cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Опросник по профориентации 9 класс – Анкеты и тесты по профориентации для учащихся. Ивольский детский сад

Анкета по профориентации «Я выбираю…» (9 класс)

Анкета по профессиональной ориентации учащегося 9 класса

________________________________________________________________________________

1.Назови группы профессий. Отметь знаком + наиболее близкую тебе группу.

1 ________________________________________________________________________

2 __________________________________________________________________________

3___________________________________________________________________________

4___________________________________________________________________________

5

___________________________________________________________________________

2.Что будет определять ТВОЙ ВЫБОР профессии: (1,2,3 место)

  • мнение родителей

  • мои способности

  • востребованность профессии

  • случайность

  • размер зарплаты

  • интерес

  • совет друзей

  • престиж профессии

  • авторитет человека этой профессии

  • удаленность работы от дома

  • другое (назвать) –

3.У ТЕБЯ есть право выбора любой профессии! Назови:

3 самые (хорошие, престижные, приемлемые, подходящие и др.)

1.___________________________2._______________________3._____________

3 самые (плохие, неприемлимые, неподходящие для тебя)

1.___________________________2._______________________3._____________

4.Какие качества необходимы для любой работы

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Назови типы учебных заведений, где можно получить выбранную профессию?

infourok.ru

Игра по профориентации для 9 класса на тему «Я и мир профессий»

Игра по профориентации

«Я и мир профессий»

Аннотация

Создание условий для профессионального самоопределения детей – одно из важных направлений в работе классного руководителя выпускного девятого класса. Этот классный час – продолжение разговора с девятиклассниками о выборе профессии. Сегодня нет недостатка в информации, вопрос, как правильно её использовать. Поработав с литературой, методическими пособиями, материалами интернета, мною был разработан классный час по профориентации для учащихся  9-го класса «В поисках будущей профессии» с использованием мультимедийной презентации. В увлекательной игровой форме ребята узнают о факторах, влияющих на выбор профессии, знакомятся с типологией и различными характеристиками профессий, получают некоторые советы и рекомендации по данной теме. Небольшой тест поможет ребятам узнать, к какому типу профессии они склонны, а какой вид деятельности им противопоказан.

Данная разработка будет полезна классным руководителям 5 – 11 классов, учащимся, выпускникам школы, родителям.

Игра по профориентации «Я и мир профессий»

Цель: Продолжить формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение воспитанников)

Задачи мероприятия:

  • Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.

  • Определить мотив выбора профессии.

  • Ознакомить воспитанников с житейским способом выбора профессий.

  • Информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.

  • Формировать актуальное для подростков «информационное поле» при выборе профессии;

План мероприятия:

  • Провести игру: “Назови профессии или специальности на заданные буквы”.

  • Провести упражнение «Основной мотив выбора профессии»

  • Изучить житейский способ выбора профессии.

  • Выявить и перечислить профессиональные качества для некоторых профессий, найти сходства между ними.

  • Провести игру: “Угадай профессию”.

  • Провести игру «Пантомима»

  • Провести игру «Закончи пословицу»

  • Подвести итоги мероприятия.

Оборудование: карточки с заданиями для игр, тестовые бланки, классная доска (название мероприятия, высказывание Ушинского К.Д.)

Ход мероприятия:

1. Слово учителя.

Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите. Кто-то в других учебных заведениях нашего города, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. Кто-то дальше продолжит учиться до 11 класса, и только потом поступит в другие учебные заведения нашей страны, для получения профессии. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии.

В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам в этом выборе родители, психолог, педагоги, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска. Один из тестов вы уже проходили и ознакомились с результатами.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из способов — житейским, определим ваш мотив выбора профессии.

А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на команды. (Деление на команды повышает активность учащихся)

2. В течение трех минут вам необходимо придумать название команды, которое должно отражать название профессии, которая, по-вашему, ещё не существует, и представить ее нам.

3. Игровая разминка.

Игра первая: К, Р, О, П ( представитель команды вытягивает незаполненные карточки с заданием)

Задание: надо назвать профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается. Чья команда это сделает лучше и быстрее? — дополнительные 3 балла. Время выполнения – 3 минуты.

О

К

Р

П

Окулист

Контролер

Разведчик

Проводник

Орнитолог

Киноартист

Рыбак

Плотник

Ортопед

Крановщик

Редактор

Пилот

Обходчик железнодорожных

путей

Кочегар

Радиоведущий

Пожарный

Оператор машинного доения

Киномеханик

Рентгенолог

Полицейский

Оператор связи

Космонавт

Радист

Полярник

Оператор ЭВМ

Кабельщик

Репортер

Пограничник

Кровельщик

Печник

Каменщик

Пиротехник

Кутюрье

Повар

Кондитер

Пекарь

Кондуктор

Портной

Парашютист

4. Слово учителя.

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей, возможно, необычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

Вряд ли кто из вас мечтает стать разведчиком, астрологом, балериной, а тем более – полярником, космонавтом или кинорежиссером. Основная масса выпускников выбирает более обыденную профессию.

Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

5. Упражнение по профориентации «Основной мотив твоего выбора»

Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику).

Список мотивов включает 16 фраз:

Учитель дает задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание — зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один из двух.

Давайте подведем итог этого упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый). Вывод делается учителем исходя из ответов детей.

6. Слово учителю

Кроме мотива, как мы уже говорили, существует подходы к выбору профессии, Таких подходов много, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.

Само слово «житейский» говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Итак, что же мы учитываем при выборе профессии, следуя этому способу?

  • Востребованность на рынке труда.

  • Доходность.

  • Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз …).

  • Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер…).

  • Образованность (врач, учитель, психолог, ученый…).

  • Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной…).

  • Положительное влияние на семейную жизнь.

  • Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).

  • Возможность карьерного роста (важно или не важно).

В нашем регионе, как и в любом регионе страны, большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”.

Вот именно поэтому вы и не мечтаете, стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии, которые востребованы на рынке труда на сегодняшний день.

Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями.

А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию.

7. Игра вторая «Угадай профессию»

Учитель перечисляет профессиональные качества, а команды угадывают и называют профессию. За правильный ответ – 1 балл.

Слайд 7.

8. Игра третья «Пантомима»

А теперь давайте отдохнем и поиграем.

Я раздам карточки с указанной там профессией (желающим) — показывать содержимое карточки командам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют, за правильный ответ – 1 балл.

Предлагаемый список профессий:

Плотник, пилот, учитель, швея, врач, повар.

Мы с вами уже знаем, что существует более 10 000 профессий. Не раз мы с вами говорили, что именно «труд человека кормит, а лень портит». Для того, чтобы получить профессию нужно много трудиться – ведь учеба-это тот же труд.

9. Игра четвертая «Закончи пословицу».

Существует более 100 пословиц о труде и ученье, вот некоторые из них:

Пашню пашут, руками не машут.

Кто не ходит, тот и не падает.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

С охотой можно и в камень гвоздь забить.

Усердная мышь и доску прогрызет.

Не все те повара, у кого ножи длинные.

Ваша задача сейчас закончить пословицу, которую я вам буду предлагать. За каждую правильно законченную пословицу команда получает 1 балл:

  1. Уменье и труд все (перетрут).

  2. Не стыдно не знать, стыдно не (учиться).

  3. Дело мастера (боится).

  4. За всякое дело берись (умело).

  5. Умение везде найдет (примененье)

  6. Птицу узнают в полете, а человека в (работе).

  7. Маленькое дело лучше большого (безделья).

  8. Без труда не выловишь рыбку из (пруда).

  9. На работу он сзади последних, а на еду — впереди (первых).

  10. Больше дела – меньше (слов).

  11. Не откладывай на завтра то, что можно сделать (сегодня).

  12. Кончил дело — гуляй (смело).

10. Подведение итогов

А сейчас подведем итог нашей игры (подведение итогов, награждение)

Однажды, на вопрос: «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье — это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой», а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами. Скажите, пожалуйста, кем вы хотите стать?

Я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой.

Спасибо всем за внимание, активное участие в игре! До новых встреч!

8. «Профессиональные качества».

Естественно, что каждая профессия требует определенного набора качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые выбираете вы — выпускники нашего детского дома. ( Дети самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий в карточках). Время выполнения 5 минут. Выигрывает та команда, которая более полно составит профессиональные качества – 5 баллов.

ВОДИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ

ПОВАР

БУХГАЛТЕР

Самообладание

Дисциплина

Ответственность

Хорошее цветовое восприятие Концентрированность внимания быстрота реакции;

Умение быстро ориентироваться в окружающей среде

Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений…

Любовь к детям Гуманность Образованность

Терпение

Находчивость Самосовершенствование Эрудированность Интуиция Воспитанность Информированность Коммуникабельность

Милосердие…

Самосовершенствование Образованность Ответственность Хороший глазомер Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная

Твердость руки, устойчивость кистей рук

Хорошая координация движений;

Оперативность; …

Терпение Собранность Информированность

Коммуникабельность

Точность Образованность

Находчивость

Тактичность Интуиция

Ответственность Порядочность Умение оперировать

цифрами, информацией…

Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются.

Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.

Литература.

  1. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). — Москва: Вако, 2005.

  2. CHUDOPREDKI.RU Сайт для родителей «Детские радости » Пословицы

  3. Русские пословицы и поговорки/ под редакцией В. Аникина, — М.- :Худож. лит., 1988

Приложение 1

Основной мотив твоего выбора профессии.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Приложение 2

Приложение3

Плотник

Пилот

Учитель

Швея

Врач

Повар

Приложение 4

ВОДИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ

ПОВАР

БУХГАЛТЕР

ВОДИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ

ПОВАР

БУХГАЛТЕР

Приложение 5

1 К

2 К

3 К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Основной мотив твоего выбора профессии.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Основной мотив твоего выбора профессии.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Основной мотив твоего выбора профессии.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Основной мотив твоего выбора профессии.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Основной мотив твоего выбора профессии.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Основной мотив твоего выбора профессии.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

12


multiurok.ru

Тесты по профориентации в 9 классе

Практическая работа

Задание 1. Определите свой темперамент.

Прочитайте утверждения, соответствующие четырем типам темперамента. Паспорт каждого темперамента состоит из 20 вопросов. Если то или иное качество, названное в паспорте, имеется у вас, то под этим номером в тетради вы ставите знак «+». Если считаете, что названное качество у вас отсутствует, то ни какого знака не ставьте. Отвечать надо объективно и честно.

Учитывая, что чистый тип темперамента встречается очень редко, у каждого человека обнаруживаются качества, характер­ные для различных типов. Степень выраженности каждого типа темперамента у человека подсчитывается так. Подсчитывается количество «+» в каждом паспорте и затем результаты ран­жируются в убывающем порядке. Ваш тип тот, который ока­жется на первом и втором месте.

Паспорт сангвиника

1. Веселый и жизнерадостный.

2. Деловиты.

3. Часто не доводите дело до конца.

4. Склонны переоценивать себя, свои возможности.

5. Способны быстро схватывать новое.

6. Неустойчивы в интересах и склонностях.

7. Легко переживаете неудачи и неприятности.

8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.

9. С увлечением беретесь за любое дело.

10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.

11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переклю­чаетесь с одной работы на другую.

12. Тяготитесь однообразием, будничной кропотливой работой.

13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности в общении с новыми людьми.

14. Работаете быстро, увлеченно, ровно, нуждаетесь в пе­рерывах реже других.

15. Выносливы и работоспособны.

16. Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопро­вождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.

17. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.

18. Обладаете всегда бодрым настроением.

19. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.

20. Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях.

Паспорт холерика

1. Неусидчивы, суетливы.

2. Невыдержанны, вспыльчивы.

3. Нетерпеливы, реактивны.

4. Резки и прямолинейны во взаимоотношениях с людьми.

5. Решительны и инициативны.

6. Энергичны.

7. Находчивы в споре.

8. Работаете рывками.

9. Склонны к риску.

10. Злопамятны и обидчивы.

11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интона­циями речью.

12. Неуравновешенны и склонны к горячности.

13. Агрессивны.

14. Нетерпимы к недостаткам.

15. Обладаете выразительной мимикой.

16. Способны быстро действовать и решать жизненные задачи.

17. Неустанно стремитесь к новому.

18. Обладаете резкими порывистыми движениями.

19. Настойчивы в достижении поставленной цели.

20. Склонны к резким сменам настроений.

Паспорт флегматика

1. Спокойны и хладнокровны.

2. Последовательны и обстоятельны в делах.

3. Осторожны и рассудительны.

4. Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.

5. Молчаливы и не любите попусту болтать.

6. Обладаете спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.

7. Сдержанны и терпеливы.

8. Как правило, доводите начатое дело до конца.

9. Не тратите попусту сил.

10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.

11. Легко сдерживаете свои желания.

12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к кол­костям в свой адрес.

14. Постоянны в своих отношениях и интересах, умеете ждать, ладить с другими.

15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.

16. Ровны в отношениях со всеми.

17. Любите аккуратность и порядок во всем.

18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.

19. Инертны, малоподвижны, вялы.

20. Обладаете выдержкой.

Паспорт меланхолика

1. Стеснительны и застенчивы.

2. Теряетесь в новой обстановке.

3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людь­ми.

4. Легко переносите одиночество.

5. Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах.

6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.

7. Склонны уходить в себя.

8. Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах.

9. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника. И. Впечатлительны до слезливости, тревожности.

12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Предъявляете высокие требования к себе и к окру­жающим.

14. Склонны к подозрительности, мнительности.

15. Болезненно чувствительны и легкоранимы.

16. Чрезмерно обидчивы.

17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями.

18. Малоактивны в работе.

19. Безропотно покорны.

20. Стремитесь вызывать сочувствие и помощь у окру­жающих.

При обработке результатов нужно учесть то обстоятельство, что данная методика субъективна, так как основана на самооценке. Кроме того, выявить особенности темперамента наблю­дением порой бывает очень трудно, так как они маскируются характером. О свойствах же темперамента с наибольшей точ­ностью можно судить в максимально трудных для проявления этих свойств условиях, например об активности — наблюдать в условиях утомления.

Практические работы

Задание 1. С помощью приведенной ниже анкеты оцените уровень развития своих волевых качеств.

Инструкция. Ответьте на все вопросы анкеты, не про­пуская ни одного. Отвечая на вопрос, обведите кружком букву ответа, который соответствует вашему поведению.

Анкета

1. Делаете ли вы по утрам зарядку?

а) Регулярно.

б) Время от времени.

в) Не делаю.

2. Отстаиваете ли вы свое мнение перед товарищами и взрослыми в случае несогласия с ними?

а) Всегда.

б) Иногда пытаюсь это делать, но не всегда удается.

в) Нет.

3. Умеете ли вы владеть своими чувствами (преодолевать растерянность, страх и т. п.)?

а) Да, в любой ситуации.

б) Не всегда, в зависимости от ситуации.

в) Не умею.

4. Высказываете ли вы свое мнение на собраниях, критикуете ли недостатки своих товарищей?

а) Всегда.

б) Иногда решаюсь на это.

в) Никогда.

5. Останавливают ли вас неудачные попытки решения за­дачи, разучивания упражнения и т. п.?

а) Да.

б) Иногда.

в) Практически никогда.

6. В какой мере сформированы у вас основные бытовые на­выки (уборка постели, поддерживание порядка в комнате, соблю­дение основных требований к внешнему виду)?

а) В основном сформированы достаточно устойчиво: регулярно убираю постель, поддерживаю порядок в комнате, аккуратен в одежде.

б) Сформированы, но недостаточно устойчиво.

в) Не сформированы.

7. Способны ли вы сами без внешнего принуждения орга­низовать свое время?

а) Да.

б) Делаю это нерегулярно.

в) Практически никогда этого не делаю.

8. Можете ли вы без напоминания сесть за приготовление домашних заданий?

а) Практически всегда.

б) Только иногда.

в) Практически никогда этого не делаю.

9. Способны ли вы длительно (в течение нескольких не­дель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?

а) Да.

б) В редких случаях.

в) Нет.

10. Проявляете ли вы интерес к самовоспитанию?

а) Достаточно отчетливо.

б) От случая к случаю.

в) Не проявляю.

11. Если вы проявляете интерес к самовоспитанию, то в какой мере он носит устойчивый характер?

а) Регулярно предпринимаю попытки самовоспитания.

б) Попытки самовоспитания предпринимаю от случая к случаю.

в) Никаких попыток самовоспитания не предпринимаю.

12. Есть ли у вас программа самовоспитания?

а) Да.

б) Определенной программы нет, но есть некоторые на­метки.

в) Никакой программы нет.

13. Доводите ли вы свои дела до конца?

а) Да.

б) Не все дела довожу до конца.

в) Очень редко довожу начатое до конца.

14. Планируете ли вы свободное время (особенно на воскре­сенье, в каникулы) или действуете как придется?

а) Чаще всего планирую.

б) Иногда планирую.

в) Практически никогда не планирую.

15. Умеете ли вы сдерживать свои чувства?

а) В основном умею.

б) Иногда не сдерживаюсь.

в) Как правило, не сдерживаюсь.

16. Умеете ли вы серьезно и ответственно выполнять задание, которое считаете важным?

а) Как правило, умею.

б) Не всегда умею.

в) Не умею.

17. Пытаетесь ли вы определить для себя серьезную жизнен­ную цель (выбор профессии, овладение важными трудовыми на­выками)?

а) Да.

б) Пытаюсь, но только от случая к случаю.

в) Не пытаюсь.

18. Если вы имеете какую-либо серьезную цель, делаете ли что-нибудь для ее осуществления?

а) Делаю.

б) Делаю очень мало.

в) Ничего не делаю.

infourok.ru

Родительское собрание по профориентации в 9 классе

Сценарий родительского собрания по профориентации в 9 классе

«Калейдоскоп профессий»

Подготовительный этап:

1. Анкетирование учащихся по профориентации (Приложение 1)

2. Попросить родителей коротко рассказать на собрании о плюсах и минусах их профессий и высказать мнение, подходят ли они их детям.

3. Подготовить памятки для родителей.

  1. Вступительное слово классного руководителя:

Добрый день, уважаемые родители!

Как сориентировать сегодняшнего выпускника во взрослой жизни, в том числе в выборе профессии?

Есть два способа выбирать профессию. Первый способ — метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.

Другой путь — изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.

Есть еще третий путь — путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того, чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное — это отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.

Основное правило выбора профессии: сочетание «Могу», «Хочу» и «Надо», то есть своего желания, своих возможностей и социального заказа сегодняшнего общества.

  1. Рассказ родителей о своих профессиях.

  2. Профориентационный тест. (Приложение 2) Сравнение результатов теста с результатами тестирования своего ребенка.

  3. Дискуссия о том, какую профессию нужно советовать своему ребенку

5. Классный руководитель: Уважаемые родители! В наше время появилось много новых профессий, которых не существовало в то время, когда мы с вами получали профессиональное образование. Что мы знаем о них? Можем ли мы дать квалифицированный совет ребенку, если сами в чём- то недостаточно компетентны? Некоторые виды занятий теперь получили новое название, например, такая неквалифицированная работа, как труд уборщика помещений теперь гордо именуется клининг- менеджментом.

Проверьте себя при помощи небольшого теста.

Экспресс — тест «Как я ориентируюсь в мире новых профессий?»

  1. Логист:

  • а) тот, кто занимается логикой;

  • б) специалист по организации транспортировки продукции;

  • в) организатор конференций и научных саммитов.

  1. Вебмастер:

  • а) тот, кто работает на компьютере;

  • б) разработчик программ;

  • в) разработчик проектов сайтов.

3. Маркетолог:

  • а) тот, кто работает на рынке ценных бумаг;

  • б) специалист по изучению рынка;

  • в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

4. Фандрайзер:

  • а) тот, кто ищет деньги и возможности для организаций;

  • б) фанат, которого нанимает «звезда»;

  • в) специалист, изучающий пути развития предприятия.

Правильные ответы:

Логист- специалист по организации транспортировки продукции. Профессия пользуется большим спросом, для её получения необходимо базовое экономическое образование и курсы специализации.

Вебмастер- разработчик проектов сайтов. Спрос на профессию со временем упадёт, так как пик приходится на настоящий момент, но вебмастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.

Маркетолог— специалист по изучению рынка. Профессия требует экономического образования, специализации с 3-4 курса ВУЗа. Спрос на профессию постоянно высокий, но приоритет отдается тем, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательное образование- экономическое, инженерно- техническое. В качестве маркетолога во многих торговых компаниях работают социологи.

Фандрайзер- тот, кто ищет деньги и возможности для организаций. Курсы по фандрайзенгу проходят при крупных научных центрах. Спрос на профессию постоянно высок, требует целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Это дополнительное образование, которое нужно многим специалистам и организациям.

6. Подведение итогов:

Для того, чтобы человек мог найти свое счастье в труде, он должен сочетать свои желания, устремления, планы с потребностями общества, с благом людей. В этом случае он испытывает удовлетворение от того, что нужен и полезен людям. Для человека важно не только то, кто он по специальности, но и то, какой он по своим человеческим качествам.

Примечания:

  1. В конце собрания необходимо раздать родителям памятки по профориентации.

  2. Собрание можно провести вместе с учениками, в таком случае тестирование по профориентации учеников и родителей можно провести одновременно и сравнить результаты.

Литература для подготовки к собранию

1. Родительские собрания Авт.-сост. Л.А. Егорова М. «Вако» 2009

2. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. М.: ТЦ Сфера, 2006.

infourok.ru

Методики для профотбора и профориентации

  • Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова)
  • . На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем). По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому.

  • «Дифференциально-диагностичекий опросник» (ДДО)
  • . Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

  • «Карта интересов», опросник разработан А. Е. Голомштоком
  • . Тест используется в целях профориентации при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Исходя из структуры ответов определяется степень выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности (биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электро- и радиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация, морское дело, военные специальности, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, юриспруденция, сфера обслуживания, математика, экономика, иностранные языки, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура и спорт).

  • «Карта интересов», модификация О.Г. Филимоновой
  • . Опросник А.Е. Голомштока представлен достаточно широко в разных источниках. В его основе лежит перечень направлений, по которым составлены вопросы к учащимся. Этот опросник уже долгое время публикуется без изменений и устарел как с точки зрения перечня направлений деятельности, так и с точки зрения формулировки вопросов. При его проведении в аудитории возникают смешки и недоумение, что и побудило автора к некоторому его усовершенствованию. В новом перечне направлений деятельности появились такие популярные сейчас виды деятельности, как информационные технологии, социология, философия, бизнес.

  • «Матрица выбора профессии»
  • . Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. С помощью 2-х вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого.

  • Методика Л.А. Йовайши
  • предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности (искусства, технических интересов, работы с людьми, умственного труда, физического труда и сфера материальных интересов).

  • Опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой
  • . По результатам испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен (человек-знаковая система, -техника, -природа, -художественный образ, -человек).

  • «Ориентация» анкета И.Л. Соломина
  • . Анкета пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке. Определяется преимущественная склонность и способность к одному из пяти типов профессий (человек-человек, -техника, -знаковая система, -художественный образ, -природа) и соответствие двум классам: исполнительские и творческие.

  • Оценка профессиональной направленности личности учителя
  • . Методика разработана для определения степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности.

  • «Профассоциации»
  • . Профориентационный тест, основанный на ассоциативном методе. Испытуемый дает ассоциации на профессии. Оценивается профессиональная направленность. Может применяться как в индивидуальной, так и групповой профориентационной работе.

  • «Профессиональные намерения»
  • . Все вопросы методики группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них (жизненные планы, увлечения и проф.намерения, знания о профессии, оценка своей пригодности к профессии, эффективность профориентационной работы).

  • «Профиль»
  • (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной). Данная методика исследует профессиональные интересы. Помогает определить профиль обучения.

  • «Цель — Средство — Результат» методика А.А.Карманова (ЦСР)
  • . Методика рассчитана на исследование особенностей структуры деятельности.

  • Экспресс-диагностика социальных ценностей личности
  • . Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений и может быть полезна как при выборе характера работы, так и при оценке работника в процессе найма и аттестации кадров.

  • «Якоря карьеры» методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова)
  • . Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации. Можно использовать для профессиональной ориентации подростков и взрослых.

    testoteka.narod.ru

    Анализ профориентации 9 класс «Вопросник для определения свойств личности»

    Анализ профориентации

    Педагог-психолог Дунаева С.А.

    Во второй четверти была проведена психодиагностика 9-х классов по профориентации Сроки: ноябрь-декабрь 2016г.

    Цель: изучить направленность профориентационной поддержки старшеклассникам в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

    Были использованы следующие методики:

    • ДДО (Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Климова

    • Тест Д.Голланда по определению типа личности

    • Уровень мотивации у учебной деятельности

    • Вопросник для определения свойств личности Дж. Барретта «Карьера: способности и выбор».

    • Анкета «профориентация»

    В мировой и отечественной профориентации используют такие методы психологии, как беседа, наблюдение, тест, опросник, анкета, анализ продуктов деятельности, тренинговые упражнения, психологические консультации.

    Джим Баррет в работе «Карьера: способности и выбор» предлагает исследовать мотивацию субъекта, его способности, свойства личности. На основе его опросника получилось очень интересные исследования. Остановимся на этом опросника.

    Была проведена оценка готовности школьников выбора профессии, среди 9-х классов . Вопросник для определения свойств личности Дж. Барретта «Карьера: способности и выбор». Эта анкета предназначена для выяснения ряда характеристик, имеющих непосредственное отношение к работе. Она, вероятно, укажет сферу деятельности, в которой они смогут работать с интересом и получать удовольствие от выбранного дела. Вопросы анкеты, выявляют свойства личности, построены по логической схеме. Прежде всего, они выявляют аспекты поведения, направленные на выполнение поставленной задачи и те из них, которые обращены к людям. Каждый из этих пунктов подразделяется на два компонента. В рамках поставленной задачи действие может быть реальным или воображаемым, а также импульсивным или взвешенным. В том, что относится к взаимоотношениям с людьми, поведение может быть активным или пассивным, зависимым от группы или самодостаточным. Отношение к делу и манера общения с людьми определяют выбор области деятельности Воображение или реализм; Осмотрительность или непосредственность. Пассивность или настойчивость; Склонность к уединению или общительность. Два свойства личности. Характеризующие отношение к делу, — склонность к реалистическому или образному мышлению, непосредственность или осмотрительность. Два свойства, отражающие взаимоотношения с людьми, — настойчивость или пассивность, склонность к общению или уединению. («Помощники», «Командиры», «Советники», «Сторонники»). Роль коллектива. Существует очень немного видов деятельности, не предусматривающих контакта с другими. Поэтому важно найти такую специальность, которая обеспечит должное равновесие между использованием вашей квалификации и подходящей вам разновидностью контакта между людьми. В состав группы всегда входят люди, не нуждающиеся в интенсивных контактах. Знание собственного стиля помогает понять воздействие вашей личности на других и позволяет вам оценить вклад, который вносят другие, что трудно сделать уже потому, что он отличается от вашего собственного. Следует еще иметь в виду то, что мы можем вести себя самым различным образом – в различных случаях и в различных обстоятельствах. Именно поэтому, являясь членами групп, мы нередко возлагаем на себя многие роли и обязанности, нам явно не подходящие, но требующие выполнения. I-Воображение. Люди с низким значением этого показателя внимательны к чувствам других людей. Они эмоциональны и часто экспрессивны. Принимают решения, руководствуясь скорее сердцем, чем головой. Легкоранимы, болезненно воспринимают критику. Слишком много времени уделяют мелочам. Часто унывают и расстраиваются, при этом интуитивны и творчески настроены. Реагируют на чувства и (или) идеи.

    F— Реализм. Имеющие высокое значение этого показателя являются реалистами и рассматривают вещи логически. Сдержаны, обеими ногами стоят на земле. Не отвлекаются, контролируют процесс работы. Объективны, склонны к анализу, видят главное. Могут не обратить внимания на тонкость, способную обеспокоить другого человека. Любят информацию и факты.

    D— Осмотрительность. Люди, имеющие невысокое значение этого показателя, спокойны, устойчивы и надежны. Они терпеливо ждут, пока не настанет время для чего-либо. Сдержанные, они не позволяют событиям волновать их. Воспринимают вещи такими, какие они есть. Неторопливые и осмотрительные, они позволяют людям полагаться на них. Могут показаться скучными или безразличными. Предсказуемы. Довольны собой и принадлежат к разновидности людей, которые любят напоминать: ну, я же говорил вам. Хорошо «отбивают удары». В делах соблюдают полный порядок.

    Sp-Непосредственность. Высокое значение показателя свидетельствует о живости и непосредственности характера. Такие люди любят быстро развивающиеся ситуации. Им часто трудно держаться одного и того же занятия или закончить начатое дело. Забавные и восторженные, они заражают других своей живостью. Могут быть признаны неглубокими, так как перепрыгивают с одного на другое. Об организованности нет и речи, хотя могут работать весьма эффективно. P-Пассивность. Люди с низким показателем умеренны и не стремятся давить на других. Они сдержат свои чувства при себе, им легче уступить, чем спорить. С ними легко ладить. Часто становятся хорошими членами группы. Они легко приспосабливаются к обстоятельствам, и их трудно вывести из себя. Способны промолчать о том, что думают. Избегают конфронтации. Усердно стараются понравиться. Склонны к сотрудничеству.

    A-Настойчивость. Люди с высоким показателем настойчивы, даже агрессивны. Могут быть упрямыми. Считаются «толкачами». Нередко говорят громко. Четко излагают мысли. Решительны, иногда склоны к риску, часто добиваются того, чего хотят. Могут ступать по головам. Их считают показушниками, но и нередко уважают. Способны не обращать внимания на реакцию людей. Критичны. Требовательны. Берут на себя ответственность.

    So-Склонность к уединению. Люди с низким знанием данного показателя считают, что лучше справятся со всеми сами. Самостоятельны. Инициативны. Могут считаться или тихими, или высокомерными. В предельном случае «аутсайдеры». Работают самостоятельно. Могут общаться, но иногда застенчивы. Непросты в общении. Держаться особняком, целеустремленны. Придерживаются собственного мнения. Находчивы. Не любят светских бесед.

    G-Общительность. Таких вокруг много. Общительны, способны, не всегда лидеры. Ищут общества. Ненавидят оставаться в одиночестве. Лояльны и способны оказать поддержку. Чтобы их приняли как своих, способны отказаться от своего мнения в угоду мнению группы. Меняют свое поведение, чтобы соответствовать требованиям. Устраняют разногласия между другими людьми. Любят соучаствовать, принимать решения вместе с другими.

    Типы характера и соответствующие специальности.

    I— Впечатлительный. Художник,писатель, танцовщик, цветовод, психолог, специалист по музыкотерапии, музыкант, преподаватель сценической речи и актерского мастерства, оформитель витрин.

    F -Реалистический.Адвокат, кинооператор, таможенный чиновник, водолаз, агент по продаже недвижимости, техник, механик, инспектор дорожного движения.

    D-Осмотрительный.Администратор, сотрудник бригады «скорой помощи», чертежник, эргономист, пожарный, специалист в области восточной медицины, реставратор, офицер охраны, хирург, терапевт.

    Sp— Непосредственный.Ассистент по рекламе, бармен, танцовщик, демонстратор, костюмер, парикмахер, массажист, модель, секретарь отдела по связям с общественностью.

    P— Пассивный.Переплетчик, оператор компьютера, диетолог, портниха, гравер, егерь, садовник, сотрудник патентной службы, гончар, кладовщик, автор технических книг.

    A-Настойчивый.Актер, брокер, менеджер клуба, курьер, преподаватель драматического искусства, закупщик модного платья, менеджер гостиницы, посредник, редактор новостных передач, репортер, агент по сбыту, заведующий транспортным отделом.

    So -Склонный к уединению.Археолог, мастер по педикюру, ремесленник, посыльный, сельскохозяйственный рабочий, программист, пастух, серебряных дел мастер, водитель такси, машинист, писатель.

    G-Общительный.Стюард/стюардесса, аукционист, секретарь клуба, специалист по организации развлечений, воспитатель в семейном детском доме, владелец бара, тренер, специалист по работе с молодежью.

    Индивидуальные свойства личности.- 9Б

    1. «Директор» — FDAG – 0% от класса

    2. «Оппортунист» — FSpAG – 4;1- 4% от класса

    3. «Тренер» — IDAG -0% от класса

    4. «Крестоносец» — ISpAG1;1- 4%;% от класса

    5. «Завершитель» — FDPG –

    6. «Партнер» -FSpPG -3-% от класса

    1. «Доверенное лицо» -IDPG- 1- 4% от класса

    2. «Коллега» — ISpPG – 2;1-8%;4% от класса

    3. «Устроитель» — FDASo

    4. «Консультант» — FSpASo

    5. «Дизайнер» — IDASo – 1 смеш

    6. «Идеалист» — ISpASo – 1;1 -%;% откласса

    7. «Исследователь» — FDPSo – 1- % от класса

    8. «Исполнитель» — FSpPSo

    9. «Специалист» — IDPSo

    10. «Скиталец» — ISpPSo- 1- % от класса

    Индивидуальные свойства личности.- 9А

    1. «Директор» — FDAG-

    2. «Оппортунист» — FSpAG – 1 -4% от класса

    3. «Тренер» — IDAG-

    4. «Крестоносец» — ISpAG –2;2- 8%;8% от класса

    5. «Завершитель» — FDPG2;2 — 8%;8% от класса

    6. «Партнер» — FSpPG- 3;3-12,5%;12,5% от класса

    7. «Доверенное лицо» — IDPG – 1;3-4%;12,5% от класса

    8. «Коллега» — ISpPG – 2;5-8%;21% от класса

    9. «Устроитель» — FDASo –

    10. «Консультант» — FSpASo-

    11. «Дизайнер» — IDASo

    12. «Идеалист» — ISpASo –

    13. «Исследователь» — FDPSo –

    14. «Исполнитель» — FSpPSo -1-4% от класса

    15. «Специалист» — IDPSo –1- 4% от класса 16.«Скиталец» — ISpPSo – 2; 1 8%; 4% от класса

    Каждый год получаются разные направления личности. Далее привожу сам опросник: первая часть 40 вопросов от своего имени «Я так представляю себя», вторая часть 40 вопросов — «Люди назовут меня».

    Результаты и характеристики- это показатели, определяемые восемью буквами, обозначающими противоположные полюса четырех параметров.

    Вопросы анкеты, выявляющей свойства личности, построены по логической схеме. Прежде всего, они выявляют аспекты поведения, направленные на выполнение поставленной задачи, и те из них, которые обращены к людям.

    infourok.ru

    Тренинг по профориентации в 9 классе

    Тренинг на тему: «На пороге взрослой жизни»


    Педагог-психолог МОУ СОШ № 35: Карпова Н. В

    Тренинг по профориентации для учащихся 9 класса «На пороге взрослой жизни».

    Цель: дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;

    активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

    Задачи:

    1) Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни;

    2) Помочь учащимся выявить свою профессиональную направленность;

    3) Расширить знания учащихся о мире профессионального труда;

    4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.

    Время: 45 мин.

    Структура занятия:

    1.Организационный момент.

    2.Информационный блок (с элементами эвристической беседы, показ видеоматериала).

    3. Практический блок (упражнения, тестирование).

    4. Заключительная беседа

    Оборудование: мультимедийный комплекс, наглядный материал – цветные картинки профессии, эпиграф к уроку на ватмане («Найди себе дело по душе и тебе не придется работать ни дня в своей жизни» Конфуций), презентация к уроку, раздаточный материал для учащихся.

    Ход занятия:

    1. Орг.момент.

    2. Информационный блок

    Слайд 1

    Психолог.

    Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности?.. Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Поэтому сегодня мы продолжим с вами наш разговор о выборе будущей профессии. Эпиграфом нашего занятия я выбрала такие слова о труде:

    Слайд 2

    «Найди себе дело по душе и тебе не придется работать ни дня в своей жизни»

    (Конфуций)

    «Чтобы жить, надо уметь что-то делать»

    (М.Горький)

    Вопросы:

    1. Поднимите, пожалуйста, руки, кто уже выбрал профессию?

    2. Кто пока не определился?

    3. Кого этот вопрос пока еще не интересует?

    4. А можете ли вы мне ответить, что такое профессия?

    Слайд 3

    Профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.

    Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок. Как вы думаете, какие факторы могут повлиять на выбор профессии?

    (ответы детей)

    Давайте вместе рассмотрим эти факторы.

    Слайд 4

    1. Знания о профессиях и их востребованность.

    Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

    2. Склонности (интересы, мотивы труда).

    Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

    3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

    Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.

    4. Уровень притязаний и самооценка.

    Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания — важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.

    5. Мнение родителей, семьи.

    Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

    С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.

    6. Мнение сверстников.

    Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный выбор.

    7. Позиция учителей, профессионалов.

    Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.

    8. Личный профессиональный план (ЛПП).

    За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.

    Психолог.

    Таким образом, находясь в поисках будущей профессии, нужно обязательно знать и учитывать все вышеперечисленные факторы.

    Какие же условия должны выполняться при выборе профессии? Итак, должны выполняться три условия:

    Хочу – мои желания

    Могу – способности и возможности

    Надо – востребованность профессии.

    Психолог. А сейчас я хочу представить Вашему вниманию видеоматериал «Ты и твоя будущая профессия». 6:20 мин.

    А сейчас проверим вашу эрудицию. Предлагаю вам сыграть в игру

    «Профессия на букву».

    Нужно назвать профессии на определенную букву за 3 минуты. Побеждает тот, кто вспомнит больше профессий. Буквы — К, П, Э, О, А. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

    (Ответы учащихся )

    Б). В следующем состязании победит тот ученик , который первым даст правильный ответ. Игра «Самая-самая». О какой профессии идёт речь, отгадайте:

    Ответы: самая зеленая – садовод, лесник, цветовод и др;

    Самая сладкая – кондитер, продавец в в кондитерском отделе;

    Самая денежная – банкир, проф теннисисты, боксеры, модели;

    Самая волосатая – парикмахер;

    Самая детская – воспитатель,, педиатр, учитель;

    Самая смешная – клоун, пародист;

    Самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель, массовик-

    затейник; психолог

    Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик,;

    Самая опасная – сапер, каскадер;

    Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь

    Головоломка « Мир профессий»

    Время подготовки – 5 минут.

    Задание: на каждую букву данного слова необходимо подобрать названия профессий и специальностей так, чтобы они не повторялись.

    П ………………

    Р ………………

    О ………………

    Ф ………………

    Е ………………

    С ………………

    С ………………

    И ………………

    Я ……………….

    Игра «Назови профессию» Ведущий называет профессиональную область, а команда подбирает 3–4 профессии, относящиеся к данной области.

    Например,

    медицина — доктор,медсестра, фельдшер, санитарка.

    Время подготовки – 5 — 7 минут.

    Строительство.

    Техника.

    Растениеводство.

    Педагогика.

    А сейчас давайте поиграем в игру «Угадай профессию».

    Психолог.

    Совпадение способностей и интересов — это и есть призвание. Человек должен работать не только ради денег, или по привычке, работа должна приносить ему удовольствие.

    Подведём итоги, кто назвал правильно больше всех профессий.

    А сейчас мы проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на вопросы. Ставим номер вопроса и букву ответа.

    Тест «Профпригодность» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

    4. Заключительная беседа.

    Выбирая профессию, нужно задуматься над многими вопросами. Чтобы не ошибиться с выбором, нужно также обратить внимание на технологические, экономические, педагогические и медицинские характеристики профессий.

    И в заключении я хочу вспомнить одно хорошее русское выражение — «найти себя». Как вы его понимаете?

    Примерные ответы детей:

    — Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

    — Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

    — Найти применение своим талантам. Найти свое признание.

    Психолог. Найти себя — значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя — это длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя.

    Как сказал К.Д. Ушинский: «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет»

    Список литературы:

    1. Н.И.Дереклеева и др.«Справочник классного руководителя».-М.:ВАКО. – 2005.

    2. Н.И.Дереклеева «Новые родительские собрания» -М.:ВАКО. – 2006.

    3. Мартынова А.В. «Методика формирования и развития профессионального самоопределения подростков как средство профилактики дезадаптации»- ЛОИРО, 2006

    4. Классные часы.9 класс. Составитель А.В.Давыдова М.:ВАКО. – 2008.

    5. Родительские собрания. 9 класс. Составитель Л.А.Егорова М.:ВАКО. – 2009

    6. Внеклассные мероприятия. 9 класс. Составитель О.Г.Черных. М.:ВАКО. – 2009

    7. по материалам Интернет

    8. Азбука воспитания (Советы родителям). (Воспитание школьников, № 8, 2001)

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Карточки с буквами для игры «Профессия на букву».

    К – контролер, кинолог, кардиолог, кадровик, каменщик, кассир, композитор, кладовщик, клерк, комики, кондитер, консультант, косметолог, кочегар, космонавт, кулинар, кровельщик, крупье и т.д.

    П – преподаватель, продавец, плотник, парикмахер, пастух, педиатр, переводчик, пилот, писатель, пианист, пиар-менеджер, портной и т.д.нт,

    С – скотовод, судья, слесарь, сантехник, садовник, сапер, санитар, саксофонист, сварщик, секретарь, селекционеры, смотритель (в музее), сомелье, стекловар, стеклодув, столяр, стоматолог,су шеф.

    О –облицовщик (материалов, деталей мебели, музыкальных инструментов), океанолог, огнеметчик, окулист, онколог, оператор, орнитолог, оптик, осветитель, отделочник (железобетонных изделий и др.), офис-менеджер, официант, офтальмолог.

    А — адвокат, авиатор, агент, автогонщик, администратор, акушер, аллерголог, аналитик, актер, астроном, ассистент (директора, стоматолога), архитектор, артист, архивариус.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Тест «Профпригодность»

    1. Новогодняя ночь для тебя — лучшее время, чтобы:

    а) выспаться;

    б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

    в) оказаться в кругу друзей.

    2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

    а) удочку, набор для вышивания;

    б) коньки или лыжи;

    в) турпутевку или билет на интересное представление.

    3. Отправляться в путешествие лучше всего:

    а) в одиночку;

    б) с семьёй или друзьями;

    в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

    4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

    а) почувствовал бы полную свободу;

    б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

    в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

    5. В своё свободное время ты любишь:

    а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

    б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

    в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино…

    Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой

    «а» — 1 балл,

    «б» — 2 балла,

    «в» — 3 балла.

    Если вы набрали от 5 до 8 баллов — советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей. Вам подойдёт работа, связанная с растениями, животными, потому, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

    Если вы набрали от 8 до 12 очков, то считайте — вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически разнообразен.

    Если у вас от 12 до 15 очков, задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, вам можно выбирать профессию, связанную с общением с людьми.

    infourok.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *