cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока рождение новой религии 6 класс – Сценарий урока «Рождение новой силы». (6 класс)

Сценарий урока «Рождение новой силы». (6 класс)

Сценарий урока .6 класс. Тема : «Рождение новой силы».

Учебник: М.А.Бойцов, Р.М.Шукуров. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс. Русское слово.2007

Цель: сформировать представления об Арабском Халифате и исламе, как одной их мировых религий; их вклад в мировую историю.

Тип урока : комбинированный.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование ценностно- смысловой ориентации учащихся через ознакомление с религиозными моральными нормами арабов. Умение определять значимость вклада арабов в мировую историю

Регулятивные УУД: умение формулировать проблемную задачу урока и находить пути её решения через уже имеющиеся знания. Выдвижение версий.

Познавательные УУД: умение работать с понятиями(Коран, ислам, пророк). Умение представлять информацию в разных формах (таблицы, схемы). Умение находить достоверную информацию в разных источниках. Умение делать выводы.

Коммуникативные: умение слушать одноклассников, понимать других, работать в группах.

Организационная структура урока:

1)Актуализация знаний:

-Здраствуйте. Предыдущие уроки мы с вами посвятили изучению установления феодального строя в странах Западной и Центральной Европы. Обсудили жизнь феодалов и крестьян , их роли в раннее Средневековье.

-Какие страны мы не охватили своим историческим взором?

-Назовите современные страны Востока, которые вы знаете?

-Что сейчас происходит в этих странах?

(Группы предлагают свои ответы на вопросы, обсуждение)

-восточные

-Саудовская Аравия, Арабские Эмираты , Сирия, Иран и т.д.

-в одних странах процветание, в других кризис полит.власти.( слайд –карта на доске)

Познавательные УУД:

-умение находить достоверную информацию в разных источниках

Коммуникативные: умение слушать одноклассников, понимать других, работать в группах.

-Сегодня мы поговорим о народе, который наложил отпечаток на историю многих государств, в том числе и на одно из самых сильнейших- Византию. Это сильное государство , которое завоёвывало прилегающий территории. Однако и она сама также подвергалась нападениям.

-Вспомните, какие народы совершали набеги на территорию Византии?

-Славяне, арабы

2)Создание проблемной ситуации:

-На востоке граница Византии проходила рядом с территорией , на которой проживали племена арабов. В 630-х гг. в жизни этих народов происходит чудо: незаметные раньше пустынные кочевники – арабы-объединились в сильную военную державу – халифат. Их стали бояться многие государства.

-Какой же главный вопрос мы постараемся решить сегодня? Ответить на этот вопрос мы попытаемся вами на нашем уроке.

Группы предлагают версии, формулируем проблемный вопрос. «Чем объяснялись внезапные успехи арабов?»(слайд на доске).( записывают вопрос в тетрадь)

Регулятивные УУД: умение формулировать проблемную задачу урока и находить пути её решения через уже имеющиеся знания. Выдвижение версий.

3)Планирование:

-Ответить на этот вопрос сразу не получится. Давайте проработам шаги , которые приведут нас к новому знанию. Что же мы предполагаем изучать на уроке? Обсудите в своих группах 1-2 минуты.

Предлагают версии плана урока.

1)Условия жизни и занятия арабов

2)Появление новой религии-ислама

3)Обычаи, нравы, традиции мусульман.( записывают план в тетрадь). (слайд)

Регулятивные УУД: выдвижение версий.

Коммуникативные: умение слушать одноклассников, понимать других, работать в группах.

4)Открытие нового знания:

-С чем мы сталкиваемся в первом вопросе? Нам нужна помощь атласа.

-Где проживали арабы?

-Какими морями омывается Аравийский полуостров?

-Какой вывод мы можем сделать о занятиях людей исходя из географического положения?

Самыми крупными городами были Мекка и Медина. По Аравии проходили торговые пути из Византии в Африку и Индию. И сами арабы были кочевниками. Мекка прославилась не только как место ежегодных торгов , но и как родина Мухаммеда.

-Слушаем сообщение ученика о пророке Мухаммеде.

-Итак, откровения , которые Мухаммед получал от Аллаха( Бога), были помещены в священную книгу мусульман- Коран . Религия, основанная им стала именоваться «ислам», а люди , исповедовавшие её- мусульмане. В Коране и в сунне , т.е. предании, изречении Мухаммеда, выражено само мусульманское учение.

-Дополним знания о Коране , прочитав пункт «Предавшие себя Богу», стр. 40-41 в учебнике.

-Опишите процесс создания мира по Корану?

-Что такое «шариат»?

-Как называется место молитвы мусульман?(работа в группах с карточками)

-Какие мечети города Казани вам известны?

-Какие три мировые религии мы , в итоге , знаем?

-Что общего и каковы отличия ислама от идей христианства?

-Аравийский полуостров

-Красным и Аравийским, Персидский залив.

-кочевали, торговали.

Записывают в тетрадях (араб-переводится как «кочевник»).

Мекка- главный крупный город.

-Один ученик выступает с биографическим сообщением о пророке Мухаммеде, как о создателе ислама.

Записывают определения в тетрадь «Коран», «мусульманин», «Аллах», «сунна», «Кааба», «ислам»(работа с учебником).(слайд)

Группам предлагаются бумажные детали мечети и прилегающей к ней территории. На ватмане располагают в правильном порядке эти детали.

-Буддизм, христианство, ислам.

Изображают это знание в виде схемы в тетрадях.

-делают сравнительную таблицу в тетрадях.(работа в группах)

Личностные УУД: формирование ценностно- смысловой ориентации учащихся через ознакомление с религиозными моральными нормами арабов. Умение определять значимость вклада арабов в мировую историю.

Коммуникативные: умение слушать одноклассников, понимать других.

5) Рефлексия:

-Таким образом, ислам стал объединяющей религией и для арабов , для других народов.

-А теперь проверим, как внимательно вы работали и слушали.

.

Предлагается Синквейн на слово «Ислам». (слайд с правилами синквейна на доске «Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

(работа в группах)

Личностные УУД: формирование ценностно- смысловой ориентации учащихся через ознакомление с религиозными моральными нормами арабов. Умение определять значимость вклада арабов в мировую историю

Коммуникативные: умение слушать одноклассников, понимать других, работать в группах.

6) Домашнее задание: записи в тетрадях учить, параграф 4 пересказ.

infourok.ru

Урок по истории Средних веков в 6-м классе «Рождение новой религии»

Разделы: История и обществознание


Актуальность темы.

Одна из целей моего урока заключается в определении основных вех становления ислама и рассмотрение его как одну из мировых религий. Эта тема, на мой взгляд, актуальна в наши дни. Россия — многонациональное и поликонфессиональное государство, и нам приходится контактировать с людьми разных вероисповеданий. Знакомство с религиями, историями их возникновения и распространения позволит понять их влияние на политику, экономику, судьбы разных народов. Это может способствовать ослаблению агрессии, напряженности в современном мире, а так же расширит кругозор учащихся.

Используемая технология обучения.

На уроке я применила технологию РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Эта технология позволяет формировать навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Дети не только получают новую информацию, но и формируют культуру чтения, выделяют причинно-следственные связи, отвергают неверную или ненужную информацию, выделяют ошибки в рассуждениях и т.д.

Цели урока:

  • сформировать представление о процессе и причинах возникновения ислама;
  • рассмотреть ислам как одну из мировых религий;
  • продолжить формирование толерантного отношения к представителям различных религиозных конфессий;
  • формировать умение работать с таблицей и текстом;
  • умение выявлять причинно-следственные связи.

Основные понятия урока: ислам, мечеть, Коран, Кааба, мусульмане, Медина.

Оборудование урока: карта «Арабы в VII-IX вв.», раздаточный материал.

I. Стадия «вызов».

1. Учитель пишет на доске опорные слова:

  • язычники
  • Мухаммед
  • Медина
  • ислам
  • Коран
  • переселение
  • Мекка

2. Учащиеся получают задание составить предложения с этими словами (3-5 предложений). После завершения работы учитель выслушивает варианты учеников и записывает их на доску.

II. Смысловая стадия.

1. Ученики под диктовку учителя записывают предложенные им предложения.

«В своем большинстве арабы были язычниками».

«Мухаммеда и его проповеди слушали плохо, смеялись над ним или злились».

«В VII веке Мухаммед покинул Мекку и переселился в Ясриб, позже названный Медина».

«Из проповеди гонимого пророка родилось учение, являющееся сегодня одной из мировых религий, ислам».

«Коран — священная книга всех мусульман».

2. Ученики должны прочитать еще раз эти предложения и подумать, с чем они согласны, а с чем не согласны. Возле каждой фразы поставить + или .

После этого учитель дает высказаться нескольким ученикам по этому заданию. Дети должны объяснить, что у них вызвало сомнения, если они существуют.

3. Учитель предлагает детям записать свои вопросы, которые у них возникли за время работы со словами и предложениями. Через небольшой промежуток времени учитель выслушивает учеников, записывая их вопросы на доске.

Из вопросов учащихся:

  1. Почему над Мухаммедом смеялись?
  2. О чем говорится в Коране?
  3. Почему Ясриб был назван Мединой?
  4. О чем говорил Мухаммед?
  5. Почему многие арабы отказались от языческих идолов?

    и др.

III. Рефлексия.

1. Учащимся раздается текст, посвященный теме урока (можно использовать текст параграфа). Дети читают текст, сопровождая чтение заполнением таблицы.

V + ?

            

           

            

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«V»-знал эту информацию, «+» — новая информация,

«-»- думал иначе, «?» — непонятная, сомнительная информация.

Раздаточный материал.

«В начале VII века дела у арабов обстояли не блестяще. В торговле, шедшей через Аравию, возникли трудности. Арабов разделяла не только пустыня, но и религиозные верования. Одни поклонялись грозным небесным светилам-звездам, Солнцу, Луне. Другие верили в злых (шайтанов) и добрых духов. Борьба между ними, считали арабы, определяет успехи и неудачи в жизни людей. В большинстве своем арабы были язычниками.

В главном городе арабов Мекке со всей Аравии собирались поклониться черному камню, вделанному в стену древнего святилища – Каабы. Кроме того, здесь находились идолы 360 арабских племен. Властителем Каабы и верховным божеством Мекки считался Аллах.

Рано или поздно должен был появиться проповедник новой религии, понятной и близкой язычникам-арабам, но признававший истинной веру лишь в единого Бога-Аллаха. Таким проповедником стал Мухаммед.

Его жизнь была нелегка, хотя Мухаммед и происходил из знатного рода, входившего в господствовавшее тогда в Мекке племя курейш. В сорок

лет к нему пришли первые видения: будто бы прекрасный юноша дает ему книги и приказывает: « Читай!» Мухаммед уверовал, что это был архангел Гавриил и что его устами говорит сам Бог.

Он начал проповедовать в семье, дома, на улице. Вначале рассказывал о неправедности жизни, которую ведут соплеменники. Мухаммед обличал пороки и призывал к раскаянию. Нужно отречься от привычного образа жизни, помогать сиротам и беднякам, поверить в милосердие Божье.

Слушали его плохо, смеялись или злились, когда обвинения были слишком обидны. Сотвори чудо, говорили Мухаммеду, и мы поверим тебе. Но я лишь пророк Аллаха, отвечал проповедник, не первый, которого он присылает к людям.

Постепенно вокруг нового пророка собралась небольшая группа сторонников, мусульман. Их преследовали все ожесточеннее, и в 622 году Мухаммед покинул Мекку и переселился в город Ясриб. Это событие почитается мусульманами как священное. Ясриб получил новое название-Медина («город пророка»). Здесь устраивается первая мечеть, дом для молитв. В проповедях Мухаммеда появляются новые темы. Он объявляет главной святыней мусульман черный камень Каабы. Пророк хочет вернуться в Мекку. Теперь у него достаточно сил, ему верят десятки тысяч людей, готовых следовать его велениям.

Многочисленная армия мусульман вступила в Мекку в 630 году. Из Каабы вынесли всех племенных идолов. Из одинокой проповеди гонимого пророка родилось религиозное учение, наряду с христианством и буддизмом являющееся сегодня одной из мировых религий, — ислам. Главный догмат ислама сформулирован с абсолютной ясностью: « Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед-пророк его». Мусульмане верят в единого всемогущего Аллаха, избравшего Мухаммеда для проповеди истинной веры. Происходит лишь то, что угодно Богу. Ни приблизить, ни отдалить предначертанное человек не в состоянии. Мудрость в том, чтобы покориться воле Аллаха. Каждый мусульманин обязан свято соблюдать предписания Корана. Молиться следует пять раз в день в определенное время. В священный месяц рамадан нельзя есть до захода солнца. Нужно давать милостыню бедным. Наконец, каждый, кто имеет достаточно средств для этого, должен хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку, семь раз обойти вокруг Каабы, как это сделал в 630 году Мухаммед.

Для мусульман Коран является священной книгой. В нем изложены основные догматы веры, даются советы о воспитании детей, режиме питания, гигиене, устройстве дома, наказании преступников, наследовании имущества».

2. После чтения и заполнения таблицы, ученики с помощью учителя отвечают на поставленные ими вопросы и записанные учителем на доске. В случае если в тексте нет ответов на все вопросы, заданные детьми, учитель может дать ответы на них на уроке или предложить детям найти ответы дома самостоятельно и подготовить сообщение к следующему уроку.

3. Далее работа с фразами-предположениями, составленными учащимися из опорных слов в начале урока. Ученики зачитывают их и исправляют собственные ошибки.

4. Учитель дает задание составить с опорными словами уже верные предложения. Ученики зачитывают эти предложения, учитель корректирует их, если это необходимо.

Домашнее задание: подготовить сообщение по теме «Возникновение ислама у арабов», выучить определения новых понятий.

27.04.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Разработка урока по истории Средних веков Тема «Рождение новой силы» 6 класс

Урок 5

Тема: Рождение новой силы.

Цель и задачи урока: рассмотреть особенности жизни арабских племен и проследить пути возникновения государства у арабов. Сформировать у учеников представление о новой мировой религии, зародившейся в 7 в., — исламе. Способствовать развитию хронологических и картографических умений школьников.

Средства обучения: презентация к уроку.

Основные понятия, термины и географические названия: хиджра, ислам, мусульманин, шариат, хадж, мечеть, минарет, имам, мулла, халиф, сунна, арабы.

Структура урока: изучение нового материала, закрепление, домашнее задание.

Ход урока.

I. Орг. момент.

ІІ. Постановка цели урока.

ІII. Проверка домашнего задания.

ІV. Изучение новой темы.

1. Аравийский полуостров и его жители. Описание географического положения Аравийского полуострова и его природных особенностей по вопросам к ученикам:

— В какой части света находится Аравийский полуостров?

— Какие моря омывают его берега?

— Соседями каких народов были арабы?

— Какие знаменитые торговые пути проходили через Аравийский полуостров?

Рассказ учителя о жизни арабских племен и их занятиях с одновременной демонстрацией на карте Аравийского полуострова, Мекки и Ясриба.

Аравия – одна из наиболее безводных стран мира. Большую часть полуострова занимают засушливые степи и труднопроходимые пустыни. В языке древних арабов не было даже слова «река».

2. Пророк Мухаммад и новая религия. Для того, чтобы объединить арабов и защитить свою независимость житель Мекки Мухаммед основал новую религию – ислам. Он начал утверждать , что он слышит «Голос Бога» -Аллаха. Себя он стал называть «посланником Бога» — его Пророком. Мухаммед начал призывать арабов к объединению и прекращению вражды, к принятию единой веры. Богатых людей он призывал оказывать помощь нуждающимся и неимущим людям. Постепенно у Мухаммеда появилось много сторонников, их стали называть мусульманами, т.е. «покорными Богу». Но не все люди с пониманием отнеслись к нему. Нашлись и такие, которые отнеслись к нему враждебно. Поэтому в 622 году Мухаммед переселяется в г. Медину. Там он находит своих сторонников. Однако противостояние с Меккой заканчивается только к 630 году. К этому времени большинство арабов принимают ислам и признают власть Мухаммеда, который становится во главе Арабского государства и мусульманской церкви.
Какие же обычаи, нравы и традиции сложились у мусульман? Давайте вместе прочитаем текст учебника

Вопрос о возникновении новой мировой религии — ислама — изучается с использованием приема комментированного чтения п. 2 и 3§ 4.

По ходу чтения ученики выписывают термины в словарь.

Хиджра – переселение Мухаммада из Мекки в Ясриб (Медину), точка отсчета мусульманского летоисчисления. 622 –Хиджра. Мухаммад (ок. 570-632) –пророк, основатель ислама

Ученикам предлагаются вопросы:

Каковы главные положения ислама?

— Где записаны основы мусульманского учения?

— Как вы думаете, почему мусульмане терпимо относились к христианам и иудеям, но преследовали язычников?

Описание мусульманского храма, новые термины:

Мечеть – мусульманский храм

минарет – башня мечети, с которой возвещают о молитве

михраб — углубление в стене мечети, указывающее направление на Мекку

минбар. — возвышение в мечети, с которого читается проповедь.

Мулла — проповедник

Используются иллюстрации в учебнике.

3. Образование Арабского халифата. Причины возникновения государства у арабов проясняется во время обсуждения проблемного задания: В 7 веке у арабов появляется государство — Арабский халифат.

В 661 – 750 гг установился халифат Омейядов со столицей в Дамаске.

Запись в тетради: В 661 – 750 гг — халифат Омейядов.

С этого момента среди мусульман возникает деление на шиитов и суннитов. Шииты призвали народ к Свержению Омейядов. Вскоре восстали Иран и Средняя Азия. К власти пришли Аббаси –ды — потомки дяди Мухам меда-Аббаса.

Все Омейяды были убиты или бежали в Испанию. В 750 году власть в халифате перешла к Аббасидам.

В это же время зарождается и распространяется новая религия — ислам. Связаны ли между собой эти два события? Каким образом?

4. Первый раскол. 661 г. – убийство Али последнего «проповедника халифа», зятя и друга Мухаммада.

ши ’а — отдельная партия внутри мусульманской общины

сунниты – сторонники одного из двух основных направлений в исламе — суннизма

V. Закрепление. Для формирования хронологических умений ученикам полезно решить следующую задачу: В 89 г. по мусульманскому календарю халифы завоевали Северную Африку, Испанию, бассейн реки Инд. Спустя 40 лет — победили китайцев на реке Талас. В какие годы от Рождества Христова произошли эти события?

VІ. Итог урока. Как называется священная книга мусульман?

— Кто сотворил мир, согласно Корана? За сколько дней?

— Что требовал Коран от верующих?

— Кто считался «неверным»?

— Что говорится в Коране о неравенстве?

— Назовите сходства Библии и Корана.

— Перечислите три обязанности мусульманина.

— Какова роль Мухаммеда в истории арабов.

Домашнее задание: §4, вопросы, даты, термины

Урок 5

Тема: Мир ислама.

Цель и задачи урока: подвести учащихся к пониманию причин распада Арабского халифата, раскрыть особенности взаимоотношений победителей арабов и народов завоеванных стран, сформировать у учащихся яркий образ культуры мусульманского мира. Продолжить развитие образных и логических способностей учеников, их картографические умения.

Средства обучения: электронное издание для средней школы по курсу «Всеобщая история» (история Древнего мира, история средних веков, история нового времени) разработано издательством «Кордис & медиа», презентация к уроку.

Основные понятия, термины и географические названия: джихад, эмират, Багдад, Кордова, Бухара, каллиграфия, медресе.

Структура урока: изучение нового материала, закрепление, повторение, домашнее задание.

Изучение нового материала.

1. Завоевания арабов. Учащиеся выполняют проблемное задание: Сравните по карте территорию Арабского государства, в 6 и 7 вв. Какие страны сумели завоевать арабы в этот период? Как объяснить причины образования на карте Европы столь могущественного государства?

Во время беседы вводится понятие «джихад», способствовавшее осуществлению завоевательной политики арабского государства. Среди причин успеха арабских завоеваний отмечаем также роль арабского войска и его наиболее сильной части — конницы.

Из «Всемирной истории войн» Р. и Т.Дюпюи:

Арабы издавна славились своей воинственностью, родовые связи сплачивали их в бою. Каждый взрослый араб был воином. Войско арабов в это время состояло из племенных иродовых отрядов.

Лучшей и главной частью арабского войска являлась конница, которая делилась на легкую и тяжелую. Тяжелая конница имела на вооружении длинные копья, мечи. Боевые палицы. Боевые топоры и защитное вооружение, более легкое, чем у рыцарей Западной Европы. У арабских воинов были такие боевые мечи, которыми они рассекали лошадей противника. Легкая конница была вооружена луками со стрелами и длинными, тонкими дротиками.

Боевой порядок арабского войска представлял собой несколько линий, имевших образные названия. Первая линия, авангард, состояла из рассыпного строя всадников и называлась «Утро псового лая». Вторая — «День помощи». Главные силы войска находились в третьей линии, которая называлась «Вечер потрясения». Воины там выстраивались шахматным порядком. Четвертая линия — это резерв, составленный из отборных дружин, защищавший «знамя» — пятую линию. Резерв вступал в бой лишь, в крайнем случае.

Приобрести и содержать коня мог далеко не каждый, поэтому в составе войска Арабского халифата имелась и пехота. Для ускорения марша пехоты и конницы арабы использовали верблюдов, которые весьма послушны и в пустыне во время песчаной бури ложатся на землю и создают как бы живой бруствер. Для ведения боя воины, которые сражались на верблюдах, вооружались длинными копьями.

Арабские войска в бою отличались настойчивостью и упорством. В укреплении воинской дисциплины арабов большое значение играл ислам.

Используя карту, учитель предлагает учащимся следующие вопрос и задание: а) С какими соседними государствами арабы неизбежно должны были вступить в борьбу, расширяя границы своего государства? б) Назовите границы арабского государства на востоке и западе в 8 веке.

Далее следует рассказ учителя о завоевательной политике арабов либо самостоятельное изучение учащимися этого материала по учебнику (п. «Арабские завоевания» и п. «Омейяды и Аббасиды» в §5).

Учителю следует обратить внимание учащихся на терпимость арабов к иноверцам. Это подготовит их к изучению следующего вопроса.

2. Культура стран Арабского халифата. Особенности культуры мусульманского мира могут быть прояснены при обсуждении вопросов: а) Как формировалась мусульманская культура? б) Почему арабы считаются наследниками Греко-римской культуры античности?

Ответы учеников можно записать в виде таблице на доске:

Чему арабы научились у завоеванных народов:

Чему завоеванные народы научились у мусульман:

Особое внимание учащихся обращается на искусство каллиграфии. Вопрос: Почему именно каллиграфия стала главным искусством мусульман? Термин записывается в словарь.

Рассказ учителя о культуре исламского мира может быть дополнен повествованием о знаменитом враче Средневековья Авиценне. Материал о нем изложен в разделе «Подробности» после § 5.

Чтение фрагментов стихотворений арабских поэтов, представленных в разделе «Документы», даст учащимся возможность почувствовать особую метафоричность восточной поэзии.

3. Распад халифата. Раскрывая причины распада некогда могущественного государства арабов, следует подчеркнуть стремление завоеванных народов к обретению ими независимости, а также тяготение местных правителей к созданию собственных династий.

Слушая объяснения учителя, учащиеся находят на карте отдельные эмираты и их столицы — Кордову, Бухару и Багдад.

Закрепление. Учащиеся отвечают на вопросы: 1. Каковы были последствия завоевания арабов для покоренных ими стран? 2. Каковы положительные и отрицательные стороны этих завоеваний?

Домашнее задание: §5

Урок 6

Тема: От Хлодвига к Пипину.

Цель и задачи урока: проследить процесс образования государства франков, раскрыть роль союза франкских королей и римской церкви в укреплении государственности, способствовать формированию навыка работы с историческим документом.

Средства обучения: электронное издание для средней школы по курсу «Всеобщая история» (история Древнего мира, история средних веков, история нового времени) разработано издательством «Кордис & медиа», презентация к уроку.

Основные понятия, термины и географические названия: законодательство, майордом, нижний Рейн, Пуатье.

Структура урока: опрос, изучение нового материала, домашнее задание.

Опрос. 1. Покажите по карте территорию Арабского халифата в 8 веке. Назовите причины образования этого могущественного государства. 2. Когда и почему распалась держава арабов? Как назывались вновь образованные государства? Перечислите известные вам города эмиратов.

Изучение нового материала.

1. Правление Хлодвига. Подготовкой учащихся к изучению новой темы может служить беседа, цель которой — актуализировать знания, полученные на предыдущих уроках.

Вопросы: 1. Какие германские племена вам известны? Где они расселились в период 5 — 7 вв.? Покажите по карте. 2. Что вы можете рассказать о жизни франков? 3. Что изменилось в жизни франков в период правления Хлодвига? Учитель обращает внимание на завоевание Хлодвигом Галлии, впервые проведенной записи законов, принятии франками христианства.

Используя прием картинного описания, учитель рассказывает о крещение франков.

Из «Книги для чтения по истории Средних веков»:

В старинном городе Реймсе готовятся к крещению франков. От дома к дому протягивают разноцветные полотна, из окон вывешивают яркие покрывала, развевающиеся по ветру, как флаги. Фасады церквей украшают белыми полотнищами.

Торжественная процессия движется от дворца в церковь. Епископ Ремигий шествует впереди, ведя за руку короля, на лице которого смирение. Позади строем идут дружинники Хлодвига. Раздаются звуки духовного гимна, и короля облачают, в белоснежные крестильные одежды — знак его чистоты и непорочности.

Следом за Хлодвигом крестились более трех тысяч его воинов.

Поздно вечером расходились усталые воины по своим домам. Низко опустив голову, брел из Реймса в свою деревню воин, состарившийся в походах. В пути его нагнал молодой королевский дружинник.

— Здорово, отец, — кивнул он, узнав односельчанина, — не устроить ли нам здесь привал?
Засветло ведь не доберемся до дому. Еду проститься со стариками. Скоро снова на войну.

Он пустил коня шагом.

Старый воин недружелюбно оглядел дружинника, покосился на его богатое вооружение, разукрашенную сбрую коня и проворчал:

  • И когда только мы кончим воевать? Добро, воевал бы Хлодвиг только с недругами, а то
    сколько своих перебил! И все ему мало. Боги ему старые плохи стали! Подумал бы лучше о нас, кто с
    ним всю Галлию прошел с мечом. Я вот по ночам не сплю —раны ноют. А что заслужил от короля?
    Семья еле-еле перебивается, землю дали на болоте, только один клин сухой. Сыновья переженились,
    ртов прибавилось, а земли не прибавляется. Сам я все время в походах, старшие дети тоже,
    хозяйство долгами опутано. А тебе, небось, и землицу, и рабов король пожаловал.

  • Стыдно тебе на короля нашего обижаться, — ответил дружинник. — Ты смотри, какую силу
    мы, франки, приобрели! Все народы склоняются перед нашим королем. И Богу христианскому угодно
    было принять его под свое покровительство.

Сформировать представление у учащихся о власти короля в период правления Меровингов и о характере самого Хлодвига поможет эпизод с Суассонской чашей, рассказанный Григорием Турским. Прочитав документ, ученики отвечают на вопросы № 3-7 после текста документа в учебнике.

Из «Истории франков» Григория Турского:

Когда Хлодвиг — король пребывал в Париже, послал он тайно к сыну Сигиберта, чтобы сказать ему:

— Вот, отец твой стар и хромает на больную ногу. Если он умрет, тебе по праву достанется
вместе с нашею дружбою его королевство

kopilkaurokov.ru

Конспект урока 6 класс Возникновение ислама

Урок истории в 6 классе

Урок 10. Возникновение ислама

Цель урока: дать представление об основах процесса разложения раннефеодальных отношений и истории создания государства у арабов; развивать умения анализировать и оценивать факты, высказывать мнение о причинах возникновения ислама и его роли в объединении арабских племён; продолжить формирование работать с исторической картой, документами; воспитывать толерантность.

Учебное оборудование: учебник Агиалова Е. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс, проектор, ноутбук, презентация «Ислам и его роль в объединении арабских племён», подготовленная учителем. Природа и население Аравии в средние века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.iteach.ru

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

  1. Природа и занятия населения Аравии.

Рассказ учителя.

Арабы – племена, издавна жившие на обширном Аравийском полуострове в Юго-Западной Азии.

Работа с картой.

Составьте опорную схему территории расселения арабов.

Красное море Персия, Персидский залив

Аравийское море

Население

Оседлые земледельцы кочевые скотоводы (бедуины)

  1. Племена бедуинов

Работа с учебником .

Прочитайте текст учебника и ответьте на вопрос.

Вопрос.

— Что способствовало объединению арабских племён.

  1. Мухаммед – основатель ислама.

Сообщение учащегося о биографии пророка Мухаммеда.

Учитель комментирует презентацию и работает над формированием понятий.

Ислам – одна из мировых религий, в основе которой – культ Аллаха.

Пророк –посланник Всевышнего.

Мусульманин – «покорные богу Аллаху»

Хиджра (араб. – переселение) – переезд Мухаммеда из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчесления (16 июня 622 .).

Коран (араб. — чтение) – главная священная книга мусульман.

Сура – главы Корана.

  1. Мораль и право

Рассказ учителя

На основе Корана были разработаны правила поведения мусульманина – шариат («правильный путь»):

В Коране также были закреплены следующие правила:

  • запрет ростовщичества;

  • обязанность платить налоги и долги;

  • помогать бедным и убогим;

  • осуждение присвоения чужого имущества;

  • запрет пить вино и есть свинину, играть в азартные игры;

Работа с источником.

Основные обязанности мусульманина

Ислам возложил на правоверного мусульманина пять основных обязанностей: 1) верить, что существует лишь единый Бог – Аллах, а Мухаммед – Пророк его; 2) молиться пять раз в день, а чтобы верующие не забывали об этом, специальные служители при храмах должны громко созывать их на молитву; 3) соблюдать главный пост Рамадан в течение месяца в году всем, кроме больных и малых детей, с рассвета до заката солнца; 4 ) тратить пятую часть дохода или добычи на милостыню; 5) если это возможно, совершить хотя б раз в жизни хадж (паломничество) в святые места – Мекку и Медину.

Репродуктивная беседа

1. Что общего в религиозных представлениях мусульман и христиан?

2. Чем мусульманские общественные и семейные порядки, образ жизни отличались от христианских? Существуют ли эти различия в наши дни?

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

«Круг идей»

— Чем, по вашему мнению, проповеди Мухаммеда могли привлечь людей?

VI. Итоги урока

Задание «Восстановить документ».

Впишите необходимые сведения.

Арабы издавна жили на _________ полуострове. Население состояло из _________ и __________ арабов. Старинный торговый путь через город __________ соединял Византию с Восточной Африкой и Индией. В Мекке располагался храм __________ .

Задание «Ты – мне, я – тебе»

Учащиеся в группах составляют самостоятельно вопросы, а затем задатют их друг другу.

VII. Домашнее задание

§ 9. Составить кроссворд по теме «Возникновение ислама».

infourok.ru

Презентация к уроку по истории (6 класс) на тему: Рождение новой религии

Слайд 1

Рождение новой религии ??? Когда и где возникла новая религия

Слайд 2

ПЛАН 1. Аравия и ее обитатели 2. Путь пророка 3.Ислам – религия мусульман

Слайд 3

1.Аравия и ее обитатели Аравийский полуостров Пустыни и полупустыни Кочевое скотоводство

Слайд 4

Аравийский полуостров

Слайд 5

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

Слайд 6

БЕДУИНЫ – жители полуострова

Слайд 7

Города Аравии МЕККА – крупнейший торговый центр МЕККА – центр пересечения торговых путей ( Византия – восточная Африка – Индия) МЕККА ( современное фото)

Слайд 8

МЕККА ( современное фото)

Слайд 9

Выбор веры Арабы ( бедуины) – язычники Кааба – общеаравийская святыня в Мекке Начало н.э – первые монотеистические религии: иудаизм и христианство

Слайд 10

Путь пророка Мухаммад – основатель новой веры ( род.в 570 году в Мекке) 610 год Мухаммад – пророк СЛОВАРЬ: ПРОРОК –человек, передающий откровения от Бога

Слайд 11

Путь пророка Уверовать в единого Бога ( Аллаха) Раскаяться в грехах Вести праведную жизнь, готовя себя к Божьему Суду. Помогать бедным

Слайд 12

ПУТЬ ПРОРОКА Словарь: Хиджр – переселение Город Ясриб ( Медины) – центр ислама Мечеть – помещение для молитвы Места паломничества – храм Кааба и черный камень Коран – священная книга мусульман ( запись откровений, полученных от Аллаха Мухаммадом) Сунна – священная книга мусульман ( сборник изречений Мухаммада)

Слайд 13

Медины – религиозный центр мусульманского мира

Слайд 14

СТРАНИЦЫ КОРАНА КОРАН ( обложка)

Слайд 15

Ислам – религия мусульман ( YII в – самая « молодая» из всех мировых религий) 5 обязанностей верующего 1.Вера во всемогущего и единого Аллаха и в пророческую миссию Мухаммада 2.Предписание молиться 5 раз в сутки 3.Соблюдать пост, воздерживаться от питья и развлечений 4.Совершать хадж – паломничество 5.Платить налог, используемый на общие нужды +++++++++++++++++++++++++++++++++++ 6.Совершать джихад- участвовать в священной войне против неверных ШАРИАТ – основа мусульманского законодательства

nsportal.ru

План-конспект урока по истории Средних веков на тему Рождение новой религии.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ф.И.О. Василец Дарья Фаритовна
Предмет: История Средних веков
Класс: 6
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Тема урока: Рождение новой религии.
Цель урока: охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI-VII вв. и определить основные вехи становления ислама.
УУД: Личностные: взаимодействие с учителем, умение слушать, формулирование собственного мнения. Регулятивные: внесение необходимых дополнений и поправок, осознание учащимися того, что нужно еще усвоить. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, владение монологической и диалогической речью, взаимодействие с учителем, умение отвечать на поставленные вопросы. Познавательные: анализ, построение логической цепи рассуждений.
Планируемые результаты: Предметные: учащийся должен знать основные понятия и даты; учащийся должен уметь правильно выбирать информацию из учебника, отвечать на вопросы учителя, работать индивидуально. Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Метапредметные: умение внимательно слушать учителя, вступать с ним в полемику по рассматриваемой теме; отвечать на поставленный вопрос, анализировать и логически рассуждать, владея монологической и диалогической речью.
Основные понятия: хиджра, мечеть, ислам, сунна.
Учебное оборудование: доска, мультимедиа, учебник Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.А. Ведюшкин.
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие, отметка присутствующих учеников на уроке.
II. Проверка домашнего задания. Учитель выбирает поочередно просит ответить на вопросы 1-4 на стр.75.
III. Изучение нового материала.
План урока:
Аравия.
Путь пророка.
Ислам.
На доске записаны число, тема урока, основные понятия и даты.
1. Учитель: А теперь приступим к изучению новой темы. Аравию заселяли арабы. По роду занятия – кочевники-бедуины. Лишь в Йемене, на юге Аравии, возможно было полноценное земледелие. Арабы по большей части были язычниками. Один из наиболее популярных объектов поклонения в Аравии – Кааба – черный камень в Мекке, посланный одним из богов – Аллахом. Однако, постепенно среди арабов распространялось и единобожие. (Учитель демонстрирует слайды).
2. Учитель: Основатель новой религии Мухаммед родился в 570 г. в Мекке. Он призывал жителей Мекки к покаянию и, прежде всего, к признанию единобожия. Себя он называл третьим пророком. Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. В 622 г. пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город – Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается

univerfiles.com

Конспект урока истории на тему «Принятие христианства» (6 класс)

Урок по истории России

«Владимир Святославич. Принятие христианства»

Подготовила и провела:

Андреева Татьяна Александровна.

учитель истории и краеведения

МБОУ «Учхозская СОШ»

Цели:

  1. Ознакомить учащихся с внешней и внутренней политикой князя Владимира.

  2. Дать представление о принятии христианства на Руси.

  3. Показать особенности по сравнению с язычеством.

  4. Объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в истории русского государства.

Оборудование: карта «Киевская Русь»

Основные понятия и термины: христианство, религия, язычество, православие.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

1. Тестовые задания

  1. Какой князь был убит древлянами во время сбора дани в 945 году:

А) Аскольд Б) Рюрик В) Олег Г) Игорь Д) Кий

  1. Какие занятия были у славян основными:

А) бортничество Б) земледелие В) торговля Г) разведение скота

  1. С именем какого князя связано образование государства Киевская Русь:

А) Игоря Б) Рюрика В) Святослава Г) Олега

  1. Кто осуществлял власть в Киевской Руси:

А) бояре Б) князь В) дружина

  1. Кто из князей, собираясь в военный поход говорил: «иду на Вы»:

А) Игорь Б) Олег В) Святослав Г) Рюрик

  1. Соотнести имена первых русских князей с заключенными договорами с Византией;

1. Олег А) договор 944 года

2. Игорь Б) договор 911 года

  1. Кто стал править в Киеве после смерти Рюрика, объединив новгородские и киевские земли:

А) Олег Б) Ольга В) Игорь Г) Святослав

  1. Г, 2- Б, 3- А, 4- Б, 5-В, 6-1-Б,2-А, 7- А.

  1. Определить историческую личность

В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посыла в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». ( Святослав)

Именно этот человек провел первую в истории России налоговую реформу, установив размеры дани и места ее сборов;

— этот правитель первым принял личное крещение, которое произошло в Византии;

— соблюдая традиции своего времени, жестоко и изощрено отомстил за гибель близкого человека;

— управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним.

(Ольга)

Этому князю летописец уделял много внимания на страницах «Повести временных лет»;

— от своего отца он получил в управление Новгород, где ему помогал княжить его дядя Добрыня;

— киевский престол он отвоевал у своего старшего брата, что считают первой княжеской усобицей на Руси;

— этот князь создал первую оборонительную линию на южных рубежах государства, куда отправил служить воинов из северных земель;

3. Работа над ошибками

В 907 году князь Владимир Мономах пошел походом на Царьград. Он собрал огромное войско варягов, около 80 000 воинов. Греки, узнав о приближении русского войска, выслали встречные отряды. Тогда князь Владимир приказал поставить корабли на колеса, и они по суше, благодаря попутному ветру, добрались до стен византийской столицы. Испуганные греки запросили мира, в итоге был составлен договор. По этому договору Русь платила Византии огромную дань и теряла привилегии в торговле. Князь же прибил свой щит на ворота Царьграда.

II. Изучение нового материала

План:

  1. Особенности внешней политики Владимира. Границы его государства. Владимир в народной памяти.

  2. Крещение Руси – важнейшее событие российской истории и культуры.

  3. Становление церковной системы.

  4. Итоги правления Владимира.

  1. Беседа по вопросам:

— Какие князья после смерти Святослава претендовали на княжеский престол? (Владимир, Олег)

— На какую силу опирались князья? (дружина, варяги)

— В чем были сильные и слабые стороны наемного войска?( в любой момент могли придать, уйти к тому кто больше платит)

— Как Владимир решал вопрос о варягах-наемниках? Почему это было важным государственным делом?

Князь Владимир, после того как занял киевский престол, изгнал варягов-наемников и создал русскую княжескую дружину. Это позволило укрепить обороноспособность страны.

А) Работа с картой. Определяем систему мер, проведенных Владимиром для укрепления южных границ Руси. Учащиеся называют эти меры:

— создание мощной системы крепостей на южной границе;

— создание гарнизонов крепостей из жителей северных областей;

— строительство сигнальных башен.

2. Причины принятия христианства.

1. Работа с картой:

— Назовите и покажите территории соседних с Русью государств.

( Хазарский каганат, Византия, Волжская Болгария, Польша, племена балтов, финно-угров)

Учитель акцентирует внимание на вероисповедании соседей Руси:

— хазары – иудаизм,

— волжские булгары – ислам,

Византия – православие,

Польша – католичество.

Следовательно это были религии, в основе которых лежала вера в одного бога. Только племена балтов, финно-угров были язычниками.

2.Работа с текстом учебника. Учащиеся называют причины принятия христианства на Руси:

  1. Объединить и покорить восточнославянские племена, можно было только на основе общей религии.

  2. Необходимость усиления княжеской власти.

  3. Стремление сблизить Русь с Западной Европой, преодолеть культурную изоляцию Руси.

  4. Социальное расслоение и имущественное неравенство требовало идеологического обоснования.

  5. Стремление укрепить международный авторитет Руси.

Крещение Руси.

Рассказ учителя. Князь Владимир сыграл в судьбе русского народа особую роль – именно ему удалось обратить в христианство всех русичей и сделать православие государственной религией Древней Руси. Сам Владимир пришел к христианству не сразу. Половину своей жизни он прожил хитрым, воинственным язычником и многоженцем. Несмотря на то, что воспитывался православной княжной Ольгой, к христианскому учению и образу жизни не приобщился. Опираясь на варягов, он захватил государственную власть, убив своего брата Ярополка. Владимир имел 4 жен законных и, согласно летописи, много наложниц. У русичей — язычников многоженство не считалось беззаконием. Завоевав власть, Владимир усердно проявил себя в языческой вере.

Работа с историческим документом.

« И стал Владимир княжить в Киеве, один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагий бог не хочет гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия.

( Перуну приносились и человеческие жертвы. Ими стали юный Иоанн и его отец Федор. После крещения они станут первыми святыми).

Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».

Рассказ учителя

Владимир стал все чаще задумываться о вере, проблеме выбора новой религии. Согласно летописи к Владимиру приходили разные проповедники, рассказывая о своей вере.

Первым прибыл посол от волжских булгар, принявших ислам. Но многие запреты ислама показались Владимиру отвратительными. Немецких католиков Владимир выслушал и сказал: «Идите обратно, отцы наши не приняли веры от Папы». Иудеев Владимир спросил, где их отечество. Они ответили: «Наша родина – Иерусалим, но Бог рассеял иудеев по чужим землям». «И вы наказываемые Богом, дерзаете учить других? Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества», — сказал им Владимир. Греческий философ рассказал Владимиру все содержание «Священного писания и нарисовал картину «Страшного суда».

Затем князь собрал бояр и старцев и сообщил о всех послах и их предложениях. Бояре и старцы предложили князю отправить 10 благородных мужей в разные страны. Послы, вернувшись, поведали, что скудны храмы, унылое моление и печальные лица мусульман произвели на них плохое впечатление. Обряды немецких католиков показались лишенными всякого величия и красоты. По поводу греческой веры сказали так: «Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького, так и мы, узнав веру греков, не хотим иной». Тем более княгиня Ольга тоже приняла христианство.

Владимир решил принять веру греческую – православную. Но обращаться к Византии в качестве просителя Владимир не хотел. В 987 году завоевав богатый греческий город Херсонес, князь Владимир объявил через послов византийским императорам Василию и Константину, что желает жениться на их сестре, юной принцессе Анне, а в случае отказа возьмет Константинополь.

Императорам пришлось согласиться, но христианка не могла стать женой язычника, даже если он князь большого и процветающего государства. Владимир должен был принять таинство крещения и отпустить всех своих жен. Владимир обещал это сделать. Царевну Анну отправили на корабле в Херсонес. В летописи говориться, что Владимир к этому времени потерял зрение. Царевна Анна убедила его в необходимости крещения. Как только он был крещен, — тут же прозрел. Бояре, видя это чудо, тоже крестились в церкви святого Василия.

Это событие произошло в 988 году. Владимир принял крещение и женился на царевне Анне. Город Херсонес был отдан им в качестве выкупа за невесту.

Работа с историческим документом.

«Повесть временных лет» о крещении Руси

Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения… Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря:

«Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицынскими и Корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.

Рассказ учителя.

Распространение христианства не было мирным процессом. Единобожие вводилось «огнем и мечом» (например в Новгороде). Язычество долго не уступало место христианству.

По мере распространения христианства появляются и служители новой веры – это духовенство: священники, епископы. Архиепископ – старший епископ. Митрополит – одна из высших должностей в церкви, глава крупной епархии, подчинен только патриарху из Константинополя.. В городах стали строиться церкви.

Значение принятия христианства.

— княжеская власть и власть феодалов укрепилась, что способствовало объединению Руси.

— византийская культура распространилась на Руси.

— международное положение Руси укрепилось, Русь входила в круг христианских государств.

III. Закрепление изученного материала.

— Почему князь Владимир изменился, став христианином?

— Почему была выбрана православная вера?

— В чем заключается значение принятия христианства?

IV. Итог урока

Домашнее задание : параграф 5. Работа с документом.

Подготовить сообщение по темам: «Братья Борис и Глеб», «Ярослав Мудрый».

Используемая литература:

  1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России с древнейших времен до конца 16 века». М. «Просвещение» 2009.

  2. История России 6 класс – Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. Волгоград. 2009.

  3. И.А.Федорчук «Интеллектуальные игры для школьников». Ярославль 2007.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *