cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

История 9 класс что такое модернизация: Что такое модернизация история 9 класс?

Содержание

Что такое модернизация история 9 класс?


Что такое модернизация история 9 класс?

Ответ: Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному. … модернизация охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны.

Что такое модернизация продукта?

Модернизация продукта/процесса: Модернизация продукта — это изменения в физических характеристиках или эффективности существующих продуктов или услуг, или создание новых. … 29.

Что такое модернизация в экономике?

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ — принципиальные, стратегические преобразования структуры экономики, институтов государства и рынка, влияющие на экономику, системы управления экономическими и социальными процессами, повышение научно-технического и технико- технологического уровня производства в целях достижения соответствия …

Что такое модернизация в обществознании?

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА — в широком смысле глубокое обновление социально-экономических, политических, культурно-духовных основ жизни общества путем различных нововведений и усовершенствований. В более узком смысле под модернизацией общества понимается процесс перехода от аграрного общества к индустриальному.

Что такое модернизация Каковы особенности?

Модернизация – это переход традиционного общества к индустриальному. Для индустриального общества характерно следующее: 1) Развитая промышленность; … 5) Быстрая техническая модернизация.

Что такое модернизация в истории России?

Модернизация – это комплексный процесс, охватывающий все сферы общественной жизни (экономическую, социальную, политико-правовую и культурную), в ходе которого менее развитые общества приобретают черты более развитых и становятся конкурентоспособны на международной арене.

Что означает модернизация промышленности?

Модернизация, то есть усовершенствование, изменение соот- ветственно требованиям современности, российских предприятий – одна из важнейших составляющих перехода от закрытой экономики диктата производителя к эффективной рыночной структуре, ориен- тированной на удовлетворение нужд потребителя.

Когда началась модернизация в России?

Начало модернизации России было положено в 18 в. Петром I. Необходимость петровских преобразований была обусловлена, во- первых, социально-экономическими процессами, которые развивались в стране в XVIIв.

Какой тип модернизации характерен для России?

Пантина), процесс политической модернизации в России можно в целом отнести к эндогенно-экзогенному типу. Характерной особенностью этого типа модернизации является сочетание различных собственных и заимствованных институтов и традиций.

Можно ли считать петровские реформы модернизацией?

Нельзя. Центром новых общественных отношений, формирующихся в Европе, становился свободный человек результатом же петровских реформ стало создание в России основ государственно-монополистической промышленности, крепостнической и милитаризованной. …

Чем отличается модификация от модернизации?

Когда модификация рассматривается, как непрерывный процесс обновления, подменяется понятие модернизации. Модификация – это «срез» процесса модернизации. Модернизация – более широкое понятие, чем цепочка отдельных модификаций (в процессе модернизации АТ появляются не только новые модификации…).

Можно ли считать петровские реформы?

Ответ, проверенный экспертом Реформы культуры и быта, проведенные Петром I, радикально изменили жизнь господствующих российского общества. И, хотя быт и культура крестьян, составлявших в то время подавляющее большинство населения, практически не изменились, петровские реформы можно назвать революционными.

Как изменилось в результате петровских реформ российское общество?

Идет активный процесс еропеизации русского общества. Петр 1, можно сказать, объявил войну многим русским предрассудкам. В результате, изменился не только быт, но и мироощущение людей, из восприятие действительности, мировоззрение. … Общество становится более образованным.

Какие были предпосылки петровских реформ?

Основные предпосылки проведения реформ:

  • неудобная для управления система деления страны на уезды;
  • активное развитие мануфактур и появление крупных предприятий;
  • отсутствие эффективного аппарата госслужащих в провинциях;
  • общее недовольство Петра I боярами, в частности системой передачи должностей по наследству;

В чем особенность реформ Петра 1?

Особенности реформ Петра I Реформы проводились по европейскому образцу и охватили все сферы деятельности и жизни общества. Отсутствие системы проведения реформ. Реформы осуществлялись, в основном, за счет жесткой эксплуатации и принуждения. Петр, нетерпеливый по природе, вносил новшества в быстром темпе.

Для чего нужны были реформы Петра 1?

Реформы Петра Великого были нужны для тогдашней России, которая плелась в хвосте европейских государств, была отсталой, в сущности, азиатской страной. … Иначе говоря, страна полностью зависела от импорта. Собственные запасы руд не были разведаны.

Сколько лет правил Петр Первый?

Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́ким ( 30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Представитель династии Романовых. Был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года.

В каком возрасте умер Петр Первый?

52 года (1672 г.–1725 г.)

Какие главные перемены произошли в России при Петре 1?

Реформы Петра I были всеобъёмлющи, и их можно подразделить на несколько направлений.

  • Новая регулярная армия
  • Новая система управления государством: коллегии, губернии, городские магистраты
  • Изменения в сословной структуре (упразднение боярства, подчинение церкви государству)
  • Культурные перемены (вестернизация общества)

Какие перемены произошли в России в период правления Екатерины 2?

  • При Екатерине 2 были открыты школы грамотности и уездные училища, открылся Смольный институт благородных девиц. …
  • Россия выходила на мировую политическую арену и столица должна была иметь современный и могущественный вид.
  • Эти полководцы одержали решающие победы в войне с Турцией за выход к Чёрному морю.

Модернизация и её виды

Термин «модернизация» используется в самых разных сферах. В самом общем смысле, модернизация – обновление чего-то. Придание новых качеств, возможностей. Свойств, которые соответствуют требованиям времени. Можно модернизировать компьютер, апгрейдить его. Это сленговое словечко идёт от английского «апгрейд». Замена оборудования (или программного обеспечения) компьютера на более современное.

Обновить можно не только технику, но и общественные отношения: систему экономики, политический строй. Но в истории этот термин используют также для обозначения важного исторического процесса. Результатом его стал переход общества на новую ступень развития.

Запоминаем: модернизация – это процесс перехода от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному.

Что такое индустриальное общество? Чем оно отличается от традиционного?

·        Главную роль в развитии экономики играет промышленность. Её продукция составляет самую большую долю в общем объёме производства. На фабриках и заводах занята большая часть рабочей силы.

·        В производстве господствует машинная техника. И в промышленности, и в сельском хозяйстве. На основе научных открытий разрабатываются более эффективные технологии.

·        Чтобы внедрять новую технику, нужны большие капиталы. Поэтому производство сосредоточено на крупных предприятиях. Это называется концентрацией производства.

·        Происходит урбанизация. Численность сельского населения сокращается.

·        В индустриальном обществе высокий уровень социальной мобильности, прежде всего трудовой.

Эти признаки присутствуют в любом обществе, прошедшем через модернизацию. Но, разумеется, общими чертами дело не ограничивается. Развитию каждой страны присуще нечто особенное, специфическое.

Принято выделять несколько типов (или моделей) модернизации: западную, догоняющую и колониальную.

Западная модель модернизации – классическая, её называют также органической. Она происходила как бы сама по себе. То есть была результатом внутреннего развития. Великобритания, Франция, США, Бельгия, Нидерланды подошли к такому рубежу, который делал подобные изменения необходимыми. Расширение товарного производство влекло за собой переход к рынку. Для удовлетворения растущего спроса нужно было новое оборудование.

Производительность которого не зависела бы только от физических возможностей человека. Новая экономическая система не могла свободно развиваться в условиях прежнего политического строя. Наследственные привилегии, сословная замкнутость должны были быть заменены формальным равенством. Равенством граждан перед законом. Абсолютные монархии – формами правления, основанными на демократии.

Примером догоняющей модели модернизации являются Россия, Германия, Италия, Япония. В них переход к индустриальному обществу начался позже, чем в первой группе стран. В общем-то внутренние предпосылки для изменений в них имелись. Традиционное общество уже вступило в полосу кризиса. Но в течении какого-то времени они ещё могли бы развиваться в рамках прежней модели. Однако им пришлось столкнуться с серьёзными вызовами извне.

Например, в России ещё в конце XVIII – начале XIX века и власти, и общество понимали необходимость серьёзных перемен. Абсолютная монархия и крепостное право осознавались как главные проблемы, которые тормозили развитие страны.

Но правительство не решалось на кардинальные перемены, боясь нарушения относительной стабильности. А заинтересованные в реформах социальные группы не могли с достаточной силой на правительство надавить.

Поражение в Крымской войне наглядно показало, что замедленность развития – не только внутренняя проблема России. Но и внешняя. Лидеры западноевропейского мира – Англия, Франция – «убежали» далеко вперёд. По уровню развития экономики. По мощи своих армий. Речь идёт о военной технике: ружьях, пушках, кораблях. Чтобы оставаться в числе великих держав, Россия должна была догнать наиболее развитые страны.

С такой же проблемой столкнулась Япония после её насильственного «открытия» в 1853 году.

Под дулами корабельных орудий американской эскадры командора Мэтью Перри японское правительство вынуждено было подписать ряд торговых договоров. Оказалось, что за время политики самоизоляции страна стала беззащитной перед военной мощью западных стран. А это грозило потерей суверенитета.

В Германии и Италии процесс перехода к индустриальному обществу тормозился их раздробленностью. Объединение Италии произошло в 1861–1870 годах. Германская империя образовалась в 1871 году.

В передовых странах Европы в это время уже завершился промышленный переворот.

Для того чтобы преодолеть отставание, и Россия, и Япония, и Германия с Италией активно перенимали передовые технологии, способы организации производства. Приглашали иностранных специалистов. Организовывали обучение своих кадров за рубежом. Или перестраивали систему образования.

Пожалуй, особенно ярко эта тенденция проявлялась в Японии во время реставрации Мэйдзи. Так называют период реформ в самых разных сферах. Они проходили в 1868–1889 годах. Западное влияние проникло не только в политику и экономику. Многие японцы вслед за императором перестраивали свой быт на европейский лад.

Календарь, одежда и даже рацион питания – всё подвергалось переменам.

Многие стали есть больше мяса. Дескать, именно животный белок делает мозги европейцев такими изобретательными и восприимчивыми к научным знаниям.

Правда, продолжалось такое преклонение перед Западом недолго. Как только Япония приблизилась к уровню его развития, поднялась волна национализма. Да и как не поверить в особое предназначение страны Восходящего солнца? За несколько десятилетий она прошла тот путь, на который станам Запада понабился не один век.

Именно потому, что в странах с догоняющей моделью развития так много заимствовалось с Запада, подобный процесс называют также вестернизацией.

Выделяют и другие разновидности этой модели модернизации. Скажем, страны Персидского залива и ряд государств Латинской Америки осуществляли переход к индустриальному обществу, эксплуатируя свои сырьевые ресурсы. А советская модель модернизации предусматривала сохранение самобытности общественно-политического строя.

Индустриализация происходила в рамках командно-административной, а не рыночной экономической системы.

И в условиях авторитарного и тоталитарного политического режима.

Вообще, догоняющая модель модернизации чаще всего связана с этатизмом. Так называют идеологию и основанную на ней политику, абсолютизирующую роль государства в обществе.

Это вполне понятно и логично. Именно государство было заинтересовано в быстрых темпах модернизации. Ведь речь шла о его месте в системе международных отношений. Да и обеспечить эти самые быстрые темпы роста можно было только с помощью государства. Нужны были глубокие реформы, контроль над распределением ресурсов, крупные инвестиции. Как в экономические проекты, так и в развитие системы образования.

Созданием массовой, а тем более общедоступной школы частный капитал заниматься не будет.

И третий тип модернизации – колониальный

. Преобразования осуществлялись метрополиями в зависимых странах. В тех отраслях промышленности, которые обслуживали экономику метрополий. Индустриализация в колониях не была завершена. В них сохранялось традиционное общество. Основой экономики был аграрный сектор. Такая неравномерность развития оставалась серьёзной проблемой и после получения колониями независимости.

Подведём итог. На уроках истории под модернизацией мы будем прежде всего понимать процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Вы должны уметь называть основные черты индустриального общества. И объяснять отличия между моделями модернизации.

Модернизация | Природа, особенности, примеры и факты

Макс Вебер

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Менилек II Хайле Селассие I Мэйдзи Теодрос II Окубо Тошимити
Похожие темы:
социальные перемены индустриализация

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

модернизация , в социологии, переход от традиционного, сельского, аграрного общества к светскому, городскому, индустриальному обществу.

Современное общество — это индустриальное общество. Модернизация общества — это, прежде всего, его индустриализация. Исторически подъем современного общества был неразрывно связан с возникновением индустриального общества. Можно показать, что все черты, связанные с современностью, связаны с комплексом изменений, которые около 250 лет назад породили индустриальный тип общества. Это говорит о том, что термины «индустриализм» и «индустриальное общество» подразумевают гораздо больше, чем экономические и технологические компоненты, составляющие их ядро. Индустриализм — это образ жизни, который включает в себя глубокие экономические, социальные, политические и культурные изменения. Общества становятся современными только благодаря всеобъемлющей трансформации индустриализации.

Модернизация – это непрерывный и неограниченный процесс. Исторически отрезок времени, за который она происходила, должен измеряться веками, хотя есть примеры ускоренной модернизации. В любом случае модернизация не является достижением раз и навсегда. Кажется, что в саму ткань современных обществ встроен динамический принцип, который не позволяет им стабилизироваться или достичь равновесия. Их развитие всегда неравномерно и неравномерно. На любом уровне развития всегда есть «отсталые» регионы и «периферийные» группы. Это постоянный источник напряжения и конфликтов в современном обществе. Такое состояние не ограничивается внутренним развитием отдельных государств. Это можно увидеть в глобальном масштабе, поскольку модернизация выходит за пределы своей первоначальной западной базы, чтобы охватить весь мир. Существование неравномерно и неодинаково развитых наций вносит в мировую систему государств фундаментальный элемент неустойчивости.

Модернизация, по-видимому, состоит из двух основных этапов. До определенного момента в своем ходе оно несет с собой институты и ценности общества в том, что обычно рассматривается как прогрессивное восходящее движение. Первоначальное сопротивление модернизации может быть резким и длительным, но обычно оно обречено на провал. Однако после некоторого момента модернизация начинает порождать недовольство во все возрастающих масштабах. Отчасти это связано с растущими ожиданиями, вызванными ранними успехами и динамизмом современного общества. Группы имеют тенденцию предъявлять к сообществу все возрастающие требования, и эти требования становится все труднее удовлетворить. Если говорить более серьезно, модернизация на более интенсивном уровне и в мировом масштабе приносит новые социальные и материальные напряжения, которые могут угрожать самому росту и расширению, на которых основано современное общество. На этой второй фазе современные общества сталкиваются с массой новых проблем, решение которых зачастую выходит за рамки компетенции традиционного национального государства. В то же время в мире по-прежнему доминирует система именно таких суверенных национальных государств с неравной силой и конфликтующими интересами.

Однако вызов и ответ — суть современного общества. При рассмотрении его природы и развития бросаются в глаза, по крайней мере вначале, не столько трудности и опасности, сколько исключительный успех, с которым современное общество овладело самой глубокой и далеко идущей революцией в истории человечества.

В данной статье процессы модернизации и индустриализации рассматриваются с самой общей и прежде всего социологической точки зрения. Следует помнить, что он делает то же самое с точки зрения самих процессов, которые он описывает. Явления индустриализации и модернизации, которые, как принято считать, начались более двух столетий назад и лишь много позже были идентифицированы как отдельные и новые понятия, до сих пор не достигли какого-либо узнаваемого завершения. Таким образом, конца истории, если он есть, не видно, и вопрос об окончательном суждении о природе и ценности этого огромного исторического движения остается без ответа.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Становление современным

Революция современности

Если представить всю социальную эволюцию человечества на 12-часовом графике, то современная индустриальная эпоха представляет собой последние пять минут, не более. На протяжении более полумиллиона лет небольшие группы людей, которые, как мы можем согласиться, были людьми, бродили по земле в качестве охотников и собирателей. С помощью простых каменных орудий и социального порядка, основанного на родственных связях, они успешно защищали человечество от хищников и стихийных бедствий.

Около 10 000 лет до н. э. некоторые из этих охотников и собирателей занялись возделыванием земли и приручением животных. Именно этот процесс несколько ошибочно называют неолитической революцией, подразумевая, что новые каменные орудия труда лежали в основе этих огромных изменений. Сейчас общепризнано, что новая технология не была главным фактором. Тем не менее то, что произошло, несомненно, было революцией. Мобильные отряды превратились в оседлые сельские общины. Развитие плуга увеличило продуктивность земли в тысячу раз, и в ответ резко увеличилось человеческое население планеты. Что еще более важно, скотоводство и земледелие впервые создали избыток продовольствия. Это позволило некоторым представителям населения отказаться от натурального хозяйства и стать ремесленниками, купцами, священниками и бюрократами. Это разделение труда имело место в новой концентрированной физической среде. В 4-м тысячелетии до н.э. возникли города, а с ними торговля, рынки, правительство, законы и армии.

Технология и социальная организация неолитической революции оставались основой всей цивилизации до прихода индустриализма. С поразительно немногими дополнениями — изобретение стремени было важным — то, что служило Древней Месопотамии и Древнему Египту 3-го и 2-го тысячелетий до н. э., послужило основой всех государств и империй древнего мира, от Китая и Индии до Греции. и Рим. И в равной степени она служила европейскому средневековью, которое в некоторых отношениях, особенно в технологии, фактически отставало от достижений древнего мира. Только в XVII и XVIII веках человечество совершило в Европе еще один скачок, сравнимый с неолитической революцией.

Именно на этом очень медленно эволюционирующем фоне следует рассматривать революцию, лежащую в основе современности. Это один из всего лишь двух квантовых скачков, которые человеческая социальная эволюция совершила с момента первичной стадии охоты и собирательства в начале Homo sapiens . Парадоксальным образом неолитическая или сельскохозяйственная революция породила городскую цивилизацию; Промышленная революция подняла человечество на новый уровень технологического развития, что значительно расширило возможности преобразования материальной среды. По своей скорости и масштабу изменения, вызванные промышленной революцией, действительно оказали большее влияние на человеческую жизнь, чем неолитическая революция. Неолитическая цивилизация на всем протяжении оставалась ограниченной резко ограниченной технико-экономической базой; индустриальная цивилизация не знает таких ограничений. Тем не менее, понимание аграрного общества необходимо для анализа индустриального общества, поскольку современное общество выделяется главным образом благодаря контрасту с его аграрным прошлым. Смысл модерна заключается как в том, от чего оно отказывается, так и в том, к чему оно стремится.

Теория модернизации – ReviseSociology

Содержание

Успехи Лиги Наций

Пожалуйста, включите JavaScript

Успехи Лиги Наций

К концу Второй мировой войны многие страны Африки, Азии и Латинской Америки не развивались и оставались бедными, несмотря на подверженность капитализму. Лидеры западных развитых стран, особенно Соединенных Штатов, опасались, что коммунизм может распространиться на многие из этих стран, потенциально нанося ущерб интересам американского бизнеса за рубежом и уменьшая мощь США.

В этом контексте в конце 1940-х годов была разработана теория модернизации, целью которой было найти конкретное некоммунистическое решение проблемы бедности в развивающихся странах. продвижение западных, демократических ценностей.

Теория модернизации считала, что «третий мир» должен развиваться как «первый мир».

Теория модернизации имеет два основных аспекта: (1) ее объяснение того, почему бедные страны слаборазвиты, и (2) предлагаемое ею решение проблемы недостаточного развития.

Теория модернизации объясняла отсталость стран Азии, Африки и Латинской Америки в первую очередь с точки зрения культурных « барьеров» на пути развития , в основном утверждая, что развивающиеся страны были слаборазвиты, потому что их сдерживали традиционные ценности; другие теоретики модернизации больше сосредоточивались на экономических барьерах на пути развития.

Для того чтобы развиваться, менее развитые страны в принципе должны были пойти по тому же пути развития, что и Запад. Им нужно было принять западные культурные ценности и провести индустриализацию, чтобы способствовать экономическому росту. Для этого им потребуется помощь западных правительств и компаний в виде помощи и инвестиций.

Теория модернизации отдавала предпочтение капиталистически-индустриальной модели развития – они считали, что капитализм (свободный рынок) способствует эффективному производству посредством индустриализации, процесса перехода к фабричному производству.

Промышленная – относится к производству на фабриках, а не дома или в небольших мастерских. Это крупносерийное производство. (Вспомните автомобильные заводы и конвейерные ленты).

Капитализм – система, при которой частные деньги вкладываются в промышленность с целью получения прибыли, а товары производятся для продажи на рынке, а не для личного потребления.

Теория модернизации считала, что индустриализация может стимулировать развитие в более бедных странах

Существуют системы производства, альтернативные капитализму – системы натурального хозяйства, при которых местные сообщества производят то, что им нужно, а товары, производимые для продажи, сводятся к минимуму; и коммунизм, где центральная власть решает, что следует производить, а не потребительский спрос и стремление к прибыли. ( Потребность движет производством при коммунизме, индивидуальные потребности или желания («спрос»)  при капитализме )

Теория модернизации: что мешает развитию?

По мнению теоретиков модернизации, препятствия на пути развития являются внутренними для более бедных стран. Другими словами, неразвитые страны являются неразвитыми, потому что у них неправильные культурные и социальные системы и неправильные ценности и обычаи, которые мешают развитию.

Кастовая система в Индии является хорошим примером системы приписываемого статуса, основанной на традиционных ценностях

Талкотт Парсонс (1964) был особенно критически настроен по отношению к традиционным ценностям слаборазвитых стран — он считал, что они слишком привязаны к традиционным обычаям, ритуалам, практикам и институтам, которые, как утверждал Парсонс, были «врагами прогресса». Он особенно критически относился к расширенным родственным и племенным системам, существующим во многих традиционных обществах, которые, по его мнению, препятствовали географической и социальной мобильности, необходимой для развития страны (как указано в его теории функционального соответствия).

Парсонс утверждал, что традиционные ценности в Африке, Азии и Латинской Америке выступали в качестве барьеров на пути развития , которые включали – на должностях власть. Например, когда политик или глава компании дает работу своему брату или кому-то из своей деревни или этнической группы просто потому, что они близки к ним, а не нанимает кого-то на основе их индивидуальных талантов.

  • Коллективизм — Здесь человек должен ставить группу (семью или деревню) выше личных интересов — это может означать, что дети должны бросить школу в более раннем возрасте, чтобы заботиться о пожилых родителях. или бабушек и дедушек, вместо того, чтобы оставаться в школе и продолжать свое образование.
  • Патриархат – Патриархальные структуры гораздо более укоренились в менее развитых странах, поэтому женщины гораздо реже занимают политические или экономические позиции и остаются на традиционных ролях домохозяек. Это означает, что половина населения не может участвовать в политическом и экономическом развитии страны.
  • Приписанный статус и фатализм — Приписанный статус — это когда ваше положение в обществе приписывается (или определяется) при рождении на основе вашей касты, этнической группы или пола. Примеры включают кастовую систему в Индии, многие рабовладельческие системы, и это также аспект крайних патриархальных обществ. Это может привести к фатализму — ощущению, что вы ничего не можете сделать, чтобы изменить ситуацию.
  • Напротив, Парсонс считал, что западные культурные ценности, способствующие конкуренции и экономическому росту: такие ценности включали следующее:

    • Индивидуализм  – Противоположность коллективизму. Здесь люди ставят себя на первое место, а не семью или деревню/клан. Это позволяет людям покидать семьи/деревни и использовать свои таланты, чтобы улучшить себя (получить образование/создать бизнес)
    Индивидуализм должен способствовать конкуренции и стимулировать экономический рост
    • Универсализм – Это предполагает применение одних и тех же стандартов ко всем, и судить всех по одним и тем же стандартам. Это противоположно партикуляризму, когда людей судят по-разному в зависимости от их отношения к человеку, который судит.
    • Достигнутый статус и меритократия  – Достигнутый статус означает, что вы добиваетесь успеха благодаря своим личным усилиям. Это тесно связано с идеалом меритократии. Если мы живем в действительно меритократическом обществе, то это означает, что самые талантливые и трудолюбивые должны подняться на высшие должности, и это должны быть лучшие люди, чтобы «управлять страной» и стимулировать экономическое и социальное развитие.
    Современные системы образования воплощают универсализм и меритократию

    Парсонс считал, что людям в неразвитых странах необходимо развивать «предпринимательский дух», чтобы добиться экономического роста, а это может произойти только в том случае, если менее развитые страны станут более восприимчивыми к западным ценностям, которые способствуют экономическому росту.

    Пятиступенчатая модель развития Ростоу

    Теоретики модернизации считали, что традиционные общества нуждаются в помощи Запада для своего развития. Были многочисленные дебаты о наиболее эффективных способах помощи странам в развитии, но все пришли к общему мнению, что помощь — это хорошо, и если развивающимся странам будут вливаться деньги и западный опыт, это поможет разрушить «отсталые» культурные барьеры и дать толчок их экономике.

    Самая известная версия теории модернизации — 5 стадий экономического роста Уолта Ростоу. Ростоу (1971) предположил, что после первоначальных инвестиций страны затем отправятся в эволюционный процесс, в котором они пройдут 5 ступеней лестницы развития. Этот процесс должен занять 60 лет. Идея в том, что с помощью Запада развивающиеся страны могли бы развиваться намного быстрее, чем мы.

    Этап 1 – Традиционные общества, в экономике которых преобладает натуральное хозяйство. У таких обществ мало средств для инвестирования и ограниченный доступ к современной промышленности и технологиям. Ростоу утверждал, что на данном этапе существуют культурные барьеры для развития (см. лист 6)

    Этап 2 – Предварительные условия для взлета – этап, на котором западные пакеты помощи привносят в общество западные ценности, практики и опыт. Это может быть:

    • Наука и техника – для улучшения сельского хозяйства
    • Инфраструктура – ​​улучшение дорог и городских коммуникаций
    • Промышленность – западные компании, создающие заводы

    Они обеспечивают условия для инвестиций, привлекая больше компаний в страну .

    Этап 3 – Стадия взлета – Общество переживает экономический рост, поскольку новые современные практики становятся нормой. Прибыль реинвестируется в инфраструктуру и т. д., и появляется новый класс предпринимателей, который урбанизируется и готов инвестировать дальше и идти на риск. В настоящее время страна выходит за рамки натурального хозяйства и начинает экспортировать товары в другие страны

    Это создает больше богатства, которое затем просачивается к населению в целом, которое затем может стать потребителями новых продуктов, произведенных новыми отраслями там и за границей.

    Этап 4 – Стремление к зрелости.

    Больше экономического роста и инвестиций в образование, средства массовой информации и контроль над рождаемостью. Население начинает осознавать открывающиеся новые возможности и стремиться максимально использовать свою жизнь.

    Этап 5 – Эпоха высокого массового потребления . Именно здесь экономический рост и производство находятся на западном уровне.

    Варианты 5-этапной модели Ростоу

    Различные теоретики подчеркивают важность различных видов помощи или вмешательств, которые могут сдвинуть страны с их традиционных путей и добиться перемен.

    • Hoselitz  – образование важнее всего, так как оно должно ускорить внедрение западных ценностей, таких как универсализм, индивидуализм, конкуренция и достижения, измеряемые экзаменами. Это рассматривалось как способ разорвать связь между семьей и детьми.
    • Inkeles  – средства массовой информации – важны для распространения нетрадиционных идей, таких как планирование семьи и демократия
    • Hoselitz  – урбанизация. Теория здесь заключается в том, что если население компактно проживает вместе, новые идеи распространяются с большей вероятностью, чем среди рассеянного сельского населения 9.0118

    Сильные стороны теории модернизации / Примеры ее (вроде) работы

    ONE — Индонезия — частично следовала теории модернизации в 1960-х годах, поощряя западные компании инвестировать и принимая кредиты от Всемирного банка. Но их президент Сухарто (Диктатор) также поддерживал жестокий режим, который в отчете ЦРУ назван « одним из самых страшных массовых убийств 20-го века », сравнимым с убийствами Гитлера, Сталина и Мао. Однако Всемирный банк оценил экономическую трансформацию Сухарто как «динамичный экономический успех» и назвал Индонезию « образцовым учеником мировой экономики», , в то время как Билл Клинтон назвал Сухарто «парнем нашего типа».

    Еще два примера того, как западный опыт помог решить конкретные проблемы в ряде развивающихся стран, — это «зеленая революция» и искоренение оспы, но ни один из них не привел к «высокому веку массового потребления», как предсказал Ростоу

    ДВА – Зеленая революция: В 1960-х годах Western Biotechnology помогла утроить урожайность продовольствия в Мексике и Индии.

    ТРЕТЬЕ – Искоренение оспы… В начале 1950-х годов ежегодно в мире регистрировалось 50 миллионов случаев оспы, к началу 1970-х оспа была ликвидирована благодаря донорской вакцине США и РОССИИ

    Критика модернизации Теория 

    Во-первых , нет примеров стран, которые следовали подходу теории модернизации к развитию. Ни одна страна полностью не следовала «5 стадиям роста» Ростоу. Помните, что «теория модернизации» — очень старая теория, которая частично была создана с намерением оправдать позицию западных капиталистических стран, многие из которых в то время были колониальными державами, и дискредитировать коммунизм. Вот почему это такая слабая теория.

    Во-вторых, Теория модернизации предполагает, что западная цивилизация технически и морально превосходит традиционные общества. Подразумевается, что традиционные ценности в развивающемся мире имеют небольшую ценность по сравнению с ценностями Запада. Во многих развитых странах существует огромное неравенство, и чем выше уровень неравенства, тем выше степень других проблем: высокий уровень преступности, уровень самоубийств, проблемы со здоровьем, такие как рак и злоупотребление наркотиками.

    Действительно ли коллективистская культура Анюты уступает индивидуализированной культуре Запада?

    В-третьих, Теоретики зависимости утверждают, что развитие вовсе не связано с помощью развивающемуся миру. На самом деле речь идет об изменении общества настолько, чтобы его было легче эксплуатировать, сделать западные компании и страны богаче, открыть их для эксплуатации дешевых природных ресурсов и дешевой рабочей силы.

    В-четвертых,  Неолиберализм критически относится к той степени, в которой теория модернизации подчеркивает важность иностранной помощи, но коррупция (клептократия) часто мешает доставке помощи туда, куда она должна идти. Большая часть помощи перекачивается коррумпированными элитами и государственными чиновниками вместо того, чтобы доходить до проектов, для которых она предназначалась. Это означает, что помощь создает большее неравенство и позволяет элитам сохранять власть9.0003

    Fifth , Мыслители постразвития утверждают, что модель ошибочна, поскольку предполагает, что страны нуждаются в помощи внешних сил. Центральная роль отводится экспертам и деньгам, поступающим извне, сбрасываемым с парашютом, и это снижает роль местных знаний и инициатив. Такой подход можно рассматривать как унизительный и бесчеловечный по отношению к местному населению. Галеано (1992) утверждает, что умы колонизируются идеей, что они зависят от внешних сил. Они обучают вас быть парализованным, а затем продают вам костыли. Существуют альтернативные модели развития, которые повысили уровень жизни: например, коммунистическая Куба и теократии Ближнего Востока 9.0003

    В-шестых, индустриализация может принести больше вреда, чем пользы для многих людей – Она может нанести социальный ущерб – Некоторые проекты развития, такие как строительство плотин, привели к насильственному выселению местного населения с их родных земель с незначительной компенсацией или без выплаты компенсации.

    В ролике ниже Вандана Шива представляет полезный альтернативный взгляд на Зеленую революцию, указывая на то, что многие традиционные деревни были затоплены и разрушены в процессе:

    Наконец, существуют экологические пределы роста. Многие проекты модернизации промышленности, такие как горнодобывающая и лесная промышленность, привели к разрушению окружающей среды.

    Постскриптум: Теория неомодернизации?

    Несмотря на свои недостатки, теория модернизации была одной из самых влиятельных теорий с точки зрения влияния на глобальные дела. Дух теории модернизации привел к созданию Организации Объединенных Наций, Всемирного банка и МВФ, глобальных финансовых учреждений, через которые развитые страны и по сей день продолжают направлять деньги на помощь менее развитым странам, хотя, конечно, ведутся споры о том, является ли помощь является эффективным средством для развития.

    Были бы у нас Цели Развития Тысячелетия без Теории Модернизации?

    Кроме того, «дух теории модернизации, возможно, все еще жив сегодня в форме Джеффри Сакса». Сакс (2005) — один из самых влиятельных экономистов в области развития в мире, и его называют « теоретиком неомодернизации» .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *