Словосочетание урок 8 класс презентация – Презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме: Презентация к уроку «Словосочетание» ( 8 класс) | скачать бесплатно
Презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме: Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание».
Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание».
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГБОУ Школа № 2084 Шецко Л.Г. Учиться увлеченно Читать в книге В новой школеСлайд 2
Словосочетание — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически . Например: зеленые глаза, писать письма, трудно передать.
Слайд 3
Словосочетание В словосочетании выделяется главное и зависимое слово Например: синий мяч — главное слово мяч, от него можно задать вопрос к зависимому слову какой?; отдыхать за городом — главное слово отдыхать , от него можно задать вопрос к зависимому слову где?
Слайд 4
Не являются словосочетаниями: сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет; сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову; подлежащее и сказуемое: наступила ночь; составные словоформы : более светлый, будет ходить; группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.
Слайд 5
Способы подчинительной связи между словами Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование управление примыкание
Слайд 6
Согласование — такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: первый снег, кипящая вода, с нашим другом, о молодой березке . Главное слово Зависимое слово существительное прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу .
Слайд 7
Управление — такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова, веря (во что?) в дружбу, дружба (с кем?) с одноклассниками, доволен (кем?) тобой, связанный (из чего?) из шерсти, двое (из кого?) и з них (из пяти). Главное слово Зависимое слово глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное существительное, местоимение, числительное При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу. В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в именительном и винительном падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. В сочетании типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в именительном падеже, а в остальных падежах – согласование.
Слайд 8
Примыкание — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать, собираться уехать, идти не оглядываясь, яйца всмятку, желание учиться. Главное слово Зависимое слово глагол, причастие, деепричастие, наречие, прилагательное, существительное Любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное) Притяжательные местоимения его, её, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул её, вызвал их.
Слайд 9
Трудные случаи управления В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки: употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии – правильно: установить причины , не касаться к этим вопросам – правильно: не касаться этих вопросов , оплатить за проезд – правильно: оплатить проезд; беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность – правильно: характерная для них особенность; неправильный выбор предлога : партнер в игре гольф – правильно: партнер по игре в гольф.
Слайд 10
Практические советы: как найти в тексте словосочетание определенного вида. чтобы найти словосочетание с согласованием , надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой ?), а затем найти слово, от которого оно зависит; поиск словосочетания с управлением – это поиск (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос ( кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного; найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.
Слайд 11
Укажите типы связи в словосочетании дождь на улице: 1) согласование; 2) управление; 3) примыкание. Главным словом в словосочетании является имя существительное дождь, которое требует определенной формы зависимого слова на улице — в данном словосочетании это форма имени существительного с предлогом в предложном падеже. Дождь (где?) на улице. Ответ — 2.
Слайд 12
Внимание! Сходный с чем-либо – сходный с прежним Идентичный чему-либо – идентичный прежнему Обижен чем-либо – обижен упреками Обидеться на что-либо – обиделся на эти слова Обрадован чем-либо – обрадован встречей Обрадоваться чему-либо – обрадовался встрече Уделять внимание чему-либо – уделять внимание каждому Обращать внимание на что-либо – обращать внимание на мелочи Базироваться на чем-либо – базироваться на фактах Опираться на что-либо – опираться на факты Рецензия на что-либо – рецензия на книгу Отзыв о чем-либо – отзыв о книге Преимущество перед чем-либо, кем-либо – преимущество перед другими Превосходство над чем-либо, кем-либо – превосходство над другими Предупредить о чем-либо – предупредить об опасности Предостеречь от чего-либо – предостеречь от опасности Тормозить что-либо – тормозить развитие Препятствовать чему-либо – препятствовать развитию Отличать что от чего – отличать плохое от хорошего Различать что и что – различать плохое и хорошее Рассержен чем-либо – рассержен шуткой Рассердиться на что-либо – рассердиться на шутку Вера во что-либо – вера в победу Уверенность в чем-либо – уверенность в победе Удивлен чем-либо – удивлен успехами Удивляться чему-либо – удивляться успехам Оплатить что-либо – оплатить проезд Уплатить за что-либо – уплатить за проезд
Слайд 13
Тест 1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование? а) в соседней комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону; б) под шелковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения; в) первый снег, из веселой компании, под белыми березами; г) в новой шапке, все общество, чувство ненависти. Ответ: в
Слайд 14
Тест 2. В каком ряду все словосочетания со связью управление? а) сижу за столом, вижу их, этот номер; б) вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент; в) развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь; г) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку. Ответ: г
Слайд 15
Тест 3. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? а) тотчас остановиться, тихо подошел, стать к окну; б) давно забытый, когда-то нашел, на это место; в) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись; г) стремиться туда, тихо летали, помнил их. Ответ: в
Слайд 16
Тест 4. Укажите в предложении словосочетание со связью согласование. И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета. Ответ: эту поступь
Слайд 17
Тест 5. Укажите в предложении словосочетание со связью управление. Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли. Ответ: что-то сочиняли
Слайд 18
Тест 6. Укажите в предложении словосочетание со связью примыкание. Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий. Ответ: по-весеннему зеленели
Слайд 19
Самостоятельная работа 1) Какой вид связи использован в словосочетании купить альбом? 2) Укажите словосочетание со связью примыкание: а) новое положение, б) двигаясь легко, в) идти в кино. 3) Укажите словосочетание со связью согласование: а) смотреть в окно, б) говорить бессвязно, в) интересующийся ученик. 4) Укажите словосочетание со связью управление: а) здоровый ребенок, б) купить книгу, в) читать увлеченно. 5. Какое объединение слов не является словосочетание: а) быстро разогнал, б) ученики и учителя, в) опоздал на урок.
Слайд 20
Ответы 1) управление, 2) б, 3) в, 4) б, 5) б.
Слайд 21
Использованная литература 1.А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007; 2. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, Н.Н. Кохтев. Русский язык для школьников 5-9-х классов. Путешествие в страну слов. – М.: Дрофа, 1995; 3. О.М. Чупашева. Трудности синтаксического анализа. – М.: Русск. яз. – Медиа, 2004.
nsportal.ru
Урок русского языка на тему «Словосочетание» (8 класс). Презентация по русскому языку на тему «Словосочетание» (8 класс)
Урок русского языка в 8 классе
Тема: СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Тема урока: Словосочетание
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о предложении и словосочетании; научить определять способы связи слов в словосочетаниях; формирование умения анализировать языковой материал.
Тип урока: Систематизация знаний, изучение новой темы.
Оборудование: презентация, учебники.
ХОД УРОКА
Орг. момент. Проверка домашнего задания.
Объяснительный диктант
Один ученик выходит к доске, пишет и объясняет орфограммы в словах, ребята пишут в тетрадях:
Немецко-русский словарь; полсердца, вовремя, еле – еле, железнодорожная станция; небольшой, во-первых, дальневосточная тайга; не было, нелепо, вверх, черноморские пляжи, темно-зеленые заросли; не у кого, ничем непахнущий, спутанных, пол – арбуза, нетерпеливо.
Актуализация знаний, определение темы урока: Обратите внимание на слайд 1 (1. На столе лежит книга, которую я взял у брата. 2. Лежит на столе, взял у брата.), какие синтаксические единицы на нём представлены? (Предложение и словосочетание) Назовите их различия: предложение имеет грамматическую основу, а в СС главным является подчинительная связь между словами, предложение передаёт информацию, является средством общения, а СС используется для соединения слов в предложения, не имеет интонационного выражения, пунктуацию, а предложение имеет (слайд 2). Хорошо, молодцы. Скажите, какую тему мы будем изучать? (Словосочетание)
Первичное закрепление, знакомство с правилом: Записывайте число, классная работа и тему урока (слайд 3), затем откройте учебник на странице 21 и один ученик читает правило. Что же такое СС? (Это синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи
) Что не будет являться СС? (грамматическая основа, однородные члены предложения, соединение знаменательного слова и служебной части речи) Выполняем упражнение 31 устно, фронтальный опрос, каждый ученик объясняет, что будет являться СС, а что нет. Делаем упражнение 33 письменно, трое у доски, остальные в тетрадях. Вспоминают части речи, усваивают схему построения СС.«На заметку», работа с правилом: Ученик читает правило на стр. 23. Скажите, от чего зависит деление словосочетаний на именные, глагольные и наречные? (от того, какое слово является главным в СС) Давайте закрепим это правило и выполним упражнение 34, делим тетрадь на три столбика. Выполняем на местах, фронтальный опрос.
Вторичное закрепление: Учитель рассказывает о трёх типах подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. Что вы знаете о согласовании? (зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже
Переходим к упражнению 40 и схеме морфологического разбора СС. Ученики находят в тексте СС на все три типа связи и самостоятельно выполняют в тетради. Трое учеников, которые выполнили раньше всех выполняют разбор на доске: разбор СС типа согласование, управление и примыкание. Остальные проверяют себя.
Тест по теме «Словосочетание»:
Какое утверждение является неверным?
В предложении чаще встречается подчинение.
В сочинительном словосочетании задаётся вопрос от главного слова к зависимому.
Согласование — такая связь, при которой зависимое слово изменяется при изменении формы главного слова.
В языке выделяются два типа словосочетаний: подчинительные и сочинительные.
Какое словосочетание имеет такое же строение, как словосочетание гордиться другом?
бежать быстро
письмо от брата
махать платком
петь как соловей
Какой ответ является неверным?
При согласовании зависимые слова могут быть выражены:
прилагательным
причастием
порядковым числительным
существительным
В каком случае выделенное слово является главным в словосочетании?
костюм в полоску
зреющие хлеба
раненный в плечо
стоявший поодаль
Укажите словосочетание «деепричастие + существительное».
построивший дом
не зная ничего
удостоен премии
заметив парус
В каком словосочетании связь слов — примыкание?
Отправляющийся в путь
Сделал впопыхах
Понадеявшись на удачу
Презентация книги
После выполнения теста, ученики обмениваются тетрадями, учитель озвучивает ответы. Каждый выставляет оценку соседу по парте и говорит их учителю.
Подведение итогов: Какую тему мы с вами изучили? (СС) Что такое СС? (определение из учебника) Какие сочетания слов не являются СС? (от грамматическая основа, однородные члены предложения, служебное и знаменательное слово) В зависимости части речи главного слово, СС бывают…? (именные, глагольные, наречные) Какие типы СС вы знаете? (согласование, примыкание, управление) Хорошо.
Домашняя работа: выполнить упражнения 37 и 41. Спасибо за урок.
infourok.ru
Урок-презентация «Виды связи в словосочетании» 8 класс
Коммунальное государственное учреждение «Школа-гимназия №1 имени М.Горького»
Открытый урок русского языка
Мультимедийное обучение
Учитель русского языка и литературы Минапова Р.Р.
Цели:
Образовательные: закрепление и систематизация знаний учащихся о словосочетании как синтаксической единице; формирование умения определять способы связи слов в словосочетании, формирование умения формулировать тему, основную мысль текста
Развивающие: развитие умений учащихся предупреждать ошибки в изучении данной темы; развитие самостоятельной познавательной деятельности и творческого мышления; развитие монологической речи , памяти, мышления, внимания, умения анализировать свою деятельность.
Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе,
воспитание культуры общения, коммуникативных умений и навыков, воспитание нравственных и духовных качеств
Задачи учащихся:
1) научиться выделять словосочетания из предложения;
2) научиться определять способ связи слов в словосочетании
Оборудование урока: мультимедийный кабинет №12 (показ слайдов)
Форма урока: групповая работа
Ход урока:
1.Организационный момент.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
2.Постановка целей, задач урока
— Сегодня на уроке русского языка мы проверим ваши умения в определении вида связи в словосочетании, выделять словосочетания из предложения и самим составлять их. Откройте тетради, запишите число, тему.
3. Теоретическая разминка
— А для начала я предлагаю вам небольшую теоретическую разминку. Давайте разгадаем кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
Состав словосочетания: «Главное слово + …».(Зависимое)
Какой частью речи выражено зависимое слово в следующих словосочетаниях: чудесно смотрится, отлично выглядит, прекрасно играет.( наречие)
Вид связи в следующих словосочетаниях: идем разговаривая, посмотрел направо, пришел учиться.(примыкание)
Какой частью речи выражено главное слово в следующих словосочетаниях: вышедший из дома, любящий работать, напуганный сильно.(причастие)
Вид связи в следующих словосочетаниях: бушующий ветер, второй этаж, моя книга.(согл
асование)Как называется разряд числительных, которые выступают в роли главного слова в словосочетаниях с согласованием?(порядковые)
Как называются падежи, вопросы которых задаются от главного слова зависимому при управлении?(косвенные)
Вид связи в следующих словосочетаниях: вышли из школы, будем у вас, букет из роз.(управление)
Какой частью речи являются главные слова в следующих словосочетаниях: трое из Простоквашино, три четверти планеты. (числительное)
з
а
в
и
С
м
о
е
н
а
р
е
ч
И
е
п
р
и
м
ы
к
а
Н
и
е
п
р
и
ч
а
с
Т
и
е
с
о
г
л
а
с
о
в
А
н
и
е
п
о
р
я
д
К
о
в
ы
е
к
о
С
в
е
н
н
ы
е
у
п
р
а
в
л
е
н
И
е
ч
и
С
л
и
т
е
л
ь
н
о
е
— Прочитаем хором ключевое слово (синтаксис). Знакомое слово? Это большой раздел, который мы начали изучать.
— Дайте определение этому понятию (раздел науки о языке, в котором изучается строение словосочетаний и предложений)
5.Опрос по повторению:
— Вспомните, что такое слово?
-Вспомните, что такое словосочетание (сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически)
— Скажите, чем отличается слово от словосочетания?
— «Словосочетание» указывает на некое единство, совместность? (приставка со-).Приведите примеры слов с этой приставкой (содружество, сотрудничество, соотечественник, соавтор)
-Из каких частей состоит словосочетание? ( из главного и зависимого)
— Какие бывают словосочетания по характеру главного слова? (именные, глагольные, наречные)
-Какие бывают средства связи слов в словосочетании? (предлог и окончание зависимого слова, только окончания, по смыслу).
— Что такое согласование? Почему он называется подчинительным?
— Что называется управлением? В чем его отличие от согласования?
— Что такое примыкание? Как примыкают слова в этом словосочетании?
— Что такое свободное и несвободное словосочетание?
— Что не является словосочетанием?
6.Сценки. Из каждой команды выходят 2 ученика в образе главного и зависимого слов.
1сценка: Главное слово: Люблю, чтобы со мной во всем соглашались! Но одного согласия мне мало – я ценю подражание. Я говорю другому слову : «Смотри на меня и делай, как я!»
Зависимое слово: Не все так стремятся к власти. Я, например, мягкое и податливое. Мне нравится принимать такую форму, какую выбрало другое слово. Так и живём – как нитка с иголкой.
-Какой тип связи вы узнали? (согласование) (подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже, при изменении главного слова зависимое тоже изменяется)
-А какие части речи выступают в роли зависимых слов при согласовании? (прилагательные, причастия, местоимения, порядковые числительные)
2 сценка: Главное слово: Я считаю, что для самостоятельного с лова самое подходящее занятие – управлять! Но если хочешь, чтобы тебя слушались, не требуй слишком многого – только того, что могут исполнить. Меня, например, в зависимом слове интересует только падеж
Зависимое слово: Вот мной и управляй! А то я такое нерешительное! Вечно не знаю, в каком падеже стоять, а уж самому выбирать, нужен мне предлог или нет, – это всегда так сложно!
-А это какой тип связи? ( управление)
— Расскажите о нём (подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже по отношению к главному, при изменении главного слова зависимое не меняется.
3 сценка: Главное слово: Для меня главное – быть главным! И если ко мне стремятся примкнуть всякие слова, которым вообще не дана способность изменяться, то я не возражаю.
Зависимое слово: Можно подумать, что примыкать – значит быть несчастным. Надо же понимать, что в постоянстве (неизменяемости) есть свой смысл. Мы не поддаемся чужому влиянию, и главное слово, как ни старается, ничего не может поделать с нами.
-Узнали? Это… (примыкание)
— В чём его особенность? (подчинительная связь, при которой слова связаны по смыслу, в роли зависимых слов выступают неизменяемые части речи: деепричастия, наречия, глаголы в неопределённой форме)
7. Выборочное письмо (из предложенного стихотворения необходимо выписать как можно больше словосочетаний) — «Словосочетание» произошло от древнерусского “чета”, что значит два. Сравните: свадебная чета, чётное число. Словосочетание – два слова, связанных по смыслу и грамматически. В словосочетании два компонента: главное и зависимое слово. От главного слова задаётся к зависимому слову вопрос.
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто есть кто – нам без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от ….. идёт
К ….. слову,
И никогда наоборот,
Запомни как основу. (А. Косоговский.)
8. Составление алгоритма и построение рассуждения
Виды связи
согласование управление примыкание
Главное слово главное слово главное слово
+ + +
причастие существительное наречие
прилагательное местоимение в деепричастие
местоимение косвенном падеже инфинитив
примеры
хороший день идти в школу громко смеяться
АЛГОРИТМ
Определяю тип ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ по зависимому слову:
Изменяется ли зависимое слово?
ДА НЕТ
примыкание
согласование
управление
Главное требует определенного падежа
Примыкает по смыслу, не изменяясь
Согласуется в роде, числе и падеже
Как? До какой степени?
Какой?
На вопросы косвенных падежей
На какой вопрос отвечает зависимое слово?Чем выражено зависимое слово?
Наречие, деепричастие, инфинитив, степень прилагательного, несклоняемое существительное, притяжательное местоимение
Имя существительное, местоимение, отвечающее на вопрос существительного
Полное прилагательное, полное причастие, порядковое числительное, притяжательное местоимение
9. Цифровой диктант. Выписать только цифры словосочетаний
1. гражданин республики
2. между народами Казахстана
3. решение Президента
4. живущих в согласии
5. независимого государства
6. степи и горы
7. процветает страна
8. история показывает
9. празднуется в декабре
10. народные традиции
11. дружным народом
12. соблюдаются традиции
13. государственный язык
14. официального статуса
15. жители города
16. обычаи и традиции
17. празднуются даты
18. казахские степи
19. изображен орел
20. мир прекрасен Взаимопроверка по ключу: 1, 2, 3, 4, 5,9, 10, 11,13,14,15,18
10. Обобщение и систематизации знаний
1. Образуйте с каждым словом все виды словосочетаний:
а) улыбка; б) решение; в) кто-нибудь; г) способность
возможные варианты:
лучезарная улыбка, верное решение, другой кто-нибудь, необычная способность;
улыбка ребенка, вынесли решение, кто-нибудь из класса, развил способность;
ее улыбка, их решение, красивее кого-нибудь, способность учиться
11. Тестовое задание
I. Определите, в каком ряду все словосочетания со связью согласование:
а) падающий снег, любимая игрушка, кто-то из нас;
б) разрисованная витрина, любящие родители, развешенные на стенах;
в) удивительная тишина, у твоего дома, вымытый пол;
г) свое присутствие, некоторые наречия, придуманный мною.
II. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
а) образованный от наречия, каждый из присутствующих, нашел среди цветов;
б) увидеть из окна, любить жизнь, смотреть внимательно;
в) оба пенсионера, тревога усиливалась, долго молчали;
г) трое из нас, переходит через границу, смотреть вдаль.
III. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
а) вкратце изложить, работать молча, сомневаться в этом;
б) откуда-то издалека, кофе по-турецки, яйцо вкрутую;
в) говорить невпопад, два рубля, любуясь собою; г) сжечь дотла, говорить вполголоса, в пустую комнату.
12. Выборочное письмо
А) Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.
Б) Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Вечерами, когда гасли фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.
В) Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.
13. Подберите к данным рисункам все возможные словосочетания.
14. Подведение итогов урока . Выставление оценок за урок. Рефлексия:
— Доволен ли ты тем, как прошел урок?
— Что бы ты изменил в уроке?
— Было ли тебе интересно?
— Сумел ли ты получить новые знания?
— Ты был активен на уроке?
— Учитель был внимателен к тебе?
— Ты сумел показать свои знания?
15. Домашнее задание: решить тест на стр. 42 – 46; ответить на контрольные вопросы
infourok.ru
Презентация к уроку русского языка (8 класс) по теме: Русский язык. Словосочетание. 8 класс.
Слайд 1
Словосочетание Словосочетанием называется сочетание двух и более знаменательных слов, которые связаны подчинительной связью (зеленый лес, пошел в магазин, бежать быстро) К словосочетаниям не относятся: Грамматические основы (весна пришла, мы приехали и др.) Однородные члены предложения (зеленый, красный шар; одеться красиво и изысканно) Сочетание знаменательного и служебного слова (к дому, у друга)Слайд 2
Классификация словосочетаний Синтаксически свободные (морской берег) Синтаксически несвободные (два брата) Простые (полевые цветы) Сложные ( п есчаный морской берег) глагольные именные наречные Определительные (какой? и др.) Обстоятельственные (где? когда? и др.) Объектные (кому? чему? и др.)
Слайд 3
Виды синтаксической связи сочинительная Эта связь характерна для независимых и равноправных единиц. Она характерна для однородных членов предложения, ею соединены части сложносочиненного предложения. В саду росли красные, белые и желтые розы . какие? красные Розы какие? белые какие? желтые подчинительная При этой связи отношения неравноправны или зависимы. Эта связь свойственна словосочетаниям и сложноподчиненным предложениям, а также некоторым видам бессоюзных сложных предложений. Различают три вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Слайд 4
Согласование При согласование зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово. В глухом лесу прил. с ущ. Д.п ., ед.ч ., м.р . Д.п ., ед.ч ., м.р . В качестве зависимых слов выступают полные имена прилагательные и причастия, порядковые числительные и местоимения, по форме сходные с именами прилагательными.
Слайд 5
Управление Вид подчинительной связи, при которой главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже. Оплатить (что?) проезд ( в.п .) Заплатить (чем?) жизнью (т.п.) Одеть (кого?) ребенка ( в.п .) В качестве зависимого слова могут выступать имена существительные, местоимения, числительные, по форме сходные с именами существительными. Но при этом главное слово остается неизменяемым.
Слайд 6
Примыкание Вид связи, при которой слова связаны только по смыслу. Шагать (как?) быстро В качестве зависимого слова при примыкании выступают неизменяемые части речи: наречия, деепричастия, инфинитив; некоторые формы слов: притяжательные местоимения 3 лица, простая форма сравнительной степени прилагательных и наречий.
Слайд 7
Укажите виды подчинительной связи, использованные между словами в предложении В этих молчаливых горных долинах стояла прозрачная тишина первых весенних дней (И. Бунин). 1) согласование и управление 2) согласование и примыкание 3) управление и примыкание 4) согласование, управление и примыкание Ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом. 1) согласование и управление 2) согласование и примыкание 3) управление и примыкание 4) согласование, управление и примыкание
Слайд 8
Сколько в данном предложении словосочетаний с подчинительной связью управление? Со скамейки не видны были берега, и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора ещё более усиливалось (М. Пришвин) 1) 3 2) 4 3) 5 4) 6 Сколько в данном предложении словосочетаний с подчинительной связью согласование? Пыльца луговых трав и древесного пуха покрыла тонким слоем всю поверхность воды, и от этого ранним утром озеро было как неумытое. 1) 4 2) 5 3) 6 4) 7
Слайд 9
Прочитайте текст и выполните задания (1) Язык служит средством человеческого общения. (2) Он необходим для хранения и передачи информации, для управления человеческим поведением. (3) Никто не знает точно, сколько языков существует на Земле, но их число превышает четыре тысячи. (4) В одной только Африке люди говорят на 1300 языках. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании для передачи информации (предложение 2) Выпишите из текста словосочетание(-я) с подчинительной связью примыкание. Замените словосочетание человеческим поведением ( предложение 2), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
nsportal.ru
Презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему: Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме: «Связь слов в словосочетании.»
Слайд 1
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 классе Способы связи слов в словосочетании .Слайд 2
Синтаксическая пятиминутка Записать предложение, обозначить изученные орфограммы: С приближением утреннего солнца бледнели и сокращались молнии. Время на выполнение – 3 минуты.
Слайд 3
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Из слов записанного предложения записать все возможные именные словосочетания. (с приближением солнца, утреннего солнца) Время на выполнение – 3 минуты.
Слайд 4
Словосочетание – это два слова, соединенных между собой грамматически или по смыслу. В словосочетании одно слово является главным , другое – зависимым. От главного слова к зависимому задается вопрос. главное слово зависимое вопрос
Слайд 5
Словосочетаниями не являются: Грамматическая основа предложения Однородные члены предложения Служебная + самостоятельная часть речи Фразеологический оборот
Слайд 6
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Можно ли записать еще какие-либо словосочетания из слов этого предложения? (бледнели с приближением, сокращались с приближением) Какие это словосочетания? Дайте им характеристику.
Слайд 7
Виды словосочетаний именные наречные глагольные
Слайд 9
Согласование – зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное яркий полдень Главное слово Зависимое слово прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное +
Слайд 10
Управление – зависимое слово ставится при главном в определённом падеже написать другу Зависимое слово Главное слово существительное, местоимение, числительное +
Слайд 11
Примыкание – зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу ушёл гулять Зависимое слово Главное слово Любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола, сравнительная форма) +
Слайд 12
Типы связи слов в словосочетании? Изучив материал на странице 33 (упражнение 70) учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.
Слайд 13
АЛГОРИТМ Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому. Определить часть речи зависимого слова. Изменяется ли зависимое слово? Если нет – примыкание. Если да – изменить главное слово. Изменяется зависимое слово? Если да – согласование. Если нет – управление.
nsportal.ru
Презентация к уроку в 8 классе » Словосочетания»
Тема: «Словосочетания». Урок- повторение в конце года.
Цели:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3)развитие познавательной самостоятельности;
4)воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе .
5. Перед вами текст.Выберите из данного текста словосочетания со способом связи согласование (1группа), управление (2 группа), примыкание (3 группа) Поздняя осень Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья. Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими разноцветными листьями.(слайд №6)
6. Задание по группам: выпишите из данных словосочетаний именные (1 группа), глагольные (2 группа), наречные (3 группа). Один ученик проводит орфографическую работу на доске ( словосочетания написаны на доске) Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош.., вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.
1 группа. Из согласования в управление: Соломенная шляпа, мамино платье, библиотечная книга, цветочный магазин, плавательный бассейн 2 группа Из управления в согласование Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, штаб дивизии, отчет за год 3 группа Из управления в примыкание С усердием работать, говорил с восторгом, страсть к путешествию, помощь брата, способность к рисованию
Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово.
1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гуманный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дареный, даровой; конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный.
2) Обсуждать, осуждать; оплатить, заплатить; одеть, надеть; суметь, смочь; представить, предоставить; развиваться, развеваться; сыскать, снискать; обосновать, основать.
Вопрос № 1 Словосочетание СЮРПРИЗОМ ОСЕНИ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Я долго стоял неподвижно, любуясь этим необыкновенным сюрпризом поздней осени. (Носов Е.)
Введите ответ:
Вопрос № 2 Словосочетание ПАДАЕТ БЕЗЗВУЧНО предложения 2 построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. (1) Тяжёлые шапки снега склонили вниз ветви. (2) Снег падает с них совершенно беззвучно, оставляя вмятины на белоснежной пелене под деревьями. (Зверев М.)
Введите ответ:
Вопрос № 3 Словосочетание НА ПРИВОКЗАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. На маленькой привокзальной площади — стоянка такси. (Адамов Г.)
Введите ответ:
Вопрос № 4 Словосочетание С НЕОХОТОЙ СКРЫЛИСЬ из предложения 3 построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ. (1) Невдалеке несколько песчанок бойко рыли песок. (2) Селевин подошёл к ним ближе. (3) Зверьки с большой неохотой скрылись в норки при его приближении. (Зверев М.)
Введите ответ:
Вопрос № 5 Словосочетание БЕНЗИНОВЫЙ ЗАПАХ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Бензиновый запах осел на асфальт жирным слоем. (Погодин Р.)
Введите ответ:
Вопрос № 6 Словосочетание ИСПУГАННО ОТДЁРНУЛ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Крышка прикрывала довольно глубокую яму, в которой были уложены длинные свёртки из мешковины. Лёшка потрогал верхний и испуганно отдёрнул руку. (Дубровский Э.)
Вопрос № 7 Словосочетание В ЗАРОСЛЯХ ВЕРЕСКА из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. У самого края леса в зарослях болотного вереска блеснуло озерко с тёмной водой цвета крепко заваренного чая. (Носов Е.)
Введите ответ:
Вопрос № 8 Словосочетание БЕЗЖАЛОСТНО ВЫРЫВАЛИ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. (Паустовский К.)
Введите ответ:
Введите ответ:
Вопрос № 9 Словосочетание С ЗАВИСТЬЮ ПОСМОТРЕЛ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ. С завистью посмотрел Шарад на маленькую девочку, которая, забыв всё на свете, пронзительно свистела в только что купленный красный свисток. (Беляев А.)
Введите ответ:
Вопрос № 10 Словосочетание ЖЕСТЯНУЮ КРУЖКУ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на березке у ручья. (Коваль Ю.)
Введите ответ:
multiurok.ru
Презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме: Словосочетание
Слайд 1
С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Е 1. Знать, что такое словосочетание 2. Учиться устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании 3. Учиться выделять словосочетания из предложенияСлайд 2
Проверка домашнего задания Что такое синтаксис? Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение . Что такое пунктуация? Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация . Какие знаки препинания вы знаете ? . ! ? , : ; « » ( ) — … Кто такой Александр Матвеевич Пешковский ? А.М.Пешковский – выдающийся учёный-лингвист. Главная его книга посвящена синтаксису .
Слайд 3
Озеро Байкал Опишите, что вы видите
Слайд 4
слово озеро Байкал, берег , горы , вода , деревья. бескрайнее озеро, голубая вода, прозрачная вода, высокие горы, гигантские кедры словосочетание Где более точно, конкретно говорится об озере, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов?
Слайд 5
Словосочетание ПРОЗРАЧНАЯ ВОДА Выделим в них главное и зависимое слово, зададим вопрос, составим схему, назовём вид. В словосочетании прозрачная вода главное слово – вода, так как от него мы зададим вопрос: вода (какая?) – прозрачная. Прозрачная вода Прозрачная зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным, поэтому вид словосочетания – именное. Прилагательное + существительное Зависимое слово – выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным по смыслу и с помощью окончания.
Слайд 6
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ СМОТРЮ НА ОЗЕРО Выделим в них главное и зависимое слово, зададим вопрос, составим схему, назовём вид. В словосочетании смотрю на озеро главное слово – смотрю , так как от него мы зададим вопрос: смотрю (на что?) – на озеро. Смотрю на озеро озеро — зависимое слово. Главное слово выражено глаголом, поэтому вид словосочетания – глагольный. глагол + существительное Зависимое слово – выражено именем существительным . Зависимое слово связано с главным по смыслу и с помощью окончания и предлога.
Слайд 7
Составьте словосочетания из слов, запишите и разберите их: солнечная , день; чистый , озеро; смотрит , громкий; раскинулось , широкий; приехать , озеро, вкусный , книга. Из каких пар слов не удалось составить словосочетания? Почему? Из пар слов смотрит, громкий , вкусный книга невозможно составить словосочетания, так как эти слова друг с другом не сочетаются, нет смысла.
Слайд 8
Выпишите словосочетания Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. ( А.С.Пушкин .) волнистые туманы на печальные поляны льет печально льёт свет
Слайд 9
Выпишите словосочетания На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. ( С.А.Есенин ) На пушистых ветках Снежною каймой Белой бахромой. Распустились на ветках Распустились бахромой Распустились каймой
Слайд 10
Самостоятельная работа Выпишите словосочетания Байкал – самое глубокое и многоводное озеро на Земле. «Море» – так зовут это огромное озеро все местные жители. Оно лежит в гористых берегах. Впадина Байкала содержит в себе самое большое на нашей планете скопление пресной воды.
Слайд 11
Итог урока В каком разделе науки о языке изучается словосочетание? Приведите примеры словосочетаний. Что такое словосочетание? Из каких частей состоит словосочетание? Назовите вид словосочетаний по главному слову? Что не является словосочетанием?
nsportal.ru