cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

План конспект урока по обществознанию 9 класс политические режимы – План-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему: Конспект урока по обществознанию 9 класс ТЕМА: «Политические режимы. Демократия».

Содержание

План-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему: Конспект урока по обществознанию 9 класс ТЕМА: «Политические режимы. Демократия».

                             9 класс Обществознание

Урок № 4   ДАТА___________

  ТЕМА: «Политические режимы. Демократия».

 « Лучшие должны править во всех государствах

и при всех режимах. Всякий режим плох, если

в нём правят худшие».

И.А. Ильин, русский философ

Цели урока:

  1. Учащиеся должны усвоить понятие «политический режим», уметь отличать политические режимы.
  2. Создать условия для понимания ценности демократии, развивать умения анализа, обобщения и классификации социальной информации.  
  3. Способствовать развитию у учащихся универсальных учебных действий: умения соотносить события с принятыми этическими принципами, самоконтроля, переработки и структурирования информации, умения работать в группе, представить модель одного из политических режимов.

Задачи: познакомить обучающихся с понятиями «политический режим»,«демократия;

Развивать умения систематизировать информацию; применять знания в решении познавательных задач;

Развивать критическое мышление, умение анализировать тексты;

Воспитывать политическую культуру.

Планируемые результаты: давать характеристику понятиям «демократия», «политический режим»;

Применять полученные знания при решении творческих задач;

Извлекать информацию из источников

Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие методических приёмов;

Умения выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Тип урока: комбинированный с применением работы в группах.

        Оборудование: мультимедийный проектор со схемами «Формы государства», «Факторы, определяющие политические режимы», «Демократия и ее виды», карточки-задания с дополнительной информацией для работы в группах, текст Конституции РФ, листы бумаги.

Основные виды деятельности: беседа, работа в группах.

Ход урока

        I.Проверка д/з — Беседа по теме «Государство. Формы государства», опираясь на схему «формы правления и территориально-государственное устройство».

        1)Что такое государство?

        2)Каковы признаки государства?

        3)Какие формы правления вы знаете? Дайте определение монархии и         республики.

        4)Какие формы территориально-государственного устройства вы знаете?

        II. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя:

Эпиграф « Лишь немногие могут творить политику,

но судить о ней могут все»

                                                                                   Перикл

Мотивация. Учитель обращает внимание на основные термины, которые должны быть найдены учащимися заранее(опережающее задание): политический режим, тоталитарный режим, демократия, автократия, диктатура.

Класс делится на 3 группы, равные по количеству (в основе деления личные предпочтения по отношению к политическому режиму, у кого нет определенных предпочтений, учитель определяет ученика в группу).

Формулируется задание. На основе изучения текста параграфа 3 учебника Л.Н.Боголюбова и дополнительного материала для каждой группы учащиеся должны представить проект модели политического режима

  • 1 группа – тоталитарный
  • 2 группа – авторитарный
  • 3 группа – демократический

руководствуясь следующими характеристиками

  1. Возможности власти
  2. Кому принадлежит власть
  3. Существование политической оппозиции
  4. Права и свободы граждан
  5. Методы политического действия со стороны государства
  6. Где существовал (существует)?

После представления проектов целесообразно (при наличии времени) заполнить таблицу по предложенным вопросам.

Начали заполнять таблицу:

Характеристика политических режимов параграф 3

тоталитаризм

авторитаризм

демократия

Возможности власти

Кому принадлежит власть

Кто правит?

Каковы взаимоотношения власти и общества?

Существование политической оппозиции

Права и свободы граждан

Какие средства используются для осуществления власти?

Где существовал (существует)

3 Вопрос рассматривается посредством работы над ст.3 Конституции Российской Федерации.

Предлагаются вопросы:

  1. Кто является носителем и источником власти в России?
  2. Как народ осуществляет свою власть ( прямая демократия – непосредственно – референдум,  представительная – через избранных представителей)?

Учитель приводит примеры референдума 1993г. – принятие Конституции РФ, 2014г. – Крымского референдума по вопросу перехода Крыма в состав Российской Федерации.

В заключение учитель приводит слова У.Черчилля «Демократия – ужасная вещь, но лучше человечество ничего не придумало».

III. Подведение итогов урока.

Оценка проектов каждой группы, отдельных наиболее активных учащихся, выставление оценок.

Домашнее задание:

Параграф 3, ответить на вопросы на стр.25 –26

9 класс обществознание

Урок № 5 Дата__________

Планируемые результаты: давать характеристику понятиям «демократия», «политический режим»;

Применять полученные знания при решении творческих задач;

Извлекать информацию из источников

Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие методических приёмов;

Умения выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Тип урока: комбинированный с применением работы в группах.

        Оборудование: презентация, учебник

Ход урока

Организационный момент.

 Проверка домашнего задания.

Работа по теме урока.  

Сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу.

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:

— Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?

— Так оно и есть, — ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.

— Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.

— Здесь нет жестокой власти, — ответила женщина.

После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».

И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое.

Понятие «политический режим».

Найдите в тексте учебника на стр. 21 определение понятия «политический режим».

Политический режим – это способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть.

Политический режим – это то, КАК в стране осуществляется государственная власть.

(Запись определения в тетрадь)

Тоталитаризм

  • Тоталитарный режим. («Запрещено всё, что не приказано»).

Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.

  • Характерные черты режима:
  • Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером. Культ личности вождя.
  • Законодательная, исполнительная и судебная власть контролируются правящей партией.
  • Отсутствие разделения властей.
  • Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
  • Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
  • Легальная политическая оппозиция отсутствует.
  • Существование только одной правящей партии.
  • Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
  • Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
  • Существует только официальная государственная идеология.

Церковь под жестким контролем государства

  • Авторитарный режим. («Разрешено всё, кроме политики»).
  • Авторитаризм (от лат. аuctoritas – влияние) -политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном властном органе.
  • Характерные черты режима:
  • Отчуждение народа от власти.
  • Сильная неограниченная власть главы государства.
  • Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
  • Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
  • Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны..
  • Партии, кроме правящей, могут запрещаться и преследоваться законом.
  • Существует цензура над СМИ.
  • Существует официальная идеология.
  • Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.
  • Церковь находится под контролем государства

Задание 2. Используя текст учебника на стр. 21-25, заполните схему «Типы политических режимов».

                                                 

 (Запись готовой схемы в тетрадь).

Понятие «политическая власть».

Используя текст учебника, проведите анализ всех типов политических режимов.

Продолжаем заполнять таблицу

Вопросы

Типы политических режимов

тоталитаризм

авторитаризм

демократия

Кому принадлежит власть

Кто правит?

правящая партия во главе с вождем

власть одной группы, одной партии, её лидер — общенациональный вождь

народ, избранные представители

Каковы взаимоотношения власти и общества?

власть полностью бесконтрольной со стороны общества

права и свободы граждан могут декларироваться, однако на практике постоянно нарушаются;

сохраняется свобода экономической деятельности, автономия частной жизни людей

власть подконтрольна обществу

Какие средства используются для осуществления власти?

карательная система, массовый террор, выдвижение крупных целей

армия, церковь, поддерживаются традиции

выборы, референдумы

Примеры стран.

фашистская Италия, нацистская Германия, СССР, Северная Корея

государства Азии, Африки, Латинской Америки

Российская Федерация, Греция, Испания, Португалия, некоторые страны Азии и Африки, Латинской Америки.

Подведение итогов урока.

  • Что означает слово «Политический режим»?
  • Каковы основные типы политических режимов?
  • Чем характеризуется тоталитарный режим?
  • Сравните тоталитарный и авторитарный режимы, укажите общие черты и различия.
  • Как обеспечивается подконтрольность власти в условиях демократии?

     Домашнее задание.

         Параграф 3. Провести письменный анализ, ответив на в. 2 рубрики «В классе и дома»

nsportal.ru

Конспект урока обществознания в 9 классе на тему «Политические режимы»

План-конспект урока по теме: «Политические режимы».

« Лучшие должны править во всех государствах

и при всех режимах. Всякий режим плох, если

в нём правят худшие».

И.А. Ильин, русский философ

Цель занятия: дать характеристику понятию «политический режим»

Задачи: познакомить обучающихся с понятиями «тоталитаризм», «авторитаризм», «демократия;

Развивать умения систематизировать информацию; применять знания в решении познавательных задач;

Развивать критическое мышление, умение анализировать тексты;

Воспитывать политическую культуру.

Планируемый результат: давать характеристику понятиям «авторитаризм», «тоталитаризм», «демократия», «политический режим»;

Применять полученные знания при решении творческих задач;

Извлекать информацию из источников

УУД: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;

Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие методических приёмов;

Умения выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I-этап «Организационно- мотивационный»

1.Актуализация знаний обучающихся (тесты по теме государство- приложение № 1

2.Постановка целей и задач урока

3.Делит класс на три группы

Выполняют тесты.

Оценивают работу сверстника (соседа по парте)

Планируют свою деятельность в соответствии с поставленными задачами

II-этап «Информационно-деятельностный

1.Объясняет понятие политический режим

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти

,записывают определение в тетрадь.

2. организует работу в группах ( выдаёт задание)

1 группа — тоталитарный режим

2 группа – авторитарный режим

3 группа — демократический

Работают с документами и учебным материалом:

1 – приложение 1,учебник стр.

2 – приложение 2, учебник стр.

3 – приложение 3, учебник стр

Отвечают на поставленные вопросы, заполняют свою часть таблицы (приложение 4)

3. организует проверку и коррекцию приобретённых знаний обучающихся по теме.

Демократия (от греч.demos — народ + kratos – власть) — политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия

.

Основные признаки демократии:

1. Источник власти –народ

2. Разделение властей

3. Правовое государство

4. Гражданское общество

5.Демократические выборы

6. Политический плюрализм

7. Конкурентная многопартийная система

8. Легальная оппозиция

9. Отсутствие цензуры

10 Действия армии и спецслужб регулируются и ограниченны законом

11. Поддержание правопорядка-функции милиции и суда

12.Нет общей идеологии

13.Церковь отделена от государства

Тоталитаризм

Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.

  • Характерные черты режима:

  • Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером. Культ личности вождя.

  • Законодательная, исполнительная и судебная власть контролируются правящей партией.

  • Отсутствие разделения властей.

  • Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.

  • Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.

  • Легальная политическая оппозиция отсутствует.

  • Существование только одной правящей партии.

  • Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.

  • Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.

  • Существует только официальная государственная идеология.

Церковь под жестким контролем государства

  • Авторитарный режим. («Разрешено всё, кроме политики»).

  • Авторитаризм (от лат. аuctoritas – влияние) -политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном властном органе.

  • Характерные черты режима

    :

  • Отчуждение народа от власти.

  • Сильная неограниченная власть главы государства.

  • Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.

  • Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.

  • Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны..

  • Партии, кроме правящей, могут запрещаться и преследоваться законом.

  • Существует цензура над СМИ.

  • Существует официальная идеология.

  • Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.

1. анализируют проработанный материал

2. формулируют основные понятия, записывают их в тетрадь.

3. заполняют оставшуюся часть таблицы

4. вносят необходимые коррективы

5. осуществляют оценивание проделанной работы

III – этап «рефлексия»

1.предлагает обучающимся сформулировать используя набор слов и тексты кейсов основные правовые принципы политических режимов.

Закон, разрешено, запрещено,приказано, все, не, что, политика, кроме.

2. при необходимости корректирует работу

Выполняют творческое задание

Демократия- «Разрешено все , что не запрещено»

Авторитаризм — «Разрешено все , кроме политики»

Тоталитаризм- Запрещено все, что не приказано»

IV – этап домашнее задание

Задаёт и комментирует домашнее задание

§3, понятия.

Задают вопросы по существу полученного задания.

Тест по теме «Государство»

1. Не является признаком государства:

1) государственный суверенитет;

2) наличие института референдума;

3) сбор налогов с населения.

2. Функции государства можно разделить:

1) на главные и второстепенные;

2) на внутренние и внешние;

3) на политические и экономические.

3. Закончите определение:

«Унитарное государство – это государство …..

1) части которого объединены одной религией и одними культурными традициями;

2) в названии которого есть слово «союз»;

3) состоящая из единиц, не имеющих своего собственного законодательства, органов государственной власти и управления, не обладающих суверенитетом.

4. Выделите законодательные органы РФ:

1) Правительство РФ; 2) Федеральное собрание;

3) Президент РФ; 4) Прокуратура.

5.Какому понятию соответствует определение:

«Форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства единицы имеют собственные конституции, три ветви власти, при этом образуются единые для всех единиц органы государственной власти, устанавливается единое государство, единая денежная единица».

1) конфедерация; 2) федерация; 3) унитарное государство.

6. Что относится к признакам любого государства:

1) Суверенность 2)Многопартийность 3)Верховенство права

4)Выборность высших органов власти.

7. Форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная власть, называется:

1)Парламентской республикой 2)Абсолютной монархией 3)Конституционной монархией

4)Президентской республикой

А8. Унитарное государство:

1.Представляет собой союз суверенных государств

2. Допускает существование правительств и законодательных органов в территориальных единицах

3.Предполагает существование собственных конституций в территориях

4. Исключает любые формы политической суверенности входящих в него территорий

9. Глава государства Н. избирается собранием выборщиков и выполняет представительские функции. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Глава правительства – премьер-министр. Какую форму государства иллюстрирует данный пример:

1.Парламентскую республику 2. Абсолютную монархию 3. Президентскую республику 4. Парламентарную монархию

10. Любое государство характеризуется:

1).Возможностью осуществлять легальное принуждение

2. Взаимной ответственностью государства и личности

3. Многопартийностью

4. Разделением властей

Ответы к тесту по теме «Государство»

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 2

  5. 2

  6. 1

  7. 2

  8. 4

  9. 1

  10. 1

Приложение 2.

Тоталитаризм

И. А. Ильин (1882—1954) — русский философ

Что такое тоталитарный режим?

Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в

жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и

принудительного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весь, целый».

Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того,

что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и

нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все

планировать, все предписывать…

Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен;

тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан.

Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю

жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй

совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление —

всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и

наказуемой…

Ильин И. А. Наши задачи: Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948—1954 гг. — М., 1992. — Т. 1. —

Вопросы и задания:

1. Выявите по тексту признаки тоталитарного режима и поясните их.

2. Какие положения текста свидетельствуют о том, что тоталитарный порядок поддерживается с помощью карательной системы? Поясните свой ответ.

3. Каково положение личности при тоталитарном режиме? Аргументируйте ответ.

4. Докажите, что «тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство».

5. Приведите примеры тоталитарных режимов.

Приложение 3.

А.П. Цыганков. Современные политические режимы: структура, типология, динамика

© Интерпракс, 1995.

Термин «авторитаризм», несмотря на его распространенность, не является строго определенным. В известной степени мир авторитаризма значительно более богат и разнообразен, чем мир демократии. Об этом свидетельствует опыт истории и современности….По справедливому наблюдению С. Хантингтона, единственное, что их объединяет, — это отсутствие свойственной демократиям процедуры выборов (33). В остальном они имеют между собой довольно мало общего. Тем не менее, выделение авторитарных режимов представляется нам методологически важным, ибо оно позволяет провести четкую границу между демократиями и не-демократиями, отделить друг от друга две принципиально отличающиеся политические вселенные.

Очень часто авторитарные режимы определяют, как правление силой (34). Смысл такого правления заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяя первостепенного внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Поэтому в своем чистом виде авторитаризм почти всегда может быть отождествлен с использованием инструментов принуждения и насилия. Армия, полиция, тюрьмы и концентрационные лагеря выступают для режима повседневными «аргументами» в доказательстве как неколебимости его устоев, так и обоснованности претензий на власть.

….В реальной действительности такие режимы сплошь и рядом стремятся использовать дополнительные средства стабилизации, опираясь, по возможности, на традицию и харизму лидера. Более того, исторический опыт убеждает в том, что ценности традиций, религиозных и культурно-региональных оказываются в условиях авторитаризма достаточно сильны. Испания при Франко, Португалия при Салазаре, Аргентина при Пероне могут служить убедительным тому подтверждением. В этом смысле авторитаризм следует отличать от тоталитаризма, который является как бы продолжением тенденций, имеющихся в условиях авторитарного режима, — таким продолжением, которое порождает совершенно новое качество, новую разновидность политического режима со своими специфическими характеристиками, институтами, принципами стабилизации и осуществления власти. По сравнению с тоталитарным правлением, авторитаризм не свободен в отправлении своей власти. В обществе сохраняются институты, которые представляют для режима реальную угрозу: семья, род, церковь, социальный класс, городская и деревенская культура, социальные движения и ассоциации. Иными словами, в обществе сохраняется довольно мощный потенциал для формирования и деятельности оппозиционных политических групп.

Поэтому оппозиция авторитаризму, как правило, существует, хотя и существенно отличается от оппозиций в условиях демократии. Что отличает оппозиции в условиях авторитаризма и демократии, так это уровень их терпимости к правящей политической группировке. Нетерпимость режима с необходимостью порождает адекватную реакцию со стороны оппозиции — ее главной целью и смыслом деятельности становится устранение режима с политической сцены. Естественно, что избираемые для этого средства далеко не всегда являются правовыми и часто вступают в конфликт с тем, что является официально признанным (35).

ВОПРОСЫ:

1. В чём заключается смысл правления при авторитарном режиме?

2. Какие инструменты воздействия используются при авторитаризме?

3. Что представляет угрозу для авторитарного режима?

Приложение 4

Каутский К. “От демократии к государственному рабству”

Чем больше разрастается бюрократия и чем сильнее становится ее власть, тем скорее она из слуги общества делается его господином; тем скорее начинает свои собственные профессиональные интересы ставить выше интересов общества; тем более становится тяжеловесной и формалистичной; тем больше в ней увеличивается коррупция и узость. Подчинение бюрократии обществу; критика должностных тайн свободной печатью; противопоставление бюрократическим органам свободно образуемых партийно-политических организаций; существование рядом с централизованной верхушкой государственной бюрократии — правительством — централизованного организма, существующего милостью народа и действующего силой народа, т.е. парламента, — все это становится потребностью не только для народных масс, но и для самого государства, все силы которого начинают вырождаться, если народу не удается добиться введения этих политических установлений. Так возникает современная демократия, которая является уже не первобытной демократией рода, общины, марки, но демократией государства, которое лишь благодаря ей превращается в современное государство.

ВОПРОСЫ:

Чем современная демократия отличается от тех, которые существовали в ранние периоды истории человечества?

Каковы основные условия демократии?

Что является наибольшей опасностью для существования демократии?

Насколько мысли автора остаются актуальны сегодня?

Пятигорский А.М. Избранные труды Приложение 5

Человек может быть сыт, одет, ухожен и даже хорошо начитан, но если он не может (или не хочет!) участвовать в политической жизни, то это уже не демократия. Иными словами, демократия — не определенный режим или система власти, а скорее важнейшая предпосылка для такого режима и такой системы… История ХХ века показывает нам, что тоталитарный режим может упразднить демократические свободы и лишить свободного человека его права управлять, но что демократия не может быть создана не-свободными людьми…Свобода становится все более и более пассивной, мы все более и более требуем, чтобы нами хорошо управляли, и все менее и менее стремимся к управлению… Идеал “абсолютно частной жизни” может обернуться на пороге ХХI века новым тоталитаризмом…

ВОПРОСЫ:

С чего начинается демократия?

Насколько актуальны мысли автора о демократии для современного мира и России?

Должен ли человек участвовать в политической жизни? Согласны ли Вы с мыслями автора по этому вопросу?

Приложение 6

Характеристика политических режимов

Вопросы для сравнения

тоталитаризм

авторитаризм

демократия

Возможности власти

Всеобъемлющее государство, тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни общества

Отношения государства и личности строятся больше на принуждении чем на убеждении, руководство сферами общественной жизни не столь тотально

Народу принадлежит верховенство власти в установлении власти и контроля за ней

Кому принадлежит власть?

Единый властный центр, власть бесконтрольна со стороны общества, особая роль правящей партии с вождем

Процесс передачи власти насильственен, не опираются на поддержку народа, монополия одной партии , одной группы. Роль парламента незначительна

Народ правит государством через общее народное собрание

Существование политической оппозиции

Оппозиция власти уничтожалась

Допускает либерализацию общественной жизни, допускает ограниченный плюрализм. Мирится с существованием оппозиции

существует

Права и свободы граждан

Свобода граждан опасна и нетерпима

Подавляет основные гражданские права, могут основные права декларироваться но в основном нарушаются

Политическая свобода граждан

Методы политического действия со стороны государства

Карательная система, массовый террор, устрашение и подавление воли

Широко используются вооруженные силы для удержания власти, нет чрезмерной жестокости, поддерживается церковь, традиционный уклад

Свобода средств массовой информации, активная работа общественных организаций

multiurok.ru

Конспект урока и Презентация по теме «Политические режимы» — Бойко Анна Владимировна

Урок. «Политические режимы» 9 класс.

Тип урока: урок изучения нового.

Цели:

— раскрыть сущность и основные черты политических режимов, ;

— продолжить развивать мыслительные навыки, навыки формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с текстами;

— развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;

— формировать у учащихся отношение к политическим системам;

— коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Оборудование: учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 9 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; карточки с заданиями, Презентация

Основные понятия: политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм.

Ход урока:

I. Орг. Момент.

Речевая разминка.

II. Изучение нового.

Сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу.

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:

— Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?

— Так оно и есть, — ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.

— Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.

— Здесь нет жестокой власти, — ответила женщина.

После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».

И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое. Исходя из этого сегодняшнего нашего урока «Политические режимы»

Запись темы и плана в тетрадь.

ПЛАН:

1. Понятие «политический режим».

2. Типы политических режимов.

1. Понятие «политический режим».

Задание 1.

Работа по Карточке.Найдите в тексте учебника на стр. 21 определение понятия «политический режим».

Политический режим — это __________________________________________________________________________________

Политический режим — это способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть.

Политический режим — это то, КАК в стране осуществляется государственная власть.

(Запись определения в тетрадь)

Задание 2. Используя текст учебника на стр. 21-25, заполните схему «Типы политических режимов».

(Запись готовой схемы в тетрадь).

2. Понятие «политическая власть.»

Задание 3. Используя текст учебника, проведите анализ всех типов политических режимов.

(Запись таблицы в тетрадь)

III. Обобщение

IV. Закрепление

Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Политический режим, демократия, тоталитарный, авторитарный.

Фронтальный опрос:

— Что означает слово «Политический режим?»

— Каковы основные типы политических режимов?

— Чем характеризуется тоталитарный режим?

— Сравните тоталитарный и авторитарный режимы, укажите общие черты и различия.

— Как обеспечивается подконтрольность власти в условиях демократии?

Задание 2. Выберите правильный ответ. Что из перечисленного относится к форме политического режима?

1) республика

2) уния

3) авторитаризм

4) монархия

Задание 3. Верны ли следующие суждения о политических режимах?

А. Демократическому режиму присущи политическая свобода граждан и равенство всех перед законом.

Б. В современном мире сохранились государства с чертами тоталитаризма.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 4. Установите соответствие между признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

V. Итог урока.

1. Рефлексия.

2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.

3. Домашнее задание. Выучить записи в тетради.


Скачать конспект урока можно здесь.

Скачать презентацию для урока можно здесь.

eztea.ru

Урок обществознания в 9 классе «Политические режимы»

Ход урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Работа по теме урока.

Сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу.

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:

— Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?

— Так оно и есть, — ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.

— Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.

— Здесь нет жестокой власти, — ответила женщина.

После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».

И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое.

Понятие «политический режим».

Найдите в тексте учебника на стр. 21 определение понятия «политический режим».

Политический режим – это способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть.

Политический режим – это то, КАК в стране осуществляется государственная власть.

(Запись определения в тетрадь)

Задание 2. Используя текст учебника на стр. 21-25, заполните схему «Типы политических режимов».


(Запись готовой схемы в тетрадь).

Понятие «политическая власть».

Используя текст учебника, проведите анализ всех типов политических режимов.

(Запись таблицы в тетрадь)

Вопросы

Типы политических режимов

тоталитаризм

авторитаризм

демократия

Кто правит?

правящая партия во главе с вождем

власть одной группы, одной партии, её лидер — общенациональный вождь

народ, избранные представители

Каковы взаимоотношения власти и общества?

власть полностью бесконтрольной со стороны общества

права и свободы граждан могут декларироваться, однако на практике постоянно нарушаются;

сохраняется свобода экономической деятельности, автономия частной жизни людей

власть подконтрольна обществу

Какие средства используются для осуществления власти?

карательная система, массовый террор, выдвижение крупных целей

армия, церковь, поддерживаются традиции

выборы, референдумы

Примеры стран.

фашистская Италия, нацистская Германия, СССР, Северная Корея

государства Азии, Африки, Латинской Америки

Российская Федерация, Греция, Испания, Португалия, некоторые страны Азии и Африки, Латинской Америки.

Подведение итогов урока.

  • Что означает слово «Политический режим»?

  • Каковы основные типы политических режимов?

  • Чем характеризуется тоталитарный режим?

  • Сравните тоталитарный и авторитарный режимы, укажите общие черты и различия.

  • Как обеспечивается подконтрольность власти в условиях демократии?

Подготовка в ЕГЭ.

Выберите правильный ответ. Что из перечисленного относится к форме политического режима?

  1. республика

  2. уния

  3. авторитаризм

  4. монархия

Верны ли следующие суждения о политических режимах?

А. Демократическому режиму присущи политическая свобода граждан и равенство всех перед законом.

Б. В современном мире сохранились государства с чертами тоталитаризма.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

уважение к правам человека

выборность высших должностных лиц

полный контроль над гражданами

принцип разделения властей

идеологическая свобода

стремление контролировать личность

отсутствие многопартийности

применение репрессий против собственных граждан

сохранение свободы экономической деятельности

создание обстановки страха

контроль над политической и частной жизнью граждан

преобладание обязанностей над правами

обожествление политических лидеров

бесконтрольность власти со стороны общества

А) демократический

Б) тоталитарный

В) авторитарный

Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

Задавание домашнего задания.

Параграф 3. Провести письменный анализ, ответив на в. 2 рубрики «В классе и дома»

infourok.ru

Урок по обществознанию в 9 классе на тему «Политические режимы»

УРОК ПО ТЕМЕ

«ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ»

(9 класс)

Цели урока: 1. Определять понятия, называть основные типы и признаки политических режимов.

2. Развивать коммуникативную компетенцию

3. Формировать мировоззрение на основе гуманизма и демократических ценностей.

Задачи урока:1. Познакомить учащихся с понятием политический режим, типами и

признаками политических режимов.

2. Развивать у учащихся умения по обработке и структурированию информации; работать в группе и парами.

3. Различать основные признаки политических режимов, раскрывать на примерах различные типы политических режимов.

Форма проведенияКомбинированный урок в технологии деятельностного подхода (сочетание индивидуальной, групповой и парной работы с использованием интерактивных методов).

Участники – учащиеся 9 класса.

Оборудование: учебники, карточки-задания для групп, схемы, компьютерная презентация.

На доске: тема урока, эпиграф, понятия урока (политический режим, демократический

режим, тоталитарный режим, авторитарный режим, непосредственная

демократия, представительная демократия).

Подготовительный этап (домашнее задание по группам):

1. Работа над текстом с ошибками и исправление их.

Эпиграфы к уроку: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».

Н.А. Бердяев, русский философ I половины XIX в.

« Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если в нем правят худшие»

И. А. Ильин, русский философ I половины XIX в.

ХОД УРОКА.

Блок I. Проверка знаний по изученному ранее материалу

А. Каждой группе раздается задание по составлению схемы «Современные формы правления» – работа всей группой. Слайд 1.

Б. Работа у доски с понятиями (к размещенным на доске определениям подбирается понятия расположенные на столе) – по 1 человеку от 2-х групп.

В. Работа с признаками государства (на компьютерном слайде к предложенным расшифровкам подбираются признаки) – 1 человек от 3-ей группы. Слайд 2.

Г. Проверка домашнего задания «Текста с ошибками» (каждая группа получила текст

из 10 предложений, в котором допущено 6 ошибок. Необходимо было найти и исправить

эти ошибки) – учитель зачитывает правильный вариант, а группы сверяют свою работу.

Блок II. Формирование мотивации.

Учитель: — На предыдущих уроках мы ответили с Вами на два из трех вопросов:

Что такое государство?

Кто может быть источником власти в государствах?

Но! Облик государства останется неполным без ответа на третий вопрос – какой?

(учащиеся делают предположения)

Как осуществляется эта политическая власть?

Вопрос? – Предположите тему сегодняшнего урока.

Слайд 3. Тема, план изучения темы и основные понятия урока.

Блок III. Изучение нового материала

Учитель: Чтобы дать определение «политическому режиму», подумайте, с чем у Вас ассоциируется это понятие? (учащиеся озвучивают свои ассоциации, учитель записывает на доске).

Затем учитель вместе с учениками выводит определение

Учитель: Что определяет режим, на что он влияет, что зависит от него – вот вопросы, ответы на которые помогают уяснить суть того или иного политического режима.

Слайд 4. Сущность (содержание) политического режима.

Учитель: Политические режимы разделяются на демократические и антидемократические …

Слайд5 . Схема «Типы политических режимов».

Учитель: Нам необходимо познакомиться с характеристиками основных политических режимов. Для этого каждая группа работает с учебным материалом по одной из форм политических режимов (демократический, авторитарный, тоталитарный) и отбирает материал в соответствие с предложенной таблицей.

Задания для групп:

1) Выделите главные характеристики политического режима (согласно

предложенной таблице).

2) Попытайтесь сформулировать определение данного политического режима.

3) Попробуйте вывести формулу политического режима одной фразой (содержащей

сущность).

По окончанию работы: 1) учащиеся озвучивают выбранные характеристики

2) озвучивают свои определения и формулу

Работа сверяется с таблицей на Слайде 5. «Типы политических режимов»

Слайд 6. Определения

Слайд 7. Формулы политических режимов

Учитель: Вы познакомились с основными политическими режимами, записали их определения и характерные черты. Однако, в абсолютно чистом виде политические режимы редки. Во всяком обществе постоянно присутствуют и взаимодействуют в разных формах либеральные и тоталитарные тенденции.

Безусловно, демократия – тот режим, который обеспечивает не только влияние государства на общество, но и народа на власть, однако, и он не является идеальным.

Задание для работы в парах: Попробуйте выявить недостатки современной демократии (- зависимость от мнения общества; — огромные затраты на избирательные компании; — злоупотребление правами и свободами; — возникновение множества течений и объединений, которые наносят вред человеку; — утрата традиционных ценностей).

Блок IV. Закрепление изученного материала.

Проводится тестовый опрос.

Домашнее задание.

1. Логическое задание: а) Почему тоталитарные режимы достаточно недолговечны (по

историческим меркам)?

б) Можно ли экспортировать демократию?

2. Творческое задание – Сделать презентацию на тему: а) «Политические режимы в лицах

и странах»; б) «Узнай режим по фотографиям, картинке,

карикатуре»

infourok.ru

План-конспект урока по обществознанию (9 класс): Урок по обществознанию на тему «Политические режимы» для 9 кл.

Тема урока: Политический режим

Задачи урока: раскрыть содержание понятия «политический режим», познакомить с типологией и признаками политических режимов (демократического, авторитарного, тоталитарного)

Мотивационный блок: давайте вспомним, какие у каждого из нас отношения с родителями. У кого-то родители держат под контролем все сферы жизни детей, не дают им права выбора; у кого-то родители контролируют только наиболее важные сферы, например, учебу;  кому-то родители предоставляют полную свободу и свободу выбора, применяя меры в крайних случаях.  
Мы говорим о способах и формах воздействия на нас родителей, о способах  и формах проявления власти родителей. Также и в государстве: мы можем говорить о различных формах и способах проявления власти государства над личностью, гражданином.

Информационно-аналитический блок:

1. Запишите определение: политический режим – это совокупность методов, средств и приемов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.

2. Классификация. Схема «Политические режимы»

Политический режим

                        Демократический                                              

антидемократические                 (если гос-во подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим является антидемократическим)

                                                                   тоталитарный                  авторитарный

3. Основные признаки политических режимов (таблица)

Политический режим

Характерные черты

Исторические примеры

1. Тоталитарный

1) тотальный контроль государства над всеми сферами жизни общества

2) ущемление прав и свобод человека и гражданина

3) однопартийная система, во главе партии вождь, харизматический лидер; господствующая партия срастается с государством

4) общая обязательная официальная идеология

5) аппарат принуждения, массовый террор

6) карательные функции поддержания правопорядка и законности

Есть ли у такого режима достоинства, положительные стороны?

Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм

2. Авторитарный

1) жесткий контроль определенных сфер жизни общества

2) права и свободы граждан существенно ограничены

3) власть в руках одного человека или группы людей

4) наличие правящей партии при ограничении деятельности оппозиции

5) привлечение армии для подавления обществ. беспорядков

6) преобладание официальной идеологии

Восточные деспотии, тирании Древнего мира, абсолютные монархии Средневековья, Чили в период правления Пиночета

3. Демократический

1) власть народа (прямое воздействие общества на власть через избирательную систему)

2) правовое государство, большой объем прав и свобод граждан, которые гарантируются государством; равенство граждан перед законом

3) политический плюрализм (многопартийная система)

4) отсутствие единой официальной идеологии

5) действия армии и полиции регулируются законом

6) система разделения властей, при которой три ветви власти независимы и уравновешивают друг друга

Подтвердите тремя примерами наличие в современной России демократического политического режима.

Афинская рабовладельческая демократия, большинство современных государств

4. Закрепление:

Тест:

№1. Найдите в приведённом ниже списке типы политических режимов и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) тоталитарный

2) пропорциональный

3) мажоритарный

4) демократический

5) легальный

6) авторитарный

№2. Что из перечисленного ниже относится к признакам демократического режима? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) вмешательство государства в частную жизнь граждан

2) многообразие форм собственности

3) контроль государства за деятельностью профсоюзов и творческих организаций

4) наличие развитой многопартийной системы

5) единая идеология

№3. Выберите верные суждения об авторитарном политическом режиме.

 

1) Авторитарный режим всегда устанавливается в результате насильственного захвата политической власти.

2) При авторитарном режиме не соблюдаются или существенно ограничиваются политические права и свободы граждан.

3) Авторитарный режим может существовать в государствах как с монархической, так и с республиканской формами правления.

4) При авторитарном режиме оппозиция подвергается ограничениям и преследованиям со стороны действующей власти.

5) Авторитарные режимы впервые появляются в XX веке.

 

№4. Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

 

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) оппозиция допускается, но находится под строгим контролем

Б) правовое государство

В) полный контроль государства над всеми и каждым

Г) подавление любой оппозиции

Д) равенство всех перед законом

Е) насаждение единой идеологии

 

1) демократический

2) авторитарный

3) тоталитарный

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 2

 1

 3

 3

 1

 3

№5. Найдите в приведенном списке отличительные черты тоталитарного политического режима. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) взаимная ответственность государства и общества

2) монополия государства на средства массовой информации

3) общеобязательная идеология

4) централизованная система управления экономикой

5) власть подчинена контролю общества

№6. В государстве Z оппозиция создала свою партию и имеет свои печатные органы. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что государство Z является демократическим? Найдите в приведенном списке отличительные признаки демократии и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) сложилась многопартийная система

2) существуют образовательный и имущественный избирательные цензы

3) парламент избирается на свободных и альтернативных выборах

4) страна имеет унитарную форму государственного устройства

5) конституция гарантирует права и свободы граждан

6) президент наделен широкими полномочиями

№7. В Основном Законе Федеративной Республики Германии говорится, что Федеративная Республика Германия является демократическим государством. Какая дополнительная информация о государстве ФРГ подтверждает эту характеристику? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) высокий уровень экономического развития

2) государственный суверенитет

3) политический плюрализм

4) активная роль в Европейском Союзе

5) право граждан критиковать власть

6) выборные государственные должности

№8. Статья 1 Конституции Испании содержит положение о том, что Испания является демократическим государством. Какие из приведенных признаков подтверждают эту характеристику? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Страна является одним из самых больших производителей Западной Европы.

2) В Испании сформировалась многопартийная парламентская система.

3) В стране созданы организации для проведения дебатов и обсуждения важнейших законопроектов, включая конституцию страны.

4) Это центр международного туризма с разнообразными курортами и высокоразвитой инфраструктурой.

5) Испания является конституционной монархией.

6) Победу на парламентских выборах 2011 года одержала оппозиционная Народная партия.

№9. В государстве Г. запрещена деятельность оппозиционных партий. В стране установился тоталитарный режим. Какая дополнительная информация может служить подтверждением этого вывода? Найдите нужные позиции в перечне и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) сращивание аппарата господствующей партии с государством

2) поддержка традиционных институтов общества

3) цензура в средствах массовой информации

4) разделение законодательной и исполнительной властей

5) широкое применение государством насилия

6) создание разветвленной системы законов

№10. Согласно Конституции страна Z является демократическим унитарным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют политический режим страны Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Основным источником власти в стране Z является народ.

2) В стране Z функционирует однопалатный парламент.

3) Выборность органов государственной власти путём всеобщих равных и прямых выборов.

4) Провозглашена свобода совести.

5) Гражданам страны Z гарантируется бесплатность начального образования.

6) В стране Z действует одноканальная система налогов.

№11. Признаком понятия «политический режим» является

1)структура органов государственной власти

2) государственно-территориальное устройство

3) степень реализации прав и свобод личности

4) форма государственного правления

№12. Государство Р. Характеризуется широкими политическими свободами, плюрализмом в политической, идеологической и экономической сферах, а также высокой степенью обратной связи между гражданами и властью. Какой политический режим существует в государстве Р.?

1) авторитарный

2) тоталитарный

3) демократический

4) республиканский

№13. В государстве М. регулярно проводятся честные, соревновательные выборы, в результате которых формируется правительство. Государственные органы, в первую очередь правительство, подчиняются необходимости конституционного контроля за своей деятельностью. Основные права и свободы граждан не только провозглашаются, но и гарантируются. Какой политический режим в государстве М.?

 

1) тоталитарный

2) демократический

3) авторитарный

4) тиранический

№14. В стране Б. существует жесткий контроль со стороны государства за экономикой. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что в стране Б. имеет место тоталитарный политический режим?

1) ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций

2) наличие у государства ключевых и решающих рычагов общественной жизни

3) наличие всеобщей идеологии, пронизывающей все сферы жизни общества

4) разрешение гражданам всего того, что не запрещено законом

№15. Выберите верные суждения о признаках тоталитарного политического режима и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) При таком режиме государство является ядром политической системы

2) В полном объеме реализуется принцип разделения властей

3) Личность имеет широкие возможности для того, чтобы отстаивать свои права, влиять на принятие политически решений

4) Все сферы общественной жизни находятся под полным контролем государства

5) Основными методами управления обществом являются административно-командные решения, репрессии, преследование инакомыслия

№16. Запишите пропущенное слово:

1. _________________________________ режим – это режим, при котором народ или его большинство служит источником  и носителем политической, государственной власти.

2. _________________________________ режим – это режим, характеризующийся сосредоточением всей или почти всей власти у одного лица или группы лиц и серьезным ограничением, принижением и даже подавлением роли других, прежде всего представительных, органов, социальных и политических организаций, всего общества.

3. _________________________________ режим – это режим, при котором государство, политическая власть полностью подчиняют себе общество и личность, все стороны их жизни, подавляют права и свободы человека и гражданина насильственными методами.

4. _________________________________ режим – это совокупность методов, средств и приемов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.

5. Рефлексивный блок

Заполнить таблицу:

Плюсы (достоинства урока)

Минусы (недостатки урока)

Интересно (что интересного было на уроке)

6. Домашнее задание

§3 читать, устно отвечать на вопросы. Письменно составить план по пункту «Демократия», сравнить тоталитарный и авторитарный режимы (выделить сходства и различия).

nsportal.ru

Технологическая карта по обществознанию 9 класс по теме «Политические режимы»

Технологическая карта урока 3

Подготовила учитель обществознания МОУ «Вейделевская СОШ» Хохлова Е. Л.

Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Презентация «Политические режимы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://pravo48.narod.ru/PREZENTAZII.htm

 Конституция Российской Федерации

План урока

1. Тоталитарный режим.

2. Авторитарный режим.

3. Демократия

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о политических режимах

Формы и методы
обучения

Методы: частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Демократия, тоталитаризм, авторитарный режим

Окончание табл.

Научатся: определять, что означает понятие «политический режим», основные виды политических режимов; сравнивать тоталитарный и авторитарный
режимы; характеризовать развитие демократии в современном обществе.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять
поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать
собственную точку зрения

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение; участвовать
в диалоге, работать с книгой; взаимодействовать
с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог,
диалог, чтение, письмо), выступать с устными
сообщениями.

Личностные: понимают
значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу

Записи
в тетради

Продолжение табл.

вопросы:

– В чем заключаются особенности полити-
ческой власти?

– Почему во всех демо-кратических странах есть парламенты?

Высказывают свое мнение,
рассуждают,
приводят осно-
вание своим
суждениям

Фрон-
тальная

Коммуникативные: применяют правила делового сотруд-
ничества; сравнивают разные точки зрения.

Познавательные:

общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя;

логические – осуществляют
поиск существенной инфор-
мации (из рассказа учителя
и одноклассников)

Устный опрос

III. Изу-
чение
нового
мате-
риала

17

1. Презентация «Политические режимы».

2. Работа
с текстом
учебника,
с. 21–27.

1. Показывает слайды презентации, акценти-
рует внимание на при-знаках демократического плюрализма.

2. Поясняет задания:

1) прочитайте текст,
заполните таблицу
отличительных при-
знаков политических
режимов (см. Прило-
жение)
.

2) устно дайте характеристику политических режимов.

1. Просматривают презентацию, делают
записи в тетрадь.

2. Определяют признаки поли-
тических режимов, проводят сравнительный анализ, сопоставляют характеристики, выявляют отличительные
черты.

1. Индивидуальная.

2. Индивидуальная работа; фрон-
тальная
работа.

Познавательные:

общеучебные – умеют структурировать знания, применять таблицу для получения необходимой информации;

логические – дополняют
и расширяют имеющиеся знания и представления о видах политических режимов.

Коммуникативные: обмени-
ваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе
и отличную от своей, согласовывают действия с партне-

1. Записи в тетради.

2. Записи в тетради, устные ответы.

Окончание табл.

Проводит индивидуальный контроль.

3. Поясняет задания в рабочей тетради.

Проводит индивидуальную проверку

3. Выполняют
задания в рабочих тетрадях

3. Индивидуальная

ром, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные: планируют промежуточные цели с учетом конечного результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала

3. задания в рабочей тетради

IV. Первичное осмыс-

ление
и закрепление

5

Ответы на вопросы рубрики «В классе
и дома», с. 28

Поясняет задания, выполняемые учащимися

Дают аргументированные ответы на вопросы, обосновывают свои суждения

Индивидуальная

Познавательные:

общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование цели; логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти)

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

вопросы:

– Что означает поня-
тие «политический
режим»?

– Чем характеризуется тоталитарный режим?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фрон-
тальная

Личностные: оценивают собственную учебную
деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу
на уроке

VI. Домашнее задание

3

§ 3. Выполнение заданий
в рабочей
тетради:
№ 5, 6, с. 13

Конкретизирует
домашнее задание

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *