cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Тест обособленные определения и приложения с ответами 8 класс: ТЕСТ ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ С ОТВЕТАМИ

Содержание

ТЕСТ ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ С ОТВЕТАМИ

Тест по теме «Обособленные определения и приложения»


1. Обособленными членами предложения называются:

1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;
2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;
3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится:

1) перед определяемым словом;
2) после определяемого слова;
3) в любом месте предложения.

3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся:

1) перед местоимением;
2) в любом месте предложения;
3) после местоимения.

4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если:

1) они распространенные;
2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;
3) они согласованные.

5. Приложения с КАК обособляются, если:

1) как можно заменить «в качестве»;
2) как можно заменить так как;
3) всегда.

6. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Птицы не то спят, не то дремлют.
2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.

7. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.

1) определение стоит после определяемого слова;
2) определение обособляется всегда.

8. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.

1) определение относится к личному местоимению;
2) определение стоит перед определяемым словом.

9. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

1) определение стоит перед определяемым словом;
2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

10. Укажите предложение с обособленным приложением:

1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.

2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.

11. Укажите предложение, в котором перед КАК нужна запятая:

1) Он сейчас работает (1) как техник.
2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.

12. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:

1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.
2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

13. Укажите, где нужно поставить запятые:

Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.
1) 1, 3.   2) 2, 3.   3) 1, 2.

14. Укажите способ выражения определения в предложении:

На воде всплескивали фонтаны, похожие на сахарные головы. (В.Тренев)
1) Обособленное нераспространённое определение
2) Обособленное определение, выраженное прилагательным
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами
4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

15. Укажите способ выражения определения в предложении:

Из репродуктора, установленного над капитанским мостиком, доносились прощальные звуки вальса. (И.Гребенюк)
1) Обособленное нераспространённое определение
2) Обособленное определение, выраженное прилагательным
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами
4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

16. Укажите тип определения в предложении:

Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. (К.Паустовский)
1) Обособленное распространённое определение
2) Обособленное распространённое приложение
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным
4) Необособленное нераспространённое приложение


17. Укажите способ выражения определения в предложении:

Трава, сочная, свежая, пестрела крупными золотисто-жёлтыми цветами. (З.Сорокин)
1) Обособленное определение
2) Обособленные определения, выраженные причастиями
3) Обособленные нераспространённые определения, выраженные прилагательными
4) Обособленные приложения

18. Укажите тип определения в предложении:

К ребятам подошел квартирант со второго этажа инженер Гусев – заядлый охотник и рыболов. (Е.Коковин)
1) Необособленные приложения
2) Обособленное определение
3) Обособленные определения, выраженные прилагательными
4) Обособленные приложения

19. Укажите тип определения в предложении:

Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима. (М.Алексеев)
1) Обособленное распространённое приложение
2) Обособленное нераспространенное приложение
3) Обособленное нераспространённое определение
4) Обособленное распространённое определение

20. Укажите способ выражения определения в предложении:

Молодой ивняк, с зелеными нависшими ветвями, вздрагивал от ударов зыби. (В.Короленко)
1) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
2) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным
4) Обособленное несогласованное определение

21. Укажите тип определения в предложении:

Витютень, обычный гость наших лесов средней полосы, вдвое больше обыкновенного голубя. (Е.Дубровский)

1) Обособленное распространённое приложение
2) Обособленное несогласованное определение
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным
4) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами

22. Укажите способ выражения определений в предложении:

Траншею копали на густо заросших лесом склонах сопок, протянувшихся вдоль долины Светлой речки. (Л.Князев)
1) Необособленное приложение
2) Необособленное определение
3) Обособленные определения, выраженные причастными оборотами
4) Обособленное и необособленное определения, выраженные причастными оборотами

Ответы

1. - 2)
2. - 2)
3. - 2)
4. - 2)
5. - 2)
6. - 2)
7. - 1)
8. - 1)
9. - 2)
10. - 1)
11. - 2)
12. - 1)
13. - 1)
14. - 3)
15. - 4)
16. - 2)
17. - 3)
18. - 4)
19. - 3)
20. - 4)
21. - 1)
22. - 4)

Тест по теме "Обособленные определения и приложения"

Обособленные определения и приложения 8 класс

Вариант 1

1. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся:

1) перед местоимением;
2) до и после местоимения
3) после местоимения.

2. Укажите предложения, в которых есть обособленные определения (знаки препинания не расставлены)

1) В небе ясно блестели небрежно насыпанные звёзды.

2) Зловещий вой пронзительный и наглый разрезал небо надвое.

3) Просёлочная дорога жалась к реке.

3. Определите, в каких предложениях одиночное определение нужно обособить:

1) Белые звёзды мигают в реке.

2) Отставшие льдины стукались о борт корабля.

3) Звёзды ясные отражаются в реке.

4) Плачет бедная без устали она.

4. Укажите способ выражения определения в предложении (знаки препинания не расставлены):

На воде всплескивали фонтаны похожие на сахарные головы. (В.Тренев)
1) Обособленное нераспространённое определение
2) Обособленное определение, выраженное прилагательным
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами

4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

5. Укажите способ выражения определения в предложении: Из репродуктора, установленного над капитанским мостиком, доносились прощальные звуки вальса. (И.Гребенюк)
1) Обособленное нераспространённое определение
2) Обособленное определение, выраженное прилагательным
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами
4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

6. Определите, в каких предложениях есть обособленное приложение (знаки препинания не расставлены):

1) Старик Зданевич бывший преподаватель гимназии занимался французским языком с несколькими недорослями.

2) В квартире паровозного машиниста Гладышева было людно и шумно.

3) В этом городе жил незадолго до смерти замечательный поэт Заболоцкий.

4) Матрос мальчишка лет шестнадцати усердно тер палубу.

7. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые:

Онемевший от страха (1) я стоял неподвижно. Привлеченные светом бабочки (2) кружились около фонаря. Бабочки (3)привлеченные светом (4)кружились около фонаря.

1) 1, 2, 3,4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2 4) 2, 3, 4

8. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые:

Дошедший до крайней степени усталости (1) он упал на дороге. Он (2)дошедший до крайней степени усталости (3) упал на дороге.

1) 1,2, 3 2) 2, 3 3) 1,3 4) Запятые не нужны

9. Укажите предложение, в котором обособленное определение выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены):

1) Полный раздумья шёл однажды я по большой дороге.

2) Звенящие на ветру стебли деревьев высохших трав покрывают дикую степь.

3) Птицы не то спят не то дремлют.

10. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

1) определение стоит перед определяемым словом;

2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

Обособленные определения и приложения 8 класс

Вариант 2

1. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится:

1) перед определяемым словом;

2) после определяемого слова;

3) в любом месте предложения.

2. Укажите предложения, в которых есть обособленные определения (знаки препинания не расставлены)

1) Колкие ледяные розы расцветали на иллюминаторах.

2) Была самая ранняя весна сухая и серая.

3) На западе горел омытый дождём неяркий закат.

4) Рыхлые тучи напитанные тёмной водой низко нависли над морем.

3. Определите, в каких предложениях одиночное определение нужно обособить:

1) Облетевший тополь серебрист и светел.

2) Незримый ты мне уж мил.

3) Люблю я усталый прилечь.

4) Лежит белизна рассветная.

4. Укажите способ выражения определения в предложении (знаки препинания не расставлены):

Вечер подернутый лиловым налетом принес тишину.

1) Обособленное нераспространённое определение
2) Обособленное определение, выраженное прилагательным
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами

4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

5. Укажите способ выражения определения в предложении : На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели.

1) Обособленное нераспространённое определение
2) Обособленное определение, выраженное прилагательным
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами
4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

6. Определите, в каких предложениях есть обособленное приложение (знаки препинания не расставлены):

1) Витютень обычный гость наших лесов средней полосы вдвое больше обыкновенного голубя.

2) Трава сочная, свежая пестрела крупными золотисто-жёлтыми цветами.

3) Лётчик простой белобрысый парень кивнул мне головой и улыбнулся.

4) Наш учётчик Климов заболел.

7. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые:

Литература (1) как учебный предмет (2) является действенным средством духовного воспитания. Деревья (3) поваленные ураганом (4) перекрыли дорогу.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 3, 4 4) Запятые не нужны

8. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые: В воздухе (1)

знойном и пыльном(2) тысячеголосый говор. Он работал (3) как рисовальщик и живописец. 

1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 1,3 4) Запятые не нужны

9. Укажите предложение с обособленным приложением (знаки препинания не расставлены):

1) Желна эта чёрная птица с огненной головой где-то жалобно пищала.

2) Мягкое и серебристое оно слилось с синим южным небом.

3) Кругом было поле унылое безжизненное.

10. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.

1) определение относится к личному местоимению;

2) определение стоит перед определяемым словом.

Проверочный тест по теме "Обособленные определения" 8 класс

0

Проверочный тест «Обособленные определения». 8 класс.

1 вариант

1. Определите, в каких предложениях есть причастный оборот:

1) Ожил лес покрытый дымкой молодой зеленью.

2) Дорога белела освещённая месяцем.

3) Машина долго кружила по улицам, которые походили на на сады.

4) Пустынный двор разрезал овраг, при этом зарастая бурьяном из конца в конец.

5) Пахучая ветка по-тепличному безжизненная склонилась на край стакана.

2. Укажите предложения, в которых есть обособленные определения:

1) В небе ясно блестели звёзды как бы небрежно насыпанные.

2) Слепит глаза морозный жгучий день рассыпавший скрипучие сугробы.

3) Зловещий и наглый вой разрезал небо надвое.

4) Заросшая просёлочная дорога жалась к реке.

5) Весенней негой утомлён я впал в невольное забвенье.

3.Укажите предложения, в которых нет пунктуационных ошибок:

1) Насыщенные холодом тучи, ползли над Царицыном.

2) Разморённые жарой, люди двигаются медленно, вяло.

3) Опытный и осторожный, Усольцев отучил Андрея от пренебрежения к деталям.

4) Дружбой сильна молодость наша борьбе за мир верна.

5)Полный раздумья шёл я однажды по большой дороге.

4. Укажите, в каких предложениях нужно поставить запятую перед союзом И:

1) В большой корзине кот сидел, подушками обложенный и подозрительно глядел на прут в руке Серёжиной.

2) Меня брало нетерпение скорее попасть к своим и я еле сдерживал шаг.

3) Он мельком вспомнил о матери и пронизанный горячим уколом боли, с усилием отогнал мысль о ней.

4) Голова перестала шуметь и холодной росой покрылся лоб.

5) Тоня сбежала по сходням и смелым прыжком прыгнула прямо в толпу друзей.

5. Определите, в каких предложениях есть обособленное приложение:

1) Старик Зданевич бывший преподаватель гимназии занимался французским языком с несколькими недорослями.

2) Живёт у нас корабельный врач быстрый и строгий старик большой знаток музыки обладатель большой исторической библиотеки.

3) В квартире паровозного машиниста Гладышева было людно и шумно.

4) В городе Тарус жил незадолго до смерти замечательный поэт Заболоцкий.

5) Николай Николаевич больше всего любит щеглов разноцветных и нарядных птиц похожих издали на порхающие цветы.

6. Выпишите из текста все причастия:

(1)Леса на Земле вырубаются повсеместно, но особенно обеспокоены экологи зоной субтропиков. (2) За последние сто лет уничтожено около половины всех влажных лесов планеты.(3) «Облысение» обширных территорий увеличивает отражающую способность Земли. (4) Почвы нагреваются, изменяется циркуляция воздушных масс вблизи экватора, уменьшается количество выпавших осадков, что приводит к образованию пустынь.

7. Выпишите номера предложений, в которых есть причастные обороты:

1. Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. 2. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. 3. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. 4. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. 5. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. 6. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. 7. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. 8. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. 9. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

8 . Среди предложений 40–48 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(40)Потом Кэт протянула ему руку. (41)Он зарычал по привычке и тут же поджал хвост – от стыда. (42)Кэт не отдёрнула руку. (43)Она была или очень смелой, или очень доверяла Урсу. (44)Она запустила руку в его грязную нечёсаную шерсть. (45)И он зажмурил глаза от счастья.

(46)В один из воскресных дней, когда склад был закрыт, Кэт подлезла под колючую проволоку и двинулась навстречу Урсу. (47)И люди, идущие мимо, заволновались, закричали от страха за глупую тонконогую девчонку, которая оказалась лицом к лицу со страшным Урсом.

(48)Но она-то знала, что Урс добряк.

9.Укажите, в каких предложениях есть причастный оборот, стоящий после определяемого слова:

1) Сосновый лес таинственно высок темнеет над песчаною грядою.

2) Гляжу в задумчивом покое на куст склонённый над рекою.

3) Трава примятая ногой ласково шуршит.

4) Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветви берёз.

5) По реке несло желтоватую пену похожую на сбитый белок.

10. Среди предложений 11—17 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(11)Да, скорее всего, он проснулся именно от этой нестерпимой, несправедливой обиды. (12)Ему приснился сон, что он после незаслуженного оскорбления уходит из дому навсегда. (13)И остаётся один на всём свете.

(14)Он лежал в темноте и слушал каждый шорох, раздававшийся в комнате. (15)И ему казалось, что он на самом деле совсем один на всём свете. (16)Так страшно было темно, так сильно надувал ветер парусом занавески и звенел мелким звоном в стекле.

(17)Ничего не было слышно из-за ветра: ни ночного разговора большого города, ни посапывания родителей в соседней комнате.

11. Среди предложений 6–14 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(6)Он быстро решил задачу и чётко, без запинки, всё объяснил. (7)Мне понравилось, как он отвечал. (8)Через неделю я увидел списки ребят, записавшихся в разные кружки. (9)В физический кружок первым записался Княжин. «(10)Хорошо, подумал я. – (11)Княжин – парень что надо».

(12)Я полистал списки других кружков и в каждом наталкивался на фамилию Княжина. (13)И в зоологическом, и в математическом, и в спортивном, только в кружок по пению он не записался.

(14)На перемене я окликнул Княжина.

«Обособленные члены предложения" 2 вариант

1. Определите, в каких предложениях есть причастный оборот:

1) Швейцару чудилась облетевшая роща свинцовая от первого мороза.

2) Море походило на кипящий котёл покрытый холодным ветром.

3) В цвету сады омытые росой.

4) Кусты неясные от тумана нависли над палубой.

5) Люблю леса зелёные весною обновлённые.

2. Укажите предложения, в которых есть обособленные определения:

1) Колкие розы ледяные и холодные расцветали на иллюминаторах.

2) Была самая ранняя весна сухая и серая.

3) На западе горел омытый дождём неяркий закат.

4) Рыхлые тучи напитанные тёмной водой низко нависли над морем.

5) Усталый и прозябший возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу.

3. Определите, в каких предложениях нужно обособить одиночное определение:

1) Облетевший тополь серебрист и светел.

2) Незримый ты мне уж мил.

3) За синими морями забытый он угасал один.

4) Люблю я усталый прилечь.

5) Лежит белизна рассветная.

4. Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибок:

1) Сплошь покрытое осенними тучами небо отразилось в воде реки.

2) Яростный и резкий октябрьский дождь заслепил нам глаза.

3) Как мягки на вид облака разбросанные в беспорядке по небу.

4) Вдруг на моих глазах листва плотно убитая дождями и снегом вздыбилась.

5) Истощённый усилиями и лишениями старик лёг в постель.

5. Укажите, в каких предложениях нужно поставить запятую перед союзом И:

1) С деревьев, опутанных лёгким туманом и с папоротников сыпались крупные брызги.

2) Сжатые пальчики сосновых побегов разжимаются и превращаются в подсвечник с тремя свечками.

3) Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лёг первый мороз.

4) Огромные тучи, озарённые огнями гавани и уже пропитанные бледным рассветом, грудились над портом.

5) Дул сильный ветер и к утру запах дыма уже заметно защипал нос.

6. Укажите, в каких предложениях есть обособленное приложение:

1) Командир батальона старший лейтенант Прудников был рядом, за углом хаты.

2) Юрий Юрьевич преподаватель военного дела относился ко мне хорошо.

3) Лётчик простой белобрысый парень кивнул мне головой и улыбнулся.

4) Около дворцовой решётки ходил красногвардеец пожилой рабочий с винтовкой.

5) Наш учётчик Климов заболел.

7. Выпишите из текста все причастия:

(1)У побережья одной из индонезийских провинций поймана кистепёрская рыба целокант, относящаяся к виду, вымершему, как считалось, около 80 миллионов лет назад. (2) Рыбак и его сын в течение часа держали пойманную рыбу у себя дома, а потом выпустили целоканта в огороженный сетью участок моря. (3) Выловленный индонезийскими рыбаками целокант был длиной 131 сантиметр и весом 51 килограмм.

8. Среди предложений 27–34 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(27)Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? (28)Лезь в машину, не ври и говори всё прямо. (29)И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.

(30)Сурово сомкнулся вокруг густой лес, легли поперёк дороги глубокие овраги, распластались по берегам реки топкие камышовые болота. (31)Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (32)А он ещё молод, но ловок, смел. (33)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе. (34)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет.

9. Укажите, в каких предложениях есть причастный оборот, стоящий перед определяемым словом.

1) Я не хочу ни капли потерять из меня переполняющей новизны.

2) Утро встречало нас негаданно дунувшим ветром.

3) Помню высокую, стоявшую на краю леса ёлку похожую на зелёную колокольню.

4) Ночью мы сидели в шалаше накрытом камышом и осокой.

5) Отражённый в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза.

10. Среди предложений 8–15 найдите предложения с обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

(8)Глядя на меня влажными тёмными глазами, Митя брезгливо сказал, что это время кажется ему страшным сном. (9)За такое следовало набить морду. (10)Но Митя не только внешне походил на девчонку — он был слабодушный, чувствительный, слезливый, способный к истерическим вспышкам ярости, —и на него рука не поднималась. (11)И всё-таки я ему всыпал. (12)С истошным рёвом он бросился на меня... (13)Чуть ли не на другой день Митя полез мириться. (14)«Наша дружба больше нас самих, мы не имеем права терять её» – вот какие фразы умел он загибать. (15)Митина вздорность, перепады настроений, чувствительные разговоры, готовность к ссоре, проявляющаяся при первой же возможности, стали казаться мне непременной принадлежностью дружбы.

11. Среди предложений 12–19 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

(12)У Коли Луковкина пропал аппетит. (13)Расхотелось читать. (14)Он лежал на койке и смотрел в потолок. (15)Серые трещинки, разбежавшиеся по потолку, напоминали реки Сибири. (16)Коля разглядывал их. (17)Одной трещинке он присвоил имя Иртыша, другой – Лены… (18)И тут дверь скрипнула. (19)Коля оторвал взгляд от сибирских рек и увидел Смирнову.

1 вариант Ключ для проверки:

Вопро

сы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ответы

1,2,

5

1,2

,5

2,3

1,2,4

1,2,5

Обеспокоены

Уничтожено

Отражающую

выпавших

3,5,

6,7,8,9

47

2,3,5

14

8

2 вариант КЛЮЧ:

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Ответы

2,3,

5

1,2,

4,5

2,3,

4

2,4

1,3,

5

1,2,

3,4

Поймана

Относящаяся

Вымершему

Пойманную

Огороженный

выловленный

29

1,2,5

10,15

15

Критерии оценивания

Всего 32 балла мах(1 балл за каждый верный ответ)

16 - 22 б. - "3";

23 - 28 б. - "4";

29 - 32 б. - "5"

Тест "Обособленные определения и приложения" | Тест по русскому языку (8 класс) по теме:

Тест по теме «Предложения с обособленными определениями и приложениями»

  1. Чем может быть выражено обособленное определение?
  1. Сравнительным оборотом
  2. Причастным оборотом
  3. Деепричастным оборотом
  4. Фразеологическим оборотом
  1. Какое предложение осложнено обособленным определением? (Знаки препинания не расставлены.)
  1. Издалека была слышна заглушаемая неумолчным шумом волн песня рыбаков.
  2. Листва из-под ног выходит плотно слежалая и серая.
  3. Равнина уже покрывшаяся первыми весенними цветами была прекрасна.
  4. Угрюмо шмель гудит толкаясь по стеклу.
  1. Какое предложение осложнено обособленным определением? (Знаки препинания не расставлены.)
  1. Егор возбуждённо говоря и размахивая руками входил в комнату.
  2. Оставшиеся вдвоём друзья долго сидели молча.
  3. Бросив поводья опустив голову на грудь я ехал ещё долго.
  4. Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку тёмную и прохладную.
  1. Какое предложение осложнено обособленным определением? (Знаки препинания не расставлены.)
  1. Проснувшись рано утром он вспомнил сразу же вчерашний разговор с другом.
  2. И звёзды слушают меня лучами радостно играя.
  3. Наклонивший голову мальчик старательно переписывал текст стихотворения.
  4. Не жаль мне лет растраченных напрасно.
  1. Какое предложение не осложнено обособленным приложением? (Знаки препинания не расставлены.)
  1. Звёзды таящие мысли глубокие силой какою вы душу пленяете?
  2. И ветер нарушитель тишины шумит скользя во мраке вдоль стены.
  3. Тут и меня старика не забыли.
  4. Было начало июля самое весёлое время года.
  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Глаза Ивана Матвеевича (1) ласково глядящие поверх очков (2) переходили от окон (3) с тюлевыми занавесками (4) к иконе (5) мирно освещённой розовой лампадкой.

  1. 1, 2, 4
  2. 1, 3, 5
  3. 2, 3, 4
  4. 1, 2, 5
  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

К медленно угасающему в ночи (1) костру (2) один за другим подходили кони (3) и глядели на нас большими глазами (4)  умными и влажными.

1. 1, 2, 4

      2. 4

      3. 2, 4

     4. 1, 2, 3, 4

      8.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в    предложении должны стоять запятые?

Василий увидел дымок (1) вьющийся из трубы родного дома (2)  знакомую зелень берёз (3) осеняющих этот приют (4) и (5) блестевшую между деревьями (6) серебряную полосу Волги.

  1. 1, 2, 5, 6
  2. 3, 4, 5, 6
  3. 1, 2, 3, 4
  4. 1, 2, 3, 4, 5, 6

9.  Укажите предложение, в котором перед КАК нужна запятая:

1) Он сейчас работает (1) как техник.
2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.

10. Укажите, где нужно поставить запятые:

Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.
1) 1, 3.   2) 2, 3.   3) 1, 2.

   

Ответы:

  1. – 2
  2. – 3
  3. – 4
  4. – 4
  5. – 1
  6. – 4
  7. – 2
  8. – 3
  9. – 2
  10. - 1

Тест " Обособленные определения и приложения" 8 класс

Тест «Обособленные определения и приложения» 1 вариант

1. Укажите способ выражения определения в предложении:

На воде всплескивали фонтаны, похожие на сахарные головы. (В.Тренев)

1) Обособленное нераспространённое определение

2) Обособленное определение, выраженное прилагательным

3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами

4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

2. Укажите способ выражения определения в предложении:

Из репродуктора, установленного над капитанским мостиком, доносились прощальные звуки вальса. (И.Гребенюк)

1) Обособленное нераспространённое определение

2) Обособленное определение, выраженное прилагательным

3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами

4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

3. Укажите тип определения в предложении:

Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати.

1) Обособленное распространённое определение

2) Обособленное распространённое приложение

3) Обособленное определение, выраженное прилагательным

4) Необособленное нераспространённое приложение

4. Укажите способ выражения определения в предложении:

Трава, сочная, свежая, пестрела крупными золотисто-жёлтыми цветами. (З.Сорокин)

1) Обособленное определение

2) Обособленные определения, выраженные причастиями

3) Обособленные нераспространённые определения, выраженные прилагательными

4) Обособленные приложения

5. Укажите тип определения в предложении:

К ребятам подошел квартирант со второго этажа инженер Гусев – заядлый охотник и рыболов. (Е.Коковин)

1) Необособленные приложения

2) Обособленное определение

3) Обособленные определения, выраженные прилагательными

4) Обособленные приложения

6. Укажите тип определения в предложении:

Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима. (М.Алексеев)

1) Обособленное распространённое приложение

2) Обособленное нераспространенное приложение

3) Обособленное нераспространённое определение

4) Обособленное распространённое определение

7. Укажите способ выражения определения в предложении:

Молодой ивняк, с зелеными нависшими ветвями, вздрагивал от ударов зыби. (В.Короленко)

1) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

2) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами

3) Обособленное определение, выраженное прилагательным

4) Обособленное несогласованное определение

8. Укажите тип определения в предложении:

Витютень, обычный гость наших лесов средней полосы, вдвое больше обыкновенного голубя. (Е.Дубровский)

1) Обособленное распространённое приложение

2) Обособленное несогласованное определение

3) Обособленное определение, выраженное прилагательным

4) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами

9. Укажите способ выражения определения в предложении:

В Берёзовке один лукавый татарин продавал редкого, знаменитых кровей, жеребца. (В.Шукшин)

1) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

2) Обособленное несогласованное определение

3) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами

4) Обособленное определение, выраженное прилагательным

10. Укажите способ выражения определений в предложении:

Траншею копали на густо заросших лесом склонах сопок, протянувшихся вдоль долины Светлой речки.(Л.Князев)

1) Необособленное приложение

2) Необособленное определение

3) Обособленные определения, выраженные причастными оборотами

4) Обособленное и необособленное определения, выраженные причастными оборотами

11. Обособленные члены предложения на письме выделя­ются:

1) двоеточием и тире; 2) запятыми или тире; 3) только за­пятыми; 4) только двоеточием.

12. При обособленных членах предложения ставятся:

1) выделительные знаки препинания; 2) разделительные знаки препинания; 3) знаки завершения; 4) знаки перечис­ления.

13. Не обособляются:

1) распространённые согласованные определения, если они стоят после определяемого слова, выраженного сущест­вительным;

2) одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого существитель­ного, в особенности если перед ними уже есть определение;

3) распространённые согласованные определения, если они стоят перед определяемым словом;

4) одиночные и распространённые согласованные опре­деления, если они относятся к личному местоимению.

14. Приложение не обособляется:

1) если относится к личному местоимению;

2) если распространённое приложение стоит после опре­деляемого существительного;

3) если приложение имеет добавочное обстоятельствен­ное значение;

4) одиночное приложение, если стоит перед именем соб­ственным.

15. При приложении ставятся:

1) выделительные знаки препинания; 2) разделительные знаки препинания; 3) знаки завершения; 4) знаки присоеди­нения.

16. В этом из предложений есть обособленное приложение.

а) Птица от досады хлопнула себя по бокам крыльями и что-то прокартавя на лету, скрылась за сосновыми верхушками.

б) Застудив в воде корни-ноги, осокорь скрипит, скривив рот-дупло.

в) Жаворонок, ясновидец весны, до поздней осени вдохновляет сельчан на нелёгкий труд.

г) Над Сурской Заводью, окликая весну, притомился ветер.

Тест «Обособленные определения и приложения» 2 вариант

1. Обособленные члены предложения на письме выделя­ются:

1) двоеточием и тире; 2) запятыми или тире; 3) только за­пятыми; 4) только двоеточием.

2. При обособленных членах предложения ставятся:

1) выделительные знаки препинания; 2) разделительные знаки препинания; 3) знаки завершения; 4) знаки перечис­ления.

3. Не обособляются:

1) распространённые согласованные определения, если они стоят после определяемого слова, выраженного сущест­вительным;

2) одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого существитель­ного, в особенности если перед ними уже есть определение;

3) распространённые согласованные определения, если они стоят перед определяемым словом;

4) одиночные и распространённые согласованные опре­деления, если они относятся к личному местоимению.

4. Приложение не обособляется:

1) если относится к личному местоимению;

2) если распространённое приложение стоит после опре­деляемого существительного;

3) если приложение имеет добавочное обстоятельствен­ное значение;

4) одиночное приложение, если стоит перед именем соб­ственным.

5. При приложении ставятся:

1) выделительные знаки препинания; 2) разделительные знаки препинания; 3) знаки завершения; 4) знаки присоеди­нения.

6. Укажите предложение, в котором есть обособленное определение (знаки препинания не расставлены):

1) На безлюдный простор побелевших полей смотрит ве­село лес из-под чёрных кудрей.

2) Это был всего лишь мальчик-подросток распевавший пронзительным голоском морскую песню.

3) Варница — это деревянный сарай или сруб, в котором помещался похожий на сковороду большой четырёхуголь­ный котёл.

4) Застывшие у земной поверхности огромные массы со­ли образовали соляные горы.

7. В этом предложении пропущена запятая (запятые):

1) Я с группой добровольцев тушил отлетавшие на про­секу головешки.

2) В этом человеке столь необыкновенном и скромном собраны воедино лучшие качества.

3) Лошадь лежит у ручья, охваченная внезапным теплом осеннего солнца.

4) Низко расстеленные над землёй крыши наплывают одна на другую.

8. В этом предложении пропущена запятая (запятые):

1) Сведения, поступающие с дрейфующих станций «СП» очень важны.

2) Мы поставили на папин стол ванночку с пробкой и на­носили целую массу кастрюлек, наполненных холодной и горячей водой.

3) В окружающей нас природе происходит немало явлений.

4) Матросы грузившие баржу оставили работу.

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) За эти часы, проведенные на празднестве, Ломоносов не раз слышал, как гости обсуждали богатство и вкус Шувалова.

2) Бесчисленные искры, взлетевшие в сумеречное небо, остаются догорать там до утра далекими бледно-красными звёздами.

3) Растущая рядом фиалка допивает последнюю капельку росы.

4) Ель выставила шишки, для оставшихся на зиму птиц.

10. Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потопленные луга.

Данный ответ верно объясняет постановку знаков препи­нания в записанном выше предложении:

1) распространенное согласованное определение, стоящее после определяемого слова, выраженного существительным;

2) одиночные согласованное определение, стоящее после определяемого существительного;

3) распространённое согласованное определение со зна­чением причины, стоящее перед определяемым словом;

4) распространенное согласованное определение, отно­сящееся к личному определению.

11. В этом из предложений есть обособленное приложение.

1) Птица от досады хлопнула себя по бокам крыльями и что-то прокартавя на лету, скрылась за сосновыми верхушками.

2) Застудив в воде корни-ноги, осокорь скрипит, скривив рот-дупло.

3) Жаворонок, ясновидец весны, до поздней осени вдохновляет сельчан на нелёгкий труд.

4) Над Сурской Заводью, окликая весну, притомился ветер.

12. Укажите, в каком предложении есть обособленное приложение:

1) Разнообразные обряды, совершаемые по-разному в различных странах, имеют тем не менее много общего.

2) Исключительно медленно протекая через озеро, по­долгу отстаиваясь в его тёмных глубинах, вода становится чище и прозрачнее.

3) Люблю я грусть твоих просторов, мой милый край, святая Русь.

4) К нам в гости приехал Владимир Николаевич, мой дядя,

13. Укажите, в каком предложении есть обособленное приложение:

1) В бездонной памяти отыскиваю штрихи чувств и со­бытий, связанных с людьми, встреченными на жизненных перевалах.

2) Мой товарищ, ученик 8 класса, был выдвинут в сбор­ную команду по футболу.

3) В III веке Трир стал императорской резиденцией в за­воёванных провинциях Европы, его называли «вторым Ри­мом», в красоте и величии он не уступал великому городу.

4) Счастливый век великих достижений... А вспомнишь ли ты нас, грядущий исполин?

14. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые:

Но удобные (1) тёплые жилища (2) средства перво­классной техники (3) надёжная связь с самолётами (4) всё же не могут изменить суровой природы Арктики.

1) 2,3; 2) 1,2, 3,4; 3) 1,2,3; 4) 2, 3,4.

15. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1) Ей, ученице восьмого класса, задание показалось лёг­ким.

2) Иванов один из учеников нашего класса постоянно

опаздывает на уроки.

3) В класс зашел Петр Сергеевич, учитель физики.

4) Его сестра, студентка первого курса, приехала на каникулы погостить.

16. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1) Женщина лет пятидесяти, она еще была красива.

2) каждый из нас, участников конференции, ждал своего выступления.

3) Мы ученики восьмого класса, должны быть примером для младших школьников.

4) Моя подруга, Лена Федорова, была выдвинута в сборную школы.

Тест по теме: Обособленные определения 8 класс

1. Определите тип обособленного определения.

Тест по теме: " Обособленные определения " (8 класс)

1. Являются ли выделенные слова обособленным согласованным

определением и на письме соответственно выделяются запятыми?

Восхищенный способностями мальчишки Жгутов решил забрать его к

себе (Ю. Нагибин).

А. Нет, так как определение стоит впереди определяемого слова.

Б. Да, так как определение стоит впереди определяемого слова и имеет

добавочное обстоятельственное значение.

2. Установите причину обособления согласованного определения

На набережной канала, огибавшего разрушенный стадион, девушка

остановилась (Г. Матвеев).

А. Определение относится к личному местоимению.

Б. Определение выражено причастным оборотом и стоит после

определяемого слова.

В. Определение выражено именем прилагательным с зависимыми словами и

стоит после определяемого слова.

Г. Определение выражено одиночным именем прилагательным и стоит после

определяемого слова.

Д. Определение отделено от определяемого олова другими членами

предложения.

3. Установите причину обособления согласованного определения

Каждая веточка, мохнатая от легких кристаллов инея, хранила свою

красоту (Н. Артюхова).

А. Определение относится к личному местоимению.

Б. Определение выражено причастным оборотом и стоит после

определяемого слова.

В. Определение выражено именем прилагательным с зависимыми словами и

стоит после определяемого слова.

Г. Определение выражено одиночным именем прилагательным и стоит после

определяемого слова.

Д. Определение отделено от определяемого олова другими членами

предложения.

4. Установите причину обособления согласованного определения

Очарованный, я смотрел на всемогущего человека в золотом халате

(Г. Кочетков).

А. Определение относится к личному местоимению.

Б. Определение выражено причастным оборотом и стоит после

определяемого слова.

В. Определение выражено именем прилагательным с зависимыми словами и

стоит после определяемого слова.

Г. Определение выражено одиночным именем прилагательным и стоит после

определяемого слова.

Д. Определение отделено от определяемого слова другими членами

5. Определите причину обособления несогласованного определения.

Через две минуты он, в недорогом костюме цвета небесной лазури, с узким

галстуком, бесшумно проскользнул в кабинет (Г. Гребнев).

А. Определение относится к имени собственному.

Б. Определение относится к имени существительному со значением

профессии, должности, рода занятий, возраста, степени родства.

В Определение относится к личному местоимению.

Г. Определение отделено от определяемого слова другими членами

предложения.

Д. Определение имеет дополнительный смысловой оттенок.

6. В каком предложении определение, выраженное причастным

оборотом, не обособляется?

А. В воздухе закружилась листва сорванная с деревьев и мелкие сучья.

Б. Над заливом ещё не успевшим замёрзнуть с криком носились чайки.

В. Дувший с моря ветер подгонял лодку.

7. В каком предложении определение не обособляется?

А. Ветер злой и холодный запел свою песню.

Б. Тягучая и властная тишина овладела лесом.

В. Падают яблоки крупные, спелые.

8. В каком предложении определение обособляется?

А. В воздухе закружилась сорванная с деревьев листва.

Б. К роднику вела заросшая травой тропинка.

В. В саду просвеченном солнцем пахло сиренью.

9. На месте каких цифр должны быть запятые?

Написанная Вольтером (1) «История Карла 12» (2) входит в состав

многотомного собрания сочинений (3) изданного в Париже (4) в начале

века.

А. 1,2,3 В. 3

Б. 2,3 Г. 3,4

10. На месте каких цифр должны быть запятые?

В числе книг (1) посвящённых эпохе Петра (2) в библиотеке Пушкина

сохранился (3) изданный в 1808 году (4) сборник исторических анекдотов.

А. 1,2 В. 2,4

Б. 1,2,3,4 Г. 3,4

Критерии оценки:

«5» - 10 -9 баллов

«4» - 8–7 баллов

«3»- 6–5 баллов

«2»- 0– 4 баллов

КЛЮЧИ К ТЕСТУ "ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ"

2 Б

3 В

4 А

5 В

6 В

7 Б

8 В

10 А

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/301965-test-po-temeobosoblennye-opredelenija-8-klas

Обособленные определения и приложения (Упражнения и тест)

Упражнения по теме «Обособленные определения и приложения»

Упражнение 1.


Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Охарактеризуйте определения:

а) согласованное — несогласованное;

б) распространенное — нераспространенное;

в) обособленное — необособленное.


1) Уцелело и зеркальце, висевшее в простенке. 2) Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю. 3) И, мрачнее черной ночи, он потупил грозны очи, стал крутить свой сивый ус. 4) Окрестность исчезла во мгле, мутной и желтоватой. 5) Я вдаль уплыл, надежды полный, с толпой бесстрашных земляков. 6) Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбоченясь и гордо взирал около себя. 7) Долина тихая дремала, в ночной одетая туман. 8) Василиса Егоровна, присмиревшая под пулями, взглянула на степь, на которой заметно было большое движение.
(А.С. Пушкин)


Упражнение 2.


Спишите, Затем выразительно прочитайте эти предложения с обособленными приложениями. Охарактеризуйте смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки обособленных приложений.


1) Мой сосед, маленький нервный человек, рассказал мне стра(н, цн)ую историю. 2) Им, гагарам, (не)доступно нас л., ж денье битвы жизни; гром ударов их пугает. 3) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать его, франта, на разговор. 4)Пам..ть, этот бич (не)опасных, оживляет да(же) камни прошлого,
(М. Горький.)


Упражнение 3.


Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Какое общее условие обособления объединяет эти примеры?


1) Низенький и коренастый он обл..дал страшною силой в руках. 2) Поглощенный его словами я (не)мог думать над этой загадкой. 3) (Не)доум..вающий, озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал. 4) Смотреть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, пр..ятно. 5) Сегодня она в новом голубом к..поте была особенно молода и внушительно красива.
(М. Горький)


Упражнение 4.


Прочитайте. Установите, в каких случаях распространенные определения являются причастными оборотами, а в каких — прилагательными с зависимыми словами. Составьте и запишите предложения с данными определениями так, чтобы в одном случае они были обособленными, а в другом — необособленными.


Гонимые сильным ветром. Полная спелых ягод. Радостно пораженная своим открытием. Увлеченный чтением. Похожие на великанов. Заросгаие сорной травой. Усеянное миллионами звезд. Залитый лунным светом.


Упражнение 5.


Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и распространенные определения.


1) Синее спокойное озеро в глубокой раме гор окрыле(н, нн)ых вечным снегом темное кружево садов пышными складками опускается к воде. 2) Из двер.. белого домика захлес.нутого в..ноградниками выходит (на)встречу солнцу древний старец. 3)В священной тиш..не восходит солнце и от к..мней острова поднимается в небо сизый туман насыще(н, нн)ый сла..ким зап..хом золотых цветов. 4) Раздираемое молниями небо дрожало др.. жала и степь то вся вспых..вая синим огнем то погружаясь в холодный тяжелый и тесный мрак страшно суживавший ее. 5) Закова(н, нн)ые в гр..нит волны моря подавле(н, нн)ы громадными тяж..стями ск..льзящ..ми по его хр..бтам. 6) По обеим сторонам к..мина стоят фикусы нищенски бедные листьями. 7) Струйка дыма в..лась в ночном воздух., полном влаг.. и свежеет., моря. 8) Лодка колыхалась на волнах ш..ловливо пл..скавш..хся об ее борта еле двигалась по темному морю а оно играло все резвей и резвей. 9)Тиш..на прерывалась звуками песни дол..тавш..й с реки. 10) Трава сг..баемая ударами ветра и дождя л..жилась на землю.
(М. Горький)


Упражнение 6.


Исправьте ошибки в употреблении обособленных определений.


1) Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем молодые. 2) Ребята спешат к реке, приехавшие на дачу. 3) Итон пятерке я очень обрадовался, полученной мною впервые в жизни. 4) Вошедший был одет в волчий тулуп, обросший бородой. 5) Если человек хорошо знающий местность, он никогда не заблудится. 6) Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев. 7) Плющ, который вьющийся по стене, украшает комнату, радует глаз.


Упражнение 7.


Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные несогласованные определения и определяемые слова. Каждое предложений прочитайте, соблюдайте правильную интонацию.


1) Слышится спор и говор неистово кричит ребенок, поезд стучит и громыхает а солдат в новой ситцевой рубахе и в черном галстуке сидит над спящими на своем сундучке. 2) Чудесные бабочки и в ситцевых пестреньких платьицах и в японских нарядах и в черно-лиловых бархатных шалях залетали в гостиную, 3) Эта комната окнами на запад и на север занимала чуть ли не половину всего дома, 4) Играл зеркальный отблеск моря в вы¬шинах сосен и текла вдоль по коре сухой и жесткой смола прозрачнее стекла.
(И. Бунин)


Упражнение 8.


Выпишите сначала предложения с обособленными нераспространенными приложениями, а затем предложения с обособленными распространенными приложениями. Объясните условия обособления.


1) Один из ямщиков, весьма высокий мужчина, вылез из саней, молча отвязал свою тройку. (Л.Н. Толстой) 3) И там, на подушке из ярких песков под тенью густых тростников, спит витязь, добыча ревнивой волны. (М. Лер¬монтов) 3) Могучий лев, гроза лесов, лишился силы. (И. Крылов) 4) Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек. (Ю. Казаков) 5) Хорошо, что он попал, Теркин, в нашу роту. (А. Твардовский)


Упражнение 9.


Преобразуйте предложения так, чтобы сказуемые стали распространенными приложениями. Обозначьте грамматическую основу предложений и. укажите приложения.


Образец.
Москва — столица России. Москва, столица России, празднует День города.


1) Обстоятельство — второстепенный член, предложения. 2) Лес — наше богатство. 3) Жадность — один из человеческих пороков. 4) Лицо — зеркало души. 5) Река — источник энергии. 6) Чтение — лучшее учение. 7) Моя сестра — юрист. 8) Русский язык — один из богатейших языков мира. 9) Художественная литература — искусство слова. 10) Дети — будущее страны.


Упражнение 10.


Составьте предложения с данными словами, используя их как:


а) обособленное приложение;

б) необособленное приложение;

в) именную часть сказуемого;

г) подлежащее;

д) обращение.

Запишите предложения, объясните их смысловые, интонационные и пунктуационные различия.


1) Замечательный русский художник. 2) Любимый детский писатель. 3) Надежный друг. 4) Интересный собеседник, 5) Президент совместного предприятия.


Упражнение 11.


Кто лучше? Спишите, вставляя после определяемых слов по два нераспространённых определения. Объясните постановку знаков препинания.


1) Акация,____и____, бросала прозрачную тень на фонтан. Акация бросала  прозрачную тень  на фонтан, ___ и ___. 2) Огоньки, ___     и ___, ярко горели в ночном небе. Огоньки ярко горели в ночном небе, ___и ___3) Ветер, ___ и ___, шевелил молодые листочки. Ветер шевелил молодые листочки, ___и ___. 4) Трава, ___и ___, была покрыта крупными каплями росы. Трава была покрыта крупными каплями росы, ___и ___.


Упражнение 12.


Вслух прочитайте предложения, следите за интонацией обособления. Объясните, что объединяет данные предложения. Спишите их, комментируя постановку знаков препинания.


1) На крыльце сидел хозяин дачи, в рубахе навыпуск, и курил. (В. Инбер) 2) Анисим, в чёрном сюртуке с красным шнурком вместо галстука, задумался, глядя в одну точку. (А. Чехов) 3) Алёна, с крас¬ными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб. (А. Чехов) 4) Рядом с женщиной стоял белобрысый и очень серьёзный мальчик, босой, без шапки. (К. Паустовский) 5) Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер. (М. Горький)


Упражнение 13.


Прочитайте, укажите обособленные приложения. Объясните условия их обособления.


1) А ночью ветры, вестники наступающих холодов, гуляют по выси вызвездившего неба, воровски шарят по садам (Шолохов). 2) Она готовилась к зачету по общей терапии — предмету, наиболее любимому ею (Бондарев). 3) Мы, учителя, боялись Беликова (Чехов). 4) Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем (Шолохов). 5) Разумеется, как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей (Л. Толстой). 6) Хозяин мастерской был немец, по фамилии Ферстер (Н. Островский). 7) Ему казалось, что он был влюблен в кузину и гостью Шумихиной, Анну Федоровну (Чехов).


Упражнение 14.


Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите приложения и определяемые слова.


1) Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (Фадеев). 2) Она течет моя Непрядва как шесть веков тому назад (Старшинов). 3) Он был прекрасен в открытой степи этот рассвет (Фадеев). 4) Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов. 5) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин). 6) Это был Александр Тимофеевич или попросту Саша гость приехавший из Москвы дней десять тому назад (Чехов). 7) Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому (Гончаров). 8) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Тургенев). 9) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений но для него все предметы были равно исполнены поэзии (Белинский).

 

Тест по теме «Обособленные определения и приложения»

1. Обособленными членами предложения называются:


1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;
2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;
3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.


2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится:


1) перед определяемым словом;
2) после определяемого слова;
3) в любом месте предложения.


3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся:


1) перед местоимением;
2) в любом месте предложения;
3) после местоимения.


4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если:


1) они распространенные;
2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;
3) они согласованные.


5. Приложения с КАК обособляются, если:


1) как можно заменить «в качестве»;
2) как можно заменить так как;
3) всегда.


6. Укажите предложение с обособленным определением:


1) Птицы не то спят, не то дремлют.
2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.


7. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.


1) определение стоит после определяемого слова;
2) определение обособляется всегда.


8. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.


1) определение относится к личному местоимению;
2) определение стоит перед определяемым словом.


9. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.


1) определение стоит перед определяемым словом;
2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.


10. Укажите предложение с обособленным приложением:


1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.
2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.


11. Укажите предложение, в котором перед КАК нужна запятая:


1) Он сейчас работает (1) как техник.
2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.


12. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:


1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.
2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.


13. Укажите, где нужно поставить запятые:


Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.
1) 1, 3.   2) 2, 3.   3) 1, 2.


14. Укажите способ выражения определения в предложении:


На воде всплескивали фонтаны, похожие на сахарные головы. (В.Тренев)
1) Обособленное нераспространённое определение
2) Обособленное определение, выраженное прилагательным
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами
4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом


15. Укажите способ выражения определения в предложении:


Из репродуктора, установленного над капитанским мостиком, доносились прощальные звуки вальса. (И.Гребенюк)
1) Обособленное нераспространённое определение
2) Обособленное определение, выраженное прилагательным
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами
4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом


16. Укажите тип определения в предложении:


Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. (К.Паустовский)
1) Обособленное распространённое определение
2) Обособленное распространённое приложение
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным
4) Необособленное нераспространённое приложение


17. Укажите способ выражения определения в предложении:


Трава, сочная, свежая, пестрела крупными золотисто-жёлтыми цветами. (З.Сорокин)
1) Обособленное определение
2) Обособленные определения, выраженные причастиями
3) Обособленные нераспространённые определения, выраженные прилагательными
4) Обособленные приложения


18. Укажите тип определения в предложении:


К ребятам подошел квартирант со второго этажа инженер Гусев – заядлый охотник и рыболов. (Е.Коковин)
1) Необособленные приложения
2) Обособленное определение
3) Обособленные определения, выраженные прилагательными
4) Обособленные приложения


19. Укажите тип определения в предложении:


Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима. (М.Алексеев)
1) Обособленное распространённое приложение
2) Обособленное нераспространенное приложение
3) Обособленное нераспространённое определение
4) Обособленное распространённое определение


20. Укажите способ выражения определения в предложении:


Молодой ивняк, с зелеными нависшими ветвями, вздрагивал от ударов зыби. (В.Короленко)
1) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
2) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным
4) Обособленное несогласованное определение


21. Укажите тип определения в предложении:


Витютень, обычный гость наших лесов средней полосы, вдвое больше обыкновенного голубя. (Е.Дубровский)
1) Обособленное распространённое приложение
2) Обособленное несогласованное определение
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным
4) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами


22. Укажите способ выражения определений в предложении:


Траншею копали на густо заросших лесом склонах сопок, протянувшихся вдоль долины Светлой речки. (Л.Князев)
1) Необособленное приложение
2) Необособленное определение
3) Обособленные определения, выраженные причастными оборотами
4) Обособленное и необособленное определения, выраженные причастными оборотами

 

               Ответы:

 

Оценка готовности штата Иллинойс (IAR)