Урок строение электронных оболочек атомов 8 класс – Урок по химии на тему «Строение электронных оболочек 8 класс»
Урок по химии на тему «Строение электронных оболочек 8 класс»
Класс: 8
Тема урока: Строение электронных оболочек атомов
Цель: познакомить со строением электронных оболочек атомов, с электронным слоем как энергетической характеристикой движения электрона. Рассмотреть строение атомов первых трех периодов.
Задачи
Образовательная
научиться составлять электронные формулы атомов элементов первых трех периодов ПСХЭ;
объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов.
Развивающая
развитие умений по составлению электронных формул атомов
развитие у учащихся научного мышления при установлении причинно-следственных связей
Воспитательная
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Ход урока
Организационно- мотивационный этап
Взаимное приветствие, проверка отсутствующих. Проверка домашнего задания
Приём “Шаг за шагом”
Ученики, на каждый правильный ответ делают шаг. Называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. Ученику выдается карточка с вопросами.
1 ученик2 ученик
1. Дайте определение понятию «нуклид»
1.Дайте определение понятию «химический элемент»
2. По данным определить какой это элемент:
а)20e и 20n
б) 17p и 18n
По данным определить какой это элемент:
а) 12n и 11p
б) 31е и 38n
3.Укажите, у атома какого химического элемента в каждой паре более ярко выпажены металлические свойства:
а) кальция и магния
б) лития или берилия
3.Укажите, у атома какого химического элемента в каждой паре более ярко выражены неметаллические свойства:
а) углерода или азота
б) натрия или калия
Определить элемент по его положению в ПСХЭ:
а) пятый период, 7 главная подгруппа
б) четвертый период, 6 побочная подгруппа
4. Определить элемент по его положению в ПСХЭ:
а) второй период, 4 побочная подгруппа
б) третий период, 7 главная подгруппа
5. Одинаковы или нет физические и химические свойства у изотопов?
5. Какие элементарные частицы называются нуклонами и какой заряд они имеют?
На доске работа с карточкой.
ЗаданияВариант 1
Вариант 2
1. По данным определить, какой это элемент
а)4е и 5n
б)12e и 13n
а)16p и 16n
б)30p и 35n
2. Определить элемент по его положению в ПСХЭ
а)2период 3 группа главная подгруппа
б)5 период 1 группа побочная подгруппа
а)4 период 3 группа побочная подгруппа
б)2 период 6 группа главная подгруппа
3. Сравните неметаллические свойства (Вариант 1)/ металлические свойства (Вариант 2)
а) As и Br
б) Si и S
в)P и Cl
а) K и Сl
б)Na и Al
в)Fe и K
4. Дайте определение понятию
Относительная атомная масса
Радиоактивность
5. Укажите правильное утверждение
Электронное облако- это:
а) траектория, по которой вращается электрон вокруг ядра атома
б) модель движения электрона вокруг атома
в) область пространства, занимаемая электроном, оторванным от ядра атома.
Орбиталь- это:
а) траектория, по которой электрон вращается вокруг ядра атома
б) проекция электронного облака на плоскость
в) область пространства вокруг ядра, в которой наиболее вероятно нахождение данного электрона
Фронтальная работа с классом.
Чему равно общее количество электронов в атоме? (Порядковому номеру элемента)
Что такое энергетический уровень? (Слой, на котором располагаются электроны с определенным запасом энергии)
Как определить число энергетических уровней? (По номеру периода)
Как определить число электронов на внешнем уровне? (На внешнем уровне число электронов равно номеру группы, в которой расположен элемент)
Несколько уроков мы с вами посвятили изучению темы «Строение атома и систематизация химических элементов», узнали о классификации химических элементов, строение периодической химических элементов, познакомились с периодическим законом Д.И. Менделеева. Тема сегодняшнего урока «Строение электронных оболочек».
Цель нашего урока – изучить строение электронных оболочек атомов Сегодня на уроке вы научитесь описывать особенности расположения электронов в атоме с помощью электронных формул.
2. Операционно — познавательный этап
Электроны, двигаясь вокруг ядра атома, образуют в совокупности его электронную оболочку ( по аналогии с воздушной оболочкой Земли). И подобно воздушной оболочке земли, где различают различные слои (атмосферу, тропосферу, ионосферу и т.д.), в электронной оболочке различают слои, на которых будут располагаться электроны с различным запасом энергии . Каждый электронный слой состоит из электронов с близкими значениями энергии; поэтому электронные слои еще называют энергетическими уровнями.
Определите по таблице Д.И. Менделеева какой химический элемент находится сразу за водородом?
Следующий за водородом гелий — инертный элемент. Он не образует соединений с другими элементами, а значит, валентности не проявляет.
Посмотрите на схему (Слайд №4) и попробуйте описать данный элемент?
Ядро атома гелия имеет заряд +2; вокруг него движутся 2 электрона, образуя один электронный уровень.
Атомы гелия не образуют соединений с атомами других химических элементов, это говорит о большой устойчивости его электронной оболочки.
Внешние электронные оболочки атомов гелия и других инертных газов называют завершенными.
Вы познакомились со строением и свойствами водорода и гелия -элементов первого периода периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
Следующий элемент, который мы рассмотрим — литий.
Ядро атома лития имеет заряд +3, следовательно в атоме лития — 3 электрона. Два из них находятся на первом, ближнем к ядру электронном слое, а третий образует второй, внешний электронный слой.
Значит, в атоме лития, химического элемента второго периода, появился второй электронный слой. Находящийся на нем электрон слабее связан с ядром, чем два других.
Далее составляются схемы строения атомов Ве, В, С, N, О и F (помним, при переходе к следующему элементу, что заряд ядра атома увеличивается на единицу, а электронный уровень пополняется еще одним электроном).. Учитель объясняет – на каждом энергетическом уровне по круговой орбите могут вращаться не более двух электронов, а остальные электроны вращаются по сложным орбитам, похожим на восьмерки.
Итак, ребята, чтобы составить самостоятельно составить схему слоев нам необходимо:
1.Записываем знак химического элемента и заряд ядра его атома — он равен порядковому номеру элемента.
2. Определяем количество энергетических уровней — оно равно номеру периода.
3. Определяем количество электронов на каждом уровне.
4. Составляем электронную формулу, учитывая порядок заполнения электронами каждого энергетического уровня.
Привести пример на доске для К
Физкультминутка
3.Контрольно-оценочный этап
Работа со сборником самостоятельных работ с.15 № 3 ,4 по вариантам
Приём «Толстый и тонкий вопрос»
o Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
• Толстый вопрос предполагает ответ развернутый
1. Что такое электронный слой?
2. На внешнем электронном слое может находиться не более скольки электронов?
3. Валетные электроны – это…
Домашнее задание § 12 з. 1,5 с.15.
Рефлексия
infourok.ru
Предмет | химия | Класс 8 | Дата | |||||
Тема учебного занятия | « Строение электронных оболочек атомов элементов №1-20. Формы электронных облаков « | |||||||
Цель учебного занятия | Продолжить формирование понятий о строении атома, ввести понятия «электронное облако», «электронная орбиталь», продолжить формирование у воспитанников понятий «относительная атомная масса», относительная молекулярная масса», массовая доля элемента, доказать делимость атома на основе изучения научных данных, подтверждающих сложность строения атома и атомного ядра, объяснить названия и виды частиц, составляющих атом | |||||||
Задачи | когнитивные: научить составлять электронные формулы атомов, определять элементы по их электронным формулам, определять состав атома, организовать работу кадет по закреплению алгоритма решения задач на определение относительной молекулярной массы, массовой доли химического элемента в веществе, повторить и закрепить знание химических символов, записывать химические формулы, сформировать умение определять число частиц в атоме. операциональные: развивать логическое мышление кадет, умение оформлять расчетные задачи, умение использовать алгоритм при решении типовых задач, способствовать развитию творческого мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи, развивать общеучебные и практические навыки аксиологические: воспитывать у кадет чувство уважения друг к другу (умение выслушать друг друга, доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки, оказывать помощь друг другу). | |||||||
Тип и форма учебного занятия | урок – изучение нового материала | |||||||
Формы работы | Ф — фронтальная, И — индивидуальная, П — парная, Г — групповая | |||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Моделировать и характеризовать распределение числа электронов по электронным слоям с 1 по 20 номер. | Научится извлекать информацию из разных источников учебника, интернет. | формировать у учащихся учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи | ||||||
Технологии обучения или элементы технологий | Технология развития критического мышления, игровые технологии, проблемно- развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ | |||||||
Средства обучения, дидактическое обеспечение урока | проектор, презентация, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, ПСХЭ | |||||||
Организационная структура урока | ||||||||
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность воспитанников | ||||||
I. Организационный момент | Приветствие воспитанников. Выявление отсутствующих. Объявление темы, цели и задач урока, этапов урока и времени каждого этапа. | Настраивание на восприятие материала урока. | ||||||
II. Актуализация знаний | Что такое ХЭ? Какие три формы существования элемента вы знаете? (Свободные атомы → простые вещества → сложные вещества) Что такое простые вещества? Примеры. Что такое сложные вещества? Примеры. Где собраны все ХЭ? Какова структура ПСХЭ? Какие бывают периоды, группы, подгруппы? Какое строение имеет атом? — Заполните схему строения атома на доске (1 кадет у доски) — Докажите, что атом — электронейтральная система. Откройте тетради, запишите число, классная работа. —Решение упр. Запишите названия, символы и «координаты» в таблице Д.И. Менделеева химических элементов, атомы которых состоят из: А) 6 протонов, 6 нейтронов, 6 электронов, Б) 12 протонов, 12 нейтронов, 12 электронов В) 9 протонов, 10 нейтронов, 9 электронов. — Определите число элементарных частиц в атомах ХЭ. | Отвечают на вопросы учителя, работают у доски и по карточкам на местах. | ||||||
III. Постановка проблемы урока (мотивация и целеполагание) | На прошлом уроке вы узнали, какое строение имеет атом. Как вы думаете, что еще нам нужно знать? Нужно рассмотреть строение атомов разных ХЭ, разобраться, как записывать строение атома. Что мы будем сегодня изучать на уроке? Сформулируйте цель урока. Тема урока: Строение электронных оболочек атомов. | Отвечают на вопросы учителя Выдвигают гипотезы, предположения, определяют тему и цели урока. | ||||||
IV. Изучение нового материала | На предыдущих уроках мы выяснили, что атом состоит из положительно заряженного ядра и движущихся вокруг него электронов. Вопросы: Как движутся электроны? Хаотично? Или в определенном порядке? ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕКТРОН? É – это частица! m = 0,9109534*10 – 27 г É – волна! Электрон обладает большой СКОРОСТЬЮ и ЭНЕРГИЕЙ! За долю секунды электрон способен «обежать» целую область пространства, называемую электронное облако или атомная орбиталь. Местоположение электронов в пространстве в данный момент времени определить невозможно. Форма электронных облаков: s-, p-, d-, f- Все электроны атома образуют его электронную оболочку. Электронная оболочка делится на уровни. Их 7. Разберем на примере строения атомов ХЭ. Основные правила. Запись в тетради (выучить наизусть). 1. Атом электронейтрален. 2.Электроны движутся по определенным уровням — энергетическим слоям и образуют электронную оболочку атома. 3.Порядковый номер элемента = заряд ядра атома, число протонов и число электронов. Число р+ = е- 4.Число энергетических уровней равно номеру периода. 5.Число внешних электронов на нем равно номеру группы элемента (для главных подгрупп). У элементов побочных подгрупп на внешнем уровне 2 электрона. 6. На 1 уровне может быть не более 2 электронов, на 2 не более 8, на третьем – не более 18 электронов. Максимальное число электронов считается по правилу: N = n2, где n — номер уровня. 7.Пространство вокруг ядра, где наиболее вероятно нахождение данного электрона, называется орбиталью этого электрона, или электронным облаком. | Работают в тетради, с учебником, устно. | ||||||
V. Закрепление изученного материала | Определите состав атома: 1-вариант: натрия, 2 вариант: хлора. Тест. А-1 (подготовка к ОГЭ по химии) 1. На приведённом рисунке изображена модель атома а) бора б) алюминия в) азота г) бериллия 2. На приведённом рисунке изображена модель атома а) 3-го периода IVA группы б) 3-го периода VIA группы в) 2-го периода IVA группы г) 2-го периода VIA группы
3. Четыре электрона находятся во внешнем электронном слое атома а) бериллия б) кислорода в) калия г) кремния 4. Число электронов в атоме натрия равно 5. Число нейтронов в атоме 39К равно Самостоятельная работа по карточкам. | Работают на местах | ||||||
VI. Рефлексия | Попробуем подвести итоги. Основные выводы: Атом — Число энергетических уровней в атоме равно … Количество электронов на внешнем энергетическом уровне равно… Максимальное число электронов на энергетическом уровне можно вычислить по формуле… Число протонов равно числу……. Итак, ребята. Над какой темой мы сегодня работали? Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Что вы нового узнали? Что хотели бы узнать? Что вызвало затруднения? | Участвуют в эвристической беседе. | ||||||
VII. Итоги урока | Выставление оценок. Прокомментировать Д/з. Домашнее задание: §8, упр. 1-2, с.53, на «5» -у.3-4 с.53, * в.6-7 с.53. |
multiurok.ru
План-конспект урока по химии в 8 классе «Строение электронных оболочек атомов химических элементов»
Тема урока «Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20».
8 класс
Тема урока «Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20».
Цель: сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;
рассмотреть электронное строение атомов элементов первых трех периодов.
Планируемые результаты:
предметные: научиться составлять электронные формулы атомов элементов первых трех периодов ПСХЭ; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания; самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, прменять ранее полученные знания;
метапредметные:
-регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении электронных формул; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
-познавательные: выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;
-коммуникативные:уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями;формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения;
личностные: проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности; руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы.
Ресурсы и оборудование:
источники информации: учебник О.С.Габриелян, Химия 8 класс, М., Дрофа, 2009; рабочая проограмма, технологическая карта урока, презентация к уроку;
оборудование: компьютер, проектор,
дидактическое сопровождение: ПСХЭ, индикаторы обратной связи, презентация к уроку,
материалы для познавательной деятельности учеников: карточки для самостоятельной работы, задания для выполнения на уроке, задания для самопроверки, индикаторы для обратной связи.
Ход урока
Организационный момент
Слайд 1.
Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствует много гостей. А гостям принято показывать самое лучшее. Давайте покажем им, как хорошо мы знаем химию. А для этого нужно не так уж и много: не отвлекаться, быть активными и внимательными. На уроке останемся только мы и химия. Давайте в очередной раз окунемся в волшебный мир этой науки!
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Что мы изучали на прошлом уроке? Вспомним основные понятия .
1. Фронтальный опрос. Слайд 2
Чему равно общее количество электронов в атоме? (Порядковому номеру элемента)
Что такое энергетический уровень? (Слой, на котором располагаются электроны с определенным запасом энергии)
Как определить число энергетических уровней? (По номеру периода)
Как определить число электронов на внешнем уровне? (На внешнем уровне число электронов равно номеру группы, в которой расположен элемент)
Слайд 3.
2. Индивидуальные задания.
Вашу готовность к уроку мы проверим с помощью теста (учитель раздает карточки с заданиями). Слайд 4.
Задания | Вариант 1 | Вариант 2 |
1. По данным определить, какой это элемент | а)2e 8e 3e б)2e 1e в)2e 8e 8e | а)2e 4e б)2e 8e 7e в)1e |
2. Определить элемент по его положению в ПСХЭ | а)2период 3 группа главная подгруппа б)5 период 1 группа побочная подгруппа | а)4 период 3 группа побочная подгруппа б)2 период 6 группа главная подгруппа |
Ответы занесите в таблицу
Задания | Ответы |
Задание 1 | а)____ б)_____ в) ____ |
Задание 2 | а)____ б)_____ |
Проверьте себя ( Слайд 5) и поставьте оценку, равную количеству правильных ответов в оценочный лист.
3. Самоопределение к деятельности
Мы с вами знаем, что в химии, как и в любой другой науке существует свой язык, с помощью которого мы можем описать состав веществ, их свойства.
Например, качественный и количественный состав веществ можно записать в виде … (химических формул). Как вы думаете, можно ли записать особенности расположения электронов в атоме, используя специальные обозначения? Как бы вы назвали такую запись? (Электронная формула).
Вот о них и пойдет речь сегодня на уроке. Давайте сформулируем тему нашего урока (постановка темы урока). Слайд 6.
Давайте поставим себе цель, которую мы должны достичь на уроке (Научиться составлять электронные формулы атомов химических элементов). Слайд 7.
Сегодня на уроке вы научитесь описывать особенности расположения электронов в атоме с помощью электронных формул.
4. Работа по теме урока
Беседа. Электрон вращается вокруг ядра атома с невообразимой скоростью. Так, за 1 с он делает столько оборотов вокруг ядра атома, сколько оборотов делает пропеллер самолета вокруг оси за 5–5,5 лет непрерывной работы двигателя. Но пропеллер самолета образует «облако», находящееся в одной плоскости, а электрон образует объемное облако, форма и размер которого зависят от энергии электрона. Слайд 8.
Их называют электронные облака или орбитали.
Слайд 9. Орбитали могут иметь разную форму. Каждый новый энергетический уровень начинается с одной s-орбитали, которая имеет сферическую форму. На втором и последующих уровнях после одной s-орбитали появляются три р-орбитали гантелеобразной формы. Рассмотрите их схематические изображения на рис 9 стр 33 учебника и на слайде презентации. Любую орбиталь занимают не более двух электроов. Следовательно, на s-орбитали их может быть не более двух, а на трех р-орбиталях — не более шести электронов. Познакомьтесь с записью электронных формул атомов элементов 1 и 2 периодов на стр 32- 33 учебника и составьте алгоритм (порядок действий), которым будете руководствоваться при записи электронных формул. Проверьте себя. Слайд 10.
(1.Записываем знак химического элемента и заряд ядра его атома — он равен порядковому номеру элемента.
2. Определяем количество энергетических уровней — оно равно номеру периода.
3. Определяем количество электронов на каждом уровне.
3. Составляем электронную формулу, учитывая порядок заполнения электронами каждого энергетического уровня — сначала s-электроны, затем р-электроны. Записываем номер уровня, затем вид орбитали и количество электронов на ней, учитывая их общее количество на энергетическом уровне.)
(Вводится дополнительная информация о графических формулах) Слайды 11-14.
Работа в парах. Теперь поработаем самостоятельно. Составьте электронные формулы для элементов 3 периода. Сравните результаты друг с другом. Если у вас есть расхождения, поправьте друг друга. Если вы в чем -то не уверены, попросите помощи. Сравните результаты записей с контрольными. (Взаимо- и самопроверка).
Слайды 15-16.
Какие затруднения вы испытывали при составлении электронных формул?
5.Физкультминутка (Слайд 18)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
6.Закрепление изученного материала
Игра в «Крестики- нолики». (работа в парах)
Выигрышный путь составляют формулы электронных слоев атомов элементов:
а)одного и того же периода,
1s²2s² | 1s²2s1 | 1s²2s²2p6 3s1 |
1s²2s²2p² | 1s²2s²2p6 3s² | 1s²2s²2p4 |
1s²2s²2p5 | 1s²2s²2p3 | 1s² |
б)одной и той же главной подгруппы,
1s²2s² | 1s²2s22p4 | 1s1 |
1s²2s²2p6 | 1s²2s1 | 1s²2s²2p1 |
1s²2s²2p63s1 | 1s²2s²2p5 | 1s²2s²2p3 |
в)расположенных рядом в таблице периодической системы
1s²2s1 | 1s² | 1s²2s²2p2 |
1s²2s²2p5 | 1s²2s2 | 1s²2s²2p4 |
1s²2s²2p6 | 1s²2s²2p3 | 1s²2s²2p1 |
Проверьте правильность выполнения задания (Слайды 19-21). Поставьте себе оценку.
7. Рефлексия.
Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале урока. Сделайте вывод, выполнена ли она. Представьте, что наш класс — атом. Вы являетесь элементарными частицами. Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили перед собой в начале урока. Для этого у вас на столах лежат жетоны разных цветов. Слайд 22.
Красный жетон — протоны — это значит, что я все понял, могу объяснить другому. Зеленый — нейтроны — по данной теме у меня остались вопросы.
Желтый — электроны — недостаточно понял тему, сам ошибаюсь.
Покажите, насколько вы достигли поставленную цель?
8. Подведение итогов урока
Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий?(Обоснование отдельных учащихся оценки своей деятельности.)
Попробуйте составить электронные формулы атомов элементов 4 периода К и Са?
Слайд 17.
Какие данные об особенностях строения атома отражает электронная формула?
В чем заключается причина сходства элементов, расположенных в одной группе?
Слайд 23-24.
Поставьте себе общую оценку за работу на уроке.
9.Домашнее задание: Слайд 25
Учебник стр.32-33 задание 3 письменно
Инд задания. Заполните графы в таблице в соответствии с приведенными данными. Сумма цифр третьего, четвертого и пятого столбцов равна относительной молекулярной массе азотной кислоты.
Название химического элемента | Электронные формулы | Порядковый номер | Номер периода | Номер группы |
4 | ||||
1s²2s²2p3 | ||||
2 | 4 | |||
1s²2s²2p6 3s²3р6 |
Найдите в учебнике формулу этой кислоты, вычислите ее относительную массу и проверьте себя.
Слайд 26.
Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы!
kopilkaurokov.ru
Строение электронных оболочек атома
Быть может, эти электроны –
Миры, где пять материков,
Искусство, знания, войны, троны
И память сорока веков.
Вспомним, из чего состоит атом. Помните планетарную модель строения атома, согласно которой, в центре атома расположено положительно заряженное ядро, вокруг которого вращаются отрицательно заряженные электроны, подобно тому, как вращаются планеты вокруг Солнца.
Строение атома
Электроны, двигаясь вокруг ядра, в совокупности образуют электронную оболочку атома. Число электронов в атоме равно числу протонов в ядре и соответствует порядковому номеру элемента.
Электроны двигаются в определённом порядке и различаются своей энергией. Электроны с маленьким запасом энергии расположены ближе к ядру, они связаны крепко с ядром и их тяжелее вырвать из электронной оболочки. А вот электроны с большим запасом энергии, напротив, находятся дальше от ядра, слабо с ним связаны, поэтому их легче оторвать.
Несмотря на это, в атоме находятся электроны, которые имеют близкие значения энергии. Эти электроны образуют электронные слои, или энергетические уровни.
Чтобы определить число энергетических уровней, достаточно знать номер периода, в котором находится данный элемент. Например, у азота семь электронов в атоме, и два энергетических уровня. Теперь распределим эти семь электронов по уровням. Получается на первом их 2, а на втором – оставшиеся 5.
Максимальное число электронов на энергетическом уровне определяется по формуле: 2n2, где n – номер периода.
Если подставить значения первых трех периодов, то получится, что максимально на первом энергетическом уровне возможно только 2 электрона, на втором – 8, на третьем – 18.
Число электронов на внешнем энергетическом уровне для элементов главных подгрупп равно номеру группы.
Рассмотрим это на примере атома натрия.
Ядро атома натрия имеет заряд +11, т.е. и электронов в атоме тоже 11. Натрий находится в третьем периоде, значит, у него три энергетических уровня, которые мы будем изображать в виде скобки «)». Это записывают с помощью электронной формулы следующим образом: 11Na 2ē, 8ē, 1ē.
И так, на первом уровне 2 электрона (это максимально), на втором – 8 (больше быть не может), а на третий остается один электрон. Вот этот электрон и будет электроном внешнего энергетического уровня. Натрий – элемент главной подгруппы I группы, поэтому число электронов на внешнем уровне равно номеру группы, т.е. единице.
Двигаясь, электроны образуют своеобразный рисунок, так называемое электронное облако, которое можно ещё назвать орбиталью. Электронное облако, или орбиталь, – пространство вокруг ядра, где наиболее вероятно нахождение данного электрона.
На всех энергетических уровнях есть s-орбитали, они сферической формы, и она только одна, на втором уровне уже появляются p-орбитали, которые имеют форму гантели, их всего три. На каждой орбитали максимально может находится не более двух электронов, следовательно, на s-орбитали – их два, на р-орбитали – шесть.
Для того, чтобы записать электронную формулу атома, для обозначения уровня используют арабские цифры, орбитали соответственно буквами s и р, а число электронов данной орбитали – арабской цифрой сверху справа над буквой орбитали.
Например, азот будет иметь электронную формулу 1s22s22p3.
Если элементы имеют одинаковое число электронов на внешнем уровне, значит, у них будут схожие свойства. Вспомните, благородные газы – инертны, не вступают в химические реакции, ведь у них, кроме гелия, восемь электронов на внешнем уровне, который считается завершенным. Вот почему они все инертны.
videouroki.net
Конспект урока по химии на тему:»Строение электронной оболочки атома»
Урок химии 8 класса.
Тема урока: «Строение электронных оболочек атома».
Цели урока:
обобщение знаний о строении атома,
изучение строения электронной оболочки атома.
Задачи:
Научить школьников записывать электронные конфигурации атомов элементов I-IV периодов.
2. Развивающие:-
сформировать у учащихся личностную мотивацию, познавательный интерес к данной теме;
развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, диалектическое мышление;
углубить знания о взаимосвязи строения атома и структурой ПСХЭ;
отработать навыки работы с опорным конспектом и ПСХЭ.
3.Воспитательная:
развить познавательный интерес к устройству окружающего мира.
Оборудование: Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица «Строение атомов химических элементов», другие справочные таблицы и кодотранспаранты.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Проверка готовности к уроку. Приветствие.
На прошлом уроке мы с вами погрузились в микромир атома. Сегодня мы продолжим виртуальную экскурсию: повторим пройденный материал и узнаем, какие еще тайны таит в себе атом.
2. Актуализация знаний.
1. Как называется модель атома, предложенная Э.Резерфордом? (Планетарная. Потому что похожа, на крошечную Солнечную систему, в центре которой находится ядро атома, а вокруг него вращаются электроны).
2. Какие частицы составляют ядро? (Ядро состоит из протонов, частиц положительно заряженных и нейтронов, частиц не несущих никакого заряда).
3. Число каких частичек атома, равно порядковому номеру хим. элемента в ПСХЭ? Число протонов, равно числу электронов и равно порядковому номеру хим.элемента в ПСХЭ.
4. У доски работает несколько человек, остальные работают в тетрадях. Записать состав атомов следующих хим. элементов: Mg, Ca,Zn
5. Что будет, если изменить количество нейтронов в ядре атома любого хим. элемента? Можно получить изотопы, т.е. разновидности атомов одного и того же хим.элемента, имеющих одинаковый заряд, но разное массовое число.
6. Что будет, если изменить количество протонов в ядре атома водорода на один больше? Можно получить другой химический элемент – гелий.
3. Мотивация. Мы узнали о составе ядра атома. Сегодня поговорим об электронах, которые вращаются вокруг ядра. Тема урока: «Строение электронной оболочки атома» (запишем в тетрадях)
4. Основная часть.
Помним, что вокруг ядра, как вокруг Солнца вращаются планеты, вращаются электроны.
Совокупность всех электронов, окружающих ядро, называется электронной оболочкой (записываем определение).
Давайте выясним, как движутся электроны вокруг ядра?
Беспорядочно или в определенном порядке? Оказывается, движение электронов происходит в определенном порядке.
Электроны в атоме различаются определенной энергией, и, как показывают опыты, одни притягиваются к ядру сильнее, другие слабее. Объясняется это удаленностью электронов от ядра. Чем ближе электроны к ядру, тем больше связь их с ядром, но меньше запас энергии. По мере удаления от ядра атома сила притяжения электрона к ядру уменьшается, а запас энергии увеличивается. Каждый электрон в зависимости от своей энергии будет находиться на определенном расстоянии от ядра. Так образуются электронные слои в электронной оболочке атома.
Каждый слой состоит из электронов с близкими значениями энергии, поэтому слои электронов называют энергетическими уровнями.
Электронный слой, состоящий из электронов с близкими значениями энергии, называется энергетическим уровнем. ( записываем определение)
А как же определить, сколько слоев ( энергетических уровней) в атоме того или иного элемента?
Число электронных слоев в атоме элемента равно номеру периода, в котором находится данный элемент.
Например, натрий Na – элемент 3-го периода, значит, его электронная оболочка включает 3 энергетических уровня. В атоме брома Br – 4 энергетических уровня, т. к. бром расположен в 4-м периоде.
Модель атома натрия: Модель атома брома:
А сколько электронов может находиться на каждом энергетическом уровне?
Максимальное число электронов на энергетическом уровне рассчитывается по формуле: 2n2, где n – номер энергетического уровня.
Таким образом, максимальное число электронов на:
1 слое – 2
2 слое – 8
3 слое – 18 и т. д.
У элементов главных подгрупп номер группы, к которой относится элемент, равен числу внешних электронов атома.
Внешними называют электроны последнего электронного слоя.
Например, в атоме натрия – 1 внешний электрон (т. к. это элемент IА подгруппы). В атоме брома – 7 электронов на последнем электронном слое (это элемент VIIА подгруппы).
5. Закрепление материала.
изобразить схемы строения атомов остальных элементов второго периода.
6. Подведение итогов. На этом уроке вы узнали, как устроена электронная оболочка атома. Познакомились с моделями строения электронных оболочек атомов, с помощью которых можно предсказать и объяснить свойства химических элементов и их соединений.
7. Домашнее задание. §8 упр1-2
infourok.ru
Урока химии, 8 класс. (автор учебника Габриелян О. С.) Тема урока: Строение электронных оболочек атомов
Конспект урока химии, 8 класс. (автор учебника Габриелян О.С.)
Тема урока: Строение электронных оболочек атомов.
Цель урока:
Рассмотреть модель строения атома.
Ввести понятия «электронное облако», «электронная орбиталь, «движение без траектории».
Рассмотреть модель энергетических состояний атома.
Задачи урока: Научиться составлять электронные формулы атомов, определять элементы по их электронным формулам, определять состав атома.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Опрос, проверка домашнего задания. Сообщение результатов проверки тестов прошлой темы «Строение атома. Состав ядра». Учащиеся выставляют оценку в «Лист учета».
Вспомните определение атома.
Назовите элементарные частицы, образующие атом, охарактеризуйте их заряд и массу, напишите обозначения частиц.
4. Предложил название «электрон»
1) Стони 2) Томпсон3) Беккерель 4) Резерфорд
5. Предложил планетарную модель атома
1) Стони 2) Томпсон3)Беккерель 4) Резёрфорд
6. Число электронов в атоме натрия равно
1)23 2)12 3)34 4)117. Число нейтронов в атоме 39К равно
1)39 2)58 3)26 4)208. Атомы какого химического элемента имеют в своем составе 5 протонов, 6 нейтронов,
5 электронов? Выберите правильный
ответ:а) углерода, б) натрия, в) бора, г) неона.
Какие элементарные частицы образуют ядро атома? Каков заряд ядра? От чего он зависит?
9. Расскажите, как вы определяете число протонов, электронов и нейтронов в атоме. Докажите, что атом — электронейтральная система.
II. Объяснение нового материала
Учитель: На предыдущих уроках мы выяснили, что атом состоит из положительно заряженного ядра и движущихся вокруг него электронов.
В начале ХХв. была принята планетарная модель строения атома, согласно которой вокруг ядра движутся электроны, как планеты вокруг солнца. Следовательно, в атоме есть траектории, по которым движется электрон. Однако дальнейшие исследования показали, что в атоме не существует траекторий движения электронов. Движение без траектории означает, что мы не знаем, как электрон движется в атоме, но можем установить область, где чаще всего встречается электрон. Это уже не орбита, а орбиталь. Двигаясь вокруг атома, электроны образуют в совокупности его электронную оболочку.
Давайте выясним, как движутся электроны вокруг ядра? Беспорядочно или в определенном порядке? Исследования Нильса Бора — основоположника современной атомной физики, а также ряда других ученых позволили сделать вывод: электроны в атомах располагаются определенными слоями — оболочками и в определенном порядке. Электроны в атоме различаются определенной энергией, и, как показывают опыты, одни притягиваются к ядру сильнее, другие слабее. Объясняется это удаленностью электронов от ядра. Чем ближе электроны к ядру, тем больше связь их с ядром, но меньше запас энергии. По мере удаления от ядра атома сила притяжения электрона к ядру уменьшается, а запас энергии увеличивается. Так образуются электронные слои в электронной оболочке атома. Каждый слой состоит из электронов с близкими значениями энергии, поэтому слои электронов называют энергетическими уровнями. Энергия электронов в атоме и энергетический уровень определяется главным квантовым числом n и принимает целочисленные значения 1, 2, 3, 4…Чем больше значение n, тем больше энергия электрона в атоме. Максимальное число электронов, которое может находиться на том или ином энергетическом уровне, определяется по формуле:
N = 2n2
Где N— максимальное число электронов на уровне;
n – номер энергетического уровня.
Установлено, что на первой оболочке располагается не более двух электронов, на второй — не более восьми, на третьей — не более 18, на четвертой — не более 32. Заполнение более далеких оболочек мы рассматривать не будем. Известно, что на внешнем энергетическом уровне может находиться не более восьми электронов, его называют завершенным. Электронные слои, не содержащие максимального числа электронов, называют незавершенными.
Число электронов на внешнем энергетическом уровне электронной оболочки атома равно номеру группы для химических элементов главных подгрупп.
Как ранее было сказано, электрон движется не по орбите, а по орбитали и не имеет траектории.
Пространство вокруг ядра, где наиболее вероятно нахождение данного электрона, называется орбиталью этого электрона, или электронным облаком.
Орбитали, или подуровни, как их еще называют, могут иметь разную форму, и их количество соответствует номеру уровня, но не превышает четырех. Первый энергетический уровень имеет один подуровень (s), второй- два (s,p), третий – три (s,p,d) и т.д. Электроны разных подуровней одного и того же уровня имеют разную форму
электронного облака: сферическую (s), гантелеобразную (p) и более сложную конфигурацию. Сферическую атомную орбиталь ученые договорились называть s-орбиталью. Она самая устойчивая и располагается довольно близко к ядру.
|
S- орбиталь |
Чем больше энергия электрона в атоме, тем быстрее он вращается, тем сильнее вытягивается область его пребывания, и наконец, превращается в гантелеобразную p-орбиталь:
Электронное облако такой формы может занимать в атоме три положения вдоль осей координат пространства x, y и z. Это легко объяснимо: ведь все электроны заряжены отрицательно, поэтому электронные облака взаимно отталкиваются и стремятся разместиться как можно дальше друг от друга.
Три p – орбитали |
Итак, p-орбиталей может быть три. Энергия их, конечно, одинакова, а расположение в пространстве — разное.Составить схему последовательного заполнения электронами энергетических уровней.
2 е 8 е 18 е
n=1 n=2 n=3
S S P S P d
2 е 2 е 6 е 2 е 6 е 10 е
Теперь мы можем составить схему строения электронных оболочек атомов:
Определяем общее число электронов на оболочке по порядковому номеру элемента.
Определяем число энергетических уровней в электронной оболочке. Их число равно номеру периода в таблице Д. И. Менделеева, в котором находится элемент.
Определяем число электронов на каждом энергетическом уровне.
Используя для обозначения уровня арабские цифры и обозначая орбитали буквами s и p, а число электронов данной орбитали арабской цифрой вверху справа над буквой, изображаем строение атомов более полными электронными формулами. Ученые условились обозначать каждую атомную орбиталь квантовой ячейкой — квадратиком на энергетической диаграмме:
На s-подуровне может находиться одна атомная орбиталь
а на p—подуровне их может быть уже три —
(в соответствии с тремя осями координат):
Орбиталей d— и f—подуровня в атоме может быть уже пять и семь соответственно:
Пример:
Ядро атома водорода имеет заряд +1, поэтому вокруг его ядра движется только один электрон на единственном энергетическом уровне. Запишем электронную конфигурацию атома водорода (слайд №3).
Элемент № 3- литий. Ядро лития имеет заряд +3,следовательно, в атоме лития три электрона. Два из них находятся на первом энергетическом уровне, а третий электрон начинает заполнять второй энергетический уровень. Сначала заполняется s-орбиталь первого уровня, потом s-орбиталь второго уровня (слайд №5).
III. Закрепление нового материала.
Задание для класса:
1. Изобразите строение атомов следующих элементов:
а) азота (слайд №9).
б) фосфора
в) магния
2. Сравните строение атомов
а) бора и фтора (слайд №7,11).
б) кислорода и серы(слайд №10).
3. По данным о распределении валентных электронов найдите элемент:
а) 2s1
б) 2s22p4
в) 3s23p6
г) 3d104s1
д) 4s24p3
е) 4s24p5
ж) 3s23p4
IV. Итоги урока.
Давайте подведем итоги урока. Что мы сегодня узнали нового?
Электрон не имеет траектории и движение его происходит по орбитали.
По схеме последовательного заполнения электронами энергетических уровней научились составлять электронные формулы элементов.
Научились по электронным формулам определять химический элемент.
V. Домашнее задание: § 8, Стр. 28-30.
Нарисуйте схемы строения электронных оболочек атомов:
хлора, натрия, неона, углерода.
gigabaza.ru
1 слайд | ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕКТРОН? |
2 слайд |
• é – это частица! m0 = 0,9109534*10 – 27 г Z = 1,6021892*10 – 19 Кл |
3 слайд |
é – волна! Электрон обладает большой СКОРОСТЬЮ и ЭНЕРГИЕЙ! За долю секунды электрон способен «обежать» целую область пространства, называемую Электронное облако или атомная орбиталь |
4 слайд |
Местоположение электронов в
пространстве в данный момент времени определить
невозможно. Они ведут себя примерно так, как описал Льюис Кэрролл Чеширского Кота в сказке «Алиса в стране чудес»: Вроде бы он здесь, но в тоже время его нет, осталась лишь улыбка… |
5 слайд |
Виды электронных облаков: s-, p-, d-, f- |
6 слайд |
Все электроны атома образуют его ЭЛЕКТРОННУЮ ОБОЛОЧКУ |
7 слайд |
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБОЛОЧКА
ДЕЛИТСЯ НА УРОВНИ. |
8 слайд |
(пример атома кремния) Атом какого химического элемента изображен на рисунке? |
9 слайд |
УРОВНИ состоят из ПОДУРОВНЕЙ, на которых располагаются атомные орбитали s-, p-, d- и f-типа |
10 слайд ПРОБЛЕМНЫЙ |
1 уровень – s- подуровень, 2 уровень – s- и p- подуровни, 3 уровень – s-, p- и d- подуровни, 4 уровень – s-, p-, d- и f- подуровни. Чему равно число подуровней на уровне? |
11 слайд |
s-подуровень 1 АО р-подуровень 3 АО d-подуровень 5 АО f-подуровень 7 АО ИТАК, имеем: 1s2s2p3s3p3d4s4p4d4f5s5p5d5f… 6s6p6d6f…7s7p7d7f… |
12 слайд |
ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ЭЛЕКТРОНАМИ АО,
ПОДУРОВНЕЙ, УРОВНЕЙ 1) На одной АО могут находиться только ДВА электрона, которые вращаются вокруг своей оси в противоположных направлениях (условно: по часовой стрелке и против часовой стрелке) – электроны с противоположными спинами. |
13 слайд |
2) В пределах подуровня атомные орбитали заполняются одиночными электронами с параллельными спинами, и когда все орбитали данного подуровня будут заняты, происходит спаривание последних |
14 слайд |
3) Электроны стремятся занять
энергетически выгодное положение в электронной
оболочке, руководствуясь правилом
наименьшей энергии. Расположим АО в порядке
возрастания значений их энергии, которая
определяется суммой: (№ УРОВНЯ + число, которое
соответствует подуровню): s (0), p (2), d (3), f (4) |
15 слайд |
1 2 3
3 4 5 4 5 6 7 5 6 7 8 1s 2s2p3s3p3d4s4p4d4f5s5p5d5f… 6 7 8 9 7 8 9 10 6s6p6d6f… 7s7p7d7f… РЯД НАИМЕНЬШЕЙ ЭНЕРГИИ: 1s 2s2p 3s3p 4s3d4p 5s4d5p 6s4f5d6p7s5f6d7p… |
16 слайд |
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИАГРАММА РАСПОЛОЖЕНИЯ АО В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБОЛОЧКЕ |
17 слайд |
СХЕМА СТРОЕНИЯ АТОМА Показывает распределение электронов по уровням |
18 слайд |
ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМУЛА (КОНФИГУРАЦИЯ)
АТОМА 1s1 Показывает распределение электронов по подуровням |
19 слайд |
ЭЛЕКТРОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА
АТОМА Показывает распределение электронов по АО |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai