораторный опыт:

39-pod;

Подумай, ответь, выполни:

1; 2; 3; 4; 5; 6;

Тестовые задания:

1; 2; 3;

§40. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. (стр. 142-143):

Подумай, ответь, выполни:

1; 2; 3;

§41. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов. (стр. 144-148):

Лабораторный опыт:

1;

Подумай, ответь, выполни:

1; 2; 3;

§42. Сплавы. (стр. 149-150):

Подумай, ответь, выполни:

1; 2; 3;

§43. Щелочные металлы. (стр. 151-155):

Подумай, ответь, выполни:

1; 2; 3; 4; 5; 6;

Тестовые задания:

1; 2; 3;

§44. Магний. Щелочноземельные металлы. (стр. 156-158):

Подумай, ответь, выполни:

1; 2; 3; 4; 5;

Тестовые задания:

1; 2; 3;

§45. Важнейшие соединения кальция. Жесткость воды. (стр. 159-163):

Лабораторный опыт:

1;

Подумай, ответь, выполни:

1; 2; 3; 4; 5;

Тестовые задания:

1; 2; 3;

Интернет задание:

1;

§46. Алюминий. (стр. 164-167):

Тестовые задания:

1; 2; 3; 4;

§47. Важнейшие соединения алюминия. (стр. 168-170):

Лабораторный опыт:

1;

Подумай, ответь, выполни:

1; 2; 3; 4; 5;

§48. Железо. (стр. 171-173):

Подумай, ответь, выполни:

1; 2; 3; 4;

Тестовые задания:

1; 2; 3;

§49. Соединения железа. (стр. 174-176):

Лабораторный опыт:

1;

Подумай, ответь, выполни:

1; 2; 3; 4;

Тестовые задания:

1; 2; 3;

§50. Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме ,,Металлы”. (стр. 177):

gdzplus.me

ГДЗ по химии 9 класс Рудзитис, Фельдман, §50. Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме ,,Металлы” 2

Выбери свой КЛАСС

  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Человек и мир
    • Музыка
    • Окружающий мир
    • Информатика
    • Литература
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Человек и мир
    • Музыка
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Музыка
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Музыка
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 5 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Человек и мир
    • Природоведение
    • Музыка
    • Технология
    • Физика
    • Биология
    • Ис

lineika.xyz

9 класс Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

1 опыт

Взаимодействие кислот с металлами

Активные металлы вытесняют водород из кислот.

Возьмем для испытаний цинк Zn и медь Cu.

Добавим соляную кислоту в пробирку с цинком –

начинается реакция с выделением водорода.

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H. Цинк восстанавливает

 водород из кислот,  в ряду напряжений он

расположен левее водорода.

Li, К, Ca, Na, Mg, Al, Mn, Zn, Fe, Co, Ni, Sn,

 Pb, H2, Cu, Hg, Ag, Au

Медь не реагирует с кислотой: в ряду напряжений медь —  правее водорода. Активный цинк реагирует с кислотой, неактивная медь – не реагирует с соляной кислотой.

Оборудование: пробирки, держатель для пробирок.

Техника безопасности: Следует соблюдать правила работы с горючими газами и правила работы с кислотами.

2 опыт

Реакции ионного обмена, идущие с выделением газа

Проведем реакцию ионного обмена карбоната натрия Na2COс соляной кислотой HCl. Часто реакции ионного обмена с участием карбонатов происходят с выделением газа  и поэтому необратимы. Приготовим два стакана: один с раствором карбоната натрия, другой — с сухим карбонатом натрия. Добавим раствор соляной кислоты.

Na2CO3 + 2HCl = CO + H2O + 2NaCl

В обоих стаканах бурно выделяется углекислый газ – происходит необратимая реакция ионного обмена.

Оборудование: химические стаканы, шпатель.

Техника безопасности. Следует соблюдать правила работы с растворами кислот. Избегать попадания кислот на кожу и слизистые оболочки.

Опыт 3

Реакция нейтрализации

Кислота и щелочь в растворе обмениваются ионами и взаимно нейтрализуют друг друга. В стакане раствор щелочи — гидроксида натрия.  Индикатор фенолфталеин поможет следить за ходом реакции – добавим его к раствору гидроксида натрия. В щелочной среде фенолфталеин малиновый. Приливаем разбавленную соляную кислоту.  Фенолфталеин обесцветился — среда стала нейтральной. Кислота содержат катионы водорода, а щелочь – гидроксид-ионы,  которые объединяются в нейтральную малодиссоциированную молекулу воды.

NaOH + HCl = NaCl + H2O

В стакане образовался  водный раствор поваренной соли — реакция нейтрализации завершилась.

Оборудование: химический стакан.

Техника безопасности. Следует соблюдать правила работы с растворами кислот и щелочей. Избегать попадания кислот и щелочей на кожу и слизистые оболочки.

Задание №2. Подтвердите качественный состав веществ:

1) Соляная кислота.

Соляная кислота диссоциирует на ионы: НClH+ + Cl

Качественная реакция на катион водорода — лакмус. Образуется красное окрашивание.

Качественная реакция на хлорид-анион — взаимодействие с нитратом серебра, образуется белый творожистый осадок.

НCl + AgNO3 → НNO3 + AgCl

Ag+ + Cl AgCl

2) Сульфат меди (II).

Сульфат меди (II) диссоциирует на ионы: CuSO4 → Cu2+ + SO42-

Качественная реакция на сульфат ион — взаимодействие с хлоридом бария. Образуется белый осадок сульфата бария:

CuSO4 + BaCl2 → CuCl2 + BaSO4

Ba2+ + SO42-→ BaSO4

Качественная реакция на катион меди Cu2+ — взаимодействие с раствором гидроксида натрия. Образуется голубой студенистый осадк гидроксида меди (II):

CuSO4+ 2NaOH → Na2SO4 + Cu(OH)2

Cu2+ + 2OH → Cu(OH)2

Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *