Театральное искусство и художник правда и магия театра 8 класс – План-конспект урока ИЗО для 8 класса Тема: «Театральное искусство и художник»
План-конспект урока ИЗО для 8 класса Тема: «Театральное искусство и художник»
План-конспект урока ИЗО для 8 класса (№2).
Тема: «Театральное искусство и художник»
Цель:
Задачи:
Познакомить, углубить и закрепить знания учащихся о театральном искусстве на примере национально-регионального компонента.
Воспитывать у учащихся чувство прекрасного.
Продолжать развивать умения и навыки самостоятельно, логически мыслить, делать выводы, наблюдательность, воображение.
Оборудование и материалы:
1. Презентация по теме урока.
2. План — конспект урока.
Тип урока.
Урок — сообщениенового материала. Урок – эксперимент. Урок — соревнование между командами (вопрос-ответ).
Ход урока.
1.Орг. момент.
Приветствие. Готовность к уроку.
2. Сообщение темы урока. Беседа по теме.
3.Основная часть.
Тема нашего урока – «Театральное искусство и художник».
История театрального искусства началась ещё в глубокой древности. Пусть в те времена царило рабство, и не было образования, но люди знали, что такое театр. Этот вид искусства зародился в Древней Греции около двух с половиной тысяч лет назад. Само слово «театр» греческое, означает «место зрелищ». Как же возникло это искусство? Вырастая из глубин долгой человеческой истории, своими корнями он уходит в загадки древнейших народных массовых обрядов, игрищ и празднеств. Возникшие на этой основе традиционные первичные действа комического и трагедийного характера (типа сатурналий, мистерий) содержали элементы драматического (в мифологическом оформлении) сюжета, включали танцы, диалог, хоровые песни, ряженье, маски.Представления тогда являлись всенародным большим празднеством
-А как же на Руси появился театр?В середине XVII века, русские послы, возвращаясь из-за границы, рассказывали о «театральных действах». На Руси театра ещё не было, только бродячие скоморохи и кукольники бродили по городам и давали свои представления.
Царь Алексей Михайлович (отец Петра Великого) решил устроить театр в Москве. Первый спектакль состоялся 17 октября 1672 года. В нем участвовало более 60 актёров. Актёры были иностранцы, и первые спектакли шли на немецком языке. Придворный театр просуществовал недолго: в 1676 г., после смерти царя, он распался. А первый публичный (доступный) театр появился в Москве при Петре в 1702 году.
Театры бывают драматические и музыкальные.
В драматических театрах ставятся пьесы.
-И сегодня мы поговорим как зарождался театр драмы города Челябинска.
Датой официального открытия театра принято считать 9 декабря 1921 года.В этот день на сцене Челябинского Народного дома был представлен спектакль по драме В. Немировича-Данченко «Цена жизни» в исполнении профессиональной труппы известного провинциального режиссера П.И. Васильева. С этого времени театральная жизнь в Народном доме не прекращалась.
В 20-ые годы драматический коллектив при Народном доме не имел постоянных актеров, средства на декорации и костюмы добывал за счет продажи билетов, т.е. находился на самоокупаемости. Некоторое время на его сцене играла молодая писательница Лидия Сейфуллина. В 1928 г. публике был представлен спектакль по её повести «Виринея». Ставились на челябинской сцене и другие спектакли, в том числе советских драматургов – Б. Лавренева, А. Афиногенова, В. Шкваркина… Государственное финансирование началось только в 30-х годах.по её повести «Виринея». Ставились на челябинской сцене и другие спектакли, в том числе советских драматургов – Б. Лавренева, А. Афиногенова, В. Шкваркина… Государственное финансирование началось только в 30-х годах.
В 1935 году в Челябинске с большим успехом прошли гастроли московского академического Малого театра.
В 1937 году Софье Петровне Вадовой, первой актрисе в Челябинске, было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР».
В 1941 году на десять месяцев челябинские актеры уступили свою сцену эвакуированному на Урал Малому театру, а сами работали в Шадринске. Вернувшись в родной город, показывали зрителям спектакли героико-патриотической тематики: «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» и «Так и будет» К. Симонова, «Надежда Дурова» К. Ликсперова и А. Кочетова.
С 1942 г. по 1944- й театр возглавлял Э.Б. Краснянский, его лучшей постановкой стал спектакль «Три сестры» А. Чехова, отмеченный на Всероссийском смотре русской классики 1944 г.
В 1945 году Челябинский областной драматический театр становится Государственным республиканского подчинения. В это время театр возглавляет заслуженный деятель искусств РСФСР Д.М. Манский (1944-1949).Его этапными спектаклями стали «Поединок» братьев Тур, Л. Шейнина, «Офицер флота» А. Крона, «Русский вопрос» К. Симонова, инсценировка романа А. Толстого «Хождение по мукам».
С 1949 по 1956 г.г. театром руководит заслуженный деятель искусств РСФСР Н.А. Медведев. 50-е годы — новый творческий взлет театра. В 1951 году спектакль «Любовь Яровая» К. Тренева удостоен Сталинской (Государственной) премии. Ее лауреаты: режиссер Н. Медведев, художник Д. Лидер, исполнители главных ролей Е. Агеев, И. Баратова, А. Лескова, В. Южанов.
В 1950 театр впервые выехал на большие гастроли в Ленинград. Это был первый и особо ответственный творческий отчет, который театр провел на высоком профессиональном уровне.
Настоящей легендой театра стал «Клоп» В. Маяковского, поставленный новым главным режиссером, заслуженным деятелем искусств РСФСР и СОАССР Е.Г. Марковой. Здесь особенно ярко проявился комедийный талант замечательного артиста — Петра Кулешова, будущего народного артиста РСФСР. Спектакль стал лауреатом Всесоюзного фестиваля театров, был записан и показан по Центральному телевидению в 1958 году. Не сходил со сцены 15 лет. Сыграно 230 спектаклей.
С 9 августа 1973 по 1 августа 2003 театр возглавлял Наум Юрьевич Орлов, народный артист России. В течении 30 лет театр под его творческим руководством дарил своим зрителям радость общения с героями классического и современного репертуара. Орлов создавал театр серьезный, эпический, внимательный к человеку, к его судьбе, к его внутреннему миру, философично глубокий и психологически тонкий и одновременно яркий и зрелищный. Орлов осваивал новые стили и жанры. Сумел собрать сильную труппу. Многие его спектакли отмечены на Всероссийских смотрах. «Русские люди» К. Симонова, «Любовь Яровая» К. Тренева (Золотая медаль им. н.а. СССР А.Д.Попова), «Протокол одного заседания » А. Гельмана, «Егор Булычов», «Фальшивая монета» (Лауреат Всероссийского фестиваля по произведениям М.Горького) и «Последние» М. Горького, «Маленькие трагедии» А. Пушкина, «Вишневый сад» и «Дядя Ваня» А. Чехова, «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Анфиса» Л. Андреева, «Антихрист» Д. Мережковского, «Женитьба Белугина» А. Островского, «Король Лир» В. Шекспира составили славу Челябинской драмы и навсегда вошли в историю театра.
В 1982 году театр перешел в новое, специально построенное здание по проекту челябинских архитекторов Б. Баранова, В. Глазырина, Д. Олтаржевского, Ю. Перчаткина, А. Рудика, Н. Семейкина, А. Слонимского.
В 1986 году театру присвоено почетное звание «Академический».
Театр всегда живет в ожидании встречи со зрителями.
Вопрос: — Кто же принимает участие в создании спектакля?
Ответы учеников:
Искусство театра носит коллективный характер. С древнейших времён в создании спектакля принимали участие драматурги, пишущие для театра сценарии или драмы. В новое время, с XIX века, в театре появляется ещё одна значительная фигура — режиссёр, то есть человек, организующий спектакль как некое целое. А театр ХХ века уже однозначно называют режиссёрским.
Так же в создании спектакля принимают участие художники-декораторы, костюмеры, гримёры, ну и естественно – актёры.Есть в театре люди, которые, казалось бы, непосредственного отношения к сценическому действию не имеют, но не зря великий театральный деятель К.С. Станиславский сказал: «Театр начинается с вешалки» (билетёры, гардеробщики, капельдинеры).
Конечно же, не последнее место занимают в театре и художники. Они создают декорации к театральным постановкам, украшают и декорируют сцену, кулисы, зал. Создают афиши и плакаты. Не одно представление не обходится без талантливых рук гримёров, которые мастерски умеют при помощи различной бутафории, париков, грима, специальных накладок превратить обычного актёра в загадочное существо, монстра, сказочное существо или же литературного героя, исторического жанра.
О театре можно говорить бесконечно, но мне хотелось, чтоб вы сами приняли в этом участие.
Давайте разделимся по рядам на три команды. Я дам вам вопросы. Вы их обсуждаете и отвечаете. Затем представитель каждой команды озвучит ваши ответы.
4. Практическая работа/ закрепление.
Вопросы первой команде:
Театральное представление. (Спектакль)
Первое публичное выступление. (Дебют)
Объявление о том, что все билеты проданы. (Аншлаг)
Нужное для игры на сцене оформление лица. (Грим)
Театральный художник, пищащий декорации. (Декоратор)
Накладные волосы, нашитые на матерчатую основу. (Парик)
Разговор между двумя лицами. (Диалог)
Первые места в зрительном зале. (Партер)
Возгласы, требующие повторения. (Бис)
Вид рекламы, объявление о спектакле, вывешивание в публичных местах. (Афиша)
Вопросы второй команде:
Заучивание, и многократное повторение сцен спектакля (Репетиция)
Плоские части театральной декорации, расположенные по бокам сцены. (Кулисы)
Исполнитель ролей в театральном представлении. (Актёр)
Тот, кто подсказывает актёрам текст роли. (Суфлер)
Речь одного лица или мысли вслух. (Монолог)
Полотнище, разделяющее зрительный зал от сцены. (Занавес)
Краткий перерыв между действиями спектакля. (Антракт)
Специальная накладка, скрывающая лицо, с вырезами для глаз. (Маска)
Писатель, который пишет драматические произведения.(Драматург)
Заменитель основного исполнителя роли. (Дублёр)
Вопросы третьей команде:
Расположение актёров на сцене в разные моменты спектакля. (Мизансцена)
Плоские части театральной декорации, расположенные по бокам сцены. (Кулисы)
Тот, кто подсказывает актёрам текст роли. (Суфлёр)
Предметы, имитирующие подлинные. (Бутафория)
Исполнитель пантомимы. (Мим)
Поставщик спектакля. (Режиссер)
Первое представление нового спектакля. (Премьера)
Театральная осветительная аппаратура, установленная на полу сцены вдоль её переднего края. (Рампа)
Драматическое произведение для спектакля. (Пьеса)
Спектакль в честь одного из его участников, как выражение признания его заслуг. (Бенефис)
Обсуждение ответов учеников:
5. Домашнее задание.
Придумать и изобразить грим для клоуна.
6. Итог урока.
infourok.ru
Технологическая карта урока ИЗО в 8 классе «Художник в театре кукол»
Характеристика видовдеятельности учителя
Характеристика видов деятельности учащихся:
Планируемые результаты
(Формирование УУД)
I этап. Организационный момент и актуализация.
Стадия вызова. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала с опорой на предыдущий личный опыт.
Цель –
создать эмоциональный творческий настрой, побудить к творческой деятельности;
Приветствие. Проверка готовности учащихся.
— Весь этот мир — волшебная страна.
В нем скрыта тайна древнего искусства,
Когда мы ждем: вот-вот погаснет люстра
И в зале воцарится тишина.
Здесь занавес, — как дверь в прекрасный мир,
В котором есть волшебники и феи,
Разбойники, принцессы и злодеи,
В котором жили Данте и Шекспир.
— О каком древнем искусстве идет речь в стихотворении?
— Что мы изучали на прошлых уроках?
— Какие виды театра вы знаете?
— Какова роль художника в театре?
Ответ на приветствие
— О театре.
— Узнали о жанровом многообразии театрального искусства, что актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики.
-Театр оперы и балета, драматический театр, ТЮЗ (театр юного зрителя), театр оперетты, кукольный.
— Создание оформления на сцене, создание костюмов для спектакля, грима
познавательныеУУД
— приобрести дополнительные умения;
регулятивные УУД:
формировать умение фиксировать учебную задачу, связанную с восприятием произведения искусства
коммуникативные УУД:
формировать умение строить понятные для собеседника высказывания о произведении искусства
II этап. Целеполагание.
Создание проблемной ситуации.
Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока.
Цель – ПОДВЕСТИ К самостоятельному ПОНИМАНИЮ ГЛАВНОГО ВОПРОСА:
КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ХУДОЖНИК В ТЕАТРЕ КУКОЛ?
Беседа о кукольном театре.
— Самый любимый театр у детей во всем мире – кукольный театр.
Считается, что кукольный театр – зрелище детское, между тем взрослые с удовольствием смотрят кукольные постановки. Каждый человек хотя бы раз побывал на спектакле в кукольном театре. Некоторые увлеклись им на столько, что продолжают играть в куклы и сейчас, только теперь они актеры кукольного театра.
-Ребята, скажите, а вы знакомы с театром кукол?
-Существуют несколько видов театральных кукол, закрепим их название и приемы изготовления
«Работой с карточками»
Краткое сообщение учащегося
« История возникновения кукольного театра»
Ответы учащихся
Работа с карточками. учащимся раздаются карточки с изображением нескольких видов театральных кукол и их описание, нужно сопоставить изображение с описанием
познавательные УУД:
формировать опыт восприятия
окружающего мира
регулятивные УУД:
формировать умение фиксировать учебную задачу, связанную с замыслом художника и созданное им оформление
коммуникативные УУД:
формировать умение строить диалог с собеседниками, работать в группе.
III этап.
Сообщение темы урока
Цель – Подготовить к
выполнению первого этапа самостоятельной творческой работы – созданию фона для пейзажа в технике акварели
Вопрос: Как вы думаете, нужен ли художник в театре кукол?
— Художники в театре кукол работают в нескольких направлениях: изготавливают декорации для сцены и изготавливают непосредственно «актеров» — кукол.
Над созданием каждой куклы художники работают очень долго и тщательно. Сначала рисуют будущую куклу на бумаге: пытаются представить ее в действии, определить ее характер, манеру двигаться, говорить. Потом уже шьют из ткани или делают из дерева, украшают.
-Да, нужен.
Изготавливать декорации.
познавательные:
УУД
Формировать кругозор в области изобразительного и театрального искусства
регулятивные УУД Формировать умение самостоятельно работать с различными источниками
коммуникативные
УУД:
формировать умение коммуникативного общения посредством художественных образов
IY этап.
Изучение нового материала
Цель – Подготовить к
выполнению первого этапа самостоятельной творческой работы – создание эскиза персонажа.
Художник – кукольник создает разные по характеру куклы, превращает самые простые материалы – бумагу, тряпки, пуговицы, перышки – в роскошные наряды и прически. У каждого художника свой секрет.
Учитель: Давайте еще раз вспомним, какие виды театральных кукол существуют, и какие куклы здесь изображены?
(Слайды презентации)
Вопрос: Как художник создает куклу?
— Сегодня вы попробуете придумать свои театральные куклы
Верховые и напольные.
Перчаточные, марионетки, тростевые, теневые, куклы-великаны .
Ответ учащихся
Познавательные УУД:
формировать опыт творческого освоения окружающего мира
регулятивные УУД:
формировать умение самостоятельного решения творческой задачи
коммуникативные
УУД:
формировать умение коммуникативного общения посредством художественных образов
Y этап. Практическая работа
Цель –
формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия;
освоить навыки самостоятельной творческой работы
Вопрос: Что должен знать художник о персонаже?
— Перед тем как выполнить эскизы театральных кукол своих персонажей — проанализируйте их.
Кто он? Какой он? Каково его поведение, характер; и др.
Работа в группе.
Читаем басни И.Крылова («Квартет», « Мартышка и очки», «Ворона и Лисица» ), выбираем персонажей, эскизы кукол которых учащиеся будут делать.
Этапы работы
1. Выбор персонажа.
2. Продумывание формы куклы ( хорошо представить себе ее типаж – характер, фигуру, голову, костюм, движения рук и ног.)
3. Цветовое решение также зависит от характера персонажа, от идеи, заложенной автором произведения.
4. Продумывание деталей, дополняющих образ.
Создание эскиза персонажа
Познавательные УУД:
формировать умение
конструировать и визуализировать творческую идею
Научиться создавать эскизы театральных персонажей;
регулятивные УУД:
формировать умение переносить информацию из вербальной формы в визуальную
коммуникативные УУД:
формировать умение участвовать в обсуждении содержания материала
VI этап. Итог урока
Рефлексия
Цель – краткое обобщение материала урока, самооценка
— Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать выразительность образа
Показ работ с комментариями
Каждая группа оценивает работу друг друга
Познавательные УУД:
формировать опыт
самоанализа
регулятивные УУД:
формировать умение адекватной самооценки
коммуникативные
УУД:
формировать навыки оценочных суждений
VIII этап. Домашнее задание для самостоятельного исследования
Побуждает к самостоятельной исследовательской деятельности.
Подготовить материалы для изготовления театральной куклы по вашему эскизу
Познавательные УУД :
Формировать кругозор в области изобразительного искусства
регулятивные УУД: Формировать умение самостоятельно работать с различными источниками информации
коммуникативные УУД:
формировать навыки взаимодействия.
infourok.ru
Презентация к уроку ИЗО в 8 классе «Театр Кукол»
Презентация к уроку изобразительного искусства в 8 классе.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку ИЗО в 8 классе «Театр Кукол»»
Кукла — один из самых первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов. Известно, что куклы были в древних цивилизациях Египта, Греции и Рима.
Теа́тр кукол — одна из разновидностей кукольного вида пространственно- временнóго искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения.
До сих пор не известно точно, как и когда появилась идея кукольного театра, и кто показал первый в истории кукольный спектакль.
Одни исследователи считают, что театр кукол возник из детской игры.
Другие придерживаются мнения, что истоком театра стали народные праздники, игры и обряды с их песнями, переодеваниями, участием масок и чучел животных.
Первый профессиональный российский кукольный театр был основан в Москве при Центральном доме художественного воспитания детей 16 сентября 1931 года.
- Сергей Образцов (1901 – 1992)
Типы театров
Верховая кукла
Напольная кукла
Срединная кукла
Марионетки
Ростовая кукла
Тростевые куклы
Теневые куклы
Перчаточные
Пальчиковые куклы
Русская кукла
Петрушка
kopilkaurokov.ru
Конспект урока 8 класс «Театр как синтез искусств»
Изобразительное искусство 8 класс
Художник и искусство театра
Тема урока: Театр как синтез искусств.
Тип урока: введение в тему
Цель урока: формирование понимания специфики синтетических видов
искусства.
Задачи урока:
Образовательные: дать представление о театре как виде синтетических
искусств, его истории и современных направлений
развития.
Развивающие: расширение кругозора и эрудиции уч-ся, развитие их
актёрских способностей и коммуникативных навыков.
Воспитательные: воспитание уважения к творческим профессиям, вызвать
интерес к театру, к его художественно-образной
природе.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал
со словами для уч-ся.
Эпиграф: « Весь мир театр.
В нём женщины, мужчины – все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль…»
Уильям Шекспир
Ход урока
1. Организационный момент
Мотивация учебной деятельности
Учитель:
Ребята, сейчас нам предстоит интересный разговор о театре, его истории и художественно- выразительных средствах.
Слайд №1
Сегодня мы с вами постараемся ответить на вопросы: «Почему театральное искусство относят к синтетическим видам искусства? Что делает театр самобытным видом искусства? Почему это древнейшее искусство не умерло вместе с древними цивилизациями его породившими? »
Учитель зачитывает эпиграф к уроку.
Слайд №2
Учитель: — Согласны ли вы со словами У. Шекспира?
— Почему в качестве эпиграфа, были выбраны именно стихи
У. Шекспира?
Слайды № 3, 4
— Любите ли вы ходить в театр?
— Давно ли вы были в театре? а в кинотеатре?
— Почему мы всё меньше ходим в театр, предпочитая
кинотеатры?
— Как вы думаете — так было всегда?
3. Сообщение нового материала
Ребята, давайте для поиска ответа на этот вопрос обратимся к специалистам.
У нас в гостях (далее – Ф.И.О. учеников) – специалисты по древней истории, давайте поприветствуем их. (Ученики-историки здороваются тоже.) Первый вопрос к специалисту по древнейшей истории.
(И.О. ученика), скажите, пожалуйста, человек всегда любил зрелища? Историк1:
Здравствуйте, уважаемая аудитория. Давайте вместе попробуем проследить историю возникновения театра.
Слайд № 5
История театра уходит своими корнями далеко-далеко в прошлое человечества.
Слайд № 6
Первые сценические постановки можно было увидеть в ритуальных обрядах, которыми сопровождались все значимые для первобытных людей события.
Например, перед охотой, от удачности которой зависела жизнь племени, мужчины разделяли роли – кто-то становился зверем, кто-то охотником. Человек-зверь в точности копировал поведение и повадки кого-либо животного. Даже одевал его шкуру, наносил на лицо характерные мазки краски, придавая сходство с животным (это ли не театральный грим?).
Слайд № 7
Охотники оттачивали своё мастерство, ловкость владения охотничьим снаряжением в танцах-пантомимах, имитируя, практически, реальную охоту. Импровизация приветствовалась – зверь хитёр и опасен, надо было быть готовым к самым его неожиданным действиям.
Слайд № 8
Всё это происходило под непрерывный звук ритмичных ударов (вот и первые музыканты) . Женщины и дети с огромным интересом наблюдали за этим зрелищем, они были первыми зрителями.
Слайды № 9, 10, 11
Учитель: Теперь мы перенесёмся в Древнюю Грецию на весёлый праздник. И поможет нам в этом (И.О. ученика).
Историк2:
Уважаемые ребята, мы отправляемся с вами в Древнюю Грецию. Включите, пожалуйста, ваше воображение на полную мощность.
Слайд № 12
Мы с вами в месяце Посейдонии (конец декабря — начало января), означавшем в Греции поворот к весне. К жертвеннику Диониса движутся толпой весёлые земледельцы. Они несут увитую зеленью амфору вина, корзину с фруктами, виноградные лозы и гирлянды из цветов и плодов, ведут жертвенного козла, убранного лентами.
Слайд № 13
Торжественно совершаются жертвоприношения на алтаре Диониса. Постепенно разгорается веселье. Несутся хороводы девушек, юноши пляшут танец Диониса, крестьяне отпускают острые шутки встречным, те не остаются в долгу. Появляются ряженные. Они изображают спутников Диониса – сатиров, поэтому одеты в козлиные шкуры, а лица их закрывают козлиные маски.
Слайд № 14
Они хором славили Диониса. Запевала хора, то пели за Диониса, то за Зевса, то за одного из героев. А позади пешком и на повозках в маскарадных костюмах следует пестрая толпа со свирелями и флейтами. Они воспроизводят различные сцены из мифов о Дионисе.
Слайды № 16
Учитель: К нашему разговору присоединяется (И.О. ученика).
Историк3:
Медленно продвигаясь, процессия прибывает на агору, где уже горит яркий огонь у алтаря Двенадцати богов. Танцующие вокруг жертвенника юноши, поют священные песни, после чего совершается грандиозное жертвоприношение – 100 быков. А затем –пир. Лишь при свете факелов процессия возвращается к театру Диониса, и посреди орхестры водружается его статуя, чтобы он мог присутствовать на зрелище, устроенном в его честь.
Слайды № 17, 18
Второй и третий дни – хвалебные гимны (дифирамбы) в честь Диониса. Каждая фила (родовое объединение, община) выставляла свой хор мальчиков или мужчин на состязание. Каждый день завершался пиром в честь победителей.
И, наконец, самая важная часть — драматические представления. Им были отведены четвёртый, пятый и шестой дни Великих Дионисий.
Слайд № 19
Учитель: (И.О. ученика), пожалуйста, вам слово, продолжите этот интересный разговор.
Историк4:
Итак, зрители удобно расположились на своих местах. Сначала им предстоит увидеть официальную церемонию. Рабы вносят дары союзных городов,
которые выставляются в орхестре. Следующий этап церемонии – это воздаяние почестей героям Афин, погибшим за честь и славу. Затем следует чествование именитых граждан.
Наконец, на сцену выходит жрец. Он приносит в жертву Дионису поросят, разрезанное на мелкие кусочки мясо раздают зрителям, которые съедают их. На этом церемония закончена. Звук трубы возвещает начало представления. Сначала идут три трагедии. Перед зрителями декорация дворца или храма. В нём три двери. Их значение велико, они подсказывают зрителю, откуда пришёл персонаж: если он входит в левую дверь, то, значит, прибыл из города, если в правую – с чужбины. Из средней двери появляются боги. Рядами по 3-4 человека из западной двери появляется хор. Трагический хор выстраивается правильным четырёхугольником. В центре глава хора (корифей). Он ведёт диалог с актёрами и хором, руководит действиями последнего. У алтаря Диониса помещается флейтист. В партию хора входили песни, танцы под флейту, декламация. Основой танца был жест.
Учитель: (И.О. ученика), пожалуйста, вам слово.
Историк5:
Хор-это коллективный актёр, который советами, рассуждениями, действиями участвует в пьесе.
Маски в трагедии традиционны: есть маска старика седовласого, с опущенными уголками губ. Есть маска мужчины средних лет — смуглого с вьющимися волосами. Причём эта маска бывает как злой, так и доброй. Молодого человека представляет маска блондина. Пять типов отражают различные характеры и возрасты девушек и женщин. Образ старухи представлен двумя масками: доброй и злой. Все роли исполняли только актёры-мужчины. Неожиданности исключены: сюжет и развязка известны заранее, т.к. сюжетом трагедии являются знакомые зрителям мифы. И всё же зрители смеются и рыдают, то, взрываясь аплодисментами, то, разражаясь дикими криками, а могут и маслиной или сандалией запустить в неудачника.
Учитель: Ребята, мы убедились, что ещё в древности театр зародился как синтез различных видов искусства: с талантливыми актёрами, певцами, танцорами и постановкой действия по заранее созданному сценарию.
Сила влияния театра на людей настолько велика, что театральное искусство стремились поставить на свою службу и императоры, и короли и политики.
Мы переносимся с вами в Древний Рим.
Передаём слово (И.О. ученика).
Слайд № 20
Историк6:
Сегодня третий день праздника, который дает римлянам император Каракалла. Человек жестокий, малодушный и мстительный, он недавно убил Гету, своего брата и соправителя. Многие возмущены убийством Геты, и Каракалла хочет раздачей денег, открытием новых великолепных бань и, главное, гладиаторскими боями снискать симпатии народа.
Я приглашаю вас стать очевидцами этих событий.
Утром в один из июльских дней 212 года на одной из центральных улиц
города можно было видеть трех оживленно беседующих людей. Двое из них худощавы и горбоносы. Гортанный говор выдает иноземцев. Это купцы. Они приехали в Рим по торговым делам и хотят осмотреть его достопримечательности. С ними спокойный и невозмутимый грек-вольноотпущенник. Он сопровождает гостей, с которыми вчера заключил крупную сделку.
Толпы людей ручейками вытекают из узеньких переулков, образуют кипящие потоки на главных улицах, разливаются в бескрайнее море в садах на берегу Тибра, на площадях, в театрах и цирках. В этой многоголосой толпе можно увидеть и знатную даму, которую несут в золоченых носилках, и курьера, расталкивающего локтями любопытную публику. Тут же громко расхваливают свой товар разносчики с корзинами на головах. На шумных перекрестках стоят вооруженные рабы — это римская полиция, а около главного цирка, знаменитого Колизея, где сегодня император будет любоваться боем гладиаторов, как будто случайно то собираются, то расходятся кучки легионеров. Толпа азартна, она может легко взбунтоваться против своего могучего владыки. Поэтому надежные и преданные люди должны быть всегда под рукой.
Историк7:
Я продолжу этот рассказ.
Слайд № 21
Стараясь не теряться в давке и все поподробнее рассмотреть, чтобы рассказать дома, подходят сюда и приезжие купцы. Запрокинув головы, они рассматривают его многоэтажную аркаду, с бесчисленным количеством беломраморных фигур на темном фоне арок. Толпы людей устремляются туда, чтобы по многочисленным лестницам попасть на трибуны, похожие на трибуны современных стадионов. Много мест еще свободно, но к началу игр сюда, в эту огромную овальную чашу, соберется около шестидесяти тысяч человек.
Римляне называют свой гигантский цирк Колоссум (от слова «колосс», т.е. огромный). Даже их, привыкших к большим зданиям, он поражает своей грандиозностью. А ведь на родине наших купцов ничего подобного нет. Поэтому с таким вниманием слушают они о том, что глубоко в земле, под ареной Колизея, в несколько этажей расположены помещения зверинцев, тюрьмы для гладиаторов и устройства, позволяющие затоплять арену подземной водой. В Колизее происходят ведь не только бои гладиаторов, но и сражения военных кораблей.
Середина улицы и в древности была неподходящим местом для бесед… Предостерегающий окрик. Все расступаются перед вереницей повозок, груженных ярко-красным песком. Им, как ковром, покроют арену, и ручьи крови, которые потекут сегодня, станут незаметны на его фоне.
Слайд № 22, 23, 24, 25, 26
Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. Порой на арене разыгрывались целые представления. Так, за считанные минуты воздвигались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а
гладиаторы, одетые и вооруженные, как легионеры и карфагеняне, представляли штурм города. Или на арене вырастал целый лес из свежесрубленных деревьев, а гладиаторы изображали нападение германцев на тех же легионеров из засады. Фантазия режиссеров-постановщиков древнеримских шоу не знала границ.
Амфитеатр, который в средние века стали называть Колизеем, стоит и сейчас: это самый величественный и грандиозный памятник античного Рима.
Слайд № 27
Учитель: Да, это была кровавая страница в истории театральных зрелищ. Нам трудно понять психологию людей того времени. Но мы убедились, что за 25 веков своего существования театр прошёл путь от ритуального действия до современных спектаклей, оснащённых всевозможной аппаратурой и инженерными конструкциями.
Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и др..
Ребята, подумайте, где конкретно нашли своё применение в театре перечисленные виды искусства?
Как вы думаете: наше определение театра подходит другим синтетическим видам искусства – кино и телевидению?
Давайте разберёмся – что же делает театр самобытным, отдельным видом искусства?
С появлением кинематографа и телевидения у театра возникли очень сильные конкуренты. Их даже называли «могильщиками» театра. Но главная особенность театра – активное взаимодействие со зрителем – позволила театру возродиться в новых выразительных формах и по прежнему радовать зрителя и классическими постановками и ультрасовременными зрелищами.
Давайте обобщим сказанное и дадим окончательное определение театра. Но прежде обратимся к мудрым высказываниям о театре известных людей.
«Театр наказует тысячи пороков, оставляемых судом без наказания… Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность.» Ф. Шиллер
«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь» К.Станиславский
« Театр – не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло» В. Маяковский
Итак:
Театр — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и др. и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия в тесном взаимодействии со зрителем.
Виды театров: 1. драматический
2. музыкальный (оперный, балетный в т.ч.)
3. кукольный
4. пантомимы и др.
Слайды № 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39
Слайды № 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Слайд № 50
Ребята, вы узнали сегодня на уроке что-нибудь новое о театре?
Изменилось ли ваше отношение к театру?
Будете ли вы чаще посещать театр?
Ребята, вы видите, что театр – это интересная и очень разнообразная тема. Этим уроком мы только лишь начали разговор о театре. Поэтому предлагаю его продолжить на следующем уроке.
4. Постановка практического задания. Выполнение практического задания
Предложить ребятам на выбор следующие задания:
5. Заключение.
1. Обсуждение полученных работ.
— Колористическое решение.
— Композиционное решение.
2. Обобщение и закрепление полученных знаний.
Почему театр относится к синтетическим видам искусства?
Назовите самые знаменитые театры?
3. Выставление оценок за урок.
4. Рефлексия
Домашнее задание:
Выясните какие новые формы приобретает современный театр, чтобы найти зрителя? (краткое сообщение).
Что вы знаете о флэшмобе? Имеет ли он отношение к теме театра?
(краткое сообщение).
infourok.ru
Презентация к уроку ИЗО 8 класс «Сценография и театрально-декорационное искусство»
Сценография
и
театрально-декорационное
искусство
Учитель:
Кайгородова Наталья Евгеньевна
Цели урока:
1.Понять, какова роль изображения и доля использования живописно-графических выразительных средств, при создании художественного образа спектакля; 2. познакомить учащихся с видами сценического оформления; 3. совершенствовать навыки художественно-изобразительной деятельности; 4. определить роль художника театра в создании спектакля для усиления его эмоционально-образного строя; 5. развивать навыки пространственной композиции; 6. развивать информационную культуру, творческую фантазию, воспитание эмоционально – чувственного отношения к произведениям музыкального и изобразительного искусства.
Сценография – это вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера, все, с чем он имеет дело: декорации, костюмы, бутафория, грим, свет.
Прежде чем оформлять реальное пространство сцены, художник театра делает макет декорации, предельно точно изображая в компактном масштабе все детали будущего решения сцены.
Художник формирует «стиль спектакля», то есть задумывает строгое, либо пышное, торжественное, либо веселое оформление.
Декорации должны соответствовать времени и месту действия, жанру спектакля, характеру его героев.
Над созданием целостного образа спектакля участвуют разнообразные театральные службы:
Столярно-сварочный цех
Пошивочно-костюмерный цех
Бутафорский цех
Световой цех
Гримёрный цех
Монтировочный цех
Словарь
- Партер — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.
- Амфитеа́тр – постройка, представляющая собой ступенеобразно возвышающиеся ряды сидений.
- Выше зрительских мест в партере и амфитеатра возвышаются ложи бельэтажа, а дальше располагаются 4 яруса с балконами и ложами.
- Ложа — в традиционном театральном интерьере группа мест, отделённая от соседних боковыми перегородками или барьерами.
Как устроена сцена?
- Театральная сцена – основная часть театрального здания, замкнутая коробка (сценическая коробка), примыкающая к зрительному залу и соединенная с ним портальным отверстием.
- Театральный занавес — полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.
- Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены (греческий занавес).
- Оркестровая яма — специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой. Расположенная ниже уровня партера, оркестровая яма бывает отгорожена от него небольшим барьером.
- Авансцена – передняя часть сцены несколько выдвинутая в зрительный зал.
- Софит ы — это металлическая арматура для подвеса осветительных приборов над сценой, поднимаемая и опускаемая с помощью электропривода.
- Задник — живописное полотно на ткани, которое подвешивается в растянутом виде. Задник является фоном оформления спектакля и располагается сзади других декораций.
Что такое декорация?
Декорация – это устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия.
Существует два вида декораций: изобразительно-живописные и архитектурно-конструктивные.
Основой изобразительно-живописных декораций является живописный эскиз – двухмерное произведение живописи. Разбивка эскиза на планы, перенесение его отдельных частей на ряд плоскостей, расположенных на различной глубине сцены, производятся в качестве неизбежного средства для того, чтобы живые трехмерные актёры могли поместиться в сценическом пространстве.
Живописная декорация в наши дни сохранилась только в балетных спектаклях, где нужна обширная пустая сцена, свободная для танцев
Одна из главных заповедей театрального художника — это «работа для актера». Художественное решение спектакля должно помогать артистам строить пластику роли, находить наиболее выгодные в том или ином моменте действия участки сцены, декораций. Художник театра должен быть и портным, во всяком случае, знать, как делается раскрой платья или костюма. Плохо, неумело сделанные костюмы будут только мешать, сковывать актеров, а это не может не отразиться на их игре.
Красочная изобразительность спектакля, яркость театрального представления привлекала лучших живописцев к работе над созданием декораций.
— Как вы думаете, кто из выдающихся художников связал своё творчество с театром?
А. Головин. Кащеево царство. Эскиз декорации к опере И. Стравинского «Жар-птица»
- Что вы видите на этой декорации?
- Какие чувства она у вас вызывает?
- С помощью каких изобразительных средств художник этого добивается?
- — Какая музыка может звучать на этом фоне?
Н. Рерих. Декорация к балету И. Стравинского «Весна священная».
Бенуа. Эскиз декорации к балету И. Стравинского «Петрушка».
Мы видим, что действие балета происходит во время Масленицы, праздника, который всегда широко отмечался на Руси. Народные гуляния, ярмарки, пляски, балаганный дед, потешающий толпу – всё нашло отражение в декорации.
Н. Гончарова. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок»
Д. Стеллецкий. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Начало весны. Полночь. На Красную горку спускается Весна-красна. Некогда она стала женою сурового старого Мороза, и с тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним. Из лесу выходит Дед-Мороз. На заре он должен покинуть землю, но его беспокоит судьба Снегурочки: Ярило задумал погубить ее, заронив в ее сердце огонь любви.
Художник изображает какое-то таинство: вот-вот что-то должно произойти. Декорация показывает, что действие происходит в лесу. Земля и ветви деревьев ещё покрыты снегом, речка подёрнута льдом, но воздух уже напоён весенним дыханием весны.
Итак, что делает художник-декоратор, прежде чем начать работу?
— Изучает произведение, сценарий.
— Подбирает материал по теме.
Задание на урок
Выполнить эскиз декорации к прослушанному произведению
Задача создания сценического пространства — одна из самых ответственных и сложных в работе театрального художника. Вспомним, с чего начинается любой из спектаклей. Дан третий звонок, медленно гаснут люстры, занавес плавно раскрывается, и на сцене мы видим…
Желаю вам удачи и творческих успехов!
Интернет-ресурсы
http://k36.kn3.net/taringa/6/5/2/1/3/1/4/b2kcarolina/012.jpg?1231
http://img11.nnm.me/3/3/5/4/9/ad7eff7cc6b71fc45b78ba2a9bb.jpg
http://kira-scrap.ru/KATALOG/RAZNOE/1/0_8c982_d29b58b9_M.png
http://kira-scrap.ru/KATALOG/RAZNOE/1/0_8c985_9e8be42e_M.png
multiurok.ru
Реферат на тему «Правда и магия театра»
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья средняя общеобразовательная
школа-интернат № 6 города Ялуторовска
Правда и магия театра
Выполнила:
Веселова Галина Николаевна,
Ученица 8 А класса
Руководитель:
Сирачева И.З.
г. Ялуторовск, 2018
Содержание:
1. Введение ……………………………………………………………… 3
2. История возникновения русского театра …………………………… 4
Народное творчество………………………………………………….. 4
Скоморошество………………………………………………………… 4
Театры XVII века………………………………………………………..6
Театр XVIII — XIX веков……………………………………………… 7
Театр в XX веке………………………………………………………….8
3. Театральное искусство………………………………………………….8
4. Актер в театре………………………………………………………… 11
5. Заключение…………………………………………………………… 13
6. Список использованной литературы………………………………….14
Введение
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
В.Шекспир
Вся правда и магия театра, а именно российского, начинается с её истории, которая делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный, этап зародился в родовом обществе и закончился к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинался и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.
Театр – это, прежде всего, актеры. Именно на них приходит зритель, на них возложена миссия донести до зрительного зала мысли драматурга, именно в них вкладывают труд мастера многочисленных театральных профессий – начиная с режиссера, художника, композитора, балетмейстера и заканчивая гримерами, парикмахерами, костюмерами. Исторически так сложилось в России, что человек, работающий на сцене и носящий гордое звание актер – это не просто обладатель определенной профессии, это – просветитель, трибун, бунтарь, для зрителей фигура почти мистическая.
Русская театральная школа – явление уникальное. Недаром ее с таким рвением осваивают актеры других стран. И не могут до конца понять. Потому что школа эта – часть самой земли, на которой она появилась. Театр всегда занимал особое место в сердцах россиян. На протяжении многих веков он был предметом гордости, отдушиной, утешителем. Именно игра российских актеров всегда отличалась особой душевностью, проникновенностью и правдивостью.
История возникновения русского театра
Народное творчество
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы, они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.
В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновидности – на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности – диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряженьем, лицедейством.
Игрища прививали вкус к драматическому творчеству.
Театральное искусство народов нашей Родины берет свое начало в обрядах и играх, ритуальных действиях. При феодализме театральное искусство культивировалось, с одной стороны “народными массами”, а с другой – феодальной знатью, соответственно дифференцировались и скоморохи.
Скоморошество
Старейшим “театром” были игрища народных лицедеев – скоморохов. В обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей; в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощение в образ. Они появляются в народной драме, пронизанной острыми социальными мотивами. С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.
Скоморохи привлекались и к народным придворным представлениям, которые умножились под влиянием знакомства с Византией и ее придворным бытом. Когда же при Московском дворе устраивали Потешный чулан (1571 г.) и Потешную палату (1613 г.), скоморохи оказывались там в положении придворных шутов.
Театры XVII века
В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке – придворный и школьный театр.
Придворный театр
Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы “Артаксерксово действо” (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских “отроков”. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.
Школьный театр
Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии – сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.
Появление придворного школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.
Театр XVIII — XIX веков
По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было выстроено здание – “Комедиальная храмина”. Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I.
Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. Благотворное влияние на формирование профессионального театра народов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители – представители демократической интеллигенции.
Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.
К концу XVIII века, театр становится неотъемлемой частью русской жизни. Театр приобретает своего постоянного зрителя.
В начале XIX века в России возникает театральная критика, публикуются журналы, освещающие театральную жизнь. На их страницах печатаются статьи и рецензии на спектакли. Театр в культурной жизни России занимает все более значимое место. К 30-40 г.г. XIX века театр, наконец, становится чем-то исключительно важным. В театре появляются выдающиеся критики в русской истории – поколение Белинского и Герцена. По выражению Герцена, театр был для него «высшей инстанцией для решения жизненных вопросов». Театр входит в их существование как насущная потребность их духовного бытия. Через театр они подходят к разрешению сложных и мучительных проблем.
Кроме того, существенно изменилось и понимание сущности актерской профессии. Теперь актер, в первую очередь, — творец, имеющий собственный творческий замысел. Прежде всего, в актерском искусстве стало цениться умение в известной роли найти нечто новое, ранее никем не открытое. Ценной стала актерская интерпретация роли.
Театр в XX веке
Что касается уникального XX столетия, то в это время бурно развивалась мировая художественная культура, появились новые виды художественного творчества, активно развивались и традиционные — литература, музыка, народное искусство.
Среди ниx особое место принадлежит театральному искусству. В культурном просторе XX столетия многонациональный театр нашей Родины подтолкнул мировую театральную культуру к новым идеям и проектам, экспериментам и открытиям. Вот только один пример. В 20 — 30-е годы в Советском Союзе сложилась театральная модель, которая позволила реализовать свои творческие замыслы многим поколениям драматургов, режиссеров. Модель всем хорошо знакомую — театр государственный, стационарный, репертуарный, с постоянной труппой.
Именно в таких театрах имели реальную возможность разработать свои знаменитые системы и сделать открытия Станиславский и Мейерхольд, Макс Рейнхард и Бертольд Брехт, и другие реформаторы театрального общества. В такой модели реализовали свой огромный потенциал Юрий Любимов, Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Анатолий Васильев, Лев Додин, Роберт Стуруа и другие известные режиссеры.
XX столетие доказало универсальность и уникальность художественной гуманистической культуры и принесло для многих народов радости и разочарования, взлеты и падения.
Театральное искусство – это одно из самых сложных, самых действенных и самых старинных искусств. В качестве составляющих в театральное искусство входят и архитектура, живопись и скульптура (декорации), и музыка (она звучит не только в музыкальном, но и часто в драматическом спектакле), и хореография (опять-таки не только в балете, но и в драме), и литература (текст, на котором строится драматическое представление), и искусство актерской игры и т.д. Среди всего перечисленного искусство актерской игры — главное, определяющее для театра. Известный советский режиссер А. Таиров писал, «… в истории театра были длительные периоды, когда он существовал без пьес, когда он обходился без всяких декораций, но не было ни одного момента, когда бы театр был без актера».
Актер в театре и есть главный художник, который создает то, что носит название сценического образа. Точнее сказать, актер в театре одновременно и художник-творец, и материал творчества, и его результат — образ. Искусство актера позволяет нам воочию увидеть не только образ в конечном выражении, но и самый процесс его созидания, становления. Актер создает образ из самого себя, и при этом создает его в присутствии зрителя, на его глазах. В этом едва ли не главная специфика сценического, театрального образа — и здесь же источник особенного и неповторимого художественного наслаждения, которое он доставляет зрителю. Зритель в театре больше, чем где-нибудь в ином искусстве, непосредственно приобщается к чуду творения.
Искусство театра, в отличие от других искусств, живое искусство. Оно возникает лишь в час встречи со зрителем. Оно основано на непременном эмоциональном, духовном контакте сцены и зрительного зала. Нет этого контакта — значит, нет и живущего по своим эстетическим закономерностям спектакля.
Читая книгу, стоя перед живописным полотном, читатель, зритель не видят писателя, живописца. И только в театре человек глаза в глаза встречается с творящим художником, встречается с ним в момент творчества. Он угадывает возникновение и движение его сердца, вместе с ним живет всеми перипетиями происходивших на сцене событий.
Читатель в одиночестве, наедине с заветной книгой, может пережить волнующие, счастливые мгновения. А театр не оставляет своего зрителя в одиночестве. В театре все зиждется на активном эмоциональном взаимообщении тех, кто создает в этот вечер на сцене художественное произведение, и тех, для кого оно создается.
Зритель приходит на театральное представление не как сторонний наблюдатель. Он не может не выражать своего отношения к тому, что происходит на сцене. Взрыв одобрительных аплодисментов, веселый смех, напряженная, ничем не нарушаемая тишина вздох облегчения, безмолвное негодование — в богатейшем многообразии проявляется зрительское соучастие в процессе сценического действия. В театре возникает праздничная атмосфера, когда такое соучастие такое сопереживание достигают самого высокого накала…
Вот что значит магия искусства театра. Искусство, в котором слышится биение человеческого сердца, чутко улавливаются тончайшие движения души и ума, в котором заключен весь мир человеческих чувствований и мыслей, надежд, мечтаний, желаний.
Театр — искусство как бы вдвойне коллективное. Театральную постановку, сценическое действие зритель воспринимает не в одиночку, а коллективно, «чувствуя локоть соседа», что в немалой степени усиливает впечатление, художественную заразительность того, что происходит на сцене. Вместе с тем и само впечатление исходит не от одного человека-актера, а от коллектива актеров. И на сцене, и в зрительном зале, по обе стороны рампы, живут, чувствуют и действуют — не отдельные индивидуумы, а люди, общество людей, связанных между собою на время общим вниманием, целью, общим действием.
В значительной степени именно этим определяется огромная социально-воспитательная роль театра. Искусство, которое создается и воспринимается сообща, становится в подлинном смысле слова школой. «Театр, — писал прославленный испанский поэт Гарсиа Лорка, — это школа слез и смеха, свободная трибуна, с которой люди могут обличать устаревшую или ложную мораль и объяснять на живых примерах вечные законы человеческого сердца и человеческого чувства».
Человек обращается к театру как к отражению своей совести, души своей — он узнает в театре самого себя, свое время и жизнь свою. Театр открывает перед ним удивительные возможности духовно-нравственного самопознания
И пусть театр, по эстетической природе своей, искусство условное, как и другие искусства, на сцене возникает перед зрителем не сама реальная действительность, а только ее художественное отражение. Но в отражении том столько правды, что она воспринимается во всей своей безусловности, как самая доподлинная, истинная жизнь. Зритель признает высшую реальность существования сценических героев. Писал же великий Гёте: «Что может быть больше природой, чем люди Шекспира!»
В театре, в оживленном сообществе людей, собравшихся на сценическое представление, возможно все: смех и слезы, горе и радость, нескрываемое негодование и буйный восторг, печаль и счастье, ирония и недоверие, презрение и сочувствие, настороженная тишина и громогласное одобрение, — словом, все богатства эмоциональных проявлений и потрясений души человеческой.
Актер в театре
Театральное искусство — одновременно и правдиво и условно. Правдиво — несмотря на свою условность. Как, впрочем, и всякое искусство. Виды искусства отличаются друг от друга и степенью правдивости, и степенью условности, однако без самого сочетания правдивости и условности никакое искусство существовать не может.
В чем своеобразие деятельности театрального актера? Многое в игре актера в театре не только приближает его к жизненной правде, но и уводит от нее. Например, театр любит выражение чувств «громкое» и «говорливое». «Театр не гостиная,— писал великий актер-реалист Б.К. Коклен. — К полутора тысячам зрителям, собравшимся в зрительном зале, нельзя обращаться как к двум-трем товарищам, с которым сидишь у камина. Если не возвысить голос, никто не расслышит слов; если не произносить их членораздельно, не будешь понят».
Между тем в действительности человеческие эмоции могут быть глубоко запрятанными. Горе может выражаться в едва уловимом дрожании губ, движении мускулов лица и т. д. Актер прекрасно это знает, но в своей сценической жизни он должен считаться не только с психологической и бытовой правдой, а и с условиями рампы, с возможностями восприятия зрителей. Именно ради того, чтобы слова и чувства персонажа дошли до них, актер должен несколько преувеличивать степень и форму их выражения. Так требует специфика театрального искусства.
У театрального актера общение со зрителями создает важный творческий импульс. Во время спектакля между ними протягиваются невидимые крепкие нити, по которым удивительным образом передаются незримые волны симпатии и антипатии, сочувствия, понимания, восторга. Это внутренне управляет игрой актера, помогает ему творить. Известно, что каждое искусство имеет дело с определенным материалом: для живописца — это краски и холст, для скульптора — глина, мрамор, дерево. Для актера единственным инструментом и материалом для создания художественного образа является он сам — его походка, жесты, мимика, голос, наконец, его личность. Чтобы каждый вечер зрители волновались за судьбу героя, верили в него, актер много работает. Читает исторические книги, знакомится со временем, в которое жил его герой. Ведь актеру нужно знать все о человеке, которого он изображает: кто этот человек, чего хочет и что делает, чтобы добиться цели. Он постоянно наблюдает за людьми, подмечает особенности в их облике, движениях, поведении. Все это пригодится на сцене. Ведь он должен действовать от имени персонажей пьес или фильмов, жить их жизнью. Он должен говорить голосом своего героя, ходить его походкой. Сегодня актер играет нашего современника, живет его радостями и горестями, заботами и удачами. Завтра он средневековый рыцарь или сказочный король.
Как говорил замечательный режиссер К. С. Станиславский, актер должен «чутьем угадывать пульс жизни, вечно искать правду, борясь с неправдой». «Актер — общественный деятель», он ведет за собой зрителей, воспитывает их, помогает им осознать свои недостатки и встать на верный путь. Играя на сцене, актер импровизирует. Зная роль назубок, он каждый момент проживает ее будто впервые, словно не подозревая, что будет в следующий момент. Здесь необходима еще одна черта актерского таланта — непосредственность. Если в игре актера она отсутствует, мы видим на сцене лишь отрепетированные движения и слышим заученный текст. Именно это качество позволяет актеру в одной и той же роли быть немного «разным» и в каждом спектакле воссоздавать как бы впервые внутреннюю жизнь персонажа.
Поэтому и мы, даже зная пьесу наизусть, каждый раз благодаря талантливым актерам переживаем ее события как бы заново. Действуя в воображаемом мире, актер верит в него как в подлинный. Вера в воображаемые обстоятельства — важнейший элемент актерского искусства. Она сродни той искренней вере, которую проявляют дети в своих играх.
Одно из важнейших «действующих лиц» спектакля — зритель. Без него игра на сцене — это только репетиция. Контакт со зрителем актеру необходим не меньше, чем с партнерами. И потому нет двух одинаковых спектаклей. Актер творит на глазах у зрителя каждый раз заново. Меняется зритель, — значит, в чем-то меняется и спектакль. Несмотря на то, что работа актера называется игрой, это тяжелый труд, от которого не освобождает даже самый большой талант. И чем больше этот труд, тем менее он заметен на сцене и тем большее наслаждение мы получаем от игры артистов, от всего спектакля.
Заключение
Театр — школа жизни. Так говорили о нем из века в век. Говорили всюду: в России, во Франции, Италии, Англии, Германии, Испании…
Кафедрой добра называл театр Гоголь.
Герцен признавал в нем высшую инстанцию для решения жизненных вопросов.
Весь мир, всю вселенную со всем их разнообразием и великолепием видел в театре Белинский. Он видел в нем самовластного властелина чувств, способного потрясать все струны души, пробуждать сильное движение в умах и сердцах, освежать душу мощными впечатлениями. Он видел в театре какую-то непобедимую, фантастическую прелесть для общества.
По мнению Вольтера, ничто не стягивает теснее узы дружбы, чем театр.
Великий немецкий драматург Фридрих Шиллер утверждал, что «театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу» человека.
«Зеркалом человеческой жизни, примером нравов, образцом истины» называл театр бессмертный творец «Дон Кихота» Сервантес.
Список использованной литературы
1. Абалкин Н. Рассказы о театре.- М., 1981.
2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975
3. Кагарлицкий Ю. И. Театр на века.- М., 1987.
4. Лесский К. Л. 100 великих театров мира.- М., Вече, 2001.
5. Маймин Е.А. Эстетика — наука о прекрасном.- М., Просвещение, 1982.
6. Немирович-Данченко Вл. И. Рождение театра.- М., 1989.
7. Сорочкин Б.Ю. Театр между прошлым и будущим.- М., 1989.
8. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. — Собр. соч. в 8-ми т. М., 1954, т. 1, с. 393-394.
9. Таиров А. Я, Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970, с. 79.
10. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. Л.: Дет. лит., 1986.
11. Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика, 1989.
12. http://www.5.km.ru/
infourok.ru
План-конспект урока ИЗО для 9 класса (№2). Тема: «Театральное искусство и художник» Цель:
Задачи:
Оборудование и материалы: 1. Презентация по теме урока. 2. План — конспект урока. Тип урока. Урок — сообщение нового материала. Урок – эксперимент. Урок — соревнование между командами (вопрос-ответ). 1.Орг. момент. Приветствие. Готовность к уроку. 2. Сообщение темы урока. Беседа по теме. 3.Основная часть. (1 сл.) Тема нашего урока – «Театральное искусство и художник». (2 сл.) История театрального искусства началась ещё в глубокой древности. Пусть в те времена царило рабство, и не было образования, но люди знали, что такое театр. Этот вид искусства зародился в Древней Греции около двух с половиной тысяч лет назад. Само слово «театр» греческое, означает «место зрелищ». Как же возникло это искусство? Вырастая из глубин долгой человеческой истории, своими корнями он уходит в загадки древнейших народных массовых обрядов, игрищ и празднеств. Возникшие на этой основе традиционные первичные действа комического и трагедийного характера (типа сатурналий, мистерий) содержали элементы драматического (в мифологическом оформлении) сюжета, включали танцы, диалог, хоровые песни, ряженье, маски. Представления тогда являлись всенародным большим празднеством. На огромных, гигантских амфитеатрах, находящихся под открытым небом, собирались целые десятки тысяч заворожённых зрителей. Помимо имеющихся профессиональных актёров могло разыгрываться представление и самими гражданами — непосредственно участниками хора. Танец и музыка оставались необходимыми, главными элементами действия. Греки верили во многих богов, но более всего почитали Диониса, бога плодородия и вина. В честь Диониса весной устраивали празднества, во время них разыгрывалась сцена – это были первые театральные представления. Позднее появились и специальные произведения для театра – пьесы. И постепенно происходило отделение действия и обрядово-культовых основ, выделение из толпы хора героев, превращение массового значимого празднества в организуемое зрелище. Все это создало предпосылки для появления столь любимой всеми литературной драмы. Принуждённое расчленение на зрителей и актёров выявило общественные важные функции этого вида искусства.- (3 сл.) Спектакль в древнегреческом театре начинался очень рано – около 7 часов утра. В то время не было хорошего искусственного освещения, вот и приходилось актёрам работать только при дневном свете, Греки очень любили театральные представления. С конца шестого века каждый уважающий себя город имел специально построенный театр, где собиралось множество зрителей. Например, афинский театр вмещал 17 тысяч зрителей (гораздо больше, чем любой современный, хотя жителей в древних городах было значительно меньше). Располагается он на склоне холма. За вход в театр нужно было платить. Роль билетов играли небольшие пластины из свинца или обожжённой глины. Места для зрителей – каменные скамьи, рядами расположенные на склоне лестницами, разделялись на «клинья» (похожие на трибуны современного стадиона). В билете указывался буквами только «клин», а место в нем можно было занять любое, кроме первого ряда, где были бесплатные мест для почётных зрителей. (4 сл.) Что же такое театр в Древнем Риме? Здесь развилась более активно постановочная сторона большинства спектаклей, изменился даже тип сцены, возросла профессиональная театральная техника, возникли разнообразные виды представлений (музыкально-танцевальные зрелища на мифологические сюжеты — пантомимы, которые, достигнув в эпоху Империи своего расцвета, оставались вплоть до 5 в. наиболее популярным театральным жанром). (5 сл.) Европейский театр Средневековья практически прекратил существование. Уильям Шекспир и ещё несколько драматургов в XV в. возродили его. Тогда все без исключения роли в спектаклях исполняли мальчики и мужчины. Актрисы впервые появились в популярных труппах итальянских бродячих актёров, которые разыгрывали комедии «цель арте» (небольшие комические пьесы с обязательным участием персонажей-масок). — А как же на Руси появился театр? (6 сл.) В середине XVII века, русские послы, возвращаясь из-за границы, рассказывали о «театральных действах». На Руси театра ещё не было, только бродячие скоморохи и кукольники бродили по городам и давали свои представления. (7 сл.) Царь Алексей Михайлович (отец Петра Великого) решил устроить театр в Москве. Первый спектакль состоялся 17 октября 1672 года. В нем участвовало более 60 актёров. Актёры были иностранцы, и первые спектакли шли на немецком языке. Придворный театр просуществовал недолго: в 1676 г., после смерти царя, он распался. А первый публичный (доступный) театр появился в Москве при Петре в 1702 году. Театры бывают драматические и музыкальные. (8 сл.) В драматических театрах ставятся пьесы. (9 сл.)В музыкальных — оперы и балеты. Вопрос: — Кто же принимает участие в создании спектакля? Ответы учеников: (10 сл.) Искусство театра носит коллективный характер. С древнейших времён в создании спектакля принимали участие драматурги, пишущие для театра сценарии или драмы. В новое время, с XIX века, в театре появляется ещё одна значительная фигура — режиссёр, то есть человек, организующий спектакль как некое целое. А театр ХХ века уже однозначно называют режиссёрским. (11 сл.) Так же в создании спектакля принимают участие художники-декораторы, костюмеры, гримёры, ну и естественно – актёры. Есть в театре люди, которые, казалось бы, непосредственного отношения к сценическому действию не имеют, но не зря великий театральный деятель К.С. Станиславский сказал: «Театр начинается с вешалки» (билетёры, гардеробщики, капельдинеры). Конечно же, не последнее место занимают в театре и художники. Они создают декорации к театральным постановкам, украшают и декорируют сцену, кулисы, зал. Создают афиши и плакаты. Не одно представление не обходится без талантливых рук гримёров, которые мастерски умеют при помощи различной бутафории, париков, грима, специальных накладок превратить обычного актёра в загадочное существо, монстра, сказочное существо или же литературного героя, исторического жанра. О театре можно говорить бесконечно, но мне хотелось, чтоб вы сами приняли в этом участие. Давайте разделимся по рядам на три команды. Я дам вам вопросы. Вы их обсуждаете и отвечаете. Затем представитель каждой команды озвучит ваши ответы. 4. Практическая работа/ закрепление. Вопросы первой команде:
Вопросы второй команде:
Вопросы третьей команде:
Обсуждение ответов учеников: 5. Домашнее задание. (12 сл.) – Придумать и изобразить грим для клоуна. 6. Итог урока. |
publekc.ru