Урок строение электронных оболочек атомов 8 класс: План-конспект урока по химии (8 класс): Открытый урок по химии в 8 классе по теме «Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1 — 20»
Тема урока | «Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1 — 20» | ||||||
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | ||||||
Цели |
| ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
|
|
| |||||
№ этапа | Этап урока | Деятельность | |||||
учителя | учащихся | ||||||
1 | Организационный момент. | Учащиеся разбиты на 3 команды. Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствует много гостей. А гостям принято показывать самое лучшее. Давайте покажем им, как хорошо мы знаем химию. А для этого нужно не так уж и много: не отвлекаться, быть активными и внимательными. На уроке останемся только мы и химия. | Приветствуют учителя и гостей, организуют рабочее место. | ||||
2 | Актуализация знаний. | Что мы изучали на прошлом уроке? Вспомним основные понятия. Слушаем стих, ваша задача понять о чём стих: Смотрю в ночное небо,
Записываем тему урока: «Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов» | Отвечают на вопросы Стих о молекулах Нет Записывают тему урока | ||||
3 | Изучение нового материала. | Мы с вами знаем, что в химии, как и в любой другой науке существует свой язык, с помощью которого мы можем описать состав веществ, их свойства. Например, качественный и количественный состав веществ можно записать в виде … (химических формул). Что бы вам сегодня было легче меня понимать давайте представим, что ПСХЭ Д.И. Менделеева это частный сектор, который состоит из домов. Каждый дом имеет своё количество этажей, и равно это количество номеру периода. Например сколько этажей у домика водорода – 1, лития – 2, натрия – 3, калия – 4 и т.д. Если сказать на языке химии то атом водорода состоит из 1 эн.уровня или эл-ой оболочки, натрий из 2 эн.уровней и т.д. У каждого дома есть жельцы – это электроны. Сколько электронов у атома вадорода – 1, у атома лития – 3, берилия – 4 и т.д. Знаете ли вы сколько максимально жильцов (электронов может жить на каждом этаже? Записываем в тетради формулу 2n2 (с помощью нее мы с вами определим максимальное число жильцов на каждом этаже или максимальное количество электронов на каждом энергетическом уровне). Считаем вместе: 1 уровень – 2 эл., 2 уровень – 8 эл., 3 уровень – 18 эл., 4567 уровни максимально по 32 эл. В любом доме жильцы живут в чём? (в квартирах) В химии их называют орбиталями. Выделяют: S – орбиталь в виде 1(1 комнатная квартира) клетки, в которой могут жить максимально 2 жильца, т.е. 2 электрона P – 3 клетки, d – 5 клеток и f – 7 клеток. | Учащиеся слушают учителя, поддерживают беседу, отвечают на вопросы учителя. Нет Рисуют орбитали и электроны | ||||
4 | Работа по теме урока. Восприятие и осмысление учащимися нового материала. | Ребята, а теперь можно начать расселять жильцов по квартирам (электроны по орбиталям). Первые 2 примера показываю я, а все следующие показываете вы. Учитель показывает пример написания электронной формулы (электронной конфигурации) на примере атома водорода и атома лития. А сейчас начинаем работу в командах:
| Учащиеся внимательно слушают объяснение учителя и записывают примеры в тетрадь. Выход учащихся к доске по желанию. Работа в тетрадях и с доской. Обсудить совместно кто быстрее и без ошибок сделал. | ||||
Рефлексия. | Учитель предлагает учащимся выполнить творческое задание «Синквейн» к слову «УРОК». (Раздать учащимся правила написания синквейна) Правила следующие:
Например синквейн к слову кошка: 1. Кошка 2. Игривая, быстрая 3. Бегает, играет, царапает 4. Кошка это мой любимый питомец 5. Животное. На выполнение синквейна вам даётся 3 минуты. Засекает время. По истечении времени заслушать ответы учащихся. Пример: 1.Урок 2. Интересный, последний, скучный 3. Учит, дисциплинирует | Внимательно слушают учителя. Работают в группах, составляют синквейн. Читают в слух получившиеся примеры. | |||||
6 | Подведение итогов урока. | Подвести итог занятию. Поблагодарить всех за работу. Оценить работу выделившихся учащихся. | Слушают учителя. | ||||
7. | Домашнее задание. | Изучить текст учебника параграф 9, расписать электронные конфигурации элементов S, K. | Записывают задание на дом. |
Цель урока — дать знания о строении электронной оболочки атомов. | Цель урока — дать знания о строении электронной оболочки атомов. | Цель урока — дать знания о строении электронной оболочки атомов. | Образовательные задачи урока | Образовательные задачи урока | Образовательные задачи урока | 1. Углубить знания о взаимосвязи строения атома и структурой ПСХЭ; 3. Вызвать познавательный интерес к данной теме; развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, диалектическое мышление; 4. Развивать умения работать с различными информационными источниками. | 1. Сформировать представления о состоянии электрона в атоме — электронной плотности, энергетическом уровне, подуровне, атомной орбитали. 2. Выработать умения составлять схемы строения атомов, составлять электронные формулы атомов. 3. Сформировать умение работать с периодической системой, логически мыслить и оформлять результаты логических операций в тетради 4. Продолжить выработку у обучающихся рационального общего и индивидуализированного стиля учебного труда. | 1.Познакомить с понятиями «энергетический уровень». Раскрыть особенности строения электронных оболочек на примере атомов элементов 1-3 периода. 2. Дать представление о составлении схемы строения атома. 3. Продолжить формирование умения сравнивать, делать выводы. 4.Развивать умения работать с учебником, работать по алгоритму. | Развивающие задачи урока | Развивающие задачи урока | Развивающие задачи урока | 1. Развитие пространственного воображения. | 1. Развитие коммуникативных навыков через групповую работу. | 1. Развитие памяти через запоминание и многократное воспроизведение материала. | Воспитательные задачи урока | Воспитательные задачи урока | Воспитательные задачи урока | 1.Продолжить формирование у обучающихся научного мировоззрения. | 1. Развить познавательный интерес к устройству окружающего мира. | 1.Воспитание умения работать в коллективе. 2. Используя игровые моменты, развивать интерес учащихся к изучению предмета | Актуализация ЗУН или опрос | Актуализация ЗУН или опрос | Актуализация ЗУН или опрос | 1.Вступительное слово учителя: «На предыдущих уроках мы познакомились со строением атома, доказали наличие элементарных частиц в атоме элемента. Что же мы знаем об атоме? Какие модели строения атомов вам известны?» Планетарная модель строения атома предполагает наличие одного электрона на одной орбитали. На данный момент известно, что электронная оболочка состоит из семи орбиталей… Как располагаются электроны атома на орбиталях? Почему, согласно уравнениям квантовой физики, вероятность столкновения электронов в пространстве стремится к нулю? Прежде чем ответить на этот вопрос давайте вспомним главное действующее лицо электронной оболочки – электроном | 1. Фронтальный беседа по вопросам 1. Из каких элементарных частиц состоит атом? 2. Какие элементарные частицы называют протонами? 3. Какие элементарные частицы называют нейтронами? 4. Что такое массовое число? 5. Что такое изотопы? 6. Какие элементарные частицы называют электронами? 7. Почему модель строения атома называют планетарной? 2. Индивидуальная работа у доски. Заполнение таблицы (один учащийся заполняет одну колонку)
| 1.Укажите символы называемых химических элементов (учитель называет элементы, учащиеся поднимают карточки с символами элементов) (фронтальная работа) 2. Дайте ответы на вопросы (работа в парах- обсуждение вопросов, индивидуальный опрос) 1. Из каких элементарных частиц состоит атом? 2. Какие элементарные частицы называют протонами? 3. Какие элементарные частицы называют нейтронами? 4.Какие элементарные частицы называют электронами? 5.Отгадайте, о какой элементарной частице идет речь? а) Очень положительный б) Зарядом я похвастать не могу, в) Он бежит по проводам, 6. Почему модель строения атома называют планетарной? | Изучение нового материала | Изучение нового материала | Изучение нового материала | В форме презентации (прием погружения в тему)
По ходу объяснения нового материала учащиеся делают записи в опорном конспекте О П О Р Н Ы Й К О Н С П Е К Т по теме: «Строение электронной оболочки атома». Что мы знаем про атом? Что можно рассказать про атом хлора по его положению в ПСХЭ? Что такое электрон? Электрон – это… Электрон – это… Электронная оболочка – это… Электронное облако – это… Виды электронных облаков: ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДУРОВЕНЬ
АТОМНАЯ ОРБИТАЛЬ КАК МОЖНО БЫСТРО ОПРЕДЕЛИТЬ ЧИСЛО ПОДУРОВНЕЙ НА УРОВНЕ? 1s2s2p3s3p3d4s4p4d4f5s5p5d5f…6s6p6d6f…7s7p7d7f… ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ЭЛЕКТРОНАМИ АО, ПОДУРОВНЕЙ, УРОВНЕЙ 1) На одной АО могут находиться только ДВА электрона, которые вращаются вокруг своей оси в противоположных направлениях (по часовой стрелке и против часовой стрелке) – электроны с противоположными спинами: ↑↓
2) В пределах подуровня атомные орбитали заполняются одиночными электронами с параллельными спинами, и когда все орбитали данного подуровня будут заняты, происходит спаривание последних. 3) Электроны стремятся занять энергетически выгодное положение в электронной оболочке, руководствуясь правилом наименьшей энергии расположим АО в порядке возрастания значений их энергии, которая определяется суммой: ( № УРОВНЯ + число, которое соответствует подуровню) s (0), p (1), d (2), f (3) РЯД НАИМЕНЬШЕЙ ЭНЕРГИИ 1s 2s2p 3s3p 4s3d4p 5s4d5p 6s4f5d6p 7s5f6d7p… СХЕМА СТРОЕНИЯ АТОМА (показывает распределение электронов по энергетическим уровням): ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМУЛА АТОМА (показывает распределение электронов по подуровням): ЭЛЕКТРОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА АТОМА (показывает распределение электронов по АО): Выводы:
| 1) Совокупность всех электронов, окружающих ядро, называется электронной оболочкой. Записываем определение. Электроны расположены вокруг ядра на различном расстоянии. Каждый электрон характеризуется своей энергией. Электроны располагаются вокруг ядра согласно увеличению их энергии. Чем меньше энергия электрона, чем ближе он расположен к ядру и тем прочнее с ним связан. Чем больше его энергия, тем дальше он располагается от ядра и тем легче его оторвать. Таким образом, каждый электрон в зависимости от своей энергии будет находиться на определенном расстоянии от ядра. Легко представить слои, на которых располагаются электроны с различным запасом энергии. Такие слои называются энергетическими уровнями. Записываем определение. — Как же определить, сколько слоев (энергетических уровней) в атоме того или иного элемента? Число уровней определяется номером периода, в котором располагается элемент. У натрия 2 энергетических уровня, он находится во втором периоде. У азота 3 энергетических уровня, — третий период. У железа 4 энергетических уровня, — четвертый период. — А сколько электронов может находится на каждом энергетическом уровне? Это можно определить при помощи формулы: Вместе рассчитываем максимальное число электронов для каждого уровня. Анализируем схему рис.8 стр 29 Делаем записи в тетрадях. 1 уровень – не более 2 электронов 2 уровень – не более 8 электронов 3 уровень – не более 18 электронов (у элементов 3 периода заполняется до 8 электронов) Каждый уровень вмещает не больше рассчитанного количества электронов. Распределение электронов по энергетическим уровням отражается в схеме строения атома. Задание 1 запишите схему строения атомов натрия, азота, бора, серы, кремния, алюминия, неона. Электроны, находящиеся на одном энергетическом уровне тоже отличаются друг от друга. Каждый электрон движется вокруг ядра по определенной траектории с огромной скорость. И если представить на схеме точками месторасположение электрона в различные моменты времени, получим картину так называемого электронного облака, или орбитали. Записываем определение. Электрон может двигаться по сферообразной орбитали, такая орбиталь называется s-орбиталью. С такой орбитали начинается каждый уровень. Также электроны могут двигаться по гантелеообразным орбиталям, р-орбиталям. На каждом уровне обязательно располагается три р-орбитали. Они располагаются со второго уровня после s-орбитали. Каждая орбиталь вмещает максимум 2 электрона. Значит, на первом уровне может находиться только 2 электрона на s-орбитали. Второй уровень начинает заполняться с 2-х s-электронов и продолжит 6-тью р-электронами и т.д. Электронная формула или электронная конфигурация атома показывает распределение электронов по подуровням Задание 2 Запишите электронную формулу атомов натрия, азота, бора, серы, кремния, алюминия, неона. Существуют завершенные (содержащие максимальное число электронов) и незавершенные (содержащие меньшее число электронов) энергетические уровни. Добавляю, что каждая система стремится к красоте, повышенной устойчивости и стабильности. Для энергетических уровней это состояние полной завершенности. Поэтому атомы стремятся полностью заполнить внешний энергетический слой. Задание 3 В задании 1 подчерните элементы, атомы которых имеют завершенный внешний энергетический уровень. (при выполнении заданий 1, 2,3 у доски работают «сильные» обучающиеся, остальные выполняют задания в тетрадях) В ходе объяснений учителя дети конспектируют материал. Учитель демонстрирует таблицы “Форма электронных облаков и последовательность заполнения подуровней электронами”, “Расположение электронов по орбиталям в атомах”. | 1)Планетарная модель строения атома является приблизительной и неточной. На самом деле атом устроен более сложно, но об этом вы узнаете в старших классах. Пока вам нужно знать, что совокупность всех электронов, окружающих ядро, называется электронной оболочкой по аналогии с воздушной оболочкой Земли (записываем определение). И подобно атмосфере, где различают различные слои, в электронной оболочке различают слои, на которых будут располагаться электроны с различным запасом энергии. Каждый электрон характеризуется своей энергией. Электроны располагаются вокруг ядра согласно увеличению их энергии. Чем меньше энергия электрона, чем ближе он расположен к ядру и тем прочнее с ним связан. Чем больше его энергия, тем дальше он располагается от ядра и тем легче его оторвать. Таким образом, каждый электрон в зависимости от своей энергии будет находиться на определенном расстоянии от ядра. Легко представить слои, на которых располагаются электроны с различным запасом энергии. Такие слои называются энергетическими уровнями. Записываем определение. — Как же определить, сколько слоев (энергетических уровней) в атоме того или иного элемента? Число уровней определяется номером периода, в котором располагается элемент. У натрия 2 энергетических уровня, он находится во втором периоде. У азота 3 энергетических уровня, — третий период. У железа 4 энергетических уровня, — четвертый период. — А сколько электронов может находится на каждом энергетическом уровне? 1 уровень – не более 2 электронов 2 уровень – не более 8 электронов 3 уровень – не более 18 электронов (у элементов 3 периода заполняется до 8 электронов) (записать в тетрадь) Распределение электронов по энергетическим уровням отражается в схеме строения атома. Как правильно составить схему строения атома? Воспользуемся алгоритмом. Что такое алгоритм? Это пошаговая инструкция или план выполнения задания. Прочитайте план в учебнике на странице 30. Перепишите план в тетрадь. По плану составить схемы строения атомов натрия, азота и неон (индивидуальная работа у доски). Найдите в учебнике на странице 31 схемы строения атомов натрия, азота и неона и проверьте правильность выполнения задания. Обращаем внимание ребят, что внешние уровни не всегда бывают полностью завершенными. Существуют завершенные (содержащие максимальное число электронов) и незавершенные (содержащие меньшее число электронов) энергетические уровни. Добавляю, что каждая система стремится к красоте, повышенной устойчивости и стабильности. Для энергетических уровней это состояние полной завершенности. Поэтому атомы стремятся полностью заполнить внешний энергетический слой. По мере объяснения записывается в тетради схема Атом Электронная оболочка Энергетические уровни Ядро 1) протоны 2) нейтроны завершенные незавершенные | Закрепление ЗУН | Закрепление ЗУН | Закрепление ЗУН | 1. Работа в парах по опорному конспекту. 2.Индивидуальные задания по сборнику «Контрольные и проверочные работы» к учебнику О.С.Габриеляна стр 96-103 (задания разноуровневые) 3.Тестовая работа (фронтальная) Вариант-1 1. Наиболее ярко выражены металлические свойства у простого вещества, образованного атомами, которые имеют строение электронной оболочки
6. Назовите химические элементы, имеющие сходные свойства, на основании приведенных ниже схем распределения электронов по энергетическим уровням в атомах этих элементов. 8. Запишите электронно- графическую формулу атома фосфора 9. Правильно составлена электронная формула А) 1s22s23s22p63p5 Б)1s22s22p63s23p5 Вариант-2 1. Наиболее ярко выражены неметаллические свойства у простого вещества, образованного атомами, которые имеют строение электронной оболочки
6. Назовите химические элементы, имеющие сходные свойства, на основании приведенных ниже схем распределения электронов по энергетическим уровням в атомах этих элементов. 8. Запишите электронно- графическую формулу атома фосфора 9. Правильно составлена электронная формула А) 1s22s23s22p63p5 Б)1s22s22p63s23p5 | 1. Групповая работа (тип «вертушка», в группе 5 человек и 1 консультант) Задания для группы 1. Найдите соответствие Название элемента Состав атома 1) кальций а. 35р 45п 35е 2) бром б. 19р20п 19е 3) калий в. 33р 42п 33е 4) мышьяк г. 20р 20п 20е 2. Найдите соответствие Вид электрона 1) 1s 2) 1 p Форма облака а. б. в. г. 3. Запишите схему строения атома фосфора 4. Запишите электронную формулу атома магния. 5. Определите химический элемент, число протонов и нейтронов в ядре его атома +13 ) ) ) ? ? 3е 2.Индивидуальные задания по сборнику «Контрольные и проверочные работы» к учебнику О.С.Габриеляна стр 96-103 (задания разноуровневые) | 1 Задания для фронтальной работы 1.Составьте схему строения атомов азота, фосфора. 2.Заполните таблицу
2. Задания для индивидуальной работы 1. Найдите соответствие Название элемента Состав атома 1) кальций а. 35р 45п 35е 2) бром б. 19р20п 19е 3) калий в. 33р 42п 33е 4) мышьяк г. 20р 20п 20е 2. Найдите соответствие Вид электрона 1) 1s 2) 1 p Форма облака а. б. в. г. 3. Запишите схему строения атома фосфора 4. Запишите электронную формулу атома магния. 5. Определите химический элемент, число протонов и нейтронов в ядре его атома +13 ) ) ) ? ? 3е | Домашнее задание | Домашнее задание | Домашнее задание | Изучить §8, выполнить упражнения 4-7 к §8 | Изучить §8, изобразить схему строения атома, электронную формулу и электронно- графическую формулу для атома алюминия и атома кислорода. | Изучить §8 до стр. 31, выполнить упражнение 1, 2б |
Разработка урока по химии в 8 классе на тему «Строение электронных оболочек атомов».
Хаметова Гульназ Рафаэлевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнеалькеевская средняя общеобразовательная школа», учитель.
Почтовый адрес: 422881 город _Нижнее Алькеево улица___Школьная , 23
Телефон : 89272448269
e-mail : [email protected]
Урок . Тема «Строение электронных оболочек атомов».
Цель урока: сформировать представления об электронном строении атомов.
Задачи:
Образовательные задачи:
сформировать знания о закономерностях заполнения электронных оболочек атомов; ввести понятия о завершенности и незавершенности электронного уровня; раскрыть связи между строением электронной оболочки и номером периода, в котором находится химический элемент.
Развивающие задачи:
развитие способности анализировать, делать выводы; развитие коммуникативных навыков через групповую работу; развитие умения работать с текстом.
Воспитательные задачи:
формирование познавательного интереса к химии; способствование формированию у учащихся уважения к научному познанию и убеждения в ценности научных знаний для разных областей человеческой деятельности, для повседневной жизни человека; формирование умения слушать своих товарищей, работать в коллективе; давать самооценку и взаимооценку.
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.
Педагогические технологии: элементы личностно-ориентированного , проблемного обучения, ИКТ, обучения в сотрудничестве , игровой технологии.
Методы: частично-поисковые, практические , наглядные.
Форма организации учебной деятельности: сочетание фронтальной работы и работы в группах.
Основные понятия. Энергетический уровень (электронный слой), атомная орбиталь.
Планируемые результаты обучения
Предметные. Знать современную формулировку периодического закона, физический смысл номеров периода и группы, причину периодического изменения химических свойств элементов. Уметь объяснять периодическое изменение свойств химических элементов в свете теории строения атомов, составлять схемы строения атомов .
Метапредметные. Развивать умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.
Личностные. Формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки.
Учебно-материальное обеспечение: компьютер, мультимедиа, компьютерная презентация, ЦОР «Кирилл и Мефодий» (урок «Строение атома»).
На столах у учащихся: номера групп; таблицы Менделеева; дидактические карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие учителя, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие учителем общих целей учебного занятия.
- Актуализация.
Дайте ответы на поставленные вопросы (работа в парах- обсуждение вопросов, индивидуальный опрос)
1. Из каких элементарных частиц состоит атом?
2. Какие элементарные частицы называют протонами?
3. Какие элементарные частицы называют нейтронами?
4.Какие элементарные частицы называют электронами?
5. Почему модель строения атома называют планетарной? При изучении какого предмета кроме химии, вы встречались со строением атома?
6.Отгадайте, о какой элементарной частице идет речь?
а) Очень положительный
С массою внушительной,
А таких, как он, отряд
Создает в ядре заряд.
Лучший друг его – нейтрон.
Догадались? Он-….(протон)!.
б) Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре и ни гу-гу.
А то еще подумают: шпион,
А я нейтральный и зовусь…(нейтрон)!
в) Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там,
Свет зажег, нагрел утюг
…. – наш лучший друг.
Если в атом он попал –
То считай почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра. (электрон)
III.Этап целепологания.
Сегодня на уроке мы будем говорить об электронном строении атома.
— Как вы думаете, что нужно знать об электронном строении атомов химических элементов ?
На данном уроке мы должны ответить на вопросы: Каково местонахождение и поведение электронов в атоме? Существует ли связь между строением атома и проявлением тех или иных физических и химических свойств*
Записывают тему урока «Строение электронных оболочек атомов».
IV. Изучение нового материала.
Объяснение учителя.
Химические свойства атомов проявляются только тогда, когда они взаимодействуют между собой. Это взаимодействие осуществляется с помощью электронов. Электроны не могут быть неподвижны, они бы упали на ядро.
Совокупность всех электронов, окружающих ядро, называется электронной оболочкой. Электроны расположены вокруг ядра на различном расстоянии. Каждый электрон характеризуется своей энергией. Электроны располагаются вокруг ядра согласно увеличению их энергии. Чем меньше энергия электрона, чем ближе он расположен к ядру и тем прочнее с ним связан. Чем больше его энергия, тем дальше он располагается от ядра и тем легче его оторвать. Таким образом, каждый электрон в зависимости от своей энергии будет находиться на определенном расстоянии от ядра. Легко представить слои, на которых располагаются электроны с различным запасом энергии. Такие слои называются энергетическими уровнями.
— Как же определить число электронов и число слоев (энергетических уровней) в атоме того или иного элемента?
— Число электронов равно числу протонов в ядре, число уровней определяется номером периода, в котором располагается элемент.
Пример: +19К ))))
Задание 1. Заполните пропущенные слова в предложениях.
У магния ____( 3) энергетических уровня, он находится в______(третьем) периоде.
У углерода _____( 2) энергетических уровня, — ________(второй) период.
У серебра _____(5) энергетических уровня, — пятый период.
— А сколько электронов может находиться на каждом энергетическом уровне? Это можно определить при помощи формулы.
Задание 2. Рассчитайте максимальное число электронов для каждого уровня по формуле N= 2n2 (где n –номер электронного слоя).
Запишите:
1 уровень – не более 2 электронов.
2 уровень – не более 8 электронов.
3 уровень – не более 18 электронов (у элементов 3 периода заполняется до 8 электронов).
4 уровень – не более 32 электронов.
Существуют завершенные (содержащие максимальное число электронов) и незавершенные (содержащие меньшее число электронов) энергетические уровни. Каждая система стремится к повышенной устойчивости и стабильности. Для энергетических уровней это состояние полной завершенности. Поэтому атомы стремятся полностью заполнить внешний энергетический слой. Электронные оболочки гелия и других атомов называют незавершенными.
Каждый уровень вмещает не больше рассчитанного количества электронов. Распределение электронов по энергетическим уровням отражается в схеме строения атома.
Пример:
+14Si ) ) )
2 8 4
Работа в группах.
1 группа.
Задание 3. Запишите схему распределения электронов по энергетическим уровням атомов калия, магния, алюминия, фосфора.
2 группа.
Задание 3. Запишите схему распределения электронов по энергетическим уровням атомов натрия, кальция, серы, хлора.
3 группа.
Задание 3.
Укажите, какие элементы имеют такое распределение электронов в атомах:
а)2е,1е; б)2е,8е,8е,2е; в)2е,4е; г)2е,8е; д)2е,8е,9е,2е.
Электроны, находящиеся на одном энергетическом уровне тоже отличаются друг от друга. Каждый электрон движется вокруг ядра по определенной траектории с огромной скоростью. Область пространства, где движется электрон, называется атомной орбиталью.
Местоположение электронов в пространстве в данный момент времени определить невозможно. Они ведут себя примерно так, как описал Льюис Кэрролл Чеширского Кота в
сказке «Алиса в стране чудес»:
Вроде бы он здесь, но в тоже время его нет, осталась лишь улыбка…
Работа с текстом.
« Электрон может двигаться по сферообразной орбитали, которая называется s-орбиталью. С такой орбитали начинается каждый уровень. Каждая орбиталь вмещает максимум 2 электрона. На каждом уровне располагается одна s-орбиталь, на которой помещается 2 электрона. Значит, на первом уровне может находиться только 2 электрона на s-орбитали. Также электроны могут двигаться по гантелеообразным орбиталям, которые называются р орбиталью. На каждом уровне обязательно располагается три р-орбитали, на которых могут разместиться 6 электронов. Они располагаются со второго уровня после s-орбитали. Второй уровень начинает заполняться с 2-х s-электронов и продолжит 6-тью р-электронами. На третьем уровне после заполнения s, p орбиталей, заполняются 5 d орбитали ( 10 электронов). На четвертом уровне заполняются 7 f орбиталей (14 электронов) ».
-Определите типы электронных облаков на картинках.
— Сколько s, p, d, f электронов может находиться на одном энергетическом уровне?
Электронная формула или электронная конфигурация атома показывает распределение электронов по подуровням.
1 уровень – s- подуровень,
2 уровень – s- и p- подуровни,
3 уровень – s-, p- и d- подуровни,
4 уровень – s-, p-, d- и f- подуровни.
Чему равно число подуровней на уровне?
На одной АО могут находиться только два электрона, которые вращаются вокруг своей оси в противоположных направлениях (условно: по часовой стрелке и против часовой стрелке) – электроны с противоположными спинами.
В пределах подуровня атомные орбитали заполняются одиночными электронами с параллельными спинами, и когда все орбитали данного подуровня будут заняты, происходит спаривание последних.
Физкультминутка.
Просмотр видеофрагмента «Электронные формулы» из ЦОР «Кирилл и Мефодий», урок «Строение атома». После просмотра фрагмента, учащиеся выполняют задание 4.
Пример записи электронной формулы :
+16S ) ) )
286
1s22s22p63s2 3p4
Работа в группах.
1 группа.
Задание 4. Запишите электронную формулу атомов лития, бериллия, бора, углерода. Укажите характер элемента и образуемого им оксида.
2 группа.
Задание 4. Запишите электронную формулу атомов азота, кислорода, фтора, неона. Укажите характер элемента и образуемого им оксида.
3 группа.
Задание 4. Запишите электронную формулу атомов натрия, магния, алюминия, кремния. Укажите характер элемента и образуемого им оксида.
Как изменяются свойства простых веществ и их соединений (металличность и неметалличность, основные и кислотные свойства) по периоду? Объясните причины этих изменений (заряд ядра атома является главной характеристикой химического элемента).
Современная формулировка периодического закона Д. И. Менделеева.
V. Этап закрепления.
Я хочу убедиться в том, что ваши знания прочные. Предлагаю тест для самопроверки . Вам дается 3 минуты. Приступаем. (Учащиеся выполняют работу, после этого сверяют свои ответы с правильными ).
Тестовая работа.
- В атоме кремния число электронов на внешнем уровне равно:
- 6 2) 4 3) 2 4) 5
- Заряд ядра атома хлора равен
- +35 2) +18 3) +17 4) +7
- Семь электронов на внешнем уровне в атоме
- Кислорода 2) фосфора 3) хлора 4) калия
- Схема распределения электронов по уровням 2,8,6 соответствует атому
1)серы 2) фосфора 3) кальция 4) кислорода
5. В атоме азота распределение электронов по электронным уровням соответствует ряду чисел
1) 2,8,5 2)2,6 3) 2,5 4) 2,8,7
6. Электронная формула внешнего электронного уровня 2 s2 2p3 соответствует атому
1) углерода 2) лития 3) азота 4) кислорода
7. Электронная формула внешнего энергетического уровня серы
1) 3s2 3p 4 2) 2s2 2p 4 3)2s2 2p6 4)3s2 3p6
8. Химический знак элемента, электронная формула которого 1s2 2s2 2p6 3s2 3p3
1) S 2) P 3) N 4) F
ФИО_________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
ответ | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 |
Самооценка _________
Подсчитайте правильные ответы и выставьте себе отметку. Молодцы, я вижу , что в основном вы хорошо усвоили тему «Строение электронных оболочек атомов», а значит главную задачу, которую я поставила перед вами, вы решили. Что вам помогло справиться с предложенным заданием? (знания, полученные на уроках химии и физики).
Взаимооценка (учащиеся одной группы оценивают работу своих товарищей на уроке).
Мир един, а в нем – одни и те же законы, явления, под каким бы углом мы их не рассматривали на уроках физики и химии.
Домашнее задание.
Прочитать параграф 37, страницы 129-135. Выполнить упражнение 4 на странице 139. Придумать занимательные вопросы по биографии Д.И.Менделеева.
Учебно-методическое обеспечение и электронные ресурсы.
- Ветошкина И.А. Химия. 8 кл.: Поурочные планы. II полугодие (по учебнику Е.Е.Минченкова, М.С.Зазнобиной, Т.В.Смирновой «Химия для 8 класса средней общеобразовательной школы»)/ Авт.-сост. И.А.Ветошкина. –Волгоград: Учитель, 2003.- 86с.
- Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии: Дидакт.материал для 8 кл.: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1990.- 64с.
- Халиуллин Р.И. Дидактические материалы по неорганической химии: татарская общеобразовательная школа. Задания для 8-9 классов: Пособие для учителя./ Р.И.Халиуллин. –Казань: Магариф, 2001.- 152 с.
- Радецкий А.М. Химия. Дидактический материал. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений/ А.М.Радецкий. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2010. -127с.
- Электронное образование. Цифровые образовательные ресурсы. Кирилл и Мефодий. Уроки. Химия. 8 класс. Урок «Строение атома».
Технологическая карта урока. Химии 8 класс
«Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1 — 20»Тип урока
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Цели
сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;
рассмотреть электронное строение атомов элементов первых трех периодов.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
научиться составлять электронные формулы атомов элементов первых трех периодов ПСХЭ; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания;
самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания
регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении электронных формул; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
познавательные: выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;
коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения;
проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов;
оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности;
руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы
№ этапа
Этап урока
Деятельность
учителя
учащихся
1
Организационный момент.
Учащиеся разбиты на 3 команды. Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствует много гостей. А гостям принято показывать самое лучшее. Давайте покажем им, как хорошо мы знаем химию. А для этого нужно не так уж и много: не отвлекаться, быть активными и внимательными. На уроке останемся только мы и химия.
Приветствуют учителя и гостей, организуют рабочее место.
2
Актуализация знаний.
Что мы изучали на прошлом уроке? Вспомним основные понятия. Слушаем стих, ваша задача понять о чём стих:
Смотрю в ночное небо,
Молекул целый рой,
Никто из нас там не был,
И даже мы с тобой,
Молекулы созвездий,
Планеты — электрон,
И только свет. Известий,
Не шлёт нам небосклон.
Я думаю что в мире,
Где мал для нас масштаб,
Молекулы в эфире,
Созвездий стороют ряд,
И микрочеловечки,
Там на небо глядят,
И двигают беспечно,
Молекулярный ряд!
Из чего состоит молекула? (молекулы состоят из атомов) (Например если я скажу Al2O3 что здесь будет атомом, а что молекулой).
Из чего состоит атом? (Основные 2 части: ядро и электронные оболочки)
Из чего состоит ядро? (Из протонов и нейтронов)
Из чего состоят электронные оболочки? (Из электронов)
Чему равно общее количество электронов в атоме? (Порядковому номеру) Например сколько электронов в атоме водорода (1),
Что такое энергетический уровень? (Это количество электронных оболочек в атоме)
Как определить число энергетических уровней? (Например: сколько энергетических уровней в атоме водорода -1, в атоме лития – 2 и тд. )
Ребята знаете ли вы как распределить электроны по энергетическим уровням?
Как вы думаете чему мы сегодня научимся делать? (распределять электроны по энергетическим уровням)
Записываем тему урока: «Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов»
Отвечают на вопросы
Стих о молекулах
Нет
Записывают тему урока
3
Изучение нового материала.
Мы с вами знаем, что в химии, как и в любой другой науке существует свой язык, с помощью которого мы можем описать состав веществ, их свойства.
Например, качественный и количественный состав веществ можно записать в виде … (химических формул). Что бы вам сегодня было легче меня понимать давайте представим, что ПСХЭ Д.И. Менделеева это частный сектор, который состоит из домов. Каждый дом имеет своё количество этажей, и равно это количество номеру периода. Например сколько этажей у домика водорода – 1, лития – 2, натрия – 3, калия – 4 и т.д. Если сказать на языке химии то атом водорода состоит из 1 эн.уровня или эл-ой оболочки, натрий из 2 эн.уровней и т.д.
У каждого дома есть жельцы – это электроны. Сколько электронов у атома вадорода – 1, у атома лития – 3, берилия – 4 и т.д.
Знаете ли вы сколько максимально жильцов (электронов может жить на каждом этаже?
Записываем в тетради формулу 2n2 (с помощью нее мы с вами определим максимальное число жильцов на каждом этаже или максимальное количество электронов на каждом энергетическом уровне).
Считаем вместе: 1 уровень – 2 эл., 2 уровень – 8 эл., 3 уровень – 18 эл., 4567 уровни максимально по 32 эл.
В любом доме жильцы живут в чём? (в квартирах) В химии их называют орбиталями. Выделяют: S – орбиталь в виде 1(1 комнатная квартира) клетки, в которой могут жить максимально 2 жильца, т.е. 2 электрона P – 3 клетки, d – 5 клеток и f – 7 клеток.
Учащиеся слушают учителя, поддерживают беседу, отвечают на вопросы учителя.
Нет
Рисуют орбитали и электроны
4
Работа по теме урока. Восприятие и осмысление учащимися нового материала.
Ребята, а теперь можно начать расселять жильцов по квартирам (электроны по орбиталям). Первые 2 примера показываю я, а все следующие показываете вы. Учитель показывает пример написания электронной формулы (электронной конфигурации) на примере атома водорода и атома лития. А сейчас начинаем работу в командах:
По 1 человеку от команды к доске написать электронные формулы следующих элементов В, С, N. Остальные работают в тетрадях и поднимают руки если есть ошибки. Учитель комментирует работу детей у доски.
Следующая партия задание прежнее – написать электронную конфигурацию следующих элементов Al, Si, P.
Задание на местах на скорость. Расписать электронную конфигурацию атома Сl кто быстрее. (учитель раздаёт командам листок с элементом, где они расписывают электронную формулу на скорость и вешают готовый листок к доске).
Аналогичное задание на местах на скорость. Расписать электронную конфигурацию Ca кто быстрее. (учитель раздаёт командам листок с элементом, где они расписывают электронную формулу на скорость и вешают готовый листок к доске).
Учащиеся внимательно слушают объяснение учителя и записывают примеры в тетрадь.
Выход учащихся к доске по желанию.
Работа в тетрадях и с доской.
Обсудить совместно кто быстрее и без ошибок сделал.
5
Рефлексия.
Учитель предлагает учащимся выполнить творческое задание «Синквейн» к слову «УРОК». (Раздать учащимся правила написания синквейна) Правила следующие:
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
В третьей строчке три слова, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна.
Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
Например синквейн к слову кошка: 1. Кошка 2. Игривая, быстрая 3. Бегает, играет, царапает 4. Кошка это мой любимый питомец 5. Животное.
На выполнение синквейна вам даётся 3 минуты. Засекает время.
По истечении времени заслушать ответы учащихся.
Пример: 1.Урок 2. Интересный, последний, скучный 3. Учит, дисциплинирует
4. Это было мне уроком на всю жизнь. 5. Школа, учитель, детство
Внимательно слушают учителя. Работают в группах, составляют синквейн. Читают в слух получившиеся примеры.
6
Подведение итогов урока.
Подвести итог занятию. Поблагодарить всех за работу. Оценить работу выделившихся учащихся.
Слушают учителя.
7.
Домашнее задание.
Изучить текст учебника параграф 9, расписать электронные конфигурации элементов S, K.
Записывают задание на дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест «Строение атома. Строение электронных оболочек атомов»Ученикам: Выберите один правильный ответ. Обратите внимание вы должны уметь расписывать электронное строение атомов 20 первых элементов расположенных в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Удачи! Тест для 9 класса. …
Урок химии 8 класс тема «Строение электронных оболочек атомов»Разноуровневый урок химии в 8 классе по теме «Строение электронных оболочек атомов» по программе О.С. Габриеляна позволяет на практике реализовать ЛО подход в обучении….
Конспект урока для 11 класса «Строение электронных оболочек атомов».Конспект урока по химии «»Строение электронных оболочек атомов». Урок составлен по сингапурской метдике….
Примеры заданий по теме: Строение атома. Строение электронных оболочек атомовРазработка представляет собой подборку заданий по теме: «Строение атома. Строение электронных оболочек атома»(задание 1). Задания могут быть использованы…
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементовУрок химии в 8 классе…
Открытый урок по химии в 8 классе по теме «Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1 — 20»Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;рассмотреть …
8 класс Состав и важнейшие характеристики атомов. Строение электронных оболочек атомов.УМК Н.Е.Кузнецовой…
1 слайд | ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕКТРОН? |
2 слайд |
• é – это частица! m0 = 0,9109534*10 – 27 г Z = 1,6021892*10 – 19 Кл |
3 слайд |
é – волна! Электрон обладает большой СКОРОСТЬЮ и ЭНЕРГИЕЙ! За долю секунды электрон способен «обежать» целую область пространства, называемую Электронное облако или атомная орбиталь |
4 слайд |
Местоположение электронов в
пространстве в данный момент времени определить
невозможно. Они ведут себя примерно так, как описал Льюис Кэрролл Чеширского Кота в сказке «Алиса в стране чудес»: Вроде бы он здесь, но в тоже время его нет, осталась лишь улыбка… |
5 слайд |
Виды электронных облаков: s-, p-, d-, f- |
6 слайд |
Все электроны атома образуют его ЭЛЕКТРОННУЮ ОБОЛОЧКУ |
7 слайд |
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБОЛОЧКА
ДЕЛИТСЯ НА УРОВНИ. |
8 слайд |
(пример атома кремния) Атом какого химического элемента изображен на рисунке? |
9 слайд |
УРОВНИ состоят из ПОДУРОВНЕЙ, на которых располагаются атомные орбитали s-, p-, d- и f-типа |
10 слайд ПРОБЛЕМНЫЙ |
1 уровень – s- подуровень, 2 уровень – s- и p- подуровни, 3 уровень – s-, p- и d- подуровни, 4 уровень – s-, p-, d- и f- подуровни. Чему равно число подуровней на уровне? |
11 слайд |
s-подуровень 1 АО р-подуровень 3 АО d-подуровень 5 АО f-подуровень 7 АО ИТАК, имеем: 1s2s2p3s3p3d4s4p4d4f5s5p5d5f… 6s6p6d6f…7s7p7d7f… |
12 слайд |
ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ЭЛЕКТРОНАМИ АО,
ПОДУРОВНЕЙ, УРОВНЕЙ 1) На одной АО могут находиться только ДВА электрона, которые вращаются вокруг своей оси в противоположных направлениях (условно: по часовой стрелке и против часовой стрелке) – электроны с противоположными спинами. |
13 слайд |
2) В пределах подуровня атомные орбитали заполняются одиночными электронами с параллельными спинами, и когда все орбитали данного подуровня будут заняты, происходит спаривание последних |
14 слайд |
3) Электроны стремятся занять
энергетически выгодное положение в электронной
оболочке, руководствуясь правилом
наименьшей энергии. Расположим АО в порядке
возрастания значений их энергии, которая
определяется суммой: (№ УРОВНЯ + число, которое
соответствует подуровню): s (0), p (2), d (3), f (4) |
15 слайд |
1 2 3
3 4 5 4 5 6 7 5 6 7 8 1s 2s2p3s3p3d4s4p4d4f5s5p5d5f… 6 7 8 9 7 8 9 10 6s6p6d6f… 7s7p7d7f… РЯД НАИМЕНЬШЕЙ ЭНЕРГИИ: 1s 2s2p 3s3p 4s3d4p 5s4d5p 6s4f5d6p7s5f6d7p… |
16 слайд |
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИАГРАММА РАСПОЛОЖЕНИЯ АО В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБОЛОЧКЕ |
17 слайд |
СХЕМА СТРОЕНИЯ АТОМА Показывает распределение электронов по уровням |
18 слайд |
ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМУЛА (КОНФИГУРАЦИЯ)
АТОМА 1s1 Показывает распределение электронов по подуровням |
19 слайд |
ЭЛЕКТРОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА
АТОМА Показывает распределение электронов по АО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок химии ФГОС «Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20»Урок направлен на формирование у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях…
Презентация к уроку:»строение электронных оболочек атомов химических элементов»Использование на уроке ЭОР….
план-конспект урока Тема урок: Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20Тема: Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20Цель: сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;рассмотреть электронное строение…
Урок химии 9 класс «Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20»Цели урока:-сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;- рассмотреть электронное строение атомов элементов первых трех периодов….
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементовУрок химии в 8 классе…
Открытый урок по химии в 8 классе по теме «Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1 — 20»Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;рассмотреть …
Презентация по химии на тему: «Строение атома. Состав атомных ядер» (8 класс)Презентация по химии на тему: «Строение атома. Состав атомных ядер» (8 класс)…
Как нарисовать атомную структуру атома?
Чтобы нарисовать атомную структуру атома водорода:
- Нарисуйте маленький круг. Напишите 1P и 0 N. Это представляет ядро.
- Нарисуйте еще один круг за пределами внутреннего круга. Поскольку атом атома водорода содержит 1 протон, число электронов будет одинаковым.Поэтому напишите e или Q внешний круг. Эта ячейка является k оболочкой.
Атомная структура некоторых или элемента показана следующим образом:
Водород
Атомный номер водорода равен 1 и его массовое число также 1.
Количество электронов = Атомный номер = 1
Количество протоны = атомный номер = 1
число нейтронов = массовое число — атомный номер
Таким образом, атом водорода содержит только один протон в своем ядре с высокой скоростью на самом низком энергетическом уровне.
оболочка | K | L | M | N |
№ электронов | 1 | 0 | 0 | 0 |
Гелий
Масс. = 4
Атомный номер = 2
Протон = 2
Нейтрон = 2
Электрон = 2
Атомный номер гелия равен 2, а его массовое число равно 4. Следовательно, он содержит 2 электрона, 2 протона и 2 нейтрона.
оболочка | K | L | M | N |
№ электронов | 2 | 0 | 0 | 0 |
Литий
Масс. = 7
Атомный номер. = 3
Протон = 3
Нейтрон = 4
Электроны = 3
оболочка | K | L | M | N |
№электронов | 2 | 1 | 0 | 0 |
Бериллий
Масс. = 9
Атомный номер. = 4
Протон = 4
Нейтрон = 5
Электрон = 2, 2
оболочка | K | L | M | N |
№ электронов | 2 | 2 | 0 | 0 |
Бор
Масс.= 11
Атомный номер. = 5
Протон = 5
Нейтрон = 6
Электрон = 2, 3
оболочка | K | L | M | N |
№ электронов | 2 | 3 | 0 | 0 |
Углерод
Масс. = 12
Атомный номер = 6
Протон = 6
Нейтрон = 6
Электрон = 2, 4
Атомный вес углерода равен 6, а его масса равна 12.Следовательно, он содержит 6 электронов, 6 протонов и 6 нейтронов.
оболочка | K | L | M | N |
№ электронов | 2 | 4 | 0 | 0 |
Структура атома (6-8 классы)
СТРУКТУРА АТОМА
Материя имеет массу и занимает место. Атомы являются основными строительными блоками материи, и не может быть химически подразделен обычными средствами.
Атом слова происходит от греческого слова Атом , который означает неделимый. Греки пришли к выводу, что материя может быть сломана вниз в частицы к маленьким, чтобы увидеть.Эти частицы были названы атомов
Атомы состоят из трех типов частиц: протонов, нейтронов, и электрон. Протоны и нейтроны ответственны за большую часть атомных масса, например, на 150 человек 149 фунтов, 15 унций — это протоны и нейтроны, а только 1 унция это электроны. Масса электрона очень мала (9.108 Х 10 -28 грамм).
Как протоны, так и нейтроны находятся в ядре.Протоны имеют положительный (+) заряд, нейтроны не имеют заряда — они нейтральны. Электроны проживать на орбитали вокруг ядра. У них отрицательный заряд (-).
Это число протонов, которое определяет атомный номер, например, H = 1. Число протонов в элементе постоянно (например, H = 1, Ur = 92) но число нейтронов может варьироваться, поэтому массовое число (протоны + нейтроны) может варьироваться.
Один и тот же элемент может содержать различное количество нейтронов; эти формы элемента называются изотопами.Химические свойства изотопов являются одинаковыми, хотя физические свойства некоторых изотопов могут будь другим. Некоторые изотопы радиоактивны — это означает, что они «излучают» энергия, поскольку они распадаются в более устойчивую форму, возможно, еще один элемент период полураспада: время, необходимое для распада половины атомов элемента в стабильную форму. Другой пример — кислород с атомным номером 8 может иметь 8, 9 или 10 нейтронов.
Что такое элементы?
Вся материя состоит из элементов, которые являются основными веществами который не может быть разрушен химическими средствами.Есть 92 элемента это происходит естественно. Элементы водорода, углерода, азота и кислорода являются элементами, которые составляют большинство живых организмов. Некоторые другие элементы Найдено в живых организмах: магний, кальций, фосфор, натрий, калия.
К концу 1800-х многие элементы уже были обнаружены. Ученый Дмитрий Менделеев, русский химик, предложил соглашение о элементы на основе их атомной массы.Современное расположение элементов известна как Периодическая таблица элементов и организована в соответствии с на атомный номер элементов.
Вот интерактивная таблица элементов, где вы можете узнать больше о каждом из элементов.
Что делает каждый элемент уникальным?
Каждый атом хотел бы иметь электронную конфигурацию, как благородные газы.В благородных газах внешняя электронная оболочка завершена. Это делает элемент химически инертны. Гелий является примером благородного (инертного) газа. Нет в организмах, потому что он не является химически реактивным.
Исторические модели атома
BOHR MODEL
Модель Бора показывает электроны, вращающиеся вокруг ядра на разных уровнях или орбитали очень похожи на планеты вокруг солнца.Электроны движутся от одного состояние энергии для другого, но может существовать только на определенных энергетических уровнях. Энергия, поглощенная или высвобождаемая при изменении состояний электронов, находится в форма электромагнитного излучения.
ВОЛНОВАЯ МОДЕЛЬ И КВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ
Модель Бора была способна объяснить только самые простые атомы, такие как водород. Современная современная теория основана на математике и свойства волн. Волновая модель лежит в основе Квантовая теория
.Эта теория дает вероятность размещения электронов в конкретном местоположение, в отличие от предположения, что электроны вращаются вокруг ядра, как в Боре модель.
Как электроны организованы вокруг ядра?
Все атомы хотели бы получить электронные конфигурации, как благородные газа. То есть завершили внешние оболочки. Атомы могут образовывать стабильный электрон конфигурации, как благородные газы
по:
- потерянных электронов
- делятся электронами
- набирает электронов.
Для стабильной конфигурации каждый атом должен заполнить свой уровень внешней энергии. В случае благородных газов это означает, что восемь электронов в последнем оболочка (за исключением He, который имеет два электрона).
Атомы, которые имеют 1, 2 или 3 электрона на своих внешних уровнях, будут стремиться потерять их при взаимодействии с атомами, которые имеют 5, 6 или 7 электронов на их внешних уровнях. Атомы, которые имеют 5, 6 или 7 электронов в внешние уровни будут стремиться получить электроны от атомов с 1, 2 или 3 электронами на их внешних уровнях.Атомы, которые имеют 4 электрона во внешнем большинстве уровень энергии не будет стремиться ни полностью потерять, ни полностью получить электроны во время взаимодействия.
Это Периодическая таблица элементов покажет вам электронную конфигурацию для любого элемента, на который вы нажимаете.
Визуализация атомных орбиталей
Атомные орбитали атома водорода можно представить в виде облака вокруг ядра.Орбиталь представляет вероятность нахождения электрон в определенном месте. Более темные регионы означают большую вероятность. Ниже показаны 1 с (самая низкая орбита и 2 с орбиты.
1s2sАтомные орбитали не всегда имеют форму сферы. Высшие орбитали имеют очень необычные формы.
2px3pxЭти орбитали были подготовлены доктором Юэ-Лин Вонгом из университета. Флориды для большего количества изображений нажмите Вот.
Помните, что молекулярные орбитали 3-мерные 3D модели атомных орбиталей
Более подробная информация о:
Модельатома
Руководство по ядерной Wallcharts — Полный обзор атомной структуры. Отлично подходит для K-12.
Визуализация атомных орбиталей.
3D Molecule Library — 3D Интерактивные изображения общих молекул с помощью апплета Jmol
Хронология атомной структуры — Открытия, связанные с атомной структурой, включая электрон, протон и нейтрон
Углерод Структура атома
Атомов Элементы и соединения для К-12
штатов материи
Концепция Далтона о неделимости атома была полностью дискредитирована серией экспериментальных данных, полученных учеными. В результате обширных исследований был сделан вывод, что атомы состоят из трех субатомных частиц: электронов, протонов и нейтронов.
Субатомные частицы атома
Масса субатомных частиц очень мала. Масса этих частиц не может быть выражена в граммах.Поэтому их массы выражаются в другой единице, называемой атомной единицей массы. Эта единица атомной массы записывается как. м. и. коротко.
Протон и электрон оба имеют электрический заряд. Этот заряд измеряется в единицах, называемых кулоновскими, вкратце.
1. Электрон
Характеристики электрона: Электрон — это отрицательно заряженная частица, найденная в атоме всех элементов. Электрон находится вне атома в ядре.Единственный атом водорода содержит один электрон, все остальные содержат более одного электрона.
Источник: felipe1457.blogspot.com
Рис: Электрон
Масса: Масса электрона составляет около 1/1836 от массы атома водорода. Масса атома водорода составляет 1 а. м. и, следовательно, масса родственников электрона = 1/1836 а.м. и. Атомная масса — это единица массы, используемая для выражения относительных атомных масс. Он равен 9,109 х 10 -31 кг.
Заряды: Установлено, что электрон несет 1.602 x 10 -19 кулонов отрицательного заряда. Было показано, что это количество заряда является наименьшим отрицательным зарядом, переносимым любой частицей. Таким образом, заряд, переносимый электроном, принимается за единицу отрицательного заряда (-1).
2. Протон
Характеристики протона Протон — это положительно заряженная частица, найденная в атомах всех элементов.Они расположены в ядре атома. Только атомы водорода содержат один протон в своем ядре, атом всех других элементов содержит более одного протона.
а. Протон — это положительно заряженная частица, присутствующая в ядре атомов всех элементов.
Источник: www.quora.comРис: Протон атома водорода
б. Масса : масса протона практически равна массе атома водорода i.е. 1836 раз больше, чем у электрона. Относительная масса элемента равна 1,005757 а. м. и. который принимается равным 1 а. м. и. Абсолютная масса протона составляет 1,672 x 10 -27 кг.
в. Заряд : Электрон на протоне равен по величине и противоположен по знаку электрону. Заряд, переносимый протоном, равен 1,602 х 10 -19 кулонов, что принимается за одну единицу положительного заряда (+). Таким образом, говорят, что протон несет единичный положительный заряд.
3. Нейтрон
Характеристики нейтронов Нейтрон — это нейтральная частица, найденная в ядре атома. Атомы всех элементов содержат нейтроны, кроме атома водорода, который не содержит нейтронов. Таким образом, фундаментальная частица, отсутствующая в атоме водорода, является нейтроном. Атом водорода содержит только один протон и один электрон.
а. Заряд: Нейтрон не несет заряда, т.е. е. это нейтральная частица.
Источник: www.hk-phy.orgРис. Нейтрон
б. Масса: Масса нейтрона почти равна массе протона. Таким образом, относительная масса нейтрона = 1 а. м. и. и его абсолютная масса = 1,6 х 10 -27 кг.
,Мини-урок : Теперь, когда мы сосредоточились на электронной конфигурации, я готов начать новый материал. Я начну с разговора о валентных электронах, как показано в этом видео о важности валентных электронов. Я выбрал этот подход, потому что хочу подкрепить то, что студенты уже начали изучать через чтение.
Однако, я знаю, ожидаю, что, хотя студенты могут понять, почему они важны, они на самом деле не поняли валентные электроны, потому что формулировка в их книге говорит о том, что валентные электроны — это те электроны, которые находятся в самой внешней оболочке.Я отмечаю, что иногда студенты записывают информацию, но скопированные слова не имеют для них смысла. Я отмечаю, что если они на самом деле не понимают, что пишут, или не планируют выяснить это и каким-то образом отмечают в своих заметках, что это должно произойти, то они на самом деле не следуют духу получения информации.
С учетом вышесказанного я даю видео-лекцию, в которой объясняются уровни энергии, чтобы помочь студентам различать заполненные и незаполненные оболочки.Вот слайды для слайдов лекций в валентной оболочке, которые я использую во время этой части урока.Во время обеих этих мини-лекций я прошу студентов делать пометки по содержанию.
Практические занятия : Как только я объясню материал, я учу студентов, как определять валентные электроны. Во-первых, я прошу оглянуться назад на три примера из «Сделай сейчас». Я прошу их обвести электроны во внешней оболочке. Сначала ученики растеряны, потому что не знают, состоит ли оболочка из 3-х и 3-х или просто 3-х.Они думают так, потому что в нашей модели 3s электроны находятся на линии, немного отделенной от 3p. Я объясняю, что они находятся на одном уровне энергии, потому что они оба начинаются с цифры 3, и они оба находятся в одном и том же уровне модели.
Когда студенты поймут это, я объясню, что для идентификации валентных электронов они просто складывают номера индексов, и они сообщают им, сколько у них валентных электронов. Наконец, чтобы символизировать их, мы используем точки Льюиса. Я моделирую это, объясняя, что вы можете поставить точку в 12, 3, 6 и 9 точках вокруг химического символа, пока у вас не закончатся валентные электроны.Если валентных электронов больше, повторяйте обход символа, пока их больше нет.
Я выбрал этот подход, потому что я хочу, чтобы студенты связывали электронную конфигурацию с валентными электронами. Я могу показать им, как использовать периодическую таблицу после того, как они покажут мастерство в основных причинах того, почему элементы группы 1 имеют только 1 валентный электрон.