Обществознание 7 класс правила поведения – Что значит жить по правилам? (7 класс, обществознание)
§1 Гдз по обществознанию 7 класс учебник Боголюбов, Иванова
Авторы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.
Описание: Гдз к учебнику Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. по обществознанию для 7 класса. На страницах решебника Вы найдёте, сделанные опытными специалистами — готовые домашние задания, большие и краткие конспекты, подробные и грамотные ответы на вопросы, правильные решения к тестам, отличные сочинения к проблемам и практикумам.
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе.
Параграф §1. Что значит жить по правилам?
Вспомним.
Какие правила общения между людьми тебе известны? Какие правила гостеприимства ты знаешь?
Правила общения между людьми: чётко изъясняйтесь; будьте вежливы; слушать больше, чем говорить; не лгать самому и не заставлять лгать собеседника; думать, прежде чем сказать; не высмеивать собеседника; не перебивать, давая возможность высказаться; избегать высокомерного, пренебрежительного поведения по отношению к собеседнику; придерживаться уверенного, но дружелюбного тона; уважать точку зрения собеседника; называть собеседника по имени; при встрече с любым человеком иметь хорошее, позитивное настроение.
Правила гостеприимства: все гости равны, настроение должно быть приподнятым, необходимо быть вежливым со всеми, не нужно принуждать гостей есть, если они не хотят, придумать способы развлечь гостей.
Обсудим вместе.
Выскажи своё мнение о споре двух семиклассников. Пётр. Правила мешают людям жить, поэтому люди их часто нарушают. Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.
Я считаю, что в данном случае абсолютно права Лариса, т.к. правила обязательно нужны в нашем обществе. Мы должны следовать им и соблюдать их. Иначе будет очень плохо.
? Посмотри на рисунки. Художник пошутил, и все правила этикета перепутал. Объясни, как нужно поступать по правилам.
1. Пропускать вперед старших. 2. Соблюдать правила поведения на концерте. 3. Одеваться соответствующе. 4. В общественном транспорте уступать место пожилым.
Проверим себя.
Вопрос 1. Какие правила поведения существуют? Назови как можно больше видов таких правил.
Правила поведения в школе – вежливое общение с педагогами и сверстниками, соблюдение дисциплины, отключение телефона на время урока, умение вести себя в столовой, библиотеке, спортзале, классе.
Нормы поведения на улице и в общественном транспорте – обязательное употребление «волшебных» слов в разговоре, соблюдение правил дорожного движения, внимательное отношение к людям (перевести через дорогу, уступить место в автобусе) и пр.
Правила поведения в различных учреждениях (больнице, магазине, кафе, музее, кинотеатре и т.д.).
Соблюдение правил поведения в разговоре, например, необходимо здороваться при встрече, обращаться к старшим на «Вы», извиняться за оплошности, прощаться в конце беседы.
В обществе действует множество правил, или социальных норм. По направленности: предписывающие, запрещающие. Какое поведение желательно или обязательно, какое поведение недопустимо. По степени обязательности: нормы-правила. Какое поведение обязательно для данной группы людей. Нормы-ожидания. Поведение, которое допустимо, хотя и нежелательно. По форме: формальные. Чётко зафиксированы в письменной форме. Неформальные. Обеспечиваются обычаями и привычкой.
Вопрос 2. Что такое привычки? Приведи примеры полезных и вредных привычек.
Привычка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности, которые «побуждают совершать какие-нибудь действия, поступки». При формировании привычки неоднократно выполняется какое-либо действие.
Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания. Полезные привычки: честность, трудолюбие, доброта, упорство.
Вопрос 3. Что тебе известно об обычаях и ритуалах? Почему многие из них, возникнув в далёкие времена, существуют и сегодня?
Обычай – действие, которое укоренилось в каком-либо обществе и неоднократно повторялось им. Унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
Ритуал – совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт, или выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо
И то, и другое передавалось из поколения в поколение на протяжении многих веков, появилось вместе с образованием отдельных этносов, воплощает в себе культурные элементы той или иной общности.
В современном мире они сохранились потому, что сохранились и этносы, которым они принадлежали. Так как каждый этнос стремится сохранить свою культуру, переданную от предков, он и в современной жизни сохраняет отдельные ритуалы и обычаи, которые при этом не противоречат правовым и моральным нормам, при которых этот этнос существует (законодательство страны, современные моральные нормы).
Вопрос 4. Зачем в обществе существуют правила этикета?
Этикет — это принятая в определённых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Правила эти складывались веками, многие из них ушли в историю навсегда, а некоторые остались. Подчас на наших глазах появляются новые правила этикета.
Правила этикета существуют для того, чтобы упростить процесс общения и взаимопонимания. От соблюдения норм поведения напрямую зависит то, каким именно образом мы воспринимаемся окружающими людьми. Этикет представляет собой уже готовый набор форм учтивости, который позволяет не задумываться, и практически по автоматическому принципу, осуществлять коммуникацию внутри человеческого сообщества.
В классе и дома.
Вопрос 1. Среди многочисленных правил, которые ты обязан выполнять, есть самые важные. Какие правила ты относишь к самым-самым? Объясни почему.
Следить за здоровьем, питаться правильно, тренироваться, учиться, познавать новое, зарабатывать деньги, умение доводить до конца работу, которая тебе не нравится или которую ты не хочешь делать, умение брать на себя столько обязательств, сколько ты сможешь выполнить.
Вопрос 2. О каких нормах идёт речь в следующем тексте? «Вос-преемник спросил его: «С каким намерением желаешь ты вступить в рыцарское общество?» Вновь посвящаемый отвечал ему в согласии со словами, произнесёнными до этого епископом. Тут же он принёс клятву верности ему как своему сюзерену. Тогда, по приказанию последнего, началось облачение его в рыцарские доспехи. Этим делом занимались рыцари, им помогали дамы и молодые девушки. Сперва прикрепили ему левую шпору, затем правую, надели кольчугу, а после всего опоясали его мечом…»
Посвящение в рыцари, с целью служить своей стране.
Вопрос 3. За нарушение установленных правил обычно применяются санкции. Словарь определяет санкции как меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм, правил. Могут быть и позитивные санкции, например аплодисменты актёру или музыканту за исполнительское мастерство. Но чаще всего, говоря о санкциях, имеют в виду первое значение этого слова. Какие санкции имеются в виду в следующей детской считалке? «Три-четыре-пять, я иду искать. Пора-не пора, я иду со двора. Кто не спрятался, я не виноват. Кто за мной стоит, тому три кона водить».
Санкция — элемент правовой нормы, в котором устанавливаются неблагоприятные последствия несоблюдения требований, предусмотренных этой нормой. Значит санкции были предъявлены по поводу стояния за спиной и предполагают вождение трех конов в случае обнаружения за спиной.
Вопрос 4. В составленной по указанию Петра I книге «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» говорилось: «Никто не смеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать, и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит». Переведи это правило на современный язык, объясни его смысл.
Иди по жизни смело, ступай уверенно и смотри на людей добрым взором, и никто не скажет что ты что-то скрываешь.
Вопрос 5. Как ты думаешь, какие правила этикета появились в XX — начале XXI в.? Объясни причины их появления и значение в жизни людей.
Не разговаривать по телефону в кинотеатре, театре, на спектаклях. Никогда не давайте незнакомому человеку свой мобильный телефон. Никогда не посылайте оскорбительных или вызывающих писем и не отвечайте на подобные письма, присланные вам.
Все эти и многие другие правила появились в связи с развитием общества, технологий.
gdzznaniya.ru
Социальные нормы. Видеоурок. Обществознание 7 Класс
Тема: Человек и закон
Урок: Социальные нормы
Легче всего социальные нормы рассмотреть на примере. Ученики в классе здороваются между собой: мальчики пожимают руки, девочки кивают головой при приветствии, но когда в класс заходит учитель, все встают и здороваются. Такого правила не существует, оно нигде не записано, как и многие правила, которые повсеместно можно наблюдать в человеческом обществе. Тем не менее, люди соблюдают эти нормы поведения. Люди придумывают себе все более сложные принципы поведения, хотя они ограничивают свободу человека.
Рис. 1. Правила дорожного движения (Источник)
Этикет – слово французского происхождения и переводится как «этикетка». При дворе Людовика XIV гостям раздавали специальные карточки, на которых было написано, как гость должен вести себя за столом и в присутствии короля. Так по всей Европе распространилось это понятие, которое подразумевает то, как человек должен себя вести в том или ином месте в обществе. Жители Юго-Восточной Азии едят пищу палочками. Для европейца это может показаться смешным, но там с этими приборами связан целый церемониал.
Люди всегда себе осложняли жизнь. Животные потребляют пищу так, как смогли ее добыть. У них главные приспособленческие инстинкты передаются генетически. Если животному суждено рыть норы, оно их роет. Человек же строит дома, кроме того, он их украшает. Только человек изобрел речь, не просто для того, чтобы общаться и передавать новости, но и чтобы писать стихи – создавать творчество. Этикет, как и многое другое, является одной из тех вещей, которые отличают человека от животного.
Нельзя кричать в общественном месте, нельзя себя вести за столом неприлично: все это правила, придуманные человеком, и он определил для себя, что прилично, а что нет. Принято за столом соблюдать правила этикета, например, не есть из общей салатницы. И люди придерживаются этих правил.
Все запреты делятся на две основные группы: обязательные запреты или правила – законы. Они четко сформулированы, записаны специальным юридическим языком, и следование им гарантировано государством. Вторая половина – это так называемые необязательные правила. Их выполнение, тем не менее, во многом обеспечивает нормальную человеческую жизнь. И для большинства людей эти правила естественны, потому что большинство из этих норм поведения сформировалось много столетий назад. Правила, которые пришли к нам от наших далеких предков, называются обычаями.
Обычаи, традиции – память поколений, выработанная на привычках. Привычки свойственны каждому человеку. Они бывают хорошие и плохие, вредные и положительные. К вредным привычкам относятся: курение, неправильная посадка за столом, приводящая к искривлению позвоночника; к положительным – занятия спортом, чтение.
Англия трепетно относится к традициям. Иногда они даже кажутся абсурдными, например, расположение дверной ручки. Для большинства народов привычно, что она должна находиться справа сбоку, а в Англии – посередине, что неудобно. Эта традиция происходит от тех давних времен, когда у каждого приличного англичанина был швейцар, который открывал дверь. И хотя швейцаров уже практически нет, но ручка располагается посреди двери, потому что показывает дух Англии. У англичан странные такси, они высокие. Эта традиция происходит с тех времен, когда люди носили цилиндры, в которых можно было сесть в машину, не снимая головного убора. Цилиндры сейчас тоже никто не носит, но такси все равно остаются старомодными. Нация сохраняет себя с помощью своих традиций и истории. Человек, приезжая в Англию, понимает, что в этой стране другая культура.
Законы существовали далеко не всегда. Письменный период человеческой жизни охватывает всего 2,5–4 тыс. лет. Он развивался неоднородно: у одних народов он начался раньше, у некоторых – позже. И даже когда письменность появилась, люди не сразу начали записывать правила поведения и законы. Принципы поведения человека в обществе начали возникать для того, чтобы разрешить спор между людьми. Позже они превратились в обычаи. Постепенно сформировалась система взглядов и принципов отношения человека к обществу и, наоборот, общества к человеку. У некоторых народов обычаи сохранились до сих пор как некая регулятивная система, например у народов Северного Кавказа. Такие правила существуют у всех народов земли, но степень их влияния на общество разная. Понятие обычая переплетается с потребностью народа к самосохранению, самоидентификации.
Привычки отдельного народа (большой группы людей) охватывают большой спектр повседневной жизни человека. Например, у нас обыденным является использование вилки, ложки и ножа при употреблении пищи, а жители Юго-Восточной Азии используют для этого палочки. Для европейца это кажется, по меньшей мере, неудобным. И это яркий пример того, как обычаи сковывают очень многие сферы человеческой жизни.
Рис. 2. Европейское приспособление для удобства пользования китайскими палочками (Источник)
Это касается не только употребления пищи, но и определенных правил поведения в транспорте. Для европейцев естественно уступить место женщине как представительнице слабого пола. В Японии же и мужчина, и женщина считаются одинаково сильными, и потому уступать место там не принято, и лишено всякого смысла.
Существует сотни вариаций формирования традиций у разных народов, тем не менее, именно это разнообразие и позволило человеку отделиться от животного.
Современному человеку может показаться, что традиции постепенно исчезают. Человек сейчас создал мультикультуру, которая вытекает из всеобщего соединения, смешивания, переплетения разных народов. Это происходит из-за расширения средств коммуникации: мобильные телефоны, интернет, поездки в другую страну, стали почти обыденным явлением, даже страны сливаются, например, Европейский Союз. Потому кажется, что традиции отдельных народов постепенно исчезают, но это не совсем так.
Совокупность обычаев, которые сопровождаются какими-то специфическими действиями, принято называть ритуалами.
Многие государства склонны к сохранению своих традиций и обычаев. То же касается и Российской Федерации. Эта страна – наследник очень большой исторической культуры. Она существует много веков, имела много названий, но задача государства – сохранить обычаи и традиции всех народов проживающих в стране. Это сложно, но современному человеку нельзя, следуя изменениям в социальной и технологической сферах, забывать все то, что было нажито многими поколениями до него.
У современного человека есть объединитель – великий русский язык, система праздников. Изучение и сохранение истории является общенациональным приоритетом, потому что люди, которые не помнят своих корней, не имеют будущего. Традиции, обычаи – это все очень важная составляющая русского народа. Начиная от обычного рукопожатия и заканчивая важными государственными церемониями, это все то, что формирует русскую цивилизацию, ее культуру. Потому сохранение и приумножение всего этого наследия – задача любого русского человека.
Рис. 3. Инаугурация президента РФ В.В. Путина (Источник)
Список рекомендованной литературы
1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 11-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС », 2009. – 224 с.: ил.
2. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание 7. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. – М.: Просвещение.
3. Данилов Д.Д., Давыдова С.М., Николаева А.А. и др. Обществознание 7. – М.: Баллас.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
1. Словари и энциклопедии на Академике (Источник).
2. Библиотека Гумер (Источник).
3. Humanitar.ru (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Вспомните несколько обычаев русского народа, запишите их.
2. Найдите из Интернет-ресурсов несколько заинтересовавших вас традиций других народов, что больше всего вас в них удивило?
3. Напишите сочинение на тему: « Русский язык – национальное достояние».
4. Нарисуйте несколько вещей, которые по-разному воспринимаются разными народами.
interneturok.ru
Презентация к уроку по обществознанию (7 класс) по теме: Что значит жить по правилам
Слайд 1
Что значит жить по правилам Д/З: § 5, читать , словарь знать, Р/Т № 3-5 или вопросы 1,2 в разделе «В классе и дома» письменноСлайд 2
Цель урока Выяснить, для чего нужны правила поведения Выяснить какие правила общения между людьми известны учащимся Научиться пользоваться правилами поведения в сети Интернет
Слайд 3
Новые понятия и термины Правило Социальные нормы Привычка Обычай Ритуал Обряд Церемония Этикет Манеры
Слайд 4
Работа по вариантам. Вариант 1. Правила мешают людям жить, поэтому люди их часто нарушают. Вариант 2. Правила необходимы, если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.
Слайд 5
Многообразие правил Правило – закон, или постановление, или узаконение, основание для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах . В. И. Даль
Слайд 6
Правила – нормы, регулирующие поведение людей
Слайд 7
Социальные нормы По направленности : (предписывающие, запрещающие) Устанавливают какое поведение желательно или обязательно, какое поведение недопустимо. дорожные знаки. По степени обязательности: ( нормы- правила, нормы- ожидания ) Устанавливают, какое поведение обязательно для данной группы людей. Устанавливают, какое поведение допустимо, хотя и нежелательно при встрече со старшим по званию военные отдают честь. опоздание на встречу. По форме: ( формальные, неформальные ) Четко зафиксированы в письменной форме. Обеспечиваются обычаями и привычкой закон или предписание. этикет.
Слайд 8
Словарь: Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения.
Слайд 9
Работа с таблицей, стр.59 учебник Социальные нормы По направленности: предписывающие запрещающие По степени обязательности: нормы-правила нормы-ожидания По форме: формальные неформальные
Слайд 10
Словарь: Привычка – сложившийся способ поведения в определенных ситуациях.
Слайд 11
Русская пословица: « Посеешь привычку- пожнешь характер ».
Слайд 12
Словарь: Обычай – традиционно установившийся порядок поведения.
Слайд 13
Словарь: Ритуал – выработанный порядок совершения чего-либо.
Слайд 14
Словарь: Обряд – совокупность традиционных действий, сопровождающих важные моменты жизни человека.
Слайд 15
Словарь: Церемонии – торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок – церемониал .
Слайд 16
Словарь: Этикет — принятая в определенных кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где-либо
Слайд 17
Словарь: Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих
Слайд 18
Санкции меры воздействия, применяемые к нарушителям установленных норм, правил способ одобрения, поощрения, поддержки
Слайд 19
Учимся общаться в Интернете
Слайд 20
Р/Т № 6 с.22 В учебнике приведен фрагмент « Сетикета » — сборника правил для пользователей сети Интернет. Один из пользователей, познакомившись с нормами « Сетикета », воскликнул: «Я не увидел здесь ни одного нового правила! Все это нормы нашей повседневной жизни». Прав ли пользователь? Свое мнение обоснуй.
Слайд 21
Жил на свете человек « Борис Петрович Шереметьев – самый вежливый в стране человек и самый культурный » Английский посол Витворт
Слайд 22
Путешествие в прошлое «Наставление к воспитанию внуков» Екатерина Вторая
Слайд 23
Сделайте вывод: Зачем существуют правила?
Слайд 24
Выводы Правила ( или социальные нормы) служат эталонами, образцами поведения. Правила регулируют отношения между людьми, помогают совершать одобряемые обществом действия и избегать того, что общество не признает и осуждает. Правила помогают охранять порядок и позволяют предвидеть реакцию других на твои действия . Правила поведения в обществе могут быть как мягкими пожеланиями, так и жесткими запретами, за нарушение которых отвечать приходится перед государством
nsportal.ru
Тестовые задания по обществознанию для 7 класса, глава 1 «Регулирование поведения людей в обществе»
МКОУ Репьёвская СОШ
Дармоедова Наталья Васильевна, учитель истории и обществознания, ВКК
Обществознание.
ГЛАВА 1: «РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ»
1. Объяснять появление и роль правил этикета в обществе. Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни.
Базовый уровень
1. Задание: Отметьте правильный ответ
Принятая в особых кругах система правил поведения
этикет
обряд
церемония
обычаи
2. Задание: Отметьте правильный ответ
Стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества
социальные нормы
санкции
обычаи
этикет
3. Задание: Отметьте правильный ответ
Пример социальных норм, чётко зафиксированных в письменной форме
закон
обряд
церемония
этикет
Повышенный уровень
1.Задание:Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором верно представлены виды социальных норм
по направленности, по степени обязательности, по форме
по поведению, по форме, по содержанию
по содержанию, по этикету, по направленности
по степени обязательности, по содержанию, по поведению
2.Задание:Отметьте правильный ответ
Установить соответствие между видами правил и их примерами
виды правил (норм)
примеры
1. предписывающие,
запрещающие
А. этикет
2. нормы-ожидания
Б. дорожные знаки
3. формальные
В. опоздание на встречу
4. неформальные
Г. закон или предписание
1 – Б
2 – В
3 – Г
4 – А
3.Задание:Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором верно представлены правила этикета в обществе
умение себя вести, вежливость, деликатность, культура поведения
шумные застолья, неуважение к старшим, вежливость
культура поведения, невоспитанность, деликатность
вежливость, неуважение к старшим, разговор по телефону на спектакле
2. Характеризовать на примерах и рассказывать о правилах, регулирующих поведение людей в обществе
Базовый уровень
1. Задание: Отметьте правильный ответ
Стереотип поведения человека
привычка
ритуал
этикет
церемония
2. Задание: Отметьте правильный ответ
Правила, одобряемые обществом и передающиеся по наследству
обычаи
привычка
этикет
церемония
3. Задание: Отметьте правильный ответ
Установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь
церемония
этикет
привычка
обычай
4. Задание: Отметьте правильный ответ
Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом
обряд
этикет
обычай
ритуал
Повышенный уровень
1.Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором верно представлены примеры вредных привычек
курение, употребление алкоголя и наркотиков, чтение лёжа
разговаривать на улице, опаздывать на встречу, читать лёжа
курение, неповиновение старшим, громко разговаривать
употребление алкоголя, громко разговаривать, плохо вести себя на уроке
2.Задание:Отметьте правильный ответ
Примеры вредных привычек
курение
употребление алкоголя и наркотиков
чтение лёжа
разговор на улице
опоздание на встречу
плохое поведение на уроке
3.Задание:Отметьте правильный ответ
Установить соответствие между понятием и его определением
понятие
определение
1. Привычка
А. Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом
2. Обряд
Б. Стереотип поведения
3. Церемония
В. Правила или образцы действия, одобряемые обществом или передающиеся по наследству
4. Обычаи
Г. Установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь
1 – Б
2 – А
3 – Г
4 – В
4.Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором верно указано о роли правил, регулирующих поведение людей в обществе
правила регулируют отношения между людьми, помогают совершать одобряемые обществом действия
правила мешают людям общаться, не позволяют совершать противоправные действия
правила придуманы для слабых личностей, человеку от рождения дано чувство воспитанности
правила служат образцом поведения, мешают людям общаться
3. Характеризовать конституционные права и обязанности
граждан РФ.
Базовый уровень
1. Задание: Отметьте правильный ответ
Вид прав человека, обеспечивающих возможность его участия в политической жизни страны, в управлении государством
политические права
гражданские права
экономические права
культурные права
2. Задание: Отметьте правильный ответ
Вид прав человека, ориентированных на благосостояние, социальную защиту, достойный уровень жизни
экономические и социальные права
культурные права
гражданские права
политические права
3. Задание: Отметьте правильный ответ
Основные направления деятельности в области защиты прав детей
поддержка семьи
учёба в школе
посещение кружков по интересам
катание на велосипеде
4. Задание: Отметьте правильный ответ
Безусловное выполнение какого-либо действия
обязанность
право
поведение
условие
5. Задание: Дополните
Безусловное выполнение какого-либо действия это….
Правильные варианты ответа: обязанность, обязанности
Повышенный уровень
1.Задание:Отметьте правильный ответ
Обязанности гражданина РФ
охранять природу
нести военную службу
Защищать Отечество
беречь памятники истории
уметь читать
хорошо учиться
слушать музыку
2.Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором верно указаны виды прав гражданина РФ
гражданские права, экономические права, культурные права
политические права, водительские права, право бесплатного проезда
право кровной мести, культурные права, социальные права
водительские права, экономические права, право не посещать школу
3.Задание:Отметьте правильный ответ
Виды прав гражданина РФ
гражданские права
экономические права
культурные права
политические права
водительские права
право бесплатного проезда
4.Задание:Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором верно указаны обязанности граждан РФ
строгое соблюдение Конституции РФ, заботиться о детях, нести военную службу, охранять природу
доступ к культурным ценностям, свобода творчества, получение высшего образования
пропаганда здорового образа жизни, свобода творчества
бережное отношение к своему жилищу, соблюдение правил проживания в доме, забота о животных
5.Задание:Отметьте правильный ответ
Установить соответствие между понятием и его содержанием
понятие
содержание
1. Гражданские права
А. Право на труд
2. Политические права
Б. Право на образование
3. Экономические права
В. Право на жизнь, на свободу
4. Социальные права
Г. Право на свободу творчества
5. Культурные права
Д. Право на участие в управлении государством
1 – В
2 – Д
3 – А
4 – Б
5 – Г
4. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Находить и извлекать социальную информацию о механизмах реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
Базовый уровень
1. Задание: Отметьте правильный ответ
Границы, имеющие права человека
дозволенного
гарантированного
равного
неделимого
2. Задание: Отметьте правильный ответ
Необходимость закрепления прав человека в законах
помочь людям осознать свои возможности
помочь людям вести себя как хочется
помочь людям игнорировать законы
помочь людям хорошо учиться
3. Задание: Отметьте правильный ответ
Основа соблюдения прав другого человека
внимание к потребностям
внимание к способностям
внимание к товарищам
внимание к родственникам
Повышенный уровень
1.Задание:Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором верно указана основа соблюдения прав другого человека
внимание к потребностям, понимание интересов другого человека
внимание к способностям, внимание к товарищам другого человека
внимание к родственникам, внимание к товарищам другого человека понимание интересов другого человека, внимание к родственникам
2.Задание: Отметьте правильный ответ
Обязанности каждого современного государства по отношению к человеку
соблюдение прав и свобод человека на своей территории
принятие законов, гарантирующих каждому человеку его права
судебная защита в случае нарушения прав человека
действия каждого человека по собственному желанию
3.Задание:Отметьте правильный ответ
Документы, закрепляющие основные права человека
Международный пакт о гражданских и политических правах
Конституции различных государств
законы отдельных государств
правила поведения в школе
5. Называть права ребёнка и характеризовать способы их защиты. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних.
Базовый уровень
1. Задание: Отметьте правильный ответ
Основные направления деятельности государства в области защиты прав детей
поддержка семьи
поддержка друзей
поддержка родственников
нет правильного ответа
2. Задание: Отметьте правильный ответ
Основные направления деятельности государства в области защиты прав детей
организация досуга детей
организация досуга друзей
организация досуга родственников
нет правильного ответа
3. Задание :Отметьте правильный ответ
Должность человека в РФ, осуществляющего независимый контроль за соблюдением прав детей
Уполномоченный по правам ребёнка
участковый по правам ребёнка
родственник
сотрудник
4. Задание: Отметьте правильный ответ
Название документа, регулирующего в России права детей
Семейный кодекс
Уголовный кодекс
Трудовой кодекс
Школьный кодекс
Повышенный уровень
1.Задание:Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором верно указаны основные направления деятельности государства в области защиты прав детей
организация досуга детей, профилактика детской инвалидности, поддержка семьи, утверждение здорового образа жизни
организация досуга друзей, профилактика различных заболеваний, охрана окружающей среды
организация досуга родственников, охрана животных, очистка водоёмов
охрана окружающей среды, организация досуга детей, охрана заповедников
2.Задание:Отметьте правильный ответ
Названия документов, регулирующих в России права детей
Конституция РФ
Конвенция ООН о правах ребёнка
Семейный кодекс
Уголовный кодекс
Трудовой кодекс
3.Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором верно указаны особенности правового статуса несовершеннолетнего
давать согласие на изменение имени, фамилии, выражать своё мнение, поступать на работу (с 14 лет, с согласия одного из родителей)
жить где захочется, учиться по желанию, распоряжаться своими вкладами в банке
совершать любые сделки (с 10 лет), поступать на работу (с 18 лет), выражать своё мнение
жить с одним из родителей, поступать на работу (с 10 лет), вносить вклады в банки (с 12 лет)
4.Задание: Отметьте правильный ответ
Особенности правового статуса несовершеннолетнего
давать согласие на изменение имени, фамилии
выражать своё мнение
поступать на работу (с 14 лет, с согласия одного из родителей)
совершать любые сделки (с 10 лет)
поступать на работу (с 18 лет)
6. Раскрывать значение соблюдение законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости. Объяснять смысл понятия «справедливость».
Базовый уровень
1. Задание: Отметьте правильный ответ
Возможность каждого человека получать то, на что он имеет право
справедливость
анархия
порядок
закон
2. Задание: Отметьте правильный ответ
Основной закон РФ
Конституция
Уголовный кодекс
Семейный кодекс
закон «Об образовании»
3. Задание:Дополните
Ослабление законной власти приводит к нарушению….
Правильные варианты ответа: порядка и справедливости, справедливости и порядка
4. Задание: Отметьте правильный ответ
Правила, которые устанавливает государство
законы
порядок
справедливость
власть
5. Задание: Отметьте правильный ответ
Название закона, устанавливающего уголовные наказания за совершение противоправных действий
Уголовный кодекс
Трудовой кодекс
Семейный кодекс
Конституция РФ
Повышенный уровень
1.Задание: Отметьте правильный ответ
Основные законы РФ
Конституция РФ
Семейный кодекс
Трудовой кодекс
Уголовный кодекс
«Русская Правда»
Устав школы
2.Задание:Отметьте правильный ответ
Установить соответствие между названием закона и его содержанием
Название закона
содержание закона
1. Конституция РФ
А. Устанавливает наказание за совершение преступления
2. Семейный кодекс
Б. Как устроена государственная власть, права и обязанности граждан
3. Трудовой кодекс
В. Права и обязанности супругов
4. Уголовный кодекс
Г. Регулирует отношения между работником и работодателем
1 – Б
2 – В
3 – Г
4 – А
3.Задание:Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором верно указаны термины, соответствующие понятию «безвластие»
смута, произвол, беспорядок, анархия, неорганизованность
беспорядок, закон, обязанности, наказание, смута
обязанности, анархия, закон, смута
неорганизованность, беспорядок, закон, наказание, обязанности
4.Задание:Отметьте правильный ответ
Действия государства для обеспечения порядка в обществе
разработка и принятие новых законов
требование соблюдения действующих законов
наказание нарушителей законов
не обращать внимание на нарушителей законов
нарушителей законов должны наказывать люди
5.Задание:Отметьте правильный ответ
Значение законов для общества
обеспечение правопорядка в обществе
установление принципа справедливости в обществе
установление границ свободы поведения
законы тормозят развитие общества
7. Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга.
Базовый уровень
1. Задание: Отметьте правильный ответ
Название документа, указывающего, что защита Отечества – это долг и обязанность гражданина РФ
Конституция РФ
Уголовный кодекс
Трудовой кодекс
Семейный кодекс
2. Задание: Отметьте правильный ответ
Долг и обязанность каждого гражданина РФ
защита Отечества
любовь к Отечеству
защита родственников
защита природы
3. Задание: Отметьте правильный ответ
Защита Отечества в случае нападения на него, защита себя, своей семьи
чувство долга
чувство преданности
чувство вины
чувство мести
4. Задание: Отметьте правильный ответ
Умение защитить себя, свою страну, подготовка к военной службе
обязанность гражданина
права гражданина
желание гражданина
преданность Отечеству
Повышенный уровень
1.Задание:Отметьте правильный ответ
Защита Отечества как чувство долга гражданина РФ
защита Отечества в случае нападения на него
защищая страну, человек защищает себя и свою семью
любовь к природе, бережное отношение к ней
любовь к животным
2.Задание:Отметьте правильный ответ
Защита Отечества как обязанность гражданина РФ
оборона страны в случае нападения
охрана независимости страны
подготовка к несению воинской службы
любовь к природе, бережное отношение к ней
3.Задание:Отметьте правильный ответ
Важность подготовки к исполнению воинского долга
способность дать отпор любому противнику
достойно встретить любые угрозы
защитить границы своего государства
уметь человеку физически защитить себя
4.Задание:Отметьте правильный ответ
Сущность подготовки к воинской службе
обязательная военная подготовка
хорошая учёба
занятия спортом
воспитание характера
умение угодить старшим по званию
8. Сравнивать военную службу по призыву и военную службу по контракту. Называть основные обязанности военнослужащего.
Базовый уровень
1. Задание: Отметьте правильный ответ
Срок военной службы по призыву
12 месяцев
15 месяцев
20 месяцев
24 месяца
2. Задание: Отметьте правильный ответ
Срок военной службы по контракту
срок указан в контракте
12 месяцев
по желанию призывника
по желанию родителей призывника
3. Задание: Отметьте правильный ответ
Возраст граждан РФ, призывающихся на военную службу
от 18 до 27 лет
от 18 до 20 лет
от 20 до 27 лет
от 18 до 37 лет
4. Задание: Отметьте правильный ответ
Возраст граждан РФ, поступивших на военную службу по контракту
граждане, достигшие 18 лет
любой возраст
только граждане, отслужившие по призыву
граждане, достигшие 20 лет
5. Задание: Отметьте правильный ответ
Торжественное обещание (клятва) гражданина при вступлении в ряды Вооружённых сил
присяга
мобилизация
контракт
повестка
Повышенный уровень
1.Задание:Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором верно указаны общие обязанности военнослужащих
быть верным Военной присяге, быть дисциплинированным, беззаветно служить своему народу
беречь военное имущество, вовремя писать домой письма, звонить по телефону
дорожить войсковым товариществом, помогать товарищам по службе, разговаривать по телефону
беззаветно служить своему народу, помогать товарищам по службе, разговаривать по телефону
2.Задание:Отметьте правильный ответ
Виды обязанностей военнослужащих
общие
должностные
специальные
обслуживающие
3.Задание:Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором верно указаны военнослужащие, выполняющие специальные обязанности
военнослужащие на боевом дежурстве, в наряде, привлечённые к ликвидации стихийных бедствий, действующие в чрезвычайных обстоятельствах
военнослужащие-офицеры, участвующие в учениях, проходящие службу на кораблях ВМФ
военнослужащие, получившие повестку из военкомата, участвующие в учениях, призванные по контракту
участвующие в учениях, проходящие службу на кораблях ВМФ, призванные по контракту
4.Задание:Отметьте правильный ответ
Установить соответствие между понятием и его содержанием
понятие
содержание
1. мобилизация
А. Торжественное обещание (клятва) гражданина при вступлении в ряды Вооружённых сил
2. повестка
Б. добровольное поступление на военную службу на определённый срок
3. контракт
В. перевод вооружённых сил государства на военное положение
4. присяга
Г. краткое письменное извещение с предложением явиться в военкомат для отправки в воинскую часть для прохождения воинской службы
1 – В
2 – Г
3 – Б
4 – А
5.Задание:Отметьте правильный ответ
Качества, необходимые человеку для прохождения воинской службы
воля
мужество
уважение к другому человеку
верность своему слову
слабохарактерность
выполнение любого дела кое-как
9. Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Приводить примеры и последствия нарушения дисциплины.
Базовый уровень
1. Задание: Отметьте правильный ответ
Определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.
дисциплина
закон
обязанность
долг
2. Задание: Отметьте правильный ответ
Дисциплина, основанная на осознанном решении самого человека
внутренняя
внешняя
специальная
технологическая
3. Задание: Отметьте правильный ответ
Дисциплина, основанная на страхе
внешняя
внутренняя
специальная
технологическая
4. Задание: Отметьте правильный ответ
Исполнение правил, установленных государством
общеобязательная дисциплина
внешняя дисциплина
специальная дисциплина
внутренняя дисциплина
Повышенный уровень
1.Задание:Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором верно указаны виды дисциплин
общеобязательная, специальная, воинская, трудовая
недобросовестная, трудовая, лёгкая, межгосударственная
подчинённая, специальная, недобросовестная, нечестная
воинская, подчинённая, нечестная, необязательная
2.Задание:Отметьте правильный ответ
Действия, соответствующие специальной дисциплине
выполнение солдатом приказа командира
соблюдение правил соревнований
переход улицы на зелёный свет
соблюдение законов государства
3.Задание:Отметьте правильный ответ
Установить соответствие между видом дисциплины и их примерами
вид дисциплины
примеры
1. Общеобязательная дисциплина
А. Соблюдение режима работы на предприятии
2. Внутренняя дисциплина
Б. Соблюдение режима дня
3. Внешняя дисциплина
В. Своевременный выезд наряда полиции
4. Трудовая дисциплина
Г. Переход улицы на зелёный свет
1 – В
2 – Б
3 – Г
4 – А
4.Задание:Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором верно указаны примеры нарушения трудовой дисциплины
недобросовестное отношение к труду, неисполнение работником возложенных обязанностей, самовольный уход с рабочего места
нарушение требований военной присяги, переход улицы на красный свет нарушение правил поведения в школе, нарушение правил дорожного движения
несоблюдение воинского устава, самовольный уход с рабочего места,
загрязнение мест отдыха
10. Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения. Называть признаки, которые определяют противозаконное поведение.
Базовый уровень
1. Задание: Отметьте правильный ответ
Черты законопослушного поведения
честное выполнение своих обязанностей
соблюдение режима дня
соблюдение диеты
аккуратность во внешнем виде
2. Задание: Отметьте правильный ответ
Поведение, запрещённое законом, а также причиняющее вред людям, всему обществу
противозаконное поведение
неэтичное поведение
доброжелательное поведение
плохое поведение
3. Задание: Отметьте правильный ответ
Признак противозаконного поведения
поведение, запрещённое законом
плохое поведение
неэтичное поведение
недоброжелательное поведение
4. Задание: Дополните
Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с ….лет.
Правильные варианты ответа: 16 , шестнадцати
5. Задание: Отметьте правильный ответ
Вид нарушения, ответственность за которое Закон устанавливает с 14 лет
убийство
оскорбление прохожего
распитие спиртных напитков
катание на чужом велосипеде
Повышенный уровень
1.Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором верно указаны преступления
убийство, похищение людей, побои, истязания, нарушение равноправия граждан, оскорбления, клевета
мелкое хулиганство, убийство, нецензурная брань в общественном месте
оскорбления, клевета, приставание к гражданам, мелкое хулиганство
нарушение общественного порядка и спокойствия граждан, мелкое хулиганство
2.Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором верно указаны проступки
мелкое хулиганство, нецензурная брань в общественном месте, нарушение правил дорожного движения, правил пожарной безопасности
убийство, похищение людей, оскорбления, клевета
похищение людей, побои, истязания, нарушение общественного порядка
убийство, истязания, нецензурная брань в общественном месте
3.Задание: Отметьте правильный ответ
Установить соответствие между определением и его содержанием
определение
содержание
1. Штраф
А. Преступление, заключающееся в хищении чужого имущества с применением насилия
2. Разбой
Б. Денежное взыскание, мера материального воздействия на виновных лиц
3. Соучастие
В. Форма соучастия в совершении преступления
4. Подстрекательство
Г. Умышленное участие двух и более лиц в совершении одного и того же преступления
1 – Б
2 – А
3 – Г
4 – В
4.Задание:Отметьте правильный ответ
Основные черты законопослушного поведения
активная, осознанная деятельность
деятельность, полезная для общества
чёткое выполнение человеком своих обязанностей
порядок и справедливость
боязнь сделать лишнее движение, чтобы не нарушить закон
5.Задание:Отметьте правильный ответ
Установить соответствие между определением и его содержанием
определение
содержание
1. Ущерб
А. открытое хищение чужого имущества
2. Кража
Б. Вред, наносимый действиями одного субъекта другим субъектам, природе, людям
3. Грабёж
В. Денежное взыскание, мера материального воздействия на виновных лиц
4. Штраф
Г. тайное хищение чужого имущества
1 – Б
2 – Г
3 – А
4 – В
11. Описывать примеры проявления ответственности несовершеннолетних.
Базовый уровень
1. Задание: Отметьте правильный ответ
Обстоятельство, смягчающее вину нарушителя
возраст нарушителя
домашний адрес нарушителя
социальный статус нарушителя
пол нарушителя
2. Задание: Дополните
Закон устанавливает ответственность за самые тяжкие преступления
с … лет
Правильные варианты ответа:14 , четырнадцати
3. Задание: Отметьте правильный ответ
Виды нарушений, за которые закон устанавливает ответственность с 14 лет
убийство
ушибы
оскорбление прохожих
нарушение правил дорожного движения
Повышенный уровень
1.Задание:Отметьте правильный ответ
Виды нарушений, за которые закон устанавливает ответственность с 14 лет
убийство
грабёж
терроризм
хищение наркотических средств
ушибы
оскорбление прохожих
нарушение правил дорожного движения
2.Задание:Отметьте правильный ответ
Название специального воспитательно -трудового учреждения закрытого типа для несовершеннолетних нарушителей закона
спецшкола
воспитательно-трудовая колония
средняя общеобразовательная школа
гимназия
лицей
3.Задание:Отметьте правильный ответ
Наказания, применяемые к малолетнему нарушителю
вызов, вместе с родителями, на комиссию по делам несовершеннолетних
постановка на учёт в полицию
наложение штрафа на родителей
направление в спецшколу или в воспитательно-трудовую колонию
направление в лагерь труда и отдыха
12. Называть правоохранительные органы Российского государства. Различать сферу деятельности правоохранительных органов, в том числе судебной системы. приводить примеры деятельности правоохранительных органов.
Базовый уровень
1. Задание: Отметьте правильный ответ
Название организации, относящейся к правоохранительным органам
прокуратура
школа
лицей
гимназия
2. Задание: Отметьте правильный ответ
Сфера деятельности правоохранительных органов РФ
борьба с правонарушениями
защита окружающей среды
защита животных
борьба с вредными насекомыми
3. Задание: Отметьте правильный ответ
Сфера деятельности правоохранительных органов РФ
защита правопорядка
защита окружающей среды
защита животных
борьба с вредными насекомыми
4. Задание: Отметьте правильный ответ
Основная обязанность адвоката в судебном разбирательстве
обеспечить права подсудимого
описывать место происшествия
защита прав прокурора
помощь судьям
5. Задание: Отметьте правильный ответ
Название документа, разрешающего заниматься частной детективной деятельностью
лицензия
путевой лист
больничный лист
паспорт
Повышенный уровень
1. Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором верно указаны названия организаций, относящихся к правоохранительным органам
прокуратура, суд, полиция, Федеральная служба безопасности, таможня
школа, налоговая инспекция, таможня, полиция
лицей, прокуратура, сберегательный банк, Федеральная служба безопасности
гимназия, школа, налоговая инспекция, таможня, суд
2.Задание:Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором верно указана сфера деятельности правоохранительных органов РФ
борьба с правонарушениями, защита правопорядка, пресечение противоправной деятельности
защита окружающей среды, возбуждение уголовного дела, социальная помощь населению
защита животных, распределение пособий по безработице, защита правопорядка
борьба с вредными насекомыми, защита окружающей среды, помощь пенсионерам
3. Задание: Отметьте правильный ответ
Названия организаций, относящихся к правоохранительным органам
прокуратура
суд
полиция
Федеральная служба безопасности
таможня
налоговая инспекция
лицей
гимназия
4.Задание:Отметьте правильный ответ
Сфера деятельности нотариуса
составление различных документов
удостоверение завещания
удостоверение сделок с недвижимостью
свидетельство верности подписей
свидетельство верности документов
помощь малообеспеченным людям
оформление паспорта граждан РФ
5.Задание:Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором верно указана сфера деятельности полиции
защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрана общественного порядка
помощь малообеспеченным людям, составление правил поведения в школе, защита жизни и здоровья граждан
оформление паспорта граждан РФ, помощь малообеспеченным людям, ликвидация безработицы, составление правил поведения в школе, защита жизни и здоровья граждан
infourok.ru
§ 1. Что значит жить по правилам. Обществознание 7 класс Боголюбов
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
resheba.me
Правила этикета
Как часто вы слышите, что нельзя говорить с набитым ртом, класть локти на стол, что нужно уступать место в общественном транспорте старшим или снимать головной убор в помещении и другие похожие вещи?
Знакомая ситуация неправда ли?
Все эти и многие другие правила поведения объединяет всего одно слово – ЭТИКЕТ.
Само слово этикет впервые появилось в семнадцатом веке при дворе французского короля Людовика четырнадцатого. На одном из приёмов придворным были розданы специальные карточки, которые назывались этикетки. На них были записаны правила того, как необходимо одеваться и вести себя в присутствии короля. Этот королевский каприз и подарил всему миру слово этикет.
Этикет – это идеальные правила поведения человека, принятые в конкретном обществе.
Несмотря на то, что родиной этикета принято считать Францию, определённые нормы и правила поведения существовали с древнейших времён.
Например, в древнем Египте во время приёмов правила этикета предписывали хозяевам встречать каждого гостя у ворот своего дома и провожать его к столу, а также произнести приветственную речь для гостей. Если гость приезжал на колеснице, слуги были обязаны показать место, куда можно её поставить. Приглашённые на праздник гости также должны были быть одеты согласно определённым правилам. Египтяне должны были одевать белые туники изо льна и носить длинные черные парики, которые покрывали всю голову.
В древнем Китае, были разработаны правила приличия, которые регламентировали жизнь человека до мелочей. Они получили название «правила Ли». Их авторство предписывается философу и мыслителю Конфуцию. Он писал: «…правитель должен быть правителем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном». Например, не допускалась небрежность в одежде и общении с людьми. Женщины должны были ходить только по правой стороне улицы, а мужчины только по левой. Во время обеда хозяин в знак радушия и гостеприимства сам выкладывал еду на тарелку гостя, а принимать пищу первым должен был старший мужчина в семье.
Целый ряд правил связан с таким символом Китая как палочки для еды. Например невежливо указывать палочками на кого-либо из сидящих за столом или втыкать две палочки в еду, так как это могло быть расценено как желание смерти всем сидящим за столом.
В Древней Греции женщина могла выйти из дома только в сопровождении рабов, которые должны были нести за хозяйкой зонтик от солнца и складной стул. Во время пиров за стол принято было садиться в строго назначенное время, не дожидаясь опоздавших. Интересным является и тот момент, что на пир мог прийти даже не приглашённый гость и такого гостя нельзя было выгнать.
В средние века тоже уделяли немало внимания правилам приличия. Например, «накануне битвы при Креси четыре рыцаря отправились на разведку и прибыли с докладом к королю.
Битва при Креси, миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара.
«Какие новости, господа?» – спросил король. Вначале рыцари смотрели друг на друга, не произнося ни слова, ибо никто не желал говорить раньше, чем кто-либо из его спутников, а затем стали обращаться один к другому со словами: «Сударь, прошу вас, расскажите вы королю, вперёд вас говорить я не буду». Так они препирались какое-то время, и никто из почтения не хотел быть первым. Пока, наконец, король не вынужден был приказать одному из рыцарей, на ком он сам остановил выбор, говорить.
В шестнадцатом веке итальянский писатель Делла Каза написал трактат «Галатео, или О нравах». В форме беседы учителя и ученика были изложены правила поведения человека в обществе. А само слово «Галатео» с этого времени стало синонимом хороших манер.
Делла Каза пишет: «…нужно щадить обоняние, слух и зрение окружающих — сталкивать их с разного рода гадостями непристойно. Нельзя зевать, чихать и кашлять в обществе и даже петь, если не имеешь голоса, дабы не оскорблять чужой слух. Нужно правильно вести себя за столом — не проявлять склонности к обжорству, не чавкать, не пачкать руки во время еды и тем более не вытирать их об одежду. Необходимо хорошо одеваться, следить за модой и не противиться в одежде общепринятым обычаям».
На Руси установление допустимых норм поведения принято связывать с памятником русской литературы шестнадцатого века «Домостроем», который содержал правила, советы и наставления по всем сферам жизни человека, семьи и общества.
Например, в «Домострое» были закреплены следующие нормы поведения: «…тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам – не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым…».
А.М. Самсонов «Пётр I»
Но самым главным инициатором введение норм этикета в повседневную жизнь русских людей стал Пётр Первый. Проводя свои реформы, царь не мог обойти вниманием проблему взаимоотношений, принятых в то время.
В первую очередь Пётр Первый обратил внимание на молодых дворян, которые и должны были воплощать его реформы в жизнь.
В тысяча семьсот семнадцатом году по приказу царя был издан учебник хороших манер «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».
В книге были изложены нормы поведения юношей в различных жизненных ситуациях. Например: «У родителей речей перебивать не надлежит… на стол, на скамью, или на что иное, не опираться… вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать…» и многие другие.
Не одно поколение российских дворян выросло руководствуясь нормами поведения, изложенными в этой книге.
Среди людей, способствовавших Петру Первому в преобразовании нравов, одну из главных ролей играл сподвижник царя Борис Петрович Шереметьев. Он один из первых начал носить европейские платья и своим поведением способствовать введению в жизнь европейских правил приличия.
Иван Аргунов. «Портрет фельдмаршала графа
Бориса Петровича Шереметева».
Шереметев подавал тот пример утончённости в нравах, к которой многим оставалось только стремиться. Английский посол писал о нём: «Шереметев – самый вежливый и наиболее культурный человек в стране».
В современном мире правила этикета играют значительную роль. Как мы с вами видим они складывались долгое время и многие из них не потеряли своей актуальности и сегодня.
Принято выделять следующие виды этикета:
· Речевой этикет. Например, входя в помещение, всегда здоровайтесь первыми.
· Столовый этикет. Например, сидя за столом неприлично класть локти на стол.
· Свадебный этикет. Например, жених должен помочь невесте сесть за стол, так как свадебные платья сильно мнутся и их нужно расправлять на стуле.
· Телефонный этикет. Например, если вы снимаете телефонную трубку, отвечая на внешний звонок, то, сразу же поздоровайтесь с позвонившим человеком.
· Дипломатический этикет. Например, нормы поведения, принятые во время приёмов у высших лиц государства,
· Профессиональный этикет. Например, военный, медицинский, юридический.
· Религиозный этикет. Например, нельзя громко разговаривать в храме.
· Служебный этикет. Например, нужно вовремя приходить на работу.
Проявления этикета принято рассматривать в следующих сферах:
· Сфера слова
· Сфера жестов
· Сфера пространства
· Сфера вещей
Сфера слова – регламентирует словесные формы приветствий, пожелания, извинения, советы и наставления. Очень важно и то, как человек умеет вести беседу и слушать своего оппонента.
Сфера жестов. У каждого есть свои специфические жесты, которые обозначают приветствие, одобрение кого-либо действия, прощание, а также согласия или несогласия с собеседником. Следует помнить, что некоторые жесты могут иметь совершенно противоположное значение в разных странах.
Например в Тибете собеседнику могут показать язык. Нами это может быть воспринято как дурачество, но для жителей Тибета это жест означает: «Я ничего не замышляю против тебя! Будь спокоен!».
Сфера пространства. Прежде всего, эта сфера связана с расположением собеседника. Необходимо знать, какое место за столом – ваше и какие позы нельзя принимать при общении. Например некультурно повернуться при разговоре к человеку спиной.
Сфера вещей. К ней прежде всего относятся вещи, которые принято использовать в определённых ситуациях. Например в некоторых странах мира хорошим тоном считается во время знакомства обменяться визитными карточками.
Близки к понятию этикета и следующие понятия: манеры и культура общения.
Манеры – это внешние формы обращения с людьми. К ним можно отнести деликатность, внимательность, тактичность, скромность и сдержанность.
Культура общения – это поведение человека с его положительными и отрицательными моментами.
В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.
1. Что такое этикет?
2. Какие принято выделять виды этикета?
3. В каких сферах жизни мы видим проявления этикета?
videouroki.net
Урок обществознания в 7 классе «Что значит жить по правилам»
Тема урока. Что значит жить по правилам
Цели и задачи: познакомить учащихся с видами социальных норм; исследовать причины возникновения правил поведения в обществе; воспитать у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе.
Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий правила, социальные нормы, привычки, манеры, обычаи, этикет, традиции, обряды’, выявлять характерные черты социальных норм; осмысливать значение социальных норм для жизни общества; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; 3) познавательные: анализировать результаты исследований и фиксировать их; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытия нового знания.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Мотивационно-целевой этап
Старик открыл внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло (зависть, ревность, эгоизм, ложь), а другой — добро (мир, любовь, верность, надежда). Внук задумался, а потом спросил:
Старик улыбнулся и ответил:
Вопросы к классу
(Ответы учеников.)
Тема уроков: «Что значит жить по правилам».
План урока
1.Многообразие правил.
2.«Привычка свыше нам дана…».
3.Правила этикета и хорошие манеры.
3.Введение в новый материал
В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Ведь человек — это социальное существо.
Задание: представьте, что вы оказались на необитаемом острове, на котором не существует никаких правил поведения. Подумайте, как живут люди на этом острове, как они взаимодействуют между собой. Свои ответы аргументируйте.
(Проверка выполнения задания.)
Вы верно предположили, что без определенных правил жизнь в обществе невозможна.
Проблемное задание. Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами.
Петр. Правила мешают людям жить, поэтому их люди часто нарушают.
Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.
В конце урока вы должны определить, чья позиция и почему вам более близка.
4.Работа по теме урока
1. Многообразие правил
Какие ассоциации у вас вызывает слово «правила»? (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «правило». Составляется логическая схема.)
Внимательно прочитайте определения понятия «правила» из словаря В.И. Даля на с. 8 учебника. Правила по-другому называют нормами. Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. В обществе действует множество социальных норм.
Задание: изучите и прокомментируйте схему.
(Проверка выполнения задания.)
Признаки социальной нормы:
1)это общие правила;
2)регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений;
3)возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
Проблемное задание. Ознакомьтесь с данными таблицы «Социальные нормы» на с. 9 учебника. Работая в группах, определите значение социальных норм для жизни общества. Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.
Ответы:
Регулируют отношения между людьми, помогают совершать одобряемые обществом действия и избегать того, что общество не признает и осуждает
Помогают охранять порядок. Когда человек выполняет эти правила, он уверен, что его действия не причинят неудобства другим людям.
Задание: работая в парах, заполните таблицу.
(Проверка выполнения задания.)
-Приведите пример формальных и неформальных норм.
-Чем они различаются между собой?
2. «Привычка свыше нам дана…»
Вся наша жизнь подчинена различным правилам. Одни из них возникли в глубокой древности, другие — совсем недавно.
Задание: изучите и прокомментируйте схему.
Определите значение понятий привычка, обряды, обычаи, ритуал, церемонии.
Привычка(стереотип поведения) — вторая натура, ведь привычки становятся частью характера человека. Многие из них формируются в детском возрасте. Плохие привычки мешают нам жить, поэтому надо избавляться от них.
Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений(правила, одобряемые обществом и передающиеся по наследству). Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае они могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный человек часто во время встреч жмет руку собеседнику. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке.
Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения мероприятий, связанных с какими-либо значительными событиями в жизни человека, государства и общества (например, традиции проведения демонстраций, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.).
Ритуал — обычаи, тесно переплетающиеся с особыми действиями, совершаемыми специальными людьми в строгой последовательности. Это церемония, имеющая целью внушить людям определенные чувства. Ритуал акцентирует внимание на внешней форме поведения (например, ритуал исполнения гимна).
Обряд— совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В отличие от ритуалов, глубже проникают в психологию человека (например, церемония заключения брака).
Церемония-установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь.
Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Картинная галерея» на с. 10 учебника.
-Что тебе известно об обычаях славян?
-Какие правила носят ритуальный характер?
(Проверка выполнения задания.)
Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.
Рабочий материал для первой группы
Традиции, обычаи и ритуалы испанского народа
Национальные привычки испанцев — свидетельство их любви к удовольствиям. Это темпераментные, шумные, доброжелательные и открытые люди. Они очень галантны — вежливы, любезны и обходительны. Демонстрировать обиду или огорчение у них не принято. Испанцы любят пошутить и ценят чувство юмора. А вот склонность к опозданиям — это норма. Пунктуальность для испанцев — тема болезненная. Очевидно, что это не та черта характера, которую они ставят на первое место, даже при деловых взаимоотношениях с людьми.
Большую часть свободного времени испанцы проводят на улице. Прогулка для них — особый ритуал. Они тщательно готовятся даже к выходу в магазин за углом, не говоря уже о встрече с друзьями. Это так называемая неформальная опрятность. Испанцы тратят значительную часть дохода на улучшение своего внешнего вида. Им нравится, когда на них обращают внимание окружающие. Они и себя рады показать, и других с любопытством рассматривают.
Другой значимый ритуал — посещение баров и кафе. Для испанцев бар — храм общения. В их жизненном укладе четко распределено рабочее время, время на еду, на сон и на отдых. В барах испанцы играют в карты или в домино, общаются с друзьями. Бары становятся эпицентром общественной жизни. В них обязательно есть телевизор, по которому транслируются футбольные матчи (обычно звук установлен на максимальную громкость). А если учесть, что в барах есть также и игровые автоматы, то к подобному шуму привыкнуть довольно сложно. Еще один немаловажный факт: испанцы тратят значительные деньги на лотереи (больше, чем другие европейцы).
Сиеста — двухчасовой отдых или сон после обеда — культурный обычай, который соблюдают абсолютно все, поэтому жизнь в стране в эти часы замирает. Другая старинная традиция — пасео — вечерняя прогулка, цель которой — навестить друзей. Этим традициям не одна сотня лет. Их бережно хранят и соблюдают все поколения.
В Испании вы не встретите в транспорте стоящего пожилого человека — уважение к старшим здесь высоко ценится. Вежливость проявляется и в привычке придерживать дверь за идущим позади человеком, пропускать вперед женщину.
Безусловно, визитной карточкой страны, ее символом и душой является коррида — бой быков. Немало споров возникало из-за этого действа: некоторые считают корриду жестоким зрелищем. Однако сами испанцы высоко ценят эту древнюю традицию.
Испанцы глубоко уважают королевский двор, и если иностранец в разговоре критикует правящую королевскую династию, то тем самым он, по их мнению, наносит оскорбление всему испанскому народу.
Среди запретных тем, которых не следует касаться в разговоре, тема смерти, религии, денег, политики и возраста (не обсуждается возраст и женщин, и мужчин). В Испании не принято говорить об уровне доходов и жаловаться на бедность.
Испанцы свято соблюдают семейные обычаи. Замечательная традиция выходного дня — семейные обеды. Три, а то и четыре поколения испанской семьи (от бабушек до грудных младенцев) собираются в каком-нибудь ресторане или кафе.
Испанцы очень любят детей. Дети — это центр семьи. Принято отмечать дни рождения и именины (день ангела), причем именины проходят особенно ярко и бурно.
Вопросы для первой группы
О каких привычках, традициях и ритуалах испанского народа вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
Рабочий материал для второй группы
Традиции, обычаи и обряды китайского народа
Традиционные китайские праздники имеют многовековую историю. В древности китайцы совершали религиозные жертвоприношения в определенные дни лунного календаря. Деревенские жители выполняли ритуалы, призванные обеспечить им счастливую судьбу, а после их завершения усаживались за праздничный стол. Многие из этих пиршественных дней впоследствии были объявлены государственными праздниками.
Начало года отмечается в первый день лунного календаря (январь- февраль). Китайцы считают, что в этот день начинается пробуждение природы, оживают земля и хранимые ею ростки жизни. В тесном семейном кругу китайцы зажигают благовония и фейерверки, которые должны отпугнуть злых духов.
Праздник драконьих лодок приходится на 5-й день 5-го месяца по лунному календарю. В этот день устраиваются речные гонки на национальных лодках.
Традиция стала составной частью структуры национальной психологии, национальной культуры и национального характера китайцев. Современный китайский философ Ли Цзехоу пишет: «Сила традиций в том, что они — это история, а человек — существо историческое. Поэтому традиции стали моделью нашего поведения и чувств, вошли в нашу плоть и кровь. Мы должны спокойно осознать себя, понять сущностные характеристики китайского самосознания».
Особо следует отметить трудолюбие китайцев, их деловитость. Национальная черта характера китайцев — способность упорно трудиться — позволила стране совершить так называемый прыжок китайского тигра — быстрый рост экономики.
Отмечают непритязательность, неприхотливость китайцев, а также их бережливость. Это объясняется тем, что на протяжении нескольких столетий большинство жителей этой страны были очень бедны.
Особое место в жизни китайцев занимает чайная церемония. Для них чаепитие — это способ достижения внутренней гармонии. В переводе с китайского слово «чай» означает «самое мудрое из всех растений». Его пьют в уютной обстановке под нежную мелодичную музыку из изящных маленьких чашек.
К сожалению, в современном Китае множество людей подвержено пагубной привычке к табакокурению. Установлено, что средний китайский курильщик выкуривает в день больше пачки сигарет.
Важный нравственный принцип китайского общества — уважение к старшим. Дети должны чтить своих родителей, жена — прислушиваться к мужу, а он обеспечивать ей комфортное проживание и следить за продолжением рода. Однако в современном Китае из-за сложной демографической ситуации разрешается иметь только одного ребенка.
Китайцы могут пристально рассматривать иностранцев. Возможно, они просто хотят, чтобы их образ запечатлелся в глубинах их памяти. Испытанный прием — пристально посмотреть на китайца и улыбнуться ему.
В Китае, когда знакомые встречаются, то приветствуют друг друга не обычными для европейцев вопросами: «Как дела? Как здоровье?», а интересуются: «Ты уже поел?»
За праздничным обедом в Китае меняют несколько блюд. Отказ от любого блюда считается проявлением невежливости. «Спасибо» говорят только после еды.
Вопросы для второй группы
О каких привычках, традициях и ритуалах китайского народа вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
Рабочий материал для третьей группы
Горский этикет
В горах Дагестана за долгие века выработались своеобразные правила хорошего тона, основанные на чувстве собственного достоинства.
Нет такого аула в Дагестане, в котором соседи не пришли бы приветствовать горца, вернувшегося из далекой поездки. Каждый, кто приходил в дом, здоровался и по приглашению хозяев садился. Задав несколько вопросов присутствующим, он уступал место новому гостю и переходил к беседе с ближайшим соседом. Каждый при выходе из комнаты говорил: «Куда бы ни поехал, а возвратишься ты целым и здоровым». Если прощалась женщина, то добавлялось пожелание: «Да исполнятся желания твоей души».
Приехавший в аул после долгой разлуки с родными местами должен был вместе с двумя-тремя ближайшими родственниками посетить все дома, в которых за это время случилось какое-либо несчастье. Расставаясь с тем, кого он посетил, горец должен был произнести: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии». Пока горец не нанесет этот визит, ни переживший несчастье, ни его ближайшие родственники не посетят его и будут считать себя оскорбленными.
«Допросы» арабов
На переговорах арабы стараются установить атмосферу взаимного доверия. Оказывая радушный прием другу, деловому партнеру или просто постороннему человеку, они рассчитывают на такое же ответное внимание.
Вступительная часть деловой встречи — приветствия, расспросы, обмен дежурными фразами — длится довольного долго. Согласно арабскому этикету принято постоянно расспрашивать своего собеседника о его успехах, здоровье, семье…
Подобный «допрос» может раздражать европейца, но для арабов он очень важен. Это основа их этикета и культуры. Причем подобные вопросы ни в коей мере не предполагают развернутых ответов. Ответы должны быть краткими.
Красота требует жертв
В Африке практически каждое племя имеет собственные традиции художественного оформления тела. Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг. Нательные знаки говорили о социальном статусе человека, выражали его мировоззрение, а также отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т. д.). Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам.
Так, татуировки были особенными для каждого племени или семейства. Во многих племенах было принято наносить женщинам татуировки, говорящие об их семейном положении (замужем, есть дети и др.). Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина.
В ряде африканских племен молодым супругам на коже делали надрезы, которые затем натирали смолой. Рубцы наносили на все части тела: грудь, спину, руки и ноги. Например, в роду Убанги-банда было принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами.
«Ты пришел в мир…»
У народа суахили в Восточной Африке принято говорить на седьмой день после рождения ребенку следующие слова:
-Ты пришел в мир. Закрой уши и не слушай, что говорят злые люди.
-Ты пришел в мир. Пусть то доброе, что тебе дано, у тебя останется, а злое прогони прочь.
-Ты пришел в мир. Не ищи ссор, не враждуй с людьми. Еще отцы наши говорили: что нужно объяснить, объясни, остальное проглоти.
-Ты пришел в мир. Укроти свое сердце и приходи к людям только с миром…
Вопросы для третьей группы
О каких привычках, традициях и ритуалах разных народов вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
(Проверка выполнения задания.)
Как вы думаете, почему многие обычаи, возникшие в далеком прошлом, продолжают существовать и в наши дни?
(Ответы учеников.)
3. Правила этикета и хорошие манеры
Задание: работая с п. 3 § 1 учебника и используя предложенную схему, объясните значение понятий этикет, манеры.
(Проверка выполнения задания.)
Этикет-принятая в особых социальных кругах система правил поведения.
Манеры-внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.
Предлагаю совершить экскурсию в мир этикета.
Мир этикета
Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом. Этикет — это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.
Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения.
Вернемся к проблемному заданию
Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами.
Петр. Правила мешают людям жить, поэтому их люди часто нарушают.
Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.
Чья позиция и почему вам более близка?
Рефлексия
Упражнение «Радуга». Семь цветов радуги — это семь оценок прошедшего урока.
Класс делится на семь групп, и каждая с помощью цвета оценивает урок — прикрепляет бумажные полоски на изображение радуги.
Подведение итогов уроков
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.
Проведем конкурс знатоков этикета.
Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)
Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком и остановился возле него на несколько секунд. Надо ли тебе здороваться с незнакомцем? (Да.)
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать? (Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.)
Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (например, во дворе своего дома), то полагается ли с ним здороваться? Да.)
Кто подает первым руку — старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Первым подает руку старший младшему, женщина — мужчине, начальник — подчиненному.)
Проблемное задание.
Домашнее задание
Прочитать § 1 учебника.
Выполнить задание 1,3 «В классе и дома»
multiurok.ru