cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Аграрная реформа столыпина тест 9 класс – Тест Реформы Столыпина (9 класс) по истории с ответами

Тест по истории России на тему: «Реформы Столыпина»

Тема: Реформы Столыпина

Вариант 1.

1.Аграрная программа П.А. Столыпина предусматривала такие меры, как:

А) ликвидация помещичьего земледелия;

Б) широкое развитие кооперативного движения;

В) свободный выход крестьян из общины;

Г) переселение крестьян за Урал

Д) запрещение свободной купли — продажи земли

Ответ: В.Г

2. Главная цель указа от 9 ноября 1906 г. Состояла в:

А) отвлечении внимания крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель;

Б) превращении России в правовое государство;

В) формировании рыночных отношений аграрном секторе

Ответ: А

3.Аграрная реформа П.А.Столыпина была направлена на:

А) разрушение общинной психологии русского крестьянства;

Б) формирование широкого слоя мелких буржуазных собственников

В) ликвидацию крупных земельных собственников

Ответ: Б

4. Русские крестьяне не хотели выходить из общины:

А) из-за отсутствия государственной поддержки индивидуальных хозяйств

Б) род воздействием революционной пропаганды ;

В) в силу сложившихся психологических стереотипов

Ответ: В

5.Столыпин был категорически против идеи принудительного отчуждения части помещичьих земель, так как:

А) сам был крупным помещиком;

Б) по его мнению, эта идея противоречила нормам правового государства;

В) считал, что реализация этой идеи приведет к бесконечным переделам собственности.

Ответ: В

6. Льготами, предоставляемыми крестьянам-переселенцам, были:

А) освобождение от воинского призыва;

Б) денежное пособие;

В) Бесплатное предоставление техники;

Г) право беспошлинной торговли на внешнем рынке

Ответ: А,Б

7. Укажите, какие термины соответствуют следующим определениям:

А) форма организации производства и труда, основанная на групповой собственности, форма связей между предприятиями, занятыми совместными производством определенной продукции;

Б) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне;

В) участок земли, выделенный крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок

1) хутор 2) кооперация 3) отруб

Ответ:

Вариант 2.

1. В ходе столыпинской аграрной реформы крестьяне выдвинули такую форму самоорганизации ,как:

А) волостные крестьянские советы;

Б) Всероссийский крестьянский союз;

В) сельскохозяйственные кооперативы

Ответ: В

2.После введения военно-полевых судов ( указ от 19 августа 1906 г) современники стали называть виселицы « столыпинскими галстуками» .

Автором этого выражения был:

А) депутат Государственной думы кадет Ф.И.Родичев;

Б) лидер большевиков В.И.Ленин

В) отставной премьер-министр С.Ю.Витте

Ответ: А

3. Аграрную реформу Столыпина поддержала партия:

А) социал-революционеров;

Б) «Союз 17 октября»

В) « Союз русского народа»

Ответ: Б

4. Николай II перестал поддерживать Столыпина, поскольку:

А) увидел в его начинаниях угрозу самодержавной власти;

Б) опасался оказаться в тени яркой фигуры министра;

В) был против разрушения крестьянской общины;

Ответ: А

5. Террористический акт против П.А.Столыпина совершил:

А) Е.Ф.Азеф

Б) Д.Г.Богров

В) Б.В.Савинков

Ответ: Б

6. Председателем Совета министров после гибели Столыпина стал:

А) И.Л.Горемыкин

Б) В.Н.Коковцев

В) Б.В.Штюмер

Ответ: Б

7. Укажите, какие термины соответствуют следующим определениям:

А) форма организации производства и труда, основанная на групповой собственности, форма связей между предприятиями, занятыми совместными производством определенной продукции;

Б) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне;

В) участок земли, выделенный крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок

1) хутор 2) кооперация 3) отруб

Ответ:

kopilkaurokov.ru

Аграрная реформа П.А. Столыпина (9, 11 классы).

Урок в 9, 11 классах

Аграрная реформа П.А. Столыпина

Цели и задачи:

Раскрыть сущность аграрной реформы, её особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрной политики.

Сформировать навыки работы с источниками, установления причинно-следственных связей, изложения собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога.

Оборудование:

Портрет П.А. Столыпина

Раздаточный материал (документы, схемы).

План урока:

  1. Первый думский опыт

  2. Программа П.А. Столыпина

  3. Аграрная реформа

Введение.

I. Первый думский опыт.

Учитель сообщает, что на рубеже XIX-XX веков быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые трудности.

В марте 1906 г. – был созван Первая Государственная Дума. Она был сформирована из большего числа кадетов. Многие партии в выборах не участвовали. Их целью являлось продолжение политических преобразований. (Запись в тетрадях).

Основные требования:

— введение всеобщих выборов

— отмена всех ограничений на законодательную деятельность Думы

— ответственность правительства не перед царем, а перед Думой

— упразднение Государственного Совета

— разработка аграрной реформы и т.д.

Но Государственная Дума не нашла поддержки, и правительство её распустила.

9 июля 1906 г. – I Государственная Дума была распущена. (Запись в тетрадях.)

Не заставила себя долго ждать и II Государственная Дума. Выборы происходили по несколько измененным правилам. Рабочие и крестьяне в ней не участвовали.

20 февраля 1907 г. – была созвана II Государственная Дума. В её состав вошли уже представители правых партий, а численность кадетов уменьшалось. Она носила антиправительственный характер, и вскоре тоже была распущена.

3 июня 1907 г. – II Государственная Дума была распущена. (Запись в тетрадях). Это день назвали государственным переворотом, и считается концом революции 1905-1907 гг.

II. Программа П.А. Столыпина

Пётр Аркадьевич Столыпин начал свой карьерный рост с министра внутренних дел до премьера-министра России.

Просмотр портрета на с.46

Перед ним стояла двойная задача: 1) беспощадная борьба с кровавыми проявлениями революции

2) проведение реформ.

Столыпин окончил физико-математический факультет Петербургского университета, хорошо знал деревенскую жизнь. Кроме того, он был прекрасным оратором. 26 апреля 1906 г. его назначают министром внутренних дел, а 9 июля 1906 г. – председателем Совета министров.

25 августа 1906 г. – в газетах вышли 2 документа: программа мер по преобразованиям в различных областях и закон о военно-полевых судах.

В её основу входили:

1) обеспечение неприкосновенности личности и гражданского равноправия;

2) улучшение крестьянского землевладения

3) улучшение быта рабочих

4) реформа школы

5) введение подоходного налога и др.

Вопросы учащимся:

1.Какая из проблем особо остро стояла на данном этапе?

2.Каие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики? (Крестьянская община, отрезки, выкупные платежи, помещичье землевладение, малоземелье крестьян)

Обобщение ответов и вывод преподавателя: формы эксплуатации крестьян помещиками и государством продолжают сохраняться.

Проверка выполнения опережающего задания.

Учитель: Готовясь к уроку, вам было предложено заполнить таблицу на тему: «Взгляды участников новых политических партий, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса».

Предлагаемое выполнение (табл. 1)

Политические партии

Продолжения по решению аграрного вопроса

Большевики

Возвратить крестьянам отрезанные в 1861 г. земли, отменить выкупные платежи и возвратить ранее выплаченные выкупные суммы, в перспективе возможна полная национализация земель.

Кадеты

Отчуждение частновладельческих земель за счёт государства по «справедливой», но не рыночной цене и передача их малоземельным крестьянам.

Эсеры

Социализация, т.е. отчуждение частновладельческих земель, и передача их в общины на началах уравнительного землепользования.

Вопрос: Как правительство отреагировало на данные проекты? (Все проекты были отвергнуты государством)

Учитель: Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.

9 июля 1906 г. Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив её в участии в революции.

Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министра внутренних дел.

24 августа 1906 г. была опубликована Правительственная программа, состоящая из двух частей. Основное внимание П.А. Столыпина было обращено на осуществление аграрной реформы.

Мотивация на новую тему. Постановка проблемы.

Учитель: Имя П.А. Столыпина всегда вызывало и вызывает споры, втягивает нас в круговорот пристрастных оценок.

Недавно на телешоу «Имя России» П.А. Столыпин занял второе место среди самых популярных деятелей.

В ноябре 2006 г. отмечалось 100-летие со дня аграрной реформы П.А. Столыпина.

Почему эти реформы не были осуществлены, и так трагично сложилась судьба их автора?

Почему Пётр Аркадьевич остался реформатором-одиночкой?

Актуальна ли проблема тема сегодня?

Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить в процессе изучения данной темы.

Объявление темы, раздела учебника, запись в тетради. Ознакомление с планом и изучения нового материала.

План изучения новой темы:

1.Цели реформы

2. Основные мероприятия и осуществление реформы.

3. Итоги и значение реформ.

Основная часть:

Сообщение учащегося о государственном деятеле – П.А. Столыпине.

Вопрос и задание:

1.Какую современную проблему затрагивает судьба реформ Столыпина?

(Работа с документами § 9 с.48).

2. На основании высказываний Столыпина определить цели реформы

Устные ответы учащихся

Запись выводов в тетради.

  1. «Успокоение» страны, отвлечение крестьян от индивидуального отчуждения помещичьих земель.

  2. Создание социальной опоры самодержавия в лице зажиточных крестьян

Модернизация страны

Учитель (делает вывод). Таким образом, конечная цель – экономически сильная Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело будущее России, был аграрный вопрос.

Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 г.

Запись даты в тетрадь: 9 ноября в 1906 г. – начало реформы Столыпина.

Работа с документом №3. Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 г.

Вопрос:

Почему с этим Указом связано начало реформы? (Предоставил право крестьянам выходить из община и разрешил передачу земли в личную собственность).

Работа с § 9 учебника (по группам):

I группа. Охарактеризовать причины и последствия разрушения крестьянской общины.

II группа. Переселенческая политика

III группа. Крестьянский вопрос: кооперация

Выступление представителей групп.

Работа с понятиями

Запись в тетрадях.

Хутор – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни на этот участок.

Отруб – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне.

Ответы учеников:

Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков. Как говорил Столыпин: «Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных».

Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.

Избавить крестьян от малоземелья позволяла переселенческая политика.

Учитель: Попробуем разобраться, какие результаты имела реформа.

Результаты аграрной политики

Создание новых форм землевладения и землепользования

Переселение крестьян

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г. – 10 % всех крестьянских хозяйств). Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений). Рост экспорта хлеба

Община не разрушена. Из неё вышло лишь 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами.

За Урал переселилось более 3 млн крестьян. Освоено 30 млн десятин целинных земель. Развивались кооперативные формы хозяйствования.

Проблема малоземелья не было решена. От 0,5 до 1 млн крестьян вернулись назад. В местах переселения возникли конфликты с местным населением.

Подведение итогов

Учитель: П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся не скоро: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».

Однако его начинания не имели широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин фактически остался реформатором-одиночкой.

Ответы учащихся на проблемные вопросы, поставленные к данному уроку.

Учитель: Скажите, как вы считаете, реформаторские начинания П.А. Столыпина актуальны и сегодня? (Сегодня в очередной раз делаются попытки решить вопрос о земле, идеи Столыпина снова выходят на первый план.)

Вывод: В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряжённости ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы была необходима готовность к ней общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, а интеллигенция и предприниматели считали их недостаточными.

Закрепление:

1 вариант – выписать из привёденной таблицы 2 положительные результаты реформы;

2 вариант – отрицательные.

Д/з: §9. Изучить понятия, даты

infourok.ru

Тест с ответами: «Реформы П.А. Столыпина»

1. Политический режим называется третьеиюньским:
а) по дате выпуска нового избирательного закона +
б) по названию обращения Столыпина к депутатам Думы
в) по дате создания нового законодательного органа

2. Программа реформ Столыпина:
а) не была проведена
б) была проведена лишь частично +
в) была реализована полностью

3. К положениям аграрной реформы Столыпина не относится:
а) замена общинного землепользования частным землевладением
б) выход крестьян из общины
в) частичный передел помещичьих земель +

4. Преимущественно из общины выходили:
а) бедняки и кулаки +
б) середняки
в) все категории крестьянских хозяйств в равных долях

5. Основными территориями переселения были:
а) Крым, Бессарабия
б) Украина, Белоруссия
в) Сибирь, Дальний Восток +

6. Выберите правильное утверждение: Целью аграрной реформы Столыпина было:
а) усиление общины
б) создание индивидуальных крестьянских хозяйств +
в) уравнительное землепользование крестьян

7. Целью переселенческой политики Столыпина является:
а) развитие общинного землевладения на окраинах России
б) обмен опытом ведения хозяйства
в) уничтожение крестьянского малоземелья без передела помещичьих земель +

8. Столыпин оказался “одиноким реформатором”, так как:
а) для властей его реформы были радикальными, а для народа – недостаточны +
б) общество устало от постоянных реформ
в) власти боялись его авторитета, а общество – диктаторских наклонностей

9. Премьер-министр правительства с 1906 г.:
а) Муромцев
б) Витте
в) Столыпин +

10. Столыпин находился на посту премьер-министра до:
а) 1910 г.
б) 1911 г. +
в) 1912 г.

11. Какую должность занимал Столыпин, когда проводил свои реформы:
а) министр внутренних дел, председатель Совета Министров +
б) премьер-министр правительства
в) губернатор Саратовской области

12. К какому году относится начало проведение реформ Столыпиным:
а) 1905 г.
б) 1906 г. +
в) 1904 г.

13. Какую реформу Столыпина можно назвать главной среди серии его реформ:
а) аграрную реформу +
б) реформу в области просвещения
в) реформу местного самоуправления

14. Что такое отруб:
а) участок земли, выделенный крестьянину при условии его переселения в Сибирь
б) участок земли, выделенный крестьянину в Сибири
в) участок земли, выделенный крестьянину, вышедшему из общины с сохранением его двора в деревне +

15. По аграрной реформе из общины вышло:
а) около 25% крестьянских хозяйств +
б) 80% крестьянских хозяйств
в) 50% крестьянских хозяйств

16. Найдите лишнее среди последствий реформы:
а) ускорение процесса расслоение крестьян
б) экономические отношения с другими государствами прекратились +
в) снятие ограничения для развития капитализма в деревне

17. Реформа способствовала:
а) обогащению только лишь правящей элиты
б) усилению авторитета монарха
в) развитию страны по пути модернизации +

18. Главная цель указа от 9 ноября 1906 г. состояла в:
а) превращении России в правовое государство
б) отвлечении внимания крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель +
в) формировании рыночных отношений аграрном секторе

19. Аграрная реформа Столыпина была направлена на:
а) разрушение общинной психологии русского крестьянства
б) ликвидацию крупных земельных собственников
в) формирование широкого слоя мелких буржуазных собственников +

20. Русские крестьяне не хотели выходить из общины:
а) из-за отсутствия государственной поддержки индивидуальных хозяйств
б) в силу сложившихся психологических стереотипов +
в) под воздействием революционной пропаганды

21. Столыпин был категорически против идеи принудительного отчуждения части помещичьих земель, так как:
а) считал, что реализация этой идеи приведет к бесконечным переделам собственности +
б) по его мнению, эта идея противоречила нормам правового государства
в) сам был крупным помещиком

22. Льготами, предоставляемыми крестьянам-переселенцам, были:
а) право беспошлинной торговли на внешнем рынке
б) освобождение от воинского призыва, денежное пособие +
в) бесплатное предоставление техники

23. В ходе столыпинской аграрной реформы крестьяне выдвинули такую форму самоорганизации, как:
а) Всероссийский крестьянский союз
б) волостные крестьянские советы
в) сельскохозяйственные кооперативы +

24. После введения военно-полевых судов ( указ от 19 августа 1906 г) современники стали называть виселицы “столыпинскими галстуками”. Кто автор этого выражения:
а) отставной премьер-министр Витте
б) депутат Государственной думы кадет Родичев +
в) лидер большевиков Ленин

25. Аграрную реформу Столыпина поддержала партия:
а) “Союз русского народа”
б) социал – революционеров
в) “Союз 17 октября” +

26. Николай II перестал поддерживать Столыпина, поскольку:
а) опасался оказаться в тени яркой фигуры министра
б) увидел в его начинаниях угрозу самодержавной власти +
в) был против разрушения крестьянской общины

27. Террористический акт против Столыпина совершил:
а) Азеф
б) Савинков
в) Богров +

28. Председателем Совета министров после гибели Столыпина стал:
а) Горемыкин
б) Штюмер
в) Коковцев +

29. В каком году был убит Столыпин:
а) 1911 +
б) 1910
в) 1912

30. Город, где был смертельно ранен Столыпин:
а) Орёл
б) Киев +
в) Москва

liketest.ru

Урок по истории в 9 классе на тему: «Столыпинская реформа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4

Столыпинская аграрная реформа

урок истории в 9 классе

Учитель

Муратова Елизавета Абрамовна

Город-курорт Кисловодск

2017

Урок в 9 классе МБОУ лицей №4 города-курорта Кисловодска по теме «Столыпинская аграрная реформа»

«Дайте государству двадцать лет покоя,

внутреннего и внешнего,

и вы не узнаете нынешней России!»

П.А. Столыпин

Цели урока

— проанализировать цели и ход аграрной реформы П.А. Столыпина;

— проследить изменения в политической системе Российской империи после принятия «Основных государственных законов» 1906 г.;

— раскрыть причины проведения аграрной реформы, ее цели и сущность;

— продолжить формирование знаний о развитии капитализма в сельском хозяйстве России, о путях решения аграрного вопроса, в том числе и на территории Ставропольского края;

— совершенствовать навыки учащихся:

  • по отбору информации и работе с историческими источниками, картой;

  • самостоятельно ставить учебные задачи;

— систематизировать знания учащихся о причинах реформы и ее результатах;

— создать образ П.А.Столыпина – государственного деятеля, реформатора, показать его роль в политической стабилизации страны.

Оборудование:

— настенная карта «Россия в начале XX века»

— портреты П.А. Столыпина, Николая II

— ксерокопии материалов о реформах П.А. Столыпина

— мультимедийное оборудование, проекты-презентации учащихся

План

изучения нового материала

  1. Цели аграрной реформы.

  2. Сущность аграрной реформы. Основные мероприятия.

  3. П.А. Столыпин как государственный деятель.

  4. Проведение и результаты аграрной реформы:

— в целом по стране,

— на территории нашего края.

Планируемые результаты урока:

1. Личностные:

— воспитание уважительного отношения к реформаторам и политическим деятелям России;

— формирование гражданской идентичности гражданина России, умеющего вести диалог, отстаивать свою точку зрения, достигать взаимопонимания.

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

— формировать навыки работы с источниками разных типов – умению отбирать и анализировать полученную информацию;

б) регулятивные УУД:

— научиться определять цели и задачи, планировать свою проектную деятельность;

в) коммуникативные УУД:

— творческое сотрудничество в парах, группах;

— учиться умению вести диалог, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к точке зрения своих оппонентов.

3. Предметные:

— выяснить сущность аграрного вопроса в России;

— разъяснить основные исторические понятия и термины урока;

— характеризовать основные положения столыпинской аграрной реформы, ее итоги;

— охарактеризовать П.А. Столыпина как политического деятеля, реформатора России начала XX в.

Вводное слово учителя:

В 2008-2009 году в России был проведен телевизионный конкурс – кто из руководителей государства, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры наиболее достоин называться «Имя — Россия»

В третьем туре конкурса из 500 претендентов, выдвинутых народом, второе место после Александра Невского занял Петр Аркадьевич Столыпин.

Почему судьба этого выдающегося деятеля интересует нас, несмотря на то, что прошло более 100 лет со дня его трагической гибели?

В конце XIX – начале XX вв. самой острой проблемой в нашей стране была аграрная. Малоземелье в центральной России, выкупные платежи, нищета крестьян.

Реформа Столыпина П.А. явилась продолжением модернизации экономики, начатой Витте С.Ю.

9 ноября 1906 г. был подписан главный законодательный акт реформы – указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования, который провозгласил право крестьян на закрепление в собственность их надельных земель».

Обсуждение вопросов плана урока

1. Для выявления целей аграрных преобразований учащиеся работают с фрагментами выступлений П.А. Столыпина

Документ 1

«Дикая полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боящаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять собой горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу».

Документ 2

«Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как безысходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе. Единоличное хозяйство мелких собственников – основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий».

Документ 3

«Главное богатство и мощь государства не в казне и в казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении».

Вопрос 1 (цели аграрной реформы) формулируется и обсуждается классом коллективно

Цели реформы:

1. Снижение социальной напряженности на селе. «Успокоение страны».

2. Создание земельных собственников – опоры монархии.

3. Продолжение процесса модернизации.

2. Сущность аграрной реформы и основные ее направления

Учащиеся, работая в группах выявляют, анализируют текст учебника и ксерокопию документа:

Из указа Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 г. (извлечения)

«Манифестом Нашим от 3 ноября 1905 г. взимание с крестьян выкупных платежей на надельные земли отменяется с 1 января 1907 г. С этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяйств, переходящих к личному землевладению, участков из мирского надела…

  1. Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

  2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет… за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки общинной земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании.

  3. В обществах, в коих в течение 24-х лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование…

  1. Каждый домохозяин… имеет право… требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту».

В сотрудничестве с учителем учащиеся формулируют основные направления реформы:

  1. Разрушение общины;

  2. Создание хуторов и отрубов;

  3. Создание слоя крестьян-единоличников;

  4. Деятельность Крестьянского банка;

  5. Переселенческая политика;

  6. Развитие крестьянских кооперативов;

  7. Государственная помощь крестьянским хозяйствам.

Уточняем определения новых понятий:

Хутор – это обособленная крестьянская усадьба, находящаяся на земельном участке, выделенном из общинной земли в единоличную крестьянскую собственность.

Отруб — это земельный участок, выделенный из общинной собственности в единоличную крестьянскую собственность, но без переноса на этот участок коренной усадьбы.

Переселенческая политика раскрывается с опорой на карту.

3. Заранее подготовленные ученические сообщения (опережающие задания):

«П.А. Столыпин: курс на политическую стабильность и реформирование российской деревни»

Краткая биографическая справка о Столыпине П.А., его политических убеждениях и деятельности на посту главы правительства, его личных качествах. Трагическая гибель от рук террориста в сентябре 1911 г.

Вопросы к классу:

  1. Как вы понимаете высказывания П.А. Столыпина «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия», «Дайте государству двадцать лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!»

  2. Что конкретно было предпринято правительством П.А. Столыпина для стабилизации политической обстановки в стране?

Беседа с классом. Ученики активно обсуждают поставленные вопросы, высказывают свою точку зрения.

4. Проведение и результаты аграрной реформы по стране, в Ставропольском крае

Дать характеристику мероприятий реформы на основании источников. Учащиеся используют раздаточный материал.

Работа с документами.

Документ 1.

Из письма П.А. Столыпина Николаю II: «Жажда земли, аграрные беспорядки сами по себе указывают на те меры, которые могут вывести крестьянское население из настоящего ненормального положения. Единственным противовесом общинному началу является единоличная собственность».

Документ 2.

Из указа «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», 9 ноября 1906 г.:

«Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли… имеет право требовать, чтобы общество выделило ему… соответствующий участок, по возможности к одному месту».

Документ 3.

Из речи П.А. Столыпина перед депутатами Государственной думы, март 1907 г.: «Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крестьянину… освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни… Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не отжила… пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьян к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека…»

Документ 4.

Из речи П.А. Столыпина перед депутатами государственной думы, ноябрь, 1907 г.: «Не беспорядочная раздача земель… а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».

Вопросы и задания к документам:

  1. Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина?

  2. Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает Столыпин?

  3. Какова процедура выделения из общины?

Используя информацию, содержащуюся в учебнике, схемах, документах, учащиеся заполняют таблицу

Результаты аграрной политики П.А. Столыпина

Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г. 10 % всех крестьянских хозяйств).

Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовой сбор зерна вырос в 1,7 раза).

Совершенствование агротехники (использование машин, удобрений).

Рост экспорта хлеба.

Община не была разрушена. Из нее вышло 25 % крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие.

Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни.

Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы).

К противоречию между крестьянством и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами.

Итоги претворения в жизнь аграрного законодательства П.А. Столыпина

Вопросы к учащимся:

  1. Сформулируйте результаты реформы

  2. Сделайте вывод об итогах реформы

Сообщения учащихся о проведении столыпинских аграрных реформ в нашем крае – Ставропольской губернии (опережающие задания) (извлечения).

Столыпинское аграрное законодательство, целью которого было разрушение общины и создание земельных собственников из числа богатых крестьян, сыграло большую роль в перестройке экономики и социальных отношений на Ставрополье. Развитие капитализма в России пришло в явное противоречие с феодальным землевладением. Поэтому вопрос о коренных реформах поземельных отношений стал важнейшим в дальнейшем развитии страны.

Разрушить общину и создать значительный слой частных земельных собственников, которые обеспечили бы необходимый прирост сельскохозяйственной продукции, П.А. Столыпин пытался с помощью трех экономических рычагов: землеустройства крестьян, деятельности Крестьянского поземельного банка и переселения земледельцев на неосвоенные территории.

Наибольшее развитие в стране реформа получила в районах значительного развития аграрного капитализма. Именно таким районом и являлась Ставропольская губерния.

Тяга к выходу из общины на Ставрополье была большей, чем в целом по стране. Заявления о закреплении земли в единоличное владение подали почти половина крестьянских дворов. Однако политика насильственного разрушения общины наталкивалась на сопротивление крестьянских масс. Борьба между общинниками и «выделенцами» выразилась в том, что только 1/7 часть из них получили согласие сельских обществ на выдел. На Ставрополье большее распространение получили отруба, так как строить отдельную новую усадьбу часто было невозможно из-за отсутствия источников воды.

Землеустроительные работы на Ставрополье велись в масштабах, намного превышающих средние показатели по стране. Но и здесь более 4/5 надельных земель осталось в сельских общинах. Однако условия пользования землей в общинах ухудшились, так как лучшие земли были выделены хуторянам и отрубникам.

Столыпинские реформы дали толчок обезземеливанию части ставропольского крестьянства. Показательна в этом отношении судьба жителей с. Канглы. Получив в собственность закрепленные за ними наделы, бедные ногайцы стали усиленно продавать их и своим кулакам, и немецким колонистам, и иногородним, и даже жителям городов. Распродажа земли продолжалась несколько лет. Скупщики наживали на этом большие капиталы. В обход всех ограничений они скупали по нескольку десятку наделов.

Отрицательное отношение крестьян к выделению на хутора и отруба видно из той неприязни, которую проявляли крестьяне к «выделенцам», «Вообще общинники против собственников имеют большое неудовольствии, собственнику нельзя свободно пройти по улице, без того, чтобы кто-либо из детей общинников не нанес ему оскорбления словами, если же собственник на это отзывается, то детишки начинают бросать в него камнями», — говорили крестьяне с. Петровского Благодарненского уезда уездному исправнику.

Крестьяне разбивали у выделенцев каменные заборы, ломали ворота, не разрешали им брать глину и камень для построек вблизи села, не подпускали их скот к водопоям и самим не давали воды из общественного колодца. «Общинники крайне возмущены против собственников», — сказано в том же протоколе исправника.

Значительное количество земли было отобрано у кочевых народов – ногайцев, калмыков, туркмен («инородцев»).

Каковы же были последствия реформ?

Столыпинская аграрная реформа, хотя и не могла решить проблему наделения крестьян землей, в экономическом отношении дала положительные результаты. Она способствовала ускоренному переходу сельского хозяйства на капиталистические рельсы и подъему товарности хозяйства. Сельскохозяйственное производство стало все больше зависеть от рынка и увеличиваться по мере роста спроса на продукты сельского хозяйства. Увеличились посевные площади, улучшилась обработка земли, шире стало применение наемного труда. Все эти новшества и повышение урожайности происходили главным образом за счет зажиточных хозяйств, число которых резко возросло. Именно эти хозяйства стали главными поставщиками товарного хлеба.

Многие сельскохозяйственные продукты Ставрополья шли на экспорт, прежде всего это пшеница, которую охотно покупали макаронные фабрики и кондитеры Парижа. На экспорт шел также ячмень, посевы которого увеличились. Со строительством маслобойных заводов в селах и станицах выросли посевы подсолнечника.

Результаты аграрных реформ были во многом противоречивыми. С одной стороны, сельская беднота разорялась, теряя свои земли целиком или частично. С другой стороны, процесс этот давал резерв рабочей силы как для промышленности, так и для капиталистического сельского хозяйства. Наибольшее количество товарного зерна и скота давали именно зажиточные хозяйства. В то же время положение батраков было исключительно тяжелым.

Таким образом, аграрные реформы не только не устранили, но и во многом обострили социальные противоречия.

Закрепление нового знания

Учитель обращается к вопросу о том, можно ли преобразования Столыпина назвать революционными.

После обсуждения этой проблемы учащиеся дают оценку столыпинским реформам и делают выводы о том, какое влияние они оказали на дальнейшее развитие России и Ставропольской губернии.

Раздаются тестовые задания в двух вариантах, учащиеся отвечают на вопросы.

Тест: Экономические реформы

Вариант 1

А1. Чьи взгляды отражало высказывание?

  1. В.М.Чернова

  2. В.К.Плеве

  3. П.А.Столыпина

  4. В.И.Ленина

А2. Укажите важнейшее мероприятие столыпинской аграрной реформы.

  1. Расправа с крестьянами, не желавшими покидать общину

  2. Передача крестьянам в собственность земельных наделов

  3. Частичная конфискация помещичьх земель

  4. Увеличение церковногоземлевладения

А3. Переселение 3млн человек в Сибирь и на Дальний Восток в 1907-1914гг.связано с (со)

  1. Реформой П.А.Столыпина

  2. Реформой С.Ю.Витте

  3. Строительством КВЖД

  4. Присоединение к России новых территорий

А4. Что было целью столыпинской аграрной реформы?

  1. Создание широкого слоя мелких собственников

  2. Превращение России в аграрную страну

  3. Прекращение экспорта хлеба за границу

  4. Создание крестьянских профсоюзов

А5. Как называется объединение лиц некоторых профессий для совместной работы с участием в общих доходах и общей ответственностью?

  1. Монополия

  2. Гильдия

  3. Цех

  4. Артель

В1. Какое название получил участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением из деревни на свой участок?

Ответ:_____________________________________________________________________

Вариант 2

А1. Кому принадлежат слова?

«Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!»

  1. В.М.Чернова

  2. В.К.Плеве

  3. П.А.Столыпина

  4. В.И.Ленина

А2. Укажите важнейшее мероприятие столыпинской аграрной реформы.

  1. Отмена паспортного режима

  2. Организация переселенческого движения

  3. Ликвидация монастырского землевладения

  4. Передача государственной земли в частную собственность

А3. Увеличение посевных площадей и хлебного экспорта в 1907-1914гг. связано с:

  1. Реформой П.А.Столыпина

  2. Реформой С.Ю.Витте

  3. Мировым сельскохозяйственным кризисом

  4. Присоединением к России новых территорий

А4. Что было целью столыпинской аграрной реформы?

  1. Ликвидация частной собственности на землю

  2. Укрепление крестьянской общины

  3. Уничтожение помещичьего землевладения

  4. Установление стабильности в обществе

А5. Как называется производственная или торгово-закупочная организация, созданная для совместного ведения хозяйства несколькими участниками или организациями и получения ими прибыли?

  1. Цех

  2. Гильдия

  3. Кооператив

  4. Монополия

В1. Какое название получил участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением самого двора в деревне?

Ответ:______________________________________________________________________

Рефлексия:

Учитель:

  1. Что вам понравилось на уроке?

  2. Что было интересным, что вы узнали нового?

  3. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: §6, термины, подготовка презентации:

  1. Россия – парламентская республика

  2. Политические партии

  3. П.А. Столыпин: курс на политическую стабильность и формирование российской деревни

Литература

  1. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьба реформ в России. М., 1991

  2. Данилов А.А. История России в таблицах. XX в. М., 1998

  3. Зырянов П.Н. Петр Столыпин : политический портрет. М., 1992

  4. История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 года под редакцией профессора, доктора исторических наук В.П. Невской. СКИПкро 1996г. стр. 209-220

  5. УМК А.А. Данилов, Л.К. Косулина, М.Ю. Брандт ФГОС История России XX – начало XXI века. М., «Просвещение», 2016 г.

  6. Интернет-ресурсы

infourok.ru

Тест. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина

© 2018, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru При поддержке проекта http://videouroki.net

Будьте внимательны! У Вас есть 10 минут на прохождение теста. Система оценивания — 5 балльная. Разбалловка теста — 3,4,5 баллов, в зависимости от сложности вопроса. Порядок заданий и вариантов ответов в тесте случайный. С допущенными ошибками и верными ответами можно будет ознакомиться после прохождения теста. Удачи!

Список вопросов теста

Вопрос 1

В каком городе был убит Столыпин?

Варианты ответов
  • Москва
  • Одесса
  • Петербург
  • Киев
  • Минск
Вопрос 2

Какие должности занимал П. Столыпин?

Варианты ответов
  • Председатель Совета министров
  • Министр иностранных дел
  • Министр внутренних дел
  • Министр сельского хозяйства
  • Министр финансов
Вопрос 3

В каком году началась аграрная реформа?

Варианты ответов
Вопрос 4

Напишите девичью фамилию матери П. Столыпина.

Вопрос 5

В какие районы переселяли крестьян?

Варианты ответов
  • Украина
  • Средняя Азия
  • Дальний Восток
  • Прибалтика
  • Южная Сибирь
Вопрос 6

Укажите истинность или ложность утверждений об аграрной реформе.

Варианты ответов
  • Была запрещена продажа удельных и казённых земель малоземельным крестьянам по льготной цене.
  • Был издан указ, который уравнивал крестьян с другими сословиями в гражданских правах.
  • Столыпин считал, что нужно дать крестьянам возможность выходить из общины.
  • Аграрная реформа должна была способствовать появлению крестьян-фермеров.
  • Вышел указ, который запрещал свободный выход домохозяев из общины.
Вопрос 7

Соотнесите год и событие.

Варианты ответов
  • Создание военно-полевых судов
  • Издание «Положения о землеустройстве»
  • Создание высших начальных училищ
Вопрос 8

Напишите фамилию анархиста, смертельно ранившего Столыпина.

Вопрос 9

Верно ли утверждение, что в 1912 — 1913 годах ввели законы о страховании рабочих?

Варианты ответов
Вопрос 10

Укажите истинность или ложность утверждений о военно-полевых судах.

Варианты ответов
  • Были призваны ускорить суд над теми, кто обвинялся в разбое, грабежах, убийствах и нападениях на должностных лиц.
  • Предание суду происходило в течение недели после совершения преступления.
  • Приговор приводился в исполнение в течение 24 часов.
  • За восемь месяцев существования военно-полевых судов было казнено около семисот человек.

videouroki.net

Тест по истории России Реформы П.А.Столыпина

Реформы П.А. Столыпина и их итоги ФИО ученика(цы)___________________________________
Вариант I.
А. 1. Политический режим называется третьеиюньским:
а) по дате выпуска нового избирательного закона;
б) по дате создания нового законодательного органа;
в) по названию обращения П.А. Столыпина к депутатам Думы.
2. Программа реформ Столыпина:
а) была реализована полностью; б) была проведена лишь частично;
в) не была проведена.
3. К положениям аграрной реформы П.А. Столыпина НЕ относится:
а) выход крестьян из общины; б) частичный передел помещичьих земель;
в) замена общинного землепользования частным землевладением.
4. Преимущественно из общины выходили:
а) середняки; б) бедняки и кулаки;
в) все категории крестьянских хозяйств в равных долях.
5. Основными территориями переселения были:
а) Украина, Белоруссия; б) Крым, Бессарабия; в) Сибирь, Дальний Восток.
6. Найдите верное утверждение. Целью аграрной реформы П.А. Столыпина было:
а) усиление общины; б) уравнительное землепользование крестьян;
в) создание индивидуальных крестьянских хозяйств.
7. Целью переселенческой политики П.А. Столыпина является:
а) уничтожение крестьянского малоземелья без передела помещичьих земель;
б) развитие общинного землевладения на окраинах России;
в) обмен опытом ведения хозяйства.
В. 1. установите соответствие между датами и событиями:
Даты

События

А
1904-1905
1
Первая мировая война

Б
1905 — 1907
2
Русско-японская война

В
1914 — 1918
3
Реформы П.А. Столыпина

Г
1906 — 1911
4
Февральская революция

5
Первая русская революция

Запишите ответы:
А
Б
В
Г

С.Общее задание для варианта I и II. Выбор ученика (цы):
С. 1. Назовите фамилию председателя Совета министров, при котором началась реформа, направленная на развитие частной собственности в крестьянской среде. В каком году началась эта реформа?
С. 2. Ниже приведены две точки зрения на деятельность П.А. Столыпина:
Деятельность П.А. Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905 – 1907 гг.
Политика П.А. Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима. Установившегося с 1905 г.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Реформы П.А. Столыпина и их итоги ФИО ученика (цы)________________________________
Вариант II.
А. 1. П.А. Столыпин оказался» одиноким реформатором», так как:
а) общество устало от постоянных реформ;
б) для властей его реформы были радикальными, а для народа – недостаточны;
в)

schoolfiles.net

Реформы Столыпина — История — 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Реформы Столыпина»

РЕФОРМЫ

П.А. СТОЛЫПИНА

ПЛАН УРОКА:

  • Аграрная реформа: ее цели, суть, направления.
  • Методы проведения реформы и ее итоги.
  • Другие реформы и планы Столыпина.
  • Деятельность Государственной Думы.

9 НОЯБРЯ 1906 ГОД – УКАЗ О РАЗРЕШЕНИИ ВЫХОДА КРЕСТЬЯН ИЗ ОБЩИНЫ.

ЦЕЛЬ РЕФОРМЫ: разрушение общины и формирование в деревне класса собственников.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

  • Разрушение общины, создание хуторов и отрубов.
  • Переселенческая политика.

ХУТОР – участок земли, выделенный крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок.

ОТРУБ — участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне.

АРТЕЛЬ – объединение лиц некоторых профессий для совместной работы с участием в общих доходах и общей ответственностью.

КООПЕРАТИВ – производственная или торгово-закупочная организация, созданная для совместного ведения хозяйства несколькими участниками или организациями, а также для получения прибыли в интересах всех участников объединения.

ИТОГИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ:

  • Социальное расслоение крестьянства
  • Пополнение рядов рабочего класса
  • Рост посевных площадей, увеличение экспорта хлеба, закупок сельхозмашин.
  • Освоение переселенцами более 30 млн. десятин пустующих земель в Сибири.
  • Зарождение сельскохозяйственной кооперации.
  • Но! Помещичья земля осталась нетронутой.

I ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

27 апреля – 8 июля 1906 года

Председатель Думы — кадет С.А.Муромцев

II ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

20 февраля – 2 июня 1907 года

Председатель Думы –

кадет Ф.А.Головин

3 июня 1907 г. – новый избирательный закон

III ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

1 ноября 1907 – 9 июня 1912

Председатели Думы – октябристы

Н.А.Хомяков, А.И.Гучков, М.В.Родзянко

Домашнее задание:

  • Параграфы 6, 7.
  • Подготовить устный развернутый ответ на вопрос «Каковы цели, содержание и значение аграрной реформы П.А.Столыпина?»
  • Выполнить задания в РТ к параграфам 6,7
  • Задания 3, 5 после параграфа 7 устно.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *