Кимы по литературе 9 класс – — . . 9 . — .. |
ГДЗ по литературе для 9 класса контрольно-измерительные материалы Ершова Е.С.
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
Музыка- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
resheba.me
КИМы по литературе (9 класс) для вечерних (сменных) школ
Контрольно-измерительные материалы по литературе (9 класс) для вечерних школ (подходит для изучения курса по всем программам)ТЕСТ №1
«Литература ХVIII века»
Цель – проверка знаний по теме «Литература ХVIII века»
Форма проведения — тест
1. Основным направлением литературы ХVIII века являлся…
1) сентиментализм;
2) классицизм;
3) реализм.
2. Термин «классицизм» означает…
1) античный;
2) общепринятый;
3) образцовый.
3. «Теория трех штилей» принадлежит…
1) М. В. Ломоносову;
2) Г. Р. Державину;
3) А. П. Сумарокову.
4. О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который, скрыв своё крестьянское происхождение, в 1730 году поступил в славяно-греко-латинскую академию». Укажите фамилию.
1) Державин 2) Фонвизин 3) Радищев 4) Ломоносов
5. Кого прославлял Державин в оде «Фелица»?
1) Екатерину I 2) Елисавету Петровну 3) Екатерину II 4)Анну Иоанновну
6. Укажите фамилию русского комедиографа, чья пьеса явилась просветительской сатирой на нравы русского дворянства второй половины 18 века:
1) Княжнин 2) Грибоедов 3) Карамзин 4) Фонвизин
7. Кого прославлял Ломоносов в оде 1747 года?
1) Екатерину I 2) Елисавету Петровну 3) Екатерину II 4) Анну Иоанновну
8. Какое произведение не принадлежит Г. Р. Державину?
1) «Властителям и судиям» 2) «Бог» 3) «Утреннее размышление о божьем величии» 4) «Фелица»
9. Укажите литературное направление 18 века, к которому принадлежит повесть Карамзина «Бедная Лиза».
1) классицизм 2) сентиментализм 3) романтизм 4) реализм
10. Какое произведение не принадлежит М. В. Ломоносову?
1) «Памятник» 2) «О движении Земли» 3) «Разговор с Анакреоном» 4) «Вечернее размышление»
11. Классический принцип «трех единств» не включал
1. единства действия
2. единства героев
3. единства места
12.Какое литературное направление обозначает эмоциональность
1. реализм
2. сентиментализм
3. классицизм
13. В комедии какого автора присутствуют «говорящие» фамилии?
1. Д.И.Фонвизин
2. М.В.Ломоносов
3. Г.Р.Державин
14. Кому из героев русской литературы 18 века принадлежат слова
«И крестьянки любить умеют»?
А. Софья
Б. Татьяна
В. Лиза
15. Трагедия, ода, эпопея – жанры
1. высокого «штиля»
2. низкого «штиля»
3. «среднего штиля»
16. Определи жанр произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль».
1. Трагедия. 2. Драма. 3. Комедия.
Ключи
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
2
3
1
4
3
4
2
3
2
1
2
2
1
3
1
3
Критерии оценивания:
«5» -15- 16 баллов
«4» — 11-14 баллов
«3» — 8-10 баллов
«2» — 7 и меньше баллов
Зачёт № 1 «Литература первой половины 19 века»
Цель – проверка знаний по теме «Литература первой половины 19 века»
Форма проведения – тест
1. Образцы каких литературных жанров созданы Пушкиным. Соотнесите названия стихотворений А. С. Пушкина и поэтические жанры.
А. «На холмах Грузии». 1. Элегия.
Б. «Вольность». 2. Послание.
В. «И. И. Пущину». 3. Эпиграмма.
Г. «Песнь о вещем Олеге». 4. Ода.
Д. «На Воронцова». 5. Песнь.
2. Где происходит действие пьесы «Горе от ума»?
А) в городе Н, Б) в доме Чацкого, В) в доме Фамусова
3. Как называется критическая статья к комедии «Горе от ума»?
А) «Мильон терзаний», Б) «Что такое «обломовщина»?», В) «Луч света в темном царстве»
4. Что лежит в основе сюжета комедии «Горе от ума»?
А) любовная интрига, Б) конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», В) дуэль между Чацким и Фамусовым
5. Определите жанровую принадлежность произведения «Евгений Онегин»:
А) комедия, Б) поэма В) роман в стихах
6. Назовите стихотворение, в котором Бог повелевает своему посланнику “глаголом жечь сердца людей”
А) “Пророк”, Б) “Узник”, В) “Памятник”
7. Какое произведение сделало имя М.Ю.Лермонтова знаменитым?
А) «Парус», Б) «Герой нашего времени», В) «Смерть поэта»
8. Какой наказ дал отец Чичикову (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)?
А) «береги копейку», Б) «верно служи Отчизне»,
В) «береги честь смолоду»
9. Кто из героинь романа “Евгений Онегин”
Дика, печальна, молчалива,…
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой …
А) Татьяна, Б) няня Татьяны, В) Ольга
10. Кто из женщин, по словам Печорина, заставил биться его сердце(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)?
А) Мери, Б) Вера, В) княгиня Лиговская.
11. У кого на могиле была надпись: « Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
А) у Лермонтова; Б) у Гоголя; В) у Пушкина; Г) у Грибоедова.
12. Кто из героев был «не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, но и не слишком тонок» (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)?
А) Манилов; Б) Чичиков; В) губернатор.
13. Кому посвящено стихотворение «Во глубине сибирских руд…»?
А) декабристам, Б) императору Александру, В) Наталье Гончаровой.
14. Кому в романе «Герой нашего времени» принадлежат слова: «У меня врождённая страсть противуречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противуречий сердцу или рассудку»?
А) Печорину, Б) Грушницкому, В) Вернеру
15. У кого из героев в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» была беседка с надписью «Храм уединенного размышления»?
А) у губернатора; Б) у Ноздрева; В) у Собакевича; Г) у Манилова.
16. Чем заканчивается «Горе от ума»?
А) свадьбой героев, Б) отъездом героя, В) смертью героя.
Ключи
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
(А — 1 Б — 4 В — 2 Г — 5
Д — 3
б
а
б
в
а
в
а
а
б
г
б
а
а
г
б
Критерии оценивания:
«5» -15- 16 баллов
«4» — 11-14 баллов
«3» — 8-10 баллов
«2» — 7 и меньше баллов
Зачёт № 2 за курс 9 класса
Цель – проверка знаний по теме «Литература 19-20-х веков»
Форма проведения — тест
1. О каком русском писателе А. М. Горький сказал: «Никто не понимал так тонко и ясно… трагизм мелочей жизни… Его врагом была пошлость… Пошлость всегда находила в нем жестокого и строгого судью»?
А) О И. С. Тургеневе; Б) О И. А. Гончарове; В) О А. П. Чехове; Г) О Л. Н. Толстом.
2.Что стало итогом «футлярной» жизни в Рассказе Чехова «Человек в футляре»?:
А) смерть Беликова
Б) доносительство и шпионство
В) всеобщий добровольный рабский страх
Г) газетные статьи с запретами и их обоснованием
3. Беликов из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» был учителем
А) Греческого языка
Б) Латинского языка
В) Математики
Г) Русского языка и литературы
4. Причина несостоявшейся любви и счастья героев в повести И.С.Тургенева «Ася»: А) душевная слабость, малодушие героя, Б) скверный характер героини, В) ревность Гагина.
5. Л.Н.Толстой написал автобиографическую трилогию:
А )«Детство. Юность. Мои университеты».
Б) «Детство. Отрочество. Юность».
6. Период начала 20 века в искусстве называют: а) «золотой век», Б) «серебряный век», В) «бронзовая эпоха».
7. С. Есенин творчески близок: А) футуристам, Б) символистам, в) поэтам русской деревни.
8. Ахматова – А) настоящая фамилия поэта, Б) литературный псевдоним, В) фамилия по мужу.
9.Какую тему раскрывает С.Есенин в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная»?
А) тему любви ко всему живому в мире;
Б) тему Родины;
В) тему природы;
Г) тему материнства.
10.В чём видит А.Ахматова предназначение поэта?
А) сохранить трагическую национальную память;
Б) быть «голосом» совести своего народа, его веры, его правды;
В) петь о любви;
Г) Быть «глашатаем», «главарём» своего времени.
11.Кому из поэтов «серебряного века» посвящает стихи М.Цветаева?
А) А.С.Пушкину;
Б) А.А.Блоку;
В) Н.С.Гумилёву;
Г) М.Ю.Лермонтову.
12.Каково первоначальное название рассказа «Матрёнин двор»?
А) «Жизнь не по лжи»;
Б) «Не стоит село без праведника»;
В) «Быть добру!»
Г) «Смерть Матрёны».
13. К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ?
А) деревенская проза;
Б) городская проза;
В) военная проза;
Г) интеллектуальная проза.
14. Определите композицию произведения «Судьба человека»:
А) Быль
Б) Рассказ в рассказе
В) Повесть
Г) Драма
15. Избрав такое название своего рассказа, Шолохов повествует:
А) о судьбе Андрея Соколова;
Б) о судьбе одного из многих русских солдат;
В) о судьбе всего человечества в целом.
16. К какому литературному жанру относится произведение А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»?
А) ода
Б) гражданская лирика
В) драма
Г) эпическая поэма
Ключи
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
В
В
А
А
Б
Б
В
Б
Б
Б
Б
Б
А
Б
Б
Г
Критерии оценивания:
«5» -15- 16 баллов
«4» — 11-14 баллов
«3» — 8-10 баллов
«2» — 7 и меньше баллов
infourok.ru
ГДЗ по литературе 9 класс контрольно-измерительные материалы Ершова Е.С.
автор: Ершова Е.С..
ГДЗ по литературе 9 класс контрольно-измерительные материалы, авторы: , Ершова Е.С., ВАКО 2019 год.
Тест 1. Варианты
- 1
- 2
Тест 2. Варианты
- 1
- 2
Тест 3. Варианты
- 1
- 2
Тест 4. Варианты
- 1
- 2
Тест 5. Варианты
- 1
- 2
Тест 6. Варианты
- 1
- 2
Тест 7. Варианты
- 1
- 2
Тест 8. Варианты
- 1
- 2
Тест 9. Варианты
- 1
- 2
Тест 10. Варианты
- 1
- 2
Тест 11. Варианты
- 1
- 2
Тест 12. Варианты
- 1
- 2
Тест 13. Варианты
- 1
- 2
Тест 14. Варианты
gdz.fm
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по литературе (9 класс) на тему: КИМ по литературе. 9 класс
Тесты по литературе
9 класс.
Устное народное творчество
- Установить соответствие
Текст Жанр
- Родимая сторона –мать, а чужая – мачеха. А. Былина
- Белое поле, черное семя, кто его сеет — тот разумеет. Б. Пословица
- «За тридевять земель, в тридесятом царстве жил-был
царь с царицею…» В. Загадка
- А подъехал как ко силушке великоей, Г. Предание
Он как стал-то эту силушку великую, Д. Сказка
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А й побил он эту силу всю великую. Е. Поговорка
- Дополнить
Прозаическое произведение устного народного творчества с установкой на вымысел
называется ________________________
- Установить соответствие
Признаки жанра Название жанра
- Выражают суждение в одном предложении А. Предание
- Ретроспективное изображение событий
без участия сверхъестественных персонажей. Б. Пословица
- Образное выражение для эмоциональных оценок. В. Бывальщина
- Эпические повествования с установкой на вымысел. Г. Сказка
- Метафорическое изображение предметов и Д. Поговорки
явлений. Е. Легенды
Ж. Загадки
Древнерусская литература
I. Дополнить
1.«Слово о полку Игореве» — памятник ____ века, герои которого: ____________________________________________________________________________
Авторские мысли выражает Киевский князь _____________________________________
Идею произведения можно выразить так:______________________________________
II. Установите правильную последовательность:
_______ 1. Обращение князя Игоря к дружине
_______2. Полемика с Бояном
______ 3. Авторское отступление об Олеге Гориславиче
______ 4.Победа русских над половцами
______ 5. Плач Ярославны
______ 6. «Золотое слово» Святослава
______ 7. Поражение русских в бою с половцами
_____ 8. Побег Игоря из плена
III. Установите соответствие
Цитата из «Слова…» Персонаж
- «Братья и дружина! Лучше убитым А.Игорь Святославович
быть, чем полоненным быть!» Б. Всеволод
- «Борьба князей с поганым безуспешна,
ибо сказал брат брату: « Это мое, и то мое же!» В. Святослав, князь Киевский
- «О сыны мои, Игорь и Всеволод
Рано вы стали Половецкую землю мечами терзать, Г. Автор
а себе славы добиваться…»
- «Коли сокол ко гнезду летит, Д. Ярославна
соколенка мы опутаем красною девицею».
- «Светлое и пресветлое Солнце!
Для всех тепло и красно ты! Е. Гзак
Зачем, господине, простер
горячие свои лучи на воинов милого…» Ж. Кончак
- Дополнить
«Слово о полку Игореве» оказало огромное влияние на культуру нового времени. В XIX веке «Слово…» переводил учитель А.С. Пушкина ______________.В XX веке лучшим считается поэтическое переложение ______________.
Русский композитор ________________ написал оперу «Князь Игорь»; «Словом…» были воодушевлены художники ______________________________________.
- Установить соответствие
Произведения Герои
- «Слово о полку Игореве» А.Кожемяка
- «Повесть временных лет» Б. Евпатий Коловрат
- «Повесть о разорении Рязани Батыем» В.Всеволод Святославович
Г. Василий Теребовльский
Литература XVIII века
- Выбрать правильный ответ
1. Ведущей темой оды Ломоносова «На день восшествия на престол…1747г.» является
а) тема поэта;
б)тема России;
в) тема войны
2. Поэзию Державина называют личностной, потому что в центре ее стоит
а) человек долга;
б) живая человеческая личность;
в) абстрактный человек.
II. Установить соответствие.
Писатели Произведения
- Фонвизин А. Разговор с Анакреоном
- Карамзин Б. Фелица
- Радищев В. Недоросль
- Державин Г. Бедная Лиза
- Ломоносов Д. Путешествие из Петербурга в Москву
- Дополнить
1. Ведущий поэтический жанр классицизма _______________________
2. Книга А.Н. Радищева увидела свет в ___________году
3. Основоположником сентиментализма в России стал _________________
4. Воплощением сентименталистского мироощущения стала его книга ___________________________
5. Философской основой классицизма стал__________________________
IV. Выбрать правильный ответ
- Поэзию Державина называют личностной, потому что в центре ее стоит
а) человек долга;
б) живая человеческая личность;
в) абстрактный человек.
2. В комедии «Недоросль» поднимаются проблемы
а) нравственные
б) философские
в) психологические
V.Установить соответствие
Герои Произведения
- Эраст А. Ода на день восшествия…
- Митрофан Б. Бедная Лиза
- Петр I В. Путешествие из Петербурга в Москву
- Екатерина II Г. Недоросль
- Крестьянкин Д. Снегирь
- Суворов Е. Фелица
nsportal.ru
Контрольно-измерительные материалы по литературе. 9 класс
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа №2 по разделу «Из литературы XVIII века». Тест
Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный
А1. О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который, скрыв своё крестьянское происхождение, в 1730 году поступил в славяно-греко-латинскую академию». Укажите фамилию.
1) Державин 2) Фонвизин 3) Радищев 4) Ломоносов
А2. Укажите фамилию русского поэта-энциклопедиста 18 века, для которого поэтическое творчество было важным средством просветительской пропаганды передовых научных и общественно-патриотических идей:
1) Радищев 2) Ломоносов 3) Державин 4) Фонвизин
А3. Укажите название литературного направления, возникшего в России во 2 четверти 18 века, к которому относят творчество Ломоносова, Державина, Фонвизина.
1) классицизм 2) сентиментализм 3) романтизм 4) реализм
А4. Кого прославлял Державин в оде «Фелица»?
1) Екатерину I 2) Елисавету Петровну 3) Екатерину II Анну Иоанновну
А5. Укажите штиль произведения «Недоросль»
1)высокий 2) средний 3) низкий
Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите самостоятельно
В1. Какое направление пришло на смену классицизму?___________________________
В2. Укажите первые произведения этого литературного направления ___________________________________________________________________________
В3. Кто это? «Не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки».______________________________________________________________
В4. Укажите средство выразительности: «приятные места», «мрачные башни» __________________________________________________________________________
В5. Что утверждает Карамзин в своей повести? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 3.
С1. «Что в имени тебе моём…» Имя Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа №5 по разделу «Литература первой половины XIX века». Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова
1) Укажите годы жизни М.Ю. Лермонтова
А) 1799-1837 В) 1795-1829
Б) 1809-1852 Г) 1814-1841
2) Какой факт не относится к биографии Лермонтова?
А) Детство Лермонтова прошло в имении бабушки Тарханы
Б) Обучался в Москве в Благородном пансионе
В) Служил в лейб-гвардии Гусарского полка
Г) Погиб в Тегеране при исполнении служебных обязанностей
3) Первую ссылку Лермонтова на Кавказ вызвало стихотворение
А) «Дума» В) «Смерть поэта»
Б) «Кинжал» Г) «Узник»
4) Укажите средство выразительности из отрывка стихотворения «Пленный рыцарь»
В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит
А) эпитет В) метафора
Б) сравнение Г) олицетворение
5) Расположите повести из романа «Герой нашего времени» в хронологическом порядке
«Тамань, «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист», « Максим Максимыч»
6) Расположите повести из романа «Герой нашего времени» так, как их расположил автор
«Тамань, «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист», « Максим Максимыч»
7) В « дневник Печорина» не входят главы:
А) «Княжна Мери»», «Фаталист»
Б) «Бэла», « Максим Максимыч»
В) «Тамань», « Фаталист»
Г) «Тамань», «Княжна Мери»
8) Какому персонажу романа «Герой нашего времени» принадлежит этот портрет?
«Он казался лет пятидесяти: смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду»?
а) Максиму Максимовичу в) Азамату
б) Казбичу г) Вуличу
9) Какому персонажу романа «Герой нашего времени» принадлежит этот портрет?
«Его цель- сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданием, что он сам почти в этом уверился»
А) Печорину В) Грушницкому
Б) Вернеру Г) Вуличу
Какая глава открывает «дневник Печорина»?
А) «Бэла» В) «Княжна Мери»
Б) «Фаталист» Г) «Тамань»
11) Историю Бэлы рассказывает
А) Максим Максимыч В) Печорин
Б) публикатор дневника Печорина Г) сама Бэла
12) Укажите, в какой из частей романа присутствует сцена дуэли
А) «Тамань» В) «»Максим Максимыч»
Б) «Фаталист» Г) «Княжна Мери»
13) Печорина звали
а) Максим Максимыч в) Александр Григорьевич
б) Григорий Александрович г) Евгений Александрович
14) Жанр романа «Герой нашего времени» определяется как
а) социально-психологический роман в) авантюрный
б) исторический г) роман странствий
15) Укажите проблему, которой нет в романе Герой нашего времени»
а) проблема положительного героя
б) проблема любви и дружбы
в) проблема современного поколения
г) проблема отцов и детей
16) Двойник Печорина в романе, духовно и интеллектуально близкий ему, эгоист и скептик:
А) Грушницкий В) Вера.
Б) Вернер Г) Максим Максимыч
17) В предложении: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие» – Печорин говорит
А) о контрабандистах В) о «водяном» обществе
Б) о чеченцах Г) об офицерах-игроках в казачьей станице
18) Как умирает Печорин?
А) Кончает жизнь самоубийством В) Погибает на дуэли
Б) Возвращаясь из Персии Г) Погибает от руки пьяного казака
19) Кому принадлежат эти слова из романа «Герой нашего времени»?
«Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий…»
______________________________
20) Кому принадлежат эти слова из романа «Герой нашего времени»?
«У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».
_______________________________
2 вариант
1) Где родился М.Ю. Лермонтов
А) в Москве в) в Пензе
Б) в Тарханах г) в Петербурге
2) Какой факт не относится к биографии Лермонтова
А) Мать Лермонтова умерла, когда ему и не было 3 лет
Б) Рос болезненным ребенком
В) Носил звание камер-юнкера при дворе
Г) Погиб на дуэли
3) После прочтения какого произведения Лермонтова В.Г.Белинский написал: «На Руси появилось новое могучее дарование- Лермонтов»
А) «Княгиня Лиговская» в) «Три пальмы»
Б) «Мцыри» г) «Демон»
4) Укажите средство выразительности из отрывка стихотворение «Пророк»
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
А) эпитет Б) сравнение в) метафора г) олицетворение
5) Расположите повести из романа «Герой нашего времени» в том порядке, как расположил автор.
«Тамань, «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист», « Максим Максимыч»
6) В « дневник Печорина» входят главы»
А) «Максим Максимыч», «Фаталист», «Бэла»
Б) «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери»
В) «Тамань», «Бэла», « Максим Максимыч»
Г) «Тамань», Княжна Мери», «Фаталист»
7) Какому персонажу романа «Герой нашего времени» принадлежит этот портрет:
«Его цель- сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира , обреченное каким-то тайным страданием, что он сам почти в этом уверился»
А) о Печорине в) о Грушницком
Б) о Вернере г) о Вуличе
8) Какая из частей романа является центральной и придает произведению характер психологического романа?
А) «Бэла» Б) «Фаталист» в) «Княжна Мери» г) «Тамань»
9) Историю с контрабандистами рассказывает
А) Максим Максимыч в) Печорин
Б) публикатор дневника Печорина г) сама Бэла
10) Укажите, в какой из частей романа присутствует сцена отъезда
Печорина в Персию
А) «Тамань» в) «»Максим Максимыч»
Б) «Фаталист» г) «Княжна Мери»
11) Печорина звали:
а) Максим Максимыч в) Александр Григорьевич
б) Григорий Александрович г) Евгений Александрович
12) Жанр романа «Герой нашего времени» определяется как
а) социально-психологический роман в) авантюрный
б) исторический г) роман странствий
13) Укажите проблему, которой нет в романе Герой нашего времени»
а) проблема положительного героя
б) проблема любви и дружбы
в) проблема современного поколения
г) проблема отцов и детей
14) Двойник Печорина в романе, духовно и интеллектуально близкий ему, эгоист и скептик:
А) Грушницкий В) Вера.
Б) Вернер г) Максим Максимыч
15) В предложении: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие» – Печорин говорит о..
А) о контрабандистах в) о «водяном» обществе
Б) о чеченцах г) об офицерах –игроках в казачьей станице
16) Как умирает Печорин?
А) Кончает жизнь самоубийством в) Погибает на дуэли
Б) Возвращаясь из Персии г) погибает от руки пьяного казака
В 1 Кому принадлежат эти слова из романа «Герой нашего времени»:
а) «Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий…»
б) «Уж я всегда говорил, что нету проку в том, кто старых друзей забывает!»
в) «Моя солдатская шинель — как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня».
г) «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».
С 1 Напишите сочинение-рассуждение
Российский литературовед 20 века Г. М. Фридлендер пишет: «Печорин одновременно актер и режиссер своей жизненной драмы; попадая в новые обстоятельства, он каждый раз ставит новую пьесу, в которой сам же играет главную роль. Каждая новелла является очередной такой «пьесой», подавленной и разыгранной самим героем».
11) Тема «маленького человека» раскрывается в романе «Герой нашего времени» в образе
а) Вулича в) Максима Максимыча
б) Грушницкого г) Доктора Вернера
12) Укажите проблему, которой нет в романе Герой нашего времени»
а) проблема положительного героя в) проблема современного поколения
б) проблема любви и дружбы г) проблема отцов и детей
13) Жанр романа «Герой нашего времени» определяется как
а) социально-психологический роман в) авантюрный
б) исторический г) роман странствий
14) Персонаж повести «Княжна Мери», которому Печорин сказал о себе: «Я сделался нравственным калекой; одна половина души моей не существовала , тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого» ,-это:
А) Вера Б) Вернер В) княжна Мери г) Грушницкий
15) «За что они все меня ненавидят? — думал я. — За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательство?» –Печорин говорит о..
а) о контрабандистах в) о «водяном» обществе
Б) о чеченцах г) об офицерах –игроках в казачьей станице
16) Как умирает Печорин?
А) Кончает жизнь самоубийством в) Погибает на дуэли
Б) Возвращаясь из Персии г) погибает от руки пьяного казака
В 1 Кто так характеризуется в романе «Герой нашего времени»?
а) «Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать 25 лет, хотя ему едва ли 21 год».
б) «Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу: он мне не раз говорил, что скорее сделает одолжение врагу, чем другу…»
в) «Говорили про него, что он любит таскаться на Кубань с абреками, и, правду сказать, рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий…»
г) «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность…»
С 1 Напишите сочинение-рассуждение
Русский критик 19 века В.Г. Белинский писал о Печорине :»… Что такое Онегин? … Он является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которому всё пригляделось, всё приелось……Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несёт своё страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях…»
Контрольная работа №8 Итоговый тест
«Слово о полку Игореве»-
А) фольклорное произведение, Б) название летописи, В) литературное произведение особого жанра.
2. Чувственное восприятие мира соответствует:
А) классицизму, Б) сентиментализму, В) романтизму.
3.Комедия относится:А) к лирике, Б) драме, В) эпосу.
4. «Недоросль» —
А) комедия, Б) драма, В) трагедия.
5. Образ положительного идеала в «Недоросле»: А) Митрофанушка, Б) Простакова,
В) Стародум.
6. Повесть Карамзина называется:
А) «Бедная Лиза», Б) «Бедная Маша», В) Несчастная Лиза».
7. Державина и Пушкина сближают произведения:
А) «Памятник», Б) Воспоминания в Царском Селе», «Зимнее утро».
8.Литературная сказка – это жанр:
А) реализма, Б) романтизма, В) сентиментализма.
9. «Светлана» — баллада –
А) Пушкина, Б) Жуковского, В) Лермонтова.
10. О каком литературном направлении В.Г.Белинский сказал: «…мир порываний к бесконечному, мир таинственных видений и созерцаний, мир небесных идеалов,- А) о романтизме, Б) о классицизме, В) о сентиментализме.
11. Кто не был лицейским другом А.С.Пушкина – а) Дельвиг, Б) Малиновский, В) И.С.Тургенев.
12.Какое произведение А.С.Пушкина не относится к южным романтическим поэмам: А) «Медный всадник», Б) «Цыганы», В) Братья – разбойники»?
13.Товарищ! Верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья…- эта фраза из:
А) «Медного всадника», Б) стихотворения «К Чаадаеву», В) стихотворения «Памятник».
14. Не относится к «Повестям Белкина»: А) «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Дубровский».
15. Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела…- здесь: А) аллегория, Б) сравнение , В) антитеза.
16. Тема «Станционного смотрителя»: А) трагедия « маленького человека», Б) любовь истинная и ложная, В) отношения между родителями и детьми.
17. Образы Е.Онегина и А.Ленског в произведении «Евгений Онегин» даны как: А) антитеза, Б) сопоставление, В) взаимодействие одного характера.
18. В «Капитанской дочке» автором наиболее идеализирован образ: А) Пугачева, Б) Маши Мироновой, В) Василисы Егоровны.
19. «Песня про купца Калашникова» — произведение: А) лироэпическое, Б) эпическое, В) лирическое.
20. «Не сияет на небе солнце…»- продолжите постоянным эпитетом: А) славное, Б) ясное, В) красное.
21. Причина несостоявшейся любви и счастья героев в повести И.С.Тургенева «Ася»: А) душевная слабость, малодушие героя, Б) скверный характер героини, В) ревность Гагина.
22. Авторская позиция в повести «Ася» выражена: А) прямо, в непосредственном авторском повествовании, Б) в авторском послесловии, В) скрыто.
23. «Служили они в какой-то регистратуре; там родились, воспитались, состарились, следовательно, ничего не понимали»- это: А) гипербола, Б) абсурд, В) метафора.
24. Предыдущие слова взяты из произведения: А) Салтыкова-Щедрина, Б) Гоголя, В) Достоевского.
25. А.П.Чехов – писатель: А)19 века, Б) 20 века, В) конца 19-начала 20 века.
26. Период начала 20 века в искусстве называют: а) «золотой век», Б) «серебряный век», В) «бронзовая эпоха».
27. С. Есенин творчески близок: А) футуристам, Б) символистам, в) поэтам русской деревни.
28.Ахматова – А) настоящая фамилия поэта, Б) литературный псевдоним, В) фамилия по мужу.
29.Марина Цветаева писала: А) только стихи, Б) стихи и прозу, В) была творчески разносторонним мастером.
30. «А зори здесь тихие…»- это повесть: А) В.Распутина, Б) Б.Васильева, В) В.Астафьева.
infourok.ru
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по литературе (9 класс) по теме: КИМы по литературе 9 класс
Варианты выполнения ДКР по литеатуре в 2016-2017 уч. году.
Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта), направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.
Часть 2 экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем (на создание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут). В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений (их количество может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого). Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов (если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной). Сочинение оценивается максимально 12 баллами.
Шкала перевода баллов в оценки:
«2» – от 0 до 3
«3» – от 3 до 6
«4» – от 7 до 9
«5» – от 10 до 15
Вариант 1
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1—1.3.
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришёл, благодарю.
Всё лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать;
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Её пред небом и землёй
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю.
4
Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас —
Зачем?., угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов — «отец» и «мать»,
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имён.
Напрасно: звук их был рождён
Со мной. И видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Тогда, пустых не тратя слёз,
В душе я клятву произнёс:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Увы, теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я, как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
5
Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод… Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Или не знал, или забыл,
Как ненавидел и любил;
Как сердце билося живей
При виде солнца и полей
С высокой башни угловой,
Где воздух свеж и где порой
В глубокой скважине стены,
Дитя неведомой страны,
Прижавшись, голубь молодой
Сидит, испуганный грозой?
Пускай теперь прекрасный свет
Тебе постыл: ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, — я также мог бы жить!
6
Ты хочешь знать, что видел я
На воле? — Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды тёмных скал,
Когда поток их разделял,
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простёрты в воздухе давно
Объятья каменные их
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года —
Им не сойтися никогда!
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег —
Как будто белый караван
Залётных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней…
M.Ю. Лермонтов «Мцыри»
Для выполнения задания 1.1—1.2 запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем 3—5 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.
1.1 Какие черты романтического героя присущи Мцыри?
1.2 Какова роль образа молодого голубя в 5-й строфе?
Для выполнения задания 1.3 запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый связный ответ (примерный объем — 5—8 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на художественный текст и обращаясь (по памяти) к другим произведениям.
1.3 Сравните приведённый фрагмент со стихотворением А.С. Пушкина «Узник». Чем различается настроение произведений?
Сижу за решёткой в темнице сырой,
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном,
Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»
Часть 2.
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (2.1—2.4). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).
2.1. Был ли предопределён трагический финал судьбы Мцыри? Обоснуйте свою точку зрения.
2.2 Какие особенности лирики В.А. Жуковского дали основание исследователю А. Веселовскому назвать его поэзию «пейзажем души»?
2.3 Есть ли тема любви в повести Н.В. Гоголя «Шинель»? Обоснуйте свою точку зрения.
2.4 Почему из различных вариантов названий — «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…» — Толстой остановился на названии «После бала»?
Вариант 2
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1—1.3.
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко: печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
А.С. Пушкин. 1829 г.
Для выполнения задания 1.1—1.2 запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем 3—5 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.
1.1 Назовите тему стихотворения. Какие чувства в нём выражены?
1.2 Найдите в тексте приём звукописи. С какой целью он использован?
Для выполнения задания 1.3 запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый связный ответ (примерный объем — 5—8 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на художественный текст и обращаясь (по памяти) к другим произведениям.
1.3 Сравните приведённое стихотворение со стихотворением А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом…». Чем похоже воплощение темы любви?
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Часть 2.
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (2.1—2.4). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).
2.1 Как соотносятся строки стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал
— с содержанием и проблематикой романа «Капитанская дочка»?
2.2 Имя «Митрофан» в переводе с греческого означает «подобный матери». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, (по комедии ДМ. Фонвизина «Недоросль»)
2.3 Почему Н.В. Гоголь называет городничего, так легко одураченного Хлестаковым, «неглупым человеком»? (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
2.4 Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» написан в 1903 году. Беседа героев происходит в 70-80-е годы XIX века. Как вы полагаете, почему Толстой обращается к отдалённым событиям российской истории
Вариант 3
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1—1.3.
Поэт
Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надёжный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провёл он страшный след
И не одну порвал кольчугу.
Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.
Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.
Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишён героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!
Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарёй,
Никто с усердьем не читает…
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Своё утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол, на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…
Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?
М.Ю. Лермонтов. 1838 г.
Для выполнения задания 1.1—1.2 запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем 3—5 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.
1.1
Как меняется настроение стихотворения на протяжении текста?
1.2
В основе построения стихотворения два образа, соотносящиеся между собой, — кинжал и поэт (поэзия). Назовите этот композиционный приём. Какова его роль в стихотворении?
Для выполнения задания 1.3 запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый связный ответ (примерный объем — 5—8 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на художественный текст и обращаясь (по памяти) к другим произведениям.
1.3
Чем похоже воплощение темы поэты и поэзии в стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» и в стихотворении А.С. Пушкина «Поэт»?
Поэт
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон.
В заботах суетного света
Он малодушно погружён;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…
Часть 2.
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (2.1—2.4). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).
2.1 Что дало основание В.Г. Белинскому назвать М.Ю. Лермонтова поэтом «совсем другой эпохи» по сравнению с А.С. Пушкиным?
2.2 Почему именно чиновников Н.В. Гоголь избирает главными героями своей пьесы «Ревизор»?
2.3 Почему роман, ведущее место в котором занимают Гринёв и Пугачёв, называется «Капитанская дочка»?
2.4 Можно ли считать гибель Нефёда в рассказе И.А. Бунина «Лапти» бессмысленной жертвой? Обоснуйте свою позицию.
Вариант 4
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1—1.3.
Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря, было зелёною, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною чёрною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши! Наши путешественники только несколько минут останавливались для обеда, причём ехавший с ними отряд из десяти Козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щёк. Вся музыка, наполнявшая день, утихала и сменялась другою. Пёстрые овражки выползывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котёл, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звёзды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, краканье; всё это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем ночном воздухе и доходило до слуха гармоническим. Если же кто-нибудь из низи подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу.
Путешественники ехали без всяких приключений. Нигде не попадались им деревья, всё та же бесконечная, вольная, прекрасная степь. По временам только в стороне синели верхушки отдалённого леса, тянувшегося по берегам Днепра. Один только раз Тарас указал сыновьям на маленькую, черневшую в дальней траве точку, сказавши: «Смотрите, детки, вон скачет татарин!» Маленькая головка с усами уставила издали прямо на них узенькие глаза свои, понюхала воздух, как гончая собака, и, как серна, пропала, увидевши, что Козаков было тринадцать человек. «А ну, дети, попробуйте догнать татарина!., и не пробуйте — вовеки не поймаете: у него конь быстрее моего Чёрта». Однако ж Бульба взял предосторожность, опасаясь где-нибудь скрывшейся засады. Они прискакали к небольшой речке, называвшейся Татаркою, впадающей в Днепр, кинулись в воду с конями своими и долго плыли по ней, чтобы скрыть след свой, и тогда уже, выбравшись на берег, они продолжали далее путь.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
Для выполнения задания 1.1—1.2 запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем 3—5 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.
1.1 Почему описание природы сопутствует описанию казаков, а при описании поляков не используется?
1.2 При описании степи и при описании матери Остапа и Андрия возникает образ чайки. Что символизирует этот образ и почему возникает в обоих описаниях?
Для выполнения задания 1.3 запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый связный ответ (примерный объем — 5—8 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на художественный текст и обращаясь (по памяти) к другим произведениям.
1. 3 Сравните описание степи в приведённом фрагменте с изображением природы в повести А.П. Чехова «Степь». Чем похожи пейзажи?
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберёшь, где она начинается и где кончается… Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землёю, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-жёлтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то тёплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля —. всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с весёлым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зелёные, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски…
Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же — небо, равнину, холмы… Музыка в траве приутихла. Старички улетели, куропаток не видно. Над поблёкшей травой, от нечего делать, носятся грачи; все они похожи друг на друга и делают степь ещё более однообразной. Летит коршун над самой землёй, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница…
Для разнообразия мелькнёт в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и — опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи..
Часть 2.
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (2.1—2.4). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).
2.1 Почему, читая повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», «…вы и удивляетесь ему (Тарасу), и ужасаетесь, и смеётесь над ним» (В.Г. Белинский)?
2.2 С кем из героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и как именно связан эпиграф «Береги честь смолоду»?
2.3 Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?
2.4 Можно ли назвать «Лапти» И.А. Бунина притчей? Раскройте свою точку зрения.
nsportal.ru
КИМ по литературе Грибоедов, 9 класс
9 класс Контрольная работа А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Уровень А. Прочитайте вопросы, из предложенных вариантов выберете правильные ответы:
Элементы каких литературных направлений есть в пьесе?
А. классицизм Б. сентиментализм В. романтизм Г. реализм
Кто является прототипом Чацкого?
А. Пушкин Б. Чаадаев В. сам Грибоедов
Что такое ремарка?
А. пояснения автора для актеров, что им делать на сцене, как играть
Б. перечень действующих лиц, помещаемый в начале произведения
В. наиболее яркая, эмоциональная сцена произведения
Из приведённого ниже перечня выберите 3 средства выразительности языка, которые прозвучали в следующем отрывке:
Чацкий: Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
А. эпитет Б. сравнение В. метафора Г. синекдоха Д. антитеза
Какова роль образа Платона Горича?
А. характеризует Чацкого как человека, способного дружить
Б. подчеркивает родственные связи Чацкого с фамусовской Москвой
В. параллельная судьба Чацкого
Какие качества Молчалин считает своими достоинствами?
А. честность и преданность; Б. умеренность и аккуратность; В. деликатность и скромность
В чем «мудрость» Софьи?
А. сразу поняла, что Молчалин сделает карьеру, а Чацкий — нет;
Б. смогла разоблачить Молчалина; В. сделала правильный выбор жениха
Какое историческое событие способствовало карьерному росту Скалозуба?
А. начало войны 1812 – 1814 года; Б. победа над Наполеоном;
В. восстание декабристов 1825 года
Кто первым сказал, что Чацкий сошел с ума?
А. Софья; Б. Фамусов; В. Молчалин
Что случилось с Чацким в финале произведения?
А. уехал за границу; Б. погиб; В. его закрыли в доме для душевнобольных
Сколько действий в произведении?
А. 4; Б. 5; В. 6
Из-за чего переживает Фамусов в финале произведения?
А. плохо воспитал дочь, она его обманула;
Б. выгодный брак Софьи и Скалозуба не состоится;
В. что скажут люди
Уровень В. На вопросы В1-В3 дайте односложный ответ, запишите его. При ответе на вопрос В4 требуется установить соответствия между персонажами и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. На вопрос В5 дайте развернутый ответ в 1-3 предложениях.
Укажите род и жанр, к которому относится произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Как называется в литературоведении основная форма раскрытия человеческих характеров в драматургических произведениях, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц в данном отрывке:
Фамусов: «Сон в руку» — мне она изволила шепнуть,
Вот ты задумал…
Чацкий: Я? – Ничуть.
Фамусов: О ком ей снилось? что такое?
Чацкий: Я не отгадчик снов.
Фамусов: Не верь ей, все пустое.
Как называется в литературоведении речь одного человека в художественном произведении, представленная в следующем отрывке:
Чацкий: А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже…
4. Установите соответствия между персонажами и их характеристиками (по отношению к Софье): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А. отец Софьи 1)Чацкий
Б. друг детства Софьи, влюблен в нее 2)Молчалин
В. его любит Софья, а он ее использует 3)Скалозуб
Г. отец Софьи прочит его в мужья своей дочери
5. Что такое «крылатая фраза»? Дайте определение, приведите не менее 3 — 4 примеров из текста.
Уровень С. Для выполнения этой части задания выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С1, С2 или С3). Укажите номер выбранной вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему. Опирайтесь на авторскую позицию и сформулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свой тезис, опираясь на прочитанный текст (не менее 2 доказательств). Используйте теоретико-литературные понятия при анализе произведения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко, разборчивым почерком, соблюдая нормы правописания и нормы речи.
С1. Какие основные черты характера свойственны Чацкому?
С2. Что такое «говорящие фамилии и имена»? Как этот прием используется в произведении?
С3. Докажите, что в произведении присутствуют элементы литературного направления классицизм.
Нормы оценивания: за каждый правильный ответ из части А и В добавляется 1 балл (17 баллов). Сочинение части С оценивается также в 17 баллов (содержание – максимум 5 баллов; соблюдение норм орфографии, пунктуации, грамматики, речи – максимум по 3 балла). Итого – 34 балла максимум.
Оценка «2» — 0-14 баллов.
Оценка «3» — 15-22 балла.
Оценка «4» — 23-29 баллов.
Оценка «5» — 30-34 балла.
infourok.ru