Тема басни слон и моська – Басня «Слон и Моська». Суть и мораль басни :: SYL.ru
Басня «Слон и Моська». Суть и мораль басни :: SYL.ru
В России великим басенником был Иван Андреевич Крылов. В собрании сочинений И. А. Крылова третий том посвящен именно этому жанру литературы. Среди произведений есть и известная басня «Слон и Моська», которая была написана где-то в июне 1808 года и впервые издана в журнале «Драматический вестник».
Сюжет басни
Однажды в один неизвестный город привезли слона, чтобы показать людям этакого диковинного экзотического зверя. Когда его, большого и важного, вели по шумным улицам, вдруг, откуда ни возьмись, на встречу к нему выбежала маленькая собачонка — дворняжка Моська, которая стала истерично лаять, метаться и буквально лезть в драку со слоном. Ее знакомая, Шавка, намекнула ей, что не стоит так надрываться, ведь слон тебя даже не замечает. Но Моська на то и рассчитывает, чтобы показать свое видимое превосходство над эти огромным животным.
Суть басни «Слон и Моська»
Интересное мнение по поводу морали этой знаменитой басни создается у читателей. Ведь каждый для себя видит в ней что-то свое, близкое, особенное и понятное. При этом расставляются акценты на том месте, где, как кажется читателю, скрыт самый важный смысл, который поучает и предупреждает. Одни, например, видят, что вся главная суть басни выражена лишь в заключительных словах басни: «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона!»
Другие видят главный смысл в том, что именно таким шумным и вроде бы бестолковым действием можно произвести очень выгодное мнение на окружающих. Но на людей умных и проницательных этот прием не действует, ведь им важнее всего не слыть кем-то, а быть.
Басня «Слон и Моська». Анализ
Итак, в басне два главных героя. Это Слон и Моська. Но все же главное действующее лицо — Моська. Если немного подумать, то станет ясно, что это типажи и образы двух абсолютно разных по нравственному и по социальному восприятию людей. Понятное дело, что Слон здесь выступает как воспитанный и благоразумный человек со статусом, который четко знает свои цели и задачи и определенно следует за ними, несмотря на козни врагов, которых он просто старается не замечать. И зная все это, на публике появляется наша «уважаемая» дворняжка Моська – человек, который умеет искусно использовать различные ситуации себе на пользу, но за счет другого – сильного и благоразумного человека, который в силу своего авторитета не захочет с ней связываться.
Басня «Слон и Моська» обладает довольно интересным и неоднозначным смыслом. На самом деле Моська затеяла это все для того, чтобы воспользоваться случаем и обратить на себя внимание других собак, показать свое бесстрашие и смелость. Кстати, такие приемы люди очень часто используют в своих корыстных целях, дабы таким образом выслужиться перед другими. Они специально идут на такие уловки, считая, что раз им не ответили, значит, они превосходят того, на кого «лают».
Басня «Слон и Моська» с особой остротой сумела показать, насколько нелепы и тщетны усилия маленькой собачки Моськи и еще более смешно и глупо ее собачье окружение, которое воспринимает все ее действия за чистую монету.
www.syl.ru
План-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему: Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.
- Прочитайте самостоятельно басню.
- Оправдались ли ваши предположения?
б) Словарная работа.
1. Многие слова и выражения вам непонятны, почему?
ЗЕВАКИ — люди которые слоняются по улицам
без дела
НАПОКАЗ — обращает внимание для вида
ЗАБИЯКА — человек, который любит
затевать ссоры.
ОТКОЛЕ – откуда
ШАВКА – непородистая собака
ДИКОВИНКА – странная, удивительная
вещь или явление.
б) Вторичное чтение.
Поближе познакомимся с языком басни, объясним слова и выражения:
— отколе ни возьмись
— метаться
— срамиться
— возиться
— вот то-то мне и духу придаёт
в) Самостоятельная работа по вопросам (в парах) с проверкой.
— Назовите действующих лиц басни.
— Как ведёт себя Моська?
— Как Слон отнёсся к нападению Моськи?
— Какой вы представляете Моську? А слона?
— Почему Крылов назвал собаку Моська, а не Дружок?
— Какой вы представляете Шавку?
г) Выборочное чтение.
— Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське?
— За что Шавка осуждает Моську?
— Прочитайте, зачем Моська напала на Слона? (что она без драки…)
— Что высмеивает И.А.Крылов в басне?
— Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.
— Какова мораль басни? Есть ли здесь поучение?
Давайте попробуем сами сочинить поучение к этой басне.
(Работа в группе). Проверка.
Чтение басни мастером художественного слова.
-Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова И.Ильинский.
— Послушайте с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?
Грамзапись
— Мы тоже поучимся читать басню выразительно.
е) Работа над выразительным чтением басни.
Возьмите простой карандаш, поставьте логическое ударение, обозначьте паузы, действующих лиц.
Чтение по ролям.
Рефлексия.
— Какова мораль этой басни? (Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!)
— Когда в жизни можно употребить эти слова?
( Эти слова можно употребить тогда, когда человек берётся за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
— Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?
— Какова цель басни?(Осмеяние человеческих пороков)
— Современны ли басни в наши дни?
— Почему сюжеты не устаревают?
— Напишите коротко на сердечке, чему учат нас басни Крылова?
(Дети прикрепляют «сердечки» к портрету И.А.Крылова.)
Поэты, к сожалению, как и все люди, не бессмертны, уходят из жизни. Но их произведения и имена живут вечно: в книгах, памятниках, названиях улиц, переулков. Ещё 12 мая 1855 года в Летнем Саду был открыт памятник “Дедушке Крылову” (Слайд)
В Твери на улице Бебеля поставили памятник И.А. Крылову, так как там он провел свои детские годы. (Слайд)
Домашнее задание: на «5» – подготовить рассказ об
И.А. Крылове или выучить басню;
на « 4»- выразительно читать басню.
Заканчиваем урок стихами П.А. Вяземского
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль
И не забудут этой были,
Пока по – русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
nsportal.ru
Разработка урока басня И.А. Крылова «Слон и моська»
1.Длинный хобот, важный вид, Но на нас он не сердит, Головой кивает он, Вы узнали! Это … . слон
2.У меня отличный слух, Умный взгляд и тонкий нюх. Сразу лезу с кошкой в драку, Потому что я …. собака. Сегодня мы продолжаем изучение басни Крылова. «Слон и Моська»
Самостоятельное чтение .
Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.
– Оправдались ли ваши предположения о содержании басни?
Словарная работа.
– Встретились ли вам незнакомые слова?
– Объясните значение данных слов.
Слайд.
Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление
Поработаем над басней и прочитаем её более внимательно.
Чтение басни учащимися по цепочке.
Слайд.
– Где происходит действие?
Кто изображён на иллюстрации?
Дети. Слева нарисованы зрители, которые толпой ходили за слоном.
Учитель. Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.
1. Назовите действующих лиц басни.
2. Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)
3. Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.)
4. Какой вы представляете Моську? А слона?
5. Какой вы представляете Шавку?
Выборочное чтение.
6. Найдите в тексте и прочитайте ,что посоветовала Шавка Моське?
7 .За что Шавка осуждает Моську? (Соседка…….)
8. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..—
9. Что высмеивает И.А. Крылов в басне?
Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона.
Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.
infourok.ru
Мораль басни «Слон и Моська» Крылова (анализ, суть, смысл) |LITERATURUS: Мир русской литературы
«Слон и моська». Рисунок М. М. Гужавина |
В этой статье представлены материалы о морали басни «Слон и Моська» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни «Слон и Моська» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Слон и Моська» заключается в том, что нередко пустые, никчемные люди хотят казаться более значимыми в глазах окружающих. Для этого они нападают на хороших людей, спокойно идущих своей дорогой. При этом никчемные люди (Моськи) часто осознают свою ничтожность и пустоту, но пытаются заявить о себе хотя бы так. Умные люди (Слоны) стараются не обращаться внимания на нападки глупцов (Мосек), понимая их цель. Однако порой такие эпизоды все же омрачают жизнь достойных людей.
«Слон и Моська». Иллюстрация К. И. Рудакова |
«Великое дело — людская молва, и в общей молве редко нет правды, но это не значит, чтобы иногда и хорошего человека, спокойно идущего своей дорогой, не облаяли мелкие людишки. Из-за чего? Если бы они толково указывали: «Это не так, другое не так… потому и потому…». Отчего не указать! Всякому честному, искреннему указанью, сделанному… из любви к общему благу, можно только порадоваться…
А вот лает подчас негодный человек, только чтобы себя показать. Таких задорных «брехунов» Крылов изобразил в виде Моськи в басне «Слон и Моська».»
(книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., Санкт-Петербург, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)Педагог Д. И. Тихомиров видит суть и смысл басни в следующем:
«Не имея в себе никаких достоинств, сами сознавая свое полное ничтожество, иные шумят, кричат, нагло нападают на действительную силу, будучи поощряемы тем, что могут делать это вполне безнаказанно, благодаря своему ничтожеству, и все лишь для того, чтобы другие сказали: «ай, Моська! знать, она сильна, что лает на слона!»…» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
«Слон и Моська». Иллюстрация К. И. Рудакова |
«…»Слон и Моська»… Она отличается довольно драматическим содержанием… Здесь мы находим очень полезную для детей насмешку над глупой запальчивостью, хвастовством и бесстыдным самохвальством. Заметим, что Моську представить довольно легко, но значение басни очень изменится, смотря по тому, кого вы будете разуметь под слоном. Если тут представлять одну грубую, материальную силу, то немного наставительного извлечете из басни.»(В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
www.literaturus.ru
Анализ басни Крылова «Слон и Моська»
Басня «Слон и Моська» была написана Крыловым не позднее 1808 года. Первая публикация этой басни состоялась в журнале «Драматический вестник». Для басни Иван Андреевич использовал сюжет, близкий к притче А.П.Сумарокова «Мышь и слон». Действие басни происходит на городских улицах, по которым водят диковинное для нашей страны животное – слона. Естественно, за слоном ходят толпы любопытствующих горожан, желающих посмотреть на это огромное чудо природы.
Завидев слона, на него с лаем бросается маленькая собачка, которую автор называет Моськой. Она неистово лает на невозмутимого слона. Другая собака делает замечание Моське, говоря, что та старается зря – ведь слон совсем не обращает на Моську внимания. На это Моська отвечает, что она лает на слона с расчетом, прекрасно понимая, что тот не отреагирует на ее нападки. Моська рассчитывает за счет своего поведения, ничем особо не рискуя, получить репутацию забияки. Она надеется, что о ней будут говорить, как о сильной собаке, которая смеет лаять на такое величественное существо, как слон.Непростое дело – людская молва. Иногда и хорошего человека, спокойно идущего своей дорогой, могут облаять люди с мелкой душонкой. Из-за чего? Если бы они толково указывали: «Это не так, другое не так». Отчего не указать! Всякому честному, искреннему указанию, сделанному не ради задора, а из любви ко всеобщему благу, можно только порадоваться. А лает подчас негодный человек, только, чтобы себя показать. Таких задорных «брехунов» Крылов изобразил в своей басне в виде Моськи. Заключительные строчки басни получили такую популярность, что со временем стали пословицей.
Басня «Слон и Моська» высмеивает тех расчетливых людей, которые посредством скандальных нападок на известных личностей рассчитывают завоевать уважение и расположение людей из своего круга. Они прекрасно понимают, что их нападки настолько мелки, что великие мира сего просто не обратят на них внимания. И можно, таким образом, ничем особо не рискуя, стать авторитетной и уважаемой личностью. Такие люди встречаются нередко и в наши дни, поэтому басня Крылова «Слон и Моська» по-прежнему остается актуальной и востребованной.
Определяя мораль басни «Слон и Моська», можно сказать так: несуразны и смешны средства достижения цели Моськи, недальновидны и собаки, находящиеся рядом с Моськой, принимающие её выходки за чистую монету. Уловки Моськи направлены именно на них, собак, а не на Слона. Люди, подобные Моське, могут создать вокруг себя ажиотаж, но умные разберутся, что за этим стоит.
detskiychas.ru
Анализ и мораль басни Слон и Моська Крылова
В басне Ивана Андреевича Крылова «Слон и Моська» повествуется о слоне, которого вывели на улицы города для развлечения жителей, и о Моське, маленькой дворовой собачке. На вполне себе мирно шествующего слона внезапно начинает лаять, визжать, скулить Моська. Другая собака по кличке Шавка удивленно спрашивает Моську, зачем же она это делает, ведь слон никогда не начнет с ней драку. Та отвечает, что ей только это и нужно. Благодаря этому, другие псы, более большие и сильные, начнут уважать Моську за ее храбрость и силу, ведь невозможно же набрасываться на врага, если не быть сильнее, чем он?
На мой взгляд, в басне есть четыре взгляда на происходящее. Первый взгляд – слона, не обращающего внимание на пустую болтовню. Второй – главной героини Моськи, добивающейся своей цели любыми способами и всеми возможностями. Третий – остальных псов, что увидели лишь поверхность действий Моськи и не вникли в их суть. Четвертый – собаки Шавки, удивленно смотрящей на весь этот балаган и непонимающей его.
Мораль
Я считаю, что моралей этой басни несколько, как и взглядов основных действующих лиц. Первая состоит в том, что иногда достаточно лишь казаться кем-то, а не быть им, для достижения своих целей. Вторая – не надо обращать внимания на людей, что могут лишь говорить и говорить, быть невозмутимыми и спокойными. Третья – не стоит верить личностям, стремящимся прославиться нападками на добрых и честных людей.
Эта басня была написана Иваном Андреевичем Крыловым в 1808 году для журнала «Драматический вестник». Вдохновение для её написания он взял из притчи Александра Петровича Сумарокова, русского поэта и драматурга, которая называлась «Мышь и слон». После ознакомления с нею, выяснилось, что из общего в обеих баснях лишь наличие слона и стремление главных героев, Моськи и мыши, выделиться за счет других.
Мне кажется, что великий талант Крылова, состоящий именно в способности преподать всем известные истины в такой смешной и всем понятной форме, в полной мере проявился в этой басне. Не зря же ее последняя строчка – «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона» — стала фразеологизмом, означающим насмешку над всеми людьми, что лишь кажутся великими и могучими.
Вариант 2
Произведение является по жанровой направленности ироническим рассказом, выполненным в стихотворной форме, именуемым басней, которая представляет собой иносказательный вид повествования с использованием в образе героев животных и птиц с целью раскрытия насущных общественных проблем.
Сюжетная линия произведения рассказывает о встрече на городской улице маленькой собачонки по кличке Моська и диковинного, огромного зверя, слона, выступающих в роли двух основных персонажей басни.
В образе Моськи автор представляет небольшую собачку, мечтающую обрести определенную значимость в глазах окружающих путем привлечения их внимания громким и яростным лаем на большое животное. Слон же изображается в басне в качестве спокойного, большого, безразличного, невозмутимого зверя, не замечающего мелочности окружающего мира, тем более визгливого лая мелкой Моськи.
Моська символизируется поэтом с пустыми, никчемными людьми, желающими достичь авторитета и уважения за счет нападок на порядочных людей. Тем самым в соответствии с авторским замыслом достигается понимание действий собачонки, которую не интересует реакция слона на ее лай, поскольку ее стремление нацеливается на мнение окружающих. По небольшому разумению Моськи в глазах других она должна казаться сильной, смелой, бесстрашной зверюшкой, не испугавшейся слона, символизирующего сильных мира сего.
Языковая стилистика произведения позволяет автору остро и точно изобразить нелепость смешной ситуации, в которую собачонка загоняет себя по собственной воле, не понимая своей глупости и недальновидности.
При рассмотрении вопроса о морали в басне читательская аудитория выдвигает два противоположных мнения, одно из которых придерживается прямой позиции о реальной храбрости Моськи, не побоявшейся вступить в ссору с великим животным, а вторая часть читателей и критиков высказывает точку зрения о наличии в басне скрытого смысла, подразумевающего нарочито показное поведение собаки, пытающуюся при помощи хвастовства, глупой запальчивости и бесстыдного самохвальства обрести определенную популярность в лице общественного мнения и, соответственно, какие-либо жизненные блага и удовольствия в будущем.
Произведение, вышедшее в свет в начале XIX века и имеющее в основе незатейливый сюжет, является актуальным и востребованным не только в период жизни автора басни, но и в настоящее время.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ басни Слон и Моська
Популярные сегодня темы
- План рассказа Маттео Фальконе Мериме 6 класс
В начале автор рассказывает нам о Корсике, в которой есть такая местность, как маки. Там находятся побеги деревьев, которые появляются после горения леса. Обычно в этом месте прячутся от правосудия.
- Образ и характеристика Мальчика Манолина в рассказе Старик и море Хемингуэя сочинение
В раннем возрасте любой человек ищет своего учителя, наставника. Наш юный герой Манолино нашёл своего наставника в лице Сантьяго, старого рыбака из того же бедного рыбацкого посёлка, что и сам мальчик.
- Сочинение Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой
Главным героем поэмы «Мертвые души» является Павел Иванович Чичиков. Павла Ивановича воспитывал больной отец и всегда учил, что нужно быть терпеливым и дожидаться нужного момента.
- Особенности творчества Бунина кратко
Иван Алексеевич Бунин – ярчайшая фигура в литературной среде, выдающийся писатель реалистического направления, талантливый поэт, настоящий художник русского слова.
- Характеристика и образ Оксаны из повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение
Главным положительным героем повести, является кузнец Вакула, который был влюблен в юную красивую украинскую девушку Оксану. Без нее он не представлял своей жизни, она для него была смыслом жизни.
sochinimka.ru
Басня Крылова Слон и Моська
Слон и Моська рисунокБасня Слон и Моська читать текст Ивана Крылова
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, —
Ей Шавка говорит, — тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. —
«Эх, эх! — ей Моська отвечает, —
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»
Мораль басни Слон и Моська
Пытаясь выяснить мораль басни, у многих мнения расходятся. Одни смотрят на басню прямо, а другие находят в ней скрытый смысл. С одной стороны можно посмотреть и сказать, что Моська действительно храбрая, что своими действиями пытается напугать слона.
Если же смотреть с другой стороны, то можно увидеть, что делается все это напоказ. Сделав какие — то действия или поступки, можно о себе создать любое мнение людей, в данном случае собак. Каждый видит ту мораль, которую хочет видеть. Кто – то смотрит прямо, а тот, кто поступает также как и Моська, то видит здесь скрытый смысл.
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Слон и Моська
Иногда достаточно только казаться смелым и сильным, а не быть.
Анализ басни Слон и Моська
В басне Крылова «Слон и Моська» повествуется о слоне, которого ведут по городу и о собаке, которая его облаивает. Другая собака говорит ей, что слон никак не реагирует на ее лай, Моська отвечает, что таким образом ее авторитет возрастает в глазах других собак, ведь лая на него она выглядит бесстрашной.
Моська – это главный персонаж данной басни, так как только у нее есть кличка. Она символизирует людей, постоянно рекламирующих себя перед кем – то напоказ. Старания напугать слона обращены вовсе не к нему. Вся эта игра больше предназначена для окружающих собак, которые стали бы ее уважать, посмотрев на то, что она лает на большого слона. Для нее достаточно просто произвести впечатление храброй и сильной собаки. У слона не будет на нее никакой реакции, но таким способом она добьется цели. Ведь после такого она будет в авторитете у других собак.
Часто так бывает и у людей. Делая что – то напоказ, порой они реально добиваются своих целей. Крылов с одной стороны смог показать насколько нелепы ее усилия напугать слона, но с другой же стороны он показал насколько глупы окружающие ее собаки. Они принимают ее хитрые действия завоевать их уважение за способ просто напугать слона.
Главные герои басни (персонажи) Ивана Крылова
Моська
Лебедь рвется в небо, непонимая, что он один не сможет поднять телегу.
Слон
Большой и сильный, совсем не замечает мелкую Моську
Шавка
Говорит мнение со стороны.
Крылатые выражения, которые пошли из басни Слон и Моська
- Знать, она сильна, что лает на Слона
Слушать Басню Крылова Слон и Моська
Мультфильм по басне И.А.Крылова «Слон и Моська»
4 класс
Другие Басни этого автораНесколько интересных Басен
sochinite.ru