Конспект урока русского языка в 9 классе международное значение русского языка – План-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: международное значение русского языка
План-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: международное значение русского языка
Тема урока: международное значение русского языка.
Немало материала можно найти в доказательство того, что наш родной русский язык по праву называется международным.
Вначале дадим определение, какой язык мы называем международным. Это язык, который может быть использован для коммуникации значительным количеством людей по всему миру. (Коммуникация-обмен информацией между людьми.)
Актуальность данной темы обусловлена тем, что русский язык, без сомнения, является одним из самых богатых и наиболее распространенных языков в мире и вполне заслуживает места среди, так называемых, мировых языков. Это доказывают следующие интернет-сообщения :
16 ноября 2011г. в 11:00,
на базе школы «Знание» ( Лондон)
состоится научно-методический семинар по проблемам сохранения русского языка в российской диаспоре или:
21-24 ноября 2011 года в Австрии прошли мероприятия по актуальным проблемам преподавания русского языка и его популяризации в европейских странах.
Цель урока: изучить место и роль современного русского языка в мире.
Задачи:
Показать, какое место занимает русский язык по сравнению с другими мировыми языками.
2.Раскрыть роль языка как хранителя различной информации: научной, культурной, торговой, производственной.
3.Представить родной язык как язык-посредник в распространении знаний.
Языки, считающиеся международными, обладают следующими признаками:
Большое количество людей считает этот язык родным.
Среди тех, для кого этот язык не является родным, есть большое количество людей, владеющих им как иностранным или вторым языком.
На этом языке говорят во многих странах, на нескольких континентах и в разных культурных кругах.
Во многих странах этот язык изучается в школе как иностранный.
Этот язык используется как официальный язык международными организациями, на международных конференциях и в крупных международных фирмах.
Рассмотрим таблицу, где показано, какое место занимает наш язык среди других мировых языков
Почему русский язык имеет статус международного языка?
Большое число носителей языка и его распространенность в мире.
Русский язык – это язык науки.
Русский язык – рабочий язык ООН.
Информативность и выразительность русского языка.
Русский язык – это язык богатейшей в мире художественной литературы и культуры.
Рассмотрим эти положения подробнее.
1.Русский язык- «язык науки». На нём общаются учёные разных стран, делятся своими открытиями, проводят пресс-конференции, симпозиумы, встречи. Кроме этого, вся мировая информация хранится , в основном, на английском и русском языках. Информационная ценность языка напрямую зависит от количества и качества информации, изложенной на данном языке в оригинальных и переводных публикациях и связана с удобством пользования им для носителей других языков. Русский язык отличается высокой информативностью, то есть способностью хранить в своей системе максимальный опыт общения и словесного творчества, опробованных средств и возможностей выражения и передачи мысли.
2.Русский язык широко распространен в мировых системах коммуникации (радиопередачах, авиа- и космической связи и т. д.)
Радиосвязь или оптическая (лазерная) связь, осуществляемая между наземными приемно-передающими станциями и космическими аппаратами, между несколькими наземными станциями преимущественно на русском языке.
На сегодняшний день существует множество международных радиостанций, вещающих на русском языке. Например:
Велика роль языка и в развитии и укреплении межнационального и межрелигиозного согласия, дружбы и взаимопонимания между народами. Выступая на открытии форума « Роль народной дипломатии в развитии международного гуманитарного сотрудничества » руководитель Администрации Президента России Сергей Нарышкин заявил, что « именно народная дипломатия может помочь открыть современную Россию миру и мир – России » и отметил роль русского языка и культуры как важного фундамента народной дипломатии.
3.Торговые отношения (импорт , экспорт) также производятся, в том числе, и на русском языке.
4.Туристические поездки наших соотечественников за рубеж невозможно себе представить без переводчиков. Конечно, перевод осуществляется на русском языке.
Безусловно, важна и роль русского языка как мирового в просветительстве, на нем обучается молодежь во всем мире, и в частности в развивающихся странах.
Для русского языка как мирового характерен сознательный выбор его для изучения и использования: признание его «иностранным языком», то есть предметом преподавания в школах и вузах стран мира.
5.Большое значение имеет мировая значимость художественной литературы, созданной на данном языке, и всей культуры, базирующейся на нем. Соответственно формируется и «мотивация» в выборе чужого языка для массового изучения. Русский язык обладает всеми этими качествами. В XIX веке в сферу европейского внимания вошла классическая русская литература — особенно произведения Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. В конце XIX века во всех русских университетах обучались иностранные студенты, специализировавшиеся в области русистики и впоследствии образовавшие школы русистики у себя на родине. В университетах многих стран открывались кафедры славяноведения — во Франции, Великобритании, Италии, Австро-Венгрии и г. д. В начале XX века русский язык и литература стали предметами преподавания прежде всего в странах с большой русской эмиграцией (Франция, Канада, США).
6.И , наконец, наш язык используется в качестве рабочего в ООН наряду с английским, французским, испанским, китайским, арабским.
Таким образом, русский язык по праву назван международным языком, так как он высокоразвит, богат, стилистически дифференцирован, способен обслуживать потребности — как национальные, так и общечеловеческие.
nsportal.ru
Урок русского языка «Международное значение русского языка»
Разделы: Русский язык
Цель:
- показать роль русского языка в современном мире;
- развивать патриотические чувства, любовь к родному языку.
Оборудование: проектор, ноутбук, магнитофон.
Ход урока
1. Орг. момент.
Учитель поздравляет с началом учебного года. Дает пожелания на будущее.
2. Вступительное слово учителя.
В этом году мы завершаем общий курс русского языка, который завершается обязательным выпускным экзаменом. Экзамен будет проводиться в форме изложения с элементами сочинения. Весь год вам нужно очень много трудиться, чтобы достичь цели — хорошей оценки за изложение. Сейчас как можно скорее приобретите сборник текстов Л.М.Рыбченкова, В.Л.Скляровой «Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс». (Учитель демонстрирует сборник, рассказывает, где его можно приобрести).
3. Лекция.
Ребята, перед вами весь мир. Карта мира. Вот Америка, Африка, Китай, Япония, Швейцария, а вот Россия — наша необъятная Родина (по магнитофону звучит 2 куплета гимна России, все встают и подпевают). В мире проживает человек, в России — человек. Национальный язык русского народа — русский. Образование национального языка происходит одновременно с формированием наций. Национальный язык является одним из важнейших признаков нации.
История русского национального языка начинается с XVII века, когда окончательно сложилась русская нация. Индоевропейская семья языков. Дальнейшее развитие русского национального языка непосредственно связано с развитием истории и культуры русского народа.
Особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в России и служит средством межнационального общения в нашем многонациональном государстве. Поэтому мы просто обязаны в совершенстве владеть родным русским языком.
По данным ученых, в конце XX века в мире в той или иной мере владели русским языком свыше 250 миллионов человек. Русский язык вместе с английским, французским, испанским, китайским, японским является рабочим и официальным языком Организации Объединенных Наций. На нем написаны важнейшие международные договоры и соглашения, он используется на научных конференциях, в которых участвуют ученые разных стран. Русский язык. Мы можем гордиться работами великих людей, написанными на русском языке. Это произведения великой русской литературы, труды ученых, хорошо известных в других странах. Многие изучают русский язык, чтобы читать в оригинале произведения Пушкина, Достоевского, Толстого, Гоголя и других русских писателей.
4. Работа с учебником.
1. Упражнение 1. Один из учеников по желанию читает вслух. Комментарии.
Что значат слова природное изобилие, богатейший язык? Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Богатство любого языка определяется, прежде всего, богатством словаря. Словарь В.И.Даля содержит более 200 тысяч слов. Словарный запас великих мастеров художественного слова: (Демонстрация портретов)
- Пушкин — более 21тысяч слов;
- Есенин — 18 890 слов;
- Сервантес — около 17 тысяч слов:
- Шекспир — около 15 тысяч слов;
К.Г.Паустовский отмечал, что для всего существующего в природе — воды, воздуха, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Богатство языка.
Персидский поэт и мыслитель XII века Саади сказал:
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
Над бедным словарным запасом смеялись Ильф и Петров в «12 стульях». Вспомните имя героини, которая обходилась всего тридцатью словами. (Эллочка)
2. Ребята, откройте оглавление учебника. Давайте с вами посмотрим, что мы уже знаем, а что нам ещё нужно изучить. Вспомните, что изучают разделы языкознания фонетика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис. (Ответы детей). Лингвистика. Последний раздел мы будем изучать весь год.
5. Выводы урока.
Давайте подведем итоги и сделаем выводы. Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
Среди более пяти тысяч языков, известных на земном шаре, русский язык относится к числу наиболее распространенных, им владеют свыше 250 миллионов человек. В современном обществе он имеет важное международное значение. Это один из шести официальных языков ООН. Мы его должны беречь и уважать, владеть им в совершенстве.
Язык постоянно развивается и обогащается. Давайте любить свой язык, как свою Родину.
6. Домашнее задание.
Упражнение 2. Написать похвальное слово русскому языку.
27.04.2010
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме: Международное значение русского языка
Тема:
Международное значение русского языка.
Цели:
Показать роль русского языка в современном мире.
Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою страну, свой язык.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Поздравление с началом учебного года, пожелания успехов.
- Вступительное слово. Объявление темы урока.
Вот и настал последний год учёбы в школе. Он пролетит очень быстро, не успеете оглянуться, как уже пора сдавать экзамен по русскому языку. Чтобы сдать его успешно, необходимо много трудиться. Я думаю, что все вы очень хорошо понимаете важность этого последнего года и приложите все усилия, чтобы закончить его успешно.
Первый урок мы по традиции начинаем с разговора о русском языке.
1 слайд
И тема нашего сегодняшнего урока «Международное значение русского языка». Давайте откроем тетради, запишем число и тему урока.
- Лекция учителя с элементами беседы.
Разговор о международном значении русского языка я бы хотела начать издалека.
2 слайд
Дело в том, что современный русский язык сложился из множества восточнославянских диалектов и церковнославянского языка (старославянского языка).
3 слайд
Оба эти языка принадлежат к индоевропейской языковой системе. Предположительно в 3 тысячелетии до нашей эры в индоевропейской языковой системе выделился протославянский диалект, который во 2 тысячелетии до нашей эры трансформировался в праславянский язык.
В 6 – 7 веках нашей эры он распался на три группы: восточную, западную и южную.
4 слайд, 5 слайд
В 9 веке нашей эры Святые Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.
6 слайд
На основе восточнославянского языка в 14-15 веках сложились русский, украинский и белорусский языки.
Современный русский язык сформировался примерно на рубеже 17-18 веков.
7 слайд
Сегодня русский язык – один из восточнославянских языков наиболее распространённых по количеству говорящих и по количеству стран языков мира, национальный язык русского народа, основной язык международного общения в Центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН. Является самым распространённым языков Европы.
- Работа в тетрадях.
Давайте все эти данные о русском языке запишем к себе в тетрадь.
- Работа с учебником.
А теперь откройте свои учебники на странице 3 и прочитайте статью о русском языке.
Что ещё можете добавить о русском языке?
- Продолжение лекции.
Я хочу продолжить разговор о русском языке и показать его значимость в мире.
8 слайд
Государства, где русский язык имеет официальный статус, т.е. является официальным (не государственным):
Россия, Белоруссия, Южная Осетия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Абхазия, автономная республика Крым, в части США ( в штате Нью-Йорк).
9 слайд
Организации, в которых русский язык является официальным:
Содружество независимых государств (СНГ)
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
Организация объединённых наций (ООН)
Международное агенство по атомной энергии (МАГАТЭ)
Международная организация гражданской авиации (ИКАО)
И другие.
Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины 20 века. Его мировое значение обусловлено прежде всего тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература.
10 слайд
Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тургенев – эти имена известны всему миру, их произведения переведены на многие языки мира. Богатство русского языка и созданной на нём литературы вызывает интерес к этому языку во всём мире. Его изучают не только студенты и школьники, но и взрослые люди. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издаёт в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.
- Подведение итогов.
И в заключении нашего урока давайте прочитаем слова русских писателей о русском языке (учебник, упражнение 1).
11 слайд
- Домашнее задание
Упражнение 1 (Любое понравившееся высказывание записать в тетрадь).
Подготовить устный ответ по плану:
- К какой языковой системе принадлежит русский язык?
- Кто создал первую славянскую азбуку?
- В каких государствах русский язык имеет официальный статус?
- В каких организациях русский язык является официальным?
- Что такое МАПРЯЛ? Чем она занимается?
nsportal.ru
Урок 1. 9 класс русский язык. Международное значение русского языка
Урок 1
Тема: Общие сведения о языке. Международное значение русского языка
Цели: познакомить с курсом русского языка 9 класса; акцентировать внимание школьников на международном значении русского языка, его месте в современном мире.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Язык – это уникальное явление, он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – это государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Значение русского языка на международной арене велико. Русский язык является официальным рабочим языком Организации Объединенных Наций. В клубе мировых языков русский язык занимает пятое место. Роль русского языка как мирового определена общечеловеческой значимостью всей культуры, которая создана на данном языке. Русская художественная литература, научные, технические и другие достижения, принадлежащие России, получили мировое признание, поэтому русский язык является мировым языком, который избирается для широкого международного общения и сотрудничества.
Русский язык – один из общепризнанных мировых языков, один из самых богатых языков мира. Л. Н. Толстой писал: «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего».
III. Работа с текстом.
Повторение.
– Что такое текст?
Текст – это связанное по смыслу и грамматически высказывание в устной или письменной форме.
Текст имеет четкие границы – начало и конец. Основными признаками текста являются связность и цельность. Предложения, входящие в текст, располагаются в определенном порядке. Это и создает связность текста.
ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ
Виктор Михайлович Васнецов – замечательный русский художник. Его картины написаны на темы народных сказок, былин, народного эпоса, ведь в устном народном творчестве отражается мечта человека о счастливой жизни, о покорении волей человека могучих сил природы. В фантастических образах ковра-самолета и скатерти-самобранки выражено страстное желание порабощенных людей добиться радости, изобилия и свободы.
Одна из наиболее известных картин Васнецова – «Аленушка». Это поэтическое воплощение народной скорби о тяжелой сиротской доле. Осенняя печальная природа дополняет трогательный образ девочки-крестьянки, которая уединилась в лесу выплакать свое горе.
Популярна замечательная картина художника «Богатыри», изображающая богатырей Илью Муромца, Алешу Поповича и Добрыню Никитича. Богатыри – стражи русской земли, защитники всех обиженных. Величавые богатыри внимательно всматриваются вдаль. Они бесстрашны и готовы принять бой с любым врагом Родины.
– Что такое тема текста? (Тема – это то, о чем идет речь в тексте. Если речь идет о картинах В. М. Васнецова, значит, картины и есть тема данного текста.)
– Что такое основная мысль текста? (Основная мысль – это то главное, что хочет сказать автор своим произведением, то, ради чего он его пишет.)
IV. Работа в группах.
1-я группа – выполняет задания упр. 2 с последующими комментариями.
2-я группа – упр. 3.
3-я группа – упр. 5.
V. Самостоятельная работа.
Анализ текста упр. 1.
VI. Итог урока.
Домашнее задание. Упр. 6, с. 6–7.
tehurok.ru
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА — УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ — разработки уроков — авторские уроки — план-конспект урока
УРОК 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Цель урока: 1) дать понятие «мировые языки»; 2) сообщить сведения о месте русского языка среди языков народов мира; 3) формировать умение составлять план, пересказывать текст по плану.
I. Запись под диктовку.
А. Н. Толстой писал в 1934 году: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) — русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара».
II. Предлагается прослушать сообщение учителя и по ходу сообщения составить план в форме вопросов, поднятых в нем1.
Следует напомнить школьникам, что план — краткий последовательный перечень основных мыслей, положений автора.
Велико значение русского языка. Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье.
«Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные». («Энциклопедический словарь юного филолога».) В определении состава мировых языков учитывается число говорящих на нем как в стране, где живут носители языка, так и за ее пределами, авторитет, роль страны этого языка в истории и современности; сформированность национального языка, обладающего длительной письменной традицией; установившиеся нормы, хорошо исследованные и описанные в грамматиках, словарях, учебниках.
Мировые языки охватывают международные сферы — дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются ученые разных стран, они изучаются в качестве «иностранных языков» (то есть как обязательный предмет в вузах и школах большинства стран мира). Эти языки являются «рабочими языками» Организации Объединенных Наций (ООН).
Официальными мировыми языками ООН признает английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.
Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины XX века. Его мировое значение обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Русский язык — один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам. Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка или через него наблюдались с давних пор. Еще в XVI—XVII веках европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, царь, боярин, казак, кафтан, изба, верста, балалайка, копейка, блин, квас и др. Позднее в Европе распространились слова декабрист, самовар, сарафан, частушка и др. Как свидетельство внимания к изменениям в общественно-политической жизни России в языки народов мира вошли такие слова, как перестройка, гласность и др.
Богатство русского языка и созданной на нем литературы вызывает интерес к этому языку во всем мире. Его изучают не только студенты, школьники, но и взрослые люди. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.
— Что означает слово ассоциация? Проверьте себя по толковому словарю2.
III. Обсуждение одного из возможных вариантов плана — перечня вопросов, поднятых в сообщении.
1. Какие языки называются мировыми? Какие сферы деятельности человека они охватывают?
2. Каково место русского языка среди других языков мира? В чем разница между языком межнационального общения народов одной страны и мировым?
3. Чем обусловлена популярность русского языка в мире?
4. Когда и для чего была создана МАПРЯЛ?
Затем коллективно составляется сложный план сообщения. Внимание учащихся обращается на постановку знаков препинания в таком плане.
Возможный вариант плана.
I. Мировые языки:
1) что учитывается при отнесении языка к числу мировых;
2) их функция.
II. Место русского языка среди других языков мира:
1) язык русского народа;
2) государственный язык Российской Федерации;
3) русский язык — мировой язык.
III. Причина популярности русского языка в мире:
1) богатство языка и созданной на нем художественной литературы;
2) язык науки, источник общечеловеческих знаний;
3) один из родственных славянских языков.
IV. Русский язык в условиях новых экономических отношений в мире.
V. Роль МАПРЯЛ в распространении русского языка за рубежом.
— Какой план, по-вашему, поможет подробнее воспроизвести текст сообщения? Перескажите текст.
VI. Запись под диктовку.
1) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценнее самой вещи. 2) В нем [в русском языке] все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно.
(Н. Гоголь.)
— Подберите синонимы к слову дивишься.
— Найдите в школьном толковом словаре значение слова язык. Определите, однозначное оно или многозначное. Приведите примеры фразеологизмов с данным словом.
— Какие средства выразительности языка вам известны? Приведите примеры из произведений художественной литературы.
Домашнее задание: упр. 1.
Индивидуальные задания: подготовить короткие сообщения, подобрав примеры: а) доказывающие лексическое богатство русского языка; б) использования средств выразительности языка в художественной литературе.
__________________________________________________________________
1 В разработке урока использованы материалы книг: Энциклопедический словарь юного филолога/Сост. М. В. Панов.— М., 1984; Кондратов Н. А. Основные вопросы русского языка.— М., 1985; Баранников Л. И. Основные сведения о языке.— М., 1982.
2 Ассоциация — объединение лиц или учреждений одного рода деятельности.
compendium.su
Международное значение русского языка. Видеоурок. Русский язык 9 Класс
На уроке поговорим о международном значении русского языка, узнаем, почему важно его сохранить в мире, который стремительно меняется, и зачем учить русский язык в школе.
Главенствующее положение в политической, экономической и научной жизни мирового сообщества занимает английский. Но русский язык все же занимает важное международное положение, он является одним из шести официальных языков ООН (Рис. 1).
Рис. 1. Языки ООН
На этих языках обсуждаются вопросы мирового значения, что возлагает большую ответственность на человека, который говорит и переводит. Диалог между странами и народами – важная языковая миссия.
Овладеть русским языком хотят много иностранцев, даже те, у кого нет цели ведения бизнеса или туризма. Его хотят знать, потому что это язык русской литературы, язык Толстого, Достоевского, Чехова, Бунина. Чтение литературы в оригинале приносит другие ощущения, другое понимание. Русский язык независимо от мировых тенденций остается языком культуры.
Нам необходимо изучать русский язык по таким причинам (Рис. 2):
Рис. 2. Причины изучения русского языка
Развитие современных технологий, Интернета, автокоррекции не отменяет важность изучения языка, потому что необходимо знать те места, где можно допустить ошибку и когда обратиться к помощи.
Человек, не знающий собственного языка, его правил, может стать объектом насмешек. Незнание законов правописания и неуклюжая речь может помешать карьере.
На уроке мы поговорили о международном значении русского языка, почему важно его сохранить в мире, который стремительно меняется, и зачем учить русский язык в школе.
Домашнее задание
- Какое имеет международное положение русский язык?
- Почему русский язык называют языком культуры?
- Что нам дает изучение русского языка в школе?
Список рекомендованной литературы
- Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. М.: БАЛАСС, 2012.
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Русский язык. 9 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2014.
- Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 9 класс. Учебник. М., 2011.
- Русский язык. Практика. 9 класс. / Под ред. Пичугова Ю.С. М.: Дрофа, 2012.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-сайт russkiyyazik.ru (Источник)
- Интернет-сайт festival.1september.ru (Источник)
- Интернет-сайт nsportal.ru (Источник)
- Интернет-сайт club-edu.tambov.ru (Источник)
interneturok.ru
Урок 1 Международное значение русского языка 9 класс.docx
поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ,
носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой
особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим
собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в
выраженье его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым
познанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится
недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное,
умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко,
так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко
сказанное русское слово.
(Учитель предлагает ученикам выделить ключевые мысли этого фрагмента.)
Комментарии
Во-первых, Русь — «святая, благочестивая» страна. Это утверждается
сопоставлением «несметного множества церквей, монастырей» Руси с «несметным
множеством» племён и народов, населяющих землю. Причём в качестве
несомненного образца для сравнения берутся именно русские церкви,
объединяющие людей, наставляющие их на путь истинный. В то же время Гоголь
признаёт за любым народом «творящие способности души», одарённость от Бога.
Главные же отличительные черты характера каждого народа проявляются в слове
и через слово — это великий божественный дар.
В последнем предложении этого фрагмента тоже содержится сопоставление,
через которое утверждается исключительность русского слова среди других
великих языков. Исключительность — в необычайной энергии слова, в его
непосредственности, искренности, естественности.
Да и слово самого Гоголя несёт эти яркие черты русского языка. Силу и
выразительность гоголевской фразе придают меткие, неповторимые эпитеты,
олицетворения, метафоры. Чего только стоит определение немецкого слова как
«умно-худощавого»!
Одним эпитетом обрисованы облик и характер народа, его творческие
возможности. Этот эпитет служит в то же время олицетворением, одухотворяющим
слово, подчёркивающим его определяющую роль в жизни народов.
4. Слово учителя
В мире насчитывается более двух с половиной тысяч языков. Русский — в числе
самых распространённых, это один из шести официальных языков ООН
(Организации Объединённых Наций), а значит, он используется для написания
различных международных соглашений, договоров, деклараций.
Мировое значение русского языка обусловлено богатством и выразительностью
его лексики, звукового строя, словообразования, синтаксиса.
Международный авторитет русского языка во многом определяется
политическими причинами. После распада Советского Союза число изучающих
русский язык в мире, особенно в бывших республиках СССР, резко снизилось.
Однако стабилизация политической ситуации в стране, новой России, вызвала
очередной всплеск интереса к русскому языку. Вновь стала очевидной
необходимость в нём как в средстве межнационального и межгосударственного
общения.
znanio.ru