cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока 6 класс виды корней и типы корневых систем – Конспект урока биологии в 6 классе «Виды корней и типы корневых систем»

План-конспект урока (биология, 6 класс) по теме: Урок по теме: «Виды корней. Типы корневых систем».

План-конспект урока

по дисциплине «Биология» (6 класс)

на тему: «Виды корней. Типы корневых систем»

учителя биологии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» ЕМР РТ

Казаковой Светланы Владимировны

Цель урока:

образовательная:

— сформировать представление о функциях корня, видах корней, строении и образовании корневых систем;

воспитательная:

— формирование  навыков организации своей работы и сотрудничества;

развивающая:

— развитие познавательных интересов, практических умений применять на практике полученные теоретические знания по распознаванию и определению корней, корневых систем и корнеплодных растений,  умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Задачи урока:

— овладеть новыми понятиями  и терминами;

— развивать практические умения работы со схемами, рисунками, моделями, гербариями и живыми объектами.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы:

репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Методические приемы:

беседа, лабораторная работа.

Дидактические отношения:

учитель — ученик, ученик — ученик, ученик – учебный материал.

Тип урока: изучения новых знаний.

Оборудование урока:

демонстрационное: таблица  “Типы корневых систем”, презентация «Корень. Типы корневых систем», компьютер, мультимедиапроектор, тематические карты.

лабораторное — проростки фасоли и луковицы репчатого лука с развитыми корнями, модели корневой системы одуванчика (на каждый стол), гербарий “Типы корневых систем”, салфетки.

Межпредметные связи:

литература, русский язык, информатика, физкультура.

Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися

Личностные:

— целостное представление понятий «корень — орган», «корневая система»,

— формирование практических навыков в ходе работы с раздаточным материалом,

— формирование навыков сотрудничества.

Предметные:

— освоение доступных способов изучения строения органов растения с получением информации из разных источников.

Метапредметные:

познавательные:

— умение работать со схемами, таблицами,

— умение анализировать, обобщать, делать выводы;

коммуникативные:

— умение работать в парах;

регулятивные:

— умение организовывать свою работу, оценивать учебные результаты.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Цель: подготовить обучающихся к усвоению нового материала, нацелить на творческую работу.

Здравствуйте. Я надеюсь, что вы ребята, будете внимательны и сосредоточены и успешно справитесь со всеми заданиями.

2.Изучение нового материала.

Тема нашего урока очень аппетитная и витаминная (Слайд 1), а девизом занятия станут слова: «Зри в корень» (Слайд 2). Что означает слово «зри»? («Смотри»).

Определение целей и задач урока. Сегодня мы будем буквально рассматривать корни.  Вы узнаете, какие виды корней развиваются у растения, познакомитесь с различными корневыми системами. (Слайд 3). Давайте непосредственно приступим к изучению темы  «Виды корней и типы корневых систем» (Слайд 4).

 Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент, а далее будем беседовать по его содержанию. (Слайд 5. Демонстрация видеофрагмента Ивана Андреевича Крылова «Свинья под дубом»). Вы узнали это произведение? Прав ли ворон, утверждая, что свинья вредит дереву? Почему растение не может существовать без корней? Какова роль корня в жизни растения? (Обсуждение с обучающимися)

Подведём итог. Корни закрепляют растение в почве, поглощают воду и минеральные вещества, запасают питательные вещества. Давайте назовём растения, накапливающие в корнях питательные вещества (Слайды 7-10). Это петрушка, свёкла, редис, морковь, редька, репа.

 Назовите функцию корня, помешавшую деду из сказки «Репка» вырвать репку из почвы. Ради какой функции корня  дед выращивал репку?(Слайд 11)

(Слайд 12) В некотором царстве, в растительном государстве в деревеньке «Одуванчиково» жил был паренек по имени Корешок. Жил — не тужил, вместе со своей семьей корневой системой. Но пришёл в деревню сильный ветер, который перепутал корешки и разбросал их по всему свету.

 На ваших столах тоже есть корни. Давайте разберём их. Первым из семени появляется зародышевый корешок. Зародышевый корешок превращается в главный корень. (Демонстрация раздаточного материала). (Объяснение по таблице «Виды корней. Типы корневых систем. Слайд 13). На стебле и листьях образуются придаточные корни. От главного и придаточных корней отходят боковые корни. Какие виды корней развиваются у растений?

Домашнее задание (См. тематическую карту: параграф 19, пересказ, решить кроссворд по теме «Виды корней. Типы корневых систем»). 

Возьмите тематическую  карту. Закройте ладонью рисунок 1, подпишите виды корней на рисунке 2 (Слайд 14). Откройте рисунок 1, проверьте себя.

 Возьмите модель корня, лежащую на парте. Какие корни вы здесь наблюдаете? Покажите главный корень. Какие корни отходят от главного?

Физкультминутка.

Цель: снять физическое и психологическое напряжение, сменить  виды деятельности.

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте проведём физкультминутку. С какой частью тела человека можно соотнести корень растения? Выполним физкультминутку для укрепления мышц стопы. Встаньте свободнее. Какие движения надо выполнять, вы увидите на слайде. Постарайтесь точно их копировать. Текст песни слушать необязательно. Как тщательно и чётко вы выполняете упражнения, я смогу оценить не только при помощи глаз, но и  на слух (Слайд 15).

Изучение нового материала.

Продолжим работу. Объяснение по таблице (или Слайд 16). Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневых систем: стержневую и мочковатую. Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой. Она  состоит из главного и боковых корней. Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений, например, щавель, морковь, свёкла и др. Обычно стержневая корневая система хорошо видна только у молодых, выросших из семян двудольных растений. У многолетних растений часто главный корень отмирает, а от стебля отрастают придаточные корни.

У растений с мочковатой корневой системой невозможно выделить главный корень. Он недостаточно развит или рано отмирает. Мочковатая корневая система состоит из придаточных и боковых корней. Она характерна для однодольных растений:  пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.

4.Закрепление материала.

Цель: закрепить полученную информацию на практике.

Чем стержневая корневая система отличается от мочковатой?

Распознавание корневых систем (Слайд 17), оценка результатов.

Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Определите тип корневой системы: стержневая или мочковатая. Проверка: на гербариях со стержневой корневой системой малиновые ярлычки, на гербариях с мочковатой системой – зелёные.

Учитель задаёт вопрос, даёт время на размышление, затем обучающиеся работают в парах, поочерёдно на протяжении одинакового периода времени высказывая своё мнение «партнёру по плечу». Вопрос для обсуждения: «Корневая система каких растений способна проникать глубже: растений тундры или пустыни»? (В пустыне вода залегает глубже, поэтому корневая система уходит на большую глубину. Обсуждение с обучающимися).

Интересные факты из жизни растений (Слайды 18-20).

Корни растений могут выполнять дополнительные функции.  У растения баньяна, растущего в тропиках,  образуются придаточные корни, дорастающие до земли и служащие подпорками. Не случайно это растение называют дерево-роща.

Но это уже тема следующего урока.

5. Рефлексия.

Цель: научить оценивать результаты, обобщать, делать выводы.

Подведём итоги урока. Что нового вы узнали? (Корни растения закрепляют растение, поглощают воду и минеральные соли, накапливают питательные вещества. Различают три вида корней: главный, боковые, придаточные. Корневая система с хорошо развитым главным корнем называется стержневой, она характерна для двудольных растений. Корневая система, где невозможно выделить главный корень, называется мочковатой. Она характерна для однодольных растений).

Всем спасибо, молодцы. Давайте подсчитаем количество «Солнышек», полученных за правильные ответы. Самым активным вручаются книжные закладки «За успехи в изучении биологии».

Список источников.

  1. О.Г. Иванова. Урок биологии: «Строение корня. Корневые системы» http://wiki.pskovedu.ru/index.php?title=%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA_%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8:%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8F.%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B.
  1. Е.В. Ковальчук. Урок «Виды корней и типы корневых систем».
  1. http://festival.1september.ru/articles/612383/.
  2. Л.А. Афонина. Виды корней. Типы корневых систем. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/urok-biologii-vidy-kornei-tipy-kornevykh-sistem-6-klass.
  3. Л.М. Видикер. Урок биологии в 6 классе по теме» «Виды корней. Типы корневых систем».
  4. http://www.myshared.ru/slide/263424/
  5. http://www.myshared.ru/slide/323665/
  6. http://www.myshared.ru/slide/610181/

nsportal.ru

План-конспект урока биологии (6 класс) по теме: урок биологии в 6 классе «Виды корней и типы корневых систем»

                 План – конспект урока биологии в 6 классе

               «Виды корней и типы корневых систем»

Тип урока – самостоятельное изучение учащимися нового материала.

Оборудование урока: карточка-инструкция для самостоятельной работы;  таблица «Типы корневых систем», гербарии растений с различными корневыми системами, карточки  учителя «Рассказ ученицы о строении семени».

Пояснение к уроку: учащиеся работают самостоятельно весь урок, пользуясь карточкой – инструкцией.

                                Карточка-инструкция для учащихся.

Ваша цель на уроке:

 Узнать:   — какие функции выполняет корень как орган цветкового растения;

                    — какие виды корней  и типы корневых систем бывают;

Научиться:  — распознавать на натуральных объектах виды корней и типы корневых систем;

Закрепить умение:     — делать выводы по результатам лабораторной работы.

Первый шаг. «Повторение изученного материала».

 Проверьте свои знания по теме «Строение семян растений» с помощью карточки «Рассказ ученицы о строении семени».  Внимание: эта работа на оценку. Работайте с карточкой не более 5мин., затем сдайте ее учителю для проверки.

Второй шаг. «Применение человеком семян цветковых растений» .  Если Вы прислушались к просьбе учителя на прошлом уроке и приготовили рассказ об интересном или необычном применении семян, то сообщите об этом учителю, и ребята с удовольствием Вас послушают.

Третий шаг. «Изучение функций корня». Напишите в тетради дату и тему урока.  Перечертите в тетрадь схему «Функции корня» и заполните ее с помощью текста учебника(§19)  

             Функции корня

                       

Четвертый шаг. «Изучение видов корней».  Прочитайте по учебнику пункт «Виды корней». Выполните небольшую лабораторную работу.

Найдите на общем столе среди гербарных листов один подходящий для изучения видов корней, возьмите его, внимательно изучите и зарисуйте в тетради под  заголовком «Виды корней». Сделайте обозначения  видов корней на рисунке.

Пятый шаг. «Изучение типов корневых систем». Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два вида корневых систем: стержневую  и мочковатую. Эти виды корневых систем нарисованы на учебной таблице (см.на школьную доску). Ваша задача – самим разобраться:

1) Какая из нарисованных систем стержневая, а какая мочковатая?

2) Чем эти корневые системы отличаются друг от друга?

3) Какая связь существует между типом корневой системы и принадлежностью растения к классу  (Однодольные и Двудольные).

Выполните небольшую лабораторную работу. Работайте в паре с соседом по парте. На общем столе найдите для себя по 3-4 гербарных растения с разными типами корневых систем и заполните таблицу:

                                     «Тип корневой системы и класс растений»

Название растения

Тип корневой системы

 Класс растения

1

2

3

4

Шестой шаг. «Домашнее задание». Запишите в дневник задание на дом:

1) для всех учащихся — §19 (для закрепления изученного на уроке материала), ответьте на вопрос №4 на стр. 91(после §19)

2) для любознательных – задание №2 на стр. 92 (семена можно взять другие).

Седьмой шаг. «Рефлексия». Вернитесь к цели урока и проверьте себя, насколько вы с ней справились. Отметьте для себя, над чем Вам необходимо поработать дома.

Приложение 1. Карточка «Рассказ ученицы о строении семени».

Я, ученица 6 класса Улова Таня (Ф.,и. учителя), составила небольшой рассказ по теме «Строение семени». Мне он очень нравится. А вам? Возьмите «красную» ручку и поработайте 4-5 мин. Учителем: исправьте мои ошибки(если их найдете), поставьте мне оценку за рассказ. (справедливо!)

Все растения образуют семена. Они нужны им для питания и размножения. Каждое семя имеет семенную кожицу, зародыш, семядоли и эктосперм. У двудольных растений семена имеют две семядоли, у однодольных – одну. Семядоли – это первые почки растения. Зародыш семени состоит из корешка, стебелька, почечки и цветочка.

nsportal.ru

Урок биологии в 6-м классе по теме «Виды корней и типы корневых систем»

Разделы: Биология


Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.

Задачи урока:

  • Сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем. Продолжить работу с биологическими терминами.
  • Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка. Изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений.
  • Выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем.
  • Продолжить формировать умения делать выводы на основании результатов лабораторных работ.
  • Формировать у детей умение пользовать знаниями, полученные на других уроках, связывать во-единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла.
  • Воспитывать художественный вкус, дисциплинированность, ответственность.

Оборудование: проростки фасоли, гороха, пшеницы с развитыми корнями, гербарии с различными типами корневых систем, таблица “Строение стержневой и мочковатой систем”.

Ход урока

  1. Организация класса. Девиз урока: “Поменьше учителя – побольше ученика”.

Как вы понимаете эти слова? Постановка задач к уроку.

  1. Повторение домашнего задания

СК, ВК (по вопросам, подготовленным заранее дома, используется педагогическая технология-обмен заданиями), КУ: вставить пропущенные слова: Семя состоит из …, … и содержит запас …. ….. Запас питательных веществ семени находиться в …. В зародыше различают …, …, … и …. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют … если же в зародыше семени две семядоли, то такие растения называют …. Горох и яблоня – это … растения. А лук и кукуруза … растения.

  1. Изучение нового материала.

Ученик читает стихотворение В.Жака.

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!

Анализ стихотворения по вопросам:

  • Какова главная мысль стихотворения?
  • О каком органе цветкового растения идёт речь?
  • Это вегетативный или генеративный орган?
  • Как вы думаете: какие функции выполняет корень?

Дети приходят к выводу: корень удерживает растение в почве, всасывает воду с минеральными веществами, в них откладывается в запас питательные вещества.

Для формирования вывода о функции корня, они знакомятся с разделом “Функции корня” параграфа 19 учебника. Учащиеся заполняют логико- смысловую модель (ось 1) (индивидуальная работа)

Беседа с классом о прочности корня, силе корня, корнях больших и маленьких, необычных корнях.

Приводятся сведения о корнях ивы и ризофоры из книги А.В. Смирнова “Жизнь растений” стр. 178 и 283 (сообщения учащихся, подготовленные дома).

Беседа с классом: где вы ещё могли слышать слово “корень”?

  • Русский язык: корень – основная часть слова.
  • Математика: корень уравнения.
  • Биология: часть волоса, зуба, ногтя.
  • Как вы понимаете выражение: “Пустить корни”, “Смотреть в корень”, “Покраснеть до корней волос”, “Уезжать нам некуда, наши корни здесь!”?
  • А что такое зачаточный корешок, грибокорень?
  • Виды корней (работа по таблице и рисунку № 59 учебника, стр. 89) (парная работа).

Дети самостоятельно формируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются.

Для формирования знаний о видах корней, они знакомятся с разделом “Виды корней” параграфа 19 учебника (заполнение логико – смысловой модели,ось 2).

Учителем приводятся сведения: у одного куста ржи, выращенной в теплице, общая длина всех корней составила 623 км. Географы определили, что это расстояние от Москвы до Санкт – Петербурга. Рассказывает о корнях баньяна, мангрового дерева.

Длина корней и ширина корней:

  • Капуста – 1,5 м. 1,2 м.
  • Пшеница – 2 м. 1,2 м.
  • Кукуруза – 2,5 – 4 м. до 2 м.
  • Осот – 6 м. 4 м.
  • Люцерна – 12 м. 1,5 м.
  • Яблоня – 2 – 6 м. до 15 м.
  • Кактус – до 15 м.

Типы корневых систем (коллективная работа). Изучение начинается с того, что учащиеся читают записи наблюдений за прорастанием пшеницы и фасоли, рассматривают рисунки, сделанные во время наблюдений.

Отвечают на вопросы:

  • Какой орган растения первым трогается в рост при прорастании семян?
  • Как шло развитие корней у проростков фасоли и пшеницы?
  • В чём различие в развитии и внешнем строении корней проростков пшеницы и фасоли?

Лабораторная работа: “Стержневая и мочковатая корневая системы” (парная работа).

Учащиеся выполняют лрактическую работу стр. 90 учебника. Заполняют таблицу в рабочей тетради, формируют выводы. Учащиеся составляют схему. Заполнение логико – смысловой модели (ось 3)

  1. Закрепление.

Учитель (или можно дать заранее ученику) читает стихотворение, один ученик сопровождает чтение показом по таблице (коллективная работа).

Для чего же служит корень?
Корень нужен для того,
Что бы удержать растения,
В почве укреплять его.
А ещё он как насос

Надо нам решить вопрос:
Как он воду доставляет,
Как он соли добывает?
Не добывает у растений
Знаем, корня одного.
Есть придаточный и главный
Боковые сверх того.
И система корневая
Тоже разная бывает.
Если в сумме всех корней
Мы увидим главный корень,
То его сравним со стержнем,
Он как стержень, что тут спорить.
Если главного мы корня среди прочих не найдём,
То такую вот систему
Мочковатой назовём.
Стержневая та система
Для двудольных характерна.
Называем мы системой
Сумму всех корней растения
Для гороха и моркови,
Для бобов и для фасоли.
У пшеницы, ржи и риса,
У тюльпана и нарцисса
Главный корень не найдёшь.
К однодольным отнесёшь.
А теперь скажи, дружок,
Коль меня понять ты смог:
Так какая же система
Для пшеницы характерна?
Почему нельзя бобы
К однодольным отнести?

Игра “Кто лишний” (индивидуальная работа).

  • Фасоль, горох, соя, лук.
  • Пшеница, морковь, рис, кукуруза.
  • Одуванчик, щавель, овёс, картофель.

Составьте синквейн с понятием “Корень” (индивидуальная работа).

Собери таблицу: учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная робота).

Основные понятия Определение понятий
Корни -подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве
Корневая система — система всех корней растений
Главный корень -корень, уходящий в почву глубже всех
Боковые корни -корни, отходящие по бокам от главного и и придаточных корней
Придаточные корни -корни, отходящие по бокам от стебля
Стержневая корневая система -система, состоящая из главного и боковых корней
Мочковата корневая система -система, состоящая из придаточных и боковых корней
  1. Домашнее задание: параграф №19, вопросы к параграфу.

Ниже приводиться логико – смысловая модель урока по темам: “Виды корней и типы корневых систем”, “Клеточное строение корня”, “ Видоизменения корней”.

Составление “логико – смысловых моделей” (по В.Э. Штейнбкргу) позволили мне представлять знания в виде многомерной модели. Данная модель содержит смысловые элементы и порядок расположения смысловых элементов. Такие схемы, выстроенные детьми на уроке с моей помощью, способствуют формированию целостного восприятия любой информации. Схема составляется не на одном уроке, а на нескольких. В данной схеме отражён материал трёх уроков.

Дети могут на схеме делать короткие записи, типа: примеры видоизменённых корней, расположение тканей на определённых зонах, делать рисунки. К схеме могут возвращаться в течение года, дополняя её. Данная схема своего рода — конспект урока. По нему дети легко запоминают ключевые моменты урока или нескольких уроков и легко воспроизводят изученный материал.

Приложение

11.04.2009

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок биологии по теме «Виды корней и типы корневых систем»

Урок по биологии учителя МБОУ «Икковская ООШ» Чебоксарского района ЧР Николаевой Галины Петровны в 6 классе по теме:

«Виды корней и типы корневых систем»

Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.

Задачи урока:

  • Сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем. Продолжить работу с биологическими терминами.

  • Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка. Изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений.

  • Выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем.

  • Продолжить формировать умения делать выводы на основании результатов лабораторных работ.

  • Формировать у детей умение пользовать знаниями, полученные на других уроках, связывать во-единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла.

  • Воспитывать художественный вкус, дисциплинированность, ответственность.

Оборудование: проростки фасоли, пшеницы с развитыми корнями, гербарии с различными типами корневых систем, таблица “Строение стержневой и мочковатой систем”.

Ход урока

  1. Организация класса. Девиз урока: “Поменьше учителя – побольше ученика”.

Как вы понимаете эти слова? Постановка задач к уроку.

  1. Повторение домашнего задания

Вставить пропущенные слова:

  1. Изучение нового материала.

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!

Анализ стихотворения по вопросам:

  • Какова главная мысль стихотворения?

  • О каком органе цветкового растения идёт речь?

  • Это вегетативный или генеративный орган?

  • Как вы думаете: какие функции выполняет корень?

Дети приходят к выводу: корень удерживает растение в почве, всасывает воду с минеральными веществами, в них откладывается в запас питательные вещества.

Для формирования вывода о функции корня, они знакомятся стр 50 , стр 56 параграф 15 “Значение корней в жизни растения”

Учащиеся заполняют логико- смысловую модель

(ось 1) (индивидуальная работа)

Беседа с классом о прочности корня, силе корня, корнях больших и маленьких, необычных корнях.

Учитель: Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. Все корни растения образуют корневую систему.

Посмотрите отрывок фильма. О каких видах корней вы узнаете?

Видеоролик Виды корней

Дети самостоятельно формируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются.(заполняется 2 ось)

Рабочая тетрадь задание 1 стр 26

Работа с учебником:

Дополните определения, используя учебник.

  • главный корень развивается из зародышевого корешка;

  • придаточные корни отрастают от стебля и листьев;

  • боковые корни развиваются на главном корне и на придаточных корнях;

  • корневая система – совокупность всех корней одного растения.

Длина корней и ширина корней: слайд 7

  • Капуста – 1,5 м. 1,2 м.

  • Пшеница – 2 м. 1,2 м.

  • Кукуруза – 2,5 – 4 м. до 2 м.

  • Осот – 6 м. 4 м.

  • Люцерна – 12 м. 1,5 м.

  • Яблоня – 2 – 6 м. до 15 м.

Кактус – до 15 м.

Учителем приводятся сведения: у одного куста ржи, выращенной в теплице, общая длина всех корней составила 623 км. Географы определили, что это расстояние от Москвы до Санкт – Петербурга

Типы корневых систем (коллективная работа). Изучение начинается с того, что учащиеся рассматривают корни ржи, одуванчика………. И находят различия.

Видеоролик из коллекции InternetUroki.net

Учебник 3 абзац стр 51 Заполняем 3 ось

Отвечают на вопросы:

  • Какой орган растения первым трогается в рост при прорастании семян?

  • Собери таблицу: учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная робота).

Основные понятия

Определение понятий

Корни

-подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

Корневая система

— система всех корней растений

Главный корень

-корень, уходящий в почву глубже всех

Боковые корни

-корни, отходящие по бокам от главного и и придаточных корней

Придаточные корни

-корни, отходящие по бокам от стебля

Стержневая корневая система

-система, состоящая из главного и боковых корней

Мочковата корневая система

-система, состоящая из придаточных и боковых корней

Ученики читают стихотворение

Для чего же служит корень?
Корень нужен для того,
Что бы удержать растения,
В почве укреплять его.
А ещё он как насос
Надо нам решить вопрос:
Как он воду доставляет,
Как он соли добывает?
И система корневая
Тоже разная бывает.
Если в сумме всех корней
Мы увидим главный корень,
То его сравним со стержнем,
Он как стержень, что тут спорить.
Если главного мы корня среди прочих не найдём,
То такую вот систему
Мочковатой назовём.

Стержневая та система
Для двудольных характерна.
Называем мы системой
Сумму всех корней растения
Для гороха и моркови,
Для бобов и для фасоли.
У пшеницы, ржи и риса,
У тюльпана и нарцисса
Главный корень не найдёшь.
К однодольным отнесёшь.
А теперь скажи, дружок,
Коль меня понять ты смог:
Так какая же система
Для пшеницы характерна?
Почему нельзя бобы
К однодольным отнести?

Вопрос 1 на стр 53 после параграфа 13

Игра “Кто лишний” (индивидуальная работа).

  • Фасоль, горох, соя, лук.

  • Пшеница, морковь, рис, кукуруза.

  • Одуванчик, щавель, овёс, картофель.

Игра «Найди соответствие»

Стержневая Однодольные Фасоль

Мочковатая Двудольные Ячмень

Подсолнечник

Пшеница

Тыква

Лук

Стержневая та система
Для двудольных характерна.
Называем мы системой
Сумму всех корней растения
Для гороха и моркови,
Для бобов и для фасоли.
У пшеницы, ржи и риса,
У тюльпана и нарцисса
Главный корень не найдёшь.
К однодольным отнесёшь.
А теперь скажи, дружок,
Коль меня понять ты смог:
Так какая же система
Для пшеницы характерна?
Почему нельзя бобы
К однодольным отнести?

Обратим внимание на внешнее строение корня. (рис. 34 на стр 54)/ Заполняем ось4 и ось 5

Рефлексия. А теперь ,ребята, продолжите пару фраз:

-На этом уроке я узнал(а)………………………………….

Этот урок мне помог узнать, что……………………………….

Мне этот урок понравился(непонравился), потому что………………………………..

Выставление отметок и Домашнее задание (параграф №19, вопросы к параграфу).

Приложение

Типы корневых систем

Виды корней






Функции

корня

Зоны корня

Корень







Видоизменения

корней

Ткани

корня

Вставить пропущенные слова:

Семя состоит из …, … и содержит запас …. ….. Запас питательных веществ семени находиться в…………………….. или……………………. В зародыше различают …, …, … и …. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют … если же в зародыше семени две семядоли, то такие растения называют …. Горох и яблоня – это … растения. А лук и кукуруза … растения.

Собери таблицу её нужно собрать (парная робота).

Основные понятия

Определение понятий

-подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

— система всех корней растений

-корень, уходящий в почву глубже всех

-корни, отходящие по бокам от главного и и придаточных корней

-корни, отходящие по бокам от стебля

-система, состоящая из главного и боковых корней

-система, состоящая из придаточных и боковых корней

Слова – подсказки : Стержневая корневая система,

Корни , Боковые корни, Главный корень, Мочковата корневая система,

Корневая система, Придаточные корни

Д.з, отметки

Составьте синквейн с понятием “Корень” (индивидуальная работа).

  1. Домашнее задание: параграф №19, вопросы к параграфу.

Ниже приводиться логико – смысловая модель урока по темам: “Виды корней и типы корневых систем”, “Клеточное строение корня”, “ Видоизменения корней”.

Составление “логико – смысловых моделей” (по В.Э. Штейнбкргу) позволили мне представлять знания в виде многомерной модели. Данная модель содержит смысловые элементы и порядок расположения смысловых элементов. Такие схемы, выстроенные детьми на уроке с моей помощью, способствуют формированию целостного восприятия любой информации. Схема составляется не на одном уроке, а на нескольких. В данной схеме отражён материал трёх уроков.

Дети могут на схеме делать короткие записи, типа: примеры видоизменённых корней, расположение тканей на определённых зонах, делать рисунки. К схеме могут возвращаться в течение года, дополняя её. Данная схема своего рода — конспект урока. По нему дети легко запоминают ключевые моменты урока или нескольких уроков и легко воспроизводят изученный материал.

Приложение

Учитель читает стихотворение:

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!

(В.Жак)

Учитель: Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: А ещё, ребята, все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете?

Учащиеся отвечают на вопрос. (Растения выполняют космическую роль – выделяют кислород, которым дышат все живые организмы; они защищают от шума, поглощают пыль, укрепляют почву своими корнями, выделяют фитонциды – особые вещества, которые убивают микробов).

Учитель: Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. Все корни растения образуют корневую систему.

Учитель: на прошлых уроках мы изучили общие вопросы строения тела растений, выяснили функции вегетативных органов растения – корня и побега. Чтобы понять, как работает корень растения, нужно знать об особенностях его строения, роста и типах корней и корневых систем.

^ 3. Исполнительный этап: 15 мин. — объяснение учителя и выполнение исследования.

Учитель обращает внимание учащихся на необычную форму урока — урок-исследование, в ходе которого учащиеся будут выступать в роли исследователей.

^ Учитель сообщает учащимся тему урока: “Корень. Внешнее строение корня”.

Учитель обращает внимание учащихся на строки из стихотворения, которые приведены в качестве эпиграфа к уроку и которые выступают в качестве главной идеи урока:

“ Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!”

Учитель сообщает учащимся задачу урока:

— Исследовать и уметь разъяснять особенности строения и образования корневых систем; развивать навыки работы с учебником, биологическими терминами и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем; убедиться в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе.

Учитель знакомит учащихся с планом урока:

Внешнее строение корня и его функции.

Виды корней.

Виды корневых систем.

Рост корня.

Движение корня.

Лабораторная работа №6: “^ Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем”.

(план записан на доске).

Учитель: Подземная часть растения называется корнем. Это осевой орган высшего растения (в отличие от побега на корне никогда не возникает листьев). С помощью этого органа происходит минеральное питание. Корень необходим для закрепления растения в почве, для хранения питательных веществ и вегетативного размножения. От побега корень отличается отсутствием листьев и почек. Поглощение воды, воздуха и минеральных веществ осуществляется не всей поверхностью корня.

Кончик корня покрыт корневым чехликом, защищающим его от механических повреждений. Далее расположена зона деления клеток. Возникающие при этом новые клетки составляют зону роста. За ней находится зона всасывания или зона корневых волосков. Корневые волоски – это сильно удлинённые выросты наружных клеток кожицы корня. Существуют корневые волоски несколько дней. По мере роста корня образуются новые корневые волоски.

Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению.

В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой (ОДУВАНЧИК, БЕРЁЗА, ФАСОЛЬ,МОРКОВЬ) . Если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ЛУК, ПШЕНИЦА, ТЮЛЬПАН).

Корни растут в течение всей жизни растения. Рост корня осуществляется посредством деления и растяжения клеток, находящихся на верхушке (кончике) корня. Все корни нарастают верхушкой. Рост корня всегда направлен вниз. В этом выражается чувствительность растения к земному притяжению. Такое явление получило название геотропизм – “тяга, поворот к земле”. Поворот корня в сторону нужных ему минеральных веществ называется хемотропизмом.

Лабораторная работа №6: “Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем”.

^ Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.

Оборудование: проростки семян фасоли, гороха, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.

Задания.


  1. Рассмотрите проросшие семена фасоли, гороха, тыквы. Какой корень вы видите? Запишите в тетрадь.


  2. Рассмотрите корневые системы различных растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы. По учебнику прочтите, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами.


  3. Рассмотрите стержневые корневые системы растений. Зарисуйте стержневую корневую систему в тетради, подпишите все виды корней.


  4. Рассмотрите мочковатые корневые системы растений. Зарисуйте мочковатую корневую систему в тетради, подпишите все виды корней.


  5. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.


^ 4. Диагностика – 5 мин.

Осуществляется в виде небольшого тестирования по вариантам и направлена на контроль над выполнением действий исполнительного этапа и оценку усвоения знаний учащихся по теме урока на репродуктивном уровне. Проверяются знания и понимание изученного на уроке.

1 вариант.

^ 1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.

2. Главный корень развивается из корешка зародыша.

3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.

4. Всё, что у растения находится в почве, — это корни.

5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.

6. У пшеницы корневая система мочковатая.

^ 2. Закончите предложения.

1. Через корень растение получает из почвы … и ….

2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….

3. Все корни растения составляют его ….

4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.

5. Корень растёт в длину своей ….

2 вариант.

^ 1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.

2. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.

3. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.

4. У одуванчика корневая система стержневая.

5. Придаточные корни образуются только на главном корне.

6. Главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли.

^ 2. Закончите предложения.

1. В корневой системе одуванчика хорошо выражен … корень.

2. Кончик корня покрыт ….

3. Корневая система пшеницы называется….

4. Боковые корни развиваются как на … корне, так и на … корнях.

5. Главный корень развивается из…….

Затем учитель собирает тесты. Каждый ученик получает индивидуальную оценку. Учитель проверяет тесты и сообщает оценки на следующем уроке, объясняет ошибки и корректирует знания учащихся.

^ 5. Закрепление – 5 мин.

Организуется работа учащихся по вопросам (используется компьютерная презентация). Приложение 1.


  1. Какие функции выполняет корень?


  2. Какой корень называется главным, какие корни называются боковыми и придаточными?


  3. Что такое корневая система?


  4. Какая корневая система называется стержневой, а какая мочковатой?


  5. Соотнесите название растений с типами их корневых систем: стержневой и мочковатой?


  6. Почему многие виды растений стали редкими, а некоторые виды полностью исчезли?


  7. Почему необходимо бережно относиться к зелёным растениям?


Учитель даёт анализ и оценку успешности деятельности учащихся на уроке, сообщает оценки за работу наиболее активных учащихся, выставляет их в журнал и дневники учащихся.

Учитель подводит итоги урока:

-Ребята, мы выполнили задачу урока?

-Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?

— Было ли вам интересно?

^ 6. Домашнее задание – 2 мин.

1. Изучить параграф 13, знать основные понятия.

2. Написать эссе на тему:

“Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!”

3. Вырастить несколько растений фасоли и провести пикировку, а 3 растения оставить без изменений.

multiurok.ru

План-конспект урока по биологии (6 класс) по теме: » Виды корней и типы корневых систем» 6 класс

Тема урока: « Виды корней и типы корневых систем»

Цели урока:

Сформировать понятие о корне, как о вегетативном органе растения, о типах корневых систем, особенностях их строения и образования; дать представления о функциях корня; раскрыть значение знаний о развитии корневых систем для растениеводства; выработать умения распознавать на натуральных объектах типы коневых систем; продолжить формировать навык правильного выполнения и оформления лабораторных работ; продолжить формирование умения делать выводы на основании результатов лаб.работ.

Оборудование: комнатный растения, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневой системой, таблицы «Строение корня растения», «Вегетативные органы растения», проростки фасоли, гороха, овса или пшеницы;

  1. Проверка знаний: о строении семян однодольных и двудольных растений( Игра «ФУТБОЛ» класс делится на две команды, задается вопрос и кто быстрее отвечает, «забивает гол» другой команде)                                                         1. Что такое семя?

2. К каким органам относится семя – к вегетативным или к генеративным?

3. Какое строение имеет семя двудольного растения?

4. Какое строение имеет семя однодольного растения?

5. Где располагается в семени однодольного растения питательные вещества?

6. Где располагается в семени двудольного растения питательные вещества?

7. Из чего состоит зародыш семени?

8. Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений

9. Выберите из предложенных картинок растений с семенами  класс однодольных и класс двудольных растений.

   II.          Изучение нового материала:

    * Что такое корень? Как вы думаете, зачем корень необходим растению?

— Функции корня: 

— Прочитайте 1 абзац & 19 стр. 95

* Каковы функции корня? ( Ребята  отвечают и записывают к себе в тетрадь)

— Виды корней: учитель обращает внимание ребят на доску с таблицами; на гербарные экземпляры на столах;

* Все ли корни растения одинаковы?

— Прочитайте 2 абзац &19

* Какие виды корней различают у растений?

_Дайте определение каждому виду корней.

_Зарисуйте схематично рис 59. подпишите разновидности корней.

— Типы корневых систем :

* Что такое корневая система? (определение в тетрадь)

— Прочитайте & 19 и ответьте на вопрос: Какие корневые системы различают? (схема в тетрадь:   КОРНЕВЫЕ СИСТЕМЫ

 

                        1 ___________            2  ___________

*Для каких растений характерна 1 корневая система (подпишите в тетради)

*Для каких растений характерна 2 корневая система (подпишите в тетради)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: « Типы корневых систем. Строение стержневой и              мочковатой корневых систем»

Цель: познакомить учащихся со строением и развитием стержневых и мочковатых корневых систем.

Оборудование: проростки семени фасоли или гороха, зерновок пшеницы или овса – 5-7 дней  и 10 – 12 дней; гербарии растений с корневыми системами;

Ход работы:

  1. Рассмотрите проросшие семена фасоли 5-7 дневного возраста.

 Какой корень вы видите?

  1. Рассмотрите проросшие семена фасоли 10-12 дневного возраста.

 Какой корень вы видите?

Появились ли какие-нибудь изменения в корневой системе?

  1. Рассмотрите корневую систему взрослого растения фасоли. Найдите главный корень и боковые корни. Как называется такой тип корневой системы? ( зарисуйте схематично и подпишите все виды корней)
  2. Рассмотрите проросшие зерновки 10-12 дн. Возраста. Как происходит формирование корневой системы пшеницы от корневой системы фасоли?
  3. Рассмотрите корневую систему взрослого растения пшеницы. Можете ли вы различить главный корень? Найдите придаточные и боковые корни.
  4. Зарисуйте корневую систему взрослого растения пшеницы, подпишите тип корневой системы и все виды корней.
  5. Сравните корневые системы фасоли и пшеницы
  6. Сделайте вывод о сходстве и различиях корневых систем фасоли и пшеницы

      III.Закрепление знаний:

Выполнить задание 62 в рабочей тетради.

Семя яблони имеет две семядоли, какой тип корневой системы должен быть у яблони, выращенной из этого семени?

Закончите предложение: «Мочковатая корневая система образована… . Стержневая корневая система образована…»

     IV. Задание на дом: & 19, ответить устно на вопросы, знать основные понятия

nsportal.ru

Методическая разработка по биологии (6 класс) по теме: Урок биологии — Виды корней. Типы корневых систем (6 класс)

Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 25 хутора Первая Синюха

муниципального образования Лабинский район

Образовательные:

  1. продолжить знакомство учащихся с органами растения,
  2. познакомить школьников с функциями корня, сформировать у школьников представление о многофункциональности этого органа,
  3. показать, что каждое растение имеет не один корень, а корневую систему,
  4. показать, что корни различны по происхождению, а корневые системы разнообразны по форме.

Развивающие:

  1. научить учащихся распознавать на учебных объектах типы корневых систем.

Воспитательные:

  1. показать значимость корневой системы для растения.

Методы:

  1. беседа со школьниками с целью выявления их знаний об органах цветкового растения;
  2. рассказ учителя с привлечением их знаний о функциях корня с использованием живых растений, гербарных материалов и таблиц;
  3. самостоятельная работа учащихся с гербарным материалом.

Методические приемы:

  1. демонстрация живых растений, гербарных материалов, презентация

Оборудование:

Демонстрационное:

1. Презентация по теме « Виды корней. Типы корневых систем»

  1. Комнатные растения.
  2. Комнатное растение с корневой системой, выросшей в водном растворе.

Раздаточное:

  1. гербарий растений со стержневой  и мочковатой корневой системой;
  2. проростки фасоли;
  3. живые растения: подорожник, одуванчик.

Основное содержание урока:

  1. Функции корня.
  2. Виды корней.
  3. Типы корневых систем.
  4. Характер расположения корней.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Готовность к уроку, отсутствующие, выяснение непонятных вопросов при подготовке к уроку.

II. Контроль  знаний 

Фронтальный устный опрос по теме «Семя»

  1. Каково внешнее и внутреннее строение семени фасоли?
  2. Каково внешнее и внутреннее строение семени пшеницы?
  3. Какие условия необходимы для прорастания семян?
  4. Почему разные семена растений не высевают  в одно время?
  5. Какое значение имеют семена в природе и жизни человека?
  6. Какое биологическое значение имеет тот факт, что первым за пределами кожуры появляется зародышевый корень?
  1. Изучение нового материала

Активизация учащихся к изучению новой темы

Учитель: Сегодня нам предстоит заглянуть туда, куда мы заглядываем достаточно редко. У окружающих нас растений обычно мы видим только их надземную часть – побег (демонстрация любого комнатного растения в цветочном горшке). Но ведь у растений под землей тоже есть органы. Эти органы называются корни.

Кто-нибудь из вас пытался заглянуть в цветочный горшок? Давайте с вами совершим маленькое путешествие (демонстрация комнатного растения в банке с водой). Посмотрите, как много корней  даже у такого маленького комнатного растения.

 А представьте, как много корней окружающих нас растений сокрыто от наших глаз.

 СЛАЙД № 3

Ученые подсчитали, что общая длина корней у одного растения пшеницы составляет 600 км. Раз у растения так много корней, значит, они  нужны растению и играют важную роль в его жизни. СЛАЙД № 4

1. Функции корня.  СЛАЙД № 5

Давайте с вами выясним, какие функции выполняет корень. СЛАЙД № 6-7

Один писатель так написал о деревьях: “Шумят летом деревья в налетевшем теплом ветре; низко склоняют ветви, теряя желтую листву в сырую осеннюю непогоду; сгибаются, скрипят и стонут в порывах снежных метелей и бурь…” Но ведь почти всегда им удается устоять. Как же это у них получается? (ответ учащихся). Действительно, все очень просто, деревья крепко держатся за землю своими корнями. Поэтому говорят, что корни выполняют опорную функцию.

Вы знаете, что комнатные растения или растения на ваших земельных участках необходимо поливать и иногда подкармливать. Куда поступает вода и питательные вещества? (ответ учащихся). Конечно, в почву. А в почве есть корни. Значит, благодаря корню в растение поступают вода и минеральные вещества. СЛАЙД № 8-9

Ребята, вы знаете, что обычно различные баночки с аппетитными вареньем, компотами и другими вкусностями мама убирает в погреб про запас. Вот так и клетки корней могут накапливать необходимые растению вещества, поэтому корни часто служат подземной кладовой, т.к. в них могут накапливаться запасные вещества. СЛАЙД № 10

  Таким образом, корень выполняет следующие функции: СЛАЙД № 11

  1. опорная,
  2. всасывает воду и минеральные вещества из почвы,
  3. запасает вещества.

Мы можем сказать, что корень играет очень важную роль в жизни растения. А что же такое корень? Как вы объясните?

Корень – это вегетативный орган растения, обычно находящийся под землей.

2.Виды корней.

Вернемся к проросткам. Если бы нам удалось проследить постепенное развитие корня, то мы бы увидели следующую картину  СЛАЙД № 12-14 Через 2-3 дня после своего появления из семени зародышевой корешок начал постепенно утолщаться в своей верхней части. Это образовался главный корень. По мере роста всего проростка главный корень растет вертикально вниз, а на нем появляются боковые корешки, которые тоже растут. Они появляются сначала вблизи основания главного корня, а уж потом ближе к его кончику, но никогда не растут на самой верхушке.

Посмотрите на проращенные семена на ваших столах и найдите на них главный и боковые корни. Корни также могут образовываться на нижней части побега, и тогда их называют придаточными. Границу между стеблем и корнем можно увидеть на вашем проростке фасоли, т.к. стебель намного толще корня. СЛАЙД № 15

Выполните  в рабочей тетради задание №1 на стр.26

Чтобы усилить появление придаточных растений проводят окучивание путем подсыпания к основаниям побега земли это необходимо для повышения урожая, к примеру, у таких растений как картофель, томаты, кукуруза и других культурных растений. СЛАЙД № 16

3. Типы корневых систем.

Постепенно у растения образуется множество корней, которые могут ветвиться. Вместе все корни одного растения образуют корневую систему. СЛАЙД № 17

Корневую систему различных растений разделяют на два типа.  Если у растения хорошо различим главный корень, и от него отходят многочисленные боковые, как вы видите на слайде, такую корневую систему называют стержневой. Такие корневые системы характерны для двудольных растений. СЛАЙД № 18

Но помимо двудольных растений, как вы знаете, существуют еще и однодольные.

СЛАЙД № 19

У таких растений зародышевый корешок в проростке перестает расти вскоре после появления из семени. При этом от основания стебля начинает развиваться множество придаточных корней. Все эти корни имеют примерно одинаковую длину и толщину. Они образуют как бы пучок, или мочку, у основания стебля. Такую корневую систему называют мочковатой. Она встречается, к примеру, у лука, лилий. СЛАЙД № 20

Выполнение в рабочей тетради задания № 2, стр. 26

У вас на столах лежат растения, посмотрите и скажите какую корневую систему имеет подорожник и одуванчик?

  1. Характер расположения корней.

Характер расположения корней растения в почве во многом зависит от того, на какой почве обитает растение. СЛАЙД № 21

Так у деревьев, кустарников и трав, произрастающих на засушливых почвах, корневая система может уходить на глубину десятки метров, потому что вода в таких почвах находится на очень большой глубине. Подумайте, какие растения засушливых мест вы знаете? ( Верблюжья колючка имеет корень до 20 метров)

А у растений, находящихся на хорошо увлажненной и даже болотистой почве, корни располагаются близко к поверхности. Почему? Действительно, им не нужно проникать на большую глубину в поисках влаги. Назовите примеры таких растений.

А теперь давайте попробуем определить типы корневых систем на гербариях.

 Рассмотрите гербарные образцы растений и разделите их на растения  с мочковатой и стержневой корневой системой. ( Дети называют растения со стержневой и мочковатой корневой системой)

 Ребята! В вопросах ЕГЭ есть  такое задание: при посадке лука, луковицы бросали как попало.  Вырастут ли они корешками вверх? (ответы детей) Конечно нет! У корней и стеблей есть определенные направления роста. Стебли растут вверх к свету и это называется фототропизм, а корни вниз – геотропизм. СЛАЙД № 22

Это можно доказать  следующим опытом: горшок с растением положить на бок и через 4 дня стебли повернут и будут расти вверх, и корни вниз

IV. Закрепление:

  1. Перечислите виды корней.
  2. Какие типы корневых систем вы знаете и в чем их особенности?
  3. Как влияет тип почвы на корневую систему?
  4. Какую корневую систему имеют однодольные и двудольные растения? 
  5. СЛАЙД № 23 Тест 1.Первым при прорастании семени появляется корень:

а) главный;

б) боковой;

в) придаточный;

г) главный или боковой.

2. Мочковатая корневая система характерна для растений:

а) пшеницы и ржи;

б) ржи и лопуха;

в) лопуха и одуванчика;

г) одуванчика и подорожника.

3. Стержневая корневая система характерна для растений:

а) одуванчика и подорожника;

б) подорожника и лопуха;

в) лопуха и одуванчика;

 г) все ответы верны.

6.СЛАЙД № 24. Какой тип корневой системы у цикория и овса? Фасоли и одуванчика?

V. Подведение итога урока

Сегодня на уроке мы узнали, что существует три вида корней: главные, боковые и придаточные. Главные корни развиваются из зародышевого корешка семени. Боковые  корни растут от главного, а придаточные от стеблей, листьев.

Мы познакомились с типами корневых систем: стержневая и мочковатая.  Цветковые растения класса однодольные имеют мочковатую корневую систему, а класса двудольные – стержневую.

СЛАЙД № 25. На следующих уроках мы узнаем, по каким признакам можно еще определять принадлежность растений к классу однодольные и двудольные. Узнаем о том, как японцы могут выращивать сады на подоконниках, развивая искусство бансай. Их растения имеют высоту 40-60 см., хотя нередко достигают возраста 100-120 лет!

Выставление и комментирование  оценок, благодарность учащихся за работу на уроке. СЛАЙД № 26

VI. Домашнее задание: СЛАЙД № 27

§ 13, вопросы к параграфу

Методическая литература:

  1. Илларионов Э.Ф. Биология 6 (7) класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.
  2. Игошин Г.П. Уроки биологии в 6-м классе. Развернутое планирование. Ярославль: Академия развития, 2002.
  3. Марина О.С.  и др. Биология: Раздел “Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”: Методическое пособие для учителя. М.: Издательский дом “ГЕНЖЕР”, 2001.
  4. Лебедев С.Н. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. М. «Глобус», 2009.

Научно-популярная литература:

  1. Трайтак Д.И. книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся.

М.: Просвещение, 1978.

  1. Наглядный словарь. Растения. М.: Слово, 2001.
  2. А.А. Федоров и др. Жизнь растений том I , М. Просвещение, 1980

nsportal.ru

План-конспект урока по биологии (6 класс) на тему: Виды корней. Типы корневых систем.


Технологическая карта урока

Предмет  Биология.  Класс 6.

Базовый учебник Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. В.В. Пасечник.

Тема урока: «Виды корней. Типы корневых систем».

Цель урока: Изучить виды, типы корневых систем.

Задачи урока: Знать: изучить функции корня. Узнать виды корней и типы корневых систем.

Уметь: распознавать виды корней и типы корневых систем.

Владеть: организация поиска информации в различных источниках. Учиться делать выводы по результатам лабораторной работы.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

 Необходимое оборудование: Демонстрационное. 1. 1. Презентация по теме « Виды корней. Типы корневых систем»

2. Комнатные растения в цветочном горшке. 3. Комнатное растение с корневой системой, выросшей в водном растворе.

Раздаточное:  гербарий растений со стержневой  и мочковатой корневой системой; карточки с заданиями.

Дополнительная литература: 1.Энциклопедия для детей. Т.2 Биология – 5-е изд.,

2. Ботаника\ред. Группа 6 Г. Огуреева,  И.Микляева, С. Мирнова – М.:Мир энциклопедий Аванта +, 2008. – 96с.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент.

Учитель приветствует ребят, настраивает на урок. Сообщает девиз урока. Какую большую тему мы начали изучать? С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?  

Дети приветствуют учителя. Обсуждают девиз урока. Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные:

излагают свое мнение

2

Актуализация знаний.

Учитель выдаёт тест, где нужно выбрать верные утверждения. После выполнения теста предлагает осуществить взаимопроверку в парах, оценить в соответствии со шкалой представленной на слайде.

После выполнения проверки  предлагает ребятам поднять руки  у кого оценка. «5»,»4»,»3».

Дети выполняют тест, обмениваются в парах, осуществляют взаимопроверку в соответствии со шкалой представленной на слайде. Выставляют друг другу оценки, подняв руку сообщают учителю о результатах своей работы.

Познавательные:

анализируют  информацию

Коммуникативные: взаимодействуют в паре, принимают позиции другого.

Личностные:

Аргументируют, оценивают свои и чужие поступки

3

Постановка темы и цели урока.

Учитель предлагает выслушать стихотворение, которое читает наизусть ученица. Предлагает подумать над такими вопросами. Какова главная мысль стихотворения?   О каком органе цветкового растения идёт речь?

Учитель: Сегодня нам предстоит заглянуть туда, куда мы заглядываем достаточно редко. У окружающих нас растений обычно мы видим только их надземную часть – побег. Но ведь у растений под землей тоже есть органы.

Учитель: Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока?

Учитель: Тема нашего урока: «Виды корней. Типы корневых систем».

Учитель: Исходя из темы урока, давайте поставим цели урока.

Учитель: Чтобы достичь этой цели нам нужно выполнить несколько задач.

 Учитель предлагает прочитать задачи.

Слушают стихотворение и думают над вопросами, представленными на слайде. После чтения стихотворения отвечают на вопросы.

Рассматривают  комнатное растение в цветочном горшке.

Ребята высказывают своё мнение.

Познакомиться с видами и типами корневых систем

Читает ученик задачи на слайде.

Коммуникативные:

излагают свое мнение

Познавательные:

анализируют информацию

Регулятивные:

оценивают степень и способы достижения цели. Определяют проблему, выдвигают версии.

4

5

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Динамическая пауза.

Учитель: Кто-нибудь из вас пытался заглянуть в цветочный горшок?

Давайте с вами совершим маленькое путешествие (демонстрация комнатного растения в банке с водой). Посмотрите, как много корней  даже у такого маленького комнатного растения.

 А представьте, как много корней окружающих нас растений сокрыто от наших глаз.

Учитель предлагает выслушать сообщение о длине корней и сделать вывод.

Учитель: Беседа с классом: где вы ещё могли слышать слово “корень”?

Учитель: Как вы понимаете выражение: “Пустить корни”, “Покраснеть до корней волос”, “Уезжать нам некуда, наши корни здесь!”?

Учитель: Ребята, сегодня мы работаем в группах. Выберите руководителя и распределите, кто будет отвечать по плану.  Всю информацию, которую мы узнаем о теме корень, мы поместим на схеме.

Учитель: Пододвиньте к себе схему, и посмотрите, какие части этой схемы мы заполним сегодня на уроке, выберите тему в группе.

Учитель: Каждая группа будет работать по своему плану, который ребята видят на слайде.

После работы учитель вызывает ребят из каждой группы к доске и заслушивает вместе с остальными учениками их выступления.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся рассматривают комнатное растение с корневой системой в баночке с водой.

Ребята выслушивают сообщение. Делают вывод.

Русский язык: корень – основная часть слова.

Математика: корень уравнения.

Биология: часть волоса, зуба, ногтя.

Остаться в деревне, завести семью, стыдно.

Организация групповой работы, выбор руководителя, ответственных за заполнение схемы, обговаривают обязанности.

Изучают схему и выбирают необходимые части схемы.

1.Функции корня.

2.Виды корней.

3.Типы корневых систем.

Руководитель группы сообщает, какую часть схемы они выбрали для изучения. Учащиеся  работают в группе по плану, с учебником и дополнительной литературой.

Заслушивают выступления групп и самостоятельно заполняют схему.

Коммуникативные:

излагают свое мнение, организуют работу в группе.

Познавательные:

Анализируют информацию, выделяют главное, классифицируют информацию

Регулятивные: работают по плану, сверяясь с целью, заполняют схему, слушают друг друга .

6

Применение теоретических положений.

Проблемный вопрос.

Учитель: Ребята, мы с вами все на огородах выращиваем овощи.

Ребята, у меня возник такой вопрос.  При выращивании  капусты, томатов а особенно картофеля широко применяют окучивание, т.е  присыпают землёй нижнюю часть стебля. Зачем это делают?

Учитель: Ребята, давайте вернёмся к задачам нашего урока. С какими задачами мы уже справились?

Обдумывают вопрос и обсуждают его в группе, используя свой жизненный опыт.

Ребята вспоминают задачи урока и обсуждают с какими задачами они уже справились.

Коммуникативные:

излагают свое мнение, выслушивают мнение друг друга.

Познавательные:

анализируют, обобщают.

Регулятивные:

оценивают степень и способы достижения цели.

7

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

 Предлагает выполнить лабораторную работу. Для того чтобы научиться различать типы корневых систем выполните небольшую лабораторную работу. «Стержневая и мочковатая корневые системы»

 Работать будете по плану.

Выполняют лабораторную работу в рабочей тетради №63 стр. 34.

Руководитель группы зачитывает вывод.

Познавательные:

анализируют, обобщают, классифицируют информацию.

Коммуникативные:

излагают свое мнение, работают  в группе.

8

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Учитель предлагает каждой группе оценить свою  работу по  критериям от 1 до 5 баллов, которые они видят на слайде.

Ребята оценивают работу  своей группы, высказывают своё мнение.

Коммуникативные:

излагают свое мнение

Личностные:

аргументировано оценивают свои и чужие поступки.

Коммуникативные:

уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.

9

Обобщение усвоенного.

Учитель: Вам дана таблица, соотнесите понятие с определением.

 Самопроверка по слайду.

Самостоятельно заполняют таблицу, осуществляют самопроверку по слайду.

Личностные:

аргументировано оценивать свои и чужие поступки

Познавательные:

анализируют, обобщают, классифицируют информацию

10

11

12

Домашнее задание.

Итог урока

Рефлексия

Сообщает домашнее задание, предлагает выбрать каждому ученику более приемлемый вариант.

Учитель предлагает вернуться к цели  урока и подумать достигнута ли она.

 

Учитель предлагает продолжить понравившееся предложение.

Я узнал.. Я научился…Мне понравилось… Мне захотелось…

Учитель слушает детей и узнаёт мнение детей, благодарит за работу.

Ученики знакомятся с домашним заданием, выбирают более понравившееся  и  записывают его в дневник.

Высказывают своё мнение.

Ребята выбирают предложение и дополняют его.

Личностные: осознанный выбор, анализ уровня освоения изученного.

Коммуникативные:

излагают свое мнение

Самоанализ урока

          Урок биологии в 6 классе, который вы посмотрели,  входит в раздел  «Строение и многообразие покрытосеменных растений ». Тема урока «Виды корней и типы корневых систем ».  Цель урока: Изучить виды, типы  корневых систем

Задачи урока:

 —   создать условия для самостоятельной деятельности ребят по изучению функций корней их видов и  типов корневых систем, показать значимость корневой системы для растения, учить применять полученные знания на практике,

— формировать универсальные учебные действия:

через организацию  поиска информации в различных источниках;

через включенность каждого ученика в работу группы.

через обмен  опытом  между обучающимися

через осуществление самоконтроля

Тип урока: урок  открытия новых знаний.      

                Урок построен  в соответствии с программными требованиями по технологии развивающего обучения. Старалась учесть требования предъявляемые к уроку  в  условиях перехода к ФГОС второго поколения. Пыталась использовать системно- деятельностный  подход.

  I этапа урока – это  мотивирование  к  учебной  деятельности. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. Для  этого я  использовала девиз урока  «Поменьше учителя – побольше ученика»,  в процессе объяснения которого  ребята  настроились на продуктивную учебную деятельность.

II этап урока – Контроль знаний  по  теме «Строение семян», т.к. она важна для усвоения будущего материала . Цель контроля – коррекция  знаний. Проводилась в форме теста «Верю  — не верю», где были  даны задания на поиск ошибок в рассуждениях, что является приёмом частично-поискового метода  обучения. Для  проверки применялся самоконтроль.

III этап урока – актуализация  и  целеполагание.  Для решения задач  этого этапа  использовала  стихотворение, с помощью которого ребята сами определили  объект  изучения, вместе со мной согласовали  тему  урока, включились  в процесс  формулирования задач урока. На этом этапе  мною использована форма работы – беседа.

IV этап урока – открытие новых знаний,   Была организована самостоятельная работа в группах  по  изучению нового материала, ребята сами  выбрали   что  они  будут изучать, это важно для развития познавательного интереса обучающихся. В каждой группе есть лидер, который организует  взаимодействие в группе, направляет работу, принимает  участие   при  оценке деят-ти  группы  и каждого участника.  Для  работы они использовали различные источники информации:  учебник, энциклопедии.Для систематизации  материала  я  предложила  схему.  

 V этап урока – Лабораторная работа.  Цель её  учить детей применять знания на практике, делать выводы  по результатам исследования.  Для  показа значимости  полученных знаний  и связи  их с  жизнью , а также их применения в новой ситуации применила проблемный вопрос  «Зачем окучивать картофель?»  

Следующий этап – Первичное закрепление.  Цель : проверить усвоение  понятий.  Учащиеся самостоятельно выполнили задания нового типа  и провели самопроверку , сравнивая с эталоном

  Рефлексия   учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе обратила внимание на  новое содержание, была организована рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности . Я использовала  приём  закончи предложение.

Домашнее задание дано на выбор.  В течение всего урока  я обращала внимание на задачи урока. Это необходимо для удержания цели урока и анализа её реализации.

 Для   формирования коммуникативных учебных действий, и  навыков контроль-оценочной деятельности    я  предусмотрела  самооценку  деятельности групп по критериям: умение  находить нужную информацию в учебнике и др. источниках,  умение делать выводы по результатам практической деятельности, умение сотрудничать.

  коммуникативные универсальные учебные действия формировались  в процессе работы в группах, ребятам  приходилось:    договариваться, находить общее решение,   убеждать, уступать, аргументировать,  

Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех этапах  урока:

  1. — прием «Верные – неверные утверждения» —  
  2. Стадия рефлексии – прием «Закончи фразу»

На этапе изучения нового материала развивались

  • общеучебные умения:   структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить  высказывание;
  • логические:   анализ текста, выбор оснований, логические связи и  .

В течение всего урока  формировались регулятивные универсальные учебные действия

  • прогнозирование темы урока
  • целеполагание урока
  • волевая саморегуляция при самостоятельной работе
  • осознание качества и уровня усвоения учебного материала

  Я думаю, что выбранные мною методы и приемы  соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

             На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.

                Способы взаимодействия  продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку  мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся (класс среднего   развития).

                     

        

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *