Словосочетание 8 класс теория – Словосочетание — урок. Русский язык, 8 класс.
Обобщающий урок по теме «Словосочетание». 8-й класс
Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (124,5 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели: проверить качество усвоения материала по теме «Словосочетание».
Задачи:
- проверить умение анализировать словосочетание;
- проверить умения определять тип связи в словосочетании;
- проверить умения выделять в предложении словосочетание с определённым типом связи
Тип урока: повторительно-обобщающий.
- раздаточный материал
- мультимедийное сопровождение
- презентация
- учебник русского языка для 8 класса под ред. Львовой
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Повторение теоретического материала
При опросе учащиеся с низкой мотивацией к обучению могут пользоваться учебником, чтобы ответить на поставленный вопрос.
– Что изучает синтаксис? (Синтаксис – это
раздел науки о языке, который изучает
словосочетание, предложение и текст. )
– Что такое словосочетание? (Словосочетание –
сочетание двух и более знаменательных слов,
связанных по смыслу или грамматически и
подчинительной связью.)
– Из чего состоит словосочетание? (Из главного
слова и зависимого)
– Назовите виды словосочетаний по главному
слову? (Именные, глагольные и наречные)
– Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование,
управление и примыкание)
– Что такое согласование? Управление?
Примыкание? (Согласование – это такой
вид связи, при котором зависимое слово выступает
в тех же грамматических формах (род, число, падеж),
что и главное.Управление – это такой
вид связи, при котором главное слово требует
постановки зависимого слова в определенный
падеж, с предлогом или без предлога.Примыкание
– это такой вид связи, при котором зависимое
слово связывается с главным только по смыслу.
Примыкают обычно неизменяемые части речи
(наречие, деепричастие, инфинитив)
– Что не является словосочетанием?
- Основа предложения (мальчик уехал),
- Однородные члены
- Предлоги со словами (в течение часа),
- Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
- Фразеологические обороты (сел в калошу)
3. Выполнение упражнения
Распределите словосочетания по трём столбикам (согл., упр., прим.)
Липовый чай, пилить дрова, идти быстро, любящая тебя, второй поющий, готовый уйти, мой милый, спящий храпя, идёт к окну, чей-то дом, желание спать, шёл впереди, этот человек, летящая утка, быстрее лани, белый от пыли, доволен одним, валясь набок, мечты любящих.
Если некоторые учащиеся затрудняются выполнить упражнение, им можно разрешить пользоваться подсказками: либо теоретическим материалом из учебника, либо схемами, составленными на предыдущих уроках.
Проверка.
4. Самостоятельная работа
Учащиеся с низкой мотивацией выполняют только часть А(таким учащимся опять же можно разрешить пользоваться учебником), сильные учащиеся выполняют работу полностью.
Тест
Часть А.
А1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
- В соседней комнате, погружённый во тьму, в какую-то сторону
- Под шёлковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения
- Первый снег, из всего сказанного, под белыми берёзами
- В новой шапке, всё общество, чувство ненависти
А2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
- Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего
- Коричневый забор, всей улицей, улыбающегося лица
- Через всю реку, по светлым коридорам, его ответ
- Весёлую компанию, моей книги, скользнул по окнам
А3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
- Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа
- Янтарные бусы, дежурной улыбкой, окружённый забор
- За тонированными стёклами, песцовой шубы, упругие мышцы
- Яркой краской, известные фермеры, её ресницы
А4. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
- Сижу за столом, вижу их, этот номер
- Вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент
- Развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь
- Напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку
А5. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
- Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки
- Передаёт новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне
- Казалось нам, выражением лица, испанская шаль
- Перельётся через край, фонтанами брызг, театральный занавес
А6. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
- Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал
- С зарослей бузины, капала из крана, прищурил глаза
- Поражён красотой, вглядывался в небо, в этот час
- Вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы
А7. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
- Тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну
- Давно забытый, когда-то нашёл, на это место
- Украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись
- Стремиться туда, тихо летали, помнил их
А8. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
- Гораздо меньше, искренне любил, этой новости
- Глубоко несчастлив, однажды решил, моё сердце
- Заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его
- Его слова, шёл не спеша, очень важно
А9. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
- Собрались вместе, шёпотом повторял, читавшего стихи
- Проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал
- Вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке
- Вновь повторил, была там, не глядя на него
А10. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
- Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи
- Желание вернуться, заново родившимся, всегда поражал
- Сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки
- Цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди
Часть В
В1. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.
В2. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.
В3. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.
В4. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору.
В5. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд.
В6. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Люси поняла, что надо искать то, что поможет выжить.
В7. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
А однажды даже показалось Алёше, что спина Ковалёва мелькнула в толпе.
В8. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Вечерами, когда гасили фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.
В9. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
И мы искренне привязались к маленькому хромому утёнку.
В10. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Кто знает, какая сила разрушила древние постройки.
После того как работа выполнена, идёт проверка части А.
Затем ребята объединяются в группы по четыре человека: два сильных ученика и два со слабой мотивацией к обучению. Сильные учащиеся ещё раз проговаривают определения типов связи для слабых и уже помогают выполнить часть В.
Проверка.
5. Домашнее задание
Раздаётся каждому на отдельном листке. Сильные учащиеся определяют вид словосочетания по главному слову и тип связи, а учащиеся со слабой мотивацией к обучению только тип связи.
Определите тип связи
- Ехать быстро
- Красящий забор
- Мощёная улица
- Очень ветрено
- Освобождение армией
- Лестно говорить
- Пятый в строю
- Очень дружно
- Помогал маме
- Отвечать, не думая
- Писать аккуратно
- Папин портфель
- Грустный мальчик
- Кофе по-турецки
- Дежурный класс
- Пришёл мириться
- Пятый кабинет
- Счастливая улыбка
- Видеть из окна
- Понимаю тему
- Сделать по-своему
- Свой человек
- Поливающий из лейки
- Подошёл ко мне
- Говорить насчёт погоды
- Понятно объяснять
- Очень красиво
- Неубранная комната
- Прийти вовремя
- Наш приз
27.03.2013
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
1. |
Словосочетание
Сложность: лёгкое |
4 |
2. |
Значения словосочетаний
Сложность: лёгкое |
3 |
3. |
Согласование
Сложность: среднее |
6 |
4. |
Словосочетания, близкие по значению
Сложность: среднее |
3 |
5. |
Управление
Сложность: среднее |
6 |
6. |
Примыкание
Сложность: среднее |
4 |
7. |
Синтаксический разбор словосочетания
Сложность: сложное |
4,5 |
www.yaklass.ru
Словосочетание. Виды связи в словосочетании (8 класс)
Тема урока: «Словосочетание. Виды связи в словосочетании»
Цели урока:
-систематизировать и закрепить знания о словосочетании, полученные ранее;
— формировать умение определять способ связи слов в словосочетаниях, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.
Задачи:
Образовательная:
-организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ГИА по русскому языку:
отрабатывать навык определять способ связи слов в словосочетаниях, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;
Развивающая:
— использовать современные технологии обучения для развития у обучающихся навыков активного усвоения учебного материала;
— создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА;
— способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий;
— развивать ИКТ-компетенции и коммуникативные способности обучающихся.
Воспитательная:
-воспитывать настойчивость и познавательный интерес, умение слушать, желание работать до конца; развивать положительное отношение к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, ЭОР
Формы организации: использование технологии поуровнего обучения, фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах.
Организационное начало учебного занятия
Учитель: Доброе день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Ежедневно, встречаясь друг с другом, мы произносим эту фразу. Почему? Ведь день бывает не только добрым, но и пасмурным, грустным, хмурым. Но каким бы он ни был, каждый новый день вселяет в человека самые радужные, светлые надежды. Надеюсь, что и сегодня ваши надежды оправдаются, и этот добрый день принесет вам не только новые знания, но хорошие оценки, прекрасное настроение.
Ребята, а с точки зрения синтаксиса, что собой представляют эти два слова «доброе утро» (Словосочетание) . Докажите это.( Потому что словосочетание — это два слова, связанных по смыслу и грамматически) Запишите слово «словосочетание» поморфемно. Проверьте (слов-о-со-чет-а-ни-е). Какие ассоциации возникают со вторым корнем? Как вы думаете, каково его происхождение? (чета(древнерусское) – двое, пара, отсюда и чет, нечет).
Итак, словосочетание, виды связи слов в словосочетании – это тема нашего урока. (слайд№1) А какие цели мы с вами поставим? (Самоцелеполагание) (слайд№2). Заполните оценочные листы.
Проверка поуровнего домашнего задания (общая часть проверяется по ключу( самопроверка, самооценка) (слайд№3) .(В это время 1 ученик со второй группы выписывает на доске по два словосочетания к каждому виду связи, а с третьей – делает разбор словосочетаний.)- Ребята, какую орфограмму или способ связи не можете себе объяснить? Задайте мне вопросы. ( Учащиеся 1-й группы приступают к выполнению самостоятельной работы. Приложение №1). После проверки и самооценки дополнительного задания, которое ученик делал на доске, учащиеся 2-й группы приступают к выполнению своего задания. (Работа в парах, взаимопроверка, взаимооценка. Приложение №2). Проверка дополнительного задания 3-й группы и самооценка.
Работа с учащимися 3-й группы. Игра «Уберите лишнее»(слайд№4) и задания на определения способов связи слов в словосочетании ( №5(2,. 6, 7, 14, 16), №6(1, 4, 5, 10, 12, 13), №7(3, 8, 9, 11, 15) – Ребята, если по главному слову мы определяем вид словосочетания, то по зависимому — способ связи. Какими же частями речи могут быть зависимые слова в согласовании, управлении и примыкании? (Монологический ответ ученика у доски и проверка его ответа по слайду (слайд№8).
Проверка выполнения устного задания учащимися 2 группы. К доске приглашаются 2 ученика ).
Работа с предложением (задание учащиеся выбирают по желанию)
Каждый осе(н,нн)ий лист был ш…девром тончайшим слитком из золота и бронзы.
1.Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, сделать полный синтаксический разбор.
2.Выписать все словосочетания, указать способ связи.
3.Выписать пары слов, не являющиеся словосочетаниями, добавить те те, которых в предложении нет.
VI. Подготовка к ГИА: В2. Заменить словосочетания, образованные одним способом связи, синонимичным с другим способом связи.
Страж леса – лесной страж
Спросите с возмущением – спросите возмущенно
Детских мыслей – мыслей детей
С железной оградкой – с оградкой из железа
Изгиб на дороге – дорожный изгиб
VII. Творческая работа. Работа по репродукции картины С. Ю. Жуковского «Брошенная терраса» упр.134
1-й уровень: на основе репродукции придумайте и запишите словосочетания, построенные по типу согласования, которые подтвердили бы мысль Виноградова: «Прилагательное — это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении.»
2-й уровень: можно ли эти слова отнести к причастию? Докажите.
3-й уровень: написать сочинение-миниатюру, объяснив смысл названия и рассказав о настроении, которое она вызывает).
VIII. Проверка выполненной работы.
IX. Подведение итогов урока.
X. Рефлексия.
infourok.ru
Зачёт по русскому языку в 8 классе по теме » Словосочетания»
Зачёт по русскому языку в 8 классе по теме «Словосочетание». Вариант 1.
Теория
1. Что такое словосочетание? Дайте определение, приведите 3-4 примера.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие виды словосочетаний по главному слову вы знаете? Приведите по 2 примера на каждый вид словосочетаний. __________________________________________________-________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что такое управление? Чем выражаются зависимые слова при управлении? Приведите 3 примера со связью управление. _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
4. Что такое примыкание? Чем выражаются зависимые слова при примыкании? Приведите 3 примера со связью примыкание ____________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Часть 1. Выбери только один правильный ответ.
1. Укажи синтаксическую единицу, которая не является словосочетанием.
1) небо прояснилось 2) на лиловом небе 3) решил передохнуть 4) справа от дороги
2.Укажите словосочетания со способом связи согласование.
1) со старым лесником 2) как-то осенью
3) напились из колодца 4) окно в спальню
3. Укажите словосочетания со способом связи управление
1) на лимонном листе 2) осенний урожай
3) красный от злости 4) приятные ощущения
1) говорил не умолкая 2) стал спокойнее
3) раздавались в воздухе 4) никакого добра
1) дрожали звёзды, низкие звёзды, каждый из нас
2) ручей из коры, тихо разговаривали, иной способ
3) похожие на сказку, морской шум, небывалая радуга
4) одинокий человек, бледный от услышанного, десятый по счёту.
1) ни о чём не думал, увидели цель, промелькнувший мимо
2) бросил камень, стали расспрашивать, в расплавленном серебре
3) разросшийся палисадник, распугивая птиц, возвратишься усталым
4) лежали листья, грести к берегу, бросили удить
7. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях молча смотреть, её сумка, говорить задыхаясь
1) согласование 2) управление 3) примыкание
8. Укажите ошибку в определении типа подчинительной связи в словосочетании
1) выиграть битву — управление 2) грубую игру — согласование
3) прийти засветло — примыкание 4) идти свистя — управление
9. Отметь ряд, в котором все словосочетания являются цельными
1) восемь дел, трое из ребят, мы с Тамарой, мужчина среднего роста
2) несколько яблок, любой из нас, друг за друга, яблочный сок
3) кто-нибудь из них, девушка с голубыми глазами, книга брата, хлеб с икрой
10. Неверно выделено главное слово:
1) кофе по-варшавски 2) похожий на отца;
3) по-зимнему холодно; 4) что-то непонятное;
11. Укажите главные слова в словосочетаниях:
1.Бетонные опоры. 2.Весьма искусный. 3.Подготовить доклад. 4.Купить брошюру. 5.Гениальный ученый. 6.Чертить тушью. 7.Потрфель отца. 8.Быстро бежать. 9.Очень темно. 10.Встать спозаранку.
12. Образовать словосочетания:
Оплатить (проезд), уплатить (проезд), добиться (признание), заслужить (похвала),
удостоить (внимание), отзыв (книга), рецензия (статья), удостоен (награда),
достоин (уважение), скучать (сестра), исходить (предположение).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 2. Выполни задание, запиши ответ.
1. Замените словосочетание БЕЗДУШНО ПЕЛ, построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление.
______________________________________________________________________
2. Замените словосочетание ОХРАНЯЛ С ЗАБОТОЙ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
_____________________________________________________________________
3. Замените словосочетание ЖЕЛЕЗНЫЙ ВАГОН, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.
___________________________________________________________________
Зачёт по русскому языку в 8 классе по теме «Словосочетание». Вариант 2.
Теория
1. Что такое словосочетание? Дайте определение, приведите 3-4 примера.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
2. Какие виды словосочетаний по главному слову вы знаете? Приведите по 2 примера на каждый вид словосочетаний. _____________________________________________________-________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что такое управление? Чем выражаются зависимые слова при управлении? Приведите 3 примера со связью управление. _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4. Что такое примыкание? Чем выражаются зависимые слова при примыкании? Приведите 3 примера со связью примыкание ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Часть 1. Выбери только один правильный ответ.
1. Укажи синтаксическую единицу, которая не является словосочетанием.
1) медведь заревел 2) в дождливый день 3) начал разговаривать 4) слева от входа
2.Укажите словосочетания со способом связи согласование.
1) с новым знакомым 2) совершенно случайно
3) страница из книги 4) дверь в комнату
3. Укажите словосочетания со способом связи управление
1) в большой комнате 2) увидевших меня
3) красный диван 4) идти прямо
4. Укажите словосочетания со способом связи примыкание
1) загадочно выглядел 2) стал добрее
3) кружились в воздухе 4) чьего-то взгляда
5. В каком ряду все словосочетания являются именными?
1) дрожали звёзды, яркие звёзды, многие из них
2) ручей бежит, бойко разговаривали, интересный разговор
3) бежал быстро, шум волны, высокое здание
4) знакомый человек, красивый по-прежнему, пятый по счёту.
6. В каком ряду все словосочетания являются глагольными?
1) не мечтал о встрече, увидели рассвет, пробежавший мимо
2) бросил фразу, стали рассказывать, в утреннем небе
3)красующийся палисадник, слушая пение, возвратишься вечером
4) грело солнце, идти по дороге, начали танцевать
7. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях хрустальная ваза, январская метель, новая забава
1) согласование 2) управление 3) примыкание
8. Укажите правильный вариант в определении типа подчинительной связи в словосочетании
1) невидимый работяга – (способ связи – согласование)
2) помогал всегда – (способ связи – управление)
3) люблю леса – (способ связи – примыкание)
4) защищающий родину – (способ связи – согласование)
9. Отметь ряд, в котором все словосочетания являются цельными
1) много дел, один из нас, мы с другом, девочка с кудрявыми волосами
2) множество книг, любой из нас, друг за друга, клюквенный морс
10. Неверно выделено главное слово:
1) котлета по-киевски 2) похожий на отца;
3) по-осеннему прохладно; 4) кто-то знакомый;
11. Укажите главные слова в словосочетаниях:
1.Бетонные опоры. 2.Весьма искусный. 3.Подготовить доклад. 4.Купить брошюру. 5.Гениальный ученый. 6.Чертить тушью. 7.Потрфель отца. 8.Быстро бежать. 9.Очень темно. 10.Встать спозаранку.
12. Образовать словосочетания:
Оплатить (проезд), уплатить (проезд), добиться (признание), заслужить (похвала),
удостоить (внимание), отзыв (книга), рецензия (статья), удостоен (награда),
достоин (уважение), скучать (сестра), исходить (предположение).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 2. Выполни задание, запиши ответ.
1. Замените словосочетание ВОИНСКОГО ГЕРОИЗМА, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.
________________________________________________________________________
2. Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
______________________________________________________________________
3. Замените словосочетание ПИСАТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.
_______________________________________________________________________
infourok.ru
Конспект урока по теме «Словосочетание» (8 класс)
Урок русского языка в 8 классе
Тема. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание, его назначение в языке.
Строение и виды словосочетаний.
Цель:
Образовательные:
1.Познакомить учащихся с типами связей в словосочетании.
2. Закрепить понятия словосочетание, типы словосочетаний по главному слову.
3. Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, мультимедийная доска, презентация
Вид урока: изучение новой темы.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Ребята, мы начинаем знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодня перед нами тема – «Словосочетание. Связь слов в словосочетании».
(Запись даты, темы урока в тетради)
— Цель нашей работы – узнать, какие связи слов в словосочетании выделяются в языкознании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа на повторение.
Что изучает синтаксис? (Синтаксис— это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст. )
— Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)
— Из чего состоит словосочетание? (из главного слова и зависимого)
— Назовите виды словосочетаний по главному слову? (именные, глагольные и наречные)
II. Новая тема
1.Запишем в тетрадях предложение :
Осенний ветер легко срывает последние листья с берез и осин.
— Необходимо выписать из данного предложения все словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?(Знать определение словосочетания)
-Что такое словосочетание? (Слайд 3)
(Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения).
— Что не является словосочетанием?(слайд4)
По тому, какой частью речи является главное слово, выделяют три вида словосочетаний. Назовите их:
— Именное, глагольное, наречное.(слайд5)
Итак, выписываем словосочетания и определяем их вид
1. Существуют три способа подчинительной связи между компонентами словосочетания
— согласование,
— управление,
— примыкание (Слайд 8)
Согласование- это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное(слайд 9)
Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. .(слайд10)
Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив).(слайд11)
III.Приступаем к выполнению упражнений
Вл..дение речью, уча(?)ствовать в походе, из..бразить на картине, легко справиться, добросовес(?)ные тружен..ики, интел..игентные люди, уверен..ость в победе, непокол..бимая вера, рас..уждать последовательно, поступить рас(?)чётливо, жить играючи, пом..гать по-соседски, меткое выр..жение, вера в будущее, трудиться добросовес(?)но, рас(?)чётный счёт, рас(?)чётливость хозяина, современ(?)ое мировоз(?)рение.
2.Подготовимся ОГЭ
1).Задание: замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью согласование
Вода со льдом –
Листья клёна –
День осени –
Посуда из дерева –
Работы с землёй-
2). Задание : замените словосочетания со связью согласование на словосочетания со связью управление
Земляничная поляна –
Клубничное варенье –
Рыбный суп –
Мамин платок –
Лисья нора –
3) Задание: замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью прримыкание
Написал без ошибок –
Исчез без следа –
Закончил до срока –
Говорил с улыбкой –
Жить без забот –
IV. Рефлексия
-Что узнали о способах связи слов в словосочетании?
— Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании
V.Домашнее задание
Раздается каждому на отдельном листке.
В начале следующего урока на экране появятся ответы к заданиям и критерии оценки работы. Домашнее задание будет оценено учащимися путем взаимопроверки.
1) Легко писать письма, когда на каждое письмо получаешь ответ. 2) Прочитаешь – словно поговоришь. 3) Зацепишься за какую-нибудь реплику в ответ, за какое-нибудь возражение, и глядишь – разбежался на новое письмо. 4) Да разве только письма! 5) Литература, все человеческое искусство – это как игра в теннис, извините за упрощенное сравнение. 6) Чтобы теннисист хорошо играл, нужна хорошая подача со стороны партнера. 7) Если же спортсмен посылает от себя превосходные мячи, а в ответ ничего не получает, то никакой игры не получится. 8) Играть в теннис одному практически нельзя. 9) Точно так же без ощущения читателя, слушателя, зрителя, без ощущения целого народа, ради которого берется перо или кисть, настоящего искусства быть не может.
( По В. Солоухину)
Выпишите из первого предложения словосочетание со связью согласование.
Выпишите из первого предложения словосочетание со связью управление.
Выпишите из первого предложения словосочетание со связью примыкание.
Выпишите из текста словосочетание, в котором главное слово – наречие.
Выпишите из предложенных сочетаний слов те, которые не являются словосочетаниями: словно поговоришь, зацепишься за реплику, игра в теннис, перо или кисть, ничего не получает.
infourok.ru
Тест по русскому языку (8 класс) на тему: КР 8 класс Словосочетание и ГО предложения Теория
КР 8 класс Словосочетание и ГО предложения Теория
Ф.И. ____________________________________
- Синтаксис – это___________________________________________
_____________________________________________________________
- Основные синтаксические единицы – это _____________________
_____________________________________________________________
- Словосочетание – это ______________________________________
_____________________________________________________________
- По главному слову словосочетания делятся на ________________
_____________________________________________________________
- Словосочетаниями не являются______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Способы связи слов в словосочетании:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Предложение – это ________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Простые предложения бывают
- по цели высказывания ______________________________________
_____________________________________________________________
- по эмоциональной окраске ___________________________________
- по полноте _______________________________________________
- по наличию грамматических основ ___________________________
- по наличию второстепенных членов __________________________
- по характеру грамматической основы_________________________
- Подлежащее – это _________________________________________
_____________________________________________________________
- Способы выражения подлежащего:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сказуемое – это ___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Виды сказуемых и способы выражения
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________
nsportal.ru
«Словосочетание. типы подчинительной связи слов в словосочетании»
Урок русского языка по теме
«Типы связи слов в словосочетании». 8-й класс
Тема: Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании.
Цели урока:
– образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о строении словосочетаний, о способах связи слов в словосочетаниях; закрепить умение вычленять словосочетание из предложения; отработка умения определять главное и зависимое слово в словосочетаниях; повторение орфографии и пунктуации; умение использовать синонимичные словосочетания в речи;
– развивающая: развивать лингвистическую и коммуникативную компетенцию;
– воспитательная: формирование навыков контроля и самоконтроля.
Задачи:
Формирование умения определять тип подчинительной связи слов в словосочетании и предложении.
Дать практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа в рамках подготовки учащихся к выполнению заданий В2 в ГИА по новой форме для 9-х.
Отработать трудные случаи управления и примыкания.
Тип урока: изучение нового.
Технологии: алгоритмического обучения с поэлементной отработкой действий, анализа результатов поэтапного формирования учебных действий, развивающего обучения, дифференцированного подхода, проектная технология (мини-проект «Алгоритм «Определяю тип подчинительной связи»»), индивидуально-личностного обучения, здоровьесбережения.
Оборудование:
1. Мультимедийный проектор
2. Карточки со словосочетаниями
3. Раздаточный материал
4. Листы контроля
План урока.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит активно поработать. Давайте поприветствуем друг друга улыбками, рукопожатием и пожелаем удачи.
2.Проверка домашнего задания.
Учитель: Проверьте самостоятельно домашнее задание по слайду. (Самопроверка домашнего задания (упражнение 34) по образцу (слайд № 1)).
Учитель: —А теперь посмотрите на следующий слайд, прочитайте и попробуйте сформулировать тему урока (Слайд №2).
Запись на слайде: Добрая душа, первый урок, открытая тетрадь. Думать о хорошем, принять помощь, бежал к озеру. Увлеченно говорить, бежать быстро, поздно ночью.
3. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Объясните пропущенные орфограммы, постановку знаков препинания. (слайд № 4)
Стра(н, нн)ый, ре(с, з)кий, болезне(н, нн)ый крик ра(с, з)дался вдруг два раза сряду над рекой (И.С. Тургенев).
(Учащиеся обмениваются тетрадями, один ученик отвечает, результаты проверки озвучиваем)
Учитель: Давайте вспомним, что не является словосочетанием? Найдите примеры из данного предложения.
Сочетание подлежащего и сказуемого, то есть грамматическая основа предложения: крик раздался.
Сочетание знаменательного и служебного слов: странный, резкий, болезненный.
Однородные члены предложения: над рекой.
Учитель: Выпишите только словосочетания, аргументируя свой выбор, выделив в них главные и зависимые слова: над головой, чужому человеку, сидел и думал, быстро отошел, очень хорошо, дети помогли, в течение урока, кора березы, и скучно и грустно, умелые руки, помочь ребенку, родные и близкие, крайне болезненно (слайд № 5). Данные словосочетания распределите на три группы именные, глагольные, и наречные.
Учитель: Молодцы, а теперь мы с вами отдохнем.
Физкультминутка
Встаньте, ребята, из-за парт. Представьте, что вы красивая грациозная птица – лебедь. Спинки выпрямили, немного назад прогнулись, сладко-сладко потянулись, крыльями помахали, полетали. Разогрелись? Садитесь.
Изучение нового.
Учитель: -А теперь мы с вами ознакомимся с новой темой, для начала откроем учебники на странице 24 и прочитаем данные определения. Все ли понятно?
-Итак, существуют три способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.
Учитель: Для дальнейшей работы я попрошу вас разбиться на три группы и заполнить таблицы: первая группа работает со связью управление, вторая — согласование, третья — примыкание. (слайд № 6)
Типы связей в словосочетании
Тип связи
Главное слово
(Чем выражено?)
Зависимое слово
(Чем выражено?)
Примеры
(Обсуждение результатов работы. Заполнение общей таблицы (представители группы заполняют таблицу на доске, комментируя свою работу)).
Учитель: Попробуем составить алгоритм определения подчинительной связи (Работа в группах).
Как найти в тексте словосочетание со связью управление?
Как найти в тексте словосочетание со связью согласование?
Как найти в тексте словосочетание со связью примыкание?
Алгоритм «Определение типа подчинительной связи»
Согласование: необходимо выделить в предложении слово, отвечающее на вопрос «какой?», затем найти слово, от которого оно зависит;
Управление: необходимо найти слово (с предлогом и без предлога), отвечающее на падежный вопрос, а затем установить главное слово (чаще всего глагол или существительное).
Примыкание: найти неизменяемое слово (наречие, деепричастие, инфинитив) и слово, от которого оно зависит.
Учитель: Молодцы! Эти советы помогут нам разобраться в теме, которую вы встретите на экзамене, поэтому на дом будет дано задание: сделать буклет.
Учитель: Давайте посмотрим на слайд (слайд № 8) Чем похожи и чем отличаются словосочетания «березовая кора» и «кора березы»? (Обсуждение по группам).
Учитель: -Действительно, это синонимичные словосочетания, смысл не меняется. Словосочетание «кора березы», построено на основе связи управление, а словосочетание «березовая кора» на основе связи согласование.
-Теперь таким же образом замените словосочетание «временно исчезла», построенное на основе примыкания синонимичным словосочетанием со связью управление (Ответ учащихся: исчезла на время).
Учитель: А теперь дайте одно подобное задание однокласснику, сидящему рядом (работа в парах).
Закрепление изученного.
У каждого из вас на столе лежит тестовое задание. Выполняем, а потом проверяем себя по слайду (слайд № 9).
1. Укажите количество словосочетаний
1. мальчик мечтал,
2. ложка из серебра,
3. нежно-зеленые листья,
4. видит и молчит,
5. гости заметили,
6. над озером,
7. обстоятельно и долго,
8. уверенность в успехе
2. Укажите глагольное словосочетание
1. топот ног
2. очень странно
3. опытный водитель
4. думать о хорошем
3. Укажите именное словосочетание
1. летний денек
2. придумать рассказ
3. подарок маме
4. Укажите наречное словосочетание
1. золотые руки
2. слишком высоко
3. смеяться громко
5.Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях
1. долго раздумывать
2. внимательно наблюдать
6. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях
1. закончить задание
2. отдохнуть на море
3. сменить пользователя
7. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях
1. первый урок
2. звонкий голос
8. Укажите ошибку в определении типа подчинительной связи в словосочетании
1) поднять настроение — управление
2) крупный зверь — согласование
3) посмотреть фильм — управление
4) прилетели назад — управление
9. В какой группе нет ошибки в определении типа связи слов в словосочетании
Управление: забыть о них, в лесной избушке, прочитать письмо.
Согласование: лучший друг, забота родных, прекрасное настроение, удачная шутка
Примыкание: восторженно рассказать, радостно приветствовать, поздно ночью
10. Замените словосочетание деревянный мост, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Домашнее задание.
(слайд 10)
1. Создать буклет на тему: «Алгоритм определения типа подчинительной связи»
2.Дифференцированная работа с предложением.
— Вставить в данное предложение пропущенные буквы, расставить знаки препинания. (Первый уровень).
— Выписать все словосочетания из данного предложения. (Второй уровень).
— Определить в них тип подчинительной связи. (Третий уровень).
В ясный ветре…ый день вдыхая запахи пробужде…ой земли мы брод…м по протал…нам тундры и наблюда.. .м массу пр.. .любопытных явлений из-под ног то и дело выбега.. .т пр.. .падая к земле куропатка сорвется и тут (же) как подстрел…ный упадет на землю крошечный кулич…к который стараясь увести незва…ого пос…тителя от гнезда то(же) начинает кувыркат…ся у самых ног.
Рефлексия: Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании » после изучения:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Учитель: Спасибо за урок!
infourok.ru