cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Таблица по истории культура 19 века 8 класс – Материал по истории (8 класс) на тему: Образование, культура и искусство в XIX веке

Материал по истории (8 класс) на тему: Образование, культура и искусство в XIX веке

Сводные таблицы

«Образование, наука, культура и искусство в XIX веке»

для 8 класса

Область культуры

Деятели

Открытия

Образование

1803 – реформа образования

Министерство народного просвещения 

Губернский город

(для дворян, чиновников)

гимназия

7 классов

Классическое образование

Уездный город (для купцов, ремесленников, мещан)

училище

3 класса

Рус.яз., арифметика,история, география

Для крестьян (в том числе крепостных)

Только приходское училище (при церкви) !!!

1 класс

Закон Божий, арифметика, грамота

Министр просвещения – граф Уваров (консерватор)

Александр I

открыт Лазаревым, содержали на свои средства около 100 лет.

Издатель Смирдин

1811 – Царскосельский (Александровский)  лицей для высшего сословия. Здесь учился Пушкин!

1815 — Институт восточных языков. Готовили дипломатов в восточные страны.

За 20 лет открыто 5 университетов

Издал 70 собраний сочинений русских писателей

В городах открываются библиотеки

Наука

1839 — завершение строительства Пулковской обсерватории.

Остроградский

Н. И. Лобачевский

В. В. Петров

Ленц

Б. С. Якоби

Кирхгоф

Н. Н. Зинин

Аносов

Н. М. Карамзин

Н. И. Пирогов

Двигубский, Дядьковский

«Плутонисты» и «нептунисты»

Кокшаров

Астрономия

Братья Черепановы

Математическая физика

математика — открытие неевклидовой геометрии.

Создал гальваническую батарею (будущая электролампочка)

Закон Ленца о направлении движущей силы индукции (использован позже в создании электродвигателя)

физика — метод гальванопластики- нанесение тонкого слоя металла на нужную поверхность с помощью электричества .

химия – изобрел способ получения глюкозы

органическая химия — органический краситель для текстильной промышленности

Исследование стали — открыл тайну древнего булата, создал стальные клинки, которые рассекали тонкую ткань, подброшенную в воздух.

 «История государства Российского».

Основоположник военно-полевой хирургии.  Работал в осажденном Севастополе. Применял прямо на  поле боя наркоз, использовал гипсовую повязку

Биология

1812 – основан Крымский ботанический сад, где собраны уникальная  коллекция растений

Считали, что все геологические процессы с Землей происходят из-за наличия огня в центре планеты, а вторые – под воздействием воды

Составил первую геологическую карту России

1839 – открытие Пулковской обсерватории с мощными телескопами

Построили первую паровую железную дорогу

Путешествия

И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский

Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев

Баранов

В. М. Головнин

Ф. П. Литке

Г. И. Невельской

1803 — Первая кругосветная (3 года!!!) экспедиция из Кронштадта до Камчатки и Аляски. Корабли «Надежда» и «Нева».

1819-1821 — открытие Антарктиды. Корабли «Восток» и «Мирный». Лазарев прославился как боевой адмирал, воспитал русских флотоводцев Корнилова, Нахимова, Истомина.

Правитель российских колоний в Северной Америке

Исследовал Курильские острова.

1845 — Основал Русское географическое общество.

Дальний Восток. Открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин — остров.  

Литература

Направления в искусстве:

1.Классицизм-  обращение к образцам античного мира

2.Сентиментализм – не разум, а чувства и переживания людей

3.Романтизм- противопоставление идеального мира реальной жизни

4.переход к реализму – изображение окружающей действительности

Сочетание литературы и истории

Поэзия А. С. Пушкина — золотой век русского искусства.

Карамзин

Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Одоевский

Поздний Пушкин

Поздний Лермонтов

Гоголь

Островский

Тургенев

Карамзин

«Бедная Лиза»

«Борис Годунов», «Капитанская дочка»

«Герой нашего времени»

«Мертвые души», «Шинель», «Ревизор»

«Свои люди – сочтемся» (купечество)

«Записки охотника» (крепостные и природа)

«История государства Российского»

Журналистика

Ф. Булгарин

Н. М. Карамзин

А. Бестужев и К. Рылеев

Некрасов

А. Краевский

Газета «Северная пчела»

Журнал  «Вестник Европы»

«Полярная звезда» (литературный альманах, после событий 1825 года закрыт)

Журнал  «Современник»,

Журнал  «Отечественные записки», критический отдел  — В. Г. Белинский

Музыка

Вхождение русской музыки в систему европейских светских жанров и форм музыкального творчества.

Рождение русского классического романса.

М. И. Глинка

А. Алябьев

А. Е. Варламов

А. С. Даргомыжский

основоположник русской музыкальной классики.

Оперы М. И. Глинки:

1. «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Посвящена событиям 1612 года, Иван Сусанин — костромской крестьянин из села Домнино. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Сейчас этот день отмечается как национальный праздник России 4 ноября.

Рылеев написал поэму на этот же сюжет «Иван Сусанин».  

2. «Руслан и Людмила» на сюжет А. С. Пушкина

3. Романсы на стихи А. С. Пушкина: «Я помню чудное мгновенье».

Романс «Соловей»

Романс «Белеет парус одинокий»

опера «Русалка» на сюжет А. Пушкина.  

Театр

1824 – единый Петровский театр в Москве разделен на Большой (для опер и балета) и Малый (драматический)

Премьера «Ревизора» Гоголя — событие в театральной жизни.

Актеры: М. С. Щепкин (из крепостных)

П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин

Архитектура 

Господство классицизма в архитектуре, который называют «русский ампир» от франц. слова «империя»(Римская)

Здания можно отличить по цвету: стены — желтые, колонны – белые, монументальные формы, богатство украшений

Создание архитектурных ассамблей

Постройки русского классицизма в Петербурге:

А. Д. Захаров

А. Н. Воронихин

Карл Росси

Восстановление Москвы после пожара 1812 года  — руководитель работ архитектор О. Бове

Константин Тон

здание Адмиралтейства

Казанский собор в честь победы в войне 1812 года. Казанская Богоматерь — покровительница России. Прообраз собора — собор святого Петра в Риме. Перед входом стоят памятники Кутузову и Барклаю де Толли (скульптор Орловский). Здесь же похоронен Кутузов.

Русский музей, здания Сената и Синода

Красная площадь, Большой театр, Триумфальные ворота

Оружейная палата, Ленинградский вокзал, храм Христа Спасителя заложен в 1839 году, закончен в 1883. Уничтожен в 1931 году, восстановлен в 2000 году.

В Петербурге- Дворцовая площадь, Адмиралтейская, Сенатская (ряд зданий, объединенных в одно целое)

Живопись

Пути развития от классицизма через романтизм к критическому реализму

1832 – открытие Училища живописи, ваяния и зодчества

К. П. Брюллов

О. А. Кипренский

Классицизм «Последний день Помпеи», «Всадница».  «Блистательный Карл»  называли его современники.

Черты романтизма в портрете. Обращение к миру чувств и переживаний. Портрет А. С. Пушкина — торжественный, в ореоле славы.

В. А. Тропинин

Романтизм. Задушевная теплота его образов. Создание «халатного» жанра в портрете — портрет А. С. Пушкина. Создание жанрового портрета — «Кружевница», «Пряха», «Золотошвейка», «Гитарист» и др.

С. Щедрин

родоначальник пейзажной живописи. Виды Италии и Петербурга в его творчестве.

А. Г. Венецианов

основатель бытового жанра. Обращение к образам крестьян. «Гумно», «Спящий пастушок». Поэтизация крестьянского труда, создание обобщенных образов «На пашне. Весна», «На жатве. Лето».

П. А. Федотов

становление критического реализма в живописи. Изображение быта в его картинах. Близость к идеям Н. Гоголя — «смех сквозь слезы». Сатирические мотивы в его творчестве — «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер».

А. Иванов

«Явление Христа народу», писал 20 лет

Вторая половина XIX века

Область культуры

Деятели

Открытия

Образование

Основой среднего образования стала классическая гимназия. Только выпускники мужских гимназий имели право поступать в Университет.

Реальные училища  для средних слоев населения.

Уровень грамотности – одни из самых низких в Европе!

1888 — открытие Томского Университета, начало высшего образования в Сибири.

1862 — Открытие Петербургской и

1866 — Московской консерваторий

1878 — Высшие женские курсы, т. н. Бестужевские (по имени первого директора)

Открывались специальные вузы – Горный, Путей сообщения, Электротехнический.

Наука

П. Л. Чебышев

А. Г. Столетов

П. Н. Яблочков

А. С. Попов

А. Ф. Можайский

Блинов

А. М. Бутлеров

Д. И. Менделеев

В. В. Докучаев

И. М. Сеченов

Павлов

И. И. Мечников –

С. М. Соловьев

В. О. Ключевский

математика, начало петербургской математической школы.

Физика. Элеткромагнитная теория света.

дуговая электрическая лампа — «свеча Яблочкова».

 радиотелеграф (золотая медаль на Всемирной выставке в Париже)

создатель летательного аппарата тяжелее воздуха (первый самолет)

самоучка, изобрел гусеничный трактор

теория химического строения

таблица периодических элементов, водка  

почвоведение – наука о почвах

физиология, проблемы психики, изучение мозга.

безусловные и условные рефлексы)  

микробиология, бактериология (прививки против бешенства) Уехал во Францию по приглашению Луи Пастера

«История России с древнейших времен»(29 томов). Провел «Публичные чтения о Петре Великом» к 20-летию Петра

историк

1833 – Открытие Исторического музея

Путешественники

К концу XIX века завершается эпоха географических открытий, только Арктика и Антарктика еще хранят тайны. Будут исследованы в начале ХХ века.

П. П. Семенов-Тян-Шанский

П. А. Кропоткин

Н. М. Пржевальский

Н. Н. Миклухо-Маклай

Возглавил Географическое общество. Экспедиции в Азию.

Маньчжурия, Саяны. Стал революционером.

Уссурийский край, Монголия, Тибет, Китай, пустыня Гоби (даны описания некоторых животных – лошадь Пржевальского и растений)

Канары, Северная Африка, Новая Гвинея, острова Тихого океана (завоевал любовь папуасов, жил 2,6 года там)

Печать

 Салтыков-Щедрин  

 Некрасов и С-Щедрин.

Сытин

Издательские фирмы Брокгауза и Ефрона —

1863 возглавил «Современник»

1868 — «Отечественные записки» взяли в аренду

известный книгоиздатель

1890-1907 — выходит «Энциклопедический словарь», 82 тома.

Литература

Литература — рупор идей. Правдивость и высокая духовность.

И. С. Тургенев

И. А. Гончаров

Драматургия А. Н. Островского.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Ф. М. Достоевский как выразитель глубинных основ русского культурного менталитета.

Л. Н. Толстой как критик русского общественно-исторического опыта.

певец «дворянских гнезд». Появление «новых людей» в его произведениях. Проблематика  «Отцов и детей

 роман «Обломов».

Постановка нравственных проблем, критика самодурства, власти денег, уродующих людей. «Гроза»

реализм в сочетании с гротеском. Обличение государственно-бюрократического устройства России

«Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы»

Образ «маленького человека» в его творчестве. Анализ психологических состояний героев в неординарных ситуациях, в моменты наивысшего напряжения духовных сил.

Романы писателя на оперной сцене — «Война и мир» С. Прокофьева и фильм С. Бондарчука.

Музыка

Идея национального самовыражения — главная доминанта в развитии русской музыки.

«Новая русская музыкальная школа» — «Могучая кучка» или Балакиревский кружок.

В. В. Стасов

Участники кружка — М. А.Балакирев (руководитель), А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи, Н. А. Римский-Корсаков.

Римский-Корсаков

Римский-Корсаков и Васнецов

П. И. Чайковский

Чайковский в наши дни

Идейный вдохновитель «Могучей кучки», выдающийся критик.  

Произведения композиторов:

— опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония».

Оперы как воплощение исторического прошлого русского народа и ярких человеческих характеров. Выбор переломных эпох в развитии России для опер — «Борис Годунов» (сюжет Пушкина, конфликт власти и народа), «Хованщина» (раскол) (символика вступления к опере «Рассвет на Москва-реке). Фортепианный цикл «Картинки с выставки»  

— интерес к русской истории.  

композитор-сказочник. 15 опер. Национальные истоки его творчества. «Снегурочка»,опера-былина «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок».

— интерес к русским сказкам.

 — композитор-гуманист, не входил в «Могучую кучку».  6 Симфоний. Лучшие романсы на стихи Пушкина. Опера «Евгений Онегин», Опера-трагедия «Пиковая дама». Балеты «Лебединое озеро»  «Щелкунчик» (по Гофману) Первый концерт для фортепиано с оркестром.

— Международный конкурс им. П. И. Чайковского в Москве. Его оперы на сценах театров.

Театр

60-70-е гг — время А. Н. Островского

80-90-е гг — пьесы Достоевского и Чехова

Признанные театральные центры —  Казань, Саратов, Астрахань, Воронеж.

Малый театр

1898 — рождение МХАТа.

«Гроза», «Бесприданница», «Без вины виноватые».

«Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка»

П. М. Садовский, П. А. Стрепетова (портрет у Репина).

М. Н. Ермолова — актриса

Возглавили К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.

Династии актеров – Садовских, Самойловых, Васильевых

Архитектура и скульптура

Новые задачи — строительство вокзалов, заводов, доходных домов, магазинов, банков. Появились новые материалы — железобетон, стекло.

 Померанцев

Шервуд

К. Тон

1862 — М. О. Микешин –

1880 — А. М. Опекушин –

Антокольский

 Построены Верхние торговые ряды в Москве, в сов. время — ГУМ

здания с использованием национальных форм и элементов, т. н. «псевдорусский стиль» — Исторический музей в Москве.  

Завершение храма Христа Спасителя в Москве  (русско-византийский стиль).

памятник «Тысячелетия России» в Новгороде в честь призвания Рюрика новгородцами. 129 фигур великих деятелей России.  

памятник Пушкину в Москве на Тверском бульваре. На открытии выступил Достоевский.  

«Иван Грозный», «Нестор-летописец» — исторические образы.

Живопись

Задача — правдивое изображение социальных проблем, отказ от эстетических функций. Проблемы — критика действительности, идеализация крестьянства, поиски смысла жизни и идеалов. Развитие жанровой живописи.  

Перов — сострадание «униженным и оскорбленным» — «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», «Тройка». Критика духовенства — «Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах».

«Товарищество передвижных художественных выставок «, (ТПХВ).

  • бунт «четырнадцати» — выпускники Академии Художеств отказались писать дипломную работу на мифологический сюжет.
  • 1870 — организация ТПХВ, руководитель — И. Крамской.
  • 1871 — Первая выставка, где были представлены — Саврасов «Грачи прилетели», Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».

Крамской — «Христос в пустыне», Портреты Некрасова, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Третьякова.

Ге — «Тайная вечеря», «Что есть истина? (Христос перед Пилатом)». Современное звучание евангельских сюжетов Ге. Дружба и влияние идей Толстого. Религиозно-нравственные искания художника.

Появление нового героя — пролетариата — в картинах Н. Ярошенко — «Кочегар», «Заключенный», «Всюду жизнь». Образы учащейся молодежи в картинах «Студент» и «Курсистка».

Верещагин — «Апофеоз войны» как предостережение потомкам. Символика образа.

Русский пейзаж. Лирический пейзаж в творчестве Саврасова. Романтический пейзаж у Васильева. Эпическая мощь лесов И. Шишкина. Куинджи — мастер света, оптические иллюзии. Патриархальный быт в «Московском дворике» Поленова. Левитан — основоположник пейзажа-настроения, ученик Саврасова. Исторический пейзаж «Владимирка». Философский пейзаж «Над вечным покоем». Последняя работа «Озеро. Русь».

Музыкальность русского пейзажа, взаимодействие живописи и музыки. Чайковский — фортепианный цикл «Времена года». «Вечерний звон» Левитана, «Весна — большая вода» и Тютчев, романсы Рахманинова.

И. Е. Репин

  • широта творческих интересов художника. Роль портрета в его творчестве. Серия портретов знаменитых людей России — Мусоргский, Глинка, Толстой, Третьяков. Групповой портрет «Торжественное заседание Государственного Совета» — грандиозный замысел и воплощение. Многие видные деятели: Победоносцев, Витте, Семенов-Тян-Шанский, Николай II.
  • Социальные мотивы в его творчестве — Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» — «Вся Россия двинулась….»
  • Революционеры в его творчестве — «Не ждали», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди».
  • Исторические полотна — «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1561 года» — самая кровавая картина в русской живописи». «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» как апофеоз смеха.

В. И. Суриков — исторический живописец. Родился в Красноярске.

Изображение переломных моментов русской истории

Трилогия «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове».

Страницы русской истории в его творчестве — «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Стенька Разин».

В. М. Васнецов — художник-сказочник.

«После побоища Игоря Святославича с половцами», «Аленушка», «Богатыри».

Проект здания Третьяковской галереи.

Васнецов-архитектор — церковь в Абрамцево.

Буденновка — эскиз новой формы для Красной Армии.

П. М. Третьяков — купец-меценат, коллекционер. Отдал в дар городу Москве. Третьяковская галерея.

1898 — Русский музей в Петербурге. Михайловский дворец (автор К. Росси).

Открытие двух музеев, посвященных русскому искусству подвело итоги  развития русской культуры второй половины XIX века.

nsportal.ru

Художественная культура. Продолжение. Видеоурок. История России 8 Класс

Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне всё возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, архитектуру и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г. Именно о последних четырёх аспектах более подробно говорится в данном уроке.

В данном уроке затрагивается развитие российского театра, музыки и живописи в первой половине XIX в., говорится об их особенностях.

В развитии русского театра (Рис. 1) смена художественных направлений происходила так же быстро, как и в литературе. В конце XVIII – начале XIX вв. на отечественных сценах господствовал классицизм с присущими ему парадностью и мифологическими сюжетами.

Рис. 1. Российский театр в первой половине XIX в. (Источник)

В 1820-1830-е гг. ему на смену пришла романтическая школа с типичным для неё акцентом актёров на внутренних переживаниях героев. Тематика постановок стала героико-трагической. Особым успехом в это время пользовался П.С. Мочалов (Рис. 2), известный своими ролями Гамлета в одноимённой драме У. Шекспира и Фердинанда в драме И. Шиллера «Коварство и любовь».

Рис. 2. П.С. Мочалов (Источник)

В 1840-е гг. в театр проникло и реалистическое направление. В стране ставились в это время произведения отечественных авторов: А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского и др. Особенной популярностью в первой половине XIX в. пользовался М.С. Щепкин (Рис. 3), работавший в Малом театре в Москве.

Рис. 3. М.С. Щепкин (Источник)

Важным событием в театральной жизни России стало открытие Александрийского театра в Санкт-Петербурге. Здесь собиралась элита российского общества. На сцене этого знаменитого театра блистал А.Е. Мартынов, которому удавалось с удивительным мастерством передавать сложные переживания и характерный быт маленького человека своего времени.

В музыкальных произведениях российских композиторов первой половины XIX в. заметно усилилось влияние национальной тематики. Народные мотивы отчётливо звучали в произведениях таких музыкантов, как А.Е. Варламов, А.А. Алябьев (Рис. 4), А.Л. Гурилёв, А.С. Даргомыжский (Рис. 5) и др.

Рис. 4. А.А. Алябьев (Источник)

Рис. 5. А.С. Даргомыжский (Источник)

Центральное место в музыкальном творчестве этого периода занимал М.И. Глинка (Рис. 6). Он является основателем российской музыкальной школы. Произведения Глинки сыграли огромную роль в жизни российского общества первой половины XIX в. Примером его произведений может послужить опера «Жизнь за царя», в котором Михаил Иванович не только продемонстрировал образ крестьянина-героя, но и одновременно с этим рассказал о стойкости и мужественности всего русского народа.

Рис. 6. М.И. Глинка (Источник)

В живописи России первой половины XIX в. переход от классических ценностей к чему-то новому был особенно тяжёлым. Однако и в этой области искусства библейские и мифологические сюжеты постепенно уходили в прошлое. Всё больше внимание художников сосредотачивалось на человеке: его переживаниях и внутреннем мире.

В указанное время пользовался огромным спросом и процветал жанр портрета. Ему отдали должное крупнейшие художники данного периода. Среди ни

interneturok.ru

План-конспект урока по истории (8 класс) на тему: Материалы урока Культура России первой половины 19века.

8 класс — история.

Учитель: Паластрова Татьяна Геннадьевна.

Тема: Культура России первой половины 19 века.

Литература, театр и музыка в первой половине 19 века.

Цель: 

Дать представление о причинах подъёма русской культуры первой половины Х1Х века;

Задачи: познакомить с понятиями и терминами: классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм;

рассмотреть направления культуры, познакомиться с выдающимися творениями этого периода в области литературы, театра и музыки, воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к деятелям культуры.

Тип урока – комбинированный

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, рабочий лист, тесты

Ход урока.

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой момент.

Приветствие, проверка отсутствующих, эмоциональный настрой.

Первая половина Х1Х века получила название «золотой век русской культуры». Что побудило человечество дать такую характеристику этого периода её развития? Можно ли с ней согласиться?  Об этом и пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Тема нашего урока: «Литература, театр и музыка в первой половине Х1Х века». (Презентация)

План урока.

1.Литература и журналистика.

2.Музыка.

3.Театр.

3.Введение в новый материал.

Историки полагают, что на формирование культуры этого периода существенно влияли:

  • Дальнейшее разложение  феодально-крепостнической системы и вызревание капиталистического уклада;
  • Активизация общественного движения;
  • Отечественная война 1812 года и восстание декабристов, которые способствовали формированию передовых взглядов русского общества;
  • Рост национального самосознания.

Характерной чертой русской культуры является её демократизация.

4.Работа по теме урока.

1) Литература и журналистика

Первая половина Х1Х в. Для русской литературы и искусства – это прежде всего, быстрая смена художественных ценностей, методов, течений. Открытость культуры и способность к изменению была удивительна. Словесность впитывала всё новое, что рождалось в России, приходило из Европы.

Давайте разделимся на  три  творческие группы. Представьте себе, что вы создали три литературных салона в соответствии с теми  художественными стилями, которые были распространены в России в первой половине Х1Х века.

Задание для первой группы: работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев сентиментализма: Выстроить презентацию своей работы по плану.

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать  основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент  одного из произведений данного направления

Задание для второй группы: работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев романтизма: Выстроить презентацию своей работы по плану.

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать  основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент  одного из произведений данного направления.

Задание для третьей группы: работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев реализма: Выстроить презентацию своей работы по плану.

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать  основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент  одного из произведений данного направления.

Проверка выполнения задания.

Презентация рабочих групп.

Первая половина Х1Х века явилась также временем становления русской журналистики.

— Слушая мой рассказ, выделите характерные черты журналистики первой половины Х1Х в.

Официальная Россия  ориентировалась  на правительственную  газету «Санкт-Петербургские ведомости», имевшую характер информационного бюллетеня.

Гораздо разнообразнее и живее были материалы «Северной  пчелы», издаваемой Ф.В.Булгариным и с помощь А.А.Аракчеева,  а позже существовала на пособия, выдаваемые 111Отделением.  Она являлась единственным частным изданием,  которому разрешалось давать политическую информацию.  «Северную пчелу» отличали простота изложения, занимательность и отчетливая  «желтизна» (склонность к сенсациям и скандалам) т.е.то, что не могла позволить себе литературная «аристократия».

Ф.В.Булгарин впервые ввел  в практику газетный фельетон и отдел рекламы. Чиновники России зачитывались этой газетой и верили ей безоговорочно.

Первым серьёзным журналом в России был «Вестник Европы», издаваемый с 1802г. Н.М.Карамзиным. Он привлекал читателей широким освещением  актуальных вопросов жизни не только России , но и зарубежных стран, публиковал переведённые на русский язык статьи и рассказы лучших иностранных журналов, произведения русских писателей и поэтов.

Основоположником  «развлекательной»  журналистики стал О.И.Сенковский, взявший позже псевдоним Барон Бранбеус и начавший издавать журнал «Библиотека для чтения».

Иной характер имел журнал «Сын Отечества», который с 1812 года  издавал Н.И.Греч. Поначалу к нему тяготели представители  русской интеллигенции. После восстания декабристов Н.И.Греч стал яростным противником всякого инакомыслия  и оппозиционности.

Новый этап в развитии русской журналистики  начался с деятельности «Современника» и «Отечественных записок». Тон и  направление  «Современнику» задал блестящий критик  В.Г.Белинский.  Журнал стал необычайно популярный особенно среди студентов и столичной интеллигенции. Известный литератор  В.В.Стасов вспоминал «Мы брали книжку чуть не с боя,  перекупали один у другого право читать её раньше всех…»

(Проверка выполнения задания)

Этот период вошел в истории  как «золотой век» русской литературы, которая стала одним из наиболее  ярких явлений мировой  культуры.

2) Музыка

В первой половине Х1Х века  в музыкальном творчестве также произошли изменения. Музыка  впервые широко  обратилась  к народной мелодии и национальной тематике. Основоположником русской национальной музыки называют  творчество М.И. Глинки, который говорил – «Создает музыку народ, а мы художники, только ее аранжируем».

  В начале 19 века ярче всего расцветает жанр песни-романса, доступный  широким слоям слушателей и любимый ими. Именно романс ввёл в классическую музыку  специфическую интонацию и мелодику. Песни и романсы А.Е.Варламова, А.Л.Гурилёва, А.А.Алябьева  мелодичностью и безыскусной простотой  приобщили к музыкальной культуре  многих.

Начало новой  эры в развитии  русской музыки связано с  именем Михаила Ивановича Глинки.

Сообщение ученика о творчестве М.И.Глинки)

— Что нового он внёс в русскую культуру?  

Работу М.И.Глинки  продолжили его приемники, первым  среди которых надо назвать Александра Сергеевича Доргомыжского. (Сообщение ученика ) .

— Что нового он привнёс в русскую музыку?

Творчество  композиторов и исполнителей первой половины Х1Х в. подготовило почву для возникновения в  конце 50-х гг.. Русского музыкального общества, а затем «Могучей кучки», для нового  этапа в русской национальной музыкальной культуры.

3)Театр

Настоящий переворот произошел в эти годы и в русском театре. Он связан  с деятельностью пледы замечательных  актеров Большого Драматического и Малого театров в Москве,  и Александринского театра в Санкт-Петербурге.

( Сообщения учащихся о театрах)

Плеяду великих мастеров сцены возглавил Михаил Семёнович Щепкин (сообщение о М.С.Щепкине).

5. Подведение итогов .

1. Соотнести направления и их определения

1.Реализм

А. направление  обращенное  к  чувствам и переживаниям людей.

2.Романтизм

В. это направление объективно, правдиво  отражало реальность

3.Сентиментализм

С. Направление отличалось  повышенным интересом к самобытности , традициям отечественной истории , утверждении сильной, раскрепощенной личности.

2.Актеры XIXвека

А) П.А. Федотов          В) В.А. Каратыгин        С) М.С.Щепкин

3. Авторы гимна «Боже, царя храни!»

А) В.А. Жуковский         В) М.И. Глинка               С) А.Ф. Львов

4.  Соотнести направления и литературные произведения

1.Реализм

А. «Светлана», «Парус»

2.Романтизм

В. «Бедная Лиза»

3.Сентиментализм

С. «Евгений Онегин», «Ревизор»

5.   Соотнести города и находящиеся в них театры.

1.Санкт — Петербург

А. Большой драматический  театр

2.Москва

В. Александринский Театр

С. Малый театр

Задание для первой группы: работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев сентиментализма: Выстроить презентацию своей работы по плану.

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать  основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент  одного из произведений данного направления (Инсценировка отрывка из произведения «Ревизор»)

Задание для второй группы: работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев романтизма: Выстроить презентацию своей работы по плану.

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать  основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент  одного из произведений данного направления (инсценировка отрывка из произведения «Бедная Лиза).

Задание для третьей группы: работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев реализма: Выстроить презентацию своей работы по плану.

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать  основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент  одного из произведений данного направления.

(Чтение стихов данного направления «Светлана», «Парус»)

  1. Актуализация знаний.

Разгадывание кроссворда на доске

1

н

и

к

о

л

а

й

2

п

у

ш

к

и

н

3

л

е

р

м

о

н

т

о

в

4

г

о

г

о

л

ь

5

п

о

л

т

а

в

а

6

в

а

к

у

л

а

7

б

о

р

о

д

и

н

о

8

с

а

м

о

б

ы

т

н

о

с

т

ь

Вопросы:

  1. О ком идет речь:

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждою, труда.

О, нет, хоть юность в нем кипит,

Но не жесток в нем дух державный:

Тому, кого карает явно,

Он в тайне милости творит.

  1. Кому Николай 1 сказал: Ты будешь присылать ко мне все, что сочинишь, — отныне я буду сам твоим цензором.
  2. Автор описывающий события на Кавказе в произведении «Герой нашего времени»
  3. Комедию этого писателя запретили к постановке на театральной сцене из-за «нападков на власть и клевету на Россию». Однако, сам император разрешил театральную постановку.
  4. Название произведения. О каком событии идет речь?

Украйна глухо волновалась.

Давно в ней искра разгоралась.

Друзья кровавой старины

Народной чаяли войны,

Роптали, требуя кичливо,

Чтоб гетман узы их расторг.

И Карла ждал нетерпеливо

Их легкомысленный восторг.

Вокруг Мазепы раздавался

Мятежный крик: пора, пора!

Но старый гетман оставался

Послушным подданным царя Петра.

  1. Имя главного героя «Вечера на хуторе близ Диканьки», отправившейся добывать невесте черевички
  2. Название произведения. О каком событии идет речь?

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться, где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса сильные верхушки –

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постай-ка, брат мусье;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!


Оригинальность, своеобразие, непохожесть.  Термин применяемый  в отношении русской культуры.

  1. Изучение нового материала

В архитектуре и скульптуре, как и в 18 веке, преобладает классицизм. Отличительными чертами стиля являются четкость геометрии и простота форм, внушительность и при этом некоторая изящность, свойственная объектам античной архитектуры. В сравнении с трудоемкими в плане возведения объектами стиля барокко и рококо, объекты в стиле классицизм возводились проще и быстрее, но при этом выглядели не менее монументально, своим видом подчеркивали мощь и могущество страны. Особенность – использование желтого цвета зданий, у колонн белого (современники называли этот стиль унылым). Мы же восхищаемся до сих пор!

Москва

  • Здание Манежа (после пожара восстановлено) – Осип Иванович Бове
  • Здание Большого театра – О.И. Бове
  • Памятник К. Минину и Д. Пожарскому на красной площади – Иван Петрович Мартос

Санкт – Петербург

  • Новое здание Адмиралтейства (корабль стал символом с 1823 года) – Андреян Дмитриевич Захаров
  • Здание Казанского собора – Андрей Никифорович Воронихин
  • Бронзовые скульптуры «Укротители копей» наАничковым мосту – Петр Карлович Клодт
  • Здание Исаакиевского собора – Август АвгустовичМонферран
  • Александровская колонна — Август АвгустовичМонферран

К счастью величественный образ СПб, созданный талантливыми скульпторами 19 века дошел до наших дней почти нетронутым. Москва же имела свой особый колорит.На ее кривых улочках сосуществовали здания разных эпох, много деревянных застроек. Даже пожар 1812 года не внес единообразия в московскую архитектуру. В Москве меньше зданий, чем в СПб зданий в стили классицизма. В основном это уютные особняки и усадьбы. Но и в Москве, и в СПб творили талантливые архитекторы.

Видеофрагмент  «Экскурсия по СПб» —  _26.46 – 27.50

Живопись

Самостоятельная работа в микро-группах. Задание6 выделить направление живописи, дать краткую характеристику, назвать представителей этого направления и их картины. Заполнить таблицу.

Текст.Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.

Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения, обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительного искусства 19 века.

Три имени открывают русскую живопись XIX столетия — Кипренский, Тропинин, Венецианов. У всех разное происхождение: незаконнорожденный помещичий чин, крепостной и потомок купца. У каждого свое творческое устремление — романтик, реалист и «деревенский лирик».

Романтизм характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворенной и целительной природой. В начале XIXвека романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму. Картины этого направления выражают события, которые были давно. Яркими представителями этого направления являются О.А. Кипренский («Дмитрий Донской на Куликовом поле», портреты Е.В. Давыдова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина) и Д.И. Иванов («Марфа Посадница», «Единоборство Мстислава Удалого»).

Художественные произведения классицизма передавало настроение, переживания героев и индивидуальность образов. Они писались на основании строгих канонов, тем самым обнаруживали стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное – в каждом явлении он стремиться распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Представители этого направления К. П. Брюллов и его картины «Последний день Помпеи», «Всадница» и «Явление Христа народу».

Термин «реализм» дословно означает действительный, вещественный. В живописи это направление объективно, правдиво отражало реальность с использованием специфических средств. Картины реализма показывают человека в окружающей обстановке. Например, «Кружевница» или «Золотошвейка» В.А. Тропинина. Но самой реалистичной его картиной стал портрет сына.

Критический реализм (от греч.kritike – суждение, вынесение приговора и лат.Realis – вещественный, действительный) творческий метод изображения в искусстве окружающей действительности с позиции демократических идеалов. В произведениях критического реализма художники пытались не только правдиво воспроизвести жизнь во всех ее проявлениях, но и акцентировать свое внимание на ее социальных сторонах, показывая несправедливость и безнравственность, царящие в обществе, пытаясь тем самым активно воздействовать на него. Одним из художников критического реализма был П.А. Федотов («свежий кавалер», «Сватовство майора»)

Повседневный быт крестьян отражался в картинах бытового жанра. Этот жанр живописи повседневной жизни человека, как частной, так и общественной. Термин стал использоваться в России, когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись, и для ее обозначения заимствовала французское слово «жанр», принятое в западноевропейских академиях. Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами. К ним относились А.Г. Венецианов («На пашне весна», «Захарка», «На жатве») и И.К. Айвазовский («Чесменский бой» и «Девятый вал»)

Таблица

Направление живописи

Представили — художники

Название картин

Театр и музыка

Сообщение ученика.Великий писатель Н.В. Гоголь говорил, что театр – это кафедра, с которой можно многое сказать миру. На театральных подмостках того времени были поставлены такие пьесы, как «Ревизор» Гоголя и «Горе от ума» А.С. Грибоедова, которые показывают целую галерею человеческих портретов, ничем не прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и лакейством, мракобесием и нравственным растлением.Такую гамму чувств могли показать только выдающиеся актеры. На сцене Александрийского театра блистали Федор Григорьевич Волков и Иван Федорович Дмитриевский, а также звезда водевиля Варвара Николаевна Асенкова. Огромной популярностью пользовался Ваилий Андреевич Каратыгин, ставший общепризнанным трагиком русского драматического театра. Его актерское мастерство открыло зрителю глубину и величие пьес Ульяма Шекспира. Его исполнение ролей Гамлета, короля Лир и Отелло публика и театральные критики признавали вершинами актерского мастерства.

Сообщение ученика.В начале 19 века в русскую музыку проникли новые романтические веяния. Появляется новый жанр «волшебной оперы», первым образцом которой стала «Дунайская русалка» Ф. Кауэра и к. Генслера. На сцене русского театра завоевал водевиль связанный с творчеством А.Н. Верстовского и А.А. Алябьева. Широкое признание Верстовскому принесла опера «Аскольдова могила». Самое запоминающиеся произведение Алябьева «Соловей», написанный на стихи А. Дельвига в 30-40-е годы. Тему народной песни продолжили А. Варламов и А. Гурилев.

Основоположником русской национальной музыки называют М.И. Глинки, который говорил – «Создает музыку народ, а мы художники, только ее аранжируем». Самое известное его произведение «Жизнь за царя», посвященное подвигу Ивана Сусанина, который во времена смуты спал от поляков Михаила Романова – будущего царя, основоположника новой династии.

Гимн. В правление Николая 1 появился гимн российской империи. До 1833 года использовали торжественную музыку английской королевы (гимн). В 1833 году Алексей Федорович Львов сопровождал Николая 1 во время его визита в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками английского марша. Император выслушал мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращении поручил Львову сочинить новый гимн. Композитор чувствовал ответственность, по просьбе Львова В.А. Жуковский написал слова «Молитвы русского народа». В декабре 1833 года в Москве в Большом театре впервые был исполнен новый гимн. Царь прослушал исполнение несколько раз, а с 31 декабря «Молитва русского народа» стала официальной гимном Российской империи под названием «Боже, царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года. После 40 лет перерыва советская Россия услышала этот гимн только в 1958 году в фильме «Тихий Дон». В 1903 году Умберто Джоржано включил музыку гимна в свою оперу «Сибирь». Петр Ильич Чайковский использовал мелодию в сочинении №31 Славянский марш и в конце Торжественной увертюры 1812 года.

Закрепление.

Работа в парах, взаимопроверка.

  1. Направление в архитектуре первой половины XIX века

А) Барокко          В) Классицизм             С) Рококо

2. Архитектор Исаакиевского собора в Санкт- Петербурге

А) А. Монферран       В) О. Бове                  С)А. Захаров

3. Автор картины «Последний день Помпеи»

А) В.А. Тропинин       В) О.А. Кипренский       С) К.П. Брюллов

4. Соотнести

1.Реализм

А. должно строиться на основании строгих канонов, стройность и логичность самого мироздания

2.Романтизм

В. это направление объективно, правдиво  отражало реальность

3.Классицизм

С. Изображение сильных страстей и характеров, одухотворенной и целительной природы

5.Актеры XIXвека

А) П.А. Федотов          В) В.А. Каратыгин        С) Н.В. Гоголь

6. Авторы гимна «Боже, царя храни!»

А) В.А. Жуковский         В) М.И. Глинки                С) А.Ф. Львов

Ответы: 1-в  2-а  3-с  4-1в2с3а   5-в  6-ас

  1. Домашнее задание, параграф 27
  2. Итоги урока. Оценки

Можно ли этот период назвать «Золотым веком» русской культуры? Почему?

Первая половина 19 века была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимися развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознание народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни. Начало 19 века – время культурного подъема России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры России.

  1. Знал — узнал

nsportal.ru

Конспект урока по истории. 8 класс. Русская культура в первой половине 19 века.

8 класс. Русская культура в первой половине 19 века.

Цель: рассмотреть направления культуры, познакомиться с выдающимися творениями этого периода в области архитектуры, живописи, театра и музыки, воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к деятелям культуры.

Ход урока.

Приветствие, проверка отсутствующих, эмоциональный настрой.

Войной, надеждою, труда.

Он в тайне милости творит.

Украйна глухо волновалась.

Давно в ней искра разгоралась.

Чтоб гетман узы их расторг.

Их легкомысленный восторг.

Послушным подданным царя Петра.

Построили редут.

Французы тут как тут.

  1. Оригинальность, своеобразие, непохожесть. Термин применяемый в отношении русской культуры.

  1. Изучение нового материала

В архитектуре и скульптуре, как и в 18 веке, преобладает классицизм. Отличительными чертами стиля являются четкость геометрии и простота форм, внушительность и при этом некоторая изящность, свойственная объектам античной архитектуры. В сравнении с трудоемкими в плане возведения объектами стиля барокко и рококо, объекты в стиле классицизм возводились проще и быстрее, но при этом выглядели не менее монументально, своим видом подчеркивали мощь и могущество страны. Особенность – использование желтого цвета зданий, у колонн белого (современники называли этот стиль унылым). Мы же восхищаемся до сих пор!

Москва

  • Здание Манежа (после пожара восстановлено) – Осип Иванович Бове

  • Здание Большого театра – О.И. Бове

  • Памятник К. Минину и Д. Пожарскому на красной площади – Иван Петрович Мартос

Санкт – Петербург

  • Новое здание Адмиралтейства (корабль стал символом с 1823 года) – Андреян Дмитриевич Захаров

  • Здание Казанского собора – Андрей Никифорович Воронихин

  • Бронзовые скульптуры «Укротители копей» наАничковым мосту – Петр Карлович Клодт

  • Здание Исаакиевского собора – Август АвгустовичМонферран

  • Александровская колонна — Август АвгустовичМонферран

К счастью величественный образ СПб, созданный талантливыми скульпторами 19 века дошел до наших дней почти нетронутым. Москва же имела свой особый колорит.На ее кривых улочках сосуществовали здания разных эпох, много деревянных застроек. Даже пожар 1812 года не внес единообразия в московскую архитектуру. В Москве меньше зданий, чем в СПб зданий в стили классицизма. В основном это уютные особняки и усадьбы. Но и в Москве, и в СПб творили талантливые архитекторы.

Видеофрагмент «Экскурсия по СПб» — _26.46 – 27.50

Живопись

Самостоятельная работа в микро-группах. Задание6 выделить направление живописи, дать краткую характеристику, назвать представителей этого направления и их картины. Заполнить таблицу.

Текст.Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.

Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения, обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительного искусства 19 века.

Три имени открывают русскую живопись XIX столетия — Кипренский, Тропинин, Венецианов. У всех разное происхождение: незаконнорожденный помещичий чин, крепостной и потомок купца. У каждого свое творческое устремление — романтик, реалист и «деревенский лирик».

Романтизм характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворенной и целительной природой. В начале XIXвека романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму. Картины этого направления выражают события, которые были давно. Яркими представителями этого направления являются О.А. Кипренский («Дмитрий Донской на Куликовом поле», портреты Е.В. Давыдова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина) и Д.И. Иванов («Марфа Посадница», «Единоборство Мстислава Удалого»).

Художественные произведения классицизма передавало настроение, переживания героев и индивидуальность образов. Они писались на основании строгих канонов, тем самым обнаруживали стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное – в каждом явлении он стремиться распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Представители этого направления К. П. Брюллов и его картины «Последний день Помпеи», «Всадница» и «Явление Христа народу».

Термин «реализм» дословно означает действительный, вещественный. В живописи это направление объективно, правдиво отражало реальность с использованием специфических средств. Картины реализма показывают человека в окружающей обстановке. Например, «Кружевница» или «Золотошвейка» В.А. Тропинина. Но самой реалистичной его картиной стал портрет сына.

Критический реализм (от греч.kritike – суждение, вынесение приговора и лат.Realis – вещественный, действительный) творческий метод изображения в искусстве окружающей действительности с позиции демократических идеалов. В произведениях критического реализма художники пытались не только правдиво воспроизвести жизнь во всех ее проявлениях, но и акцентировать свое внимание на ее социальных сторонах, показывая несправедливость и безнравственность, царящие в обществе, пытаясь тем самым активно воздействовать на него. Одним из художников критического реализма был П.А. Федотов («свежий кавалер», «Сватовство майора»)

Повседневный быт крестьян отражался в картинах бытового жанра. Этот жанр живописи повседневной жизни человека, как частной, так и общественной. Термин стал использоваться в России, когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись, и для ее обозначения заимствовала французское слово «жанр», принятое в западноевропейских академиях. Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами. К ним относились А.Г. Венецианов («На пашне весна», «Захарка», «На жатве») и И.К. Айвазовский («Чесменский бой» и «Девятый вал»)

Таблица

Направление живописи

Представили — художники

Название картин

Театр и музыка

Сообщение ученика.Великий писатель Н.В. Гоголь говорил, что театр – это кафедра, с которой можно многое сказать миру. На театральных подмостках того времени были поставлены такие пьесы, как «Ревизор» Гоголя и «Горе от ума» А.С. Грибоедова, которые показывают целую галерею человеческих портретов, ничем не прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и лакейством, мракобесием и нравственным растлением.Такую гамму чувств могли показать только выдающиеся актеры. На сцене Александрийского театра блистали Федор Григорьевич Волков и Иван Федорович Дмитриевский, а также звезда водевиля Варвара Николаевна Асенкова. Огромной популярностью пользовался Ваилий Андреевич Каратыгин, ставший общепризнанным трагиком русского драматического театра. Его актерское мастерство открыло зрителю глубину и величие пьес Ульяма Шекспира. Его исполнение ролей Гамлета, короля Лир и Отелло публика и театральные критики признавали вершинами актерского мастерства.

Сообщение ученика.В начале 19 века в русскую музыку проникли новые романтические веяния. Появляется новый жанр «волшебной оперы», первым образцом которой стала «Дунайская русалка» Ф. Кауэра и к. Генслера. На сцене русского театра завоевал водевиль связанный с творчеством А.Н. Верстовского и А.А. Алябьева. Широкое признание Верстовскому принесла опера «Аскольдова могила». Самое запоминающиеся произведение Алябьева «Соловей», написанный на стихи А. Дельвига в 30-40-е годы. Тему народной песни продолжили А. Варламов и А. Гурилев.

Основоположником русской национальной музыки называют М.И. Глинки, который говорил – «Создает музыку народ, а мы художники, только ее аранжируем». Самое известное его произведение «Жизнь за царя», посвященное подвигу Ивана Сусанина, который во времена смуты спал от поляков Михаила Романова – будущего царя, основоположника новой династии.

Гимн. В правление Николая 1 появился гимн российской империи. До 1833 года использовали торжественную музыку английской королевы (гимн). В 1833 году Алексей Федорович Львов сопровождал Николая 1 во время его визита в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками английского марша. Император выслушал мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращении поручил Львову сочинить новый гимн. Композитор чувствовал ответственность, по просьбе Львова В.А. Жуковский написал слова «Молитвы русского народа». В декабре 1833 года в Москве в Большом театре впервые был исполнен новый гимн. Царь прослушал исполнение несколько раз, а с 31 декабря «Молитва русского народа» стала официальной гимном Российской империи под названием «Боже, царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года. После 40 лет перерыва советская Россия услышала этот гимн только в 1958 году в фильме «Тихий Дон». В 1903 году Умберто Джоржано включил музыку гимна в свою оперу «Сибирь». Петр Ильич Чайковский использовал мелодию в сочинении №31 Славянский марш и в конце Торжественной увертюры 1812 года.

Закрепление.

Работа в парах, взаимопроверка.

  1. Направление в архитектуре первой половины XIX века

А) Барокко В) Классицизм С) Рококо

2. Архитектор Исаакиевского собора в Санкт- Петербурге

А) А. Монферран В) О. Бове С)А. Захаров

3. Автор картины «Последний день Помпеи»

А) В.А. Тропинин В) О.А. Кипренский С) К.П. Брюллов

4. Соотнести

1.Реализм

А. должно строиться на основании строгих канонов, стройность и логичность самого мироздания

2.Романтизм

В. это направление объективно, правдиво отражало реальность

3.Классицизм

С. Изображение сильных страстей и характеров, одухотворенной и целительной природы

5.Актеры XIXвека

А) П.А. Федотов В) В.А. Каратыгин С) Н.В. Гоголь

6. Авторы гимна «Боже, царя храни!»

А) В.А. Жуковский В) М.И. Глинки С) А.Ф. Львов

Ответы: 1-в 2-а 3-с 4-1в2с3а 5-в 6-ас

  1. Домашнее задание, параграф 27

  2. Итоги урока. Оценки

Можно ли этот период назвать «Золотым веком» русской культуры? Почему?

Первая половина 19 века была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимися развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознание народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.Начало 19 века – время культурного подъема России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры России.

  1. Знал — узнал

Рабочий лист.

Классицизм – это

Архитектура

Москва

Санкт-Петербург

Здание Манежа –

Здание Большого театра –

Памятник К. Минину и Д. Пожарскому на красной площади –

Новое здание Адмиралтейства–

Здание Казанского собора –

Бронзовые скульптуры «Укротители копей» наАничковым мосту –

Здание Исаакиевского собора –

Александровская колонна —

Заполнить таблицу

Направление живописи

Представили — художники

Название картин

Актеры:_______________________________________

Композиторы: _________________________________

Проверь себя. ФИО __________________________

  1. Направление в архитектуре первой половины XIX века

А) Барокко В) Классицизм С) Рококо

2. Архитектор Исаакиевского собора в Санкт- Петербурге

А) А. Монферран В) О. Бове С) А. Захаров

3. Автор картины «Последний день Помпеи»

А) В.А. Тропинин В) О.А. Кипренский С) К.П. Брюллов

4. Соотнести

1.Реализм

А. должно строиться на основании строгих канонов, стройность и логичность самого мироздания

2.Романтизм

В. это направление объективно, правдиво отражало реальность

3.Классицизм

С. Изображение сильных страстей и характеров, одухотворенной и целительной природы

5.Актеры XIX века

А) П.А. Федотов В) В.А. Каратыгин С) Н.В. Гоголь

6. Авторы гимна «Боже, царя храни!»

А) В.А. Жуковский В) М.И. Глинки С) А.Ф. Львов

Оценивание: 6-7 правильных ответов «5» 5 ответов – «4» 4 ответа – «3»

Знал

Узнал

Хочу узнать

infourok.ru

Таблица «Культура 19 века»

Деятель

Что сделал?

К.Д.Ушинский

Создал новую образовательную систему

Н.М.Карамзин

Успехи в исторической науке «История государства Российского». Стал первым научно-систематизированным обзором истории России с древнейших времен.

С.М.Соловьёв

История в 29 томах «История Россия с древних древнейших времен.

В.О.Ключевский

Крупный вклад в развитии историографии. В России сложились школы историков по изучению Средневековья, истории славян, Византии, стран Востока и др.

Н.И.Пирогов

Нанёс удар по натурофилософским идеалистическим взглядам на природу и на жизнь.

Н.И.Лобачевский

Создал неевклидову геометрию

В.В.Петров

Открыл световое и тепловое действие электрического тока

Б.С.Якоби

Открыл в 1836 г. Новое направление в технике- гольванопластику

И.М.Сеченов

Крупнейший естество- испытатель-материалист, явился основоположником отечественной физиологической школы и естественно- научного направления.

И.И.Мечников

Специалист в области биологии и медицины. Создал первую в России бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями.

К.А.Тимирязев

Исследовал процесс фотосинтеза, обосновал роль хлорофилла в этом процессе.

Д.И.Менделеев

Открыл закон периодических элементов и составил на основе этого закона специальную периодическую таблицу.

А.М.Бутлеров

Создал теорию химического строения, явившуюся фундаментом современной органической химии.

А.Г.Столетов

Открытие первого закона фотоэффектов

П.Н.Яблочков

Была изобретена дуговая лампа

А.Н.Лодыгин

Изобрел электрическую лампу накаливания

А.С.Попов

Изобрел радио

И.Ф.Крузенштейн

Ю.Ф.Лисянский

Первое кругосветное путешествие 1803-1806 гг.

Ф.Ф.Белинсгаузен

М.П.Лазарев

Вторая русская кругосветная экспедиции 1819-1821 гг.

П.П.Семенов

Экспедиция на Тянь-Шань в 1856-1857 гг.

Н.М.Пржевальский

Исследовал Уссурийский край, труднодоступные районы Монголии, Китая, Средней Азии.

А.Ф.Смирдин

Организовал издательство, кино-торговлю, увеличил тиражи, удешевил стоимость книг, занимался просветительской деятельностью.

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

Н.В.Гоголь

Творили в первой половине 19 в. Великие русские поэты.

И.С.Тургенев

Н.А.Некрасов

Л.Н.Толстой

Ф.М.Достоевский

А.П.Чехов

Популярнейшие литераторы второй половины 19 в. Оставили неизгладимый след в отечественной и мировой культуре.

А.Н.Ворохин

Создал Казанский собор

А.Д.Захаров

Автор уникального здания Главного адмиралтейства.

К.И.Росси

Большое количество работ огромного масштаба

К.А.Тоту

Автор храма Христа Спасителя в Москве, Николаевского(Ленинградского) вокзала

www.prodlenka.org

Таблица по истории на тему «Русская культура 19 века.»

Практическое занятие № 8

Форма работы: «Заполнение таблицы»

Тема: «Русская культура 19 в.»

И.Ф.Крузенштейн

Ю.Ф.Лисянский

Первое кругосветное путешествие 1803-1806 гг.

Ф.Ф.Белинсгаузен

М.П.Лазарев

Вторая русская кругосветная экспедиции 1819-1821 гг.

П.П.Семенов

Экспедиция на Тянь-Шань в 1856-1857 гг.

Н.М.Пржевальский

Исследовал Уссурийский край, труднодоступные районы Монголии, Китая, Средней Азии.

А.Ф.Смирдин

Организовал издательство, кино-торговлю, увеличил тиражи, удешевил стоимость книг, занимался просветительской деятельностью.

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

Н.В.Гоголь

Творили в первой половине 19 в. Великие русские поэты.

И.С.Тургенев

Н.А.Некрасов

Л.Н.Толстой

Ф.М.Достоевский

А.П.Чехов

Популярнейшие литераторы второй половины 19 в. Оставили неизгладимый след в отечественной и мировой культуре.

А.Н.Ворохин

Создал Казанский собор

А.Д.Захаров

Автор уникального здания Главного адмиралтейства.

К.И.Росси

Большое количество работ огромного масштаба

К.А.Тоту

Автор храма Христа Спасителя в Москве, Николаевского(Ленинградского) вокзала

А.А.Семенов

В.О.Шервуд

Постройки зданий Исторического музея

А.А.Парланд

Храм Спаса на крови в Петербурге на месте убийства Александра 1.

К.П.Брюллов

Картина «Последний день Помпеи»

А.А.Иванов

«Явления Христа народу»

О.А.Кипренский

Мастер портрета. Романтическое направление живописи

П.А.Федотов

Полотна написаны в реалистическом стиле. «Сватовство майора», «Завтрак аристократа».

В.Г.Перов

«Приезд станового на наследие», «Сельский крестный ход на Пасхе» .

И.Н.Крамской

Возглавил Товарещество передвижников

И.Е.Репин

Выдающийся художник

«Бурлаки на Волге»

В.И.Суриков

«Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова, через Альпы»

В.А.Каратыгин

П.С.Мочалов

Сценическое истолкование романтической драматургии

М.С.Щепкин

Выдающийся актёр России

infourok.ru

«Русская культура в первой половине XIX века». 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Изучение темы рассчитано на 2 урока. Презентация, сопровождающая урок выполнена с использованием функции “гиперссылка”, что позволяет учащимся самостоятельно выстраивать порядок изучения микротем. Приложение к уроку (стихотворения, отрывки произведений, таблица) размещено на отдельных листах. Такое расположение дает возможность учителю непосредственно с компьютера распечатывать необходимый материал. В сопровождении к уроку (презентация) помещены музыкальные произведения т. к. при копировании может возникнуть проблема с воспроизведением музыки. В этом случае необходимо снова наложить музыку в презентацию.

Тема “Первооткрыватели” изучается учащимися самостоятельно (чтение раздела параграфа). Цель: доказать, что XIX век – век открытий.

Цели урока: рассмотрение изменений во всех направлениях культуры, определение значения всех изменений, формирование умений работать с историческим источником, выяснение значения термина “золотой век русской культуры” воспитание чувства гордости за свою страну уважения к деятелям культуры, внесшим изменения в развитие Российской империи.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник истории России XIX века, пакет документов.

Примечание: изучение темы рассчитано на 2 часа, сопровождается презентацией, учащиеся разбиты на группы, группа, первая группа, выполнившая задание получает бонус (флажок, кружок или другой значок)

Ход урока

Учащимся предлагается проявлять самостоятельность и выстраивать ход урока исходя из предложенных блоков работы:

1 блок “образование и наука”;

2 блок “литература”;

3 блок “живопись, архитектура и скульптура”;

4 блок “Быт и обычаи”;

5 блок “первооткрыватели”;

6 блок “ музыка и театр”.

1 блок “Образование и наука”

Цель: познакомить учащихся с образовательной системой Российской империи в первой половине 19 века, а также с достижениями российской науки.

План:

  1. Грамотность в России
  2. ;
  3. Развитие науки;

По ходу рассказа учителя , дети составляют схему

Учитель: уровень образования общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в конце 18 – начале 19 века он был крайне невысок. Население состояло главным образом из крестьянства, которое было неграмотным. Поэтому усилия правительства Александра 1 были направлены на создание системы государственного образования она состояла из:

1 блок “Образование и наука”

В гимназии принимались дети по окончании уездного училища независимо от сословия. В одногодичные приходские училища принимались дети “всякого сословия” “без различия полу и лет”. Они создавались как в городе так и в селе. Однако деньги на их содержание из государственной казны не выделялись. Содержались эти учебные заведения либо за счет средств городов или на инициативе помещиков, приходских священников и государственных крестьян.

Приходские училища: для самых низших состояний. Изучали грамоту, арифметику, Закон Божий

Уездные училища: для детей купцов, ремесленников и других городских жителей. Изучали русский язык, арифметику, начала геометрии, историю, географию,

Гимназия: для детей дворян, купцов, чиновников , подготавливали к поступлению в университет

Обратить внимание на преемственность

В первой половине XIX века остро стояла проблема учительских кадров. В уездном училище работали как правило два учителя, преподавали по 7 – 8 предметов. Поэтому с 1804 г. при университетах были открыты педагогические институты. При Николае 1 в 20 гг. 19 века был создан Комитет по устройству учебных заведений. Он в частности, должен был определить перечень учебных дисциплин и набор книг, по которым надлежало преподавать эти предметы.

19 августа 1827 года вышел рескрипт “Предметы учения и самые способы преподавания”. В нем говорилось: “… должны быть соображаемы с будущим предназначением обучающихся” необходимо, чтобы в будущем учащийся “не стремился через меру возвыситься над тем состоянием, в коем сужено ему оставаться”.

– Как вы понимаете слова документа?

Проверка схемы, анализ

Выше образование давали университеты (напомнить что первый университет был открыт при Елизавете в 1755 г. Близкое к университетскому давали лицеи.

1 блок “Образование и наука”

Первый лицей Александровский (Царскосельский) в 1811 г. 19 октября сего года сели за парты 13 мальчиков. Им было по 12 лет. По окончании они могли больше нигде не учиться. Срок обучения 6 лет.

Учили: ин. языки, историю, географию, математику, право, артиллерийское дело, физику и т.д.

– Где в дальнейшем выпускники данного лицея смогли бы применять свои знания? (участвовать в управлении Россией)

В лицее соблюдался строгий режим дня, занятия чередовались с уроками танцев, прогулок. Домой ездить было нельзя.

Связать с краеведением (один из выпускников Царскосельского лицея похоронен в г. Бронницы)

А.С. Пушкин написал стихотворение воодушевленный дружбой лицеистов:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина
Отечество нам Царское село.

Добавить про домашнее образование.

Еще отсутствовала система женского образования. Исключением было дворянское сословие: для дворянок существовали закрытые институты среднее образование), время обучения 7 8 лет. Изучали : арифметику, словесность, историю, ин. языки, музыку, танцы, домоводство. В начале 19 века в Москве и СанктПетербурге открыли учебные заведения для дочерей оберофицеров.

Задание: на доске сопоставить название университета, дату (стр. 102)

1 блок “Образование и наука”

Были открыты еще пять: Дерптский (1802), Казанский(1804), Харьковский (1804), Виленский (1804), Петербургский (1819)

Наука:

– можно ли логически соединить два понятия “наука” и “экономическое развитие страны”?

По ходу рассказа учителя “нанизать на ленту” названия наук, в которых произошли кардинальные перемены.

Биологи: разрушена теория о неизменяемости растений и животных;

И. А. Двигубский (1806) разработал теорию об изменяемости земной поверхности с течением времени.

Карл максимович Бэр стал предместником Ч. Дарвина и открыл “Всеобщий закон развития природы” (1834).

Была собрана коллекция животных и растений, открыт Крымский ботанический сад.

Медицина: основоположник военнополевой медицины Николай Иванович пирогов впервые при операции стал использовать наркоз, гипсовые повязки;

Геология: геология подолжается борьба плутонистов и нептунистов

Нептунисты все геологические процессы обусловлены действием воды

Плутонисты все геологичекие процессы обусловлены наличием центрального огня,   геологическими исследованиями охвачена вся территория страны, особенно Забайкалье и Дальний Восток. К 1840 г была составлена геологическая карта России (автор Ник. Ив. Кокшаров)

Астрономия:

1839 год создана Пулковская обсерватория.

1 блок “Образование и наука”

Математика

Создание неевклидовой геометрии (автор Н. И. Лобачевский)

Физика:

1802 разработана гальваническая батарея В.В. Петровым (прообраз электрической лампочки). На западе такое изобретение появилось через 7 лет.
1840 г. Якоби Борис Семенович изобрел метод гальванопластики(нанесение тонкого слоя металла на поверхность при помощи электричества
1850 г. изобретен буквопечатный аппарат для телеграфа
1832 – Павел Львович Шиллинг изобрел телеграф

Химия

18261827 гг П.Г. Соболевский и В.В. Любарский положили начала основам порошковой металлургии

К.С. Киргхоф получил искусственно глюкозу.

Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров создали устойчивые красители.

1830 Е. и М. Черепановы построили паровую ж.д.

1843 г начата строительство первой двухпутной ж. д. между СанктПетербургом и Москвой.

П.П. Аносов разработал технологию получения булатной стали.

Закрепление: Группы получают таблицу, которую надо исправить.

1. П.П. Аносов а.телеграф
2. Н.И. Лобаческий б.первая пароая ж.д.
3. Б.С. Якоби в. гальваническая батарейка
4. П.Л. Шиллинг г. наркоз, гипсовая повязка
5. Н.И. Пирогов д. неевклидова геометрия
6. Н.И. Кокшаров е.первая геологическая карта
7.  В.В. Петров ж. изготовление булатной стали
8. Е. и М. Черепановы з. гальванопластика

Ответы: 1ж, 2д,3з,4а,5г,6е,7в,8б.

Продолжение статьи

Презентация

Аудио-приложения

18.06.2012

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *