cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Цитология наука изучающая клетку конспект урока 9 класс – Урок по биологии » цитология- наука о клетке» 9 класс

Урок по биологии » цитология- наука о клетке» 9 класс

Урок по биологии

Класс: 9

Тема урока: Цитология, наука, изучающая клетку.

Учитель: Прохацкая Ольга Николаевна

Школа: МБОУ «Елыкаевская СОШ», Кемеровская область

Задачи урока:

1.Сформировать знания по истории создания клеточной теории, ее современных положениях, методах изучения клетки и ее органелл;

2.Развить понятие о клеточном уровне жизни

Оборудование: портреты ученых, презентация «Вклад ученых в развитие цитологии »

1.Оргмомент

2.Актуализация и систематизация опорных знаний:

— Что такое биосфера?

— В каких формах существует жизнь в биосфере?

— Каково многообразие форм живых организмов?

— Перечислите уровни организации жизни.

Объяснить биологические термины:

(биология, клетка, рост, раздражимость, эволюции, биосфера, биосистема, обмен веществ, дыхание).

3.Постановка проблемы

Представление о том, что клетка – это структурная и функциональная единица всех живых организмов, известное как клеточная теория, сложилось постепенно в 19 веке. Но на основании каких данных, ученые утверждают, что клетка – своего рода общий знаменатель всех живых систем?

4.Первичное восприятие нового материала

1.Цитология – наука, изучающая клетку. История цитологии (рассказ учителя, с использованием презентации, запись учащимися основных цитат)

Первый этап – 1665 год Р.Гук впервые рассмотрел оболочки клеток.

Второй этап – 1674 год А.Левенгук первым наблюдал под самодельным микроскопом простейших.

Третий этап – 1838 год Шлейден поставил вопрос о возникновении клеток в организме.

Четвертый этап – 1839 год Т.Шванн изложил основы клеточной теории:

-все ткани состоят из клеток

-клетки растений и животных имеют общий принцип построения

Пятый этап – 1858 год Р.Вихров предположил, что клетка возникает путом деления

2.Современная клеточная теория (самостоятельна работа учащихся по учебнику с. 14 – прочитать и выписать положения современной клеточной теории

Совместное обсуждение выполненной работы:

— клетка – универсальная структурная единица живого;

— клетки размножаются путем деления;

— клетки хранят и перерабатывают наследственную информацию;

— клетка – самостоятельная система;

— многоклеточные организмы – это комплекс различных клеток;

— клетки всех организмов сходны между собой по сотаву, строению и функциям

3.Свойства клетки как системы (беседа с элементами рассказа учителя)

-питание;

-дыхание;

-обмен веществ;

-деление;

-рост и развитее;

-поддержание постоянства состава

4.Доклады учащихся

— «Мир клеток живых организмов»;

-«Общность химического состава клетки».

5. Закрепление полученного материала

(беседа по рассмотренным вопросам):

— Что такое цитология?

-Что вы знаете о истории цитологии?

-Назовите основные положения клеточной теории.

6. Домашнее задание: п.4, вопросы с.16. запись в тетради, термины

infourok.ru

Урок 2. цитология — наука о клетке. клеточная теория — Биология — 9 класс

Здравствуйте, тема урока «Цитология — наука о клетке. Клеточная теория». На уроке мы узнаем историю возникновения цитологии, вспомним понятие клетки, рассмотрим, какой вклад внесли различные ученые в развитие науки о клетке.
Понятие «клетка» мы уже хорошо знаем из предыдущих классов. Клетка — это структурная единица живого. Тот кирпичик, который лежит в основе всей жизни на земле.
Все живые существа, за исключением вирусов, состоят из клеток. Но это утверждение очевидно для нас, но для ученых прошлых веков клеточное строение живых организмов было. Становление науки –

цитологии, шло постепенно и окончательно сформировалось только в XIX веке.
Цитология – наука о строении, функциях, химической организации клеток организмов различных царств живой природы.
Принято считать, что первый микроскоп, состоящий из двух линз, одна из которых увеличивала изображения, другая служила для дополнительного увеличения, был изобретен в 1590 году голландцем, очковым мастером Ханс Янсен, вернее сказать, — его сын Захарий Янсен (история самого Захария). И вот как это было… «В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено.
И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка!
Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы.
О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп.
В 1665 г. английский естествоиспытатель Роберт Гук первым использовал микроскоп для изучения живых объектов. Роберт Гук изучал растительные
ткани
(покровную ткань — пробку) и увидел, что ткани состоят из ячеек, разделенных перегородками, эти ячейки он назвал клетками.
В 1674 г. голландский естествоиспытатель Антони ван Левенгук первым обнаружил под микроскопом некоторых простейших и отдельные клетки животных, такие как эритроциты и сперматозоиды.
А российский ученый Карл Бэр в 1927 г. обнаружил яйцеклетки животных и сделал вывод, что клетка — это единица развития живых организмов.
Ро́берт Бро́ун (1773—1858) – британский ботаник конца XVIII – первой половины XIX века, морфолог и систематик растений, первым определил ядро в растительной клетке и опубликовал эти сведения в 1831 году.
В 1838 году вышла книга Маттиаса Шлейдена «Материалы к филогенезу», в которой он показал, что все растительные ткани состоят из клеток и рассуждал о вопросе происхождения клеток в живых организмах, непосредственно в растительных организмах.
А в 1839 году Теодор Шванн (рис. 8) опубликовал свою книгу «Микроскопические исследования о соответствии в структуре, и росте животных и растений» в которой и были изложены первые версии клеточной теории.
Классические положения клеточной теории по М. Шлейдену и Т. Шванну:
1. Все организмы состоят из одинаковых частей — клеток; они образуются и растут по одним и тем же законам.
2. Общий принцип развития элементарных частей организма – клеткообразование.
3. Каждая клетка в определенных границах есть индивидуум, некое самостоятельное целое.
4. Процессы, возникающие в клетках, могут быть сведены к следующему: возникновение новых клеток; увеличение в размерах клеток; превращение клеточного содержимого и утолщение клеточной стенки.
5. Клетки в организме возникают путем новообразования из первичного неклеточного вещества.
Несмотря на всю прогрессивность клеточной теории, Т. Шванн и М. Шлейден ошибочно полагали, что новые клетки появляются из внеклеточного вещества. Поэтому существенным дополнением клеточной теории в 1859 г. стал принцип
Рудольфа Вирхова
— каждая клетка происходит из другой клетки.
Позднее Вальтер Флеминг описал процесс деления клетки – митоз. А Оскар Гертвиг и Эдуард Страсбургер независимо друг от друга, на основании экспериментов с одноклеточными водорослями, пришли к выводу, что наследственная информация клетки заключена в ядре.

В результате многолетних исследований в биологии была разработана современная клеточная теория, которая имеет следующие положения:
1. Клетка – элементарная живая система, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития прокариот и эукариот. Вне клетки нет жизни.
2. Клетки всех организмов сходны по строению и химическому составу.
3. Новые клетки возникают только путем деления ранее существующих клеток.
4. Клетки хранят, перерабатывают, реализуют и передают наследственную информацию.

5. Клетка – это самостоятельная биосистема, отражающая определенный структурный уровень организации живой материи.
Т.о., идея о том, что все организмы (кроме вирусов) построены из клеток, является важной теоретической основой для изучения всех живых организмов.
Список литературы
1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. – Дрофа, 2009.
2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся. 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005.
3. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
4. Большой справочник по биологии/под ред. Т.В. Ивановой, Г.Л. Свиридовой. – М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 448 с.: ил.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет:
1. Krugosvet.ru.
2. Uznaem-kak.ru.
3. https://ege.sdamgia.ru

resh.edu.ru

Открытый урок по биологии с использованием ИКТ «История и методы изучения клетки. Клеточная теория» (9-й класс)

Разделы: Биология


Цель: познакомить учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки.

Задачи образовательные: сформировать знания об истории открытия клетки, учёных внесших вклад в изучении строения клетки разобрать основные положения клеточной теории выяснить какие методы используются в цитологии для изучения клетки.

Задачи развивающие: продолжить формирование умений и навыков использовать различные информационные источники: интернет, дополнительную литературу при подготовке к уроку умения сравнивать, анализировать, делать выводы развивать монологическую речь учащихся, совершенствуя технику публичных выступлений.

Задачи воспитательные: формирование умений самостоятельной работы показать общебиологическое значение клеточной теории.

Метод: репродуктивный.

Оборудование: мультимедийный проектор, смарт доска, таблица «Общая схема строения растительной и животной клеток».

Ход урока 

1. Организационно- психологический момент

Приветствие детей учителем, доброжелательная обстановка.

Оглашение темы урока учителем (она написана на доске заранее).

В тетради дети записывают тему урока.

Совместное определение с учащимися целей и задач урока.

Настрой на продуктивную совместную деятельность.

2. Проверка знаний

Задание 1. Блиц опрос. Учитель задаёт вопросы, ответы должны быть точными и краткими.

Вопросы.

  1. Какими царствами представлена живая природа? (растения, животные, грибы, растения)
  2. Из чего состоят представители царств живой природы? (клеток)
  3. Какое еще существует пятое царство? (вирусы)
  4. Какова особенность вирусов? (не имеют клеточного строения)
  5. Какие существуют уровни организации жизни? (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный)

Задание 2. Зарядка для ума.

Учитель. Мы с вами изучили признаки живых организмов. На доске записано всего несколько, только вот буквы все перепутались. Найдите и запишите в тетради эти признаки. Первые трое правильно ответившие получат отличные оценки:

  • жидрастьмораз – раздражимость;
  • таниепи – питание;
  • гуциясаремоля – саморегуляция;
  • сорт – рост;
  • витиераз – развитие;
  • леднасвенстность – наследственность;
  • ханеиды – дыхание;
  • мноразниеже – размножение.

Задание 3. Вспомни, сопоставь, покажи. Учитель. На доске висит таблица «Строение растительной и животной клеток». Что объединяет эти клетки? Пойти к доске и на таблице показать общие компоненты (ядро, мембрана, цитоплазма)

3. Новый материал

(вступительное слово учителя)

Клетка – это интересный, удивительный и загадочный мир, который характерен для любого живого существа, исключая вирусы. Но разгадать тайны клетки удалось лишь при изобретении в конце XVI века первого микроскопа. История изучения клетки неразрывно связана с развитием микроскопической техники и методов исследования. Изобретение микроскопа привело к углубленному изучению органического мира.

В 1590 году голландец Ханс Янсен сконструировал первый оптический прибор, который состоял из трубки с двумя увеличительными стёклами, прикреплёнными к подставке.

Далее просмотр слайдов с комментариями учащихся.

Слайды 2-4. В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук ,рассматривая срез коры пробкового дуба под усовершенствованным им микроскопом увидел образования, напоминающие пчелиные соты. Описывая увиденное Гук использовал слово «келл», что на английском означает «камера», «ячейка». На русский язык термин был переведён как КЛЕТКА.

Поэтому термином клетка мы пользуемся благодаря Роберту Гуку.

Хотя сейчас мы знаем, что видел он не сами клетки, а их клеточные стенки.

Слайд 5. В период с 1676 по 1719 г. современник Гука голландский купец Антони ван Левенгук завоевал славу учёного и подарил науке величайшее открытие. Он усовершенствовал микроскоп Гука и создал линзы дающие увеличение в 100-300 раз и открыл мир одноклеточных организмов.

Левенгук писал «О эврика! Люди, что я вижу! В этой маленькой капельке воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который трудно понять и объяснить. Эти маленькие зверушки были очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и были очень счастливы в жизни.

Да и по форме «зверушки» были довольно симпатичные: шарики, спиральки, палочки, то по одной крутились, то по 2-3 в понятном только для них танце.

Описание этих «зверушек» снискали голландцу мировую известность, побудили интерес к изучению живого мира.

Слайд 6. В 1831 году шотландский ботаник Роберт Броун впервые описал ядро в растительной клетке.

В 1834 году русский учёный П.Ф. Горянинов в своих исследованиях отметил, что все животные и растения состоят из соединенных между собой клеток, которые он называл пузырьками, мешочками или каморками. Он высказал мнение об общем плане строения растений и животных.

В середине XIX века накопилось много информации, новых знаний о клетках.

Слайд 7. 1838 г. Немецкий ботаник Маттиас Шлейден пришёл к выводу, что ткани растений состоят из клеток.

Слайд 8. 1839 г. Немецкий физиолог Теодор Шванн издал книгу «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», в которой сформулировал вывод о том, что клетка является структурной и функциональной единицей живых организмов.

Это представление и получило название теории Шванна-Шлейдена.

Слайд 9. Основные положения теории Шванна- Шлейдена (1838-1839 г.г.):

  1. Все организмы состоят из клеток.
  2. Клетки представляют собой мельчайшие структурные единицы жизни.
  3. Клетки в организме возникают путём новообразований из неклеточного вещества.

Слайд 10. Ошибки учёных.

М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно считали, что клетки возникают путём новообразования из неклеточного вещества.

Слайд 11. Карл Бэр – академик Российской академии в 1827 г. открыл яйцеклетку млекопитающих. Бэр установил, что все организмы начинают своё развитие из одной клетки (зиготы). Это открытие доказывает, что клетка является ещё и единицей развития всех живых организмов.

Слайд 12. 1840 г. Ян Пуркине предложил термин «протоплазма» для обозначения живого содержимого клетки 1844 г. учёный Гуго Моль подробно описал содержимое клетки, применяя термин «протоплазма».

Слайд 13. 1855 г. Немецкий врач Рудольф Вирхов убедительно доказал, что клетки возникают только из клеток, путём размножения – «клетки из клетки», опровергнув ошибочное представление клеткообразования Шлейдена и Шванна. Ошибкой Вирхова было то ,что он считал что клетки слабо связаны друг с другом и существуют каждая по себе. Позднее удалось доказать целостность клеточной системы.

Слайд 14. 1876 г. Александр Флеминг открыл клеточный центр.

Слайд 15. 1890 г. Рихард Альтман открыл митохондрии.

Слайд 15. 1898 г. Камилло Гольджи открыл органоид, названный в честь него – аппарат или комплекс Гольджи.

Слайд 16. На рубеже XIX и XX веков сформировалась новая биологическая Наука ЦИТОЛОГИЯ (от греческого цитос – клетка, логос – учение)

ЦИТОЛОГИЯ изучает:

  1. Строение клеток и их органоидов;
  2. Функции органоидов и других структур клетки;
  3. Размножение и развитие клеток.

Слайд 17. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ

  1. Клетка является структурной и функциональной единицей живого, представляющая собой элементарную живую систему. Для нее характерны все признаки живого.
  2. Слайд 18. Клетки всех организмов имеют сходный химический состав и общий план строения.
  3. Слайд 19. Новая клетка возникает в результате деления исходной клетки.
  4. Слайд 20. Многоклеточные организмы развиваются из одной исходной клетки.
  5. Сходство клеточного строения свидетельствует о единстве их происхождения.

Слайд 21. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ

МИКРОСКОПИРОВАНИЕ:

  1. СВЕТОВОЙ МИКРОСКОП. Изучает клеточные формы и структуры: ядро, митохондрии, хлоропласты, аппарат Гольджи.
  2. Слайд 22. ЭЛЕКТРОННЫЙ МИКРОСКОП. Изобретён в 30-х годах 20 века. Современные микроскопы дают Увеличение до 1000000 раз. Он более детально позволяет рассматривать структуру органоидов клетки.
  3. Слайд 23. МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ЦЕНТРИФУГИРОВАНИЯ. Основан на различной плотности органоидов и при очень быстром вращении на центрифуге органоиды располагаются в растворе слоями в соответствии со своей плотностью.
  4. Слайд 24. ФЛУОРИСЦЕНТНАЯ МИКРОСКОПИЯ. Живые клетки наблюдают в ультрафиолетовом свете. При этом, одни компоненты начинают сразу светиться, другие светятся при добавлении специальных красителей. Флуорисцентная микроскопия позволяет увидеть места расположения нуклеиновых кислот, витаминов, жиров.
  5. МЕТОД КУЛЬТУРЫ КЛЕТОК И ТКАНЕЙ. Он позволяет увидеть рост клеток, наблюдать за размножением определять влияние различных веществ на клетки, получать клеточные гибриды.

Слайд 25. ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ:

  1. В медицине для разгадки причин заболеваний.
  2. Для классификации живых организмов.
  3. В генетике (наследственные заболевания, мутации).
  4. В сельском хозяйстве (генная, клеточная инженерия, селекция).
  5. Для раскрытия тайн эволюции.

Слайд 26. ВЫВОД:

  • Клетка является единицей строения всех живых организмов (кроме вирусов).
  • Общность химического состава и строения говорит о единстве происхождения всего живого на Земле.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

А теперь мы проверим как вы поняли материал сегодняшнего урока?

Слайд 27. ЗАДАНИЕ 1

Выполнить тестовую работу в тетради и поставить себе оценку.

1. Впервые увидел и описал клетки растений:

  1. Р. Вирхов;
  2. Р. Гук;
  3. К. Бэр;
  4. A. Левенгук.

2. Усовершенствовал микроскоп и впервые увидел одноклеточные организмы:

  1. М. Шлейден;
  2. А. Левенгук;
  3. Р. Вирхов;
  4. Р. Гук.

3. Создателями клеточной теории являются:

  1. Ч. Дарвин и А. Уоллес;
  2. Т. Шванн и М. Шлейден;
  3. Г. Мендель и Т. Морган;
  4. Р. Гук и Н. Г.

4. Клеточная теория неприемлима для:

  1. грибов и бактерий;
  2. вирусов и бактерий;
  3. животных и растений;
  4. бактерий и растений.

5. Клеточное строение всех живых организмов свидетельствует о:

  1. единстве химического состава;
  2. многообразии живых организмов;
  3. единстве происхождения всего живого;
  4. единстве живой и неживой природы.

А теперь смотрим правильные ответы.

Слайд 28. ОТВЕТЫ:

  1. 2;
  2. 2;
  3. 2;
  4. 2;
  5. 3.

Исправьте ошибки и поставьте оценки, согласно критериям:

5 – всё правильно;
4 – одна ошибка;
3 – две ошибки;
2 – три ошибки. 

Учитель: поднимите пожалуйста руки кто получил «5», «4», «3», «2» (всё считает и оглашает результат).

5. Домашнее задание

Параграф 10, используя словесную формулу Цицерона: Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда? Составьте вопросы к параграфу.

Презентация.

17.04.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок по биологии для 9 класса «Предмет и задачи цитологии»

II Актуализация знаний

Проверка дом заданий

  1. Дайте определение «биологии». Кто предложил данный термин? 

  2. Почему современную биологию считают комплексной наукой? Из каких подразделов состоит современная биология? 

  3. Какие специальные науки можно выделить в биологии? Дайте их краткую характеристику. 

  4. Какие методы исследования используют в биологии? 

  5. Приведите определение понятия «жизнь». 

  6. Почему живые организмы называют открытыми системами? 

  7. Перечислите основные свойства живого. 

  8. Чем отличаются живые организмы от неживых тел? 

  9. Какие уровни организации характерны для живой материи? 

Разделы биологической науки. Общая биология, ее предмет и объект изучения.

2. Методы биологической науки: наблюдение, описание, сравнение, инструментальный, опытный, экспериментальный

моделирование

  1. Биологический диктант (повторение терминов): ботаника, зоология, микробиология, вирусология, антропология, микология, анатомия, морфология, физиология, генетика, цитология, биохимия, экология.

  2. Проверка отчетного задания по экскурсии №1.

А). Работа с тетрадью с заданиями для индивидуальной работы учащегося под редакцией Ж.Курмангалиевой для 10 класса по заданиям – 3 человека:

1).стр. 3 задание 1

2) стр. 3 задание 2

3) стр. 3 задание 3

Б). Устно:

1. Как вы думаете, какова роль биологии в современном обществе, какова роль биологических знаний в нашей жизни?

2. Согласны ли вы с утверждением, что биология – ведущая наука 21 века? Какие крупные открытия сделаны в последние годы?

3. Для решения, каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии?

4. Приведите примеры использования методов биологических наук из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.

5. Какова основная цель науки?

6. Что такое научный метод? В чем его основной принцип?

7. Что такое научный эксперимент?

8. Каких ученых Казахстана вы запомнили ?

В). Проверка выполнения творческого задания по группам на выбор:

1. Каково значение биологии для понимания всего живого.

2. Напишите эссе «Является ли биологическая наука частью культуры человечества?»

Клетка – это интересный, удивительный и загадочный мир, который характерен для любого живого существа, исключая вирусы. Но разгадать тайны клетки смогли разгадать лишь при изобретении в конце 16 века первого микроскопа.

Используя слайд 3, скажите: что объединяет растительную и животную клетки?

(ядро, мембрана, цитоплазма).

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос, беседа

Самопроверка, работа над ошибками

III Усвоение но вых знаний

  1. Уровни организации жизни.

  1. Цитология – «цитос» — клетка.

  2. Предмет цитологии:

— клетки одноклеточных организмов (бактерии, водоросли, простейшие)

— Клетки многоклеточных организмов (грибов, растений, животных)

3. Задачи цитологии – это изучение

— строение и функции клеток

— размножение и развитие клеток

— приспособление клетки к условиям окружающей среды

— химические процессы, протекающие в клетке

— Роль клетки в развитии заболеваний

4. История появления клетки: Р. Гук, 1665 г., ввел термин «клетка».

5. История возникновения клеточной теории. 1838-1839 г. Т. Шванн, М. Шлейден основали клеточную теорию.

Цитология (греч. kytos — ячейка, клетка) — наука о клетке.

Предметом ее изучения является клетка как структурная и функциональная единица жизни.

В задачи цитологии входит изучение строения и функционирования клеток, их химического состава, функций отдельных клеточных компонентов, познание процессов воспроизведения клеток, приспособления к условиям окружающей среды, исследование особенностей строения специализированных клеток, этапов становления их особых функций, развития специфических клеточных структур и др. Для решения этих задач в цитологии используются различные методы.

Основным методом изучения клеток является световая микроскопия. Человеческий глаз обладает разрешающей способностью около 100мкм(1 мкм = 0,001 мм). Это означает, что две точки, расположенные на расстоянии менее чем 100 мкм друг от друга, кажутся одной расплывчатой точкой. Чтобы различить более мелкие структуры, применяют оптические приборы, в частности микроскопы. Разрешающая способность микроскопов составляет 0,13—0,20 мкм, т. е. примерно в тысячу раз превышает разрешающую способность человеческого глаза. С помощью световых микроскопов, в которых используется солнечный или искусственный свет, удается выявить многие детали внутреннего строения клетки — отдельные органеллы, клеточную оболочку. Создать световой микроскоп с большим разрешением невозможно, потому что разрешающая способность связана с длиной волны световых лучей, а не только с качеством увеличительных стекол.

Для изучения ультратонкого строения клеточных структур прибегают к методу электронной микроскопии. В электронных микроскопах вместо световых лучей используется пучок электронов. Разрешающая способность современных электронных микроскопов составляет 0,1 нм, поэтому с их помощью выявляют очень мелкие детали. В электронном микроскопе видны биологические мембраны (толщина 6—10 нм), рибосомы (диаметр около 20 нм), микротрубочки (толщина около 25 нм) и другие структуры.

Для исследования химического состава, выяснения локализации отдельных химических веществ в клетке широко используются методы цито- и гистохимии, основанные на избирательном воздействии реактивов и красителей на определенные химические вещества цитоплазмы. Метод дифференциального (разделительного) центрифугирования позволяет разделить с помощью центрифуги содержимое клетки на отдельные разные по массе составляющие и затем детально изучить их химический состав. Метод рентгеноструктурного анализа дает возможность определять пространственное расположение и физические свойства молекул (например, ДНК, белков), входящих в состав клеточных структур.

Для выявления локализации мест синтеза биополимеров, определения путей переноса веществ в клетке широко используется метод авторадиографии — регистрации веществ, меченых радиоактивными изотопами. Многие процессы жизнедеятельности клеток, в частности деление клетки, фиксируют с помощью кино-и фотосъемки.

Работа с учебником: характеристика уровней живой природы. Заполнение таблицы.

Подведение итогов

Цитология – наука о клетке.

История открытия клетки:

Работа с учебником: этапы изучения клетки (с. 10)

Устно:

1). Что изучает цитология?

2). Перечислите известные вам методы исследования клетки.

Какое значение имеет цитология для других наук?

Самостоятельная работа по составлению схемы

Эвристическая беседа, характеристика уровней

Запись в тетрадях этапов открытия клетки

infourok.ru

Урок биологии Предмет и задачи цитологии. (9 класс)

«Утверждаю»

Зам. директор: Туреханов К.

Биология 9 класс

Учитель: Эрметова Э.К.

Дата:

Тема 2: Предмет и задачи цитологии.

Цель урока: ознакомление с цитологией, её предметом и задачами

Задачи урока: 1) Раскрыть понятие «цитология», её место в системе естественнонаучных дисциплин, её предмет изучения и задачи.

2)Развитие личности учащихся, критического мышления учащихся;

3) Формирование познавательного интереса и материалистической точки зрения.

.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационная часть

Приветствие

Приветствие

II Опрос

Словарный устный диктант:

1-Клетка

Ткань

Популяция

Биогеоценоз

Биосфера

2-уровни организации живого

3- отчет по экскурсии 1

Работают в паре, проговаривают определения и выставляют баллы друг другу.

Взаимооценивание (максимально)

1-5 баллов

2-2 балла

3-2 балла

III Новый материал

-1Вызов

Какие ассоциации вызывает у вас слово клетка?

Вопросы:

1-наименьшая структурная единица живого

2-Все ли имеют клеточное строение?

3-назовите клеточные царства живых организмов

Ассоциации- тетрадная клетка, клетка растений…

Анализируют вопросы.

Отвечают на вопросы:

1-Клетка живого организма

2-неклеточные вирусы и бактериофаги

3-грибы, растения, животные

2 Целеполагание

Задает наводящие вопросы:

1-Можете ли вы определить предмет, цели и задачи цитологии?

2- Какие цели мы должны достигнуть?

2.1Тема урока: «Цитология, её цель и задачи.

Цели урока: ознакомление с цитологией, её целями и задачами

3 Осмысление

1 Работа с текстом

Организует работу с учебником:§2, стр. 10

Чтение с пометками

Читают, отмечают главную информацию.

Составляют таблицу «История открытия клетки»

2

Организуют работу групп, материал учебника:

Чтение, выделение главного, проговаривание и корректировка в паре, запись в рабочей тетради.

О существовании клеток люди узнали после изобретения микроскопа. Самый первый примитивный микроскоп изобрел голландский шлифовальщик стекол З. Янсен (1590 г.), соединив вместе две линзы.
Английский физик и ботаник Р. Гук, рассмотрев срез пробки пробкового дуба обнаружил, что она состоит из ячеек, похожих на соты, которые он назвал клетками (1665 г.). Да, да… это тот самый Гук, именем которого назван известный физический закон.

В 1683 г. нидерландский исследователь А. Ван Левенгук, усовершенствовав микроскоп, наблюдал живые клетки и впервые описал бактерии.

Российский ученый Карл Бэр в 1827 г. обнаружил яйцеклетку млекопитающих. Этим открытием он подтвердил ранее высказанную идею английского врача У. Гарвея о том, что все живые организмы развиваются из яйца.
Ядро было сначала обнаружено в растительных клетках английским биологом Р. Брауном (1833 г.).

Большое значение для понимания роли клетки в живой природе имели труды немецких ученых: ботаника М. Шлейдена и зоолога Т. Шванна. Они первыми сформулировали клеточную теорию. Позднее в клеточную теорию добавлялись новые открытия. В 1858 г. немецкий ученый Р. Вирхов обосновал, что все клетки образуются из других клеток путем клеточного деления: «всякая клетка из клетки».

Презентируют по желанию свой ответ.

Янсен

Гук

Левенгук

Бэр

Браун

Шванн и Шлейден

III Заключительная часть

Организует работу по закреплению приемом «горячий стул», корректирует ответы

Горячий стул (Ученики задают ученику вопросы): Все вопросы составляются по таблице

IV Рефлексия

Написать на стикерах

Что труднее всего было делать на уроке?

Какое задание легче всего было выполнять?

Пишут рефлексию по уроку

V Оценивание

Оценивает активных учащихся с коментариями.

Само и взаимооценивание

VI Домашнее задание

Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание: §2, сообщение по ученым на выбор.

infourok.ru

Контрольная работа по теме «Основы учения о клетке» (9 класс)

Итоговое тестирование по теме

«Основы учения о клетке», 9 класс

1 вариант

Часть А

К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.

А1. Наука, изучающая клетку называется

1). Физиологией 3). Анатомией

2). Цитологией 4). Эмбриологией

А2. Какой ученый увидел клетку с помощью своего микроскопа?

  1. М. Шлейден 3). Р. Гук

  2. Т. Шванн 4). Р. Вирхов

А3. Элементарная биологическая система, способная к самообновлению, — это

1). Клеточный центр 3). Подкожная жировая клетчатка

2). Мышечное волокно сердца 4). Проводящая ткань растения

А4. К прокариотам относятся

1). Элодея 3). Кишечная палочка

2) Шампиньон 4). Инфузория-туфелька

А5. Основным свойством плазматической мембраны является

1). Полная проницаемость 3). Избирательная проницаемость

2). Полная непроницаемость 4). Избирательная полупроницаемость

А6. Какой вид транспорта в клетку идет с затратой энергии

1). Диффузия 3). Пиноцитоз

2). Осмос 4). Транспорт ионов

А7. Внутренняя полужидкая среда клетки — это

1). Нуклеоплазма 3). Цитоскелет

2). Вакуоль 4). Цитоплазма

А8. На каком рисунке изображена митохондрия

А9. В рибосомах в отличие от лизосом происходит

1). Синтез углеводов 3). Окисление нуклеиновых кислот

2) Синтез белков 4). Синтез липидов и углеводов

А10. Какой органоид принимает участие в делении клетки

1). Цитоскелет 4) Клеточный центр

2). Центриоль 5). Вакуоль

А11. Гаплоидный набор хромосом имеют

1). Жировые клетки 3). Клетки слюнных желез человека

2). Спорангии листа 4). Яйцеклетки голубя и воробья

А12. В состав хромосомы входят

  1. ДНК и белок 3). РНК и белок

  2. ДНК и РНК 4). Белок и АТФ

А13. Главным структурным компонентом ядра является

1). Хромосомы 3). Ядрышки

2). Рибосомы 4). Нуклеоплазма

А14. Грибная клетка, как и клетка бактерий

  1. Не имеет ядерной оболочки 3). Не имеет хлоропластов

  2. Имеет одноклеточное строение тела 4). Имеет неклеточный мицелий

Часть В

В1. Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки

Особенности строения, функции Органоид

А). Различают мембраны гладкие и шероховатые 1). Комплекс Гольджи

Б). Образуют сеть разветвленных каналов и полостей 2). ЭПС

В). Образуют уплощенные цистерны и вакуоли

Г). Участвует в синтезе белков, жиров

Д). Формируют лизосомы

А

Б

В

Г

Д

Выберите три верных ответа из шести

В2. Дайте характеристику хлоропластам?

1). Состоит из плоских цистерн 4). Содержит свою молекулу ДНК

2). Имеет одномембранное строение 5). Участвуют в синтезе АТФ

3). Имеет двумембранное строение 6). На гранах располагается хлорофилл

В3. Чем растительная клетка отличается от животной клетки?

1). Имеет вакуолиь с клеточным соком

2). Клеточная стенка отсутствует

3). Способ питания автотрофный

4). Имеет клеточный центр

5). Имеет хлоропласты с хлорофиллом

6). Способ питания гетеротрофный

Часть С

Дайте свободный развернутый ответ на вопрос.

С1. Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории?

С2. Какая взаимосвязь существует между ЭПС, комплексом Гольджи и лизосомами?

С3. Какое преимущество дает клеточное строение живым организмам?

С4. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Бактерии гниения относят к эукариотическим организмам. 2). Они выполняют в природе санитарную роль, т.к. минерализуют органические веществ. 3). Эта группа бактерий вступает в симбиотическую связь с корнями некоторых растений. 4). К бактериям также относят простейших. 5). В благоприятных условиях бактерии размножаются прямым делением клетки.

Итоговое тестирование по теме

«Основы учения о клетке», 9 класс

2 вариант

Часть А

К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.

А1. Цитология – это наука, изучающая

1). Тканевый уровень организации живой материи

2). Организменный уровень организации живой материи

3). Клеточный уровень организации живой материи

4) Молекулярный уровень организации живой материи

А2. Создателями клеточной теории являются?

1). Ч.Дарвин и А. Уоллес 3). Р. Гук и Н. Грю

2). Г. Мендель и Т. Морган 4). Т. Шванн и М. Шлейден

А3. Элементарная биологическая система, обладающая способностью поддерживать постоянство своего химического состава, это

1). Мышечное волокно 3). Гормон щитовидной железы

2). Аппарат Гольджи 4). Межклеточное вещество

А4. К прокариотам не относятся

1). Цианобактерии 3). Кишечная палочка

2). Клубеньковые бактерии 4). Человек разумный

А5. Плазматическая мембрана состоит из молекул

1). Липидов 3). Липидов, белков и углеводов

2). Липидов и белков 4). Белков

А6. Транспорт в клетку твердых веществ называется

1). Диффузия 3). Пиноцитоз

2) Фагоцитоз 4). Осмос

А7. Цитоплазма выполняет функции

1). Обеспечивает тургор 3). Участвует в удалении веществ

2). Выполняет защитную функцию 4). Место нахождения органоидов клетки

А8. На каком рисунке изображена хлоропласт

А9. Митохондрии в клетке выполняют функцию

1). Окисления органических веществ до неорганических

2). Хранения и передачи наследственной информации

3). Транспорта органических и неорганических веществ

4). Образования органических веществ из неорганических с использованием света

А10. В лизосомах, в отличие от рибосом происходит

1). Синтез углеводов 3). Расщепление питательных веществ

2). Синтез белков 4). Синтез липидов и углеводов

А11. Одинаковый набор хромосом характерен для

1). Клеток корня цветкового растения

2). Корневых волосков

3). Клеток фотосинтезирующей ткани листа

4). Гамет мха

А12. Место соединения хроматид в хромосоме называется

1). Центриоль 3). Хроматин

2). Центромера 4). Нуклеоид

А13. Ядрышки участвуют

1). В синтезе белков 3). В удвоении хромосом

2) В синтезе р-РНК 4) В хранении и передаче наследственной информации

А14. Отличие животной клетки от растительной заключается в

  1. Наличие клеточной оболочки из целлюлозы

  2. Наличие в цитоплазме клеточного центра

  3. Наличие пластид

  4. Наличие вакуолей, заполненных клеточным соком

Часть В

В1. Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки

Особенности строения, функции Органоид

А). Содержит пигмент хлорофилл 1). Митохондрия

Б). Осуществляет энергетический обмен в клетке 2). Хлоропласт

В). Осуществляет процесс фотосинтеза

Г). Внутренняя мембрана образует складки — кристы

Д). Основная функция – синтез АТФ

А

Б

В

Г

Д

Выберите три верных ответа из шести

В2. Дайте характеристику комплексу Гольджи

1). Состоит из сети каналов и полостей

2). Состоит из цистерн и пузырьков

3). Образуются лизосомы

4). Участвует в упаковке веществ

5) Участвует в синтезе АТФ

6). Участвует в синтезе белка

В3. Выберите три признака прокариотической клетки?

1). Имеется ядро

2). Клеточная стенка представлена муреином или пектином

3). Наследственный аппарат располагается в цитоплазме клетки

4) Имеет клеточный центр

5). Имеет хлоропласты с хлорофиллом

6). В цитоплазме располагаются рибосомы

Часть С

Дайте свободный развернутый ответ на вопрос.

С1. Проанализируйте рисунок, на котором изображены различные эукариотические клетки. О чем Вам говорит предложенная в нем информация?

С2. Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?

С3. Сравните между собой одноклеточный и многоклеточный организм. Кто из них имеет преимущество и в чем оно выражается?

С4. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1). Все бактерии по способу питания являются гетеротрофами. 2). Азотфиксирующие бактерии обеспечивают гниение мертвых органических веществ в почве. 3). К группе азотфиксаторов относят клубеньковых бактерий. 4). Бобовые растения за счет поступающих в их клетку связанного азота синтезируют белок. 5). Группа сапротрофных бактерий используют для метаболизма энергию от окисления неорганических соединений, поступающих в клетки из среды.

Ответа на тесты

1 вариант

Часть А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

2

3

2

3

4

4

4

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

3

2

4

4

1

1

3

Часть В

В1

В2

В3

22121

346

135

Часть С

С1. Клеточная теория – свидетельство того, что растения и животные имеют единое происхождение. Клеточная теория послужила одной из предпосылок возникновения теории эволюции Ч. Дарвина.

С2. Синтезированные на мембранах ЭПС белки. Полисахариды, жиры транспортируются к комплексу Гольджи, конденсируются внутри его структур и «упаковываются» в виде секрета, готового к выделению. Здесь же формируются и лизосомы, участвующие во внутриклеточном пищеварении.

С3. Каждая клетка выполняет отдельную функцию и при повреждении одной клетки- других этот процесс не затрагивает и функционирование клеток не прекращается.

С4. 1). Бактерии относятся к прокариотическим организма. 3) Эта группа бактерии не вступает в симбиотическую связь с корнями некоторых растений, эта свойство характерно для клубеньковых (азотфиксирующих) бактерий. 4) Простейшие организмы относятся к одноклеточным организмам.

2 вариант

Часть А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

3

4

1

4

2

2

4

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

4

1

3

4

2

2

2

Часть В

В1

В2

В3

21211

234

236

Часть С

С1. На данном рисунке изображены различные эукариотические клетки как одноклеточных, так и многоклеточных растений и животных. Типичной клетки в природе не существует, но все эукариотические клетки гомологичны, и у тысяч различных типов клеток можно выделить общие черты строения. Каждая клетка состоит из неразрывно связанных между собой частей: плазматической мембраны, ядра и цитоплазмы с органоидами.

С2. Разное количество митохондрий в клетках связано с количеством энергии АТФ, которое затрачивается на выполнение органом работы. Исходя из анализа данных можно сделать вывод, что большая работа выполняется сердцем.

С3. Одноклеточный организм исполняет все функции, присущие целому организму. Поэтому гибнет клетка-гибнет весь организм. У многоклеточного организма клетки специализированы по своим функциям и гибель клетки не вызывает гибели целого организма.

С4. 1). Для бактерий характерны не только гетеротрофный, но автотрофный способы питании. 2) Азотфиксирующие бактерии являются симбионтами. 5) Сапротрофные бактерии являются гетеротрофами, а не автотрофами.

infourok.ru

Конспект урока с презентацией по биологии «Цитология

Борисова А.В. учитель биологии МБОУ «Гимназия №3» г. Белгорода

Тема: Введение в цитологию.

Урок Цитология – наука о клетке

Цели:

  1. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.

  2. Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.

  3. Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности.

  4. Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности.

  5. Организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся, организовать деятельность учащихся по коррекции своих знаний и способов деятельности.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ладошки – проверка готовности к работе

  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Выберите правильный ответ

  1. Кто из ученых первым оценил значение увеличительного прибора голландского шлифовальщика стекол Захарии Янсена и применил его для исследования срезов растительных и животных тканей?

а) Роберт Гук; б) Антони ван Левенгук; в) Уильям Гарвей; г) Карл Бэр

  1. Кто из ученых впервые описал бактерии?

а) Роберт Гук; б) Антони ван Левенгук; в) Уильям Гарвей; г) Карл Бэр

  1. Какая наука изучает строение клеток?

а) анатомия; б) цитология; в) генетика; г) ботаника

Что связывает все эти вопросы? Какую область науки биологии мы начинаем изучать? Как назовем наш сегодняшний урок?

  1. Усвоение новых знаний и способов действия.

В 1665 г изучив срез пробки, Р.Гук обнаружил структуры, похожие по строению на пчелиные соты и назвал их ячейками или клетками. С тех пор этот термин прочно утвердился в биологии.

Примерно в тоже время Левенгук усовершенствовал микроскоп и смог наблюдать живые клетки под увеличением более чем в 200р.

Еще до открытия клетки, в середине 17 в, известный английский врач Уильям Гарвей предположил, что все живые организмы развиваются из яйца. Это предположение блестяще доказал российский ученый Карл Максимович Бэр, который обнаружил яйцеклетку млекопитающих.

Роберт Броун обнаружил в растительной клетке сферическую структуру, которую назвал ядром.

Шлейдон (1838) и Шван (1839) годы сформулировали основные положения клеточной теории. Но у них было ошибочное положение, что клетки возникают из первичного неклеточного вещества. Вирхов в 1858 году доказал, что все клетки образуются из других клеток путем клеточного деления.

Основные положения клеточной теории.

1. Клетка является структурной единицей всего живого, так как все живые организмы состоят из клеток (исключение — вирусы).

2. Клетка является функциональной единицей всего живого, так как проявляет весь комплекс жизненных функций.

3. Клетка является единицей развития всего живого, так как новые клетки образуются только в результате деления исходной (материнской) клетки.

4. Клетка является генетической единицей всего живого, так как содержат информацию о развитии всего организма.

5. Клетки всех организмов сходны по химическому составу, строению и функциям.

Каждое положение учащиеся должны доказать.

По определению Ф.Энгельса, клеточная теория, закон превращения энергии и эволюционная теория Ч.Дарвина являются тремя величайшими открытиями естествознания 19 века. Почему?

Когда впервые вы познакомились со строением клетки? В 9 классе мы уже начинали изучать цитологию, строение клетки. Этому вопросу уделяли большое внимание при подготовки к ГИА. Давайте проверим, насколько прочными стали ваши знания.

Работа с утверждениями. Метод Да-нетка.

Структурной единицей растительного организма является ткань.

Нет

Основными частями клетки является мембрана и ядро

Нет, еще цитоплазма

Цитоплазма – это внутренняя среда клетки, вязкое полужидкое вещество

Да

Роль клеточной мембраны – участие в процессе фотосинтеза

Нет

Хромосомы находятся в ядре

Да

Ядро – важнейшая и самая крупная часть клетки

Да

Информация о клетке и об организации в целом записана в нуклеиновых кислотах

Да

В состав хромосом входят углеводы

Нет

Растительная и животная клетка имеют одинаковое строение

Нет

Лабораторная работа «Изучение микроскопических препаратов растительной и животной клетки».

Цель? Рассмотреть растительную и животную клетку и сравнить.

Вывод – отличие растительной и животной клетки.

Физкультминутка.

Для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.

Просмотр мультимедийных приложений растительной и животной клетки

  1. Первичная проверка понимания изученного.

Работа с электронным конспектом.

  1. Применение знаний и способов действия.

Подготовка к ЕГЭ.

Характеристика блока 2.

Работа с инструктивными картами – В-1- все вместе, в-2 самостоятельно (на дом)

В-1

В-2

1.

3

1.

2

2.

1

2.

4

3.

1

3.

4

4.

1

4.

1

5.

2

5.

4

А 2 Клеточная теория. Многообразие клеток.

  1. Какие организмы относятся к эукариотам?

  1. Вирусы

  2. Бактрии

  3. Грибы

  4. Синезеленые водоросли

  1. Какие из перечисленных организмов НЕ имеют клеточного строения?

  1. Вирусы

  2. Бактерии

  3. Грибы

  4. Растения

  1. Какой из организмов относится к одноклеточным?

  1. Кишечная палочка

  2. Пеницилл

  3. Вирус табачной мозаики

  1. Все живые организмы, кроме вирусов, состоят из клеток, поэтому клетку называют …

  1. Структурной единицей всего живого

  2. Функциональной единицей всего живого

  3. Генетической единицей всего живого

  4. Единицей развития всего живого

  1. Кто открыл одноклеточные организмы?

  1. Роберт Гук

  2. Антон ванн Левенгук

  3. Маттиас Шлейден и Томас Шванн

  4. Рудольф Вирхов

В-2

  1. Какие организмы относятся к прокариотам?

  1. Вирусы

  2. Бактерии

  3. Грибы

  4. Лишайники

  1. Какая из клеточных структур характерна для всех эукариотических организмов?

  1. Пластиды

  2. Клеточная стенка

  3. Центриоли

  4. Ядро

  1. Клетки каких организмов НЕ имеют клеточной стенки?

  1. Бактерий

  2. Грибов

  3. Растений

  4. Животных

  1. Какой из организмов относится к многоклеточным?

  1. Ламинария

  2. Инфузория-туфелька

  3. Дрожжи

  1. Кто доказал, что все клетки образуются из других клеток путем клеточного деления?

  1. Роберт Гук

  2. Антони ванн Левенгук

  3. М.Шлейден и Т.Шванн

  4. Рудольф Вирхов

На какие вопросы надо обратит внимание при подготовке к этому вопросу?

Сравнение про- и эукариотических клеток, клеточная теория – клетка как структурная и функциональная единица живого. Особенности бактериальной клетки – наличие кольцевой молекулы. Желающие могут после урока взять на электронный носитель презентацию практикум и интерактивную лабораторную работу по изучению строения клетки

  1. Информация о домашнем задании.

Чтобы лучше усвоить знания, надо попробовать самим объяснить их. Давайте создадим информационный ресурс по теме цитология – наука о клетке. Давайте придумаем сказку для шестиклассников, чтобы им было легче разобраться во всех премудростях этой науки. Для интереса давайте придумаем, какого персонажа возьмем в качестве помощника по нашему веб-сайту. Какие станции можно включить в наш интернет-ресурс?

Алгоритм выполнения домашнего задания 

I этап. Индивидуальная работа.

Срок выполнения – первый урок биологии после каникул

1 шаг – Совершить путешествие по клетке совместно с придуманным персонажем.

2 шаг – На своей станции придумать «Ситуация…», «Встреча с …», «Рабочая тетрадь» и т. д.

3 шаг – На станции «Возвращение …» оказать … помощь для возвращения его домой. Для этого необходимо предложить выполнить задания, которые и необходимо разрвботать.

II этап. Групповая работа.

Срок выполнения – в течение двух недель после каникул – до 20 ноября

4 шаг. Войти в состав группы и выполнить творческое задание.

Группа «Историки». Подготовить презентационный материал «История изучения клетки».

Группа «Сказочники». Сочинить сказку с новым персонажем.

Группа «Ученые». Составить таблицу «Отличительные особенности клеток». Объект изучения – клетки животных, растений, грибов, бактерий, простейших (амеба обыкновенная)

III этап. Оценочно – рефлексивный.

5 шаг. Оценить выполнение заданий групп (кроме своей).

На завтрашний урок, напоминаю, у вас было задание – подготовить мини-проект о химических элементах клетки. Эти мини-проекты должны иметь интересные названия, раскрывающие суть содержания, вы должны поставить цели и задачи ваших мини-проектов, обосновать актуальность, рассмотреть значение элемента для организма человека, что происходит при избыточном и недостаточном количестве этого элемента в организме.

  1. Подведение итогов занятия.

  2. Рефлексия.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *