cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект по жуковскому 9 класс – План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Урок по литературе. Тема » Василий Андреевич Жуковский. Творческий и жизненный путь»

Содержание

План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Урок по литературе. Тема » Василий Андреевич Жуковский. Творческий и жизненный путь»

Тема урока:

Цели урока:

Оборудование урока:

Василий Андреевич Жуковский. Жизненный и творческий путь.

1. Познакомить с фактами биографии и творчества, общественной деятельности В.А. Жуковского; расширить представление о своеобразии русского романтизма на примере творчества Жуковского;

2. Развивать творческие способности, логику  и  речь учащихся;

3. Воспитывать любовь к творчеству В.А. Жуковского

Портрет В.А.Жуковского;

проектор, компьютерная презентация «Творчество В.А. Жуковского»;

материал для сообщений обучающихся;

подборка стихотворений В.А.Жуковского

Организация класса (1 мин.)

Проверка дом. задания

 Объяснение нового материала

Закрепление

Итог урока. Оценки

 Домашнее задание

Здороваюсь, приветствую класс

 

Жуковский — талантливый поэт и переводчик, занявший в истории русской поэзии особое место. Именно с Жуковского, по мнению многих критиков, началась история русского романтизма. Настоящую славу поэту принесли романтические баллады, элегии, песни, сказки.

Одной их особенностей романтической поэзии Жуковского был ее глубоко личный характер. «Для меня в то время было: жизнь и поэзия — одно» — писал поэт. «До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзией и чтобы произведение поэта могли быть вместе и лучшею его биографией», — отметил В.Г. Белинский.

Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль…  — писал о творчестве В.А. Жуковского А.С. Пушкин.

Биография Жуковского может считаться прекрасным художественным произведением. Жизнь поэта, полная идеалов любви, искусства, дружбы, согретая верой, стала его большим художественным созданием. И в ней было много контрастов: кроткий в частной жизни, Жуковский участвовал в Бородинском сражении и бестрепетно заступался перед властным императором за ненавистных тому людей. 

         Хроника жизни и творчества Жуковского (сообщения обучающихся с использование презентации)

  • Родился 29 января (9 февраля) 1783 в селе Мишинском был внебрачным сыном богатого тульского помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Отчество и фамилию ему дали по его крестному отцу.
  • В 14 лет — первые пробы пера, наиболее значительные из которых — стихотворение «Майское утро» (1797) и прозаический отрывок «Мысли при гробнице» (1797), написанные явно под влиянием Н. Карамзина и его «Бедной Лизы».
  • В 1802 элегия «Сельское кладбище» благодаря стараниям Карамзина, тогдашнего издателя «Вестника Европы», была опубликована в этом престижном журнале.
  • 1800 год — встреча с дочерью его сводной сестры, Машей Протасовой, которая вошла в историю русской поэзии как муза, ангел-хранитель поэта, и неиссякаемый источник его страданий.

…И тут судьба посылает ему встречу с дочерью его сводной сестры, Машей Протасовой, которая вошла в историю русской поэзии как муза, ангел-хранитель поэта, и в то же время — неиссякаемый источник его страданий. Влюбленные мечтали об одном — соединить навеки свои жизни, вступить в законный союз. Но мать Маши была категорически против браков между родственниками, даже дальними, и вплоть до смерти Маши Протасовой не отступилась от своего решения.

Так в творчестве Жуковского с новой силой начинает звучать неистребимый, на грани надежды и утраты мотив противостояния, а порой и переплетение земной печальной юдоли с небесным, совершенным там, придающей его стихам пронзительно-щемящее, страстное звучание. Недаром назвал поэта «Литературным Колумбом Руси» Белинский. Дымка таинственности, существование как бы на грани двух миров — видимого и невидимого, сосредоточенность на чувствах души — все эти неизменные спутники романтизма давали критику полное право назвать Василия Андреевича Жуковского одним из создателей новой русской поэзии, открывшим «Америку романтизма».

Чтение стихотворения «К ней»

  • В 1808 он становится у кормила журнала «Вестник Европы» и в свои 25 лет успешно справляется с обязанностями главного редактора. При этом он успевает переводить, писать сказки, стихи, литературно-критические статьи, рецензии…
  • В своих критических статьях поэт заявляет о новом направлении в русской литературе — о романтизме.
  • С годами, особенно после пережитой глубокой личной драмы (смерть Протасовой), Жуковский все более задумывается о «небесном», о «святом»
  • в 20-30-е годы поэт трудится и над балладами и переводами
  • Сюжеты Жуковский берет у Шиллера, у Гёте, у Вальтера Скотта…  переводит на современный русский язык «Слово о Полку Игореве»
  • В 1841, в возрасте 57 лет, поэт женился на Елизавете Рейтерн. Родились дети, но болезнь жены заставила семейство выехать в Германию. Там-то и его настиг недуг, по причине которого он не мог брать перо в руки.
  • Но работа мысли не прекращалась — диктуя, Жуковский заканчивает поэму «Странствующий жид» И наконец, в 1851 он пишет элегию «Царскосельский лебедь», заканчивающуюся картиной гибели лебедя, некогда жившего в Царском Селе.

Особенности романтизма Жуковского 

В.А. Жуковский был по праву еще при жизни назван «отцом русского романтизма». Уже первые произведения, написанные в его любимом жанре – жанре элегии, были встречены овациями, что послужило первым шагом по ступеням к признанию его «мэтром» этого направления. В романтических стихах отражаются обстоятельства личной жизни поэта.

Наука знает свыше 10000 определений романтизма, но самое короткое принадлежит бесспорно Жуковскому. Однажды на вопрос придворной дамы, что такое романтизм, о котором все твердят, Жуковский ответил: “Романтизм — это душа”

ЭЛЕГИЯ — стихотворение философски задумчивого, мечтательного настроения. Элегия — жанр, в котором наиболее полно отразилась личность автора, его внутренний мир. («Вечер», «Море», «Желание», «К ней», «Песня», «Певец», «Мечты»)

Как перенести на бумагу переполняющие сердце человека чувства? Ведь они не материальны, нельзя описать их форму, размер и т.д. (ответы обучающихся)

Выход романтики нашли в сопоставлении своих чувств с природой, красота тоже неподвластна словам: «Что нам язык земной пред дивною природой?»

Интерпретация элегии «Море» (работа в группах, письменно)

1. Почему стихотворение Жуковского «Море» названо элегией?
2. В каких состояниях рисуется море? Каково оно во всех случаях?
3. Докажите, что поэт говорит о море, как о живом существе. Образ какого человека встает перед нами, когда мы думаем о море Жуковского?
4. Был ли до Жуковского в поэзии подобный подход к описанию пейзажа? Можно ли это считать шагом вперед и почему?
5. Найдите и выпишите из стихотворения эпитеты, метафоры, характеризующие море. Какие значения слов выдвигаются у Жуковского на первый план? Какие образы кажутся наиболее интересными и почему?
6. Какие мысли, образы, чувства возникают у вас после прочтения этой элегии?

7. Иллюстрация элегии «Море»

Выступление представителей групп, защита иллюстраций

Загадочные образы, милые и близкие каждому влюбленному и чувствительному сердцу, печаль, разочарования, все это характерно для жанра элегии.

Какие факты биографии Жуковского являются  значимыми?

Как события жизни отразились в творчестве поэта?

Какие жанры наиболее распространены в творчестве романтиков?

Имел ли право Жуковский воскликнуть: «для меня жизнь и поэзия — одно»?

Интерпретация любого стихотворения Жуковского: тема — «для меня жизнь и поэзия — одно».

nsportal.ru

Урок литературы в 9 классе по творчеству В.А,Жуковского

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

Учитель Дьячина Т.П.

Цели: 1) дать представление учащимся о личности В.А.Жуковского, его творчестве; дать представление о романтизме как литературном направлении; 2) развивать навыки комментированного чтения лирических произведений; 3) воспитывать интерес к культуре родного народа.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет В.А.Жуковского, учебник, тексты стихотворений поэта.

Ход урока

1. Мотивация изучения нового материала. Вступительное слово учителя.

1) Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль…

Пушкин всегда подчёркивал, что Жуковский был его учителем.

2) Блок: «Жуковский подарил нас мечтой, действительно прошедшей сквозь страду жизни».

3) Белинский: Жуковский «первым на Руси выговорил жалобы человека на жизнь и стал певцом сердечных утрат».

4) Выразительное чтение стихотворения «Певец» (1811).

…Он сердцем прост, он нежен был душою –

Но в мире он минутный странник был;

Едва расцвёл – и жизнь уж разлюбил

И ждал конца с волненьем и тоскою;

И рано встретил он конец,

Заснул желанным сном могилы…

Твой век был миг, но миг унылый,

Бедный певец!

Он дружбу пел, дав другу нежну руку, —

Но верный друг во цвете лет угас;

Он пел любовь – но был печален глас;

Увы! Он знал любви лишь муку;

Теперь всему, всему конец;

Твоя душа покой вкусила;

Ты спишь; тиха твоя могила,

Бедный певец!…

2. Восприятие учащимися нового материала. Запись темы урока.

Романтизм – литературное направление, утвердившее самоценность духовной жизни личности и эмоциональность её изображения.

Составление таблицы «Романтизм».

1. Причины возникновения.

2. Цель литературы.

3. Объект изображения.

4. Принципы изображения человека в произведениях романтизма.

5. Творческие принципы романтизма.

Разочарование в окружающей действительности; протест против бездуховности, пошлости, эгоизма.

Пошлый – низкий в нравственном отношении, грубый.

Раскрытие богатства душевных переживаний человека, изображение мира его чувств.

Особый прекрасный мир, созданный воображением поэта; фантастическое, необычное.

— изображение необычного или исключительного героя в необычных или исключительных обстоятельствах;

— конфликт героя с обществом; противопоставление героя среде;

— внимание к уникальным, индивидуальным чертам человека;

«Романтический герой».

— защита творческой свободы автора произведения;

— изображение мира чувств;

— внимание к природе;

— интерес к фольклору и легендарному прошлому своего народа;

— интенсивное использование художественных средств.

3. Постановка проблемного вопроса.

Каковы причины обращения к романтизму Жуковского?

4. Слово учителя. Беседа.

1) Разочарование в действительности обусловлено обстоятельствами жизни В.А.Жуковского. Он – незаконнорождённый сын помещика Афанасия Бунина и пленной турчанки Сальхи, которую привезли в подарок русскому помещику.

«Я не был оставлен, брошен, имел угол, но не был любим никем, не чувствовал ничьей любви».

2) Несчастная любовь к племяннице М.Протасовой (дочери сводной сестры) переполнила лирику Жуковского мотивами неосуществлённого счастья.

Выразительное чтение учащимся стихотворения «Песня» (1818 г.)

Минувших дней очарованье,

Зачем опять воскресло ты?

Кто разбудил воспоминанье

И замолчавшие мечты?

Шепнул душе привет бывалый;

Душе блеснул знакомый взор;

И зримо ей в минуту стало

Незримое с давнишних пор.

О милый гость, святое Прежде,

Зачем в мою теснишься грудь?

Могу ль сказать: живи надежде?

Скажу ль тому, что было: будь?

Могу ль узреть во блеске новом

Мечты увядшей красоту?

Могу ль опять одеть покровом

Знакомой жизни наготу?

Зачем душа в тот край стремится,

Где были дни, каких уж нет?

Пустынный край не населится,

Не узрит он минувших лет;

Там есть один жилец безгласный,

Свидетель милой старины;

Там вместе с ним все дни прекрасны

В единый гроб положены.

Постановка проблемного вопроса.

Почему стихотворение названо «Песней»?

В произведении выражены сложные человеческие чувства, оно отличается особой эмоциональностью.

Можно ли стихотворение называть

романтическим? Почему?

В стихотворении изображены внутренний мир человека, его духовная жизнь.

3) Глубокое знание европейской литературы. Хорошее образование позволило Жуковскому познакомиться с творчеством Байрона, произведения которого русский поэт переводил. С сентября 1815 года — чтец вдовы Павла I, Марии Федоровны. Жизнь при дворе: учитель русского языка жены Николая I, Александры Фёдоровны; воспитатель наследника, будущего царя Александра II. С творчеством многих европейских литераторов русский читатель познакомился благодаря Жуковскому.

Какие творческие принципы романтизма проявились в творчестве Жуковского?

1) Изображение мира мечты, вымышленного мира, несуществующего в действительности. Излюбленные темы творчества – средневековые сюжеты. Жуковский переводил Шиллера, Гёте.

Выразительное чтение учащимся баллады «Лесной царь» — 1818 г.

2) Интерес к народному творчеству: баллада «Светлана» (1812).

3) Противопоставление мира мечты действительности, разрыв между мечтой и действительностью.

4) Изображение мира природы.

5. Анализ лирических произведений: работа в группах или парах.

1) Выразительное чтение стихотворения «Мина» (1818 г.).

  • Какие образы природы возникают в воображении поэта, когда он думает о заповедном крае? Какие чувства в душе поэта рождают эти описания?

  • В чём своеобразие композиции? Какую роль играют восклицательные предложения?

  • Какова основная мысль стихотворения?

  • Назовите романтические признаки в стихотворении.

2) Выразительное чтение стихотворения «Море» (1822 г.).

Элегия – лирическое произведение, проникнутое настроением грусти.

  • Каким рисует море поэт? Чем восхищает море лирического героя? Какие глаголы передают мощь, силу моря?

  • О чём размышляет поэт, глядя на море? Какие чувства тревожат или радуют его душу?

  • Как одушевляет море поэт? Какими свойствами живого существа наделяет поэт море? В чём сравнивает человека с морем поэт?

  • Нравится ли вам это стихотворение?

  • Определите идею стихотворения. Назовите признаки романтического произведения.

5. Подведение итогов урока.

Белинский писал: «Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца, исполненная высшего смысла и значения». Сопереживая природе, поэт учится постигать «душу» всего живого.

6. Домашнее задания.

1) Изучить статью учебника стр.113-118.

2) Пересказать стр.119 – 121.

3) Прочитать стр.131-138.

infourok.ru

Урок литературы в 9 классе по творчеству В.А.Жуковского

«Любимец нежных муз»

Урок-семинар по творчеству В.А.Жуковского.

Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнёт о славе младость,

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость.

А.С.Пушкин. «К портрету Жуковского» 1818г.

Оборудование:

  1. Выставка произведений поэта и книг о нём.

  2. Портреты Жуковского работы Кипренского, Брюллова, Соколова.

  3. Аудиозапись. Ф.Шопен. «Революционный этюд №2».

  4. Презентация «По литературным местам Жуковского».

План урока:

  1. «Дела поэта – слова его». В.А.Жуковский.

  2. «Для меня в то время было жизнь и поэзия — одно».

а) «Он сердцем прост, он нежен был душою». А.С.Пушкин.

б) «Тебе в наследие, Жуковский, я ветху лиру отдаю». Г.Р.Державин.

в) «Не ты ль мне руку дал в завет любви священной?» А.С.Пушкин.

г) «Я помню ночь, как бранный щит,

Луна в небесном рдела мраке;

Наш стан молчаньем был покрыт…»

д) «Он пел любовь, но был печален глас,

Увы, он знал любви одну лишь муку!..»

  1. «Поэзии чудесный гений, певец таинственных видений…»

Ход урока.

Учитель. Василий Жуковский. Поэт. Переводчик. Высокий сановник. Учитель Пушкина. Участник Бородинского сражения. Защитник обиженных. Художник. О своём призвании поэт пишет в элегии «Вечер»:

Мне рок судил брести неведомой стезёй,

Быть другом мирных сёл, любить красы природы,

Дышать под сумраком дубравной тишиной

И, взор склонив на пенны воды,

Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

О песни, чистый плод невинности сердечной!

Блажен, кому дано цевницей оживлять

Часы сей жизни скоротечной!

Сегодня мы прикоснёмся к высокой поэзии «любимца нежных муз», воспевающего «любовь и счастье». Вы познакомитесь с лирическими произведениями Жуковского, поймёте, почему «его стихов пленительная сладость прошла веков завистливую даль». Проведём мы урок в форме деловой игры – «Заседания художественного совета» по подготовке к творческому вечеру великого русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1783 — 1852).

На заседании присутствуют экскурсоводы (называем учащихся), художники, библиографы, актёры театра, литературоведы, журналисты, искусствоведы, критики, организаторы «творческого вечера».

Начинаем заседание художественного совета. Вы самостоятельно знакомились с биографией В.А.Жуковского, наши экскурсоводы обозначат главные, на их взгляд, события жизни поэта.

Экскурсия. «По литературным местам В.А.Жуковского». Презентация.

В конце XVIIIвека на границе Тульской, Орловской и калужской губерний находились поместья Афанасия Ивановича Бунина. Здесь, в селе Мишенском, в трёх верстах от уездного города Белева, 29 января 1783 года у пленной турчанки Сальхи родился внебрачный сын помещика Василий Андреевич Жуковский. Отчество и фамилию он унаследовал от крёстного отца, ум и порядочность — от Афанасия Ивановича, а доброту, робость и чувствительность – от матери.

Писать стихи мальчик начал рано, причиной этому были не только врождённые способности, но и довольно двусмысленное положение в семье. «Не имея своего семейства, в котором бы я что-нибудь значил, я привык отделять себя ото всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому что всякое участие казалось мне милостью»,- признаётся через много лет поэт в письме к Вяземскому.

Мальчик рос весёлым и добрым, о беззаботном детстве он вспоминает с наслаждением:

И я с весёлой жизнью жил,

Мечтал и о мечтах стихами

Довольно складно говорил!..

После смерти отца восьмилетний Жуковский переезжает в Тулу к тётушке Варваре Афанасьевне Юшковой, в доме которой был литературно-музыкальный салон. Здесь он услышал басни Дмитриева и «Бедную Лизу» Карамзина, проявил интерес к музыке и живописи. Он был развит не по летам, много рисовал и сочинял стихи, в двенадцать лет написал драму «Камилл или Освобожденный Рим», свободно говорил по-французски, по-немецки и по-английски. Он отличался наблюдательностью и фантазией:

Бежит волна, шумит волна!

Задумчив, над рекой

Сидит рыбак; душа полна

Прохладной тишиной.

Сидит он час, сидит другой;

Вдруг шум в волнах притих…

И влажною всплыла главой

Красавица из них.

С 1793 по 1796 г. Жуковский учится в тульском приходском училище, из которого исключён за плохую учёбу. В 1797 г. он, благодаря родственникам, поступает в Московский университетский благородный пансион. Здесь изучалось 36 предметов! Большое внимание уделялось развитию творчества воспитанников. Через год на общем собрании Василий Жуковский удостоился звания Первого ученика пансиона. Он усердно занимается живописью, архитектурой, публикует в печати своё первое стихотворение «Майское утро».

Бело-румяно всходит заря

И разгоняет блеском своим

Мрачную тьму чёрныя нощи.

Феб златозарный, лик свой явивши,

Всё оживил. Вся уж природа

Светом оделась и процвела.

В 1800г. Василий Жуковский с отличием закончил пансион. Его имя золотом выбито на мраморной доске в актовом зале пансиона.

Растроганный, счастливый, радостно-возбуждённый покидал Василий Андреевич Жуковский столицу. Грустно позвякивал колокольчик, Жуковский мчался на перекладных домой, в Тульскую губернию.

Вот таким восторженным и полным благостных ожиданий в жизни изображён он на портрете.

Родные искренне радовались возвращению Василия Андреевича. Он держался скромно, приветливо, но с достоинством, в нём и следа не осталось от пугливой робости. Этот тонкий, изящно одетый и причёсанный по последней моде молодой человек смотрел на мир с ласковой добротой и участием.

Мирные сельские пейзажи способствовали элегическому, задумчивому настроению. Здесь, в Мишинском, на невысоком холме, Жуковский соорудил шалаш. Отсюда открывался вид на лес и поле. Здесь была написана элегия «Сельское кладбище».

Уже бледнеет день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идёт, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

Элегия Жуковского получила широкую известность, она стала знаменем зарождавшейся новой поэзии русского сентиментализма. Имя Жуковского получило широкую известность, он стал печататься в журнале Карамзина «Вестник Европы».

В городе Белеве, на Ершовской улице, на крутом берегу Оки, Жуковский построил деревянный дом по собственному проекту. Дом был невелик, но удобен и уютен. В кабинете, выходящем окнами на Оку, высокий письменный стол, за которым поэт писал стоя.

В 1805г. Жуковский переезжает в Муратово, поместье Протасовых, где в течение четырёх лет преподаёт науки Марии и Александре, двоюродным сёстрам. Романтична любовь поэта к Маше Протасовой, закончившаяся трагически:

Любовь…о я в любви нашёл одну мечту,

Безумца тяжкий сон, тоску без разделенья

И невозвратное надежд уничтоженье.

В 1812 году Жуковский записался в московское ополчение. Он участвовал в Бородинском сражении. Через много лет вспоминал: «Всё вокруг страшно гремело, огромные клубы дыма подымались на всём полукружии горизонта, как будто от повсеместного пожара, и наконец ужасной белой тучей обхватили половину неба, которое тихо и безоблачно сияло над бьющимися армиями… » Под впечатлением этих событий было написано стихотворение «поэт во стане русских воинов».

1814год. Петербург. Жуковский приглашён к царскому дворцу. Сохранилось письмо, в котором Жуковский рассказывает вяземскому о Пушкине: «Я сделал приятное знакомство с молодым чудотворцем Пушкиным. Милое, живое творение! Это надежда нашей словесности!»

Жуковский сотрудничает в журнале «Арзамас», занимается переводами, даёт уроки русского языка жене будущего царя Николая Первого, а затем воспитывает царевича Александра второго, мечтая воспитать для России идеального монарха.

В 1837 году Жуковский вместе с наследником престола совершает путешествие по России: Новгород, Углич, Рыбинск, Суздаль, Вятка, Ижевск, Пермь. Затем Владимир, Курск, Харьков, Полтава, Одесса. Перед поэтом открылась страна, погружённая в невежество, нищету и варварство, и ему хотелось плакать от увиденного.

В 1839 году Жуковский уходит в отставку. Жуковский – личность сильная, не способная кривить душой, человек бесстрашный, уверенный в своей правоте. Он перевёл на современный русский язык древнерусское «Слово с полку Игореве», «Илиаду» Гомера, а также произведения Шиллера и Гёте.

С 1841 по 1851 годы Жуковский с семьёй живёт за границей по причине тяжёлой болезни жены. Вернуться на родину ему так и не пришлось.

Благодарим экскурсоводов за интересный рассказ.

Обсуждение. Слово критикам, журналистам, организаторам творческого вечера.

Литературоведы. Начав свой творческий путь как поэт-сентименталист, Жуковский стал родоначальником русского романтизма. По словам известнейшего в 19 веке критика В.Г.Белинского, романтизм – это «желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несовершённые надежды, грусть по утраченному счастью… это мир, населённый тенями и призраками; это уныние, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; это – любовь, которая питается грустью и которая без грусти не имела бы чем поддержать своё существование». Одним из основных жанров романтизма является элегия – лирическое стихотворение, основанное на воспоминании, окрашенном в грустные тона. В элегии звучит «ностальгия по прошлому».

В элегии «Вечер» сочетается романтический образ неудовлетворённого жизнью героя с мягким и проникновенным лиризмом, твёрдой, уверенной авторской интонацией. Используется эффект постепенно гаснущего света с помощью ключевых слов: вечер – померкнули – последний луч умирает – угасает. Луна – символ необычного, невозможного днём.

Цепь авторских вопросов сводится к одному: в природе не может быть несправедливости. Пейзажная зарисовка приобретает философский смысл: природа вечна, а человек в ней – кратковременный гость. В 1806 году, когда идёт война Пруссии, Австрии и России с наполеоновской армией, 23-летний Жуковский поднимает проблему смысла бытия.

Актёры читают отрывок из элегии «Вечер». «Уж вечер… облаков померкнули края…» до слов «с твоим блаженством и страданьем!»

Критики. Элегия звучит взволнованно. Это настроение удалось передать чтецу. Автор добивается приподнятости, торжественности «высокой» лексикой и вольным ямбом, риторическими вопросами и анафорами…

Учитель. Каждому человеку, а в особенности поэту, свойственна определённая мелодия. О музыкальности произведений В.А.Жуковского расскажут искусствоведы.

Искусствоведы. Жуковский любил музыку. Композиторов и музыкантов он встречал в своём доме не менее радушно, чем писателей. Композиторы ценили музыкальность поэзии Жуковского и охотно сочиняли музыку к его произведениям.

Михаил Иванович Глинка рассказывал, что в молодости, когда он писал музыку к стихотворениям Жуковского «Певец» и «Утешение», он был растроган до слёз.

Самые известные русские писатели: Алябьев, Вестовский, Рубинштейн, Даргомыжский, Варламов, Чайковский, Рахманинов – постоянно обращались к творчеству Жуковского. Случалось, одно стихотворение перекладывалось на музыку несколько раз. Написано три романса Алябьева, Варламова, Рубинштейна на стихотворение Жуковского «Цветок».

Крупные произведения Жуковского – «Сказка о царе Берендее», «Война мышей и лягушек», «Спящая царевна» — легли в основу опер. В Большом театре состоялись премьеры оперы Кавоса «Светлана» и оперы Аренского «Наль и Дамаянти», а также оперы Вестовского «Вадим»и «Громовой». В Петербурге шла опера Чайковского «Орлеанская дева», «Ундина». На стихи Жуковского Чайковский написал известный дуэт Лизы и Полина из «Пиковой дамы». К опере Глинки «Иван Сусанин» Жуковский написал несколько сцен.

В стихотворениях Жуковского звучит робость и уверенность, лиризм и бунтарство. Те же настроения слышим мы в музыке композитора-романтика Фредерика Шопена. Предлагаем вам послушать Второй этюд Шопена.

Журналисты. Действительно, прослушанная нами мелодия отражает настроение лирики Жуковского. Но мы не можем отразить мелодию на страницах газеты. С удовольствием используем материал, представленный литературоведами, экскурсоводами, критиками, артистами.

Актёры читают балладу Жуковского «Лесной царь».

Литературоведы. Баллада – это стихотворение со сказочным сюжетом, где действуют фантастические существа, где призраки вмешиваются в судьбы людей.

Актёры инсценируют балладу «Светлана».

Литературоведы. Если элегия – это лирическое стихотворение, проникнутое грустью, то баллада – жанр лиро-эпической поэзии, сюжетное стихотворение, в котором поэт передаёт свои мысли, чувства и изображаем то, что вызывает эти переживания.

Критики. Артисты сумели передать своеобразную романтическую особенность баллад, которые начал писать с 1808 года. Это в основном переводы Шиллера и Гёте. Жуковский переводил лишь то, что было родственно его взглядам и настроению. По-родному, по-русски повествует он о крещенских гаданиях, и замечательно передан замысел автора актёрами и в костюмах, и в народной песне, уместно вставленной в мини-спектакль.

Литературоведы. Белинский говорил: «Под балладою разумеем краткий рассказ о любви, большею частью несчастной; привидение, ночь, луну.» в основе баллады чаще всего лежит какое-либо предание или легенда.

Художники. «У портретов Жуковского». Василия Андреевича Жуковского, как известного поэта, родоначальника нового направления в литературе романтизма рисовали многие художники. В 1816 году сестра Маши Протасовой, Александра, подарила Жуковскому миниатюрный акварельный портрет: открытое, одухотво

infourok.ru

Биография Василия Жуковского кратко самое главное 5, 9 класс (жизнь и творчество)

Василий Андреевич Жуковский родился в Тульской губернии в 1783 году. Помещик А.И. Бунин и его супруга заботились о судьбе незаконнорожденного Василия и смогли добиться для него дворянского титула. Учебу маленький Василий начал у Буниных, продолжил в стенах частного пансиона и Главного народного училища. Вскоре исключенный «за неспособность», Василий оказался в доме родственников Юшковых, где увлекся «сентиментализмом», много читал, изучал языки, познакомился с Н.М. Карамзиным, чьим последователем стал на долгие годы.

В 1797 году Василия отдали на учебу в Благородный пансион Московского университета. Здесь началась дружба Жуковского с братьями Тургеневыми, их объединяла любовь к литературе. К 25-летнему возрасту в творчестве Жуковского четко определилась романтическая линия. Он занимается переводами лирических баллад, редактирует тексты. Вышли в свет «Людмила», «Кассандра», «Светлана».

В 1812 году Жуковский уходит на фронт, но не прекращает работы. Здесь появились стихи «Певец во стане русских воинов» и послание «Императору Александру». Легкий слог Жуковского был замечен, он корректировал военные донесения.

В 1815 году был приглашен на службу в императорскую семью в должности учителя. Занимался подбором переводов и текстов для императрицы Александры Федоровны, разработал систему обучения Александра II, которому предстояло быть императором. Много писал и переводил, был наставником русских поэтов, принимал участие в судьбе А.С. Пушкина. В последующие годы Жуковский сопровождал Александра в путешествиях по России и Европе. Главный труд его жизни — «Одиссея» Гомера.

Жуковский женился в 1841 году на дочери художника и друга Рейтерна, которая была моложе его почти на 40 лет. Умер в городе Баден-Баден (Германия) в 1852 году, позже останки перевезены в Россию и покоятся в Александро-Невской лавре.

Биография и творчество для 5 и 9 класса

Появился на свет Василий 29 января в 1783 году. Местом рождения было село Мишенское, которое находилось в Тульской губернии. Популярность он возымел с переводами и сказками. Писатель был отпрыском помещика. А. Бунин, так его звали. Приобрел новую фамилию от усыновления его крестного – нищим аристократом Андреем Григорьевичем Жуковским, что родом из Белоруссии.

Учился наукам в столичном пансионе Роде, в Основном общенародном заведении Тулы, из которого был изъят из-за отставания от учебы. Вскоре после этого он решает переехать к своей сестре. Звали ее Варварой Юшковой. С 1797-го года до 1800 год. обучался в Столичном пансионе, после этого на службу не пошел, а вселился в поселок Мишенском с целью самостоятельного познания наук. Исследовал давнерусскую литературу, российскую и общую эпопею, промышлял занятиями переводчика. В домашних условиях он не мог изъять из книг все необходимые знания. Поэтому он пошел в пансион, который при университете. С 1801 по 1802 год проработал в Соляной фирме.

К писательской работе Андреевич приступил с 1797-го года, ещё находясь во владениях пансиона. В середине 1802 года в «Вестнике Европы» пристроился ег о перевод творения Д. Грея «Сельское кладбище, устремивший в себе интерес писательского округа. В 1808 г. выпущена с прессы его знаменитая песня «Люда», возложившая основание романтизму в российской литературе. В данное время Жуковский получил место редактора известного журнала под названием «Вестник Европы». В 1817 году его позвали к двору с целью обучения российскому языку знаменитой княгини Александре Федоровне, супруге предстоящего правителя Николая Первого. Начиная с 1824-го года являлся педагогом преемника трона Александра Николаевича, предстоящего правителя Александра II. С собственным учеником писатель объездил целую Российскую федерацию, долю Сибири и Западную Европу. Люди его поколения рассказывали о воздействии Василия на вельможу. А точнее, о хорошем влиянии на аристократа.

В 1812 году просился в мужья племяннице Марии Протасовой, от которой был без ума, однако два раза ему пришлось терпеть неудачу в своих признаниях о любви. В 1841 году (на тот момент ему было 50) повенчался в 18-летней дочкой художника Евграфа Романовича Рейтерна Елизавете. У него был Павел, его сын – художник, и дочка Александра.

Последним местом проживания стал Баден-Баден. Он наполовину лишился зрячести. Из-за болезни он мог видеть только одним глазом. Даже так, писатель желал вернуться к родной земле, но болезнь помешала ему. Смерть пришла за ним в 1852 году (12 апреля). Погребен в Санкт-Петербургской Александро-Невской лавре.

Очень кратко

Жуковский Василий Андреевич – известный русский поэт, а также переводчик. Дата рождения – двадцать девятое января 1783 года, дата смерти – двенадцатое апреля 1852 года.

Место рождения поэта: Тульская губерния, село Мишенской. Жуковский являлся незаконнорожденным ребенком А. И. Бунина. Позже был усыновлен бедным белорусским помещиком, который приходился поэту крестным.

Образование Жуковский получал сначала в частном пансионе, а позже и в Тульском народном училище. Свое первое стихотворение этот выдающийся человек написал, когда проходил обучение в частном пансионе.

Расцвет поэзии Жуковского пришелся на временной период 1805-1806 гг. Именно в это время Василий Андреевич работает редактором в «Вестнике Европы».

В 1815 году поэт начал свою придворную службу, она продлилась более двадцати пяти лет. В это время автор пишет такие свои знаменитые произведения, как «Двенадцать спящих дев» и «Эолова арфа».

Что касается личной жизни Жуковского, то в свои пятьдесят восемь лет он женился на двадцатилетней Елизавете, которая приходилась дочерью его хорошего друга.

Свою кончину Жуковский встретил в Германии, а уже после смерти он был перевезен в Петербург, где и был похоронен.

Вариант 4

29 января 1783 года поселке Мещенском появился на свет Василий Жуковский. Он являлся незаконнорожденным ребенком, и не мог взять фамилию помещика А.И. Бунина. Он был усыновлен не очень богатым дворянином, и взял его фамилию Жуковских.  Его новым отцом стал Григорий Андреевич Жуковский.

Начальное образование ребенку дал его родной отец в своем поместье. Дальнейшее образование пришлось получить в одном из коммерческих пансионов. За это обучение приходилось платить деньги. В эти годы у него проявился талант к сентиментализму. Еще эти годы запомнил Жуковский, из-за знакомства с Николаем Карамзиным. Также в это время он породил на свет свои первые стихи. Начало его творчества была наполнено сентиментализмом и романтизмом, именно в этом стиле начал писать Жуковский.

В 1805 Жуковский вышел на работу в журнал «Вестник Европы», а через три года стал его редактором. Он проработал в этой должности несколько лет. В этот период жизни Жуковский набирает свою аудиторию читателей. Его популярность резко растет вверх. Его творчество получила спрос, даже за пределами России. Наступившая война 1812 года на время перекрыла восхождения Жуковского. С началом войны Жуковский принимает вид оппозиционера. Во время войны оп создал несколько произведений, которые вновь возвысили писателя.

В 1815 Жуковский присоединяется к одному литературному обществу, Арзамас. В этот же год Жуковский выход служить арии дворе. Это служба будет длится на протяжение 25 лет. С 1810 по 1820 годы, критики относят от период к возвышающей творчества Жуковского. Именно в это время она стоит на своей самой высокой отметки. А стольное время его творчества, его популярность то растет, то уменьшается.

Всю свою жизнь можно сказать, что он прожил у своих родственников. Сначала у одних, потом у других. Но большую часть жизни он провел в Германии, где нашлись его новые родственники. Когда ему было пятьдесят восемь лет, он женился да дочери человека, с которого писал образ одного из своих героев. Его жену звали Елизавета и ей было всего 20 лет. У них родилось двое детей, которых было решено назвать Павел и Александр.

12 апреля 1852 года писатель умер. Его тело доставили в Россию и похоронили в городе Петербург.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Франц Йозеф Гайдн

    Йозеф Гайдн известен как австрийский композитор 18-го века. Всемирное признание получил благодаря открытию таких музыкальных жанров как симфония и струнный квартет, а также благодаря созданию мелодии

  • Кир Булычев

    Игорь Всеволодович Можейко, таково настоящее имя писателя-фантаста более известного публике под псевдонимом Кир Булычев, родился в Москве в 1934 году, а оставил этот мир спустя 68 лет тоже в российской столице в 2003 году.

  • Фет Афанасий Афанасьевич

    Жил юный поэт в небольшой деревне. Позже обучался заграницей и после приехал в Москву, умело лавируя полученными знаниями.

  • Габдулла Тукай

    Габудалла Тукай это советский, татарский народный писатель. Его считают основателем современного татарского языка. Он внес огромный вклад в развитие татарской литературы. За свою короткую жизнь он смог изменить многих писателе, в том числе и русских.

  • Джордж Гершвин

    Известный клавишник Джордж Гершвин появился на свет 1898 году 26 сентября. Композитор имеет еврейские корни. При рождении композитора звали Яковом Гершовицем.

chitatelskij-dnevnik.ru

Урок литературы в 9 классе на тему «В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

Урок по литературе в 9 классе на тему«В. А. Жуковский. Баллада «Светлана»

Цели:

-образовательные: познакомить учащихся с творчеством Жуковского, рассмотреть народность и поэтичность баллады «Светлана», способствовать постижению своеобразия художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, неудовлетворённость действительностью, элегическая грусть, мечтательность, устремлённость к идеальному;

-развивающие: развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета;

-воспитательные: воспитывать любовь к произведениям русских классиков.

Ход урока.

Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнёт о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

А.С. Пушкин.

1. Организационный момент.

2. Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта.

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию и отчество получил от крестного отца, бедного дворянина А. Г. Жуковского. Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1802 году напечатал элегию «Сельское кладбище», которая принесла ему широкую известность. Современник Жуковского Ф.Ф. Вигель откликнулся на элегию словами: «Как можнотак трогательно, всею душою грустить и потом от всего сердца смеяться?». В качестве ополченца участвовал в Отечественной войне 1812 года, которая повлияла на мировоззрение поэта. В этом же году Жуковский становится знаменит благодаря стихотворению «Певец во стане русских воинов». Жуковский является одним из основателей и активным участником литературного общества «Арзамас». В 1841 году уехал в Германию. Умер 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене.

Личность В.А. Жуковского служила для современников своего рода нравственным эталоном; гуманность и бескорыстие поэта проявилось в выкупе из крепостной неволи украинского поэта Тараса Шевченко, в освобождении собственных крестьян, в учреждении стипендий и пособий для начинающих художников. Жуковский заступался за сосланных на каторгу декабристов, просил о помиловании А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Жуковский осуждал произвол и насилие, считал, что крепостное право несовместимо с элементарными нравственными принципами. Он стремился облегчить участь осужденных декабристов, неоднократно выступал в защиту А.С. Пушкина, содействовал освобождению от крепостной зависимости Т.Г.Шевченко, принимал живое участие в судьбах Е.А.Баратынского, А.В.Кольцова, А.И.Герцена.

Жуковский отдавал предпочтение двум литературным жанрам: баллада и элегия. Элегическая лирика Жуковского сосредоточивается вокруг двух основных тем-погибшей дружбы и разрушенной любви. В основе интимной лирики поэта лежит его чувство к горячо любимой племяннице Маше Протасовой, которой посвящены элегии «Песня», «Воспоминание», «К ней». Основной жанровый признак баллады — сюжетное повествование. Но сюжет баллады существенно отличается от сюжета в произведениях других жанров: напряжённость повествования, его недосказанность, фрагментарность, драматическая насыщенность, условность временных и пространственных координат происходящего, решающее значение подтекста: лирического, философского или социально психологического.

Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями: ярким необычным сюжетом, в основной части содержит диалог, соединяются повествовательное начало и эмоциональность.

Разочарованный балладой «Людмила», опираясь на сюжет бюргеровской «Леноры», Жуковский задумал в 1808 году (закончил в 1812 году), опубликовал в 1813 году самую радостную балладу, которую назвал «Светлана».

3.Физкультурная минутка.

4.Чтение и анализ баллады

-Скажите, пожалуйста, с чем связал автор свою балладу?

(Баллада связана с русскими обычаями, с фольклорной традицией. Поэт изображает нам гадание девушек в крещенский вечерок. Перед нами открывается зимняя Русь со своими обычаями и традициями.)

Какой вам представляется главная героиня – Светлана?

(Это облик милой русской девушки, которая грустна, ведь ее жених где-то далеко. Она немного пуглива, когда гадает. Но она какая-то светлая и чистая.)

Современники называли Жуковского «певцом Светланы». Считается, что это первый в отечественной поэзии художественно убедительный образ русской девушки. Каковы черты русской женщины в образе Светланы? (верность , покорность, поэтичность, кротость)

Какие средства создания образа главной героини использует Жуковский? (имя, сон, бытовые детали).

Но что же происходит в балладе дальше? (Светлана засыпает, и ей снится сон. Милый сердцу везет её венчаться в церковь.)

-Писатели часто прибегают к описанию сна героя как к приёму художественного предварения. Каковы признаки сна Светланы? (не является вещим, занимает большую часть пространства произведения, сон является кульминацией произведения, несчастье страшного сна противопоставлено счастью пробужденья).

— Какие образы олицетворяют зло во сне Светланы? (чёрный гроб, «чёрный вран», метель и вьюга, мертвец в хижине).

-Какой цвет преобладает в балладе? (белый).

— С помощью чего создаётся эффект белизны? (имени героини, искрящегося под луной снега,огонька свечи, зажженной Светланой, света из распахнутых дверей церкви).

Какой пейзаж выбрал автор, чтобы показать нам необычность происходящего! (Пейзаж усугубляет фантастичояность действия. «Тускло светится луна», «сумрак тумана», «пусто все вокруг», «черный вран», «гроб».)

— Пейзажные зарисовки баллады тесно связанны с психологическим состоянием героини. Какие душевные переживания девушки-невесты раскрывают картины природы, изображённые в произведении? (глухую тревогу, напряжённое ожидание опасности, обострённость чувств Светланы).

-Зачем такой страшный сон показывает нам автор? Ведь мы говорили о том, что это самая радостная баллада.(Жуковский формулирует главную идею баллады словами: «Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье…».Что вы можете на это сказать?Может быть, автор хотел нам сказать, что жизнь на земле кратковременна, а настоящее и вечное – в загробном мире.)

-Важную роль играет в балладе диалог. Кому жалуется Светлана на свою горькую участь? (подружкам).

— В кульминационный момент сюжета автор создаёт ситуацию спасения героини волшебным помощником. Кто избавляет Светлану от жениха мертвеца? (белоснежный голубок).

-Какие приёмы народного сказочного повествования использует поэт в балладе? (фольклорный зачин, изображение черт русского национального быта, описание обычаев и обрядов, включение полного текста обработанной гадальной песни, постоянные эпитеты).

— Для чего вводит Жуковский фрагмент песенки «Идёт кузнец из кузницы…»? (намёк на счастливую развязку).

— Какие реалии природного мира представлены в балладе? (поле, дорога, небо, луна).

— Каким размером написана баллада? (чередованием четырёхстопного и трёхстопного хорея).

5. Подведение итогов.

Сегодня мы окунулись в Россию девятнадцатого века. Благодаря произведениям Василия Андреевича Жуковского, мы ощущаем душевное благородство, патриотизм, торжество справедливости и любви. Имя его живет и будет жить долго благодаря произведениям словесной живописи, природе и культуре, красоте и музыке его слова. Не зря А.С. Пушкин сказал пророческие слова: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль».

6.Домашнее задание: выучить наизусть начало баллады.

infourok.ru

«В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра».

Урок по литературе в 9 классе на тему: «В. А. Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады)

Цели:

образовательные: познакомить учащихся с творчеством Жуковского, рассмотреть народность и поэтичность баллады «Светлана», способствовать постижению своеобразия художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, неудовлетворённость действительностью, элегическая грусть, мечтательность, устремлённость к идеальному;

-развивающие: развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета;

-воспитательные: воспитывать любовь к произведениям русских классиков.

Ход урока.

Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнёт о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

А.С. Пушкин.

1. Организационный момент.

2. Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта. (Просмотр презентации)

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию и отчество получил от крестного отца, бедного дворянина А. Г. Жуковского. Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1802 году напечатал элегию «Сельское кладбище», которая принесла ему широкую известность. Современник Жуковского Ф.Ф. Вигель откликнулся на элегию словами: «Как можно так трогательно, всею душою грустить и потом от всего сердца смеяться?». В качестве ополченца участвовал в Отечественной войне 1812 года, которая повлияла на мировоззрение поэта. В этом же году Жуковский становится знаменит благодаря стихотворению «Певец во стане русских воинов». Жуковский является одним из основателей и активным участником литературного общества «Арзамас». В 1841 году уехал в Германию. Умер 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене.

Личность В.А. Жуковского служила для современников своего рода нравственным эталоном; гуманность и бескорыстие поэта проявилось в выкупе из крепостной неволи украинского поэта Тараса Шевченко, в освобождении собственных крестьян, в учреждении стипендий и пособий для начинающих художников. Жуковский заступался за сосланных на каторгу декабристов, просил о помиловании А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Жуковский осуждал произвол и насилие, считал, что крепостное право несовместимо с элементарными нравственными принципами. Он стремился облегчить участь осужденных декабристов, неоднократно выступал в защиту А.С. Пушкина, содействовал освобождению от крепостной зависимости Т.Г.Шевченко, принимал живое участие в судьбах Е.А.Баратынского, А.В.Кольцова, А.И.Герцена.

Жуковский отдавал предпочтение двум литературным жанрам: баллада и элегия. Элегическая лирика Жуковского сосредоточивается вокруг двух основных тем-погибшей дружбы и разрушенной любви. В основе интимной лирики поэта лежит его чувство к горячо любимой племяннице Маше Протасовой, которой посвящены элегии «Песня», «Воспоминание», «К ней». Основной жанровый признак баллады — сюжетное повествование. Но сюжет баллады существенно отличается от сюжета в произведениях других жанров: напряжённость повествования, его недосказанность, фрагментарность, драматическая насыщенность, условность временных и пространственных координат происходящего, решающее значение подтекста: лирического, философского или социально психологического.

Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями: ярким необычным сюжетом, в основной части содержит диалог, соединяются повествовательное начало и эмоциональность.

Разочарованный балладой «Людмила», опираясь на сюжет бюргеровской «Леноры», Жуковский задумал в 1808 году (закончил в 1812 году), опубликовал в 1813 году самую радостную балладу, которую назвал «Светлана».

3.Физкультурная минутка.

4.Чтение и анализ баллады

-Скажите, пожалуйста, с чем связал автор свою балладу?

(Баллада связана с русскими обычаями, с фольклорной традицией. Поэт изображает нам гадание девушек в крещенский вечерок. Перед нами открывается зимняя Русь со своими обычаями и традициями.)

Какой вам представляется главная героиня – Светлана?

(Это облик милой русской девушки, которая грустна, ведь ее жених где-то далеко. Она немного пуглива, когда гадает. Но она какая-то светлая и чистая.)

Современники называли Жуковского «певцом Светланы». Считается, что это первый в отечественной поэзии художественно убедительный образ русской девушки. Каковы черты русской женщины в образе Светланы? (верность , покорность, поэтичность, кротость)

Какие средства создания образа главной героини использует Жуковский? (имя, сон, бытовые детали).

— Но что же происходит в балладе дальше? (Светлана засыпает, и ей снится сон. Милый сердцу везет её венчаться в церковь.)

-Писатели часто прибегают к описанию сна героя как к приёму художественного предварения. Каковы признаки сна Светланы? (не является вещим, занимает большую часть пространства произведения, сон является кульминацией произведения, несчастье страшного сна противопоставлено счастью пробужденья).

— Какие образы олицетворяют зло во сне Светланы? (чёрный гроб, «чёрный вран», метель и вьюга, мертвец в хижине).

-Какой цвет преобладает в балладе? (белый).

— С помощью чего создаётся эффект белизны? (имени героини, искрящегося под луной снега, огонька свечи, зажженной Светланой, света из распахнутых дверей церкви).

Какой пейзаж выбрал автор, чтобы показать нам необычность происходящего! (Пейзаж усугубляет фантастичояность действия. «Тускло светится луна», «сумрак тумана», «пусто все вокруг», «черный вран», «гроб».)

— Пейзажные зарисовки баллады тесно связанны с психологическим состоянием героини. Какие душевные переживания девушки-невесты раскрывают картины природы, изображённые в произведении? (глухую тревогу, напряжённое ожидание опасности, обострённость чувств Светланы).

-Зачем такой страшный сон показывает нам автор? Ведь мы говорили о том, что это самая радостная баллада. (Жуковский формулирует главную идею баллады словами: «Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье…».Что вы можете на это сказать? Может быть, автор хотел нам сказать, что жизнь на земле кратковременна, а настоящее и вечное – в загробном мире.)

-Важную роль играет в балладе диалог. Кому жалуется Светлана на свою горькую участь? (подружкам).

— В кульминационный момент сюжета автор создаёт ситуацию спасения героини волшебным помощником. Кто избавляет Светлану от жениха мертвеца? (белоснежный голубок).

-Какие приёмы народного сказочного повествования использует поэт в балладе? (фольклорный зачин, изображение черт русского национального быта, описание обычаев и обрядов, включение полного текста обработанной гадальной песни, постоянные эпитеты).

— Для чего вводит Жуковский фрагмент песенки «Идёт кузнец из кузницы…»? (намёк на счастливую развязку).

— Какие реалии природного мира представлены в балладе? (поле, дорога, небо, луна).

— Каким размером написана баллада? (чередованием четырёхстопного и трёхстопного хорея).

5. Подведение итогов.

Сегодня мы окунулись в Россию девятнадцатого века. Благодаря произведениям Василия Андреевича Жуковского, мы ощущаем душевное благородство, патриотизм, торжество справедливости и любви. Имя его живет и будет жить долго благодаря произведениям словесной живописи, природе и культуре, красоте и музыке его слова. Не зря А.С. Пушкин сказал пророческие слова: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль».

6.Домашнее задание: выучить наизусть начало баллады.

infourok.ru

Конспект урока литературы в 9 классе Тема:Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского.Иррациональное мышление, фольклорная основа, субъективизм.Анализ элегии В.П.Жуковского «Море».

Конспект урока литературы в 9 классе

Тема:Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского.Иррациональное мышление, фольклорная основа, субъективизм.Анализ элегии В.П.Жуковского «Море».

Цель урока: углубить понятие об индивидуальности стиля, традициях и новаторстве в поэзии, подчеркнуть многогранность романтизма как литературного направления, показать разнообразие проблематики тематически близких лирических произведений. научить учащихся общению с автором через восприятие лирического текста; развивать эмоциональное восприятие прекрасного, творческое мышление; формировать интерес к поэзии; приобщать к отечественному культурному наследию.

Начинать надо со взгляда на текст

и только на текст — и лишь потом,

по мере необходимости для понимания,

расширять свое поле зрения.

М.Л.Гаспаров.

Ход урока

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя с побуждающим диалогом.

Мы продолжаем наше путешествие по реке времени. Нам уже многое известно. Последней нашей остановкой был романтизм и знакомство с выдающимися поэтами и родоначальниками романтизма Василием Андреевичем Жуковским и Константином Николаевичем Батюшковым. Жуковский и Батюшков открыли богатые возможности для выражения внутреннего мира личности.

2. Актуализация знаний. Разминка.

  • Как вы понимаете словосочетание «внутренний мир»? Что вы вкладываете в это понятие? (Внутренний мир человека — это его чувства, мысли, переживания).

  • А каким может быть внутренний мир человека? Попробуйте подобрать эпитеты к словосочетанию «внутренний мир». Почему?

( яркий, черный, грустный, печальный, радостный и.т. д.)

3. Постановка учебной проблемы. Введение в тему (формулировка темы урока)

Да, действительно, мы с вами на уроке будем говорить о лирическом произведении. А точнее будем учиться читать лирическое произведение.

4.Открытие нового знания (поиск решения- актуализация знаний, формулировка правила)

  1. Что такое лирика? (Лирика – это род литературы, в котором субъективное начало является главным.)

Мультимедиа Лирика (от греч. Lyra- лира- музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни) – один из трех родов литературы. Цель — изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях. Предмет лирического произведения — внутренний мир человека; мысли и чувств .Содержание – субъективный внутренний мир поэта и духовная жизнь человечества (М.Мещерякова, Я.В.Темиз «Теория литературы» из справочного пособия «Литература в таблицах и схемах». М., Рольф, 2001. С.18).

  1. Кто такой лирический герой?

МультимедиаЛирический герой — это условный образ человека в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Он содержит в себе обобщение. ( С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. «Литература: справочные материалы». М.,Просвещение,1989г – С. 80-81).

  1. Как вы понимаете слова «субъективный» и «объективный»?

(Объективный — существующий в действительности, субъективный – познающий и действующий, пристрастный)

  1. Почему Жуковский выбрал жанр элегии? ( Жанр элегии позволял Жуковскому выразить свои грустные чувства и переживания)

(Элегия- лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

5.Чтение правила, определения по учебнику (выражение решения).Углубление открытого знания.

Молодцы! А теперь откроем учебники и проработаем теоретический материал.

а) Работа с учебником (с.144). Составление кластера в группах (первая группа — составить кластер «Что такое лирика», вторая – элементы стиха)

б) Презентация кластерных анализов материала учебника.

6. Применение знаний ( развитие коммуникативных, интеллектуальных, оценочных и организационных умений)

а) чтение элегии В.А.Жуковского

б) задание: выразите настроение элегии с помощью красок, но, не иллюстрируя его. (Учащиеся акварелью выражают, каким настроением проникнуто стихотворение).

  • Постоянно ли настроение? Попробуйте передать с помощью красок настроение произведения.

  • Почему так много одного цвета и мало другого? ( настроение спокойное в ясную погоду, тревожное – в непогоду)

Давайте попробуем найти в тексте то, что создает настроение. (Обращаем внимание детей на лексику).

  • Какие элементы стиха позволяют поэту передать спокойное настроение? Анафора(единоначатие): словосочетание «безмолвное море», «лазурное море» повторяется в пятой строке, олицетворение ( изображение неодушевленных предметов как одушевленных)- поэт говорит , что «море живо», «ты дышишь», «смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «ласкаешь облака», «радостно блещешь», поэт обращается к морю, как живому существу : «открой мне глубокую тайну твою». Имитировать безмолвие, движение волн, колыхание морской поверхности помогли элементы стиха: четырехстопный амфибрахий и белый стих (нерифмованные стихи с метрической организацией, т.е. организованные через систему ритмически повторяющихся акцентов).

  • А что позволяет поэту передать тревожное настроение? Шум моря? Прочитайте отрывок — море в бурю . Обратите внимание на фоническую сторону, т.е. на звуковую.

  • Что вы можете сказать о звуковом строе стиха? Какие согласные звуки повторяются? Как называется этот прием? (Аллитерация- повтор согласных звуков) В бурю море бьется, вздымает волны, шум которых замечательно передан поэтом при помощи аллитерации. Создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трехсложные стопы разделены паузами, передающими удары волн.

  • Море прекрасно, но только ли красотой моря восхищается поэт? Что еще его волнует? Он представляет море живым, все чувствующим, мыслящим существом. Это передают обилие метафор и олицетворений. Поэт обращается к морю с вопросами, как человеку. Море- загадка для лирического героя. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии.

  • В каких строках мы видим, что море желает вырваться на волю? «Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое светлое небо к себе?»Только там в вышине, все прекрасно и вечно. Состояние двух бездн –морской и небесной волнует поэта.

7. Подведение итогов.

  • Итак, основная мысль стихотворения в том, что море у Жуковского символ человеческой жизни, символ неволи, тоски .Бездна моря ассоциируется с бездной человеческого Я.Буря прошла, оставив отпечаток. Море еще долго волнуется, вспоминая об этом. Так и память человека, после пережитого несчастья, нескоро забудет о нем.

Человек и природа у Жуковского даны в единстве. «Жизнь души» и есть подлинный предмет элегии Жуковского.

8. Рефлексия

— Чем мы занимались на уроке? Понравился ли урок? Что нового вы узнали?

Оценки за урок выставляют в группах.

9. Домашнее задание

составить кластер : 1группа- Грибоедов — человек

2группа – Грибоедов –деятель

Карточка №1

  • Как вы понимаете словосочетание «внутренний мир»? Что вы вкладываете в это понятие?

  • А каким может быть внутренний мир человека? Попробуйте подобрать эпитеты к словосочетанию «внутренний мир». Почему?

( яркий, черный, грустный, печальный, радостный и.т. д.)

Карточка №2

  • Что такое лирика?

  • Кто такой лирический герой?

  • Как вы понимаете слова «субъективный» и «объективный»?

  • Почему Жуковский выбрал жанр элегии?

Карточка №1

  • Как вы понимаете словосочетание «внутренний мир»? Что вы вкладываете в это понятие?

  • А каким может быть внутренний мир человека? Попробуйте подобрать эпитеты к словосочетанию «внутренний мир». Почему?

( яркий, черный, грустный, печальный, радостный и.т. д.)

Карточка №2

  • Что такое лирика?

  • Кто такой лирический герой?

  • Как вы понимаете слова «субъективный» и «объективный»?

  • Почему Жуковский выбрал жанр элегии?

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *