cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока политика и власть 9 класс по обществознанию – План-конспект занятия по обществознанию (9 класс) по теме: Политика и власть

План-конспект занятия по обществознанию (9 класс) по теме: Политика и власть

Класс 9

Тема: Политика и власть

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: раскрыть сущность власти, дать представление о её видах, показать тесную связь власти с правом и политикой.

Основные понятия: политика, власть, политическая власть, политология,  легитимность, публичность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала.

План:

  1. Что такое политика?
  2. Политическая власть
  3. Роль политики в жизни общества
  4. Политическая жизнь и средства массовой информации

1. Эта тема даёт нам представление о политической жизни общества. Слово «политический» мы слышим по всюду: политическая организация, политическая информация. Каждый день мы слышим из газет, телевиденья, интернета, радио о политических новостях.  И само слово «политический» означает «относящийся к политике, к осуществлению политики».

  • Аристотель первым ввёл этот термин. Его «Политика» - сочинение о государстве, правительстве, правлении.
  • Макиавелли выделил политику в самостоятельную науку. 

-политика – это искусство управлять государством.

-политика – это искусство возможного.

-Политика– это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями.

  • О. Бисмарк: «Политика – это не наука, а искусство».
  • П. Моруа «Политика есть умение добиваться равновесия».
  • М. Вебер: «Политика – это стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти».

Политика неразрывно связана с государством.  В разных общественных группах отношение  к правительству и политике разное. Одни её поддерживают, другие находятся в оппозиции.  (революция 1905 г, 1917 г. и т.д.). Всё это и есть сфера политики.

Работа в рабочей тетради – задание № 1.

Политология – наука, изучающая политику.

Функции (роли)  политики:

  • Выражение интересов всех групп и слоёв общества;
  • Интеграция слоёв населения, поддержание стабильности и порядка в обществе;
  • Обеспечение социального развитие общества и человека;
  • Управление и руководство общественными процессами, обеспечение диалога граждан и государства;
  • Социализация личности, превращение человека в социально-активное существо.

2. Политическая власть.

Что по вашему такое власть?

Далее перейти к объяснению того, что понимают под властью в повседневной жизни. Привести примеры. На основе этих примеров перейти к компонентам понятия власть: сила, власть, авторитет. Раздать каждому на парту.

  Познавательные задания:  1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на прошлой неделе?» (авторитет)

2. Один из самых почитаемых в католицизме  святых Франциск Ассизский, собравшись с последователями, повелел одному из «братьев говорить о Боге всё, что внушил ему Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как святой Франциск «наложил на него молчание». (авторитет)

3. Конфликт в Южной Осетии. К нему на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия. В рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру (сила).

 4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. «Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы».  (власть)

5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства. (сила)

6. Президент подписал закон об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел были против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении (закон).

Что общего в этих ситуациях?  

 Они строятся по принципу «господство-подчинение».  Один главенствует, проявляет свою волю, другой подчиняется его воле. Это и есть властные отношения, отношения власти.

Власть – это сила, регулирующая отношения в обществе. 

Власть – это способность и возможность кем-либо, подчинять своей воле.

Задание: стр. 5-6-  прочитать абзацы и в каждом выделить основную мысль.

Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Работа в рабочей тетради – задание № 4.

Политическая власть осуществляется главным образом средствами государственных органов и учреждений, следовательно государственная власть является разновидностью власти политической.  Власти свойственно стремление к тому, чтобы быть безграничной. Поэтому ещё с давних времён шла борьба за ограничение власти. Наилучшим средством ограничить власть, придать ей дополнительную прочность и долговечность стало право – сначала обычное, а потом и писанное. В развитом, демократическом обществе власть осуществляется на основе власти закона (правовых норм). Поэтому власть пользуется авторитетом, уважением, влиянием. Люди подчиняются такой власти не из страха, а по совести, т.е. добровольно ещё древнегреческий правитель Солон говорил только тогда принимай  в руки власть,  когда научишься повиноваться .

Признаки политической власти:

  • Легитимность
  • Публичность
  • многообразие ресурсов (интерес, убеждение, закон, обычаи, традиции, страх)
  • верховенство над всеми иными силами общества.

Работа с документом стр. 6.

3. Роль политики в жизни общества.

Задание: прочитать стр. 7-8 и ответить на вопрос: какова роль политики в жизни общества?

4. Политическая власть и средства массовой информации.

!!!!Главное:

  • СМИ – главный канал политики
  • Отбор информации при передаче к пользователям, слушателям и т.д.
  • Политические новости часто сопровождаются комментариями автора.
  • СМИ – четвёртая власть

Работа в рабочей тетради – задание №7.

  1. Закрепление изученного материала.
  • Проверь себя
  • В классе и дома
  1. Домашнее задание.
  • Прочитать параграф 1
  • Рабочая тетрадь№ 3,5,6,8.
  • Выучить определения и подготовиться к тесту.
  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

nsportal.ru

Конспект урока по обществознанию в 9 классе "ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ"

Урок обществознания в 9м классе

Тема: Политика и власть.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: раскрыть сущность власти и существенные признаки понятий , дать представление о её видах, показать тесную связь власти с правом и политикой. Обобщить и систематизировать представления о политике и власти. Воспитать ответственность в политических взглядах .

Основные понятия: политика, власть, политическая власть, политология, легитимность, публичность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала.

План:

  1. Что такое политика?

  2. Политическая власть

  3. Роль политики в жизни общества

  4. Политическая жизнь и средства массовой информации

1. Эта тема даёт нам представление о политической жизни общества. Слово «политический» мы слышим по всюду: политическая организация, политическая информация. Каждый день мы слышим из газет, телевиденья, интернета, радио о политических новостях. И само слово «политический» означает «относящийся к политике, к осуществлению политики».

  • Аристотель первым ввёл этот термин. Его «Политика» - сочинение о государстве, правительстве, правлении.

  • Макиавелли выделил политику в самостоятельную науку.

-политикаэто искусство управлять государством.

-политика – это искусство возможного.

-Политика– это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями.

  • О. Бисмарк: «Политика – это не наука, а искусство».

  • П. Моруа «Политика есть умение добиваться равновесия».

  • М. Вебер: «Политика – это стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти».

Политика неразрывно связана с государством. В разных общественных группах отношение к правительству и политике разное. Одни её поддерживают, другие находятся в оппозиции. (революция 1905 г, 1917 г. и т.д.). Всё это и есть сфера политики.

Политология – наука, изучающая политику.

Функции (роли) политики:

  • Выражение интересов всех групп и слоёв общества;

  • Интеграция слоёв населения, поддержание стабильности и порядка в обществе;

  • Обеспечение социального развитие общества и человека;

  • Управление и руководство общественными процессами, обеспечение диалога граждан и государства;

  • Социализация личности, превращение человека в социально-активное существо.

2. Политическая власть.

Что по вашему такое власть?

Далее перейти к объяснению того, что понимают под властью в повседневной жизни. Привести примеры. На основе этих примеров перейти к компонентам понятия власть: сила, власть, авторитет. Раздать каждому на парту.

Познавательные задания: 1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на прошлой неделе?» (авторитет)

2. Один из самых почитаемых в католицизме святых Франциск Ассизский, собравшись с последователями, повелел одному из «братьев говорить о Боге всё, что внушил ему Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как святой Франциск «наложил на него молчание». (авторитет)

3. Конфликт в Южной Осетии. К нему на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия. В рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру (сила).

4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. «Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы». (власть)

5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства. (сила)

6. Президент подписал закон об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел были против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении (закон).

Что общего в этих ситуациях?

Они строятся по принципу «господство-подчинение». Один главенствует, проявляет свою волю, другой подчиняется его воле. Это и есть властные отношения, отношения власти.

Власть – это сила, регулирующая отношения в обществе.

Власть – это способность и возможность кем-либо, подчинять своей воле.

Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Политическая власть осуществляется главным образом средствами государственных органов и учреждений, следовательно государственная власть является разновидностью власти политической. Власти свойственно стремление к тому, чтобы быть безграничной. Поэтому ещё с давних времён шла борьба за ограничение власти. Наилучшим средством ограничить власть, придать ей дополнительную прочность и долговечность стало право – сначала обычное, а потом и писанное. В развитом, демократическом обществе власть осуществляется на основе власти закона (правовых норм). Поэтому власть пользуется авторитетом, уважением, влиянием. Люди подчиняются такой власти не из страха, а по совести, т.е. добровольно ещё древнегреческий правитель Солон говорил только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться .

Признаки политической власти:

  • Легитимность

  • Публичность

  • многообразие ресурсов (интерес, убеждение, закон, обычаи, традиции, страх)

  • верховенство над всеми иными силами общества.

3. Роль политики в жизни общества.

Задание: прочитать стр. …… и ответить на вопрос: какова роль политики в жизни общества?

4. Политическая власть и средства массовой информации.

!!!!Главное:

  • СМИ – главный канал политики.

  • Отбор информации при передаче к пользователям, слушателям и т.д.

  • Политические новости часто сопровождаются комментариями автора.

  • СМИ – четвёртая власть.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Домашнее задание.

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

infourok.ru

План-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему: Конспект урока обществознания 9 класс " Политика и власть".

ФИО педагога Мельник Виктория Олеговна

Предмет обществознание

Класс  9

Тип урока урок-исследование, урок формирования нового знания

Технология урока Технология организации самостоятельной деятельности школьников, технология исследовательской деятельности

Тема Политика и власть 

Учебно-методический комплекс: 1) Обществознание, 9 класс: учебник, Л.Н. Боголюбов, М.: Просвещение, 2014г.; 2) Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс. О.А.Котова, Т.Е.Лискова, М.: Просвещение, 2014г.;

    Урок 1

§ 1. Политика и власть.

1. Цели урока в соответствии с линиями развития.

1-я линия развития личности.  Понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нём.

Формулировать  понятия  «власть», «политическая власть».  Определять роль политики в жизни общества. Определять роль СМИ  в политической жизни общества.

2-я линия развития личности. Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей.

Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях. Определять и объяснять своё отношение к политическим   событиям.

3-я линия развития личности. Действовать в пределах норм нравственности и права.

Решать учебно-жизненные задачи в соответствии с моральными и правовыми нормами.

2. Содержание урока.

Элементы необходимого минимума содержания

Формируемые и используемые учебные действия

Политика как общественное явление. Понятие политической власти.

Роль политики в жизни общества.

Степень влияния СМИ на политическую жизнь.

Умение систематизировать обществоведческую информацию.

Формулирование проблемного вопроса.

Выдвижение версий.

Умение классифицировать имеющуюся информацию.

Умение действовать в рамках закона и нравственных норм.

Умение выделять главное.

Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.

Формулирование вывода.

Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь.

Умение анализировать и обобщать информацию.

3. План проведения урока.

I. Проблема урока: «Зачем   нужна   политическая власть?»

II. Поиск решения проблемы:

1) Для чего нужна власть в обществе? Власть нужна для того, чтобы поддерживать порядок в семье, на работе, в армии. Политическая власть поддерживает порядок в государстве.

2) Почему СМИ называю четвёртой властью?

3) Государство для человека или наоборот? Политическая власть наделяет людей не только правами и свободами, но и возлагает на них обязанность соблюдать закон. Сама же политическая власть несёт ответственность за соблюдение прав и свобод человека.

Примерный вывод по проблеме. Власть нужна для поддержания порядка. Политическая власть должна следить за соблюдением прав и свобод граждан.

4. Рекомендации. Обучение учебному действию.

При изучении 1-й главы учебника  «Политика»  предлагается  использовать следующие учебные действия:

1. Выбрать информацию, которую можно классифицировать, представить результат своей работы в виде схемы.

2. Устно выполнить сравнение объектов, выбранных на основе материала параграфа.

3. Определить информацию, к которой можно применить такое учебное действие, как моральный выбор.

5. Ход урока.

Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Применяемые учебные действия

Актуализация знаний

– Сегодня мы приступаем к изучению первой  главы, которая называется «Политика».

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «политика»?

Объясните значения ключевых слов названия и подзаголовка главы.

– Какую сферу общества мы будем изучать и в чём её функция?

– Тема сегодняшнего урока – «Политика и власть».

Ответы учеников:

-управление, власть

(учитель фиксирует понятия на доске)

Формулируют  понятия «политика» и «власть»  

– Политическая сфера. Её функция – управление жизнью общества для установления порядка.

 Записывают в тетрадь.

Умение систематизировать обществоведческую информацию.

Создание проблемной ситуации

Анализ летописи о призвании варягов на Русь.  

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собою владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по нраву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще готландцы, - вот так и прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, пришли и сел старший, Рюрик в Новгороде, а другой, Синеус - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. (Хрестоматия по истории России с древнейших времен до

наших дней. Учебное пособие, М.Проспект 2000 г. с.17).

- Как Нестор  определяют уровень развития славянских племён?

- Предположите, с какими проблемами сталкивались славяне?

- По какой причине призвали варягов славяне на свои земли?

(Приложение 1)

Формулирование проблемы

–– На какое противоречие обратили  вы, ребята, внимание, читая летопись?

На доске: ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ВЛАСТЬ

           Не нужна           Нужна

 Какой вопрос, обращённый к любому (а не только древнему) обществу, здесь может быть сформулирован?

Проблема: «Зачем нужна политическая  власть?»

Приблизительные варианты ответов:

- Славяне  были  отсталыми племенами

- Восточные славяне не могли  защищать свои земли, управлять ими  вследствие своей отсталости

- Варяги (норманны) были более развитым народом, имели свое княжение, поэтому и были приглашены восточными славянами на княжение в Новгороде.

Выслушиваются все варианты, затем выбирается один.

– Сначала варяги были не нужны славянам, их изгнали и жили без власти, а потом варягов позвали обратно и признали их власть.

Формулирование проблемного вопроса.

Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,

планирование собственной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Применяемые учебные действия

Выдвижение гипотезы

– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Проводит стрелки на доске от записанной формулировки проблемы к ключевым словам версий

Приблизительные варианты ответов:

 - для установления порядка в стране, поддерживать порядок в семье, на работе, в армии.

Выдвижение версий.

Создание плана урока

– Давайте вспомним, что мы с вами уже знаем по этой проблеме. На доске написаны понятия, вам надо дать им определения.

Проанализируйте следующие ситуации.

Что общего можно заметить в отношениях людей, участвующих в них?

Чем отличаются эти отношения?

1.Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на этой неделе?»

2.Один из самых чтимых в католицизме святых Св. Франциск Ассизский, собравшись с последователями своих идей, повелел одному из «братьев» ( так называл он верующих) «говорить о Боге все, что внушил тому Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как Св. Франциск «наложил на него молчание».

3.В спорах и разногласиях, как вспоминают видные деятели правозащитного движения, мнение академика А.Д. Сахарова часто оказывалось решающим. Главную роль играли его безукоризненная честность и признаваемая всеми порядочность.

4.Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке, вызванной невыполнением администрацией условий трудового договора. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. «Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы».

5.Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства.

6.Президент подписал Указ об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел возражали против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении.

- Что общего вы заметили в отношениях людей, участвующих в данных ситуациях? 

- По какому принципу строятся отношения в этих ситуациях? 

- Можно ли назвать такие отношения равными или нет? Обоснуйте свой ответ.

(Приложение 2)

На доске и в тетради.

 Власть – это отношение руководства и подчинения, складывающиеся между людьми в процессе организации общественной жизни.

– Подберите синонимы к слову власть (2 мин.) и запишите их  в тетради.

 

Приблизительный план:

  1. Что такое власть? Что такое политическая власть?
  2. Какие бывают виды политической власти?
  3. Функции политической власти.

Приблизительные варианты ответов:

1 – 2. Это волевые отношения, т.к. состоят в возможности одного лица осуществлять свою власть. Различие состоит в том, от кого исходит власть (отец, профсоюз, святой…), т.е. источниках власти и на кого она распространяется (сын, верующие, рабочий…),т.е. сферы воздействия.

3. Нет, т.к. их участники не равны между собой: одни главенствует, другие подчиняются.) 

Ученики  зачитывают слова, а один учащийся пишет  их на доску.

На доске коллаж из слов: могущество, принуждение, влияние,  воля, господство, повеление, сила, управление.

Умение систематизировать обществоведческую информацию.

Умение классифицировать имеющуюся информацию.

– Как будем с вами решать проблему урока?  

«Зачем нужна  политическая власть?»

– Надо проверить каждую из версий.

Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Применяемые учебные действия

Открытие нового знания

– Прочитайте первый пункт § 1 выполните задание.

Задание: РТ с.4 № 1: Найдите в учебнике и выпишите в тетрадь определение термина «политика».

(Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс. О.А.Котова, Т.Е.Лискова, М.: Просвещение, 2014г.;)

Задание: РТ с.4 № 2:  У Даля «Политика - наука государственного управленья; |виды, намеренья и цели государя, немногим известные, и образ его действий при сем, нередко скрывающий первые.  Вообще уклончивый и самостный образ действий. Политик м. умный и ловкий (не всегда честный) государственный деятель; вообще скрытный и хитрый человек, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать».

Сравните определение, данное В.И. Далем, с   приведенным в учебнике. Что их объединяет?

– Как вы понимаете выражение «политическая власть»?

Задание: РТ с.4 № 3: Какое понятие объединяет все остальные:

1) законодательная власть;  2) исполнительная власть;

3) политическая власть;  4) государственная власть; 5)судебная власть?

Задание: РТ с. 4 № 4. Работа с текстом. 

М. Вебер. «Политика как призвание и профессия»

«Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем.

Итак, “политика”, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.

Можно заниматься “политикой” — то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них — как в качестве политика “по случаю”, так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при экономическом ремесле. Политиками “по случаю” являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например рукоплещем или протестуем на “политическом” собрании, произносим “политическую” речь и т.д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками “по совместительству” являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые — по общему правилу — занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным “делом жизни” ни в материальном, ни в идеальном отношении. Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые “работают” на нее лишь во время сессий. 

Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить “для” политики, либо жить “за счет” политики и “политикой”.

1.Заполните таблицу  (Приложение 3)

2.Как вы понимаете выражение «жить политикой»?

3.К какому типу политиков относится большинство рядовых граждан государства?

4. Какие два мотива могут, по мнению автора, руководить человеком, занимающимся политикой?

5. В чём, по вашему мнению, состоит опасность жизни «для политики»? Используя содержание текста и обществоведческие знания, выскажите два предположения.

– Как бы вы ответили на проблемный вопрос урока:

«Зачем нужна политическая  власть?»

Работают самостоятельно.

Приблизительные варианты ответов:

Политика – участие в делах государства и общества, определение форм, задач, содержание их деятельности через завоевание, удержание и использование государственной власти, участие в управлении обществом.

Приблизительные варианты ответов:

- Сходство в том, что политика – это управление обществом

- Политическая власть -  это прежде всего государственная власть; «государственная власть» и «политическая власть» тождественны.

 Политическая власть – это власть в государстве, т.е. влияние правительства на народ своей страны.

Приблизительные варианты ответов:

Ответ: политическая  власть

Выполняют задание

Приблизительные варианты ответов:

2. «Жить политикой» — подразумевает активное участие в делах государства.

3. К первому типу – политику по случаю - относятся все люди, которые опускают свой избирательный бюллетень или совершают сходное волеизъявление на политическом собрании, референдуме и т. д. для многих людей подобными действиями, отмечает М. Вебер, и ограничивается отношение к политике. В современном мире таких людей называют электоратом.

4. Собственная выгода, польза для общества.

5.Ученики высказываю свое мнение

– Власть нужна для того, чтобы поддерживать порядок в обществе.

Умение выделять главное.

Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.

– Прочитайте  пункт «Роль политики в жизни общества»  с.7 – 8 учебника и выполните задание РТ с. 6 № 6.

Участники телевизионного ток-шоу обсуждали связь  политики и морали. Прозвучали следующие выражения:

1) «Мне все равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства»;

2) «Политики не должны прикрывать не приглядные, а порой и незаконные поступки благими целями».

 Подумайте, какие аргументы за и против могли быть у сторонников каждого из суждений, и запишите в таблицу по два аргумента.

 Выполняют задание, высказывают собственное мнение

Приблизительные варианты ответов:

«Мне все равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства».

Аргумент «за»: Если человек не интересуется политикой, то и наблюдать за ней он не обязан.  

Аргумент «против»: Человек должен знать,  законно ли поступает политик, работая на благо общества

«Политики не должны прикрывать не приглядные, а порой и незаконные поступки благими целями».

Аргумент «за»: Люди должны знать о работе органов власти и о проблемах, существующих в обществе.

Аргумент «против»: Не важно,  каким методом достигнут  результат, главное это принесет пользу обществу

Вопрос:  Какое суждение наиболее близко вам? Почему?

Ответ:  Мне ближе второе суждение, так как я считаю, что любой результат должен достигаться честным путем, а общество должно знать о делах политики и иметь возможность повлиять на решение правительства.

Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.

Умение выделять главное. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм.

Этап урока: применение нового знания, домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Применяемые учебные действия

Применение нового знания

– Так что бы вы теперь ответили:  «Зачем нужна политическая  власть?»

– Запишите в тетрадь вывод по проблеме.

– Чья версия оказалась правильной?

– Давайте сравним наш вывод с выводом авторов учебника (выводы к главе, с 66 учебник Боголюбова Л.Н.)

Приблизительные варианты ответов:

– Власть нужна для поддержания порядка. Политическая власть должна следить за соблюдением прав и свобод граждан.

 Записывают в тетрадь. Могут прозвучать разные варианты, главное – чтобы не искажался смысл.

Выбирают правильную версию, анализируют и делают вывод.

Формулирование вывода.

– Какие существуют виды власти?

– На какие три ветви делится политическая власть?

– Как каждый человек связан со всеми видами власти?

Приблизительные варианты ответов:

– Учительская, военная, родительская, начальственная, политическая.

– На законодательную, исполнительную и судебную.

Приводят примеры.

Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь.

–Выполните  задание  № 8 (РТ, задание № 8 на с. 8.)

Объясните смысл высказывания: «Политика, по существу,  это власть: способность достичь желаемого результата какими бы то ни было средствами». Э. Хейвуд

Приблизительные варианты ответов:

Высказывают свои варианты и аргументируют их.

Политика дает возможность управлять любой сферой жизни общества, а значит она имеет полную власть над этим обществом. А если есть власть, то способности становятся безграничными.

Умение анализировать и обобщать информацию.

– Что нового для себя вы сегодня узнали?

– Какой опыт вы приобрели?

Делятся впечатлениями.

Умение анализировать и обобщать информацию.

Домашнее задание:  

Прочитать параграф 1, ответить на вопросы к параграфу.

РТ, задание № 7, с.7

Отношения государства и средств массовой информации, граждан СМИ являются  одной из центральных тем  исследований ученых.  Ознакомься с результатами нескольких социологических опросов и выполни задание.

  1. Вопрос респондентам: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газеты, и если да, то сколько ежедневных газет вы регулярно читаете?»
  2. К какой группе можно отнести вашу семью? Почему?
  3. Вопрос респондентам: «Что лучше, когда каждая газета (другие СМИ) предлагает свои оценки событий или все придерживаются одной точки зрения?» - 72% респондентов отметили, что лучше, когда СМИ предлагают свои оценки, 14% - когда СМИ придерживаются одной точки зрения, остальные затруднились ответить. Предположите, почему некоторые граждане сомневаются в необходимости представлять в СМИ разные точки зрения.

Записывают д/з.

Приблизительные варианты ответов:

Ответ:  

1.Более половины опрошенных заявили, что читают газеты не регулярно. Около 20% респондентов читают одну газету. Более 10% регулярно читают две и более газет.

2. К группе «Две и более», так как у членов нашей семьи разные интересы и мы покупаем несколько разных газет.

3. Некоторые граждане считают, что разные точки зрения могут быть ошибочными и лучше придерживаться одному, но абсолютно правильному мнению.

Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.

Приложение 1

Рюрик, Синеус и Трувор принимают славянских послов, призывающих их на княжение. Рисунок 19 в

Анализ летописи о призвании варягов на Русь.  

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собою владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по нраву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще готландцы, - вот так и прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, пришли и сел старший, Рюрик в Новгороде, а другой, Синеус - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. (Хрестоматия по истории России с древнейших времен до   наших дней. Учебное пособие, М.Проспект 2000 г. с.17).

- Как Нестор  определяют уровень развития славянских племён?

- Предположите, с какими проблемами сталкивались славяне?

- По какой причине призвали варягов славяне на свои земли?

Приложение 2

Проанализируйте следующие ситуации.

Что общего можно заметить в отношениях людей, участвующих в них?    Чем отличаются эти отношения?

1.Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на этой неделе?»

2.Один из самых чтимых в католицизме святых Св. Франциск Ассизский, собравшись с последователями своих идей, повелел одному из «братьев» ( так называл он верующих) «говорить о Боге все, что внушил тому Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как Св. Франциск «наложил на него молчание».

3.В спорах и разногласиях, как вспоминают видные деятели правозащитного движения, мнение академика А.Д. Сахарова часто оказывалось решающим. Главную роль играли его безукоризненная честность и признаваемая всеми порядочность.

4.Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке, вызванной невыполнением администрацией условий трудового договора. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. «Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы».

5.Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства.

6.Президент подписал Указ об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел возражали против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении.

- Что общего вы заметили в отношениях людей, участвующих в данных ситуациях? 

- По какому принципу строятся отношения в этих ситуациях? 

- Можно ли назвать такие отношения равными или нет? Обоснуйте свой ответ.

Модельный ответ:

                            Семейная сфера                                                                                                                      

 Отец  ____________________________________________________ Сын

        Власть родителей над детьми    

                              Идеологическая сфера (религия)

СВ. Франциск______________________________________________ Верующие

                                   Власть идеологическая  

                                                Нравственная сфера

А.Д. Сахаров______________________________________________ Деятели правозащиты

        Власть авторитета        

                                                Экономическая сфера

Профсоюз________________________________________________ Рабочий

                                       Власть трудового коллектива

                                                 Информационная сфера

Журналист________________________________________________ Деятель правительства

        Власть мнения  

                               Государственная сфера

Президент________________________________________________ Министры

        Власть государства

Обратите внимание на последнюю ситуацию, т.к. государственная власть – важнейший элемент политики.

Приложение 3

М. Вебер. «Политика как призвание и профессия»

«Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем.

Итак, “политика”, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.

Можно заниматься “политикой” — то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них — как в качестве политика “по случаю”, так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при экономическом ремесле. Политиками “по случаю” являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например рукоплещем или протестуем на “политическом” собрании, произносим “политическую” речь и т.д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками “по совместительству” являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые — по общему правилу — занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным “делом жизни” ни в материальном, ни в идеальном отношении. Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые “работают” на нее лишь во время сессий. 

Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить “для” политики, либо жить “за счет” политики и “политикой”.

1.Заполните таблицу  

2.Как вы понимаете выражение «жить политикой»?

3.К какому типу политиков относится большинство рядовых граждан государства?

4. Какие два мотива могут, по мнению автора, руководить человеком, занимающимся политикой?

5. В чём, по вашему мнению, состоит опасность жизни «для политики»? Используя содержание текста и обществоведческие знания, выскажите два предположения

Модельный ответ:

1.

Типы политиков

Характеристика

Примеры

1

Политики «по случаю»        

Участвуют в выборах, «политических» собраниях

2

Политики «по совместительству»        

Доверенные лица, занимающиеся «политикой» лишь в случае необходимости

3

Политика «по жизни»        

Члены государственных советов и органов, «работают» по требованию

2.  «Жить политикой» — подразумевает активное участие в делах государства.

3. К первому типу – политику по случаю - относятся все люди, которые опускают свой избирательный бюллетень или совершают сходное волеизъявление на политическом собрании, референдуме и т. д. для многих людей подобными действиями, отмечает М. Вебер, и ограничивается отношение к политике. В современном мире таких людей называют электоратом.

4. Собственная выгода, польза для общества.

5.Ученики высказываю свое мнение

nsportal.ru

«Конспект урока по обществознанию в 9 классе «ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ»»


Урок обществознания в 9м классе
Тема: Политика и власть.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: раскрыть сущность власти и существенные признаки понятий , дать представление о её видах, показать тесную связь власти с правом и политикой. Обобщить и систематизировать представления о политике и власти. Воспитать ответственность в политических взглядах .
Основные понятия: политика, власть, политическая власть, политология, легитимность, публичность.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный момент
Изучение нового материала.
План:
Что такое политика?
Политическая власть
Роль политики в жизни общества
Политическая жизнь и средства массовой информации
1. Эта тема даёт нам представление о политической жизни общества. Слово «политический» мы слышим по всюду: политическая организация, политическая информация. Каждый день мы слышим из газет, телевиденья, интернета, радио о политических новостях. И само слово «политический» означает «относящийся к политике, к осуществлению политики».
Аристотель первым ввёл этот термин. Его «Политика» - сочинение о государстве, правительстве, правлении.
Макиавелли выделил политику в самостоятельную науку.
-политика – это искусство управлять государством.
-политика – это искусство возможного.
-Политика– это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями.
О. Бисмарк: «Политика – это не наука, а искусство».
П. Моруа «Политика есть умение добиваться равновесия».
М. Вебер: «Политика – это стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти».
Политика неразрывно связана с государством. В разных общественных группах отношение к правительству и политике разное. Одни её поддерживают, другие находятся в оппозиции. (революция 1905 г, 1917 г. и т.д.). Всё это и есть сфера политики.
Политология – наука, изучающая политику.
Функции (роли) политики:
Выражение интересов всех групп и слоёв общества;
Интеграция слоёв населения, поддержание стабильности и порядка в обществе;
Обеспечение социального развитие общества и человека;
Управление и руководство общественными процессами, обеспечение диалога граждан и государства;
Социализация личности, превращение человека в социально-активное существо.
2. Политическая власть.
Что по вашему такое власть?
Далее перейти к объяснению того, что понимают под властью в повседневной жизни. Привести примеры. На основе этих примеров перейти к компонентам понятия власть: сила, власть, авторитет. Раздать каждому на парту.
Познавательные задания: 1. От

schoolfiles.net

План-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему: Конспект урока по теме Политика и власть. Автор Журавлев А.А.

Конспект урока по теме "Политика и власть"

учителя истории и обществознания

Журавлева А.А.

Обществознание 9 класс, автор учебника Л.Н. Боголюбов

Тема: Политика и власть

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: раскрыть сущность власти, дать представление о её видах, показать тесную связь власти с правом и политикой.

Основные понятия: политика, власть, политическая власть, политология,  легитимность, публичность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала.

План:

  1. Что такое политика?
  2. Политическая власть
  3. Роль политики в жизни общества
  4. Политическая жизнь и средства массовой информации

1.Эта тема даёт нам представление о политической жизни общества. Слово «политический» мы слышим по всюду: политическая организация, политическая информация. Каждый день мы слышим из газет, телевиденья, интернета, радио о политических новостях.  И само слово «политический» означает «относящийся к политике, к осуществлению политики».

  • Аристотель первым ввёл этот термин. Его «Политика» - сочинение о государстве, правительстве, правлении.
  • Макиавелли выделил политику в самостоятельную науку.

-политика – это искусство управлять государством.

-политика – это искусство возможного.

-Политика– это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями.

  • О.Бисмарк: «Политика – это не наука, а искусство».
  • П.Моруа «Политика есть умение добиваться равновесия».
  • М. Вебер: «Политика – это стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти».

Политика неразрывно связана с государством.  В разных общественных группах отношение  к правительству и политике разное. Одни её поддерживают, другие находятся в оппозиции.  (революция 1905 г, 1917 г. и т.д.). Всё это и есть сфера политики.

Работа в рабочей тетради – задание № 1.

Политология – наука, изучающая политику.

Функции (роли)  политики:

  • Выражение интересов всех групп и слоёв общества;
  • Интеграция слоёв населения, поддержание стабильности и порядка в обществе;
  • Обеспечение социального развитие общества и человека;
  • Управление и руководство общественными процессами, обеспечение диалога граждан и государства;
  • Социализация личности, превращение человека в социально-активное существо.

2. Политическая власть.

Что по вашему такое власть?

Далее перейти к объяснению того, что понимают под властью в повседневной жизни. Привести примеры. На основе этих примеров перейти к компонентам понятия власть: сила, власть, авторитет. Раздать каждому на парту.

  Познавательные задания:  1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на прошлой неделе?» (авторитет)

2. Один из самых почитаемых в католицизме  святых Франциск Ассизский, собравшись с последователями, повелел одному из «братьев говорить о Боге всё, что внушил ему Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как святой Франциск «наложил на него молчание». (авторитет)

3. Конфликт в Южной Осетии. К нему на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия. В рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру (сила).

 4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. «Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы». (власть)

5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства. (сила)

6. Президент подписал закон об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел были против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении (закон).

Что общего в этих ситуациях?  

 Они строятся по принципу «господство-подчинение».  Один главенствует, проявляет свою волю, другой подчиняется его воле. Это и есть властные отношения, отношения власти.

Власть – это сила, регулирующая отношения в обществе.

Власть – это способность и возможность кем-либо, подчинять своей воле.

Задание: стр. 5-6-  прочитать абзацы и в каждом выделить основную мысль.

Политическая власть— способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Политическая власть осуществляется главным образом средствами государственных органов и учреждений, следовательно государственная власть является разновидностью власти политической.  Власти свойственно стремление к тому, чтобы быть безграничной. Поэтому ещё с давних времён шла борьба за ограничение власти. Наилучшим средством ограничить власть, придать ей дополнительную прочность и долговечность стало право – сначала обычное, а потом и писанное. В развитом, демократическом обществе власть осуществляется на основе власти закона (правовых норм). Поэтому власть пользуется авторитетом, уважением, влиянием. Люди подчиняются такой власти не из страха, а по совести, т.е. добровольно ещё древнегреческий правитель Солон говорил только тогда принимай  в руки власть,  когда научишься повиноваться .

Признаки политической власти:

  • Легитимность
  • Публичность
  • многообразие ресурсов (интерес, убеждение, закон, обычаи, традиции, страх)
  • верховенство над всеми иными силами общества.

Работа с документом стр. 6.

3. Роль политики в жизни общества.

Задание: прочитать стр. 7-8 и ответить на вопрос: какова роль политики в жизни общества?

4. Политическая власть и средства массовой информации.

!!!!Главное:

  • СМИ – главный канал политики
  • Отбор информации при передаче к пользователям, слушателям и т.д.
  • Политические новости часто сопровождаются комментариями автора.
  • СМИ – четвёртая власть
  1. Закрепление изученного материала.
  • Проверь себя
  • В классе и дома
  1. Домашнее задание.
  • Прочитать параграф 1
  • Рабочая тетрадь№ 3,5,6,8.
  • Выучить определения и подготовиться к тесту.
  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

nsportal.ru

Конспект урока по обществознанию для 9 класса

Урок по обществознанию 9 кл.

Тема: Закон и власть.

Цель:

Изучить роль власти в государстве, рассмотреть структуру правоохранительных органов, и их деятельность.

Задачи:

1.Развивать умения и навыки учащихся: делать выводы, сопоставить, сравнивать, решать задачи.

2. Развивать навыки коллективной работы.

3. Воспитывать у учащихся взаимодействие, взаимопонимание, индивидуальной ответственности

Оборудование: презентация, тесты, каточки с заданиями учебник «Обществознание» под ред. Кравченко 9 кл..

Ход урока:

I.Организационный момент.

- Приветствие

- Ознакомить целью и задачами.

Сегодня мы будем работать в группах, поэтому класс делим на 2 команды. А теперь поприветствуйте партнеров по лицу и по плечу.

II Изучение нового материала по плану.

1.Закон и власть.

- терминология:

Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной

власти в установленном конституцией порядке.

Власть - политическое господство, государственное управление и его органы. (см. слайд №1,2.)

2. Ветви власти.

1. Законодательная.

ПАРЛАМЕНТ - (англ. parliament, от франц. parler — говорить) высший представительный орган в Европе, в России - Федеральное собрание.

Состоит из двух палат:

1. Совет Федерации,

2. Государственная Дума.

А. Структура «ФИНК-РАЙТ-РАУД РОБИН»

Вы депутаты Государственной думы:

Какие изменения ввели бы в сферу «Образования», дается 5 минут на обсуждение и написать ответы.

2. Исполнительная. (см. слайд)

ПРАВИТЕЛЬСТВО- высший орган исполнительной власти. Возглавляется главой государства (президентом) или премьер-министром (канцлером, председателем совета или кабинета министров).

Чтобы стать президентом, необходимо не менее десяти лет постоянно жить в России; более двух сроков подряд занимать этот пост нельзя.

Впервые институт президентства в России был введен в 1991 году. Согласно закону, президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами .

Б. Структура «ФРЕЙР»

ПРЕЗИДЕНТ

- обязательные характеоистики

- необязательные характеристики

- примеры

- противоположные примеры

3. Судебная. (см. слайды)

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - независимая система судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

СУД- орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и др. дела на основании действующего законодательства и в соответствии с установленными процессуальными правилами.

Суды РФ: 1. Общей юрисдикции; 2. Арбитражный; 3. Конституционный.

4. Правоохранительные органы. (см. слайды)

а) Совет Безопасности- осуществляет подготовку решений президента России по вопросам защиты интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения

единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

б) Федеральная Служба Безопасности -занимается раскрытием шпионажа, террористических актов, коррупции, наркобизнеса (федеральный орган исполнительной власти, в пределах

своих полномочий осуществляет государственное управление в области обеспечения безопасности, защиты и охраны государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря и т.д.

в) Прокуратура - система государственных органов, специально предназначенных для публичного преследования по уголовным делам. В компетенцию органов прокуратуры входит возбуждение уголовных дел, их расследование, а также поддержание

обвинения в суде от имени государства.

г) Нотариат - государственные органы или частные конторы (отдельные нотариусы),

в функции которых входит удостоверение сделок, оформление наследственных прав и т.д.

е) Полиция- система государственных правоохранительных органов по охране общественного

порядка, защите прав и интересов граждан от преступных и иных посягательств.

Полиция делиться на 1) криминальную, 2) общественной безопасности.

В. Структура «ДЖОТ ТОТС»

Каждый член команды на 4х листочках бумаги напишите понятия связанны с сегодняшней темой, положите на центр стола лицевой стороной вверх.

«ТИК-ТЭК- ТОУ»

Перемешайте листочки и разложите 9 листочков в формате 3х3. Каждый член команды составляет по одному предложению ( по вертикали, горизонтали или диагонали)

III. Закрепление по пунктам плана.

Структура

VI. Домашнее задание: читать п.10, 5-6 вопросы.

www.metod-kopilka.ru

Конспект урока по обществознанию для 9 класса на тему "Власть"

Глава 1. «Политическая сфера общества». Урок №1.

Цитата на доске: «Политика, не задевающая ничьих интересов,

не дает никаких результатов»

Джон Мейджор

Вопрос классу: Как вы думаете, что включает в себя политическая сфера общества? Какую роль в обществе играет политическая сфера? (мозговой штурм)

Результатом мозгового штурма становится схема, перенесенная в тетрадь:

Политическая сфера:

Сегодня мы изучим один из аспектов политической сферы – «Власть».

Запишите тему сегодняшнего урока – параграф 1, страница 5 – «Власть»

Из названия темы, давайте попробуем определить цель сегодняшнего урока.

Цель урока: дать определение термину «власть» и выявить основные характеристики этого понятия.

На доске написано три слова: «Власть», «Сила», «Авторитет».

  1. Перед вами три понятия , попытайтесь дать определения каждому из них.

  2. Чем эти понятия отличаются друг от друга?

  3. Какие сходства есть между этими терминами? (фронтальная работа)

Записываем в тетрадь определения изученных терминов.

Власть – механизм управления, система социально-политических взаимодействий, влияющих на поведение и деятельность людей, основанная на законе или традициях.

Сила – физическое воздействие, направленное на достижение цели против воли людей к которым оно применяется.

Авторитет – признание за человеком выдающихся достижений, умений, знаний, значимых для общества или отдельных людей.

Работа в группах: у нас есть 6 групп, каждая из которых создает модель ситуации, где применяется один из трех способов управления «Сила», «Власть», «Авторитет». На подготовку 3 минуты, на выступление 3 минуты.

Анализ: итак, могут ли все эти способы управления сочетаться вместе? В каких случаях? Чем является сила и авторитет по отношению к власти? (это источник власти)

Государственная власть появилась в период возникновения государств, со временем она укреплялась и видоизменялась, закреплялась в законодательных документах. Властью наделялись отдельные представители, власть стала подразделяться на различные виды.

Из уроков истории мы знаем три основных ветви власти, какие? (исполнительная, законодательная, судебная)

Давайте посмотрим, как эти виды власти организованы в Российской Федерации. (чертим схему на доске поэтапно обсуждая каждый фрагмент) Фронтальная работа.

Властью в государстве обладают многие организации и отдельные люди. Как регулируются полномочия, какова система управления властными структурами? Для правильного функционирования власти в государстве должна быть строгая система, включающая в себя управленцев и подчиненных, эта система называется иерархией власти. Кто сталкивался с термином ИЕРАРХИЯ? Что оно означает?

Запись определения в тетрадь.

Иерархия – расположение частей целого в порядке от высшего к низшему.

Вывод урока (формируется путем обсуждения): власть это инструмент управления источником которого являются сила и авторитет, имеет разветвленную структуру и иерархичность.

Домашнее задание: выучить схему государственной власти и определения из тетради, прочитать параграф №1, ответить на вопрос №4 на странице 11.

Конспект создан на основе материалов учебника «Обществознание» под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцова.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *